• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Существует довольно много видов размера стихосложения , принято выделять пять основных размеров - хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

    Хорей

    Простой двусложный размер стихосложения. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.):

    Листья падают в саду…
    В этот старый сад, бывало,
    Ранним утром я уйду
    И блуждаю, где попало. (И.Бунин)

    Двусложный размер стихосложения, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, "Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом.

    Так бей, не знай отдохновенья,
    Пусть жила жизни глубока:
    Алмаз горит издалека -
    Дроби, мой гневный ямб, каменья! (А. Блок)

    Дактиль

    Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т.д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением на первом слоге. Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили.

    Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
    Я при свечах навела;
    В два ряда свет - и таинственным трепетом
    Чудно горят зеркала. (А. Фет)

    Амфибрахий

    Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий:

    Я долее слушать безумца не мог,
    Я поднял сверкающий меч,
    Певцу подарил я кровавый цветок
    В награду за дерзкую речь. (Н. Гумилёв)

    Анапест

    Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. Наиболее распространён трёхстопный анапест.

    Мой любимый, мой князь, мой жених,
    Ты печален в цветистом лугу.
    Повиликой средь нив золотых
    Завилась я на том берегу. (А. Блок)

    Метры и размеры стиха

    Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы хорея: ! -), а в строке (стихе) в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия )

    В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное. ! - ! - ! - ! ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! ! - ! - ! - ! - Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя... ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! -

    Хорей - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.


    Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

    Стихотворный размер (метр) — это число и порядок чередования безударных и ударных слогов в строке.

    Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно знать и уметь определять только хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

    А для тех, кто готовится к олимпиадам или уже учится в университете с направлением «основы стиховедческого анализа», советуем воспользоваться содержанием в данной статье.

    См. также статью «Как определить стихотворный размер?»

    Размер стиха зависит от (в силлабической он определяется количеством слогов, в тонической числом ударных слогов, в силлабо-тонической числом ударных и безударных слогов).

    Знаком ‿ обозначается слабый слог (безударный), символом - обозначается сильный (ударный), ´ реальное ударение.

    В своих примерах я оставляю ритмическую схему, именно поэтому в моих записях Вы не найдете неправильной записи, например ‿‿ или --.

    Силлабо-тонические размеры

    В силлабо-тонике различают размеры: двухсложные, трехсложные, четырехсложные.

    Двухсложные размеры

    К двухсложным размерам относят хорей и ямб .

    Хорей

    Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

    Схема: -´‿

    -´‿-´‿-´‿-´‿
    -‿-´‿-‿-´
    -‿-´‿-´‿-´‿
    -´‿-´‿-´‿-´
    -´‿-´‿-´‿-´‿
    -‿-´‿-´‿-´
    -´‿-´‿-‿-´‿
    -´‿-´‿-‿-´


    Точно весь в сиянии излиться
    По стальному проводу хотел.
    -´‿-‿-´‿-´‿-´‿
    -‿-´‿-´‿-‿-´
    -´‿-‿-´‿-‿-´‿
    -‿-´‿-´‿-´‿-
    Университетская программа
    Коль любить, так без рассудку,
    Коль грозить, так не на шутку,
    Коль ругнуть, так сгоряча,
    Коль рубнуть, так уж сплеча!

    Коли спорить, так уж смело,
    Коль карать, так уж за дело,
    Коль простить, так всей душой,
    Коли пир, так пир горой!

    -‿-´‿-‿-´‿
    -‿-´‿-‿-´‿
    -‿-´‿-‿-´
    -‿-´‿-‿-´

    -´‿-´‿-‿-´‿
    -‿-´‿-‿-´‿
    -‿-´‿-´‿-
    -´‿-´‿-´‿-

    Ямб

    Ямб — двухсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.

    Схема: ‿-´

    Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
    ‿-´‿-´‿-´‿-´‿
    ‿-´‿-´‿-´‿-´
    ‿-´‿-´‿-‿-´‿
    ‿-´‿-´‿-‿-´
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    ‿-‿-´‿-´‿-´
    ‿-´‿-´‿-‿-´‿
    ‿-´‿-‿-´‿-´
    ‿-´‿-´‿-‿-´‿
    Университетская программа
    Как ни тяжел последний час –
    Та непонятная для нас
    Истома смертного страданья, –
    Но для души еще страшней
    ‿´-‿-´‿-´‿-´
    ‿-‿-´‿-‿-´
    ‿-´‿-´‿-‿-´‿
    ‿-‿-´‿-´‿-´

    Трехсложные размеры

    К трехсложным размерам относят дактиль, амфибрахий, анапест . Для простоты запоминания советуем Вам аббревиатуру ДАМА (д — дактиль, ам — амфибрахий, а — анапест).

