• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    8 июня 2016 года в г. Климовске Московской области на 90-м году жизни отошел ко Господу архиепископ Мелхиседек (Лебедев). Перед своею блаженною кончиною Владыка Мелхиседек каждый день причащался Св. Христовых Таин, был соборован и мирно почил при чтении канона на исход души.

    10 июня 2016 года состоялось отпевание и погребение Высокопреосвященнейшего архиепископа Мелхиседека. Заупокойную Литургию в Свято-Троицком соборе города Подольска совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии. Митрополиту Ювеналию сослужили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, митрополит Брянский и Севский Александр, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, архиепископ Сурожский Елисей, настоятель Троицкого собора протоиерей Александр Ганаба, Московское духовенство, а так же клирики из других епархий, в которых в различное время совершал своё Святительское служение архиепископ Мелхиседек.

    По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) принял участие в соборном служении и отпевании новопреставленного Владыки Мелхиседека, поскольку в 1989 году был рукоположен и пострижен в монашество этим Святителем.

    Проститься с архипастырем, отдавшим более 50 лет служению Святой Матери Церкви, прибыло многочисленное духовенство из епархий, которые возглавлял владыка Мелхиседек, и где его имя с благодарностью поминают. Пришли представители администрации Московской области и города, руководители предприятий и общественных организаций, а также жители Подольска и многочисленные прихожане собора и других городских храмов.

    По окончании Божественной литургии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий зачитал собравшимся в храме слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: "Участникам погребения Преосвященного архиепископа Мелхиседека (Лебедева). Дорогие братья и сестры! Господь призвал к Себе одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви - бывшего правящего архипастыря Брянской епархии архиепископа Мелхиседека. Вся жизнь покойного была посвящена служению Богу и людям. Родившись в Подмосковье в простой крестьянской семье, будущий владыка прошел нелегкий путь от воспитанника Московской духовной семинарии до архиепископа. За многие годы трудов на ниве Христовой он неизменно стремился со тщанием и усердием исполнять все возлагаемые на него Священноначалием послушания. В далеком 1950 году он принял священный сан и на протяжении пятнадцати лет совершал пастырское служение на приходах Московской области. В 1965 году Господь сподобил его принять благодать епископства. Занимая различные кафедры и стараясь быть делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15), владыка немало потрудился во благо Святой Церкви, а посему сникал любовь духовных чад, клира и паствы, признание общественности. Мне памятно участие почившего архипастыря в моей епископской хиротонии. Выражая соболезнование всем вам в связи с кончиной Преосвященного архиепископа Мелхиседека, возношу молитвы к Богу об упокоении его души в обителях небесных. Вечная память новопреставленному служителю алтаря Господня. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ".

    По окончании чтения, митрополит Ювеналий возглавил чин отпевания новопреставленного Владыки Мелхиседека, которые длилось около двух часов при умилительном пении двух хоров Троицкого собора г. Подольска.

    После этого гроб с телом почившего Святителя был обнесен вокруг Троицкого собора и доставлен к Воскресенскому храму села Молоди Чеховского района, в котором совершал своё священническое служение с 1955 по 1961 год. Гроб с телом архиепископа Мелхиседека был установлен возле отверстой могилы, приготовленной у алтаря Воскресенского храма.

    Митрополит Ювеналий отслужил литию, после чего гроб с телом почившего Святителя Божия под пение "Святый Боже" был опущен в могилу. Вечная память новопреставленному Святителю Божию, архиепископу Мелхиседеку.

    25 июня - 10 октября Предшественник: Иларион (Прохоров) Преемник: Серафим (Тихонов)
    Епископ Венский и Австрийский
    7 октября - 25 июня Предшественник: Варфоломей (Гондаровский) ,
    Ионафан (Кополович) (в/у) Преемник: Герман (Тимофеев) 17 июня - 7 октября Предшественник: Сергий (Ларин) Преемник: Мефодий (Мензак) Имя при рождении: Василий Михайлович Лебедев Рождение: 26 января (1927-01-26 )
    деревня Ново-Черкасово , Шатурский район , Московская область , РСФСР , СССР Смерть: 8 июня (2016-06-08 ) (89 лет)
    Климовск , Московская область , Российская Федерация Принятие священного сана: 21 июля 1950 года Принятие монашества: 1963 год Епископская хиротония: 17 июня 1965 года Награды:

    Архиепи́скоп Мелхиседе́к (в миру́ Васи́лий Миха́йлович Ле́бедев ; 26 января , Ново-Черкасово , Шатурский район , Московская область - 8 июня , Климовск , Московская область , Российская Федерация) - епископ Русской православной церкви .

    Биография

    Родился 26 января 1927 года в деревне Ново-Черкасово Шатурского района Московской области, в семье крестьянина. Родители, будучи верующими людьми, посещали приходской храм, брали с собой и юного Василия. Василий уже с 6 лет научился быстро читать по церковно-славянски. Учился в школе. Читал и пел на клиросе, до закрытия храма в селе в 1937 году . После школы был рабочим на заводе в городе Кашира Московской области.

    У отца Василия в семье к этому времени уже было трое детей. Все они со временем пошли духовным путём: старший сын принял монашество с наречением Пантелеимон и служил в Московской епархии (умер в сане игумена 30.07.1994) средний сын Константин стал священником (умер 11.09.2012), третий сын Павел служил диаконом (умер 14.04.1986 г.), а дочь Ольга вышла замуж за Александра Ганабу , в 1991-2015 годах занимавшего должность секретаря Московского епархиального управления. Семейная жизнь вначале, в целом, шла хорошо, но затем стала ухудшаться. Однажды, неожиданно для отца Василия, от него ушла жена.

