• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Последняя четверть 20-ого века поставила перед человечеством глобальную проблему – проблему экологии, сохранения природного равновесия. Взаимоотношения природы и человека обострилось настолько, что стало понятно: или человек научится жить как часть природы, по ее законам, или, погубит планету и погибнет сам. Тема отношений природы и человека была новой в русской литературе, и одним из первых обратился к ней Виктор Астафьев.
    Уроженец русского Севера, Астафьев любит и чувствует природу. Человек, по мысли Астафьева, перестал вести себя как мудрый и доброжелательный хозяин, превратился в гостя на собственной земле или же в равнодушного и агрессивного захватчика, которому безразлично будущее, который за выгодой сегодняшнего дня не способен увидеть проблемы, ожидающие его в будущем.
    Название в рассказе «Царь-рыба» имеет символическое значение. Царь-рыбой называют осетра, но это и символ непокоренной природы. Борьба человека и царь-рыбы завершается трагически: рыба не сдается, но, смертельно раненная, она уходит, чтобы умереть. Покорение и завоевание природы приводит к ее гибели, потому что природу нужно знать, чувствовать, мудро использовать ее законы, но не бороться с ней. Астафьев подводит итог многолетнему отношению к природе как а «мастерской», «кладовой», развенчивает тезис, гласящий, что человек – царь природы. Забыта истина, что в природе все связано со всем, что, нарушив равновесие части, разрушишь целое.
    Человек губит природу, но гибнет и сам. Для Виктора Астафьева законы природы и законы нравственности тесно и неразрывно связаны. Чужаком и лихим завоевателем пришел в леса Гоша и погиб и чуть было не погубил еще одну жизнь. Но страшнее всего постепенно поддаются развращающему влиянию философии потребительства, начинают варварски эксплуатировать природу, не понимая, что уничтожают дом в котором живут.
    Всего через десятилетие после того, как была написана «Царь-рыба», случилась Чернобыльская катастрофа. И время разделилось на то, что было до и после Чернобыля. Воздействие человека на живую природу по губительной силе сравнялось с планетарными стихийными бедствиями. Местные катастрофы перестали быть местными. За тысячи и тысячи километров от Чернобыля в костях животных, птиц и рыб находят радиоактивный стронций. Зараженные воды уже давно влились в Мировой океан. В Антарктиде погибают пингвины, питающиеся зараженной рыбой. То, о чем писал Астафьев, стало страшной реальностью: планета мала, она слишком хрупка для бравых экспериментов. Нельзя вернуться в прошлое, но можно попытаться спасти то, что еще осталось.
    Конец 20-ого и начало 21-ого века дали еще одному понятие – экология человека. Человечество, искалеченное духовно, не имеющее цели, кроме погони за материальными благами любой ценой, калечит природу. Астафьев не использовал термин «экология человека», но его книги именно об этом, о необходимости сохранить нравственные ценности.

      Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей наших дней. Родился он в 1924 году, детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество связаны с родным и близким его сердцу краем; писатель всегда возвращается в родные места, куда бы ни...

      В первой половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование, в рассказах "Царь-рыба". Главные герои "Царь-рыбы" - это Природа и Человек....

      Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе. Виктор...

      Во многих произведениях русской литературы присутствует реальность и фантастика. Я хочу рассказать как в одном из рассказов Виктора Астафьева «Царь-рыба» совмещается реальное и фантастическое, что человек никогда не веривший ни в бога,ни в приметы...

    Нравственные проблемы в повествовании в рассказах «Царь-рыба»

    Цели урока:

    образовательная:

      углубить знания учащихся о творчестве В.П.Астафьева;

      раскрыть нравственные идеалы писателя через изучение (анализ) повествования в рассказах «Царь-рыба»;

    развивающая:

      развитие речи учащихся;

      совершенствование навыков выразительной речи;

      развитие навыков анализа художественного произведения;

      развитие познавательных интересов;

    воспитательная:

      воспитание бережного отношения к природе;

      воспитание в учащихся способности видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивым на чужую боль.

    Тип урока: урок – размышление

    Видео – интервью с В.П.Астафьевым.

    Видео «Иллюстрации «Царь-рыба»

    Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте,

    даже в самой темной тайге должен быть человеком!

    В. П. Астафьев

    План урока.

