• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Память святого мученика Лонгина Сотника совершается в Православной Церкви 29 октября по новому стилю.

    Жизненный путь святого Лонгина проходил в первом веке. Угодник Божий был военнослужащим римских войск. Его начальником был прокуратор Понтий Пилат. Лонгин осуществлял военное руководство над войском, который находился на дежурстве во время распятия Господа нашего Иисуса Христа, находясь у подножия Креста. Иудейские воины во главе со своим начальником Лонгином Сотником стали свидетелями дивных событий и чудесных явлений, которые происходили во время смерти Господа и в последующие за ней мгновения. Дивные знамения настолько поразили Лонгина, что он стал всенародно проповедовать свою веру в Спасителя как в Сына Божия. Об этом повествует Священное Писание Нового Завета (Мф. 27, 54).
    В Священном Предании Православной Церкви сохранились также сведения о том, что Лонгин Сотник страдал заболеванием глаз. В то время, когда он пронзил копием ребра Спасителя, из них стали истекать кровь и вода, от которых произошло дивное исцеление.
    После погребения Господа Лонгин вместе со своим отрядом находился на страже возле Гроба Господня и увидел Воскресение Христово. Иудеи предлагали Лонгину и его соратникам значительную сумму денег за то, что они произнесут лживое свидетельство о том, что ученики Спасителя похитили Его тело, но уверовавшие воины ответили резким отказом.
    Лонгин и двое его сослуживцев приняли Святое Крещение от учеников Господа и стали Его последователями, покинув служение в войсках. Лонгин решил просветить светом Христова учения своих соотечественников в Каппадокии. Вместе с ним отправились из Иудеи его лучшие друзья, с которыми Лонгин вместе видел дивные события и крестился. Проповедь воинов была весьма красноречивой и убедительной, так как звучала из уст самих очевидцев. Благодаря их свидетельству огромное количество жителей города принимали Святое Крещение и изменяли образ своей жизни, проводя много времени в посте и молитве. Иудейские старейшины были недовольны происходящими событиями и обращением жителей Каппадокии в христианство: они стали упрашивать правителя Понтия Пилата, чтобы он направил воинский отряд, чтобы лишить жизни непокорных иудейским начальникам воинов. В скором времени отправленный прокуратором отряд прибыл на указанное место. В поисках Лонгина и его друзей воины стали расспрашивать местных жителей о месте их нахождения. Первым, кто им повстречался, оказался сам святой Лонгин Сотник, который их радушно принял в своем доме, угостил обильной трапезой и стал вести добрую беседу. Во время обеда воины объяснили гостеприимному хозяину, по какой причине прибыли в это селение, так как не предполагали, что совершают трапезу в гостях у того человека, которого им приказано найти и умертвить. Лонгин и его друзья тут же признались, что являются разыскиваемыми христианами и дали свое согласие на страдание за проповедь Христова учения. Но пораженные такой добротой и смелостью воины стали упрашивать своих благодетелей, чтобы они поберегли свои жизни и пообещали, что не будут препятствовать их побегу. Но сердца подвижников настолько пламенели желанием принять мученические венцы и сподобиться войти в Царствие Небесное, что никакие уговоры не изменили их решимости. Тогда воины исполнили повеление: святые мученики были усечены мечом. Тела были похоронены в Каппадокии, а головы были привезены к Понтию Пилату. Правитель повелел выкинуть головы мучеников на свалку, которая располагалась за городскими стенами. Через некоторое время святой мученик Лонгин явился во сне одной благочестивой слепой женщине и попросил найти его главу в мусорной яме. Тогда женщина попросила знакомых ей людей помочь ей добраться до того места, где находилась голова мученика Лонгина. Как только она дотронулась до главы, то в тот же миг к ней вернулось зрение. С чувством благодарности и великого благоговения прозревшая женщина доставила честную главу на Родину святого мученика Лонгина и погребла ее там.

