• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Спрашивает Василий
    Отвечает Виктор Белоусов, 11.06.2007


    Мир Вам, Василий!

    Завет - это двухсторонний договор - между Богом и нами. Он раскрывается по всей Библии. Вот тот Завет, который актуален для нас:

    31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
    32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
    33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
    34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
    ()

    Вот утверждение и реализация данного завета Христом:

    25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
    ()

    В вечере Господней участвуют все христиане - значит все мы являемся участниками этого Нового Завета, где Христос пишет в наши сердца Свой закон.

    Благословений,
    Виктор

    Благословений,
    Виктор

    Читайте еще по теме "Разное":

    Я хочу привести вам несколько фактов из Писания, подтверждающих ценность Завета с Богом. В качестве тематического места из Писания я буду использовать отрывок из книги Исход, 15:26.

    Бог устанавливает со Своим народом особые взаимоотношения — Завет. Завет — это больше, чем просто договор. Договор — это соглашение двух сторон. Завет предполагает большую ответственность, чем договор. Например, в Южной Каролине не дают права на развод, так как в этом штате брак — это не просто юридически заверенный договор. Это — завет. Вот как там толкуется смысл завета. Мужчина и женщина вступают в Завет со Всемогущим Богом, чтобы жить вместе как муж и жена. Позднее мужчина и женщина могут изменить своё решение, но закон гласит, что Бог, являющийся одной из сторон этого закона, не меняет Своего решения. Он — первая сторона, а мужчина с женщиной — вторая. Одна сторона сама по себе не может нарушить соглашение. Завет может быть расторгнут только при взаимном согласии обеих сторон.

    БОГ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ, ИЗ СТОРОН В ЗАВЕТЕ ИСЦЕЛЕНИЯ

    Возлюбленные, я хочу, чтобы вы поняли, что Бог является одной из сторон в Завете исцеления. Божий порядок вечен и неизменен. Бог заключил Завет с израильским народом после того, как вывел его из земли Египетской. Он установил порядок принятия израильтянами других людей. Все желающие стать частью Израиля, должны были подчиниться условиям первоначального завета, заключенного Богом с Аврагамом (Исх.12:48,49).

    В Библии говорится о случаях нарушения Завета и о последствиях этих нарушений. Сыны Иакова вступили в завет с Сихемитами, чтобы отдать свою сестру в жены князю Сихема. Завет был скреплен обрядом обрезания. Но вместо того, чтобы придерживаться условий завета, Левий и Симеон в гневе взяли мечи и убили всех мужчин в городе Сихем и забрали их имущество. В результате братья попали под Божье осуждение. Пожилой Иаков, пророчествуя в Духе, сказал: «…проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле» (Быт.49:7).

    НАРУШАЯ ЗАВЕТ С БОГОМ, ЛЮДИ НЕИЗБЕЖНО НАВЛЕКАЮТ НА СЕБЯ ПРОКЛЯТИЕ. Пророчество Иакова осуществилось. Левий и Симеон нарушили Завет с Богом, и старый пророк, глядя вперед сквозь века, увидел, что их ждёт в будущем, и в свой смертный час рассказал, каким будет приговор Божьего суда за этот грех. Поэтому я хочу, чтобы вы четко и ясно осознали, насколько ВАЖНО СОХРАНИТЬ в Завете с Богом ВЕРНОСТЬ СВОЕМУ СЛОВУ.

    ЗАВЕТ ИСЦЕЛЕНИЯ

    Исцеление — Завет, заключенный Богом с человеком. Завет Исцеления известен в Писании как завет Иеговы-Рафа — Господа, Целителя твоего. Вы найдёте его в книге Исход, 15:26. Завет исцеления состоит из четырех частей:
    — первая: «…если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего…»;
    — вторая: «…и делать угодное пред очами Его…»;
    — третья: «…и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его…»;
    — четвертая: «… то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навёл Я на Египет, ибо Я Господь, Целитель твой».

