• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    С давних пор человека интересовало, что же располагается за горизонтом - новые территории или край земли. Шли века, цивилизация накапливала знания. Настала та пора, когда ученые, которые никогда не бывали в далеких землях, многое о них знали. В этом им помогали источники географической информации.

    Данная статья расскажем вам о том, что же это такое, а также об их разновидностях.

    Общие понятия

    Как можно догадаться, так называются все из которых человек может получить интересующие его сведения. Какие рассматривает источники географической информации 5 класс (в среднеобразовательной школе)? Давайте их перечислим:

    • Все географические карты, атласы, а также разнообразные топографические планы, включая военные.
    • Разнообразные географические описания конкретной местности.
    • Справочники, энциклопедические статьи, результаты и отчеты различных экспедиций.
    • Аэрофотоснимки и космическая
    • и GPS/ГЛОНАСС.

    Вот какие знает источники географической информации 5 класс в среднестатистической общеобразовательной школе. Мы же попробуем рассмотреть характеристики некоторых из них чуть более подробно.

    Современные технологии

    В последние годы все больше и больше источников переводят из бумажного в цифровой вид. И это неудивительно. Практически все 5 источников географической информации, о которых мы только что говорили, сегодня можно отыскать именно в цифровом виде. Даже профессиональные ученые в последние годы предпочитают работать именно с «цифрой».

    С той же системой ГИС работать куда удобнее, чем с грудой книг. А сейчас обсудим некоторые источники географической информации подробнее.

    Карты

    Картой называют схематическое обобщенное изображение поверхности какого-то участка земли, всей планеты или небесных тел. Она строится по принципу масштабирования, то есть для этого используются математические методы. Именно в зависимости от масштаба все карты принято подразделять на три крупные группы:

    • Крупномасштабные.
    • Среднемасштабные.
    • Мелкомасштабные.

    Если говорить о первой категории, то у этих документов соотношение может быть 1:200 000 и крупнее. Сюда входят практически все топографические планы. Мелкомасштабными считаются все карты, соотношение которых меньше 1:1 000 000. Обычный географический атлас включает в себя или мелкомасштабные, или среднемасштабные планы, которые лучше всего подходят для изучения той или иной местности.

    Сортировка картографической информации

    Следует знать, что еще задолго до создания карты специалисты производят строгий отбор того, что на ней будет изображено. Процесс этот называется следующим образом: картографическая генерализация. Естественно, что наиболее строгий отбор существует в отношении мелкомасштабных карт, так как на них требуется вместить максимальный объем полезной информации при минимально занимаемой площади документа. В самой генерализации чрезвычайно важную роль играет непосредственное назначение карты, а также пожелания ее заказчика.

    Планы местности

    Так называются чертежи местности, которые выполняются в крупном масштабе (1:5000 и более), причем чертятся с использованием специальных условных обозначений. Этим они напоминают школьный географический атлас. Построение таких планов осуществляется на основе глазомерных, инструментальных измерений, аэрофотосъемки или же комбинированным методом.

    Так как на планах указываются сравнительно небольшие участки земной поверхности, при их создании кривизной планеты можно пренебречь. Следует четко понимать, что эти источники географической информации, которые мы только что описали, кардинально отличаются друг от друга.

    Основные отличия планов от карт

    • В сантиметре плана редко закладывается более пяти реальных километров на местности. Они куда подробнее карт, в одном миллиметре которых могут быть заложены сотни километров земной поверхности.
    • Все объекты на местности в планах изображаются максимально подробно. В принципе, на среднестатистическом чертеже отмечены все более-менее значимые участки. Так, на топографических планах Генерального штаба ВС РФ (и СССР, конечно же) могут быть отображены даже деревья и мелкие ручейки. На карты невозможно уместить всю эту информацию. Собственно, потому и проводится генерализация, о которой мы говорили выше. Даже точные очертания континентов на многих картах отобразить нельзя, а потому они зачастую наносятся со значительными искажениями. Кроме того, вышеописанная дополнительная литература по географии использует внемасштабные условные обозначения.
    • Еще раз подчеркнем, что при построении плана пренебрегают кривизной земной поверхности. Карты, особенно в маленьком масштабе, учитывают ее в обязательном порядке.
    • На планах никогда не бывает градусной сетки. В то же время параллели и меридианы есть на каждом из них.
    • План всегда прост в плане ориентирования. Верх документа - север, низ, соответственно, - юг. На картах же направление определяется по параллелям.

    Способы изображения объектов на планах и на картах

    Условными знаками в этом случае являются общепринятые варианты, в которых закодирована характеристика изображенных на карте или плане объектов. С их помощью можно отобразить как что-то конкретное (гору, к примеру), так и нечто совершенно абстрактное, условное (плотность населения в городе, деревне и т. п.). Разумеется, все они существенно облегчают жизнь человеку, который знает основы картографии и умеет читать эти чертежи.

    В течение какого времени карта сохраняет свою актуальность?

    Этим вопросом хотя бы еиножды задаются практически все географы и геологи. Конкретный ответ на него зависит от назначения, масштаба, автора плана. Так, средневековые исследователи нередко рисовали карты буквально «на коленке», так что об их точности говорить уже не приходится. А вот карты Генштаба, несмотря на время, до сих пор поражают своей точностью.

    Не стоит забывать, что карты отличаются достаточно высокой стабильностью, в то время как планы Амазонки и Нила можно смело выбрасывать лет через пятьдесят после их опубликования. Реки эти настолько эффективно и быстро изменяют рельеф поверхности Земли, что от более старых документов толк есть только в исторической перспективе.

    Географические описания, открытия

    Все источники географической информации, рассмотренные выше, какие-то сухие, неинтересные. Куда увлекательнее почитать описание какого-то региона, местности или даже материка, написанное человеком, который все это открыл!

    Шутки шутками, но описания и отчеты о географических (геодезических, биологических) исследованиях порой способны дать куда больше информации, чем самый подробный топографический план местности. Тем более что в последнем не отобразить некоторые неприятные особенности той или иной местности (малярию, встречающуюся в некоторых центральных областях Африки на каждом шагу, к примеру).