    Дактиль

    Дактиль — трехсложный размер с ударением на первый слог.

    Схема: -´‿‿

    Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
    -´‿‿-´‿‿
    -´‿‿-´‿‿
    -´‿‿-´‿‿
    -´‿‿-´‿‿
    Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную.
    -´‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿
    -´‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿
    -´‿‿-´‿‿-‿‿-´‿‿
    -´‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿
    Университетская программа
    Ласточка, ласточка, как я люблю твои вешние песни!
    Милый твой вид я люблю, как весна и живой и веселый!
    Пой, весны провозвестница, пой и кружись надо мною;
    Может быть, сладкие песни и мне напоешь ты на душу.
    -´‿‿-´‿‿-´‿‿//-´‿‿-´‿‿-´‿
    -´‿‿-´‿‿-´‿‿//-´‿‿-´‿‿-´‿
    -´‿‿´-´‿‿-´‿‿//-´‿‿-´‿‿-´‿
    -´‿‿-´‿‿-´‿‿//-´‿‿-´‿‿-´‿

    Амфибрахий

    Амфибрахий — трехсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.

    Схема: ‿-´‿

    Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
    ‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´
    ‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´‿
    ‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´
    ‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´‿
    Кто создан из камня, кто создан из глины,-
    А я серебрюсь и сверкаю!
    Мне дело - измена, мне имя - Марина,
    Я - бренная пена морская.
    ‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿
    ‿-´‿‿-´‿‿-´‿
    ‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿
    ‿-´‿‿-´‿‿-´‿
    Университетская программа
    И осень, которая вдруг началась
    Прилежно,
    Меня веселит на сей раз
    И тешит.
    ‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿-´
    ‿-´‿
    ‿-´‿‿-´‿‿-´
    ‿-´‿

    Анапест

    Анапест — трехсложный размер с ударением на третий слог.

    Схема: ‿‿-´

    Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
    ‿‿-´‿‿-´‿‿-´
    ‿‿-´‿‿´-´‿‿-´‿‿
    ‿‿-´‿‿´-´‿‿-´
    ‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿
    О, весна без конца и без краю -
    Без конца и без краю мечта!
    Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
    И приветствую звоном щита!
    ‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿
    ‿‿-´‿‿-´‿‿-´
    ‿‿-´‿‿´-´‿‿-´‿
    ‿‿-´‿‿-´‿‿-´
    Университетская программа
    От других мне хвала - что зала,
    От тебя и хула похвала
    ‿‿-´‿‿-´
    ‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿´
    ‿´‿-´‿‿-´
    ‿‿´-´‿‿-´‿‿-´‿

    Логаэд

    Логаэд — это стих с упорядоченным чередованием разных силлабо-тонических стоп (например, анапест + ямб + анапест + ямб). Логаэд – строгий метр, все строки написаны по одной схеме, стяжение происходит строго в одном месте.

    Дольник

    Дольник — стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 2. (При вычислении мы должны получить 1)

    Его встречали повсюду
    На улицах в сонные дни.
    Он шел и нес свое чудо,
    Спотыкаясь в морозной тени.
    ‿-´‿-´‿‿-´‿ (1)-´1-´2-´(1)
    ‿-´‿‿-´‿‿-´ (1)-´2-´2-´(0)
    ‿-´‿-´‿‿-´‿ (1)-´1-´2-´(1)
    ‿‿-´‿‿-´‿‿-´ (2)-´2-´2-´(0)

    (1) (односложная анакруза)
    -´ (ударный икт)
    1 (слабое место)
    -´ (ударный икт)
    2(слабых места)
    -´ (ударный икт)
    (1) (женская клаузула).
    Для определения размера
    от большего отнимаем меньшее:
    2 - 1 = 1 (Это Дольник)

    Трясина кругом да камыш кудлатый,
    На черной воде кувшинок заплаты.

