• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Стремление к основанию новых монастырей путем отшельничества, показавшее себя в XIV столетии, направилось в XV столетии на крайний север. Обители возникали за обителями, передавая в грядущие поколения память о святости и подвигах своих основателей. Но ни одна из обителей того времени не достигла такого важного значения для русского народа , как соловецкая. Ее основание относится к половине XV века.

    На севере Руси, при немноголюдном и рассеянном населении, в некоторых деревнях возник обычай строить деревянные часовни с образами, где народ молился за неимением церквей. Иногда в такую часовню приезжал издалека священник или иеромонах со святыми дарами, исповедывал и причащал народ. Близ такой часовни обыкновенно проживал какой‑нибудь благочестивый старец, внушавший к себе уважение своим постничеством и благочестием.

    У одной из таких часовен при устье реки Выга, на месте, называемом Сороки, жил старец по имени Герман, который прежде бывал на Белом море и знал Соловецкий остров или Соловки, куда жители поморья приезжали летом ловить рыбу . К этому старцу, после многих лет его уединенной жизни, прибыл другой старец. Назывался он Савватий. Происхождение его неизвестно. Он давно уже постригся в Кирилло‑Белозерском монастыре, но недовольный житием тамошних монахов, ушел на каменистый остров на Ладожском озере, где уже существовала Валаамская обитель , в которой иноки отличались чрезвычайным постничеством и терпением в лишениях.

    Савватий постригся в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре

    Савватий пожил там некоторое время и задумал, по примеру многих подвижников, уйти в совершенное уединение и вести «безмолвное» житие. Он направился к северу и сошелся с Германом. Узнавши от него о Соловецком острове, он подал ему мысль идти вдвоем на отшельнический подвиг . Старцы отправились туда на лодке и достигши Соловецкого острова, построили себе хижину на версту от моря, близ озера, богатого рыбой. До тех пор на Соловки только наезжали временно рыбаки, но теперь два семейства с поморья близ Кеми, узнавши, что на Соловках поселились постоянные обитатели, задумали основаться рядом с отшельниками близ озера.


    Храм преподобных Зосимы Савватия и Германа Соловецких чудотворцев

    Это было не по душе старцам, и впоследствии сложился такой рассказ: один раз в воскресенье Савватий вместе с Германом отправлял всенощную и вышел покадить крест, который они воздвигли близ озера. Вдруг услышал он женский вопль, сказал Герману, Герман пошел на голос и увидел плачущую женщину . Это была жена одного из поселившихся на острове рыбаков. «Мне, – говорила она, – встретились двое светлых юношей и сказали: сойдите с этого места. Бог устроил его для иноческого жития, для прославления имени Божьего. Бегите отсюда, а не то – смерть вас постигнет».

    После этого рыбаки удалились с острова, и уже никто не осмеливался заводить поселения на Соловках. Через некоторое время, однако, старцы оставили Соловецкий монастырь один за другим . Сначала Герман отошел на реку Онегу, а затем и Савватий отправился на устье Выга к часовне, куда в это время прибыл один игумен, ездивший со святыми дарами по деревням. Савватий причастился Св. Тайн и на другой день скончался. Причастивший его игумен и какой‑то новгородец Иван, ездивший по торговым делам и случайно попавший сюда, похоронили его.

    Между тем Герман перешел на устье реки Сумы и там поселился. Туда пришел к нему новый подвижник. Это был Зосима, сын богатых земцев (собственники земельных участков) Гаврила и Марии, из селения Толвуй, на берегу Онежского озера. Будучи еще молодым, он лишился родителей и роздал нищим все свое имение, а сам обрек себя на пустынное житье. Скитаясь по северным странам, он нашел Германа и, услышавши от него о Соловецком острове, уговорил его опять идти с ним туда. Они обходили остров; у Зосимы явилась мысль основать тут со временем монастырь.

    Зосима был сыном богатых землевладельцев

    Они выбрали место близ озера, неподалеку от морского берега, построили келью, ловили рыбу и молились Богу. Мало‑помалу начали приходить к ним еще такие же труженики, строили кельи и также занимались рыбной ловлей. Наконец, когда их число увеличилось, они построили деревянную церковь во имя Преображения Господня , отправили одного из своей среды в Новгород к архиепископу Ионе просить у него антиминс, церковную утварь для новой церкви и просили назначить им игумена для обители. Зосима принял монашество.

    Двое игуменов, посланных один за другим из Новгорода, не ужились на пустынном острове. Потом братия упросила Зосима принять игуменство . Он долго отрекался, наконец отправился в Новгород и был рукоположен. Тогда многие из новгородских бояр пожертвовали в новый монастырь серебряные сосуды, богатые церковные ризы и съестные припасы. Вскоре монастырь начал входить в славу именно потому, что был основан в таком необитаемом месте, которое казалось неприступным. В монастырь стали стекаться богомольцы, давать вклады, а Зосима отличался гостеприимством и этим еще более привлекал посетителей.

    Через несколько времени сооружена была новая, более простая, церковь Преображения, а потом другая – Успения. Вспомнили они тогда Савватия; Зосима слышал о нем от Германа, но никто не знал, где он похоронен, как неожиданно кирилло‑белозерский игумен известил их об этом, узнавши о кончине Савватия от того новгородского Ивана, которому случилось похоронить преподобного. Сам Зосима отправился на Выг, отрыл тело Савватия и перевез в Соловки. Говорили, что мощи Святого Савватия не только оказались нетленными, но источали из себя благовонное миро.

