• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Авиационный научно-технический комплекс им.Антонова основан в 1946 году как Опытное конструкторское бюро (ОКБ-153) на Новосибирском авиационном заводе выдающимся авиаконструктором Олегом Антоновым. Летом 1952-го бюро переехало в Киев.

    На ГП Антонов реализуется полный цикл создания современного летательного аппарата. Квалифицированный коллектив, конструкторское бюро, комплекс лабораторий, экспериментальный завод и испытательный комплекс позволяют решать различные задачи по разработке и сертификации самолетов, взаимодействовать с производителями всех типов самолетов Антонова.

    Основными подразделениями ГП Антонов являются:

    Опытно-конструкторское бюро по проектированию, перспективным и экспериментальным исследованиям, сертификации, сопровождению серийного производства и эксплуатации;

    Опытное производство, основной задачей которого является изготовление экспериментальных образцов авиационной техники;

    Летно-испытательная и доводочная база, предназначенная для проведения летных испытаний, доработки и сертификации самолетов, а также для обучения летного и технического персонала;

    Службы ведущих специалистов по проектам.

    В состав ГП Антонов также входят авиатранспортное подразделение – Национальный авиаперевозчик авиакомпания Авиалинии Антонова, которая обеспечивает доставку различных грузов по всему миру, и филиал Серийный завод Антонов (бывший Авиант), где налажено серийное производство самолетов Антонов.

    В мае 2015 г. ГП Антонов вошел в состав ГК Укроборонпром.

    По состоянию на 2016 год на предприятии работают более 13500 сотрудников – представителей 198 профессий и специальностей, полный штат конструкторов и ученых, работающих в 35 научных направлениях, в том числе таких редких, как аэродинамика и прочность летательных аппаратов, механика, гидравлика, теплотехника, авионика, материаловедение.

    Многоцелевой самолет Ан-2, родоначальник большого семейства "Анов";

    Транспортные самолеты Ан-8, Ан-12, Ан-22 "Антей", Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-74Т, Ан-124 и Ан-124-100 "Руслан", Ан-225 "Мрiя", Ан-70, Ан-3Т, Ан-178;

    Пассажирские Ан-10, Ан-14, Ан-24, Ан-140, Ан-148, Ан-158;

    Конвертируемые грузо-пассажирские Ан-28, Ан-38-100, Ан-38-200, Ан-74ТК-100 и Ан-74ТК-200, Ан-74ТК-300;

    Специализированные: сельскохозяйственные Ан-2М и Ан-3, гидросамолет Ан-2В, самолет для аэрофотосъемки Ан-30, самолет метеозащиты Ан-30М, лесопожарные Ан-26П и Ан-32П, самолет-спасатель Ан-26М, полярный Ан-74, патрульный Ан-72П, самолет дальнего радиолокационного обнаружения Ан-71 и др.

    Кроме того, создано несколько типов планеров, дельтапланов, мотодельтапланов.

    Особую гордость авиаконструкторов составляют грузовые гиганты Руслан и Мрия, являющиеся визитной карточкой фирмы. На их счету 270 мировых рекордов. Всего же самолеты Антонов установили более 500 рекордов.

    ГП Антонов разрабатывает и строит новые опытные самолеты и модификации ранее созданных самолетов, обеспечивает их эксплуатационное сопровождение, выполняет инжиниринговые работы по повышению ресурса эксплуатируемой авиатехники, проводит обучение и переучивание летного и технического персонала, направляет высококвалифицированных специалистов для оказания помощи в освоении авиатехники и обучения национальных кадров, осуществляет на чартерной основе международные перевозки грузов, в том числе и нестандартных, участвует в международной кооперации по проектированию и производству авиатехники, занимается созданием наземных транспортных средств.

    О принятии такого постановления сообщила пресс-служба украинского Министерства экономического развития и торговли.

    Как говорится в сообщении, данное решение принято «в связи с отсутствием участников», поскольку три предприятия, которые составляли концерн, в течение 2015 года были переданы госконцерну «Укроборонпром».

