• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Анастасия: Расскажите, пожалуйста, какие у вашего ребенка

    есть постоянные обязанности по дому и с какого возраста?

    Мэри Поппинс : Никаких постоянных обязанностей нет.

    Посильная помощь по дому по маминой-папиной просьбе.

    В обязанность не вменяется. Выполняется не постоянно.

    SeVeRina10 : Дети часто подражают взрослым, видя, что папа и мама наводят порядок, убирают за собой вещи, они и сами, как мне кажется, не станут оставлять посуду на столе, раскидывать свои вещи и т.д. просто потому, что они видят модель поведения родителей и следуют ей. У ребенка должны быть обязанности. Меня удивляют некоторые высказывания о том, что проще сделать самой, чем тратить нервы, боязнь вызвать неприязнь к уборке, часто дети в таких семьях вообще не знают что такое уборка, не могут сами себя обслужить, дети растут ленивые, особенно это касается мальчиков. Детей нужно обязательно приучать к домашнему труду, самообслуживанию и уважению чужого труда.

    ValenTina : У нас пока еще не дошкольник, но обязанности уже некие есть.

    1. Убирать игрушки (где-то с 1,5-1,8 лет)

    2. складывать свою одежду (примерно с 2 лет)

    И есть обязанности которые он с большим удовольствием выполняет по собственной инициативе: помогает в разных взрослых делах (когда что-то ремонтируем; после стирки помогает подает белье чтобы я его развесила; когда приходят гости помогает накрывать на стол, а потом помогает убрать грязную посуду на мойку; подает что-либо (излюбленное это принести чистые штанишки когда нужно поменять Маше и потом грязные относит стирать). И всегда помогает нести сумки из магазина.

    Многое из этого начал выполнять лет с трех. Выполняет постоянно.

    Таисия : Именно обязанности, да еще и постоянные у нас стали появляться только сейчас, с 4-4,5 лет, двигаясь к 5 годам. До 4 лет единственная обязательная процедура была совместная элементарная уборка игрушек и других детских вещей. Сейчас постепенно расширяем круг, вовлекая в разные дела по дому. Например, убрать за собой со стола посуду - старший брат убирает тарелки, а Тим собирает ложки и вместе несут в посудомойку. Элементарная помощь при уборке - перед мытьем полов передвигаем мебель, Тимур переставляет свои игрушки. Из магазина каждый раз что-то несет (не тяжелое, конечно) в рюкзачке. Т.е. нет пока больших конкретных обязанностей, но есть постоянное участие в какой-то работе.

    За ребенком-школьником уже закреплен четкий круг обязанностей: вынос мусора, поход в магазин, уборка в комнате, уход за аквариумом. Недавно начал проявлять инициативу на кухне - теперь за ним еще субботний завтрак.

    Ивановна : у дочки появилась своя отдельная комната когда ей было 8 лет, все что было связано с уборкой, мытьем полов, мытье окон, в ее комнате, все стало плавно ее обязанностью, aga-aga уборка на кухне каждый обязательно убирал за собой, ничего грязного не оставлять, если общая трапеза, это обычно ужин, кто то со стола убирает, кто то посуду моет, но как то время не совпадало часто совместного ужина aga-aga как то не помню чтоб было именно обязанностью помощь по дому, это было само собой разумеещееся, если любишь порядок, то хочется чтоб он был везде, и делаешь это не что бы помогать, а просто хочется чтоб было чисто и порядок.

    ТЕМА : Чего-то меня напрягает в самой формулировке "обязанности", а что - сама не пойму. Точно скажу: строго закрепленной "общественной деятельности" у нас нет. Как-то у нас в семье отношения во многом на равных, с учетом, конечно, физических возможностей и авторитета родителей. То есть все по мере сил за собой убирают вещи, игрушки, посуду, постель. Но это не то, чтобы обязаны, а - само собой: это ж мои вещи, мне и убирать. Если почему-то кто-то не может, просит другого. Обычно - без проблем. А что касается мытья пола, посуды и т. п. - делает тот, кто: менее загружен; меньше устал; давненько ничего не делал, причем сам обычно это знает. В общем, живем вместе, мусорим вместе, значит, и убираться может любой, а не в виде одолжения \ принуждения \ наказания.

