• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Часть речи.

    Раздельно.

    Слитно.

    1. Имя существительное.

    Есть противопоставление с союзом «а» (не правда, а ложь ).

    1. Не употребляется без НЕ (невольник ).

    неправда = ложь ).

    2.Полные прилагательные.

    Краткие прилагательные.

    Наречия на –О,- Е.

    1. Есть противопоставление с союзом «а» (не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив; не правдиво, а лживо ).

    2. Впереди есть слова:

    вовсе не… отнюдь не…

    ничуть не… далеко не…

    никогда не… ничто не…

    нисколько не… (вовсе не правдивый рассказ ).

    1. Не употребляется без НЕ (ненастный, ненастно ).

    2. Можно заменить синонимом без НЕ (неправдивый=лживый ,

    неправдив = лжив, неправдиво = лживо ).

    3. Полные причастия.

    1. У причастия есть зависимое слово (не решённый мной ).

    2. Есть противопоставление с союзом «а» (не решённый , а списанный пример ).

    1. Не употребляется без НЕ (недоумевающий ).

    2. Нет зависимого слова (нерешённый пример ).

    3. Нет противопоставления с союзом «а».

    4. Краткие причастия.

    Всегда раздельно: рассказ не прочитан, поле не вспахано , тетради не проверены .

    _________________________

    5. Глагол.

    1. С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без неё (не было, не мог).

    2. НЕ до…. (действие не закончено: не доел суп, не дочитал главу ).

    1. Слитно пишутся глаголы, не употребляющиеся без НЕ (ненавидеть, негодовать )

    2. НЕДО… (выполнено меньше ста процентов, меньше нормы: недобрать баллов, недостаёт красок ).

    6.Деепричастие.

    С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без НЕ : не зная, не думая .

    Слитно пишутся деепричастия, не употребляющиеся без НЕ: ненавидя, неистовствуя, негодуя, недоумевая .

    Упражнения по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»

    Упражнение 1

    Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не ; 2) со слитным написанием частицы не.

    (Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

    Упражнение 2

    Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не .

    (Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

    Упражнение 3

    Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не , составьте с ними словосочетания.

    Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.

    Упражнение 4

    Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

    1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка - итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

    Тест по теме «Правописание не с разными частями речи»

    1) (не)прерывное (не)домогание

    2) мне это вовсе (не)интересно

    3) (не)вежда

    4) это было (не)избежно

    2. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

    1) совершить (не)лепый поступок

    2) бормотать что-то (не)внятное

    3) ничем (не)оправданный риск

    4) юноша крайне (не)вежлив

    3. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

    1) в пачке (не)достает трех тетрадей

    2) (не)взлюбить с первого взгляда

    3) (не)зная причины

    4) обошлось (не)дешево

    4. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

    1) работа (не)зачтена

    2) вести себя (не)принужденно

    3) (не)приступная крепость

    4) с утра (не)здоровится

    5. Какое из объяснений является ошибочным?

    1) (не)хочется в это верить - не с глаголами пишется раздельно

    2) переспросить, (не)доумевая - не пишется слитно, так как слово без не не употребляется

    3) отозваться очень (не)лестно - не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова

    4) (не)погашенный костер - не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

    6. В каком примере НЕ пишется слитно?

    1) Многие рукописи (не)расшифрованы.

    2) В книге (не)хватало нескольких страниц.

    3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.

    4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.

    7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно .

    1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

    2) Мне в этот день (не) здоровилось.

    3) С людьми браниться – никуда (не)годится.

    4) Толпа (не)доумевала.

    5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.

    8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.

    1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.

    2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.

    3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.

    4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.

    9.Укажите слитное написание частицы не:

    1) далеко (не)робкое замечание

    2) (не)у кого остановиться;

    3) ничуть (не)дорог;

    4) (не)здоровый цвет лица;

    5) (не)дядин дом;

    6) (не)доумевал;

    7) (не)большой, но удобный шкаф;

    8) выразить (не)годование;

    9) (не)чего бояться;

    10) (не)длинна, а коротка.

    10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:

    1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,

    2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;

    3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.

    11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:

    1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;

    2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;

    3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.

    12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:

    1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;

    2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;

    3) (не)вредимый, (не)громкая.

    13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.

    1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;

    2) пишется слитно, если можно заменить синонимом без не,

    3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а .

    14.Укажи примеры с ошибкой:

    1) проявил негодование;

    2) не ласковый взгляд;

    3) вовсе не лёгкий переход;

    4) был недогадлив;

    5) ничуть не подозрительный;

    6) нисколько непривередлив;

    7) отнюдь не безвыходный.

    "Не" с различными частями речи.
    Слитно или раздельно?

    Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

    Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

    I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

    Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

    Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

    Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

    Частица не пишется раздельно:

    с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

    – со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

    с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

    в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

    Не пишется слитно:

    – в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

    в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

    в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

    в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

    в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

    Этот же принцип написания относится и к причастиям:

    Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

    зависимое слово: не погашенные никем огни;

    противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

    Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

    Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

    С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

    II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

    Не с различными частями речи

    Часть речи

    Слитно

    Раздельно

    Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

    1. Не употребляется без не-:

    неженка, нелепый, нелепо

    2. Можно заменить синонимом без не-:

    не скромно (хвастливо)

    не глупый(умный)

    3. В отрицательных наречиях:

    не куда, не где

    1. Есть противопоставление:

    не правда, а ложь

    2. Отрицание усилено словами

    далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

    далеко не глупый

    3. С наречиями не на -о, -е:

    не по-товарищески

    Местоимение

    После не и ни нет предлога:

    ни кого, не кого

    После не и ни есть предлог:

    не у кого, ни у кого

    Глагол, деепричастие

    не домогать (не употр. без -не )

    не домогая (не употр. без -не )

    не заметил (глагол),

    не замечая (деепричастие)

    Причастие

    Нет зависимого слова или противопоставления:

    не законченная работа

    1. Есть зависимое слово:

    не законченная вовремя работа

    2. Есть противопоставление:

    не законченная, а начатая работа

    3. С краткими причастиями:

    работа не закончена

    III. Слова, которые без не не употребляются.

    Существительные Прилагательные Глаголы

    незнакомка

    неистовство

    невежа, невежда

    нелепица, нелепость

    ненависть

    ненастье

    непоседа

    неприязнь

    нержавейка (сталь)

    неряха, неряшливость

    нескладеха

    Несмеяна (царевна)

    несмышленыш

    несуразица

    неуклюжесть

    неустойка

    нехватка

    нечистоты

    неясыть (трава)

    неистовый

    неказистый

    нелюдимый

    ненавистный

    ненастный

    непоседливый

    непроглядный (мрак)

    неприглядный (поступок)

    неприязненный

    непутевый

    неряшливый

    несметное (количество)

    несуразный

    неуклюжий

    нещадная (ругань)

    негодовать

    недоумевать

    недоставать (чего-л.)

    недосмотреть (за ребенком)

    невзвидеть (света)

    невзлюбить

    ненавидеть

    неистовствовать

    мне нездоровится

    ему неймется

    тебе несдобровать

    IV. Упрощенный вариант правил:

    V. Работаем с алгоритмами.

    VI. Развивающие задания.

    1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

    1) невыполненное поручение;

    2) лес не хвойный;

    3) негодующий взгляд;

    4) окна не вымыты;

    5) не рад встрече;

    6) не было;

    7) ему нездоровится;

    8) кольцо не золотое;

    9) нелегко решить;

    10) далеко не легкое дело;

    11) очень небрежно;

    12) некошеный луг;

    13) не смотря по сторонам;

    14) несмотря на обстоятельства.

    Ответ записывается так:

    слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

    раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

    2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

    Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

    1) незавершенный роман;

    2) неторопливый;

    3) неказистый;

    4) непричастный;

    5) небрежный;

    6) незрелый;

    7) неуклюжий;

    8) необратимый.

    А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

    3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

    2) неряха;

    3) немощь;

    4) ненависть;

    6) нектар.

    4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

    5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

    6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

    не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

    не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

    Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

    Мне не хватает 100 рублей

    Мне недостает 100 тысяч?

    7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

    невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

    не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

    не замечать, не заметить, неистовствовать,

    не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

    неймется, недосмотреть (за кем-либо).

    От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

    (После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

    VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

    Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

    И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

    Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

    В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

    А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

    Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

    Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

    И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

    «Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

    (По И.А. Гончарову)

    VIII. Напишите диктант.

    МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

    Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

    (По Н.Тимковскому)
    (130 слов)

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

    2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

    3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

    О.П. ЭХИНА,
    г. Москва

    76. Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ.

    1. Пишутся раздельно:

    • частицы бы(б), же(ж), ли(ль) (прочитал бы, пошел ли, такой же),
    • частицы вот, ведь, мол, будто и т.д. (Он мол не; здешний. Ты ведь это знаешь!);

    2. Пишутся через дефис:

    • частицы кое-, кой-, -то, либо-, -нибудь, -ка, -де, -с, -тка, -тко, -таки (да-с, кто-нибудь, дайте-ка, он-де, довольно-таки),

    Правописание частиц НЕ с разными частями речи

    часть речи

    раздельно

    1. если без не не употребляется (невежа, невзгода),
    2. если можно подобрать синоним без не (неправда - ложь, недруг - друг),

    1. если есть или подразумевается противопоставление;не друг, а враг),
    2. в вопросительном предпо женин при логическом подчер кивании отрицания (Вас сюда устроил отец, не правда ли?

