• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Сегодня православный мир понёс невосполнимую утрату - в ночь с 21 на 22 января безвременно почил архимандрит Венедикт (Пеньков), наместник Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной пустыни.

    Наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков)

    Отошел ко Господу наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков), и вместе с ним, как сейчас кажется нам, часто бывавшим в обители в те неповторимые времена, ушла в прошлое целая эпоха — прекрасная, героическая, исполненная высокого пафоса созидания.

    На сайте обители сообщается, что архимандрит Венедикт (Пеньков) скончался после тяжелой болезни. Девятого января на фоне развившегося сахарного диабета ему ампутировали ногу, а 20 января он впал в кому.

    «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего архимандрита Венедикта, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная», - говорится на сайте Оптиной пустыни.

    Архимандрит Венедикт последние годы страдал от тяжелой болезни. При этом он находил, однако, силы укреплять и поддерживать своих братьев и мирян, проявляя искреннюю христианскую доброту и заботу. Батюшка до последних дней радел о судьбе нашего общего Отечества, не оставался равнодушным к происходящему на Донбассе и Украине.

    9 января архимандрит Венедикт перенес сложную операцию на ноге, спустя неделю после операции всё ещё находился в реанимации, начались послеоперационные осложнения. 19 января здоровье батюшки резко ухудшилось, и нынешней ночью, на 78-м году жизни, он оставил этот бренный мир.

    Краткая биография усопшего

    Архимандрит Венедикт (в миру Владимир Андреевич Пеньков) родился 24 июня 1939 года в городе Москва.

    В 1956 г. окончил среднюю школу г. Москвы. В 1958 г. окончил строительную школу г. Москвы.

    С 1964 г. проходил обучение в Московской Духовной Семинарии и Академии.

    В 1968 г. зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.В Лавре нес послушания заведующим библиотекой, помощника казначея. Был известным духовником. Впоследствии нес послушание скитоначальника Черниговского скита.

    25 августа 1969 г. пострижен в мантию в честь преп. Венедикта Нурсийского (тезоименитство 27 марта).

    8 октября 1969 г. рукоположен в сан иеродиакона, а 9 октября 1972 г. рупоположен в сан иеромонаха.

    В 1973 г. окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

    С 20 января 1991 г. исполнял послушание наместника возрождающейся Введенской Оптиной пустыни, пробыв на этом послушании без малого тридцать лет.

    Необходимо отметить, что Оптина пустынь в совершенно разоренном состоянии была передана Церкви в 1987 году. Приняв настоятельство, архимандрит Венедикт приложил огромные силы к восстановлению прославленной обители, пережившей мерзость запустения. Именно при нем в монастыре были отстроены храмы, колокольня, хозяйственные постройки, обретены и прославлены мощи большинства Оптинских старцев, а обитель вновь стала центром монашеской и паломнической жизни. Огромное любящее сердце настоятеля сумело объять все…

    Пастырь добрый

    Награды:

    1985 г. - награжден палицей;

    1986 г. - награжден крестом с украшениями;

    1991 г. - возведен в сан архимандрита;

    1995 г. - награжден правом служения с жезлом;

    1980 г. - награжден медалью преп. Сергия Радонежского 1-й степени;

    1987 г. - награжден орденом преп. Сергия Радонежского 3-й степени;

    1995 г. - награжден орденом преп. Серафима Саровского 2-й степени.

    Таким отец Венедикт запомнится нам навсегда

    Оптина путынь

    Оптина пустынь - один из величайших центров православия, прославленный мужской монастырь Русской православной церкви в Калужской области. Обитель обрела всемирную известность благодаря своим знаменитым старцам. С ней связаны эпизоды в жизни многих писателей и мыслителей России. Сюда приезжал незадолго до своей кончины Лев Толстой, так и не сумевший примириться с Богом. Летом 1878 года после смерти сына обитель посетил Ф. М. Достоевский. Некоторые сцены из романа «Братья Карамазовы» возникли под впечатлением этой поездки. Так, прототип старца Зосимы - старец Амвросий (преподобный Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), обитавший в то время в скиту Оптиной пустыни.

