• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    МОУ СОШ №17 Дружбина И.М.

    День птиц.

    Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые. Сегодня мы проводим праздник - День птиц, который ежегодно в апреле отмечается в нашей стране, начиная с 1923 года.

    Слайд 2. Птицы дороги нам, как часть чудесной нашей природы. Их мелодичные, весёлые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость и доброту.

    Слайд 3. Для птиц готовятся и развешиваются искусственные гнезда, скворечники, кормушки.

    Полюбуйся, весна наступает!

    Журавли караваном летят.

    В ярком золоте день утопает.

    И ручьи по оврагам шумят.

    Слайд 4. Птицы не только украшают нашу жизнь. Они наши помощники в борьбе за высокие урожаи, снижают численность вредных насекомых. Когда у птиц появляются птенцы, им необходимо много корма. Так, например, дятлы прилетают к гнезду с кормом через каждые 2-4 минуты. Самка обычно кормит птенцов чаще, чем самец. За день обе взрослые птицы приносят к гнезду корм до 300 раз.

    Слайд 5. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Скворец может только на завтрак съесть 60 штук саранчи.

    Слайд 6. О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи - наши злейшие враги, переносчики различных болезней. Огромное количество вредных насекомых уничтожают за один год все птицы, обитающие в нашей стране.

    Слайд 7. Природа миллионы лет создавала птиц. Но вот уже более 200 видов исчезло с лица земли. Чтобы такого не происходило, нужно беречь и охранять птиц, привлекать в наши сады и огороды.

    В Красную книгу Ставропольского края занесены птицы, которые стали редкими и исчезающими. Вот некоторые из них.

    Слайды 8-12 . Охрана птиц, забота о них считается одной из самых важных проблем нашего государства.

    Слайд 13. Ведущий: Ребята, какие птицы прилетают в наши края, вы должны угадать.

    1. Прилетает к нам с теплом,

    Путь проделав длинный,

    Лепит домик под окном

    Из травы и глины. (ласточка)

    2. Гнездо своё он в поле вьёт,

    Где растут растения.

    Его и песни и полёт

    Вошли в стихотворение.(жаворонок)

    3. Прилетел к нам наконец

    Лучший наш певец.

    Дни и ночи напролёт

    Он поёт, поёт, поёт. (соловей)

    4. Всех перелётных птиц черней,

    Чистит пашню от червей.

    Взад-вперед по пашне вскачь,

    А зовётся птица.. (грач)

    5. Я выступаю перед вами,

    Как молодой весны гонец.

    Я рад увидеться с друзьями

    А зовут меня …. скворец.

    Ребята, а какие загадки о птицах вы знаете?

    Песня1. Звонко капают капели….

    1. Пусть прилетят, чтоб торопливо

    С утра до ночи хлопотать.

    Я двум скворцам приют счастливый

    Хочу до осени создать.

    2. Быть может, на чужбине снился

    Мой домик средь ветвей густых.

    Пусть доброе гостеприимство

    В краю знакомом встретит их.

    3. Нам в хозяйстве помогает и

    И охотно заселяет

    Деревянный свой дворец

    Тёмно-бронзовый скворец.

    4. Мы вставали ночью даже

    Из окна смотрели в сад.

    Ну когда же, ну когда же,

    Наши гости прилетят!

    5. А сегодня поглядели,

    На ольхе сидит скворец.

    Все: Прилетели, прилетели,

    Прилетели, наконец!

    На сцену выходят скворец, грач, синичка, голубь, снегирь, дятел

    Скворец к синичке:

    Здравствуй, птичка-невеличка,

    Здравствуй, добрая синичка.

    Грач: Здравствуй, дятел, наш приятель.

    Здравствуй, голубь и снегирь!

    Дятел: Расскажите, птицы,

    Где вы побывали.

    Расскажите, птицы,

    Что вы повидали?

    Скворец

    В жарких странах жаркое лето.

    Ни зимы, ни снега там нету.

    Грач: Бродят там слоны великаны

    Целый день кричат обезьяны.

    Там растут деревья лианы.

    Там растут на пальмах бананы.

    Голубь: Хорошо ли жили

    Вдалеке от дома?

    С кем вы там дружили

    В странах незнакомых?

    Скворец: Мы скучали по деревне

    По звенящему ручью

    По скворечне, по деревьям,

    По соседу воробью.

    Вед: Мы очень рады вам, друзья,

    Будьте с нами вы всегда!

    6. Пускай всегда такой обычай

    В моей останется стране.

    Встречать любовью птичьи стаи

    Всем сердцем радуясь весне!

    Песня

    Вед: - Как называется наука, изучающая жизнь птиц? (Орнитология)

    Слайд 14.

    Вам, наверное, интересно узнать, как путешествуют птицы.

    Большинство птиц путешествуют стаями, многочисленными или не очень, плотными или "рыхлыми". Скворцы, мелкие кулики и некоторые птицы из семейства воробьиных летают скученными стаями.

    Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки,сороки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят журавли, лебеди и другие крупные птицы.

    Слайд 15.

    Скорость полета большинства птиц - 50-100 км/ч. Но они не летят непрерывно - часто останавливаются, чтобы отдохнуть и покормиться. Пролетев более или менее значительный отрезок пути, отдыхают обычно несколько суток, затем новый перелет и опять передышка. Правда, над морями, горами, пустынями приходится лететь без остановок и две, и три тысячи километров. А в среднем получается, что за сутки мелкие птички продвигаются на 50-60 километров, а например, утки, на 100.

    Слайд 16.

    А сейчас угадайте, какое гнездо какой птице принадлежит?

    Слайд 17.

    Посмотрите внимательно на знаки.

    Какие правила Друзей Природы вы можете составить, используя эти знаки?

    Слайд 18.

    А сейчас викторина о птицах.

    Слайд 19.

    А сейчас давайте все вместе прочитаем стихотворение.

    Вместе мы одна семья:

    Цветы и деревья, птицы и я.

    Будем мы природу беречь!

    До свидания, до новых встреч!


    Предлагаем вам оригинальный сценарий праздника природы в школе - "День птиц". Викторина о птицах. Данный сценарий написан в форме увлекательной театрализованной викторины о жизни птиц для школьного праздника птиц. Вы можете использовать этот интересный сценарий школьного праздника птиц при проведение и организации школьных мероприятий.

