• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    верба

    ж. родовое название дерев, множества видов, Salix; ива, ветла, лоза, бредина, ракитник, молокитник, новг. вербина. В астрах. говорят верба, вербочка, вместо дерева вообше, в Питере березка и елка, а в других местах дубок. S. acuminata (phlomoides), верболоз; S. acutifolia, шелюга, шелюжина, краснотал (тал, тальник вообще мелкая верба, хворост); S. alba, ива, верба, ветла, лоза; S. amygdalina, белотал, краснотал, тальник, ломашник; S. сарrea, ива, верба, тал (а не тала), бредина, верболоз; S. cinerea, лоза, чернотал, чернолоз, ива, ветла, сивый тальник; S. divaricata, таловый сланец; S. fragilis, ракита, верба, ива, ветла; S. Gmellini, белолоз; S. herbacea, таловая карла?, таловый ёрник; S. incubacea, малый тальник; S. myrtilloides, таловый ёрник; S. nigricans, бредник (брединник?); S. pentandra, чернотал, вербовник, синетал, ломашник; S. purpurea, желтолозник; S. repens, ницелоз (сочиненное учеными), ракитник; S. rosmarinfolia, серый тальник, нетала?, песчаная лозка; S. viminalis, талащаник, ракита, белотал, корзиночник, кузовница, вязинник, верболоз. Верба иерусалимская, Salix babylonica или Elaeagnus, агновы ветви, лох, лоховина, масличная ива; кавк. армянские финики. Верба трава, Lythrum Sаlicaria, плакун, дикие васильки, дубник, подбережник, кровавница. Не верба бьет, старый грех. Он сказывает на вербе грушу, врет. Дождешься, как от вербы яблок. Где вода, там верба, где верба, там и вода. Кто вербу посадит, сам на себя заступ готовит, умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату. Немец, что верба: куда ни ткни, тут и принялся! Вербешка сев. вербные и др. подобные сережки, цвет и семя. Вербняк собират. ивняк, ветловник, ветельник, ракитник, вербовая роща. Вербовый, ветловый, ветляный, ивовый, ивяной; из ветлы сделанный, принадлежащий вербе, к ней относящийся. Вербница арх. костр. вербная неделя, неделя ваий; шестая Великого поста; Вербное воскресенье, предшествующее светлому. На кануне Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил. Лазарь, Лазарь, приди нашего киселя есть, говорят в Лазарево воскресенье. Верба хлест, бей до слез, не я бью, верба бьет; или: Верба красна бьет напрасно; верба бела бьет за дело, и пр. приговаривают, хлеща вербой сонного. Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья. Если вербная неделя ведряная, с утрениками, то яри хороши будут, яросл. На вербной мороз - яровые хлеба хороши будут, новг. Плотва трется в первый раз на вербной, в другой, когда распустится береза, в mpemuй - на вознесенье, южн. Вербная каша, цвет вербы, сережки, которые варят в каше и едят в этот день. Вербы, вербочки, всякого рода ветви, украшенные делаными цветами и раздаваемые в этот день, в воспоминание сибытия. Вербейник м. завальная трава, растение Lysimachia. Вербишник м. растен. Verbascum Thapsus, царская свtча, скипетр, коровяк, сукно, суконце, лучинник, коровник, медвежье ухо. Вербовник м. растение плакун, Lythrum. Лежать вербушки (искаженно верхбрюшки?) нареч. симб. о детях навзничь, вытянувшись прямо на спинке, как напр. говорят дыбки стоять, потягуши лежать, и пр. Вербок, вербовник, вербич м. южн. лещ, который трется или мечет икру в пору вербоцвета, когда верба в пушистых сережках.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    верба

    вербы (верба, вербы обл.), ж.

      Ива различных видов, большей частью с ярко пурпурными ветками и блестящими белыми волосками на почках.

      Ветка этого дерева с цветковыми почками, употр. при церковном богослужении в вербную субботу.

      перен. Торг, базар в вербную субботу (дореволюц.). Купить на вербе игрушку.

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    верба

    Ы, ж. Дерево или кустарник сем. ивовых с пушистыми почками.

