• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    25/05/2015

    На фоне продолжающегося перемирия на Украине российским гражданам, которым уже надоело следить, «че там у хохлов», поднесли новую радость: свадьбу 17-летней чеченки с 47-летним начальником чеченского РОВД. Который, к тому же, якобы уже женат. Милоновы, Астаховы и Мизулины тут же оседлали новый тренд, и вслед за ними все общество начало обсуждать легализацию многоженства, ранние браки и прочие увлекательные вещи.


    «Г ород 812» изучил вопрос ретроспективно: почему одни народы становятся многоженцами, а другие - нет.

    У возникновения многоженства, как и любого другого дикого с точки зрения цивилизованных европейцев обычая, есть совершенно прагматичные предпосылки. Частые войны сокращали число мужчин. Жаркий климат Ближнего Востока приводил, как говорят антропологи, к «высокой изнашиваемости женщин» - они не могли рожать так много детей, как их более северные коллеги, поэтому для стабильного продолжения рода мужчинам приходилось прибегать к экстенсивным методам. Кроме того, чем больше жен - тем больше родственных связей можно установить с соседними родами, что важно с дипломатической точки зрения. Наконец, в те дикие времена представления о том, что женщина тоже человек, еще не были так развиты, как сейчас.

    Полигамия, видимо, была присуща большинству ранних обществ. Даже святой князь Владимир, будущий креститель Руси, имел несколько жен и вроде бы сотни наложниц. Правда, как крестился - официально от многоженства отказался. Каждая каста в индийском обществе имеет право на определенное число жен, за исключением самой низшей, обреченной на моногамию. Многоженцами были многие главные герои Ветхого Завета во главе с царем Соломоном, у которого, как утверждает Третья книга царств, насчитывалось 700 жен и 300 наложниц. Полигамию отмечали у евреев и римские авторы, в дальнейшем те из них, кто жил в христианской Европе, от нее отказались, а те, кто на мусульманском Востоке, - сохраняли.

    В XI веке известный талмудист Гершом запретил европейским евреям иметь несколько жен и читать чужие письма. Запрет был введен «на 1000 лет» и как раз сейчас закончился. В связи с этим некоторые считают, что пора тряхнуть стариной. Впрочем, официально в Израиле многоженство не разрешается за редким исключением (в конце прошлого года, например, гражданин Израиля получил официальное разрешение жениться второй раз, чтобы не травмировать разводом первую жену, страдающую психическим заболеванием).

    Христианство, хотя и возникло в иудейской среде, с самого начала выступало за моногамию. Видимо, это было следствием влияния греко-римской культуры, не признававшей многоженства. Потом вместе с христианством моногамия восторжествовала в Европе и теперь наряду с пиджаками, погонами и вилками считается непременным атрибутом любого цивилизованного общества.

    В Российской империи многоженство сурово преследовалось - за это можно было даже загреметь на каторгу. Впрочем, поскольку браки были делом церковным и заключались в церквях, распространялись эти ограничения только на христиан. В национальных мусульманских окраинах многоженство было вполне привычным явлением, которое власти мало заботило.

    А вот большевики, всерьез взявшиеся за освобождение женщин Востока, многоженство запретили. С 1956 года за это даже появилась уголовная ответственность: сначала давали год, потом - два. При этом Уголовный кодекс трактовал многоженство как «сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства». То есть чтобы сесть по этой статье, совсем не обязательно было иметь несколько зарегистрированных браков одновременно.

    После развала СССР известно по крайней мере о двух попытках официально ввести многоженство на территории России. Первый раз оно было узаконено в Ичкерии, там даже ставили штампы в паспорте, и исчезло вместе с самой этой республикой. Второй раз - президентом Ингушетии Русланом Аушевым, однако через год отменено судом. При этом все лишние браки аннулированы.

