• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Александра, Санкт-Петербург

    Зачем нужна Церковь?

    День добрый. Хочу задать такой вопрос: а зачем людям нужна Церковь? Только из-за Таинств? Ведь молиться всегда можно дома. Мне приводили цитату (простите, дословно не вспомню): «Где два человека, там и Я». Как я понимаю, подразумевается, что именно в церкви одновременно собирается большое количество верующих, а значит, там присутствует Бог. Но разве Он не присутствует постоянно во всём вокруг нас? И если так, то зачем же нужна Церковь как отдельное место?

    Доброго! «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и я посреди их! » (Мф. 18.19-20). Скорее всего, Вам приводили эту цитату? Скорее всего, Вам знакома и цитата из трактата Свт. Киприана Карфагенского «О единстве Церкви»: «Не может назвать Бога своим Отцом тот, кто не имеет своей матерью Церковь ». «Церковь — явление Царства Божия на Земле». «Христос — глава телу Церкви » (см. Еф.5.23; Кол.1.18).

    Не знаю, как и стоит ли убеждать Вас, что «вне Церкви — нет спасения!», скорее всего, у Вас уже есть убеждение, что «земные» организации не нужны Богу. «Существо Высшего порядка» само при личном общении может открыть необходимое… Для аргументированного ответа на Ваш вопрос нужна не одна жизнь. Вера в Бога, в Его Милость и то, что Он желает нашего с вами спасения, — это действительно вопрос Веры!

    Могу лишь кратко сказать, что Церковь является наследницей Христианской Традиции. То есть что было передано Христом своим ученикам, сохраняется в среде духовных потомков учеников тех учеников. По апостольскому преемству, благодать рукоположения передается до сего дня. Эта Благодать, открывающая Путь ко Спасению, благодарственные Богослужения, сама Евхаристия, формы и Суть ее совершения, пришли на Русь при благоверном князе Владимире и сохраняются до нашего времени.
    Состав Священного Писания принят на Вселенских Соборах — это тоже Предание Церкви. Не зная, как понимали слова Христа его ученики и люди, которых Он учил, к которым Он обращался, не обращаясь к их толкованиям, пытаясь понять все по своему, сейчас, в 21-м веке, мы получим совершенно другую «религию» — даже значение многих слов изменилось до неузнаваемости. Слова «Бог есть Любовь» теперь, в сегодняшнем восприятии, могут означать что угодно, но в оригинале — это Чистота и Хрустальность (1 Иоан. 4.7-21).

    Наверное, это тяжело воспринять на веру, не почувствовав, но Церковь — это единение людей с Богом в Духе. Молиться Ему можно и нужно дома и «во всяком месте Владычества Его», а небрежно упомянутые Вами Таинства — двери, которые позволяют нам войти в Дом Божий, получив Его Дары, позволяют нам прикоснуться к Его Проявлениям здесь. Таинство Крещения, как возможность родиться свыше (Иоанн. 3.3); таинство Евхаристии, как Его Присутствие здесь, возможность для нас стать Его причастниками, наследуя Царствие Божие (почитайте описание Тайной Вечери у евангелистов и ап. Павла в послании к Коринфяном и слова Христа в 6 гл. Евангелия от Иоанна).

    Потеряв Церковь и нужду в общении с ней, человек рискует остаться наедине с придуманным им самим «Богом», может быть, уютным, а может, со злобным, но — своим, вряд ли имеющим отношение к тому Создателю, которого исповедует Святая Церковь в Символе Веры:

    Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа, Исуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечьшася. Распятаго за ны при Понтийстем Пилате, страдавша и погребенна. И воскресшаго в третии день по писаниих. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию несть конца. И в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. И во едину святую соборную и апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвым. И жизни будущаго века. Аминь.