    Возлюбленные, я хочу, чтобы вы поняли, что КОГДА ЛЮДИ НАЧИНАЮТ ВЕРОВАТЬ В ВЕЧНОГО БОГА, ЯВИВШЕГОСЯ В ЛИЦЕ ИИСУСА ХРИСТА И ПРОСИТЬ ЕГО ОБ ИСЦЕЛЕНИИ, ОНИ ЗАКЛЮЧАЮТ С НИМ ЗАВЕТ. Это священный союз, в который Бог вписал Своё ИМЯ, пообещав навечно остаться верным этому союзу. Каждый из нас может стать вместе с Ним участником этого Завета.

    ЗАВЕТ ДАЁТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ИСЦЕЛЕНИЕ ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ

    Завет Исцеления значит не просто то, что Господь придёт и исцелит нас, когда мы больны или умираем. Это лишь малая толика Завета Исцеления. ОН ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРИ ВЕЛИКИХ ПРИНЦИПА.
    1. Первый принцип — БОЖЕСТВЕННОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ.
    2. Второй принцип больше, чем Божественное Исцеление — БОЖЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ. Если Бог хранит вашу семью, ваш город или страну в Божественном Здоровье, то уже нет необходимости в Божественном Исцелении.
    3. Третий принцип — БОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ. Божественная Жизнь больше Божественного Исцеления и Здоровья. Божественная Жизнь — это Завет человека с Богом, в котором человек принимает образ жизни, угодный Богу.

    НЕЧЕСТИВОЕ БРАТСТВО

    Существуют также три глубоких аспекта темы исцеления. Это — грех, болезнь и смерть — своего рода нечестивое братство, представители царства тьмы. ОНИ — ДЕТИ ДИАВОЛА И НЕПОСЛУШАНИЯ. Если вам интересно знать, кто их родители, то сатана — их отец, а непослушание — их мать. В Божьем Слове говорится о том, что эти трое — враги Богу. Так же, как Бог ненавидит грех и смерть, Он ненавидит болезнь, потому что болезнь — это начинающаяся смерть.

    Окончательным результатом искупления Иисуса Христа будет уничтожение этих трех Божьих врагов, этого триумвирата тьмы! Весь Христианский мир знает, что Иисус пришёл, чтобы искупить мир от греха. Верующие могут спорить о Его методах, но они приходят к единому мнению, когда речь идёт о том, что ИИСУС ХРИСТОС — ИСКУПИТЕЛЬ ОТ ГРЕХА.

    Мнения расходятся по вопросу о том, что Иисус — Исцелитель. Было время, когда эта тема не вызывала разногласий в Церкви. В первые века истории Церкви среди Христиан не существовало других методов исцеления, кроме исцеления через веру в Господа Иисуса Христа. В своих комментариях к Новому Завету, относительно Послания Иакова, 5:14-16, Джон Уэсли высказывает такое мнение: «Единственной системой врачевания, известной в ранней Церкви на протяжении четырехсот лет, была молитва веры за больного».

    Слава Богу, что первые Христиане имели такое средство спасения как вечный, живой Дух Христов, к Которому они обращались, когда нуждались в исцелении. БОЖЬЕ СРЕДСТВО СПАСЕНИЯ — ЭТО ЕГО ЛИЧНОСТЬ, А НЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ СРЕДСТВО. Это не «оно», а «Он». Возлюбленные, примите Духа Божьего в ваши сердца, в вашу жизнь, в ваше естество.

    ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ БОГА

    Некто дал такое определение понятию «Вездесущий», которое мы используем для выражения одной из особенностей Божьего естества: «равномерное присутствие повсюду». ВЕЗДЕСУЩИЙ — ЗНАЧИТ РАВНОМЕРНО ПРИСУТСТВУЮЩИЙ ВЕЗДЕ. Следовательно, нет такого места, куда можно было бы уйти от присутствия Бога. Царь Давид выразил эту истину в великолепной форме: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:7-10).