    Тропарь, глас 4:
    Мученик Твой, Господи, Лонгин,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

    Кондак, глас 4:
    Весело возрадовася Церковь/ в памяти днесь приснопамятнаго/ страдальца Лонгина,/ взывающи: Ты моя держава, Христе,// и утверждение.

    Величание:
    Велича́ем тя, / святы́й му́чениче Лонгине, / и чтим честна́я страда́ния твоя́, / я́же за Христа́ / претерпе́л еси́.

    Во время казни Иисуса на Голгофе стражу несли воины из отряда сотника Лонгина. Лонгин и его подчиненные стали свидетелями последних минут жизни Господа.

    Они пришли в трепет от внезапного затмения солнца и землетрясения, при котором камни распадались на части. Ужас объял много повидавших на своем веку солдат, когда они увидели открывшиеся могилы и вставших из них мертвецов.

    По обычаю, чтобы убедиться в смерти распятого, Лонгин пронзил Господа копьем, и кровь Спасителя брызнула ему на лицо. Римский сотник страдал болезнью глаз, и как только их коснулась божественная кровь, он получил исцеление.

    Все произошедшее настолько потрясло Лонгина и двух его друзей, что они, взирая на пригвожденного к кресту Господа, во всеуслышание исповедали Его Сыном Божиим.

    После погребения Господа Лонгин со своими людьми был назначен охранять пещеру с телом Иисуса, чтобы предотвратить возможную попытку его похищения. Здесь он стал очевидцем явления ангела, который возвестил женам-мироносицам о .

    Новое чудо тронуло Лонгина до глубины души. Обо всём случившемся он доложил . Прокуратор, который против своей воли, в угоду иудеям, отдал на казнь Иисуса Назарянина, был озадачен рассказом сотника. Он вспомнил, что накануне суда над Иисусом его жене Клавдии приснился вещий сон, и она просила не причинять вреда Назарянину. Видимо, напрасно он её не послушал.

    Лонгин сообщил о воскресении Господа и синедриону. Члены Великого совета ему не поверили и решили подкупить воинов. Им дали значительную сумму за согласие сделать заявление, что тело Иисуса похитили Его ученики.

    Лонгин, однако, мзду отверг и молчать о воскресении Господа не захотел. Уверовав в Спасителя, он стал открыто свидетельствовать о событиях, участником которых был сам.

    О его проповеди вскоре узнали иудейские старейшины, которые сразу поняли, сколь опасны для них публичные заявления сотника о том, что Иисус есть истинный Сын Божий. Своими речами он, как нейтральный свидетель, делал еще более убедительной проповедь учеников Христа.

    Первосвященники и старейшины негодовали, но своей властью не могли запретить римскому офицеру говорить то, что он желает. Воздействовать на него мог только Пилат, с которым у иудейских вождей отношения не сложились. Тем не менее, они на поклон пошли, так как Лонгин, несмотря на предупреждения, проповедовать не переставал.

    Когда синедрион обратился к Пилату с просьбой урезонить офицера, прокуратор вновь почувствовал на себе давление со стороны иудейских старейшин.

    Сначала евреи заставили его отдать приказ распять Иисуса, Которого обвинили в провозглашении Себя царем и в мятеже против императора, теперь требуют наказания сотника, принявшего сторону мятежника. В обоих случаях в их просьбах присутствовала скрытая угроза донести императору, что Пилат покровительствует государственным преступникам. А соучастие в государственной измене - обвинение серьёзное, в котором можно и не оправдаться.

    Прокуратор поговорил с офицером, пытаясь склонить его к компромиссу с иудеями. Но для Лонгина истина оказалась дороже благоволения начальства. Получив отказ, Пилат озлобился, но открыто не стал притеснять подчиненного, который был заслуженным ветераном, человеком доблестным и честным, к тому же известным самому императору.

    Однако вскоре Лонгин узнал от друзей, что и прокуратор, и знатные иудеи ищут повод для расправы над ним.

