• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Священномученик Иоанн Александрович Кочуров родился 13 июля 1871 года в Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника. По окончании Рязанской Духовной Семинарии, он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Сдав выпускные экзамены Академии, Иоанн Кочуров в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Уже в Америке он был рукоположен в священнический сан и назначен настоятелем храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Чикаго.

    Первое время своего пребывания в Соединенных Штатах отец Иоанн жил в Нью-Йорке, здесь он осваивал английский язык и входил в соприкосновение с непривычной жизнью в основном протестантской Америки. Алеутская и Аляскинская епархия в различных районах страны имела совершенно разные условия существования. Если в Северной Калифорнии, на Алеутских островах и Аляске православные приходы имели давнюю историю и были довольно многочисленны, то в большинстве остальных районов страны православная церковная жизнь ещё только зарождалась, и требовались огромные миссионерские усилия, чтобы создать полноценные православные приходы.

    В 1898 году отец Иоанн дал выразительную характеристику своих прихожан: «Православный приход Владимирского храма в Чикаго состоит из немногих коренных русских выходцев, из галицких и угорских славян, арабов, болгар и аравитян. Большинство прихожан – рабочий народ, снискивающий себе пропитание тяжелым трудом по месту жительства на окраинах города. К чикагскому приходу приписана также храм в честь Трёх Святителей и приход города Стритора. Стритор и при нём местечко Кенгли находятся в 94 милях от Чикаго и известны своими каменноугольными копями. Православный приход там состоит из работающих на копях словаков, обращённых из униатов».

    Уже в первые три года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к православной церкви 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стриторе. При обоих храмах работали детские церковные школы. Отец Иоанн организовал в Чикаго Свято-Никольское и Трех-Святительское братства, целью которых была социальная и материальная взаимопомощь среди прихожан. Для этой же цели было организовано Православное общество взаимопомощи, председателем которого епископ Алеутский и Аляскинский назначил отца Иоанна Кочурова.

    Когда отец Иоанн прибыл в Америку, православный храм святого Владимира в городе Чикаго занимал небольшую часть арендованного здания. Вернее, арендовано было не все здание, а только часть – на первом этаже был устроен храм, там же, за стеной – кухня и комната прислуги. На втором этаже было снято несколько небольших комнат, в которых проживали семья отца Иоанна, а также штатный псаломщик. В Стриторе храм Трёх Святителей располагался в помещении вестибюля русского отдела Всемирной Чикагской выставки.

    Отец Иоанн Кочуров решил строить в Чикаго собор. Это было поистине рискованное решение – в чужой, далекой стране, с бедным и малочисленным приходом решиться на такое ответственное и дорогостоящее предприятие. Возведение нового храма благословил . В 1900 году отец Иоанн взял единственный за многолетний срок служения в Америке отпуск и отправился в Россию, где за 4 месяца собрал деньги на постройку собора. Вернувшись в Чикаго, отец Иоанн начал руководить строительством, а уже в 1903 году возведение храма в честь Пресвятой Троицы в городе Чикаго было завершено. Освящение собора совершал святитель Тихон (Белавин).

    Два года спустя, когда в Североамериканской епархии праздновалось 10-летие пастырского служения отца Иоанна Кочурова, он получил от епархии приветственный адрес, в котором описывались понесенные отцом Иоанном труды на благо Церкви. Рукотворным памятником этим трудам назывался Троицкий собор в Чикаго, а нерукотворным – сердца прихожан.

    В 1906 году отец Иоанн Кочуров был возведен в сан протоиерея и назначен на должность благочинного Нью-Йоркского округа. Он стал одним из наиболее активных участников первого собора Североамериканской Православной Церкви, проходившего в городе Майфилде. Вскоре отец Иоанн по своему прошению получил увольнение от службы в Алеутской и Североамериканской епархии и в июле 1907 года вернулся в Россию. Причиной для этого стали настоятельные просьбы его тяжело больного тестя – священнослужителя Санкт-Петербургской епархии, а также желание отца Иоанна дать своим детям образование в России.

    В июле 1907 года, покидая дорогой его сердцу чикагский приход, в котором он был настоятелем и с которым были связаны 12 лет его миссионерско-пастырского служения, протоиерей Иоанн отправился в неизвестность, ожидавшую его на родине.

    Протоиерей Иоанн Кочуров. Крестный путь и мученическая кончина на Родине

    Прибыв в Санкт-Петербургскую епархию, он был приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы в качестве сверхштатного священника. Он служил здесь до 1916 года, основную часть времени уделяя преподаванию в мужской и женской гимназиях.

    После почти 10-летнего служения в Нарве, в конце 1916 года протоиерей Иоанн Кочуров был переведён на должность второго священника Екатерининского собора в Царском Селе. Екатерининский собор был крупнейшим приходским храмом города среди преобладавших в нем церквей дворцового и военного ведомств. Отец Иоанн приехал в Царское Село с матушкой и пятью детьми (старший сын Владимир находился в это время на военной службе), надеясь здесь возвратиться к активной пастырской деятельности. Его проповеди собирали в Екатерининском соборе множество молящихся со всех концов Царского Села.

    Через 3 месяца после назначения отца Иоанна в Екатерининский собор произошла Февральская революция.

