• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Не было случая, чтобы нарт Бадыноко, охотясь, не попадал в цель, упускал добычу. Но случилось однажды так, а это было еще до того, как он стал охотиться вместе с Сосруко, - что возвращался Бадыноко с охоты без добычи.

    Вдруг выбежала на лесную тропинку дикая коза. Ее серая шерсть блестела на солнце. Ничто не уходило от стрелы Бадыноко из того, что замечали его глаза. Бадыноко пустил стрелу. Коза упала. "Убил”, - подумал Бадыноко. Он спешился, привязал поводья к луке седла и подошел к козе. Но коза вскочила и побежала. Бадыноко снова пустил ей вдогонку стрелу. Коза снова упала, а когда Бадыноко подошел к ней, она вскочила и побежала.

    Бадыноко рассердился, пустил стрелу в третий раз, но и в третий раз коза от него убежала. Охотник сел на коня и погнался за козой. Дотемна преследовал он козу, но настичь ее не смог. Давно уж был позади лес, началось нартское селение. Коза вбежала в чей-то двор и пропала. Вслед за ней въехал во двор Бадыноко.

    На топот коня вышел из дому хозяин. Он был однорук. Кто из нартов не знал Бадыноко, оборонившего Страну Нартов от нашествия чинтов? Не удивительно, что узнал его и этот однорукий нарт. Он сказал:

    Добро пожаловать, Бадыноко, ты - желанный гость!

    Пусть умножится число твоих гостей, - отве тил Бадыноко. - Хочу зайти к тебе.

    Заходи, славный витязь, в мой дом. Я -нарт, зовут меня Хагур.

    Хозяин пригласил Бадыноко в кунацкую, а домочадцам приказал зарезать для гостя быка. Бадыноко не стал есть. Он сразу лег, но долго ворочался, не мог заснуть.

    Утром, когда он проснулся, ему принесли напитки и яства, но гость не стал ни пить, ни есть. Он открыл дверь, чтобы выйти, но на пороге стоял Хагур. В его единственной руке блестел обнаженный меч.

    Бадыноко, ты не уйдешь без битвы, - сказал Хагур.

    Что я тебе сделал? - удивился Бадыноко.

    Почему ты погнушался моим угощением? По чему не спал всю ночь? Разве мое угощение, моя кунац кая недостойны тебя? - рассердился хозяин.

    Бадыноко сказал:

    Положи свой меч, не будем ссориться. Я рас скажу тебе, почему я не мог ни есть, ни пить, ни спать.

    И Бадыноко рассказал Хагуру об удивительной козе, которая трижды была пронзена его стрелами и трижды оживала.

    Ничего не уходило от моей стрелы из того, что замечали мои глаза, - пожаловался Бадыноко. - А эта коза ушла от трех стрел, вбежала в твой двор и пропала. Вот почему я опечален, не могу ни есть, ни пить, ни спать.

    Как можно горевать из-за того, что не удалось убить козочку? - воскликнул Хагур. - Разве это горе? Я вот испытал настоящее горе, однако же ем, и пью, и сплю.

    Какое горе ты испытал? - спросил гость.

    Нас было семеро братьев-нартов, - начал Ха гур. - Прослышали мы: место, что зовется Черным Ов рагом, кишмя-кишит дичью. Хотя это место слыло опасным, мы отправились туда на охоту. Черный Овраг был глубок, - нам казалось, будто мы блуждаем по седьмому дну земли. Мы достигли подножья горы, но даже вершина ее не достигала земли, тонула в овраге. У подножья горы лежал великан. Единственный его глаз мерцал посредине огромного лба. Одноглазый забав лялся тем, что бросал на вершину горы могучие скалы - абра-камни, а когда скалы летели вниз, он подкидывал их вверх своими пятками. Стадо овец паслось вокруг великана. Вдали виднелась пещера.

    Увидев великана, мы, семеро братьев, испугались, но обратиться в бегство сочли для себя позором. Мы приблизились и произнесли вежливое приветствие. Одноглазый, не повернув головы в нашу сторону, сказал:

    Вы мне пригодитесь. Разведите в моей пещере огонь. Принесите котел воды. Выберите из стада шесть курдючных овец, освежуйте их и сварите. Я вернусь, когда вдоволь наиграюсь. Тогда и поужинаю.

