Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно
Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком "домике" живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ - то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки - мнемотаблицы, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности визуально, образно.
Дикие животные леса
Заяц
Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье. Основная пища зайца - это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.
Лиса
Лиса - дикое животное. Она живет в лесу, в норе. Лиса - хищный зверь. Основная еда лис - насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег Не побрезгует ягодами и фруктами, когда голодна.
Волк
Волк - животное леса. Живут волки в логове. Волки охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком. В голодные годы волки могут нападать на домашний скот, но это бывает очень редко. Волки очень осторожны и боятся человека.
Ёж
Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней, под кустом, в углублениях земли, натаскивая туда много листьев, сухой травы и мха. Зимой ежи впадают в спячку. Едят ежи в основном насекомых. Если попадется змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами.
Бурый медведь
Бурый медведь - дикое животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку. Основная пища медведей - ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо - полакомится яйцами, найдет улей диких пчел - поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать. Не побрезгует и падалью.
Белка
Белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там. Ест белка ягоды, фрукты, грибы, орехи, желуди и зерно. Запасает припасы на зиму, пряча их под корнями или среди веток деревьев, чтобы не голодать зимой.
Животные пустыни
Верблюд
Верблюды живут в пустыне и полупустыне. Жилище они не строят. Питаются травой (и сухой, и свежей), веточками деревьев, верблюжьей колючкой, эфедрой, полынью, жуют веточки саксаула. Верблюд накапливает в горбах питательные вещества, поэтому подолгу может обходиться без еды.
Фенек
Фенек живет в пустынях и полупустынях. Он роет себе нору в песке. Фенек всеяден. Питается насекомыми, ящерицами, яйцами птиц, мелкими грызунами, кореньями растений, которые удается выкопать в пустыне.
Когда ребенок познакомился с животными, их образом жизни, питанием, пусть он попробует сам рассказать о том, что запомнил. В этом помогут картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания >>
На первых порах связного рассказа получить может не удастся, тогда попробуйте распечатать и разрезать приведенные выше карточки на сектора, а ребенку предложить разложить картинки правильно.
А более подробные рассказы для детей о животных можно посмотреть на нашем сайте в разделах:
Конспект занятия по экологии в средней группе
«Кто где живёт»
ЦЕЛЬ:
Формировать представления о взаимосвязях в природе, о приспособленности животных к разным местообитаниям.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ:
Картинки с изображением разных животных и их домов – мест обитания.
Карточки с изображениями животных, насекомых, птиц. карандаш простой, карта схема. («Где, чей дом? »)
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из стихотворения С. Боруздина «Кто построил этот дом?
НА УЛИЦЕ САДОВОЙ
ДОМ ПОСТРОЕН НОВЫЙ.
В НЁМ СТОЛЬКО СВЕТЛЫХ ОКОН –
ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ?
НУЖЕН ВСЕМ БЕЗ ИЗКЛЮЧЕНЬЯ.
Давайте вспомним, о чём идёт речь в этом стихотворении? (о доме) .
А что такое - «дом»? и Для чего он нам нужен? (В доме можно спрятаться от плохой погоды, поспать, погреться, поиграть)
Значит: когда идёт дождь или мы замерзаем, мы убегаем домой. Дома приятно, уютно, безопасно, хорошо.
А как вы думаете, есть ли дома у животных, насекомых, птиц? (ответы детей) .
Какие дома животных вы знаете?
Лиса живет – в норе;
Собака – в конуре;
корова – в коровнике;
свинья – в свинарнике;
курица в курятнике. (молодцы)
У каждого животного, насекомого, птицы на земле есть свой дом, каждое животное, насекомое, птица может жить только в нём.
А вот о каких домах сегодня пойдёт наш разговор вы сейчас узнаете.
Воспитатель - Сейчас я вам загадаю загадку
Ответы детей: что она беззащитный зверёк, она спасается только тем, что прячется в густых ветках и дуплах. В неволе живёт не долго. Делает в дуплах большие запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников.
