Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно
Существует довольно много видов размера стихосложения , принято выделять пять основных размеров - хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
Хорей
Простой двусложный размер стихосложения. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.):
Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)
Двусложный размер стихосложения, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, "Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом.
Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека -
Дроби, мой гневный ямб, каменья! (А. Блок)
Дактиль
Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т.д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением на первом слоге. Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили.
Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет - и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала. (А. Фет)
Амфибрахий
Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий:
Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок
В награду за дерзкую речь. (Н. Гумилёв)
Анапест
Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. Наиболее распространён трёхстопный анапест.
Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)
Метры и размеры стиха
Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы хорея: ! -), а в строке (стихе) в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия )
В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное. ! - ! - ! - ! ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! ! - ! - ! - ! - Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя... ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! -
Хорей - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Стихотворный размер (метр) — это число и порядок чередования безударных и ударных слогов в строке.
Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно знать и уметь определять только хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
А для тех, кто готовится к олимпиадам или уже учится в университете с направлением «основы стиховедческого анализа», советуем воспользоваться содержанием в данной статье.
См. также статью «Как определить стихотворный размер?»
Размер стиха зависит от (в силлабической он определяется количеством слогов, в тонической числом ударных слогов, в силлабо-тонической числом ударных и безударных слогов).
Знаком ‿ обозначается слабый слог (безударный), символом - обозначается сильный (ударный), ´ реальное ударение.
В своих примерах я оставляю ритмическую схему, именно поэтому в моих записях Вы не найдете неправильной записи, например ‿‿ или --.
Силлабо-тонические размеры
В силлабо-тонике различают размеры: двухсложные, трехсложные, четырехсложные.
Двухсложные размеры
К двухсложным размерам относят хорей и ямб .
Хорей
Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
Схема: -´‿
-´‿-´‿-´‿-´‿ -‿-´‿-‿-´ -‿-´‿-´‿-´‿ -´‿-´‿-´‿-´ -´‿-´‿-´‿-´‿ -‿-´‿-´‿-´ -´‿-´‿-‿-´‿ -´‿-´‿-‿-´ |
|
Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. | -´‿-‿-´‿-´‿-´‿ -‿-´‿-´‿-‿-´ -´‿-‿-´‿-‿-´‿ -‿-´‿-´‿-´‿- |
Университетская программа | |
Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, | -‿-´‿-‿-´‿ -‿-´‿-‿-´‿ -‿-´‿-‿-´ -‿-´‿-‿-´
-´‿-´‿-‿-´‿ |
Ямб
Ямб — двухсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.
Схема: ‿-´
Школьная программа (в том числе ЕГЭ) | |
‿-´‿-´‿-´‿-´‿ ‿-´‿-´‿-´‿-´ ‿-´‿-´‿-‿-´‿ ‿-´‿-´‿-‿-´ |
|
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. | ‿-‿-´‿-´‿-´ ‿-´‿-´‿-‿-´‿ ‿-´‿-‿-´‿-´ ‿-´‿-´‿-‿-´‿ |
Университетская программа | |
Как ни тяжел последний час – Та непонятная для нас Истома смертного страданья, – Но для души еще страшней | ‿´-‿-´‿-´‿-´ ‿-‿-´‿-‿-´ ‿-´‿-´‿-‿-´‿ ‿-‿-´‿-´‿-´ |
Трехсложные размеры
К трехсложным размерам относят дактиль, амфибрахий, анапест . Для простоты запоминания советуем Вам аббревиатуру ДАМА (д — дактиль, ам — амфибрахий, а — анапест).
Дактиль
Дактиль — трехсложный размер с ударением на первый слог.
Схема: -´‿‿
Школьная программа (в том числе ЕГЭ) | |
-´‿‿-´‿‿ -´‿‿-´‿‿ -´‿‿-´‿‿ -´‿‿-´‿‿ |
|
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. | -´‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿ -´‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿ -´‿‿-´‿‿-‿‿-´‿‿ -´‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿ |
Университетская программа | |
Ласточка, ласточка, как я люблю твои вешние песни! Милый твой вид я люблю, как весна и живой и веселый! Пой, весны провозвестница, пой и кружись надо мною; Может быть, сладкие песни и мне напоешь ты на душу. | -´‿‿-´‿‿-´‿‿//-´‿‿-´‿‿-´‿ -´‿‿-´‿‿-´‿‿//-´‿‿-´‿‿-´‿ -´‿‿´-´‿‿-´‿‿//-´‿‿-´‿‿-´‿ -´‿‿-´‿‿-´‿‿//-´‿‿-´‿‿-´‿ |
Амфибрахий
Амфибрахий — трехсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.
