• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Богослужебные указания за 2 августа 2017 года
    Среда. Пророка Илии́.
    Прп. Авраа́мия, игумена Городе́цкого, Чу́хломского. Обре́тение мощей прмч. Афана́сия Бре́стского (службу зри 5 сентября).
    Прав. Ааро́на первосвященника.
    Типикон назначает шестеричную службу прор. Илии (Б), но, по благословению настоятеля, допускает совершение в честь святого всенощного бдения (А).
    Календарные заметки:
    На утрене величание: «Величаем тя, святый пророче Божий Илие́, и почитаем еже на колеснице огненней преславное восхождение твое».
    Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Лк.4:22–30. Лит. – Прор.: Иак.5:10–20. Лк.4:22–30.
    А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
    На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1-й и глас 2-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – пророка, глас 6-й: «Прииди́те, правосла́вных…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
    Вход. Прокимен дня. Паримии пророка – 3.
    На литии стихира храма и стихиры пророка, глас 4-й. «Слава» – пророка, глас 6-й: «О, нечести́ва царя́ повеле́ния!..», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богоро́дице, Ты еси лоза́…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).
    На стиховне стихиры пророка, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – пророка, глас 6-й: «Проро́че, пропове́дниче Христо́в…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…».
    По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды).
    На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
    Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны пророка (по дважды).
    Полиелей. Величание пророка и избранный псалом. Седален пророка по полиелее, глас 8-й: «Прему́дрости яко рачи́тель…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен пророка, глас 4-й: «Ты иере́й во век по чи́ну Мелхиседе́кову»51; стих: «Рече́ Госпо́дь Го́сподеви моему́: седи́ одесну́ю Мене́, до́ндеже положу́ враги́ Твоя́ подно́жие ног Твои́х». Евангелие пророка. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго пророка Илии…». Стихира пророка, глас 4-й: «На о́гненней колесни́це…».
    Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и пророка (два канона) на 8.
    Библейские песни «Поем Господеви…».
    Катавасия «Отверзу уста моя…».
    По 3-й песни – седален пророка, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.


    По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен пророка. «Слава» – ин светилен пророка, «И ныне» – Богородичен Минеи.
    «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
    На хвалитех стихиры пророка, глас 8-й и глас 1-й – 6. «Слава» – пророка, глас 8-й: «Проро́ков верхо́вники…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады́чице, приими́…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).
    Великое славословие. По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

    На Литургии блаженны пророка, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.
    В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма.
    В храме святого – тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
    Прокимен, аллилуиарий52 и причастен – пророка.
    Апостол и Евангелие – пророка (рядовые чтения переносятся на четверг 21 июля).
    Б. На вечерне кафизмы нет.
    На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1-й и глас 2-й – 6. «Слава» – пророка, глас 6-й: «Прииди́те, правосла́вных…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 12 июля, в службе мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина, на «Господи, воззвах»: «На Дре́ве Живо́т…»).
    Входа нет. Прокимен дня.
    На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – пророка, глас 6-й: «Проро́че, пропове́дниче Христо́в…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 13 июля, в службе Собора Архангела Гавриила и прп. Стефана Савваита, на «Господи, воззвах»: «Всечи́стая яко ви́де…»).
    По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная…».
    На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная…».
    Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
    Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и пророка на 6.
    Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов.
    Библейские песни «Господеви поем…».
    Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
    По 3-й песни – седален пророка, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 12 июля, в службе мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина, в седальнах по 3-й песни канона: «А́гнца, и Па́стыря…»).
    По 6-й песни – кондак и икос пророка, глас 2-й.
    На 9-й песни поем «Честнейшую».
    По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен пророка, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха.
    «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
    На хвалитех стихиры пророка, глас 8-й и глас 1-й – 6. «Слава» – пророка, глас 8-й: «Проро́ков верхо́вники…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 12 июля, в службе мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина, на стиховне вечерни: «Ю́ница Нескве́рная…»).
    «Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
    На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – пророка, глас 4-й: «На о́гненней колесни́це…» (см. в Минее, стихира по 50-м псалме), «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 14 июля, в службе ап. Акилы и мчч. Кирика и Иулитты, на стиховне утрени: «А́гнца и Па́стыря…»).
    По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси гора́…».
    На часах – тропарь и кондак пророка.
    На Литургии блаженны пророка, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
    По входе – тропари и кондаки:
    В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь пророка; кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».
    В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь пророка; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
    В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь пророка; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
    Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и пророка.
    Апостол и Евангелие – дня и пророка.
    51 Так в Типиконе и в Апостоле, хотя в Минее: «Ты еси иерей во веки…».
    52 Стих общего аллилуиария пророкам: «Свет возсия́ пра́веднику, и пра́вым се́рдцем весе́лие».