    Кабинет министров Украины поручил Минэкономразвития создать комиссию по ликвидации концерна.

    Авиаконцерн «Антонов» был создан в 2005 году для объединения существующего с 1989 года одноимённого госпредприятия с производственной кооперацией киевского КБ Антонова.

    В состав концерна входили само предприятие «Антонов», а также Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и государственное предприятие «Завод 410 ГА» в Киеве.

    «Неправильный» руководитель

    Вопрос о ликвидации концерна, объединившего в себе всю мощь украинского авиастроения, доставшегося в наследство от Советского Союза, встал вскоре после государственного переворота на Украине, произошедшего в феврале 2014 года.

    С 2008 года концерн «Антонов» возглавлял Дмитрий Сергеевич Кива , доктор технических наук, академик Национальной академии наук Украины, Герой Украины. Кива всю свою жизнь посвятил авиастроению, а с 1964 года работал в КБ Антонова. Его с полным основанием можно считать учеником основателя фирмы, авиаконструктора Олега Антонова.

    Во многом благодаря усилиям Кивы, украинский авиапром, несмотря на все сложности, оставался на плаву. Однако новые власти Украины весной 2014 года приняли решение об отстранение Кивы от руководства концерном.

    Для этого было две главных причины. Во-первых, концерн «Антонов» — это то немногое, что многочисленные украинские олигархи не успели прибрать к рукам и разграбить из-за отчаянного сопротивления его главы. Во-вторых, Дмитрий Сергеевич Кива всегда был активным сторонником совместных проектов и интеграции авиапромышленных комплексов России и Украины, считая, что именно этот путь сулит прекрасные перспективы обеим странам.

    В новых условиях позиция Кивы стала крамольной, что дало лишний повод от него избавиться.

    Сделать это, однако, оказалось не так-то просто — на защиту Кивы встал весь коллектив авиаконцерна, а также многие известные на Украине люди.

    Имя тебе «Бандера»?

    Борьба растянулась на месяцы, причём в её ходе практиковались такие методы, как захват помещений и проходных предприятий людьми в масках.

    В конечном итоге новые власти нашли элегантное решение — предприятия, входящие в концерн «Антонов», просто вывели из его состава и передали «Укроборонпрому». Таким образом, прежнее руководство концерна «Антонов» потеряло возможность каким-либо образом влиять на ситуацию.

    На фоне свёртывания совместных проектов с Россией на Украине звучат громкие заявления о реализации крупных проектов с западными партнёрами. Насколько они реалистичны, покажет время. Пока же новости из жизни украинской авиации связаны со скандалами. Так, идея о народном голосовании по выбору имени нового украинского военно-транспортного самолёта Ан-178 обернулась конфузом. , в честь одиозного лидера украинских националистов, идеолога Холокоста и Волынской резни на Украине.

    В итоге в фирме «Антонов» предпочли вообще отказаться от нового названия, сохранив в международной классификации наименование Ан-178.

    Ан-178. Фото: Commons.wikimedia.org

    «Украинскую гордость» создавал в Сибири уроженец Подмосковья

    Несмотря на то, что фирму «Антонов» в постсоветский период позиционировали как «гордость Украины», она является чисто советским продуктом, само возникновение которого связано с амбициями СССР как ведущей мировой державы.

    Легендарное КБ родилось вовсе не на Украине. Его отец-основатель Олег Константинович Антонов, 110-летие со дня рождения которого будет отмечаться 7 февраля, является уроженцем деревни Троица Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии.

    Юность Олега Антонова прошла в Саратове, где он и сконструировал свой первый планер. С 1933 года Антонов работал главным конструктором планерного завода в Тушино, а в 1938 году стал ведущим инженером КБ Яковлева.

    В 1943 году Антонов стал 1-м заместителем конструктора Яковлева , а в 1946 году возглавил предприятие в Новосибирске, на базе которого было образовано опытно-конструкторское бюро ОКБ-153. Главным конструктором нового КБ стал Олег Антонов. ОКБ-153 получило задание на разработку самолёта для нужд сельского хозяйства.