    Иногда люди думают, что единственное место Божьего присутствия — это церковь или их дом. Один человек пошёл молиться в конюшню. Бог явился ему там, и к нему пришло осознание собственного спасения. Потом, когда он был заинтересован в чьем-либо спасении, то вёл этого человека в конюшню. Мы должны уяснить себе, что БОГ МОЖЕТ ЯВИТЬСЯ ЧЕЛОВЕКУ, ГДЕ БЫ ТОТ НИ НАХОДИЛСЯ. Да будет благословен Господь!

    Вы должны принять Христа, как своего Спасителя, а не как эксперимент. Доверялись ли вы полностью Господу, как своему Исцелителю? Если да, то Он разрешит все ваши вопросы относительно упования на другие средства исцеления.

    ЛИЧНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

    В течение девяти лет я страдал от мучительной болезни. Как-то утром, сидя в кресле, я стал вспоминать, сколько всевозможных лекарств я тщетно перепробовал. Но я не мог вспомнить ни одного случая, чтобы кто-нибудь из моей семьи или из семьи отца вылечился с их помощью. Мы похоронили четырех братьев и четырёх сестёр. У четверых других членов моей семьи были хронические заболевания. Итак, мне предстояло решить вопрос жизни и смерти. В моей душе появилась вера. Неожиданно я принял решение, что с этого момента БУДУ УПОВАТЬ ТОЛЬКО НА ГОСПОДА.

    Тогда я не мог полностью осознать, что, принимая такое решение, я навсегда отказывался от помощи со стороны людей. Я ОТДЕЛИЛ СЕБЯ ДЛЯ БОГА. Мне больше не к кому было обратиться. ЭТО РЕШЕНИЕ СТАЛО СВОЕГО РОДА МОЛИТВОЙ К БОГУ. Я с головой ушёл в свои дела и однажды, к своему удивлению, обнаружил, что совершенно здоров. Я не имел ни малейшего понятия о том, когда это произошло. Исцеление было постепенным, так что я ничего не заметил. ТАКОВ ИТОГ МОЕГО ПОСВЯЩЕНИЯ БОГУ.

    А. Б. Симпсон говорит по поводу посвящения нашего здоровья Господу: «Оно должно быть полностью осознанным и окончательным, и по своей природе таково, что его нет необходимости повторять». Вы отделяетесь для Иисуса Христа, как вашего Целителя, навечно, навсегда. Если мужчина посвящает себя женщине раз и навсегда, он женится на ней. Если вы посвящаете себя Иисусу как своему Целителю, то это происходит раз и навсегда. Как говорит А. Б. Симпсон: «Подобно церемонии бракосочетания, такое посвящение — символ заключения великого союза и ценность посвящения зависит от прочности союза».

    ПРОИСШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЯ АНГЛО-БУРСКОЙ ВОЙНЫ

    Во время англо-бурской войны в Южно-Африканской республике буры удерживали горную вершину Споин Коп — доминирующую высоту в той местности, в частности, над городом Ледисмит. Её огибала река Тюгельс. Британцам, несмотря на ожесточенное сопротивление, удалось прорваться, пересечь реку на понтонных мостах и захватить гору.

    В тот вечер, на военном совете буры приняли решение отбить высоту, во что бы то ни стало, так как гора Споин Коп была необходима для успешного продолжения войны. Сознавая, что взятие Споин Копа выльется в настоящую бойню, офицеры не желали брать на себя ответственность, посылая солдат в атаку. Поэтому они стали вызывать добровольцев. Те, кто хотел добровольно пойти в атаку, вышли вперёд. Они отдали себя в руки судьбы. На рассвете буры отбили Споин Коп. Потери со стороны буров и британцев были огромными. Люди шли на жертвы ради какой-то горы.

    Это военное происшествие свидетельствует, что люди готовы рисковать своими жизнями ради вещей. ПОСВЯЩЕНИЕ СЕБЯ ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ ДОЛЖНО ЗНАЧИТЬ ДЛЯ НАС НАМНОГО БОЛЬШЕ. Это сознательный и очень серьезный шаг. И по Благодати Божьей я стараюсь донести до ваших сердец эту прекрасную истину.

