• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

    Игра рассчитана на учащихся 5-6 классов. В качестве часовых и «станционных смотрителей» могут быть учащиеся старших классов. Учащиеся получают опережающее задание: подготовить название команды, девиз, эмблему, соответствующие теме мероприятия; перечитать сказки А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова; в качестве домашнего задания подготовить инсценировку басни.

    Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, пазлы, вещи для «Бюро находок», призы (книги)

    Маршрутный лист (выполнен в виде сказочной карты с отмеченным на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции - игра идёт одновременно для всех команд. Например, 1 команда идет по маршруту: Бюро находок - Пазлы-слова - Сказки А.С.Пушкина - Пазлы-иллюстрации - Басни И.А.Крылова - Цифры, 2 команда: Пазлы-слова - Сказки А.С.Пушкина - Пазлы-иллюстрации - Басни И.А.Крылова- Цифры - Бюро находок и т.п.

    Учащиеся-болельщики, не принимающие участия в игре, остаются в актовом зале и выполняют следующие задания: готовят иллюстрацию к произведению (задание получают капитаны при жеребьёвке), отвечают на вопросы викторины. Полученные ими баллы суммируются с результатами команды при подведении итогов.

    К маршрутному листу прилагается таблица:

    Станции могут быть расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в начальной школе, в кабинете литературы, в спортивном зале, в музыкальном классе, в актовом зале.

    Возле каждой станции стоит часовой и задает каждой команде загадку. После того, как получен правильный ответ, команда попадает на нужную ей станцию. Правильные ответы фиксируются членами жюри в командном маршрутном листе.

    Время нахождения на станциях ограничено - 5 минут.

    Загадки часовых:

    Хоть не шляпа, а с полями,
    Не цветок, а с корешком.
    Разговаривает с нами
    Всем понятным языком. (Книга)

    Вам выражения знакомы:
    Про первый блин, что вечно комом,
    Про сор, что из избы несут…
    Как их в народе все зовут? (Пословицы)

    Белое поле, Черное семя, Кто его сеет - Тот и радуется. (Письмо)

    Новый дом несу в руке, Дверцы дома - на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)

    Короткая фраза, где звуки похожи. Ее мы частенько промолвить не можем. Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает. Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)

    При подготовке к мероприятию необходимо нарисовать (распечатать) свитки, изготовить пазлы-иллюстрации, пазлы-буквы, подобрать вещи для Бюро находок, продумать оформление всех станций.

    ХОД ИГРЫ.

    Этап первый. Представление команд (название, девиз. Например, «Крылья» - «Если много ты читаешь, в жизни крылья обретаешь!», «Чародеи» - «Как только палочкой взмахнём, ответ на всё тотчас найдём»)

    Капитанам вручают свитки. Они возвращаются к командам, чтобы прочитать и дать ответ. Команда, давшая ответ первой, получает дополнительное очко и возможность выбрать маршрутный лист.

    Дорогие мои друзья!

    Я попал на необитаемый остров и очень нуждаюсь в вашей помощи. Для того чтобы спасти меня, вы должны пройти нелёгкий путь, продемонстрировать смелость и знания истинных ценителей русского слова, великой литературы.

    Тот, кто первый вспомнит моё имя, отправится в это путешествие по самому краткому пути.
    (Робинзон Крузо, герой Д.Дефо)

    Этап второй. Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи. Ответив правильно на вопросы, они получают дальнейшие указания по маршруту.

    СТАНЦИЯ 1.

    Сложи ПАЗЛЫ

    (иллюстрацию к художественному произведению можно распечатать самостоятельно), угадай автора и название книги: Барон Мюхгаузен (Р.Распе), Остров сокровищ (Р.Л.Стивенсон), Гарри Поттер (Джоан Роллинг). За полный правильный ответ (сложенная картинка, название книги, автор) - 3 балла.

    СТАНЦИЯ 2.

    Блиц-турнир. Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. ПУШКИНА

    1. Сколько лет рыбачил старик?(тридцать лет и три года)
    2. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)
    3. За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)
    4. Сколько времени была старуха царицей? (две недели: «вот неделя, другая проходит»)
    5. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?(3 раза)
    6. Нa кaкoм oстрoве выстрoил свой двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (на острове Буяне)
    7. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?(за 3 года)
    8. Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
    9. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)
    10. В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)

    За все задания - 10 баллов, за каждый неполный ответ - 0,5 баллов

    СТАНЦИЯ 3.

    БАСНИ.

    Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А.КРЫЛОВА.