    В Оптину приезжали за умиротворением, бывали в обители и многие известные личности: Жуковский, Тютчев, Аксаков, Гоголь; здесь гостили Чайковский, Чижевский и Соловьев.

    Символ Оптины — трубящий Ангел,

    В последний путь

    Братия обители, духовные чада отца Венедикта, а также многочисленные паломники, сподобившиеся знать отца наместника, глубоко скорбят о его безвременной кончине.

    Фото из архива Оптиной пустыни

    Прощание с архимандритом Венедиктом сегодня с 14:00 до 5.00 завтрашнего дня на подворье Оптиной Пустыни в Москве по адресу: Новоясеневский проспект, 42. Метро Новоясеневская.

    С 23 января гроб с телом архимандрита Венедикта будет находиться в Казанском храме монастыря Оптина Пустынь. Желающие проститься с батюшкой смогут это сделать до 24 января. В этот же день будут совершены его отпевание и погребение.

    Автору данной публикации посчастливилось знать батюшку в течение многих лет. Мы регулярно ездили в обитель практически со дня ее открытия, часто трудились на послушаниях, и на наших глазах она расцветала: обретались мощи старцев, восстанавливались храмы. Отец Венедикт всегда был в гуще событий, но, несмотря на огромную загруженность, находил время для общения, был приветлив и внимателен к нуждам паломников.Воздохнем молитвенно, братия и сестры, о новопрставленном архимандрите Венедикте и укрепимся о Господе, потому что смерти — нет.

    22 января, на 79-м году жизни, после тяжелой болезни отошел ко Господу наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков). Он был созидателем и хранителем монастырской жизни, а также чутким духовным отцом. Вот что рассказывают о новопреставленном архимандрите Венедикте знавшие его архипастыри и пастыри.

    «Отец Венедикт, как апостол Павел, всех своих чад носил в сердце»

    ‒ Когда я пришел к вере, я сначала пошел по московским священникам, исповедовался у них, потом поехал в Свято-Троицкую лавру. Помню, захожу в Иоанно-Предтеченский храм, а там отец Венедикт проводит общую исповедь. Я послушал его и тут же встал к нему в очередь, очередь была огромной, и я к нему в первый раз так и не попал. Но уже целенаправленно стремился попасть именно к этому духовнику на исповедь. Приезжаю в следующий раз, выслушал общую исповедь, и тогда уже Господь сподобил меня, видимо, за мою неотступность, поисповедоваться лично батюшке.

    Я потянулся к нему, как к своему духовному отцу

    А после, побывав у него на духовной беседе, я уже понял, что его образ мне лег на сердце, я потянулся к нему, как к своему духовному отцу. Стал часто к нему приезжать, обращался с вопросами.

    Батюшка проводил удивительные беседы, причем не только с самими духовными чадами, - мы к нему приезжали и со своими родителями. Причем с неверующими родителями! Моя мама благодаря общению с ним уверовала. Конечно, Господь к Себе приводит, но многих на моих глазах и из моего близкого окружения Он призвал через отца Венедикта.

    Батюшка мне постоянно говорил:

    Сходи к отцу Кириллу, сходи к отцу Науму.

    Когда я оказался у отца Наума, тот спросил, у кого я исповедуюсь. Я сказал.

    Отец Венедикт, как апостол Павел, всех своих чад носит в сердце, - сказал тогда старец.

    Все трое - отцы Кирилл (Павлов), Наум (Байбородин) и новопреставленный отец Венедикт - ушли один за другим. Царствие Небесное!

