• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Внедрение механизмов открытого госуправления в работе российских органов власти будет продолжено. Теперь основная нагрузка, связанная с выполнением этой задачи, ляжет на плечи самих министерств и ведомств и их руководителей, а также руководителей региональных госорганов. Фундамент для создания системы открытого государственного управления на всех уровнях власти заложен в течение 6 лет реализации проекта «Открытое правительство». Под руководством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова создана необходимая нормативная и методическая база для внедрения принципов открытости и прозрачности в работе министерств и ведомств, запущены действенные механизмы общественного контроля и взаимодействия с экспертным сообществом, заложены основы новой культуры общения с властью. На повестке дня стоит ряд важных задач - сделать взаимодействие граждан и чиновников более технологичным и быстрым, а информацию о работе ведомств - актуальной и понятной, обеспечить новое качество обратной связи за счёт цифровых технологий и продолжить вовлечение бизнеса и граждан в процесс принятия государственных решений.

    Проект «Открытое правительство» стартовал 6 лет назад в 2012 году, в период, когда запрос на новый формат взаимодействия власти и общества был как никогда высок. При создании системы «Открытое правительство» была поставлена задача построить принципиально новые для России механизмы государственного управления. Они должны были прийти на смену традиционной, но уже исчерпавшей себя бюрократической модели госуправления. В открытом государстве экспертное сообщество, гражданское общество, бизнес и госорганы должны действовать сообща, вместе вырабатывать взвешенные, компромиссные и взаимовыгодные решения. Эта новая культура взаимодействия, в свою очередь, призвана повысить эффективность всей государственной машины.

    При запуске проекта «Открытое правительство» был поставлен ряд конкретных задач: обеспечить обратную связь между чиновниками и гражданами, привлечь профессиональное, экспертное и бизнес-сообщество к подготовке государственных решений, сделать работу министерств и ведомств прозрачной и понятной, создать эффективные институты общественного контроля. На их решение направлены 10 механизмов открытости, зафиксированные в Стандарте открытости министерств и ведомств, который был утверждён правительством в начале 2014 года. Большую часть этих задач удалось выполнить - открытость стала важным элементом повседневной работы чиновников. Тем не менее это только первые шаги по изменению культуры госслужбы, общения власти и гражданина, эта работа будет продолжена.

    Главной площадкой для взаимодействия с экспертным сообществом и осуществления экспертной оценки готовящихся проектов документов и нормативных актов стал при правительстве РФ. Участие этой структуры в разработке ключевых решений стало неотъемлемой частью работы кабинета министров. В работе совета активно участвуют 365 членов совета и более 2000 привлечённых экспертов. За 2012–2017 годы Экспертный совет подготовил более 1200 заключений по ключевым вопросам социально-экономического развития страны.

    Ещё одним важным результатом работы Открытого правительства стал запуск портала , который дал обществу, бизнесу и СМИ возможность участвовать в нормотворческой деятельности. На портале размещено для обсуждения порядка 50 тыс. проектов актов, направлять комментарии можно в режиме онлайн, причём они в обязательном порядке должны быть рассмотрены органом власти. Кроме того, экспертное и бизнес-сообщество получили возможность заранее оценивать эффекты от принятия тех или иных актов на бизнес-среду. Для этого запущен институт оценки регулирующего воздействия. Несмотря на целый ряд замечаний к работе этих инструментов, само их наличие является беспрецедентным в мировой практике.

    Правительство в целом стало более открытым: повысилось качество взаимодействия со СМИ, решения, протоколы и стенограммы ключевых заседаний размещаются на официальных сайтах. Министерства и ведомства публикуют декларации целей и задач и отчитываются об их исполнении, раскрывают информацию на своих сайтах в соответствии с установленными законодательством требованиями.

    Сделать понятнее бюджетную политику государства призван проект « », который Открытое правительство запустило совместно с Минфином в 2013 году. Документ, в котором бюджет изложен в понятной и доступной каждому форме, теперь направляется в Госдуму вместе с основным законопроектом о бюджете. Также свои региональные бюджеты в понятной форме публикуют все 85 субъектов РФ, а граждане получили возможность участвовать в бюджетном процессе.

