• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Биография

    В 1978 году окончил среднюю школу.

    В 1983 - исторический факультет Ивановского ГУ.

    С июля 1983 года по июль 1984 года - старший иподиакон епископа Ивановского и Кинешемского Амвросия (Щурова).

    В 1984 году поступил в Московскую Духовную Семинарию.

    В 1985-1986 гг. служил в Вооружённых силах СССР в Читинской области.

    В 1986-1988 старший иподиакон ректора МДАиС епископа Дмитровского Александра (Тимофеева).

    С 1988 года обучался в Богословском институте Бухареста (Румыния), который окончил в 1992 году со степенью магистра богословия; тема дипломной работы - «История русских старообрядцев-липован в Румынии».

    В 1991 году работал референтом Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

    1 сентября 1995 года в московском Донском монастыре был хиротонисан во епископа Дубоссарского, викария Кишинёвской епархии.

    6 октября 1998 года был назначен епископом новообразованной Тираспольской и Дубоссарской епархии.

    8 марта 2009 года, в праздник Торжества Православия, владыка Юcтиниан (Овчинников) восстановил спустя 140 лет (поимённое упоминание в чине Торжества Православия имён государственных преступников было отменено в 1869 году) традицию анафематствования гетмана Ивана Мазепы по чину, составленному в 1708 году митрополитом Стефаном (Яворским).

    С 5 марта 2010 года освобождён от должности управляющего Тираспольской и Дубоссарской епархией и назначен управляющим Патриаршими приходами в США, викарием Московской епархии и архиепископом Наро-Фоминским.

    Награды

    Церковные

    • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (РПЦ, 2001 год)
    • Орден преподобного Серафима Саровского II степени (РПЦ, 2005 год)
    • Орден «Рождество Христово - 2000» II степени (УПЦ МП, 2001 год)
    • Орден благоверного господаря Стефана Великого I степени (Православная церковь Молдовы, 2010 год)
    • Орден благоверного господаря Стефана Великого II степени (Православная церковь Молдовы, 2003 год)

    Светские

    • Орден «Трудовая слава» (Молдавия) (2000 год)
    • Медаль «В память 850-летия Москвы»
    • Орден Республики (ПМР) (31 августа 1996 года) - за заслуги в становлении и развитии Православной церкви и в связи с 6-ой годовщиной образования Приднестровской Молдавской Республики
    • Орден «За личное мужество» (ПМР) (23 декабря 1999 года) - за большой вклад в дело укрепления государственности, единства многонационального народа Приднестровской Молдавской Республики, значительные успехи в деле возрождения христианской православной веры, культуры, нравственности и в связи с 2000-летием возникновения христианства
    • Орден Почёта (ПМР) (1 сентября 2005 года) - за заслуги в деле возрождения Православия в Приднестровской Молдавской Республике и в связи с 10-летием Архиерейской Хиротонии во Епископы
    • Юбилейная медаль «Десять лет Приднестровской Молдавской Республике» (18 августа 2000 года) - за большой вклад в дело возрождения Православия, воспитания духовности, нравственности нашего народа и в связи с 10-летием со дня образования Приднестровской Молдавской Республики

    БИОГРАФИЯ-ИНТЕРВЬЮ ЕПИСКОПА ТИРАСПОЛЬСКОГО ЮСТИНИАНА (ОВЧИННИКОВА)

    Ист.: http://www.predely.ru/Paper/N10/justinian.htm, 1.2001

    Среди священнослужителей Русской Православной Церкви сейчас более 150 имеют духовное звание архиерея (епископы, архиепископы и митрополиты). Они несут ответственность за состояние дел в территориальных объединениях приходов РПЦ – епархиях, и для своих прихожан и священников являются высшими авторитетами в церковных делах. К сожалению, большая часть архиереев не любит давать интервью, общаться с прессой, и потому - малоизвестна. Однако, их деятельность, в значительной мере, определяет морально-психологический климат на «подчиняющихся» им территориях. Тем более интересно откровенное интервью, которое дал епископ Юстиниан, отвечающий за приходы РПЦ, расположенные на территории никем не признанной Приднестровской Молдавской республики (ПМР).

    Епископ Юстиниан - представитель нового поколения епископата РПЦ, которое сформировалась уже после крушения коммунистического режима в России. Это поколение избавилось от того конформизма в отношениях в властями, который, в условиях атеистического государства, был характерен почти для всех архиереев. Чего стоит хотя бы факт, что будущий епископ лично организовывал в 1992 году демонстрации с требованием возвратить церкви собор. В течении 70-ти с лишним лет такое было просто немыслимо.

    Рассказ епископа Юстиниана о его пути к епископскому сану, в принципе, достаточно типичен. Это путь новой генерации православных священнослужителей, которым предстоит грандиозная задача возрождения Православия в почти полностью нерелигиозной стране.

    Скажите пожалуйста, епископами рождаются или становятся? Это предопределено с детства или зависит больше от человеческой воли?

    Родился я 28 января 1961 года в маленьком городке Костерево во Владимирской области. Отец - Иван Степанович Овчинников, закончил техникум, работал мастером на производстве. Мать - Светлана Викторовна Овчинникова - юрист. Семья была православной, но малоцерковной. Православным моим воспитанием занималась, в основном, бабушка, мать отца, Анна Максимовна.

    Отец родом из раскулаченных крестьян Липецкой области. Спасаясь от ссылки, они, бросив, все бежали, и осели, кто в Москве, кто в Московской области. Костерево тогда, кстати, входило в состав Московской области. Бежали все равно куда, лишь бы раствориться среди пришлого населения в большом городе.

    Родня у меня была большая, но теперь я, монашествующий, с ужасом взираю на то, что мои двоюродные братья и сестры, поженившись, имеют по одному-два ребенка, и как ссыхается и исчезает наш род.

    Предками моей матери были владимирские старообрядцы Белокриницкого согласия. Однако она сама, да и ее родители, были уже членами нашей Церкви. Мой прадед по матери был мастером на местной фабрике - специалист-техник. Получал золотыми хорошую зарплату. Оставил трем своим дочерям хорошее наследство - каждой по дому, золотые украшения. Тогда старообрядческие семьи отличались особой устойчивостью и основательностью.

    В храме я себя помню с детства, но если говорить о службе церкви, то, наверное, она началась летом 1976 года - после того, как я закончил 8-ой класс школы. Семья моя была все-таки недостаточно религиозной, чтобы из-за моего интереса к церкви терпеть на работе нарекания от своего руководства. Хотя, в общем, это не было секретом, они мне не позволяли на родине ходить в храм.

    А тут псаломщик из нашей костеревской церкви переехал в Иваново, стал регентом в кафедральном соборе, я поехал к нему и там познакомился с архимандритом Амвросием - ныне архиепископом Ивановским. После этого я начал регулярно ездить в Ивановскую епархию. Получалось так, что, отбыв в другое место, я был на свободе от родителей, мог ездить по знакомым священникам, по приходам, петь на клиросе, привыкать к службе.

    После окончания школы, в 1978 году, я поступил на исторический факультет Ивановского университета. Вообще-то в тот момент я не особенно желал куда-либо поступать и заявил родителям, что хочу пойти в армию, а после нее буду учиться в семинарии. Но в семье по этому поводу начались скандалы: «У всех дети как дети, у нас - урод», и я вынужден был дать им обещание куда-нибудь поступить. Мой тогдашний духовник, ныне здравствующий протоиерей Николай Винокуров сказал, что «доверимся промыслу Божьему, ведь сколько человек поступает в институт, и не всех туда берут, а если возьмут, то на то воля Божья». И я поступил. Исторический факультет я выбрал именно потому, что для меня, как для будущего священника - а в том, что им стану, я был уверен абсолютно, - он давал наибольшую сумму знаний, могущих мне послужить в моем будущем священническом служении.

    А комсомольцем Вы были?

    Да, был. Это была целая эпопея. Меня вызвал завуч школы, сначала разговор шел обиняками, я говорил, что, мол, не достоин еще вступать. А потом она мне прямо заявила (а это была преподавательница русского языка и литературы, и потому могла говорить цветисто): «Мы знаем о твоих похождениях по церквям и монастырям, но в комсомол ты вступишь. Иначе мы из тебя сделаем притчу во языцах». Через пару дней мать приходит с работы - она была тогда заведующей юридическим бюро местного комбината - и говорит, что у нее начались неприятности. И тогда - пришлось вступать. Горько было, стыдно было, а податься некуда. Надо сказать, что я пытался увильнуть от этого - по осени, когда надо было получать комсомольский билет, залез в канаву с холодной водой, думал, заболею, пропущу церемонию, а там, может, как-то и отвертеться удастся. Но не вышло, пришлось ехать вступать.