    1. если баз не не употребляется (небрежный, невзрачный).
    2. если можно подобрать синоним без не (немаленький -большой, гвмслодой-старый),
    3. если есть противопоставление с союзом но (река не-яубокая, но холодная),
    4. с краткими прилагательны-ии, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся в не слитно невысокий - невысок)

    1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не большой, маленький),
    2. с относительными прилагательными (небо здесь южное),
    3. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не раздельно (книга не интересна, а скучна)

    с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов (несколько, некому, нечто)

    всегда пишется раздельно (не трое, не седьмой)

    местоим. с другими разрядами местоимений (в не моем классе, не на нашем этаже)

    если без не не употребляется (ненавидеть, недоумевать)
    примечание: глаголы типа недосмотреть пишутся слитно, так как в их состав входит единая приставка недо-,

    со всеми остальными глаголами (не знать, на плакать

    если без не не употребляется (ненавидев, недоумевая)
    примечание: деепричастия, образованные от глаголов с приставкой недо- пишутся слитно, так же, как и глаголы (недосмотрев)

    со всеми остальными деепричастями (не зная, на плакав)

    причаст.

    причастив

    если полные причастия не имеют при себе зависимые слова (непришедший ученик)

    1 . если полные причастия имеют зависимые слова (не пришедший вовремя ученик),
    2. с краткими причастиями (контрольные работы не проверены),
    если есть или предполагается противопоставление (не законченная, а только начатая работа)

    1 . если без не не употребляется (нелепо, небрежно),
    2. наречия на -о, -е, если можно подобрать синоним бел не (неглупо - умно)

    1. наречия на -о,-е, если есть или подразумевается противопоставление (не смешно, а грустно),
    2, наречия на -о, -е, если при них есть пояснительные слова вовсе не, ничуть не, далеко не отнюдь не (вовсе не смешно).
    3. если наречие пишется через дефис (не по-русски)

    Задачи и тесты по теме "Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ."

    • Частица как служебная часть речи - Частица 7 класс
    • Частицы - Морфология. Служебные части речи 10 класс

      Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

    Частица НЕ может писаться со словами слитно или раздельно, частица НИ пишется раздельно со всеми словами, кроме отрицательных наречий (ниоткуда, нигде) и местоимений без предлога (никого , но ни от кого ). Чтобы правильно употреблять частицы НЕ и НИ на письме, необходимо разграничивать их значения .

    Значения частицы НЕ

    1. Отрицание : частица НЕ придаёт предложению или отдельному слову отрицательный смысл: Не ходите туда! - отрицательный смысл всего предложения; Эта вещь принадлежит не мне - отрицательный смысл отдельного слова.

    2. Утверждение при двойном отрицании : повторяющаяся частица НЕ (первая не перед глаголом мочь, вторая не - перед неопределённой формой другого глагола) имеет утвердительный смысл: не мог не знать = знал. При этом возникает оттенок необходимости, долженствования: не мог не сказать = должен был сказать.

    3. Утверждение в вопросительно-восклицательных предложениях: в подобных предложениях (риторических вопросах) частица НЕ имеет утвердительный смысл: Где я только не побывал! (= везде побывал); Кто у меня только не гостил! (= все гостили).

    Значения частицы НИ

    1. Отрицание в предложениях без подлежащего: частица НИ обозначает отрицание в предложениях без подлежащего при дополнении в родительном падеже: На небе ни тучки; Вокруг ни звука; Ни с места! Ни слова! Частица НИ в этом случае усиливает отрицание, которое подразумевается. Отрицательное слово НЕТ или сказуемое, при котором есть НЕ, опущены.

    2. Усиление отрицания: если в предложении есть отрицание (слово нет, частица не при глаголе-сказуемом, причастии или деепричастии), то НИ усиливает это отрицание: На небе нет ни тучки; не говоря ни слова; не смотревший ни вправо, ни влево. В этом случае частицу НИ можно опустить, смысл предложения не изменится, пропадёт лишь оттенок усиления: У меня не было ни минуты на размышление. - У меня не было минуты на размышление. Подобные случаи нужно отличать от двойного употребления частицы НЕ для обозначения утверждения. Сравним: Он не мог не знать и не сказать - утвердительный смысл (он знал и сказал); Он не мог ни знать, ни догадаться - отрицательный смысл, ни можно отбросить (он не мог знать или догадаться).

    3. Утверждение и обобщение после относительных местоимений и наречий в придаточном предложении : частица НИ придаёт обобщающее утвердительное значение словам кто, что, где, когда, сколько и т.д., которые служат средством связи придаточного предложения с главным. Кто ни придёт, всем здесь рады = любой человек придёт; Сколько ни вглядывался, ничего не заметил = долго, пристально вглядывался; Где ни бывал, везде находил друзей = бывал в разных местах. Подобные случаи надо отличать от тех сложноподчинённых предложений, в которых придаточные имеют отрицательное значение и в которых пишется частица НЕ. Сравним: Кто не прочитает эту книгу, тот многого не узнает - придаточное имеет отрицательное значение, действие не совершено (книга не прочитана); Кто ни прочитает эту книгу, всем она нравится - придаточное имеет утвердительный смысл, действие совершено (книга прочитана).