    Архиерейство

    При разрешении вопросов, связанных с деятельностью церквей, по мнению уполномоченного, он вел себя, в основном, правильно. Так, по рекомендации Попова С. С., Мелхиседек направил всем священнослужителям епархии для разъяснения верующим послания «О соблюдении установленного порядка обоюдного согласия родителей при крещении детей» (28.06.1972 г.), «О нежелательности обильных приношений в церковь хлеба и других продуктов в дни памяти усопших» (14.05.1973 г.), «О недопущении случаев повторной продажи несгоревших свечей» (11.06.1973 г.) и т. д. Мелхиседек довольно часто выезжал по приходам области. «Однако эти поездки не выходят за рамки, установленные законом. По характеру вспыльчив. В быту ведёт себя не всегда выдержанно» .

    После ухода на покой архиепископа Казанского Михаила (Воскресенского) был назначен временным управляющий епархией. Успел послужить во всех городских храмах и произвести хорошее впечатление на верующих. Его Патриарх Пимен и планировал назначить на Казанскую кафедру, однако активная позиция нового епископа вызвала протест уполномоченного Совета по делам религий, который в своём письме в Совет По делам религий заявил, что выступает категорически против назначения епископа Мелхиседека, которое повлечет конфликт по поводу переноса здания епархиального управления: владыке Мелхиседеку очень не понравилось место и сам дом, он заявлял, что будет требовать от властей компенсации. Кроме того, по мнению епископа Мелхиседека, приходы перечисляли очень мало средств на содержание епархиального управления.

    Награды

    Церковные Светские
    • Золотая медаль «За укрепление мира» (25.6.1991)

    Научные труды и публикации

    • II Ватиканский Собор: Историко-критический обзор (кандидатская диссертация).
    • Речь при наречении во епископа Вологодского. Журнал Московской Патриархии (ЖМП), 1965, № 8, 7.
    • Празднование 25-летия интронизации Свят. Патриарха Алексия в Венской епархии. ЖМП, 1970, № 5, 28-29.
    • Визит Предстоятеля Малабарской Церкви Индии. ЖМП, 1977, № 2, 62.
    • Исторический визит Свят. Патриарха Пимена в Индию. ЖМП, 1977, № 6, 51-59.
    • Посещение Сов. Союза Архиепископом Кентерберийским доктором Фредериком Дональдом Когганом. ЖМП, 1978, № 2, 66-72.
    • Преподобный Герасим, первый Вологодский чудотворец: К 800-летию со дня преставления. ЖМП, 1978, № 3, 66-68.

    Напишите отзыв о статье "Мелхиседек (Лебедев)"

    Примечания

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Мелхиседек (Лебедев)

    И граф засуетился, доставая бумажник.
    – Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
    И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
    – Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
    Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
    – Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
    – Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
    – Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
    – Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
    – Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
    – Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
    – Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
    Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
    – Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
    – Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
    – Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
    Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
    – Вот Борису от меня, на шитье мундира…
    Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…

    Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
    В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.
    Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек, уже приближавшийся к старости, хотя и одетый, как самый модный молодой человек; он сидел с ногами на отоманке с видом домашнего человека и, сбоку запустив себе далеко в рот янтарь, порывисто втягивал дым и жмурился. Это был старый холостяк Шиншин, двоюродный брат графини, злой язык, как про него говорили в московских гостиных. Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый, гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа дразнила Веру, старшую графиню, называя Берга ее женихом. Граф сидел между ними и внимательно слушал. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников.
    – Ну, как же, батюшка, mon tres honorable [почтеннейший] Альфонс Карлыч, – говорил Шиншин, посмеиваясь и соединяя (в чем и состояла особенность его речи) самые народные русские выражения с изысканными французскими фразами. – Vous comptez vous faire des rentes sur l"etat, [Вы рассчитываете иметь доход с казны,] с роты доходец получать хотите?
    – Нет с, Петр Николаич, я только желаю показать, что в кавалерии выгод гораздо меньше против пехоты. Вот теперь сообразите, Петр Николаич, мое положение…
    Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.
    – Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей.
    – Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.
    – La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу.
    Граф расхохотался. Другие гости, видя, что Шиншин ведет разговор, подошли послушать. Берг, не замечая ни насмешки, ни равнодушия, продолжал рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен. Берг, видимо, наслаждался, рассказывая всё это, и, казалось, не подозревал того, что у других людей могли быть тоже свои интересы. Но всё, что он рассказывал, было так мило степенно, наивность молодого эгоизма его была так очевидна, что он обезоруживал своих слушателей.
    – Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии, везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, – сказал Шиншин, трепля его по плечу и спуская ноги с отоманки.
    Берг радостно улыбнулся. Граф, а за ним и гости вышли в гостиную.

    Было то время перед званым обедом, когда собравшиеся гости не начинают длинного разговора в ожидании призыва к закуске, а вместе с тем считают необходимым шевелиться и не молчать, чтобы показать, что они нисколько не нетерпеливы сесть за стол. Хозяева поглядывают на дверь и изредка переглядываются между собой. Гости по этим взглядам стараются догадаться, кого или чего еще ждут: важного опоздавшего родственника или кушанья, которое еще не поспело.
    Пьер приехал перед самым обедом и неловко сидел посредине гостиной на первом попавшемся кресле, загородив всем дорогу. Графиня хотела заставить его говорить, но он наивно смотрел в очки вокруг себя, как бы отыскивая кого то, и односложно отвечал на все вопросы графини. Он был стеснителен и один не замечал этого. Большая часть гостей, знавшая его историю с медведем, любопытно смотрели на этого большого толстого и смирного человека, недоумевая, как мог такой увалень и скромник сделать такую штуку с квартальным.
    – Вы недавно приехали? – спрашивала у него графиня.
    – Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь.
    – Вы не видали моего мужа?
    – Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати.
    – Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.
    – Очень интересно..
    Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
    – Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
    – Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
    Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
    – Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.
    – Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
    Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
    – Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…
    И она грозно засучила рукава еще выше.
    Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки.
    – Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
    Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
    – Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
    Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
    – Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
    Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
    На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.
    Николай сидел далеко от Сони, подле Жюли Карагиной, и опять с той же невольной улыбкой что то говорил с ней. Соня улыбалась парадно, но, видимо, мучилась ревностью: то бледнела, то краснела и всеми силами прислушивалась к тому, что говорили между собою Николай и Жюли. Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. Гувернер немец старался запомнить вое роды кушаний, десертов и вин с тем, чтобы описать всё подробно в письме к домашним в Германию, и весьма обижался тем, что дворецкий, с завернутою в салфетку бутылкой, обносил его. Немец хмурился, старался показать вид, что он и не желал получить этого вина, но обижался потому, что никто не хотел понять, что вино нужно было ему не для того, чтобы утолить жажду, не из жадности, а из добросовестной любознательности.