    В 1983 году я закончил истфак ИГУ, защитил диплом по теме «Русско-болгарские связи в XV-XVIII вв.» - в этот период связи были, преимущественно, по церковной линии. И... поступил на должность старшего иподиакона епископа Амвросия. Шуму, конечно, было много по этому поводу. Как же, выпускник университета - и сразу в церковь. Уполномоченный по делам религий вдруг потребовал, что бы я принес ему диплом. Меня это насторожило и я ему говорю, что принесу нотариусом заверенную справку - такой же документ. Параллельно узнаю, что в университете было большое возбуждение - решением ученого совета хотели лишить меня диплома, но для этого им нужны были сами эти корочки. А потом можно было долго доказывать, что ты не верблюд – заканчивал ты университет или не заканчивал.

    Но, в результате, уполномоченный меня оформил. Я думаю, анализируя политику государства в отношении церкви перед перестройкой, что люди в 5-ом управлении КГБ очень помудрели. Они стали понимать, что нельзя человека загонять в угол, доводить до отчаяния. Видать, посчитали, что зачем им еще одного диссидента плодить. Увидели, что человек связал свою судьбу с церковью, и тут уже ничего не поделаешь. Тут оказала свое влияние и мягкая, и, в то же время, решительная позиция Владыки Амвросия, который нашел в себе силы и храбрости доказать уполномоченному, что церкви нужны люди с высшим образованием. И он меня отстоял.

    Был я год иподиаконом, и Владыка Амвросий уж хотел меня рукоположить в священника и оставить служить в епархии. Я к нему отношусь с особой теплотой, но уж очень мне хотелось поступить в семинарию, я мечтал о кителе семинариста, как о манне небесной. И мне пришлось набраться твердости и добиться разрешения на поступление.

    Поступил я в 1984 году, но проучился всего год - в мае 1985 года меня призвали в армию. Естественно, что это был стройбат. Служил я в Забайкальском военном округе в Читинской области. Первые полгода в отдельной расквартированной роте неподалеку от границы с Китаем - от нее нас отделяла только территория погранзаставы. Там я стал даже командиром отделения плотников-бетонщиков, и несмотря на то, что ни я, ни кто-либо в отделении никогда до этого в строительстве не работал. Но ничего, научились, норму делали. Потом вызвал меня один офицер и объявил, что переводят меня подальше от границы - в город Краснокаменск Читинской области, где в то время добывали уран. При этом он выразился так: «Есть органы бдящие и стрегущие, которые считают, что семинаристу нечего делать возле границы». Так что все последующее время я строил объекты для Краснокаменского горно-обогатительного комбината.

    В 1986 году я вернулся в семинарию и закончил ее в 1988 году. Ректором семинарии и академии в то время был епископ Александр (Тимофеев, ныне архиепископ Саратовский и Вольский). Надо сказать, что во время ректорства Владыки Александра уровень богословского образования и семинарской дисциплины был очень высокий. Он стал широко привлекать для преподавания в семинарии и академии людей с высшим светским образованием. Многие из тех, кто сейчас преподает там, были привлечены им, и, зачастую, получалось, что человек, приглашенный в качестве «варяга» для чтения какой-либо «смежной» дисциплины, воцерковлялся, становился священником, заочно обучаясь, заканчивал и семинарию и академию, и становился полноправным членом церкви и преподавательской корпорации.

    Затем Вас отправили продолжать учебу в Бухарестский Богословский институт. Вы до этого имели какое-то отношение к Румынии?

    Дело в том, что тогда несколько студентов Московской Духовной Академии было направлено на учебу по межвузовскому обмену в высшие учебные духовные заведения Румынии, Болгарии, Сербии, православные факультеты Чехословакии и Польши. Владыка Александр хотел, чтобы в нашей церкви были люди, которые имели бы хорошее представление о жизни и деятельности православных поместных церквей. Ведь одним из пробелов в деятельности Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) было то, что мы лучше знали проблемы и настроения в Римско-Католической Церкви или у протестантов, чем в родственных нам православных церквях Восточной Европы, которые находились у нас под боком. Тогда - в 1988 году- Владыка Александр, по согласованию с митрополитом Филаретом (в то время он был председателем ОВЦС, теперь глава Белорусского Экзархата), послал учиться по два человека в каждую из православных стран, чтобы по возвращении один из них остался в Академии, а второй - стал работать в ОВЦС.

    К тому времени я уже был пострижен в монахи наместником Троице-Сергиевой Лавры - случилось это 24 марта 1988 года. Причем, пострижен я был не в монахи Лавры, а для нужд Академии. Тогда, по благословению Патриарха Пимена, если постриг производился на территории Троице-Сергиевой Лавры, то его совершал только ее наместник. А затем - был в первую пасхальную ночь 1988 года рукоположен во диаконы. У Владыки Александра были такие светлые моменты и он старался рукополагать близких ему людей в памятные дни.

    Почему Вы решили стать монахом?

    Потому что в церкви с детских лет. И от того, что видел бедственное ее положение, и положение священников. Было у меня чисто человеческое желание жениться, но вместе с тем умом отдавал себе отчет, что если женат – то представляешь из себя более обширную мишень для втыкания в тебя стрел и крючков. А хотелось бы больше, с полной отдачей, послужить Богу и церкви. Почувствовал я в себе внутреннюю слабость. Если ты терпишь сам, то понимаешь, ради чего терпишь, а если рядом с тобой будет терпеть близкий тебе человек, то будешь думать - поймут ли они меня, будут ли единомышленниками, захотят ли разделить со мной тягости. Наверное, в этом отношении я был маловером, надо было больше доверять промыслу Божьему. Просто побоялся.

    А что было потом?

    Потом я доучился в Бухаресте, защитил диссертацию на тему «История русских старообрядцев-липован в Румынии». Выучил румынский язык – там без этого никак. Кстати, учился я там вместе с известным церковным публицистом диаконом Андреем Кураевым . Последний год учился я заочно и параллельно работал в Москве в ОВЦС. Но, как диссертацию защитил, подумал, что период учебы у меня растянулся, пора браться за нормальное живое дело. И махнул в Тверскую епархию, там у меня были знакомые.

    Вскоре меня епископ Виктор назначил наместником собора Вознесения Господня в Твери. Собор, к тому времени, не то что не был отреставрирован - церкви передан не был. После того, как меня назначили его наместником, мне приходилось билет покупать, чтобы в него войти - в нем располагалась областная Торгово-промышленная выставка. Причем, она никуда не собиралась съезжать – жила, цвела и благоденствовала. А у меня на руках был лишь указ о моем назначении и группа инициативных прихожан. Решение о передаче храма надо было еще отвоевать.

    Потом уже приход этого собора издал брошюру - «Хроника памятных дат и событий в истории собора». (Читает) «6 мая 1993 года – первый пикет у здания Законодательного собрания Тверской области, православная община настоятельно требует полностью передать храм верующим». Затем прошли крестным ходом с хоругвями и плакатами к зданию областной администрации. В итоге отвоевали, и, в основном, восстановили.

    Потом приехал Святейший Патриарх и сказал: «Готовься, вызовем на Священный Синод».

    В чем состоят особенности православия в Вашей епархии?

    Здесь, на Юге, по сравнению с Россией, есть ощущение более размытой церковной дисциплины. Это касается и отношения священника к своему архиерею, прихожанина к своему священнику, христианской церковной жизни. По сравнению с Россией, это мне особенно бросается в глаза, потому относительно недавно прибыл сюда, здесь больший упор на требоисполнение. Меньше желания участвовать в приходской жизни, в литургии. Такое отношение к церкви здесь формировалось в последние десятилетия, видимо, потому, что на все Приднестровье здесь было всего 2 храма. Где уж здесь говорить о церковной дисциплине - ребенка бы крестить, тайком повенчаться, заочно отпеть. И такое отношение продолжает оставаться и сейчас в умах прихожан. Меня беспокоит, что священники не стремятся разрушить такую систему взаимоотношения прихожанина и церкви. Потому как священнику это легче - он лишь «мастер, вызванный по необходимости» - требу исполнить, и не надо отвечать за духовный климат своего прихода. Легче, чем брать на себя ношу быть духовным врачом целого округа. Я сейчас прошу и настаиваю, чтобы духовенство шире понимало свои обязанности.