    Монастырь не избег столкновений: монастырь считал остров, на котором находился, своим достоянием, а жители поморья, привыкшие приезжать временно на остров для рыбной ловли, продолжали свои посещения. В числе посетителей, оспаривавших монастырское достояние, были люди знаменитой посадницы Марфы Борецкой . Зосима сам отправился в Новгород хлопотать у веча о грамоте на неприкосновенность владений острова, являлся по этому делу к владыке и к разным важнейшим лицам.

    Когда он пришел к боярыне Марфе жаловаться на ее людей, она не приняла его и велела прогнать. Тогда Зосима покачал головою и сказал сопровождавшим его ученикам: «Вот наступают дни, когда на этом дворе исчезнет след жителей его, и затворятся двери дома сего и уже никогда не отворятся, и будет двор этот пуст». Тем временем владыка выхлопотал ему грамоту на владение островом за печатями: владыки, посадника, тысячского и пяти концов Великого Новгорода. Бояре щедро одарили соловецкого игумена. Тогда раскаялась и Марфа: «Я напрасно на него гневалась, – сказала она, – мне наговорили, что он мою вотчину отнимает». Она послала просить прощения у Зосима и умоляла прибыть к ней в дом на обед. Преподобный согласился.

    Марфа по этому поводу устроила пир и назвала гостей. Она встречала преподобного с большим уважением, принимала от него благословение вместе с сынами и дочерьми. Марфа посадила Зосима на первое место . Вдруг, посреди пира, Зосима взглянул на шестерых бояр, сидевших за столом, затрепетал и заплакал. Можно было понять, что он видел что‑то страшное. Он больше не принимал пищи. По окончании стола Марфа еще раз просила у него прощения, завещала ему молить Бога за нее и за детей, поднесла ему дары и пожертвовала на монастырь свою деревню на реке Суме. Зосима простил Марфу, благодарил ее, но был очень грустен.

    По выходе из дома Марфы, один ученик, по имени Даниил, спросил его: «Отче! Что значит, что ты, взглянувши на бояр, ужасался, плакал и не вкушал пищи?»

    Соловецкий монастырь распространял христианство среди поморов-язычников

    «Я видел страшное видение, – сказал Зосима. – Шестеро этих бояр сидели за трапезой, а голов на них не было ; и в другой раз я взглянул на них и то же увидел, и третий раз взглянул – и все то же. С ними сбудется это в свое время, ты сам еще увидишь это, но никому не разглашай неизреченных судеб Божиих!» Один из обедавших у Марфы бояр, по имени Памфилий, пригласил Зосиму к себе на другой день обедать. Он также заметил смущение Зосимы. Он спрашивал Зосиму о причине.

    И ему открыл преподобный тайну видения. Памфилий принял иночество, убегая от беды, угрожавшей Великому Новгороду. Через некоторое время в уединенную обитель Зосимы дошли страшные вести . Новгородцы, защищавшие свою свободу, были поражены на Шелони; бояре, сидевшие с ним за столом у Марфы, были обезглавлены. Прошло еще несколько лет. Зосима, чуждый всего земного, ослабевал и уже заблаговременно сделал себе гроб; новая, еще страшнейшая, весть возмутила его покой: Великий Новгород лишился своей самостоятельности ; его богатства были разграблены; владыка Феофил был низложен; множество бояр и богатых жителей, лишившись своего состояния, были взяты в неволю и отправлены на чужбину. В их числе отвезли из Новгорода в оковах боярыню Марфу с детьми. Пророчество Зосимы сбылось: ее двор опустел и пропал след его обитателей.

    Недолго пережил Зосима горе, постигшее Новгород в начале 1478 года. В тот же год 17 апреля он скончался, завещавши братии мир и соблюдение устава, назначивши после себя игуменом одного из братии по имени Арсений. Зосима был погребен за алтарем церкви Преображения, и его гроб сделался предметом поклонения благочестивых людей. Составилась целая книга о чудесах Зосимы.

    Монастырь его всегда имел важное значение в истории. Он был распространителем христианства между поморскими язычниками . В половине XVI века игумен Филипп Колычев, впоследствии бывший митрополитом при Иване Грозном, построил в Соловецком монастыре каменные здания и своими стараниями привел хозяйство острова в процветающее состояние.

    При царе Феодоре Соловецкий монастырь был обнесен крепкими каменными стенами и бойницами. При Алексее Михайловиче Соловецкий монастырь играл важную роль в истории раскола : в нем старообрядцы долго защищались от царских войск. По своей отдаленности от средоточия государства этот монастырь постоянно был местом заключения опальных. Но тем не менее, благодаря щедрости царей и частных лиц, Соловецкий монастырь всегда отличался богатством и гостеприимством к многочисленным богомольцам, стекавшимся в него ежегодно со всех концов России.

    Святые Савватий и Зосима считаются покровителями пчеловодства

    Имена Савватия и Зосимы сделались одними из особенно известных и уважаемых всем русским народом. Неизвестно почему, в народном благочестии оба эти святые считаются покровителями пчеловодства .

    П реподобный Савватий Соловецкий (+27 сентября 1435) продолжил лучшие традиции русского монастырского подвижничества, заложенные преподобным Сергием Радонежским. Сначала преподобный подвизался в Кирилло-Белоезерском монастыре, где принял иноческий постриг, позднее - в Валаамском монастыре. Затем, узнав о необитаемом Соловецком острове в студеном Белом море, он решил продолжить свои подвиги в уединении и безмолвии.