    20. Вторник сырный . Прп. Льва, еп. Кат а нского.

    Прмч. Корн и лия Псково-Печерского .

    Прп. Агаф о на Печерского, в Дальних пещерах .

    Служба прп. Льва, еп. Ката нского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди.

    На вечерне кафизма 6-я.

    На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Виждь моего сокруше ннаго се рдца стена ния...».

    Входа нет. Прокимен дня.

    На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Пресла вную и Пречи стую Богоро дицу...».

    По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро дице приле жно...».

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро дице приле жно...».

    Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет.

    По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 7-й.

    По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 8-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

    Псалом 50-й.

    1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и преподобного на 4.

    2-я песнь: в начале поется ирмос 1-го трипеснца, глас 3-й: «Яко ту ча на тро скот…», а в конце на катавасию ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Внемли те, лю дие…». Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к Богородичну 1-го трипеснца: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

    8-я и 9-я песни: канон преподобного со ирмосом на 6 (ирмосы единожды) и трипеснцы Триоди на 8.

    Катавасия – по 2-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона преподобного, а по 2-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца).

    Библейские песни «Господеви поем…».

    По 3-й песни – седален преподобного, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

    По 6-й песни – кондак преподобного, глас 8-й.

    На 9-й песни поем «Честнейшую».

    По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.

    «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

    Читается вседневное славословие.

    На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богоро дице, Предста тельство всех…».

    По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича ем, Богоро дице, вопию ще: Ты еси купина ...».

    На часах – тропарь и кондак преподобного.

    На Литургии антифоны вседневные.

    По входе – тропари и кондаки:

    В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь преподобного; кондак дня, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

    В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак дня, кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

    Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

    Апостол и Евангелие – дня.

    2. Пятница 1-й седмицы . Сщмч. Феод о́ та, еп. Кирин е́ йского.

    Иконы Божией Матери, именуемой «Держ а́ вная». Свт. Арс е́ ния, еп. Тверского.

    Литургия Преждеосвященных Даров.

    Примечание. Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Держ а́ вная», может быть перенесена на субботу, 3 марта (ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава ).

    На утрене к первому Троичному припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.

    Трипеснец состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней.

    Порядок пения канона при типе службы одного малого святого : 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник. 5-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник.

    По 3-й песни – седален сщмч. Феод о́ та, еп. Кирин е́ йского , глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же .

    6-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Возоп и́ х в скорби моей…» и до: «Хран я́ щии с у́ етная и л о́ жная…» включительно. После этого стиха – 1-й тропарь канона Минеи. Далее: «Аз же со гл а́ сом хвал е́ ния…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. На катавасию – ирмос канона Минеи.

    По 6-й песни – кондак сщмч. Феод о́ та, еп. Кирин е́ йского , глас 3-й . (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

    7-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Благослов е́ н еси, Господи, Боже от е́ ц н а́ ших…» и до: «Благослов е́ н еси, в и́ дяй б е́ здны…» включительно. После этого стиха поется ирмос канона Минеи. Далее: «Благослов е́ н еси на прест о́ ле…», и 1-й тропарь канона Минеи. «Благослов е́ н еси на тв е́ рди…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. 7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь.

    Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви», в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста .

    Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник.

    К светильну первое окончание: «…силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя».

    На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко в и́ де Тя распин а́ ема…». Прочее – как в понедельник.

    Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.

    На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я.

    На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюбл ю ́ Тя, Господи…»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Пом о́ щниче мой и Изб а́ вителю мой»; стих: «Небес а ́ пов е́ дают славу Божию…».

    Подробное изложение порядка изобразительных см. 26 февраля (окончание изобразительных см. 28 февраля).

    Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 28 февраля; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 26 февраля.

    Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с см. 28 февраля.

    Примечание. На субботу, 3 марта, может быть перенесена с пятницы, 2 марта, полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы ).

    Если в субботу 1-й седмицы (3 марта) будет совершаться служба вмч. Феодора Тирона из Триоди (вариант А ):

    На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.