    Размер: px

    Начинать показ со страницы:

    Транскрипт

    2 1 сентября 2015 года исполняется 20 лет со дня архиерейской хиротонии архиепископа Элистинского и Калмыцкого Юстиниана. Эта юбилейная дата дает возможность обратиться к опыту жизни уважаемого архипастыря, церковное служение которого началось в переломные для истории нашего Отечества годы. Еще до возведения в сан архиерея, владыка Юстиниан проявил себя как духовный лидер и умелый организатор, готовый брать на себя ответственность в решении важных вопросов. Ярким подтверждением этому стала передача Русской Православной Церкви Вознесенского собора города Твери, который был возвращен верующим усилиями иеромонаха Юстиниана в начале 90-х годов. После архиерейской хиротонии Преосвященный Юстиниан возглавил Тираспольско-Дубоссарскую епархию, оставаясь до 2010 года правящим архиереем Приднестровья. Несмотря на сложную политическую обстановку, владыка сумел наладить епархиальную жизнь в регионе, улучшить положение дел в области межнациональных и межрелигиозных отношений, упрочить общественное согласие и главное - дать людям возможность приобщения к духовной жизни, проявляя особую заботу о поставлении священнослужителей, об открытии приходов, строительстве храмов, возрождении древних и созидании новых монастырей, церковном образовании и многом другом. В период гг. владыка Юстиниан был Управляющим Патриарших приходов в США. За время служения на американском континенте добился успехов в области укрепления духовных связей между представителями православных различных юрисдикций. При непосредственном участии архипастыря реализован ряд проектов по развитию приходской жизни в США и упрочению присутствия Русской Православной Церкви в религиознообщественной жизни Северной Америки. В своем архипастырском служении на калмыцкой земле, которое началось летом 2014 года, архиепископ Юстиниан уделяет особое внимание духовному попечению о православной пастве, активно содействует развитию межнационального и межрелигиозного диалога, заботится о приходах епархии в районах республики и городе Элисте. Церковная и общественная деятельность архиепископа Юстиниана была отмечена региональными и церковными наградами: «Орден Республики» , орден «За личное мужество» Приднестровской Молдавской Республики, Почетный гражданин г. Комрат, орден прп. Сергия Радонежского II ст, орден «Рождество Христово » II ст, орден блгв. господаря Стефана Великого I ст. Православной Церкви в Молдове, орден свт. Иннокентия Московского II ст, медаль «Игумен земли Русской»

    5 Прибытие архиепископа Элистинского и Калмыцкого Юстиниана в Калмыкию. 7 августа 2014 года Всегда тороплюсь на место своего служения, как и сейчас. Ощущение того, что ты стал отцом новой для тебя семьи. Ты хочешь, чтобы ты соответствовал чаяниям этой семьи, чтобы ты был бы им близок, дорог, ну и, соответственно, чтобы ты бы понял эту семью: в чем ее нужды, чем бы ты мог помочь, ведь, когда возникнет вот это понимание, тогда очень многое-многое будет делаться и без слов. 1

    6 По милости Божией для меня - я стал архиереем Элистинским и Калмыцким, я очень обрадован тому, что епархия небольшая, но мне сразу бросается в глаза высокий уровень ее церковной организованности. Я вижу труды моих предшественников: владыки Зосимы, владыки Зиновия и временно управляющего Элистинской и Калмыцкой епархией митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. Я вижу высокий уровень и внешней организованности, и благодатную молитвенную настроенность верующих. Официальное вступление Высокопреосвященнейшего Юстиниана в управление Элистинской епархией и подписание акта приема-передачи дел совместно с митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом, временно управлявшим православной общиной Калмыкии. 8 августа 2014 года 2

    7 Сердце пастыря должно быть таким, как сказал когда-то апостол Павел, чтоб никому вам не было тесно в сердце моем. Вот так, смею я вас заверить: при той доброй, благодарной памяти о тех людях, с которыми я вместе жил, трудился, молился, ни один из вас не будет чужим для сердца моего, но каждый найдет в нем свое место. И в этом я вижу и свой долг, и свое искреннее христианское стремление к этому. Первая Литургия в Казанском кафедральном соборе Элисты в день памяти великомученика Пантелеимона. 9 августа 2014 года 3

    8 Встреча с главой Республики Калмыкия. 7 августа 2014 года Важным направлением деятельности Элистинской епархии является церковно-государственное сотрудничество, направленное на сохранение межнационального и межрелигиозного мира в регионе, реализацию совместных программ в области образования, воспитания, благотворительности и социального служения. Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан и глава Республики Калмыкия Алексей Орлов в праздник Святой Пасхи на праздничном богослужении в Казанском кафедральном соборе города Элисты. 12 апреля 2015 года 4

    9 Мы ощущаем величие от свершившегося Преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе и его значения для учеников того времени и для нас с вами. Ибо в наш век веру во Христа Спасителя нужно укреплять и утверждать, чтобы мы ни в коей мере никогда бы не засомневались в том, что Иисус Христос есть Сам Бог, пришедший на землю нашего ради спасения. Освящение плодов у стен Казанского кафедрального собора в праздник Преображения Господня. 19 августа 2014 года Крестный ход по селу Садовому. 21 сентября 2014 года 5

    10 Богослужение в храме святителя Николая Чудотворца г. Лагани. 19 октября 2014 года Крестный ход к памятнику Сергия Радонежского с участием казачьих классов Элисты и воспитанников воскресной школы Казанского кафедрального собора. 12 октября 2014 года 6

    11 Сам день происхождения праздника народного единства нашей страны идет от дня освобождения града Москвы и всей России от польско-литовского нашествия. Именно в этот день был освобожден Кремль как сердце России. С тех пор Казанская икона Божией Матери стала особенным образом почитаться на необъятных просторах России. Особенно знаменательно, что это - общенациональный праздник для Российской Федерации. Государства, в котором живут люди разных национальностей, разных религий, и которые уже веками научились жить вместе, уважая друг друга, другой язык, веру своего соседа, его культуру. И в этом и есть залог нашего с вами будущего. Торжества в честь престольного праздника Казанского кафедрального собора города Элисты. 4 ноября 2014 года 7

    12 Межрелигиозный совет Калмыкии, посвященный 70-летию Победы. 15 апреля 2015 года В День народного единства на площади Победы г. Элисты. 4 ноября 2014 года Встреча архиепископа Элистинского и Калмыцкого Юстиниана с Верховным ламой Калмыкии Тэлу Тулку Ринпоче в здании Центрального хурула Элисты. 26 сентября 2014 года 8

    13 Накануне праздника Рождества Христова в Элисте состоялся детский праздник «Рождественский сочельник». Праздничное мероприятие организовано воскресной школой Казанского кафедрального собора при поддержке Элистинской и Калмыцкой епархии. Сочельник прошел в Большом зале Калмгосфилармонии с участием более пятисот детей Элисты разных возрастов. На праздник были приглашены победители епархиальных конкурсов, проходивших в минувшем году, воспитанники социальных учреждений города, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из социально незащищенных семей. Открытие детского праздника «Рождественский сочельник». 6 января 2015 года 9

    14 Великое освящение воды в праздник Крещения Господня. 19 января 2015 года Праздник Крещения приобщает нас к жизни первозданного Адама, первых людей, которые жили без болезни, без смертей, без тления. Христос обещает нам, что исцелит и исправит всю Вселенную, и мы еще более уверяемся: Слово Твое, Господи, непреложно, и все, что Ты сказал, обязательно исполнится. Вразуми нас пронести веру до конца жизни нашей и через веру нашу войти и в Царство Небесное и там ликовать со всеми святыми, которые послужили Тебе на Земле. Вручение рождественских подарков устроителям праздника «Рождественский сочельник». 8 января 2015 года 10