    прил. вербный, -ая, -ое и вербовый, -ая, -ое.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    верба

      Дерево или кустарник семейства ивовых с пушистыми почками, растущие обычно по берегам рек.

      Древесина такого дерева.

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    верба

    виды деревьев или кустарников рода ива.

    Верба

    виды ивы. Чаще к В. относят иву волчниковую (Salix daphnoides) и иву остролистную (S. acutifolia), которую часто называют также красной В., красноталом, или шелюгой. Оба вида В. ≈ деревья высотой до 10≈15 м или высокие кустарники с ветвями, покрытыми сизым налётом, и с довольно узкими, острыми мелкопильчатыми листьями. Ива волчниковая растет по горным речкам в Центральной Европе и на песках в Прибалтике; ива остролистная ≈ по берегам рек и на песках Европейской части СССР и Западного Казахстана. Оба вида цветут рано весной, до распускания листьев; густые белые волосистые их серёжки («барашки») выходят из почек задолго до цветения. Часто разводятся как декоративные растения и для закрепления песков. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке встречается близкий им вид ≈ ива росистая (S. гоrida).

    А. К. Скворцов.

    Википедия

    Верба (значения)

    Верба :

    Верба (Владимир-Волынский район)

    Верба - село на Украине, находится в Владимир-Волынском районе Волынской области.

    Население по переписи 2001 года составляет 579 человек. Почтовый индекс - 44721. Телефонный код - 3342. Занимает площадь 1640 км².

    Верба (Ровненская область)

    Верба - село, центр Вербского сельского совета Дубенского района Ровненской области Украины.

    Население по переписи 2001 года составляло 2863 человека. Почтовый индекс - 35670. Телефонный код - 3656. Код КОАТУУ - 5621681201.

    Верба (Черниговская область)

    Верба - село в Коропском районе Черниговской области Украины. Население 884 человека. Занимает площадь 8,337 км².

    Код КОАТУУ: 7422281001. Почтовый индекс: 16222. Телефонный код: +380 4656.

    Верба (переносной зенитный ракетный комплекс)

    «Верба» (индекс ГРАУ - 9К333 , ракета - 9М336 ) - российский переносной зенитный ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. С высокой вероятностью поражает малоизлучающие цели - крылатые ракеты и БПЛА.

    Твердотопливный двигатель ракеты комплекса 9К333 позволяет поражать воздушные цели на дальности свыше 6 км и на высоте больше 4 км. Ракета 9М336 оснащена инфракрасной трёхдиапазонной головкой самонаведения, она будет защищена от тех лазерных помеховых комплексов, которые только ещё поступают на вооружение передовых стран мира.

    В комплекс входит автоматизированная система управления (АСУ), производящая обнаружение воздушных целей, в том числе групповых, определение параметров их полёта, а также распределение найденных целей между зенитчиками с учётом их расположения. Комплекс разработан КБ машиностроения.

    Верба (реактивная система залпового огня)

    БМ-21У «Верба» - украинская реактивная система залпового огня, состоящая из шасси КрАЗ-6322–010 и боевой части БМ-21 «Град» .

    Примеры употребления слова верба в литературе.

    Красноармейцы вместе с обслуживаемой техникой разместились кто под кронами фруктовых деревьев при подворьях, кто под вербами вдоль балки, а некоторым достались акациевые заросли.

    В ночи, в безветрии дух цветущей вербы , казались, густел, и чуяли его даже губы.

    Однажды Матушка в конце радения, на Вербной неделе, раздала всем пучки вербы и святые жгутики, свернутые из узких полотенец.

    Алексей Кондратьевич повеселел, сунул в нагрудный карманчик остатки своей вербы и устремился из мастерской.

    Он взял первое место в старом Доме творчества Якуба Коласа, где устроила конкурс-просмотр среди эстетствующих мужичков белорусская поэтесса Вера Верба .

    В связи с передачей 77-го стрелкового корпуса 13-й армии вместе с его полосой вновь образованному 2-му Белорусскому фронту она теперь была следующей: Коростень, Городница, Костополь, Зофьювка, Рожище, Верба .