    На мой взгляд, сегодняшняя духовная жизнь очень похожа на непроходимое болото: много завлекающих огоньков, при этом бодрящая мысль: «Да что, я сам дорогу не найду!?». Возможно, найдете, а может быть, воспользоваться дорогой, проложенной нам апостолами и многими поколениями людей, что старались спасти свою душу и наследовать Царство Небесное? Может, есть смысл обрести духовного наставника, находящегося в Церкви и Традиции? Выбор Ваш! Бог в помощь в рассуждениях!

    Что такое храм? Не Церковь в экклесиологическом духовно-богословском смысле, но храм как строение, сооружение, над которым архиереем или поставленным на то священником был совершен чин освящения.

    Следуя словам Господа нашего Иисуса Христа: «Я есмь воскресение и жизнь…» (Ин. 11:25) - можно сказать, что только в Боге есть жизнь. Фактически только Он и есть истинная жизнь. Без Него все бы обратилось в ничто. Потому все творение - весь мир от рая до ада - пронизан Божественной благодатью. Даже в аду есть онтологическая благодать Божья, иначе он попросту не мог бы существовать. Но есть места, на которых благодать Всевышнего почивает особенно сильно - это рай, Царствие Небесное, и его проекция на земле - Церковь и Ее материальное вещественное выражение-символ - храм. Почему же здесь особенная Божья благодать?

    Используя научную богословскую терминологию, отмечу, что здесь действует закон синергии (с греческого - «сотрудничество», «помощь»). Т. е. Божья благодать сверху встречается с идущим снизу усилием человека приблизиться к Господу. В результате получается спасение, обожение человека.

    Бог сотворил высших существ - Ангелов и людей - со свободной волей. Мы сами выбираем, куда нам уклониться: в добро или во зло. Поэтому Господь ждет от нас первого шага, устремленного к Нему, на который Он тут же отвечает с родительской любовью. Господь говорит: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Притч. 23:26). И в 50-м псалме сказал Божественный Давид: «Жертва Богу - дух сокрушенный…» Т. е. Богу наиглавнейшим является движение сокровенного сердечного естества человека по направлению к Нему.

    Храм Божий на земле во многом является вещественным выражением движения сокровенного человека по направлению к своему Создателю. Конечно, храм Богу не нужен. «Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк…» (Деян. 7:48). Храм нужен нам. Его устройство было дано человечеству самим Богом через святого пророка Моисея на горе Синай. И некоторым образом церковь (как здание) является моделью иного горнего мира. Кроме того на нее призывается особенная благодать Божья при освящении.

    Храм, образно говоря, - это открытка, которую семилетний малыш целый день рисовал папе на день рожденья со всей любовью чистого детского сердца, а потом, волнуясь и стесняясь, подарил отцу, присовокупив поцелуй любви. Разве сердце родителя останется к этому равнодушным?! Конечно же, оно умилится и исполнится теплоты и нежности.

    Конечно, в наше время модным и широко распространенным стало мнение: «Мол, зачем эти храмы? Я в Бога верю в душе, а храмы - это просто камень». По опыту скажу: как правило, так рассуждают люди, равнодушные к Господу. Они пытаются скрыть свою духовную лень оправданной теорией «нехождения в храм». Такие люди декларируют веру в Бога, но Он им не нужен. Они верят, как деисты, в то, что Бог - это Великий Часовщик, Который сотворил мир как часы и не вмешивается в их ход. Потому в жизни можно обойтись и без Него. Не только без храма, но и без Господа.

    Ведь для человека, страстно, жадно ищущего Бога, богопознание - это путь. И этот путь предполагает цели, средства их достижения и само движение-жизнь по этому пути. Потому такому человеку, конечно же, нужен храм - отделенное от мира место встречи с Богом. Место, где он оказывается, подобно святому пророку Моисею, один на один с Неопалимой купиной, уже находящейся почти за гранью вещественного мира.