    Шумилка : Мои (7 лет и 4 года) делают много чего: прибираются, пылесосят, загружают и разгружают посудомойку, стирают свои вещи и развешивают, нянчат сестренку, делают покупки, пока я стою на улице с коляской. Много чего готовят (горячие бутерброды, овощные и фруктовые салаты, пирожки из слоеного теста). Я их активно прошлым летом приучала, т.к. роды приближались и няня уволилась. В принципе, каждый из детей тратит на хоз-во не более 40 минут в день. Ненапряжно это.

    Paulinka : Обязанности дочери:

    2) вешать одежду на крючок, ставить обувь на полку

    3) складывать одежду аккуратно в комод

    4) убирать за собой игрушки после игры

    5) умываться и чистить зубы после пробуждения и перед сном

    6) приносить младшему горшок по первому его требованию (он у ней с этим вопросом обращается) aga-aga

    7) рассказывать мне о том, чем занимается младший, если я с ними ни в одной комнате.

    мамашк@-ромашк@ : Наверное я какая-то "направильная мама", а скорее у нас "неправильный папа". Сейчас (почти в 6 лет) сын моет посуду, подметает и моет пол, конечно не всегда, но периодически. Приучает к этому в основном папа. Сынуля убирает свою постель (даже без вопросов на протяжении года), накрывает на стол, убирает со стола, ходит в магазин (у нас в доме) всегда с большим удовольствием. Таким образом и папу в детстве приучали к труду. Зато сейчас я не нарадуюсь. А вот меня не сильно приучали, точнее, всегда говорили не так моешь, не так вытираешь, не так гладишь... После чего желание что-либо делать по дому пропадало окончательно. Думаю, что инициативу ребенка надо поддерживать, хвалить (если что-то не так можно и переделать), зато у малыша не пропадет желание помогать родителям, он осознает, что сам что-то может и очень гордится этим. Ведь все дети хотят скорее стать большими, и, делая взрослую работу, они сами становятся чуть-чуть взрослее в своих глазах. Самое интересное, что у сына достаточно времени и поиграть, и погулять, и почитать, и мультики посмотреть. Он не лишен каких-либо детских радостей! Может не в тему, но мне кажется, что это способствует и развитию ребенка. Иногда смотришь, детям лет в 8-9 за каждым разом говорят "ты еще маленький", а потом удивляются откуда такой инфантилизм и мучаются вопросом как приучить ребенка к самостоятельности?

    Подборку сделала Topolek

    Должны ли дети помогать родителям ? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями . Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие к психологу на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

    Тем не менее, как семейный психолог, автор этой заметки Ольга Цейтлин считает, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям , выполняя домашние обязанности , они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

    На консультации она помогает родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

    Дети , которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

    Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее автор приводит примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые были взяты с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

    Домашние обязанности трехлетнего ребенка

    Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

    Положить книги и журналы на полку.

    Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

    Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

    Очистить свое место за столом.

    Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

    Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

    Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

    Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

    Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

    Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

    Помочь убрать бакалейные товары.

    Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

    По расписанию давать корм домашним животным.

    Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

    Помогать расстилать и убирать постель.

    Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

    Протирать пыль.

    Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

    Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

    Делиться с друзьями игрушками.

    Доставать из почтового ящика почту.

    Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

    Развешивать носки и носовые платки на сушке.

    Помогать складывать полотенца.

    Домашние обязанности пятилетнего ребенка

    Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

    Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

    Самостоятельно наливать себе питье.

    Сервировать обеденный стол.

    Сорвать с грядки салат и зелень.

    Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

    Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

    Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

    Чистить раковину, туалет и ванну.

    Протирать зеркала.

    Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

    Складывать и убирать чистое белье.

    Отвечать на телефонные звонки.

    Помогать прибирать квартиру.