    Одним из ключевых механизмов, который обеспечивает повышение открытости и подотчётность органов власти, стала «перезагрузка» института при федеральных органах исполнительной власти. Гражданское общество получило понятный и эффективный инструментарий общественного контроля. По новым правилам формирование советов происходит исключительно на конкурсной основе, из кандидатов от некоммерческих организаций, представленных Экспертным советом при правительстве и Общественной палатой, а их полномочия существенно расширены. В соответствии с новыми правилами сформировано 36 общественных советов. Они перестали быть «карманными» или аффилированными с руководителями министерств. Они дают альтернативную точку зрения на решение отраслевых проблем и продвигают свою общественно значимую повестку.

    Сделан существенный прорыв в работе госорганов с . Огромный массив государственных данных публикуется в машиночитаемом виде - так, чтобы разработчики могли создавать на их основе полезные для граждан приложения и сервисы. Открытые данные - это главное топливо современного цифрового госуправления, без которого невозможно формирование цифровой экономики. На сегодняшний день на Едином портале открытых данных размещено более 20 тыс. наборов данных, запущено порядка 200 успешных сервисов, созданных на их основе. Благодаря размещению информации в форме открытых данных активно развивается такое направление, как независимая оценка качества социально значимых услуг.

    За 6 лет проделана действительно серьёзная работа, заложен фундамент, который сделал открытость неотъемлемым элементом повседневной работы руководителей министерств и ведомств и кабинета министров в целом. Подготовленные на площадке Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства методические рекомендации позволили организовать систему открытого госуправления не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях. Первые выгодоприобретатели использования эффективного общественного контроля и общественных советов, качественного раскрытия информации о проводимой ведомством политике, налаженной обратной связи с основными референтными группами - это сами руководители министерств и ведомств, которые стали получать от этого не просто обратную связь, но и дивиденды в виде повышения качества своей работы и доверия общества», - говорит министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

    В формате Открытого правительства - с вовлечением всех заинтересованных сторон - реализуется приоритетная программа по реформированию контрольной и надзорной деятельности, куратором которой является Михаил Абызов. Бизнес принимает активное участие в выработке всех решений, предусмотренных программой, а сам проект призван повысить прозрачность и понятность системы государственного контроля и надзора для предпринимателей. Понимая, какие требования и как к нему предъявляются, предприниматель будет более качественно их выполнять, тем самым обеспечивая большую безопасность граждан и государства в целом. Мероприятия, предусмотренные реформой, помимо прочего, позволят сократить необоснованную административную нагрузку на бизнес и повысить эффективность госконтроля как одной из составляющих системы государственного управления.

    Высокую оценку функционированию системы Открытого правительства дал президент РФ Владимир Путин, подводя итоги работы правительства за 6 лет в ходе встречи с членами кабмина накануне своей инаугурации.

    Отличительной чертой нынешнего правительства стали открытость и настрой на диалог, конструктивное взаимодействие с парламентом и регионами, опора на гражданское общество, выстраивание механизмов обратной связи и стремление поддержать, расширить вовлечённость людей в дела страны. Важно сохранить и развивать такие современные подходы и в целом обеспечить преемственность работы, преемственность и последовательность развития страны, в том числе чёткий рабочий ритм в предстоящий период формирования нового правительства», - сказал глава государства.

    Председателем правительства Дмитрием Медведевым определён формат дальнейшей реализации инструментов открытости, основой которого должна стать работа в министерствах и ведомствах, а также на региональном уровне.

    Каждый человек хочет, чтобы государство его уважало. Хочет быть услышанным каждый день - в своём регионе, в каждом муниципалитете. Иначе государство просто не может быть ни надёжным партнёром, ни помощником», - подчеркнул премьер-министр.

    Основные направления деятельности правительства, по словам Дмитрия Медведева, будут готовиться в максимально открытом режиме, работа будет обсуждаться с экспертами, гражданским обществом, предпринимательским сообществом.

    Основная работа, связанная с внедрением инструментов открытости, будет теперь осуществляться непосредственно федеральными органами исполнительной власти и их руководителями.

    Исходя из этого должность профильного министра, ответственного за формирование системы Открытого правительства, в новой структуре кабинета министров не предполагается, система уже создана и эффективно функционирует. Работу по внедрению принципов открытого госуправления должен будет выполнять каждый министр в рамках своей профессиональной деятельности, обеспечивая информационную открытость, возможности для общественного контроля и экспертного обсуждения принимаемых министерством решений», - говорит пресс-секретарь председателя правительства Наталья Тимакова.