    И наш труд в храме по его благоустройству - это та же молитва. Как говорится: молитва и труд - суть два крыла монашеские. Ведь, по словам святого апостола Иакова, брата Господня: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Вдумаемся же в эти великие и страшные слова! Наша вера без дел как мертвое тело без души, обреченное на разложение! Потому что есть голая декларация, скажем, горизонтально-диванная, но нет усилия души, чтобы, подобно барону Мюнхгаузену, взять себя за волосы и вырвать с Божьей помощью из болота. И на это, казалось бы, невидимое, но мощное усилие нужна колоссальная энергия любящей Бога души. И в этом отрыве от материальности, на которое, конечно, нужно огромное мужество, заключается начало преображения человеческого естества. Как сказал Спаситель: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мф. 11:12).

    В заключение хочется привести один жизненный случай

    Советское время. У одного видного партийного деятеля была верующая жена. Но она не могла открыто молиться или исповедовать веру. Женщина делала следующее… Надевала спортивный костюм и говорила мужу, что идет на пробежку, сама заходила в храм и мыла там полы. В этом костюме ее никто не узнавал. Ничего другого она позволить себе не могла. Но представьте: партийная «королева» мыла полы в храме! Почему это она делала? Ответ, наверное, очевиден - любовь к Богу.

    Ведь что означает «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6)? Не просто «чуть-чуть голоден, вроде бы можно перекусить». Нет. Но голоден и хочу пить в превосходной степени до уровня «если не попью или не поем, то умру». Вот какой градус веры должен быть! И в таком случае вера обязательно потребует выхода, добрых дел и изольется, как из переполненного бокала, в мир. И ноги сами понесут в храм. Потому что, как писал явно из своего житейского опыта святой пророк и царь Давид: «Ибо ревность по доме Твоем снедает меня…» (68:10). Т. е. не просто я имею ревность, нет, но она меня съедает священным огнем. И если сердце исполнено этого горения, то разве руки и ноги откажутся послужить-поработать в храме - этом Небе на земле? Нет, потому что любящая Бога душа сама захочет этого…

    Неволин М..

    «Если бы мне никто не мешал,

    я мог бы стать замечательным

    христианином!»

    Сокровенный дневник Адриана Пласса

    «Зачем нужна церковь?» - этот, казалось бы, странный для верующего вопрос, не так прост, как кажется. Попробуйте поспрашивать своих знакомых, и вы получите очень широкий спектр мнений о том, что такое церковь и о том, зачем она нужна христианину.

    Систематическое богословие достаточно подробно рассматривает природу и функцию Церкви. Вероятно, журнальная статья не лучшее место для несколько тяжеловесных научных определений, поэтому, постараюсь кратко и, по возможности, наглядно представить своё понимание того, как должна соотноситься жизнь верующего, его отношение с Богом и понимание себя, как части Церкви. На мой взгляд, это можно было бы выразить в четырёх пунктах.

    — Личная вера и общение верующего с Богом.

    — Осознание себя, как члена поместной общины, где представлены разные люди. Причём с некоторыми могут быть разные точки зрения по ряду вопросов.

    — Понимание того, что община является частью той или иной деноминации, где также есть определённый «разброс мнений».

    — Признание своей деноминации, как части Вселенской церкви, куда входят верующие и из других христианских деноминаций.

    Совокупность всех четырёх положений - это признак здорового христианства. К сожалению, бывает так, что один из перечисленных элементов игнорируется. Или же наоборот - выбирается лишь один, а всё остальное представляется неважным и даже ненужным. Так, например, можно быть и активным членом церкви, и хорошо разбираться в вероучении своей деноминации, и признавать опыт других церквей, но при этом, игнорировать пункт номер один. В этом случае, всё остальное едва ли имеет смысл. Кто-то, наоборот, склонен возводить в абсолют первое положение, заявляя, что всё остальное не является таким уж необходимым. Это нередко приводит к утверждениям типа «главное иметь Бога в душе, а никакие церкви мне не нужны - там одна фальшь». Есть те, кто склонен игнорировать третий или четвертый пункт, ограничивая всю Церковь рамками своей общины. Это ведёт к очень узкому пониманию христианства и, в конечном итоге, к тому, что принято называть «сектантством». Выпадение любого из четырёх звеньев этой цепочки, рано или поздно, сказывается и на других звеньях.