    Стремясь вытеснить из Царского Села находившиеся там казачьи части под командованием генерала Краснова, к городу из Петрограда двинулись отряды матросов и солдат, поддержавших большевистский переворот. Утром 30 октября 1917 года, находясь на подступах к Царскому Селу, большевики начали артиллерийский обстрел. Началась паника, многие горожане устремились в православные храмы.

    В Екатерининском соборе был совершен особый молебен о прекращении междоусобной братоубийственной брани. После молебна состоялся крестный ход, на котором отец Иоанн произнес проповедь, призывая народ к спокойствию в виду грядущих испытаний. Вечером того же дня казачьи части покинули Царское Село, желая предотвратить возможность кровопролития среди населения. И утром 31 октября, не встретив какого-либо сопротивления, в Царское Село вступили большевистские отряды.

    Священники Екатерининского собора были арестованы. Отец Иоанн, в отличие от многих, не мог воспринимать это спокойно, он протестовал и пытался разъяснить дело. Вместо разъяснений он получил несколько ударов по лицу, а затем толпа солдат с гиканьем и улюлюканьем поволокла его по шпалам к царскосельскому аэродрому и там расстреляла на глазах его сына – гимназиста. Смерть мученика не была мгновенной… Убийцы таскали его за волосы, предлагая друг другу «прикончить как собаку». Через три дня, не выдержав потрясений, скончался и его сын, 17-летний юноша.

    Вечером того же дня тело убитого пастыря было доставлено в часовню Дворцового госпиталя, оттуда перенесено в Екатерининский Собор, где было совершено отпевание. Отец Иоанн стал первым священномучеником, пострадавшим от большевиков. Святейший патриарх Тихон, лично знавший отца Иоанна, писал его вдове матушке Александре Кочуровой: «Храним в сердце твёрдое упование, что украшенный венцом мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова». По просьбе прихожан священномученика погребли в усыпальнице под Екатерининским собором.

    Через 5 месяцев после мученической кончины отца Иоанна Кочурова, когда количество поименно известных Святейшему Синоду убиенных священнослужителей достигло 15 человек, в храме Московской Духовной Семинарии святейшим патриархом Тихоном была совершена первая в истории Русской Православной Церкви 20 века заупокойная литургия «по новым священномученикам и мученикам» . Во время произнесения молитвенных возношений «Об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных» вслед за первым убиенным архиереем – митрополитом Владимиром, поминался первый убиенный священник – протоиерей Иоанн Кочуров.

    Тропарь священномученика Иоанна Царскосельского, глас 1

    Любовию к Богу распаляем,/ жизнь свою мученически за Христа и ближних положил еси,/ сего ради венец правды от Него принял еси,/ моля всеблагаго Бога, священномучениче Иоанне,/ Церковь святую сохранити в мире/ и спасти души наша.

    Кондак священномученика Иоанна Царскосельского, глас 8

    Ревностно пастырское служение свое исполняяй,/ ты яко жертву благоприятную/ душу свою Богу принесл еси,/ моли Христа Бога, отче Иоанне,/ мир миру даровати/ и душам нашим велию милость.

    Молитва священномученику Иоанну, пресвитеру Царскосельскому

    О священномучениче Иоанне, пастырю царскосельский! Предстояще пред иконою твоею, молимся ти, яко посреде нас сущему: помози нам, грешным, достойным быти твоего о нас к Богу ходатайства. Укрепи ны во благочестии и вере православной вся дни живота нашего во еже безпреткновенно ходити нам путем отцев наших и соблюдати уставы и обычаи святых, в земли нашей просиявших. Научи ны внутренняго человека нашего евангельскою добродетелию украшати и искати Царствия Божия паче земных и тленных мира сего; немощную волю нашу незыблемо утверди в законе Господнем; ревностию к делам богоугодным и спасительным воодушеви теплохладное сердце наше; избави ны от себялюбия, тщеславия и лукавства; порывы гнева и неразумия нашего укроти; нрав наш горделивый смиренномудрием украси; искорени небрежение и леность из сердец наших; уста наша, друг друга осуждающая, исполни чистаго хваления Божия; даруй нам умиление в молитве, ожесточенность нашу врачующее; посреде рода развращеннаго и прелюбодейнаго кротость, незлобие и целомудрие соблюсти помози. Паче же всего настави к покаянию во гресех прежней жизни нашея, да очистимся от всех нечистот и страстей, и, молитвою твоею поспешествуемы, достигнем града Божия, в негоже ничто скверно внити может, славяще Троицу Святую во веки веков. Аминь.

    Вконтакте

    31.10.1917 (13.11). – Убиение протоиерея Иоанна Кочурова, первого из священномучеников после Октябрьского переворота

    (13.7.1871– 31.10.1917) родился в селе Бигильдино (Сурки) Данковского уезда Рязанской губернии в многодетной семье сельского священника. Его отец Александр многие годы совмещал своё приходское служение с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища. Следуя стопам отца, Иоанн поступил в Данковское Духовное училище, а затем закончил Рязанскую Духовную Семинарию (1891) и поступил в Петербургскую Духовную Академию.