    В Европе, где европейские и мусульманские ценности регулярно спотыкаются друг о друга, многоженство тоже время от времени становится темой дня. Так во Франции несколько лет назад за вождение машины в парандже была оштрафована француженка-мусульманка. Позднее выяснилось, что муж этой женщины - многоженец. У него было четыре жены и двенадцать детей, причем все эти жены получали пособие как матери-одиночки. Была бы полигамия во Франции официальной, не пришлось бы тратиться на пособия. А так мало того что устои общества подрывает, так еще и мошенник. Министр по делам иммиграции обещал лишать многоженцев гражданства. Но в итоге весь пар ушел в свисток.

    Вместе с тем в исламских странах, где многоженство официально разрешено, процент таких браков не столь велик, как кажется, хотя достоверной общедоступной статистики нет. Поскольку правоверному мусульманину разрешено заводить дополнительных жен (не более четырех) только если он сможет их содержать. Например, обеспечить их всех отдельными помещениями. Кроме того, тестю с тещей надо выплатить калым. Так что много жен - развлечение не для бедных.

    Кроме исламских стран полигамия распространена в Африке. У президента ЮАР Джейкоба Зума восемь жен, в том числе пять - официальные. У короля Свазиленда Мсвати III - тринадцать. Из них известны три. Первая прославилась благодаря тому, что из-за эпидемии СПИДа король запретил под страхом штрафа в одну корову заниматься сексом с девушками, не достигшими 21 года. Через несколько недель он сам женился на несовершеннолетней и как законопослушный человек оштрафовал себя на корову. Другую жену Мсвати, как говорят, похитил. Третью застукал с министром юстиции. В самом этом факте нет ничего удивительного. Удивительно, что в итоге министра просто арестовали, а неверная жена и вовсе отделалась домашним арестом. И никто никого не съел. Многие европейские государи, даром что не имели такого количества жен, поступали в подобных ситуациях гораздо менее вегетариански. Так что кто тут цивилизованней - еще большой вопрос.

    А вот другой формы полигамии - многомужества - сейчас нигде нет. Была она якобы последний раз в XIX веке у каких-то эскимосов, алеутов и где-то в Индии. А ведь такая тема была бы для Мизулиной.

    Вопрос многожёнства чрезвычайно интересен, так как сегодня множество людей считают полигамию аморальной, хотя в Библии она нигде конкретно не осуждается. Первым примером многожёнства / двоежёнства в Священном Писании является Ламех в книге Бытие 4:19 : «Ламех взял себе двух жён» (тут и далее используется современный перевод Российского Библейского Общества). Несколько выдающихся мужей в Ветхом Завете имели нескольких жён. Авраам, Иаков, Давид, Соломон и другие жили в полигамии. Во 2 Царств 12:8 Бог, говоря через пророка Нафана, сказал, что если Давиду было недостаточно своих жён и наложниц, то Он дал бы ему ещё больше. Соломон имел 700 жён и 300 наложниц (фактически, жён нижнего статуса), согласно 3 Царств 11:3 .

    Как нам быть с этими примерами полигамии в Ветхом Завете? Следует ответить на три вопроса:

    1. С чем связаны изменения?

    Почему Бог позволял многожёнство в Ветхом Завете?

    Библия не говорит конкретно, почему Бог позволял полигамию. Размышляя о молчании Бога, следует учитывать несколько ключевых факторов. Во-первых, в мире всегда было больше женщин, чем мужчин. Текущая статистика показывает, что приблизительно 50,5% мирового населения относятся к женскому полу. Допуская, что похожее соотношение имело место и в древние времена, женщин было на десятки тысяч больше, чем мужчин. Во-вторых, войны в древние времена были особенно жестокими, с чрезвычайно высоким уровнем смертности. Это приводило к тому, что соотношение ещё больше перевешивало в пользу женщин. В-третьих, из-за патриархальных сообществ незамужней женщине было почти невозможно обеспечивать себя. Зачастую женщины были необразованными и неподготовленными к самостоятельной жизни. Они полагались на своих отцов, братьев и мужей для обеспечения и защиты. Незамужние женщины часто были обречены на проституцию и рабство. Значительные различия между женщинами и мужчинами оставляли многих женщин в неблагоприятном положении.

