• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Последние несколько лет мы все чаще слышим о казаках, как о ревнителях нравственности, хранителях отечественных скреп. Подчас новости, освещающие их вдохновенную активность, отзываются откровенным абсурдом. Чтобы разобраться, кто же такие современные казаки, «Дискурс» обратился к историку, этнологу, социологу и культурологу, кандидату социологических и доктору философских наук, доценту Азово-Черноморского инженерного института Андрею Яровому.

    Холодный выдался нынче май. Да еще астраханец выхолаживает последнее тепло, которое душа пытается сохранить, зябко кутаясь в старую, видавшую виды бурку. Того и гляди сорвется с места и понесет ветер душу, словно это и не душа человека, а какой-нибудь избежавший печной топки курай …

    Май у меня месяц печальный. Вот уж второй десяток заканчивается, как пошла моя бабушка грехи сдавать на Турчановку – так погост называется в наших Задонских степях, видимо, в память о находившемся здесь хуторе казака Турчанинова. Пошла и пошла, словно вышел человек на улицу, забыв закрыть за собой дверь. «Здесь недалече – за реку-то только перейти, да на курган подняться – вот и жилье тебе, до Второго пришествия», – говорили старики. Жилье это временное, дорога от него Батиевым шляхом тянется к старым нашим небесным станицам, а там уже все свои поджидают...

    Ушедшие от нас оставляют невидимые связи, соединяющие нас с прошлым, дающие нам осмысленность существования, и эта испещренная балками, речушками и курганами степь, начинает говорить с нами понятным языком, если мы различаем в ее очертаниях некие, как сказал бы М. Хальбвакс, фигуры воспоминаний. Оживший культурный ландшафт и является тем, что формирует нашу идентичность, да так прочно, что и многословие всей системы школьного образования не в состоянии ее изменить.

    Поэтому удивительно иногда слышать рассуждения неких историков, что казаки – это социальная группа... сословие... что они суть бежавшие от гнета боярского вольнолюбивые и пассионарные русские люди... собрались во единое братство, с архаичной военной демократией... всего и не перечислишь, что только ни говорят кандидаты и доктора. Одних только гипотез происхождения казаков называют около сотни...

    А что же сами донские казаки? Что они говорят о своем происхождении? Почему они упорно не желают называться великороссами или русскими? Как, собственно, и украинцы для них не являются родственниками. В конце XVIII века говорили донцы А. Ригельману , что русские мы по вере, но не по природе : «Казаки от казаков ведутся», – гордо говорят Штокману воинственные станичники после драки со слободскими хохлами в «Тихом Доне» Шолохова. Эта аксиома сегодня будоражит умы обывателей, привыкших видеть «неоказаков» – ряженных, кричащих «люба!», громящих выставки, бьющих оппозиционеров... но не об этом «казачестве» моя речь.

    Речь моя о людях, которые трудятся на вахтах, стройках, пашут землю, тянут провода, косят сено, гонят коров верхом и пешком на тырло , по большим праздникам собираются вместе, чтобы произнести тост, за то, что они казаки...

    Иногда смотришь: в степи возле старых погостов собираются люди, сидят возле могилок, плачут, играют песни... Это жильцы ныне исчезнувших хуторов поминают своих стариков...


    Старики – это наше все: наша память, хранители нашей идентичности. Они носители примеров для подражания, имен забытых героев, событий истории, которую не напишут в учебниках... Но они уходят, часто так и не раскрыв самого главного, самого необходимого, что правит нашу жизнь как правѝло. Место стариков занимают всевозможные учителя и знатоки, от которых скрыться можно только на базах , в огороде или на работе.

    Жуткая складывается в голове картина от современных гуру, то стегающих друг друга нагайками, то пишущих слово «род» с большой буквы... Как будто нет ни нас, ни наших традиций, ни нашей культуры. Слава Богу, что еще есть Тихай Дон , храм на его берегу, каменные, вросшие в землю плиты погостов... и камыши... с кугой и щапурами , высматривающими острыми глазами лягушек...

    Камыш – это для казака как первобытная среда, из которой вышли и Сары-азман, и его конь, тянущий воз скарба, а следом вышла и его жена с дочкой (эта легенда изложена во второй части фильма «Дон. Картина мира», см. )... Камыш и степь породили отважный народ, некогда осевший юртами в донских камышах. «Сазан рыба вкусная – потому и остались здесь», – говаривали старики, вспоминая, как их предки шли из далекого мифологического Египта, с семьями и детьми, в поисках «степей из молока и меда». Потому и звали казаков чига егупетка, чигаманы. Даже сохранилось выражение «чигаманская ухватка» – то же, что и «донская развязка», обладатели которой звались отвагами. Они в конной лаве возглавляли отряды крыльщиков, выезжали на перепалки. Эти были завсегда первыми, они гулебщиками ходили в баранту, и без дувана не возвращались. «В балке дуванной делили казаки добычу, возвернувшись из похода». Добыча выступала признаком славы, ведь она раздавалась всем, себе же оставалось доброе имя. «В походы молодежь ходила за славой, даже не за рыбой, как иногда пишут историки, а за славой отправлялись они в гирла Дона, к Азову, из которого некогда были выгнаны турками».