    По окончании Академии отец Иоанн в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Здесь он был рукоположен в сан священника преосвященным Николаем, епископом Алеутским и , и назначен настоятелем церкви святого Владимiра в городе Чикаго. Паства в Америке сильно отличалась от российской, как и окружающая среда с ее религиозным разнообразием даже среди православных. Отец Иоанн усердно принялся за миссионерскую деятельность, для чего организовал приходские братства, вошедшие в «Православное общество взаимопомощи», которое вскоре он сам возглавил. Уже в первые три года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан в храмах Чикагско-Стриторского прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стритоле. Трудами отца Иоанна был построен новый храм в Чикаго в честь Пресвятой Троицы. Возведение нового храма благословил . Деньги на его постройку были собраны отцом Иоанном в 1900 г. во время отпуска в Россию. Освящение нового храма, совершенное святителем Тихоном, стало настоящим праздником для всей русской православной епархии в Северной Америке. За эти труды о. Иоанн награжден орденом святой Анны III степени.

    В 1907 г. отец Иоанн по собственному прошению вернулся на родину и был приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы. В этом же году он стал исполнять обязанности законоучителя Нарвских гимназий. С ноября 1916 г. отец Иоанн назначается приходским священником Екатерининского собора Царского Села. С первых месяцев отец Иоанн зарекомендовал себя как вдохновенный проповедник, собиравший православных христиан со всех концов Царского Села.

    Убиенного отца Иоанн очень жаль. Очень жаль его сына. Жаль всех, кто погиб во время Гражданской войны. Очень не хочется повторения.

    Хотя, нет, жаль не всех... Кроме того не понятно, почему всё здесь описанное называется "мученичеством за Христа"? Что за "безстрашная проповедь" была произнесена отцом Иоанном?
    Может быть правильно это называть "политические репрессии"? Но тогда и разбираться следует в политическом контексте, а не религиозном. Если кто-то из священников думал, что им разрешено мутить воду, и за это ничего не будет, то эти люди ошибались.

    Мученичество за Христа! Такие факты конечно были, но они не описаны. Описаны главным образом случаи политических расправ, случаи бандитизма, а также ритуальные убийства. Зачем наводить тень на плетень? Кому это выгодно сейчас? Это выгодно компании Чубайса и кто за ним стоит - приватизаторам, врагам России, врагам Христа: "лишь бы не социализм"! Простите меня.

    Уважаемый МВН, спасибо за ссылки!
    Конечно я знаком с данной темой, поскольку она муссируется уже много-много лет. Однако всё это приводится далеко не добросовестно (особенно по части "ограбления"). Вся правда здесь еще далеко не сказана. Кроме того, Вы же сами понимаете, что история партии никак не может быть отражена в трёх приведённых ссылках. Или Вы хотите знать только "эту" историю? Почему? Это угодно Богу?

    Практически с самого начала перестройки я хожу в храм, много принимал участие в разных церковных делах, но вот это удивительное верхоглядство, характерное для части церковного народа, меня всегда удивляло. Оказывается, для того, чтобы утвердить веру православную, надо без разбору опорочить социализм и разгромить его. Ну с чего люди так решили, и сами ли они решили?
    Хорошо, пусть будет так - посмотрим, что из этого выйдет дальше (хотя и так уже понятно). Впрочем вопрос сложный, мы его здесь конечно не решим. Спаси Господи.

    Ответ "Дмб 82":
    Вас интересует вопрос, почему смерть священномученика Иоанна Царкосельского понимается как "мученичество за Христа" а не просто политические репрессии? Именно потому, что свмуч. Иоанн явил в своей жизни и кончине пример подражания Христу. Его молитва о прекращении братоубийства была молитвой-подвигом, на который его смогла подвигнуть жизнь самого Христа.Вспомните вопрос о канонизации святых Бориса и Глеба, и это тоже можно рассмотреть как политические репрессии - шел передел власти. Но главное то, что человек носил себе идеал Христа, идеал истинного человеколюбия, и за верность этому идеалу пострадал, причем пострадал мученически.В этом и состоит "мученичество за Христа", о которым Вы спрашиваете. Политический аспект здесь вторичен, хотя, конечно, является важным, так как определяет историю земную, которая разомкнута в историю небесную.

    Ответ на: //Хотелось бы узнать, как отнёсся о.Иоанн к февральскому (1917) антимонархическому бунту?//

    Наверное так же как и Тихон (Белавин). Они думали что скинув Царя им будет хорошо. Папацезаризм их лишил разума. Думали так же и некоторые о светской жизни. А получилось, что историю России они не знали и не понимали. Царь - это ключевая фигура. И если хочешь поиграть в св. свящ. мч. Ермогена, то не забывай что он Царя ведь хотел на Российском Престоле. Если светского прогресса хочешь, то не забывай, что ты под Богом и от Него весь прогресс, и именно помазанника Божиего спасал светский гражданин И.Сусанин.
    Про совков не говорю, это отдельный клинический случай.

    //Вас интересует вопрос, почему смерть священномученика Иоанна Царкосельского понимается как "мученичество за Христа" а не просто политические репрессии?//

    Конечно он был мучеником за Христа. Но были и другие, которые заявляли, мол за чем вы нас убиваете, мы же за вас и за отделение Церкви, вы к нам не лезьте, а мы к вам. Показательно знаменитое письмо епископов с Соловков http://drevo-info.ru/articles/25719.html
    Именно так они пишут вначале письма, так они относились к советской власти как и Тихон, правда в конце письма пишут, что советская власть и православие несовместимы. Прозрели.
    Так вот убитые не прозрев, думаю новомучениками являются с натяжкой. Так как все они кроме единиц священников-монархистов следовали схеме "Вся власть от Бога". Правда может и неосознано, т.к. эта формула была внедрена в православие России.