    Поэтому, вероятно, что Бог мог позволить полигамию, чтобы защитить и обеспечить женщин, которые не могли бы найти мужей иным путём. Мужчина брал многих жён и служил кормильцем и защитником для всех них. Хотя, несомненно, это явление было неидеальным, жизнь в полигамном семействе была значительно лучшей, чем альтернативы, существующие в то время: проституция, рабство или голод. Кроме фактора обеспечения / защиты, полигамия вела к более быстрому распространению человечества, отвечая Божественному указанию: «Будьте же плодовиты и многочисленны, заселяйте землю» (Бытие 9:7). Мужчины способны оплодотворить многих женщин в один и тот же период, приводя к тому, что человечество росло значительно быстрее, чем если бы каждый мужчина давал жизнь лишь одному ребёнку раз в год.

    Как Бог рассматривает полигамию сегодня?

    Даже позволяя многожёнство, Библия представляет моногамию наиболее точно соответствующей Божественному идеалу брака. Библия говорит, что Божье первоначальное намерение было, чтоб один мужчина был женат на одной женщине: «Вот почему мужчина оставляет отца и мать, и соединяется с женою, и становится с нею единой плотью» (Бытие 2:24). Хотя указанный текст скорее описывает, чем является брак, а не то, сколько людей в нём участвуют, следует обратить внимание на постоянное использование единственного числа. Во Второзаконии 17:14–20 Бог говорит, что цари не должны иметь многих жён (как и лошадей или золота). Хотя данное указание не может истолковываться как указание царям быть моногамными, его можно воспринимать как утверждение, что наличие многих жён ведёт к проблемам. Это можно отчётливо увидеть на примере жизни Соломона (3 Царств 11:3–4).

    Владельцы данного ресурса, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи

    Почему Бог позволял многожёнство / двоежёнство в Библии?

    Как нам быть с этими примерами полигамии в Ветхом Завете? Следует ответить на три вопроса: 1) Почему Бог…

    Вопрос многожёнства чрезвычайно интересен, так как сегодня множество людей считают полигамию аморальной, хотя в Библии она нигде конкретно не осуждается. Первым примером многожёнства / двоежёнства в Священном Писании является Ламех в книге Бытие 4:19: «Ламех взял себе двух жён» (тут и далее используется современный перевод Российского Библейского Общества). Несколько выдающихся мужей в Ветхом Завете имели нескольких жён. Авраам, Иаков, Давид, Соломон и другие жили в полигамии. Во 2 Царств 12:8 Бог, говоря через пророка Нафана, сказал, что если Давиду было недостаточно своих жён и наложниц, то Он дал бы ему ещё больше. Соломон имел 700 жён и 300 наложниц (фактически, жён нижнего статуса), согласно 3 Царств 11:3.

    Как нам быть с этими примерами полигамии в Ветхом Завете? Следует ответить на три вопроса: 1) Почему Бог позволял многожёнство в Ветхом Завете? 2) Как Бог рассматривает полигамию сегодня? 3) С чем связаны изменения?

    1. Почему Бог позволял многожёнство в Ветхом…

    Вопрос: Почему Бог позволял многожёнство / двоежёнство в Библии?

    Ответ: Вопрос многожёнства чрезвычайно интересен, так как сегодня множество людей считают полигамию аморальной, хотя в Библии она нигде конкретно не осуждается. Первым примером многожёнства / двоежёнства в Священном Писании является Ламех в книге Бытие 4:19: «Ламех взял себе двух жён» (тут и далее используется современный перевод Российского Библейского Общества). Несколько выдающихся мужей в Ветхом Завете имели нескольких жён. Авраам, Иаков, Давид, Соломон и другие жили в полигамии. Во 2 Царств 12:8 Бог, говоря через пророка Нафана, сказал, что если Давиду было недостаточно своих жён и наложниц, то Он дал бы ему ещё больше. Соломон имел 700 жён и 300 наложниц (фактически, жён нижнего статуса), согласно 3 Царств 11:3.

