• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    147. Прочитайте. В чём сходство и различие каждой пары выделенных слов?

    1. Трав[а] - трав[ы] , свеча - ..., кольцо - ..., письмо - ... .
    2. Зелён[ое] (поле) - зелён[ые] (поля), молодой (лес) - ... .
    3. Раст[ёт] - раст[ут] , поет - ..., кричит - ... .
    • Запишите рядом с каждым словом это же слово, но в форме множественного числа. Выделите в словах окончания.

    148. Прочитайте пословицы.

        Доброе дело два века живёт .
        Добрым людям добрая и слава.

    • Докажите, что в словах первого предложения выделены окончания. Объясните, как найти окончания в словах второго предложения.
    • Запишите вторую пословицу по памяти. Выделите в словах окончания.

    149. Прочитайте. Спишите без скобок.

    Обед - (без) обеда, (к) обеду, (за) обедом, (на) обеде.

    Ужин - (без) ужина, (к) ужину, (за) ужином, (на) ужине.

    • Что обозначают слова обед, ужин ?
    • Выделите в словах окончания. Сравните окончания, которыми различаются формы этих слов. В каких словах вы не увидели окончаний?

    Обратите внимание! В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым .
    Нулевое окончание мы будем обозначать знаком : обед, ужин, иней, лось, думал.

    о бе́д у́жи н

    150. Прочитайте.

    Вет..р, ..ктябрь, ж..лтый, тракт..р, обл..ко, п..года, д..ревня, пш..ница, М..сква, праздн..к, ..бед, сроки, тв..рог, п..н..дельник, яг..да, м..г..зин, ..гурец, ябл..ко, п..м..доры, уж..н.

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы, сначала слова с нулевым окончанием, затем остальные слова. Выделите в словах окончания.
    • Проверьте написание слов по орфографическому словарю.

    151. Прочитайте.

    1. В, тихо, лес, журчал, ручей.
    2. Вода, по, плыли, осенние, листики.
    3. На, ветке, маленькая, ива, птичка, Г Я сидела, и, смотрела, вода, на.
    4. Яркий, плыл, около, берег, листик.
    5. Опустилась, птичка, листик, на, и, поплыла.
    • Составьте из слов предложения. Там, где нужно, изменяйте форму слов.
    • Озаглавьте текст. Запишите заголовок и текст.

    152. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.

    Рябина, рябинушка, (к) рябине, рябинка, (у) рябины, рябиновый, рябинник.

    Страничка для любознательных

    Все ли слова имеют окончания?

    В русском языке есть имена существительные, которые не имеют окончания. Чаще это иноязычные имена существительные. Эти слова не изменяются, например: пальто, кино, радио, шоссе, кафе, такси, кофе .

    Не имеют окончания предлоги (на, в, по, для и др.) и союзы (и, а, но, да, или и др.).

    Окончание – это словоизменительная морфема, при помощи которой образуются различные формы одного слова. Служат окончания для связи слов в предложениях и словосочетаниях и несут грамматическую функцию. Умение выделить в слове окончание помогает определить род, число, падеж или лицо разных частей речи.

    Инструкция

    Окончание обычно стоит после основы, в конце слова, и указывает на число, род, падеж или лицо. Например, в словосочетании «цел-ую недел-ю» окончания говорят о винительном падеже, женском роде и единственном числе, а в предложении «Я целу-ю» - о 1 лице, единственном числе и настоящем времени.

    У разных частей речи окончания имеют свои грамматические значения. У личных местоимений, существительных и числительных по окончанию можно определить падеж и число- у причастий, прилагательных и некоторых местоимений – не только падеж и число, но и род- у глаголов настоящего и будущего времени оно указывает на лицо и число, а прошедшего – род и число. К примеру, окончание «-а» в словоформе «вода» выражает значение женского рода, единственного числа, именительного падежа. А окончание «-ыми» в слове «зелеными» говорит о множественном числе и творительном падеже.

    Окончание может выражаться разным количеством звуков: «окн-о – окн-ом». В первой словоформе окончание выражено одним звуком «-о», а во второй двумя – «-ом».

    В ряде словоформ окончание не выражается какими-либо звуками или буквами и бывает нулевым. Оно обнаруживается при склонении и последующем сравнении различных форм одного слова. Например, «орел – орла – орлу». В словоформе «орел» - нулевое окончание, которое при разборе слова по составу обозначается знаком пустого квадратика, нарисованного после слова.