    1. А Васька слушает… (да ест)
    2. А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь).
    3. Беда, коль пироги начнет печи сапожник… (А сапоги тачать пирожник)
    4. Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку)
    5. Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад… (А Щука тянет в воду)
    6. Наделала синица славы… (а моря не зажгла)
    7. Ты всё пела? Это дело… (Так поди же, попляши!)
    8. Ай, Моська, знать… (она сильна, коль лает на слона)
    9. Недаром говорится… (что дело мастера боится)
    10. Услужливый дурак… (опаснее врага)

    За ответы на все вопросы - 10 баллов (за каждый - 1 балл)

    СТАНЦИЯ 4.

    БЮРО НАХОДОК.

    Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.

    1. Полено (папа Карло, А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)
    2. Азбука (Буратино, А.Толстой «Приключения Буратино…»)
    3. Хрустальный башмачок (Золушка, Г.Х.Андерсен «Золушка»),.
    4. Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш.Перро)
    5. Цветок («Цветик-семицветик» В.Катаев)
    6. Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В.Гауфа)
    7. Лампа (Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)
    8. Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)
    9. Шляпа (Джоан Роллинг. Гарри Поттер)
    10. Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

    За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) - 1 балл, за неполный ответ - 0,5 баллов

    СТАНЦИЯ 5.

    Буквенные ПАЗЛЫ.

    Составьте из букв название художественного произведения. Назовите имя автора.

    РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (ПУШКИН)

    За полный правильный ответ - 2 балла

    СТАНЦИЯ 6.

    ЦИФРЫ в литературе.

    Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.

    За каждый ответ 1 балл. За неполный ответ - 0,5 балла.

    Например, сказка «Три поросенка», книги Ж.Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А.Дюма «Три мушкетера».

    Этап третий.

    Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.
    Команды демонстрируют домашнее задание (инсценировку басни, сказки)
    Проводится награждение.

    Сценарий литературной игры «Поле чудес» с интерактивной презентацией


    Данное мероприятие предназначено для учащихся 4-го класса (УМК «Школа 2100»). Может быть использовано при работе с детьми младшего школьного возраста на уроке внеклассного чтения, на библиотечном часе, в качестве итогового мероприятия во время проведения декады русского языка и литературы, в группе продлённого дня, при организации летнего отдыха детей и т.д.
    Материал будет полезен учителям начальной школы, воспитателям ГПД, работникам библиотеки, организаторам детского досуга.
    Сценарий рассчитан на 45 минут.
    Цель игры: поднять престиж знаний, полученных на уроках литературного чтения, через их применение в нестандартной ситуации.
    Задачи: способствовать расширению кругозора учащихся, содействовать развитию умения строить простейшие умозаключения и обосновывать свои убеждения.
    Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, звуковые колонки, экран, барабан для игры в «Поле чудес»; призы победителям.
    К сценарию прилагается интерактивная презентация, в которой нужные буквы загаданного слова на слайде открываются по щелчку.

    Ход игры:

    (Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес»)
    Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на литературном капитал-шоу «Поле чудес». Сегодняшняя игра будет посвящена вашим любимым литературным героям, а точнее памятникам, которые этим героям поставлены в разных уголках мира.
    Я очень надеюсь на ваше активное участие, так как только при этом условии наша встреча будет яркой, содержательной и запоминающейся. Участвовать в сегодняшней игре могут все, без исключения. А определить тех ребят, которые будут крутить барабан, помогут вопросы трёх отборочных туров. В каждом отборочном туре по три задания. Тот, кто первым назовёт ответ на вопрос, войдёт в тройку основных участников.
    Болельщики смогут проявить свои литературные познания в «Игре для зрителей».

    I отборочный тур «Литературные омонимы»

    (В первом отборочном туре принимают участие все желающие, в остальных отборочных турах - только те, кто ещё не участвовал в основной игре.)
    Омонимы – это слова, имеющие одинаковое звучание, но различные по значению. Например, ручка (дверная) и ручка (шариковая).
    Задание 1 . Это не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта. (Произведение)
    Задание 2 . Первое – это имя мальчишки, ну а второе – читается в книжке. (Роман)
    Задание 3 . Не только книжная единица собрания сочинений какого-либо автора, но и имя юного героя Марка Твена. (Том)


    Резервное задание:
    На церкви первая блестит,
    И крест резной на ней стоит.
    У государства есть вторая,
    Народ её весь выбирает.
    А третью в книжке вы найдёте
    И за полчасика прочтёте. (Глава)


    Первый раунд

    Давайте поддержим аплодисментами игроков первой тройки! Представьтесь, пожалуйста, ребята.
    Давайте вспомним основные правила капитал-шоу «Поле чудес». Вы знаете, что вашей целью является отгадать спрятанное слово, называя поочерёдно буквы. Если буква названа верно, вы можете крутить барабан дальше, если ошиблись – происходит переход хода.
    За каждую верно угаданную букву вы получаете очки. В конце игры приз, кроме финалиста, получит тот игрок, который заработает большее количество очков.
    У нашего барабана есть особенные сектора:
    1. П – сектор приз, игрок имеет право выбрать: взять приз из чёрного ящика и выбыть из игры, либо продолжить игру, отказавшись от приза.
    2. + - сектор плюс, игрок может попросить открыть любую букву на табло. Если эта буква встречается несколько раз, то открываются все.
    3. Б – сектор банкрот, все набранные очки сгорают, ход передаётся другому игроку.