Схема: ‿-´‿
Школьная программа (в том числе ЕГЭ) | |
‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´ ‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´ ‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´‿ |
|
Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, Я - бренная пена морская. | ‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿ ‿-´‿‿-´‿‿-´‿ ‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿ ‿-´‿‿-´‿‿-´‿ |
Университетская программа | |
И осень, которая вдруг началась Прилежно, Меня веселит на сей раз И тешит. | ‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿-´ ‿-´‿ ‿-´‿‿-´‿‿-´ ‿-´‿ |
Анапест
Анапест — трехсложный размер с ударением на третий слог.
Схема: ‿‿-´
Школьная программа (в том числе ЕГЭ) | |
‿‿-´‿‿-´‿‿-´ ‿‿-´‿‿´-´‿‿-´‿‿ ‿‿-´‿‿´-´‿‿-´ ‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿ |
|
О, весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! | ‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿ ‿‿-´‿‿-´‿‿-´ ‿‿-´‿‿´-´‿‿-´‿ ‿‿-´‿‿-´‿‿-´ |
Университетская программа | |
От других мне хвала - что зала, От тебя и хула похвала | ‿‿-´‿‿-´ ‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿´ ‿´‿-´‿‿-´ ‿‿´-´‿‿-´‿‿-´‿ |
Логаэд
Логаэд — это стих с упорядоченным чередованием разных силлабо-тонических стоп (например, анапест + ямб + анапест + ямб). Логаэд – строгий метр, все строки написаны по одной схеме, стяжение происходит строго в одном месте.
Дольник
Дольник — стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 2. (При вычислении мы должны получить 1)
Его встречали повсюду На улицах в сонные дни. Он шел и нес свое чудо, Спотыкаясь в морозной тени. | ‿-´‿-´‿‿-´‿ (1)-´1-´2-´(1) ‿-´‿‿-´‿‿-´ (1)-´2-´2-´(0) ‿-´‿-´‿‿-´‿ (1)-´1-´2-´(1) ‿‿-´‿‿-´‿‿-´ (2)-´2-´2-´(0)
(1) (односложная анакруза) |
Трясина кругом да камыш кудлатый, На черной воде кувшинок заплаты. А под кувшинками в жидком сале | ‿-´‿‿-´‿‿-´‿-´‿ (1)-´2-´2-´1-´(1) ‿-´‿‿-´‿‿-´‿-´‿ (1)-´2-´2-´1-´(1) ‿-´‿‿-´‿-´‿‿-´‿ (1)-´2-´1-´2-´(1) 2 - 1= 1 (дольник) |
Сверхсхемные ударения
Сверхсхемные ударения (внеметрические) — это ударения на слабых местах в стихе.
К примеру, мы имеем ритмическую схему ‿-‿-‿-‿-. Однако при скандировании (прочтение с намеренными сильными ударениями) мы замечаем, что возникает ударение, не входящее в ритмическую составляющую ‿´-´‿-´‿-´‿-´.
Среди сверхсхемных ударений мы выделим только спондей .
Спондей
Спондей — сверхсхемное ударение, возникающее только в двухсложных размерах.
Схема: ‿´-´ или -´‿´ (записывать - - неправильно! Вы должны оставлять ритмическую схему!)
Пропуски метрических ударений
Пропуск метрических ударений — это пропуск ударного слога, замена ударного слога безударным.
К примеру, мы имеем ритмическую схему ‿-‿-‿-‿-. При попытке расставить реальные ударения, мы сталкиваемся с тем, что в некоторых стопах ударение пропущено: ‿-‿-´‿-‿-´ — такое явление и называется пропуском метрических ударений.
Среди пропусков метрических ударений мы рассмотрим только пиррихий .
Пиррихий
Пиррихий — пропуск метрического ударения, возникающий только в двухсложных размерах.
Схема: ‿- или -‿ (записывать ‿‿ неправильно! Вы должны оставлять ритмическую схему!)
Ты, меня любивший фальшью Истины - и правдой лжи, Ты, меня любивший - дальше Некуда! - За рубежи! Ты, меня любивший дольше | -´‿-´‿-´‿-´‿ -´‿-‿-´‿-´ -´‿-´‿-´‿-´‿ -´‿-‿-‿-´
-´‿-´‿-´‿-´‿ |
Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник, струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. | -´‿-‿-´‿-´‿-´‿ -‿-´‿-´‿-‿-´ -´‿-‿-´‿-‿-´‿ -‿-´‿-´‿-´‿- |
Тонические размеры
В тонической системе стихосложения выделяют акцентный стих и тактовик .
Тактовик
Тактовик — стих, где число ударных в каждой строфе одинаково, а число безударных колеблется от 0 до 4. (При вычислении мы должны получить 2 или 3)
Спокойно трубку докурил до конца, Спокойно улыбку стёр с лица.