    (46 лет)
    • Царское Село , Петроградская губерния , Российская республика

    Ива́н (Иоа́нн ) Алекса́ндрович Кочу́ров (13 (25) июля , село Бигильдино (Сурки), Данковский уезд , Рязанская губерния - 31 октября (13 ноября) , Царское Село , Петроградская губерния) - священнослужитель Русской православной церкви , протоиерей , клирик Екатерининского собора Царского Села .

    Почитается как первый по времени новомученик российский . Прославлен в лике святых Архиерейским собором Русской православной церкви в 1994 году как Иоа́нн Царскосе́льский .

    Биография

    Происхождение, семья

    Родился 13 (25) июля 1871 года в многодетной семье потомственного священника села Бигильдино (Сурки) Александра Васильевича Кочурова (1836 - после 1897) и Александры Николаевны (род. 1839; дочь священника села Покровского (Одоевщины) Рязанской епархии Николая Васильевича Перехвальского).

    Супруга - Александра Васильевна Чернышёва, дочь диакона Казанского собора Санкт-Петербурга (венчаны 26 июля (7 августа) 1895 года).

    Образование

    Ещё в семинарии выделялся как оратор; во время учёбы в академии участвовал во внебогослужебных чтениях от Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви.

    В 1895 году окончил Академию со званием действительного студента (то есть без защиты кандидатской диссертации).

    Служение в США

    Вместе со своим однокурсником и другом Александром Хотовицким принял предложение поступить на службу в Алеутскую и Аляскинскую епархию . Незадолго до оставления России вступил в брак с Александрой Чернышёвой. 10 июля 1895 года указом Святейшего синода назначен настоятелем Владимирского храма в Чикаго (США), где до него служил Алексий Товт , с приписной Трёхсвятительской церковью в городе Стритор .

    27 августа архиепископом Алеутским и Аляскинским Николаем в Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположён в сан иерея.

    11 октября того же года прибыл к месту служения. Церковь святого Владимира, настоятелем которой он был назначен, размещалась на первом этаже небольшого частного деревянного дома. За первые три года службы в Чикаго присоединил к православию 86 униатов и шестерых католиков , а число постоянных прихожан в храмах прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стриторе. При обоих приходских храмах успешно функционировали детские церковные школы, в которых обучались более 20 учеников. Прихожанами возглавляемого им прихода были малоимущие эмигранты православного вероисповедания: русские выходцы из галицких и угорских славян, арабы, болгары, словаки, обращённые из унии . Продолжая традиции русской православной епархии в Северной Америке, отец Иоанн организовал в Чикаго и Стриторе Свято-Никольское и Трёхсвятительское братства, ставившие своей целью активизацию социальной и материальной взаимопомощи среди прихожан чикагско-стриторского прихода и входившие в состав Православного общества взаимопомощи. 1 апреля 1887 года отец Иоанн был включён в состав только что образованного в Алеутской и Аляскинской епархии цензурного комитета «для сочинений на русском, малорусском и английском языках», а 22 мая 1899 года Тихон , тогда епископ Алеутский и Аляскинский, назначил Иоанна Кочурова председателем правления Русского православного кафолического общества взаимопомощи (ROCMAS ), основанного в 1895 году попечением отца Алексия Товта.

    Разнообразные труды отца Иоанна уже в первые годы пастырского служения были отмечены священническими наградами. 6 мая 1896 года отец Иоанн был награждён набедренником за пожертвование 600 долларов на иконостас Владимирской церкви Чикаго, которое было сделано им вместе с настоятелем нью-йоркской Никольской церкви Александром Хотовицким. 30 марта 1898 года усердное служение отца Иоанна было отмечено награждением фиолетовой скуфьёй , а 6 мая 1901 года он был удостоен права ношения камилавки .

    Поставил вопрос о строительстве каменного храма взамен старой церкви. При посещении Чикаго в мае 1899 года епископ Тихон (Беллавин) одобрил выбор участка для строительства.

    В 1901 года получил отпуск с 15 января по 15 мая для поездки в Россию. Использовал отпуск для сбора средств для строительства храма в Чикаго и создания первого в Чикаго православного кладбища, в чём ему помогал тесть священник Василий Чернышёв и старший брат Николай Кочуров, служивший помощником столоначальника строительного отделения хозяйственного управления при Святейшем синоде. Получил поддержку от праведного Иоанна Кронштадтского . Большой взнос из личных средств сделал император Николай II .

    Вскоре после возвращения из отпуска Кочуров приступил к возведению нового здания храма. Храм был заложен 31 марта 1902 года в Чикаго епископом Тихоном. Возведение храма было завершено в 1903 году и потребовало очень значительных по тем временам затрат в сумме 50 тысяч долларов США. Храм во имя Святой Троицы был освящён епископом Тихоном 16 марта 1903 года. По представлению Тихона Иоанн Кочуров 6 мая 1903 года был награждён за труды орденом Святой Анны 3-й степени.