    Пока что никакого транспорта не было, и Огонек, пользуясь последними минутами, наломала веток вербы в придорожной канаве.

    Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы , черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника.

    Когда Норвуд обучался на Эскобаре, он познакомился с некоей доктором Верой или Вербой Дюрона с Архипелага Джексона, которая проходила ординатуру по криооживлению.

    Хороша плясовая, которую ты пел в застольной, - прошептала она, - о вербе .

    За його дворищем простилалась зелена левада з вербами , з озерцями та осокою.

    Жмется на холоду учительница Прибытко, покачивающая головою няня, старая барыня, накинувшая на плечи коврик, Коряк, заявившийся по тревоге из нижней балки, нянькин сын старший, выменивающий вино на пшеничку, в ночь приехавший с контрабанды, и высокий, худой Верба , винодел, с повислыми усами.

    А мы нарочно свяченую вербу в бутылку тогда поставили, в Вербное Воскресенье: вот на Радуницу и посадим у дедушки в головах, а Мартыну посадим на Даниловском.

    Высоко на стенках конюшни висели сушеные пучки разнолистной травы: яровик - от запала, змеиное око - от укуса гадюки, чернолист - от порчи ног, неприметная белая травка, растущая в левадах у корней верб , - от надрыва, и много других неведомых трав от разных лошадиных недугов и хвори.

    Вот ведь, верба и ясень, клен и тонка рябинушка, над застольем струится жасмин.

    Вербное воскресенье - великий православный праздник, который отмечают за неделю до Светлого Воскресения Христова

    Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим, один из двенадцати главных праздников православной Церкви, считается символом будущего воцарения Бога.

    Определенной даты в церковном календаре праздник не имеет – он привязан ко дню празднования Пасхи. Вербное воскресение отмечают в последнее воскресенье Великого поста - в 2018 году Вход Господень в Иерусалим празднуют 1 апреля.

    Что означает Вербное воскресение

    Вербное воскресенье – день, когда Иисус въехал в Иерусалим, как царь, что подробно описывается во всех четырех Евангелиях.

    Цари и победители, по древнему еврейскому обычаю, в Святой город въезжали на конях или ослах, а народ своих правителей встречал приветствиями и пальмовыми ветвями.

    Иисус, во исполнение пророчества Ветхого Завета, тоже въехал в Иерусалим торжественно на молодой ослице, а люди приветствовали Его возгласами "Осанна!", как обычно обращались только к царю, и устилали его путь пальмовыми ветвями.

    Жители Иерусалима видели в нем нового царя-спасителя и долгожданного Мессию. Молва о чудесах, совершенных Иисусом, о воскрешении Лазаря, которое случилось накануне, дошла и до Иерусалима.

    В отличие от народа, иудейские первосвященники Иисусу были не рады. И Христос знал, что этот путь ведет его к Голгофе и Кресту.

    Церковь праздник Входа Господня в Иерусалим ввела в IV веке. На Руси праздник появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем. Ввиду того, что пальма дерево южное и растет далеко не везде, христиане заменили пальмовые ветви на ветки вербы, ивы, самшита или других деревьев, которые растут в стране празднования и расцветают в начале весны.

    В Вербное воскресенье в Грузии по традиции освящают ветки вербы и колхидского самшита (бза - по-грузински) и проводят торжественные богослужения во всех храмах.

    Церковные традиции

    Перед Вербным воскресеньем, в субботу, в православных храмах проводится всенощное бдение. На службу верующие идут с вербными ветками в руках в честь входа Господня в Иерусалим, и стоят с зажженными свечами до конца служения.

    Главная традиция Вербного воскресенья - освящение веточек вербы в церкви. После чтения Евангелия священники совершают каждение (благоуханная жертва Богу, сопровождаемая молитвами) верб и окропляют ветви Святой водой.

    В Вербное воскресенье все желающие могут посетить службу и освятить веточки вербы - они символизируют победу жизни над смертью, то есть Воскресение Господне. Освещенные веточки хранят целый год как символ единения с жертвой Иисуса Христа. По истечению года веточки вербы сжигают, так как выбрасывать их на помойку нельзя.