      Вступительная часть к уроку.

    Слово о писателе.

    «Огромный и неспокойный талант Виктора Астафьева - это талант действия и убеждения, нескончаемых хлопот по обретению человеком своей лучшей сути. Он не может мириться с заржавевшей правдой бытия, говорящей, что всегда и во все времена были добро и зло, поровну того и другого. Он против зла в любых долях», - писал В.Г.Распутин о писателе В.П.Астафьеве, чьи произведения заставляют нас, читателей, размышлять о прочитанном, думать об окружающем нас мире и о себе.

    Сегодня мы с вами попытаемся выяснить, в чём заключается талант действия и убеждения писателя в произведении «Царь-рыба».

      Изучение нового материала.

      1. Об истории создания «Повествования в рассказах «Царь-рыба».

    «Царь-рыба» впервые была напечатана в апреле 1976 года в журнале «Наш современник». Из Вологды пишет друзьям В.Астафьев о том, как цензура, потеряв бдительность, пропустила издание повести в двух номерах, а продолжение в третьем было остановлено. Ему намекнули: «Островата вещь-то, Виктор Петрович, почистил бы». В январе 1977 года в письме В.Г.Летову В. П. Астафьев сообщил, что «в пятом номере «Роман-газеты» в сокращенном виде идет «Царь-рыба» - продрала все невода и мережи на своем пути…Не давать стало невозможно, велик резонанс, сильно пошла за кордон, а ведь написана-то лишь частица, капля из великого моря человеческих страданий и безобразий, чуть тронута вопросом тема – отчего это люди так одиноки

    Первое отдельное издание увидело свет в 1978 году, и в этом же году 19 октября за повествование в рассказах «Царь-рыба» В.П.Астафьеву присудили Государственную премию СССР.

      1. Ребята, посмотрите внимательно видео-ролик к произведению В.П.Астафьева «Царь-рыба»

    Просмотр видео-фильма «Иллюстрации к произведению В.Астафьева «Царь-рыба» художника С.Элояна.

    Как связан он с произведением? О чем этот сюжет»

    - Как и чем соединяются в единое целое части цикла «Царь-рыба»?

    Сюжет связан с путешествием автора - повествователя по родным местам в Сибири

      1. Чтение эпиграфов.

    У «Повествования» два эпиграфа. Один эпиграф – отрывок из стихотворения Николая Рубцова. Другой принадлежит американскому ученому Халдору Шепли.

    Перечитайте внимательно эпиграфы, которыми предваряется «Царь-рыба.

    - Как эти эпиграфы связаны между собой?

    Эти строки выражают авторскую позицию, указывают на противоречивое содержание произведения. Она включает материал о «зловещем празднике бытия», о «смятенном облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно отражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром.

    Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время… охранять природу…защита природы – это защита самого человека от нравственного саморазрушения. (В.П.Астафьев)

    Главная тема «Повествования в рассказах» В.П.Астафьева – человек и природа, их единство и противоборство. Писатель как никто другой понимал, что природа не безгранична, что в отношениях с ними человек переступил нравственные законы. По его мнению, отношение человека к природе – показатель духовности.

    Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока.

    «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!» (В. П. Астафьев)

    Какими показаны человек и природа на страницах произведения «Царь-рыба»7

    - В чем проявляется единство человека и природы?

      1. Анализ повествования в рассказах «Царь-рыба»

    1)Виктор Астафьев признавался: «Начал с главы «Капля», а она потянула на философское осмысление всего материала, повела за собой остальные главы. Друзья подбивали меня назвать «Царь-рыбу» романом. Отдельные куски, напечатанные в периодике, были обозначены как главы из романа, но я сознательно отказался от этого определения... Если бы я писал роман, я бы писал по-другому».

    - В чем заключается «философское осмысление» материала в главе «Капля», а также в других главах «Царь-рыбы»? (стр.59,60,61,63)

    В.П.Астафьева связь человека и природы интересует в нравственно-философском аспекте. В рассказе «Капля» автор размышляет о гармонии человека и природы, изображая первозданную природу Сибири, сцены рыбалки, размышляя о человеческой жизн.

    2) Открывает книгу «Царь-рыба» глава «Бойе». Стр.16, 18

    Почему?

