• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Участники поисковой операции нашли обломки на дне Черного моря, вероятно принадлежащие разбившемуся Ту-154 Минобороны РФ. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в экстренных службах. По данным собеседника агентства, некоторые из частей лайнера уже подняты на поверхность.

    «Обломки находились на глубине 25 метров и были разбросаны на полосе протяженностью 400 метров», — рассказал он. По информации «Интерфакса», сонар одного из кораблей, участвующего в поисках фрагментов самолета, зафиксировал в полутора километрах от берега объект, схожий по очертаниям с фюзеляжем самолета. Отмечается, что эта деталь глубоко погружена в ил.

    При этом бортовые самописцы лайнера до сих пор не обнаружены. Они располагались в киле (элементах хвостового оперения) лайнера. На военных самолетах «черные ящики» не оборудованы радиомаяками. Главнокомандующий ВКС РФ Виктор Бондарев в беседе с журналистами подчеркнул, что «при обнаружении самолета на дне моря обязательно будут подняты накопители информации. Мы знаем, где они находятся, — они находятся в киле. Я уверен, что именно киль меньше всего пострадал, потому что касание было нижней частью и фюзеляжем».

    На уточняющий вопрос, установлено ли место нахождения «черных ящиков», главком ответил: «Конечно». Бондарев подчеркнул, что «самолет был технически исправен, недавно он прошел технический ремонт».

    «Готовность экипажа полностью соответствовала всем требованиям», — добавил он. Ранее сообщалось, что в море также нашли запасной трап с погибшего Ту-154.

    По данным источника в медицинских кругах, в Москве уже было опознано тело первой жертвы крушения, передает ТАСС. «В Москве, куда сегодня утром прибыл первый самолет с телами погибших при крушении самолета, начался процесс опознания. Опознана первая жертва катастрофы», — сказал источник агентства, не сообщив имя опознанного.

    В воскресенье, 25 декабря, Ту-154 вылетел из Москвы на авиабазу Хмеймим в Сирию. На его борту было 62 человека, включая членов экипажа, участников военного ансамбля имени Александрова, исполнительного директора фонда «Справедливая помощь», члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Елизавету Глинку (известную как Доктор Лиза). Музыканты должны были дать концерт для российских военных, участвующих в операции на сирийской территории, а Глинка следовала туда для решения вопросов, связанных с гуманитарной помощью.

    Вскоре после трагедии появилась информация, что тем же бортом в Сирию должен был лететь первый заместитель главы комитета Госдумы по культуре народный артист СССР Иосиф Кобзон, а также уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Однако первый не отправился в эту поездку, так как отбыл на лечение за границу, а вторая рассказала журналистам, что вместо Сирии поехала в срочную командировку в Крым. На борту самолета также были три съемочные группы: телеканалов НТВ, «Звезда» и Первого канала.

    По пути на аэродром Хмеймим лайнер должен был сесть на дозаправку в Моздоке. Однако из-за неблагоприятных погодных условий было принято решение сесть на запасном аэродроме в Адлере (Краснодарский край). Именно оттуда в 5.40 по московскому времени он и вылетел в Сирию.

    На седьмой минуте полета Ту-154 пропал с радаров наземных служб. При этом экипаж не подавал сигнала бедствия.

    Вскоре выяснилось, что он упал в Черное море, где было найдено масляное пятно от машины. Почти сразу же удалось разыскать и очевидцев крушения воздушного судна.

    «Мы с мужем стояли и слушали шум моря, потом слышали, что взлетает самолет. Моторы работали нормально. Я краем глаза увидела — самолеты же с огнями летают — прямо над морем яркую вспышку, точнее, не вспышку, а свет от фар самолетных и потом уже брызги. Причем очень большие», — рассказала жительница Краснодарского края Ирина Авдеенко одному из российских телеканалов.

    «В этот момент уже не было шума мотора. То есть моторы уже не работали. Они как-то в один момент раз — и заглохли. Жужжали, жужжали и раз — заглохли, и брызги», — добавила она.

    Вспышка, о которой говорит эта женщина, попала на чей-то видеорегистратор. Вскоре эта запись была выложена в интернет, впрочем, сказать что-то конкретное после ее просмотра неспециалисту не представляется возможным. Через считаные часы после трагедии несколько

    СМИ сообщили, что установлена траектория, по которой лайнер падал в море. Но при этом никто так и не сообщил, какой же именно она была.

    Следственный комитет России возбудил уголовное дело по ст. 351 УК РФ «Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия».

    Почти сразу после аварии Минобороны РФ сообщило, что, по предварительной информации, спастись в результате этого авиапроисшествия не удалось никому. В сети также вскоре были опубликованы некоторые подробности случившегося.