    Олег Константинович Антонов, 1976 г. Фото: РИА Новости

    Первый испытательный полёт самолёта Ан-2 состоялся 31 августа 1947 года. Новому самолёту была суждена долгая и славная жизнь. Он был занесён в Книгу Гиннесса как единственный в мире самолёт, серийный выпуск которого продолжался более 60 лет.

    Вскоре в Новосибирске, где КБ Антонова делило площади с другими авиастроителями, новой фирме стало тесно. Летом 1952 года КБ переехало в Киев, где на местном авиазаводе было налажено серийное производство Ан-2.

    В ту пору никому не могло прийти в голову, что когда-то одну большую страну будут рвать на части, а выдающегося советского авиаконструктора Антонова начнут превращать в «гидность» Украины.

    Олег Константинович Антонов и самолёты его конструкции на марках Почты России 2006 года. Фото: Commons.wikimedia.org

    Сделано в СССР

    Советская история КБ Антонова богата на достижения. На предприятии создавались пассажирские и транспортные самолёты, которые не имели аналогов в мире.

    Под руководством Олега Антонова, в частности, были созданы самый большой в мире турбовинтовой самолёт Ан-22 «Антей» и тяжёлый дальний транспортный самолёт Ан-124 «Руслан».

    «Руслан», ставший последним детищем Олега Антонова, по сей день носит звание крупнейшего в мире серийного грузового коммерческого самолёта. Ан-124 установил десятки мировых рекордов; самолёты этого типа занимаются перевозкой уникальных грузов, которые не под силу ни одному другому лайнеру в мире.

    Под руководством пришедшего на пост генерального конструктора после смерти Антонова Петра Балабуева был создан транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности Ан-225 «Мрия», который является самым большим самолётом в мире.

    Изначально самолёт разрабатывался для транспортировки советского космического корабля многоразового использования «Буран». Однако, благодаря тому, что за основу конструкции был взят Ан-124 «Руслан», «Мрия» получила качества многоцелевого самолёта, который способен перевозить различные крупногабаритные и сверхтяжёлые грузы.

    Великая история КБ Антонова закончилась вместе с великой страной. Как уже говорилось, главной задачей фирмы в постсоветскую эпоху была борьба за выживание. Советские самолёты-гиганты нынешней Украине ни к чему.

    Но сегодня вопрос стоит иначе: а нужна ли вообще Украине собственная авиапромышленность? Или власти устроит её сохранение в качестве ремонтной базы для военной авиации НАТО, нацеленной на Россию? Ликвидация концерна «Антонов» представляется шагом именно в этом направлении.

    Данное соглашение между украинскими и североамериканскими самолётостроительными компаниями о начале поставок из США дефицитных комплектующих и о создании совместного производства стало результатом достаточно долгих переговоров, которые с наибольшей активностью шли весь прошедший июль.

    По сообщениям международных информационных агентств, Александр Донец, очередной (уже четвёртый за последние три года) руководитель КБ им. Антонова, заявил о том, что начало сотрудничества с американской стороной позволит вывести предприятие из глубокого кризиса, в котором данная корпорация оказалась из-за разрыва экономических связей между Украиной и Россией.



    Украинский Ан-178 готовится совершить посадку во время международного авиакосмического салона в Ле-Бурже

    По словам А. Донца, базовое совместное производство будет находиться на территории Украины, в Гостомеле, и благодаря этому будет решена проблема тех комплектующих, дефицитных материалов и пр., какие в текущий период украинской компании оказалось невозможно получить от российских поставщиков.

    Известное в советский период КБ им. Антонова разработало несколько десятков моделей различных транспортных самолётов, включая знаменитые сверхтяжёлые «Руслан» и «Мрия». Однако после 2005 года корпорация отказалась от разработки новых моделей, а в 2015 году остановилось и производство.