    Тот список литературы по географии, который учащимся выдается в школе (например, Николина В. В. География, Поурочные разработки; Самкова В. А. Мы изучаем лес; Лесная энциклопедия: в 2 т./гл. ред. Г. И. Воробьёв), как раз-таки и сформирован благодаря трудам исследователей, в свое время заносивших все эти сведения на карту, находясь в самой гуще событий.

    Краткие сведения об открытии Африки

    Расскажем немного об истории открытия Черного континента. Конечно же, слово «открытие» здесь не совсем корректно: вот Австралия - да, с ней пришлось помучиться. В случае с Африкой были прекрасно исследованы прибрежные районы, где отлавливали чернокожих рабов и покупали у арабских торговцев слоновую кость, а вот о том, что же творится в глубине континента, не знал практически никто.

    Все изменилось в XIX веке, когда в Африку прибыл легендарный Именно ему принадлежит честь открытия истоков Нила и великолепного озера Виктория. Мало кто знает, но исследованиями Центральной Африки в свое время занимался русский ученый В. В. Юнкер (в 1876-1886 годах).

    Для коренного населения материка все это закончилось печально: основные источники географической информации (то есть карты), данные для которых с таким трудом и постоянной опасностью для жизни собирали все эти отважные ученые, начали активно использоваться работорговцами…

    Итак, с картами и планами мы фактически закончили. Географические атласы относятся к той же категории. А какова роль современных источников географической информации? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим принцип совместного использования старых бумажных карт и навигатора, которым сейчас активно пользуются даже профессиональные географы и геологи.

    GPS/ГЛОНАСС + карты

    Следует отметить, что этот способ великолепно подходит для определения точности карт, атласов и топографических планов. Кроме того, данная методика удовлетовряет нужды историков, так как они могут воочию убедиться, насколько сильно изменилась местность, которую описывают в исторических хрониках современники тех или иных событий. Впрочем, литература по географии нередко содержит планы местности, которые не обновлялись с начала прошлого века.

    Чтобы воспользоваться столь точным, но довольно трудоемким и несколько экстравагантным методом, вам придется выполнить трехкратную привязку (три разные карты) к одному и тому же участку местности:

    • Сначала найти более-менее современную карту или топографический план.
    • Желательно иметь при себе свежий аэрокосмический снимок исследуемой местности с топографической привязкой к системе координат.
    • Наконец, нужна та карта, сведения которой вы и собираетесь проверять.

    Смысл данной операции в том, чтобы внести в память навигатора все три этих чертежа местности. Современные модели подобных устройств имеют достаточно мощный процессор и впечатляющий объем оперативной памяти, так что переключаться между картами можно будет мгновенно.

    Определение маршрута следования

    Прокладку маршрута лучше всего осуществлять, пользуясь современной картой или топографическим планом. Не советуем применять для этого старые документы. Вполне возможно, что на месте болота сейчас находится проходимая местность, а вот по опушке некогда редкого молодого леса вы пройти уже не сможете, так как у местности кардинально поменялась география. Карта - это хорошо, вот только в большинстве случаев такие документы не слишком-то точны.

    Почему аэрофотосъемка и космические снимки предпочтительнее карт?

    Но почему бумажные чертежи так уступают продуктам современных технологий? Дело в двух следующих причинах:

    • Во-первых, актуальность космической съемки или аэрофотоснимка в большинстве случаев намного выше. Когда еще картографы сподобятся провести очередную генерализацию новых данных и выпустят актуальные планы местности?
    • На снимках вы буквально в режиме реального времени сможете определять характеристики той или иной местности. На карте или даже топографическом плане породы деревьев в лесу будут отображены только схематично и лишь в общем порядке. Проще говоря, наткнуться на густой еловый пролесок посреди березняка вполне реально, а в условиях густого хвойного леса заблудиться куда проще.

    Выбрав маршрут и сверившись с новыми снимками, рекомендуется обратиться к старой карте. Для чего такие сложности? Представьте, что вы являетесь биологом на полевом выходе. Вам нужно определить, насколько разросся лес, какие новые появились породы деревьев, сколько типов леса сменилось за все эти годы. Идеально подходит для решения всех этих задач простое наложение новой карты на ее старый аналог. Таким образом, все становится видно максимально наглядно.

    Вот какие источники использует география. Карта - едва ли не самый главный из них, но при этом не стоит забывать, что за минувшие десятилетия наука и техника сделали огромный шаг вперед, а потому глупо не воспользоваться всеми современными достижениями.

    Заключение

    Вот вы и узнали, какие источники географической информации в настоящее время наиболее актуальны. Как ни странно, но мы до сих пор применяем все те же самые планы и карты, которые были изобретены еще до нашей эры. Конечно же, с поправкой на их современный вид.

    ООО Учебный центр

    «ПРОФЕССИОНАЛ»

    Реферат по дисциплине:

    Картография с основами топографии. ГИС. ИКТ на уроках географии »

    По теме:

    Школьные карты и атласы: особенности и виды

    Исполнитель:

    Феньшина Ольга Сергеевна

    Новосибирск 2017год

    Введение……………………………………………………………………2

    Классификация карт по общности показателей…………………………2

    Аналитические карты……………………………………………………..2

    Синтетические карты……………………………………………………….3

    Комплексные карты………………………………………………………..4

    Особенности школьных карт………………………………………………7

    Заключение ………………………………………………………………….9

    Список литературы…………………………………………………………11

    Введение

    География играет огромную роль как в образовательном процессе так и в жизни человека. Ну а в изучении данной науки большую роль играют карты и атласы, и данная статья поможет более расширенно это рассмотреть. География – является очень древней наукой. Истоки этой науки ведут еще с эллинской эпохи. Так же как и другие дисциплины, география редактировалась испокон веков, преображалась и выстраивалась в интереснейшую науку. В современном мире у школьников изучение географии, помимо банального заучивания терминов, целиком и полностью зависит от того есть ли у ученика географические карты. Школьные карты, как правило, представлены огромными настенными атласами или небольшими удобными, подобные журналам, которые легко умещаются в портфеле у школьников. ...