    Архиепископ Мелхиседек (в миру Василий Михайлович Лебедев; род. 26 января 1927 года, Ново-Черкасово, Шатурский район, Московская область) – управляющий епархией в 1970-1978 гг.

    Родился в деревне Ново-Черкасово Шатурского района Московской области в семье крестьянина. Родители, будучи верующими людьми, посещали приходской храм, брали с собой и юного Василия. Василий уже с 6 лет научился быстро читать по церковно-славянски. Учился в школе. Читал и пел на клиросе, до закрытия храма в селе в 1937 году.
    После школы был рабочим на заводе в г. Кашире Московской области.

    Узнав об открытии в Москве богословских курсов, Василий захотел приобрести духовное образование и осенью1946 года поступил в Московскую духовную семинарию, а в 1950 году закончил ее по первому разряду.

    18 июля 1950 года архиепископом Можайским Макарием он был рукоположен во диакона, а 21 июля – во священника в Преображенской церкви села Бесово Московской области.

    В декабре того же года переведен священником в Пятницкую церковь села Туголес. Здесь трудами и заботами отца Василия были проведены большие ремонтные и реставрационные работы, расписаны боковые приделы и алтарь.
    В феврале 1955 года назначен настоятелем Воскресенской церкви села Молоди (закрыта в 1961 году).

    В январе 1961 года переведен на должность благочинного церквей Орехово-Зуевского округа Московской епархии и назначен настоятелем Богородице-Рождественской церкви города Орехово-Зуево.

    У отца Василия в семье к этому времени уже было трое детей. Все они со временем пошли духовным путем: старший сын принял монашество с наречением Пантелеимон и служил в Московской епархии, средний сын Константин стал священником, третий сын Павел служил диаконом, а дочь Ольга вышла замуж за Александра Ганабу, ныне – секретаря Московского епархиального управления. Семейная жизнь вначале, в целом, шла хорошо, но затем стала ухудшаться. Однажды, неожиданно для отца Василия, от него ушла жена.

    В 1962 году отец Василий поступил в Московскую духовную академию. В 1963 году вступил в число братии Троице-Сергиевой лавры и, приняв монашество с именем Мелхиседека, был направлен в Троицкое патриаршее подворье в селе Переделкино. Монашеское имя он получил от митрополита Никодима (Ротова), относившегося к иеромонаху очень тепло.

    После 3 курса патриарх Алексий I и Священный Синод Русской Православной Церкви определили быть ему епископом Вологодским и Великоустюжским. Однако занятий в академии он не оставил и, подготовившись за лето по 8 предметам, оставшимся на 4 курсе, сдал их экстерном за два дня. Взялся за написание кандидатской работы «Второй Ватиканский собор. Историко-критический обзор» и, защитив ее через 2 года, получил степень кандидата богословия.

    15 июня 1965 года он был возведен в сан архимандрита, а 17 июня 1965 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры состоялась его архиерейская хиротония. Хиротонию совершали митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), архиепископ Тульский и Белевский Алексий (Коноплев), и епископы Дмитровский Филарет (Денисенко) и Волоколамский Питирим (Нечаев).

    7 октября 1967 года был назначен епископом Венским и Австрийским. 24 июня 1968 года назначен членом делегации от Русской Православной Церкви на IV Ассамблею Всемирного совета церквей, а 8-11 мая1969 года участвовал в торжествах 1100-летия со дня блаженной кончины святого Кирилла, проходивших в Болгарии.

    После ухода на покой архиепископа Казанского Михаила (Воскресенского) был назначен временным управляющий епархией. Успел послужить во всех городских храмах и произвести хорошее впечатление на верующих. Его патриарх Пимен и планировал назначить на Казанскую кафедру, однако активная позиция нового епископа вызвала протест уполномоченного Совета по делам религий.

    3 марта 1976 года постановлением Священного Синода был назначен в состав синодальной комиссии по вопросам христианского единства.

    С 22 июля по 13 августа 1978 года был наблюдателем на Ламбетской Конференции, куда направлен постановлением Священного Синода.

    10 октября 1978 года был назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, патриаршим экзархом Средней Европы. С 18 по 25 октября 1979 года возглавлял делегацию Русской Церкви на VIII Конференции Генеральной ассамблеи КЕЦ на острове Крит. С 27 апреля 1979 года по 11 октября 1981 года временно управлял Дюссельдорфской епархией. 6-9 февраля 1983 года присутствовал в Вене на конференции «Как устранить угрозу войны в Европе». 17-19 июня 1984 года в городе Киле, ФРГ, участвовал в научном конгрессе, проведенном Евангелической церковью в Германии и Евангелическо-Лютеранской Церковью Северной Эльбы.