    Если вы несерьезно относились к предмету исцеления и только проводили эксперименты с Богом — положите этому конец. С ВЕРОЙ И ЛЮБОВЬЮ НАВСЕГДА ПОСВЯТИТЕ СЕБЯ ИИСУСУ ХРИСТУ КАК ВАШЕМУ ИСЦЕЛИТЕЛЮ, И ВЫ ПРИДЁТЕ ТУДА, ГДЕ БУДЕТЕ ВСТРЕЧАТЬСЯ С ГОСПОДОМ И ПРИНИМАТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЯ.

    При первом знакомстве с Библией мы узнаем, что она делится на Ветхий Завет и Новый Завет. Что же означает слово «завет»? Существует несколько значений этого слова. Одно из них – «договор», другое – «союз». И то, и другое значение подразумевает отношения человека и Бога. Эти отношения скреплены некоторыми обязательствами. И если слово «договор» имеет юридическое значение, это термин, действующий в деловом мире, то слово «союз» звучит более сердечно. Поэтому неоднократно в Священном Писании Завет символизируется семейным союзом Бога с Церковью, со Своим народом. Но возможен ли вообще такой союз между Вечным Всемогущим Богом и немощным греховным человеком?

    Да! Слово Божье говорит, что вечная непостижимая жертвенная любовь Бога к Своему творению делает возможным существование подобного союза. И это становится возможным благодаря великой жертве Иисуса Христа.

    Таким образом, истинный смысл Завета – это откровение самоотверженной любви Бога к человеку в определенных взаимоотношениях. Через Завет Бог открывает Свою любовь людям! Божья любовь – это Его принцип, который включает в себя и справедливость, и милость, и суд.

    Давайте рассмотрим несколько слагаемых Завета. В любом союзе или договоре, то есть в любом завете, участвуют две стороны. Так и в библейском Завете участвуют две стороны: Бог и человек, и между ними возникают взаимоотношения.

    Закон

    Что предлагает Бог человеку для счастливой, благословенной жизни? Свою волю, выраженную в Законе. Бог неизменен, Ему не нужно совершенствоваться, развиваться от меньшего к большему. Следовательно, неизменной и совершенной остается и Его воля.

    Человеческие законы постоянно меняются, исправляются и дополняются, потому что у человека относительное понимание добра, зла и справедливости. Человеческие законы соответствуют понятию справедливости в том или ином обществе. Это логично: законы не могут быть мудрее и духовнее законодателя.

    Закон Божий вмещает в себя премудрость абсолютного, совершенного Бога. Вот почему Закон Божий неизменен. Бог имеет абсолютное понимание добра и зла. Итак, первая составляющая Завета - это Закон.

    Свобода

    Второй составляющей Завета является свобода. С самого начала жизни на земле человек имеет право выбора – истинную свободу. Впервые об этом было сказано еще в Едемском саду: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Бытие 2:16-17). Господь ставит человека перед выбором: если ты послушаешь Бога и не будешь вкушать запретный плод, будешь жить. Если же проявишь непослушание – умрешь. Это первый завет с Адамом и Евой. Первые люди были абсолютно свободны в своем выборе.

    Искупление

    К сожалению, свобода Адама и Евы обернулась катастрофой, потому что они не сумели ею правильно распорядиться. Грех и смерть ворвались в жизнь человека. Закон, как условие Завета, был нарушен, и теперь человек должен был умереть. И вот тогда Господь, благодаря Своей совершенной любви, раскрывает третью составляющую Своего Завета с человеком. Это – искупление! «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3:15) . Эти слова, обращенные к сатане, являются первым пророчеством о грядущем Искупителе.

    Люди предали своего Творца. Они в страхе и безысходности. Они виновны и должны умереть, «ибо возмездие за грех - смерть» (Римлянам 6:23) . И тут открывается основа завета Божьего – гарантия жизни человека. Это искупительная жертва Сына Божьего Иисуса Христа.

    Великая борьба

    Нарушив условия Завета, человек не просто стал законопреступником. Нарушив условия Завета, человек стал участником вселенского восстания против Бога, участником великой борьбы, которая происходит между Христом и сатаной по сей день. И каждый из нас, так или иначе, становится участником этой великой борьбы.