    На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: « Приид и́ те , в е́ рнии …» (дважды), мученичны Октоиха, глас 8-й – 4 (см. в пяток вечера: « М у́ ченицы Госп о́ дни …» (дважды), « М у́ ченицы Тво и ́ , Г о́ споди …» и « А́ ще к а́ я доброд е́ тель …») , и вмч. Фе о́ дора Т и́ рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: « Сос у́ да употреб и́ в враг…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Неб е́ сный …».

    Усл ы́ шит тя Господь в день Вознес и́ ся , Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…»). «Да испр а́ вится

    о́ ливом, и совершают чин молебного пения ы́ ши мол и́ тву мою…» е́ лия в е́ ры исправл е́ а́ че см ы́ о́

    Примечание.

    а́ чную М а́ терь…».

    е́ лия в е́ ры исправл е́ е́ ру Христ о́ Я́ коже Предст а́

    Иерей читает молитву над коливом

    вый! Сам, Всеблаг мять во благочест ко Ты еси благословл

    Певцы: «Аминь». «Б у́ ю ́

    Примечание. ду» (Типикон, гл. 49,

    Если в субботу 1-й седмицы (3 марта) служба вмч. Феодора Тирона из Триоди будет совершаться в соединении с полиелейной службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б ):

    На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.

    На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Приид и́ те, в е́ рнии…» (дважды), стихиры Богородицы (иконы) – 4, и стихиры вмч. Фе о́ дора Т и́ рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сос у́ да употреб и́ в враг…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Неб е́ сный …».

    Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: « Усл ы́ шит тя Господь в день печ а́ ли »; стих: « Защ и́ тит тя имя Бога И а́ ковля ». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: « Вознес и́ ся , Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…») и чтение трех паримий Богородицы (иконы ) (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») . «Да испр а́ вится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

    По заамвонной молитве иерей с диаконом исходят к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с к о́ ливом, и совершают чин молебного пения великомученику Феодору Тирону. Чтец – псалом 142-й: «Господи, усл ы́ ши мол и́ тву мою…» . На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «В е́ лия в е́ ры исправл е́ ния…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Вся п а́ че см ы́ сла…». Чтец – псалом 50-й. Во время псалма совершается каждение. По обычаю, диакон кадит о́ крест стола с коливом и священнослужителей.

    Примечание. Устав дает следующие указания относительно каждения: «…Псалом 50-й. И кадит священник коливо, и настоятеля, и лики, по чину» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера »).

    По 50-м псалме – поется канон вмч. Феодора, глас 8-й, на 4 (без ирмосов). Певцы поют запевы: «Святый великом у́ чениче Фе о́ доре, мол и ́ Бога о нас» к двум первым тропарям канона, затем «Слава», «И ныне». Иерей, по обычаю, читает тропари канона.

    По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й.

    По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни: «Тя, Неискусобр а́ чную М а́ терь…».

    Чтец: Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», и тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «В е́ лия в е́ ры исправл е́ ния…». «Слава» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й: «В е́ ру Христ о́ ву…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: « Я́ коже Предст а́ тельство…». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».

    Иерей читает молитву над коливом (ср.: Служебник, Чин благословения колива):

    Вся соверш и́ вый сл о́ вом Тво и́ м, Г о́ споди, и повел е́ вый земл и ́ многоразл и́ чныя прозяб а́ ти плод ы ́ в наслажд е́ ние и п и́ щу н а́ шу, И́ же с е́ менми три о́ троки и Дани и́ ла, с у́ щия в Вавил о́ не, сластнопит а́ нных св е́ тльшия показ а́ вый! Сам, Всеблаг и́ й Цар ю ́ , и с е́ мена си я ́ с разл и́ чными плод ы ́ благослов и ́ и от них вкуш а́ ющия освят и ́ , я́ ко во сл а́ ву Тво ю ́ и в честь свят а́ го великом у́ ченика Фе о́ дора Т и́ рона си я ́ предлож и́ шася от Тво и́ х раб о́ в, и в п а́ мять во благочест и́ вой в е́ ре сконч а́ вшихся. Под а́ ждь же, Бл а́ же, благоукрас и́ вшим си я ́ и п а́ мять соверш а́ ющим вся, я́ же ко спас е́ нию прош е́ ния, и в е́ чных Тво и́ х благ наслажд е́ ние, мол и́ твами Преч и́ стыя Влад ы́ чицы н а́ шея Богор о́ дицы и Приснод е́ вы Мар и́ и, и свят а́ го великом у́ ченика Фе о́ дора Т и́ рона, ег о́ же и п а́ мять соверш а́ ем, и всех свят ы́ х Тво и́ х. Я́ ко Ты еси благословл я́ яй и освящ а́ яй вс я́ ческая, Б о́ же наш, и Теб е ́ сл а́ ву возсыл а́ ем, Безнач а́ льному Отц у ́ , со Единор о́ дным Тво и́ м С ы́ ном, и Пресвят ы́ м, и Благ и́ м, и Животвор я́ щим Тво и́ м Д у́ хом, н ы́ не и пр и́ сно, и во в е́ ки век о́ в.