    26 декабря 1984 года назначен архиепископом Свердловским и Курганским (после преобразования епархий – архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским). Тогда же он стал временно управляющим Челябинской епархией, оставаясь им до 10-11 апреля 1989 года.

    В год празднования 1000-летия Крещения Руси владыка обратился к государственным властям с просьбой о возвращении мощей праведного Симеона Верхотурского, изъятых из Верхотурского монастыря в 1929 году, и святыня была передана верующим.

    3 июля 1988 года по приглашению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила (Мудьюгина) участвовал в празднестве 1000-летия Крещения Руси в Вологде.

    Владыка Мелхиседек помогал комиссии по реабилитации от Московской Патриархии, собирающей документы для создания архива безвинно погибших деятелей Православной Церкви. Большое внимание владыка уделял укреплению мира между разобщенными людьми и народами. Ежегодно он переводил в фонд мира 1000 рублей, перечислял средства в Детский фонд им. В.И. Ленина, в фонд охраны памятников. При нем также стали создаваться воскресные школы, издавались «Екатеринбургские епархиальные ведомости», «Православный вестник». Многим запоминались его проповеди.

    Владыка основал воскресную школу при Иоанно-Предтеченском соборе, где сам вел уроки. Во время его управления епархии были возвращены Храм Всех Святых, Вознесенская церковь и другая недвижимость, был заложен Храм-на-Крови.
    26 февраля 1994 года по решению Священного Синода назначен на служение во вновь образованную Брянскую и Севскую епархию.

    12-13 марта 2002 года Священный Синод удовлетворил прошение архиепископа Мелхиседека об увольнении на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летия, выразив ему благодарность за понесенные труды.
    С этого времени постоянно проживал в подмосковном городе Климовске.

    20 августа 2010 года исполнилось ровно 10 лет с тех пор как Архиерейский Собор Русской Православной Церкви под председательством почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прославил новомучеников и исповедников Российских во главе со Святыми Царственными Страстотерпцами.

    Сейчас мало кто помнит, что почти за 10 лет до всецерковного прославления Царственные Страстотерпцы были прославлены как местночтимые святые Екатеринбургской епархии. Решающую роль в этом сыграл тогда архиепископ Екатеринбургский и Курганский Мелхиседек (Лебедев). Владыка всегда с особым почтением, очень душевно, относился к Царственным Мученикам, особенно к Государю Императору Николаю Александровичу. Когда заходил разговор о Царской Семье, на его глаза часто наворачивались слёзы.

    Особой принципиальностью отличалась позиция Владыки по вопросу так называемых «екатеринбургских останков». Владыка Мелхисидек отказался признавать их за останки убиенной Царской Семьи. Свою позицию по этому вопросу он не изменил, несмотря на всё оказываемое на него давление.

    Сегодня, в годовщину прославления Царской Семьи, мы с низким поклоном вспоминаем Владыку Мелхиседека, и молим Бога о здравии старца, который уже ряд лет проживает на покое в подмосковном Климовске.

    Архиепископ Мелхиседек (в миру Василий Михайлович Лебедев) родился 26 января 1927 года в подмосковной деревне Ново-Черкасово в семье крестьянина. Деревня эта находится в 100 км к востоку от Москвы в Шатурском районе, в подмосковной Мещере, о которой писал еще К. Г. Паустовский: «Мещера – остаток лесного океана. Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы...»

    Родители будущего архиепископа были глубоко верующими людьми. Маленький Василий уже с 6 лет научился быстро читать по церковно-славянски, читал и пел на клиросе. Его ум, любознательность, хорошая память помогали ему познавать из чтения святых книг Бога. Своё благотворное действие оказала на него и природа. Повлияли на формирование склада души отрока Василия жизнь и воспитание в простой крестьянской семье. И вот Господь сподобил Василия прислуживать священнику в алтаре. Владыка вспоминает, что было страшно перед величием Бога, но в то же время что-то внутренне влекло к этому.

    После школы будущий архиерей стал рабочим на заводе в г. Кашире Московской области.

    Сельская церковь, в которой прислуживал Василий, простояла до 1937 года, пока её не закрыли коммунисты. Стало невозможно исповедаться, причащаться. Через несколько лет над страной нависли свинцовые тучи. Радио объявило о начале войны с Германией. Василию, работавшему тогда на заводе, исполнилось 14 лет. Работать приходилось много, тяжело, подросток очень уставал, но Господь не оставлял Василия и здесь. С работой он всё же справлялся… И вот настал победный 1945-й – год всеобщей радости, наполненной слезами сирот, вдов, обездоленных, увечных, потерявших близких. Незадолго до окончания войны по распоряжению правительства были открыты монастыри, храмы, духовные семинарии – места духовного утешения, спасения людей.

    В 1946 году Василий Лебедев узнал, что в Москве можно получить богословское образование. Чтобы быть уверенным, что на этот ответственный шаг есть благословение, воля Божия, Василий взял в руки канон Божией Матери. С того времени Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица была Покровительницей всей его жизни. А жизнь для верующих в то время была несладкой. Накануне поступления в семинарию пришла учительница местной школы, немолодая женщина, атеистка, говорит: «Что вы идёте на какое-то поповство?!» Василий ответил: «Почему вы меня стыдите? Я ведь не украл, не нахулиганил». И её ответ запомнился Василию на всю жизнь: «Нам легче иметь дело с вором, чем с классовым врагом».

    Осенью 1946 года Василий Михайлович Лебедев поступил в Московскую Духовную семинарию в Сергиевом Посаде, а в 1950-м окончил её по первому разряду. Почти все выпускники стали священниками, среди них и Василий Лебедев. На нём теперь не только семейная жизнь, но и пастырское служение, особенно трудное в то тяжелое, атеистическое время.