    Этот процесс очень ярко и многогранно представлен в Библии, в пророческих книгах Даниила и Откровении. В них мы находим объяснение, почему сатана и его темные силы обрушивают свой гнев на Святой Завет. Это происходит потому, что сохранение Завета – это основа жизни, это надежда человека. А цель дьявола – уничтожение человека. Вот почему Господь предлагает человеку вновь и вновь вернуться к утраченному союзу.

    В книге Бытие мы видим, как Бог возобновляет завет с Ноем и спасает его и всю его семью от вод потопа, потому что Ной не разрушил свои отношения с Богом. Проходят века, и Господь подтверждает Свой Завет с Авраамом, затем с Исааком, Иаковом и другими патриархами. Это тот самый Завет, который был заключен с человечеством в самом начале.

    Суды Завета

    Сегодня люди часто задают вопрос: «Если Бог добр, почему в мире столько зла?» Страшные болезни, войны, голод – разве это не результат Божьего правления? Все дело в том, что в своей свободе человек уже в Едемском саду избирает не Божье руководство, а руководство великого обманщика, богоотступника Диавола. С тех пор человек идет путем греха, удаляясь от Бога. И чтобы остановить его, чтобы он понял всю пагубность и мерзость греха, Господь в Своей мудрости дает человеку почувствовать на себе губительный результат своего выбора. Грех по своей сути очень активен, он давно бы уничтожил все живое на нашей планете, если бы Бог не сдерживал эти страшные дьявольские силы.

    Все, что происходит сегодня с нашей планетой, – это лишь небольшая иллюстрация того, что способен совершить сатана. Все проблемы общества, такие как коррупция, насилие, проституция, непочтение к родителям – все это плоды отвержения Святого Завета с Богом, плоды отвержения Закона Божьего, где как раз и написано: «Почитай отца и мать… Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради…» (Исход 20: 12-15). А нарушение Заповедей Божьих – это суть правления дьявола, а не Бога. И если человек упорно творит беззаконие и не слушает предостережений Божьих, то его непременно постигнут Суды Завета.

    Суды Завета – это последствия грехов. Банальный пример: на столбе висит табличка «Не влезай – убъет!» Кто будет виноват в моей смерти, если я все-таки полезу, я или энергетик?

    Суды Завета – это четвертая составляющая Завета.

    Печать Завета

    Еще одной составляющей Завета является печать Завета. У любого договора есть печать. И этой печатью, подтверждающей мой союз с Богом, мою верность Богу и мое почтение своему Творцу, несомненно, является четвертая Заповедь Закона Божьего: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11). Если мы желаем восстановить наши отношения с Господом, если мы желаем угодить Богу, если мы желаем жить по Слову Божьему, то мы будем отделять святой субботний день для общения с нашим Творцом.

    Цель Завета

    Последняя составляющая Завета – это именно то, ради чего и был заключен Завет. Есть условия, есть поручитель, есть печать. Чего не хватает? Цели!

    Какова же цель заключения Завета? Она записана в Откровении 21:3: «Се, скиния Бога с человеками». Это итог великой борьбы, это вечность, это Царство Божье, где нет скорбей, нет греха, нет слез.

    Эта составляющая Завета также очень важна в жизни детей Божьих. Потому что, видя перед собой эту яркую определенную цель, человек будет иметь верное стремление и надежду. И наш Господь желает, чтобы взор Его истинных детей всегда был направлен ввысь, в небеса, туда, где обитает наш дивный Господь, туда, откуда придет помощь наша и наше спасение!

    О. Палмер Робертсон

    Определить понятие "завет" так же трудно, как дать определение понятия "мать".

    Матерью можно назвать женщину, которая дала вам жизнь. Формально это, может быть, и верно. Но кого удовлетворит такое определение?

    Писание ясно свидетельствует о важности Божьих заветов. Бог многократно вступал в заветные отношения с отдельными людьми. Можно найти недвусмысленные упоминания о заветах, заключенных с Ноем (Быт. 6:18), Авраамом (Быт. 15:18), Израилем (Исх. 24:8) и Давидом (Пс. 88:3). Израильские пророки предвещали пришествие дней "нового завета" (Иер. 31:31), а о Тайной Вечере Сам Христос говорил языком завета (Лк. 22:20).

