• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

    Дорогие братья и сестры!

    В сонме новомучеников Русской Церкви императорская семья занимает совершенно особое место.

    В апостольском чтении нынешнего дня мы слышим слова: А кого Онъ предопределилъ, техъ и призвалъ, а кого призвалъ, техъ и оправдалъ; а кого оправдалъ, техъ и прославилъ... Кто будетъ обвинять избранныхъ Божиiхъ? Богъ оправдываетъ ихъ (Рим. 8, 30 и 33).

    Подлое убийство членов царской семьи и их верных слуг, позорное сокрытие и уничтожение тел, даже недостойная дискуссия и обследование якобы останков царской семьи в 90-х гг. были задуманы организаторами всего этого ради того, чтобы подвергнуть их сугубому позору и оскорблению. Исполненные горя, ужаса и стыда смотрим мы на конец царской семьи и ее приближенных. «Разве так умирают избранные Господни? Те, которых Он призвал и оправдал?» – вот какой вопрос можно задать себе перед лицом их смерти.

    Апостол Павел дает ответ на этот вопрос или на это сомнение: кого Онъ предузналъ, темъ и предопределилъ быть подобными образу Сына Своего, дабы Онъ былъ первороднымъ между многими братiями (Рим. 8, 29).

    Взгляните на смерть Господа: Он Сам подвергся этому позору, бичеванию, осмеянию, крестной смерти, и даже поспешное положение во гроб было унизительным, поскольку Его убийцы хотели исполнить Моисеев закон о праздничном покое. Тот, Кто пришел в мир, не чтобы нарушить закон, но исполнить (Мф. 5, 17), был убийцами подчинен этому закону.

    Слова Апостола об избранности поясняют, что позорный конец царской семьи был одновременно великой милостью Господа: убиенные стали братьями «первородного», ибо были предузнаны и предопределены и таким образом оправданы Самим Господом.

    Говоря об избранности, Апостол вопрошает и напоминает: Кто будетъ обвинять избранныхъ Божiихъ?.. Кто осуждаетъ?.. Кто отлучитъ насъ отъ любви Божiей? (Рим. 8, 33-35). Не смирение царской семьи и ее приближенных, не их глубокая вера, не их благочестие, даже не благоволение к Церкви суть основа их святости, а единственно их избранность Богом. Они были предопределены и избраны, призваны Богом к святости. «Кто их осудит?» – спрашивает Апостол. Кто осмелится осуждать или судить тех, кого избрал Бог?

    Убийство царской семьи в течение десятилетий политически оправдывалось атеистами. Николая Второго прозвали «кровавым». Тела были изуродованы, сожжены и погребены в неизвестном месте. Убийцы постарались скрыть все следы своего злодеяния. В течение десятилетий безбожники говорили о царской семье в презрительном тоне, множили обвинения, осуждали ее. То есть делали все, чтобы осквернить ее память и изгладить все воспоминания о ней.

    Но можно ли избранных Богом изгнать из памяти? Кто отлучитъ насъ отъ любви Божiей? – спрашивает Апостол (Рим. 8, 35). Никто не может отлучить нас от этих избранных и предопределенных, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не можетъ отлучить насъ отъ любви Божiей во Христе Iисусе, Господе нашемъ (Рим. 8, 38-39).

    Сколько же истины открывается в этих словах, когда мы думаем о кровавом конце царской семьи! Те, кто стяжал любовь Божию, не могут быть изгнаны из нашей памяти. Они могут быть оболганы, поругаемы и презираемы, но они призваны к святости. И можно ли, имея в виду эту избранность, вообще обсуждать вопрос о том, допустимо ли было прославлять во святых царскую семью? Да, можно – если посчитать, что мы должны «признать» ее святость и вообще вправе решать о ней. Но тогда мы одновременно совершаем грех перед Богом, потому что подвергаем сомнению избранность царской семьи и прославление ее Господом. Если она была призвана Богом к святости, тогда давайте молиться этим святым, прося их о защите. И они услышат нашу мольбу и пошлют нам помощь и защиту.

    В одном из последних писем перед кончиной великая княжна Ольга Николаевна писала: «Отец просит всех, кто остался ему верен... не мстить за него, ибо он простил всех и молится о них... Нынешнее зло в мире усилится, но не злом побеждается зло, а лишь любовью».