    В частности, по информации ряда СМИ и блогеров, некоторые из тех, кто имел несчастье оказаться на борту лайнера, успели надеть спасательные жилеты перед падением самолета. Впрочем, пресс-служба Минобороны вскоре опровергла эту информацию и подчеркнула, что «с первых часов поле трагедии Минобороны России вместе с другими федеральными ведомствами и службами доводят обществу и журналистам исчерпывающую и объективную информацию о ходе поисковой операции».

    непосредственно перед исчезновением с радаров летчики резко изменили курс — они развернули машину на 180 градусов.

    По данным «Интерфакса», обломки самолета после падения оказались разбросаны на расстоянии от 1,5 до 8 км от береговой линии. По сведениям Минобороны, для удобства поиска район предполагаемого падения машины разбит на 15 секторов, из них семь уже исследованы.

    Сообщается, что самолетом управлял опытный пилот, который имел налет 3 тыс. часов. Разбившаяся машина прошла ремонт в 2014 году и проходила техобслуживание в 2016-м. Вскоре после инцидента ряд экспертов высказали предположение, что крушение самолета могло произойти по причине теракта. На это указывает большой разброс обломков машины и то, что он очень быстро развалился на множество мелких частей. Никто также не сообщил и о том, какова была траектория падения самолета.

    Впрочем, уже в понедельник Центр общественных связей ФСБ заявил, что специалисты службы не усматривают признаков террористической атаки.

    Среди основных версий рассматриваются «попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета».

    Почти сразу после инцидента началась поисковая операция. Уже обнаружены десять тел погибших, которые спецрейсом доставлены в Москву для опознания и экспертиз.

    Заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданский авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов, который ранее принимал участие в расследовании других авиапроисшествий, рассказал «Газете.Ru», что сейчас нельзя исключать ни одной из версий гибели Ту-154.

    «Большой разлет обломков воздушного судна объясняется просто. Дело в том, что на такой скорости и на этом этапе полета сила удара самолета о воду практически равна силе, с которой бы он ударился о землю. А тот факт, что перед падением самолет развернулся, по моему мнению, может свидетельствовать о непроизвольном крене самолета — например, если его закрылки убрались неравномерно. На том этапе полета, когда разбился Ту-154, убираются шасси и закрылки. Если они убираются неравномерно, а сначала, допустим, левая, потом правая, это может привести к резкому крену самолета и даже его перевороту на спину», — пояснил эксперт. По его словам,

    пока нет объективных данных, которые бы позволили полностью отмести версию теракта или взрыва на борту погибшего лайнера.

    Смирнов подчеркнул, что сейчас главная задача комиссии, которая расследует обстоятельства аварии, это найти бортовые самописцы, расшифровать их, а также поднять максимально возможное количество обломков и выложить их по контуру самолета для получения объективной картины инцидента. Специалист отметил, что, даже если «черные ящики» обнаружить не удастся, анализ фрагментов лайнера может сказать о многом, в том числе и о том, почему самолет упал.

    «Только для этого нужно провести химический, физический и математический анализ обломков, а также ряд других экспертиз. По «Боингу», который сбили над Донбассом, этого, к примеру, не сделали. У наших экспертов есть возможность провести подобный анализ, они его могут сделать — было бы желание», — заключил заслуженный пилот СССР.

    Начался шторм. Диванные эксперты в интернете утверждают, что после бури водолазам будет только проще работать - многие вещи вода сама вынесет на берег. Те профессионалы, которые сейчас обследуют затонувший ТУ-154, считают иначе. Ненастье, наоборот, спутает все карты. О том, как идут поиски разбившегося самолета «Комсомолке» рассказал начальник поисково-спасательного подразделения южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС Вячеслав Иващенко.

    - В каких условиях приходится работать?

    Практически в идеальных. Самолет лежит на большом подводном поле. Глубина везде примерно одинаковая - около 25 метров. То есть, можно днем искать без специального освещения, хватает и естественных условий. Дно - это сплошной песчаник. Ила или грязи почти нет.

    - И что удается найти?

    Крупные детали самолета, мелкие, какие-то личные вещи. Если получается найти электронные приборы - телефоны, планшеты, - их тут же поднимают наверх. Дальше они отправляются на экспертизу. Вчера мы поднимали со дна авиационный двигатель весом в три тонны. Встречаются и фрагменты тел (по данным, на 18:40 28 декабря обнаружены останки 16 человек - Авт.)

    Работа водолазов под водой на месте крушения Ту-154 .

    - Целых тел нет?