«Команда, во фронт! Офицеры, вперёд!» И слова равняются в полный рост: | ‿-´‿-´‿‿‿-´‿‿-´ (1)-´1-´3-´2-´(0) ‿-´‿‿-´‿-´‿-´ (1)-´2-´1-´1-´(0)
‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿-´ (1)-´2-´2-´2-´(0)
‿‿-´‿-´‿‿-´‿-´ (2)-´1-´2-´1-´(0) 3-0=3 (ткт) |
Никогда не перестану удивляться Девушкам и цветам! Эта утренняя прохладца По белым и розовым кустам… | ‿‿-´‿‿‿-´‿‿‿-´‿ (2)-´3-´3-´(1) -´‿‿-´‿-´ (1)-´2-´1-´(0) ‿‿-´‿‿‿‿-´‿ (2)-´4-´(1) ‿-´‿‿-´‿‿‿-´ (1)-´2-´3-´(0) 4-1=3 (ткт) |
Акцентный стих
Акцентный стих — стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 8. (Ударение часто падает на слова, вычисления тут не нужны).
Задание ЕГЭ с данной терминологией
Задание на определение стихотворного размера почти всегда присутствует и находится под номером 14.
Укажите размер, которым написано стихотворение.
Обращаем Ваше внимание на то, что Вы должны указать размер без указания количества стоп (т.е не четырехстопный ямб, а ямб )
В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь - размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры - это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.
Как определить размер в стихотворении
Инструкция
В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.
Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы), которые получились ударными. Например:
мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил
когдА не в шУтку зАнемОг…
Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер - ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе - на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.
Пример хорея:
мОй весЁлый звОнкий мЯч
тЫ кудА помчАлся вскАчь
Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.
Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог - этот размер называется дактиль, если на второй - амфибрахий, на третий - анапест.
Пример дактиля:
тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники
Пример амфибрахия:
конЯ на скакУ останОвит,
в горЯщую Избу войдЁт
Пример анапеста:
Я люблЮ тебя жИзнь,
что самО по себЕ и не нОво
Чтобы определить количество стоп (стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче - четырехстопный хорей.
Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».
ЕСЛИ СЛОЖНО, ПОДСКАЗКА!
Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест
Ямб
Ямб энергичен, деловит;
Как вечный демократ,
Всегда он чуточку спешит,
И всем поэтам рад.
Но есть величия секрет,
В стихах, простых на вид:
Ведь ямбом пишется сонет,-
Традиция гласит.
Хорей
У хорея ритм двусложный
Безударный - на второй.
Бодрой песенкой дорожной
Он вдруг чудится порой,
То капелью утро будит,
То кукушкой прокричит…
Как природа данный людям,
Часто он вокруг звучит.
Дактиль
Дактиль задумчив и полон покоя,
Взмахами пальца считая размер.
Это его шестистопной строкою
В мире гекзаметр прославил Гомер.
Есть в нём величия странная сила,
Отзвук вопроса, дерзаний святых,
И дорогой, по-старинному милый,
Истинный блеск непростой красоты.
Амфибрахий
Для русского слуха хорош амфибрахий,
В нём есть широта и простор,
Отчаянье удали в снежном размахе,
Неспешный степной разговор,
Бескрайних лесов потаённые чащи,
В безбрежности рек - облака,
Им вдруг заклинанья читающий пращур
Посмотрит в глаза сквозь века.
Анапест
У анапеста нрав непростой:
И упрямым он слышен порой нам,
Выделяя незримой чертой
Звуки в чередовании стройном.
В нём приказ, утвержденье, напор…
С отголоском обыденной речи.
Может он рифмовать милый вздор
И романсом украсить наш вечер.
Помощник поэта
Оригинальная компьютерная программа от разработчиков сервера Стихи.ру поможет вам подобрать рифму к любому слову. Программа предлагает словарь рифм, которые были использованы авторами нашего сервера, а также в стихах классиков. Мы не гарантируем точное совпадение всех рифм, поскольку в базе присутствуют также белые стихи без рифмы.
Стихотворение отличается от прозы составлением из слов определенного рисунка, не только смыслового, но и звукового. Складывая из них определенную мозаику, поэт способен передать самые глубинные переживания и яркие сцены. Для создания ритмичности и гармоничности произведения используются определенные правила стихосложения: соблюдение чередования в определенном порядке сильных и слабых слогов (ударных и безударных), именуемого стопой; бдение о стихотворном размере или постоянном количестве повторений стоп в каждой строке.