    Певцы: «Аминь». «Б у́ ди имя Господне…» (трижды). [«Слава, и ныне».] Псалом 33-й: «Благословл ю ́ Господа…». Отпуст по обычаю.

    Примечание. «И вх о́ дим в трап е́ зу, вкуш а́ ем же вин а ́ и ел е́ а, р а́ ди свят а́ го. Си е ́ при я́ хом в Л а́ вре препод о́ бнаго отц а ́ н а́ шего С а́ ввы, и кинов и́ и препод о́ бнаго Вел и́ каго Евф и́ мия: но не твор и́ м сег о ́ н ы́ не за ч е́ стность дне, об а́ че яд и́ м вар е́ ние с сл и́ вами без ел е́ а, и арм е́ а: произвол я́ ющии же яд я́ т сухояд е́ ние, я́ коже и в ср е́ ду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера »).

    Среда. Сре́тение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

    Совершается бденная служба праздника Сретения Господня (по Минее).

    На великой вечерне «Блажен муж» - 1-й антифон.

    На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й - 8 (первые две стихиры - трижды, третья стихира - дважды). «Слава, и ныне» - праздника, глас 6-й: «Да отве́рзется дверь Небе́сная…».

    Вход. Прокимен дня. Паримии праздника - 3.

    На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 2-й. «Слава» - праздника, глас 5-й: «Испыта́йте Писа́ния…», «И ныне» - праздника, глас тот же: «Ве́тхий де́ньми, младе́нствовав пло́тию…».

    На стиховне стихиры праздника, глас 7-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» - праздника, глас 8-й: «Иже на Херуви́мех носи́мый…».

    По Трисвятом - тропарь праздника, глас 1-й (трижды).

    На утрене на «Бог Господь» - тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» - тот же тропарь.

    Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

    Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Пречи́стую Ма́терь Твою́, Е́юже по зако́ну ны́не прине́слся еси в храм Госпо́день», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Младе́нствуеши мене́ ра́ди…». «Слава, и ныне» - тот же седален. Степенна - 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Отры́гну се́рдце мое́ сло́во бла́го, глаго́лю аз дела́ моя́ Царе́ви». Евангелие - праздника (Лк., 8 зач.). По 50-м псалме: «Слава» - «Молитвами Богородицы…». Стихира праздника, глас 6-й: «Да отве́рзется дверь Небе́сная…».

    Канон праздника со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды).

    Библейские песни «Поем Господеви…» .

    Катавасия праздника: «Су́шу глубороди́тельную…».

    По 3-й песни - седален праздника, глас 4-й: «На горе́ Сина́йстей…». «Слава, и ныне» - тот же седален.

    По 6-й песни - кондак и икос праздника, глас 1-й.

    На 9-й песни - припевы праздника и обычное каждение. («Честнейшую» не поем.)

    1-й лик поет первый припев: «Богородице Дево, упова́ние христиа́ном, покры́й, соблюди́ и спаси́ на Тя упова́ющих» , и ирмос: «В зако́не се́ни и писа́ний…».

    2-й лик поет второй припев: «Богородице Дево, ми́ру блага́я помо́щнице...», и тот же ирмос.

    1-й лик: «Богоно́се Симео́не…», и тропарь: «Иже дре́вним…».

    2-й лик: «Объе́млет рука́ми ста́рец Симео́н…», и тот же тропарь.

    1-й лик: «Не ста́рец Мене́ держи́т…», и тот же тропарь.

    2-й лик: «Клеще́ та́инственная…», и тот же тропарь.

    1-й лик: «О дщи Фану́илева!..», и тропарь: «Возда́л еси мне…».