    Украинские транспортные самолёты Ан-178 и сопровождающий его Ан-158

    Украинские авиапромышленники планируют благодаря североамериканской помощи начать выпуск таких самолётов, как Ан-158, Ан-178 и иных, которые будут поставляться (конечно, в случае успешного развития данного СП) на рынки преимущественно стран Передней Азии.

    Предприятие «Антонов» надеется не только на широкое участие в совместном проекте американских авиастроителей, но планирует войти со своими разработками на международный и даже североамериканский рынок воздушных судов. В частности, украинцы планируют, что их Ан-77 (созданный на базе так и не пошедшего в серию украино-российского Ан-70) сможет занять промежуточную нишу между такими моделями, как Lockheed C-130 «Hercules» (грузоподъёмность 21 т) и Boeing C-17 «Globemaster III» (грузопод. 78 т).

    Также определённые надежды украинские авиастроители возлагают на созданные без российских комплектующих Ан-178 (прошедший лётные испытания в мае 2015) и на Ан-134Д (представленный «Укроборонпромом» в июне 2017 на авиасалоне в Ле-Бурже).


    Вид изнутри кабины пилотов в Ан-178

    Однако в реальности, по мнению ряда российских военных экспертов, украинские воздушные суда ни европейским, ни североамериканским самолётостроительным корпорациям не нужны, так как, по большому счёту, они являются их прямыми конкурентами.

    В последнее время о заинтересованности в приобретении Ан-178 заявляли такие страны, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Азербайджан и даже ВВС Ирака (по вероятно случайному совпадению все эти государства – союзники США), а также… Китай. Однако пока автору неизвестно об экспортных поставках из Украины данных самолётов в какие-либо иные государства, главной причиной чего является отсутствие комплектующих, необходимых для возобновления их выпуска.

    Правительственное постановление от 26 января утвердило ликвидацию авиастроительного концерна «Антонов». На многих жителей Украины и всего постсоветского пространства этот документ произвел удручающее впечатление, несмотря на многочисленные пояснения о том, что на самом деле практически ничего не изменилось. Реальную дату краха украинского самолетостроения определить трудно, но он точно произошел не в 2016 году, а намного раньше. Это происходило постепенно, шаг за шагом, а в последнее время процесс просто стал лавинообразным.

    Былая слава

    Концерн «Антонов» за последние пару десятилетий многократно менял свой статус и даже название. Фамилия Генерального конструктора, тем не менее, оставалась неизменной почти всегда. Олег Константинович стал киевлянином в начале пятидесятых годов двадцатого века, до того он жил и работал в Новосибирске, был первым заместителем Сергея Яковлева и создателем талантливого коллектива, первым достижением которого стала знаменитая «Аннушка» Ан-2 (1946). За время своего существования КБ под руководством О. К. Антонова разработало более ста моделей и модификаций различных пассажирских и транспортных самолетов, многие из которых бороздят и поныне небо всего мира. Эти аппараты разнообразны как по назначению, так и по физическим размерам, некоторые миниатюрны, другие огромны. Бюро обладало собственным стилем, его проекты символизируют потрясающую надежность и высокую экономичность. За время украинской независимости вся эта былая слава исчезла, словно развеянная ветром.

    «Все по-прежнему!»

    Как сейчас поясняют представители правительственных кругов, госпредприятие «Антонов» существует. Это не ликвидация, а реструктуризация. Более того, народ пытаются убедить, что реорганизация пошла на пользу самолетостроителям, они просто избавились он некой «надстройки», только тяготившей их. Теперь завод и КБ будут заниматься все тем же, чем и прежде. Правда, оптимистично настроенные аналитики уточняют, что производиться будет другая продукция, а именно какие-то противотанковые ракеты, а возможно, даже беспилотные летательные аппараты. Конструкторы «Антонова» этими проектами, насколько известно, ранее не занимались, это для них дело новое, поэтому речь может идти об отверточной сборке или выполнении зарубежных заказов, и не очень масштабных (не отнимать же работу у собственных фирм). О строительстве отечественных самолетов речь даже не идет.