    4. 0 – сектор ноль, переход хода.
    5. X2 – очки, набранные игроком, удваиваются, если он правильно назовёт букву.

    Победители каждого тура выходят в финал. В «Поле чудес» побеждает тот игрок, который отгадает финальное слово. Для победителя, как известно, проводится суперигра.
    Зрителей во время отгадывания слова мы попросим не называть вслух, даже шёпотом, свои версии ответов.
    Правила понятны? Тогда слушаем задание для первой тройки игроков: Памятник какому сказочному герою стоит в итальянском городе Коллоди? (Игроки крутят барабан, отгадывают слово Пиноккио. Отгадавший обязательно должен прокомментировать свой ответ до открытия слова, объяснить зрителям, какая подсказка присутствует в самом задании.)


    Кто не знает историю про деревянного мальчугана Пиноккио, мечтавшего стать настоящим человеком! Эту сказку написал итальянский писатель Карло Коллоди. Кстати, мало кто знает, что настоящая фамилия писателя – Лоренцини. Псевдоним Коллоди для своих произведений он выбрал в честь полюбившегося итальянского городка, в котором провёл свои юношеские годы.


    Рассмотрите памятник Пиноккио. Здесь он изображён не один, а со своими друзьями. Мы видим сокола, который однажды спас его от гибели, а также Фею с лазурными волосами, благодаря которой в груди деревянной беспечной куклы забилось настоящее человеческое сердце.

    II отборочный тур «Инициалы русских поэтов»

    Инициалами называют первые буквы имени, отчества и фамилии человека, или фамилии, имени и отчества.
    1. Инициалы какого знаменитого русского поэта складываются в спортивный термин ПАС? (Пушкин Александр Сергеевич)


    2. Инициалы какой всем известной детской поэтессы складываются в название большого танцевального вечера: БАЛ? (Барто Агния Львовна)


    3. Инициалы какого детского писателя можно сложить в слово СЯМ? (Самуил Яковлевич Маршак)


    Резервное задание:
    Инициалы какого детского писателя состоят из трёх букв ННН? (Николай Николаевич Носов)

    Второй раунд

    Итак, поприветствуем игроков второй тройки! Как вас зовут, дорогие друзья, представьтесь, пожалуйста!
    Ваше задание : Памятник какой сказочной героине уже больше века является всемирно известной достопримечательностью Копенгагена (Дания)? (Игроки крутят барабан, открывают буквы в слове Русалочка. Отгадавший комментирует свой ответ.)


    Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен много лет назад создал творение, которое прославило его на весь мир. Это трогательная история о том, как юная русалочка самоотверженно пожертвовала своей жизнью во имя чистой и светлой любви.
    В настоящее время крошечная леди, так называют её датчане, сидит на набережной в Копенгагене и с тоской смотрит на проплывающие мимо неё суда.
    Существует такое поверье: если прикоснуться к Русалочке и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Также говорят, что памятник приносит удачу всем, кто его увидит. Поэтому если захочешь сфотографироваться с Русалочкой, обязательно приходи на набережную рано утром, опоздаешь – памятник будет окружён толпой туристов.

    III отборочный тур «Русские народные сказки»

    1.В какой известнейшей сказке говорится о четырёх дерзких побегах и одном злодейском убийстве? («Колобок»)


    2. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи. (Царевна-лягушка)


    3. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапка-невидимка)
    Резервное задание:
    Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно. (Жучка)

    Третий раунд

    Поприветствуем игроков третьей тройки! Представьтесь, пожалуйста, дорогие участники!
    Ваше задание : Посещая Стокгольм (Швеция), вы обретаете уникальную возможность воочию увидеть персонажа, который поселился на крыше дома своей создательницы. Кто этот персонаж? (Игроки крутят барабан, отгадывают слово Карлсон. Отгадавший рассказывает болельщикам о логике своих рассуждений.)