    Бойё по-эвенкийски «Друг». Природой назначено собаке- быть привязанной к человеку, быть его верным другом.

    3 ) Работа с текстом главы «Дамка». (А.)

    Где происходят события, описанные в произведении «Царь-рыба»? (В Сибири, на реке Енисей и его притоках, в поселке Чуш).

    - Что вы можете сказать об устройстве посёлка Чуш и его жителях?

    На аэровокзале сиденья «порезаны бритвочкой». На лестнице выломаны ступеньки с расчётливым коварством –через одну, перил нет.

    Посёлок Чуш захламлённый. Вокруг посёлка вырубленные леса, гниющие речки со зловонной жижей, куда жители выбрасывают всякий хлам.

    В центре посёлка разворочена танцплощадка. В парке –козы и куры. Помещение магазина, подрытое свиньями, похоже на могильный холм.

    Под стать и жители посёлка: девица, «умеющая культурно пить», принюхивающиеся таёжные парни»; при посадке в самолёт «чалдоны-молодцы» оттолкнули в сторону женщин и детей. Люди равнодушны друг к другу. Фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему.

    Читая описание поселка в главе «Дамка», возникает чувство грусти и сожаления, что человек потерял чувство собственного достоинства, живет не так как нужно в соседстве с великой природой.

    Чтение отрывка «Я простоял всю дорогу…» до «…интеллигентов до хрена, а местов не хватает!..» (стр.71)

    - Отчего эти люди так одиноки?

    - Кто они, эти люди?

    - Назовите героев повествования.

    Командор, Грохотало, Дамка, Утробин, Акимка.

    Что объединяет этих героев?

    Почему так много внимания уделял им?

    - В чем проявляется позиция автора по отношению к браконьерам?

    По мнению Астафьева, браконьерство - страшное зло. Браконьерами движет жажда наживы, желание урвать лишний кусок, чувство зависти. У каждого из них в прошлом уголовные и нравственные преступления.

    Совершая насилие над природой, браконьеры сами морально разлагаются, не признают нравственные законы, объединяющие людей и природу.

    Теряется человеческое в человеке- вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.П.Астафьева.

    Чтение отрывка «И из-за нее, из-за этой гады забывается в человеке человек» до «его не достанешь» («Царь-рыба»)

    4) Работа с текстом главы «Поминки».

    В.П.Астафьев на страницах повествования создает ситуации прямого столкновения человека и природа. Это главы «Поминки» и «Царь-рыба».

    Краткий пересказ главы «Поминки». (Сердитов В.) Краткий пересказ.

    Как описывает писатель сцену столкновения Акима с медведем?

    Медведь смотрит на Акима, и человек видит «глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума». «У медведя и лапы точь-в-точь человечьи, только у передней лапы прихватного пальца нету».

    Как ведут себя люди после трагедии?

    (Приезжий молодой следователь медведем почему-то не интересовался, а все искал состав преступления. Начальник отряда говорит штампованными фразами речь над гробом Петруни. Началась гулянка. Лишь на мгновенье прикоснулись люди и ощутили что-то вечное, незыблемое, страшное в своей силе и величии. .)

    Обратите внимание на последнюю фразу главы «Всё поглотила тайга»

    5) Работа над главой «Царь-рыба».

    В центре нашего внимания рассказ «Царь - рыба». Он дал название всему сборнику, став средоточием всех философско – нравственных мыслей автора.

    Краткий пересказ главы.

    Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.

    Кто его герой? (Стр.131-132)

    Как жители поселка относятся к Игнатьичу?

    Какие взаимоотношения Игнатьича с младшим братом Командором? (Стр.133)

    Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.

    Односельчане уважают Игнатьича. При всех достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего, потому что Игнатьич не похож на односельчан: всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден. «Звали его вежливо», «был ко всем внимателен», «был посноровистей любого механика», «к чушанцам относился с некоторой долей снисходительства и превосходства», «однако шапку лишка не ломал».

    Холодные, враждебные отношения между братьями. Друг другу желают смерти.

    Взаимоотношения между людьми – это нравственная проблема.

    Анализ эпизода «Поединок человека с царь-рыбой»

    Почему царь-рыба, а не осётр?