    Время от времени в жизни верующего человека случаются периоды, когда ему, например, очень хочется побыть одному. Это нормальное, и даже необходимое, явление, если оно не перерастает в желание остановиться, например, на первом из четырёх вышеперечисленных пунктов, проигнорировав все остальные (или какие-либо из них). Почему это происходит? Находясь в церкви, мы вынуждены встречаться с людьми, с которыми, зачастую, встречаться нам не очень хочется. Ничто не может так ранить нас, как могут это сделать люди, с которыми мы общаемся. Именно здесь мы можем получить такие болезненные раны, которые нам не нанесут ни в каком другом сообществе людей. Как известно, чем ближе человек, тем болезненнее может быть нанесённая обида. Если мы называем кого-то братом или сестрой, не просто соблюдая формальный обычай обращения, а осознавая его именно таковым, то это, с одной стороны, дает нам возможность понять, что мы вместе, а с другой, что в нашем окружении становится больше тех, кто может ранить нас особенно больно.

    Многие христиане, к какой бы деноминации они не относились, могут вспомнить людей, которые так и не смогли пережить обиды, зачастую совсем незаслуженные, которую им нанесли их же братья в родной общине. Некоторых эти раны заставили быть более закрытым, осторожным и научили держаться, на всякий случай, подальше от единоверцев, а кого-то и вовсе подвинули к тому, чтобы уйти из церкви. Кроме того, именно находясь внутри церкви, мы ярче всего видим все её недостатки, ошибки. Причём ошибки признаются церковью всегда очень неохотно. Во многом, поэтому появляется желание отойти немного «в сторону» от всего этого, «уйти в «автономку»», оставаясь при этом, как нам кажется, один на один с Создателем, минуя ненужные «учреждения».

    Существуют две крайности. Первая заключается в том, что Церковь объявляется ненужной бессмысленной организацией, время которой ушло. Вторая - провозглашение безошибочности Церкви. Некоторое время назад в нашей стране в ходу было утверждение, что партия не может ошибаться. Отдельные её члены, конечно, могут, но вот сама она нет. Этот штамп, к сожалению, часто применяется и в отношении Церкви. Это мне представляется совершенно неправильным. Не только отдельные члены и лидеры могут ошибаться, ошибается, и иногда весьма серьёзно, и сама церковь. Важно уметь, с одной стороны, видеть ценность Церкви как Тела Христова и, одновременно, не бояться признавать ошибки, которые она (то есть и мы) допускает, признавая их открыто.

    Мы имеем чудесное обещание о том, что даже врата ада не смогут одолеть Церковь. Но это не значит, что решения, которые принимаются Церковью, будут всегда правильны. Означает это совершенно другое - даже не смотря на наши ошибки (иногда очень серьёзные), Бог, по милости Своей, будет хранить её. Один этот факт, как мне кажется, даёт нам понять, как много значит Церковь, насколько она важна.

    На недостатки можно смотреть по-разному. Позволю себе привести пример из совсем не христианского произведения - из старинной, сатирической книги Джованни Боккаччо «Декамерон». Автор рассказывает о неком еврее. Его друг, христианин, много сил прилагал к тому, чтобы тот уверовал во Христа и вошёл в лоно Церкви. В один прекрасный день Авраам (так звали этого еврея) объявил своему другу, что решил взвесить все «за» и «против» этого предложения и отправляется в Рим, чтобы увидеть Церковь поближе, познакомиться с жизнью тех, кто представляет Церковь на земле. Друг-христианин опечалился, так как понял, что тот увидит много негативных вещей, которые, скорее всего, отпугнут его от Церкви. Спустя какое-то время, Авраам возвратился в Париж и, к удивлению друга, заявил, что принял решение стать христианином. На вопрос о том, что подвигло его к такому решению, он честно рассказал о том, что, прибыв в Рим, не увидел ни в одном из клириков ни святости, ни благочестия. Поведал он и о том, что нашёл в Церкви ужасные пороки - любострастие, обжорство, зависть, гордыню. Вывод же Авраама был таков - если пастыри делают казалось бы всё, чтобы разрушить Церковь, в Церкви гнездятся пороки, но при этом вера христианская живёт и расширяется, то как же велик должен быть Бог, чтобы Духом Своим Святым сохранять её!