    А под кувшинками в жидком сале
    Черные сомы месяц сосали

    ‿-´‿‿-´‿‿-´‿-´‿ (1)-´2-´2-´1-´(1)

    ‿-´‿‿-´‿‿-´‿-´‿ (1)-´2-´2-´1-´(1)
    ‿-´‿‿-´‿-´‿‿-´‿ (1)-´2-´1-´2-´(1)
    2 - 1= 1 (дольник)

    Сверхсхемные ударения

    Сверхсхемные ударения (внеметрические) — это ударения на слабых местах в стихе.

    К примеру, мы имеем ритмическую схему ‿-‿-‿-‿-. Однако при скандировании (прочтение с намеренными сильными ударениями) мы замечаем, что возникает ударение, не входящее в ритмическую составляющую ‿´-´‿-´‿-´‿-´.

    Среди сверхсхемных ударений мы выделим только спондей .

    Спондей

    Спондей — сверхсхемное ударение, возникающее только в двухсложных размерах.

    Схема: ‿´-´ или -´‿´ (записывать - - неправильно! Вы должны оставлять ритмическую схему!)

    Пропуски метрических ударений

    Пропуск метрических ударений — это пропуск ударного слога, замена ударного слога безударным.

    К примеру, мы имеем ритмическую схему ‿-‿-‿-‿-. При попытке расставить реальные ударения, мы сталкиваемся с тем, что в некоторых стопах ударение пропущено: ‿-‿-´‿-‿-´ — такое явление и называется пропуском метрических ударений.

    Среди пропусков метрических ударений мы рассмотрим только пиррихий .

    Пиррихий

    Пиррихий — пропуск метрического ударения, возникающий только в двухсложных размерах.

    Схема: ‿- или -‿ (записывать ‿‿ неправильно! Вы должны оставлять ритмическую схему!)

    Ты, меня любивший фальшью
    Истины - и правдой лжи,
    Ты, меня любивший - дальше
    Некуда! - За рубежи!

    Ты, меня любивший дольше
    Времени. - Десницы взмах! -
    Ты меня не любишь больше:
    Истина в пяти словах.

    -´‿-´‿-´‿-´‿
    -´‿-‿-´‿-´
    -´‿-´‿-´‿-´‿
    -´‿-‿-‿-´

    -´‿-´‿-´‿-´‿
    -´‿-‿-´‿-´
    -´‿-´‿-´‿-´‿
    -´‿-‿-´‿-´
    (как мы можем заметить, реальное ударение
    не ставится на союзы, частицы, предлоги,
    но ставится на односложные слова)

    Раньше был он звонкий, точно птица,
    Как родник, струился и звенел,
    Точно весь в сиянии излиться
    По стальному проводу хотел.
    -´‿-‿-´‿-´‿-´‿
    -‿-´‿-´‿-‿-´
    -´‿-‿-´‿-‿-´‿
    -‿-´‿-´‿-´‿-

    Тонические размеры

    В тонической системе стихосложения выделяют акцентный стих и тактовик .

    Тактовик

    Тактовик — стих, где число ударных в каждой строфе одинаково, а число безударных колеблется от 0 до 4. (При вычислении мы должны получить 2 или 3)

    Спокойно трубку докурил до конца,
    Спокойно улыбку стёр с лица.

    «Команда, во фронт! Офицеры, вперёд!»
    Сухими шагами командир идёт.

    И слова равняются в полный рост:
    «С якоря в восемь. Курс - ост.

    ‿-´‿-´‿‿‿-´‿‿-´ (1)-´1-´3-´2-´(0)
    ‿-´‿‿-´‿-´‿-´ (1)-´2-´1-´1-´(0)

    ‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿-´ (1)-´2-´2-´2-´(0)
    ‿-´‿‿-´‿‿‿-´‿-´ (1)-´2-´3-´1-´(0)

    ‿‿-´‿-´‿‿-´‿-´ (2)-´1-´2-´1-´(0)
    -´‿‿-´‿-´-´ (0)-´2-´1-´0-´(0)

    3-0=3 (ткт)

    Никогда не перестану удивляться
    Девушкам и цветам!
    Эта утренняя прохладца
    По белым и розовым кустам…
    ‿‿-´‿‿‿-´‿‿‿-´‿ (2)-´3-´3-´(1)
    -´‿‿-´‿-´ (1)-´2-´1-´(0)
    ‿‿-´‿‿‿‿-´‿ (2)-´4-´(1)
    ‿-´‿‿-´‿‿‿-´ (1)-´2-´3-´(0)
    4-1=3 (ткт)

    Акцентный стих

    Акцентный стих — стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 8. (Ударение часто падает на слова, вычисления тут не нужны).