    Обратите внимание! Повторяющаяся при однородных членах частица НИ рассматривается как сочинительный союз : Не было слышно ни звука, ни шороха.

    Нужно запомнить!

    1. Если повторяющаяся частица НИ употребляется в устойчивом выражении , то запятая между частями этого оборота не ставится:

    Ни больше ни меньше Ни да ни нет Ни днём ни ночью
    Ни конца ни края Ни много ни мало Ни себе ни людям
    Ни стать ни сесть Ни взад ни вперёд Ни дать ни взять
    Ни два ни полтора Ни жив ни мёртв Ни за что ни про что
    Ни нашим ни вашим Ни ответа ни привета Ни рыба ни мясо
    Ни свет ни заря Ни пуха ни пера Ни слуху ни духу
    Ни с того ни с сего Ни там ни сям Ни то ни сё
    Ни туда ни сюда Ни шатко ни валко Ни так ни сяк

    2. Когда пишется НЕ, а когда — НИ? (при раздельном написании)

    Таблица «Частицы НЕ и НИ»

    Правописание наречий и частиц.

    86. Частицы кое- (кой-), -то, -либо, -нибудь, -ка присоединяются к слову при помощи чёрточки (дефиса): кое-кто, что-либо, где-нибудь, дай-ка .

    Примечание. Если частица кое- (кой-) отделена от местоимения предлогом, то чёрточка не ставится: кое у кого, кое с чем (ср.: кое-кого, кое-чем ).

    Частица -таки пишется с чёрточкой в словах всё-таки, так-таки и тогда, когда она следует за глаголом: узнал-таки . В остальных случаях частица таки пишется отдельно:
    1) Я таки не верю ему;
    2) Всё ж таки не сдаёмся.

    Частицы не и ни .

    87. Частица не пишется слитно со словами, которые без неё не употребляются: не дочёт, не вежда, не избежный, не стерпимый, не поколебимый, не победимый (никем), не увядаемый, не годовать, не можется, не ужто, не льзя и т. п.

    88. Не пишется слитно с существительными, прилагательными и наречиями на в том случае, если существительное, прилагательное или наречие с не означает одно понятие; в этом случае оно не придаёт речи отрицательного смысла и могло бы быть заменено однозначащим словом без отрицания, например: не счастье (беда), не приятель (враг), не правда (ложь), не высокий (низкий), не дорого (дёшево).

    89. Не пишется отдельно от существительных, прилагательных и наречий, когда дальше идет или подразумевается противопоставление.

    Примеры. Это не правда. а ложь. Его утомляет не ученье, а безделье правда , а что?", "не ученье , а что?" Не высокие горы нас разделяют, а низкие холмы. Не правый наказан, а виноватый. Он ещё не старый. Яблоко не вкусно, а отвратительно . В этих случаях всегда можно спросить: "не высокие , а какие?", "не правый , а какой?", "не вкусно , а каково?" (Ср.: Яблоко зелено и не вкусно .) Он поступил не осторожно, а опрометчиво ("не осторожно , а как?"). Он не много знает (он не много, а мало знает) ("не много , а сколько?") [Ср.: Он привык всё делать быстро, крайне не осторожно. Он не много знает (кое-что знает)].

    Примечание 1. Следует обратить внимание на два случая раздельного написания частицы не: 1) если при прилагательном, существительном или наречии (на ), к которым относится отрицание не , есть для усиления отрицания пояснительные слова, выраженные отрицательными местоимениями или наречиями с ни (ничем , ни к чему , ничуть , нисколько , нигде и т. д.), то частица не пишется отдельно: ничем не замечательное селение ; ни к чему не способный человек ; ни в каком смысле не успех ; ни в какой мере не удачно ; 2) если частица не входит в состав усилительных отрицательных сочетаний: далеко не , отнюдь не , вовсе не , то эти сочетания всегда пишутся отдельно от следующего за ними слова (в таких случаях всегда подразумевается противопоставление): далеко не выгодное предприятие , отнюдь не справедливое решение , вовсе не глуп , вовсе не плохо , далеко не друг и т. д.

    Наоборот, при наличии слов, обозначающих степень: очень, весьма, крайне, в высшей степени, вполне, почти, отчасти — частица не пишется слитно: сделка очень не выгодна (убыточна), это почти не вежливость (грубость), весьма не интересный (скучный) рассказ , поступил в высшей степени не осторожно (опрометчиво), это крайне не выгодно (убыточно).