    Чтение отрывка со слов : «…увидел и опешил» (стр.139)

    «Царь-рыба»

    В языческие времена человек ставил запреты (табу) на имена обожествляемых им животных, чтобы не накликать на себя беду.

    В произведении В. П. Астафьев царь-рыба - символ природы, та основа жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с её истреблением обрекает себя на медленную мучительную смерть. «Так зачем же перекрестились их пути? Царь реки и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».

    Какие чувства испытал Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыба? (стр.141)

    Радовался улову, боялся упустить.

    «Делить осетра?.. В осетре икры два ведра, если не больше. Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу...”.

    Герой думает, что ему все дозволено. Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. Игнатьич замахнулся не только на осетра, но на саму мать-природу.

    Чтение отрывка поединка Игнатьича и рыбы.

    Как и почему «реки царь и всей природы царь» оказались на одной ловушке?

    В чем заключается поединок?

    В этом эпизоде писатель показывает, что человек повязан «одним смертным концом». В рыбе воплощено женское начало природы, рыба жалась к человеку, это говорит нам о месте человека в жизни природы, особенно, если он добр и внимателен к ней. Мы видим здесь и единоборство человека и природы. Царь природы и Царица рек встречаются в равном бою. Теперь они на одном крючке. Судьба Игнатьича в руках природы.

    Чтение отрывка из текста

    Фамилия Игнатьича Утробин произошла от слова «утроба» - живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке.

    От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?

    Словарная работа.

      «Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».

      Признание вины за совершенный неблаговидный поступок

      Самоконтроль человека

      Стеснение, стыд, неловкость

    А зачем совесть нужна человеку?

    Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки. Совесть может предотвратить плохой поступок.

    А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?

    Игнатьич обращается к Богу и просит: «Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!»

    Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?

    Игнатьич вспомнил слова деда.

    В чём их смысл?

    Царь – рыбу может добыть только человек с чистыми помыслами, не запятнавший свою душу ничем, а если совершил «варначий » поступок, лучше отпустить царь - рыбу.

    Что понимает Игнатьич?

    (Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.

      Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой.

      Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?

      Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница

    Игнатьич понимает, что наказан за грехи. Просит прощения у Глаши Куклиной. Он покаялся перед матерью-природой.

    Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка.

    Поединок заканчивается бессилием Игнатьича, страхом перед природой, перед Богом, смертью. Он считает, что наказан за грехи, и пришла пора за них отчитаться.

    Чтение отрывка «Ни на одну женщину…»

    Для чего Астафьев поведал нам эту историю?

    Она напоминает о вечном законе жизни: зло, содеянное нами, к нам же вернется, и может совсем погубить нас. Бесследно никакое злодейство не проходит.

    Какую нравственную проблему поднимает автор? Долг, ответственность, совесть .

    Что спасает Игнатьича? (глубокое раскаяние по отношению к Глаше, покаяние перед матерью-природой.) И Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяния и послал ему не кого-нибудь, а брата, с которым у него была давняя вражда. Попросив прощения у всех, попросил прощения и у брата.

    «Прощайте и прощены будете» ,-гласит евангельская заповедь.

    Что испытывает Игнатьич после покаяния? (освобождение)

    Быть может, появилась надежда что-то исправить в своей жизни. Быть может, и рад был Игнатьич, что осталась жива эта волшебная царь-рыба, тяжко раненная, но яростная и неукрощенная. Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько можешь!»

    Астафьев убеждает нас, что в жизни все взаимосвязано: рыба, человек, поступки людей и их судьбы, понимание ответственности за содеянное на земле помогае чудесным образом освобождению Игнатьича и цаь-рыбы.

    Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?

    Какую нравственную проблему нравственную проблему мы можем выделить из этого эпизода? (Проблема взаимоотношений человека и природы). « Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!» - писал В. П. Астафьев .

    V .РефлЕксия.

    Как вы понимаете слова В.П.Астафьева?

    Природа дарит человеку жизнь. Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.

    Финал повести – призыв, обращение к совести каждого из нас.

    VI. Домашнее задание.

    В тетради закончите предложение: “В произведении В.П.Астафьева..”

    «Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему?

    Зачем? Нет мне ответа».

    В. Астафьев

    Экологические и нравственные проблемы. Повествование в рассказах «Царь-рыба» было написано в 1972- 1975 гг., в период, когда в стране стали более остро подниматься проблемы экологии.