Для того чтобы узнать чей дом скрывается под следующей картинкой, я вам расскажу стихотворение.
Птичка над моим окошком Гнёздышко для деток вьёт, То соломку тащит в ножках, То пушок в носу несёт. (птичка) - гнездо |
Ребятки, вспомните, пожалуйста, из чего строится или (вьётся) гнездо? (соломы, пушка, земли, глины) . - А сейчас Мы с вами покажем какие мы строители.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Раз, два, три, четыре! | Дети. |
Много дел на белом свете. | – дети шагают на месте |
Пусть не сердятся родители | Дети грозят указательным пальчиком |
Что измажутся строители, | Отряхивают с одежды воображаемую пыль |
Потому что тот, кто строит, | ударяют кулачком поочерёдно то сверху, то снизу |
Тот чего-нибудь да стоит! | Затем выбрасывают вперёд руки |
Это только часть муравейника, под ней есть ещё подземное гнездо.
Как вы думаете из чего состоит муравейник? (больше всего здесь хвоинок, кусочков коры, веточек, комочков почвы) .
Каждый муравей старается что-то нести в большой общий дом.
Для того чтобы узнать чей дом изображён на этой картинке. Я прочитаю стихотворение.
Над цветами кто летает, Сок цветочный собирает, В домик свой его несёт Из него готовит мёд? (пчёлка) - улей |
Как называется этот дом? (называется ульем).
Кто построил этот дом? (люди построили им специальные домики – ульи, охраняют их, берегут)
А знаете ли вы, кто самый известный строитель в мире животных. (ответы детей) А вот сейчас вы узнаете. – загадать загадку.
Он умеет строить для себя замечательные домики хатки.
Из чего строит бобр свою хатку? (веток, камней, листьев)
Ребята, а сейчас мы свами поиграем в игру: «Кто где живёт»
ИГРА: «КТО ГДЕ ЖИВЁТ»
(Воспитатель раскладывает на подносе изображения животных, насекомых, птиц. Просит по очереди вытянут любое изображение и поместить его на свой домик. Дети помогают найти свой домик) .
Молодцы ребята. Вы справились с этим заданием.
Следующее задание вас ждёт за столами.
ЗАДАНИЕ ЗА СТОЛОМ: «Где, чей дом»
(Детям необходимо найти дом и соединить линию карандашом) .
После выполнения задания дети выходят из за стола на ковровое покрытие.
В заключении воспитатель подчёркивает, что у каждого животного на земле есть свой дом, каждое животное может жить только в нём. Меняться домами животные не любят, да и не могут. Поэтому очень важно охранять не только самих зверей, птиц, насекомых, но и их дома.
Сказка для дошкольников
Автор: Волкова Татьяна Адамовна, воспитатель, структурное подразделение МДОУ "ДСКВ 362" д. Старая, Ленинградская область, Всеволожский район.Описание материала. Сказка является авторской. Предназначена для детей от 4 до 7 лет, сказка в доступной форме знакомит детей с особенностями жизни насекомых.
Цель: расширение знаний детей о жизни насекомых.
Задачи : познакомить детей с условиями и особенностями жизни насекомых, расширять словарный запас детей, воспитывать интерес к живой природе.
Сказка "Кто где живёт"
Розовый мотылек проснулся от ласкового прикосновения солнечного луча. Он спал под теплым покрывалом листка подорожника. Молтылёк огляделся вокруг и увидел, что уже наступило утро и на полянке уже во всю кипела жизнь: бабочки весело порхали над цветами, жужжали пчёлы и гудели шмели, летали мошки и тяжёлые жуки. Розовый мотылек полетел к цветам, чтобы угоститься сладким нектаром. На одном из цветков он увидел пчёлку. Она с удовольствием собирала нектар, а к её лапкам пристала пушистая пыльца.
- Доброе утро, Пчёлка, - вежливо сказал Розовый мотылек, - ты видишь, к твоим лапкам пристала пушистая пыльца.