    Слава добывалась не только в походах, но и в состязаниях, которые проходили, лишь стоило казакам собраться небольшой группой. У кого конь быстрей, кто метче стреляет, а кто наездничает на своем маштаке , да еще с дончихой пикой в придачу... Собраться гулебной компанией можно было на церковный праздник или сход, для решения каких-либо важных дел, для гульбища и баранты... Узнать, кто из казаков первый и лучший – было первое дело отваг, первому – и почет от стариков, и доверие в бою.

    Стремление быть первым и лучшим отражало радение казака и за свой юрт, свою станицу или хутор. Героями и охотниками друг перед другом гордились станицы. Славными были станицы Раздорская, Черкасская, Пятиизбянская...

    Эта черта осталась в характере донских казаков: первым быть в бою и в состязании, не унывать в беде, не терять свою молодецкую славу... Такие культуры называются в науке агональными (подробнее см. ), это культуры воинственных горцев, вольных степняков... Они красуются всем: оружием, конем, предками, подвигами, даже танцами. Танец казаков есть состязание между танцорами. Присмотревшись, в движениях их можно различить и поступь коня, и лихость наездника.

    «Три вещи важны для казака, – говаривали старики, – крест, земля и шашка». Крест символизировал веру христианскую, по наличию которой в былые времена казаков отличали от татар. Как писал в XIX в. В.М. Пудавов, в «казачестве героическое служение святой идее возвышалось до величайшего отрицания бытовых благ и самопожертвования».

    Шермиции, октябрь 2015 года. Фото С. Сычева

    Не знал тогда Василий Михайлович, что в начале XXI века слово «казачество» будет вызывать у многих казаков неприязнь и подозрение. Ведь сегодня кто только ни пишется казаком по закону : каждый от 18 до 60 лет может вступить в казачье общество...

    Как это могут воспринимать люди, чье мировоззрение формировалось как казачье? «Мы кто? – мы казаки», – отвечала старушка, разменявшая девятый десяток лет и ни сном, ни духом не слышавшая о таком законе. А приехавший с заработка хуторской казак, рассказывал соседям, что в Рязани он видел одетых в казаков людей, которые его спросили: «А что, на Дону тоже казаки есть?». Что можно на это ответить? Развести руками и сказать: что-то в России творится непонятное.

    А ведь осталось и это сегодня: мы поехали в Россию , как там у вас в России ... Удивлялся русский человек такому вопросу .

    А что удивляться – если казаки помнили, от кого они и откуда они. Несмотря ни на что помнили. Даже когда само слово «казак» было под запретом, когда отнимали лошадей и оружие, когда морили голодом станицы, высмеивали и демонизировали казаков... все равно помнили .

    Старики замкнулись, не всякому доверяли. «Дедушка, вы казак?» – спросили мы в станице Каргальской вышедшего на порог старика. «Нет, я русский», – был ответ. И стоило немалых трудов разговорить этого старика о прошлом его родной станицы... Силен еще страх в станичниках, страх, тянущийся со времен Гражданской войны.

    Земля для казака тоже важна. Земля это и пай , и юртовая межа , которую некогда отмечали дальностью полета пули или тем местом, где выберется из Дона плывущий конь (см. «Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Курмоярской станице, составленное из сказаний старожилов и собственных примечаний 1818 года декабря 31 дня» Е. Котельникова). Там и граница между юртами.

    Землю брали казаки в поход, прямо с кладбища. В Черкасском городке прощались «на гробках» с умершими родителями и родственниками и брали с их могил щепотки земли, которую зашивали в ладанки и вешали на грудь. Потом в сопровождении родственников шли к Дону, мочили головы, стреляли из старинного оружия в землю и уходили в поход. Стреляли при выезде со двора, возле ворот, стреляли на границе юрта, возле какого-нибудь Прощального кургана. Смысл этого объясняли так: «Чтобы вернуться вновь на эту землю».