    Основные «герои» произведения - Человек и Природа, взаи­модействие которых осмыслено в их гармонии и противоречии, в их общности и обособленности, в их взаимовлиянии и оттал­кивании, как представляется оно писателю. Критики называют его социально-философским, так как мысли и чувства автора вопло­щены в образы масштабные, имеющие общечеловеческое значение. Глава «Царь-рыба», давшая название всему повествованию, зву­чит обобщенно, почти символически. Борьба человека с царь-рыбой, огромным осётром, то есть самой природой, завершается дра­матическим исходом: тяжело раненная, но не укрощённая, унося в себе смертельные крючки, она уходит, не сдавшись человеку, что­бы где-то умереть. В ней воплощено женское начало природы и са­мой жизни. Автор рисует сцену, когда пойманная рыба плотно и бережно прижимается к человеку толстым и нежным брюхом. Это говорит о месте Человека в жизни Природы, особенно если он добр и внимателен к ней. Нельзя забывать и о мощи природы и о её непознанных тайнах. Поэтому так величественно звучат в главе последние строки изображённой писателем драмы: уход рыбы. «Яростная, тяжко раненная, но не укрощённая, она грохнулась где- то уже в невидимости, плеснулась в холодной заверти, буйство ох­ватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу».

    Здесь речь не о рыбе и её ловце, не о рыбалке, хотя и трудной, речь здесь идёт о трагедии Человека. С Природой он повязан «одним смертельным концом», который вполне реален при бездумном и без­нравственном обращении с нею.

    В нашу эпоху с каждым новым годом человек всё острее осоз­наёт, что он, по определению В. И. Вернадского: «житель пла­неты и может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, госу­дарств или их союзов, но и планетарном аспекте». С каждым новым годом люди всё острее и острее ощущают себя человече­ством, хотя само понятие это возникло несколько столетий назад. Человечество осознало свою нераздельность, как бы ни раздира­ли его сегодня социальные катаклизмы. Влияние человечества на природу становится во многих случаях равным воздействию при­родных сил.

    Конечно, процесс «технизации» в использовании природных ресурсов необратим и возвращение к «нетронутой» природе невоз­можно, как бы ни относился к этому человек сегодня, с одобре­нием или возмущением. Но не учитывать этический фактор в деле регулирования взаимодействий человека, общества, всего челове­чества с природой нельзя. Именно этой проблемы и касается В. Астафьев в «Царь-рыбе».

    В произведении нет одного главного героя. Их здесь много. Это, прежде всего, Аким, Николай Петрович, брат рассказчика, Киряга- деревяга, приёмщик рыбы, мать Акима и многие, многие другие.

    Всё в произведении посвящено задаче обличения, осуждения бра­коньерства в самом широком смысле этого слова, браконьерства в жизни, касается ли это природы или общества. Сам образ автора всюду стре­мится к провозглашению и утверждению дорогих ему нравственных принципов. В своём «повествовании в рассказах» автор свободно переходит от изображения сцен, картин, образов к размышлениям и обобщениям, к публицистике, так как главным здесь является не сю­жет. Роман в обычном понимании этого бы не позволил.

    «Царь-рыба» - не собрание рассказов, а именно повествование, объединённое одним героем - «образом автора» - и одной всепог­лощающей идеей - идеей неотделимости человека от природы. На первом плане философская и социально-экологическая задача. Само место действия романа - огромные пространства Сибири - имеет отношение и к характеру человека, так как требует от него таких незаурядных качеств, как мужество, доброта.

    Произведение не даёт готовых ответов на поставленные воп­росы, на все сложные проблемы современного человечества.

    В «Царь-рыбе» возмущённый браконьерским разбоем в природе писатель не без некоторой растерянности замечает: «Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа».

    Сборник новелл Виктора Астафьева "Царь-рыба", пожалуй, никого не оставит равнодушным. Эти новеллы, рассказывающие о просторах великой сибирской реки, неохватной тайге, читаются с большим интересом. В "Царь-рыбе" поставлено множество важных проблем: философских, нравственных, экологических и социальных. Своеобразен и язык произведения. Писатель использует те местные слова, которые употребляют люди, живущие в его родном краю – слова, которые он хорошо знает с детства. Это придаёт новеллам неповторимый колорит.