    Народные традиции и обычаи
    На Руси с Вербным воскресеньем с давних пор связано множество народных традиций, обычаев и обрядов. По одной из них – люди на рассвете в Лазареву субботу отправлялись собирать вербу.

    Срезали ветки вербы с молодых деревьев, на которых еще нет повреждений и засохших веток. Кстати, к празднику нельзя было срезать ветки с деревьев, что растут рядом с кладбищем, и у которых есть дупла.

    Ветками вербы, которые освящали в тот же вечер или в воскресенье утром, украшали иконы или развешивали по углам комнат.

    В Вербное воскресенье в старину устраивали так называемые вербные базары, где продавали множество товаров и устраивали разные игры и развлечения. По обычаю, на ярмарках продавали вербных херувимов - ветки вербы, украшенные ангелами.

    В этот день, как и во все великие церковные праздники, нельзя работать, поэтому женщины заранее убирались в доме и готовили. Хозяйки к Вербному воскресенью пекли орехи из теста и давали их для здоровья всем домочадцам, включая животных.

    По традиции, это семейный праздник, который проводят в кругу близких и родных, в спокойной обстановке, потому что продолжается Великий пост, а с понедельника начинается Страстная неделя, последняя перед Пасхой, которая в 2018 начинается 2 апреля.

    Вербное воскресенье торжественный и светлый праздник, и в тоже время грустный и трагичный день. Ведь, в действительности все те, кто приветствовал Спасителя в Вербное воскресенье, уже через несколько дней бросали в него камни с криками ярости, требуя его распятия.

    Поэтому в Вербное воскресение необходимо думать о Боге, молиться, очистить свою душу и подготовиться к празднованию Светлого Воскресения Христова.

    С древних времен вербе приписывалась магическая сила, которая способствовала плодородию, предохраняла от заболеваний и очищала от нечистой силы. Люди проглатывали почки освященной вербы, чтобы никакая хворь и болезнь к ним не прицепилась.

    В стародавние времена для привлечения удачи в новых начинаниях люди съедали несколько почек вербы, перед тем, как начинать какое-то важное дело.

    Амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По традиции молодоженов осыпали почками вербы и клали веточку вербы под перину, чтобы потомство было здоровым.

    Освященную вербу использовали при первом выгоне скота. Чтобы скотина сохранилась в целости и вовремя возвращалась домой, вербную веточку пускали на воду или втыкали под крышу дома.

    Издревле многие верят в приметы. Освященные ветки вербы ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, прикасались ими к людям, желая им здоровья, стегали детей, чтобы они росли здоровыми.

    Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения кожных болезней и ран. Иногда почки добавляли в хлеб или другую выпечку.

    Также пекли хлеб в форме вербовой веточки или варили кашу из раскрывающихся почек вербы.

    В древности, чтобы увеличить свой достаток на Вербное воскресенье сажали цветок или же пересаживали комнатные растения. За цветком ухаживали тщательно и оберегали его, так как верили, что, если он завянет - ожидаются серьезные финансовые потери.

    Девушки, желая выйти замуж за конкретного парня, весь день думали о нем, с утра до самого вечера. Каким-то образом, возможно телепатическим, ее мысли передавались этому парню и вечером он приглашал ее погулять.

    К началу посевного сезона на поле в землю обязательно втыкали ветки вербы. В старину верили, что этот обряд способствует богатому урожаю, и спасает его от напастей.

    Люди верили, что верба исцеляет и придает физическую силу не только человеку, но и скотине. Поэтому домашних животных, как и детей, стегали освященной вербной ветвью, в хлевах развешивали вербу, а перед первым выгоном в поле скармливали эти ветви животным, чтобы те не стали жертвой болезней, воров и хищных животных



    Изначально, с момента распространения христианской веры, Вход Господень в Иерусалим отнесен по канонам религии к числу самых торжественных двунадесятых праздников (12 наиболее важных дат) и отмечается за неделю перед Пасхой. Как и у Пасхи, у него нет определенной даты, и Вербное воскресенье празднуется всеми верующими христианами. Это шестое воскресенье Великого Поста, который соблюдают истинно верующие люди. Это прекрасный, светлый и весенний праздник, наполненный весной и традициями, верой в чудо и прекрасную жизнь после смерти.