    Сценарий праздника в школе: РУССКИХ ПТИЦ ВОЛШЕБНАЯ СТАЯ

    Викторина с элементами театрализации на школьный праздник птиц

    Внимание! авторский контент! запрещено к перепечатке!!!

    Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас праздник – День птиц.

    Впервые День птиц у нас в стране был проведен в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. Но постепенно об этом празднике забыли, лишь иногда в некоторых школах или на станциях юных натуралистов отмечали птичий праздник. Весной 1998 года детский журнал «Муравейник» предложил возродить День птиц. Теперь этот праздник отмечается 7 апреля.

    А начнем мы наш праздник с такого вопроса: какие птицы обитают в нашей местности?

    (ответы детей)

    Ведущий: Все птицы, которых вы назвали, очень интересны и приносят неоценимую пользу. Их надо оберегать, подкармливать зимой, вешать для них весною домики. Но важно не только правильно сделать птичий домик, но и правильно его повесить. Скворечники, например, вешают в садах, на опушке леса и на окраинах города на высоте не менее 4 метров на толстых деревьях без сучьев внизу, чтобы до них нельзя было добраться без лестницы. Чтобы главные городские враги птиц – кошки – не могли разорить гнездо, укрепляй домик так, чтобы кошка не могла влезть лапой в скворечник.

    Заботясь о птицах, не навреди деревьям. Ни в коем случае нельзя прибивать птичий дом гвоздями, а надо прикреплять проволокой или вешать за прикрепленную сзади планку.

    Какие бы птицы не поселились в ваших домиках, лес скажет вам спасибо.

    Но вот наступила весна. Хотя в марте, зачастую, в наших краях еще лежит снег, но день уже длинный и начинается прилет птиц. Самыми первыми прилетают к нам грачи. Недаром в народной пословице говорится: «Грачи прилетели – на крыльях весну принести».

    Первым делом, прилетев, птицы наводят порядок в своем доме. Ремонтируют старые гнезда или строят новые. А вы знаете, что гнезда бывают самые разные? Например, огромные, построенные из веток и сучьев, у аистов, и связанные из шерсти или волокон конопли, подвешенные к камышу чудо-домики синичек-ремезов. Зимородки и ласточки-береговушки, например, роют в отвесных речных берегах норы до 1 м глубиной, а в конце туннеля и располагается «спаленка» с гнездом. Ласточка-касатка делает под крышей чердака или сарая гнездо в виде чашки из глины и соломинок, скрепляя их своей слюной. А синички и поползни строят гнезда в дуплах деревьев. Многие птицы натаскивают в свое гнездо и шерстинки, чтобы сделать мягкий матрасик для будущих птенцов. Скворцы предпочитают теплые уютные квартирки без сквозняков. Они могут свить гнездо в подходящем дупле, но если в лесу или саду есть скворечник, то они с удовольствием поселятся в нем и будут защищать лес и сад от вредителей.

    Ведь комары да мухи не только людей донимают, но и всех лесных обитателей. Так одна-единственная ласточка за лето до миллиона этой кусачей мелкоты истребляет. Да и стриж, и даже маленькая мухоловка ей не уступает.

    А самая крошечная наша пичужка – королек – за год до 10 миллионов вредных насекомых съедает. Представляете, что осталось бы от леса, если бы не маленькие лесные пташки?

    А сейчас мы проверим ваши знания о птицах.

    У нас две команды. Команды, представьтесь, пожалуйста.

    (Команды представляются.)

    Первый конкурс «Разминка» (на знание имен птиц)

    (за каждый правильный ответ на вопрос команда получает жетон)

    * Название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (Ворон)

    * Добавьте одну букву к названию русской реки, чтобы получилось название птицы. (Иволга)

    * Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

    * Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королек)

    * Какие птицы роют норы для гнезд? (Береговая ласточка, зимородок)

    * Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки)

    * У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

    * Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)

    * Какая птица большую часть пути шагает пешком? (Коростель)

    * У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками? (У водоплавающих)

    * У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)

    * Где синицы вьют гнезда? (В дуплах)

    * Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

    * Любимое лакомство аистов? (Лягушки)

    Второй конкурс: Конкурс пословиц. (на знание пословиц о птицах)

    Ведущий: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

    * Ласточка день начинает … (соловей кончает)

    * Лучше синица в руках … (чем журавль в небе)

    * У каждой птицы … (своя песня)

    * Цыплят по осени … (считают)

    * Слово не воробей …(вылетит - не поймаешь)

    * Рано пташечка запела … (как бы кошечка не съела)

    * Старого воробья … (на мякине не проведешь)

    * Всякий кулик свое … (болото хвалит)

    * Глупа та птица … (которой свое гнездо не мило)

    * Одна ласточка … (весны не делает)

    * … свинье не товарищ (гусь)

    Третий конкурс. "Сороки - тараторки" (конкурс на знание скороговорок)

    Ведущий: А для следующего конкурса я приглашаю по одному участнику от каждой команды. Конкурс называется «Сороки – тараторки». Участники будут соревноваться друг с другом в проговаривании скороговорок.

    * Дятел дуб долбил да не додолбил.

    * У перепела да перепелки пять перепелят.

    * Проворонила ворона вороненка.

    * Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

    * Три сороки – тараторки тараторили на горке.

    * Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

    Четвертый конкурс. "Загадки о птицах"

    Ведущий: Наш следующий конкурс – это загадки о птицах.

    (Ведущий говорит загадку, команды должны отгадать загадку. Та команда, которая первой дала отгадку, получает жетон.)

    Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По дворам шныряет,

    Крохи собирает,

    В полях ночует,

    Коноплю ворует.

    (Воробей)

    Летом за пахарем ходит,

    а под зиму с криком уходит.

    Встали братья на ходули,

    Ищут корма по пути.

    На бегу ли, на ходу ли

    Им с ходулей не сойти.

    (Журавль)

    Не король, а в короне,

    Не гусар, а при шпорах,

    На часы не взглядывает,

    А время знает.

    Каждый год я к вам лечу,

    Зимовать у вас хочу.

    И еще красней зимой

    Ярко-красный галстук мой.

    (Снегирь)

    Спереди – шильце,

    Сзади – вильце,

    Сверху – синее суконце,

    Снизу – белое полотенце.

    (Ласточка)

    Днем спит, ночью летает,

    Прохожих пугает.