    Зачем нужна Церковь? Стоит ли рисковать своей верой, подвергая её испытаниям, связанным с пребыванием в Церкви среди таких же грешных людей? Почему бы не ограничиться абсолютно «автономным», индивидуальным хождением пред Богом? На первый взгляд может показаться, что в этом случае ни что и никто не сможет отвлечь нас от общения с Всевышнем, от познания Его воли. Частично это так, но, познавая Бога, изучая Писание (пусть и индивидуально) не предвзято, мы не сможем игнорировать то, что Церковь создана Богом, дорога Ему и необходима нам. Слово «общение» вообще кажется мне одним из ключевых слов в христианстве. Можно сказать, что это религия (хотя многие не любят употреблять это слово) общения. Общение происходит внутри Троицы, Бог общается с человеком, люди общаются между собой. Безусловно, общаясь, мы рискуем тем, что когда-то нам будет больно из-за того, что нас могут совершенно неправильно понять, а то и предать, и ранить в самое сердце те, кого мы называем братьями и сёстрами. Придя в церковь, мы рискуем увидеть там много того, для чего самым мягким словом будет «ошибка». Можем ли мы уже сегодня понять всю глубину этого замысла Творца, Создавшего и Сохраняющего Церковь? Вероятно, нет. Но одно можно сказать уже сегодня. Избегая риска, который сопутствует общению и пребыванию в Церкви, мы лишаем себя и того наслаждения, которое оно может дарить. А разве Бог обещал, что риска в нашей жизни не будет?

    В последние часы пребывания на земле, Христос собрал Своих учеников на тайную вечерю. Он призвал их быть вместе, оставил заповедь причастия, сказав при этом, что однажды будет пить с ними вино в Царстве Отца (Матф.26:29). Можно, конечно, и избегать риска, связанного с общением и с пребыванием в Церкви. Но кто не рискует, тот не пьёт новоё вино в Царстве Божием!

    Для чего нужна Церковь? На этот вопрос невозможно ответить однозначно, потому что верующие и неверующие люди ответят на него по-разному. Если для первых Церковь – это Истина и Жизнь, то для вторых, в лучшем случае, некий социальный негосударственный , деятельность которого имеет некоторые полезные аспекты.

    Церковь дает человеку главное – Веру, Надежду, Любовь. Для верующего человека вопрос о том, есть ли Бог, лишен смысла, потому что вся жизнь является зримым подтверждением Его существования. Бог открывается тому, кто Его ищет. Как человек становится на путь веры? Если веру ему с детства не привили родители, то чаще всего он приходит к ней в дни тяжелых жизненных испытаний. Когда человеку уже не на что надеяться, он обращается к Богу. Можно назвать это глупостью, поступком слабого отчаявшегося человека. А можно сказать, что в душе запутавшегося человека впервые за многие годы проснулось и потянулось к Свету что-то истинное. В дни, когда у него все благополучно, человек не обращается к Богу, не чувствуя в этом потребности. Тяга к Богу обычно просыпается именно в период жизненных потрясений.