    В 1429 году преподобный Савватий прибыл на суровый Соловецкий остров вместе с преподобным Германом (память 30 июля и 8 августа), который отважился разделить с Савватием его трудный подвиг. Отшельники, водрузив крест и поставив келлии в северной части острова, положили начало новому иноческому жительству «во отоцех Соловецких». Душа преподобного Савватия нашла себе здесь покой и безмолвие, к которым стремилась с твердостию и постоянством.

    Однажды, когда преподобный Герман отправился по келейным нуждам на реку Онегу, преподобный Савватий, оставшись один, почувствовал приближение кончины и обратился с молитвой к Богу, чтобы Он сподобил его причаститься Святых Таин. После двухдневного плавания в небольшой лодке он прибыл на Карельский берег Белого моря, к устью реки Выг, близ селения Сороки (ныне - город Беломорск). Здесь преподобный Савватий встретил игумена Нафанаила, пришедшего посетить православных христиан. По просьбе преподобного игумен Нафанаил принял его исповедь и преподал ему Святые Таины.

    В это время к берегу пристал плывший со своим товаром новгородский купец Иоанн. Получив от святого старца Савватия наставление, он предложил преподобному часть своего богатства и опечалился, когда услышал отказ. Желая утешить купца, старец сказал ему: «Сын мой, останься здесь до утра - увидишь милость Божию и благополучно отправишься в путь». Но Иоанн спешил отплыть. Внезапно на море поднялась буря, и Иоанн вынужден был остаться. Утром, войдя в келлию преподобного для благословения, он увидел, что старец уже преставился ко Господу. Блаженная кончина преподобного Савватия последовала 27 сентября 1435 года. Иоанн вместе с игуменом Нафанаилом погребли честное тело преподобного рядом с находившейся там часовней.

    Спустя год новый подвижник, преподобный Зосима (память 17 апреля и 8 августа), возобновил подвиги преподобного Савватия на Соловецком острове вместе с преподобным Германом, и этими двумя отшельниками был основан Соловецкий монастырь, получивший впоследствии широкую известность.

    В 1465 году преподобный Зосима (к тому времени уже 13 лет бывший игуменом монастыря) совершил перенесение честных мощей преподобного Савватия с Карельского берега на Соловецкий остров. Когда вскрыли гроб, в котором тело старца пролежало 30 лет, нашли мощи нетленными (даже одежда оказалась неповрежденной), и в воздухе разлилось необычайное благоухание. С пением священных песней мощи святого Савватия были доставлены по морю в обитель и там положены в земле за алтарем Успенской церкви. Вскоре над местом погребения преподобного была поставлена часовня с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы, в которой ночами молился игумен Зосима, вознося умиленные молитвы к Богу и взывая к благодатной помощи и заступлению за обитель преподобного Савватия. Преждеупомянутый новгородский купец Иоанн, бывший при погребении Савватия и впоследствии испытавший с братом своим Феодором силу помощи сего чудотворца в морском бедственном плавании, принес в дар Соловецкому монастырю первонаписанную икону преподобного, которая и поставлена была над цельбоносным его гробом.

    Прославление преподобного Савватия, также как и преподобного Зосимы, состоялось в 1547 году на Московском Соборе, бывшем при святителе Макарии, митрополите Московском (память 30 декабря), с единым днем их памяти 17 апреля (день преставления преподобного Зосимы). Впоследствии было установлено отдельное празднование преподобному Савватию в день его преставления - 27 сентября.

    8 августа 1566 года состоялось перенесение мощей обоих преподобных в Зосимо-Савватиевский придел новоотстроенного Спасо-Преображенского собора. Здесь они и почивали до самого закрытия монастыря в 1920 году, здесь припадало к ним множество православного народа, и здесь совершались чудеса, по вере прибегавших к молитвенному их заступлению. 8 августа стали совершать совместную память преподобных Зосимы и Савватия.

    После закрытия монастыря и организации в нем Соловецкого лагеря особого назначения мощи святых Зосимы, Савватия и Германа были осквернены и вывезены на материк. Последним местом их нахождения в советское время был Государственный музей истории религии, располагавшийся в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В 1990 году мощи были переданы Русской Православной Церкви и в течение двух лет находились в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В августе 1992 года с участием Святейшего Патриарха Алексия II совершилось перенесение мощей всех трех Соловецких первооснователей в возобновленный Соловецкий монастырь. Теперь 8 августа стало днем празднования также и второго перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

    Место же, где первые Соловецкие подвижники Савватий и Герман поставили в 1429 году поклонный крест и где совершались первые на Соловках молитвенные подвиги, впоследствии получило название Савватиево. По прошествии веков здесь образовался скит с храмом во имя Смоленской иконы Божией Матери.

    Соловецкие чудотворцы Зосима, Савватий и Герман - одни из наиболее известных и почитаемых святых в Русской Православной Церкви. К их молитвенной помощи прибегают во всяких недугах, заботах, нуждах и особенно во время морских плаваний.

    Икона «Соловецкие чудотворцы Зосима, Савватий, Герман и митрополит Филипп, в молении Всемилостивому Спасу». XVIII век (из Свято-Троицкого собора).

    Подвиги богоносного аввы Зосимы, основателя и игумена Соловецкого монастыря, и двух Первоначальников Соловецких - преподобных Савватия и Германа так тесно связаны между собой, что невозможно изложить житие одного из них, не касаясь двух прочих. А потому мы соединяем их всех вместе.