    В феврале 1904 года отец Иоанн был назначен председателем цензурного комитета Алеутской и Североамериканской епархии, членом которого он являлся на протяжении 7 лет. В июне 1905 года Кочуров принял активное участие в заседаниях подготовительного съезда епархиального духовенства в Олдфордже, на котором под руководством епископа Тихона обсуждались вопросы, связанные с подготовкой первого Собора в истории Алеутской и Североамериканской епархии. На этом съезде 20 июля 1905 года произошло чествование отца Иоанна Кочурова в связи с исполнявшимся 27 августа 1905 года десятилетним юбилеем его священнического служения. В церкви Архистратига Михаила города Олдфорджа в присутствии большой группы епархиального духовенства, возглавленного Рафаилом , епископом Бруклинским, отцу Иоанну был поднесён золотой наперсный крест .

    Указом Святейшего синода от 6 мая 1906 года был возведён в сан протоиерея , а 10 мая назначен благочинным приходов Нью-Йоркского округа восточных штатов США.

    В феврале - марте 1907 года был одним из организаторов и наиболее активных участников первого Всеамериканского собора Русской православной греко-кафолической церкви в Америке в городе Мейфилде (англ.) русск. .

    20 мая 1907 года уволился от службы в Алеутской и Североамериканской епархии по прошению, чтобы дать своим детям образование в России. К тому времени у протоиерея Иоанна было пятеро сыновей и дочь.

    Служение в России

    Мученическая кончина

    В конце октября (ст. ст.) 1917 года Царское Село стало местом противостояния большевистской Красной гвардии и казачьих войск, продолжавших поддерживать свергнутого главу Временного правительства Александра Керенского .

    30 октября 1917 года во время артиллерийского обстрела Царского Села большевиками отец Иоанн участвовал в крестном ходе с особыми молитвами о прекращении междоусобной брани, во время которого произнёс проповедь , призывая народ к спокойствию. 31 октября (ст. ст.) 1917 года отряды большевиков вступили в Царское Село. На страницах газеты «Всероссийский церковно-общественный вестник» через несколько дней было приведено свидетельство корреспондента одной из петроградских газет: «Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета рабочих и солдатских депутатов. Священник отец Иоанн Кочуров воспротестовал и пытался разъяснить дело. Он получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъярённая толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой - взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной. Его таскали за волосы, и кто-то предлагал кому-то „прикончить как собаку“. Наутро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель Думы вместе с одним из гласных, как сообщает „Дело народа“, видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было» .

    Джон Рид в книге «Десять дней, которые потрясли весь мир» писал:

    Я вернулся во дворец Совета в Царское в автомобиле полкового штаба. Здесь всё оставалось, как было: толпы рабочих, солдат и матросов прибывали и уходили, всё кругом было запружено грузовиками, броневиками и пушками, всё ещё звучали в воздухе крики и смех - торжество необычной победы. Сквозь толпу проталкивалось с полдюжины красногвардейцев, среди которых шёл священник. Это был отец Иоанн, говорили они, тот самый, который благословлял казаков, когда они входили в город. Позже мне пришлось услышать, что этот священник был расстрелян.

    В приложении к своей книге он же писал:

    Вечером, когда войска Керенского отступили из Царского Села, несколько священников организовали крестный ход по улицам, причём обращались к гражданам с речами и уговаривали их поддерживать законную власть, то есть Временное правительство. Когда казаки очистили город и на улицах появились первые красногвардейцы, то, по рассказам очевидцев, священники стали возбуждать народ против Советов, произнося соответствующие речи на могиле Распутина, находящейся за императорским дворцом. Один из этих священников, отец Иоанн Кочуров, был арестован и расстрелян раздражёнными красногвардейцами.

    Есть и другая версия гибели отца Иоанна, озвученная собирателем сведений о пострадавшем духовенстве протопресвитером Михаилом Польским : «8 ноября 1917 года царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров был подвергнут продолжительным избиениям, затем был убит путём волочения по шпалам железнодорожных путей»

    Церковный календарь. 13 ноября (31 октября ст. стиль).

    В этот воскресный день Православная Церковь празднует память: апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. III века Епимаха Нового. Прп. Мавры Константинопольской, диаконисы V века. Прпп. подвижников XII века: Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

    Сщмчч. ХХ века: Иоанна Кочурова, пресвитера Царскосельского; пресвитеров Всеволода Смирнова, Александра Воздвиженского, Сергия Розанова, Алексия Сибирского, Василия Архангельского, Петра Воскобойникова, Василия Колоколова; прмчч. Леонида (Молчанова), Анатолия (Ботвинникова), Евфросина (Антонова), Иннокентия (Мазурина); мч. Иакова Блатова.

    Именинников мы поздравляем с днем ангела!

    Братья и сестры, сегодня мы говорим о первом священномученике, пострадавшем от большевиков, святом покровителе Царского Села, а ныне города, известного как Пушкин и входящего в состав Санкт-Петербурга.

    Будущий священномученик Иоанн Александрович Кочуров родился 13 июля 1871 года в Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника. Закончив Рязанскую духовную семинарию, он в том же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. По окончании Академии Иоанн Кочуров в соответствии со своим давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию.

    В Америке он был рукоположен в священнический сан и назначен настоятелем церкви святого Владимира в городе Чикаго. К чикагскому приходу была приписана церковь Трех Святителей и приход города Стритора. Первое время своего пребывания в Соединенных Штатах отец Иоанн жил в Нью-Йорке, здесь он осваивал английский язык и входил в соприкосновение с непривычной жизнью протестантской Америки.