    Увы. Так бывает при сильном ударе об воду. Погибших буквально разрывает на части. Что-то похожее я видел при крушении Айрбаса армянских авиалиний 10 лет назад. Тоже около Адлера . Травмы аналогичные.

    (Напомним, в СМИ появлялась информация, что тела погибших находят без одежды. Теперь понятно, почему. Кстати, данные, что пассажиры были в спасательных жилетах, тоже не подтвердились.)

    - А как вы ищете фрагменты на дне?

    С корабля на поверхности опускается якорь. Я привязываюсь к нему веревкой и начинаю медленно плыть по кругу. Дальше веревка удлиняется, и я плыву по большему кругу. Такими расходящимися траекториями обыскивается дно. Мелкие предметы обвязываются веревкой - их поднимают напарники в лодке на поверхности. Крупные детали самолета вытаскиваются при помощи крана. Я обозначаю координаты, на поверхности подплывает корабль или баржа с подъемником. Дальше находка обвязывается стропами и поднимается.

    - А чего больше: личных вещей или деталей самолета?

    90% - элементы фюзеляжа. Вещи пассажиров попадаются редко.

    - Говорят, шторм вам поможет.

    Нет. Буря перетрясет все на дне. Что-то может сместиться на уже проверенные участки. Кроме этого, сейчас под водой все хорошо видно. А после шторма поднимется муть, работать станет гораздо сложнее.

    - Сложно психологически плыть под водой и находить останки?

    Надо себя настроить правильно. Я сосредотачиваюсь на мысли, что надо сделать трудную, но важную работу. Вернуть родственникам их близких. Это могу сделать только я. Других не будет. Вот такая мотивация помогает.

    - А есть какие-то приемы, чтобы расслабиться после работы, перезагрузиться?

    Возвращаюсь к семье, играю с детьми, стараюсь просто не думать о том, что лежит на дне. Опять-таки напоминаю себе, что у меня не обычная профессия, где случается всякое.

    Вячеслав Иващенко рассказал, что водолазы МЧС вкалывают целый день. Они выходят в море утром, когда начинает светать и возвращаются на берег только под вечер с заходом солнца. Но даже так каждый подводник успевает поработать не больше двух часов. Остальное время уходит на погружение-всплытие, подготовку оборудования и заправку баллонов кислородом.

    ФОТОРЕПОРТАЖ

    Спасатели МЧС поднимают со дна Черного моря обломки Ту-154

    СПРАВКА «КП»

    В поисковой операции участвуют 45 кораблей, 15 глубоководных аппаратов, 192 водолаза, 12 самолетов и пять вертолетов. Для подъема крупных обломков в район крушения самолета прибыл самоходный кран.

    Обнаружено около полутора тысяч фрагментов самолета. На данный момент удалось поднять на поверхность одну треть. Еще обнаружены 12 крупных обломков. Один из них - два на три метра, второй - около пяти метров в длину, третий - более 60 метров в длину.

    ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

    Основная фаза поиска обломков разбившегося Ту-154 завершилась

    «Активная фаза поисковой операции в акватории Черного моря завершена», - рассказал источник. Поисковая группа подняла со дна моря почти все фрагменты Ту-154. Группа кораблей, принимавшая участие в операции, покинула акваторию Черного моря

    КСТАТИ

    Спасатели с места крушения Ту-154: У погибших такие же травмы, как у жертв катастрофы 2006 года

    Со дня катастрофы Ту-154 на месте его падения в Черном море не переставая работают спасатели. Они поднимают со дна тела погибших и обломки самолета, на борту которого в момент крушения находились 92 человека - члены экипажа, артисты ансамбля им. Александрова , журналисты и доктор Лиза.

    Наш фотокорреспондент Владимир Веленгурин своими глазами наблюдает за тем, как работают водолазы и как продвигается поисковая операция

    Спустя год после резонансной катастрофы борта Минобороны России независимый технический эксперт Юрий Антипов забил последний гвоздь в крышку «гроба» официальных версий.

    Почему вместо целых тел на месте крушения лайнера нашли размазанные человеческие легкие и фрагменты жировой ткани, а наиболее уязвимая часть самолета – крыло – осталась почти невредимой? Ответы на этот и многие другие вопросы по злосчастному Ту-154, летевшим в Сирию с ансамблем имени Александрова на борту, дает эксперт «Кавказ Пост».

    Подозрительная спешка
    Сходу, когда ещё не были подняты обломки со дна морского, официальные лица от МО заявили, что взрыва на борту не было. Подобную удивительную торопливость Антипов объясняет просто: «Ответственные за отправку этого самолёта сразу поняли истинную причину крушения. И тут же через СМИ её отвергли». Другой вопрос, был это взрыв или теракт? Здесь Антипов убежден: «Анализ фактического материала показал, что развалить самолёт на большое число частей, разметав их на большой территории, и уничтожить пассажиров до молекулярно–фрагментарного состояния мог только мощный взрыв».