    Задание ЕГЭ с данной терминологией

    Задание на определение стихотворного размера почти всегда присутствует и находится под номером 14.

    Укажите размер, которым написано стихотворение.

    Обращаем Ваше внимание на то, что Вы должны указать размер без указания количества стоп (т.е не четырехстопный ямб, а ямб )

    В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь - размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры - это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.

    Как определить размер в стихотворении

    Инструкция

    В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.

    Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы), которые получились ударными. Например:

    мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил

    когдА не в шУтку зАнемОг…

    Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер - ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе - на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.

    Пример хорея:

    мОй весЁлый звОнкий мЯч

    тЫ кудА помчАлся вскАчь

    Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.

    Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог - этот размер называется дактиль, если на второй - амфибрахий, на третий - анапест.

    Пример дактиля:

    тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники

    Пример амфибрахия:

    конЯ на скакУ останОвит,

    в горЯщую Избу войдЁт

    Пример анапеста:

    Я люблЮ тебя жИзнь,

    что самО по себЕ и не нОво

    Чтобы определить количество стоп (стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче - четырехстопный хорей.

    Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».

    ЕСЛИ СЛОЖНО, ПОДСКАЗКА!

    Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест


    Ямб
    Ямб энергичен, деловит;
    Как вечный демократ,
    Всегда он чуточку спешит,
    И всем поэтам рад.
    Но есть величия секрет,
    В стихах, простых на вид:
    Ведь ямбом пишется сонет,-
    Традиция гласит.

    Хорей
    У хорея ритм двусложный
    Безударный - на второй.
    Бодрой песенкой дорожной
    Он вдруг чудится порой,
    То капелью утро будит,
    То кукушкой прокричит…
    Как природа данный людям,
    Часто он вокруг звучит.

    Дактиль
    Дактиль задумчив и полон покоя,
    Взмахами пальца считая размер.
    Это его шестистопной строкою
    В мире гекзаметр прославил Гомер.
    Есть в нём величия странная сила,
    Отзвук вопроса, дерзаний святых,
    И дорогой, по-старинному милый,
    Истинный блеск непростой красоты.

    Амфибрахий
    Для русского слуха хорош амфибрахий,
    В нём есть широта и простор,
    Отчаянье удали в снежном размахе,
    Неспешный степной разговор,
    Бескрайних лесов потаённые чащи,
    В безбрежности рек - облака,
    Им вдруг заклинанья читающий пращур
    Посмотрит в глаза сквозь века.

    Анапест
    У анапеста нрав непростой:
    И упрямым он слышен порой нам,
    Выделяя незримой чертой
    Звуки в чередовании стройном.
    В нём приказ, утвержденье, напор…
    С отголоском обыденной речи.
    Может он рифмовать милый вздор
    И романсом украсить наш вечер.

    Помощник поэта

    Оригинальная компьютерная программа от разработчиков сервера Стихи.ру поможет вам подобрать рифму к любому слову. Программа предлагает словарь рифм, которые были использованы авторами нашего сервера, а также в стихах классиков. Мы не гарантируем точное совпадение всех рифм, поскольку в базе присутствуют также белые стихи без рифмы.

    Стихотворение отличается от прозы составлением из слов определенного рисунка, не только смыслового, но и звукового. Складывая из них определенную мозаику, поэт способен передать самые глубинные переживания и яркие сцены. Для создания ритмичности и гармоничности произведения используются определенные правила стихосложения: соблюдение чередования в определенном порядке сильных и слабых слогов (ударных и безударных), именуемого стопой; бдение о стихотворном размере или постоянном количестве повторений стоп в каждой строке.

    Двусложная стопа

    Для того чтобы понять, что такое ямб, нужно внимательно разобраться в стопах вообще. Если мы говорим о двусложной стопе, к которой принадлежат ямб и хорей, то в этом случае безударные слоги чередуются с ударными, один через один. Ударение, падающее на первый из двух слогов, говорит о принадлежности стопы к хорею:

    ПрУдом тИхим тУт и тАм,

    ВскОльзь, гулЯя пО волнАм...

    Тогда как ударение, падающее на второй слог, говорит о том, что примеры:

    КогдА зимОй бушУет вьЮга,

    А сЕрдце мОлится о дрУге,

    СпосОбном дУшу защитИть...