    Крылатый, горластый,

    Красные ласты.

    Вертится, стрекочет,

    Весь день хлопочет.

    По-над полем, над болотом,

    Начинаю рано петь.

    И люблю я вертолетом

    В синем воздухе висеть.

    (Жаворонок)

    На два, на три километра

    Поднимаюсь и кружу.

    С высоты огромной этой

    Даже мышь я разгляжу.

    Это старый наш знакомый:

    Он живет на крыше дома –

    Длинноногий, длинноносый,

    Он летает на охоту

    За лягушками к болоту.

    Пятый конкурс на знание фактов из жизни птиц.

    Ведущий: А теперь конкурс «Веришь – не веришь». Я буду зачитывать командам факты из жизни птиц, а они должны ответить, правда, это или нет. Задание понятно?

    * В китайских ресторанчиках можно отведать гнездо птицы саланган, которое она делает из своей слюны. (Да)

    * Первая весенняя птица – скворец. (Нет, грач)

    * Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)

    * У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)

    * Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет, она питается мошками)

    * Синицы, живущие в Германии и Англии, понимают друг друга, но не понимают, что говорят синицы, живущие в Индии и Афганистане. (Да)

    * Оперение птиц, которые живут в клетках становится ярче. (Наоборот)

    * Есть такая водоплавающая птица – поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях. (Да)

    * У австралийских страусов эму яйца высиживает самец. Он же и воспитывает вылупившихся птенчиков. (Да)

    * Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Они не летают)

    * Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)

    * Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)

    * На юге Америки живет птица-хохотун. Она издает звуки, похожие на хохот человека. (Нет такой)

    * Клёсты выводят птенцов зимой. (Да)

    Шестой конкурс на знание чудесных волшебных птиц из былин и сказок.

    Ведущий: Молодцы, ребята! А кто может назвать чудесных, волшебных птиц, о которых говорится в сказках, былинах? (Царевна-Лебедь, Жар-птица, Финист-сокол и др.) А слышали вы когда- нибудь об Алконосте, Стратим-птице, Птице Гамаюн, Птице Сирин?

    Сегодня они сами вам представятся, а кое-что расскажу вам я. Начнем со Стратим-птицы. По-другому ее называют Ногай-птица или Страфил-птица. Сказания утверждают, что она – прародительница всех пернатых. Жила она якобы на море-океане, была так велика и сильна, что от ее крика поднималась буря, а от взмаха крыльев море выходило из берегов и сносило с земли целые города.

    стихи о Стратим-птице:

    От меня пошли все птицы,

    Я – всем русским птицам мать.

    Океан готов взъяриться,

    Лишь крылом начну махать.

    В кружева одеты волны,

    Раскачался океан,

    Ветры буйные довольны –

    Им по нраву ураган.

    Ведущий: Большим почетом в русских песнях и сказках пользовался Сокол. Сказочные герои часто обращались в соколов, например, для того, чтобы мгновенно одолеть огромные расстояния или внезапно ударить по врагу, неожиданно появиться перед красной девицей и т.д.

    стихи о птице Сокол:

    Птица Сокол! Я в почете у народа.

    Не опасна мне любая непогода.

    Я, как молния, пространство одолею,

    В битве честной я врага не пожалею.

    От очей моих укрыться невозможно.

    И веду себя я очень осторожно.

    Всех героев величают не напрасно:

    Сокол храбрый, Сокол млад и Сокол ясный!

    Ведущий: Одним из самых загадочных и обаятельных героев русских сказок недаром зовется Финист-Ясный Сокол. Имя Финист созвучно имени неумирающего Феникса. Есть у древних греков предание о птице Феникс. Состарившись, она взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сама сгорает, чтобы тут же возродиться вновь.

    В этой легенде есть нечто общее со славянским преданием о Жар-птице, воплощении бога Солнца и бога Грозы. Сияние ее оперенья слепит глаза, ее перо может принести владельцу великое счастье. Живет она в тридесятом царстве в райском саду, где стоит терем Царь-девицы. В том же саду растут и молодильные яблоки, дающие человеку вечную молодость.

    стихи о Жар-птице:

    Жар-птица – это пламя и огонь!

    Ослепнуть можно от ее сиянья.

    Ах, сколько было схваток и погонь,

    Как говорят старинные сказанья,

    Чтоб завладеть хотя б ее пером!

    Один герой случайно догадался

    И угостил ее хмельным зерном –

    И он домой с Жар-птицей возвращался.

    Днем, в клетке сидя, птица-Жар поет –

    Из клюва жемчуг скатный рассыпает.

    А ночью, вольный совершив полет,

    Сад райский опереньем освещает.

    Ведущий: Пришла пора познакомить вас с птицей, о которой вы, скорее всего, раньше не слышали. Это Алконост: наполовину женщина, наполовину птица. Яйца она, по преданию, несет на краю моря и не высиживает их, а погружает в морскую глубину, и тогда семь дней стоит безветренная, спокойная погода.

    стихи о птице Алконост:

    Я – райская птица,

    Зовусь Алконостом,

    Со мною сравниться

    Вам, птички, не просто:

    В двойном я обличье –

    Девичьем и птичьем –

    Лицом я девица,

    А тело – от птицы.

    Ведущий: Если Алконост – птица добрая, светлая, то, очень похожая на нее птица Сирин, является посланницей злой силы. В преданиях рассказывается о ее несравненной красоте и губительной власти ее голоса. Слушая птицу Сирин, человек забывал обо всем на свете и умирал, ощущая полное блаженство.

    Конспект праздника для младших школьников «Наши пернатые друзья»

    Автор: Марина Ивановна Чебыкина, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №2» города Соликамска Пермского края
    Данная разработка будет полезна учителям начальной школы, воспитателям ГПД, а также воспитателям дошкольных учреждений. Мероприятие можно использовать для проведения классного часа или внеурочного мероприятия. Праздник воспитывает бережное отношение к птицам в разные времена года.
    Цель: закрепление знаний учащихся о многообразии мира пернатых.
    Задачи:
    1. Формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц.
    2. Развивать речь, внимание, наблюдательность, мышление.
    3.Воспитывать бережное отношение к птицам в разные времена года.
    Оборудование: мультимедийное оборудование, выставка книг Е. Чарушина, В. Бианки, Н. Сладкова, карточки с загадками, коробки из-под сока
    Предварительная подготовка: наблюдение за птицами, оформление выставки с рисунками детей про птиц, разучивание стихов и песен.