    Отблеск рая

    , настоятель московского подворья Оптиной пустыни:

    ‒ Наместник Введенской Оптиной пустыни архимандрит Венедикт ушел на Небо в час ночи 22 января 2018 года. Оптину пустынь он возглавил 27 лет назад, 20 января, и покинул врученное ему тогда поприще почти день в день. Интересно, что его отец, раб Божий Андрей, почил 33 года назад 17 января. Может быть, находясь на Небе, он позвал сына к себе. Это наблюдения за Промыслом Божиим, действующим из рода в род от семьи усопшего, с которой мы в последние дни очень тесно общались.

    Главное дело наместника - это созидание братства, которое живет Евангельской жизнью, по крайне мере искренне и самоотверженно старается так жить. Ничего никому не доказывая, а просто любя Бога, собранные отцом Венедиктом братия уже не могут жить иначе. Люди чувствуют подвиг. Им даже тогда не надо ничего особо внушать, говорить. Они видят пример Евангельского жития и вдохновляются также следовать в своей жизни Евангелию. Не обязательно себя то и дело называть христианами, монахами: лучше не называться навязчиво, но быть, чем называться и не быть. Книга ценится не за количество слов и не за толщину корешка, а за содержание. Вот так и люди просто видят, сколько в Оптиной пустыни уже собрано смиренных, кротких, духоносных отцов, для которых во главе всего любовь к Богу и ближнему, - и стремятся в эту святую обитель. Кто-то и сам, глядишь, уже ищет иночества.

    В Оптиной пустыни отцы являют эту золотую середину царственного христианского пути: и Богу угождать, и людей не забывать. А то иногда бывает так, что людей любят, а до Бога и дела нет, в храм не ходят. Или наоборот: одна только служба на повестке дня, а про ближнего забывают. Нет, отец Венедикт давал понять, насколько все это взаимосвязано, он просто жил по принципу: когда Бог на первом месте, все остальное - на своем. Также научил жить и всю оптинскую братию.

    В современном расслабленном мире должен быть какой-то стержень, а людям нужны твердые примеры исповедания веры. Старец Паисий Святогорец говорил: «Монахи - это не фонарные столбы, которые светят под ноги людям, чтобы те не споткнулись в суете, продолжая и дальше метаться по своим делишкам, а это одинокие маяки, которые стоят в бушующем море и указывают путь могущим быть потопленными кораблям».

    Еще Ф.М. Достоевский говорил: «Ничего так русский человек не ищет, как святыни и святого. Он говорит: “У меня неправда, ложь, грех, но должен же быть кто-то святой и должна быть где-то правда, и должна быть где-то святыня”. Вот этой святыни он жаждет, найдет ее и поклонится ей, и восславит Бога». Поэтому важно являть этот образ святого жития, чтобы люди в миру понимали: «Да, у нас раздрай и неправда, но вот в монастырях живут по-евангельски, они познали Истину». Вот эту правду жизни по заповедям Евангелия, как и в прежние века, и в наше время Оптина пустынь являет. Там есть, конечно, величайшие святыни: чудотворные иконы, мощи старцев, - но главное ‒ продолжение духовной жизни современными монахами.

    Этот воевода оставил 200 человек монахов, воинов Христовых

    Вся православная Москва давеча стекалась на московское подворье Оптиной пустыни ко гробу отца наместника. Этот воевода оставил 200 человек монахов, воинов Христовых. Архимандрит Венедикт оставил для православной России множество духовников, монахов-молитвенников. Нет ничего дороже молитвы. Не в крепком подсобном хозяйстве монастыря дело. Кто-то из великих людей сказал об Оптиной пустыни: «Скольких она сделала, и скольких еще сделает небожителями».

    Старец Варсонофий Оптинский об обители слагал такие строки:

    Ясней здесь небеса и чище их лазурь...
    Мирской ярем нося и скорбный совершая
    Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь,
    Сподобился я видеть отблеск рая...

    На сегодняшний день Оптина пустынь и являет собой этот отблеск рая - благодаря подвигу, трудам, личному примеру отца Венедикта.