    15 Широко известно о служении Кирилла и Мефодия среди западных славян. Но мы также знаем, что они проповедовали христианство в ходе хазарской миссии, посещая Крым и южные регионы современной России, обращаясь со словом Евангелия к живущим здесь славянам. Это должно подтолкнуть нас к внимательному изучению их просветительских трудов в пределах нашего Отечества. Именно Калмыкия может стать тем регионом России, где будет проводиться исследовательская работа по изучению миссии. На просторах нынешней калмыцкой степи находился личный домен хазарского Кагана, по приглашению которого сюда и прибыли посланники Византии. Это дает нам возможность говорить об особой ответственности нашего региона за сохранение памяти о трудах святых Кирилла и Мефодия среди народов, населявших в те времена эти земли. Межрегиональная научно-практическая конференция «Хазарская миссия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». 20 февраля 2014 года 11

    16 Межрегиональная научно-практическая конференция «Хазарская миссия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». 20 февраля 2014 года Открытие юбилейной выставки «История православия в Калмыкии» в Национальном музее Калмыкии. 16 января 2015 года 12

    17 Освящение купольного креста церкви Архистратига Божия Михаила села Обильного Сарпинского района Калмыкии. 23 марта 2015 года Освящение поклонного креста в селе Вознесеновке Целинного района. 2 июня 2015 года 13

    19 Пасхальное богослужение в Казанском кафедральном соборе города Элисты. 12 апреля 2015 года Пасха Христова есть постоянное уверение: воскрес Христос и мы с вами воскреснем. Наше верующее сердце подсказывает нам с вами - людям XXI века, которые и без внешних свидетельств, но по своему внутреннему опыту могут сказать: доподлинно воскрес Христос! Чувствует сердце мое, сердце верующего человека, Божью благодать и Божью силу, свет Воскресения, который просвещает всякого человека, приходящего в мир! 15

    21 Чтобы иметь подлинное уважение друг к другу нужно глубже знать верования твоего соседа, его культуру, знать его чаяния и, конечно, христианство легче познавать, когда человек знакомится с конкретными обликами людей. Переводы на старокалмыцкий и современный калмыцкий языки Жития святого Владимира призваны послужить тому, чтобы христианство не было какой-то далекой, абстрактной религией, но чтобы через личность князя Владимира легче было познавать веру православных людей и тем легче иметь понимание друг друга и хранить согласие между собой, что было важно и тогда, и сейчас. Презентация сборника американских проповедей архиепископа Юстиниана в Культурно-просветительском центре Казанского кафедрального собора Элисты. 27 ноября 2014 года Презентация калмыцкого перевода Жития святого равноапостольного князя Владимира. 25 марта 2015 года 17

    22 Вручение медалей «За любовь и верность» православным супругам. 20 сентября 2014 года Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан с учащимися воскресной школы и воспитанниками Яшкульского интерната на Пасхальном празднике «Светлый день». 12 апреля 2015 года 18

    23 Открытие казачьего класса в Приютненской средней школе. 27 сентября 2014 года Вручение памятных икон казакам Калмыцкого казачьего округа. 12 октября 2014 года Воинское служение должно быть основано на чувстве христианской ответственности и любви к своим ближним и к Отечеству с готовностью пожертвовать собой ради других. Торжественный молебен в храме-часовне святого великомученика Георгия Победоносца с участием представителей силовых структур Калмыкии. 6 мая 2015 года 19

    24 Благословение участников памятной акции в честь 1155-летия Хазарской миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на площади Победы города Элисты. 10 апреля 2015 года Казачья культура, основанная на духовных ценностях, является нашим великим достоянием, которое необходимо использовать в воспитании подрастающего поколения. Встреча с учащимися Кадетского казачьего корпуса в городе Городовиковске. 26 апреля 2015 года 20

    25 Молебен в строящемся храме святого благоверного князя Михаила Тверского в селе Красномихайловке Яшалтинского района Калмыкии. 27 апреля 2015 года Жители Калмыкии должны помнить о том, что они живут на древней земле, освященной миссионерским подвигом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Просветители славянского мира так же, как святой Петр, царевич Ордынский, благоверный князь Михаил Тверской являются небесными покровителями верующих Элистинской епархии, к предстательству которых нам необходимо обращаться в своих молитвах. Литургия в Петровском мужском монастыре Ростова Великого, основанного преподобным Петром, царевичем Ордынским. 7 июля 2015 года 21

    26 Крестный ход с мощами равноапостольного Кирилла. 22 мая 2015 года Освящение иконы святых Кирилла и Мефодия - юбилейного знака Элистинской епархии. 22 мая 2015 года 22

    27 Вступая в празднование 70-летия Великой Победы, мы стараемся приложить усилия к тому, чтобы эпизоды Великой войны, совершавшиеся здесь, не были забыты, чтобы война была представлена пред нами очень зримо, а не как нечто далекое, абстрактное и не касающееся нашей жизни и той земли, где мы живем. Сегодняшнее мероприятие помогает нам с вами -жителям Калмыкии и Астраханской области - сопричаститься подвигу наших ветеранов, наших отцов и дедов, отдать им должное уважение и признательность, явить им нашу любовь, совершить слова молитвы о здравствующих, призвать милосердие Божие к душам погибших героев, пропеть им вечную память и, тем самым, самим укрепиться, чтобы эстафета жизни, которую они передали нам, в наших руках была бы сохранена. Чтобы ни никакой враг не дерзал восстать против нашей Родины. Церемония перезахоронения останков воинов 28-й Армии на Мемориальном комплексе в поселке Хулхута Яшкульского района Калмыкии. 6 мая 2015 года 23

    28 Освящение памятного креста и панихида на могиле воинов-защитников Элисты. 7 мая 2015 года Возложение цветов у монумента Героев. 9 мая 2015 года 24

    29 Встреча ковчега с десницей великомученика Георгия Победоносца в Элисте. 15 мая 2015 года Калмыкию посетил ковчег с десницей великомученика Георгия Победоносца из монастыря Святой горы Афон. Мощи провезли на открытой машине по главным улицам калмыцкой столицы. Кортеж сопровождали военные автомобили с развернутыми георгиевскими знаменами. Поклонение мощам проходило в Казанском кафедральном соборе. Всего у святыни побывало около 5 тысяч человек. 25

    30 Имя святого Георгия Победоносца стало на века символом воинской доблести, храбрости, символом победы добра над злом, жизни над смертью. Думаю, что верующим всех религий понятно, что отдать жизнь свою за близких - это достойно, защитить слабого - это достойно. Поэтому святой Георгий как символ добра и справедливости, воинской доблести и мужества может быть любимым героем для человека любой религии. Встреча ковчега с десницей великомученика Георгия Победоносца в Элисте. 15 мая 2015 года 26

    31 27 Встреча ковчега с десницей великомученика Георгия Победоносца в Элисте. 15 мая 2015 года

    32 Первая Литургия в храме цесаревича Алексия в Городовиковске и освящение креста главного купола храма. 17 июля 2015 года Жители града Городовиковска, как продолжатели духовного делания их предков, посчитали за благо выстроить вместо разрушенного храма церковь, которая была бы украшением и духовным сердцем, духовным центром града Городовиковска. И, конечно же, нужно сохранить традицию, чтобы храм этот обязательно напоминал о бывшем когда-то молитвенном строительном подвиге, о том, что храм здесь был когдато посвящен Алексию, человеку Божию, и ныне прославляемому в лике святых, наследнику, страстотерпцу, безвинному страдальцу, юноше, царевичу Алексию. 28

    33 Мы сегодня с вами особенным образом вошли в торжества нашей Русской Православной Церкви, которые совершаются не только в пределах России, но и по всему миру в честь равноапостольного князя Владимира. Безусловно, мы начинали праздничные мероприятия еще от зимних месяцев. Когда вышла в свет книга перевода жития равноапостольного великого князя Владимира со старокалмыцкой на новую письменность, там же, в этой книге, есть повествование на русском языке. Мы говорили о князе Владимире все эти дни приготовления к сегодняшнему торжеству освящения придела с алтарем, с престолом. Нам хотелось бы больше и больше принести даров благодарности Крестителю Руси. Освящение придела в честь святого равноапостольного князя Владимира и священномученика Владимира Амбарцумова в Казанском кафедральном соборе Элисты. 19 июля 2015 года 29

    34 Торжества в честь святого равноапостольного князя Владимира в Крыму. 26 июля 2015 года Благословение перед началом морского крестного хода с мощами святого равноапостольного великого князя Владимира. 26 июля 2015 года 30