    • Правила, традиции и обычаи

    Чем знаменателен светлый Праздник

    Это последнее воскресенье перед тем, как Иисус Христос принес себя в жертву во имя всего человечества, и первый выходной день, когда в него окончательно поверили, как в Великого Мессию, который принес свои символы мира, добра, любви и извечного воскрешения. Он дал надежду миллионам людей, которые обрели веру, душевные силы и умиротворение.

    Важно!
    В Иерусалим Христос въехал на ослице, которую специально привели из Вифлеема – являющегося одним из самых почитаемых в истории христианства мест. Это было очень символическим жестом, потому что въехал он в Иерусалим, уже зная о том, что его ожидает. Но въехал он не как воин, а как Спаситель всего человечества.




    При въезде в город его приветствовали толпы людей, которые устилали ему дорогу еще одним символическим атрибутом – пальмовыми ветвями. Поскольку в умеренных широтах пальмы практически не растут, их заменили веточками вербы, которые сияют в этот день практически в каждом доме серебристыми почками. Не все верующие, а уж тем более, неверующие, просто соблюдающие красивую традицию, знают, почему именно ветви пальмы бросали под ноги Иисусу Христу. А это очень многозначный и знаменательный символ, с которым нужно обязательно соотносить происходящее в то время.

    Пальмовая ветвь одновременно была:

    Символом мученичества, и ее изображали на иконах страстотерпцев, страдавших за свою веру;
    материальным знаком у древних греков для пожелания здоровья и долголетия (она вручалась вместе с ветвью оливы и означала победу на Олимпийских играх);
    оповещением присутствующих от осужденного, выходившего из суда в Древнем Риме, с ветвью пальмы в руке, о торжестве своей веры в правоту и неизбежную победу, и о том, что суд признал его невиновным;
    древние греки посылали с этой веткой гонца, который извещал свой народ о победе в проведенном сражении;
    символом веры в вечность и перевеса жизни над смертью, торжества весны и предначертанной справедливости в христианской религии.

    Обратите внимание! Для людей, которые уверовали во Христа после его мученической смерти на кресте и последующего Вознесения, пальмовая ветвь, или заменившие ее ветки вербы, означали символ победы Христа над смертью. Это роковое событие состоялось на Пасху, и убедило приверженцев в правоте и справедливости принимаемой веры, несущей добро и справедливость.




    Многозначность символа, замененного в Православии на ветки вербы, до сих пор не претерпела никаких изменений, хотя с того времени прошел не один десяток столетий. Этот символ остался знаком, с которым изображали ангелов и мучеников, но одновременно ветвь вербы является символом победы и мира.

    Это и есть глубокая подоплека, которую принимает в руки и ставит в своем доме каждый человек, который празднует Вербное Воскресенье. Но даже если он не знает богословских тонкостей, он все равно обращается к Богу с просьбой дать ему силы и волю для того, чтобы пройти сквозь земные испытания, одержать победу над смертью, и прожить жизнь в мире и благоденствии.

    Совет!
    Верующему человеку в этот день нужно непременно освятить срезанные веточки вербы, которые в Православии считаются священным и многозначным символом, трансформированным по церковному указу. Их нужно сразу после освящения поставить возле иконы. Такой скромный букетик должен стоять весь год. Он охраняет жилище человека от пожара и несчастий, а его самого – от болезней и слабостей духа.

    Почему ветки вербы и что еще связано с этим праздником

    Православие – это христианская религия, которая трансформировалась под влиянием менталитета, поверий принявшего ее народа и климатических особенностей. При замене пальмовой ветви на веточку вербы, учитывались ранние верования и приметы славян:




    Дерево с пушистыми почками сажали у источников воды и колодцев, чтобы вода очищалась естественным образом, потому что у славян считалось, что оно обладает чудодейственными свойствами;
    прутики высаживались возле дома, где жила девушка на выданье, они одновременно оповещали об этом и служили приметой скорого замужества, если быстро принимались и росли;
    почки считались обезболивающим средством при болезнях горла;
    верба была хранительницей домашней скотины и ее непременно сажали возле мест содержания;
    ветками вербы, освященной в церкви, обмахивали после церковной службы пчельники, коровник и другие помещения, тушили пожар, и разжигали огонь на пасху, отгоняли сильную грозу и даже клали веточку в гроб покойнику.