    Лонгин Сотник. Икона работы Фёдора Зубова, 1680 год

    Со́тник Лонги́н - римский воин, центурион (сотник), который пронзил копьем ребра распятого Спасителя (Ин. 19:34) и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз (по преданию, римский сотник Гай Кассий Лонгин страдал катарактой. Во время казни Христа кровь брызнула ему на глаза, и Кассий исцелился).

    Кроме того, он в составе стражи был свидетелем воскресения Иисуса Христа у Гроба Господня. Имя Лонгин предположительно произошло от латинизированного греческого слова греч. λόγχη - копьё.

    Святой мученик Лонгин сотник, римский воин, нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста.

    Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа, великих и страшных знамений, явленных по смерти Его: землетрясение, затмение солнца, открывшиеся гробы и восставших из них мертвецов и распадение камней.

    Он был так поражен увиденным, что хотя и не имел никакого понятия о Священном Писании, пророчествах о Христе, но внезапно уразумел истину и от всей души уверовал в Господа и всенародно исповедал, что «воистину - это Сын Божий» (Мф.27:54, ср.: Лк.23:47, Мк.15:39). Вместе с Лонгиным уверовавали во Христа и два другие воина.

    После казни и погребения Спасителя Лонгин со своим отрядом был приставлен Пилатом к Гробу Господню.

    Стража у Гроба Господня

    Здесь воины сподобились видеть Пресветлое Христово Воскресение, когда Господь Своим чудным восстанием навел на стражу ужас (Мф.28:2,4).

    Тогда Лонгин и два воина окончательно уверовали во Христа, и сделались проповедниками Воскресения Христова, – ибо они возвестили Пилату и архиереям обо всем происшедшем. Архиереи и старейшины, устроив совещание, дали воинам денег, чтобы они утаили о воскресении Христовом и сказали, что ученики Христа, пришедши ночью, украли Его, когда они спали (Мф.28:11-13). Однако Лонгин денег не взял и утаить чуда не захотел, но еще усерднее стал свидетельствовать о нем, и свидетельство его было истинно.

    Уверовав в Спасителя, воины приняли Крещение от апостолов и решили оставить службу.

    Лонгин покинул Иудею и отправился с проповедью о Христе Иисусе, Сыне Божием, на свою родину, в Каппадокию. За ним последовали и два его соратника. Лонгин открыто проповедовал о Христе, что Он есть Истинный Бог, и что он, Лонгин, был самовидцем животворящей смерти Его и воскресения. Пламенное слово подлинных участников великих событий в Иудее всколыхнуло сердца и умы каппадокийцев; христианство стало быстро распространяться в городе и окрестных селениях.

    Узнав об этом, иудейские старейшины убедили Пилата направить в Каппадокию отряд воинов, чтобы убить Лонгина и его сподвижников. Посланный отряд прибыл в родное селение Лонгина; бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привел их в свой дом. За трапезой воины рассказали о цели своего прибытия, не зная, что хозяин дома - тот человек, которого они ищут. Тогда Лонгин и его сподвижники назвали себя и просили изумленных воинов, не смущаясь, исполнить свой долг воинского повиновения. Воины хотели отпустить святых и даже советовали им бежать, но сподвижники отказались это сделать, проявив твердую волю принять страдания за Христа. Святые мученики были обезглавлены, и их тела погребены там, где завещали святые, а отсеченные головы отправлены к Пилату. Пилат приказал бросить головы мучеников на мусорную свалку вне стен города без погребения.

    Лонгин Сотник почитался в русском народе как целитель глазной болезни, почему в «Сказании о святых» ему была назначена особая молитва о «прозрении ослепших очес и исцелении от болезни». Основою для этого верования относительно мученика Лонгина, очевидно, послужило записанное в житии этого святого обстоятельство, совершившееся при обретении его честной главы. Одна слепая женщина из Каппадокии, христианка, пошла поклониться святым местам в Иерусалиме, чтобы помолиться там об исцелении от слепоты. Во сне ей явился святой Лонгин и сказал, чтобы она нашла его голову и погребла ее. Слепую проводили к свалке. Коснувшись головы мученика, женщина прозрела. Она благоговейно отнесла честную главу в Каппадокию и там погребла.