    Ход праздника.

    Ведущий:
    Добрый день, милые дети! Я рада приветствовать вас!
    Лесовичок:
    Ой, а вы то кто такие?
    Я – старичок Лесовичок,
    Хозяин лесной!
    Лес охраняю,
    От таких вредителей, как вы,
    Его спасаю!
    Ведущий:
    Да что ты, какие они вредители? Это очень хорошие, умные, вослитанные и любознательные дети! Ведь правда, ребята?
    Лесовичок:
    И зачем сюда пожаловали? Расшумелись тут, всех птиц и зверей распугали!
    Ведущий:
    Да не ругайтесь вы так, а лучше расскажите нам что-то интересное!
    Лесовичок:
    Интересное рассказать? Слушайте!
    Отгадайте вначале, о чём я вам сегодня поведаю.
    Ведущий:
    Вычеркнув все повторяющие буквы, узнай, о чем пойдёт речь на занятии?
    П М И К Ц М Р М К Т Р А Ы А К
    Лесовичок:
    Молодцы! Вы правы, речь пойдёт о птицах.
    Ведущий:
    Сниться ночью пауку
    Чудо-юдо на суку.
    Длинный клюв и два крыла…
    Прилетит - плохи дела
    А кого паук боится?
    Угадали? Это…(птица).
    Ведущий: На нашей планете живут
    Чудесные создания,
    Они летают и поют
    И землю свято берегут.
    - Скажите, дети,
    Можно жить без птиц на свете?
    Что случиться, если птицы
    На земле вдруг пропадут?
    1-й ученик:
    Букашки, жучки, червячки
    На деревья нападут
    И съедят кору, листочки,
    Обглодают ветки, почки.
    Вот что будет, если птицы,
    Все исчезнут- пропадут!
    2-й ученик:
    И не будет щебетанья,
    Дивных трелей соловья,
    И сороки стрекотанья,
    Чик-чирика воробья…
    3-й ученик:
    Скучно будет, знают дети,
    Жить без птиц на белом свете!
    Лесовичок:
    Какие вы молодцы! Красивые стихи прочитали!
    (Стук в дверь. Живая посылка.)
    Ведущий:
    Ребята, посмотрите, какая необычная посылка.
    Вам интересно, что там?
    (Озвучивание за кадром или запись голоса Галчонка из м/ф «Простоквашино»)
    Текст: Мои милые друзья. (тчк) Пернатые друзья приглашают вас в птичью гостиную. (тчк) Вместе дружно поиграем, (зпт) повеселимся. (тчк) Ждём вас с нетерпением! (тчк)
    Ведущий :
    Ребята, прежде чем мы отправимся в птичью гостиную, необходимо вспомнить правила поведения в природе.
    Подумайте, запишите или нарисуйте правила поведения в природе, которые каждый человек должен соблюдать, чтобы птицы всегда радовали нас своим чудесным пением. /Творческая работа./
    Ведущий: Теперь можно отправляться в путь. /Дети идут под музыку по залу/
    Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от дома, надо знать.
    Ведущий:
    Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые с нами и друг с другом. Давайте прислушаемся! (голоса птиц)
    Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц. Попробуйте отгадать.
    Синь-синь! – посвистывает синица.
    Чи– чи! Чи – чи! – вторит ей чиж.
    Гра – гра! – представляется грач.
    Сквор-сквор! – поют скворцы.
    Ку – ку! Ку- ку! – зовёт кукушка.
    Свир – свир! – поёт свиристель.
    Птицы дороги нам как часть чудесной природы. Их звонкие песни, яркое оперенье оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва!
    Первой в птичьей гостиной нас встречает... Отгадайте! Кто?
    Ворона:
    У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.
    Ведущий:
    Ворону считают самой умной птицей. Она приготовила для гостей игру “Один из трех” (из трех вариантов ответов нужно выбрать верный.)
    За правильный ответ дети получают жетон
    - Какая птица считается самой умной?
    А) ОРЕЛ
    Б) ВОРОН
    В) ПОПУГАЙ
    - Чем извлекает насекомых из трещин в коре деревьев дятел?
    А) ЯЗЫКОМ
    Б) КЛЮВОМ
    В) ЛАПОЙ
    - Какие из этих птиц являются перелетными?
    А) ВОРОБЕЙ
    Б) МАЛИНОВКА
    В) СОЛОВЕЙ
    - Сколько вылетов за насекомыми в день могут совершить птицы во время выкармливания птенцов?
    А) 400
    Б) 200
    В) 100
    - Какая птица, благодаря скрещенному клюву, может доставать семена из сосновых шишек?
    А) РЕМЕЗ
    Б) КЛЕСТ
    В) ЗЯБЛИК
    - У кого самая длинная шея?
    А) ЛЕБЕДЬ
    Б) ГУСЬ
    В) ЖУРАВЛЬ
    Ведущий:
    Идём дальше и попадаем в гости…
    Синица:
    Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.
    Какая птица как поет?
    На доске запись
    Петух …(кукарекает)
    Сорока
    Курица
    Гусь
    Воробей
    Ворона
    Кукушка
    Журавль
    Нужно выбрать подходящую карточку и поместить рядом с названием птицы (кукарекает, стрекочет, кудахчет, гогочет, чирикает, каркает, кукует, курлычет).
    Ведущий:
    Поползень. Что это за птица?
    Игра “Птицы”.
    Ведущий: А сейчас я хочу поиграть с вами в игру “Птицы”. Но я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что я назвала не только птиц, а что-то другое, топайте и хлопайте. Будьте внимательны!
    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,