    Без них не обходится ни одного урока географии и вплоть до старших классов школьные атласы и карты всегда на вооружении учеников. Самое главное и отличительное достоинство атласа заключается в том, что весь мир помещается на 15 страницах, которые часто ярко проиллюстрированы с обильным количеством картинок или фотографий изучаемой местности или страны. Школьные карты по географии довольно просты в использовании. Как правило, школьный атлас состоит из страниц с: тематическими картами, иллюстрациями, заданиями для выполнения учениками и условными обозначениями. Ученики очень легко разбираются и без особых затруднений выполняют задания учителей. Задания представляют собой всем знакомую раскраску, только вместо картинки карта, и определенные требования для ее закрашивания. Либо на чистую карту наносятся условные обозначения для определения тех или иных параметров местности, а так же это все может объединиться в одном задании. Атласы в школе бывают нескольких типов. ...

    1. КЛАССИФИКАЦИЯ КАРТ ПО ОБОБЩЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ


    По степени обобщенности показателей тематические карты делятся на аналитические, синтетические и комплексные.

    Аналитические карты

    К аналитическим относятся карты, дающие конкретную характеристику одного или нескольких природных или социально-экономических явлений, без отображения связей и взаимодействий между ними. Для них используются необобщенные или мало обобщенные показатели, часто полученные на основе единичного наблюдения (на картах наблюдения). Например, карты отдельных метеорологических элементов, характеризующих их величину в тот или иной момент или период времени температуры воздуха, атмосферного давления, осадков, ветров и т.п.; или карты крутизны склонов, глубин, густоты расчленения рельефа и др. Аналитические карты дают информацию по определенным сторонам или свойствам объектов и явлений, им свойственно отвлечение от целого.

    Сила аналитического картографирования в том, что оно позволяет как бы «расчленить» объект на составные части, обособленно рассмотреть их или даже выделить элементы этих частей. Такое «расчленение» может быть сколь угодно детальным, все зависит от глубины анализа. На начальных стадиях аналитического изучения объекта на картах показывают основные элементы его структуры, вещественного состава, особые признаки и свойства. Но по мере накопления знаний и совершенствования методики аналитические карты отражают все более тонкие особенности и детали строения. Так, изучая рельеф, применяют все более «тонкие» методы математического моделирования, получая все более детальные аналитические карты, например карты горизонтальной и вертикальной кривизны поверхности, карты вторых производных, характеризующих скорость изменения уклонов, карты дисперсии высот и т.п. Возможности анализа практически бесконечны.
    Необходимо, однако, иметь в виду, что понятие «аналитическая карта» в определенном смысле относительно. Скажем, карта дневных температур, несомненно, аналитическая карта по отношению к карте среднемесячных, а тем более среднегодовых температур. Но и карту среднегодовых температур можно считать аналитической, если поставить ее в ряд с картами давления, осадков, испарения, преобладающих ветров – все они характеризуют лишь отдельные элементы климата. Такова диалектика всякого анализа, который неразрывно связан с синтезом.
    Близки к аналитическим так называемые частные , или отраслевые , карты. Они имеют узкую тематику, подробно показывают какую-либо отдельную отрасль. Чаще всего, говоря об отраслевых картах, имеют в виду социально-экономическую тематику, связанную с отдельными отраслями промышленного или сельскохозяйственного производства. Отраслевыми принято считать карты машиностроения, текстильной, химической, пищевой и других отраслей промышленности или карты свекловодства, хлопководства, овцеводства, птицеводства и т.п.

    Синтетические карты

    Синтетические карты дают целостное пространственное отображение явлений в результате интерпретации наиболее существенных показателей, их соединения и обобщения с учетом связей между ними. Примером могут служить карты климатического районирования, сельскохозяйственной специализации районов, ландшафтные карты, на которых выделяются соответствующие области (районы) по совокупности многих показателей.
    Синтетические карты обычно создают путем интеграции данных, отраженных в сериях аналитических карт. При небольшом числе синтезируемых показателей это можно делать вручную, но в более сложных случаях необходимо использовать методы математического моделирования.
    Отметим, что синтетические карты всегда имеют довольно подробные, порой даже громоздкие легенды. В пояснениях к интегральной оценке стараются отразить многие исходные параметры.
    Методы создания синтетических карт особенно усовершенствовались с внедрением геоинформационных систем, оперирующих одновременно десятками слоев информации. ГИС включают специальные процедуры для синтеза данных. В частности, это дало импульс широкому развитию синтетического эколого-географического картографирования условий жизни населения на основе учета комплекса природных, экономических и социальных параметров. Возможно даже совмещение на одной карте нескольких синтетических показателей.

    Иногда на одной и той же карте синтетическое изображение сочетается с некоторыми аналитическими показателями. Например, на экономических картах сельскохозяйственное районирование дается в синтетическом обобщении, а отрасли промышленности представлены аналитически. Это так называемые аналитико-синтетические карты.
    Необходимо иметь в виду, что есть разные ступени синтеза. Геоморфологическая карта является синтетической по отношению к картам углов наклона и расчленения рельефа, но в то же время она может рассматриваться как аналитическая по отношению к карте природного районирования территории. Тут она стоит в ряду таких карт, как гидрологическая, почвенная, геоботаническая и др. То, что на одной ступени выступает как синтетическое изображение, на следующем, более высоком уровне становится «элементом» более сложной системы – так в картографировании проявляется диалектика процессов анализа-синтеза. Следует добавить к этому, что степень синтеза всегда возрастает с уменьшением масштаба карты, с переходом от показа отдельных объектов к изображению собирательных понятий. Иначе говоря, уровень синтеза находится в определенной зависимости от степени генерализации картографического изображения

    Комплексные карты

    Комплексные карты совмещают изображение нескольких элементов близкой тематики, набор характеристик (показателей) одного явления. Например, на одной карте можно дать изобары и векторы преобладающих ветров, имея в виду, что ветры непосредственно связаны с полем атмосферного давления. На карте сельского хозяйства можно одновременно показать распаханность территории и урожайность пшеницы, на гидрологической карте – внутригодовое распределение стока в речном бассейне, водоносность рек и потенциальные энергоресурсы. На рис. 3.3 приведена комплексная карта, на которой изображение внутри годового распределения речного стока и водоносности рек совмещено с характеристикой потенциальных ресурсов гидроэнергии.