    Что нам было делать? Пошли мы к пещере. Вход в нее был завален абра-камнем. Как мы ни старались, а сдвинуть его не могли. Оглянувшись, мы увидели котел, висевший над очагом: очаг стоял у входа в пещеру. Но нехватило у нас сил снять котел. Решили мы хоть огонь развести, нарубить дров. На земле лежал топор великана. Нас было семеро, но мы не могли его поднять. Я сказал:

    Ничего у нас не выходит. Попробуем хоть овец поймать.

    Мы пошли к стаду, но овцы разбежались, ни единой не удалось нам поймать, не то что шестерых.

    Когда великан вернулся и увидел, что мы не исполнили его приказа, в его единственном глазу вспыхнула злобная радость. Не говоря ни слова, он пригнал своих овец, кончиком мизинца отодвинул могучий абра-камень, загнал в пещеру все стадо, потом загнал и нас в пещеру и завалил за нами вход абра-камнем. Зная, что мы теперь не выберемся из пещеры, он, не торопясь, нарубил дров, развел огонь, набрал воды в котел, повесил его над очагом, а мы смотрели на него, и в глазах у нас был такой же страх, как в глазах овец.

    Когда одноглазый отодвинул абра-камень и вошел в пещеру, чтобы зарезать овец, братья мои испугались и, "все шестеро, выбежали из пещеры. Но великан побежал за ними, легко их поймал и убил, проклятый, всех шестерых убил на моих глазах.

    Великан снова пошел в пещеру, поймал трех овец, вывел их, зарезал, освежевал, положил в котел, сварил и съел их в один присест. Запив мясо жирным наваром, он уснул.

    А я не мог уснуть. Долго я думал, как мне спастись. Утром я решил: "Будь что будет, а выколю единственный глаз чудовища. Пусть убьет меня великан, но в такой смерти есть мужество”.

    Так я и сделал: обнажил меч, подкрался к спящему великану и выколол его единственный глаз. Великан взвыл от боли. Он ударил абра-камень ногой с такой яростью, что камень взлетел в небо, упал и провалился сквозь землю.

    Ослепший великан стал шарить в пещере руками: он искал меня. Но я спрятался, он не нашел меня. Стал он выпускать на пастбище свое стадо, ощупывая каждую овцу.

    Между овцами находился один длиннобородый козел. Я приметил его длинную шерсть. Я лег под козлиное брюхо, вцепился руками в шерсть. Великан ощупал спину козла. На ней никого не было. Козел вынес меня из пещеры.

    Когда великан понял, что я на свободе, он крикнул:

    Эй, нарт, победило твое счастье! Недаром гово рят, что вы, люди, умнее нас, великанов. Победил ты меня хитростью, получай за это в дар кольцо: в нем - моя сила. Ты достоин носить его.

    Великан снял с руки золотое кольцо и кинул его. Я тихо подполз к кольцу. Оно было так велико, что я надел его на руку. Но едва надел, оно стало звенеть, не умолкая. Хитрый великан погнался за мной: звон кольца выдавал меня. Что мне было делать? Я уж чувствовал позади дыхание великана. Тогда я вынул меч и отрубил руку, на которую было надето кольцо. Так и спасся, так и живу с одной рукой…

    Теперь ты понял, каково мое горе? Я потерял шесть братьев, а ты горюешь о козе!

    Выслушав Хагура, Бадыноко сказал:

    Я отомщу за твоих братьев-нартов, я принесу тебе голову слепого чудовища. Клянусь солнцем!

    Бадыноко пустился в путь и на другое утро прискакал в Черный Овраг. Он увидел пещеру. У входа горел очаг, перед очагом сидел великан с потухшим глазом. Вдали, на пастбище, топтало траву стадо овец.

    Да будет добрым твой огонь, хитрый великан!- воскликнул Бадыноко.

    Хорошо, что ты пришел, - ответил слепой иныж. - Пригодишься мне в повара.