    В свое время из-за этой достаточно очевидной причины крушения на одно СМИ последовал окрик из МО и команда главреду «заткнуться».

    Слишком тяжелый борт …без груза
    В тот роковой день к вылету в Сирию готовились два борта. Ту-154 максимально разгрузили, отправив вещи во второй самолет. На борту погибшего лайнера остались только музыканты и…пустые грузовые отсеки. Борт в Адлере дозаправляли более 3 часов, не выводя пассажиров из салона, хотя частичная дозаправка топливом по регламенту не превышает 20 минут.

    Командир Роман Волков в разговоре с диспетчером попросил разбег от самого начала длинной взлётно-посадочной полосы, мотивировав это тем, что самолёт «тяжёлый». Значит, Волков знал, какой груз ему загружали, рассуждает Юрий Антипов. Не секрет, что обычная загрузка вещами занимает не более часа.

    Всего 17 целых тел

    Один из главных вопрос резонансной катастрофы: как получилось, что в самолёте, достигшим высоты полёта всего то 200-250 метров, при падении пассажиры превратились в генетический материал?

    Согласно данным СМЭ, не все тела пассажиров после катастрофы превратились в генетические остатки. Таинственным образом те, кто сидел в бизнес-классе, остались трупами.
    А вот дальше по салону самолёта, говорит Антипов, все тела оказались просто размазаны по обшивке. Жутко читать этот список пронумерованных фрагментов: жировая ткань, голени, тонкая кишка, мочевой пузырь, мягкая ткань… А все дело в том, полагает Юрий Антипов, что «места пассажиров, для опознания которых проводилась генетическая экспертиза, находились над… грузовыми отсеками самолёта».

    Неуязвимое крыло
    И это при том, что наиболее подверженная разрушению при ударе конструкция крыла самолёта осталась, практически, целой, говорит эксперт. Почему? Потому, что оно испытывало разрушающее воздействие только от удара о воду. Огромная разрушающая сила, возникшая внутри фюзеляжа, просто не коснулось крыла самолёта своим «крылом смерти»…

    Тем временем фюзеляж самолёта в нижней части был просто разорван чудовищной силой. Причём линия раскрытия «брюха» самолёта проходила как раз по линии пола, разделяющей объём пассажирского салона и грузовых отсеков.

    Антипов говорит: «Очень наглядно было показано, что внутренняя конструкция стенок в грузовом отсеке побурела и обгорела от действия высокой температуры. Очевидными фактами продемонстрировано, что двигатели самолёта, расположенные в задней части самолёта, перед погружением их в воду Чёрного моря засосали, как пылесосы, мелкодисперсные остатки от взрыва на борту».

    Занозы – вещь упрямая
    На фото видно, что обшивка не просто оторвана, в районе пола салона она также перегнута пополам, а обшивка грузового отсека разорвана (верхняя часть фрагмента конструкции, поднимаемого краном), причём по всему периметру обломка. И снаружи обшивка грузового изменила свой цвет. А ведь была она в чистой морской воде….

    Наконец, одна из важнейших деталей Практически во всех биологических остатках находилось большое количество ….ДЕРЕВЯННЫХ ЗАНОЗ. Антипов продолжает цепочку рассуждений: «Откуда бы им взяться…? Ведь эпоха фанерных самолётов уже давно прошла. Мы помним, что на площадке в Адлере, куда свозились все собранные обломки разбившегося лайнера, не было ни одного кресла пассажиров. А ведь их должно было быть более сотни».
    И делает сенсационный вывод, что занозы – есть не что иное, как следы «груза, который так долго, осторожно и втихаря загружали в Адлере в деревянных ящиках».

    Доктор Лиза

    В опубликованном Минобороны списке пассажиров значится директор международной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (известная также как Доктор Лиза). По данным источника «Интерфакса», Глинка летела на борту этого самолета из Москвы в Сочи, но в Сирию не направлялась.

    В сообщении фонда отмечается, что Глинка действительно вылетела этим рейсом: она сопровождала гуманитарный груз для госпиталя Тишрин в Латакии. «МОО «Справедливая помощь» не располагает какой-либо информацией в связи с произошедшей катастрофой», — говорится в .

    Муж Доктора Лизы адвокат Глеб Глинка сказал изданию «Сноб» , что его супруга была на борту в момент крушения. Других подтверждений этой информации нет.