    Чтобы выделить окончание, необходимо изменить слово (просклонять или проспрягать его). Изменяемая часть слова и будет являться окончанием: «дом – дом-а», «летн-ий – летн-его», «ворч-у – ворч-ит».

    В русском языке есть слова, у которых нет окончания. Они называются неизменяемыми («кашне», «кофе», «кафе»), также не имеют окончаний все деепричастия («читая», «устав», «задумавши») и наречия («бегом», «хорошо», «слева»).

    Важно отличать слова с нулевым окончанием от не имеющих окончания лексем. Например, в предложениях «Он весело посмотрел на нас» и «Лицо ее было весело» есть близкие слова «весело». В первом предложении оно является наречием (посмотрел (как?) весело), неизменяемой частью речи, которая не имеет окончаний. Морфема «-о» в наречии является суффиксом. А во втором – «весело» - краткое прилагательное (лицо (каково?) весело), которое изменяется по числам и родам. «Лица весел-ы», «девушка весел-а», «рассказ весел», следовательно «-о» в слове «весело» будет окончанием.


    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Все интересное

    Морфемный разбор слова – разбор по составу, определение и выделение значимых словообразовательных частей слова. Морфемный разбор предшествует словообразовательному – определяющему, каким способом появилось слово. Инструкция1Морфемный разбор слова…

    Не всякий скажет, что определять форму слова - важное и нужное умение. А ведь очень часто для понимания того, как написать слово, просто необходимо определить сначала его грамматическое значение, т.е. определить форму. Но как это сделать? На что…

    Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос "какой?", "какая?", "какое?" и "какие?" Оно склоняется, то есть изменяется по падежам точно так же, как прилагательное. Значит и окончание у него…

    Школьники учатся определять окончание в словах, когда знакомятся с составом слова, и неоднократно возвращаются к этому при изучении орфографии. Этот навык необходим при определении личных окончаний глагола и падежных - у имен существительных. Как…

    В русском языке при написании различных текстов часто возникают сомнения в написании окончаний. Как правильно, в тетрадИ или в тетрадЕ? С мамОЙ или с мамАЙ? Для того, чтобы правильно написать окончания имен существительных, нужно знать, к какому…

    Существительное - часть речи, обозначающая предметы (бочка, здание, шляпа), а также одушевленные существа (женщина, олененок, слон) или явления (дождь, сияние, свобода). В предложении существительное бывает дополнением или подлежащим. Вам…

    Окончание – это словоизменительная морфема, при помощи которой образуются различные формы одного слова. Служат окончания для связи слов в предложениях и словосочетаниях и несут грамматическую функцию. Умение выделить в слове окончание помогает определить род, число, падеж или лицо разных частей речи.

    Инструкция

    Окончание обычно стоит после основы, в конце слова, и указывает на число, род, падеж или лицо. Например, в словосочетании «цел-ую недел-ю» окончания говорят о винительном падеже, женском роде и единственном числе, а в предложении «Я целу-ю» - о 1 лице, единственном числе и настоящем времени.

    У разных частей речи окончания имеют свои грамматические значения. У личных местоимений, существительных и числительных по окончанию можно определить падеж и число- у причастий, прилагательных и некоторых местоимений – не только падеж и число, но и род- у глаголов настоящего и будущего времени оно указывает на лицо и число, а прошедшего – род и число. К примеру, окончание «-а» в словоформе «вода» выражает значение женского рода, единственного числа, именительного падежа. А окончание «-ыми» в слове «зелеными» говорит о множественном числе и творительном падеже.

    Окончание может выражаться разным количеством звуков: «окн-о – окн-ом». В первой словоформе окончание выражено одним звуком «-о», а во второй двумя – «-ом».

    В ряде словоформ окончание не выражается какими-либо звуками или буквами и бывает нулевым. Оно обнаруживается при склонении и последующем сравнении различных форм одного слова. Например, «орел – орла – орлу». В словоформе «орел» - нулевое окончание, которое при разборе слова по составу обозначается знаком пустого квадратика, нарисованного после слова.

    Чтобы выделить окончание, необходимо изменить слово (просклонять или проспрягать его). Изменяемая часть слова и будет являться окончанием: «дом – дом-а», «летн-ий – летн-его», «ворч-у – ворч-ит».