    2-й лик: «Анна целому́дренная…», и тот же тропарь.

    1-й лик: «Непостижи́мо есть…», и тот же тропарь.

    2-й лик: «Чистая Голуби́ца…», и тот же тропарь.

    1-й лик: «О Христе́, всех Царю́! Побе́ды на враги́...», и тропарь: «Священноле́пно испове́дашеся…».

    2-й лик: «О Христе́, всех Царю́! Пода́ждь ми…», и тот же тропарь.

    1-й лик: «Трисия́тельное и Триипоста́сное…», и тот же тропарь.

    2-й лик: «О Деви́це Марие!..», и тот же тропарь.

    Затем оба лика вместе поют 1-й припев: «Богородице Дево, упова́ние христиа́ном, покры́й, соблюди́ и спаси́ на Тя упова́ющих», и ирмос: «В зако́не се́ни и писа́ний…».

    По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» - тот же светилен, «И ныне» - тот же светилен.

    «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

    На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й - 4 (первая стихира - дважды). «Слава, и ныне» - праздника, глас 6-й: «На рука́х ста́рческих…».

    Великое славословие. По Трисвятом - тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

    Отпуст праздника: «Иже во объя́тиих праведнаго Симеона носи́тися изво́ливый нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

    На часах - тропарь и кондак праздника.

    Примечание. «О часе́ же 2-м дне исхо́дим с лити́ею вне монастыря́, пою́ще стихи́ры пра́здника, и кано́н; и возвра́щшеся пое́м часы́ и Литурги́ю» (Типикон, 2 февраля).

    На Литургии антифоны изобразительны.

    Блаженны праздника, песнь 3-я - 4 (со ирмосом) и песнь 6-я - 4.

    Входное: «Сказа́ Госпо́дь спасе́ние Свое́, пред язы́ки откры́ пра́вду Свою́» .

    Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).

    По входе - тропарь праздника. «Слава, и ныне» - кондак праздника.

    Поется Трисвятое.

    Прокимен, аллилуиарий и причастен - праздника.

    Задостойник праздника - припев: «Богородице Дево, упова́ние христиа́ном…», и ирмос: «В зако́не се́ни…» (задостойник поется на Литургии до отдания праздника Сретения Господня, кроме Вселенской родительской (мясопустной) субботы).

    Отпуст праздника (как на утрене).

    На трапезе разрешается рыба.

    Примечание. «А́ще ли случи́тся Рождество́ Богоро́дицы, или́ Сре́тение, или́ Успе́ние, в сре́ду и пято́к, разреша́ем на ры́бу и вино́» (Типикон, глава 33-я).

    В тех храмах, где предписание Устава о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канона. По мнению схиархим. Иоанна (Маслова), канон праздника Сретения Господня следует петь с припевом: «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас» (Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 95). Существует также традиция пения канона Сретения с припевом: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́».

    По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

    «Прииди́те, поклони́мся...» не поется, кроме архиерейских богослужений (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 380-383).

    Служба попразднства Сретения Господня отменяется 5 февраля, во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу (см.: Типикон, 2 февраля, 9-я Маркова глава, 4-е «зри»).

    «А́ще ли случи́тся [праздник Сретения Господня] в сре́ду, или́ четверто́к, или́ пято́к, или́ в суббо́ту мясопу́стныя неде́ли: и отдае́тся во вто́рник сы́рныя неде́ли» (см.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 2-е «зри», «Ука́з о пра́зднице Сре́тения Госпо́дня, а́ще в кой день Сре́тение бу́дет, или́ в кой день случи́тся отда́ние его́»).

    Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

    Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

    Удобство использования Богослужебных указаний издаваемых на каждый год Московской Патриархией неоспоримо и не подлежит сомнению. Для тех, кто имеет самые общие познания об Уставе богослужения - они просто незаменимы, по ним большинство регентов и уставщиков и учат Устав; для тех же, кто хорошо знает Устав - Богослужебные указания просто здорово экономят время.

    Помнится как в конце 90-х годов, когда я уже работала регентом, а Богослужебные указания на каждый год еще не издавались (если не ошибаюсь, то первые Богослужебные указания мы купили на 2002 год), мне приходилось долго готовить каждую службу разбирая Устав с помощью таблиц В. Розанова (). Но этой книги у меня тогда не было, а были отдельно изданные на её основе таблицы, книжечка такая формата А3. Пользоваться ею во время богослужения было очень не удобно. Поэтому я для каждой службы делала черновичок на листке бумаге. Кроме того, были у меня Богослужебные указания на 1953 год, подаренные одним священником. Глядя на них я мечтала о том, как бы было хорошо если бы и сейчас издавали такие Богослужебные указания.