    Среди основных направлений в рамках проекта «Открытое правительство» на ближайшие 6 лет - развитие механизмов цифрового госуправления и создание единой цифровой среды государственных интернет-ресурсов по модели «одного окна», выработка единой коммуникационной политики органов власти, разработка отраслевых планов повышения открытости, публикация проектов нормативно-правовых актов регионального и муниципального уровней.

    Структура и формат системы Открытого правительства пока обсуждаются, но Экспертный совет при правительстве и департамент по формированию системы Открытого правительства будут сохранены с переориентацией на реформу контрольно-надзорной деятельности.

    Правительство, которое возглавляет Дмитрий Медведев, 7 мая сразу после инаугурации президента Владимира Путина уйдет в отставку. Члены кабмина продолжат исполнять обязанности до формирования нового правительства. У главы государства будет две недели, чтобы предложить Госдуме кандидатуру нового премьер-министра. Удастся ли нынешнему главе правительства сохранить свой пост и кто, скорее всего, уйдет из кабмина - в материале сайт.

    Новый премьер-министр

    Несмотря на то что Владимир Путин ранее не заявлял напрямую о том, что Дмитрий Медведев сохранит свой пост в новом правительстве, вероятнее всего, именно нынешний премьер-министр возглавит кабмин. Дмитрий Медведев и сам утверждал, что не собирается уходить и готов работать дальше. По данным РИА «Новости», именно к встрече с Медведевым как премьер-министром РФ готовится Госдума.

    Источники РБК в Кремле и правительстве также высказывают мнение, что шансы у Дмитрия Медведева остаться на посту премьер-министра высоки . «Медведев, наверное, единственный человек, которому доверяет Путин, потому что он не подвел его в 2011 году. Медведев полностью устраивает президента в качестве премьера. Но в реальности останется он премьером или нет, знают только сами Путин и Медведев», - заявил изданию высокопоставленный федеральный чиновник.

    Впрочем, в конце 2017 года и в начале 2018-го появилась информация о том, что возглавить новое правительство может глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Впрочем, сам Чемезов опроверг эти слухи. Отвечая на вопросы журналистов о том, не получал ли он предложения занять пост в обновленном правительстве, глава «Ростеха» заявил: «Не дай Бог!»

    Агентство Bloomberg в ноябре 2017 года со ссылкой на свои источники заявляло, что новым главой российского правительства могут стать глава Центробанка Эльвира Набиуллина , мэр Москвы Сергей Собянин или министр промышленности Денис Мантуров. Замена Медведева на посту премьер-министра более сильным управленцем может «вдохнуть новую жизнь в захлебывающуюся экономику страны».

    По мнению политологов, новое правительство не сильно обновится после инаугурации. На своих местах останутся не менее половины министров.

    Кому пророчат отставку

    Одним из кандидатов на вылет политологи и эксперты называют министра транспорта Максима Соколова. «С его багажом из выговоров и недоработок» он становится непроходным кандидатом, заявил «Коммерсанту» высокопоставленный источник в правительстве. Впрочем, за день до инаугурации президент Владимир Путин снял дисциплинарное взыскание с Максима Соколова, которое было наложено на него осенью после банкротства «ВИМ-Авиа». С чем связано такое решение - не объясняется.

    Своего поста может лишиться вице-премьер Дмитрий Рогозин , который курирует в правительстве оборонно-промышленный комплекс. По данным источника «Газета.RU», чиновник «явно перебарщивает с неоднозначными PR-акциями». Ранее в СМИ появлялась информация, что место Рогозина в правительстве может занять глава «Ростеха» Сергей Чемезов.

    Также обсуждалось, что стать новым вице-премьером вместо Дмитрия Рогозина может глава Минпромторга Денис Мантуров . Место Дениса Мантурова в Минпромторге при этом имеет шанс занять его заместитель Виктор Евтухов. А Рогозин, сообщили источники РБК в Минобороны и администрации президента, может уйти на понижение - стать губернатором или перейти «на пост, связанный с международной деятельностью». Это вызвано многочисленными провалами в космической отрасли, произошедшими в последние годы.