    Исполню все, что прикажешь, - сказал Бады ноко.

    Принеси мне из стада трех самых жирных овец. Поедим и ляжем спать.

    Овцы слепого великана были быстры, как вихрь, но конь Бадыноко мчался, как молния. Нарт догнал трех самых жирных овец, принес их, освежевал, сварил.

    "Плохо мое дело, - подумал великан. - Этому малышу удалось поймать моих овец. В нем, значит, есть сила”.

    Мясо сварилось.

    Поедим, - продолжал великан. Бадыноко воз разил:

    Хочешь поесть - свари. А что я сварил, хватит только мне одному.

    Бадыноко подсел к мясу, а великан встал, взял в руки пастушеский посох с крючком на конце и, спотыкаясь, пошел к стаду. Он нащупал самых тощих овец,- жалко ему было своими руками ловить самых жирных, он был скуп, - пригнал их, разделал и сварил. Бадыноко съел трех жирных овец, а великан - трех тощих.

    Так и повелось: великан съедал каждый день трех тощих, Бадыноко - трех жирных, пока они не поели все стадо. Тогда Бадыноко предложил чудовищу:

    Давай поиграем, поборемся, вгоним в землю друг друга.

    Великан испугался, но сказал:

    Я непрочь. Первая хватка - твоя, малыш!

    Если рвану, то вот так! - крикнул Бадыноко и, подняв великана, вогнал его в землю по колени.

    Великан вырвался и вогнал в землю Бадыноко, но только по щиколотку. Тогда Бадыноко вогнал его по пояс. Великан вогнал нарта по колена. Тут рассердился Бадыноко и вогнал великана по самую шею.

    Теперь вырвись, великан, - сказал Бадыноко.

    Но крепко держала злобного великана справедли вая земля: не мог он вырваться.

    Сравняю все бугры на земле, - сказал Бады ноко.

    Он вынул меч и обезглавил великана. Тело чудовища осталось в земле, а голову Бадыноко привязал к седлу, сел на своего гнедого коня и помчался.

    Прибыв к Хагуру, Бадыноко спросил:

    Узнаешь его?

    Хагур поглядел на голову великана, с пустой глазницей посредине лба, и узнал голову убийцы своих братьев. Хагур подошел к Бадыноко и обнял его.

    Исполнил я свою клятву? - спросил Бадыноко.

    Исполнил, - ответил Хагур. - Я не сомневался в этом. Долго я искал нарта, который отомстил бы за моих братьев, ибо сам я не мог совершить мести: силы нехватало. Когда дошла до меня твоя слава, я подумал: "Бадыноко станет мстителем за моих братьев!” Я послал мою дочь, чтобы она привела тебя в наш дом. Коза, в которую ты трижды стрелял, и была моей дочерью. До сих пор остались на ее теле следы твоих стрел.

    Сказав так, Хагур вышел и вскоре привел в кунацкую свою дочь. Она была красивей всех тонкобровых. Хагур обнажил ее спину: три рубца увидел Бадыноко на белоснежной спине.

    Возьми ее в жены, - сказал Хагур.

    Но Бадыноко обнял однорукого нарта и сказал:

    Друг служит другу не ради дара. Нет ничего на земле выше бескорыстной дружбы. Хорошему другу оставляют все, - оставляю тебе твою смелую краса вицу-дочь. Она найдет себе нарта по сердцу. Прощай! Да будут дела твои достойны песни!

    Не я, а ты достоин песни! - воскликнул Хагур.

    И сказывают люди: Хагур и был тем нартом, кто сложил песню о Бадыноко.

    Приветствую вас, дорогие друзья! Я благодарю Бога за вас и верю, что этот день принесёт вам благословения, по мере того, как вы будете размышлять над словом, которое Бог нам сегодня даёт.

    Мы продолжаем говорить на тему о том, как служение меняет жизнь человека.

    Когда речь идёт о служении с библейской точки зрения, могут возникать различные и практические вопросы: «Какая выгода для меня от безвозмездного служения другим? Разве можно жить в этом мире, служа людям безвозмездно? Разве люди не должны жить только ради себя? Какая польза от того, что я живу ради блага других людей, а не ради себя? Кто тогда будет решать мои проблемы?»