    Конь, как известно, сопровождал казака всю жизнь – от колыбели, в которую несли родственники попону, и до могилы, к которой гроб сопровождал неправильно оседланный конь. В три года казачонка сажали на коня (как, собственно, в любом обществе степных воинов), торжественно обводили по кругу, примечая приметы, указывающие на его судьбу, спрашивали мнения у стариков...

    Бригадир Греков

    То же можно сказать и о шашке, которая известна у донских казаков с 30–40 годов XVIII века, хотя В.Д. Сухоруков упоминает шашку в описании быта донского атамана Фрола Минаева конца XVII века. Наиболее ранним изображением шашки является портрет донского атамана Данилы Ефремова , написанный в 1752 году. Изображения шашек имеются на портретах донской старшины XVIII в. К 40–60 годам XVIII века относятся наградные шашки, хранящиеся в фондах Новочеркасского музея донского казачества; шашки также изображены в работе А. Ригельмана.

    Исследователи-оружиеведы связывают появление шашечного клинка с изменением в комплексе вооружения народов Северного Кавказа, когда с развитием огнестрельного оружия уходит тяжелое вооружение, доспех, – и ему на смену приходит гражданский костюм.

    Интересно отметить, что в приказах войскового атамана С.Н. Сулина неоднократно упоминается, что казаки должны иметь сабли и шашки, что может являться косвенным доказательствам смены комплекса вооружения в 1770-е гг. у донских казаков. Возможно, что популярность этого оружия связана с его дешевизной по сравнению с саблей. В 1835 году во 2-й главе «Положения об управлении Донским войском» отмечалось , что необходимо «урядникам и казакам вообще иметь сабли в железной оправе на кожаном черном пояске» (§169), однако в Примечании указывалось: «По признанной удобности и издревле введенному употреблению, дозволяется иметь им, вместо сабель, шашки».

    Интересно, что шашки образца 1838 года в источниках называются «шашки образца Донских казаков».


    В документах Особой казачьей комиссии 1880 г. отмечалось, что «в семействах, особенно Донского войска, издревле хранились во множестве замечательные коллекции дорогих сабель и шашек. С введением форменных шашек, их сочли уже излишним украшением в домах; они в больших массах были распроданы азиатским спекулянтам, которые посбывали их за дорогие цены горцам и заграничным азиатским народам...».

    В станице Цимлянской была известна игра «В шашки». Шашки изготовлялись из гибких прутьев ракиты, ивы; ими сражались на специально размеченном месте, нельзя было колоть, бить в живот: старались ударить по спине. Цель игры – выбить противника за боевую черту или вывести всех из строя.

    В станице Кривянской делали шашки из дерева, дрались ими, учились ими махать на скаку. В пешем строе делились на белых и красных.

    Старые казаки показывали упражнения с оружием. «Казачьи игры только между собой играли… Шашки делали деревянные… Тренировались… С нами дед Никиша на нашем краю занимался… Говорил: «Как все равно кацапы под Москвой машете… Вот так надо…» .

    Смысл конной фехтовальной игры в шашки заключался в том, чтобы зайти противнику в тыл и осалить его шашкой по спине. Деревянные шашки использовались и для занятий фехтованием в лейб-гвардейском полку, о чем пишет в своем пособии по фехтованию на шашках и пиках подъесаул А. Гладков в 1893 году.

    В станице Мечетинской деревянными шашками бились: чья шашка крепче и не поломается. Победитель или выбивал деревянное оружие из рук или ломал клинок противника.

    Интересен обычай во время игры наносить удары в спину противника – то ли деревянными шашками, то ли тростниковыми (камышовыми) пиками. На наш взгляд, этот обычай закреплял прием рассыпного строя, когда крыльщики выезжали на перепалки, единоборства. Целью чаще всего являлось обмануть противника, заставить его открыть спину или бок. В старшем возрасте шашкой приучали правильно рубить. Рубили дрова, соседние кусты, заходили в камыш и наносили удары кистью, толстые палки рубили с плеча. Эти навыки казачата получали как в семье, так и от специальных инструкторов, которые согласно Войсковым распоряжениям специально преподавали им работу оружием в конном и пешем строю.

    Свои навыки казаки показывали на праздниках, а также в заключительной части лагерных сборов. Обучение молодых казаков производилось в станицах и хуторах в осеннее и зимнее время, свободное от полевых работ, и весною – при месячном сборе казаков на практические учения. Осенью и зимой молодых казаков собирали для обучения в станицах и больших хуторах по назначению атаманов на 24 дня – в Рождественские святки (на восемь дней), на сырной неделе (на пять дней) и на Пасху (на пять дней). Их обучали стрельбе, наездничеству, фланкировке пикой и рубке шашкой, в пешем строе – маршировке и шашечным приемам.