    При благоверном великом князе Василии Васильевиче и при митрополите Всероссийском Фотии, в Белоезерской обители преподобного Кирилла (Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (1427 г.). Память 9/22 июня.) подвизался инок Савватий. Откуда пришел он сюда и кто был родом - неизвестно. Безответное послушание игумену, изумительное терпение всяких монашеских скорбей, кроткая любовь к братии, постоянное постничество, слезные молитвы и вообще строгая подвижническая жизнь стали приобретать ему уважение. Это тяготило старца, и он решился скрыться в безмолвное место. Услышав, что в Новгородской стороне на озере Нево (Ладожском) есть остров Валаам и на нем монастырь, отделяемый от мира водой, любитель смирения и безмолвия собрался идти на тихий остров.

    Белоезерские иноки не без скорби расстались с подвижником Божиим. На Валааме Савватий явился таким же иноком послушливым, как и на Белом озере, и безответно выполнял поручения, не спрашивая и себя, для чего требуют того или другого. Все принимал он как от руки Самого Господа, и скоро игумен и братия стали почитать его не как равного себе, но как отца. Это уважение опять стало тяготить старца Божия, и он стал помышлять, где бы найти такое убежище, чтобы уже никто не нарушал его безмолвия. Дошло до слуха Савватия, что еще дальше на север есть Соловецкий остров, никем не обитаемый, весьма нелегкий для пребывания на нем, только летом доступный даже для рыбаков. Загорелась душа пустыннолюбивого старца желанием пожить там в любезном безмолвии. Когда объявил он о своем желании игумену и братии, они никак не хотели расставаться с Савватием.

    Чудная ревность к суровым подвигам! Убеленный сединами старец ночью бежал с Валаама. Когда достиг он берега Белого моря и стал расспрашивать прибрежных жителей о Соловецком острове, они рассказали ему, что остров велик, с озерами, лесами, горами, но необитаем, потому что очень неудобно сообщение с ним. Этот рассказ еще более воспламенил в старце желание поселиться на нем.

    Чем же ты будешь питаться и одеваться там, старец, когда ты так беден и дряхл? - спросили люди, с которыми беседовал Савватий.

    Подвижник отвечал:

    У меня такой Владыка, Который и дряхлости дает силы свежей юности и голодных питает до сытости.

    Старец решился остаться на время в часовне, стоявшей вблизи устья реки Выги, на месте, называемом Сороки. Здесь познакомился он с отшельником Германом и от него узнал еще более, как благоприятен для безмолвия остров. Герман изъявил готовность не только проводить его до острова, но и поселиться с ним там. На малой ладье отправились они по беспокойному морю и, хранимые Господом, на третий день счастливо достигли берега. Близ горы Секирной, в расстоянии двенадцати верст от нынешней обители, поставили они крест (На этом месте впоследствии сооружена пустынь с часовней преподобного Савватия и несколькими келлиями) и хижины для себя. Это было в 1429 году. Так было положено начало подвижничества на Соловках, подвижничества более трудного, чем в жарких пустынях Востока на крайнем Севере нельзя было круглый год находить себе растительную пищу нельзя было обойтись в суровые зимние холода без теплой одежды и жилища - все это нужно было доставать себе с великим трудом. И старцы Божии терпеливо переносили все перемены климата в своих убогих хижинках, согреваясь любовью ко Господу. Вместе они жили здесь отшельниками шесть лет.

    Через несколько времени поселенцы, жившие при море против острова, стали завидовать преподобным. «Мы природные наследники земли Карельской, - говорили они, - и нам, и детям нашим следует владеть островом». Один рыбак, по совету друзей своих, прибыл на остров с женой и со всей семьей своей и поселился недалеко от келлии преподобных.

    Поселенцы стали заниматься ловлей рыбы в озерах. Преподобные жили в безмолвии и трудах и не знали о прибытии на остров посторонних людей. Однажды святой Савватий пел со своим другом воскресную всенощную и вышел из келлии, чтобы покадить святой крест, поставленный на берегу озера. Вдруг он услышал, как будто кого-то били, и от побоев человек этот кричал и плакал. Преподобный в смущении возвратился в келлию и рассказал о том Герману. Оградив себя крестным знамением, Герман вышел из келлии и услышал то же. Он пошел в ту сторону, откуда слышался голос, и нашел женщину, которая плакала. Он спросил ее, о чем она так плачет, и женщина со слезами сказал ему:

    Я шла к мужу на озеро и встретила двух светлых юношей они стали бить меня и говорили: «Уходите скорее с этого места, потому что оно устроено Богом на пребывание иноков.» После этого юноши стали невидимы. Герман возвратился и рассказал Савватию, что слышал от женщины, и они оба прославили Господа. А рыбак с женой и семейством своим немедленно отплыл от острова, и никто с того времени не осмеливался поселяться на заветном берегу Соловецком.

    Прошло шесть лет, и преподобный Герман ушел на реку Онегу, а Савватий остался один на острове. Господь открыл ему, что он скоро разрешится от уз телесных, и в нем возгорелось великое желание причаститься божественных таин, потому что многое уже время он был лишен сего благодатного утешения. Помолившись Господу Богу, на маленькой лодочке он отплыл к другому берегу моря и пошел к часовне при реке Выге. Дорогой, по промыслу Божию, он встретил игумена Нафанаила, который шел в дальнее селение причастить больного. Оба были рады этой встрече, и Савватий просил Нафанаила причастить его.

    Иди к часовне, - отвечал игумен, - пожди меня там, я, причастив больного, утром рано возвращусь к тебе.

    Не отлагай до утра, - сказал преподобный, - ибо сказано: не весте, что утре случится (Иак. 4,14).

