• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    На территории снесенного 14-го корпуса Кремля теперь будет сквер? А как же идея восстановления двух монастырей — Чудова и Вознесенского?


    Как известно, не так давно был снесен 14-й корпус Кремля. В свое время активно обсуждалась идея восстановления на этой территории двух монастырей — Чудова и Вознесенского. Какова ситуация на сегодняшний день? Есть ли шанс, что эта идея все-таки осуществится? Об этом мы поговорили с советником директора Федеральной службы охраны, д.и.н., профессором МГУ Сергеем ДЕВЯТОВЫМ .

    Чудов монастырь появился на территории посольства Золотой Орды

    — Сергей Викторович, можно ли надеяться, что решение о восстановлении монастырей все-таки будет реализовано? Или от этой идеи отказались окончательно?

    — Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать издалека, с истории этого уникального места.

    Наиболее почитаемый мужской монастырь в Московском Кремле — Чудов — был основан в 1365 году митрополитом Алексием . История появления этого монастыря такова.

    Алексий был достаточно серьезным политиком и дипломатом. Однажды он предпринял поездку в Золотую Орду и во время этой поездки излечил от слепоты ханшу Тайдуллу . В знак благодарности золотоордынский хан передал митрополиту землю в юго-восточной части Московского Кремля. Ранее эта территория принадлежала Колымажному двору, где находилось посольство Золотой Орды в Московском Кремле.

    Именно там митрополит закладывает церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Именно с этого храма началась история кремлевских святынь.

    Несколько позднее, в 1390-е годы княгиня Ефросинья , вдова Дмитрия Донского , основывает рядом со Спасской башней еще один монастырь, который получил название Вознесенского. Монастырь был построен на месте светлицы княгини, отсюда она провожала своего супруга на Куликовскую битву.

    Чудов монастырь, 1900-е годы

    Чудов и Вознесенский монастыри переживали самые разные времена, перестраивались вместе с Кремлем. Последние изменения относятся ко времени изгнания Наполеона из России. Тогда монастыри достаточно сильно пострадали.

    В тяжелом состоянии оказалась восточная часть монастырей, которая выходила к Спасской башне. Дело в том, что Спасская башня была заминирована, но, к счастью, ее не успели взорвать: в последний момент потушили горящие фитили.

    После Отечественной войны 1812 года восстановлением двух святынь занялась архитектурная комиссия под руководством Осипа Бове . Если монастыри в целом уцелели, то церковь Святого Георгия в составе одного из монастырских комплексов была сильно разрушена.

    На ее месте решили возвести Храм Святой Екатерины в неоготическом стиле. Между прочим, он неплохо вписался в существующую застройку, сочетаясь с готическими мотивами шатра Спасской башни.

    Вознесенский монастырь

    В таком виде оба монастыря просуществовали до декабря 1929 года, когда было принято решение об их сносе. Музейным работникам удалось вывезти часть иконостасов и уникальные надгробия великих русских княгинь. Дело в том, что именно в Вознесенском монастыре находились усыпальницы женской половины царской семьи. Они были перенесены в Архангельский собор.

    Мы потеряли сами монастыри, но их подземная часть сохранилась — то есть все, что находилось ниже уровня земли, не было снесено. Мы практически обладаем всей подземной частью. Поэтому если все-таки будет принято решение о реконструкции двух святынь, это обстоятельство значительно облегчит дело.

    — Почему с восстановлением монастырей пока все-таки решили повременить? В чем причина? Нет денег? Не тот момент? Не посоветовали специалисты?

    — Примерно год назад Президент России Владимир Путин дал поручение проработать вопрос о возможности восстановления двух монастырей. Но, согласитесь, вначале здесь нужно провести весь комплекс научных исследований. Дело даже не в обсуждении этого вопроса с общественностью. Нужно провести тщательнее археологическое изучение этой древней территории. И такое изучение пока только начинается.

    Снос 14-го корпуса Кремля

    Кроме того, Кремль является особо охраняемой территорией ЮНЕСКО, и любые действия здесь согласуются с этой уважаемой международной организацией. Я бы сказал так: сейчас говорить о восстановлении монастырей преждевременно с точки зрения тех процедур, которые нужно пройти.

    Самая ценная находка для археологов — древняя свалка

    — Всем понятно, что Московский Кремль — это ценнейший объект исследований для историков и археологов. Поэтому решение об археологических раскопках на территории Кремля было воспринято научным сообществом как уникальный дар, значимость которого чрезвычайно велика…

    — Безусловно, это так. Во всяком случае, первые же сделанные шурфы показывают, что подземная часть находится в удовлетворительной степени сохранности.

    Раскопки, которые сейчас проводятся, дали очень хорошие результаты. Удалось вскрыть часть некрополя Чудова монастыря, который (опять же чудом!) не был разрушен при строительстве 14-го корпуса. В этом месте вполне могут быть найдены еще более древние слои. Ведь на месте Чудова монастыря, напоминаю, находилось подворье Золотой Орды!

    Проведение работ на месте снесенного 14-го корпуса

    — Как известно, на государственном уровне принято решение о проведении в Кремле комплексных археологических исследований. Как долго они могут продлиться?

    — Археологические изыскания — дело не быстрое. На месте древней церкви Чуда Архангела Михаила сейчас идут активные исследовательские мероприятия. На ближайшие годы это огромная работа для российских археологов.

    Должен сказать, что здесь ожидаются серьезные археологические находки. Ведь культурный слой в этом месте насчитывает не один, не два и не пять метров. В свое время по территории Чудова монастыря проходил ров Ивана Калиты — тут пролегал овраг, превращенный в оборонительный ров. Впоследствии туда сбрасывали все ненужное. В результате, возможно, мы найдем «кладбище бытовых вещей», ценность которого для сегодняшних исследователей трудно даже определить.

    Новодел — это не всегда плохо

    — Как Вы считаете, Сергей Викторович, если ничего не сохранилось от исторического памятника, стоит ли возводить новодел? И в каком виде это может быть сделано?

    Сложный вопрос. Не рискну однозначно на него ответить. Приведу пример: самое начало Никольской улицы. В 1926 году там был отреставрирован храм, который построили после окончания польской интервенции. Однако уже в 1929 году он был снесен советской властью. В результате в этом месте оказалась непонятная зияющая пустота.

    В таком виде территория в самом центре Москвы просуществовала до начала 1990-х годов. Московские власти приняли решение восстановить храм. Причем пошли не по пути возрождения того храма, который был разрушен, а по пути восстановления храма, который строил еще князь Дмитрий Пожарский .

    Чудов монастырь. Рисунок XVIII века

    Слава Богу, обмеры старого здания сохранились. Восстановленный храм на 70% — новодельный, но зиявшая до него проплешина в архитектурном облике Никольской улицы очень портила вид этой части Красной площади. Фактически произошло возрождение древней градостроительной среды. Поэтому считаю, что здесь возрождение было логичным шагом.

    — Дворец Алексея Михайловича в Коломенском — тоже новодел, но очень, по-моему, качественный. Сразу создается представление о той эпохе, о людях…

    — Насчет Коломенского согласен. Действительно, удачная реконструкция. Достаточно удачный опыт и восстановление дворца в Царицыно. Там смогли сделать настоящую культурно-историческую площадку. А вот стилизованный дворец в Измайлово, на мой взгляд, очень странный. Это как раз пример современного китча.

    На форумах муссируются слухи, что будет снесен Кремлевский дворец съездов?

    — Ни о чем таком не слышал. Думаю, это из разряда слухов, не более. Что касается территории бывших монастырей, считаю огромным достижением то, что сейчас они вводятся в археологический оборот. Это очень важный момент в жизни Московского Кремля.