    Каждая характеристика дается в своей системе показателей, но показ на одной карте двух, трех и более тем позволяет читателю рассматривать их в комплексе, визуально сопоставлять между собой, устанавливать закономерности размещения одного показателя относительно другого. В этом – главное достоинство комплексных карт.
    Однако возникают и сложности. Дело в том, что на одной карте трудно совместить изображение нескольких явлений так, чтобы они хорошо читались. Известно, например, что можно совместить две системы изолиний (одна дается с послойной окраской, а другая – яркими цветными линиями), но три системы изолиний уже не читаются. Аналогично можно дать на карте две картограммы (одну – цветовой шкалой, а другую – штриховкой), дополнить карту значками, линиями движения, изображением ареалов и т.п., но при пяти-шести слоях комплексная карта становится перегруженной и теряет читаемость.
    Хорошо известными примерами комплексных карт могут служить топографические карты, на которых совместно представлены рельеф, гидрография, растительность, почвы и грунты, населенные пункты, социально-экономические объекты, дорожная сеть, линии связи, административные границы – т.е. весь комплекс объектов, характеризующих местность.
    Другой, не менее яркий пример – метеорологические карты, где на фоне изобар и линий атмосферных фронтов показаны метеоэлементы: температуры воздуха и почвы, влажность воздуха, направление и скорость ветра, количество и вид осадков, облачность и др. – в совокупности они отражают погодные условия.
    Тематические карты, отображающие несколько природных или социально-экономических элементов, относятся к типу комплексных карт. Например, синоптические карты, характеризующие в данное время погоду на определенной территории. Каждый элемент на этих картах (температура, давление, ветры и др.) характеризуются своей системой показателей, но все они сопоставляются между собой, рассматриваются комплексно, обычно с выявлением закономерностей размещения одного показателя относительно другого. Содержанием комплексных карт могут быть: одни природные явления (давление, ветры); несколько социально-экономических явлений (промышленность, сельское хозяйство, транспорт); группа явлений, характеризующих природную среду, население и хозяйство (например, карты агропромышленных комплексов, отображающие взаимосвязи размещения промышленности и сельского хозяйства с природными ресурсами и сырьевыми базами). На комплексных картах часто одновременно применяют аналитические и синтетические приемы. Например, на экономических картах для отображения промышленности употребляют аналитические, а для сельского хозяйства – синтетические показатели. Топографические карты, отображающие различные элементы местности, также относятся к типу комплексных карт.
    Среди тематических карт выделяются карты
    динамики и взаимосвязей , а также карты функциональных типов . К последним относятся инвентаризационные , оценочные , индикационные , прогнозные и рекомендательные карты.
    Карты динамики передают движение, развитие определенного явления или процесса во времени или его перемещение в пространстве (перемещение водных масс, атмосферных вихрей, рост городов).

    Карты взаимосвязей отображают характер и степень пространственных связей нескольких явлений (атмосферного давления и ветров, внесения удобрений и урожайность сельскохозяйственных культур). В основном это межотраслевые карты, отображающие связи между явлениями и процессами природы, населения и хозяйства.
    Инвентаризационные карты – обычно это аналитические карты, отображающие (регистрирующие) наличие, расположение и состояние объектов и явлений (природных и трудовых ресурсов, объектов экономики: карты размещения полезных ископаемых, лесов, сельхозугодий, удоспособного населения, объектов промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.).
    Оценочные карты – карты, дающие оценку определенных явлений (объектов) для решения конкретных задач (например, карты оценки природных условий территории для сельскохозяйственного производства или для строительства дорог и т.п.). Это прикладные карты, составляемые на основе инвентаризационных карт, чаще всего отражающих взаимодействие человека и природы.
    Индикационные карты – отражают предсказания и выявления неизвестных явлений на основе других, хорошо известных. Например, индикационные карты растительности используются для выявления тектонических разломов, отдельные виды растений являются индикаторами для ряда полезных ископаемых, некоторые ареалы животных указывают на места распространения определенных болезней людей.
    Прогнозные карты отображают неизвестные в настоящее время или недоступные для непосредственного наблюдения явления и процессы, происходящие как во времени (например, динамика численности населения в будущем, изменения в структуре промышленного производства и др.), так и в пространстве (например, размещение месторождений полезных ископаемых, строение недр Земли и др.). По степени достоверности (вероятности) прогноза карты могут быть: предварительного прогноза (схематичные мелкомасштабные карты), вероятного прогноза (наиболее детальные, чем карты предварительного прогноза, обычно это крупномасштабные карты), весьма вероятного прогноза (наиболее детальные, обычно крупномасштабные карты) и карты перспективного расчета (еще более точные карты, составленные по точным данным).
    Рекомендательные карты обычно составляются на основе оценочных и прогнозных карт и содержат конкретные предложения (рекомендации), которые необходимо провести в данной ситуации (на определенной территории) для достижения какой-то цели (по рациональному использованию земель, охране и улучшению окружающей среды и т.д.)

    Особенности школьных карт

    По сравнению с другими картами школьные карты имеют ряд особенностей:
    согласованность их с соответствующей программой и учебниками , освобождение от излишних деталей. Чем младше учащиеся, тем меньше нагрузка карт для них. Чрезмерная детальность и нагрузка школьных карт может затруднить обозрение изучаемой территории, выявление нужных для изучения объектов. Это, однако, не означает, что на школьную карту наносится только то, что упоминается в учебнике. В этом случае карта не будет правдоподобно отражать действительность. Поэтому даже на картах для младших классов дается некоторая дополнительная нагрузка из объектов, не упоминающихся в учебнике
    обзорность, обеспечивающаяся не только мелким масштабом, но и большой генерализацией, а также использованием особых графических приемов и, прежде всего, укрупнением условных знаков (особенно на стенных картах), созданием многопланового изображения, когда на первый план выдвигается то, что учащиеся должны знать в первую очередь;
    повышенная наглядность , позволяющая учащимся легко ассоциировать данные на карте обозначения с соответствующими объектами в натуре. Наглядность на картах достигается разными приемами – применением фоновых и штриховых расцветок ассоциирующихся с природными (голубой фон озер, синие реки, зеленые леса и т. п.), размещением на полях карты художественных изображений объектов и местности в целом, изображенной на карте, применением многоплановости картографического изображения и др.;
    применение довольно ограниченного числа картографических проекций ;
    масштаб на картах, предназначенных для изучения начального курса географии в младших классах обычно приводится именованный и линейный. Для старших классов на картах помещается и численный масштаб;
    ориентировка рамок школьных карт относительно линий картографической сетки выбирается такой, при которой средний меридиан проходит посередине карты. При этом сохраняется направление север-юг в середине карты в привычном для учащихся положении (север – вверху, юг – внизу).