    Мы постараемся ответить на все эти вопросы, ища мудрости в Божьем слове. Мы увидим, что Бог не ошибается, когда говорит нам, чтобы мы служили другим людям своими дарами. Божья мудрость — это самая высшая мудрость, какая только существует. Если Бог говорит нам, чтобы мы жили определённым образом, то это только потому, что Он знает, что такой образ жизни поможет нам и послужит нашему благу.

    «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божьей». (1-ое Петра 4:10).

    Позвольте Богу изменить вас посредством служения, потому что те, которые служат, никогда не останутся прежними.

    Те, которые служат Богу и людям, будут постоянно меняться, возрастать и совершенствоваться в Божьей мудрости. Через служение Бог изменит нас!

    Призыв служить Богу и людям — это призыв к изменению, росту, совершенству, плодовитости и счастливой жизни. Ответил ли ты на Божий призыв служить другим людям теми дарами, которые ты получил от Бога? Может быть, ты регулярно молишься о том, чтобы Господь изменил тебя. Я хочу сказать тебе, что об этом стоит продолжать молиться, потому что Бог меняет нас и через молитву. Однако, Бог будет менять нас не только через молитву, но и через служение. Вот, почему Бог говорит, что если мы на самом деле желаем видеть очевидные перемены в своей жизни, тогда мы должны служить друг другу теми дарами, которые мы получили от Него.

    В Библии сказано:

    «Говорит ли кто, говори как слова Божьи; служит ли кто, служи по силе ».(1-ое Пет. 4:11).

    В этом стихе речь идет о двух различных способах того, как мы можем выражать свое служение Богу и людям, — через речь (говорение) и через практические дела.

    Я могу выражать свое служение через свою речь, если мой дар связан с дарами речи или дарами откровения. Например, можно приносить другим людям откровение, ободрение, утешение и вдохновение через дары речи. Примером таких даров могут служить пророчество, проповедь, учение, наставление, консультирование и совет.

    Все то, что мы говорим, может стать способом выражения служения другим людям. Я могу служить другим через свою речь. Вот, почему написано: «Говорит ли кто, говори как слова Божьи». (1-ое Пет. 4:11).

    Слово Божье полно благодати и истины, и полезно для научения, обличения, исправления, наставления в праведности (2 –ое Тим.3:16-17). Поэтому, Бог желает, чтобы при общении друг с другом слово, которое мы говорим, было приправлено солью, благодатью и истиной.

    «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». (Колос.4: 6).

    Мы все постоянно что-то говорим, не правда ли? Но, то, что мы говорим людям, будет либо служить им и строить их, либо огорчать их или просто отнимать у них драгоценное время.

    Однако, если наше сердце наполнено словом Божьим, тогда мы сможем научать и вразумлять друг друга, как этого желает Бог.

    «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». (Кол.3: 16).

    После встречи с нами люди, которые нас слушают, должны воспрянуть в духе, вдохновиться и ободриться, даже если до этого у них был поникший дух. Как Божий служитель ты заботишься о том, чтобы ты всегда мог говорить людям слова ободрения, утешения, исцеления, восстановления, молитвы или благословления.

    Итак, говорение слова Божьего является одним из способов, с помощью которого мы можем выражать служение друг другу тем даром, который мы получили от Бога. Это можно совершать в различной форме, например, в форме молитвы, песни или прославления, проповеди, консультирования, учения, евангелизации и многих других подобных вещей.

    «Говорит ли кто, говори как слова Божьи!» (1-ое Пет. 4:11).

    Однако, кроме говорения как способа выражения своего служения ближнему, Библия говорит и о практическом служении или практических делах.

    «Говорит ли кто, говори как слова Божьи; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог». (1-ое Пет. 4:11).

    Об этом мы поговорим завтра!

    Обильных вам Божьих благословений в этот день!