    Какие еще перемены ждут сердце нашей родины?

    — Очень важный момент, который сейчас обсуждается, — это оптимизация входных комплексов. И, как результат, создание более комфортной, с точки зрения туристов, зоны.

    Уже работает один из таких комплексов в районе Кутафьей башни. Эти комплексы несут двойную нагрузку, обеспечивая безопасный, комфортный проход в Кремль и одновременно создавая безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями.

    Еще один момент. Когда проходят массовые мероприятия в Кремлевском дворце, как правило, на входе скапливаются большие очереди. Теперь же люди смогут комфортно пройти на территорию Кремля.

    Входной комплекс будет сооружен и в районе Спасской башни, он обеспечит вход в Кремль со стороны Красной площади.

    Никакого урона Кремлю все это не нанесет. Ведь входные группы — это быстровозводимые сооружения, и их не нужно согласовывать с ЮНЕСКО.

    Беседу вела Елена МАЦЕЙКО

    Дата публикации или обновления 01.02.2017

    Чудов монастырь располагался в древности на территории Московского Кремля на Царской площади, которую также называли Ивановской. Монастырь был основан наставником Дмитрия Донского митрополитом Алексием в 1365 (1358) году в благодарность за чудесное исцеление жены (по другим данным – матери) хана Джанибека - Тайдулы в годы татаро-монгольского ига. Название обители произошло от старинной церкви, освященной во имя праздника Чуда святого архистратига Михаила в Хонех. Вероятно, на месте Чудова монастыря когда-то располагалось посольство Золотой Орды в Москве – Ханский двор. Существует предание о том, что Тайдула постепенно теряла зрение, и, когда она уже совсем перестала видеть, то попросила пригласить в Орду митрополита московского Алексия, которому Бог не отказывал в его молитвах.

    Перед тем как отправиться в дальнюю и опасную дорогу, святитель Алексий отслужил в кремлевском Успенском соборе молебен с водосвятием перед гробом святителя Петра. Во время этой службы будто бы чудесным образом загорелась сама собой свеча, что служило добрым предзнаменованием и сулило удачу в деле. Митрополит разделил свечу на части и раздал своим спутникам. За месяц до праздника Чуда св. Архистратига Михаила делегация отправилась в путь.


    В ожидании исцеления Тайдуле приснился сон, в котором к ней явился Алексий. Утром Тайдула велела своим мастерицам сшить такие одежды, какие ей привиделись во сне. Позднее, это облачение хранилось у раки святого Алексия в Чудовом монастыре. Спустя около месяца после выхода из Москвы , святитель прибыл в Орду. Митрополит Алексий зажег чудесную свечу, окропил святой водой Тайдулу и прочитал молитву. После этого больная прозрела. В знак благодарности за исцеление хан Джанибек уменьшил величину дани, а Тайдула подарила митрополиту Алексию территорию в Кремле, на которой располагался Ханский двор, куда свозили дань со всей России. Хотя, есть основания считать, что на самом деле там находились ханские конюшни. Возможно, это сам митрополит попросил в подарок кремлевскую территорию, на которой задумал основать монастырь.


    Как бы там ни было, участок перешел во владение города, а Ханский двор переехал в Замоскворечье. Предполагается, что исцеление совершилось как раз в праздник Чуда святого архангела Михаила в Хонех. Праздник этот очень древний, и символизирует он спасение Архистратигом Михаилом одного из первых православных храмов от язычников. Таким образом, этот день для Руси, которая была поневолена татарами, означал заступничество Христа, а также духовную силу народа.

    Первая деревянная церковь нового монастыря была построена в 1358 году. В мае 1365 года ее заменили каменной. Митрополит Алексий, основавший Чудов монастырь, позаботился о благоденствии и достатке обители, снабдив ее не только драгоценной утварью, но и отдав в монастырское владение села, рыбные заводи и прочее. В частности, у своего слуги, татарина Ильи Азакова, святитель выкупил село Черкизово, и отдал Чудову монастырю. Также обители принадлежали Хамовники, которые вплоть до 1626 года назывались Чудовкой – по называнию монастыря. В Чудовке располагались конюшни митрополита. Древний Чудов монастырь был одним из самых богатых в Москве.



    Чудова монастыря в Московском Кремле . 1886 год.


    С.М. Шухвостов. Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле . 1886 год.

    После смерти митрополита Алексия его похоронили согласно завещанию, не в церкви, как это было принято, а рядом, в Благовещенском приделе Чудовой церкви. В 1431 году во время литургии обвалился верх старой каменной церкви. По счастливой случайности никто не пострадал, но нужно было заново отстраивать храм. Во время строительных работ было обнаружено захоронение с нетленными мощами митрополита Алексия. Мощи поместили в Благовещенском соборе. Здесь же хранился жезл святителя и облачение, подаренное ему Тайдулой. В 1483 году по приказу великого князя Ивана III в Чудовом монастыре была построена новая церковь с Благовещенским и Алексиевским приделами. Сюда перенесли мощи святого Алексия, а в старой церкви Благовещенский придел упразднили. В 1441 году в Чудов монастырь заточили последнего московского митрополита с иностранным происхождением – Исидора. Митрополит Исидор известен тем, что подписал в 1439 году Флорентийскую унию с католичеством, которую стали считать основной причиной гибели Византийской империи в 1453 году. Пробыв некоторое время в заточении, опальный митрополит сбежал из обители и отправился в Рим, где скончался в 1462 году.

    В 1504 году, ознаменовавшемся масштабными строительными работами на территории Кремля, заново перестроили и главный храм Чудова монастыря. Точных сведений об авторах нового храма нет, но можно предположить, что его возводил Алевиз Новый.

    В 1535 году великая княгиня Елена Глинская, вторая жена Василия III и мать будущего царя Ивана Грозного, по завету покойного супруга установила в Чудовом монастыре две серебряные раки: золотую для мощей святого Петра и серебряную для мощей святого Алексия. Великий князь Василий III задумал это сделать еще при жизни, в благодарность за рождение первого и единственного своего ребенка, но не успел, поэтому его волю выполнила вдова.

    В 1547 году грандиозный пожар не оставил от монастыря практически ничего, но рака с мощами святителя уцелела. В начале 1548 года в Чудову обитель постригся духовник Ивана Грозного Федор Бармин. Видимо, он поступил так, чтобы искупить невольную вину за смерть князя Юрия Глинского. Федор Бармин пустил слух, что в недавнем пожаре виновна близкая родственница царя - Анна Глинская. Слух подхватили бояре, и недавно взошедший на престол Иван Грозный приказал начать расследование, но разъяренная толпа убила князя Глинского без суда прямо в Успенском соборе.

    Начиная с Ивана Грозного пошел обычай крестить в Чудовом монастыре у раки святителя Алексия новорожденных детей царского рода. Здесь были окрещены царевич Иоанн (1554г.), царевич Федор (1557 г.). Позднее, в Чудовском храме патриарх Филарет собственноручно крестил своего внука Алексей Михайловича Романова, а в 1672 годуцарь Алексей Михайлович здесь окрестит своего сына, будущего императора России Петра I. Традиции менялись, и все чаще царских детей крестили в Успенском соборе, но еще один выдающийся российский правитель также был крещен в Чудовой обители – это реформатор Александр II , вошедший в историю страны как Освободитель, отменивший крепостное право.