    Войско начало заботиться о военной подготовке казаков после 1835 года, когда казаки стали официальным сословием Российской империи, их образ жизни и быт стал быстро меняться, земледелие входило в систему ведения хозяйства, потеснив скотоводство, ушли в прошлое гульбища и шермиции, облавные степные охоты...

    Шермиции

    В этой заметке я лишь обрисовал фигуры воспоминаний , почти не коснувшись поздней казачьей истории, не затрагивал и тему семантики казачьей культуры, слегка ухватил обрядовую и состязательную практику. Но это потому, что целью своей видел лишь показать ту почву, которая находится у истоков казачьего мировоззрения, то, что составляет этническое начало, которое отражается не только в мужском, но и женском пространстве: в родильных и свадебных обрядах, в фольклоре, быте и системе хозяйствования.

    Шермиции, октябрь 2015 года. Фото С. Сычева

    Этих казаков сегодня немного, возможно их даже меньше, чем можно себе представить, поскольку деятельность неоказачества вызывает у некоторых чувство обиды, даже отторжения, и стеснения своих корней.

    1. Ни о каком фехтовании в бою лёгкой кавалерии речь не идет.

    Шашками рубятся, а не фехтуют. Неопытного рубят с первого удара, а более опытному первым ударом подрубают руку (держащую оружие), а вторым ударом добивают.

    Казаки, как правило, удары не парируют (никакого "дзынь-дзынь"), а уклоняются от ударов. Для этого служит джигитовка. Казак в седле обладает огромной свободой перемещения, даже от огнестрела он спокойно прячется за круп или холку лошади. Одновременно с уворачиванием от удара обычно наносится ответный удар по руке противника.

    Шашкой в бою, как правило, не наносятся колющие удары. При уколе на полном скаку лезвие застревает в рёбрах противника, а всадника разворачивает и он на эту секунду становится лёгкой добычей других противников. Разработчики строевой шашки образца 1881 года уменьшили её кривизну, ухудшив тем рубящие качества, в надежде улучшить колющие. Практика показала ошибочность этого подхода. Так, строевая шашка Кубанского войска образца 1904 года вернулась к кривизне шашки образца 1838 года. Эта же кривизна была признана оптимальной в статье Александра Грека "Идеальная Шашка" .

    Вращая шашку, казак вокруг себя в бою создаёт безопасное пространство, а следовательно и возможность атаковать рубящим ударом по неожиданной для противника траектории. Против пехоты так вообще никакого фехтования.

    2. Казаки никогда не используют оружие для дуэлей между собой. Это основное отличие казаков от Западноевропейских шевалье. Это категорически запрещено моралью и победитель автоматически становится братоубийцей в глазах общины. Только борьба и кулачный бой. И в пылу такого боя в общем то допустимо вырвать штакетник или бросить камень – не более. Поэтому вынимать шашку из ножен, а тем более затачивать ее в мирное время считается дурным тоном и плохой приметой.

    Миф 2. Шашка – примитивное и бюджетное оружие.

    Начнём с того, что каждый казак покупал коня, сбрую, форму и всё холодное вооружение самостоятельно. Боевой конь никогда не использовался как тягловая сила – только верхом. В мирное время конём занимались несовершеннолетние сыновья казака – для них это была игра, которая перерастала в мастерство джигитовки. По сравнению со стоимостью приобретения и содержания боевого коня стоимость сабли или шашки не играла бюджетной роли. "Выдавали" казённые шашки только бойцам Красной армии. Шашка была введена как обязательное вооружение регулярных казачьих войск во время кавказской войны по итогам нескольких поражений казаков от горцев. Легкая, короткая шашка оказалась эффективнее более длинных и тяжелых сабель – казаки просто не успевали замахнуться. До этого донцы, как и запорожцы, рубились саблями т.н. иранского (читай сарматского) типа.

    Миф 3. У гусар были сабли – более эффективные, чем шашка.

    По сравнению с саблей шашка имеет следующие преимущества:

    1. В связи с полным отказом от фехтования, убрана гарда, шашка перестала цепляться за складки одежды и ей стало удобнее "крутить". Правда у запорожцев и шляхты гарда и так символическая. По этой же причине. А уж кто-кто, а польский король мог себе позволить посложнее приборчик.

    2. Шашка носится острой стороной вверх, а сабля вниз. У европейской сабли ножны стальные, у шашки деревянные, обитые кожей. Поэтому после марш-броска казаки вступают в бой с острыми клинками, а европейцы – с тупыми.

    3. Благодаря особому способу ношения шашки можно одним движением её выхватить из ножен и нанести внезапный удар. Вспомните ковбоев – кто первый выхватил кольт, тот и жив.