    В столице Швеции, городе Стокгольме, есть сказочный мир-музей Юнибакен, придуманный и созданный при участии Астрид Линдгрен. В этом центре развлечений вы побываете на Площади Сказок, где встретитесь с Муми-троллями и другими героями шведских сказок, покатаетесь на маленьком Сказочном поезде, посидите на лошади Пеппи Длинныйчулок и даже побываете в комнате у Карлсона. Сам же любимец всех детей планеты будет наблюдать за происходящим «летая» над крышами музея.

    Задание : В 2009 году в селе Мячково (Подмосковье) был открыт памятник овощу, который прославил родной край. В образе какого сказочного персонажа увековечен этот овощ?


    Старинное подмосковное село Мячково славу свою завоевало в XIX веке, когда один из местных жителей, вернувшись с Русско-Турецкой войны, привёз домой болгарский лук. Лук это пришёлся по душе жителям села: сладкий, крупный, ароматный. Через некоторое время в каждом дворе стали возделывать этот овощ. Сборы от его продажи стали основным доходом местного населения. В благодарность своему кормильцу жители воздвигли ему памятник в образе Чиполлино с трогательной надписью «Счастье наше луковое».

    Игра со зрителями

    Задание : Чтобы прочитать имя известного литературного персонажа, вам необходимо вспомнить фамилии детских писателей.
    (Призы получают зрители, первыми назвавшие фамилии писателей, а также зритель, угадавший слово Маугли.)


    (Щёлчок по звезде под третьей буквой, открывается слайд.)


    (Когда дети назовут автора книг Э. Успенского, щёлкаем по звёздочке, возвращаемся к слайду с заданием и открываем третью букву У.)


    (Далее действуем аналогично до тех пор, пока зрители не угадают слово. На красные звёздочки можно нажимать в любом порядке, синюю оставляем напоследок.)


    С. Лагерлёф - открывается пятая буква Л.


    А. Ишимова - открывается шестая буква И.


    А. Гайдар - открывается четвёртая буква Г.


    Г.-Х. Андерсен - открывается вторая буква А.


    В. Маяковский - открывается слово Маугли

    Суперигра


    Задание : Этот милый зверёк из известной сказки Эдуарда Успенского является только частью скульптурной композиции, расположенной в подмосковном городе Раменское. Назовите имена двух хороших друзей из этой же сказки, которых не хватает на фотографии. (Финалисту можно назвать 5 любых букв, при совпадении эти буквы открываются. На угадывание слова игроку отводится 1 минута.)

    В квесте участвует равное количество членов команд. Команды проходят одинаковые этапы, но в разной последовательности, чтобы не допустить их пересечения на маршруте.

    Команды выбирают капитана, который осуществляет связь с организатором. Затем командам присваивается название. Участникам выдаются опознавательные знаки: эмблемы, значки, ленточки разного цвета, др.

    Организатор озвучивает повод, по которому все здесь собрались, легенду и условия игры. Напоминает о технике безопасности и правилах дорожного движения, поскольку некоторые этапы квеста проходят на улице. Организатор может выдать номер своего телефона капитанам команд, чтобы контролировать прохождение пути, оказывать консультации по вопросам прохождения этапов или выполнения заданий, т.п.

    Цель квеста – собрать ключевую фразу. Выигрывает та команда, которая сделала это первой. Командам выдаются маршрутные листы (пустые), в которых фиксируются названия этапов, ставиться отметка о его прохождении.

    Маршрутный лист.

    Команда:

    Начало игры (час, минуты):

    Название этапа

    Отметка о прохождении этапа

    «_______________________________»

    «_______________________________»

    «_______________________________»

    Ключевая фраза:

    Окончание игры (час, минуты):

    На каждом этапе находятся модераторы, которые следят за правильностью выполнения заданий и выдают участникам фрагмент ключевой фразы за правильное их выполнение, а также подсказку, где находится следующий этап. Если команда затрудняется в ответе или отвечает неправильно, то «фрагмент» ключевой фразы не выдаётся. Однако, подсказку на то, где находится следующее задание, команды получают в любом случае.

    После того, как будут собраны все фрагменты, команды встречаются в библиотеке (одна – в читальном зале, другая – на абонементе), чтобы собрать из отдельных частей всё высказывание. Капитаны команд отдают заполненные маршрутные листы организатору, который фиксирует время завершения всех заданий.

    Затем все команды собираются в читальном зале для подведения итогов и награждения победителей.

    Маршрут.

    Ключевая фраза: «Если ты/ выстрелишь в/ прошлое/ из пистолета/ будущее/ выстрелит/ в тебя/ из пушки». (Расул Гамзатов «Мой Дагестан»).