    Игумен причастил преподобного Христовых таин и просил его, чтобы он подождал при часовне на реке Выге. Преподобный обещал исполнить его желание, если сие Господу угодно, и пошел к знакомой ему часовне. Чувствуя ослабление сил, он вошел в бывшую при часовне келлию, готовясь к блаженной кончине. В это время один богатый купец по имени Иоанн, из Новгорода, зашел помолиться в часовню, а потом и в келлию. Преподобный благословил его и усладил душеполезной беседой. Богатый купец предложил святому Савватию свое подаяние, но преподобный сказал ему:

    Мне не нужно ничего, раздай это бедным - и объяснил ему, как много значит подаяние милостыни.

    Купец опечалился, что преподобный не принял от него ничего, и святой старец с лаской любви сказал ему:

    Останься, друг, до утра здесь, не будешь жалеть о том, и путь твой будет спокоен.

    Иоанн хотел, однако же, отправиться в путь. Но едва вышел он из келлии, вдруг поднялась буря на море, и он поневоле остался ночевать. Когда настало утро, Иоанн пришел к келлии, желая принять еще раз от преподобного напутственное благословение. Он с молитвой толкнул дверь, но ответа не было. Тогда он вошел в келлию и, увидев преподобного, сидевшего в куколе и мантии с кадильницей в руке, сказал ему: «Прости, отче, что я осмелился войти к тебе. Благослови меня на путь, чтобы я совершил его благополучно, твоими святыми молитвами!» Но преподобный не отвечал ему. Он уже почил о Господе. Это было 27 сентября 1435 года. Добрый купец, уверившись в кончине преподобного, умилился и заплакал. В это время пришел игумен Нафанаил. Он рассказал купцу, как вечера приобщил преподобного святых таин, а купец сказал, что удостоился слушать душеполезную беседу его. С надгробным пением игумен и купец похоронили святое тело подвижника.

    Спустя год по кончине преподобного Савватия пустынный и суровый остров Соловки снова увидел среди себя иноков-подвижников. Уроженец селения Толвуя (близ озера Онеги), воспитанный родителями в благочестии, инок Зосима, постриженник неизвестной обители, подвизался в уединении. В то время в его родной стороне многие, принимая на себя обеты монашеские, жили среди мирских людей. Скорбя о себе и других, Зосима желал видеть иноков, собранными в общежитии и вдали от мирских людей поэтому, когда родители его скончались, он раздал их пожитки бедным и, желая устроить монастырь, стал искать себе наставника и отправился на север к берегам Белого моря. И вот, по промыслу Божию, он встретил Германа, жившего прежде со святым Савватием на Соловецком острове. Услышав от Германа о пустынном острове и о преподобном Савватии, святой Зосима просил Германа довести его до острова и научить пустынной жизни. Зосима с Германом отправились на Соловецкий остров. Там они избрали себе место, где морские пловцы имеют пристанище от бури, близ озера с приятной водой, не очень далеко от берега, поставили себе кущу и в ней провели ночь в молитве.

    Утром святой Зосима вышел из кущи и увидел необыкновенный свет, который озарил его и все место, а на востоке - прекрасную церковь, явившуюся на воздухе. Не привыкнув к таким чудесным откровениям, преподобный не смел долго смотреть на чудесную церковь и удалился в кущу. Опытный в духовной жизни, Герман, увидя его изменившееся лицо, понял, что Зосима имел некое видение, и спросил его: «Чего устрашился ты? Или ты увидел что-нибудь необычное?» Преподобный рассказал ему о чудесном видении, а Герман - о тех чудесах, какие совершались на острове при святом Савватии. Зосима с радостью уверился, что Господь услышал желание его сердца и указал ему место для обители. С Божией помощью они стали рубить деревья и строить келлии и построили с оградой двор. Господь помогал святым отшельникам.

    В исходе лета Герман отлучился на сумский берег, чтобы запастись хлебом на зиму но когда он хотел возвратиться на остров, то уже настала осень, начались бури и море волновалось страшно. Герман должен был остаться на берегу до весны, а святой Зосима один жил на острове и терпел различные искушения от врага, спасаясь от них усердными молитвами. Духи злобы пытались смущать отшельника разными привидениями, но преподобный мужественно отражал их искушения. «Если дана вам власть надо мной, - говорил он, - делайте, что хотите а если нет, то напрасно трудитесь». И призраки исчезали.

    Долго тянулась суровая северная зима. Пища, собранная летом на острове, истощилась, мысль о голодной смерти смущала преподобного, но он молитвами утешал себя и прогонял сомнения. Господь послал к праведнику двух незнакомых людей, которые принесли ему корзину, полную хлебов, муки и масла. Преподобный не успел спросил их, откуда они. Напрасно прождав их немалое время, Зосима понял, что это была помощь Господа, и возблагодарил Его за милость к нему. По окончании зимы на Соловецкий остров прибыл Герман с мирским человеком Марком. Это был рыбак. Они привезли с собой пищи на долгое время и сети для ловли рыбы.

    Через несколько времени Марк принял иноческий чин и многие, желавшие себе спасения, стали прибывать на остров, строить себе келлии и трудами рук своих приобретать пищу. Преподобный Зосима создал небольшую церковь Преображения Господня на месте видения, а также и трапезу, положив начало общежития на острове. Он послал одного из братий в Новгород к владыке Евфимию просить благословения на освящение храма и избрание игумена для их пустынной обители. Архиепископ с любопытством расспрашивал посланного о новой обители на море-океане и сначала колебался: как могут жить люди в таком суровом месте но потом, усмотрев волю Божию на это, он с любовью благословил новую обитель и послал туда игумена Павла. Святой Зосима и братия были в великой радости. Церковь и монастырь были освящены во славу Божию. Так основалась преславная Соловецкая обитель.