    По данным издания, своих постов также может лишиться вице-премьер Сергей Приходько . После скандала с Олегом Дерипаской и Настей Рыбкой чиновника могут попросить уйти на пенсию.

    В новом правительстве может не достаться мест вице-премьеру Виталию Мутко , чье имя не сходило с первых полос в связи с допинговым скандалом, министру культуры Владимиру Мединскому , обвиненному в плагиате.

    Покинуть кабмин также рискует первый вице-премьер Игорь Шувалов . Его место, сообщил источник РБК, может занять бывший министр экономического развития, помощник президента Андрей Белоусов . По данным издания, в первой половине апреля состоялась встреча Белоусова и Путина, в ходе которой шла речь о его возможном переходе в правительство. В качестве задач для работы Белоусова в кабмине было обозначено кураторство «экономических вопросов в самом широком смысле этого слова».

    Покинуть кабинет министров может вице-премьер Ольга Голодец , которая курирует сейчас социальный блок. Ее место, возможно, займет глава Счетной палаты Татьяна Голикова . Вместе с Голодец покинуть правительство рискует министр образования Ольга Васильева , которая, по данным источника РБК, «не умеет работать в команде и со всеми переругалась». Вместо Васильевой в состав нового правительства может войти руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева .

    С большой долей вероятности не сохранит свой пост министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров . При этом эксперты говорят, что Никифоров может уйти на должность вице-премьера с прицелом на кураторство цифровой экономики. В правительстве к молодому министру никаких претензий нет.

    Представители бизнеса - топ-менеджер нефтегазовой компании и менеджер нефтяной компании - заявили о возможной отставке министра природы Сергея Донского .

    Еще один кандидат на вылет - глава МЧС Владимир Пучков . Якобы вопрос о его уходе из правительства был решен еще в середине апреля. Последней каплей стал пожар в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово. Один из кандидатов на пост министра – нынешний заместитель Пучкова Александр Чуприян.

    Кто сохранит свой пост

    Среди тех, кто сохранит свой пост в новом правительстве, – 68-летний министр иностранных дел Сергей Лавров. За 14 лет, которые Лавров возглавляет МИД, ему неоднократно прочили отставку. Однако источники «Коммерсанта» отмечают, что свидетельств готовящихся радикальных перемен нет. «При сегодняшней международной обстановке менять министра иностранных дел было бы нелогично. Лавров - опытнейший из всех нынешних министров иностранных дел. А потом, смена главы МИДа может быть кем-то воспринята как признание руководством страны ошибок на внешнеполитической арене», - заявил собеседник издания.

    Останется в правительстве и нынешний министр внутренних дел Владимир Колокольцев . Это связано, в том числе, с предстоящим чемпионатом мира по футболу. Кроме того, в МВД нет больших проблем, и оценки работы министерства находятся на положительном уровне.

    Сохранит свой пост глава Минобороны Сергей Шойгу. Среди тех, кто останется в кабмине, называют также главу Минздрава Веронику Скворцову , министра сельского хозяйства Александра Ткачева , министра энергетики Александра Новака . Неизвестна судьба вице-премьера Аркадия Дворковича . Сам он недавно заявлял, что вице-премьеры в нынешнем правительстве заняты не тем, а борьба с ведомственными разногласиями отнимает у зампредов правительства до 70–80% рабочего времени. «Я считаю, что мы просто должны делать другие вещи. В нынешней системе координат лучше бы не было, в другой системе координат мы могли бы делать другие вещи и этим бы приносили большую пользу обществу», - заявлял Дворкович.

    Инаугурация кандидата, который победит на выборах 18 марта, состоится 7 мая. К этому моменту истечет третий президентский срок Владимира Путина. Это запустит процедуру автоматической ротации правительства, которое сложит свои полномочия в день вступления в должность нового президента. В 2012 году многие чиновники правительства получили назначения в администрацию президента (АП) после переезда Владимира Путина в Кремль. Спустя шесть лет ситуация изменилась: речь пойдет скорее о ротации возрастных чиновников АП.