    Аисты, вороны,
    Галки, макароны….
    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Чибисы, стрижи,
    Комары, кукушки,
    Даже совы - сплюшки,
    Лебеди и утки-
    И спасибо шутке!
    Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
    Кто же?
    (Дети читают и отгадывают загадки, записанные на листочках)
    Он в своей лесной палате
    Носит пестренький халатик.
    Он деревья лечит,
    Постучит - и легче.
    (Дятел).
    Пусть я птичка- невеличка,
    У меня, друзья, привычка-
    Как начнутся холода,
    Прямо с севера сюда.
    (Снегирь).
    Непоседа пестрая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая.
    (Сорока).
    Всю ночь летает-
    Мышей добывает,
    А станет светло-
    Спать летит в дупло.
    (Сова).
    Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое. Кто я? Отгадайте?
    Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
    Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”
    /Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном. /
    1. Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)
    2. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
    3. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
    4. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
    5. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
    6. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
    7. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
    8. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)
    9. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
    10. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка)
    11. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
    12. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)
    13. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)
    14. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)
    15. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)
    Определяется победитель среди участников викторины.
    Ведущий: А вот нас встречает другая птица!
    Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
    Ведущий : О какой птице идёт речь?
    Птичьи профессии
    птица-плотник
    птица-акробат
    легкомысленная мамаша
    лесная кошка
    ночной хищник
    пернатый солист
    Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.
    Игра- задание «Собери пословицу»
    Всякая птица своим носом сыта.
    Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
    Одна ласточка весны не делает.
    Птице – крылья, человеку – разум.
    Слово не воробей, вылетит не – не поймаешь.
    Басни соловья не кормят.
    Сорока на хвосте весть принесла.
    Красна птица перьем, а человек – ученьем.
    Знать сокола по полёту.
    Ведущий:
    Люди всегда любили птиц и любовались ими. Недаром создано много пословиц и написано книг.
    (Знакомство с выставкой книг Е. Чарущина, В. Бианки, Н. Сладкова)
    Ведущий:
    Внимание! Внимание! Сегодня у нас открывается мастерская «Птичья столовая» Спешите помочь птице-плотнику! Что же это за птица? А провести мастерскую поможет птица - плотник. Кто она?
    (Изготовление простейших кормушек из коробок из-под сока)
    Ведущий:
    Молодцы славно поработали! Вот и готовы столовые для пернатых друзей. Осталось их только открыть. А чтобы ваша столовая всегда была открыта для птиц, вы должны знать правила подкормки птиц. Вам памятки на память. (Раздаются памятки.)
    Правила подкормки птиц.
    1. Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
    2. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
    3. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.
    4. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
    Выполняйте эти правила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер.
    Ведущий:
    Праздник наш к концу подходит,
    Подвести итог пора!
    Коль понравился наш праздник,
    Ты зерна насыпь в кормушку!
    (Дети прикрепляют на кормушку-доску «зёрнышки»- кружочки.)
    Посмотрите, какие вы заботливые! И мы надеемся, что зимой птицы не пропадут, если вы им будете помогать!
    Е. Благинина
    Покормите птиц зимой,
    Чтоб со всех концов
    К вам слетались, как домой,
    Стайки на крыльцо.
    Не богаты их корма,
    Горсть одна нужна.
    Горсть одна – и не страшна
    Будет им зима.
    Приручите птиц в мороз
    К своему окну,
    Чтоб без песен не пришлось
    Нам встречать весну!
    БЕРЕГИТЕ ПТИЦ!
    Использованная литература:
    1.Беляков И.В. Вертишейка. Краснодарское книжное издательство, 1983.
    2.Бианки Виталий «Лесная Газета», – 1986, издательство «Правда», Москва.
    3.Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003.
    4.Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
    5.Персидская И.В., Фонова Г.А., Лободина Н.В., Шепелева Т.В., Гулуева Т.С., Монастырская Т.В. Классные часы в 1-4 классах. Волгоград, 2009.
    6.Плешаков А.А. «Зелёные страницы», – 1995, издательство «Просвещение», Москва.
    7.«Певчие птицы» под редакцией Г. Матвеевой, –1986, издательство «Артия», Прага.
    8. Радзиевская С. «Круглый год», – 1985, Татарское книжное издательство, Казань.
    9.ШорыгинаТ.А. Птицы. Какие они? М., 2005.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!
    На дворе белым-бело,
    Землю снегом замело.
    Трудно птицам зимовать,
    Трудно пищу добывать.
    Подлетай, воробей,
    Подлетай, не робей!
    Видишь девочку? Она
    Принесла тебе зерна.
    Подошла к крылечку,
    Сыплет на дощечку.
    Подлетай, воробей,
    Угощайся, не робей!
    И. Беляков.
    СВИРИСТЕЛИ
    Опять осеннею порой,
    К нам в гости прилетели
    И сели дружною семьей
    На ветках свиристели.
    Издалека летят они,
    Сквозь ветры, дождь и град.
    Рябины красные огни,
    Наверно, их манят.
    Мы гроздь рябины за окном
    Повесим для гостей,
    А вдруг и к нам заглянет в дом
    Веселый свиристель.
    ПОПОЛЗЕНЬ
    Голубая спинка,
    Рыженький бочок.
    По стволу осинки,
    За скачком скачок,
    Поползень вертлявый
    Скачет вверх и вниз;
    В ствол залез дырявый,
    Клювом вниз повис.
    Вертит он головкой,
    К дятлам заглянул,
    Из-под черной бровки
    Искоркой сверкнул,
    Свистнул: “Эй вы, дятлы!
    Клювом вниз скачу…
    Вам такое вряд ли,
    Дятлам по плечу!”
    КЛЕСТЫ
    Кружат снежные метели,
    По ночам трещит мороз,
    На вершине пышной ели
    Лущит шишку яркий клест.
    Он мороза не боится,
    Не страшна ему зима!
    Сосны, ели, дарят птице
    Золотые семена.
    СИНИЦЫ
    Спозаранок скачут птицы
    По заснеженным ветвям -
    Желтогрудые синицы
    Прилетели в гости к нам.
    “Тинь-тень, тилли-тень,
    Все короче зимний день –
    Не успеешь пообедать,
    Солнце сядет за плетень.
    Ни комарика,
    Ни мушки.
    Всюду только снег да снег.
    Хорошо, что нам кормушки
    Сделал добрый человек”.
    Ю.Синицын Ю. Синицын
    СНЕГИРИ
    Выбегай поскорей
    Посмотреть на снегирей!
    Прилетели! Прилетели!
    Стайку встретили метели,
    А Мороз Красный Нос
    Им рябинки принес.
    Хорошо угостил,
    Хорошо подсластил
    Зимним вечером поздним
    Ярко-алые грозди.
    А. Прокофьев А. Прокофьев
    КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?
    Как птице перезимовать?
    Известно, что у птах,
    Нет ни халатов ватных,
    Ни байковых рубах.
    У многих даже нет гнезда:
    Они в грозу и град,
    И под дождем, и в холода
    На ветках сидя спят.
    Но кто же им дает приют,
    Когда снега метут?
    Бывают птицы разными:
    Одни боятся вьюг
    И улетают на зиму
    На добрый, теплый юг.
    Другие – те народ иной:
    В мороз над лесом кружат,
    Для них разлука с родиной
    Страшнее лютой стужи.
    К их перышкам взъерошенным
    Не пристают снежинки,
    Они и под порошами
    Резвятся для разминки.
    Сидят вороны по столбам,
    Галдят на ветках галки,
    Привольно прыгать воробьям,
    Как бы крутя скакалки.
    Но если долго снег идет
    И долго длится вьюга,
    Тогда, друзья, приходится
    Пичугам нашим туго.
    Сугробами засыпаны
    Бугры, дворы, дорожки,
    Не могут пташки отыскать
    Ни зернышка, ни крошки.
    И вот летают все слабей
    Ворона, галка, воробей…
    Скорей на помощь, дети!
    Вот в этот самый трудный час
    Спасенье птицы ждут от вас.
    Кормите их! Согрейте!
    Повесьте домик на суку!
    Рассыпьте крошки на снегу,
    А то и манной кашки…
    И оживут бедняжки!
    По небу весело скользя,
    Взлетят пернатые друзья
    И пропоют, чирикая:
    “Спасибо вам великое!”
    К. Мухаммади
    МОРОЗЫ
    Морозы жестокие в этом году…
    Тревожно за яблоньку в нашем саду,
    Тревожно за Жучку:
    В ее конуре
    Такой же морозище,
    Как на дворе.
    Но больше всего беспокойно за птиц,
    За наших воробышков, галок, синиц:
    Ведь очень уж холодно в воздухе им.
    Поможем ли мы беззащитным таким?
    Поможем! Их надо кормить,
    И тогда
    Им будет легко пережить холода.
    Е. Благинина
    Покормите птиц зимой,
    Чтоб со всех концов
    К вам слетались, как домой,
    Стайки на крыльцо.
    Не богаты их корма,
    Горсть одна нужна.
    Горсть одна – и не страшна
    Будет им зима.
    Приручите птиц в мороз
    К своему окну,
    Чтоб без песен не пришлось
    Нам встречать весну!