    Читая эти слова, мы невольно думаем о слове апостола Павла, назидавшего Коринфскую церковь в любви: Злословятъ насъ, мы благословляемъ (1 Кор. 4, 12). Кто последовал за Христом и призван к святости, тот любит врагов своих и молится за гонящих его (Мф. 5, 44). Господь призвал нас к совершенству, и мы должны быть совершенны, какъ совершенъ Отецъ нашъ Небесный (Мф 5, 48). Высшая ступень совершенства есть святость. Мы все призваны к святости, даже если путь этот труден и тернист и проходят его немногие.

    Об этом св. Амвросий писал, что тот, кто следует путем совершенства, молчит, когда его ложно обвиняют, и не отвечает, когда его злословят. Тот же, кто достиг совершенства, благословляет злословящих, как поступал Апостол, говоря: Злословятъ насъ, мы благословляемъ (1 Кор. 4, 12; ср.: св. Амвросий, Об обязанностях, т. 3, абз. 235). Достигший такого совершенства с любовью прощает несправедливость, причиняемую ему, и молится за тех, кто ненавидит и чернит его.

    Царь достиг такого совершенства перед своей смертью, как об этом свидетельствуют слова из письма царевны Ольги. И сегодня в тропаре праздника мы воспеваем это совершенство: «сего ради мученическимъ венцемъ на небесехъ венча тя, с царицею, и чады, и слуги твоими Христосъ Богъ, Егоже моли помиловати страну Россiйскую, и спасти душы наша». Аминь.

    Ваше Блаженство! Ваше Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

    Всех вас поздравляю с воскресным днем! По стечению исторических обстоятельств мы имели возможность совершить здесь Божественную литургию и освятить храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, связанной с династией Романовых, - храм, который находится рядом с местом гибели святой преподобномученицы Елисаветы, инокини Варвары и иных представителей царской фамилии.

    Трудно представить, глядя на это место, на эту уже практически полностью засыпанную шахту, тот страх и ужас, охватившие ни в чем не повинных людей, которых привели к этому обрыву, чтобы сбросить вниз. И рука не остановилась! А ведь перед палачами были не преступники, а люди, которые не нарушили ни одного закона, которые не представляли никакой угрозы, потому что отказались от всякой политической борьбы, от всяких претензий на власть. Единственная причина, почему Елисавета Феодоровна осталась в России, а не уехала за рубеж, где бы жила благополучно вместе с родственниками, - это то, что она не могла оставить страну, которая стала для нее второй Родиной, Церковь, которой она служила верой и правдой, учредив Марфо-Мариинскую обитель и научив очень многих русских людей соединять свою православную веру с реальным доброделанием. Покинуть Россию было выше ее сил, и в этом не было никакой политики - только сильное религиозное чувство и любовь к стране, ставшей для нее действительно второй Родиной.

    Размышляя об этой трагедии, я подумал, почему же палачи не расстреляли святую Елисавету? Ужасная казнь, но все-таки мгновенная смерть… Почему нужно было эту хрупкую женщину в монашеской одежде сбрасывать живой в эту глубокую яму? Почему нужно было сбрасывать живыми всех остальных? Почему нужно было бросать гранаты, даже не зная, погибнут ли от них люди или будут страдать, мучаясь от ран? Никаким революционным порывом, никаким стремлением к социальной справедливости, никакой борьбой с эксплуататорами - ничем, что декларировалось как причина революции, невозможно оправдать эту безумную диавольскую злобу. Но понять можно, особенно нам, христианам. Очень многое открывает нам Господь через нашу веру, - достаточно вспомнить Самого Христа Спасителя. Почему Он был распят? Для кого Он представлял угрозу? Какие злые дела Он совершал? Ни одного человека Он не обидел, но исцелял, поднимал с одра болезни, воскрешал… Перед Его делами благоговели тысячи людей, но не остановилась рука гонителей, - безгрешного истязали, избивали и окровавленного распяли. Думаю, после Голгофской жертвы очень важной частью нашего церковного предания стало понимание жертвы как искупления грехов. Господь через крестную жертву искупил грехи всего человеческого рода, потому что Он был и Бог, и Человек. Но каждый, кто проходит через страдания, будучи невинным, тоже приносит жертву Господу. И, наверное, не только о своих грехах он приносит жертву, как агнец непорочный, закалаемый силами зла. Такую жертву принесла и преподобномученица Елисавета, как чистая агница, закланная здесь теми, кто пылал злобой и с чьей жизнью, темной и страшной, был несовместим свет, который излучала преподобномученица и погибшие вместе с ней люди.