    Православная церковь почитает Лонгина как мученика и совершает его память 16/29 октября . Католическая церковь совершает его память 15 марта.

    Мощи святого Лонгина

    Мощи, почитаемые на Западе как мощи святого Лонгина , хранятся в римской церкви святого Августина .

    Церковь Святого Августина, Рим, Италия

    Десница святаго мученика Сотника Лонгина покоится в сокровищнице Базилики святого Николая Мирликийского в г. Бари (Италия).

    Серебряный ковчег с мощами мученика сотника Лонгина в Бари

    Копьё Лонгина (Копьё Судьбы)


    Копьё Лонгина (Копьё Судьбы) - пика, которую римский солдат Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на кресте. Является одним из орудий Страстей Христовых.

    В Ватикане в Соборе святого Петра хранится наконечник копья Лонгина и установлена статуя святого, созданная Лоренцо Бернини.

    Копье Лонгина является от одной из самых почитаемых христианских реликвий.

    В богослужении Православной церкви используется копие - обоюдоострый нож для изъятия частиц из просфор, который символизирует собой копьё Лонгина.

    Свою трансформацию в Копьё Судьбы копьё сотника Лонгина пережило в Средние века. Апокрифические сказания превратили копьё, освящённое Распятием Христа, в могущественный магический артефакт, обладающий сверхъестественными качествами сам по себе.

    Сформировалось предание, что изначально Копьё принадлежало внуку иудейского первосвященника Аарона и затем, переходя от владельца к владельцу, приносило каждому удачу, победы и могущество. Якобы до Распятия Копьё принадлежало царям Давиду и Ироду Великому, а потом, столетия спустя, переходило от одного великого человека к другому. В разное время копьем Лонгина, по преданию, владели Константин Великий, император Юстиниан, Карл Мартелл, король готов Теодорих I, Карл Великий и другие великие личности. Таким образом, Копьё Судьбы стало восприниматься как залог непобедимости, что сделало его весьма желанным объектом поисков.

    На самом деле, существует несколько вариантов, где находится Копьё Судьбы , равно и как несколько артефактов, претендующих на статус святыни.

    Для католиков вроде бы главным претендентом должно быть копьё, хранящееся в Ватикане , в Базилике Святого Петра. Именно эта реликвия, которая была привезена в Рим из Парижа в XVIII столетии, Католической церковью считается Копьём Лонгина. Считается, что это копье оказалось в Риме после падения Константинополя.

    Очень похожее копьё находится в Кракове , настолько похожее, что ватиканское и краковское копьё учёными считаются копиями. Правда, существует путаница, какое из них было оригиналом, а какое источником – разные исследователи называют то ватиканское изготовленным в III веке, а краковское изготовленным в IV столетии, то наоборот.

    Гораздо больше вопросов вызывает армянский претендент на звание Копья Судьбы – это хранящееся в Эчмиадзине (современное название Вагаршапат, Армения) копьё, которое, по уверениям армянских СМИ, датируется I веком нашей эры. Правда, непонятно, откуда берутся сведения о подтверждённой датировке, потому что Армянская церковь отказывается предоставлять реликвию для проверки возраста, аргументируя это тем, что если святыня обладает чудодейственными свойствами в силу веры в неё людей, то проверять её подлинность почти святотатство. А о случаях исцеления людей при обращении к святыне в Армении есть свои свидетельства.



    Армения. Эчмиадзин.