    Оплачивать мелкие покупки.

    Помогать мыть машину.

    Помогать выносить мусор.

    Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

    Кормить своего питомца и убирать за ним.

    Самостоятельно завязывать шнурки.

    Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

    Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

    Пылесосить ковер.

    Поливать цветы и растения.

    Чистить овощи.

    Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

    Собирать вещи в школу.

    Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

    Вешать свою одежду в платяной шкаф.

    Собирать дрова для костра.

    Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

    Прогуливать домашних животных.

    Нести ответственность за свое мелкие раны.

    Выносить мусор.

    Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

    Накрывать на стол.

    Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс)

    Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

    Принимать телефонные сообщения и записывать их.

    Быть на посылках у родителей.

    Мыть собаку или кошку.

    Тренировать домашних животных.

    Нести пакеты с продуктами.

    Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

    Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

    Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

    Гладить простые вещи.

    Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

    Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

    Мыть пол.

    Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

    Самостоятельно наполнять себе ванну.

    Помогать другим (если его просят) в работе.

    Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

    Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

    Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
    Складывать одеяла.

    Пришивать пуговицы.

    Зашивать распоровшиеся швы.

    Чистить кладовку.

    Убирать за животными.

    Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

    Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

    Собирать фрукты с деревьев.

    Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

    Красить забор или полки.

    Писать простые письма.

    Писать благодарственные открытки.

    Кормить ребенка.

    Купать младших сестер или братьев.

    Натирать полиролью мебель в гостиной.

    Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

    Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

    Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

    Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

    Покупать продукты по списку.

    Самостоятельно переходить улицу.

    Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

    Печь печенье из полуфабриката в коробках.

    Готовить еду на семью.

    Получать свою почту и отвечать на нее.

    Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

    Ходить в гости.

    Планировать свой день рождения или другие праздники.

    Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

    Мыть семейный автомобиль.

    Учиться бережливости и экономии.

    Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

    Самостоятельно зарабатывать деньги.

    Не бояться одному оставаться дома.

    Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

    Уметь ездить на автобусе.

    Ответственно относится к личному хобби.

    Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

    Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

    Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

    Самостоятельно выполнять свои дела.

    Косить газон.

    Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

    Чистить плиту и духовку.

    Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

    Домашние обязанности учеников старших классов

    В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

    Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

    Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

    Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

    Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

    Последовательно выполнять принятые решения.

    Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

    По возможности зарабатывать немного денег.

    Как это организовать

    Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы - босс.

    Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

    У многих на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогает, направляя детей, и не нужно им ни о чем напоминать. Они могут в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Да, это не совсем идеальная схема, но расписание определенно помогает.

    Отношение к обязанностям ребенка дома у родителей различно. Одни считают, что не следует загружать детей, лишая их возможности беззаботно прожить период детства, достаточно того, чтобы они учатся. Другие полагают, что круг обязанностей ребенка должен включать только работу по самообслуживанию. И, наконец, третья группа родителей убеждена, что помощь по дому должна быть существенной, чтобы освободить взрослых от части бытовых забот. Попробуем разобраться, какие у ребенка могут быть обязанности в семье, и как сформировать ответственное отношение к выполнению закрепленной за детьми работы.

    Взаимные обязанности детей и родителей

    Психологи отмечают, что все члены семьи должны иметь не только права, но и определенные обязанности перед другими домочадцами. Только тогда не сформируется личность-потребитель. Кроме того, праздный образ жизни негативно сказывается на процессе социализации. Дети, которые не приучены к уходу за собой, собственными вещами и жилищем, растут инфантильными, беспомощными, неприспособленными к жизни и, конечно, ленивыми. Вырастая, они нередко проявляют душевную черствость по отношению даже к близким людям, нежелание заботиться о них. Поэтому даже в семьях, где имеется возможность иметь оплачиваемых помощников по хозяйству, у ребенка должен быть определенный круг домашних обязанностей.

    Какие обязанности может выполнять ребенок?