    На сайте Совета по правам человека при президенте, членом которого была Глинка, опубликовано заявление его главы Михаила Федотова, в котором он подтвердил, что Доктор Лиза должна была отвезти медикаменты в госпиталь в Латакии.

    «Доктор Лиза была всеобщей любимицей. И было за что: это она в течение многих лет практически ежедневно оказывала паллиативную медицинскую помощь, кормила бездомных, одевала, давала им приют. Это она под пулями вывозила больных и раненых детей из Донбасса, чтобы они смогли получить помощь в лучших больницах Москвы и Санкт-Петербурга. Это она организовала для детей с ампутированными конечностями приют, где они проходят реабилитацию после больницы», — в заявлении.

    Чем занималась Доктор Лиза

    Всероссийскую известность Елизавета Глинка получила после того, как во время крупных лесных пожаров в европейской части России организовала сбор помощи в пользу пострадавших. Фонд помогал гуманитарной помощью и оборудованием погорельцам и добровольным пожарным. В 2012 году фонд Доктора Лизы организовал сбор гуманитарной помощи для пострадавших от наводнения в Крымске (Краснодарский край). Вместе с телеведущей Ксенией Собчак Елизавета Глинка организовала благотворительный аукцион, на котором для пострадавших от наводнения собрали более 16 млн руб.

    Гуманитарная помощь во время военных конфликтов

    После начала вооруженного конфликта на востоке Украины Глинка принимала участие в оказании помощи людям, проживающим на востоке Украины. Она неоднократно ездила в Донбасс во время военных действий и привозила оттуда в Москву нуждающихся в лечении детей, а также передавала лекарства и гуманитарную помощь. Всего с марта 2014 года Доктор Лиза побывала в Донбассе почти 20 раз.

    Во время войны в Сирии Глинка ездила в страну с гуманитарными миссиями — занималась доставкой и распределением лекарств, организацией медицинской помощи для гражданского населения.

    Расследование катастрофы

    Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил журналистам, что Владимиру Путину было оперативно доложено о случившемся. Президент, по словам Пескова, находится в постоянном контакте с министром обороны Сергеем Шойгу, который провел видеоконференцию с руководством Вооруженных сил по организации поисково-спасательных работ. Комиссия Минобороны по расследованию крушения самолета рано утром вылетела в Адлер.

    Премьер-министру Дмитрию Медведеву президент поручил сформировать государственную комиссию по расследованию крушения Ту-154. Возглавил комиссию министр транспорта Максим Соколов. 26 декабря объявлено днем траура.

    Уголовное дело по статье «Нарушение правил полетов или подготовки к ним» (ст.351 УК) возбудил Следственный комитет. Как рассказала РБК официальный представитель ведомства Светлана Петренко, в Сочи командирована группа сотрудников центрального аппарата СК, которые имеют большой опыт расследования авиационных происшествий. По словам начальника пресс-службы Главной военной прокуратуры Наталии Земсковой, в Сочи также вылетела совместная группа сотрудников надзорного ведомства и Министерства обороны.

    Экстренные службы обнаружили масляное пятно в 6-8 км от берега в Черном море. Обломки самолета обнаружили на глубине 50-70 м в полутора километрах от берега. В 12-14 км от берега находят личные вещи пассажиров, первое тело нашли в 6 км от берега.

    Руководитель мониторинговой службы центрального совместного Всероссийского общества спасания на водах Владимир Грицихин считает, что обломки Ту-154 при благоприятных условиях можно будет поднять со дна за неделю. «Глубина 50-70 м не является большой, вполне возможно крупные фрагменты мягкими понтонами аккуратно поднять. Глубина такая, что вряд ли кого-то удастся спасти, но поднять все фрагменты самолета возможно. Я думаю, что за неделю можно извлечь все, если вовремя службы сработают. У МЧС есть хорошие специалисты, если позвонят, мы подключимся», — сказал он ТАСС .

    Это пятая авиакатастрофа с участием Ту-154 за последние десять лет.

    1 января 2011 года самолет Ту-154 Б-2, выполнявший рейс из Сургута в Москву, загорелся на взлетной полосе. Была проведена эвакуация 134 пассажиров и членов экипажа, три человека погибли, порядка 40 получили ранения. Самолет полностью сгорел.

    10 апреля 2010 года Ту-154 президента Польши, летевший из Варшавы в Смоленск, упал при посадке на военном аэродроме Северный в Смоленской области. 89 пассажиров и восемь членов экипажа, в том числе президент Польши Лех Качиньский, погибли.