    Сторонники мнения о том, что Копьё Лонгина находится в Армении, говорят о том, что сюда его принёс апостол Фаддей, и умерший здесь мученической смертью. Более того, сообщается о том, что в 2010 году британские учёные, исследовавшие Туринскую плащаницу, обнаружили на отпечатке тела след от раны, сходной с той, что описана в Евангелии. Рана эта была нанесена особым видом копья, которое было на службе у тяжеловооружённых легионеров римских гарнизонов по всей Империи. При сравнении отпечатка раны на Туринской плащанице и Копья Лонгина в Армении, по информации армянских СМИ, было установлено соответствие не только типа раны и копья, но и размер – в обоих случаях он составил 4,5 сантиметра.

    Однако в современной медийной культуре Копьё Судьбы прочно ассоциируется с четвёртым претендентом – копьём, хранящимся в Вене (Копьё Святого Маврикия) .

    Вена. Сокровищница Габсбургов. Копье Судьбы

    Хотя оснований для этого ещё меньше, чем в случае с ватиканским или краковским копьями – экспертиза показала, что копьё не могло быть изготовлено раньше VII столетия. Более того, что до середины X века этот артефакт почитался как принадлежащий христианскому святому Маврикию. Но после того, как император Священной Римской империи Оттон I в 955 году одержал победу при Лехе над венграми в день памяти Святого Лонгина, копьё было «повышено в звании».

    Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

    для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

    Тропарь мученика Лонгина сотника, глас 4
    Мученик Твой, Господи, Лонгин,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

    Кондак мученика Лонгина сотника, глас 4
    Весело возрадовася Церковь/ в памяти днесь приснопамятнаго/ страдальца Лонгина,/ взывающи: Ты моя держава, Христе,// и утверждение.

    Молитва Мученику Лонгину Сотнику
    Святый мучениче Лонгине! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Святой Лонгин
    Скульптура Дж. Бернини в Соборе святого Петра

    Лонгин с детства мечтал о карьере военачальника римской армии и уверенно двигался к цели. Командиры ценили его недюжинную силу и богатырский рост, умение владеть оружием, организованность и исполнительность. Став сотником, он с гордостью носил чешуйчатый панцирь и шлем с высоким серебряным гребнем. Вот только зрение подводило – глаза временами как будто застилала пелена. Воин скрывал свое недомогание, переживая, что слепота может нарушить честолюбивые планы.

    Всё изменилось в одночасье. Воинское подразделение Лонгина было назначено следить за порядком во время казни преступников в Иерусалиме. На горе Голгофе к небу устремились три креста, на которых были распяты приговорённые. За годы службы Лонгин привык к виду ран и крови, да и к самой смерти. Но в тот день сердце его непривычно сжималось от сострадания. «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят», – произнес Человек, который принимал мучения на Кресте, стоящем между двумя другими, и эти слова странно встревожили Лонгина. Двое распятых были разбойниками, каких немало в окрестностях Иерусалима, а Этот, Третий – имя Его Иисус, обвинялся в том, что называл Себя Сыном Божиим. Лонгин всматривался в черты лица, искаженные мукой и ловил себя на мысли, которую не высказал бы никому – а что, если этот Страдалец говорит о Себе правду?

    По иудейскому закону распятых следовало снять с крестов до наступления субботы, на которую, к тому же, приходился праздник Пасхи. Солдаты перебили разбойникам голени – это усугубляло их страдания, но приближало смерть. Душа Сына Божьего к этому времени уже как будто покинула Его Тело. Умер Он, или только потерял сознание, и травма голеней вернёт Его во власть невыносимой боли? Лонгин, повинуясь безотчетному желанию прекратить мучения этого Человека, вонзил копьё Ему в грудь – профессиональным ударом военного, точно в сердце. Из раны излилась кровь и вода – Распятый был мертв. Алые капли, подхваченные порывом ветра, попали Лонгину прямо в глаза. Воин отер лицо и с изумлением обнаружил, что стал видеть превосходно. В тот же момент солнце померкло и земля ощутимо вздрогнула. «Воистину, это был Сын Божий!», – произнёс сотник вслух.