    Сегодня в рядовом воскресном чтении (Рим. 15:1-7) мы находим такие слова апостола Павла: «Терпением утверждается надежда». Вообще связь между терпением и надеждой - это очень сильная мысль, которую апостол Павел проводит через целый ряд своих текстов. И это неслучайно, потому что без надежды не может быть терпения, а без терпения не может быть надежды. Человек терпит, потому что надеется. Даже приговоренный к страшной болезни терпит нередко эту болезнь, потому что надеется, и как часто бывает, что надежда не посрамляет! Как сказал преподобный Нил Синайский, тот, кто терпит, подражает Христу, и это правильные слова. Каждый, кто терпит, будучи незаслуженно обиженным, должен не гневаться на весь мир, а понимать: и незаслуженную обиду нужно перенести с терпением, чтобы обрести надежду, а надежда, по словам того же апостола Павла, не постыжает (Рим. 5:5).

    Какую же надежду имела святая преподобномученица? Ведь она была умным, реально мыслящим человеком. Она понимала, что в эту страшную шахту их сбросили и забросали гранатами не для того, чтобы потом спустить им лестницу и спасти. Она понимала, что это конец. Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна умерла мучительной смертью от голода и жажды, будучи, несомненно, раненой, поскольку невозможно было не получить ранений, падая в шахту, и не пострадать от осколков брошенных туда гранат. Но преподобномученица имела надежду, хотя и понимала, что ее надежда никак не связана с земной жизнью. Земная жизнь осталась там, наверху, она была уже на пути к иной жизни и верила в эту жизнь. И надежда ее не была посрамлена, так что святой преподобномученице Елисавете еще хватило сил, срывая монашескую одежду, перевязывать раны тем, кто вместе с ней пострадал в этой страшной шахте.

    Я хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто потрудился для создания этого монастыря. Я имел возможность побывать ранее на этом месте, но, подъехав сейчас к монастырю, практически ничего не узнал, - так все изменилось за эти годы. Благодарю владыку Викентия, который потрудился на этом месте. Благодарю владыку Кирилла, который трудится, умножая славу этих святых мест Екатеринбургской земли. И благодарю всех, кто внес свою лепту, кто потрудился для того, чтобы память о святой преподобномученице Елисавете, инокине Варваре и прочих погубленных здесь, на этой земле, сохранялась в нашем народе и в нашей благодарной памяти.

    Молитвами святых Царственных страстотерпцев, преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, и всех убиенных Господь да хранит землю Русскую и хранит в сердцах наших веру православную, которая и дает нам надежду, а надежда не постыжает. Поэтому мы верим в дальнейшее возрождение народа нашего, Церкви нашей, в укрепление духовной жизни людей, без которых не может быть полноты человеческой жизни и не может быть настоящего человеческого счастья. Исполненные этой надежды, будем с удвоенными силами служить достижению той цели, которая сегодня стоит перед нашей Церковью, ибо мы наследники святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Они со своих Голгоф вручили нам духовный мандат заботься о народе нашем, о его спасении, о его духовной жизни, и, видя всех вас, посещая практически все концы земли Русской и наблюдая духовное возрождение народа, я осознаю, что мы сейчас находимся на очень важном отрезке исторического бытия, с которым будет непременно связано возрождение веры и Отечества нашего. Аминь.

    В день памяти Святых царственных страстотерпцев 17 июля в храмах звучали проповеди о мученической кончине Царя Николая II и его многострадальной семьи - Царицы Александры Федоровны и Великих княжон- Татианы, Марии, Ольги, Анастасии и Цесаревича Алексея.

    Опуская подробности зверского цареубийства, невозможно обойти вопрос духовного предательства своего Государя со стороны народа русского. Сто лет прошло уже с этого позорного пятна в летописи истории России. Звучат покаянные песни, в храмах с икон смотрят на нас лики прославленных в мученической кончине святых царственных страстотерпцев, - их лики светлы, озарены улыбками, они молятся там, на Небесах за свой народ, который и по их смерти не перестал быть Их народом, а вот народ научился жить без царя - в душе и в голове.