    35 Открытие выставки "Византия.RU" на территории Национального заповедника "Херсонес Таврический". 26 июля 2015 года 31

    36 Архиепископ Юстиниан принял участие в мероприятиях, посвящённых Дню памяти святого равноапостольного великого князя Владимира - Крестителя Руси в Севастополе. 28 июля 2015 года 32

    37 Архиепископ Юстиниан принял участие в ероприятиях, посвящённых Дню памяти святого равноапостольного великого князя Владимира - Крестителя Руси в Севастополе. 28 июля 2015 года 33

    38 Архиепископ Юстиниан на Волге у поселка Цаган-Аман. Восхищает простор. Простор калмыцких степей. Восхищает то, что здесь мирно живут люди, ощущая себя братьями, жителями одной земли, где надо, все-таки, и выживать, потому что земля эта своеобразная, она с жарким солнцем. Архиепископ Юстиниан в одной из архипастырских поездок по Калмыкии. 34

    39 1

    40 2


    РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ епископа Орского и Гайского ИРИНЕЯ пастырям, монашествующим и всем верным чадам Орской епархии Русской Православной Церкви 2013/2014 «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех

    8 ноября 2013 года Выпуск 1 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 1 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 2 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 3 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru

    РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ епископа Орского и Гайского ИРИНЕЯ всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Орской епархии Русской Православной Церкви 2014/2015 И мира Его несть предела,

    1 Начальная ступень «История Христианской Церкви» (70 часов). Пояснительная записка Содержание и особенности преподавания предмета. История христианской церкви является основополагающей дисциплиной в системе

    Рождественское послание ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО РОСТИСЛАВА митрополита Томского и Асиновского ГРАД ТОМСК «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф, 1,23)

    Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве, в Храме Христа Спасителя 2 5 февраля 2013 года, обращается ко всем вам со словами апостольского приветствия: Благодать вамъ и миръ отъ Бога Отца нашего

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова» Рабочая программа по ОРКСЭ «Основы православной культуры» 4А,Б1; 4А2; 4А3; 4А4; 4А,Б,В5;

    «УТВЕРЖДАЮ» Настоятель храма Живоначальной Троицы при б.черкасской богадельне 2015 г. ПЛАН работы Воскресной группы при храме Живоначальной Троицы при б. Черкасской богадельне на 2015/2016 учебный год.

    Православные праздники 2015 год 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы 7 января - Рождество Христово 7-17 января - Святки 14 января - Обрезание Господне 18 января - Крещенский сочельник, Навечерие

    Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви Учебный предмет ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ 2 класс Рабочая программа раздела учебного предмета

    1 «Устройство православного храма и богослужение» (112 часов) Начальная ступень Пояснительная записка Содержание и особенности преподавания предмета. «Устройство православного храма и богослужение» изучает

    Утверждаю Директор ТОГБОУ «Заворонежский детский дом» Е.Л. Духанина 2012 г. Календарно-тематическое планирование работы молельной комнаты в ТОГБОУ «Заворонежский детский дом» на 2012-2013гг. СЕНТЯБРЬ Тема:

    Главы Ставропольской митрополии митрополита Ставропольского и Невинномысского КИРИЛЛА духовенству, монашествующим, всечестному казачеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви Ставропольской

    8 декабрь2012 года И в Боге пребудем, и Бог в нас пребудет. Бог бо, - сказано, - любы есть, и пребывай в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4, 16). Тема номера: Святитель Иоасаф, епископ

    Воскресная школа для детей Местной религиозной организации «Приход Кафедрального собора Воздвижения Креста Господня г. Омска Омской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» «ОДОБРЕНО»,

    ЯНВАРЬ 2012 ГОДА. 1 Вс. 9.30 Н е д е л я 2 9 - я п о П я т и д е с я т н и ц е, С в я т ы х О т е ц Л и т у р г и я. 2 Пн. 9.00 Прав. Иоанна Кронштадтского. Утреня и Литургия. 6 Пц. 9.00 Навечерие Рождества

    Иерей Виктор Лисюнин, кандидат исторических наук, проректор Тамбовской Духовной семинарии, духовный наставник церковной общины храма мученицы царицы Александры ТГУ имени Г.Р. Державина Святое место, которое

    Пасха в кубанской семье. Творческая работа ученицы 8 класса Саламаха Виктории. Учитель кубановедения Галкина В.В К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному

    Храм-памятник-на-Крови 1 2 Маршрут крестного хода Екатеринбург - Верхотурье Маршрут Крестного хода проходит по старо Верхотурскому тракту: Екатеринбург В. Пышма Балтым Мостовское Колташи - Октябрьское

    Научный журнал «Студенческий форум» выпуск 6(6) ИСТОРИЯ УСПЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА Чеботарева Виктория Андреевна студент специальности «Экономика», Пензенский Государственный Университет, ФЭиУ, кафедра

    БОГОСЛУЖЕНИЯ В ЯНВАРЕ 2010. Сб. 02.01. Вс. 03.01. Неделя 30-я по Пятидесятнице. Ср. 06.01. Чт. 07.01. Навечерие Рождества Христова. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Сб. 09.01. Вс. 10.01. Неделя 31-я по Пятидесятнице.

    Икона Божией Матери «Млекопитательница» В главном приделе Богоявленского собора имеется икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освящена на святой Афонской

    Урок 5 модуля «Основы православной культуры» в курсе ОРКиСЭ. 4класс. Тема: Во что верят православные христиане.

    14 сентября 2017 345 В Дагестане совершили литургию на месте строительства собора Александра Невского Фото: Александр Егорцев Исторический Александро-Невский собор в Махачкале был разрушен в 1953 году.

    М СПАРТАК М Предложение по строительству храма по адресу: г. Москва, Волоколамское ш., 67, СЗАО Размещение храма в городе Расположение Храма Христа Спасителя Расположение церкви Вознесения Господня в Коломенском

    800 лет Владимирской епархии Паломническая служба Владимирской митрополии Владимирская Русь Каталог программ на 2014 год По благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия паломническая

    Информационный гласъ листок детской воскресной школы при храме преподобного Серафима Саровского Саратовской епархии No5 (67) январь 2011 г. Завершились Рождественские святки. Праздничные службы и водосвятные

    ИНФОРМАЦИЯ ПО ПАСХАЛЬНЫМ БОГОСЛУЖЕНИЯМ В ХРАМАХ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА п/п Название храма Мероприятие Дата и время Адрес проведения мероприятия Храм в честь святителя и чудотворца Николая Храм в честь

    Образовательные Рождественские чтения Восточного викариатства города Москвы, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского Модуль «Основы православной культуры» в школе: работа

    СОВМЕСТНЫЙ П Л А Н мероприятий духовно-просветительского центра «Надежда» Радьковского сельского поселения на 2012-2013 учебный год Задача: создание социально-педагогической среды, основанной на традиционных

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5 г. Пересвета» Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы

    БОГОСЛУЖЕНИЯ В ЯНВАРЕ 2011. Сб. 01.01. Вс. 02.01. Неделя 32-я по Пятидесятнице. Чт. 06.01. Навечерие Рождества Христова. Пт. 07.01. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Сб. 08.01. Вс. 09.01. Неделя 33-я по Пятидесятнице.

    «ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ» как базовый предмет начальной ступени обучения в воскресных школах иерей Андрей Мекрюков, директор воскресной школы собора иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»,

    20 июня 2017 1139 В Ашхабаде открылся четвертый православный храм Фото: Православие в Туркменистане Вновь построенная церковь освящена в честь иконы Божией Матери «Услышательница». 18 июня в столице Туркменистана

    Программа уроков с с 1 июня по 31 декабря 2014 Июнь: Вознесение Господне. Икона праздника Вознесения Господня. Видео: Программа "Доброе слово". Икона Вознесения Господня Празднуем Вознесение Господне -

    Принято на педагогическом совете Протокол от августа 2016г. Утверждаю: Директор школы О.В. Караванская Приказ от августа 2016г. Рабочая программа Предмет учебного плана ОРКСЭ Основы православной культуры

    29 июня 2017 2922 Первая за сто лет архиерейская литургия прошла в храме при госпитале им. Бурденко Фото: A.Savin (CC by-sa) До революции в госпитальном храме помимо литургий совершались венчание, крещение

    08 (246) август 2015 Пресс-служба 1000-ЛЕТИЕ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА 15/28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в России и на Украине установлено

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального

    5 апреля 2017 1589 Афонский Пантелеимонов монастырь намерен приостановить деятельность своего подворья в Киеве Фото: Подворье Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря в Украине (Facebook) С соответствующей

    Иоанновский ставропигиальный женский монастырь города Санкт-Петербурга Официальный сайт монастыря (http://imonspb.ru) Архиепископ Феогност совершил великое освящение храма-усыпальницы 9 ноября архиепископ

    ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ (НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ) иерей Андрей Мекрюков, директор воскресной школы собора иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» г. Сосновый Бор

    Вс. 01.01. Пт. 06.01. Сб. 07.01. Вс. 08.01. БОГОСЛУЖЕНИЯ В ЯНВАРЕ 2012. Неделя 29-я по Пятидесятнице. Божественная литургия. 10 00 ч. Навечерие Рождества Христова. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Неделя 30-я по Пятидесятнице.