    4. Геометрия клинка шашки в поперечном сечении такова, что она не застревает в плоти, в отличие от европейских сабель. Тут с шашкой сравнится только катана.

    5. В связи с полным отказом от фехтования, центр тяжести шашки смещен дальше к острию, что значительно увеличивает силу удара при меньшем общем весе клинка.

    6. Шашка легче и, следовательно, быстрее. Это дает не только преимущество по опережению, но и по энергии удара. Кинетическая энергия, как известно из физики, пропорциональна квадрату скорости и только первой степени массы.

    Миф 4. Казаки с шашками воевать не умеют.

    Представьте себе кавалерийский бой. Лавы сближаются, на полном скаку казак выхватывает ружье и прицельно стреляет на скаку. От ответного залпа он полностью прячется за круп лошади. Затем выхватывает 4-х метровую пику и наносит ей (нет не один колющий) несколько секущих ударов (французкая кавалерия такое видела в первый раз) по приближающемуся противнику, затем выхватывает шашку...

    Такому совершенно невозможно научить рекрута за 2-3 года – только с детства. Поэтому лёгкая кавалерия была всегда или дворянская (гусары, шляхта) или сословно-кастовая (мамлюки, казаки). Из рекрутов набирали, например, драгун. Это аналог современной мотопехоты. Лошадей они использовали как средство передвижения, а воевали только в пешем строю – мобильная пехота для затыкания дыр на поле боя.

    Легкая кавалерия предназначена для разведки боем, авангардов, арьергардов, неожиданных фланговых ударов в битвах, рейдов по тылам противника, боевого охранения обозов, преследования и добивания разбитого противника и т.п. Но не для лобовых атак. Как-то один придворный "полководец" в разгар битвы решил заткнуть казаками дыру во фронте, которую сделала тяжелая панцирная кавалерия противника и бросил казаков на неё в лобовую. Казаки попробовали шашками по доспехам – тщетно. Но не на долго замешкались – легко уворачиваясь от медлительных "рыцарей" порубили тем коней и выиграли битву.

    В 1911 году молодого вольного донского казака Козьму призвали в армию. Он попал в 3-ий казачий полк имени атамана, героя и завоевателя Сибири Ермака Тимофееча. К началу войны Крючков уже неоднократно отличился во время учебных боев и получил звание приказного, то есть стал младшим военачальником небольшого отряда.

    Козьма был настоящим героем своего времени, примером для современников. Однако многие документальные свидетельства его подвига были бесследно уничтожены. До нас дошел лишь скромный рассказ самого отважного казака и немногочисленные рассказы летописцев того времени.

    События происходили летом 1914 года, накануне начала военных действий на Восточном фронте. Германия была отлично подготовлена и активно наступала. Немцы чувствовали себя весьма вольготно и уже предвкушали скорую победу. Но никто не мог и предположить в тот момент, что российский солдаты вообще и донские казаки в частности смогут оказывать такое мощное сопротивление, расправляясь с противником в рукопашных боях.

    Однажды утром Крючков со своим небольшим отрядом, в котором было еще три его боевых приятеля и соратника, отправился на разведку. Они верхом на лошадях пробирались по территории неподалеку от места расположения немецких войск, перешли Прусскую границу и продолжали продвигаться вглубь. Внезапно донские казаки вышли на немецкий разъезд. В лагере противника в тот момент было 28 человек кавалеристов, включая двух офицеров.

    Неприятель сразу заметил отважных казаков. Крючков и его товарищи прекрасно понимали, что силы не равны и живыми им из логова врага не выбраться, но начали отстреливаться, пытаясь уложить как можно больше немцев. Те внезапно по приказу одного из офицеров начали отступать. Они, видимо, решили, что на них вышел целый полк казаков. Однако вскоре немцы поменяли тактику. Они остановились и начали окружать Крючкова и его товарищей. Козьма сначала пытался стрелять, но его ранили. Тогда лихой казак выхватил шашку и начал направо и налево рубать немцев.

    Сам он к тому моменту получил уже достаточно много ранений, но не замечал их. Вслед за шашкой в ход пошла пика. Поверженный враг падал вокруг отважного казака штабелями. К концу боя у Крючкова на теле было порядка 16 ран, не намного меньше пострадала и его лошадь. Сражавшиеся с ним плечо к плечу боевые соратники также получили многочисленные мелкие ранения. В итоге противник был повержен – вокруг лежали трупы. А лихие донские казаки, уже попрощавшиеся с жизнью, отправились восвояси.

    Готовность защитить Отечество, встать на пути неприятеля - вот признак мужественности. Боевая шашка является как раз тем символом казачьего вольнолюбия, преданности России и своей семье.