- Доброе утро, Мотылёк, - отозвалась Пчёлка, - да, так и должно быть, ведь я опыляю цветы, а не только лакомлюсь нектаром. Угощайся и ты. А ведь и ты тоже помогаешь опылять цветы, - заметила Пчёлка и улетела к другому цветку.
Мотылёк с удовольствием полакомился нектаром и полетел дальше. Мимо пролетел тяжело гудящий шмель.
- Привет, Мотылёк, ты уже проснулся?
- Да, сегодня прекрасная погода, не правда ли?
- Чудесная погода для сбора нектара. - согласился Шмель и полетел дальше. Внезапно он исчез с поля зрения Мотылька и тот закружился вокруг себя, ища, куда же подевался Шмель. И тут Шмель опять появился и полетел вдоль луга.
Присмотревшись, Мотылёк заметил в земле нору: оказывается, шмели живут в норах.
Удивившись, Мотылек полетел искать пчелу. Он нашёл её уже собиравшуюся покидать цветущий луг.
- Можно спросить, Пчёлка, где ты живёшь?
- В улье, на пасеке. - весело ответила Пчела. - А почему ты спрашиваешь?
- Потому что я видел, как Шмель вылете из норки в земле.
- Правильно, шмели живут в норках, а мы в ульях. - рассмеялась Пчела и улетела.
Тут мимо Мотылька пролетела красная божья коровка. Мотылёк хотел поздороваться с ней, но не успел: их накрыла какая-то тень. Пролетающая мимо птица хотела склевать божью коровку, но потом передумала. Мотылёк же успел спрятаться под листочек.
- Ты видела? - дрожащим голосом спросил он у Божьей коровки. - Мы чуть не попались.
- Да, - согласилась Божья коровка, -только мои крылышки красного цвета, а это означает для птиц - несъедобно. - и Божья коровка полетела дальше.
Мотылёк сел передохнуть на цветок клевера и сверху увидел спешаших куда-то муравьёв. Они быстро, цепочкой, бежали друг за другом, некоторые тащили сухие травинки и сухие сосновые иголки.
- Привет, муравьи, вы куда так спешите? - слетел к ним Мотылёк.
- Домой, в свой муравейник, - ответили муравьи не останавливаясь, и помахав Мотыльку свободными лапками.
"Все живут в своих домиках, только у нас, у мотыльков, нет домика." - грустно подумал Мотылёк и полетел играть с Бабочками.
Тема занятия: «Кто, где живёт?»
Цели: расширить представление детей о диких животных, их повадках, внешних признаках; развивать умение развёрнуто отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; пересказывать содержание произведения близко к тексту, передавая авторское отношение к персонажам произведения; развивать умение находить в тексте изобразительно-выразительные средства, использованные автором.
Задачи: прививать любовь к природе и животным.
Оборудование: азбука-тетрадь, дом-теремок, картинки с изображением диких животных, иллюстрации к сказкам.
Ход занятий:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1.Слово учителя.
Сегодня мы с вами поговорим о животных. А о каких животных, вы догадаетесь сами. Я буду загадывать вам загадки, а вы будите отгадывать и так мы с вами составим то слово, о каких животных мы будем говорить.
2.Загадывание загадок.
а). Под соснами, под ёлками Ползёт мешок с иголками.
Колючий, рукою не возьмёшь Кто же это? (Ёж)
На доске картинка ёжа.
Вопрос:- Какие слова загадки помогли вам догадаться, что это ёж?
Мешок с иголками; Колючий, рукою не возьмёшь
3.Артикуляционная разминка:
Чистоговорки:
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу- я иголки дам ежу.
Жи-жи-жи- колючие ежи.
Же-же-же- гриб едет на еже.
Зи-зи-зи- ёжик, ёжик тормози.
Си-си-си- к себе в гости пригласи.
б). Кто под ёлками ловко скачет. И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка).
На доске картинка белки.
Вопрос:- Какие слова загадки подсказали вам, что это белка?
Ловко скачет. В дупле орешки прячет. Сушит грибы.
4. Скороговорка:
Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел.
Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела Белой даже не была.