    Суббота 14 октября 17:00 Воскресенье 15 октября Суббота 28 октября 17:00 Воскресенье 29 октября Суббота 11 ноября 17:00 Воскресенье 12 ноября Суббота 23 декабря 17:00 Воскресенье 24 декабря Воскресенье

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Рабочая программа по «Основам православной культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

    РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ НИКОЛАЙ, ЕПИСКОП ЯПОНСКИЙ (1912) Память его празднуется 3 февр. в день преставления Высокопреосвященный Николай, в миру Иоанн Димитриевич Касаткин, родился 1 авгycтa 1836 г. в селе Береза

    Синодальный комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством Постоянная профильная комиссия по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте Российской

    ПРОГРАММА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ «СВЕТ ВЕРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ» Дата: 20-24 ноября 2013 г. : г. Сызрань, ФОК «Надежда» ОРГАНИЗАТОРЫ: Сызранское благочиние Самарской и Сызранской епархии. центр «ЭКСПО-Тольятти».

    Паломнический центр Благотворительного фонда «ЧИСТОЕ СЕРДЦЕ» ПО БЛАГОСЛОВЛЕНИЮ О. ВЛАДИМИРА (ГОЛОВИНА) ПАЛОМНИЧЕСТВО В БОЛГАР к мощам св. мч. Авраамия Болгарского, а также на проповедь протоиерея Владимира

    «Ладья» Православный археологический лагерь на древней Смядыни Ради Веры и во имя Отечества 1015-2015 Местная религиозная организация православный Приход храма в честь святых благоверных князей и страстотерпцев

    ЮБИЛЕИ Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский ВИКЕНТИЙ, ректор Екатеринбургской духовной семинарии ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1. 2011, 231 246 ЮБИЛЕЙ РЕКТОРА: 20-ЛЕТИЕ АРХИЕРЕЙСКОЙ

    Спасибо армии российской, Спасибо дедам и отцам За то, что солнце светит нам. Мы чтим сынов Отечества в мундирах, Что славу флага умножают. Мы славим всех, кто на страже Отечества. История появления этого

    «Мангостин». С нами радушно весь мир скажет: «Здравствуй!» ПО БЛАГОСЛОВЛЕНИЮ О. ВЛАДИМИРА (ГОЛОВИНА) ПАЛОМНИЧЕСТВО В БОЛГАР к мощам св. мч. Авраамия Болгарского, а также на проповедь протоиерея Владимира

    Воскресная школа для детей Местной религиозной организации «Приход Кафедрального собора Воздвижения Креста Господня г. Омска Омской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» ПРОЕКТ «СОГЛАСОВАНО»,

    9 августа 2016 2307 По Вятской земле в 15-й раз проходит Великорецкий крестный ход старообрядцев Фото: Старообрядческий сайт «Русская вера» Шествие началось сегодня, 9 августа, и продлится пять дней. Как

    1 год 1 четверть БЛАГОСЛОВЕНИЕ ключевое слово четверти. 1. Библия источник благословения. 2. Автор и соавторы Библии. 3. Истинность Слова Божия. 4. Бог лишает благословения. 5. Божье милосердие и долготерпение.

    19 октября 2017 г. (чт) Тема дня: «Казанская икона Божией Матери. Возвращение святыни» 10:00- Открытие выставки для посетителей. 12:00- Молебен. Торжественное открытие выставки-ярмарки у Центральной Святыни,

    ПЛАН мероприятий по проведению Дней Славянской письменности и культуры памяти святых Кирилла и Мефодия 2012 год п/п Наименование мероприятий Время и место проведения Ответственные за подгото 1 1 / 23 2

    ПЕРВАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ВЫСТАВКА-ЯРМАРКА В НОВОКУЙБЫШЕВСКЕ В выставке приняли участие более 80 церковных и светских организаций из России, Украины, Беларуси игреции: монастыри, храмы и обители, храмы Новокуйбышевского

    ПОЛОЖЕНИЕ о Епархиальном областном конкурсе «Русь Святая живет», В год 1000 летия преставления святого князя Владимира конкурс обозначен темой: «Великий князь Владимир. Исторический выбор Руси» Конкурс


    Технология рождения слухов на сегодняшний день достаточно изучена. Обращаю внимание на книгу «Слухи, которые работают на вас» С. Беззубцева (СПб.: Питер, 2003). Автор показывает механизмы возникновения слухов, как их можно использовать, а также как предупредить их негативные последствия.

    Уже отмечалось, что слухи - это излюбленный прием многих журналистов. В первом ряду здесь будут имена Сергея Бычкова («МК») и Наталии Бабасян. В их скандальных материалах сплетни и слухи часто выполняют вспомогательную функцию, скрепляя противоречащие друг другу стереотипы.

    Слухи могут распространяться и в церковной среде. Очень часто в приходы сплетни заносятся извне, н-р, заезжей «монахиней». С другой стороны, их можно подцепить в паломнической поездке от «случайных» людей. Встречаются такие «православные христиане» и на Интернет-форумах. Однако не каждая монахиня - заезжая и не в каждой поездке и не на каждом сайте можно встретить только засланных казачков. Во всяком случае, православному христианину бояться здесь нечего. Основная характерная особенность слухов и сплетен – это анонимность или ссылка на источник, который трудно проверить. А отличительная черта «православных» слухмейкеров их негативное отношение к иерархии. Цель у них одна: скомпрометировать митрополитов и архиереев в первую очередь в глазах неофитов, а также части паствы. Враги Православия прекрасно знают: без епископов нет Церкви.

    В качестве примера искусственного распространения слухов мы возьмем несколько публикаций о двух видных епископах.

    Епископ Красногорский Савва (Волков)

    Автобиография.

    Родился 27.09.1958. Викарий Московской епархии, до 2001 года председатель Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Образование. 1980 - Московская духовная семинария. 1986 - Московская духовная академия; кандидатская диссертация на тему «Христианское учение о нравственном достоинстве человека».

    ПО СООБЩЕНИЯМ СМИ епископ Савва прославился «среди своей паствы пылким пристрастием к молодым воспитанникам основанного им сиротского дома».

    Епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан (Овчинников Виктор Иванович)

    Автобиография.

    Родился в г. Костерево Владимирской обл. 28 января 1961 г. В 1978 г. окончил среднюю школу, в 1983 г.- исторический факультет Ивановского ГУ. В 1984 г. поступил в МДС. С 1988 г. обучался в Богословском институте Бухареста (Румыния), который окончил в 1992 г. со степенью магистра богословия. Личное знакомство с богословами Румынии, Украины и России.

    ПО СООБЩЕНИЯМ СМИ «замешен во множестве гомосексуальных и педофильских скандалов».

    ОПРОВЕРЖЕНИЕ

    Первоисточник публикаций о «пылких пристрастиях» епископа Саввы мне найти не удалось (буду признателен за помощь). Скорее всего, это была очередная публикация в МК. В статье «Болевые точки РПЦ» журналист как обычно комментирует освобождение епископа от руководства одного из отделов Патриархии . Затем на этот источник ссылается Николай Митрохин в своей антицерковной книге. По его мнению, в статье епископы «прямо обвинены в прессе в гомосексуализме» . Конкретику на епископа можно найти в т.н. «Обращении православной общественности». Это обращение подписали члены братства во имя святого благоверного царя Иоанна Грозного. Оказывается, епископ Савва прославился «среди своей паствы пылким пристрастием к молодым воспитанникам основанного им сиротского дома» .