    Но ведь строятся храмы в честь Святых Царственных страстотерпцев по всей земле русской! Вот один такой храм -в деревне Пеники в десяти километрах от Ломоносова- уже минуло десятилетие,- не могут достроить. Кто живет в этих самых Пениках?-спросите Вы. Да простые русские люди, выпивают, бывает, что разбойничают в соседних хозяйствах, трудно живут, без работы и средств. И еще там встречаются приезжие люди, которые никак не относятся к нашему Царю, в силу своих национальных и религиозных особенностей. Так что жертвовать на храм изредка, понемногу, наверное, могут, но чтоб всем миром собраться и доделать храм, - пока не созрели люди. Мимо проезжают дорогие автомобили, издалека видны башенки коттеджей и особняков, а храм все стоит в лесах...

    Но внутри церкви светло, уютно, золотистые бревенчатые стены с немногочисленными иконами, подсвечники со свечами горящими, и батюшка-настоятель, один: и как священник, и как дьякон ведет службу. 17 июля - Престольный праздник, за несколько дней до даты украшали церковь внутри, а в самый день памяти убиенной семьи последнего русского царя шел Крестный ход. Немногочисленный, надо сказать.

    Ну что же - не созрел пока духовно наш простой православный народ для искреннего почитания Царя, который положил свою голову на плаху той революции, которую назвали Великой Октябрьской и провозгласили ее кровавые жертвы во благо и процветание простого рабочего люда? Так до сих пор и считаем, что ради «теории счастья для всех» надо было пережить гражданскую войну, когда брат на брата? Или молчим, не касаемся этой темы, дабы не задеть памяти героев, « павших за наше общее счастье»?

    Не касаемся, и не каемся… Скорбный этот день, слезы и комок в горле, когда думаешь о Них, заколотых солдатскими штыками по живому еще телу, с прекрасными недоуменными взорами встретившими своих убийц. Сначала Их народ поднял руку на Царя, Помазанника Божия, а потом и на священство, потом обезглавил церкви, в пылу войны и в послереволюционные годы строительства «светлого будущего», народ, ставший Богоборцем, снимал и сбрасывал колокола с церквей, крушил храмы.

    Это Святой день - день Их казни, день, которому надлежит стать днем объединения народа в покаянии перед совершенным преступлением, и тогда Господь может дать народу еще шанс на спасение как носителю истинной веры, раскаявшемуся в предательстве, у которого нет срока давности.

    Хочется привести выдержки из нескольких проповедей в день святых Царственных мучеников.

    «Мы прославляем в этот день всю Царскую Семью. По всей Руси и по всему миру сегодня поются молебны нашему Государю Николаю Александровичу Романову и Его Святому Семейству. Повсюду и, конечно, в Екатеринбурге идут многочисленные Крестные ходы в память святых Царственных Страстотерпцев. Льется колокольный звон.

    С каждым годом растет почитание Царской Семьи. С каждым годом мы видим все яснее величие Их подвига и нравственную красоту Их жизни. И с каждым годом все больше осознаем глубину трагедии, случившейся 17 июля 1918 года. Стреляя тогда в Царя, стреляли в Самого Христа. Ведь Царь — Помазанник Божий.

    То, что произошло тогда, чудовищно и невероятно. … Только великое умопомрачение всего русского народа могло привести к такой духовной катастрофе. Ведь грех Цареубийства — это катастрофа для всего народа. …

    И вот Царь, приняв мученические страдания вместе со Своей Семьей, зверски расстрелян в Ипатьевском доме. Кто посмел поднять руку на нашего Царя? На Великого Государя, державного правителя, поднявшего Русь на большие духовные высоты, давшие ей небывалые материальные возможности.

    Вспомним, что при Царе Николае II завершено строительство Великого Сибирского рельсового пути, по которому православие и русская культура устремились к берегам Тихого океана. И Русь окончательно утвердилась на Дальнем Востоке. Уровень благосостояния народа был такой, что с экономическими показателями 1913 года потом пытались равняться все советские правители.