    Для пропитания своего братия рубили дрова, копали под огороды землю, доставали из озер соль, которую и продавали побережным жителям, а взамен того покупали у них хлеб. Но зависть людская не оставила их в покое и при такой скудости. Боярская челядь, являясь на остров, отнимала у иноков рыбные ловли.

    Это отчина бояр наших, - говорили пришельцы.

    Лопари также обижали пустынников. Эти нападки тревожили Зосиму. Старец Герман успокаивал его.

    Надо терпеть и молиться, - говорил он, - это не люди нам делают зло, а бесы, которым ненавистно наше здесь пребывание, они вооружают против нас людей.

    Между тем игумен Павел, не вынеся пустынных трудов, возвратился в Новгород, и другие после него, игумены Феодосий и Иона, последовали за ним. Тогда вся братия совещались с преподобными Зосимой и Германом не брать себе игумена из других монастырей, но избрать из среды своей. Зосима указал на благоговейного инока Игнатия, имевшего уже сан иеродиакона, но вся братия пришла к старцу Герману и заявила ему:

    Мы собрались сюда ради Зосимы кроме Зосимы никто не может быть и нашим игуменом.

    Раб Божий Зосима не соглашался на это избрание, но братия тайно послала в Новгород к архиепископу просьбу посвятить им Зосиму. И архиепископ убедил его принять священство и игуменство. Зосима был посвящен. Новгородцы, много слышавшие о святой жизни подвижника, принимали его в свои дома и подарили обители много сосудов, одежд, серебра и хлеба. Преподобный просил знатных людей Новгорода защищать обитель от своеволия людей боярских. Он возвратился на Соловецкий остров, сияя славой священства, и был торжественно встречен братией. Когда он совершал первую обедню, то все видели, что лицо его просветилось благодатью Святого Духа и церковь наполнилась благоуханием.

    Бывшим при этом служении купцам Зосима дал в благословение просфору по неосторожности они потеряли ее на дороге. Инок Макарий (бывший Марк) увидел пса, стоявшего над чем-то и напрасно покушавшегося схватить то, что лежало пред ним. Оказалось, что это была просфора, потерянная купцами. Можно представить себе, с каким благоговением купцы приняли опять эту святыню!

    Видя, что с каждым днем умножается братия, преподобный постарался построить большую церковь и трапезу, прибавить келлий и распространить монастырь но всего более заботился он о сохранении общежительных порядков в обители. Он сам написал устав, в котором говорил: «Игумен, священники и старцы, вся братия едят и пьют в трапезе кушанье для всех одинаковое по келлиям, за исключением больных, нет стола из трапезы не выносить кушанья и питья. Одежда и обувь выдаются из казны. Если кто может, покупает себе келлию иначе живут в келлиях обители. Дохода нет никакого ни священникам, ни братии, ни служащим в монастыре и за монастырем: все нужное для каждого выдается из казны».

    Бог благословлял обитель за молитвы преподобных. В обитель, к святому старцу, стремились отовсюду ревнители духовной жизни. Даже лопари и чудь, даже норвежцы приходили к нему за духовными советами. Мало знакомые с русским языком, они хорошо понимали язык сердечной любви, с какой принимал их угодник Божий.

    Прошло уже тридцать лет после блаженной кончины преподобного Савватия. Игумен Зосима, почитая его первым подвижником Соловецкого острова, скорбел душой, что мощи старца Божия покоятся на пустынном берегу Выги. В то же время игумен и братия Кирилловой обители писали Соловецким подвижникам: «Вы лишены великого дара: не с вами преподобный Савватий, который прежде вас потрудился для Бога на вашем месте, провел жизнь в посте и трудах, подвизался во всех добродетелях, как древние отцы возлюбив Христа всей душой, удалился от мира и умер блаженной кончиной. Некоторые из братий наших, бывшие в великом Новгороде, слышали о старце Савватии повествование боголюбивого Иоанна, что он, путешествуя по торговым делам, сподобился видеть преподобного Савватия живым, слышал духовное поучение его и вместе с игуменом Нафанаилом погребал его почившего. Тот же Иоанн сказывал братиям нашим, что по молитвам преподобного Савватия Господь сохранил от потопления на море брата его Феодора. Мы слышали, что при гробе его совершаются знамения и чудеса. Он угодил Господу. И мы сами - свидетели добродетельного жития его: блаженный отец довольно лет прожил с нами в дому Пресвятой Богородицы, в Кирилловом монастыре. Потому пишем к вашей святости и советуем: не лишайтесь такого дара, перенесите к себе преподобного и блаженного Савватия пусть положены будут мощи его там, где много лет трудился он. Здравствуйте о Господе в вечную жизнь и о нас помолитесь, боголюбивые, да избавимся от всех зол молитвами преподобного Савватия».

    Возвеселился духом игумен Зосима, прочитав послание. «Это не от людей, а от Бога!» - решили все его сподвижники. Немедленно отправились иноки к часовне на берегу Выги. Когда раскопали уединенную могилу, то воздух наполнился благовонием, а когда открыли гроб, увидели нетленное тело, нимало не повредившееся, и все одеяние целое. Перенесенные мощи положены были за алтарем Преображенского храма обители. Это было в 1465 г. С того времени больные стали получать исцеление при гробнице Савватия. Преподобный Зосима каждую ночь приходил к гробнице святого Савватия, молился и клал поклоны до утреннего пения.