    Крайний срок для определения результатов выборов президента Центризбиркомом - 29 марта, официально опубликовать их надо будет в течение трех дней, следует из календаря ЦИКа. Если выборы пройдут в один тур (то есть один из кандидатов наберет более 50% голосов), то победителю голосования предстоит ждать инаугурации чуть больше месяца, пока свой третий срок дорабатывает Владимир Путин. В 2008 году 3 марта, на следующий день после выборов (избран был Дмитрий Медведев), дорабатывавший на тот момент свой второй срок Владимир Путин подписал указ «О статусе вновь избранного и не вступившего в должность президента РФ». Он предписывает администрации президента (АП) обеспечивать деятельность преемника, а Федеральной службе охраны - обеспечивать ему резиденцию и безопасность до официального объявления его президентом. На этот раз в переходный период глава правительства Дмитрий Медведев должен будет отчитаться перед Госдумой: нижняя палата парламента уже предложила дату - 11 апреля. Год назад, 19 апреля 2017 года, премьер накануне отчета стал объектом критики из-за фильма Алексея Навального «Он вам не Димон». Отвечая на вопрос депутатов КПРФ, премьер назвал расследование «абсолютно лживым продуктом политических проходимцев». Во фракциях КПРФ и ЛДПР сейчас заняты президентской кампанией, а не вопросами премьеру, которые придется задавать, когда итоги выборов подведут.

    Церемония инаугурации, кто бы ни был избран президентом, не меняется, и «это отражает устойчивость традиций», говорил в 2008 году главный герольдмейстер РФ Георгий Вилинбахов. Тогда Дмитрий Медведев, как и Владимир Путин в 2012 году, вступал в должность в Кремле 7 мая. В 2018 году выборы пройдут во второй половине марта. На дате инаугурации это не скажется, сказали “Ъ” в ЦИКе. Президент в случае избрания 18 марта в первом туре вступит в должность 7 мая.

    С момента принятия новым президентом присяги в день инаугурации, согласно ст. 92 Конституции РФ, прекращаются полномочия главы государства. По ст. 35 закона «О правительстве РФ» кабинет министров слагает полномочия в день вступления в должность нового президента. В течение двух недель после отставки председателя правительства кандидатуру нового премьера президент должен будет внести в Госдуму (ст. 111 Конституции). В 2012 году, когда была завершена «рокировка», временной лаг был мизерным: Владимир Путин, едва вернувшись на пост президента 7 мая, внес в Госдуму кандидатуру Дмитрия Медведева. 8 мая нижняя палата утвердила его в этой должности 299 голосами (см. “Ъ” от 10 мая 2012 года). Госдума, которую в 2012 году возглавлял нынешний глава СВР Сергей Нарышкин, не воспользовалась правом дополнительно подумать (до недели), прежде чем рассмотреть кандидатуру.

    Уже с участием нового премьера формируется кабинет министров. Его структура и кадровый состав должны быть предложены президенту в течение недели главой правительства. Федеральные чиновники полагают, что нынешний состав Белого дома сильно не изменится до выборов. «Президент недоволен работой отдельных членов действующего сейчас кабинета министров, и они уже знают об этом, но в администрации склоняются к их замене уже в процессе формирования нового правительства»,- говорит высокопоставленный источник “Ъ”.

    В 2008 году Владимир Путин, став премьером, сформировал кабинет министров уже к 13 мая, а президент Медведев произвел основные назначения в АП. В 2012 году костяк своей новой администрации Владимир Путин выстроил из министров и чиновников аппарата правительства, с которыми он работал в Белом доме с 2008 года. Например, глава аппарата правительства Антон Вайно стал замглавы администрации президента, его заместитель в аппарате Юрий Ушаков, глава Минэкономики Эльвира Набиуллина, Игорь Щеголев, Юрий Трутнев, Татьяна Голикова, Андрей Фурсенко - помощниками президента (назначения проходили до 21 мая). Часть чиновников администрации Дмитрия Медведева проделали обратный путь: так, советник президента Михаил Абызов стал министром РФ, курирующим «Открытое правительство», помощник президента Аркадий Дворкович - вице-премьером, а другой помощник Сергей Приходько - первым заместителем руководителя аппарата правительства. Хотя были и исключения. Например, в декабре 2011 года постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин стал вице-премьером по ОПК в правительстве господина Путина и до сих пор сохраняет должность в кабинете министров.