в). Полосатый хищный зверь Он родился не для игр.
Лишь врага увидит- вмиг На него из чащи – прыг! (Тигр)
На доске картинка тигра.
Вопрос: - Что вам подсказало, что это тигр?
Полосатый, хищный.
5. Весёлый стих.
Телевизор мир купил, Самый лучший попросил.
Я- люблю-сказал он строго. Чтоб полосок было много!
Вопросы: - Скажите, а чем знаменателен тигр в этом году?
А какой зверь своими повадками похож на тигра? (лев)
На доске картинка льва.
Азбука-игра на букву эль (Л).
Львёнок слушает частушки Летним полднем у пруда
Лупоглазые лягушки Любят петь их там всегда!
Вопрос:- Какие повадки у этих зверей? Они одинаковые. А чем же отличаются эти животные?
Слово учителя. А ещё послушайте, в этой загадке тоже говорится о двух животных, повадки у них тоже одинаковые, но есть и различия.
Слушаем. Загадка.
Трав копытами касаясь, ходит по лесу хозяин,
Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.
Кто же это? (Лось). А его сородичь? (Олень).
На доске картинки лося и оленя.
Вопрос:- А есть различия у этих животных?
Потешка на букву О.
Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик:
Там волки живут, Тебе хвостик отгрызут.
Слово учителя.
Вопрос: - Ребята, а где живут эти животные, о которых мы сейчас говорим?
(ответы детей)
Итак, сегодня мы с вами говорим о диких животных.
Наша тема урока: Кто, где живёт?
Ребята, но у нас есть ещё дикие животные, которых мы не назвали. Но об этих животных нам сейчас расскажут сами дети.
Слово учителя: Ну, а сейчас слушаем рассказ ещё об одном диком животном.
Заяц: Живёт он в кустах, спит под кустиками, от злых зверей спасается бегством, хорошо, что у него длинные ноги. Зимой он белый, а летом серый, так ему удобнее жить. Кто он? (заяц).
Вопрос: - По каким приметам вы догадались, что это заяц?
Спасается бегством, длинные ноги, белый, серый.
На доске картинка зайца. (Заходит уч-ся в костюме зайца).
Стихотворение о зайце: Едет зайка на трамвае, Едет зайка, рассуждает:
Если я купил билет, «Кто я, заяц или нет?»
Вопрос: - Так, кто же он в данной ситуации? (ответы детей)
Слово учителя.
Послушайте ребята ещё об одном диком животном.
Волк: Живёт он в лесу, в своёй глубокой норе. Он сильный, а когда хочет есть, он ещё и злой. Он никого не боится, наоборот его боятся. В народе его называют серым. Кто он? (Волк).
На доске картинка волка.
Вопрос: - А какие слова подсказали, что это волк?
Сильный, злой, голодный.
(Заходит уч-ся в костюме волка).
Стихотворение о волке: В поле волк- волчище едет На своём велосипеде.
Обогнал сегодня он Воробья и двух ворон,
Только ветер – ветерок Перегнать никак не мог.
Слово учителя.
Есть ещё дикое животное и сейчас мы узнаем, кто это?
Лиса. Живёт в лесу и в степи. Домик у неё в земле, она роет себе норку, где прячется от злых собак. Рыжая, хвост пушистый, шкурка тоже, она хитрая. Зовут её Патрикеевна. Кто она? (Лиса).
На доске картинка лисы.
Вопрос: - Как вы узнали, что это лиса? (рыжая, хитрая, хвост пушистый).
(Заходит уч-ся в костюме лисы).
А почему лисе дали прозвище Патрикеевна?
Стихотворение: Я- лиса пушистый мех. Мне с глупцами просто смех.
Не заметит ротозей Дерзкой хитрости моей.
Если надо Вокруг пальца обведу!
Слово учителя.
И есть ещё одно животное, послушайте.
Медведь. Живет он тоже в лесу. Он большой и неуклюжий. В народе его называют лесным хозяином. Любит мёд, а ещё его называют косолапым. Кто он? (медведь).