    Купец Иоанн, имея любовь и усердие к святому Савватию, вместе с братом своим Феодором, спасенным во время бури, написали образ Савватия, привезли его в Соловецкий монастырь и вручили вместе с другими дарами обители святому Зосиме, который поставил образ над гробом преподобного и, как к живому, обратился к угоднику Божию: «Раб Божий! Если ты и окончил временную жизнь свою телом, но духом не отступай от нас, руководи нас ко Христу Богу, научай нас идти по заповедям Господним и носить крест свой. Ты, преподобный, имея дерзновение ко Христу и к Пречистой Его Матери, будь молитвенником и ходатаем за нас, недостойных, живущих в этой святой обители, которой ты начальник».

    Между тем боярские слуги и помещики Карельской земли не переставали приплывать к острову и ловить в озерах рыбу этого мало: они не стали допускать ловить рыбы для обители и называли себя наследниками и владетелями острова, оскорбляли и поносили иноков, обещались разорить монастырь и изгнать с острова иноков. Преподобный Зосима с некоторыми учениками своими вынужден был отправиться в Новгород просить защиты. Прибыв в Новгород, он просил помощи у владыки и просил бояр не допускать разорения обители. Обходя дома бояр, святой Зосима пришел и к одной знаменитой вдове, боярыне Марфе, просить о своей обители, так как рабы ее часто приходили на Соловецкий остров и обижали монастырь. Услышав о приходе преподобного, боярыня велела прогнать его. Святой Зосима терпеливо перенес это и сказал ученикам своим:

    Наступают дни, когда затворятся двери этого дома и уже не откроются и будет двор этот пуст.

    Архиепископ, призвав бояр, просил их помочь Соловецкой обители, все бояре обещались помочь преподобному и подарили весь остров его обители.

    Услышав это, боярыня Марфа раскаялась и, узнав о святой жизни Зосимы, послала просить его к себе на обед. Незлобивый преподобный пошел на приглашение с учениками. Боярыня посадила праведного старца посреди пира. Но преподобный мало вкушал пищи и молчал. Взглянув на сидевших за пиршеством, он вдруг чему-то удивился и опустил голову... До трех раз он поднимал взор на бояр и видел одно и то же: он видел шесть главных бояр, сидевших за столом, без голов... Слезы жалости показались на глазах старца Божия. Его просили кушать, но он уже ничего не вкусил за обедом. После обеда боярыня Марфа просила у преподобного прощения, подарила обители деревню при реке Суме и отпустила с миром. Выходя из дома ее, ученик Даниил спросил преподобного:

    Почему ты во время обеда, три раза взглянув на сидевших, так вздыхал и плакал?

    Преподобный открыл ученику свое видение и не велел никому говорить этой тайны до времени.

    Зосима возвратился в свою обитель с грамотой и дарами обители. В 1471 году великий князь и самодержец России Иоанн Васильевич с войском пришел в Новгород и казнил смертью некоторых бояр. В то время были обезглавлены те шесть бояр, которых преподобный видел на обеде у боярыни Марфы, сидевших за столом без голов, а боярыня Марфа повелением князя была сослана с детьми своими на заточение, имение ее разграблено и остался дом ее пуст, по пророчеству преподобного3.

    Великий светильник глубокого севера Русской земли, начальник общежития в стране нестерпимых морозов, богоносный Зосима прожил сорок два года на Соловецком острове и двадцать шесть лет настоятельствовал в созданной им обители. Достигнув глубокой старости, он приготовил себе гроб и, смотря на него, оплакивал себя, как мертвеца. Убеленный сединами, чувствуя близость кончины, созвал он братию и сказал:

    Дети, я иду в путь отцов, изберите себе наставника.

    Они зарыдали о разлуке с ним.

    Не плачьте, - сказал преподобный, - поручаю вас милостивому Спасителю и Матери Божией.

    Братия со скорбью объявили, что только он, наставник их, может назначить им наставника вместо себя. Преподобный указал на Арсения и, обратясь к последнему, сказал:

    Ты строитель и питатель обители сей смотри, чтобы сохранялось все, установленное по храму и трапезе, и соблюдай чин, вверенный смирением моим. Заповедую ученикам моим соблюдать устав киновии опьяняющее питье и женские лица не должны быть на этом острове, даже и дающие млеко животные не должны быть здесь. Телесно я разлучаюсь с вами, но духом с вами пребывать буду. Если я обрету благодать пред Богом, то обитель сия, по отшествии моем, распространится и соберется в ней много братий в любви, и во всем нескудна будет она.

    Сказав последнее:

    Мир всем, - он осенил себя крестным знамением и предал душу свою Господу 17 апреля 1478 года.

    Вскоре по блаженной кончине преподобного Зосимы, множество исцелений и других благодатных знамений доказали святость угодника Божия. В девятый день по кончине своей явился он старцу Даниилу сперва показались посреди обители темнообразные полчища нечистых духов, внезапно рассеявшиеся вслед за сим предстал ему преподобный и радостно сказал: «Сих многообразных духов и вражеских сетей их избежал я, милостию Божией, и помиловавший меня Господь причел меня к лику оправданных Им». Сказав сие, стал невидим. Особенно пловцы Белого моря много раз испытывали дивную помощь в страшных опасностях, когда призывали на помощь преподобного Зосиму. В обители собрана целая книга его чудес, достоверность коих засвидетельствована многими. Таково, например, чудо, рассказанное монахом Муромского монастыря Митрофаном: плавая однажды по Белому морю, со многими людьми и стяжанием, носился он по пучинам до тридцати дней, так что не мог видеть берегов буря все усиливалась, и волны заливали уже корабль. Отчаянные пловцы призывали во спасение Господа и Пречистую Его Матерь и святых, Ему угодивших помянули они и основателя Соловецкой обители Зосиму, ибо в его пределах застигла их буря, и внезапно видим стал на корме их благолепный старец, который, когда подымались высокие волны, чтобы поглотить корабль, простирал только на обе страны воскрылия своей мантии, и волны проходили тихо мимо ладьи, никому не вредя. День и ночь носило их дыхание ветряное, и все сие время стоял на корме спасительный старец, соблюдая ладью когда же направил ее к берегу, скрылся от очей. Достигнув мирного пристанища, они рассказывали друг другу о дивном старце, ибо не все его видели, а только трое, и прославили Бога, дающего такую власть святым Своим.