    Но что такое завет?

    Некоторые ученые считают бесполезными любые попытки предложить единое определение "завета," охватывающее все разнообразные случаи употребления этого термина в Писании. Они предполагают, что многообразие ситуаций, в которых используется этот термин, подразумевает множество различных значений.

    Ясно, что любое определение термина "завет" должно оставлять такой простор для толкования, какого требуют сведения, приведенные в Писании. Однако сама целостность библейской истории, определяемой Божьими заветами, предполагает всеобъемлющее единство понятия "завет".

    Итак, что же такое "завет"? Как определить заветные отношения Бога с Его народом?

    Завет есть узы на крови, которыми Бог по изволению Своему связывает Себя с творением. Вступая в заветные отношения с людьми, Бог по Своему изволению связывает Себя с ними жизненно важными узами. Завет - это скрепленные кровью узы, возникающие по Высшему изволению, узы жизни и смерти.

    Три аспекта этого определения Божьих заветов следует рассмотреть подробнее.

    Завет - это узы

    По самой своей сути завет - это то, что связывает две стороны. К сущности библейского понятия завета ближе всего образ неразрывных уз.

    Обширные исследования этимологии ветхозаветного термина "завет" (евр) не дают достаточно убедительных оснований для того, чтобы определить значение этого слова. щ Однако контекстуальное употребление данного термина в Писании довольно последовательно указывает на понятие "связь" или "отношениями Завет всегда заключается личностью - Богом или человеком. Далее, за редкими исключениями вторую сторону в завете также представляет личность. Результат заветного обязательства - установление отношений "в связи с", "с" или "между" людьми.

    Важнейшим формализующим элементом при заключении всех Божьих заветов в Писании является словесное определение характера учреждаемого союза. Чтобы заключить завет, Бог говорит. Он милостиво возвещает о том, что принимает на Себя обязательства перед Своими творениями, и объявляет, на основе чего Он будет общаться с ними.

    Важность клятв и знамений в Божьих заветах доказывает, что по сути своей завет есть узы. Завет связывает стороны друг с другом определенными обязательствами.

    Связующая клятва завета может иметь разнообразные формы. В некоторых отрывках используется устная клятва (Быт. 21:23,24,26,31; 31:53; Исх. 6:8; 19:8; 24:3, 7; Втор. 7:8,12; 29:13; Иез. 16:8). В других случаях к устному обязательству может присоединяться какое-либо символическое действие, как например, дар (Быт. 21:28-32), трапеза (Быт. 26:28-30; 31:54; Исх. 24:11), установление памятника (Быт. 31:44 и дал., Иис. Нав. 24:27), окропление кровью (Исх. 24:8), жертвоприношение (Пс. 49:5), прохождение под жезлом (Иез. 20:37) или рассечение животных (Быт. 15:10, 18). В нескольких отрывках из Писания неразрывная связь клятвы и завета предельно ясно подтверждается параллелизмом конструкции (Втор. 29:12; 4 Цар. 11:4; 1 Пар. 15:16; Пс. 104:9; 88:3, 4; Иез. 17:19). В этих случаях клятва и завет взаимозаменяемы.

    Такая близость клятвы и завета подчеркивает, что завет по сути своей - это узы. Завет связывает участников друг с другом.

    То, что Божьи заветы связывают две стороны, подчеркивается также присутствием знаков во многих библейских заветах. Знамение радуги, печать обрезания, символ Субботы - эти заветные знаки усиливают связующий характер завета. Посредством завета вступает в силу заверенное межличностное обязательство. Так же, как жених и невеста обмениваются кольцами "в знак и в залог" своей "постоянной верности и вечной любви," так и знаки завета символизируют неизменность уз, связывающих Бога с Его народом.