    Уже в первые три года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков. При обоих храмах работали детские церковные школы. Отец Иоанн организовал в Чикаго Свято-Никольское и Трех-Святительское братства, целью которых была социальная и материальная взаимопомощь среди прихожан. Для этой же цели было организовано Православное общество взаимопомощи, председателем которого тогда еще епископ Алеутский и Аляскинский Тихон (Белавин) назначил отца Иоанна Кочурова.

    Батюшка решил строить в Чикаго собор. Это было поистине рискованное решение: в чужой, далекой стране, с бедным и малочисленным приходом решиться на такое ответственное и дорогостоящее предприятие. Возведение нового храма благословил святитель Тихон, будущий российский патриарх. В 1900 году отец Иоанн взял единственный за многолетний срок служения в Америке отпуск и отправился в Россию, где за четыре месяца собрал деньги на постройку собора. Вернувшись в Чикаго, отец Иоанн начал руководить строительством, а уже в 1903 году возведение храма в честь Пресвятой Троицы в городе Чикаго было завершено. Освящение собора совершал святитель Тихон (Белавин).

    В 1906 году отец Иоанн Кочуров был возведен в сан протоиерея и назначен на должность благочинного Нью-Йоркского округа. Он стал одним из наиболее активных участников первого собора Северо-Американской Православной Церкви, проходившего в городе Майфилде.

    Вскоре отец Иоанн по своему прошению получил увольнение от службы в Алеутской и Северо-Американской епархии и в июле 1907 года вернулся в Россию. Причиной для этого стали настоятельные просьбы его тяжело больного тестя, священнослужителя Санкт-Петербургской епархии, а также желание отца Иоанна дать своим детям образование в России.

    В июле 1907 года, покидая дорогой его сердцу чикагский приход, в котором он был настоятелем и с которым были связаны двенадцать лет его миссионерско-пастырского служения, протоиерей Иоанн отправился в неизвестность, ожидавшую его на родине. Прибыв в Санкт-Петербургскую епархию, он был приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы в качестве сверхштатного священника. Он служил здесь до 1916 года, основную часть времени уделяя преподаванию в мужской и женской гимназиях.

    В конце 1916 года протоиерей Иоанн Кочуров был переведен на должность второго священника Екатерининского собора в Царском Селе. Этот собор был крупнейшим приходским храмом города среди преобладавших в нем церквей дворцового и военного ведомств. Отец Иоанн приехал в Царское Село с матушкой и пятью детьми (старший сын Владимир находился в это время на военной службе). Его проповеди собирали в Екатерининском соборе множество молящихся со всех концов Царского Села.

    Через три месяца после назначения отца Иоанна в Екатерининский собор произошла Февральская революция. Стремясь вытеснить из Царского Села находившиеся там казачьи части под командованием генерала Краснова, к городу из Петрограда двинулись отряды матросов и солдат, поддержавших большевистский переворот. Утром 30 октября 1917 года, находясь на подступах к Царскому Селу, большевики начали артиллерийский обстрел.

    Поднялась паника, многие горожане устремились в православные храмы. В Екатерининском соборе был совершен особый молебен о прекращении междоусобной братоубийственной брани. После молебна состоялся крестный ход, на котором отец Иоанн произнес проповедь, призывая народ к спокойствию ввиду грядущих испытаний. Вечером того же дня казачьи части покинули Царское Село, желая предотвратить возможность кровопролития среди населения. И утром 31 октября, не встретив какого-либо сопротивления, в Царское Село вступили большевистские отряды.

    Священники Екатерининского собора были арестованы. Отец Иоанн, в отличие от многих, не мог воспринимать это спокойно, он протестовал и пытался разъяснить дело. Вместо объяснений он получил несколько ударов по лицу, а затем толпа солдат с гиканьем и улюлюканьем поволокла его по шпалам к царскосельскому аэродрому и там расстреляла на глазах его сына-гимназиста. Смерть мученика не была мгновенной... Убийцы таскали его за волосы, предлагая друг другу его «прикончить». Через три дня, не выдержав потрясений, скончался и его сын, 17-летний юноша.

    Вечером того же дня тело убитого пастыря было доставлено в часовню дворцового госпиталя, оттуда перенесено в Екатерининский собор, где было совершено отпевание. Отец Иоанн Кочуров стал первым священномучеником, пострадавшим от большевиков. По просьбе прихожан исповедника Христова погребли в усыпальнице под Екатерининским собором.

    Святый священномучениче Иоанне, моли Бога о нас!

    Диакон Михаил Кудрявцев

    протоиерей

    Дни памяти 31 октября (13 ноября); Собор Петербургских святых - третья неделя по Пятидесятнице Храмы Екатерининский собор Царского Села

    Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров родился 13 июля 1871 года в селе Бигильдино (Сурки) Данковского уезда Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны. Его отец многие годы успешно совмещал своё приходское служение с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища.

    Следуя стопам отца, юноша поступил в Данковское Духовное училище, а затем в Рязанскую Духовную Семинарию, которую закончил в 1891 году. В этом же году он поступил в Петербургскую Духовную Академию.