    На вторые сутки после Распятия Лонгина назначили охранять пещеру, в которой погребли Иисуса. По истечении субботы, перед рассветом, произошло невероятное. Гробница озарилась светом во много раз ярче солнечного, и Тот, чье сердце Лонгин пронзил своим копьём, вышел из нее, окруженный ангелами – они пели о Воскресении. Воин, никогда прежде не ведавший страха, упал на землю и закрыл лицо руками, не в силах выдержать это явление. Когда же он пришел себя, пещера была пустой, и только погребальные пелены лежали внутри неё на камне.

    Вскоре Лонгина призвали явиться в иудейский судебный орган – Синедрион. Члены влиятельного собрания приступили к воину с расспросами.

    Иудей:

    Лонгин сотник, видел ли ты во время стражи у гроба Иисуса, как ученики украли Тело Распятого, отвалив камень пещеры?

    Лонгин:

    Нет, я видел иное. Распятый воскрес, Он Сам покинул темницу, и ангелы служили Ему.

    Иудей:

    Ты, верно, был пьян в ту ночь и потерял память, а теперь боишься признаться в своем проступке, оттого и сочиняешь небылицы? Если ты вспомнишь правду, мы щедро вознаградим тебя. Так кто же из учеников Иисуса нарушил покой Умершего?

    Лонгин:

    Невозможно нарушить покой Сына Божьего, Который победил смерть. Только я и несколько моих солдат видели, как Он вышел из гроба. Мы были здравом уме и трезвой памяти, как и подобает римским воинам. А лжесвидетелем я не стану ни за какую награду.

    Всем и повсюду рассказывал Лонгин о Воскресении Иисуса. Он принял Крещение от апостолов, ушел в отставку и вернулся на родину, в Каппадокию, где поселился уединенно. Здесь его и настигли преследования иудеев. Синедрион добился от римских властей, чтобы сотника приговорили к смерти, и несколько солдат были отправлены в Капподокию, чтобы исполнить приговор. Первым, кого встретили палачи, войдя в селение, был сам Лонгин. Бывший сотник не сразу признался, что он и есть тот, кого они ищут – прежде он пригласил солдат в свой дом, накормил и дал отдохнуть с дороги. И только потом преклонил голову под меч. Ему ли, видевшему Воскресение Христа, было бояться смерти?

    Мученик ЛОНГИН Сотник, Каппадокийский (†1 век)

    Лонгин Сотник. Икона работы Фёдора Зубова, 1680 год

    Со́тник Ло́нгин — римский воин, центурион (сотник), который пронзил копьем ребра распятого Спасителя (Ин. 19:34) и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз (по преданию, римский сотник Гай Кассий Лонгин страдал катарактой. Во время казни Христа кровь брызнула ему на глаза, и Кассий исцелился).

    Кроме того, он в составе стражи был свидетелем воскресения Иисуса Христа у Гроба Господня. Имя Лонгин предположительно произошло от латинизированного греческого слова греч. λόγχη — копьё.

    Святой мученик Лонгин сотник, римский воин, нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста.

    Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа, великих и страшных знамений, явленных по смерти Его: землетрясение, затмение солнца, открывшиеся гробы и восставших из них мертвецов и распадение камней.

    Он был так поражен увиденным, что хотя и не имел никакого понятия о Священном Писании, пророчествах о Христе, но внезапно уразумел истину и от всей души уверовал в Господа и всенародно исповедал, что «воистину - это Сын Божий» (Мф.27:54, ср.: Лк.23:47, Мк.15:39). Вместе с Лонгиным уверовавали во Христа и два другие воина.

    После казни и погребения Спасителя Лонгин со своим отрядом был приставлен Пилатом к Гробу Господню.

    Стража у Гроба Господня

    Здесь воины сподобились видеть Пресветлое Христово Воскресение, когда Господь Своим чудным восстанием навел на стражу ужас (Мф.28:2,4).