    В русском языке есть слова, у которых нет окончания. Они называются неизменяемыми («кашне», «кофе», «кафе»), также не имеют окончаний все деепричастия («читая», «устав», «задумавши») и наречия («бегом», «хорошо», «слева»).

    Важно отличать слова с нулевым окончанием от не имеющих окончания лексем. Например, в предложениях «Он весело посмотрел на нас» и «Лицо ее было весело» есть близкие слова «весело». В первом предложении оно является наречием (посмотрел (как?) весело), неизменяемой частью речи, которая не имеет окончаний. Морфема «-о» в наречии является суффиксом. А во втором – «весело» - краткое прилагательное (лицо (каково?) весело), которое изменяется по числам и родам. «Лица весел-ы», «девушка весел-а», «рассказ весел», следовательно «-о» в слове «весело» будет окончанием.

    Цели: познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формировать умение находить окончания в словах.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Прочитайте слова в порядке указанных значений.

    Прочитайте предложение, которое вы составили.

    III. Актуализация знаний

    1. Индивидуальная работа

    Найдите лишнее слово в каждой строке и запишите осталь­ные слова. Выделите в словах корень.

    1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

    2) Золото, позолота, зола, золотистый.

    3) Гористый, гора, горчица, горная.

    Спишите. Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.

    Долго смотрел я на медвежью игру, потом вылез из-за камня. Уви­дели меня медвежата, притихли, во все глаза глядят.

    А тут и медведица меня заметила, вскочила, фыркнула, вскинулась на дыбы.

    По Н. Сладкову

    2. Фронтальная работа

    Запишите, как называют детёнышей зверей и птиц. Выде­лите в сдрвах корень.

    Образец: заяц - зайчата.

    Ворона, лошадь, лиса, волк, медведь, кукушка, овца, кот, слон, утка, гусь, галка.

    Все ли пары - однокоренные слова?

    Как написан корень в однокоренных словах?

    Прочитайте слова. Улица, на улице, улицей, улицу.

    Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (Одинаковое.)

    - Это однокоренные слова? (Нет.)

    Почему? (Имеют одно лексическое значение.)

    Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она на­зывается?

    Эта часть слова называется окончанием. Сформулируйте тему урока.

    V. Работа по теме урока

    1.Понятие об окончании

    Прочитайте предложения.

    Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

    Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить форму слова дача.)

    (Учитель стирает скобки, записывает и вводит термин окончание)

    Что мы и изменили у слов в скобках? (Окончание.)

    А смысл слов от этого изменился? (Нет.)

    - А почему нужно было изменить окончание в слове дача? (Чтобы предложение имело смысл и слова в предложении были связаны между собой по смыслу.)

    Для чего же служит окончание? (Для связи слов в предло­жении.)

    Выпишите словосочетания, в которые входит слово дача. Выделите окончания.

    3. Работа по учебнику

    Упр. 142 (с. 79).

    Прочитайте текст.

    Что можно сказать о выделенных словах? (Имеют одно лек­сическое значение.)

    Что меняется в словах? (Окончание.)

    - Выполните письменное задание к упражнению.

    Прочитайте формы слова осина и назовите окончания слов.

    Упр. 143 (с. 79).

    - Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

    Спишите пословицы.

    Прочитайте формы слова роса и назовите окончания слов.

    Прочитайте пословицу, которая вам больше всего понра­вилась.

    Упр. 144 (с. 80).

    - Прочитайте. Это словосочетания? Почему?

    Составьте словосочетания, изменяя форму слова лиса, и за­пишите их. Выделите окончания.

    (Проверка.)

    VI. Физкультминутка

    Работа по учебнику

    Упр. 145 (с. 80).

    Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы получились пред­ложения?

    Выполните задания. (Взаимопроверка.)

    Прочитайте ниже сведения о языке.

    Что такое окончание?

    Для чего служит окончание?

    Прочитайте правило ещё раз, закройте учебники и расска­жите правило соседу по парте. Упр. 147 (с. 81).

    Прочитайте.

    Найдите пары выделенных слов, сравните. (Одно слово сто­ит в единственном числе, другое - во множественном.)

    Являются ли выделенные пары слов однокоренными сло­вами? (Нет.)

    - Почему? (Это формы одного слова.)

    Выполните задание.

    Прочитайте пары слов, назовите окончания.

    (Изменить форму слова.)

    - Прочитайте ниже сведения о языке.

    Что нужно сделать, чтобы найти окончание?

    Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники, расска­жите правило соседу по парте.