    А сколько храмов было построено! Почти половина монастырей в Российской Империи была основана при Государе Николае II. …При Императоре Николае II святых было прославлено больше, чем за все предыдущие годы Синодального периода, начиная с петровских времен.

    Вспомните, как был прославлен преподобный Серафим Саровский Чудотворец. На докладе Синода о начале подготовки к прославлению Государь начертал: «Немедленно прославить». Вся Царская Семья была в Дивеевском монастыре на великих торжествах прославления преподобного Серафима, горячо любимого и почитаемого русским народом.

    Сколько пишут сегодня о Святом Царе! Сколько критики и всякого рода комментариев его действий, политических решений. Но способен ли хоть кто-нибудь из критикующих знать, что испытывал наш Царь Мученик, что думал, как страдал? Велико страдание преданного, невинно оклеветанного и осужденного человека. Но каково страдание Царя, отвечающего пред Господом за свой народ, и преданного этим народом! … А народ совершил грех Цареубийства и этот грех на всех, кто принадлежит к этому народу. На всех поколениях, пока не наступит всенародное покаяние.

    Святой Царь Мученик Николай и Его святое Семейство прославлены в 2000-м году. Это великий шаг в покаянии русского народа.

    Сегодняшний день в народе называют Русской Пасхой. Ведь наш Царь и Его Семья — победители. Вслед за Христом своими страданиями Они победили смерть. Они обрели святость. И высочайшую славу у Господа. Они взирают на нас с высоты духовного неба и молятся о нас. О своем народе, о России. И верим мы, что наш народ молитвами святых Царственных Страстотерпцев прозреет, принесет покаяние пред Господом. И воскреснет Русь, воссияет в своем державном величии, славя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.» Митрополит Вениамин (Пушкарь)

    «Святые Царственные мученики, как и все святые, настолько близки к подвигу Христа, что все, связанное с их мученичеством, исполнено пророческого смысла. Неслучайно они занимают центральное место в истории русской святости минувшего столетия. И то, что происходило в доме Ипатьева, имеет таинственное продолжение в уже совершившихся и еще ожидаемых событиях в жизни нашей Церкви и нашего народа.

    …Когда Царская Семья оказалась в плену у безбожной власти, комиссары были вынуждены все время менять охрану. Потому что под чудесным влиянием святых узников, находясь с ними в постоянном контакте, эти люди невольно становились другими, более человечными.

    …Царь-мученик особенным образом, духовно связан с русским народом. И судьбой своей, и служением, и готовностью принести себя в жертву за спасение России. Он это совершил. И мы молимся ему, отдавая ясный отчет в том, что грех цареубийства сыграл главную роль в страшных событиях XX века для Русской Церкви и для всего мира. Перед нами стоит только один вопрос: есть ли искупление этого греха и каким образом оно может быть осуществлено. Церковь призывает нас к покаянию. Это значит, к осознанию того, что произошло и какое это имеет продолжение в сегодняшней жизни.

    Если мы действительно любим Царя-мученика и молимся ему, если по-настоящему ищем нравственного и духовного возрождения нашего Отечества, мы должны не пожалеть никаких сил для того, чтобы преодолеть страшные последствия массовой апостасии (отступничества от веры отцов и попрания нравственности) в нашем народе.

    Есть только два варианта того, что ожидает Россию. Либо чудом заступничества Царственных мучеников и всех новых мучеников Российских Господь дарует нашему народу возродиться ради спасения многих. Но это произойдет только при нашем участии — вопреки естественной немощи, греховности, бессилию и маловерию. Либо, согласно Апокалипсису, Церковь Христову ждут новые, еще более грозные потрясения, в центре которых всегда будет Крест Христов.

    Молитвами Царственных страстотерпцев, возглавляющих сонм новых мучеников и исповедников Российских, да будет дано нам выстоять в этих испытаниях и стать причастниками их подвига.»

    Протоиерей Александр Шаргунов

    Константино-Еленинскмй монастырь сохраняет одну из реликвий, оставшихся от семьи последнего императора - локон цесаревича Алексея. Ковчежец с этой реликвией находится в храме Святых Равноапостольных Константина и Елены.