    Внеклассное мероприятие ко дню птиц в начальной школе

    на тему: «Наши крылатые друзья»

    Цель:
    1) формирование знаний о птицах;
    2) воспитание стремления заботиться о птицах и животных;

    Данное внеклассное мероприятие будет полезно как учителям 3-4 классов, так и воспитателям групп продленного дня. Внеклассное мероприятие подразумевает и выступление самих учащихся, и их участие в викторине с загадками.

    Ход мероприятия:

    Звучит пение птиц. Выходит ученик.
    Ученик:
    Жура-жура-журавль,
    Облетел я сто земель,
    Облетел,обходил,
    Крылья,ноги натрудил.
    Мы спросили журавля:
    «Где же лучшая земля?»
    Отвечал он, пролетая:
    «Лучше нет родного края!»
    Ведущий: Интересно, что видел журавль с высоты своего полета? Вот бы и нам посмотреть!
    Давайте мы с вами руками помашем,
    И что –нибудь птичье давайте мы скажем
    А вдруг это будет?
    А вдруг мы взлетим?
    Давайте попробуем, давайте летим!
    Песня «Наш край»
    - С давних пор люди хотели научиться летать, как птицы. Именно им, нашим быстрокрылым друзьям, и посвящен наш праздник.
    Ученик:
    Уже почти 100 лет во всем мире 1 апреля отмечается Международный день птиц . В давние времена наши предки, живя среди природы, смотрели совсем другими глазами на то, что их окружает. Сейчас люди утратили эти чувства, и многим ничего не стоит взять камень и убить птаху или разорить гнездо, или ради спора поймать и замучить птицу.
    Ведущий:
    А ведь природа – часть нас, и птицы нам не мстят за такое отношение, а как приносим пользу, так и приносят нам, бесчеловечным людям.
    Ученик:
    Я однажды услышал стихотворение Николая Заболоцкого. Оно на всю жизнь врезалось в мою память.
    Учитель:
    Раненая птица в руки не давалась
    Раненая птица птицей оставалась
    Этот сон давнейший до сих пор мне сниться:
    На траве кровавой вздрагивала птица.
    Птицы, рыбы. звери в душу людям смотрят
    Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
    Ведь небо без птиц – не небо,
    А море без рыб – не море.
    А земля без зверей – не земля.
    Люди – человеки, страны и народы
    Мы теперь навеки должники природы!
    Надо с этим долгом как – то расплатиться,
    Пусть расправит крылья раненая птица.
    Ученик:
    Порой птиц наделяли чем-то сверхъестественным. Птицы становились символами. Даже на нашем гербе изображен двухглавый орел.
    Ученица:
    Голубь символ мира.
    Белый голубь – символ мира –
    Пролетит сквозь дым и тьму
    В Будапеште и Каире,
    В Пакистане и в Алжире
    Люди рады все ему!
    Ученик:
    А у меня все птицы ассоциируются с миром на земле.

    Песня о мире

    Ученик:
    Мне нужен мир – тебе и мне,
    И всем на свете детям.
    И должен мирным быть рассвет.
    Который завтра встретим.

    Звучит песня жаворонка

    Ученица:
    На солнце темный – лес зардел,
    В долине пар белеет тонкий,
    И песню раннюю запел
    В лазури жаворонок звонкий
    Он голосисто с вышины
    Поет, на солнышке сверкая:
    Весна пришла к нам молодая,
    Я здесь пою приход весны.
    Ведущий:
    Наши птицы пережили зиму. И многие из них благодарны ребятам за заботу. Теперь настала пора приготовиться к встрече пернатых друзей, которые после долгой зимы летят к себе на родину.
    Ученик:
    С весной приходит и расцвет природы, и пение птиц. Они нас будят по утрам, и мы улыбаемся и первым лучам солнца, и первым трелям. Услышишь с утра птичью песню, и настроение поднимается, и день покажется таким чудным.
    Ведущий:
    Пение птиц можно сравнить лишь с весенним цветением растений. Цветы поражают бесчисленными оттенками красок, птицы – разнообразием прелестных звуков. Еще в далекой древности люди некоторые заболевания лечили птичьим пением.
    Ученик:
    Эй! Мальчишки! Эй! Девчонки
    С неба льется птичья трель
    Закружился праздник звонкий,
    Как смешная карусель.
    Ведущий:
    С приходом весны к нам прилетает много разных птиц. Давайте, еще раз вспомним про них. Я сейчас скажу вам загадку. А вы отгадайте, какие птицы прилетят весной.