    В 1602 году отсюда сбежал в Литву дьякон Григорий Отрепьев, известный также как Лжедмитрий. Сын галицкого дворянина Богдана Отрепьева, после смерти отца он стал жить у бояр Романовых, родственников Ивана Грозного. Когда же Романовы попали в опалу, младший Отрепьев постригся в Чудов монастырь под именем Григория (возможно, Германа). За границей Отрепьев стал выдавать себя за царевича Дмитрия. Поляки поддержали эту легенду, преследуя свои политические интересы, и в Москву Лжедмитрий вернулся с немалым войском. Но народ не поверил в нового царя, и спустя десять месяцев вспыхнуло восстание, в ходе которого самозванец был убит. Тело Лжедмитрия бросили на Лобном месте, а в руку вложили медный грош – плату за его актерство. Патриарх Игнатий, венчавший на царство Отрепьева также был свергнут и заточен в Чудов монастырь. В Смутное время в 1610 году в этот московский монастырь насильно постригли князя Василия Шуйского , которого затем переправили в Польшу, где он и скончался.

    Чрезвычайно насыщенным для обители был 17 век, особенно, особенно его начало. Помимо всех перечисленных событий, в 1612 году здесь принял смерть святитель Гермоген. Находясь в заточении, он не переставал рассылать по всей стране призывы восстать на борьбу с врагами России. Митрополит Гермоген отказался благословить на царство польского королевича Владислава, за что был умервщлен мученической голодной смертью. Но смерть этого человека не прошла даром, именно она послужила толчком для освободительного движения против польско-литовского гнета. Позднее мощи святителя Гермогена перенесли в Успенский собор, а к лику святых его причислили лишь в 1913 году. В подклете церкви Чудова монастыря, где скончался Гермоген, освятили храм в его имя.

    В 1662 году в монастыре лишили патриаршества Никона – шестого Патриарха Московского и всея России, который также имел титул Великого Государя. Патриарх Никон был известен совей реформаторской деятельностью, а также тем, что в отсутствие царя во время военных походов, он фактически управлял страной. Но несоответствие взглядов по некоторым вопросам привело к размолвкам между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Гермогеном, вследствие чего он опал в опалу и был низложен.

    Очередной пожар, разразившийся в Москве в 1626 году снова уничтожил Чудов монастырь. В конце 17 века было принято решение перестроить заново Алексеевскую церковь, что и было сделано. Весной 1686 года новую церковь во имя святителя Алексия освятили. Алексеевская церковь по-прежнему оставалась двухпрестольной, но теперь была разделена на отдельные половины с разными входами: мужскую и женскую. Алексеевский придел предназначался для мужчин, а Благовещенский – для женщин.

    Приблизительно в эти же годы на территории Чудова монастыря в Московском Кремле была построена церковь апостола Андрея Первозванного, основанная в память о подавлении стрелецкого бунта 1682 года. В 1737 году храм переосвятили в Крестовоздвиженский и сделали больничным храмом при монастыре, но в 19 веке церковь вновь освятили как Андреевскую.

    Чудов монастырь внес неоценимый вклад в развитие русского просвещения, а также играл большую роль в жизни государства. Два его архимандрита, Иоаким и Адриан, избирались русскими патриархами, а после отмены патриаршества во время правления , чудовскому иеродиакону Тимофею было поручено надзирать за проведением церковных обрядов во всей Москве. После того как в 1737 году была восстановлена Московская епархия, в Чудовой обители возродилась Кафедра московских архиереев. Именно здесь жил Максим Грек, а патриарх Филарет основал патриаршую школу, положившую начало Славяно-Греко-Латинской Академии. В Чудовой обители работали Арсений Грек и выходец из Киево-Могилянской академии, Епифаний Славинецкий, который в 1658 году перевел для царя и патриархе новое издание «дохтурскую книгу» - медицинская литература в то время была редкостью, а сама медицина входила в обиход лишь высочайших особ. Известно, что за этот перевод Епифанию была выдана награда в 10 рублей.

    По традиции в Чудов монастырь отдавали на обучение и от влияния дурного светского общества боярских детей. Отроки находились в монастыре до 16 лет, а затем возвращались домой. По отзывам иностранного путешественника Кленка, бывавшего в этом монастыре, обитель была похожа больше на учебное заведение для аристократии, чем на монастырь. Здесь также жил и просветитель из Малороссии Карион Истомин. Истомин в 1692 году издал букварь, который затем подарил царице Наталье Кирилловне, чтобы по этой книге она обучала своего внука, царевича Алексея (старший сын Петра I). А для маленького Петра еще раньше Истомин написал целую энциклопедию в стихах.

    В стенах Чудова монастыря были похоронены и Карион Истомин, и Епифаний Славинецкий, и юродивый Тимофей Архипов, ранее бывший иконописцем. В его стенах покоились Трубецкие, Стрешневы, Куракины, Хованские – представители самых знатных московских родов. Самое последнее погребение состоялось на территории Чудова монастыря в 1905 году, когда от руки эсера Каляева был убит генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. Тогда под руководством архитектора Клейна была сооружена усыпальница в новом приделе, освященном во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1985 году, во время проведения на территории Кремля строительных работ, останки были обнаружены, но их закопали обратно. Лишь в 1995 году прах князя перенесли в Новоспасский монастырь.

    Во второй половине XVIII века у монастыря появилось красивое крыльцо с башенками в готическом стиле – автором его был Матвей Казаков. Еще обитель славилась на всю Москву своими просфорами и медом. Из ценностей, хранившихся в обители, особо известными были Евангелие, которое перевел с греческого сам митрополит Алексий и его завещание, а также посох императора Павла и украшенная бриллиантами "Потемкинская" митра, которую митрополиту Платону подарил князь Потемкин.

    Долгие годы Чудов монастырь являлся непосредственным участником важных государственных событий. Так и в июле 1767 года, когда в кремлевской Грановитой Палате в первый раз Екатериной II была созвана Уложенная Комиссия, молебен по этому случаю служили в Чудовом монастыре. День собрания Уложенной Комиссии вошел в историю России тем, что тогда впервые появилось понятие «депутатской неприкосновенности». Члены Комиссии навсегда были освобождены от смертной казни или конфискации имущества, а тот, кто наносил вред члену комиссии, нем наказание в двойном размере. Правда, в Москве Комиссия просуществовала всего полгода, и особой эффективностью не отличалась. Затем ее перевели в Петербург , а через год распустили в связи с началом русско-турецкой войны.

    Во время войны 1812 года в алтарной части главной монастырской церкви была устроена спальня маршала Даву. Архивные документы наполеоновские солдаты уничтожили, а последнее слово в разрушении Чудова монастыря сказал пожар. Восстановили обитель лишь в 1814 году. Большой вклад в его воссоздание и украшение внес архитектор М.Д. Быковский. Благодаря ему, в соборной монастырской церкви появился большой бронзовый иконостас с Царскими Вратами , изготовленными из серебра. В 1826 году в стенах этого московского монастыря отмечал победу над Персией царь Николай I. Тогда на вечное хранение в обители остались военные трофеи – ключи от крепостей и знамена. Здесь же император отмечал и подавление восстания декабристов. В ознаменование этого события прошла служба с молебном "за избавление от крамол, угрожавших бедствиями всему государству российскому".

    В годы правления императора-реформатора Александра II в Чудовом монастыре работал комитет, отвечавший за сбор и сохранность пожертвований на строительство храма святого Александра Невского – в память об отмене крепостного права. Но этому храму не суждено было появиться. Заложили его лишь к 50-летию освободительного события, в 1904 году на Миусской площади. В 1913 году наконец-то началось строительство, но его прервала Первая мировая война. После революции 1917 года, полностью построенное здание разобрали до основания, а на его месте выстроили Дом пионеров.