    Факт!
    Предки били детей вербой в Вербное воскресенье, потому что считали, что это принесет им мир, здоровье, счастье и способствует быстрому росту. Считалось, что ветки, принесенные после освящения в церкви, помогают забеременеть бесплодным женщинам, защищаться от темных сил и природных бедствий.

    К веточкам, освященным в церкви, относится множество поверий и обычаев. Тем, кто отмечает этот праздник походом с ветками в руке в церковь, следует немного знать о существующих правилах.




    Правила, традиции и обычаи

    Освященную вербу ни в коем случае нельзя выбрасывать, даже если на подходе новое Вербное воскресенье. Ее непременно нужно сжечь, чтобы убрать весь негатив, который приносили в дом недобрые люди или печальные события. На Руси сухие ветки, взятые от иконы, использовались для разжигания печи, в которой пеклась пасхальная выпечка. Их можно спускать по реке или относить обратно в церковь – и не более того.


    Интересно!
    У западных славян и у белорусов такие букетики через год относили на могилы предков. Там их оставляли в качестве оберега и просьбы о дополнительной защите. Но у всех славян считалось, что выбросить сухой освященный пучок вербы – значит, навлечь на себя смертельные болезни.

    В Вербное воскресенье, по христианским канонам, следует сходить в церковь. Иногда люди в этот день идут на кладбище, убирают могилы, подкрашивают кресты и оградки. После возвращения с кладбища следует непременно сесть за стол со всей семьей в обеденное время.





    Для справки!
    Пост в этот день соблюдается с некоторыми послаблениями, например, можно выпить немного красного вина и поесть рыбы – отварной, или приготовленной на пару.

    Если соблюдать церковные каноны, то в Вербное воскресенье нельзя ходить на развлекательные мероприятия и посещать светские тусовки. Нужно думать о духовном, вести неторопливые беседы о добре и благе со своими домашними. И еще есть поверье, что в этот день хорошо пересаживать или подрезать комнатные цветы – если они хорошо примутся и пойдут в рост, то будут приносить в семью мир и достаток.

    Великий Пост подходит к концу. Приближается самый большой праздник в нашей православной церкви – Пасха Христова и люди постепенно приготавливаются к этому великому празднику. Но за неделю до Пасхи наша церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник как бы в тени находится. Он как-то незаметно придет, отпразднуем его как-то, и также незаметно пройдет.

    Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называют Вербным Воскресением, потому что в этот праздник все люди идут в церковь с вербами. Во время всенощного бдения все люди в храме стоят с зажженными свечами и с вербами, разукрашенными цветами.

    В старинном рассказе есть описание того впечатления, которое испытал мальчик во время всенощного праздничного бдения. Приведу небольшой отрывок.

    “Приходит вечер. Давно уже мальчик осаждал мать неотступными просьбами взять его в церковь, где, по ее же словам, всем так хорошо и весело, где все стоят с вербами и свечами, откуда все возвращаются, встретив Христа, с улыбкою и песнью. Что-то неведомое и таинственное представляется в храме юному воображению: как там должно быть хорошо и светло, как должно быть весело стоять вместе со всеми, держа в руке горящую свечку на длинной ветке.

    И вот мальчик с матерью в церкви. Какая радость! “Мама, когда же зажгут свечки?”,- спрашивает мальчик, и ждет не дождется желанной минуты. Вот, наконец, пришла она! Мать сама зажгла ему свечку, налепила на вербу и дала ему в руки, и стоит он первое время в каком-то смущении, но в то же время гордый тем, что и он, так же, как и все большие, стоит со свечкой, и сердце прыгает от волнения”.