    15 июля 2009 года в Иране упал Ту-154, совершавший рейс из Тегерана в Ереван. На борту самолета находились 153 человека плюс 15 членов экипажа, среди пассажиров были в основном граждане Армении, а также Ирана и Грузии. Все они погибли.

    22 августа 2006 года Ту-154М, летевший из Анапы в Санкт-Петербург, потерял управление и свалился в плоский штопор. Самолет упал близ населенного пункта Сухая Балка неподалеку от Донецка. Погибли 160 пассажиров, в том числе 49 детей и десять членов экипажа.

    Версии случившегося

    Официальных причин крушения самолета пока не называют. Росгидрометцентр отмечает, что погодные условия в районе крушения утром 25 декабря были нормальными и простыми для пилотирования самолета. Источник «Интерфакса» в экстренных службах заявил, что в качестве одной из версий крушения самолета рассматривается попадание в двигатель Ту-154 птицы (рядом с Сочи находится станция перелетных птиц и орнитопарк). Кроме того, по словам источника, рассматриваются версии технической неисправности Ту-154 и возможная заправка самолета некачественным топливом. По словам источника «РИА Новости» , причиной крушения могла стать и ошибка экипажа.

    «Если бы попала птица, у экипажа была бы возможность сообщить на землю. После взлета экипаж набрал достаточную высоту, птицы на такой высоте не летают», — подчеркнул в разговоре с РБК специалист по безопасности полетов Александр Романов, указав, что одной из наиболее вероятных версий случившегося он считает теракт.

    «Фонтанки» в Министерстве обороны отмечает, что к расследованию подключилась ФСБ. Сотрудники спецслужбы проверяют всех, кто мог подходить к судну в военном аэропорту Чкаловский и в Адлере. Силовики отрабатывают версию теракта. Эту информацию подтверждает и собеседник РБК в ФСБ. По его словам, речь идет о стандартной проверке, которая проводится в подобных случаях. В центре общественных связей ФСБ официально не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о возможном теракте.

    «Если была мгновенная потеря связи с экипажем, то это, скорее всего, взрыв самолета или столкновение в воздухе с каким-то предметом», — рассказал РБК член комиссии при президенте по развитию авиации общего назначения Юрий Сытников.

    «Самолет садился на дозаправку, в этом случае много технических служб подходило к самолету, поэтому у людей была возможность положить взрывное устройство в отсеки», — уверен Романов.

    Как полагает заслуженный летчик-испытатель Герой России Юрий Ващук, отказ техники маловероятен. Он считает, что к катастрофе мог привести некий инцидент на борту самолета.

    Корреспондент «Коммерсанта» в Краснодарском крае передает , что в момент крушения никто из местных жителей не слышал взрыва и не видел вспышки.

    Источник «Интерфакса» в силовых структурах исключает версию теракта. «По всей видимости, при столкновении воздушного судна с водной поверхностью произошел гидроудар, что повлекло за собой большой разлет обломков», — сказал собеседник агентства.

    «Это произошло после взлета, когда убирают шасси и закрылки. Здесь масса технических вещей, которые могут произойти. В итоге самолет из-за малой скорости может просто перевернуться», — отметил в разговоре с РБК заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский.

    «Чтобы отказали сразу три двигателя, должно произойти что-то сверхъестественное. Отказ даже одного двигателя — это критическая ситуация, но я не думаю, что она могла привести к катастрофе. Произошло что-то на борту, на что не успели среагировать летчики. Так, например, было с крушением пассажирского самолета над Египтом. Произошла молниеносная разгерметизация самолета, и он потерял управление», — сказал Ващук РБК.

    Президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров заявил РБК, что версия теракта может существовать, но не в качестве приоритетной. «Это самолет Минобороны, его обслуживают на высоком уровне проверенные люди. В лайнере находились все знакомые между собой люди, посторонних не было. Самолет не так долго летел над акваторией моря, и если бы произошел взрыв, то кто-нибудь из очевидцев услышал бы его», — отметил Гончаров.

    Претензий к самолету не было

    Разбившийся Ту-154 был выпущен больше 30 лет назад, но «претензий к его техническому состоянию не было», рассказал источник «Интерфакса» в экстренных службах. Перед вылетом самолет был исправен, в целом Ту-154 эксплуатировали «в щадящем режиме».

    В Минобороны заявили, что последний ремонт лайнер прошел в декабре 2014 года, передает «РИА Новости» . Управлял разбившимся воздушным судном летчик первого класса Роман Волков, который налетал больше 3000 часов.