На доске картинка медведя.
Вопрос: - А по каким приметам, вы поняли, что это медведь?
(Большой, неуклюжий, любит мёд, косолапый).
(Заходит уч-ся в костюме медведя). Стих-е: «Медвежонок».
Уч. : И вот мы с вами познакомились с дикими животными.
ФИЗМИНУТКА.
Солнце глянуло в окошко, 1,2,3,4,5 Все мы делаем зарядку.
Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, 1,2,3,4,5.
Наклониться 3-4. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Слово учителя.
Итак, молодцы ребята, загадки вы отгадали хорошо и показали хорошие знания о диких животных. – А сейчас назовите мне сказки, рассказы в которых учавствуют дикие животные.
(Колобок, Теремок, Волк и семеро козлят, Маша и медведь, Лиса и журавль). (сопровождается показом картин, иллюстраций сказок).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением о животных. Написал его Виталий Бианки. Это рассказ – «Купание медвежат».
а). чтение рассказа учителем.
б). беседа по прочитанному:
В. – Как вы думаете, о чём этот рассказ?
Кто его главный герой?
Какое событие в рассказе главное?
Расскажите, как мать – медведица купала своих маленьких медвежат.
Как вы думаете, зачем она это делала?
Понравилось ли медвежатам купание?
Как они вели себя при этом?
Кто, по вашему, стал свидетелем этого события?
А вы как?
в). подробный пересказ.
Обращаю внимание детей на то, чтобы при пересказе они постарались отразить точку зрения автора и свою собственную.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
После этого дети бегут, садятся каждый в свой уголок и занимаются своим делом.
Стихотворение.
Сегодня день целый: Все звери у дела: Вот медведь старый дед, сапог побивает.
Лисичка – сестричка шубу подшивает Зайчик под ёлкой метёт метлой
А серый Волчок Колобок стережёт.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗКИ «Колобок».
Работа в азбуке – тетради.
Слово учителя. Откроем тетради на стр. 21.
Вспомните основные повадки героев сказки.
Каким цветом вы бы обозначили их характеры?
Расскрась квадратик в каждой картинке.
На этом наше занятие закончилось, спасибо вам всем.
Тамара Черемнова
Где живет сказка
Title: Купить книгу "Где живет сказка": feed_id: 5296 pattern_id: 2266 book_author: Черемнова Тамара book_name: Где живет сказка
Жила-была девочка, которая любила каждый вечер слушать сказки. И хорошо, что у неё была добрая бабушка, которая любила ей их рассказывать. И вот однажды, когда наступил вечер и за окном замерцала звёздочка, девочка, как все послушные дети, быстро легла в постель и приготовилась слушать сказку. Но бабушка ей сказала:
Постарайся сегодня уснуть без сказки, внученька. А то я ни одной новой сказки не могу вспомнить. Наверное, я их все тебе пересказала.
Бабушка, а где живут сказки? - спросила внучка.
А кто ж их знает, где они живут. Может, леший их прячет у себя в дупле.
Как это в дупле? - удивилась внучка.
Так, в дупле. У лешего полное дупло сказок.
Бабушка, а можно у лешего попросить хоть одну новую сказку? Если у него их полное дупло, то им там, наверное, тесно и неудобно. Сказки ведь живут для того, чтобы их всем рассказывали, а не для того, чтобы тесниться в тёмном дупле.
Наверное, можно. Попросить всегда можно, - вздохнула бабушка. - А ты постарайся всё-таки заснуть без сказки.
Бабушка погладила внучку по шелковистым волосикам и тихонько вышла. А девочка стала смотреть на далёкую звёздочку за окном. Много ли, мало ли времени прошло, только от звёздочки к девочкиному окну протянулся тонюсенький лучик, прошёл сквозь оконное стекло и запутался в девочкиных ресничках, - и она уснула.
* * *
И снится девочке сон, будто она отправилась в лес к лешему - чтобы выпросить у него новую сказку. Идёт она, идёт по лесной тропинке, а навстречу ей серый волк.