    Обычай приходить с вербой в этот праздник имеет основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Люди, держащие в руках вербы, как бы подражают толпам народа, который приветствовал Иисуса Христа входящего в Иерусалим, приветствуя Его пальмовыми ветвями. Священное событие празднуемого праздника описано у всех четырех евангелистов. Иисус Христос вскоре после воскресения Лазаря, за шесть дней до еврейской пасхи, совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос, Царь и идет на смерть добровольно.

    Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Виффагии, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух учеников своих, сказав: “идите в селение, которое прямо перед вами, там вы найдете привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился, отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу”. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него, и торжественное шествие двинулось.

    Христос едет не на боевом коне, а на животном, представляющем символ мiра.

    Надменные язычники, если бы увидели это скромное шествие, крайне насмеялись бы над ним, как они и действительно издевались над повествованием о Нем, но апостолы вспоминали, что в Нем исполнилось пророчество Захарии: “Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима, се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной” (Зах. 9. 9).
    Во время этого шествия народ своими верхними одеждами устилал Ему путь, срывал и срезывал ветки смоковниц, оливковых и каштановых дерев и бросал их пред Ним. Затем в порыве восторга ученики, также в руках держа ветки дерев, воскликнули: “Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!” Народ подхватил этот радостный клик, в толпе разносилась молва о том, как Он воскресил Лазаря из мертвых. Шествие поднялось на гору Елеонскую. С этой горы открылся великолепный вид на город Иерусалим. Иерусалимский храм с пристройками особенно выделялся среди строений города своими золочеными кровлями и мраморными башенками. И все это представлялось дивным зрелищем.

    Иерусалим в то время с своей “царственной мантией гордых башен” считался одним из чудес мира. Но Христос, посмотрев на город, исполнился глубокой печали, что даже заплакал. Странное шествие. Народ, сопровождавший Христа, ликовал от радости, а виновник торжества плакал. Христос оплакивал гибель города и поражение Израильского народа, о чем предсказал: “о, если бы и ты хотя в сей день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего” (Лук.19.42-44). Пророчество Иисуса спустя пятьдесят лет исполнилось со всей суровостью и со всем ужасом.
    В 70-м году по Рождестве Христове израильтяне подняли восстание против римлян. Это восстание было жестоко подавлено. Тит, который руководил римскими войсками при взятии Иерусалима, не хотел губить храма, даже делал всевозможные попытки спасти его, но был вынужден оставить вместо него кучу пепла. Он не хотел быть жестоким к жителям, но смертельный фанатизм их сопротивления совершенно подавил в нем всякое желание щадить их. Римляне после жестокого подавления восстания сотнями распинали иудеев, тысячами выставляли в амфитеатрах и бесчисленными массами продавали в рабство.

    Все это Христос предвидел, и потому плакал. Когда Иисус оплакивал город и произносил Свое пророчество над ним, шествие приостановилось. Многие жители Иерусалима, а также паломники, приехавшие из разных стран на праздник еврейской Пасхи, услышали, что великий Пророк и Чудотворец Иисус приближается к Иерусалиму, вышли навстречу также с ветками в руках. И когда встретились эти две народные волны, одна сопровождавшая Его из Вифании и другая, вышедшая навстречу к Иисусу из Иерусалима, то Он оказался в середине народной массы, которая шла впереди и сзади, крича “осанна” и приветствуя его ветвями до самых ворот Иерусалима.
    Среди толпы было несколько фарисеев, которых раздражал восторг народа и они обратились ко Христу, говоря: “Учитель, запрети ученикам Твоим” (Лук. 19. 39).

    Фарисеи, не признавая в Иисусе Христе Мессию, были возмущены таким торжественным шествием Христа и такими приветствиями от народа, и они сетовали между собою: что означают эти мессианские крики и царские титулы? Разве они не опасны, разве пристойны? Зачем Он допускает их? Но Христос не хотел останавливать эти торжественные возгласы. Он сказал в ответ фарисеям: “Если они (то есть, люди) умолкнут, то камни возопиют” (Лук. 19.40). Фарисеи чувствовали, что они бессильны остановить прилив народного восторга. Когда шествие приблизилось к городским стенам, то весь город объят был необычайным волнением и тревогой. И как говорит предание. Тогда же чудесно отверзлись и уста детей, сосущих груди матерей своих, согласно написанному: “из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу” (Мф. 21. 16). Жители города, видя это торжественное шествие, спрашивали: “Кто это?” Народ отвечал: “Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского” и рассказывали при этом, что Он воскресил Лазаря в Вифании.