    В ходе революционных боев в 1917 году монастырь был значительно поврежден при обстреле снарядами. Когда из Петрограда в Московский Кремль переехало правительство молодой республики, какое-то время в обители еще жили иноки, но такое соседство не устраивало революционную власть. В 1919 году Чудов монастырь закрыли. Вначале в его помещениях разместился кооператив Коммунист и изба-читальня, а затем его передали кремлевскому Лечсанупру, отвечавшему за здоровье высокопоставленных лиц из советского правительства. В 1929 году Чудов монастырь, Малый Николаевский дворец и Вознесенский монастырь разрушили, а на этом месте было решено построить здание Школы красных командиров, проект которого разработал архитектор И. Рерберг. Позднее здесь разместился Президиума Верховного Совета. Мощи святителя Алексия вначале перенесли в Архангельский собор в Кремле , а в 1947 году по просьбе патриарха Алексия I их перенесли в Елоховский собор , где они находятся и сейчас. Ценные иконы из Чудова монастыря передали в Третьяковскую галерею и Оружейную палату Кремля.

    04.08.2014

    Множество святынь утрачено по лицу нашей страны в пору атеистического безвременья, и одними из первых были уничтожены две монашеских обители, мужская и женская, в самом центре первопрестольного града - в Московском Кремле. Относящиеся к числу древнейших в Москве Чудов и Вознесенский монастыри были взорваны в 1929–1930 годах.

    Чудов монастырь

    Постройки этой древней обители запечатлены на знаменитой картине Сурикова «Боярыня Морозова». Откуда такое название монастыря? Освящен он был в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех, а основан святителем Алексием Московским в память другого чуда – совершившегося в 1365 году исцеления от слепоты матери хана Золотой Орды Джанибека. Прозревшая по молитве святителя Тайдула подарила ему двор ханских наместников в Московском Кремле – именно там митрополит Алексий и основал монастырь.

    Первой монастырской постройкой стала заложенная в сентябре 1365 года каменная церковь в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех. В этом храме святитель Алексий по кончине был погребён, впоследствии мощи его были перенесены в специально построенный храм во имя святителя Алексия Московского, где они и пребывали до разрушения обители. Рядом с гробницей святителя хранилось его облачение, по преданию, подаренное ханшей Тайдулой.

    В Алексиевском храме по традиции крестили царских детей – именно здесь Таинство крещения было совершено над детьми первого русского царя Иоанна IV Васильевича (Грозного), здесь же крестили наследника первого самодержца российского из династии Романовых Михаила Феодоровича, а в 1672 году – будущего императора Петра I. Традиция была отчасти продолжена и после перенесения столицы в Петербург – в 1818 году в храме Алексия Московского был крещен будущий император Александр II.

    В 1905 году в подклете Алексиевской церкви был похоронен великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Каляевым – сейчас его останки, обнаруженные во время земляных работ в 1985 году, покоятся в фамильной усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Упокоение в Чудовом монастыре нашли также митрополиты Московские Феодосий, Афанасий, святитель Владимирский Симон и многие другие, в том числе последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон, представители славных боярских родов.

    В начале XVII века Чудов монастырь называли «Великой Лаврой». При Патриархе Филарете, родителе царя Михаила Феодоровича, в обители была открыта Патриаршая школа – первое в Москве греко-латинское училище. Здесь же трудился филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы в середине XVII в иеромонах Епифаний Славинецкий.

    В 1666 году в Чудовом монастыре состоялся Собор, на котором был низложен Московский патриарх Никон.

    В 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны Чудов монастырь именоваться кафедральным, так как в нем была учреждена кафедра Московского архиерея.

    После захвата Москвы французами в 1812 году Чудов монастырь на некоторое время стал местом размещения штаба наполеоновских войск. «Просвещенные» французы осквернили храмы обители, а мощи ее основателя святителя Алексия Московского выбросили (впоследствии святыня была вновь обретена и возвращена на прежнее место), а в алтаре собора маршал Даву устроил себе спальню. Многие постройки монастыря тогда пострадали от пожара, однако восстановить обитель удалось уже к 1814 году.

    Вознесенский монастырь

    Женский монастырь в честь Вознесения Господня почти вплотную примыкал к кремлевской стене рядом со Спасской башней. Основательницей обители была вдова благоверного князя Димитрия Донского – великая княгиня Евдокия, в монашестве Евфросиния, прославленная Церковью в лике преподобных. Она отдала для размещения насельниц свои великокняжеские палаты.

    Приняв постриг в монастыре, она повелела в 1407 году заложить новый каменный храм на месте деревянного. Всего через несколько недель после этого преподобная скончалась и была погребена в строящемся соборе. Супруга сына великой княгини Евдокии, Софья Витовтовна, продолжила начатое, но однажды случился пожар, от которого сильно пострадала незавершенная постройка, после чего строительство было возобновлено лишь спустя полвека великой княгиней Марией Ярославной, женой Василия II Темного.

    Уже построенный Вознесенский собор через несколько лет снова пострадал от огня и был разобран «ветхости ради». В 1519 на фундаментах первого храма по указу великого князя Василия III было начато строительство нового собора в честь Вознесения Господня. А в 1588 при царе Фёдоре Иоанновиче храм строится вновь – теперь по образцу кремлевского Архангельского собора.

    В соборе находилась почитаемая икона Божией Матери «Одигитрия», которая, по преданию, была спасена великой княгиней Евдокией во время нашествия Тохтамыша на Москву в 1382 году. Ровно через сто лет эта икона сгорела, и знаменитый
    иконописец Дионисий написал на обгоревшей доске новый образ Богоматери. Сейчас икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.

    Монастырь использовался как место жительства для царских невест до свадьбы, а также был местом упокоения женщин великокняжеского и царского рода.

    В архитектурный ансамбль монастыря входили еще два храма. Один из них, Михайловский, был построен в 1634 году царем Михаилом Феодоровичем во имя его Небесного покровителя святого Михаила Малеина. Здесь царь всегда молился в день тезоименитства.

    Самая поздняя по времени церковь – во имя великомученицы Екатерины – была построена в начале XIX века по инициативе митрополита Московского Платона (Левшина). Автором проекта величественного храма в неоготическом стиле стал знаменитый архитектор Карло Росси.

    Утрата

    Обе обители сильно пострадали от когда в ноябре 1917 года большевики начали захват Кремля с артиллерийского обстрела его башен, стен и других строений, тем не менее, монашеская жизнь в обителях продолжалась еще некоторое время. Однако после переезда в 1918 году в Москву советские правители, разместившиеся в Кремле, посчитали соседство с монашествующими неудобным для себя и упразднили обители.

    В зданиях Чудова монастыря открылся кооператив «Коммунист», а в подклете церкви

    во имя святителя Алексия – читальня. Впоследствии монастырь заняло Лечебно-санитарное управление.

    После упразднения Вознесенского монастыря в Екатерининской церкви предполагалось разместить гимнастический зал, но идея не была реализована.

    В апреле 1929 года по инициативе коменданта Кремля Р. Петерсона правительственная комиссия постановила снести здания Чудова и Вознесенского монастырей. Предлог – нужно место для строительства Военной школы имени ВЦИК.

    Чудов монастырь был разрушен в 1930 году. Соборный храм был взорван несколько ранее - в ночь на 17 декабря 1929 года. В этом году взорвали и Вознесенскую обитель, в том числе Екатерининскую церковь – последнее на тот момент сохранившееся архитектурное творение Карла Росси.

    «Пусто место» заняло построенное в 1932—1934 годах архитектором И. Рербергом здание Военной школы имени ВЦИК. Вскоре школа была выведена из Кремля, ее помещения занял Президиум Верховного Совета СССР. Здание переживало несколько реконструкций. После очередной перестройки помещений, завершившейся в 1952 году, в здании открыли Кремлевский театр, впрочем, он тоже действовал недолго.