    Рукоположение в июле 1950 года совершил архиепископ Можайский Макарий. Первый храм, куда был направлен молодой священник настоятелем – Преображения Господня в одном из сёл Московской области. А в декабре того же года – в храм Великомученицы Параскевы Пятницы с. Туголес. Здесь будущий архиерей служил 5 лет. Село это – любимый приют святителя Киприана (†1406), где он устроил церковь Преображения Господня и предавался молитве и ученым занятиям. Не менее митрополита Киприана любил посещать погост Спаса святитель Фотий (†1431). Здесь трудами и заботами о. Василия были проведены большие ремонтные и реставрационные работы, расписаны боковые приделы и алтарь.

    В феврале 1955 года последовало новое назначение – настоятелем Воскресенской церкви с. Молоди, а в 1961 году отец Василий становится настоятелем городской Богородице-Рождественской церкви г. Орехово-Зуево и благочинным церквей Орехово-Зуевского округа.

    В семье отца Василия к этому времени уже было трое детей. Вначале семейная жизнь отца Василия шла хорошо, но затем более и более стали появляться на «пшеничном поле» сорняки плевел. Но попущение Божие в несложении семьи ведёт через боль к какой-то другой цели, Богу ведомой.

    В 1962 году о. Василий поступает в Московскую Духовную академию. В 1963 году принимает монашество. Новое имя Мелхиседек («Царь правды») он получил от митрополита Никодима, относившегося к иеромонаху очень тепло. После 3 курса постановлением Священного Синода ему было определено быть епископом Вологодским и Великоустюжским. Однако занятий в академии он не оставил и, подготовившись за лето по 8 предметам, оставшимся на 4 курсе, сдал их экстерном за два дня и взялся за подготовку кандидатской работы «II Ватиканский Собор. Историко-критический обзор». Через два года работа была завершена и получила одобрение Совета академии, а автору была присвоена степень кандидата богословия.

    17 июля 1965 года в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры была совершена хиротония архимандрита Мелхиседека во епископа. Её совершили епископ Питирим Волоколамский (родственник святителя Питирима Тамбовского), митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Тульский и Белевский Алексий и епископ Дмитровский Филарет.

    7 октября 1967 г. Священный Синод своим постановлением направил епископа Мелхиседека в Вену. Венская епархия по своему положению занимает видное место среди русских православных кафедр в Европе. И здесь Владыка проявил свою готовность помочь и дать ответ каждому вопрошающему. Его полюбили и здесь. Здесь, на австрийской земле, епископ Мелхиседек нёс свое послушание до 1970 г., когда Священный Синод отозвал его, назначив епископом Пензенским и Саранским. Осенью того же года Владыка стал архиепископом.

    Тогда же Господь сподобил Своего архиерея побывать на Святой Горе Афон – в 1977 году Святейший Патриарх Пимен благословил группу паломников в составе 6 человек, во главе которой был архиепископ Мелхиседек. Утром в Великий Понедельник самолет отбыл в Афины.

    С трепетом ожидали паломники встречи с местами, освященными подвигами, молитвою и трудом многих иноков. Однако первое впечатление было грустным, когда катер проплывал мимо опустевших строений, в которых когда-то подвизались русские иноки. Владыка и паломники обратились в молитве к Богу, чтобы вновь ожили оскудевшие русские келии… Вскоре показался хорошо знакомый по фотографиям Русский Пантелеимонов монастырь. У причала паломников встречала группа насельников: улыбки, радость, объятия. Все вместе запели тропарь: «Днесь спасения нашего главизна…» Затем поклонились святым мощам (честной главе) великомученика Пантелеимона, Небесного покровителя монастыря. Паломники остались здесь и на всю Пасхальную седмицу.

    С 1975 по 1984 Владыка Мелхиседек – архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший Экзарх Средней Европы – знакомит инославный мир с духовными сокровищами Православия, его внутренней жизнью и внешней церковной деятельностью. Владыка Мелхиседек вёл большую общественную и миротворческую деятельность. В составе делегаций он побывал во многих странах мира. В период его служения на этой кафедре произошел случай, в котором особенно проявился Промысел Божий.

    В одну из поездок на родину Владыка вёз в своем багаже довольно много церковных книг, изданных за рубежом и посвященных коммунистическим гонениям на Русскую Церковь. Если бы книги обнаружили, то в лучшем случае это закончилось бы отправкой на покой. Владыка начал молиться, особенно усердно обращаясь к Царю Мученику Николаю II, которого давно почитал за святого. Таможенники не спеша просматривали чемоданы, вынимая каждую вещь. Извлекли и саккос со спрятанными там тяжелыми книгами. Простучали днища всех чемоданов и, так же не спеша, начали все укладывать обратно. Владыка не переставал молиться Государю. На облачение с книгами таможенники обратили внимание не больше, чем на любой другой предмет из багажа архиерея.

    26 декабря 1984 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Пимена Владыка назначен на Свердловскую и Курганскую епархию и временно управляющим Челябинской епархией. На Урал архиепископ прибыл 14 января 1985 г. и занялся упорядочением церковной жизни вверенных ему епархий. Владыка часто ездил на приходы, узнавал о приходской жизни, способствовал возрождению храмов. Жил Владыка и принимал многочисленных посетителей в Епархиальном управлении на окраине города (Искровцев, 16).

    При архиепископе Мелхиседеке произошло обретение честных мощей праведного Симеона Верхотурского, изъятых из Верхотурского монастыря в 1920 году. В год празднования 1000-летия Крещения Руси Владыка обратился к государственным властям с просьбой о возвращении святыни. По освящении храма Всемилостивого Спаса 23 мая 1989 года, 25 мая состоялось перенесение мощей во вновь освящённый храм.