    Прошло всего лишь несколько лет и моя мечта сбылась. Сейчас уже никто не мечтает о том, чтобы издавались Богослужебные указания, так как они издаются каждый год и все приходы, как правило, не задумываясь покупают несколько указателей на приход (в алтарь и на клиросы, а если есть возможность, то еще и священнику, и регенту домой). Но всё же есть и бедные приходы, которые могут позволить себе купить только один экземпляр Богослужебных указаний на весь приход. А ведь так хочется иметь Богослужебные указания всегда под рукой и на приходе, и дома.

    У каждого священника и многих регентов бывают ситуации, когда служить не планировал, но вдруг пригласили на какое-то богослужение или нужно заменить кого-то, возможно на другом приходе, и нужно подготовить богослужение дома. Наверное именно с этой целью Богослужебные указания размещаются в Интернете.

    Для вашего же удобства я в шапке сайта сделала ссылки на Богослужебные указания и на православный календарь. Однако, учитывая тот факт, что не все регенты являются достаточно продвинутыми пользователями персональных компьютеров, я решила в этой статье рассказать как удобнее и быстрее пользоваться Богослужебными указаниями.

    Точно также пользуемся православным календарем. Нажимая на ссылку в шапке сайта, попадаем на страницу . Здесь нажимаем на ссылку сегодня. В строке браузера прописывается адрес страницы:

    В настоящее время Богослужебные указания на 2019 год еще не опубликованы на сайте Патриархии. А вот на сайте издательства Московской Патриархии РПЦ уже опубликованы (до конца года). Сразу по ссылке открывается православный календарь, а внизу страницы ссылка на Богослужебные указания. Здесь открыть нужный день немного сложнее. Ссылка имеет вид , где =10 означает 10 января (н. ст.). Таким образом, если вам необходимо просмотреть указания например на 13 мая, то нужно адрес ссылки http://calendar.rop.ru/?idd=10 изменить на http://calendar.rop.ru/?idd=133 , так как 13 мая – это 133-й день года (31+28+31+30+13). Также опубликованы на сайте Азбука веры». Скачать к себе православный календарь на 2019 год можно , а богослужебные указания на 2019 год здесь и .

    Если же вы являетесь обладателем смартфона, то у вас есть возможность иметь «Православный календарь» и «Богослужебные указания» всегда под рукой. Скачать приложения для Android Apps вы можете по ссылкам: « » и « ». Лично мне больше всего понравился Православный календарь с житиями святых. Скачала его , а через время обнаружила, что в нем есть всё: и Молитвослов, и Акафистник, и Канонник, и Псалтирь, и Библия, и Справочник терминов. И всё это богатство весит всего лишь 40,8 Мб. Я в восторге! Рекомендую всем. Осталось только найти время читать это всё.

    Также есть возможность использовать приложения для Андроид на ПК, но для этого нужно эмулятор Андроид. Некоторые из них предложены . С помощью поисковых систем можно найти и другие.

    Для жителей Украины Богослужебные указания, издаваемые Украинской Православной Церковью мне найти не удалось. Если кому-то попадутся – поделитесь, пожалуйста, ссылкой. Богослужебные указания прошлых лет были находятся

    Для тех же, кто совсем плохо разбирается в Уставе, даже пользуясь Богослужебными указаниями, предлагаю два варианта: один быстрый, другой медленный, но основательный.

    1. Сайт «Регент за год» предлагает « » (это как раз на тот случай, если вообще ничего не знаешь, в какой книге что искать, просто берешь скачиваешь и служишь). Кстати, к этому варианту стоит присмотреться тем регентам, кому приходится оставлять вместо себя ничего незнающую замену, а такие случаи, наверное, хоть однажды, но бывают у всех.
    2. Переходите в раздел «Обучение» и изучайте « ». Это действительно нужно всем регентам, особенно тем, кто не учился на регентских курсах и не изучал этот интереснейший предмет.

    Если Вы заметили ошибку или неработающую ссылку - не поленитесь сообщить. Для этого достаточно выделить ошибку и нажать «Ctrl» + «Enter».