    Заключение

    Школьные географические атласы – главные пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся в классе и дома. Основная педагогическая цель в работе со школьными атласами - не передавать ученикам знания, а научить их самостоятельно добывать информацию. Как картографические произведения они обладают теми же свойствами, что и все атласы. Однако им присущи свойства, которые вытекают из специфики их назначения.
    В настоящее время растет число школьных атласов, издаваемых как государственными учреждениями, так и частными фирмами. Поэтому выбор того или иного атласа в качестве основного, обязательного пособия должен основываться на тщательном анализе всех существующих произведений этого рода. Анализ школьных атласов проводится учителем по той же схеме, что и любого атласа. Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных атласов и умеющий их анализировать, сможет более грамотно организовать работу с ними, научить учащихся более полно использовать их в качестве источника географических знаний.
    Отдельные школьные атласы, помимо карт, включают специальные методические вводные разделы, рассматривающие особенности карт атласа и указания по работе с ними, справочные сведения о важнейших объектах земной поверхности (реках, озерах, островах, самых высоких горных вершинах и т. д.). Кроме того в атласах для старших классов справочные сведения помещены и на самих страницах атласа. Это различного рода диаграммы, таблицы, карты-врезки. Лучшие издания школьных атласов содержат космические снимки участков земной поверхности и общего вида Земли из космоса.

    Карта - наиболее используемый картографическое произведение в школьной программе по географии. Она является наиболее универсальным произведением. По карте можно решать различные творческие задачи. Применение карт в школьной географии преследует три основные цели (задачи), которые достигаются в процессе изучения карты и работы с ней:
    а) понимать карту - это значит усвоить основные свойства карты, особенности различных видов карт, их условные обозначения, приемы применения;
    б) читать карту - значит уметь выяснить географическую действительность с ее картографическим изображением, то есть по условным обозначениям обнаружить взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности. Характер чтения может быть различным и зависит от назначения и возможностей карты: от обычной справки (что? где? сколько?) до полного понимания взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений (почему? по каким причинам? как?);
    в) знать карту - воспроизведение в памяти картографической информации, по памяти представлять взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, которые изучаются в школьном курсе географии.
    Картографическая информация способствует упорядочению географических знаний, при этом эти знания имеют хорологическую и пространственную привязку.
    Выше упомянутые цели по своему значению неравноценны, но взаимосвязаны. В школьной географии упор следует делать именно на чтении карты, которое должно строиться на понимании и знании карты.

    Работа с картой или другими картографическими произведениями является интересной для школьников, потому что включает зрительную функцию памяти (нервный зрительный канал вчетверо мощнее, чем слуховой). Кроме того, детям всегда нравились путешествия и экскурсии. Это следует использовать для ”передачи“ учащимся знаний. Научить учащихся картографическим словесным методам невозможно, поэтому для учеников следует подбирать соответствующие картографические произведения, а не карты в целом.

    Список литературы

      Виноградов Н. В. Карты и атласы / Под ред. проф. М. С. Боднарского и инж. М. П. Мурашова. - М.; Л.: 1941. - 192 с., ил., карт.

      Сваткова Т. Г. Атласная картография. Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 208 с.

      Кусов В. С. Памятники отечественной картографии. - М.: 2003. - 146 с.

    Классификация географических атласов строится соответственно классификации географических карт. Атласы отличаются друг от друга по охвату территории, способу использования, тематике, назначению, времени и месту создания и другим признакам.

    По территории , отображаемой на картах, различают атласы планет, мира, континентов и частей света, океанов, государств, групп государств, отдельных районов государств – областей, провинций, городов и т. д. Отнесение конкретного атласа к определенной группе атласов по территории еще не в полной мере определяет его территориальный охват. Например, Атлас мира может содержать как карты мира, так и карты отдельных государств и их частей, атласы отдельных государств могут включать отдельные карты мира определенного содержания, карты регионального характера и т. д.

    По способу пользования различают настольные (большие), атласы книжного формата (средние), карманные (малые) и миниатюрные атласы. В настоящее время, наряду с традиционными бумажными, внедряются компьютерные атласы, атласы на компакт-дисках и атласы помещенные в телекоммуникационных сетях (виртуальные атласы).

    По тематике (содержанию) выделяют две большие группы атласов – общегеографические и тематические. Нередко общегеографические атласы пополняются небольшим количеством тематических карт, что в целом не изменяет типа атласа (например, Атлас мира. М., 1954, 1967,1999; Атлас офицера. М., 1947,1974,1984), или в тематические атласы включают определенное число общегеографических карт (например, Географический атлас: для учителей средней школы. М., 1960,1985; Атлас географический справочный. СССР. Мир. М., 1986).

    Общегеографические атласы – набор общегеографических карт, которые различаются между собой охватом территории, масштабом и их детальностью. Содержания карт общегеографического атласа однотипно. Для карт атласа применяется единая математическая основа: ограниченное число проекций с определенным характером искажений в зависимости от охвата и размещения изображаемой территории; использование ограниченного числа масштабов, в большинстве случаев кратных по своему значению, проведение меридианов и параллелей через определенное число градусов на всех картах и т. д. Все подчиняется обязательности сравнения, сопоставления и совместного использования карт. При одинаковом назначении карты атласа отличаются от стенных общегеографических карт значительно большим объемом сведений. Отличительной особенностью общегеографических атласов служит единая система условных обозначений для всех карт атласа. В основе размещения карт в атласе лежит размещение от общего к частному (карты мира – карты материков или частей света – карты государств и их частей). Используются единые нормы генерализации (например, изображаются все реки длинной более 1 см в масштабе карты).