    Это произошло, поскольку вице-премьер по ОПК Сергей Иванов получил в декабре 2011 года повышение: стал главой АП при господине Медведеве и сохранил пост после возвращения в Кремль Владимира Путина. Вместе с ним в АП в качестве куратора внутренней политики в администрацию Дмитрия Медведева заранее был назначен Вячеслав Володин. «Формирование новой администрации, в том числе после выборов,- это не автоматическая история. АП работает, каждое кадровое решение, если нужно, принимается индивидуально»,- говорит один из собеседников “Ъ”. К примеру, Константин Костин, который возглавлял управление внутренней политики еще при Владиславе Суркове, продолжал руководить УВП во время президентских выборов 2012 года и покинул пост в конце мая, уже после инаугурации. В удостоверениях чиновников АП написано, что они действительны до 7 мая, говорит федеральный чиновник. «Но это не значит, что после инаугурации работа на Старой площади прекращается»,- говорит один из чиновников.

    Такая же ситуация и в федеральных министерствах: у новых руководителей будет возможность провести перестановки в течение нескольких месяцев, но на работе ведомств это сказаться не должно. Сами выборы напрямую не отражаются на главах некоторых федеральных служб, агентств, компаний и госкорпораций, назначаемых президентом или премьером, говорит один из собеседников “Ъ”: «Они работают по контракту, который может быть либо продлен, либо прекращен, так что привязки к самому процессу выборов у них нет».

    Опрошенные “Ъ” федеральные чиновники считают, что в случае избрания Владимира Путина на новый срок премьерское кресло может сохранить Дмитрий Медведев: «Если, конечно, он сам на это согласится». Нынешняя ситуация принципиально отличается от ситуации 2012 года, отмечает близкий к АП собеседник “Ъ”: тогда «менялись команды» Дмитрия Медведева и Владимира Путина, сейчас может зайти речь скорее «об обновлении», в том числе за счет ротации возрастных чиновников АП. Запасной площадкой для отставников до сих пор остается Совет федерации, где до сих пор пустует «президентская квота» - места, куда сенаторов назначает лично глава государства.

    «В АП в первую очередь будет меняться структура, в правительстве - в первую очередь кадры,- считает политолог Дмитрий Бадовский.- Хотя, конечно, есть и в правительстве свои структурные интриги - это прежде всего будет ли формирование контура проектного управления рядом с бюрократической линейной текучкой. В АП, в свою очередь, изменение структуры также может породить кадровые перемещения».

    Иван Сафронов, Максим Иванов

    Итак, история в России повторяется: с большой вероятностью пост премьера в новом правительстве сохранит Дмитрий Медведев . 8 мая — на следующий день после инаугурации президента — кандидатуру председателя правительства планирует утвердить Госдума РФ. Кстати, в этот день тандему Владимир Путин — Медведев стукнет 10 лет.

    О том, что Кремль принял решение не менять премьера «на переправе», говорит возросшая самоуверенность Дмитрия Анатольевича.

    28 апреля он дал обширное интервью в программе «Вести в субботу с Сергеем Брилевым », где подвел итоги работы кабмина за последние шесть лет. Медведев отметил , что деятельность правительства проходила в беспрецедентно трудных условиях. По его словам, последствия кризиса 2008 года, падение мировых цен на энергоносители и введение в 2014-м санкций против РФ «сформировали такой набор шоков, который наша страна не испытывала ни в один период новейшей истории, даже если сравнить с кризисом 1998 года».

    Но правительство, дал понять премьер, эти шоковые удары героически парировало. Он напомнил, что по итогам 2015 года инфляция составила почти 13%, а в конце 2017-начале 2018 года стала небывало низкой — 2,5%. Рекордно низким для страны стал и уровень безработицы: чуть менее 5%.

    По Медведеву, кабмин действовал взвешенно и мудро. Например, не поддался соблазну увеличить налоги в кризисные годы. Что касается введения системы «Платон», которая де-факто стала налогом, Медведев заявил, что доходы от нее за три года оцениваются «всего» в 45 млрд. рублей. Как бы подчеркивая, что он в кресле премьера надолго, Медведев анонсировал разработку законопроекта о повышении пенсионного возраста. По его словам, проведена «серьезная экспертиза» и правительство «стоит на пороге» законодательных изменений. В концовке премьер признался, что не собирается «уходить отдыхать"​​​.