    Возвращение?

    Наверное, не все это замечают, но наше время – время великих чудес, в том числе и потому, что возвращаются к нам безвозвратно, казалось бы, утерянные святыни. Не таким ли чудом было новое обретение мощей преподобного Серафима Саровского? Возвращение в Россию Тихвинской иконы Богородицы? Или, например, воссоздание взорванного Храма Христа Спасителя, на месте которого на протяжении десятилетий был бассейн?

    Даст Бог, вернутся и древние кремлевские обители. Несколько дней назад молнией разлетелась новость: Владимир Путин предложил восстановить в Кремле разрушенные Чудов и Вознесенский монастыри. Для этого предполагается снести построенный вместо них «новодел».

    Встретившись с мэром Москвы Сергеем Собяниным, заместителем директора Музеев Московского Кремля Андреем Баталовым, ректором Московского архитектурного института Дмитрием Швидковским и комендантом Московского Кремля Сергеем Хлебниковым, глава государства предложил обсудить идею восстановления монастырей.

    А Баталов напомнил, что в 1929 году монастырские постройки были снесены, несмотря на сопротивление общественности, в том числе архитекторов и художников. «Собственно говоря, … [это было] связано с тем, что необходимо было разместить школу военных курсантов имени ВЦИК, которые несли службу по охране Кремля и всех кремлёвских объектов. В ранней переписке – вполне откровенные тексты, почему это было нужно».

    Ректор Московского архитектурного института отметил, что стоящее сейчас на историческом месте здание особой архитектурной ценности действительно не представляет.

    Вопрос восстановления монастырских комплексов будет прорабатываться со специалистами, обсуждаться с общественностью; предстоят еще археологические изыскания на этом месте. Пока же суть да дело, по предложению московского мэра тут предполагается разбить парк; кроме того, для горожан и туристов будут открыты ворота Спасской башни.

    Несколько «но»

    И все-таки вопрос воссоздания двух древних кремлевских обителей нельзя назвать окончательно решенным. Так, например, на изменение архитектурного ансамбля требуется согласие ЮНЕСКО.

    Да и непонятно, будет ли восстановлена на этом месте монашеская жизнь, будут ли в воссозданных храмах регулярно совершаться богослужения, ведь, по словам Президента, предполагается «восстановить исторический облик этого места с двумя монастырями и церковью, но придав им, конечно, в сегодняшних условиях характер исключительно культурных ценностей». По крайней мере, «на первом этапе». Впрочем, как отметил глава государства, по вопросам воссоздания Чудова и Вознесенского монастырей еще предстоит широкая дискуссия.

    Наталия БУБЕНЦОВА

    Единственный в Москве монастырь, освященный во имя праздника Чуда св. Архистратига Михаила в Хонех, и самый известный из церковных памятников, разрушенных большевиками, до революции находился в Кремле на Ивановской площади - теперь на его месте мостовая перед Успенской звонницей и правительственное здание рядом с Сенатом. А в старину этот грандиозный московский монастырь даже назывался «Великой Лаврой».

    Он был основан в 1358 году Святителем Алексием, Митрополитом Московским, в ознаменование благодарности за помощь и чудесное исцеление жены татарского хана Джанибека Тайдулы, - в тяжелую годину татаро-монгольского ига на Руси. Некоторые исследователи, однако, считают, что Тайдула была не женой, а матерью хана Джанибека, и «любимейшей женою» знаменитого хана Узбека, устроителя Золотой Орды. (Такого мнения придерживался и великий московский историк Иван Забелин.) Тайдула уже давно страдала глазами, и когда совсем потеряла зрение, велела пригласить московского митрополита - о нем прослышали в Орде как о русском священнике, которому Бог не отказывает в молитвах.

    Дорога в Орду была всегда для русских опасной - никто не знал, как и с чем вернется оттуда, и вернется ли вообще. Перед отъездом святитель Алексий отслужил молебен с водосвятием в кремлевском Успенском соборе перед гробом святителя Петра, митрополита Московского, при жизни почтившего Москву как духовную столицу России - и во время богослужения чудесно сама возгорелась свеча. Это сочли за доброе предзнаменование - святитель раздробил свечу на части, роздал людям и взял с собой в Орду вместе со святой водой. Он отправился в путь 18 августа 1358 года - за месяц до праздника Чуда св. Михаила Архангела.

    По преданию, ожидая святителя, Тайдула увидела сон - как он приближался к ней в торжественном облачении и с ним священники в таких же одеждах… Пробудившись, она повелела изготовить такие же облачения, как она видела во сне, - и потом это облачение, подаренное Тайдулой святителю, хранилось у раки святого в Чудовой обители.

    Путь в Орду по подсчетам ученых тогда занимал около месяца, так что святитель прибыл туда в середине сентября. Он зажег чудесную свечу с молитвой, окропил больную святой водой - и Тайдула прозрела. Радости обеих враждовавших сторон не было предела - хан Джанибек снизил для русских размер дани, а Тайдула подарила святителю кремлевскую территорию, принадлежавшую хану, где находился Посольский двор Орды - именно там захватчики собирали с России дань. По другой версии там был конюшенный двор хана. Так или иначе, только эту землю отдали Москве, а ханский двор перевели в Замоскворечье на Болвановку. Забелин же полагал, что святитель, воспользовавшись удобным случаем, сам попросил у хана эту территорию и определил ее для строительства мужского монастыря с соборным храмом во имя Чуда святого Архистратига Михаила.

    Уже само по себе освящение благодарственного храма во имя этого праздника глубоко символично. Однако, больше того, историки считают, что исцеление Тайдулы совершилось (или могло совершиться) в самый сентябрьский день этого праздника - ведь примерно к тому времени святитель и прибыл в Орду. И оттого, что Провидением, незримым Промыслом Божиим чудесное исцеление произошло в день именно этого праздника , ему и был посвящен новоустроенный московский монастырь. Если историки, утверждавшие, что исцеление Тайдулы произошло в день праздника, правы, то это было невообразимым, немыслимым Чудом Божиим, дарованном России. Если же нет - то и само посвящение благодарственного храма монастыря именно этому празднику свидетельствует о том, насколько велика была радость Москвы об этом чудесном исцелении и помощи, воистину дарованной Руси, - и насколько глубока была ее духовная православная мудрость.

    В древности, в малоазийской Фригии близ города Иераполя существовал целебный источник. Дочь одного язычника, жителя города Лаодикии страдала немотой, - и однажды во сне ее отцу явился св. Архангел Михаил и открыл, что чадо его исцелится, если выпьет воды из того источника. Отец поверил в это видение, отвез дочь к источнику, и испив из него, девушка чудесно обрела дар речи. Обрадованная семья вместе с исцеленной приняла христианское крещение, а отец возвел в том месте рядом с источником храм во имя св. Архангела Михаила. Вслед за этим семейством к благотворному источнику потянулись местные жители. Многие из них были язычниками - и там они с сердечной радостью принимали веру Христову. А в новооснованном храме св. Архангела Михаила служил благочестивый священник Архипп, который горячо проповедовал о Христе и никогда не уходил из своей церкви.

    Это христианское торжество озлобляло язычников. Они решили уничтожить храм и его служителя очень коварным способом - соединили в одно русло через выкопанный канал две горные реки. Мощный поток направился прямо на храм. Священник стал истово молиться Богу о спасении и было Чудо: у храма явился сам Архангел Михаил и ударом жезла пробил в горе широкое отверстие, расселину, в которую устремился поток воды, минуя храм. Христиане долго молились в великой благодарности Богу и их Святому Покровителю. А местность эта с тех пор получила наименование «Хоны», что означало «отверстие», «расселина», или по-другому толкованию - «погружение».