    Пастор Руфус Аджибойе

    «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Йешуа Мессию (Иисуса Христа), Которому слава и держава во веки веков. Аминь.» (1 Пет. 4:10-11)
    КАК ВАЖНО СЛУЖИТЬ ДРУГ ДРУГУ ДАРАМИ БОЖЬИМИ, БЫТЬ ДОБРЫМИ ДОМОСТРОИТЕЛЯМИ МНОГОРАЗЛИЧНОЙ БЛАГОДАТИ БОЖЬЕЙ!

    11 говорит ли кто, [говори] как слова Божии - говорить слова Божьи, а не свои слова!

    "Петр как бы говорит: "Если ты участвуешь в христианском служении, делай это с сознанием, что раздаваемое тобой ты получил от Бога, а не так, будто ты делаешь личное одолжение или раздаешь щедрые подарки со своего склада". Такое отношение убережет дающего от гордыни, а принимающего дар от унижения.

    Цель всего - прославление Бога. Цель проповедования заключается не в том, чтобы проповедник мог продемонстрировать свои способности, а в том, чтобы
    привести людей лицом к лицу к Богу. Служение должно обратить мысль людей к Богу, а не придавать авторитет дающему."

    "Новая благодать и слава вошли бы в Церковь, если бы люди делали все не ради себя, а ради Бога." (У. Баркли)

    "Без Бога мы слишком бедны, чтобы помогать нищим.
    Много усилий по помощи пропадает впустую.
    Они ничего не меняют, они не могут ничего дать, потому что не несут любви и не рождены молитвой." (Мать Тереза)

    «Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где [было бы] тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;» (1 Кор. 12:18-23)

    КАЖУЩИЕСЯ СЛАБЕЙШИМИ ЧЛЕНЫ ТЕЛА ГОРАЗДО НУЖНЕЕ!

    «и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют [в том] нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Мессии (Христово), а порознь - члены. И иных Бог поставил в Церкви, во - первых, Апостолами, во - вторых, пророками, в - третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.» (1 Кор. 12:24-28)

    ПЫШНОСТЬ

    «Неприлична глупцу пышность (роскошь), тем паче рабу господство над князьями.» Прит. 19:10

    "Глупец не способен вынести бремя ответственности, которое налагает на человека богатство." (Новая Женевская Учебная Библия)

    Пример: Навал

    «Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал - имя его, и безумие его с ним. А я, раба твоя, не видела слуг господина моего, которых ты присылал.» 1 Цар. 25:25

    «И пришла Авигея к Навалу, и вот, у него пир в доме его, как пир царский, и сердце Навала было весело; он же был очень пьян; и не сказала ему ни слова, ни большого, ни малого, до утра.» 1 Цар. 25:36

    Духовная пышность - показуха, формализм, маски

    «На другой день, когда Агриппа и Вереника пришли с великою пышностью и вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами, по приказанию Феста приведен был Павел.» Деян. 25:23
    ССОРЫ

    Ссоры подобны запорам замка:
    «Озлобившийся брат [неприступнее] крепкого города, и ссоры подобны запорам замка.» (Прит. 18:19)

    Кто разжигает ссоры, сеет раздоры?

    Лукавый:
    «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.» (Прит. 6:12-14)

    Кощунник:
    «Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань.» (Прит. 22:10)

    Надменный сердцем:
    «Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать.» (Прит. 28:25)

    Гневливый:
    «Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.» Прит. 29:22

    Хагур поглядел на голову великана, с пустой глазницей посредине лба, и узнал голову убийцы своих братьев. Хагур подошел к Бадыноко и обнял его.

    Исполнил я свою клятву? - спросил Бадыноко.

    Исполнил, - ответил Хагур. - Я не сомневался в этом. Долго я искал нарта, который отомстил бы за моих братьев, ибо сам я не мог совершить мести: силы нехватало. Когда дошла до меня твоя слава, я подумал: "Бадыноко станет мстителем за моих братьев!" Я послал мою дочь, чтобы она привела тебя в наш дом. Коза, в которую ты трижды стрелял, и была моей дочерью. До сих пор остались на ее теле следы твоих стрел.

    Сказав так, Хагур вышел и вскоре привел в кунацкую свою дочь. Она была красивей всех тонкобровых. Хагур обнажил ее спину: три рубца увидел Бадыноко на белоснежной спине.