    Как нам быть с этими примерами полигамии в Ветхом Завете? Следует ответить на три вопроса: 1) Почему Бог позволял многожёнство в Ветхом Завете? 2) Как Бог рассматривает полигамию сегодня?…

    Многожёнство в христианстве

    Многожёнство - это брак мужчины с двумя и более жёнами одновременно.

    1. Многожёнство в Ветхом Завете

    В христианском Ветхом Завете есть многочисленные примеры многожёнства. Упомянутый в Библии Ламех имел двух жён – Аду и Циллу (Бытие. 4:19). Авраам был женат на Сарре, Агари (Бытие. 16:3), Хеттуре (Бытие. 25:1), а также имел наложниц (Бытие. 25:6). Иаков имел четырёх жён: сестёр Лию и Рахиль (Бытие. 29:16-30) и их служанок: Валлу и Зелфу (Бытие. 30:3,4,9,10). Моисей имел двух жён разных национальностей: мадианитянку Сепфору (Исх. 2:21,18:2-5) и эфиоплянку (Чис. 12:1). У Гедеона было много жён и одна наложница (Чис. 8:30,31). Елкана, отец Самуила, имел двух жён: Анну и Феннану (англ.) (1Цар. 1:1,2). Точный список жён царя Давида включает по крайней мере 5 женщин, названных по имени: Мелхола (1 книга Царств 18:27, 19:11-17, 25:44, 2 книга Царств 3:13-16), Авигея Кармилитянка (1 книга Царств 25:39, 1 Паралипоменон 3:1), Ахиноама (англ.) из…

    Просмотр полной версии: Как вы думаете, почему Бог допускал многожёнство в древние времена, а сейчас …

    Константин Омэ

    06.10.2010, 00:05

    Как вы думаете, почему Бог допускал многожёнство в древние времена, а сейчас допустимо иметь только одну жену?

    Виктор Щ к

    06.10.2010, 03:24

    Думаю Бог допукаскал многожёнство как Он же допускает наши грехи,т.е Он снисходит покрывает и прощает,но не в коем случае несодобряет и не считает это нормой.Каждый даже помазанный сосуд может делать что ему угодно и если ему удастся это благополучно скрывать он попрежнему будет в фаворе у людей.И даже!будет продолжать служить теми дарами которые дал ему Господь,потому как дары и призвание непреложны.Примеров тому в современной Церкви практикующей дары немало-люди спасаются исцеляются а после все узнают что евангелист скрытый алкоголик и даже блудник…И возьму на себя смелость утверждать что многожёнство было нормальным именно для язычников в том числе для вчерашних…

    Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

    Познавательная информация на сей счёт есть в одном из христианских (протестанских) веб-ресурсов:

    «Вопрос многожёнства чрезвычайно интересен, так как сегодня множество людей считают полигамию аморальной, хотя в Библии она нигде конкретно не осуждается. Первым примером многожёнства/двоежёнства в Священном Писании является Ламех в книге Бытия (4:19): «Ламех взял себе двух жён». Несколько выдающихся мужей в Ветхом Завете имели нескольких жён: Авраам, Иаков, Давид, Соломон и другие жили в полигамии. Во 2-й книге Царств (12:8) Бог, говоря через пророка Нафана, сказал, что если Давиду было недостаточно своих жён и наложниц, то Он дал бы ему ещё больше. Соломон имел 700 жён и 300 наложниц (фактически, жён нижнего статуса), согласно 3-й книге Царств (11:3).