    Войдя в храм, Христос снова, как и первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: “написано – Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, – а вы сделали его вертепом разбойников”. Слепые и хромые обступили Христа в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: “осанны Сыну Давидову!” Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: “слышишь ли, что они говорят?” Иисус Христос ответил им, что об этом было предсказано еще в Ветхом Завете царем и пророком Давидом в псалме, где говорится: “Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.(Псл.8.3).

    В заключении описания священных событий настоящего праздника мне бы хотелось привести отрывок из проповеди святителя Димитрия Ростовского, где говорится о непостоянстве человеческой славы и похвалы. Святитель, как бы от лица Христа говорит. “О люди! Вы, как трость ветром колеблема, так и вы колеблетесь непостоянством. Ныне вы с пальмовыми ветвями оказываете Мне почести; а через несколько дней, о, как обесчестите Меня! Ныне вы режете ветви с деревьев, а через несколько дней эти самые деревья вы будете рубить и тесать крест для Меня. Ныне вы Мне подстилаете ветки под ноги, а через несколько дней вы возложите на хребет Мой палки, розги и бичи, бия, уязвляя и причиняя Мне многие раны. Ныне вы взываете “осанна”, а через несколько дней вы будете кричать: “Распни, распни!” Ныне вы со славою встречаете Меня, а через немного дней вы с ругательством будете вести Меня на распятие. О непостоянство человеческое! О непрочность и скорая отмена чести и славы мира сего!”
    В память священных событий в храме люди держат ветви вербы в руках и поется в этот праздник: “Мы, подобно детям еврейским, нося знаки победы жизни над смертью, восклицаем Тебе, Победителю смерти (это вспоминается воскрешение Лазаря): осанна в вышних, благословен идущий во имя Господня”.

    Знаки победы жизни над смертью – это, разумеется, ветки вербы, подобно иудеям, которые приветствовали Христа пальмовыми ветками. Во время богослужения ветки вербы освящаются святой водой и разносятся по домам, как освященные. Благочестивые христиане обыкновенно хранят освященные вербы в течение целого года, украшая ими в своих домах святые иконы. В некоторых местностях существует благочестивое обыкновение влагать освященные вербы в руки умерших, в знамения того, что они, по вере во Христа, победят смерть и, воскресши по зову трубы архангела, во время второго пришествия Христа, с освященными вербами изыдут из могил на встречу Спасителю.

    Наш простой народ освященной вербе придавал особую силу: ею крестьянин наш старался оградить себя и своих домашних от болезней. Ею же он старался предохранить свой домашний скот от всякого рода болезней, от порчи, от хищного зверя, от злых людей и злых духов. Когда в первый раз выгоняли скотину в поле, это обычно бывало в день празднования Великомученика и Победоносца Георгия, тогда в этот день крестьяне брали хранившуюся в продолжении года вербу, обмакивали ее в святой воде и окропляли затем ею домашний скот, собранный во дворе. И с вербой в руках провожали скотину в поле на пастбище, а затем эту вербу втыкали в ворота или двери скотного хлева с тем, чтобы скот шел прямо домой, а также для того, чтобы предохранить его от всего плохого.

    Таким образом, освященная верба в праздник Входа Господня в Иерусалим играла в жизни нашего народа весьма важную роль. Во всех этих обычаях и обрядах можно видеть выражение веры русского православного крестьянина в силу и действенность церковного освящения. Наши предки в основу своей жизни полагали веру в Бога и в Его святые заповеди, а их жизнь была тесно связана с церковной жизнью. Наша Русская Православная Церковь создала святую Русь и воспитала наших лучших соотечественников. В настоящее время, когда в стране все не стабильно, происходит разброд умов и поиски духовности, нужно вернуться к вере наших отцов, познать Православие во всей его красоте и величии и положить его в основу своей жизни.