    Возьми ее в жены, - сказал Хагур.

    Но Бадыноко обнял однорукого нарта и сказал:

    Друг служит другу не ради дара. Нет ничего на земле выше бескорыстной дружбы. Хорошему другу оставляют все, - оставляю тебе твою смелую краса вицу-дочь. Она найдет себе нарта по сердцу. Прощай! Да будут дела твои достойны песни!

    Не я, а ты достоин песни! - воскликнул Хагур.

    И сказывают люди: Хагур и был тем нартом, кто сложил песню о Бадыноко.

    Бадыноко и Шужей

    Был храбрый нарт по имени Хижа. Дни свои он проводил в битвах с одноглазыми великанами. Он редко бывал дома, а когда возвращался, то всегда с победой и большой добычей - с табунами коней и стадами овец. С этим добром он поступал так, как надлежит поступать истинному нарту: раздавал коней и овец бедным нартам.

    Из близких были у Хижи только жена и друг - Бадыноко. Детей у него не было.

    Однажды жена ему сказала, что зачала ребенка. Хижа обрадовался и уехал в поход на одноглазых великанов. Прошли месяцы, жена родила Хиже сына, а Хижа не возвращался. Первенец его рос без имени: ждали возвращения отца.

    Когда безыменному мальчику минуло два года, жена Хижи созвала друзей и сказала:

    Я все время надеялась, что Хижа вернется, а те перь затосковала: может быть, моего мужа нет в живых?

    Друзья решили:

    Мы отправимся на поиски Хижи. Не найдем его - домой не вернемся.

    Но они вернулись - без Хижи. Вернулись через год и принесли весть:

    Обошли все дороги, а не встретили Хижи. Будь он жив - нашли бы его. Нет его, значит, в живых. Будь он убит двоими, прошел бы об этом слух. Значит, убил его один человек.

    Когда люди узнали, что Хижа убит, стали они приходить к вдове Хижи, - разделить ее горе, ибо велики и благородны были дела Хижи. Лучшие друзья покойного сказали вдове:

    Память о Хиже осталась не только в людских сердцах. Сын Хижи - это живая память об отце. На стало время дать мальчику имя. Назовем его Шужеем. А чтобы в имени сына жило имя отца, назовем мальчика Хижоко Шужеем: так мы приблизим дитя Хижи к нашим сердцам.

    Друзья Хижи дали его сыну не только имя. Они дали ему, по нартскому обычаю, коня и воинские доспехи.

    Так мальчик, будучи уже трехлетним, получил имя. Был он рослый и крепкий, угадывался в нем будущий нарт. Он был похож на Хижу, и потому мать любила его особенно горячо, не расставалась с ним, не выпускала со двора.

    Однажды вышло так, что мать, хлопоча по хозяйству, не заметила, как Шужей выбежал на улицу. Он впервые увидел своих сверстников. Они играли в игру взрослых: боролись. Шужею тоже захотелось поиграть с ними. Он сразу одолел всех, - кости их захрустели в его руках. Мальчики рассердились:

    Если ты силен, как мужчина, почему ты вме шиваешься в игры мальчиков? Почему ты не ра зыщешь убийцу своего отца, если ты силен, как муж чина?

    Шужей вернулся в дом и сказал матери:

    Мать, разреши мне повести моего коня на во допой!

    Единственный мой, - встревожилась мать, - что ты задумал? Тебе еще рано водить коней на во допой.

    Почему рано? Я не такой уж маленький, - оби делся Шужей. - Не бойся, ничего не случится с конем, и со мной ничего не случится, я буду достойным сыном своей матери.

    Мать, чтобы не обидеть сына, разрешила ему повести коня на водопой. Тогда сын обрадовался и спросил:

    Матушка, где уздечка?

    Мать смутилась, подумала: "Для чего сыну уздечка?" Желая узнать, как он ответит, она сказала:

    Кому нужен конь, тот найдет и уздечку.