    Смысл этого Чуда трактовали как защиту православного христианского храма от язычников. Для православной Руси, томившейся под игом иноверцев, праздник символизировал и спасительную помощь за Христову веру, и ее духовную победу. Так в Москве появился великий Чудов монастырь.

    В 1358 году была основана деревянная соборная церковь, а в мае 1365 - первая каменная, построенная взамен деревянной. Основатель монастыря позаботился и о его достатке, обогатив кремлевскую обитель «драгоценной утварью, селами, рыбными ловлями». Одним из этих таких монастырских сел было знаменитое Черкизово, которое Святитель выкупил у своего слуги татарина Ильи Азакова и передал во владение Чудова монастыря, где оно и оставалось вплоть до секуляризации 1764 года.

    Владением Чудова были и Хамовники со знаменитой Никольской церковью, выстроенной в XVII веке как слободская для царских ткачей, делавших белое хамовное полотно. Прежде же, до 1626 года, местность Хамовников именовалась по кремлевскому монастырю Чудовкой - и здесь, на окраине, стояли митрополичьи конюшни. Чудов был богатейшим московским монастырем, в который жаловали вклады и великокняжеская, и царская семья, и бояре на поминовение.

    В 1378 году святитель Алексий скончался. Предчувствуя приближение кончины, он начал читать отходную молитву и умер, не окончив ее. Святитель смиренно завещал похоронить себя не в церкви, как было положено, а близ нее, и его похоронили в Благовещенском приделе Чудова храма. Забелин считал, что так великий князь Дмитрий Донской не исполнил воли святого, однако святителя похоронили все же в приделе храма. Его святые мощи были обретены в 1431 году, когда во время литургии обрушился верх обветшавшей каменной церкви - и хотя люди милостию Божией не пострадали, надо было строить храм заново. Во время работ и обнаружили гробницу с нетленными мощами Святителя. Их поместили тогда в Благовещенском приделе соборного храма. У раки стоял жезл святителя, и подле мощей хранилось то самое облачение, подаренное Тайдулой.

    А в 1483 году великий князь Иван III велел построить в монастыре новую церковь с двумя престолами - Благовещенским и св. Алексия, - куда с благоговением перенесли его святые мощи. В соборном же храме Благовещенский придел был тогда упразднен.

    Те времена ознаменовали выдающимися событиями историю Чудова монастыря. В 1441 году в него заточили московского митрополита Исидора, грека по происхождению, подписавшего печально знаменитую Флорентийскую унию с католичеством 1439 года. Как известно, именно в заключении этой унии православные мыслители видели глубинную причину падения Византийской империи, последовавшего в 1453 году. А Исидор, поставивший свою подпись от лица Русской Православной Церкви, вернулся в Москву, неся впереди латинский крест, а на богослужении в Успенском соборе помянул на ектенье папу Римского Евгения. Разгневанный великий князь московский, Василий II назвал его «латинским прелестником» и заточил предателя в Чудов монастырь. Вскоре Исидор сбежал оттуда в Рим, где и умер в 1462 году, а князь даже не стал «за сим лжепастырем» снаряжать погоню. Это был последний иноземец в чине митрополита Москвы - после него сразу же был назначен русский митрополит, святитель Иона.

    А в 1504 году во время великого строительства в Кремле был заново перестроен и соборный храм Чудова монастыря. Возможно, что и над ним трудились те же самые итальянские мастера, возводившие Кремль - архитектурные приемы давали основание предполагать его зодчим самого Алевиза Нового, автора Архангельского собора. В престольный праздник 1504 года новоустроенный соборный храм был торжественно освящен и впоследствии еще не раз обновлялся.

    Великая княгиня Елена Глинская устроила для мощей святителя серебряную раку и вместе со своим пятилетним сыном Иоанном, митрополитом и архиереями слезно молилась ему в февральский праздник памяти св. Алексия. Дело в том, что ее покойный супруг, великий князь Василий III истово молился у гробниц святителя Алексия в Чудовом монастыре и святителя Петра в Успенском соборе о даровании ему долгожданного наследника - ведь за двадцатилетнее супружество с первой женой, Соломонией Сабуровой у него не было потомства. И когда от второго брака с Еленой Глинской у московского государя родился первенец, будущий Иван Грозный, то великий князь «радостную душою обеты сердца исполнял». Он соорудил две раки - для мощей святителя Петра золотую, а св. Алексию - серебряную, но готовы они были только спустя два года после его смерти, в 1535 году.

    В пожар 1547 года Чудов монастырь сгорел весь, кроме раки с мощами святителя. Спустя полгода, в январе 1548 г. в монастырь постригся священник кремлевского Благовещенского собора и духовник царя Иоанна Грозного, Федор Бармин, чувствуя свою вину за мятеж против Глинских. Именно он после пожара 1547 года, случившегося вскоре после венчания первого русского царя на престол, пустил в народ молву о том, что бедствие пришло из-за родственницы государя Анны Глинской - якобы она «волхвовала» и навела на Москву пожар. Бояре поддержали этот слух, и царь указал начать расследование, но свирепая толпа прямо в Успенском соборе убила князя Юрия Глинского. Политическое было дело.

    Со времени Ивана Грозного повелась традиция крестить новорожденных царских детей в Чудове монастыре, у раки Святителя. Здесь крестили царевича Иоанна в 1554 году, а в 1557 году - царевича Федора, в присутствии самого царя. В Чудове же крестили царя Алексея Михайловича, причем Таинство совершил сам патриарх Филарет, крестивший собственного внука. Потом и он в свою очередь в 1672 году крестил в Чудове своего сына Петра I, хотя к тому времени «Тишайший» царь уже немного изменил традицию и старших детей от брака с Милославской крестил в Успенском соборе. Но Петр был крещен в Чудове - интересно, что спустя полтора столетия века, в 1818 году в Чудовом монастыре крестили другого великого реформатора, Александра II Освободителя, отменившего крепостное право. При совершении Таинства крещения его бабушка, императрица Мария Федоровна приложила младенца к руке святителя, испрашивая благословения. Царевич и родился рядом с Чудовой обителью, в кремлевском Николаевском дворце, снесенном большевиками. Дворец же этот был построен на месте бывшего дома митрополита (или перестроен из него). Оттого старинный историк с благоговением указывал, что наследник и родился в самом Чудовом монастыре, подчеркивая это как благочестивый и знаменательный факт. Поразительно, что историк писал эти строки в 1820 году и не ведал о той славной роли, которую исполнил потом этот наследник в русской истории.

    Благодаря своему статусу и местоположению Чудов монастырь был тесно связан с русскими царями - и не только тем, что они принимали в нем православное крещение и присутствовали на праздничных богослужениях. В Смутном 1610 году в Чудовом был насильно пострижен в монахи Василий Шуйский, а потом переведен в Иосифо-Волоколамский монастырь. Через два года его забрал оттуда гетман Жолкевский - снял с него иноческое одеяние и облачил «во изрядные ризы», чтобы представить польскому королю «не пленного инока, а пленного Русского царя». В Польше он и умер. Жену же его, царицу Марью, тоже постригли в монахини и отправили в московский Ивановский монастырь.