    Развёрнутая картина "нескончаемости мироздания и прочности жизни", что играет в крохотной капле и цветке, который отважно пророс навстречу холодным ветрам в ожидании солнца, учит любить природу, воспитывать доброе отношение к человеку. Рассказ о таких чудесах природы не может не увлечь всякого, кому не чужда красота родного края, кто ощущает себя частью природы и этой красоты, способен чувствовать радость и биение жизни даже в капле и цветке.

    Сборник состоит из двенадцати новелл, каждая из которых по-своему отображает главную мысль Астафьева: единство человека и природы. Так, например, в новелле "Капля" автором была затронута важная философская проблема, которую Астафьев формулирует в рассуждениях о капле, замершей на "заостренном конце продолговатого ивового листа". Капля у автора повествования - это отдельная человеческая жизнь. И продолжение существования каждой капли заключается в слиянии ее с другими, в образовании потока реки жизни.

    Чрезвычайно важны здесь и размышления рассказчика о детях, в которых продолжаются наши краткие радости и благотворные печали, наша жизнь. Астафьев утверждает, что жизнь человека не прекращается, не исчезает, а продолжается в наших детях и делах. Смерти нет, и в мире ничто не проходит бесследно - вот основная мысль, выраженная писателем в "Капле". В книге "Царь-рыба" есть новелла с таким же названием. Видимо, автор придает ей особое значение, поэтому мне хотелось бы подробнее остановиться именно на ней.

    Игнатьич - главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает "ладно" и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом. В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, главный герой новеллы сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится "сраму", который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора.

    Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой. Астафьев очень ярко описывает ее: рыба походила на "доисторического ящера", "глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе". Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних "козявках" и "вьюнцах", он с удивлением называет его "загадкой природы".

    С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то "зловещее" показалось ему в ней, и позже герой новеллы понял, что "одному не совладать с этаким чудищем". Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: "Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!" Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время "жадность он почел азартом", а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была еще одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. "Аа, была не была! - подумал главный герой новеллы. - Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не "всякому Якову". Отбросив сомнения, "удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу...".

    Образ топора в этом эпизоде вызывает ассоциацию с Раскольниковым. Но герой Достоевского поднял его на человека, а Игнатьич замахнулся на саму мать-природу. Герой новеллы думает, что ему все дозволено. Но Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. С замиранием сердца следишь за поединком Игнатьича с таинственной рыбой. Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. "Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке", - пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр "не по руке ему". Да он и знал это с самого начала их борьбы, но "из-за этакой гады забылся в человеке человек".

    Игнатьич и царь-рыба "повязались одной долей". Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. "Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?" - молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя перебороть собственную гордыню. Он кричит: "Браате-ельни-и-и-ик!.." Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба "плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом". Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом.

    Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: "А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу". Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой - наказание за его дурные поступки. В этом и проявляется главная мысль новеллы и всей книги: человека ожидает расплата не только за варварское отношение к природе, но и за жестокость к людям. Истребляя в своей душе то, что природа закладывает изначально (доброту, порядочность, милосердие, честность, любовь), Игнатьич становится браконьером не только по отношению к природе, но и к самому себе.

    Человек - это неотъемлемая часть природы. Он должен жить с ней в согласии, иначе она будет мстить за свое унижение, "покорение". Это утверждает Астафьев в своей книге. Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: "Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!" Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: "Прос-сти-итееее... еееээээ... Глаа-аша-а-а, простии-и".

    После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле "десятки смертельных уд". Игнатьичу сразу становится легче: телу - оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе - оттого что природа простила его, дала еще один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

    Особенно важно, что автор затрагивает не только экологический вопрос, и не только нравственный, но показывает их как единый и нераздельный проблематический комплекс, показывает, что одно не может быть без другого, и человек в любом своём проявлении остается собой. "Царь-рыба" заставляет каждого всерьез задуматься об ответственности не только перед другими людьми, но перед матерью-природой и перед самим собой, потому что только существуя в гармонии с окружающим человек может обрести внутреннюю свободу.

    С произведением Астафьева “Царь-рыба” учащиеся знакомятся на уроках литературы в 11 классе. Его проблематика особенно актуальна своей экологической направленностью. В рассказе “Царь-рыба” анализ художественного и смыслового содержания целесообразно начинать с истории создания и знакомства с мировоззрениями автора. Только после знакомства с личностью писателя и его литературными принципами можно проводить полный анализ произведения, с которым вы можете познакомиться в нашей статье.