    Почему Бог позволял многожёнство в Ветхом Завете? Библия не говорит конкретно, почему Бог позволял полигамию. Размышляя о молчании Бога, следует учитывать несколько…

    Вопрос: Разве есть запрет на многоженство в Библии? Ведь, Библия учит мужу иметь несколько жен, а жене — только одного мужа.

    ОТВЕТ: Многоженство?..
    Хочется почувствовать себя эдаким олигархом, которого ублажают несколько женщин?..Или так групповой секс нравится?..

    Неудивительно, что этот вопрос поднимается сегодня многими… Знаем это уже из того, что происходит сегодня в мире, в самом человеке и в частности — в семейных отношениях. Везде — полный хаос, нежелание жить в задуманной и заложенной Творцом, гармонии. Эти отклонения и даже извращения без Божьего страха сегодня существуют и практикуются даже среди называемых себя христианами. Кто плотью грешит, а кто — в развращенном сердце… но, какая разница — как сделан грех!

    О статье в защиту многоженства, рассказала мне одна знакомая. В ней автор утверждает, что Библией многоженство подтверждается и допускается даже в Новом Завете (и как вывод — а значит допускается и Богом — Автором Библии).

    Следует оговориться и сказать, что такие термины, как “моногамия”, “бигамия”, “полигамия” или их эквиваленты неизвестны древнему миру. Слова “брак” и “семья” подразумевали как моногамные, так и полигамные модели. Фактически, полигамия была распространена по всему древнему миру. В этой главе будет рассмотрено отношении к полигамии, выраженное, в первую очередь, в Библии. Почему мы обращаемся именно к этому, а не к какому-нибудь иному древнему источнику? Хотя бы уже потому, что Библия на сегодняшний день доступна, практически всем и является, по крайней мере в теории, самой авторитетной книгой для многих людей.

    В своем исследовании посвященном жизни и культуре древнего Израиля Педерсен отмечает: “Полигамия является одним из этических требований в древнем Израиле, поскольку забота о семье стояла в нем на первом плане. В атмосфере того времени полигамия ни в коей степени не вступала в противоречия с идеей брака». В Библии действительно не дается запретов для мужчин жить…

    «К сожалению, рассказать здесь подробно об отношении в Библии к проблеме многожёнства не представляется возможным — так как такой ПРОБЛЕМЫ в Писании просто не существует. Дело в том, что сожительство с несколькими, или даже со многими жёнами, наложницами там НИГДЕ и НИКАК не порицается. Библейский царь и пророк Соломон например имел, как известно, сотни жён и наложниц, не брезговал этим и царь Давид (который, к тому же, был ещё и бисексуалом — но об этом позже) . Описание двоежёнства встречается уже в самом начале Библии (Бытие, 4:19 — «И взял себе Ламех две жены… «), там же, чуть позже, описывается использование служанки в качестве временной жены, своего рода суррогатной матери (16:2 — «И сказала Сара Аврааму: вот, Господь заключил чрево моё, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от неё. Авраам послушался слов Сары. «).

    В Новом Завете Христос тоже не осуждает многожёнство, которое было широко распространено тогда среди евреев, Он…

    Что такое двоеженство? — Блоги — I.UA

    Я здесь никогда не закончу роман. Завтра же утром уезжаю в дом на озере… .

    двоеженство (двоеженство это, что такое двоеженство) « Д.Н …

    двоеженство — ДВОЕЖЕНСТВО, двоеженства, мн. нет, ср. (·книж. офиц.). Состояние одновременно в браке с двумя женщинами. Двоеженство …

    Двоежёнство или лжедвоежёнство? | Ислам в Дагестане

    В Дагестане, когда речь заходит о двоеженстве, то вторую жену очень часто воспринимают как человека недостойного и презренного.