    На шесте дворец, во дворце певец
    А зовут его …(скворец)
    - Встала птица на ходули
    Ищет корма по пути,
    На бегу ли, на ходу ли
    Ей с ходулей не сойти (журавль)
    - Прилетает к нам с теплом
    Путь проделав длинный,
    Лежит домик по окном
    Из травы и глины.(ласточка)
    - В синем небе голосок,
    Будто крохотный звонок.(жаворонок)
    - Летом за пахарем ходит,
    А под зиму с криком уходит. (грач)

    Ученик:
    Птицы живут очень бысто. Так давайте короткую жизнь птиц превратим в спокойную, добрую жизнь. Что для этого нужно делать?
    Ученица:
    Строить дома птицам – это совсем несложно.
    Ученик:
    Кормить птичек.
    Ученица:
    Не бросать камни.
    Ученик:
    Не разорять гнезда.
    Ведущий:
    Главное, никогда не причинять вред даже самой маленькой птичке.
    Ученица:
    Не трогайте ласточку! Она
    Издалека летит сюда,
    У нас растит своих птенцов.
    Не разоряй ее гнезда.
    Будь другом птиц!
    Ученик:
    Пусть под окном
    Поет весною соловей.
    И над просторами земли
    Летают стаи голубей.
    Ведущий:
    На этом, ребята, наш праздник подходит к концу. Берегите природу, любите животных, любите птиц!
    Природа родная,
    В тебе растворяюсь,
    Краски и звуки жадно ловлю
    Пред красою Земли преклоняюсь,
    Я этот мир бесконечно люблю!

    Сценарий праздника на День птиц для младших школьников «Птичий звездный час»

    Цели : использовать знания и умения учащихся по теме «Птицы нашего края» в практической деятельности; развивать навыки анализа, обобщения, сравнения; воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование : фотографии птиц; сочинения «Почему надо охранять, природу (птиц)?»; скворечники, изготовленные родителями.

    Звучит мелодия «Музыка леса» или «Жаворонок».

    Пусть птицы нам поют без нот,

    Пускай поют без слов,

    Я знаю все, о чем поют щегол и реполов.

    Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд.

    Ты гнезда разорять не смей!

    Не трогай птичьих гнезд!

    Ты в наши гнезда не смотри,

    Не становись на пни,

    Яичек теплых не бери - зачем тебе они?

    Через неделю или две

    Зайди послушать в сад -

    Птенцы в молоденькой листве тихонько запищат.

    Чтоб накормить своих птенцов,

    Набить едою рот,

    Найдут синицы червяков, ползущих в огород.

    Повсюду птицы налетят, они и там, и тут.

    Всех гусениц, что портят сад,

    На яблонях найдут.

    От кровожадных комаров покоя летом нет -

    Их пеночка и реполов поймают на обед.

    Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд.

    Ты гнезда разорять не смей.

    Не трогай птичьих гнезд.

    И мы не будем разорять!

    Вот слово всех ребят.

    Пусть птичьи песенки опять

    В саду у нас звенят!

    Учитель. Ребята, я думаю, вы уже поняли, что разговор пойдет о птицах, обитающих в наших краях. Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые приобрели в течение года на экологической тропе, наблюдая за птицами.

    И проведем

    «Птичий звездный час»

    Весь класс разделен на 4 команды.

    Учитель. Наши команды представляют разные группы птиц.

    Задание 1: Защита названия своей команды.

    (Отгадав загадку, дети должны определить место обитания птицы и обосновать свой ответ.)

    1. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

    Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат. (Цапля.)

    Ответ: Цапля - это птица водоемов. У нее длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Это дает ей возможность ловить корм, не намокая.

    2. Кто в беретке ярко-красной?

    В черной курточке атласной?

    На меня он не глядит,

    Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

    Ответ: Дятел - это птица леса. Имеет укороченные крылья, цепкие пальцы ног. Клюв тонкий и острый, что позволяет доставать насекомых и их личинок из небольших трещин коры.

    3. Угадайте, что за птичка?

    Темненькая невеличка,

    Беленькая с живота,

    Ответ: Ласточка - это птица открытых воздушных пространств. У ласточек длинные узкие крылья, раздвоенный хвост- руль. Короткий клюв с широким ртом, которым они ловят на лету насекомых.

    4. На два, на три километра

    Поднимаюсь и кружу,

    С высоты огромной этой

    Даже мышь я разгляжу. (Орел.)

    Ответ: Орел - хищник. У него крепкий крючковидный клюв и острые загнутые когти. Когтями они схватывают добычу, убивают и удерживают ее, а клювом разрывают ее на части.

    Подводятся итоги: чья команда дала правильные и более полные ответы, вручаются жетоны - жаворонки.

    Задание 2. Разминка.

    Учитель. Я задаю вопросы, отвечает та команда, которая первой подняла руку, за каждый правильный ответ даю жетон.

    1. У какой птицы самый длинный язык - 15 см. (Дятел.)

    2. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (Синица-ремез.)

    3. Самые быстрые птицы? (Сокол - 300 км/ч, стриж - / 70 км/ч).

    4. Какая птица не высиживает яйца? (Кукушка.)

    6. У какой птицы самое большое гнездо? (Орел.)

    7. Птица-рыболов? (Цапля, пеликан, чайка, орлан.)

    8. У какой птицы самки зеленые, а самцы желтые? (Иволга.)

    9. По чему птицы летают? (По воздуху.)

    10. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птиц? (Подождать,

    когда она улетит.)

    Задание З. Тройное решето.

    По трем подсказкам определить название птиц (задание дается капитанам команд).

    а) обитает в воде;

    б) питается подводными частями растений;

    в) нырять не может, погружает в воду лишь голову и длинную тонкую шею.

    а) обитает в лесах, гнездится в оврагах, балках;

    б) питается насекомыми и грызунами;

    в) ведет ночной образ жизни.