    Завет есть узы, скрепленные кровью

    Фраза "узы, скрепленные кровью", или "узы жизни и смерти", выражает предельную серьезность взаимных заветных обязательств Бога и человека. Заключая заветы, Бог никогда не вступает с человеком в случайные или ни к чему не обязывающие отношения. Напротив, обязательства, которые Он берет на Себя, затрагивают конечные вопросы бытия - вопросы жизни и смерти.

    Основное древнееврейское выражение, с помощью которого описывается установление заветных отношений, ярко отражает предельную серьезность выбора между жизнью заветные и смертью в завете. Фраза, которая в Ветхом Завете переводится как "заключить завет," буквально означает "рассечь завет."

    Выражение "рассечь завет" появляется не только на каком-то одном этапе истории библейских заветов. Напротив, оно встречается в самых важных местах на протяжении всего Ветхого Завета и многократно повторяется в Законе, в пророческих писаниях^ и в остальных ветхозаветных книгах. но]

    Казалось бы, с течением времени яркий образ "рассечения завета" должен был потускнеть. Однако и самые древние тексты Писания, и те, которые относятся к концу пребывания Израиля в Палестине, доказывают, что значение этого выражения неизменно понималось во всей полноте. Понятие "рассечения завета" впервые встречается читателю Библии в первой записи об установлении завета с Авраамом, в которой можно найти множество признаков, указывающих на ее древность (Быт. 15). На другом переломном этапе истории Израиля пророческое предупреждение Иеремии, обращенное к Седекии во времена осады Иерусалима Навуходоносором, изобилует ссылками на богословскую концепцию "рассечения завета" (см. Иер. 34).

    Еще одним указанием на то, что это выражение имело всеобъемлющее значение, можно считать тот факт, что оно применялось ко всем трем основным типам заветов. Оно использовалось в описании завета, учрежденного между человеком и человеком, [заветов, поставленных Богом с человеком и заветов, заключенных человеком с Богом].

    Особенно поразительно, что глагол "рассечь" может употребляться и сам по себе и при этом явно означать "рассечь завет." Такое его использование показывает, насколько тесно понятие "рассечь" связано с представлением о завете в Писании.

    Такое соотношение процесса "рассечения" с установлением завета проявляется во всех древних языках и культурах Среднего Востока. Не только в Израиле, но и в культурах окружавших его народов существует связь между обязывающим характером завета и выражениями, означающими "рассечение."

    Процесс "рассечения" впечатляюще отражен не только в терминологии, но и в обрядах, обычно связанных с установлением заветов. При заключении завета на ритуальной церемонии рассекаются животные. Наиболее очевидный пример такого рода в Писании находим в 15 главе Книги Бытия, при заключении Авраамова завета. Сначала Авраам рассекает несколько животных и располагает части друг против друга. Затем между рассеченными частями животных символически проходит Бог. В результате "заключается" или "рассекается" завет.

    Что означает расчленение животных на части в момент заключения завета? И библейские, и вне библейские доказательства в равной мере подтверждают особую важность этого ритуала. Рассечение животных символизирует "смертельную клятву" в момент принятия обязательств завета. Расчлененные животные олицетворяют проклятие, которое призывает на себя тот, кто заключает завет, в случае нарушения принятого обязательства.

    В пользу такого истолкования убедительно свидетельствуют слова пророка Иеремии. Напоминая народу Израиля его неверность заветным обязательствам, он воскрешает в памяти людей обряд, во время которого они проходили "между рассеченными частями" тельца (Иер. 34:18). Своими преступлениями они призвали на себя проклятия завета, поэтому их ожидает расчленение их тел: "Трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным" (Иер. 34:20).

    Именно в таком контексте заключения завета и следует понимать библейскую фразу "рассечь завет." Понятие клятвы, обязывающей к верности и грозящей смертью за измену, неразрывно связано с самими терминами, описывающими установление заветных отношений. Завет действительно есть "узы на крови," или узы жизни и смерти.