    Ряд обязанностей желательно иметь уже детям дошкольного возраста. Но это не значит, что вы просто ставите малыша перед фактом, что с завтрашнего дня он должен выполнять то-то и то-то. Процесс передачи обязанностей довольно длительный. Вначале вы привлекаете кроху к помощи: «Давай вместе соберем игрушки!» (польем цветы и т.д.) Убедившись, что ребенок овладел трудовым навыком, можно давать ему разовые поручения: «Помоги мне вытереть посуду!», «Собери свои игрушки в ящик». И только когда малыш будет справляться с поручениями, можно вменить ему ту или иную работу по дому в обязанность. Обычно первые обязанности закрепляются за ребенком в возрасте 5 лет, когда он становится способен к волевому усилию.

    При отборе круга семейных обязанностей ребенка следует исходить из его возраста, темперамента. Если в семье несколько детей, то можно предложить им договориться самостоятельно о распределении обязанностей или установить дежурство – поочередное выполнение домашних работ. А вот объемную работу (генеральная уборка, ремонт в комнате и пр.) лучше организовывать общими силами.

    Круг ежедневных обязанностей школьника может включать следующие виды труда:

    • заправка постели, наведение порядка в комнате;
    • мытье посуды;
    • стирка-глажка некоторых предметов своего туалета;
    • уход за комнатными цветами;
    • кормление и выгул домашних питомцев.
    • покупка продуктов по списку.

    1 – 2 раза в неделю младший школьник может убирать свою комнату, а после 9 лет ему уже можно поручить уборку небольшой квартиры или части комнат в просторном жилье. В 11 – 12 лет ребенок способен приготовить простейшие блюда (омлет, кашу, жареную картошку), загрузить стиральную машинку и развесить белье. Подросток может полностью следить за своим гардеробом, при необходимости отгладить, почистить, постирать одежду, и оплатить квитанции.

    Как стимулировать ребенка на выполнение обязанностей

    Без должной мотивации трудно ожидать от детей ответственного отношения к обязанностям. Методы стимулирования зависят от личности ребенка и возможностей семьи. Можно выделить следующие приемы:

    Вопрос о материальном поощрении решается индивидуально в каждой семье. Но не так уж плохо, если ребенок за объемную работу получает небольшую сумму денег. Это, конечно, не значит, что он не может бесплатно посидеть с сестренкой или вымыть посуду. Денежный вопрос – очень щепетильный, здесь главное не навредить!



    Основа дружной семьи - грамотное распределение ролей, прав и обязанностей. А это как?

    Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор? Или правильно, если они делают все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье? А может быть, все домашние дела должны быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Например, есть семья МЫ и есть семья Я+Я, и в этих разных семьях вопрос о распределении домашних дел и обязанностей решается по-своему. В семье МЫ больше обязанностей у того, кто больше может и умеет: он рад это делать. В семье Я+Я большая семейная нагрузка у того, кто в отношениях больше заинтересован, кто более зависим и кого другой может в большей степени нагрузить...

    При этом неверно думать, что домашние дела - только нагрузка: это еще и предмет гордости, и большие возможности. Тот, кто в семье мало что делает, то обычно и мало на что может влиять. А тот, кто в семью больше вкладывается, тот в семье имеет больше возможностей влиять, имеет больше прав.

    Элементарно: кто ребенком занимается, тот и воспитывает его по-своему, под себя.

    Три основных ориентира при распределении семейных обязанностей, это 1) индивидуальные предпочтения (кто что сам больше хочет), 2) умения и способности (кто что лучше умеет делать, тот тем и занимается и 3) польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни).

    Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно.

    При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег, а женщины - ведением домашнего хозяйства. Определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениям. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта. Если у вас это так, то у вас все сложилось. Если вас в таком распределении ролей что-то не устраивает, вы можете договориться о другом распределении дел и ответственности.

    Как все эти вопросы начать обсуждать? Возьмите вопросник семейного договора , это будет вам огромная помощь. В вопроснике будут вопросы не только по распределению семейных обязанностей, но и о том, как лучше строить отношения, как решать разные трудные и спорные вопросы - и как нам жить еще дружнее.