    7 июля 1991 года, по благословению архиепископа Екатеринбургского и Курганского Мелхиседека, на Ганиной яме, месте уничтожения останков Святых Царственных Страстотерпцев, почитатели Царской Семьи установили первый крест. 17 июля 1992 года на Ганину яму был совершён первый Архиерейский Крестный ход. С этого времени, по благословению Правящего Архиерея, в Екатеринбургской епархии впервые в России началось открытое почитание Святых Царственных Страстотерпцев, как местночтимых святых. 23 сентября 1992 года на месте дома Ипатьева, в котором в 1918 году большевики расстреляли Царскую Семью, был заложен первый камень будущего Храма-на-Крови, а 22 июля 1993 года на Ганиной яме, по благословению архиепископа Мелхиседека, братством во имя Святых Царственных Мучеников был установлен новый деревянный крест с киотом.

    В ходе общецерковной полемики о прославлении Царской Семьи противники прославления выдвинули в числе других такой аргумент: по их мнению, прославление Царской Семьи могло бы привести к расколу среди верующих. Самый факт отсутствия даже какого-либо намёка на напряжённость в отношениях верующих за без малого десятилетие почитания Царственных Страстотерпцев в Екатеринбургской епархии опровергал опасения сомневающихся. Вряд ли мы погрешим против истины, если будем считать, что открытое исповедание архиепископом Мельхиседеком Царской Семьи святыми мучениками сыграло немаловажную роль в положительном решении этого вопроса на Архиерейском Соборе 2000 года, прославившем Царственных Страстотерпцев.

    Владыка Мелхиседек помогал Комиссии по реабилитации от Московской Патриархии, собирающей документы для создания архива безвинно погибших деятелей Православной Церкви. По имеющимся данным, только в Свердловской области с 1935 по 1940 гг. было репрессировано 35 390 человек. 14 августа 1991 года на 12 километре Московского шоссе, где находится массовое захоронение, состоялась Великая панихида по невинно убиенным.

    Большое внимание Владыка уделял укреплению мира между разобщенными людьми и народами. 25 июня 1991 г. в Доме мира и дружбы он был награждён золотой медалью «За укрепление мира». Ежегодно архиепископ переводил в Фонд мира 1000 рублей, Владыка перечислял средства в Детский фонд, в Фонд охраны памятников. Его епархия откликалась и на человеческую беду: взрыв на станции Свердловск-Сортировочный, землетрясение в Армении и т. п. Большое внимание архиепископ Мелхиседек уделял просвещению в Свердловской и Курганской епархии. Создавались воскресные школы, возобновилось издание «Екатеринбургских епархиальных ведомостей», «Православного вестника». Многим запомнились проповеди о любви к ближнему, об уважении в семье, о послушании детей, о таинстве Брака и верности супружеской любви, о почитании престарелых. На примерах из житий святых, чтения Евангелия строились глубокие, входящие в сердца, возвышенные, но понятные проповеди архиерея.

    Вспоминают люди, близко знавшие архиепископа Мелхиседека:

    – Псалтирь он знал наизусть, а также некоторые акафисты Божией Матери. О себе рассказывал, что он никогда не ложится спать, пока не прочитает акафист. Засыпал он поздно, и никто его не будил. Ни к какому транспорту, будь это самолет или поезд раннего следования, он никогда не опаздывал. Мы удивлялись и спрашивали: «А кто же Вас будит?»

    – Ангел-хранитель, – отвечал он…

    – Владыка является основателем воскресной школы. Она была при Иоанно-Предтеченском соборе. В классе было до 105 человек. Уроки он вёл эмоционально, без книг, без подглядываний куда-то, вёл интересно и почти на каждом занятии плакал. Дети его очень любили. Следил, чтобы дети были напоены чаем, раздавал гостинцы.

    С 25 сентября 1991 г. в связи с возвращением исторического названия кафедрального города архиепископ Мелхиседек стал титуловаться Екатеринбургский и Курганский. С 23 сентября 1993 г. в связи с образованием Курганской епархии Владыка стал носить титул – Екатеринбургский и Верхотурский.

    26 февраля 1994 года по решению Священного Синода Владыка направлен на служение во вновь образованную Брянскую и Севскую епархию. В Екатеринбурге он прослужил 10 лет.

    Сейчас Владыка Мелхиседек на покое; по некоторым сведениям, тяжко болеет. Мы просим всех православных христиан помолиться о здравии русского архиепископа, который всегда был верен Христу Спасителю, святой Церкви Христовой и своей совести.

    Петр Мультатули
    «Русская линия»

    Митрофорный протоиерей Николай Ладюк:

    - Сейчас Владыка Мелхиседек живет в подмосковном городе Климовске в небольшом деревенском домике. Когда я приехал к нему в гости, чтобы вручить медаль 130-летия Екатеринбургской епархии, Владыка прослезился.

    В 2015 году Екатеринбургская епархия празднует 130-летие со дня своего основания. 10 лет из них (с 26 декабря 1984 до 26 февраля 1994 г.) Екатеринбургскую епархию возглавлял Владыка Мелхиседек. Вклад архиепископа Мелхиседека в процветание Екатеринбургской епархии невозможно переоценить. Именно он начал кампанию по возвращению Свердловску его исторического имени – Екатеринбург. Его трудами было начато прославление Святых Царственных страстотерпцев.

    «Владыка Мелхиседек все время перечитывал благословение Владыки Кирилла. Он плохо разговаривает и слышит с трудом, но часто говорит насколько для него важно, что на медали написано «Екатеринбургская епархия», а не «Свердловская» - рассказывает отец Николай Ладюк, все эти годы часто навещавший дорогого архипастыря.

    В 2000 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви под председательством почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прославил Новомученников и Исповедников Российских во главе со святыми Царственными Страстотерпцами.