    Это выражение - "узы на крови" - идеально согласуется с библейским утверждением: "без пролития крови не бывает прощения" (Евр. 9:22). Кровь играет важную роль в Писании потому, что она символизирует жизнь, а не потому, что Писание грубо или жестоко. Жизнь тела - в крови (Лев. 17:11), и, следовательно, пролитие крови представляет собой совершение кары над жизнью.

    Библейские образы жертвоприношений с пролитием крови подчеркивают взаимосвязь жизни и крови. Пролитие крови, в которой заключается жизнь, представлено как единственный способ освобождения от однажды принятых обязательств завета. Завет есть узы на крови, обязывающие участников к верности под страхом смерти. Как только заветные отношения установлены, ничто, кроме пролития крови, не может избавить участников завета от последствий, грозящих им в случае его нарушения.

    И именно на этом этапе наших рассуждений необходимо отвергнуть любые попытки соотнести понятие "завета" в жизни и опыте Израиля с мыслью о "последней воле и завещании." Отдавать должное библейскому пониманию завета и в то же время выдвигать идею о "последней воле и завещании" просто невозможно.

    Основная причина путаницы между понятиями "завет" и "завещание" возникает из-за того, что оба они имеют отношение к смерти. Смерть играет важнейшую роль и при вступлении в силу завещания, и при заключении завета. Из-за этого сходства указанные понятия часто путают.

    Однако завет и завещание радикально отличаются по значению. Сходство, в сущности, только формальное. И "завет", и "завещание" тесно связаны со смертью, но она совершенно по-разному соотносится с каждым из этих понятий.

    В случае "завета" смерть стоит у истока отношений сторон, символизируя потенциальное проклятие. В случае "завещания" смерть наступает в конце отношений и вводит в действие положение о наследстве.

    Смерть заключающего завет предстает перед нами в двух обособленных образах, следующих друг за другом. Сначала на нее указывает символическое обозначение проклятия, предупреждающее возможные нарушения завета. Далее нарушившего завет действительно настигает смерть как следствие обязательства, взятого им на себя.

    В случае смерти завещателя двух образов, или двух этапов, нет. Составление завещания не сопровождается символами смерти. Завещатель умирает не вследствие нарушения своего завещания и последней воли.

    Содержание "завещания и последней воли" само по себе предполагает неотвратимость смерти, и все положения завещания построены именно на этом. Что касается положений завета, то они предполагают возможность жизни или смерти. Образ смерти непременно сопутствует введению в действие завета. При его заключении обязательно заклание освященного животного. Но никакой необходимости в действительной смерти вступающего в завет нет. Смерть заключившего завет наступает только в случае нарушения завета.

    Смерть Иисуса Христа следует толковать в контексте завета, а не завещания. Его смерть была заместительной жертвой. Христос умер вместо нарушившего завет. Понятие заместительной жертвы исключительно важно для понимания смерти Христа.

    При составлении последней воли или завещания не может быть и речи о заместительной смерти. Завещатель умирает "за себя", а не вместо другого. Ничья смерть не может заменить его собственную.

    Христос же умер вместо грешника. Из-за нарушений завета люди были обречены на смерть. Христос принял на Себя заветное проклятие и умер вместо грешника. Его смерть была связана с заветом, а не с завещанием.

    Конечно, верно, что христианин представлен в Писании как Божий наследник. Но он - наследник по усыновлению в семью бессмертного Бога, а не по распоряжению завещателя.

    На уровне общедоступных толкований принято считать, что на Тайной Вечере Христос огласил Свою последнюю волю и завещание. Но нельзя забывать, что в тот момент праздновалась заветная трапеза. Во время Пасхальной трапезы ветхого завета Иисус огласил уставы трапезы нового завета. Очевидно, что Его цель заключалась в том, чтобы заявить о Себе как о Пасхальном Агнце, Который принимает на Себя проклятия завета. Его смерть была заместительной; Его кровь была пролита за Его народ. Слова Иисуса не были распоряжениями завещателя; Он говорил об исполнении завета и о введении завета в действие.

    О. Палмер Робертсон, Христос Божьих заветов, Copyright 1980, ISBN: 0-87552 - 418 – 4, Перевод Елены Богат Редактор Елена Шустова