Здравствуй, незнакомая девочка! Куда путь держишь? - спросил волк.
Здравствуй, волчище! - храбро ответила девочка. - Ты не знаешь, где живет леший? Я иду к нему в гости, чтобы попросить новую сказку для бабушки.
А зачем бабке сказка? - удивился волк.
Чтобы мне на ночь рассказывать. А ты сам случайно не знаешь какую-нибудь сказку? - спросила девочка у волка.
Я знал бабку, которая рассказывала сказки Красной Шапке, так я съел их обеих, - откровенно признался волк. - А вот где взять новую сказку, я не знаю. Спроси лучше у обманщика колобка: он-то точно знает новые сказки, - посоветовал честный волк и побежал прочь.
Колобок-колобок, подожди, остановись! - попросила девочка. - Скажи, ты знаешь новые сказки? И, может, ты знаешь, где леший живёт?
Нет, не остановлюсь, - ответил колобок. - Я боюсь останавливаться: вдруг тебе, как лисе, захочется меня съесть?
Зачем же мне тебя есть, колобочек? - рассмеялась девочка. - Мне моя бабушка слаще колобки печет.
Колобок обиделся, что есть колобки слаще его, и быстро укатился. А девочка дальше пошла - искать лешего. Идёт она, а навстречу ей медведь. Приблизилась к нему девочка и попросила:
Мишенька, покажи мне, где леший живёт.
Зачем тебе леший? - удивился медведь.
Мне у него надо попросить новую сказку для бабушки, - ответила девочка. - А может, ты сам сказки знаешь? Тогда дай хоть одну для моей бабушки.
А зачем твоей бабке сказка? - удивился медведь.
Она их мне на ночь рассказывает. А сегодня все сказки у неё закончились. Бабушка искала-искала и ни одной не нашла.
Это не она ли у меня в берлоге всю постель обшарила в поисках сказки? - недобро спросил медведь.
Нет, Мишенька, моя бабушка никогда не помнёт чужой постели, она их прибирать любит, - заступилась за бабушку внучка.
Тогда не знаю, чем тебе помочь, - почесал затылок медведь и потопал по своим медвежьим делам.
Девочка шла-шла по тропинке, углубляясь в лес всё дальше и дальше, и засмотрелась, как листочки на деревьях дробят солнышко на тёплые золотые блики. Девочка споткнулась, упала на колени и встретилась с чьим-то любопытным носом, высунувшимся перед ней из травы.
Ты кто? - испуганно прошептала девочка.
А ты кто? - прошептал кто-то в траве.
Я девочка, - ответила она.
А я лисёнок, - радостно ответило существо из травы.
Тут девочка увидела рыжие ушки и кончик пушистого хвоста, а потом и самого лисёнка.
Далеко идешь? - спросил лисёнок.
К лешему, чтобы попросить для бабушки новую сказку.
А зачем твоей бабушке сказка? - удивился лисёнок.
Она мне её на ночь расскажет, чтоб мне лучше спалось.
Мне моя бабушка тоже на ночь рассказывает сказки, причём очень интересные, - захихикал лисёнок.
Может, ты мне расскажешь хоть одну? - попросила девочка.
Нет, лисятам рассказывают хитрые сказки, а если их всем рассказывать, то они перестанут быть хитрыми, - ответил лисёнок и исчез в траве.
Какой ты красивый! - восхитилась девочка.
Я знаю, - горделиво ответил лось и повернулся в профиль, чтобы девочка могла получше рассмотреть его лосиную красоту.
Подожди, не убегай, я хочу тебя погладить. Не бойся меня.
С чего ты решила, что я боюсь маленьких девочек? - удивился лось. - А ты куда направляешься, крошка?
Иду к лешему за новой сказкой, - ответила девочка.
Здесь недалеко живет одна очень красивая сказка. Хочешь, провожу тебя к ней? - предложил лось.
Бежим! - обрадовалась девочка.
И они побежали. Лось подскочил к цветку на котором, широко раскинув крылья, сидела большая яркая бабочка, и обернулся к девочке:
Вот тебе сказка.