    Маршрут 1-й команды Маршрут 2-й команды

    1.Библиотека 1. Кинотеатр

    2.Дуб 2. Сквер
    3.Кинотеатр 3. Дуб
    4.Сквер 4. Библиотека

    Команды начинают прохождение маршрута от здания библиотеки (площадка перед библиотекой).

    Общая цель для двух команд - получить первую подсказку .

    ЗАДАНИЕ: собрать на территории перед библиотекой по 4 фрагмента разного цвета (напр., 1 команда – оранжевого, 2 команда - зелёного). Из фрагментов собрать слово, указывающее, где находится первое задание:

    для 1-й команды – «БИБЛИОТЕКА» , для 2-й команды – «КИНОТЕАТР».

    Задания для 1-ой команды

    ЭТАП «БИБЛИОТЕКА»

    1 задание (одинаковое для двух команд)

    Он есть в любой библиотеке. Чтобы узнать, что это, разгадайте кроссворд:

    1. Печатное издание в виде сброшюрованных и заключённых в переплётную крышку листов объёмом не менее 48 страниц.
    2. Краткое изложение содержания книги.
    3. Рисунки на обложке или внутри книги.
    4. Лицо, создавшее произведение или принимавшее участие в его создании.
    5. Издание, относящееся к справочной литературе
    6. Учреждение, которое собирает, хранит и предоставляет всем желающим источники информации.
    7. Любитель книг.

    Разгадав кроссворд, команда получает, во-первых, подсказку, что следующий вопрос находится у каталога, во-вторых, 1-й фрагмент ключевой фразы.

    2-е задание

    О ком идёт речь?

    «Это было странное, загадочное существо – Царскосельский лейб-гусар… Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато уже почти целый век хочется подражать ему». (А.Ахматова)

    В.Брюсов в своём стихотворении так писал об этом поэте:

    Казался ты и сумрачным и властным,

    Безумной вспышкой непреклонных сил;

    Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

    Ты демонски-мятежное любил!

    Узнайте по каталогу, сколько в библиотеке книг этого автора?

    Найдите в фонде библиотеки произведение, принадлежащее перу этого поэта, которое упоминается в стихотворении В.Брюсова.

    (Ответ: М.Ю. Лермонтов, 28 книг, поэма «Демон»).

    За правильный ответ команды получают 2-й фрагмент ключевой фразы. Затем члены одной команды находят том из полного собрания сочинений М.Ю. Лермонтова, в котором содержится поэма «Демон». Внутри книги новое задание. (Возможна подсказка библиотекаря по поиску полного собрания сочинений Лермонтова).

    3-е ЗАДАНИЕ

    С помощью ИНТЕРНЕТа и электронных справочников ответьте на следующие вопросы:

    Из первых букв ваших ответов должно получиться слово, являющееся фрагментом нужной вам ключевой фразы.

    1) Назовите произведение А.С. Пушкина, где рассказывается о мистической тайне трех карт? (П иковая дама)

    2) Как называется произведение Даниэля Дефо отрывок, из которого приведен ниже?

    «…С того же дня я начал учить его необходимым словам. Прежде всего, я сообщил ему, что буду называть его Пятницей (я выбрал для него это имя в память дня, когда спас ему жизнь). Затем я научил его произносить мое имя, научил также выговаривать "да" и "нет" и растолковал значение этих слов…» (Р обинзон Крузо)

    3) Как начинается стихотворение Николая Некрасова «Крестьянские дети»?

    пять я в деревне. Хожу на охоту,

    Пишу мои вирши - живётся легко. …)

    4) Назовите фамилию советского писателя, которому в 1965 году была присуждена Нобилевская премия по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельн ость эпоса о донском казачестве в переломное для России время». олохов)

    6) Назовите фамилию легендарного пушкинского Евгения. (О негин)

    7) Какое имя в России получила немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская, кроме того, являвшаяся автором многих беллетристических, драматургических, публицистических, научно-популярных сочинений и «Записок». (Е катерина II)

    Ответ: должно получиться слово «ПРОШЛОЕ»

    Выполнив это задание, команда получает 3-й фрагмент ключевой фразы и четвёртое задание.

    4-е ЗАДАНИЕ

    Выставка-ребус

    Зашифрована фраза: «Всё хорошее сделано лучшими» (В.Лукьянов)

    За правильное выполнение задания команда получает 4-й фрагмент ключевой фразы и следующее задание.

    5-е ЗАДАНИЕ.

    Сколько лет пролежал на печи известный богатырь Илья Муромец? (30 лет и 3 года)

    Если команда затрудняется ответить, то ответ можно найти в книге.

    Правильно выполнив задание, команда получает 5-й фрагмент ключевой фразы и новую подсказку, где находится следующее задание.