    Чтобы понять верующего человека, надо самому быть членом Церкви. Наблюдение со стороны в данном случае не будет объективным, потому что невозможно понять суть веры, оставаясь в стороне. Это тот случай, когда для понимания собственный опыт. Придя в Церковь, человек не обязательно встретит в ней только хорошее. Далеко не каждый верующий является образцом доброты и смиренности, для новоначального – человека, только начинающего постигать азы веры – период воцерковления может стать достаточно трудным испытанием. Все непривычно, непонятно, незнание правил церковного этикета может вызвать нарекания со стороны . На этом этапе многие люди, потянувшиеся к Богу, навсегда или на время покидают Церковь. Но те, кто останутся, имеют замечательную возможность прикоснуться к огромному пласту духовного . В первую очередь, через церковную литературу. Для Русской Православной Церкви это, конечно же, книги Ветхого и Нового заветов, а так же отцов. Именно в книгах святых отцов можно открыть для себя неиссякаемый источник мудрости и веры. Исаак Сирин, Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадский, Феофан Затворник и многие другие – их книги полны Истины и могут оказать неоценимую помощь любому человеку.

    Делает ли Церковь человека лучше? Да. Читая книги святых отцов, верующий человек может осознать многие свои ошибки, избавиться черт характера. Стать спокойнее, мягче, добрее. И сильнее, потому что вера – это огромная сила. Верующий человек ощущает себя проводником Божией воли, он чувствует Бога за своей спиной, что придает ему стойкость, отвагу, терпение, готовность с честью перенести любые испытания. При этом он не просто верит в Бога, но – верит Богу. Верит не наобум, не потому, что просто выбрал верить – он знает, что помощь реально оказывается, потому что получал ее сотни, тысячи раз. Один раз может быть совпадением, два, десять, но когда помощь оказывается раз за разом, когда , что искренняя и вера Богу позволяют повернуть к лучшему самые сложные ситуации, ему уже не требуется подтверждений. Он знает, что Бог есть, видит, как Господь оказывает ему помощь, хранит, ведет . Церковь становится его оплотом, опорой. В этой опоре, в ежедневном общении с Богом черпает он свои силы.

    протоиерей Александр Глебов

    Сегодня на вопрос: «Являетесь ли вы верующими человеком?», большинство людей отвечает: «Бог у меня в душе и посредники мне не нужны». Как Вы прокомментируете то, что , в массовом сознании, изымается из веры в Бога?

    Вопрос очень актуальный. В первую очередь подобный вопрос проистекает из непонимания многими людьми функции Церкви, ее назначения. Сегодня вопрос о Церкви – это, в первую очередь, вопрос о церковной культуре, о церковных праздниках, о святых. Люди более просвещенные могут поразмышлять о христианской философии и истории. Но крайне редко вопрос о Церкви касается сущности самой Церкви. Несмотря на количество храмов и количество людей, относящих себя, хотя бы по факту своего крещения, к православной вере, вопрос о том, что такое и, собственно, для чего она нужна, для многих сегодня остается открытым. Неправильное понимание Церкви часто приводит к ее критике. Представление людей о Церкви не тождественны тому, чем Церковь является на самом деле. Поэтому, прежде чем ответить на Ваш вопрос, надо сказать несколько слов об онтологической природе Церкви и о ее назначении. Господь основал Церковь с одной единственной целью – продолжать то дело, ради которого Бог пришел в этот мир, стал человеком, пострадал, умер и воскрес: дело спасения людей! Ведь Богочеловека Иисуса Христа мы так и называем – Спаситель. Богословский термин «спасение» очень отличается от того, что мы называем спасением в нашей повседневной жизни. Когда мы употребляем слово «спасение», то имеем в виду избавление человека от какой-то опасности. Например, врачи спасли больного, то есть сохранили ему жизнь, вылечили его и так далее. Это всем понятно, а вот Священное Писание и вслед за ним христианское богословие говорит о спасении в ином ключе.