    Тогда Лонгин и два воина окончательно уверовали во Христа, и сделались проповедниками Воскресения Христова, - ибо они возвестили Пилату и архиереям обо всем происшедшем. Архиереи и старейшины, устроив совещание, дали воинам денег, чтобы они утаили о воскресении Христовом и сказали, что ученики Христа, пришедши ночью, украли Его, когда они спали (Мф.28:11-13). Однако Лонгин денег не взял и утаить чуда не захотел, но еще усерднее стал свидетельствовать о нем, и свидетельство его было истинно.

    Уверовав в Спасителя, воины приняли Крещение от апостолов и решили оставить службу.


    Лонгин покинул Иудею и отправился с проповедью о Христе Иисусе, Сыне Божием, на свою родину, в Каппадокию. За ним последовали и два его соратника. Лонгин открыто проповедовал о Христе, что Он есть Истинный Бог, и что он, Лонгин, был самовидцем животворящей смерти Его и воскресения. Пламенное слово подлинных участников великих событий в Иудее всколыхнуло сердца и умы каппадокийцев; христианство стало быстро распространяться в городе и окрестных селениях.

    Узнав об этом, иудейские старейшины убедили Пилата направить в Каппадокию отряд воинов, чтобы убить Лонгина и его сподвижников. Посланный отряд прибыл в родное селение Лонгина; бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привел их в свой дом. За трапезой воины рассказали о цели своего прибытия, не зная, что хозяин дома - тот человек, которого они ищут. Тогда Лонгин и его сподвижники назвали себя и просили изумленных воинов, не смущаясь, исполнить свой долг воинского повиновения. Воины хотели отпустить святых и даже советовали им бежать, но сподвижники отказались это сделать, проявив твердую волю принять страдания за Христа. Святые мученики были обезглавлены, и их тела погребены там, где завещали святые, а отсеченные головы отправлены к Пилату. Пилат приказал бросить головы мучеников на мусорную свалку вне стен города без погребения.

    Лонгин Сотник почитался в русском народе как целитель глазной болезни, почему в «Сказании о святых» ему была назначена особая молитва о «прозрении ослепших очес и исцелении от болезни». Основою для этого верования относительно мученика Лонгина, очевидно, послужило записанное в житии этого святого обстоятельство, совершившееся при обретении его честной главы. Одна слепая женщина из Каппадокии, христианка, пошла поклониться святым местам в Иерусалиме, чтобы помолиться там об исцелении от слепоты. Во сне ей явился святой Лонгин и сказал, чтобы она нашла его голову и погребла ее. Слепую проводили к свалке. Коснувшись головы мученика, женщина прозрела. Она благоговейно отнесла честную главу в Каппадокию и там погребла.

    Православная церковь почитает Лонгина как мученика и совершает его память 16/29 октября . Католическая церковь совершает его память 15 марта.

    Мощи святого Лонгина

    Мощи, почитаемые на Западе как мощи святого Лонгина , хранятся в римской церкви святого Августина .


    Церковь Святого Августина, Рим, Италия

    Десница святаго мученика Сотника Лонгина покоится в сокровищнице Базилики святого Николая Мирликийского в г. Бари (Италия).

    Серебряный ковчег с мощами мученика сотника Лонгина в Бари

    Копьё Лонгина (Копьё Судьбы)


    Копьё Лонгина (Копьё Судьбы) — пика, которую римский солдат Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на кресте. Является одним из орудий Страстей Христовых.

    В Ватикане в Соборе святого Петра хранится наконечник копья Лонгина и установлена статуя святого, созданная Лоренцо Бернини.


    Копье Лонгина является от одной из самых почитаемых христианских реликвий.

    В богослужении Православной церкви используется копие — обоюдоострый нож для изъятия частиц из просфор, который символизирует собой копьё Лонгина.

    Свою трансформацию в Копьё Судьбы копьё сотника Лонгина пережило в Средние века. Апокрифические сказания превратили копьё, освящённое Распятием Христа, в могущественный магический артефакт, обладающий сверхъестественными качествами сам по себе.