    Разбившийся под Сочи Ту-154 за время эксплуатации прошел три капитальных ремонта, сообщили ТАСС в пресс-службе корпорации «Русские машины». «Самолет Ту-154 номер 85572 был выпущен 29 марта 1983 года на Куйбышевском авиазаводе (сейчас авиазавод «Авиакор»). Последний, третий по счету капремонт борт проходил на «Авиакоре» в декабре 2014 года. С момента выполнения данного капремонта заявок от эксплуатанта на плановое периодическое техническое обслуживание самолета и продление ресурсов на «Авиакор» не поступало. Соответственно, обслуживание данного борта «Авиакор» не осуществлял», — говорится в сообщении компании.

    После крушения самолета министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что решение о снятии с эксплуатации самолетов Ту-154 «было бы преждевременным». «Ресурс у этого самолета сегодня 40 лет, а если брать иностранные аналоги, то у некоторых самолетов доходит ресурс до 60 лет, поэтому в авиации совершенно другие принципы назначения ресурса, вопрос наработки до цикла», — отметил Мантуров.

    С начала 2000-х годов Ту-154 практически повсеместно выводится из эксплуатации.

    Первой о выводе из парков самолетов советского производства — Ту-154 и Ил-86 — объявила S7 Airlines. В ноябре 2009 года на Ту-154 перестала летать базирующаяся в Санкт-Петербурге авиакомпания «Россия». Перевозчик заменил эти самолеты на Boeing 737, однако позднее сделал выбор в пользу семейства А320. «Аэрофлот» объявил о своих планах в 2008 году и завершил процесс в начале 2010 года. Основные причины вывода Ту-154 из парков — низкая топливная эффективность самолета, а также высокая аварийность.

    В январе 2014 года в эксплуатации в мире оставалось всего 80 самолетов Ту-154. По состоянию на июль 2016 года единственным коммерческим эксплуатантом самолетов Ту-154 в России была авиакомпания АЛРОСА с двумя самолетами.

    Последний самолет семейства с заводским номером 998 был выпущен 19 февраля 2013 года и передан Министерству обороны России.

    Быстрые новости сегодня

    Главная часть корпуса самолета до сих пор не найдена - внутри может находиться множество тел погибших

    В Сочи продолжаются поисковые работы после крушения Ту-154. Пошли уже третьи сутки, как спасатели и водолазы выходят в море. С 7 утра все уже на ногах.

    Морской порт Хоста. База МЧС по-прежнему в жестком оцеплении. Во вторник было принято решение – полностью оцепить всю прибрежную зону Сочи. Если в понедельник еще можно было пройтись по морской гальке вдоль кромки моря, то сегодня вход на пляж запрещен везде.

    У морского причала Хоста с минувшей ночи до сих пор не потухла свеча рядом с фотографией девушки в траурной рамке. Виктория Сатарова. Ей было 20 лет. Всю свою короткую жизнь она посвятила народным танцам. В ансамбле Александрова погибшая прослужила чуть больше трех месяцев. Рядом с ее фотографией кто-то поставил статуэтку балерины. Чуть подальше – отсканированная фотография в прозрачном файле двух молодых людей – парня и девушки в форме…

    Спасатели внимательно следят за погодой. Передали, что на море надвигается шторм, так что вещи погибших, останки может вынести на берег в любой момент. Поэтому решено было заблокировать все подъезды к пляжам, – поясняет усиление режима сотрудник береговой службы. – Никого не пускать к воде.

    Ветер на море усиливается с каждым часом. Спасательных катеров заметно прибавилось по сравнению с предыдущими днями. В небе замечен военный вертолет.

    Смотрите фоторепортаж по теме:

    Балерины ансамбля Александрова: погибшие на Ту-154 девушки были красавицами

    — После даже небольшого волнения на море сегодня с утра обнаружили пять фрагментов Ту-154. Многие люди ошибочно думают, что штиль на руку поисковикам, — говорит мой собеседник. — Напротив, все ждут шторма, который облегчит работу ребят. Дело в том, что шторм поднимет со дна и принесет к берегу то, что по каким-то причинам не видно, невозможно достать. В понедельник мы ждали шторма, как манну небесную. Не случилось. Надеемся на сегодня.

    — А если шторм разнесет по морю останки?

    — Исключено. Шторм может прибить все только к берегу.

    — За прошедшие сутки, как говорили, обнаружено всего 12 тел. Это говорит о том, что остальные тела могут и не достать?

    — Сегодня-завтра – час Х, когда море либо отдаст погибших, либо заберет себе. Именно поэтому, сегодня увеличили количество катеров на море, прислали подкрепление. Видите, сегодня все море в катерах.