    Спасение – это дарование Богом человеку вечной жизни. Это спасение его от ограниченности, болезненности и тления этого мира. Бог – творец жизни, а не смерти. Смерть вошла в человеческую жизнь в результате неправильно выбранного человеком пути. Этот неправильный путь, по которому, в силу данной от Бога свободы, пошел человек – он привел его к отпадению от Бога, а значит, к отпадению от жизни, потому что Бог есть жизнь и Бог есть источник жизни. Все что живет, живет не автономно, а в силу своей причастности к Богу. Если нарушена эта связь, значит, прекращается жизнь. Этот ложный путь, который привел человека к отпадению от Бога и от жизни, который привнес в человеческую жизнь смерть как прекращение жизни, называется словом «грех». Кстати, по-гречески само слово грех буквально означает «непопадание в цель, ошибка, промах». Для того чтобы спасти человека от этого состояния смертности, Бог сам становится Человеком. Он, не переставая быть Богом, принимает на себя полноту человеческой природы и, как каждый человек, Он умирает, переступает эту черту смерти, за которой, уже как Бог, совершает новый акт творения. Творит для людей новый мир – мир, который не искажен грехом, а значит, мир, в котором нет места смерти, где царствует жизнь. Это царство жизни, то есть Царство Божие, потому что Бог и есть жизнь. Господь определил этот мир, эту реальность как цель человеческого бытия, цель человеческой жизни. Он ее определил как наивысшую ценность, к тому же, как ценность куда более значимую, нежели сама наша человеческая жизнь. Нам это кажется странным. Действительно, что может быть более ценным и более важным, нежели наша жизнь? А Господь говорит: «Нет, есть». Есть сфера бытия, ради которой в каких-то случаях следует отказаться даже от этой жизни. Помните, Господь говорит: «Кто хочет душу свою (то есть жизнь) спасти, тот потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою ради Меня и Евангелия, тот ее обретет» или «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь за друзей своих», «Не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может убить душу» и так далее. Такие цитаты можно долго продолжать. Господь основал Церковь как средство, как помощь человеку обрести вот это вечное спасение. Все остальные функции Церкви не являются первоочередными. Такие функции, как: социальное служение, призывы к нравственному совершенствованию, образование. Все это может дублироваться светскими институтами, а вот функцию спасения людей Господь делегировал только своей Церкви и более никому. В Церкви Бог дает человеку то, что больше получить нигде невозможно. В церковных таинствах Господь дает человеку Самого Себя: Свою Плоть и Свою Кровь. Он соединяет людей с Собой, приобщает их к Себе и проводит их вратами смерти к вечности. Человек смертен. Сам по себе человек не может преодолеть смерть. Смерть преодолел Христос, Он воскрес. И Он проводит человека к вечности тогда, когда человек становится Его причастником, когда он становится клеткой Его воскресшего и прославленного Тела. Причащение происходит не на улице и не дома, оно происходит в церкви, и заблуждаются те люди, которые говорят, что у них какие-то свои, особые отношения с Богом и больше им никто не нужен и Церковь им не нужна. Они в этой своей самонадеянности отвергают спасение, отвергают дар вечной жизни, который Господь протягивает человеку в евхаристической чаше.

    Вы сказали, что цель христианской жизни – спасение, которое мы получаем, только проходя через смерть. Смерть открывает дверь в жизнь вечную, получается, что христианин в своей жизни должен стремиться к смерти?

    Господь, а вслед за Ним, и Церковь, призывают не к смерти, а к жизни. Вечное спасение человек наследует не тогда, когда он физически умирает. Физически умереть и обрести вечное спасение – это не одно и то же. За физической смертью может последовать и духовная смерть, а может и вечная жизнь. Человек рождается в вечность не тогда, когда он умирает, а тогда, когда он живет здесь, на земле. В Евангелии от Иоанна есть такой эпизод, когда Христос беседует с членом Синедриона Никодимом и говорит ему, что «для вхождения в Царствие Божие надо еще раз родиться». Никодим, недоумевая, говорит: «Как это возможно, что человек, будучи уже старым, может опять оказаться в утробе своей матери и потом заново родиться?» Он понял слова Христа буквально. Это «рождение свыше» или рождение от воды и Духа – то, что у нас сегодня называется Таинством Крещения, которое опять-таки совершается в Церкви. Это не повторный акт физического рождения и не рождение человеческой души, но в Таинстве Крещения человек получает иное измерение своей жизни. Он получает в себя, живя здесь на земле, начаток вечности, начаток того мира, начаток Царства Божия, которое на протяжении своей жизни он должен будет взращивать. Поэтому говорить о физической смерти правильнее как о новом этапе человеческой жизни, а не как о рождении человека в вечность. Рождается человек в вечность или отвергает человек вечность здесь, на земле, а смерть уже является неким итогом его жизненного выбора. Как писал апостол Павел: «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».