    А еще раньше, в 1602 году, из Чудова бежал в Литву дьякон Григорий Отрепьев. С именем первого русского самозванца и его печальной для России историей связана одна из самых известных страниц в летописи Чудова монастыря. Отрепьев и сейчас вызывает споры ученых. Считается, что он был сыном галицкого дворянина Богдана Отрепьева, которого, видимо, убили в пьяной драке в московской Немецкой слободе - как известно, в то время она уже существовала. Будущий самозванец носил имя Юрий и после смерти отца попал к боярам Романовым, родственникам Грозного, а когда на них началась опала, постригся в монахи под именем Григорий (историк Малиновский в своих трудах называет его монахом Германом) и по протекции попал в привилегированный Чудов монастырь. Оттуда он бежал за границу, где выдал себя за царевича Дмитрия, и вернулся в Москву с огромным польским войском, поддержавшим его в своих политических интересах. Народ не принял Лжедмитрия - всего лишь через десять месяцев против него вспыхнуло восстание, ибо москвичи уже усомнились в истинности сего царя. Ведь когда мертвое тело Самозванца бросили на Лобное место, в руку ему была вложена медная деньга - как бы в награду за его игру. Тогда же свергли и патриарха Игнатия, который венчал Лжедмитрия на престол, и заключили его в Чудове монастыре.

    И с русскими церковными иерархами была связана история этой кремлевской обители. В 1612 году в нем совершил свой подвиг и погиб святитель Гермоген, патриарх Московский, рассылавший из заточения по всей России грамоты с призывом бороться за Отечество с врагами его и ставший идейным вдохновителем русского ополчения: «Не запрещу Ляпунову ополчаться за Москву. Благословляю воинов на смерть за веру и на защиту Отечества», - говорил он польским интервентам, принуждавшим его благословить на русское царство польского королевича Владислава, которого привела на Русь предательская Семибоярщина.

    Святитель еще на свободе требовал крещения Марины Мнишек, выступал против замысла венчать на русский престол ее сына, поддерживал Михаила Романова, но за отказ благословить Владислава на русский престол был посажен под арест поляками и умерщвлен голодной смертью. Ведь именно этот отказ Гермогена и его благословение подняли москвичей на бой за Отечество. Мощи его перенесли в Успенский собор при царе Алексее Михайловиче, а канонизирован он был только в 1913 году. Тогда в Успенском соборе соорудили величественную гробницу, а в подклете соборного храма Чудова монастыря, где умер святитель, освятили храм во его имя.

    Здесь же, в Чудове монастыре, лишили патриаршества Никона - Вселенские Патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский сняли с него патриарший сан, клобук и панагию. «Возьмите жемчуг себе», - язвительно молвил им Никон.

    Впоследствии два архимандрита Чудова, Иоаким и Адриан, были избраны русскими патриархами, причем Адриан стал последним патриархом петровской России. А после отмены патриаршества Петр I повелел чудовскому иеродиакону Тимофею «надзирать» за церковными обрядами в Москве. После же возобновления Московской епархии в 1737 году, в Чудове монастыре была восстановлена Кафедра московских архиереев.

    В 1626 году Чудов монастырь сгорел. Царь Михаил Федорович велел вылить большой колокол на поминовение отца и повесить его на монастырской колокольне. И в 680 году началась перестройка Алексеевской церкви по чертежам царя Федора Алексеевича. Освящение ее состоялось в мае (по старому стилю) 1686 года на праздник обретения мощей святителя. Накануне торжества юные цари Петр и Иван (Петр некоторое время правил вместе с братом по желанию бунтовавших московских стрельцов) вместе с первыми сановниками Государства Российского подняли на руки гроб святителя Алексия и поместили в новоустроенном храме под звон Ивана Великого.

    Этот новый, но по-прежнему двухпрестольный храм отличался тем, что был разделен на мужскую и женскую самостоятельные «половины» с отдельным для каждого пола входом: Алексеевский храм был для мужчин и Благовещенский - для женщин. В Алексеевской церкви хранилась замечательная икона св. Алексия, написанная на доске его гроба, и потом пораненная ножом сумасшедшего еретика-кальвиниста.

    И в то же самое время в монастыре появилась новая церковь во имя св. Апостола Андрея Первозванного. Ее основали во хвалу святого Апостола и в память «умиротворения» страшного стрелецкого бунта, случившегося в Москве в 1682 году. Неспокойно тогда было в столице, и однажды патриарх Иоаким вынес из Успенского собора святыню - десницу св. Андрея, поместил на аналое, прямо на площади отслужил молебен и призвал стрельцов «оставить смуту», обещая им прощение за бунт. Тогда к радости царя и патриарха и к радости самих стрельцов дело кончилось миром и всеобщей благодарностью к святому Апостолу - и в память о том чудесном примирении в кремлевской обители основали Андреевскую церковь, как ни странно, редкую для Москвы. В 1737 году ее переосвятили в Крестовоздвиженскую и обратили в больничный монастырский храм, а в XIX веке опять возобновили как Андреевскую.

    Чудов монастырь за свои века был подлинной обителью русского просвещения. Жил в его стенах сам Максим Грек, и правили здесь богослужебные книги во время никоновской реформы. Именно в Чудове патриарх Филарет устроил «патриаршую школу» - греко-латинское училище, ставшее предтечей Славяно-Греко-Латинской Академии. В нем преподавали Арсений Грек и Епифаний Славинецкий, выходец из знаменитой Киево-Могилянской Академии, трудившийся в Чудове и над исправлением богослужебных книг. А в 1658 году он перевел для государя и патриарха «дохтурскую книгу» - новое и еще редкое в Москве медицинское пособие, так как медицина только входила в московский высочайший обиход - и получил за то жалование в размере 10 рублей.

    В Чудов монастырь по традиции отправляли детей знатных бояр «от дурного общества» - учиться и воспитываться, а по достижении 16 лет они возвращались в обычную жизнь. Иностранец Кленк, видевший Чудову обитель в конце XVII столетия, по этому поводу писал, что ее скорее можно назвать дворянским учебным заведением, чем монастырем. Жил здесь и русский просветитель Карион Истомин, тоже приехавший из Малороссии, и поначалу подвизавшийся в Заиконоспасском монастыре в Китай-Городе. В 1692 году он издал свой знаменитый букварь, который подарил царице Наталье Кирилловне для воспитания внука, царевича Алексея - старшего сына Петра I. А прежде для воспитания маленького Петра он написан целую энциклопедию в стихах. Историки иногда называют Истомина предшественником самого Тредьяковского - он воспевал стихами еще царевну Софью, а потом и брак Петра I с Евдокией Лопухиной.

    И Карион Истомин, и Епифаний Славинецкий были похоронены в стенах Чудовой обители. Здесь же был погребен юродивый Тимофей Архипов, до принятия подвига служившего иконописцем. До самой смерти он жил в Кремле у царицы Прасковьи Федоровны. Когда к ней приходила царевна Анна Иоанновна, дочь царя Ивана Алексеевича и племянница Петра I, он всегда встречал ее восклицанием: «Дон, дон, дон, царь Иван Васильевич!» что сочли потом предзнаменованием жесточайшего правления Анны Иоанновны, уподобленное царствованию ее предка, Ивана Грозного. А в роду Нарышкиных долго хранилась реликвия - борода юродивого. Когда она исчезла, эта старшая ветвь Нарышкиных пресеклась - потомства у них больше не было.

    В стенах Чудовой обители были похоронены знатные московские вельможи - Трубецкие, Стрешневы, Куракины, Хованские. Могилу князя Сергея Хованского, почившего в 1768 году, дореволюционные историки называли последним захоронением на территории древнего московского монастыря. На его надгробии была высечена мудрая надпись, выразившая суть канонов православного русского погребения:

    Всяк прочтет сию таблицу, внемли,

    Коль кратка есть жизнь наша на земли

    Для того ставятся на гробах приметы,

    Дабы память была в вечные леты.