    И еще: может быть, мы в семейных обязанностях сможем разглядеть не только обязанности, но и приятности, а также вспомнить, для кого вы их выполняете? Во-первых, для себя. Вы подметаете пол, чтобы вашим ногам было комфортно. Вы зарабатываете деньги, чтобы тратить их на реализацию собственных желаний. Во-вторых, вас никто не брал в рабство, на вас никто дуло ружья не наставляет и не заставляет делать что-то на благо врагов. Вы выполняете свои обязанности для любимых, близких и дорогих людей, с которыми живете. Ведь любые домашние заботы ― это тоже проявление любви, но не на «высоком», а на простом, бытовом уровне.

    Если вы напоминаете муже (или жене) о каких-либо семейных делах, лучше делать это с фоном поддержки. Как? Это просто! Например, если на вашем партнере лежит обязанность пылесосить, то вы можете на само «орудие труда» ― пылесос ― положить бумажку со словами: «Я тебя люблю! Спасибо за чистоту, которая скоро будет в нашем доме!». Восхищайтесь и создавайте позитивное настроение, еще до того, как вы или ваш партнер начали что-то делать. Ведь какие-либо обязанности становятся нелюбимыми, когда мы представляем их как долгий и нудный процесс. Сравните тех, кто не любит мыть посуду и любит. Первые, когда думают об этом занятии, видят гору грязных тарелок, с которой им предстоит справляться. Вторые, только подходя к раковине, представляют, как все эти тарелки чистые и красивые стоят на полочке. Вся суть в привлекательной и мотивирующей картинке, формируйте ее и себе, и партнеру.

    Ну, и всегда хорошо поощрять себя за маленькие и большие домашние подвиги. Чаще всего мы ждем похвалу и приятные отзывы от своего партнера. Да, действительно важно, чтобы «вторая половинка» замечала наши старания. Но нужно и самих себя радовать. Не ждать позитива от окружающих, а самим создавать праздник и приглашать на него других. А что мы делаем на праздники? Дарим открытки, приятные слова и вкусности друг другу. Вот и отмечайте даже маленькие свершения! Например, «у нас сегодня торт, потому что я прибрала квартиру!». Или напишите список поводов для праздника ― будничных вещей, которые вы должны делать. И отмечайте и галочкой, и приятными призами каждое из них. Кому-то этот способ покажется слишком простым и игровым, несерьезным, но, может быть, именно в семье важнее быть счастливым, чем очень серьезным?

    А если за распределение домашних дел и обязанностей берется мужчина, то для него самое удобное - составить матрицу ответственности, где будет список всех домашних обязанностей - и указано, кто за в этих делах участвует (стоит буковка У) и кто за это отвечает (стоит буква О). Как выглядит такая матрица, можете посмотреть, а если захотите по образцу составить свое - и отредактируйте под свои задачи. Успехов вам!

    Дети подрастают, становятся самостоятельнее — но времени у занятой мамы почему-то не прибавляется. Да, за дошкольниками и младшими школьниками уже не нужен глаз да глаз, но освободить руки и голову для какого-то приятного дела или хобби, побыть наедине со своими мыслями и желаниями у женщины все равно не получается. Выход — распределение обязанностей.

    Некоторые обязанности, которые, как нам кажется, мы должны выполнять, если хотим считать себя хорошими матерями, как раз и съедают большую часть времени, а к тому же отучают наших детей от самостоятельности.

    Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку, — это научить его или ее быть независимым. В процессе этого обучения вы сможете одарить и себя — у вас появится время, чтобы сосредоточиться на своем «я» и позаботиться о себе.

    Самостоятельность в обмен на время

    Средства массовой информации с удовольствием накачивают родителей жуткими сенсациями, чтобы запугать нас и заставить постоянно следить за нашими детьми. Потом мы отправляем их в колледж. Мы должны вырастить детей так, чтобы со временем они могли уверенно войти в большой мир, а для этого им необходимо уметь самим решать многие жизненные вопросы.