Так ведь это же просто бабочка! Какая же это сказка? - Девочка даже обиделась.
Моя мама всегда говорила, что всё красивое - это сказка, - пояснил лось. - Так что красивая бабочка - это тоже сказка. Но, я вижу, тебе эта сказка не подходит. Тогда мы сделаем вот что. Здесь неподалеку живет очень умный филин. Я провожу тебя к нему, и ты его попросишь, чтобы он отвел тебя к лешему.
Так они и сделали.
Уф! - задумчиво произнёс филин, выслушав девочку. - Все молодые жаждут новых сказок. А немолодые предпочитают вспоминать старые сказки. Я отведу тебя, девочка, к лешему, раз тебе так хочется новой сказки. Следуй за мной.
Повертев головой туда-сюда, он сорвался с ветки и полетел в чащу леса, а девочка побежала за ним. Долетев до лесной поляны, филин уселся на ветку сухого дерева с большим дуплом и сказал девочке:
Вот мы и пришли. Вот здесь квартирует леший, которого ты ищешь по всему лесу.
И кто это разыскивает меня по всему лесу? - проворчал откуда-то снизу рассыпчатый старческий голос.
Девочка присмотрелась и увидела, что возле дупла сидит старичок, весь обросший зеленым мхом.
Ну, давай, говори, зачем пришла? Я и есть тот самый леший, - представился он.
Мне бабушка сказала, что ты прячешь у себя в дупле сказки, - поведала девочка.
Так и сказала? - удивился старичок.
Да, - кивнула головой девочка.
Ну, тогда полезай сама в дупло: если найдёшь сказку, заберёшь её себе.
Девочке залезла в дупло, но там, кроме кучи прошлогодних листьев да сморщенного сучка, ничего не было. Она зажала сучок в руке и вылезла.
Там, кроме этого сучка и сухих листьев, ничего нет, - разочарованно произнесла девочка.
Это волшебный сучок. Если показать его бабушке, она сразу вспомнит для тебя сказку. Забирай сучок и до свидания, - проговорил старичок и стал дуть в деревянную трубочку.
Зачем вы дуете в эту трубочку? - полюбопытствовала девочка.
Это я учу танцевать ветер над поляной. Хочешь полетать вместе с ним? - предложил леший на прощанье.
Не успела девочка сказать «да» и поблагодарить за сучок, как почувствовала, что кто-то сильный поднимает её над землёй. Ну, конечно же, это танцующий ветер закружил её. И она ощутила себя бабочкой. «Может, прав был лось, утверждая, что бабочка - это тоже сказка?» - подумалось ей. Потом она полетела над чуть приметной тропинкой и, наконец, впорхнула в своё распахнутое окно.
* * *
Когда девочка проснулась, уже настало утро. Вся комната была залита солнечным светом. Девочка улыбнулась, протёрла глаза, и, вспомнив свои лесные приключения, радостно закричала:
Бабушка, бабушка, тебе леший волшебный сучок передал!
Да что ты, внученька, говоришь? Это тебе, наверное, приснилось. - Бабушка озабоченно потрогала внучкин лоб. Лоб оказался прохладным, без температуры, и бабушка облегченно вздохнула.
Нет, это не снилось, это всё взаправду было! - заупрямилась внучка. - И сучок по правде был, я его в руке держала. Может, он под кровать закатился?
Они с бабушкой обыскали все углы, но сучка нигде не было.
Бабушка, может, этот сучок за твой сундук завалился? Давай отодвинем сундук и посмотрим, - не унималась внучка.
Ну, давай посмотрим, - устало согласилась бабушка и отодвинула сундук: - Посмотри-ка, действительно какой-то сучок валяется.
Ну вот видишь! - обрадовалась внучка. - Это и есть тот самый сучок, что дал мне леший. А ты не верила!
Бабушка взяла сучок, разложила его на своей морщинистой ладони, внимательно посмотрела на него - и улыбнулась. Видно, и впрямь что-то вспомнила.