    ТогдА, и Я возьмУ стрелУ

    И, жгУчей злОбы нЕ таЯ,

    ОтпУстят пАльцы тетевУ...

    Пиррихий

    Это два ярких примера, могущих создать представление о том, что такое ямб. Сталкиваясь же с серьезными классическими поэтическими произведениями, бывает сложнее определить размер стопы. Это связано с распределением ударений в них, не всегда совпадающих с вышеописанной схемой. Что же делать в таком случае:

    ЗарЯ румЯнилась спросОнок,

    ЖурчАла рЕчка по пескУ,

    А тАм, навзгОрье, жеребЕнок

    ПрислУшивался к ветеркУ.

    Стопа тяжело подлежит определению в силу неравномерного распределения ударений в словах. Это что такое? Ямб ли? Хорей?

    Для подобных случаев существует народный способ определения размера стопы, заключающийся в "отчеканивании" стиха подобно первокласснику на линейке, не обращая внимание ни на смысл слов, ни на правильность расстановки ударений в них. При подобной декламации стиха можно заметить следующую схему:

    За-рЯ-ру-мЯ-ни-лАсь-спро-сОнок,

    Жур-чА-ла-рЕч-ка-пО-пес-кУ,

    А-тАм-на-взгО-рье-жЕ-ре-бЕ-нок

    При-слУ-ши-вАл-ся-квЕ-тер-кУ.

    При прочтении стиха этим способом обнаруживается ряд дополнительных, не присущих словам ударений. Следует обратить внимание на шестой слог в первой и третьей строках, четвертый и шестой - в последней, ярко демонстрирующие это поэтическое явление. В литературоведении оно носит название пиррихий и является применимым для всех размеров слога.

    Таким несложным образом в приведенном стихе отмечается ударным каждый второй слог, обнажается типичный ямб. Наряду с хореем, он был популярнейшим слогом среди произведений поэтов 19-го столетия. Стихотворения ямбом предпочитали: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов и многие другие классики.

    Трехсложная стопа

    К трехсложным стопам относятся дактиль, амфибрахий и анапест. Эти размеры стоп характеризуются одним ударным и двумя сопровождающими его безударными слогами. Разница заключается в том, на какой по счету слог падает ударение: дактиль имеет ударным первый слог, амфибрахий - второй, анапест - третий. Это возможно рассмотреть на примерах:

    ВЕтви своИ,

    В вОду ронЯя,

    ПьЕт она нЕбо

    РАнней порОй...

    Амфибрахий:

    КогдА же на мИр, что во мнЕ,

    ПадЕт непокОй, по веснЕ...

    ПолюбИ! Не скупИсь на безУмие чУвств,

    Ни к чемУ эконОмия сЕрдца огнЯ!

    Лей в менЯ, как в сосУд, что иссУшен и пУст...

    Стихотворный размер

    Количество повторяющихся стоп в одной строке стихотворения создает определенный стихотворный размер. В последнем из приведенных примеров речь идет о повторении четырех трехсложных стоп. Литературно это называется четырехстопным анапестом.

    Наиболее часто встречаемыми стихотворными размерами, свойственными русским классикам, можно назвать четырехстопные, трехстопные и двухстопные.

    К примеру:

    БогИня, что нЕбо укрАсив собОю,

    БросАет во снЫ мои взОры свОи...

    Данный пример очерчивает четырехкратное употребление в одной строке амфибрахия и имеет соответствующее название: четырехстопный амфибрахий.

    А приведенный выше отрывок, характеризующий стопу дактиля, является двухстопным.

    Что такое ямб трехстопный или четырехстопный, легко понять на следующих

    Примерах:

    ПорОй бредУ, и сАм не знАя,

    КудА идУ. И знАть ли вАжно...

    Этот стих написан Он же узнается и в бессмертном "Евгении Онегине", А. С. Пушкина.

    Следующий стих относится к трехстопному ямбу, и к нему же прибегает А. С. Грибоедов в своем "Горе от ума":

    НельзЯ кричАть молИтв,

    МолИтвамИ молчАт...

    Теперь, когда понятно, что есть хорей, а что - дактиль, ямб или амфибрахий, можно приступать к написанию своих призведений. Что такое ямб для поэта? Пожалуй, самый удобный размер. Начинать следует именно с него.