    — Папа, папа, а что такое двоеженство? — Это когда у человека …

    Папа, папа, а что такое двоеженство? — Это когда у человека одна лишняя жена…

    Почему Бог позволял многожёнство /…

    (сначала снова попрошу не забывать о своём предпенсионном возрасте и не давать нам советы для робеющих юных мальчиков и таких же девушек)

    Есть у меня подруга одна. И есть у нее знакомый. Мужчина. Он вроде как много лет рядом с ней появляется, просится встретиться и…

    НИЧЕГО! Он с ней НЕ СПИТ! Категорически.

    Но и не отваливается. То есть знакомству уже под десять лет, а он и не туда и не сюда. Познакомились они еще будучи глубоко семейными. За время знакомства он успел развестись. Она тоже развелась уже давно с мужем. Он все напрашивается сам на чашку чаю, приезжает, а потом под любым благовидным предлогом сваливает!

    Более того, и с её сыном еще до кучи упорно налаживает общение. Так обычно мужчины себя ведут если хотят серьезно наладить отношения. Но при этом и к отношениям не переходит никак и не отваливается совсем.

    Мы с ней голову сломали что это такое.

    Дружбы и взаимопонимания особого нет. Они очень разные.

    Говорит так чтобы…

    Многоженство в ветхозаветные времена. Господь создал человека (Адам) и помощницу жену (Ева). Кто установил многоженство?

    Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

    Библейское учение о браке однозначно предполагает моногамию. Сотворив Адама, Господь Бог сказал: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт.2:18). Брак наших прародителей по замыслу Творца должен был стать правилом построения этого важнейшего жизненного союза для всех последующих поколений: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт.2:24). Эти слова Спаситель повторил искушавшим Его фарисеям (Мф.19:3-6).

    Первым нарушил Божественное установление о браке Ламех: И взял себе Ламех две жены (Быт.4:19). Священный писатель изображает этого ближайшего потомка Каина высокомерным и жестоким: жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне (Быт.4:23). Это было явное злоупотребление, противное Божественной воле. Позже, когда было дано обетование Аврааму (сделаю потомство твое, как песок земной ; Быт.13:16), в ветхозаветной истории нередко встречалось многоженство, но это лишь Божие попущение. Так престарелая Сарра, тяжело переживая свое бесплодие, сказала Аврааму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сарры (Быт.16:2). Патриарх Иаков родил двенадцать сыновей от двух жен и двух служанок. История эта в подробностях известна. Семь лет Иаков работал на своего дядю Лавана, чтобы получить в жены любимую им Рахиль. Ни о каком многоженстве он не помышлял, а желал исполнить наставление своего отца Исаака: встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей (Быт.28:2). Но Лаван его обманул и дал ему вместо Рахили Лию, о чем он узнал утром. Что касается служанки Валлы, которая родила Дана и Неффалима, то это было желание Рахили, сильно скорбевшей по причине своего неплодия: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее (Быт.30:3). Также и Зельфа родила Гада и Асира по желанию Лии, когда она перестала рожать (Быт.29:35).

    Нельзя обойти молчанием тот факт, что эта борьба за умножение потомства, как в случае Авраама, так и в истории Иакова, приведшая к отступлению от моногамии, была оплачена большой ценой – нарушением мира и нестроениями в семьях. Агарь после рождения Измаила стала презирать госпожу свою (Быт.16:4). Сарра выгнала ее, и та едва не погибла в пустыне с ребенком. Между сестрами Рахилью и Лией вспыхнула зависть, и началось соперничество. После рождения Неффалима Рахиль сказала: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла (Быт.30:8). В начале 1-й книги Царств (1:1-6) рассказывается о матери великого пророка Самуила Анне. Муж ее Елкана имел еще одну жену – Феннану, которая обижала Анну: та огорчала ее, а эта плакала и не ела (1Цар.1:7)

    Из этого видно, что в Библии нет никакого узаконения многоженства, а, напротив, показано, что это ведет к потере мира в отношениях.