    VIII. Рефлексия

    Найдите лишнее слово в каждой строке.

    1) Берёза, берёзовая, берёзу, берёзой.

    2) Берёзка, берёзовая, берёза, берёзу, берёзонька.

    IX. Подведение итогов урока

    Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Что такое окончание?

    Домашнее задание

    Упр. 146 (с. 81).

    Тема: Окончание слова

    Цель: углубить представления об особенностях окончания как части слова; развивать умение находить окончания в словах.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    Прочитайте стихотворение. Назовите пропущенные окон­чания.

    Что такое окончание?

    Для чего служит окончание?

    III. Актуализация знаний

    Словарный диктант

    Огород, ужин, горох, обед, столица, картофель, компьютер, петруш­ка, огурец, помидор, овощи, чёрный.

    IV. Самоопределение к деятельности

    Отгадайте загадку.

    С ветки на ветку,

    Быстрый, как мяч,

    Скачет по лесу рыжий циркач.

    Вот на лету он шишку сорвал,

    Прыгнул на ствол

    И в дупло убежал. (Белка.)

    - Измените форму слова белка. Выделите окончания в словах.

    Сформулируйте тему урока

    V. Работа по теме урока

    1. Работа по учебнику

    Упр. 148(с. 82).

    (Работа по заданиям упражнения. Проверка.)

    Прочитайте вторую пословицу, назовите окончания.

    Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.)

    Упр. 149 (с. 82).

    (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

    2. Работа со словами из словаря

    Объясните лексическое значение слов ужин и обед.

    - Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?

    Прочитайте на с. 82, как называется такое окончание? (Ну­левое.)

    - Найдите слова ужин и обед в орфографическом словаре.

    Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

    Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите.

    Запомните написание этих слов.

    Материал для учителя

    Мы привыкли (и правильно привыкли), что ужин у нас - вечерняя еда. А вот появилось это слово как обозначение еды полуденной. Древ­нерусское угъ значило юг. Солнце стоит на юге в полдень, и трапеза, приуроченная к середине дня, получила наименование южной - ужин.

    С течением веков, однако, на неё перешло слово обед, раньше озна­чавшее (опять парадокс!) время между трапезами, а слово ужин стало обозначать «вечерний стол».

    Как мы уже говорили, язык неохотно выбрасывает слова, даже усту­пившие место другим; нередко он просто находит им новое употребление.

    VI. Физкультминутка

    VII. Продолжение работы по теме урока

    Работа по учебнику

    Упр. 150 (с. 82).

    (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

    Прочитайте слова с нулевым окончанием. Объясните на­писание слов с орфограммами.

    Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами.

    Что можно сказать об орфограммах в этих словах? (Это не­проверяемые орфограммы.)

    Упр. 151 (с. 83).

    - Прочитайте. Составьте из данных слов предложения.

    Как можно озаглавить этот текст?

    Выполните письменное задание к упражнению.

    Прочитайте текст.

    Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любо­знательных».

    Что нового вы узнали о словах в русском языке?

    Составьте предложение с любым из данных слов.

    Какие части речи не имеют окончаний?

    VIII. Рефлексия

    Спишите, вставьте пропущенные окончания.

    Врем., не деньг.., потеряешь - не найдёшь.

    Объясните смысл пословицы.

    Что такое окончание?

    Для чего служит окончание?

    Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры.

    IX. Подведение итогов урока

    Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

    Домашнее задание

    Окончание – это словоизменительная морфема, при помощи которой образуются различные формы одного слова. Служат окончания для связи слов в предложениях и словосочетаниях и несут грамматическую функцию. Умение выделить в слове окончание помогает определить род, число, падеж или лицо разных частей речи.

    Инструкция

    Окончание обычно стоит после основы, в конце слова, и указывает на число, род, падеж или лицо. Например, в словосочетании «цел-ую недел-ю» окончания говорят о винительном падеже, женском роде и единственном числе, а в предложении «Я целу-ю» - о 1 лице, единственном числе и настоящем времени.

    У разных частей речи окончания имеют свои грамматические значения. У личных местоимений, существительных и числительных по окончанию можно определить падеж и число- у причастий, прилагательных и некоторых местоимений – не только падеж и число, но и род- у глаголов настоящего и будущего времени оно указывает на лицо и число, а прошедшего – род и число. К примеру, окончание «-а» в словоформе «вода» выражает значение женского рода, единственного числа, именительного падежа. А окончание «-ыми» в слове «зелеными» говорит о множественном числе и творительном падеже.