    Сейчас мало кто помнит, что почти за 10 лет до всецерковного прославления царственные страстотерпцы были прославлены как местночтимые святые Екатеринбургской епархии. И решающую роль в этом сыграл в то время архиепископ Екатеринбургский и Курганский Мелхиседек (Лебедев). Владыка всегда с особым почтением, очень душевно, относился к Царственным мученикам, особенно к Государю Императору Николаю Александровичу. Когда заходил разговор о Царской Семье, на его глазах часто появлялись слёзы.

    Биография Архиепископа Мелхиседека (Лебедева)

    Архиепископ Мелхиседек (в миру Василий Михайлович Лебедев) родился 26 января 1927 года в подмосковной деревне Ново-Черкасово в семье крестьянина. Деревня эта находится в 100 км к востоку от Москвы в Шатурском районе, в подмосковной Мещере, о которой писал еще Константин Паустовский: «Мещера - остаток лесного океана. Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы ».

    Родители будущего архиепископа были глубоко верующими людьми. Маленький Василий уже с 6 лет научился быстро читать по церковнославянски, читал и пел на клиросе. Его ум, любознательность, хорошая память помогали ему познавать из чтения святых книг Бога. Оказали влияние на формирование склада души отрока Василия сама жизнь и воспитание в простой крестьянской семье. И вот Господь сподобил Василия прислуживать священнику в алтаре. Владыка вспоминает, что было страшно перед величием Бога, но в то же время что-то внутренне влекло к этому.

    После школы будущий архиерей стал рабочим на заводе в г. Кашире Московской области. Сельская церковь, в которой прислуживал Василий, простояла до 1937 года, пока её не закрыли коммунисты. Не стало возможности исповедаться, причащаться. Через несколько лет над страной нависли свинцовые тучи. Радио объявило о начале войны с Германией. Василию, работавшему тогда на заводе, исполнилось 14 лет. Работать приходилось много, тяжело, но Господь не оставлял Василия и здесь. … Незадолго до окончания войны по распоряжению правительства были открыты монастыри, храмы, духовные семинарии - места духовного утешения, спасения людей.

    Осенью 1946 года Василий Михайлович Лебедев поступил в Московскую Духовную семинарию в Сергиев Посаде, а в 1950 - закончил её по первому разряду. Почти все из числа выпускников стали священниками, среди них был и Василий Лебедев. На нём теперь не только семейная жизнь, но и пастырское служение, особенно трудное в это тяжелое, атеистическое время.

    Рукоположение в июле 1950 года совершил архиепископ Можайский Макарий. Первый храм, куда был направлен молодой священник настоятелем - храм Преображения Господня в одном из сёл Московской области. А в декабре этого же 1950 года - в храм великомученицы Параскевы Пятницы с. Туголес. Здесь будущий архиерей служил в течение 5 лет. Трудами и заботами отца Василия были проведены большие ремонтные и реставрационные работы, расписаны боковые приделы и алтарь.

    В феврале 1955 года последовало новое назначение - настоятелем Воскресенской церкви с. Молоди, а в 1961 году отец Василий становится настоятелем городской Богородице-Рождественской церкви г. Орехово-Зуево и благочинным церквей Орехово-Зуевского округа. У отца Василия в семье к этому времени уже было трое детей.

    В 1962 году о. Василий поступает в Московскую Духовную академию. В 1963 году принимает монашество, вступая в число братии Троице-Сергиевой лавры. Новое имя Мелхиседек («Царь правды») получил от митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима, относившегося к иеромонаху очень тепло.

    После 3 курса постановлением Священного Синода ему было определено быть епископом Вологодским и Великоустюжским. Однако занятий в Академии он не оставил и, подготовившись за лето по 8 предметам, оставшимся на 4 курсе, сдал их экстерном за два дня и взялся за подготовку кандидатской работы «II Ватиканский Собор. Историко-критический обзор». Через два года работа была завершена и получила одобрение Совета Академии, а автору была присвоена степень кандидата богословия.

    17 июля 1965 года в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры была совершена хиротония архимандрита Мелхиседека во епископа. Её совершили епископ Питирим Волоколамский (родственник святителя Питирима Тамбовского), митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Тульский и Белевский Алексий и епископ Дмитровский Филарет.

    7 октября 1967 года Священный Синод своим постановлением направил епископа Мелхиседека в Вену. Венская епархия по своему положению занимает видное место среди русских православных кафедр в Европе. И здесь Владыка проявил свою готовность помочь и дать ответ каждому вопрошающему. На венской земле епископ Мелхиседек нёс свое послушание до 1970 года, когда его отозвал Священный Синод, назначив епископом Пензенским и Саранским, а вскоре архиепископом. Тогда же Господь сподобил своего архиерея побывать на Святой Горе Афон.

    С 1975 по 1984 Владыка Мелхиседек - архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, патриарший экзарх Средней Европы - знакомит инославный мир с духовными сокровищами Православия, его внутренней жизнью и внешней церковной деятельностью. Владыка Мелхиседек вёл большую общественную миротворческую деятельность. В составе делегаций он побывал во многих странах мира. В период его служения на этой кафедре произошел случай, в котором особенно проявился промысел Божий.

    В одну из поездок на родину Владыка вёз в своем багаже довольно много церковных книг, изданных за рубежом и посвященных коммунистическим гонениям на Русскую Церковь. Если бы книги обнаружили, то в лучшем случае это закончилось бы отправкой на покой. Владыка начал молиться, особенно усердно обращаясь к Царю Николаю II, которого он особо почитал. Таможенники не спеша просматривали чемоданы, вынимая каждую вещь. Извлекли и саккос со спрятанными там тяжелыми книгами. Простучали днища всех чемоданов и также, не спеша, начали все укладывать обратно. Владыка не переставал молиться Государю. На облачение с книгами таможенники обратили внимание не больше, чем на любой другой предмет из багажа архиерея.