    Тематические атласы наиболее разнообразны по содержанию. Они делятся на следующие группы: физико-географические, социально-экономические, эколого-географические, исторические и атласы общего комплексного содержания.

    Физико-географические атласы посвящаются природным явлениям, включают карты геологические, геофизические, климатические, океанологические, гидрографические, почвенные, геоботанические, зоогеографические, медико-географические. Они подразделяются в зависимости от полноты отображения природных явлений на отраслевые, комплексные отраслевые и комплексные. Физико-географические отраслевые атласы характеризуют какой-либо один компонент природы (например, Атлас лесов. М., 1973); физико-географические комплексно-отраслевые атласы посвящаются ряду элементов какого-либо природного явления (например, Климатический атлас СССР. М., 1960 характеризует отдельные метеорологические элементы); физико-географический комплексный атлас отображает природу в целом или ряд взаимосвязанных явлений (например, Физико-географический атлас мира. М., 1964).

    Социально-экономические атласы характеризуют общественно-экономические явления и включают карты населения, промышленности, сельского и лесного хозяйства, культуры, политико-административного деления и др. Они подразделяются на отраслевые (например, Атлас автомобильных дорог СССР. М., 1979), комплексно-отраслевые (например, Атлас сельского хозяйства СССР. М., 1962) и комплексные (например, Атлас развития хозяйства и культуры СССР. М., 1967).

    Атласы эколого-географическиесодержат карты факторов воздействия на среду и отдельные ее компоненты, последствий воздействия и загрязнения среды, экологических ситуаций, условий жизни населения, экологической безопасности.

    Атласы исторические: древнего мира, средних веков, новейшей истории, военно-исторические.

    Общие комплексные атласы дают всестороннюю характеристику территории – природы, населения, экономики, культуры и др. (например, Большой советский атлас мира. М., 1937; комплексные региональные атласы отдельных стран, республик, краев, областей).

    Для карт тематических атласов, как и для общегеографических, характерна единая математическая основа. Однако масштабный ряд карт тематических атласов несколько шире, так как объем отображаемой информации на картах может сильно варьировать, в то время как содержание общегеографических карт идентично, и на выбор их масштаба влияет главным образом величина территории и формат атласа. Главное отличие тематических атласов состоит в том, что они включают большее разнообразие карт как по содержанию, так и по полноте характеристики изображаемых явлений, часто взаимосвязанных между собой. Отсюда вытекает, что путем сравнения карт тематического атласа можно выявить взаимосвязи между явлениями единого природного комплекса, между явлениями социально-экономического характера и, наконец, между природными и социально-экономическими явлениями. Важной отличительной чертой является и то, что каждая карта тематического атласа имеет свою легенду, без которой чтение ее затрудняется или практически невозможно. Условные знаки общегеографических карт имеют унифицированный характер.

    Карты и разделы карт в комплексных тематических атласах размещаются в определенной общепринятой последовательности: геологические, карты рельефа, климата, вод, почв, растительности, животного мира, ландшафтов и физико-географического районирования. Затем следуют социально-экономические карты (население, промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, образование и наука, культура и др.)

    Показателем полноты отображения того или иного раздела является количество страниц и количество карт, характеризующих данную тематику. Карта в атласе может занимать одну или две страницы (на развороте),или даже на одной странице может размещаться несколько карт. Это позволяет на картах более крупного масштаба детально отобразить картографируемое явление (например, почвы или растительность), а для показа отдельных характеристик явлений (например, температуры, поверхностного стока) достаточно карты более мелкого масштаба.

    Все комплексные тематические атласы содержат аналитические карты – явление характеризуется одним показателем (например, осадки); комплексные карты, показывающие несколько взаимосвязанных явлений или элементов (например, отображение климата показано на одной карте температур, осадков, ветра и др.), и синтетические карты, где явление характеризуется на основе логического соединения различных показателей (например, климатическое районирование, специализация сельскохозяйственного производства, оценочные карты и т. п.).

    Комплексный атлас представляет собой модель географической системы (геосистемы), в котором информация представлена в систематизированном и единообразном виде. Поэтому комплексный атлас можно рассматривать как геоинформационную систему, прообраз современной компьютерной ГИС.

    По назначению атласы бывают справочные, научно-справочные, учебные, популярные, дорожные, военные, туристские и т. п. Для некоторых атласов назначение входит в его название (например, «Географический атлас для 7 класса»). Назначение многих атласов содержится в выходных данных, где, кроме места и года издания, дается назначение атласа (например, в Атласе географическом справочном (М., 1987) в предисловии читаем: «Атлас предназначен для руководящих работников, пропагандистов, а также для широкого круга читателей»).

    Справочные атласы – это преимущественно общегеографические и политико-административные атласы, максимально подробно изоброажающие общегеографические элементы: рельеф, гидрографию, населенные пункты, дорожную сеть, границы. Обычно они имеют большие указатели географических названий (иногда в виде отдельной книги). Примером этого типа атласа является двухтомный Атлас мира, вышедший 3-м изданием в 1999г. на русском и английском языках.

    Атласы научно-справочные – капитальные, часто многотомные атласы, дающие наиболее полную научно-системную характеристику территории. Эти атласы отображают степень географической изученности Земли и отдельных ее частей. Они предназначены главным образом для научных сотрудников, руководящих работников и т. п. К ним относятся: трехтомный атлас океанов (М., 1974, 1977, 1980), Физико-географический атлас мира (М., 1964), Атлас снежно-ледовых ресурсов мира (М., 1997), двухтомный атлас «Природа и ресурсы мира» (М., 1999)

    Учебные атласы предназначены для средней и высшей школы. Содержание их определяется соответствующими учебными программами.

    Особую группу составляют популярные атласы, ориентированные на широких круг читателей (школьников, краеведов, туристов, охотников, рыболовов). В этих атласах, помимо карт природы и экономики, значительное место занимают карты туристских маршрутов, достопримечательных мест и памятников и др.