    Шужей ничего не произнес в ответ и направился к конюшне, вход в которую был завален абра-камнем. Мать подбежала к сыну прежде, чем он подошел к абра-камню, и сказала:

    Мальчик мой, коня с уздечкой не держат в ко нюшне. Когда конь в конюшне, на него надевают недоуз док. А уздечку хранят дома. Пойдем домой.

    Дома открыла мать крышку сундука, достала уздечку с серебряными украшениями и дала ее сыну. Шужей сказал:

    Там, где уздечка, должно быть седло. Коня не дарят без полного снаряжения.

    Когда тебе потребуется полное снаряжение, оно найдется, - ответила мать. - А пока веди коня на во допой.

    Я поведу, матушка, коня на водопой, но сперва научусь седлать коня. Какая мать препятствует жела ниям сына? Дай мне седло.

    Тебя в седле не будет видно, - попыталась мать пошутить. - Ты еще поднять его не в силах, ты еще молод!

    Но Шужей был так настойчив, а мать его так любила, что не могла ему отказать, вынула из сундука седло и дала его сыну.

    Шужей, оттолкнув ногой абра-камень, вошел в конюшню. Он вывел подаренного коня, надел уздечку. Конь поднялся было на дыбы, но Шужей стал крутить ему уши, и так крепко, что конь задрожал от страха. Оседлав строптивого коня, Шужей сказал:

    Нехватает мне нагрудника и плети. Матушка, тебя почитают все нарты, к лицу ли будет тебе, если твой сын сядет впервые на коня без нагрудника и плети?

    Сын мой, - снова заволновалась мать, - без плети всадник не садится на коня, без мужского сердца отрок не годится во всадники. Ты еще мальчик. Что ты задумал?

    Не в первый раз я задумал повести коня на во допой, - ответил Шужей.

    Да благословит бог богов твой первый выезд! - воскликнула мать и вошла в дом. Вскоре она вышла с нагрудником и плетью. Шужей, надев нагрудник на коня и держа в руке плеть, вскочил в седло. Конь взметнулся до неба, и Шужей проджигитовал на нем между обла ков. Потом всадник опустился на землю и вспахал ее задними ногами коня. Спешившись, Шужей подошел к матери, чье сердце дрожало от страха и счастья, и спросил:

    Матушка, где мой отец?

    Я не знаю, где твой отец, - сказала мать. - Только в сердце моем живет тоска по нем.

    И в моем сердце тоска, - ответил Шужей. - Поэтому расскажи мне о моем отце. Мальчишки мне проходу не дают, кричат мне: "Где твой отец? Кто убил его?"

    Мать повела сына в дом, посадила его рядом с собою и начала так:

    Твой отец пропал без следа. Я думала: вот вы растет мой сын, достигнет двадцати лет - дам я ему отцовского коня, отцовские доспехи, расскажу сыну, какие дела предстоит ему совершить.

    У отца твоего было два походных коня - один у меня остался, было два набора боевых доспехов - один у меня остался. Я берегла для тебя серого коня в подземелье, боевые доспехи - в сундуке. Не достиг ты, мальчик мой, возраста всадника, не сможешь ты управлять серым конем, носить отцовские доспехи. Но как мне быть? Разве мать противится желаниям единственного сына? Поезжай. Но вперед послушай, что я тебе скажу.

    Дам я тебе серого коня. Садись на него, за поводья не дергай, пусть серый конь бежит по своей воле: он будет твоим вожатым. Доедешь до развилины многих дорог, - сам никуда не сворачивай: конь выберет дорогу. А нужно будет коню - сам остановится, ты только ослабь немного подпруги, три раза приподними седло, протри рукой ему глаза. Ночью конь будет останавливаться только там, где останавливался твой отец. Встретишь на пути нуждающихся в помощи - помоги: так поступал твой отец. Не совершай бесчестных поступков, чтобы не дали тебе плохого прозвища. Серый конь приведет тебя к тем местам, где наездничали твой отец и его друзья-нарты. Не верю я, что твой отец погиб в бою с одноглазым: человек умнее великанов, человек всегда победит. Твой отец погиб не иначе, как от руки коварного спутника. В дом этого спутника и приведет тебя серый конь.