    История возникновения

    Первое документальное упоминание о боевой шашке появилось на рубеже шестнадцатого-семнадцатого веков. Своё название это холодное оружие получило от кабардино-черкесского слова «саш-хо» (длинный нож).

    Историки уверены, что такое длинноклинковое рубяще-колющее снаряжение люди изобрели гораздо раньше. Археологам попадались детали этого принадлежность которых относится к двенадцатому веку. Самыми популярными первоначально стали казачьи шашки черкесского типа. Позднее донские казаки создали свой отличительный вид оружия и стали носить его постоянно.

    Триумфальное распространение

    Девятнадцатый век принёс изменения в положении холодного оружия. Официально на вооружение в российском войске были поставлены казачьи шашки. Согласно уставу, каждый воин в обязательной комплектации имел такое Полицейские и жандармы по уставному приказу также обязывались носить шашки.

    Шашка казачья боевая использовалась в кавалерии до середины двадцатого века. Но и век двадцать первый не отказался от почитания этого символа мужественности. До сегодняшнего дня парадная форма казаков немыслима без атрибута воинской гордости.

    Отличительные признаки казачьей шашки

    Сабля и шашка казачья очень похожи друг на друга. Отличительным признаком шашки являются деревянные ножны, обтянутые кожей, с одними или двумя кольцами для ремней портупеи на выпуклой стороне. Это оружие носилось на плечевой портупее лезвием назад. Саблю же носили на поясе, лезвием вперёд.

    Кавказские шашки имели двулезвийный немного искривлённый клинок с боевым концом и рукоять с раздваивающейся головкой. Такой эфес считается отличительным признаком шашки. Российские казачьи шашки отличались от кавказских ножнами и эфесом. Первые армейские образцы больше походили на сабли и были искривлены чуть больше.

    Разновидности оружия

    1881 год. Генерал-лейтенант А.П. Горлов проводит унификацию холодного оружия для всех родов войск. Моделью для армейского клинка стал кавказский «волчок», зарекомендовавший себя при рубке. В результате реформы появилось два вида шашки: драгунская и казачья. Каждый вид имел разновидности для солдат и офицеров. Для артиллеристов предлагалась укороченная драгунская шашка. Окончательно казачьи шашки как отличительные знаки нижних чинов казачьих войск вооружения были регламентированы в 1904 году.

    Отличий между моделями 1881 и 1904 годов не так много. Более ранняя модель длиннее на 6 миллиметров (соответственно 966 и 960 мм), длина клинка на 20 мм больше (825 и 795), ширина клинка, наоборот, меньше на 3 мм (32 и 35). Неизменным оставался общий вес изделия - не более 1,2 килограмма.

    Традиции казачества

    Овладение мастерством обращения с боевым оружием требовало времени и настойчивости. Мальчишки с ранних лет тренировались, стараясь повторить навыки отцов и старших братьев. Сначала использовали похожие по размерам палки. Лет с десяти им давали детские модели клинков. Получить в руки шашки настоящие казачьи подростки могли лет в шестнадцать-семнадцать. Такую шашку покупали, изготавливали на заказ или получали в наследство от деда.

    Методы обучения мастерству усложнялись от тренировки к тренировке. Для этого использовали подручные средства. Сначала надо было научиться разрубить струю воды без разбрызгивания. Затем разрешалось рубить виноградную лозу, кочаны капусты. Обучение проводилось постепенно переходя от поражения неподвижных мишеней к рубке целей на полном скаку.

    Молодой казак в своей жизни мечтал иметь три шашки. Первую - боевую - он получал, отправляясь на службу. Затем стремился заполучить офицерскую шашку. И пределом мечтаний была именная шашка, которая являлась символом заслуг перед Родиной и признания их обществом.

    Нередки случаи создания «заговорённых» шашек. Они приносили удачу, победу во всех жизненных неурядицах. Казаки свято верили этому. Такие шашки передавались из поколения в поколение. Если передать было некому, то оружие ломали над гробом умершего последнего представителя рода.

    Наградные шашки

    Награждать за боевые заслуги оружием стало традицией в России в XVIII веке. делилось на два вида: холодное оружие для генералов и офицеров и жалованное для казачества. Украшали такое оружие золотом или бриллиантами, дополняя образ выгравированной надписью. Для надписи выделяли место на эфесе. Самое частое выражение: «За храбрость».

    Перед Первой мировой войной золотое оружие отменяли, приравняв его к Георгиевскому ордену. Георгиевским оружием стала называться украшенная шашка казачья. Фото с полученной наградой становилось Кроме награждали Аннинскими шашками. Они были посвящены Святой Анне, дочери Петра Первого, и считались ниже по рейтингу.