    Туристские и дорожные атласы включают карты туристских маршрутов, дорожной сети и ее инфраструктуры. Они предназначены в основном для туристов и автолюбителей.

    Выделяется группа военных и военно-историческихатласов, предназначенных для военных специалистов. Они содержат карты по природе и экономике стран мира, по военной географии и истории и др.

    География играет огромную роль как в образовательном процессе так и в жизни человека. Ну а в изучении данной науки большую роль играют карты и атласы, и данная статья поможет более расширенно это рассмотреть.

    География – является очень древней наукой. Истоки этой науки ведут еще с эллинской эпохи. Так же как и другие дисциплины, география редактировалась испокон веков, преображалась и выстраивалась в интереснейшую науку. В современном мире у школьников изучение географии, помимо банального заучивания терминов, целиком и полностью зависит от того есть ли у ученика географические карты. Школьные карты, как правило, представлены огромными настенными атласами или небольшими удобными, подобные журналам, которые легко умещаются в портфеле у школьников.

    Без них не обходится ни одного урока географии и вплоть до старших классов школьные атласы и карты всегда на вооружении учеников. Самое главное и отличительное достоинство атласа заключается в том, что весь мир помещается на 15 страницах, которые часто ярко проиллюстрированы с обильным количеством картинок или фотографий изучаемой местности или страны. Школьные карты по географии довольно просты в использовании. Как правило, школьный атлас состоит из страниц с: тематическими картами, иллюстрациями, заданиями для выполнения учениками и условными обозначениями.

    Ученики очень легко разбираются и без особых затруднений выполняют задания учителей. Задания представляют собой всем знакомую раскраску, только вместо картинки карта, и определенные требования для ее закрашивания. Либо на чистую карту наносятся условные обозначения для определения тех или иных параметров местности, а так же это все может объединиться в одном задании. Атласы в школе бывают нескольких типов.

    Атлас общегеографический – представляет собой карты всего мира материков и океанов. Атлас физико-географический – помогает узнать устройство строения земной коры. Атлас климатический – показывает движения воздушных масс, устройство климатических поясов и строения климата тех или иных материков и океанов. Атлас политический – с их помощью изучают страны и административные деления. Атлас эколого-географический – показывает воздействия человека на окружающую среду и последствия загрязнения. Атлас исторический – отражает этапы истории в жизни стран и планеты в целом.

    Так же существуют справочные атласы – это в основном общегеографические и социально-политические атласы, которые как можно подробно передают информацию данные элементы. Данные атласы особо точны в отношении номенклатуры. Родителям учеников полезно знать, что популярные школьные атласы предназначены и направлены на детей любого возраста и успеваемости. Более того они адресованы не только школьникам, но и туристам, краеведам, охотникам и рыболовам. К данным типам атласов относятся школьно-краеведческие атласы, предназначенные для учеников изучающих родной край, область или страну.

    Как правило, у детей при изучении курса географии в общеобразовательной школе случаются затруднения. Проблемы с усвоением школьной программы, в том числе географии, связано с рядом разных факторов, к примеру: нарушения памяти, детский инфантилизм, расстройство двигательных рефлексов и различными ситуациями психотравмирующего воздействия. Точное и четкое отношение к ребенку, его проблемам и неудачам в учебе поможет произвести нужное впечатление и предаст силы к освоению географии и наконец, пробудит в нем силу к ее изучению. Для лучшего усвоения географии родители очень часто заполняют атласы вместе с детьми, а для того чтобы этот процесс был более веселым и запоминающимся, используют разноцветные карандаши, фломастеры или ручки.

    Так же необходимо проводить географическую разминку, направленную на понимание показанного на карте пространства. Ребенка во время заполнения атласа спрашивают, где Америка, где Евразия, где Антарктида, где тихий или атлантический океан, затем дают задание не просто их показать, а обвести для большей запоминаемости. Данное упражнение зависит от проходимого материала и возраста школьника, так же и его сложность. Одна из проблем касающихся множества учеников это проблема запоминания тех или иных объектов или, к примеру, названия стран и их столиц. В данном случае некоторые родители применяют в запоминании ассоциацию с объектом изучения.

    К примеру, на карте показывается страна, но ребенок не помнит ее название или название столицы, тогда родители прибегают к помощи ассоциации. Допустим, вы на карте указали на Канаду, а ребенок затрудняется с ответом, тогда ему называется прямая ассоциация: кленовый лист, родина хоккея. Такими довольно не замысловатыми и легкими приемами можно посодействовать лучшему усвоению географии ребенком, более подробно углубить его знания и расширить кругозор. Ведь любой предмет, каким бы он не был трудным и местами отвратительным, при нужном отношении и правильном подходе станет для ребенка любимым, тем самым увеличив желание рвение и, конечно же, отметки в дневнике.

    Роль школьных карт и атласов велика и неоспорима в изучении географии ребенком. Они способствуют лучшему усвоению, порой трудного и не интересного материала, делая в тот же момент его абсолютно противоположным.

    Школьный атлас. Глава третья.

    Общая характеристика позвоночных.

    К позвоночным, или черепным, относятся хордовые, которые имеют черепную коробку, предохраняющую головной мозг; последний является разрастанием переднего конца нервной трубки. Кроме того, как следует из их названия, они имеют внутренний скелет вдоль всего тела, образованный позвонками, которые выполняют защитную и опорную функцию. Эта группа заселила все типы сред обитания, начиная от пресных вод и заканчивая земной поверхностью, и даже покорила воздушную среду. По сути, столь полно освоить наземную среду удалось только им, насекомым и легочным моллюскам. Разумеется, завоевание таких разных сред обитания должно было привести к возникновению огромного многообразия форм и размеров этих животных, что в действительности и произошло. И, тем не менее, в этом многообразии ясно прослеживается заметное единство плана организации, который и будет подробно рассмотрен далее.

    Покровы. В основном позвоночные покрыты кожей, состоящей из двух слоев: эпидермиса и дермы (кутиса), которая содержит мускулатуру, нервные окончания и др. Кожа может иметь и защитные структуры, например чешую или другие образования. Чешуя. Может быть дермального происхождения, как у рыб, или эпидермального, как у змей. Другие образования кожи. К ним относятся производные эпидермиса, состоящие, как правило, из рогового вещества: когти, ногти, рога полорогих, разнообразные выросты, роговые панцири, некоторые типы зубов, волосы, перья и т.д. Покровы могут также иметь кожные железы.