    Краткий анализ

    Год написания -1976 год.

    История создания – тяжёлая кропотливая работа по реализации замысла автора о варварском отношении человека к природе и его нравственной ответственности перед ней.

    Тема – ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека.

    Композиция – кольцевая композиция, классическая трёхчастная структура.

    Жанр – повествование в рассказах.

    Направление – реализм.

    История создания

    Смысл названия рассказа, который является ключевым в одноимённом цикле, раскрывается в сюжете произведения постепенно. Главный герой попадает в ситуацию, когда сам становится жертвой своего промысла. Это заслуженная участь для того, кто много лет расхищал матушку-природу, но стать кормом для рыб обессиленный человек не желает и обращается к Богу. В памяти Игнатьича всплывают слова деда, который предупреждал, что встреча с царь-рыбой может обернуться бедой, если совесть рыбака нечиста. Именно огромное безмолвное, но, определённо, обладающее разумом существо заставляет человека пересмотреть свою жизнь и раскаяться.

    В старину осетра называли не иначе, как “царь-рыбой”, так же, как орла – царём птиц. Именно это слово воскресил в своём произведении Виктор Астафьев. Царь-рыба – символ величия и разума природы, которая гораздо сильнее человека. Образ “доисторического” существа напоминает читателю о том, что он лишь малая часть огромной необъятной вечной силы природы.

    Работа над циклом рассказов, поиск нужной формы давались писателю нелегко. Огромная ответственность перед собой, большое количество материала, важные моменты, которые нельзя было упустить из виду – всё это делало творческий процесс титанически сложным.

    Тема

    Астафьев раскрывает тему отношений человека с природой, человека и общества . Потребительское отношение людей к окружающему миру стало основной проблемой двадцатого века. Человек берёт у природы больше, чем ему нужно. Это может обернуться страшной трагедией.

    Главный герой рассказа Зиновий Игнатьич чувствует себя в родном селе хозяином и полноправным владельцем всех богатств природы. Браконьерство давно перестало быть для жителей села чем-то постыдным – это их обыкновенный промысел, в котором они соревнуются, не щадя ничего на своём пути.

    У Игнатьича – лучший дом в деревне, у него есть всё, что только душа пожелает, он имеет огромную сумму на своём счету в банке, но жажда и привычка брать от природы по-максимуму приводит его к опасной ситуации.

    Идея рассказа в том, что человек должен жить в гармонии с природой, иначе ему грозит смерть. После прочтения рассказа приходит единственно верный вывод – чтобы ценить природу человек должен вспомнить, что он её часть. История, произошедшая с Игнатьичем, символизирует будущее человечества (оно попадётся в свои же ловушки), если люди не пересмотрят своё отношение с природой.

    Композиция

    У рассказа классическая трёхчастная композиция с экспозицией, но без эпилога . Развязка наступает неожиданно, когда Игнатьич чувствует, что рыба вырвалась и уплыла, что означает – у него есть шанс на жизнь. Последние слова рассказа звучат мудро и торжественно, главный герой преклоняется перед могущественной силой, которая дала ему возможность исправить ошибки и продолжить свой земной путь. Рассказ имеет кольцевую композицию, связанную с темой воды, как могущественной стихии: он “попадает” в воду в начале произведения и вновь “возрождается” из воды, после того, как река даёт ему второй шанс.

    Главные герои

    Жанр

    По объёму и содержанию цикл новелл Астафьева претендовали на жанр романа. Но писатель не хотел брать такую масштабную ответственность в художественном плане, его больше интересовала смысловая часть будущего произведения. Автор назвал свою книгу “повествованием в рассказах” , многие литературоведы называют их новеллами из-за яркого сюжета.

    Таким образом, жанр повествования в рассказах подчёркивает их обособленность, но общность героев и идеи делает книгу цельной и легкой для восприятия. Единое художественное пространство в цикле рассказов служит одной важной цели – обличить браконьерство и варварское отношение к природе, остановить масштабную экологическую катастрофу, которая грозит человечеству.

    Тест по произведению

    Рейтинг анализа

    Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 37.