Двусложная стопа
Для того чтобы понять, что такое ямб, нужно внимательно разобраться в стопах вообще. Если мы говорим о двусложной стопе, к которой принадлежат ямб и хорей, то в этом случае безударные слоги чередуются с ударными, один через один. Ударение, падающее на первый из двух слогов, говорит о принадлежности стопы к хорею:
ПрУдом тИхим тУт и тАм,
ВскОльзь, гулЯя пО волнАм...
Тогда как ударение, падающее на второй слог, говорит о том, что примеры:
КогдА зимОй бушУет вьЮга,
А сЕрдце мОлится о дрУге,
СпосОбном дУшу защитИть...
ТогдА, и Я возьмУ стрелУ
И, жгУчей злОбы нЕ таЯ,
ОтпУстят пАльцы тетевУ...
Пиррихий
Это два ярких примера, могущих создать представление о том, что такое ямб. Сталкиваясь же с серьезными классическими поэтическими произведениями, бывает сложнее определить размер стопы. Это связано с распределением ударений в них, не всегда совпадающих с вышеописанной схемой. Что же делать в таком случае:
ЗарЯ румЯнилась спросОнок,
ЖурчАла рЕчка по пескУ,
А тАм, навзгОрье, жеребЕнок
ПрислУшивался к ветеркУ.
Стопа тяжело подлежит определению в силу неравномерного распределения ударений в словах. Это что такое? Ямб ли? Хорей?
Для подобных случаев существует народный способ определения размера стопы, заключающийся в "отчеканивании" стиха подобно первокласснику на линейке, не обращая внимание ни на смысл слов, ни на правильность расстановки ударений в них. При подобной декламации стиха можно заметить следующую схему:
За-рЯ-ру-мЯ-ни-лАсь-спро-сОнок,
Жур-чА-ла-рЕч-ка-пО-пес-кУ,
А-тАм-на-взгО-рье-жЕ-ре-бЕ-нок
При-слУ-ши-вАл-ся-квЕ-тер-кУ.
При прочтении стиха этим способом обнаруживается ряд дополнительных, не присущих словам ударений. Следует обратить внимание на шестой слог в первой и третьей строках, четвертый и шестой - в последней, ярко демонстрирующие это поэтическое явление. В литературоведении оно носит название пиррихий и является применимым для всех размеров слога.
Таким несложным образом в приведенном стихе отмечается ударным каждый второй слог, обнажается типичный ямб. Наряду с хореем, он был популярнейшим слогом среди произведений поэтов 19-го столетия. Стихотворения ямбом предпочитали: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов и многие другие классики.
Трехсложная стопа
К трехсложным стопам относятся дактиль, амфибрахий и анапест. Эти размеры стоп характеризуются одним ударным и двумя сопровождающими его безударными слогами. Разница заключается в том, на какой по счету слог падает ударение: дактиль имеет ударным первый слог, амфибрахий - второй, анапест - третий. Это возможно рассмотреть на примерах:
ВЕтви своИ,
В вОду ронЯя,
ПьЕт она нЕбо
РАнней порОй...
Амфибрахий:
КогдА же на мИр, что во мнЕ,
ПадЕт непокОй, по веснЕ...
ПолюбИ! Не скупИсь на безУмие чУвств,
Ни к чемУ эконОмия сЕрдца огнЯ!
Лей в менЯ, как в сосУд, что иссУшен и пУст...
Стихотворный размер
Количество повторяющихся стоп в одной строке стихотворения создает определенный стихотворный размер. В последнем из приведенных примеров речь идет о повторении четырех трехсложных стоп. Литературно это называется четырехстопным анапестом.
Наиболее часто встречаемыми стихотворными размерами, свойственными русским классикам, можно назвать четырехстопные, трехстопные и двухстопные.
К примеру:
БогИня, что нЕбо укрАсив собОю,
БросАет во снЫ мои взОры свОи...
Данный пример очерчивает четырехкратное употребление в одной строке амфибрахия и имеет соответствующее название: четырехстопный амфибрахий.
А приведенный выше отрывок, характеризующий стопу дактиля, является двухстопным.
Что такое ямб трехстопный или четырехстопный, легко понять на следующих
Примерах:
ПорОй бредУ, и сАм не знАя,
КудА идУ. И знАть ли вАжно...
Этот стих написан Он же узнается и в бессмертном "Евгении Онегине", А. С. Пушкина.
Следующий стих относится к трехстопному ямбу, и к нему же прибегает А. С. Грибоедов в своем "Горе от ума":
НельзЯ кричАть молИтв,
МолИтвамИ молчАт...
Теперь, когда понятно, что есть хорей, а что - дактиль, ямб или амфибрахий, можно приступать к написанию своих призведений. Что такое ямб для поэта? Пожалуй, самый удобный размер. Начинать следует именно с него.