    Однако в 1905 году в Чудовом монастыре состоялось еще одно погребение - тогда похоронили московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича, убитого эсером Каляевым в Кремле неподалеку от монастыря. Усыпальницу для него в новоустроенном приделе, освященном по тезоименитству покойного во имя преп. Сергия Радонежского, сооружали под руководством архитектора Р.И. Клейна. (В 1995 году останки великого князя были перенесены в Новоспасский монастырь, а обнаружены они были случайно во время строительных работ в Кремле еще в 1985 году - и тогда закопаны обратно!)

    В старину кремлевский монастырь назывался по-старомосковски мило и просто - «у Чуда». Во второй половине XVIII столетия Матвей Казаков возвел ему красивое «готическое» крыльцо с башенками. Монастырь славился на всю Москву своими просфорами - москвичи стучали в окно и в открытую форточку подавали за них деньги. А внутри монастырской Благовещенской церкви в особой палатке, устроенной в стене, продавали «чудотворцев мед».

    Хранились в нем и сокровища - Евангелие, переведенное с греческого святителем Алексием, вместе с его завещанием, «Потемкинская» митра с бриллиантами, подаренная митрополиту Платону самим князем Потемкиным, митра и посох от императора Павла I.

    30 июля 1767 году в кремлевской Грановитой Палате впервые собралась знаменитая Уложенная Комиссия, созванная императрицей Екатериной II для составления нового кодекса российских законов. Торжественный молебен по случаю ее открытия служили в Чудовом монастыре. Тогда была едва ли не впервые в русской истории введена «депутатская неприкосновенность» - члены Комиссии навсегда освобождались от смертной казни и конфискации имения, а обидчик такого лица нес двойное наказание. В Москве Уложенная Комиссия проработала всего полгода и почти безрезультатно, а потом была переведена в Петербург и еще через год распущена из-за войны с Турцией.

    1812 год своими последствиями для Чудова монастыря сравним только с 1917 годом. В алтаре соборной церкви была устроена спальня маршала Даву. Архивные документы духовной консистории и правительствующего сената были выброшены неприятелем в выгребные ямы. После пожара Чудов восстановили уже в 1814 году. Потом над благообразием обители трудился известный московский архитектор М.Д.Быковский, устроивший в поновленном соборном храме бронзовый иконостас с красивыми серебряными Царскими Вратами.

    В 1826 году Николай I праздновал в Чудовом первую победу над Персией. Военные трофеи, - ключи от крепостей и «знамена шаховы» - остались на вечное хранение в обители. Интересно, что император торжествовал здесь и победу над восстанием декабристов, отслужив в монастыре благодарственный молебен за избавление от «крамол, угрожавших бедствиями всему государству российскому» и для провозглашения вечной памяти воинам, павшим 14 декабря 1825 года «за отечество и государя».

    В эпоху Великих Реформ императора Александра II при Чудовом монастыре начал работу высочайше утвержденный комитет для сбора и хранения всенародных пожертвований на строительство благодарственного храма во имя св. Александра Невского - в честь освобождения русских крестьян от рабства. Как ни странно, но этот великий храм, следующий по статусу после храма Христа Спасителя, так и не был построен в Москве: только в 1904 году торжественно освятили место его закладки на Миусской площади и приурочили его сооружение к 50-летнему юбилею отмены крепостного права. И только в 1913 году начались строительные работы, прерванные I мировой войной. А потом почти возведенное здание, которое так и не было освящено, большевики разобрали под кирпич и выстроили там дом пионеров. Страшен урок истории.

    1917 год принес Чудову гибель. В том кровавом ноябре монастырь был обстрелян снарядами - невредимой осталась икона Божие й Матери. Потом еще некоторое время в кремлевской обители оставались иноки - в тесном соседстве с большевистским правительством, переехавшем в Москву из Петрограда в 1918 году. Новым кремлевским жильцам это соседство не понравилось, и уже в 1919 году монастырь закрыли. В его помещении открылся какой-то кооператив «Коммунист», а в подклете Алексеевской церкви - «изба-читальня». Потом из монастыря изъяли ценности и передали его под кремлевский Лечсанупр, где самые лучшие врачи наблюдали верховных пациентов. В декабре 1929 года Чудов монастырь был полностью разрушен для освобождения привилегированной территории под строительство правительственного здания Президиума Верховного Совета, по проекту И.Рерберга. Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею.

    И ныне ничего не напоминает о Чудове монастыре в Кремле, кроме самой истории.

    В Кремле. Москва. Чудов монастырь (Алексеевский Архангело Михайловский), мужской. Основан в 1365 в; тогда же был построен каменный собор Чуда Архистратига Михаила в Хонех. В 1431 на его месте соорудили новый собор, в 1501—03 его сменил… … Москва (энциклопедия)

    ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ, мужской, в Московском Кремле. Основан в 60 х годах 14 в. митрополитом Алексеем. С конца 14 в. центр книгописания. В 17 в. действовало греко латинское училище, в 1744 1833 находилась Московская духовная консистория, в конце 19… … Современная энциклопедия

    - (Алексеевский Архангело Михайловский) мужской, в Московском Кремле. Основан в 1365 митрополитом Алексеем. С кон. 14 в. центр книгописания. В 17 в. в нем находилось греко латинское училище. Упразднен после Октябрьской революции 1917. В 30 х гг.… … Большой Энциклопедический словарь

    Чудов монастырь - ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ, мужской, в Московском Кремле. Основан в 60 х годах 14 в. митрополитом Алексеем. С конца 14 в. центр книгописания. В 17 в. действовало греко–латинское училище, в 1744 1833 находилась Московская духовная консистория, в конце 19… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Алексеевский Архангело Михайловский), мужской, в Московском Кремле. Основан в 1365 митрополитом Алексеем. С конца XIV в. центр книгописания. В XVII в. в нём было греко латинское училище. Упразднён после Октябрьской революции. В 30 х гг. здания… … Энциклопедический словарь

    ЧУДОВ (АЛЕКСЕЕВСКИЙ АРХАНГЕЛО МИХАЙЛОВСКИЙ) МОНАСТЫРЬ основан в Московском Кремле ок. 1358 65 митрополитом Алексеем (по преданию, записанному в 16 в., на месте бывшего золотоордынского подворья). Ч. м. был митрополичьим (с 1589 патриаршим), до… … Советская историческая энциклопедия

    - (Алексеевский Архангело Михайловский) кафедральный в Московском Кремле, подле Малого Дворца. Основан в 1365 г. на месте ханского конюшенного двора, подаренного митрополиту Алексею ханом Джанибеком, в память чудесного исцелении святителем от… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Алексеевский Архангело Михайловский) основан в Московском Кремле около 1358 65 митрополитом Алексеем (См. Алексей). До 1561 его настоятель считался первым среди игуменов русских монастырей. С конца 14 в. Ч. м. стал одним из крупных… … Большая советская энциклопедия

    Чудов монастырь - Ч удов монаст ырь, Ч удова монастыр я … Русский орфографический словарь

    Чудов монастырь - Смотри также в московск. Кремле (Бор. Год.). Основан в 1635 г. Чухонец Баратынский (Брату, 1824) … Словарь литературных типов

    Книги

    • Чудов монастырь , Иоанникий иеромонах. Составил Московского кафедрального Чудова монастыря иеромонах Иоанникий. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1873 года (издательство`Москва, тип. Ф. Иогансон`).…
    • Чудов монастырь , Иоанникий иеромонах. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Составил Московского кафедрального Чудова монастыря иеромонах Иоанникий. Воспроизведено в…