    По окончании Академии отец Иоанн в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Здесь он был рукоположен в сан священника преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским, и назначен настоятелем церкви святого Владимира в городе Чикаго. Уже в первые три года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан в храмах Чикагско-Стриторского прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стритоле. При обоих храмах работали детские церковные школы. Трудами отца Иоанна был построен новый храм в Чикаго в честь Пресвятой Троицы. Возведение нового храма благословил Святитель Тихон, будущий Российский Патриарх. Деньги на его постройку были собраны отцом Иоанном в 1900 году во время отпуска в Россию.

    В 1907 году отец Иоанн вернулся на родину и приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы. В этом же году он стал исполнять обязанности законоучителя Нарвских гимназий. С ноября 1916-го года отец Иоанн назначается приходским священником Екатерининского собора Царского Села. С первых месяцев отец Иоанн зарекомендовал себя не только как ревностный и благоговейный совершитель службы Божией, но и как красноречивый эрудированный проповедник, собиравший под своды Екатерининского собора православных христиан со всех концов Царского Села. 30 октября 1917 года во время артиллерийского обстрела Царского Села (в котором находились казачьи отряды генерала атамана Краснова) в Екатерининском храме отцом Иоанном был совершён особый молебен. После него, несмотря на продолжающийся обстрел, прошёл крестный ход с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани, на котором батюшка в проповеди призывал взволнованный народ к спокойствию в виду грядущих событий.

    31 октября (13 ноября н. ст.) 1917 года отряды большевиков вступили в Царское Село, оставленное казаками. Священники были арестованы. В тот же день отец Иоанн за бесстрашную проповедь подвергся избиению, а затем его, полуживого, красногвардейцы долго волокли по шпалам, к царскосельскому аэродрому. Там на глазах сына-гимназиста его расстреляли. Смерть батюшки не была мгновенной... Убийцы таскали его за волосы, предлагая друг другу «прикончить как собаку». Тело убитого пастыря было вечером доставлено в часовню Дворцового госпиталя, оттуда перенесено в Екатерининский Собор, где 4 ноября 1917 года было совершено отпевание. Погребли батюшку по просьбе прихожан в усыпальнице под Собором, который был затем взорван в 1939 году, Через три дня, не выдержав потрясений, скончался и его сын, 17-летний юноша.

    Отец Иоанн стал первым священномучеником, пострадавшим от коммунистов после революции. Святейший Патриарх Тихон, лично знавший отца Иоанна, писал его вдове: «Храним в сердце твёрдое упование, что украшенный венцем мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова».

    Канонизован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 году.

    Тропарь, глас 1:

    Любовию к Богу распаляемь жизнь свою
    мученически за Христа и ближних положил еси,
    сего ради венец правды от Него приял еси,
    моля всеблагаго Бога,
    священномучениче Иоанне,
    Церковь святую сохранити в мире
    и спасти души наша.

    Кондак, глас 8:

    Ревностно пастырское служение свое исполняй,
    ты яко жертву благоприятную
    душу свою Богу принесл еси,
    моли Христа Бога, отче Иоанне,
    мир миру даровати и душам нашим велию милость.

    «Целую этот Святой Крест, дар Вашей братской любви ко мне. Пусть он будет поддержкой в трудных минутах. Не буду говорить громких фраз о том, что я не расстанусь с ним до могилы. Эта фраза громка, но не разумна. Не в могиле ему место. Пусть он останется здесь на земле для моих детей и потомков, как фамильная святыня и как ясное доказательство того, что братство и дружество — самые святые явления на земле»...

    Речь при вручении золотого наперстного креста во время чествования 10-летия его священнического служения (1905 год).

    В 1995 году рядом с местом погребения о. Иоанна был установлен поклонный крест (обновлен в 2002 году).

    В результате археологических раскопок на месте Екатерининского собора в 2006 году были обнаружены фрагменты человеческих костей, о чём, как об обретении мощей священномученика Иоанна, было объявлено в день празднования памяти святого — 13 ноября 2008 года, — когда останки, до того хранившиеся в алтаре Софийского собора в Пушкине, были вынесены для поклонения.

    13 июля 1871 г. — родился в селе Бигильдино-Сурки Данковского уезда Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны.

    1891 г. — поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

    1907 г. — переведен в Россию. Приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы и с 15 августа 1907 г. стал исполнять обязанности законоучителя Нарвских мужской и женской гимназий.

    ноябрь 1916 г. — назначен приходским священником в Екатерининский собор Царского Села.

    «Вчера (31 октября), когда большевики вступили вкупе с красногвардейцами, в Царское, начинался обход квартир и аресты офицеров, а о. Иоанна (Александровича Кочурова) свели на окраину города, к Феодоровскому собору и там убили за то, что священники, организуя крестный ход, молились будто бы только о победе казаков, чего, конечно, на самом деле не было и быть не могло. Остальных священников вечером вчера отпустили. Одним мучеником за Веру Христову стало больше. Почивший хотя и пробыл в Царском недолго, но снискал себе всеобщие симпатии и на его беседы стекалась масса народу».

    о. Философ Орнатский

    «Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета рабочих и солдатских депутатов. Священник о. Иоанн запротестовал и пытался разъяснить дело. Он получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой — взмахнув руками священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной... Его таскали за волосы, и кто- то кому-то предлагал «прикончить как собаку». На утро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель думы вместе с одним из гласных, как сообщает «Дело народа», видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было»...