    К чему он чаще всего призывал? Читайте Священное Писание, запоминайте Священное Писание, исполняйте Священное Писание ‒ и спасетесь! Помолимся о нем. Вечная ему память.

    Восстановленная святыня

    Протоиерей Александр Тихонов , настоятель храма пророка Божия Илии на Воронцовом поле:

    ‒ Я учился в семинарии вместе с племянником архимандрита Венедикта - отцом Алексеем Пеньковым, ныне он служит в храме Живоначальной Троицы в Конькове. Для него, конечно, дядя был образцом христианина и пастыря. Он часто сам сверялся с ним, и нам в разговорах мог привести в пример. Хотя сам был очень скромен. Когда он нам сказал: «Моего дядю назначили наместником в Оптину пустынь», - мы, его однокурсники, не поверили. Но потом действительно оказалось, что его дядя возглавил этот важнейший для России монастырь.

    Первым наместником возрождающейся Оптиной пустыни был нынешний Владимирский и Суздальский митрополит Евлогий. Скорее всего, когда владыка Евлогий, назначенный на Владимирскую кафедру, уходил из Оптиной пустыни, он сказал свое веское слово в пользу назначения вместо себя отца Венедикта, который, еще будучи насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, зарекомендовал себя.

    Помню, я был в Оптиной пустыни 30 лет назад - мы, как школу окончили, приехали туда потрудиться во славу Божию. В каких же там тогда лишениях все жили! Владыка Евлогий очень многое сделал, но до восстановления тогда, когда его переводили, было еще далеко...

    Ничего там не было: ни стен в полуразрушенных церквях, ни колокольни. Храм преподобной Марии Египетской вообще бутафорией был - четыре стены из фанеры сооружены были. Со стороны смотришь: вроде храм, - а подойдешь: из фанеры сколочен, просто покрашен снаружи! Там, где башня с Ангелом, обустроили быстренько тогда единственный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, - там и служили. Но народу всегда в нем, как селедки в бочке, набивалось. Казанский собор при советской власти в гараж обратили. Сводов не было. Четырехскатная шиферная крыша, а в алтаре ворота пробиты, сквозь которые в храм заезжали грузовики, - страшное зрелище... Восточной монастырской стены не было, да и южной боковой. Куда ни глянь, - там раньше одни развалины были.

    А какие жильцы там жили! Некоторые из них были просто пьяницы, матершинники, драчуны и хулиганы. Там жил один такой учитель физкультуры. Мы, мальчишки, пытались там что-то уже разгребать. Помню, меня из иконописной мастерской отправили воду принести. Я ополоснул ведро и вылил воду на травку, - так он бросился на меня с кулаками. Сильно им там претило восстановление святыни. Вот с таким контингентом отцу Венедикту приходилось иметь дело.

    В Иоанно-Предтеченском скиту тоже мирские люди жили. Поначалу, при отце Евлогии, только разве что хибарку преподобного Амвросия освободили, а все остальное - это уже отец Венедикт радел, добивался. Жуть, что было. А теперь - слава Божия! Восстановлена святыня. Собрано монашеское братство.

    Вечная память верному служителю Христову!

    СПРАВКА:

    Архимандрит Венедикт (в миру Владимир Андреевич Пеньков) родился 24 июня 1939 года. Окончил Московскую духовную семинарию, а в 1973-м году ― Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1970-е годы был насельником Троице-Сергиевой лавры.

    В 1990-м году пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с наречением имени Венедикт в честь преподобного Венедикта Нурсийского.

    В 1990-м году назначен наместником Оптиной пустыни с возведением в сан архимандрита. Отец Венедикт руководил жизнью обители на протяжении 27 лет, начиная с 1990 года.

    9 января 2018 года перенес тяжелую операцию. Спустя неделю после операции отец Венедикт все еще находился в реанимации - начались послеоперационные осложнения. 19 января здоровье батюшки резко ухудшилось, и 22 января он оставил этот мир...