    Символика и значение

    Необычное оружие - шашка казачья. Она символизирует бесстрашие и силу, доблесть и силу духа. Огнестрельное оружие не смогло вытеснить гордость казачьей вольницы.

    Оказавшись в, казалось бы, казак надеялся на свою силу и смекалку. Встреча с неприятелем лицом к лицу, давала возможность применить настоящее боевое оружие. Одним пальцем достать из ножен верного друга и решить исход сражения одним ударом. Настоящий казак был уверен, что с шашкой к нему на помощь приходит вся сила его рода, всей Земли русской.

    Шашка требовала от своего хозяина пристального внимания и уважительного отношения. Уход и чистка оружия были обязательны. Казакам разрешалось присутствовать на службе в церкви вместе со своим неотъемлемым другом. Разрешалось даже вынуть немного клинок из ножен, чтобы оружие очищалось вместе с хозяином.

    Как выбрать правильную шашку

    В сегодняшней России увеличивается интерес к истории своей семьи. Возрождаются традиции. Потомки казаков хотят иметь свою боевую шашку. Если раньше её нужно было заслужить, теперь можно купить. Надо только подойти к этому делу серьёзно и выбрать оружие по себе.

    Шашка должна подходить человеку по размерам и весу. Сидеть в руке как влитая. Выдержать удар противника и нанести ответный. Представленные образцы казачьих шашек нужно подержать в руке, услышать ответную реакцию. Проверить наличие взаимного притяжения. Оружейник подгонит выбранную модель под будущего хозяина вещи. Дополнительно предоставляется возможность состарить клинок и рукоятку. Провести гравировку в полном соответствии с желаемым оригиналом.

    Важно понимать: оружие не игрушка. Применять его следует только для благих целей.

    Ружье по статусу

    Южно-российские казаки изначально делились на две группы. На линейных, стоявших вдоль Кавказской линии от Усть-Лабинска до Каспия, и черноморских, бывших запорожцев, чьи кордоны протянулись от устья Лабы до Черного моря. Служба была разной - стало быть, и амуниция, и оружие отличались.

    Казачьи войска не входили в состав регулярной армии, - объясняет заведующий историческим отделом Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д. Фелицына, автор книги «Оружие кубанских казаков» Борис Фролов, - и в качестве основной тактической силы не использовались.

    А от пистолета да сабли на кордонной службе пользы было мало, да и по штату казаку полагались только ружье да пика.

    Сабля еще с запорожских времен была знаком определенного статуса, - рассказывает Борис Фролов. - Ее носили казачьи старшины - полковники да сотники.

    Еще один миф. Казак идет на службу с собственным оружием и со своим конем.

    На самом деле, и это подтверждают документальные свидетельства того времени, огнестрельное оружие было казенным. И выдавали черноморцам обычно оружие, снятое с вооружения регулярной армии - попросту говоря, устаревшее. Причем длилось это десятилетиями. Еще в конце 70-х годов ХIХ в. казачья кавалерия стреляла кремневыми пистолетами!

    Кстати, в первой половине ХIХ века ружья давали «в лизинг» - с последующим выкупом. Вычитали из жалованья деньги - порой это тянулось лет 30.

    У богатых казаков имелись роскошные турецкие сабли, кафтаны из дорогого сукна, пистоли западно-европейские... Самое обычное ружье стоило 20 рублей, пика - три с полтиной. Для сравнения, за пику отдавали воз таранки... В общем, имел казак средства - покупал красоту. Нет - носил кремневое ружье...

    Кавалерия редко сама решала тактические задачи, - отмечает Борис Фролов, - действовала в составе крупных отрядов, выполняя вспомогательные функции.

    Правда, часто, двигаясь в авангарде регулярных войск, казаки использовали только топоры: им надо было обеспечить продвижение российских частей. Просеки вырубали да рвы засыпали...

    Выходит, не всякому казаку шашка подмога, поскольку совсем не у всякого казака она была...

    А линейным казакам по степи да в лесах-горах приходилось преследовать противника, и довольно быстро они стали действовать по принципу: врага надо бить его же оружием.

    «Черкесы имели и оружие, и все прочее боевое снаряжение несравненно лучшего качества, нежели казаки: азиатская шашка «волчок» или «гурда», кинжал дамасской стали, пистолет с арабским или английским замком и нарезное ружье составляли предмет зависти и желание для казака, вооруженного довольно худшим и несовершенным оружием, даже по тогдашним временам», - писал казачий офицер В. Толстов в конце ХIХ в.