    — Я слышала, что водолазам тоже прислали подкрепление…

    — Изначально водолазов было человек тридцать. Сейчас их количество увеличилось втрое. Парням непросто приходится. Температура воды — не больше 5-6 градусов, никакие костюмы не спасают от холода. Сегодня на катера загрузили спецоборудование, при помощи которого ребята смогут спуститься на глубину до 300 метров. Это уже тяжелые работы. Я третий день наблюдаю за их трудом. Вот представьте себе, ушли они в море, через час-другой вернулись, замерзшие, продрогшие до костей. Быстро переоделись, просушились, отогрелись и снова обратно. Всем, кто находится на суше, никогда не понять тех, кто в море.

    — Сейчас поисковые работы ведутся на небольшой глубине?

    — Пока все детали самолета находили на глубине 60-70 метров. Это не критичная глубина для Черного моря, там еще все видно. Вот когда полностью «просканируют» дно на этой глубине, пойдут искать дальше. Главная задача – найти основной корпус самолета, где, возможно заблокировано большинство погибших.

    — Местонахождение основной части самолета так и не обнаружили?

    — Пока не обнаружили. Видимо, как раз основная часть лайнера лежит на большой глубине, и ее не видно. Спасатели возлагают большие надежды на сегодняшний вторник.

    — Но ведь эта основная часть корпуса могла не сохраниться и тоже развалиться?

    — Говорят, что вряд ли. Поэтому и думают, что большинство тел предположительно могут быть «закованы» там.

    — Во вторник спасатели обнаружили черный ящик - вы подтверждаете эту информацию?

    — Видите, вертолет летит? Воздушную технику посылают как раз за такими вещами.

    — Что входит в работу береговых служб?

    — Не пропустить ни одного человека на пляж. Поймите нас правильно, в связи с этой ситуацией активизировались бомжи. Такие люди приходят сюда ранним утром внимательно смотрят, не принесло ли море что-нибудь. Когда я дежурил в первый день, на берег к моим ногам вынесло человеческие останки, зарядку от мобильного телефона, косметичку, ботинки и спортивную сумку. Кто-то из коллег видел украшения. Мы не должны допустить того, чтобы посторонние подобрали даже мелочь с разбившегося борта. Работа спасателей – сразу все завернуть в черные мешки и отправить на базу МЧС, оттуда уже вещи идут на экспертизу. В первые дни было найдено больше всего вещей. Потом уже по мелочи.

    — Сколько приблизительно времени потребуется на поисковые работы?

    — Неделю дали на то, чтобы достать со дна все, что возможно. Должны уложиться. В противном случае, поиски продолжатся.

    — То есть и на Новый год спасатели будут работать?

    — Если понадобится, конечно, будут. Этот вопрос уже обсуждался. Причем по распоряжению главы города салют в Сочи решено было отменить. Ведь обычно здесь новогодний салют устраивали прямо над морем. Сейчас такие фейерверки будут выглядеть кощунственно.

    — К вам поступает информация практически из первых уст. Какие версии случившегося выдвигают сами спасатели?

    — Они предпочитают дождаться официального расследования. Насколько я слышал, следователи сами в тупике. Возможно, расшифровка бортового самописца принесет важную информацию. А то, что сейчас находятся свидетели, которые якобы что-то видели – ерунда. Парни, которые по ночам дежурят в море, утверждают, что разглядеть в деталях, как падал самолет, нереально было с берега. Все-таки расстояние приличное. А ночи в Сочи сами знаете какие темные. Даже звезд нет.


    — Водолазы что-то комментируют, рассказывают о своей работе?

    — Водолазы практически ни с кем не общаются. Выходят к вечеру из моря, мрачнее тучи. Считают дурной приметой вести пустые разговоры.


    — На причале появились фотографии погибших. Наверное, их родственники оставили?

    — Близкие погибших приходят сюда. Только стараются не обращать на себя внимания. Кто-то приезжал на один день, прощался с родными таким образом. Некоторые решили остаться до окончания поисковых работ. Так и говорили: «Дома невозможно ждать». А вон, видите, девушка стоит, — кивает в сторону. — Она сюда с понедельника ходит. Почти каждый час поднимается на причал, постоит минут пять, посмотрит на море и уходит.

    Молодая девушка вся в черном. На голове – плотный капюшон полностью закрывает лицо. В руках теребит платок. Подносит к лицу. Вздрагивает. Красные от слез глаза. Смотрит вдаль. Что-то шепчет. Будто просит небо и море вернуть ей того, кого они отняли.

    Читайте предыдущие репортажи нашего спецкора из Сочи:

    «Перед крушением Ту-154 я заметил невероятное скопление птиц — тысячи»

    «Теракт на Ту-154 не исключаем»: началась проверка благонадежности сотрудников аэропорта»

    Смотрите фоторепортаж