    Когда был убит «Антонов»?

    По официальной версии концерн «Антонов» расформирован по причине отсутствия участников. Все правильно, на то он и концерн, чтобы включать в себя несколько предприятий одного профиля. Они до недавнего времени были, производственное объединение состояло из самого госпредприятия ГП «Антонов», Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) и Завода № 410 Гражданской авиации. Дела концерна обстояли не очень хорошо, но поводы для сдержанного оптимизма все же были. Надежды возлагались на совместное производство военно-транспортных и пассажирских самолетов в кооперации с российскими фирмами и заводами. Они рухнули вскоре после «революции достоинства», называемой в просторечье Майданом. Все три завода были переданы "Укроборонпрому" в 2015 году. Собственно, именно тогда «Антонов» и прекратил свое существование фактически, а юридически это оформили только теперь.

    Украинские концерны

    Разрушительные процессы в украинском авиапроме начали происходить уже в 1991 году, но тогда на них никто внимания не обращал. Кризис был системным, после распада страны самолеты перестали строить практически на всей территории бывшего СССР, и сравнивать было не с чем. Концерны на Украине начали создаваться в 2004 году и, по замыслу, призваны были повысить качество управления, сделать предприятия, входящие в них, более эффективными. Идея эта продемонстрировала на практике нежизнеспособность. Как поясняют сегодняшние украинские аналитики, все дело было в кадрах, старых, еще советских. Директора концернов обладали характером, расчетливостью и проявляли амбициозность. Они хотели сами распределять бюджет и вести переговоры. Какой ужас! Им, конечно же, этого не позволили.

    Сотрудничество с Россией

    Вторая по значению после кадровой беда состояла в недостатке денег. Концерн «Антонов» обеспечивал валютную выручку от экспортных контрактов, но, увы, поставки шли не в «нормальные» страны вроде США или Бенилюкса, а опять же в Россию. Боле того, продукция частично производилась там же, в Казани. Эту зависимость терпели долго, но ей положила конец «революция достоинства», хотя и ранее сотрудничество испытывало кризисы. По различным, в том числе и политическим, но чаще все же техническим причинам российское Министерство обороны то отказывалось от проектируемых в Киеве "Анов", то требовало их доработки согласно своим требованиям. Нет, чтобы брать, что дают, смотрят-перебирают… В конечном счете, армия РФ остановила свой выбор на «Ильюшиных» 76МД-90А и 112. Так надежнее. Контракт на семьдесят миллиардов, которые можно было получить за большую партию самолетов "Ан-70", сорвался. Виновата, конечно же, Москва. Но совместные работы продолжались, и было ясно, что кроме как России, украинские аэропланы никому не были нужны. Более того, они представляли потенциальную конкуренцию западным авиапроизводителям, а потому даже само существование «Антонова» для них стало нежелательным.

    Новые кадры

    Интересны и кадровые перестановки, предшествовавшие ликвидации концерна. Заявление «по собственному желанию» написал заместитель министра экономразвития Р. Корж, занимавшийся авиапромом. Это было 20 января, а за день до этого ГП «Антонов» возглавил некий М. Гвоздев. Он руководил в Хмельницкой области избирательным штабом блока Петра Порошенко. В общем, человек проверенный, сознательный и настоящий патриот. Примерно такой же, как Олег Свинарчук (он же Гладковский), возглавивший тогда же Межведомственную комиссию по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю, бывший ранее деловым партнером нынешнего президента по кондитерской части. Ну а по поводу политических убеждений руководителя "Укроборонпрома" Романа Романова вообще никаких сомнений быть не может, у него «до революции» был небольшой автосалон.