    >В Таинствах Церкви человеку дается дар благодати. А в чем состоит вклад самого человека?

    От человека в деле спасения требуется одно – вера. Здесь следует дать пояснения, потому что у нас само понятие веры претерпело некую инфляцию. Верующим себя называет человек, который признает бытие Бога. Если мы понятие веры ограничим только такой характеристикой, тогда нам придется признать дьявола самым верующим существом на свете, потому что он, в отличие от людей, никогда не сомневался в существовании Бога. Понятие христианской веры значительно глубже. Верующий человек – это человек, безгранично доверяющий Богу. Доверяющий тому, что все то, что Бог посылает в его жизни, направлено к его конечному благу, направлено к его спасению. Именно этот аспект нашей веры подвергается наибольшим сомнениям, потому что Бог нам посылает не букеты роз. Бог своим последователям посылает крест и иногда этот крест очень тяжелый. Принять боль, страдания, испытания, как милость Божию, как Его любовь, как Его заботу, как нечто, ведущее к чему-то большему, – это невозможно. Это невозможно ни силой человеческого ума, ни человеческой логикой, ни нашими представлениями о справедливости или о сострадании. Это возможно только верой, только безграничным доверием Богу, что Бог своим промыслом таким образом ведет человека к вечному спасению. Вера – это и дар, вера – это испытание, вера – это борьба. Иногда люди, которые заявляют о своей вере, просто не понимают, о чем они говорят. В лучшем случае они имеют в виду, что, в отличие от атеистов, они признают наличие в мире высшей силы, которая называется Бог, но этим вся их вера исчерпывается.

    Отец Александр, как Вы думаете, чего люди ждут от Церкви сегодня?

    Люди ждут от Церкви того же самого, чего от Христа ждали Его современники: помощи и чуда. Если вспомнить евангельскую историю, то народ шел за Христом тогда, когда Христос каким-то образом участвовал в их жизни, помогал им. Например, совершил чудо умножения хлебов, накормил пять тысяч человек, и на следующий день эта толпа хочет провозгласить Его царем. Воскресил Лазаря – на следующий день восторженный народ встречает Его в Иерусалиме как Мессию. Но когда Он стал говорить, что пришел в этот мир не для того чтобы решать какие-то их проблемы, а чтобы дать им вечное спасение, и что царем Он не собирается быть, потому что Царство Его не от мира сего, – Он тут же стал никому неинтересен и Его отправили на Крест. То же самое происходит в отношении Церкви. Если человек чувствует какую-то помощь от Церкви, какую-то выгоду, тогда он согласен верить, ходить в храм, исполнять какие-то церковные предписания. А если, кроме обещания вечного спасения, никакой ощутимой помощи он не имеет, то он просто не видит в этом никакого смысла. За годы своего служения я постоянно общаюсь с людьми, которые приходят в храм и спрашивают, что нужно сделать, чтобы решить какие-то свои проблемы. Проблемы, связанные со здоровьем, с личной жизнью, с профессиональной жизнью и многие другие. Они спрашивают, кому надо молиться, кому ставить свечи, но ни разу я не встречал человека, который бы пришел в храм и спросил: «Что нужно сделать, чтобы обрести вечную жизнь?» Получается парадокс: люди приходят в Церковь и пытаются решить то, что Церковь не решает, а тот единственный вопрос, ради которого надо приходить в Церковь и ради которого Господь основал Церковь, вопрос вечного спасения – он так и остается самым невостребованным.

    Духовно-просветительский телепроект «Слово»
    Ведущая: Марина Лобанова