    Окончание может выражаться разным количеством звуков: «окн-о – окн-ом». В первой словоформе окончание выражено одним звуком «-о», а во второй двумя – «-ом».

    В ряде словоформ окончание не выражается какими-либо звуками или буквами и бывает нулевым. Оно обнаруживается при склонении и последующем сравнении различных форм одного слова. Например, «орел – орла – орлу». В словоформе «орел» - нулевое окончание, которое при разборе слова по составу обозначается знаком пустого квадратика, нарисованного после слова.

    Чтобы выделить окончание, необходимо изменить слово (просклонять или проспрягать его). Изменяемая часть слова и будет являться окончанием: «дом – дом-а», «летн-ий – летн-его», «ворч-у – ворч-ит».

    В русском языке есть слова, у которых нет окончания. Они называются неизменяемыми («кашне», «кофе», «кафе»), также не имеют окончаний все деепричастия («читая», «устав», «задумавши») и наречия («бегом», «хорошо», «слева»).

    Важно отличать слова с нулевым окончанием от не имеющих окончания лексем. Например, в предложениях «Он весело посмотрел на нас» и «Лицо ее было весело» есть близкие слова «весело». В первом предложении оно является наречием (посмотрел (как?) весело), неизменяемой частью речи, которая не имеет окончаний. Морфема «-о» в наречии является суффиксом. А во втором – «весело» - краткое прилагательное (лицо (каково?) весело), которое изменяется по числам и родам. «Лица весел-ы», «девушка весел-а», «рассказ весел», следовательно «-о» в слове «весело» будет окончанием.


    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Все интересное

    Для того чтобы слова в предложении звучали согласованно, некоторые части слова могут изменяться. Эти части слова служат для образования новых слов и для связи слов в предложении. Инструкция 1Любое изменяемое слово в русском языке состоит из двух…

    Окончания бывают личными – у глаголов, родовыми – у имен прилагательных и причастий, а также у глаголов в прошедшем времени, падежными – у имен существительных, имен прилагательных и причастий. Инструкция 1Окончания бывают только в изменяемых…

    Большинство русских слов имеют окончания. Какие это окончания, зависит от того, к какой части речи относятся слова. Окончания служат для связи слов в предложении. Если приставка, корень, суффикс необходимы для того, чтобы передать смысл слова, то…

    Окончание - важная морфема в русском языке, в отличие от большинства иностранных языков. Именно она связывает слова между собой, превращая их в словосочетания и предложения. Умение поставить окончание правильно, важно для письма и правильной речи. …

    Не всякий скажет, что определять форму слова - важное и нужное умение. А ведь очень часто для понимания того, как написать слово, просто необходимо определить сначала его грамматическое значение, т.е. определить форму. Но как это сделать? На что…

    Школьники учатся определять окончание в словах, когда знакомятся с составом слова, и неоднократно возвращаются к этому при изучении орфографии. Этот навык необходим при определении личных окончаний глагола и падежных - у имен существительных. Как…

    В русском языке при написании различных текстов часто возникают сомнения в написании окончаний. Как правильно, в тетрадИ или в тетрадЕ? С мамОЙ или с мамАЙ? Для того, чтобы правильно написать окончания имен существительных, нужно знать, к какому…

    Существительное - часть речи, обозначающая предметы (бочка, здание, шляпа), а также одушевленные существа (женщина, олененок, слон) или явления (дождь, сияние, свобода). В предложении существительное бывает дополнением или подлежащим. Вам…

    При написании окончаний в словах учащиеся часто допускают ошибки. Этот вид орфограмм для них оказывается сложным, так как дети должны при этом уметь определять часть речи слова, в котором проверяют окончание, а также владеть навыками определения его…

    Слова можно разделить на меньшие значимые единицы – морфемы. В самостоятельных изменяемых словах выделяются основа («читая», «вечер», «кашне», «около») и окончание («дом-а»,…

    Строение или состав слов изучается разделом науки о языке – морфемикой. Все слова делятся на минимальные значимые части, которые называются морфемами. Одни из них несут лексическую информацию (корни и приставки), другие – одновременно лексическую и…

    Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопрос «какой?» и обозначающая признак или качество предмета. В предложении может служить сказуемым или определением. Изменяется по родам, числам и падежам.Чтобы определить падеж…