    Медведев в программе Брилева, резко контрастирует с Медведевым сразу после выборов 18 марта. Тогда он вел себя тише воды, ниже травы. Наблюдатели отмечали, что он не сопровождал Путина во время его визита в избирательный штаб, хотя в ночь выборов 2012 года они вышли к сторонникам вдвоем, демонстрируя прочность тандема. На этот раз на вопрос журналистов о судьбе Дмитрия Медведева Путин сказал , что «предметно» начинает думать на эту тему с сегодняшнего дня (с вечера 18 марта, — «СП»), но все решения будут приняты уже после инаугурации.

    А вскоре разразился скандал с братьями Магомедовыми — «королями госзаказа», который очков правительству точно не прибавил.

    Однако уже 11 апреля, во время отчета Медведева перед Госдумой, появились признаки, что Кремль определился с кандидатурой. В своем выступлении премьер уверенно назвал последние шесть лет «годами испытаний, испытаний на прочность нашей экономики». На что спикер Госдумы Вячеслав Володин , который выступил от «Единой России», назвал отчет премьера «очень основательным и фундаментальным». Критики премьера не звучало, у депутатов были вопросы только по ситуации в отдельных отраслях и по работе отдельных министров.

    Мы не знаем, кто конкретно выступил в роли «горячих голов», инициировавших резкое повышение пенсионного возраста. Но решение это, если будет реализовано, приведёт, вероятно, к роковым последствиям. И знаете почему? Потому что обиженным оказался целый НАРОД России.

    Что скрывать – в последние пять лет уровень жизни и доходов рядовых россиян резко упал. Но все мы понимали, почему это происходит. Россия начала вставать на ноги – нас начали душить со всех сторон. Не будь Украины, Крыма и Сирии – было бы что-то другое. Мы помним и развал СССР, и, практически, гражданскую войну 1994-2000 годов. Мы пережили это всё и возврата к прежнему не хотели.

    Мы сплотились вокруг своего лидера, потому что иного выхода не было.

    Мы жили на особом эмоциональном подъёме и понимали, что русских (под этим я имею в виду всех россиян) победить нельзя.

    Жизнь в условиях санкций – ну какая другая страна, какой народ выдержал бы это? Северную Корею приводить в пример не стоит – она не того масштаба страна, чтобы можно было по-иному справиться с санкциями. Мы же – народ огромной страны, с которой и с которым нельзя не считаться. Кто-то думал взять нас силой – ну уж дудки!

    И мы, затянув пояса, терпели, работали, надеялись. И не зря надеялись. Вот уже ослабляются санкции, вот уже уходит изоляция.

    А какие эмоциональные потрясения! Возвращение Крыма (помните в районе пл. Гагарина на всю стену огромного здания плакат: «Крым, добро пожаловать домой!»?), олимпиада, мундиаль, явные победы в Сирии…

    А какой патриотический и эмоциональный подъём случился во время выборов президента! Такой результат не подтасуешь, люди России показали, что это их выбор.

    Россияне не пошли за Навальным и прочими не потому, что им кто-то запретил или уберёг от этого, нет! Люди думали сами и сами принимали решение. Это не президент, не правительство спасли Россию от «цветной революции» - это все мы уберегли страну от развала, на который за океаном ставили слишком много и считали его делом уже решённым.

    Такому народу, как российский, нужно кланяться в ноги и благодарить судьбу за то, что здесь привелось жить, работать, руководить. А тут – бац! – под дых и ещё прямо в морду. И кому – целому НАРОДУ!

    Ребят, вы там думаете, что творите? Есть предположение, что в правительственных кабинетах сидят люди, которые не понимают и не чувствуют, чем живут люди в стране. Но это не какая-то другая страна – это РОССИЯ. И с ней ТАК нельзя!

    Народ – он не глупый, он ведь всё понимает.

    То, что о повышении пенсионного возраста объявлено в день открытия ЧМ-2018, многие люди расценили как подлость. На что надеялись организаторы? На то, что люди будут увлечены мундиалем и им станет, извините, пофиг на свою судьбу? Но не тут-то было! Номер, как говорится, не прошёл.

    Если бы не такое решение правительства, вся страна радовалась бы ЧМ, ведь все его так ждали! Теперь же получилось, что радуются только болельщики да молодёжь, которой ещё далеко до пенсии и которая не может осознать всего происходящего в силу возраста.