    Конец

    После разрыва всех видов технического сотрудничества с Российской Федерацией концерн «Антонов» был обречен на практически немедленное усечение головы. Не помогли никакие пикеты рабочих, пытавшихся отстоять своего директора, как и экономические выкладки, доказывающие пагубность взятого руководством страны внешнеполитического курса. Сколь бы то ни было технологически сложной продукции в Украине не может остаться в принципе, Западу конкуренция не нужна. Оставшиеся производственные мощности могут быть использованы в интересах транснациональных корпораций и авиапроизводителей. Иными словами, какие-то резиновые шланги или прокладки для топливных систем «Боингов» и «Аэробусов», может быть, и разрешат делать, кое-кого из лучших инженеров возьмут на работу, а все остальное вряд ли. С испытательных полос опытных аэродромов больше не взлетит ни один «Ан».

    И еще…

    Развал украинского авиапрома был бы не столь сокрушительным, если бы у Запада оставалась надежда на окончательную и бесповоротную переориентацию экономики этой страны в его сторону. Однако неспособность Киева решить свои проблемы, несмотря на оказываемую ему масштабную политическую и экономическую поддержку, не дает стопроцентной гарантии в этом. Недовольство народа проводимыми реформами может вылиться в очередной Майдан, после которого граждане опять наутро проснутся в совсем другой стране. В какой именно? Никто не знает… Остается только одно - рушить все. А там реальные руководители страны посмотрят…

    Антонов А. Антонов, Александр Степанович (1889 1922) российский политический деятель начала XX века, активный участник Тамбовского восстания в 1918 1921 годах. Антонов, Александр Степанович (1889 1919) анархист Алексей Иннокентьевич Антонов (15… … Википедия

    Фамилия. Известные носители: Антонов Овсеенко, Антон Антонович (11 марта 1962, Тамбов) советский и российский журналист и медиаменеджер. Антонов Овсеенко, Антон Владимирович (23 февраля 1920, Москва) советский и российский историк, писатель,… … Википедия

    Антонов Леонид Александрович Дата рождения: 10 (23) марта 1909(1909 03 23) Дата смерти: 4 августа 1985(1985 08 04) (76 лет) … Википедия

    Характеристика Длина 21 км Бассейн Карское море Водоток Устье Коргон · Местоположение 18 км по правому берегу Расположение … Википедия

    АНТОНОВ Олег Константинович - (1906 1984) Советский авиаконструктор, академик АН СССР (1981), Герой Соц. Труда (1966). Антонов — один из основателей советского планеризма. В юношеские и студенческие годы разработал учебные планёры ОКА I, 2, 3, «Стандарт 1, 2»,… … Военная энциклопедия

    Владимир Александрович (1883 1939) старый революционер; до 1917 года формально не был членом большевистской организации, хотя в эпоху войны был главным организатором и основным сотрудником интернационалистских газет Голос, Наше Слово и Начало в… … 1000 биографий

    - (р. 19 февраля 1945, Ташкент), российский эстрадный певец и композитор. Народный артист России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. В 1964 окончил музыкальное училище в Белоруссии по специальностям вокалист и инструменталист. Затем … Энциклопедический словарь

    Антонов, Семён: Антонов, Семён Михеевич (1919 1993) Герой Советского Союза. Антонов, Семён Сергеевич (р. 1989) российский баскетболист … Википедия

    Антонов Олег Константинович Энциклопедия «Авиация»

    Антонов Олег Константинович - О. К. Антонов Антонов Олег Константинович (1906—1984) — советский авиаконструктор, академик АН СССР (1981), Герой Социалистического Труда (1966). А. — один из основателей советского планеризма. В юношеские и студенческие годы… … Энциклопедия «Авиация»

    Книги

    • Управление рисками организации: Уч. пос. / Г. Д. Антонов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 153 с.-(ВО. Бак.) , Антонов Г. Д., Иванова О. П., Тумин В. М.. Управление рисками организации: Уч. пос. / Г. Д. Антонов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 153 с.-(ВО. Бак.)…
    • Аудиокн. Метро 2033. Антонов. Непогребенные , Антонов. "Метро 2033"Дмитрия Глуховского - культовый фантастический роман, самая обсуждаемая российская книга последних лет. Тираж - полмиллиона, переводы на десятки языков плюс грандиозная…