    В это время членам команд предлагалось послушать запись «Голоса птиц» и попробовать отгадать, чьи это голоса, тем самым заработав дополнительный жетон команде.

    Задание 4. Подслушаем птичьи разговоры.

    1. Кто как спит?

    Ты, заяц, как спишь?

    Как положено - лежа.

    А ты, тетерев, как?

    А я сидя.

    А ты, цапля?

    Выходит, друзья, что я, летучая мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю.

    Как же спит летучая мышь?

    Ответ: Вниз головой.

    2.Сорока и снегирь.

    Эй, увалень, как звать-то тебя?

    Откуда, красногрудый, к нам в лес прилетел?

    Что же ты молчишь, воды что ли в рот набрал?

    Нет не воды, а...

    Что набрал в рот снегирь?

    Ответ: Рябину.

    3. Крот и Филин.

    Слушай, филин, неужели ты меня проглотить можешь?

    Могу, крот, могу, я такой.

    Неужто и зайчонка проглотишь?

    И зайчонка протолкну.

    Ну, а ежа? Хе-хе...

    Как вы думаете, сможет ли проглотить ежа?

    Ответ: Да, а колючки выплюнет.

    4. Сорока и оляпка.

    О-о-ой! Оляпка, никак купаться вздумала.

    И плавать, и нырять.

    А не замерзнешь?

    У меня перо теплое.

    А не намокнешь?

    У меня перо водоотталкивающее.

    А не утонешь?

    Я плавать умею!

    А-а-а, проголодаешься после купания.

    Что ответила оляпка?

    Ответ: А я для того и ныряю, чтобы водяным жучком закусить. Меня еще называют водяным воробьем.

    Задание 5. Четвертый лишний.

    Учитель зачитывает вопросы, дети выбирают правильный ответ.

    1. Какие из перечисленных птиц зимующие, а какие перелетные? (Синица, снегирь, дятел; грач.)

    2. Среди этих птиц одна не певчая. (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)

    3. Одна из этих птиц не хищная. (Ястреб, стриж, гриф, сокол.)

    4. Эта птица не обитает в Волгоградской области. (Дрофа, щегол, скворец, колибри.)

    Задание 6 Узнай птицу (по описанию и найди ее изображение).

    Это задание для двух участников команд.

    1. Птица эта имеет серое оперение туловища, но голова, крылья и хвост у неё черные. Клюв у неё длинный, прямой. Голос грубый и резкий. Она относится к наиболее распространенным птицам нашей области.

    Ответ: Ворона.

    Спинка у неё голубовато-зеленая, а брюшко рыжее. Величиной с воробья, толстенькая бесхвостая, зато нос длинный и прямой. Отличный рыболов.

    Ответ: Зимородок.

    2. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке ярко-красное пятно, а на черных крыльях белые пятнышки. Весь пестрый.

    Ответ: Дятел.

    Величиной она поменьше воробья, головка и спинка серенькие. На лбу и над глазами - белая полоска. Горлышко ярко-черное, грудка - красноватая. Хвост у неё длинный и совсем рыжий, освещенный солнцем, он вспыхивает, горит, как огонёк.

    Ответ: Горихвостка.

    3. Величиной она поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей и вся в темных пестринках. Гнёзда не вьет.

    Ответ: Кукушка.

    Сверху она вся черная, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий и немного раздвоенный, будто рогатинка.

    Ответ: Ласточка. «

    4. Головка в черной шапочке. На шее и груди длинный черный галстучек. Спинка, крылья и хвост - темные. Грудка ярко-желтая, будто она в желтый жилетик нарядилась.

    Ответ: Синица.

    Верх головки серенький, грудка и брюшко тоже серенькие. Спинка и крылья темно-коричневые. Под шейкой большое черное пятно.

    Ответ: Воробьи.

    Пока ребята отгадывают, все остальные члены команд называют приметы связанные с птицами, пословицы и зарабатывают жетоны для своей команды.

    Приметы

    1. Жаворонок к теплу, а зяблик к стуже.

    2. Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает,

    3. Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет - это предвещает беду.

    4. Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев - к холодному лезу.

    5. Воробьи дружно зимой расчирикались к о ттепели.

    Пословицы

    1. Соловья баснями не кормят.

    2. Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

    3. Ворон ворону глаз не выклюет.

    4. Гуси летят с Руси, а сороки с Запороги.

    5. Журавль летит высоко, видит он далеко.

    6. Журавль летит с моря - убавит нам горя.

    7. Жаворонок к теплу, а зяблик к стуже.

    8. Куда сова глядит, туда ей и лететь.

    9. За обедом соловей, а после обеда воробей.

    10. Одна ласточка весны не делает.

    3адание 7. 3 птицы.

    (По форме клюва определи, чем питается птица.) Ответы:

    1. Длинный клюв помогает извлекать насекомых из трещин и щелей.

    2. Короткий и прочный позволяет раскапывать твердые семена и орехи.

    3. У хищной птицы клюв крепкий, изогнутый, им удобно отрывать куски мяса.

    3адание 8. Разгадай кроссворд.

    1. Угадайте, что за птичка?

    Тёмненькая невеличка,

    Беленькая с живота,

    Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

    2. Озорной мальчишка

    В сером армячишке,

    По двору шныряет,

    Крошки собирает. (Воробей.)

    3. Врач лесного царства

    Лечит без лекарства. (Дятел.)

    4. Всю ночь летает,

    Мышей добывает,

    А станет светло,

    Спать летит в дупло. (Сова.)

    5. Серое пёрышко -

    Золотое горлышко. (Соловей.)

    7. Известно с давних нам времён,

    Что эта птица, почтальон. (Голубь.)

    6. Умывается росой,

    Крылья с жёлтой полосой.

    Он наряден, а не гол -

    Птица певчая... (щегол).

    8. Без рук, без топорёнка

    Построена избёнка. (Гнездо.)

    9. Эта хищница болтлива,

    Воровата, суетлива.

    Стрекотунья, белобока,

    А зовут её ... (сорока).

    10. Всех перелётных птиц черней,

    Чистит пашню от червей. (Грач.)

    Подведение итогов.

    Выход на экскурсию в пришкольный сад, где ребята развешивают скворечники, изготовленные вместе с родителями.