    В Христа нельзя «просто верить». Во-первых, «просто веры» нет. Есть исповедание, прошедшее через испытания и соблазны, имеющее крепнуть с годами и в конце сильно отличающееся от первого опыта веры – наивного и радостного. Путь веры, есть путь, похожий на «американские горки», которые в самой Америке называют «русскими».

    Это путь с крутыми подъемами и головокружительными спусками. И по этому пути нельзя идти налегке. Нужно идти, взяв крест. Одной из разновидностей крестной тяжести есть крест служения.

    Апостол Петр говорит так: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10) Очевидно, этот призыв имеет прямое отношение к Самому Господу, который не пришел на землю принимать служение, но Сам пришел послужить и отдать душу за многих. «Служите друг другу». Разобьем первого идола, стремящегося затмить своей громадностью солнце. Скажут некие: «У нас нет ни сил, ни знания, ни талантов». Эти речи и есть идол, ложный бог, мешающий служить Богу Живому. Пусть грудь у него медная, а голова золотая, но ноги все равно глиняные. От сильного удара он пошатнется, а то и рассыплется. Пусть молотом бьющим будут слова: «Бесталанных людей нет!» Каждый имеет талант, да и не один. Каждый! Под действием Духа Святого таланты способны расти и проявляться, и сели ты не знаешь своих талантов, то грех тебе. Мы не знаем себя. А что же мы тогда можем вообще знать, если мы себя самих не знаем? Но разве не сказали древние «Познай себя самого», и разве эти слова не вспахивали ниву сердец для будущего евангельского посева? Итак, всякий из нас обязан, склонившись на колени, спрашивать часто у Творца своего: «Скажи мне, кто я? Покажи мне меня самого. Кто я сейчас, а кем должен быть?» Если Бог найдет нас верными и покажет нашему сердцу нечто, то заранее свяжем себя обещанием гадости свои оплакать, а таланты свои употребить на пользу.

    В некотором храме к священнику обратился молодой человек с необычной просьбой. Он сказал, что по образованию – математик. «Вот мой телефон», – продолжил он, – «и если у кого-то из прихожан дети не успевают по математике, я согласен прийти и (конечно, бесплатно) подтянуть их по этому предмету». Вот пример того, как люди могут послужить ближним ради Христа, если только захотят, если только эгоистические винтики в гордой башке вдруг закрутятся в другую сторону, и человек захочет не принимать служение от других, а себя отдавать. Захочет отдавать силы, знания, время, материальные средства. Иначе, как действием Бога в человеке, я это назвать не могу. А ведь каждый из нас может научить другого водить машину, возводить кирпичную кладку, говорить на одном из иностранных языков и т.д. Разве это не то, о чем говорит апостол: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией»

    Благодать Божия действительно многоразлична, и один ловит человеков, а другой – рыбу для ловца человеков. Но служить должен каждый. За рулем или за компьютерной клавиатурой; с иглой в руках или с совковой лопатой; за учительским столом или за профессорской кафедрой. Нет бесталанных людей, и нет бесполезных житейских навыков. Это можно писать на фронтонах храмов так же, как написали однажды на соборе в Троицкой Лавре: «Ведомому Богу». Мы платим чужим за квалифицированную помощь тогда, когда рядом с нами, быть может, на каждой Литургии стоит специалист в той же нужной нам области, готовый помочь и мучающийся в совести от сознания того, что он никому не приносит пользы. В наших храмах есть айтишники и дизайнеры, штукатуры и электрики, переводчики и заслуженные преподаватели. Почему мы не знаем друг друга? Почему мы не служим друг другу тем даром, которым каждый из нас обладает?

    Поорать, пожаловаться, потыкать пальцем, поискать виновных, списать все на мировую закулису – это мы можем. Жизнь нам, видите ли, плохая. Но этого всего, как раз, и не надо. Надо служить друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией . Жаловаться не надо. Надо трудиться. И завидовать не надо. Надо трудиться. Унывать тоже не надо, равно, как осуждать всех и критиковать все. Ничего этого совсем не надо. Надо только трудиться ради Христа, Который «недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян.17:27)