    Мы носимся с нашими детьми, словно с физически или умственно неполноценными лицами королевских кровей. Это то, что я называю «хороший родитель портит». Любящие, преданные, умные родители ведут себя так, словно их дети, пока им не исполнится 35 лет, даже попу себе вытереть не могут, не говоря уж о том, чтобы пройти по улице полквартала.
    Представьте, что у вас шестеро детей. Ведь если бы у вас было шестеро малышей, вы не успевали бы всем вытирать попы и каждому подкладывать подушечку, когда он падает. Важно уточнить понятие крайней необходимости. Крайней необходимостью не является тот случай, когда ребенок немного капризничает или слегка проголодался.
    Семейный психолог

    Можно взглянуть на помощь ваших детей по дому под следующим углом: их содействие высвободит вам время для того, чтобы обдумать, что вы хотите делать. Однако в действительности снижение вашей нагрузки — не главное в детской помощи. Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они становятся сильнее. Возможно, сначала они будут отказываться накрывать на стол, забирать почту или кормить собаку, но когда они втянутся в эту работу и поймут, что действительно вам помогают, то обязательно почувствуют себя более значительными и нужными. У них появится цель и понимание того, что их вклад в домашнее хозяйство на самом деле важен для всей семьи.

    Возвращаясь к вопросу о требованиях, которые мы сами к себе предъявляем, следует отметить, что чаще всего мы испытываем чувство вины, если не успеваем сделать хотя бы малую толику всей домашней работы.

    Сумасшествие? Да, но это происходит постоянно. Иногда мы сами этого не осознаем. Мы занимаемся повседневной работой, делая все для всех, и нам даже не приходит в голову, что мы можем поручить ребенку выбить пыльный коврик и от этого всем будет лучше.

    Конечно, вы не станете предлагать трехлетнему малышу пылесосить или шестилетнему — готовить обед, но есть множество подходящих по возрасту задач, которые дети в состоянии выполнять, как только они начинают понимать речь. Двухлетний малыш может собрать кубики и сложить их в коробку. Шестилетке вполне по силам достать посуду из посудомоечной машины, пусть даже он просто поставит тарелки на стол, а не уберет их на место. Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет — загрузить стиральную машину, а двенадцатилетний — сложить выстиранное белье. Подросток выгуляет собаку или поменяет наполнитель в кошачьем туалете; дети этого возраста уже вполне могут постирать свои вещи и даже приготовить незамысловатый ужин.

    Что могут ваши дети?

    В 2-3 года:

    • убирать игрушки;
    • складывать грязную одежду в корзину;
    • убирать книги и журналы
    • накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
    • вытирать пролитое;
    • вытирать пыль.

    В 4-5 лет:

    • все вышеперечисленное;
    • убирать свою постель;
    • выбрасывать мусор;
    • убирать со стола;
    • поливать растения;
    • приготовить завтрак из хлопьев.

    В 6-7 лет:

    • все вышеперечисленное;
    • рассортировать белье;
    • подметать;
    • помогать готовить и упаковывать завтрак;
    • накрывать на стол;
    • убирать в спальне;
    • наливать напитки;
    • отвечать на телефонные звонки.

    В 8-9 лет:

    • все вышеперечисленное;
    • загружать посуду в посудомоечную машину;
    • разбирать купленные продукты;
    • помогать готовить ужин;
    • готовить свою одежду для стирки;
    • чистить овощи;
    • делать тосты;
    • гулять с собакой.

    В 10-12 лет:

    • все вышеперечисленное;
    • доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
    • складывать выстиранное белье;
    • убирать в ванной;
    • готовить простые блюда;
    • стирать;
    • стричь газон;
    • убирать свою постель и менять постельное белье;
    • убираться в кухне;
    • присматривать за младшими братьями и сестрами.

    Как это организовать

    Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.

    Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

    У нас на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогал — он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Я не говорю, что это идеальная схема, но расписание определенно помогает.
    Мама двоих детей