    «М.Ю. Лермонтов называл эти деревья «часовыми века», древние славяне – «Перуновым деревом». Они служат символом мощи, крепости, мудрости, долголетия и благородства. (ДУБ)

    ЭТАП «ДУБ»

    У «библиотечного» дуба команды получают 6-е ЗАДАНИЕ .

    Расшифруйте высказывание, которое принадлежит известному древнегреческому драматургу Менандру.

    5 13 1 9 10 12 7 6 1 8 3 5 7 1 2 5 14 1 13 7 11 4 .

    Ключ: 1Е, 7А, 13Р, 2Т, 3И, 9М, 4Ы, 10Я, 5В, 12З, 6Л, 8Ч, 14С, 11Н

    Ответ: Время залечивает все раны.

    За правильный ответ команда получает 6-й фрагмент ключевой фразы и новую подсказку, указывающую на то, где искать очередное задание.

    Подсказка, указывающая, где находится следующее задание : «Этот человек имеет прямое отношение к тому зданию, возле которого находится камень, поставленный на месте будущего памятника в его честь. Кроме того, он известен как поэт и исполнитель собственных песен. Его перу принадлежит в том числе «Песня о времени».

    Чистоту, простоту мы у древних берём,

    Саги, сказки – из прошлого тащим, -

    Потому что добро остаётся добром –

    В прошлом, будущем и настоящем

    .С. Высоцкий, КИНОТЕАТР «ТАМАНЬ» )

    ЭТАП «КИНОТЕАТР»

    У кинотеатра команда получает 7-е ЗАДАНИЕ.

    Разгадать шарады.

    1) Три буквы облаками реют,

    Две видны на лице мужском,

    А целое порой белеет «В тумане моря голубом». (ПАР-УС)

    2) Начало деревом зовется,

    Конец - читатели мои,

    И в каждой строчке есть они. (БУК-ВЫ).

    За правильный ответ – 7-й фрагмент ключевой фразы. Независимо от ответа команде выдаётся очередная подсказка.

    Подсказка, указывающая, где находится следующее задание: «Это место предназначено для кратковременного отдыха пешеходов».

    (СКВЕР)

    ЭТАП «СКВЕР»

    8-е ЗАДАНИЕ.

    «Фразы-перевёртыши». Разгадайте пословицы, зашифрованные антонимами:

    1.Новый враг хуже старых трех. – Старый друг лучше новых двух.

    2.Гусь никогда чистоты не спрячет. – Свинья всегда грязь найдёт.

    3.Есть хорошее с плохим. - Нет худа без добра.

    4.Безделье любителя пугает. - Дело мастера боится.

    5. У честного человека ботинки промокают. - На воре шапка горит.

    За правильное выполнение задания, команда получает последний, 8-й фрагмент ключевой фразы.

    Когда фрагменты будут собраны, команда возвращается в библиотеку для того, чтобы собрать всё высказывание, заполнить до конца маршрутные листы.

    Квест отличное решение для проведения праздника в детской библиотеке. В ходе квеста гости праздника смогут почувствовать себя настоящими искателями приключений, разгадать шарады и головоломки. Ребята получат задание: «отправиться по следам героев книг», а справившись с ним получат заслуженную награду! Квест легко организовать используя сценарий литературного квеста в детской библиотеке «Герои».

    Сценарий литературного квеста в детской библиотеке «Герои»

    Библиотекарь встречает ребят. Для создания загадочной атмосферы можно включить фоновую музыку.

    Библиотекарь: здравствуйте ребята, вы любите книги? (Дети отвечают) А какие у вас любимые персонажи книг? (Дети отвечают) А знаете ли вы что герои книг вас тоже очень любят. Книги любят когда их читают. Особенно они любят аккуратных и внимательных читателей. Сегодня всех наших читателей ждёт награда за внимательность и аккуратность, чтобы получить её вам ребята нужно пройти квест от героев наших книг. А квест мы начнем отсюда. Здесь герои книг оставили следы отправляйтесь по следам героев и посмотрите куда они вас приведут и что там лежит. Тот, кто нашел послание от героев возвращается вместе с посланием обратно.

    Задание 1. «По следам»

    Дети идут по следам оставленным героями книг (например медвежьи следы, человеческие и прочее) которые приводят их к месту где спрятана открытка с шарадой.

    Библиотекарь: ребята герои книг оставили нам подсказки в виде шарад слушаем и отгадываем.

    Задание 2. Шарады.

    Шарады написаны на карточках. Первую шараду читает библиотекарь, следующие читает тот, кто отгадал предыдущую. Все отгаданные слова нужно записывать на доску (если такая есть) или ватман.