    Уже к середине ХVIII в. срисовали линейцы у местных джигитов практически все.

    «Все черкесское пользуется уважением и предпочтением между казаками. Да оно и справедливо: что хорошо выдумано, то полезно и перенимать», - отмечал генерал-майор И.Д. Попко, современник Кавказской войны, один из первых историков черноморского казачества.

    Оделись линейцы в черкеску: теплая, удобная, в седле не мешает, на груди газыри - «футлярчики» для патронов: боеприпасы всегда под рукой. На голову - папаха или башлык: капюшон с завязками в непогоду спасал. Кстати, как и горцы, голову казаки брили налысо - и гигиенично, и под папахой не жарко...

    И седло, и посадку на лошади использовали «местную». В горах ездили только на коротких стременах - это труднее, поскольку на ноги дается нехилая нагрузка, зато лошадь становится куда более маневренной.

    Во многом и манеру боя казаки позаимствовали у черкесов, - объясняет Борис Фролов. - Успешно действовали не только привычным сомкнутым строем кавалерийской атаки, но и небольшими группами, не уступая противнику в удали и наездничестве.

    Ловко и быстро спешившись, линейцы могли отбиться от превосходящего противника.

    Мобильные кавалерийские отряды, засады, погони - тут-то как раз во главе угла кинжал да шашка: во время ожесточенных стычек самое то. И карабин за спиной - между прочим, тоже черкесского производства, в степи да на горных тропах самый надежный друг что черкеса, что казака.

    Историки уверены: дело тут не только в казачьей прагматичности. Трудно было не попасть под магию горского мужества и одержимости...

    Еще одна легенда: казачьей шашкой можно и побриться, и искру из камня высечь, и ствол ружейный разрубить...

    Как утверждают специалисты, для этого нужно использовать высочайшего качества сплав стали - такого просто не было. А если закалить шашку до чудо-твердости, станет такой хрупкой - в первом бою рассыплется. Плюс оружие необходимо сделать суперострым. И это сложно, так как угол заточки клинка не может быть универсальным: для рубки мяса и камня он абсолютно разный. Причем такой острой шашка должна быть всегда - «без перерывов на обед». А это практически невозможно в условиях похода. Да и точить такую шашку надо не вручную наждаком - на станке в оружейной мастерской.

    Историк П.П. Короленко в ХIХ веке писал: «Казаки своими тупыми саблями могли только огурцы рубить...»

    В общем, мифологическая серия продолжается.

    И кинжал для казаков-черноморцев не был обязательным оружием вплоть до 1840 г. - использовался старшинами как атрибут костюма.

    Вот такой кинжал приняли на вооружение для низших чинов Черноморского казачьего войска в 1840 г.:

    «Клинок стальной, прямой двухлезвийный, ромбического сечения. Эфес состоит только из рукояти. Рукоять белого рога, фигурная, в верхней и нижней части металлические заклепки. Ножны деревянные, обтянутые кожей.

    Металлический прибор состоит из устья и наконечника. К устью припаяна скоба с кольцом для ремешка. Наконечник заканчивается фигурной пуговкой».

    Знаменитые мастера-серебряники дагестанского аула Кубачи для украшения кинжалов даже освоили новый орнамент «москов-накыш» - «московский рисунок».

    По прейскуранту мастерской Гузунова, поставщика Терского казачьего войска во Владикавказе в начале ХХ в., кинжал под названием «Базалай» размером «12 вершков в стальной оправе, с насечкой из червонного золота» стоил немало - 120 руб. За эти деньги казак мог купить саманный дом. Правда, «кинжал простой кривой (бебут) черный» - всего-то 3 руб. К слову, сапоги обходились служивому в 2 руб.

    Еще одна байка: идет казачья конница на вражескую - лоб в лоб, как в кино.

    Оказывается, кавалерийская стычка (или, по-военному, шок) - дело редчайшее. Десятилетиями народ служил - в шоке не доводилось участвовать. Обычно, пишут историки, кто-то обязательно повернет.

    Еще один миф: нагайка тоже холодное оружие.

    Действительно, имеются примеры, когда, потеряв или сломав пику или ружье, казак пускал в ход нагайку в качестве ударного инструмента. Но это у современной нагайки рукоять 20 см, плеть из кожи полметра длиной, на конце маленький кармашек с зашитым кусочком свинца...

    На самом деле в Кубанском казачьем войске нагайку испокон веку использовали по прямому назначению - коня подгоняли. А лошадь свою казак берег...

    Поэтому заканчивалась плеть казачьей нагайки маленьким треугольным кусочком кожи, - говорит Борис Фролов, - и шлепок коню боли не причинял.