    Неизвестный корреспондент в письме к о. Философу Орнатскому

    "Я вернулся во дворец Совета в Царское в автомобиле полкового штаба. Здесь всё оставалось, как было: толпы рабочих, солдат и матросов прибывали и уходили, всё кругом было запружено грузовиками, броневиками и пушками, всё ещё звучали в воздухе крики и смех — торжество необычной победы. Сквозь толпу проталкивалось с полдюжины красногвардейцев, среди которых шёл священник. Это был отец Иоанн, говорили они, тот самый, который благословлял казаков, когда они входили в город. Позже мне пришлось услышать, что этот священник был расстрелян."

    Джон Рид. «Десять дней, которые потрясли весь мир»

    "Узнали от Анны Богдановны, что один священник царскосельский расстрелян, а два или три других арестованы. Это за служение молебнов во время боя и за устройство крестного хода по Царскому. Теперь я себе объясняю жуткий колокольный звон, до боли диссонировавший с еще более жуткой канонадой. Голоса Добра и Зла! Но что может быть хуже расстрела, служба церковная в Царском запрещена.

    Разве это не знамение времени? Разве не ясно, к чему мы идем и чем это кончится? Падением монархий, одна за другой, ограничением прав христиан, всемирной республикой и - несомненно! - всемирной же тиранией..."

    Чикаго-Стриторский приход: (Ист. описание) // Амер. Правосл. Вестн. Н.-Й., 1898. № 24. С. 681-682; Приветственная речь, сказанная при встрече Преосв. Тихона в Чикаго 8 дек. 1898 г. // Там же. 1899. № 5. С. 149; К пребыванию Его Преосвященства Тихона в Чикаго 25-30-го окт. 1900 г. // Там же. 1901. № 1. С. 4-8, № 2. С. 30-32; «Братие! Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог»: [Воззвание]. [М.,] 1901; Торжество закладки первого рус. храма в Чикаго // Амер. Правосл. Вестн. 1902. № 8. С. 170-173; Путешествие Его Высокопреосвященства Тихона, архиеп. Алеутского и Северо-Американского, по епархии: Прибытие в Чикаго // Там же. 1905. № 19. С. 374-376; Письмо в редакцию // Нарвский листок. 1910. № 141. С. 3; Как отразилась отечественная война на жизни Нарвской муж. гимназии в 1914/15 уч. г. Нарва, 1915; Письмо матери: Отрывок, нач. 1901 г. // Американский период жизни и деятельности св. Тихона / Сост.: А. В. Попов. СПб., 2008. С. 56-57.

    Лит.:

    1. Арх.: Архив СПб епархии. Ф. 2. Оп. 8. Д. 16; Эстонский ист. архив (Тарту, Эстония). EAA. 635. 1. 1322.
    2. На постройку храма в Чикаго // Петербургский листок. СПб., 1901. № 73. С. 3;
    3. Десятилетие служения на миссионерском поприще в священном сане о. Иоанна А. Кочурова, настоятеля рус. церкви в Чикаго // Амер. Правосл. Вестн. 1905. № 17. С. 340-346;
    4. Отъезд о. прот. Иоанна Кочурова // Там же. 1907. № 14. С. 219-227;
    5. Список лиц, состоящих на службе в Петрогр. учеб. округе на 1915 год. Пг., 1915. С. 109, 253;
    6. Чествование прот. И. А. Кочурова // Нарвский листок. 1916. № 167. С. 2;
    7. Расстрел священника // Петроградская газета. 1917. № 252. С. 4;
    8. Смирнов Н., прот. Всегда Господни! // Всерос. церк.-обществ. вестник. Пг., 1917. № 139. С. 3;
    9. Любомудров Н., свящ. Венок на могилу друга // Голос свободной церкви. [Рязань], 1917. № 63. С. 1;
    10. Митр. Вениамин (Казанский) в Царском Селе // Всерос. церк.-обществ. вестник. 1917. № 156. С. 3;
    11. Письмо Патриарха Тихона // Там же. № 165. С. 4;
    12. Феофил (Пашковский), еп. Два мученика // Наш путь. Chicago, 1930. Авг.;
    13. Польский. Ч. 1. С. 183;
    14. Рид Д. Десять дней, которые потрясли мир. М., 1958. С. 200, 307;
    15. А History of Holy Trinity Russian Orthodox Cathedrаl of Chicаgo, 1892-1992 / Ed. А. Bezkorovainy. Chicаgo, 1992;
    16. Прот. Иоанн Кочуров. Протопресв. Александр Хотовицкий: Житие новомучеников. СПб., 1995;
    17. Новосвященномученик Иоанн Кочуров, пресвитер Царскосельский,- первомученик русского духовенства // СПб. ЕВ. 1995. Вып. 13. Ч. 1. С. 33-41;
    18. То же: Послесловие / Публ. подгот.: Л. Ф. Черновская, И. В. Попов. // Там же. Вып. 14. Ч. 1. С. 37-42;
    19. Климина Т. Новомученик российский Иоанн Кочуров // Мир Православия: Газ. (Таллин), 2002. № 3(48), № 4(49);
    20. Семенова Г. В. Соборная площадь в Царском Селе. СПб., 2006. С. 49-54.