    Шарады:

    Мой первый слог кричит дитя

    Второй мой слог – остатки от огня.

    Мой первый слог и последний слог – болельщик на стадионе кричал

    А средний слог на огороде я отыскал.

    (Оле – лук – ойе)

    От солнца голову спасает

    Мальчишек головной убор

    Но если букву первую рычанье заменяет

    То перед вами сказочный герой.

    (Кепка – Репка )

    Первый слог – настроение плохое

    Второй слог – на голове их двое.

    (Зол – ушка)

    Мой первый слог – имя короля,

    Второй мой слог – отдых ото дня.

    (Карл – сон)

    Библиотекарь: а теперь нам с вами нужно сложить первые буквы имен отгаданных персонажей и прочитать, что получится. Гласная может повторяться несколько раз.

    Дети складывают. Получается «МОРОЗКО»

    Библиотекарь: ищем книгу, в которой есть эта сказка.

    Дети ищут книгу. В книге дети находят пазл.

    Библиотекарь: ребята вам нужно собрать пазл и посмотреть кто там нарисован.

    Задание 3.

    Дети собирают пазл на котором находится изображение теней персонажей книги. Например, книга «Алиса в стране чудес».

    Библиотекарь: ребята как вы думаете из какой книги эти персонажи? Правильно это герои из книги «Алиса в стране чудес», ищем эту книгу у нас в библиотеке!

    Дети находят книгу в ней письмо.

    Библиотекарь ребята посмотрите какое странное письмо как вы думаете какой предмет может помочь нам прочитать письмо? правильно зеркало. А в какой книге про Алису зеркало было? Правильно «Алиса в зазеркалье» ищем эту книгу, прикладываем к зеркалу письмо и читаем.

    Задание 4.

    Письмо: «Дорогие читатели! Я вновь отправляюсь в приключение. На этот раз нас ожидает путешествие по стране Зазаркалье, где весь мир представляет собой шахматную доску, а главные герои – фигуры на шахматной доске. Путешествие полное неожиданных событий, встреч с необыкновенными героями и конечно я совершенно не представляю к чему меня приведёт. Но всё же для самых отважных путешественников я оставлю ключ там, где есть описание героев этой книги. Ваша Алиса».

    Дети отправляются на поиски ключа. Находят ключ в книге о шахматах или в шахматной доске.

    Библиотекарь: ребята как вы думаете, что можно открыть этим ключом?

    Дети отвечают. Примеряют ключ к дверям. Открывают читальный зал.

    Библиотекарь: здесь нас тоже ждёт подсказка и не одна. Подсказки нужно искать не в книгах. Смотрим и ищем.

    Дети обследуют читальный зал, сами или с помощью библиотекаря находят подсказки написанные на дне шахматных фигурок стоящих в разных местах в читальном зале. Подсказки-цифры.

    Библиотекарь: ребята эти цифры — зашифрованное послание. Давайте подумаем, как его расшифровать.

    Чтобы расшифровать послание нужно перевести цифры в буквы (Алфавит в цифрах) и прочитать название книги. Например: «14-1-21-4-13-10» это «Маугли»

    Библиотекарь: ребята ищем книгу «Маугли»

    Дети находят книгу в ней карта библиотеки с пометкой где спрятан клад.

    Библиотекарь: ребята посмотрите внимательно карту и отправляйтесь на поиски клада.

    При помощи карты дети находят клад. Награждение участников.

    Список реквизита для проведения литературного квеста в детской библиотеке: следы; открытки с шарадами; ватман или доска; пазл с изображением теней героев сказки «Алиса в стране чудес»; зеркало; письмо; ключ; карта библиотеки; коробка с призами по количеству участников.

    Квест по библиотеке «Знаем, бывали!»

    Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в подростковой среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая остановка в маршруте - это отделы библиотеки, где предстоить выполнить свои задания или ответить на вопросы викторины. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать творчество писателей, художников.

    Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

    Оборудование: маршрутный лист для каждой команды (маршрутный лист выполнен в виде сказочной карты с отмеченными на ней станциями, выдаётся каждой команде с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд).

    Пояснения: Игра длится примерно 1 час. В сценарии собраны возможные оформления станций. Остановка на одной станции 7 – 10 минут. Станции можно убрать, можно придумать дополнительные.

    Заранее нужно приготовить пазлы, собирая которые в конце квеста, ребята должны получить картинку – эмблема библиотеки. На каждой станции ребята получают в свой конверт один пазл от общей картинки. То есть картинку делим на столько пазлов, сколько станций будет в игре .

    Детей встречает ведущий библиотекарь, он же направляет команды по станциям и помогает ориентироваться в ходе квеста. Перед началом квеста каждая команда получает маршрутный лист и конверт для пазлов.