    СПРАВКА. Православный детский дом при Храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами. Основан при Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московской Патриархии РПЦ. Количество подопечных – 15-20 детей офицеров, погибших при выполнении служебного долга. Адрес: Москва, Бол.Серпуховская, 24, стр.2. Контактное лицо: Николай Анатольевич Осколков. 958-24-24 .

    Совсем недавно на одном из екатеринбургских сайтов появились другие подробности. На форуме участник под именем «Гомофоб из РПЦ» делиться со всеми «уникальными фактами, которые почти никто пока не знает». Оказывается, оргии высшего духовенства снимались на пленку. Запись и в правду видимо уникальна. Осведомленный «Гомофоб» сначала долго проверял (?) пленку на подлинность, а затем и пересматривал.

    Таинственный «Гомофоб» сообщает: «Помимо Саввы на пленку попало 9 епископов и архиепископов да пара митрополитов… Долго приходилось их (пленки – прим. А.Д.) проверять, чтобы удостовериться в их подлинности. Сейчас сомнений уже нет. На днях я смотрел часть съемок… После просмотра я очень осторожно разговаривал с одним из снятых там епископов. У него особых переживаний не было. Я задержался с ответом для Вас именно из-за необходимости "проверки боем" уникальнейшей видеоинформации. Должен с большим недоумением признать, что участвовавший в оргиях архиерей, с которым у меня была обычная рутинная встреча, абсолютно не прореагировал на мое сообщение о съемке тех увеселений и о том, что эта видеоинформация становится доступной. Почему же не боятся? Ведь там были малолетки. За это грозит серьезная ответственность. Действительно они не боятся… руководителям МП тоже закон не писан» .

    Совершенно очевидно, что готовится выплеск очередного компромата. Попробуем предсказать, по какому сценарию он может развиваться. Сначала косвенное упоминание в одной газете, затем неясная ссылка в другой. Потом на эти «прямые обвинения в гомосексуализме» ссылается автор скандальной книги. Наконец, появляются сообщения на форумах (без подписи естественно). Что происходит дальше?

    Представим себе ситуацию, что епископ Савва с кем-то повздорил или его назначили епископом в другую епархию, или на Пасху он похристосовался с епископом Никоном (фото прилагается). И вот тут появится таинственная пленка. Ее даже могут показать один раз по Второму каналу. Потом журналисты снимут фильм-расследование. И тогда у вас будет целых 10 секунд, чтобы «удостовериться в подлинности» мутного и рябого изображения. Решительный голос журналиста в течение пяти минут с возмущением прокомментирует эту запись. В репортаже (еще пять минут) вы увидите заседающий Священный Синод, заголовки старых публикаций о епископе Никоне и других членов «голубой мафии». Вы услышите скандальные факты от «православного» человека, опасающегося за свою жизнь и потому вместо лица показывающего затылок. Аноним, скорее всего, будет членом братства во имя святого благоверного царя Иоанна Грозного или член секты «Православной церкви Божией Матери «Державной». Только вряд ли об этом скажут. Режиссер также даст слово российским геям, правозащитникам и членам Хельсинской группы. В качестве альтернативы возьмут интервью у косноязычного батюшки. Всё. Ужасающая картина «Голубая мафия Русской Церкви» нарисована. Все телезрители возмущены, раздаются гневные звонки в прямой эфир (можно опубликовать «гневные письма в редакцию», если это материал в газете). И уже опять краснеть придется «детищу КГБ» – Отделу внешних церковных сношений Московской Патриархии. В конце концов, кто-то «запретит» дальнейшую трансляцию по центральным каналам. «Дело замнут». Однако подробности «приглушенного» скандала вы всегда сможете найти на сайте «Компромат.ру». Опровержений вы там не найдете, но не потому, что их не было или нет. Они были и есть. Просто за размещение этой информации на каждом углу никто никому денег не платит.

    Примерно по такой схеме сейчас происходят все «наезды» на Церковь. Мы имеем дело с хрестоматийными примерами из учебника по «черному пиару». Это проверенные приемы досадить своему врагу (верх пилотажа – пустить слух о скором снятии с руководящего поста), чтобы отвлечь его от выполнения своих обязанностей, особенно если они хорошо выполняются. Как по книге этим арсеналом слухов пользуются все без исключения упомянутые журналисты, авторы книг и т.д. Позволим себе продолжительные, но поучительные выдержки. Вот как описываются эти механизмы (они даже имеют свое название) в специальной литературе :

    «Глава 8. Оружие офисных войн

    … Победа в офисной войне определяется использованием широкого арсенала различных формальных и неформальных методов. Некоторые из них недопустимы с моральной точки зрения, некоторые и вовсе незаконны.

    Анонимность слуха всегда позволяет манипулятору при неблагополучном исходе ситуации отказаться от «якобы приписываемых ему намерений». Вместе с тем неявная предпосылка, сопровождающая любое сообщение слуха «это уже кому-то известно», не позволяет Жертве разобраться с манипулятором «один на один».

    (Пример. Николай Митрохин в книге "Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы" (М., 2004) делает предвзятый обзор статей про «голубую мафию». Автор не утруждает себя проверкой очевидных журналистских ляпов. Противоположная точка зрения, устные опровержения и судебные решения в пользу епископов его не интересуют. Наоборот, на чужие ляпы он нагромождает свои собственные. Так косвенные и полупрозрачные намеки в газетах им называются публичными обвинениями. Хотя в большинстве случаев речь идет о банальной клевете. Однако это не небрежность. Сам Н. Митрохин с большим удовольствием придумывает анонимные слухи. Цитирую: «В церковной среде мне приходилось слышать устные, но устойчивые обвинения в гомосексуализме, касающиеся еще не менее чем полутора десятка епископов, включая…»; «Информанты в провинции рассказывают о достаточно распространенной, на их взгляд, практике полуофициальных визитов архиереев-гомосексуалистов друг к другу и об устраиваемых по этому поводу вместе со свитой оргиях» .

    Любопытен следующий факт. Н. Митрохин главу из своей книги разместил на одном из содомских сайтов. Видимо, это был своеобразный отчет перед заказчиками. - прим. АД).

    … Личные связи. Чтобы повысить свою «цену» в глазах окружающих, некоторые могут пойти намного дальше, чем инсценировки звонков … Акцентирование различными способами внимания общественности на факте этих связей провоцирует соответствующие слухи и порой также позволяет сотруднику добиваться каких-либо привилегий для себя: «Как же я могу ее выгнать, когда ей звонит сам…»

    (Пример. Ср. лексику двух московских журналистов Сергея Бычкова, Наталии Бабасян: «Наши информаторы в ОВЦС убеждены, что сравнительно недавно был достигнут компромисс между “табачным” и владыкой Епифановым», «Вторая страсть владыки - томные и порочные юноши. Говорят, что у него едва ли не самая богатая коллекция в Русской церкви… Говорят, иногда даже правит доносы». Понятно, что когда так много «говорят», то на самом деле никто ничего не говорит, а просто разносит слухи. «Компетентность» такого рода является всего лишь пусканием пыли в глаза главному редактору. Ссылки на своих людей в РПЦ нужны авторам подобных статей для сохранения своего рабочего места. Иначе их давно бы уволили как исписавшихся и не владеющих темой журналистов. – прим. АД).

    …Атмосфера таинственности. В тех же целях может эксплуатироваться «атмосфера таинственности». Недосказанность, многозначительные оговорки, паузы в разговоре, неопределенные заявления, намеки, что «вам известно то, что пока еще никто не знает», возбуждают интерес, интригуют и своей загадочностью притягивают внимание к вашей персоне.

    (Пример. См. одну из статей на сайте суздальского раскола «Портал-Кредо»: «С епископом Юстинианом же и вообще с Тираспольской и Дубоссарской епархией РПЦ МП связано множество гомосексуальных и педофильских скандалов, тщательно приглушаемых, но все равно прорывающихся в прессу» . Подобные формулировки используются для постепенного приучения своего читателя верить любому написанному слову. Зачем проверять ту или иную информацию, если ее «тщательно приглушают»? Достаточно просто в очередной раз поверить «прорвавшемуся в прессу» слуху: епископ NN Московской Патриархии связан с «множеством гомосексуальных и педофильских скандалов».