    В Православии утрата близких воспринимается несколько иначе, нежели среди людей нецерковных. Нет, это не отменяет печали и скорби, однако уберегает нас от страшного греха — уныния. Так, для человека верующего смерть — это отнюдь не фатальная и невосполнимая потеря, а потому вся скорбность утраты для нас должна сочетаться с осознанием, что в реальности, сотворённой Господом, никакой смерти нет. Напротив, это только начало нового этапа бытия, соединение нашей бессмертной души с Богом в Вечной жизни.

    Сегодня, 22 января 2018 года, на 79-м году своей земной жизни отошёл к Господу архимандрит Венедикт (Пеньков). Добрый пастырь, проповедник и духовник. И, конечно, известный миллионам православных людей наместник легендарной Свято-Введенской Козельской Оптиной пустыни — одного из главных монастырей не только благословенной Калужской земли, на территории которой он находится, но и всей Земли Русской. Человек, родившийся в непростые предвоенные годы и переживший в детстве Великую Отечественную войну, а в годы хрущёвских гонений на Церковь принявший мужественное решение посвятить себя церковному служению.

    Постриженик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, получивший прекрасный опыт монашеской жизни в, мягко говоря, не самых благоприятных для Русской Церкви условиях, отец Венедикт стал вторым наместником возвращённой верующим на рубеже 1987-1988 годов Оптиной пустыни. С 1990 года батюшка возрождал эту величайшую русскую святыню, вложив в неё немало сил и поистине всю душу. Именно при нём обитель святых Оптинских старцев вновь просияла, став не только исторической, но подлинной наследницей духовных традиций, заложенных в XIX столетии.

    Те, кто знаком с историей Оптиной пустыни, прекрасно знают, что очень многие творческие люди были согреты евангельским теплом, которое излучали Оптинские старцы. В Оптиной бывали Николай Гоголь и Фёдор Достоевский, в святых стенах этой обители погребены знаменитые философы-славянофилы братья Киреевские, здесь же в 1891 году тайный монашеский постриг принял Константин Леонтьев, самый яркий русский мыслитель-консерватор XIX века, оставивший об Оптиной пустыни немало тёплых и глубоких слов:

    "Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет", — и во многих отношениях Русью очень старой даже, до сих пор ещё благополучно отстаивающей себя от России новой, либеральной и космополитической..."

    И именно таким "Оазисом Святой Руси" Оптина пустынь вновь стала в годы наместничества архимандрита Венедикта. Именно он сделал очень многое, чтобы в обитель вновь стали как можно чаще приезжать представители русского интеллектуального сообщества. И это — одна из важнейших просветительских оптинских традиций. Так, в XIX столетии немало представителей зарождавшейся в те годы революционно настроенной либеральной интеллигенции в буквальном смысле "встали на путь исправления", в значительной степени благодаря наставлениям Оптинских старцев. В XXI веке одним из путей возрождения православного самосознания стало создание весной 2006 года постоянно действующего Оптинского форума.

    "Великая ложь утверждать, что человек, который на Земле скорбей не несёт, после смерти попадёт в Царство Божие", — не раз подчёркивал архимандрит Венедикт, в том числе в беседе с автором этих строк, напоминая евангельские слова Самого Спасителя о том, что "Царство Небесное нудится", то есть добывается с трудом, с усилиями, потом, а порой и кровью. И именно эти слова всегда были одним из главных побудительных мотивов всех деяний самого новопреставленного батюшки.

    Конечно, невозможно описать даже часть из того, что было сделано отцом Венедиктом, в формате небольшой статьи. Но достаточно приехать в Оптину даже на короткое время, чтобы увидеть масштабы осуществлённого в годы его наместничества (от возрождённых из небытия храмов обители до поражающего своими масштабами монастырского хозяйства). А самое главное — каждый, кто хотя бы раз побывал в Оптиной, возвращается оттуда духовно преображённым человеком. Среди таких людей и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, который в эксклюзивном комментарии "Царьграду" сказал об отце Венедикте такие проникновенные слова:

    "Он был одним из великих молитвенников Православной Церкви. Не только человеком, просвещённым в области православной культуры, а также великолепным собеседником и наставником, но и истинным созидателем. Если вспомнить, какой была Оптина Пустынь до того, как архимандрит Венедикт стал наместником этой обители, и взглянуть на неё сейчас, то вызывает восхищение результат его праведных трудов. Трудов всей братии, которую он сумел собрать вокруг себя".