    Что говорить – народ явно обидели, растоптали самые лучшие его качества, показали, что простой человек – никто в этом государстве.

    К чему эти лицемерные утверждения, что теперь будем повышать ежегодно пенсии не на 400-500 рублей, а на тысячу? Так цена вопроса – 500 рублей? Да их же съест инфляция! И это ли та цена, которую народ должен заплатить своими деньгами и своими жизнями? Жертвовать собой ради 500 рублей в месяц?!

    Всем ясно, что многие не доживут до новых сроков выхода на пенсию. Давайте скажем прямо: очень похоже, что реформа рассчитана на то, чтобы меньше россиян доживало до пенсии и чтобы люди меньше жили после выхода на эту пенсию.

    Нам вещают: во всех странах Европы и чуть ли не всего мира пенсионный возраст гораздо выше! Но и это лицемерие: если сравнивать пенсионный возраст, сравните доходы, уровень жизни, размеры тех же пенсий. И этот номер не проходит, и этим обмануть нельзя.

    Нам говорят, что повысилась продолжительность жизни. Это правда, повысилась. Но не повысилось качество жизни.

    К сожалению, очень мало мужчин, доживших до 65 лет, и женщин, доживших до 63 лет, являются здоровыми и трудоспособными. Как правило, это уже не живущие, а доживающие люди – с кучей хворей, болезней и прочего. Стоит понимать, что эти люди уже просто не могут работать так же качественно и производительно, как молодёжь или средний возраст.

    Предположим, закон принят. ГДЕ эти люди будут работать в последние годы перед пенсией? Если кому-то повезло работать в госструктурах, то ещё ничего. А частник заботится о своём бизнесе, и он не станет держать старика, платить больничные, подвергать риску весь производственный процесс.

    Что мы получим? Мы получим миллионы стариков, влачащих жалкое существование несколько долгих лет в надежде дожить до пенсии и пробавляясь либо случайными заработками, либо работая за копейки.

    Не создав экономических условий для такой реформы, не продумав организацию рабочих мест для людей предпенсионного возраста, проводить такую реформу нельзя.

    Кроме того, все же видят, что немало в стране людей, которые живут себе вполне неплохо, при этом нарушая закон, недоплачивая в казну или начисляя себе баснословные зарплаты и бонусы. Все видят, что разница между зарплатами руководителей отдельных предприятий и рядовых работников различается даже не в десятки, а в сотни и тысячи раз. Все видят, что коррупция не побеждена, а многие коррупционеры, в том числе в правоохранительных и правонадзорных органах, открыто смеются над людьми, выказывают презрение.

    Но есть надежда, что в Кремле сидят неглупые люди. Сегодня стало известно, что кремлёвские аналитики изучают ситуацию в стране. А она тревожная: более 80% населения против решений правительства, причём не только по пенсионному возрасту, но и по увеличению НДС.

    Ряд центральных СМИ сообщает, что власти опасаются не только возмущений, но и открытых выступлений в ряде регионов. А это уже наверняка значит, что правительственный проект не пройдёт.

    Как вариант – будет смягчение: увеличение длительности переходного периода, или начало действия закона с определённых лет рождения, или не столь резкое повышение пенсионного возраста.

    Но правильным было бы решение такое: отложить этот вопрос до создания экономических предпосылок. И работать усиленно в этом направлении. Резервов тут у России немало. Просто всё это труднее реализовать, чем повысить пенсионный возраст.

    И если правительство хочет сохранить страну, которую все мы так долго собирали и снова сделали сверхдержавой, с которой опять считается весь мир, другого выхода, наверное, и нет. Чем быстрее начать серьёзные экономические реформы, направленные на повышение качества жизни рядовых граждан, тем быстрее можно будет перейти и к тем мерам, которые сегодня предлагает правительство.

    И ещё одно. Законопроект правительства РФ уже пошёл в Госдуму. Все понимают, что если он будет принят (а большинство в Думе составляют знамо кто), то оппозиционным партиям перед выборами в региональные парламенты 9 сентября не нужно вести никакой агитации – всё и так будет сделано за них. И 10 сентября мы можем проснуться уже совсем в другой России…