    Некоторые иудейские цари имели много жен, но Священное Писание это никак не одобряет, потому что это противоречило закону. Пророк Моисей говорит о будущем царе: чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его (Втор.17:17). Господь обличил Соломона: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему (3Цар.11:11). Известно, что среди грехов Соломона, которые называет священный писатель, было многоженство.

    Библия говорит о моногамном браке как единственно возможной в нравственном отношении форме брачного союза: Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей (Прит.5:18); Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа (Прит.18:23); Вы скажете: "за что?" За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя (Мал.2:14). По библейскому учению, именно любовь к своей единственной жене может дать человеку земные радости и скрасить тяжесть жизненных трудов: Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем (Еккл.9:9).

    Пророки использовали образ брачного союза для обозначения отношений между Богом и Его народом. Они мыслили только одну форму – единобрачие: Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и [как] жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис.62:5). Поскольку речь идет об избрании одного народа и об обетованиях данных Богом по отношению к этому народу, то и муж должен иметь только одну жену – жену юности.

    В святом Евангелии учение о браке поднято на особую духовную высоту. Искупительная любовь Иисуса Христа к Церкви составляют образ и живое правило, которому супруги должны следовать. Апостольское назидание супругов о любви и верности выразительно запечатлено указанием на тайну любви Христа к Его Церкви. Поэтому радость последней победы названа в Апокалипсисе браком Агнца : Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца (Откр.19:7-9).

    После возвышенного евангельского учения о браке допущение полигамии означает ниспадение с высоты духовной на уровень бытовой и физиологический. Коран разрешает мужу иметь четырех жен (4:3). Это установление показывает не Божественный, а человеческий источник происхождения ислама. Ясно виден основной мотив –чувственный. Сам Мухаммед имел жен, больше установленного им в Коране числа: «Он оставил после себя девять жен. Общее число женщин, на которых женился Посланник Аллаха, было тринадцать: Хадиджа дочь Хувайлида – она была первой женщиной, на которой женился Пророк… Посланник Аллаха дал за нее двадцать молодых верблюдиц. Она родила Пророку всех его детей, кроме Ибрахима… Пророк женился на Аише, дочери Абу Бакра ас-Сиддика в Мекке, когда ей было семь лет. А стал жить с ней в Медине, когда ей исполнилось девять или десять лет. Аиша была единственной девственницей, на которой женился Пророк…» (Ибн Хишам. Жизнеописания пророка Мухаммада. Глава. Жёны Пророка). Мухаммеду понравилась Зейнаб, жена его приемного сына Зеида. Он развел их и взял ее себе в жены в число девяти.

    Иногда удивляешься тому, насколько эластичной может быть человеческая логика, когда пытаются оправдать любое несовершенство. Современные защитники ислама пытаются доказать, что многоженство является лучшей формой семьи, позволяющей решать нравственные, демографические и социальные проблемы. Они говорят, что полигамия необходима, потому что женщин в обществе значительно больше, чем мужчин. Это совершенно неверно. По данным демографической статистики в 2000-2002 годы на 100 мужчин приходилось женщин: в мире в целом – 98,5; в исламских государствах – 97,1; в Саудовской Аравии – 87,4; в Иране 95,5. В Таджикистане согласно национальной переписи населения 2000 года численность населения составила 6,1 млн. человек. Из них женщин – 49,7%, а мужчин – 50,3%.

    Ложно утверждение о нравственных преимуществах многоженства. Известно, что определенная мера гармонии в отношениях между двумя супругами достигается путем долгих и нелегких взаимных усилий. Нужно постепенно победить или ослабить недостатки, которые глубоко коренятся в падшей человеческой природе. В семье мужа-многожёнца это недостижимо. Эта семья становится рассадникам таких страстей, как зависть, соперничество, обиды и др. Полигамия является лишь формой узаконенного сожительства, но не браком в том высоком значении, которое определило этому спасительному жизненному союзу Слово Божие: живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф.5:2).