    Также глава Калужской области особо отметил, что, несмотря на возраст, батюшка всегда являл как монастырской братии, так и тысячам гостей Оптиной пустыни образ и пример вечного молитвенника и труженика:

    "Важно, что он не чурался никакой работы. Всем, кто посещал монастырь, всегда показывал подворье. Всегда, если было время летних работ, приглашал на поля. 800 гектаров земли всегда были в образцовом порядке, получали самые высокие урожаи, высокие надои, производили и производят мёд, рыбу".

    Анатолий Артамонов, прекрасно знавший отца Венедикта, лично скорбит об этой утрате, о чём поделился с читателями "Царьграда":

    "Это человек, которого будет не хватать многим и многим тысячам людей, паломникам, верующим, которые проходят в святую обитель поклониться мощам оптинских старцев. Хочется выразить слова искреннего соболезнования всем насельникам обители Оптиной пустыни, родным, близким отца Венедикта, всем, кто его знал. Мы все вместе будем скорбеть по этой утрате. Хочется надеяться на то, что его последователи будут с честью нести то слово Божие, которое он старался донести до нас..."

    Добавить нечего. Кроме очень важных для каждого христианина слов заупокойной молитвы. Молитвы, которая сейчас, в дни прощания с отцом Венедиктом, звучит во многих храмах Русской Православной Церкви:

    "Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему, новопреставленному архимандриту Венедикту, и сотвори ему вечную память!"

    22 января, на 79-м году жизни, после тяжелой болезни отошел ко Господу наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков). Он был созидателем и хранителем монастырской жизни, а также чутким духовным отцом. Вот что рассказывают о новопреставленном архимандрите Венедикте знавшие его архипастыри и пастыри.

    «Отец Венедикт, как апостол Павел, всех своих чад носил в сердце»

    ‒ Когда я пришел к вере, я сначала пошел по московским священникам, исповедовался у них, потом поехал в Свято-Троицкую лавру. Помню, захожу в Иоанно-Предтеченский храм, а там отец Венедикт проводит общую исповедь. Я послушал его и тут же встал к нему в очередь, очередь была огромной, и я к нему в первый раз так и не попал. Но уже целенаправленно стремился попасть именно к этому духовнику на исповедь. Приезжаю в следующий раз, выслушал общую исповедь, и тогда уже Господь сподобил меня, видимо, за мою неотступность, поисповедоваться лично батюшке.

    Я потянулся к нему, как к своему духовному отцу

    А после, побывав у него на духовной беседе, я уже понял, что его образ мне лег на сердце, я потянулся к нему, как к своему духовному отцу. Стал часто к нему приезжать, обращался с вопросами.

    Батюшка проводил удивительные беседы, причем не только с самими духовными чадами, - мы к нему приезжали и со своими родителями. Причем с неверующими родителями! Моя мама благодаря общению с ним уверовала. Конечно, Господь к Себе приводит, но многих на моих глазах и из моего близкого окружения Он призвал через отца Венедикта.

    Батюшка мне постоянно говорил:

    Сходи к отцу Кириллу, сходи к отцу Науму.

    Когда я оказался у отца Наума, тот спросил, у кого я исповедуюсь. Я сказал.

    Отец Венедикт, как апостол Павел, всех своих чад носит в сердце, - сказал тогда старец.

    Все трое - отцы Кирилл (Павлов), Наум (Байбородин) и новопреставленный отец Венедикт - ушли один за другим. Царствие Небесное!