    О ситуации в Приднестровье см. следующие материалы. 1. Интервью с Евгением ГОНЧАРЕНКО, пресс-секретарем Епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана (//http://www.russk.ru/st.php?idar=11093); 2. В Приднестровье чиновники продолжают необъявленную войну против Православия. Беседа с владыкой Юстинианом, епископом Тираспольским и Дубоссарским. (//http://www.pravaya.ru/inview/8461). – прим. АД).

    … Косвенное воздействие на жертву. Большая часть политических (в том числе офисных) манипуляций предполагает разведение Жертвы и Адресата сообщения. Задача воздействия - сформировать в данной аудитории определенное мнение по отношению к Жертве слуха, представить ее в нужном свете, повлиять на ее имидж, репутацию. Кроме того, воздействие может быть адресовано конкретному лицу - субъекту, который наделен правом принимать решение, определяющее дальнейшую судьбу жертвы.

    (Пример. См. материал в вышеупомянутой статье «Портал-Кредо», где упоминается «сайт ассоциации борьбы с педофилией». Существует некая преступная сеть, которая поставляет состоятельным российским клиентам детей для сексуальных услуг. Среди заказчиков был глава Конгресса русских общин Приднестровья Д. Абрамов и, по утверждению «Портал-Кредо», он же «доверенное лицо» епископа Юстиниана. Непосредственно о связях самого епископа с преступной сетью ничего не говорится. Мы не видим ни номера уголовного дела, ни конкретных имен обвинителей. На самого же Д.Абрамова у сайта «Портал-кредо» есть только одно доказательство: таинственная ссылка «сайт ассоциации борьбы с педофилией». – прим. АД).

    … Обвинение в нелояльности. Нелояльность к руководству, нелояльность к компании, ее ценностям, нормам и правилам - еще одна тема для компрометирующих слухов. На этот раз в большей степени в фокус попадают «неосторожные», спровоцированные или приписываемые ей суждения Жертвы.

    … «Приклеивание ярлыков». Отдельного внимания заслуживает технология приклеивания ярлыков. Устойчивая ассоциация субъекта с такими понятиями, как «бездельник», «легкомысленный», «импульсивный», «карьерист», «сплетник», «себе на уме» и т. д., достигается за счет целого комплекса мероприятий

    (Пример. См. статьи С.Бычкова в «МК»: «Мечта о патриаршем куколе (в просторечии - кукольная болезнь) обуяла многих», «архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), которого в дни болезни патриарха близкие стали любовно называть “патриаршиком”, «митрополиту Сергию противостоят “табачный” митрополит Кирилл (Гундяев)», «Одним словом, Кравец и владыка Епифанов теперь “энциклопедисты”, «А “патриаршик” хоть и не избавится от кукольной болезни, так и останется скандальным лидером православного “голубого” лобби» – прим. АД).

    … О нетрадиционной сексуальной ориентации. Каждый сотрудник, как известно, имеет право на личную жизнь. И вместе с тем распространение слухов о его нетрадиционной сексуальной ориентации может нанести человеку гораздо больший ущерб по сравнению со слухами о его политических или религиозных предпочтениях или даже, скажем, о его предпочтении продукции конкурента. Естественно, слухи эти также могут фабриковаться искусственно, и, хотя ярлык «гомосексуалиста» удерживается не на каждом человеке, холостые мужчины, представители «творческих» профессий и, не удивляйтесь, политики входят в так называемую «группу риска».

    Пожалуй, мы не будем останавливаться на слухах о наших депутатах и правительстве и рассмотрим один из свежих примеров в известной медицинской клинике.

    В женский на девяносто процентов коллектив назначили руководителем молодого мужчину. К сожалению для мужчины, получить это место надеялись сразу несколько специалистов, проработавших в клинике довольно длительное время. Однажды на корпоративной вечеринке, вежливо уклоняясь от недвусмысленных намеков сотрудницы, наш герой рискнул пошутить - «признаться», что женщины его совсем не привлекают в плане секса… Результат не заставил себя долго ждать. Информация об аморальном поведении нового руководителя в течение нескольких дней наполняла разговоры в клинике, периодически всплывая даже в операционной. Наш герой теперь находился в зоне пристального внимания. Теперь все его контакты с пациентами-мужчинами рассматривались через определенную призму. Такой поворот событий несмирившиеся конкурентки, конечно, не оставили без внимания. В известность было поставлено самое высшее руководство. Пребывание «этого человека» в клинике, да еще на руководящей должности, оказалось под вопросом. История закончилась благополучно, хотя и стоила молодому врачу немало беспокойства. Отделаться навсегда от приклеенного ярлыка ему теперь вряд ли удастся, хотя, наверно, для человека, увлеченного своей работой, это не так уж страшно.

    … «Его, кажется, скоро уволят». На время вывести «противника из строя» помогают все те же знакомые нам слухи об увольнении. Удивительно, что не каждый сотрудник спешит к руководителю проверить, насколько «конфиденциальная информация о намерении руководства расстаться с ним» является обоснованной и достоверной».

    (Пример. В нашем случае логика авторов статей следующая: сняли с должности, значит содомит. Различные назначения, снятия с одной епископской кафедры и назначения на другую, обычная кадровая перестановка в Церкви – всё это является верным признаком принадлежности епископа к содомитам или к проворовавшимся на недвижимости. Цитировать не имеет смысла. Больше половины антицерковных статей буквально перегружены таинственными намеками об очередном назначении/снятии какого-нибудь епископа. Кому это интересно??? По этой логике «голубым» или вором можно признать любого взрослого человека, ведь почти у всех есть начальство, которое время от времени дает вам другую работу. - прим. АД).

    На этом естественно советы не кончаются, я привел только те, которые явно прослеживаются во всех антицерковных публикациях. К чести автора цитируемой книги надо сказать, что он рассказывает и как можно бороться с таким компроматом .

    Описанными приемами обвинялись в педофилии, гомосексуализме, а также в сожительстве с женщинами следующие священнослужители: Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II; викарий Патриарха Московского и Всея Руси и председатель редакционных советов по изданию «Истории Русской Церкви» и «Православной энциклопедии» Архиепископ Истринский Арсений (Епифанов); ректор Казанской духовной семинарии архиепископ Анастасий Казанский и Татарстанский; церковный публицист, кандидат философских наук, профессор богословия диакон Андрей Кураев; президент международного института по изучению современного сектантства «Диалог-центр» Александр Дворкин и мн. др. Один поэт и публицист высказал свою версию убийства О. Александра Меня (+1991). Будто бы о. Александр был связан с маньяком-гомосексуалистом, сводившим счеты со своими партнерами .

    Могут возразить: это сами архиепископы друг на друга и возводят компромат в борьбе за место Патриарха. Но не сходится. Во-первых, выносить сор из своей избы, как уже отмечалось, РПЦ МП, не будет. Во-вторых, в самой церковной прессе вы не найдете такого компромата. Не будет один епископ публиковать в епархиальной (областной) газете скандальные материалы на архиепископа из другой епархии, чтобы завладеть более хлебным местом.

    Исключения составляют инославные СМИ и Интернет-издания т.н. «альтернативного православия». В числе таких секта «Русская православная церковь Божией Матери «Державной», две «православные» газеты «братства во имя святого благоверного царя Иоанна Грозного» («Русский вестник», «Русь Православная»), сайт «автономных православных» «Портал-кредо». Кстати, глава последних митрополит Валентин (Русанцов) дважды запрещался в священнослужении (РПЦ МП, РПЦЗ), лишался сана (РПЦ МП), дважды проходил по уголовному делу за совращение несовершеннолетних, один раз был осужден по этой уголовной статье на четыре года условно. После долгих мытарств он добился-таки снятия условной судимости. Карьера митрополита в основанной им же «автономной церкви» закончилось печально. Он лишил сана одного шибко грамотного иеромонаха, а тот ответил длинной лекцией, на которую митрополит ничего ответить не смог. Других богословов, которые могли бы встать на его защиту, в этой «церкви» нет. Тут уже комментарии излишни.

    Разумеется, очередные новости про «голубую мафию» с особым удовольствием смакуют сами содомиты и лесбиянки. Иногда они выступают в защиту голубых священников, иногда гневно обличают (!), а иногда сами инспирируют подобные скандалы.