    Скелет. Является внутренним и состоит из следующих отделов:

    а) Осевой скелет. Ось черепа образована мозговым черепом и позвоночным столбом, который возникает путем полного или частичного замещения хорды. Каждый позвонок (рис. 10) служит защитой для спинного мозга и аорты.

    пояснение крисунку 10. Строение хвостового позвонка. позвонок имеет невральные дуги и поперечные отростки, которые защищают спинной мозг. Кроме того, на позвонке находятся гемаьные дуги и гемальный отросток, которые предохраняют аорту. Строение позвонков может отличаться некоторыми деталями в разных группах позвоночных.

    Между соседними позвонками находится упругий хрящевой диск, который обеспечивает относительно подвижное сочленение позвонков (рис. 11).


    б) Висцеральный скелет. Составляет основу межщелевых глоточных перегородок и может сильноварьировать от одной группы позвоночных к другой. Из опоры для жаберных щелей, как, например, у бесчелюстных, он может превращаться в челюстной аппарат у рыб и в конце концов редуцируется до цепочки слуховых косточек в среднем ухе четвероногих.

    в) Скелет конечностей. Состоит из плечевого и тазового поясов, к которым прикрепляются соответственно передние

    и задние конечности. В обоих случаях скелет конечностей состоит из двух частей: скелета свободной конечности и собственно пояса, который обычно крепится к осевому скелету и у четвероногих образован тремя костями (рис. 12).

    Конечности могут претерпевать множество функциональных изменений, связанных с образом жизни животного; принято выделять два типа (рис. 13): плавник и в общем случае пятипалую конечность.


    Нервная система. Состоит из нервной трубки, которая образует головной и спинной мозг. От головного мозга отходят 10—12 пар нервов, которые называют краниальными. От спинного мозга на уровне каждого позвонка отходит пара нервов, каждый из которых имеет две ветви: чувствительную на спинной стороне и двигательную на брюшной. Кроме того, у позвоночных существует автономная, так называемая вегетативная нервная система, которая подразделяется на симпатическую и парасимпатическую и иннервирует внутренние органы.

    Органы чувств делятся на низшие, обеспечивающие тактильную, вкусовую и обонятельную чувствительность (обычно они образованы нервными окончаниями, которые подходят к эпидермису) высшие (органы зрения, слуха). И те и другие имеют сложную структуру, которая все более усложняется по мере эволюционного развития позвоночных. Обладание сложноустроенными парными глазами являет общим и исключительным признаком всех групп позвоночных животных.

    Кровеносная система.

    Кровеносная система позвоночных всегда замкнутого типа. Может образовывать один или два круга кровообращения (рис. 14).

    а) Схема кровеносной системы с одним кругом крвообращения


    б) схема кровеносной системы с двумя кругами крвообращения

    Дыхательным пигментом является гемоглобин красного цвета. Он не растворен в плазме, как пигменты крови, а находится в красных кровяных клетках, или эритроцитах. Сердце представляет собой видоизмененный кровеносный сосуд, который у более примитивных позвоночных имеет только две камеры: одно предсердие и один желудочек. У более высокоразвитых позвоночных сердце с двумя предсердиями и двумя желудочками, но есть и группы с промежуточным состоянием развития сердца, у которых имеется два предсердия и один желудочек.

    Дыхательная система. У рыб и рыбообразных форм дыхание типично жаберное; у наземных позвоночных появляются легкие. И хотя встречаются группы позвоночных, которые дышат с помощью кожи, трахейного дыхания у них не бывает.

    Выделительная система.

    Претерпела эволюцию, в результате которой появились три различных выделительных аппарата, последовательно сменяющих друг друга в филогенезе и эмбриогенезе.

    а)Пронефрос (головная почка). Временный эмбриональный орган.

    б)Мезонефрос (туловищная почка). Функционирует у низших позвоночных, у высших является временным органом.

    в)Метанефрос (тазовая почка). Развивается у высших позвоночных. Представлена парными почками, каждая из которых является конгломератом
    многочисленных субъединиц—нефронов. От этих почек
    отходят мочеточники, которые могут впадать в мочевой пузырь или открываться наружу — непосредственно или через клоаку (рис. 16).


    Рисунок 16. Мочевыделительный аппарат высшего позвоночного. почка состоит из многочисленных субъединиц-нефронов.

    Половая система. Может быть раздельно- или обоеполой. При изучении эмбрионального развития половой системы бросается в глаза ее тесная связь с выделительным аппаратом; по этой причине их часто рассматривают вместе как единую мочеполовую систему. Обычно самцы имеют два семенника, а самки — два яичника, однако возможны и другие варианты. Оплодотворение может быть наружным (у низших позвоночных), или благодаря копулятивным органам оплодотворение происходит внутренним путем.

    В ходе развития яйцеклетки у некоторых высших позвоночных образуются так называемые зародышевые оболочки (рис. 15): хорион, амнион и аллантоис.

    Рисунок 15. Зародышевые оболочки, которые могут иметься у позвоночных.

    Первая из них, хорион, выполняет защитную функцию. Вторая, амнион, ограничивает амниотическую полость, в которой содержится амниотическая жидкость, омывающая зародыш; эта жидкость играет роль амортизатора при возможных сотрясениях. Третья, аллантоис, выполняет функцию временного дыхательного органа и накопителя продуктов метаболизма эмбриона.

    У позвоночных встречается три типа размножения: Яйцерождение. Животное откладывает икру или яйца, последние могут содержать три зародышевые оболочки и, кроме того, желточный мешок с запасом питательных 1 веществ.

    Живорождение. Эмбрион развивается внутри материнского организма. В этом случае яйцеклетка не содержит желтка, поскольку зародыш питается за счет матери.

    Яйцеживорождение. Настоящие яйца развиваются внутри организма матери вплоть до момента вылупления. Зародыш использует запас питательных веществ самого яйца.