    26 декабря 1984 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Пимена Владыка назначен на Свердловскую и Курганскую епархию и временно управляющим Челябинской епархией.

    В Екатеринбург архиепископ Мелхиседек прибыл 14 января 1985 года и занялся упорядочением церковной жизни вверенных ему епархий. Владыка часто ездил на приходы, узнавал о приходской жизни, способствовал возрождении храмов. Жил Владыка и принимал многочисленных посетителей в Епархиальном управлении на окраине города (Искровцев, 16).

    При архиепископе Мелхиседеке произошло обретение честных мощей праведного Симеона Верхотурского, изъятых из Верхотурского монастыря в 1920 году.

    Седьмого июля 1991 года по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Мелхиседека на Ганиной Яме, месте уничтожения останков святых царственных страстотерпцев, почитатели Царской Семьи установили первый крест. А через год на Ганину Яму был совершён первый архиерейский Крестный ход.

    С этого времени по благословению правящего архиерея в Екатеринбургской епархии впервые в России началось открытое почитание Святых Царственных страстотерпцев, как местночтимых святых.

    23 сентября 1992 года на месте дома Ипатьева, в котором в 1918 году большевики расстреляли Царскую Семью, был заложен первый камень будущего Храма-на-Крови, который сейчас собирает тысячи паломников из разных городов и стран.

    По благословению архиепископа Мелхиседека братством во имя Святых Царственных мучеников 22 июля 1993 года на Ганиной Яме был установлен новый деревянный крест с киотом.

    Владыка Мелхиседек помогал комиссии по реабилитации от Московской Патриархии, собирающей документы для создания архива безвинно погибших деятелей Православной Церкви. Большое внимание Владыка уделял укреплению мира между разобщенными людьми и народами. 25 июня 1991 года в Доме мира и дружбы он был награждён золотой медалью «За укрепление мира». Кроме того, по доброте душевной и огромному своего милосердию ахриепископ помогал и Детскому фонду, Фонду охраны памятников.

    Владыка всегда откликался и на человеческую беду - взрыв на ст. Свердловск-Сортировочный, землетрясение в Армении… Большое внимание архиепископ Мелхиседек уделял просвещению в своей, тогда еще Свердловской и Курганской епархии. При нем возобновилось издание «Екатеринбургских епархиальных ведомостей», «Православного вестника», создавались церковно-приходские школы. Он сам вел уроки в воскресной школе при Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе, тогда в классе училось около сотни детишек.

    Вспоминают люди, близко знавшие архиепископа Мелхиседека:

    - Псалтирь он знает наизусть, а также некоторые акафисты Божией Матери. О себе часто нам рассказывал, что он никогда не ложится спать, пока не прочитает акафист. Засыпал он поздно, и никто его не будил. Ни к какому транспорту, будь это самолет или поезд раннего следования, он никогда не опаздывал. Мы удивлялись и спрашивали, «А кто же Вас будит?». « Ангел-хранитель», - отвечал он.…

    С 25 сентября 1991 года, когда городу вернулось его истинное название, архиепископ Мелхиседек стал титуловаться «Екатеринбургский и Курганский». А после отделения Курганской епархии - «Екатеринбургский и Верхотурский».

    26 февраля 1994 года по решению Священного Синода Владыка направлен на служение в вновь образованную (отделенную от Орловской) Брянскую и Севскую епархию. Там Владыка заново создавал всю церковную жизнь.

    Протоиерей Николай Ладюк:

    - В свое время я проводил своего сына в Брянскую епархию, он был келейником у Владыки. Моему сыну тогда было всего 16-17 лет. Тогда я первый раз увидел отношение Владыки к послушанию. Когда он уезжал в другую епархию, позвал своего иподьякона с собой - и тот поехал, не споря, не доказывая, просто сел и поехал. Владыка так его воспитал.

    В марте 2002 года Священный Синод с благодарностью за понесенные труды перевел архиепископа Мелхиседека на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летия.

    Владыка, служа Церкви, занимался не только внутренней епархиальной жизнью, но и работал над научными публикациями:

    · II Ватиканский Собор. Историко-критический обзор (кандидатская диссертация).

    · Речь при наречении во епископа Вологодского.

    · Празднование 25-летия интронизации Свят. Патриарха Алексия в Венской епархии.

    · Визит Предстоятеля Малабарской Церкви Индии.

    · Исторический визит Свят. Патриарха Пимена в Индию.

    · Посещение Сов. Союза Архиепископом Кентерберийским доктором Фредериком Дональдом Когганом.

    · Преподобный Герасим, первый Вологодский чудотворец: К 800-летию со дня преставления.

    За все свои большие труды архиепископ был награжден двумя орденами:

    1986 г. ― Орден святого равноапостольного князя Владимира II степени, 1990 г. - Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени.

    В июне 2012 года по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла отец Николай вручил архиепископу Мелхиседеку (Лебедеву) высшую награду Екатеринбургской епархии - медаль святого праведного Симеона Верхотурского I степени.

    Сейчас Владыке Мелхиседеку 88 лет. За ним ухаживает помощница, родная дочь и не менее родная Екатеринбургская епархия. По благословению митрополита Кирилла несколько раз в год поклоны с уральской земли Владыке Мелхиседеку привозит протоиерей Николай Ладюк. Пусть та помощь, которую Владыка Кирилл с душевной теплотой приносит архиепископу, не так велика, по сравнению с теми трудами, которые вложил Владыка Мелхиседек в процветание нашей епархии. Но благодарность, искренняя забота и сыновняя любовь к бывшему архиерею Екатеринбургской епархии – то самое, что необходимо настоящему пастырю.