    Сформировалось предание, что изначально Копьё принадлежало внуку иудейского первосвященника Аарона и затем, переходя от владельца к владельцу, приносило каждому удачу, победы и могущество. Якобы до Распятия Копьё принадлежало царям Давиду и Ироду Великому, а потом, столетия спустя, переходило от одного великого человека к другому. В разное время копьем Лонгина, по преданию, владели Константин Великий, император Юстиниан, Карл Мартелл, король готов Теодорих I, Карл Великий и другие великие личности. Таким образом, Копьё Судьбы стало восприниматься как залог непобедимости, что сделало его весьма желанным объектом поисков.

    На самом деле, существует несколько вариантов, где находится Копьё Судьбы , равно и как несколько артефактов, претендующих на статус святыни.

    Для католиков вроде бы главным претендентом должно быть копьё, хранящееся в Ватикане , в Базилике Святого Петра. Именно эта реликвия, которая была привезена в Рим из Парижа в XVIII столетии, Католической церковью считается Копьём Лонгина. Считается, что это копье оказалось в Риме после падения Константинополя.

    Очень похожее копьё находится в Кракове , настолько похожее, что ватиканское и краковское копьё учёными считаются копиями. Правда, существует путаница, какое из них было оригиналом, а какое источником - разные исследователи называют то ватиканское изготовленным в III веке, а краковское изготовленным в IV столетии, то наоборот.


    Гораздо больше вопросов вызывает армянский претендент на звание Копья Судьбы - это хранящееся в Эчмиадзине (современное название Вагаршапат, Армения) копьё, которое, по уверениям армянских СМИ, датируется I веком нашей эры. Правда, непонятно, откуда берутся сведения о подтверждённой датировке, потому что Армянская церковь отказывается предоставлять реликвию для проверки возраста, аргументируя это тем, что если святыня обладает чудодейственными свойствами в силу веры в неё людей, то проверять её подлинность почти святотатство. А о случаях исцеления людей при обращении к святыне в Армении есть свои свидетельства.


    Армения. Эчмиадзин.

    Сторонники мнения о том, что Копьё Лонгина находится в Армении, говорят о том, что сюда его принёс апостол Фаддей, и умерший здесь мученической смертью. Более того, сообщается о том, что в 2010 году британские учёные, исследовавшие Туринскую плащаницу, обнаружили на отпечатке тела след от раны, сходной с той, что описана в Евангелии. Рана эта была нанесена особым видом копья, которое было на службе у тяжеловооружённых легионеров римских гарнизонов по всей Империи. При сравнении отпечатка раны на Туринской плащанице и Копья Лонгина в Армении, по информации армянских СМИ, было установлено соответствие не только типа раны и копья, но и размер - в обоих случаях он составил 4,5 сантиметра.

    Однако в современной медийной культуре Копьё Судьбы прочно ассоциируется с четвёртым претендентом - копьём, хранящимся в Вене (Копьё Святого Маврикия) .

    Вена. Сокровищница Габсбургов. Копье Судьбы

    Хотя оснований для этого ещё меньше, чем в случае с ватиканским или краковским копьями - экспертиза показала, что копьё не могло быть изготовлено раньше VII столетия. Более того, что до середины X века этот артефакт почитался как принадлежащий христианскому святому Маврикию. Но после того, как император Священной Римской империи Оттон I в 955 году одержал победу при Лехе над венграми в день памяти Святого Лонгина, копьё было «повышено в звании».

    Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

    для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

    Тропарь мученика Лонгина сотника, глас 4
    Мученик Твой, Господи, Лонгин,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

    Кондак мученика Лонгина сотника, глас 4
    Весело возрадовася Церковь/ в памяти днесь приснопамятнаго/ страдальца Лонгина,/ взывающи: Ты моя держава, Христе,// и утверждение.

    Молитва Мученику Лонгину Сотнику
    Святый мучениче Лонгине! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Христианские святыни. КОПЬЁ СУДЬБЫ