    Дорогие братья и сестры!
    Сегодня, в канун памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца, Церковь вспоминает преподобного Андрея Рублева, великого иконописца, ученика преподобного Сергия и инока Троице-Сергиевой Лавры, и святых Царственных страстотерпцев: государя Николая Александровича, государыню Александру Федоровну, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию, которые в этот день мученически пострадали от рук безбожников.
    Когда мы размышляем о судьбе последнего русского царя и его семьи, то видим, что с самого начала этот человек и люди, с которыми была связан его судьба, были как бы предназначены к тому, чтобы быть принесенными в жертву, как агнцы на заклание. Наследнику императорского престола власть принадлежала по наследству, он получал ее не как сейчас – выборным путем, не за какие-то особые заслуги, а просто потому, что он был первенцем, сыном императора, был помазан на царство и получал через это благословение Божие на свое правление.
    Время, в которое государь император Николай Александрович воспринял бразды правления Российской империей, были очень тяжким: революционные настроения потрясали народ, потрясали интеллигенцию, каждый хотел «настоящего» и «лучшего» будущего, у всех были свои рецепты, как достичь этого лучшего будущего, и единственным удерживающим в этой ситуации оставался царский престол. И когда царский трон пошатнулся, страну охватила полоса великих бедствий: таких, которых не ждали и о которых не помышляли все те, кто своими рецептами и советами хотел устроить в России лучшее будущее. Буря невзгод и насилия в те годы охватила всю страну, не пощадив никого. Начав с представителей аристократии, царской семьи, других членов царственного дома, большевики перешли к дворянам, духовенству, а затем осуществили раскулачивание, нанеся тем самым страшный удар и по крестьянству. Одним словом, это было насилие над всем народом и не было тех, кто в той или иной степени не пострадал бы от этой безбожной власти.
    Поэтому, когда мы думаем о судьбе царской семьи, то мы не можем отделить ее от судьбы всего народа. Ведь царская семья пострадала так же, как и тысячи других семей. Ведь репрессировали невинных людей, независимо от возраста, пола, социального положения. Гибли от рук безбожников взрослые и дети, мужчины и женщины, богатые и бедные, верующие и неверующие. И когда мы сегодня вспоминаем всех страстотерпцев и новомучеников Российских, то понимаем, что все их имена невозможно перечислить, потому что многие из них неизвестны. Мы знаем о гибели царской семьи, потому что эти люди были у всех на виду, а сколько было таких же семей, таких же юношей и девушек, которых расстреливали, убивали, сбрасывали в шахты, и, может быть, никто так и не узнает их имена. Но имена их, как мы знаем, записаны у Господа на небесах.
    До сих пор ученые спорят о том, какова была роль последнего императора в судьбе Российской империи: правильно ли он царствовал, допускал ли ошибки. Церковь об этом не спорит, она не выносит свой суд политикам, государственным деятелям. Церковь смотрит на то, как человек жил, как выстраивал свои отношения с Богом и какова была его кончина. Мы видим в судьбе последнего российского императора, что, отправленный на заклание, он принес свою жизнь как жертву за грехи свои, за грехи народа и за грехи нашего Отечества. И сегодня он, вся его семья, его верные слуги и все те, кто пошел тем же путем мученичества и страстотерпчества, молятся за нашу грешную землю, за наш грешный народ, чтобы Господь помиловал нас, простил наши грехи, и чтобы наш народ увидел наконец то вожделенное светлое будущее, которого он так желал и которого не видел в течение многих десятилетий господства безбожной власти.
    Сегодня наша святая Церковь возрождается, атеизм и безбожие вышли из моды и почти ушли в подполье. И мы верим, что это происходит по молитвам людей, которые смиренно и безропотно принимали выпавшие на их долю страдания, которые вслед за Христом взошли на Голгофу, каждый на свою, чтобы умереть с верой во Христа и перейти в жизнь иную, где они сегодня молятся за нас. Мы верим, что по их молитвам возрождается сегодня наша Церковь, по их молитвам будет укрепляться наше возлюбленное Отечество, по их молитвам каждый из нас возрождается к подвигу, может идти по пути к Царствию небесному и вести по этому пути наших детей и внуков.
    Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с этим праздником, и желаю, чтобы по молитвам святых Царственных страстотерпцев, по молитвам святых новомучеников и исповедников Российских все мы шли этим длинным путем, который приведет нас к встрече с Господом нашим Иисусом Христом. Аминь.