    Библиотекарь:

    Собрались все дети в круг

    Ты мой друг и я твой друг

    Крепче за руки возьмемся

    И друг дугу улыбнемся.

    Итак, друзья! Отправляемся в путь! Нас ждут интересные встречи, познавательные задания и весёлая игра!

    СТАНЦИЯ 1. «Сложи ПАЗЛЫ» (проходит в отделе автоматизации )

    Библиотекарь заранее готовит онлайн-пазлы на компьютере. Приготовленную онлайн-игру выводит на большой интерактивный экран. Ребятам по очереди предстоит собирать по пазлу, пока не получится иллюстрация из книги. Далее необходимо угадать автора и название книги по иллюстрации.

    Получают первый пазл .

    СТАНЦИЯ 2. «БЮРО НАХОДОК» (проходит в комнате сказок)

    Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки:

    (можно предметы распечатать и показывать как картинки, можно показывать на экране, можно подобрать реальные вещи)

      Полено (папа Карло, А. Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)

      Азбука (Буратино, А. Толстой «Приключения Буратино…»)

      Хрустальный башмачок (Золушка, Г. Х. Андерсен «Золушка»)

      Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш. Перро)

      Цветок («Цветик-семицветик» В. Катаев)

      Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В. Гауфа)

      Лампа (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)

      Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)

      Шляпа (Джоан Роллинг. «Гарри Поттер»)

      Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

    Получают второй пазл.

    СТАНЦИЯ 3. «Стихи пишу сам» (встреча проходит в отделе искусств)

    А вот здесь, друзья, вам придётся стать настоящими стихоплётами и придумать рифмы к словам:

    Получают третий пазл.

    СТАНЦИЯ 4. «Гусеничные тропы» (педагогический отдел)

    На станции «Гусеничные тропы» дети делятся на две команды. Каждая команда получает лист с нарисованной сказочной головой гусеницы (можно из мультфильма «Лунтик», Вупсень и Пупсень). У ведущего на станции вырезанные из бумаги зелёные круги, которые он раздаёт детям за каждый правильный ответ. Дети приклеивают из кругов туловище гусеницы. Итак, у кого гусеница больше?

    Вопросы для викторины:

      Кто пошёл рыбу ловить, и оставил хвост в проруби?

      Чем кормила лиса журавля?

      Главные слова кота Леопольда.

      Из чего фея сделала карету Золушке?

      Как звали корову кота Матроскина?

      Любимая песенка крокодила Гены.

      Кто говорил: «Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-

      ный мёд»?

      В каком городе жил Незнайка?

      Где находится смерть Кощея Бессмертного?

      Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?

      Почему Буратино не утонул в пруду?

      Кого спасла Дюймовочка?

      Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

      Какими словами начинаются русские сказки?

      Назовите любимое выражение Карлсона?

      Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»

      Как позвать Сивку-Бурку?

      Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?

      Какого цвета были волосы у Мальвины?

      Что потеряла Золушка после бала?

      В чем летает Баба Яга?

      Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»

    Получают четвертый пазл.

    СТАНЦИЯ 5. «Сказочный винегрет» (младший читальный зал)

    На этой станции детям раздаются распечатанные кроссворды. Необходимо за определённое время вписать все задания. Команда получает столько баллов, сколько верно отгадала слов.

    Получают пятый пазл.

    СТАНЦИЯ 6. «Безумное чаепитие» (старший абонемент)

    На станции детей встречает Шляпник и Кролик. Накрыты столы (чай и печенье), но в чашечках нет чая.

    Кто это к нам пришёл? Дети какие-то… Откуда вы свалились в нашу нору? Хотите вместе с нами устроить безумное чаепитие? Тогда – быстрее к столу! Но дело в том, что чашки пусты. Их нужно наполнить чаем. Около тарелочек лежат листочки, на них написаны слова. Найдите весь ЧАЙ.

    Слова для задания:

    • широЧАЙший

    • мельЧАЙший

    • слуЧАЙно

      велиЧАЙший

      необыЧАЙный

      чрезвыЧАЙность

      невзнаЧАЙ

    Когда весь ЧАЙ нашелся, Кролик и Шляпник разливают чай по кружкам и начитается чаепитие.

    Получают шестой пазл .

    После того, как все команды прошли все станции и все напились чая, ведущая приглашает всех в старший читальный зал и предлагает собрать картинку из полученных пазлов. Проверяет, у всех ли хватает деталей.

    Что получилось у вас? Библиотека!!!

    Можно вручить диплом об успешном прохождении квеста.

    На этом наш квест заканчивается! Ждём вас в гости за новыми книгами!