    Ученик преподобного, Досифей, который удостоился погребать его и был впоследствии игуменом обители Соловецкой, однажды, во время малой вечерни, стоя на паперти, молился о болящем клирике, держа в уме своем преподобного, и говорил ему как бы живому: «Господине мой, отче Зосима, ты начальник обители сей, не попечешься ли исцелить его, ибо многое уже время лежит в болезни?» Досифей стоял в задумчивости, как вдруг предстал ему блаженный Зосима, как бы идущий от своего гроба, и сказал: «Не полезно тебе просить о брате том, и он еще пребудет в своей болезни».

    Преподобные Соловецкие чудотворцы, как видно по многим опытам, особенно ревновали ослаблять в народе доверие к так называемым кудесникам, или знахарям. Вот замечательный опыт тому. Церковный дьяк села Шуи, Онисим, был человек набожный. Жена его Мария исцелена была Зосимой в обители. Потом сам он впал в тяжкую болезнь. Общее доверие к кудесникам так было сильно, что и добрый Онисим призвал к себе кудесника. Когда сидели они за столом, знахарь вдруг стал кричать страшно а Мария, жена Онисима, видит Зосиму, Савватия и еще старца Иоанна, ученика Зосимина Зосима жезлом бьет кудесника и говорит: «Зачем ты пришел сюда? Не след тебе приходить к рабу Божию!» Преподобный помазал больного кистью из сосуда по главе и лицу. Онисим почувствовал облегчение, но стал сильно скорбеть, что допустил тяжкий грех: призвал кудесника и тем оскорбил Зосиму и Савватия.

    Явившийся Зосима сказал: «Не унывай, Онисим, читай или слушай Псалтирь, и будешь совсем здоров».

    Из чудес преподобного Савватия в Троицком патерике особенно следует привести одно, о котором читаем в грамоте патриарха Филарета: «Старец Даниил был болен и лишился было зрения, шесть недель ничего не видел. Сентября 27-го, в память чудотворца Савватия, явились ему ночью, в тонком сне, чудотворец Сергий и Соловецкий чудотворец Савватий. Савватий упрашивал чудотворца Сергия об исцелении старца Даниила - простить и исцелить его. По прошению его чудотворец Сергий помазал ему очи и исцелил. В тот же час он прозрел и стал видеть, как и прежде видел. Теперь строитель старец по милости Божией здоров».

    В 1822 году исцелен Зосимой и Савватием отрок глухой, немой и с скорчеными членами.

    Мощи преподобного Зосимы были преданы земле за алтарем деревянного Преображенского храма, подле могилы преподобного Савватия в 1566 году по освящении нового каменного собора нетленные мощи обоих чудотворцев перенесены в придел, посвященный их памяти, и там почивают под спудом на южной стороне. В ризнице сохраняется фелонь белого полотна, с камчатным оплечьем, данная преподобному Зосиме святым архиепископом Ионой.

    Под руководством великого аввы образовались крепкие подвижники благочестия. Таковы были свещеносец и ученик его Иоанн, Василий-ученик, Онуфрий, ученик и пустынник, Герасим, ученик и отшельник. Все они пережили дивного наставника. Пережил его и ветхий старец Герман. Более 50 лет прожил авва на острове Соловецком. Он не был человеком книжным, но многолетняя духовная опытность научила его различать явления духовные от естественных. Убежденный в том, что жизнь великих подвижников доставляет назидание многим, авва Герман приказывал ученику своему Досифею и другим записывать все, что он видел при жизни преподобного Савватия и как жил с ним на острове. Он любил слушать назидательное чтение и собирал книги. Несмотря на глубокую старость, он много раз путешествовал на твердую землю для нужд обители, и самая кончина застигла старца в 1479 году вдали от обители, в великом Новгороде, куда он был послан игуменом Арсением. Преподобный Герман преставился в обители преподобного Антония Римлянина. Ученики повезли тело старца своего в Соловки, но за распутицей должны были оставить его на берегу реки Свири, в часовне при деревне Хавроньиной. Спустя пять лет гроб святого аввы Германа перенесен на Соловецкий остров мощи его, обретенные нетленными, положены 30 июня 1484 года в часовне, посвященной его памяти, под спудом. Там же хранится каменный четвероконечный келейный крест его.

    Прославляя подвиги Первоначальников Соловецкой обители, святая Церковь воспевает: «Избегая шума многомятежного мира, мудрый Савватий, ты поселился на пустынном острове, и в ладье телесной, при кротком дыхании всеоживляющаго Духа, легко переплыл пучину житейскую, в которой мы теперь подвергаемся бурям и напастям молись о душах наших».
    «Возсияла весна духовная в стране лютаго мороза, когда ты, богомудрый Зосима, руководимый доблестным Германом, проник в незнакомые отоки моря, в селение Савватия, и там собрал множество подвижников, неусыпно прославляющих Господа».

    «Украсившись, премудре, постническим житием, спостником был ты и сожителем в морском отоке преподобным отцам Зосиме и Савватию, сподвизаясь в молитвах, и трудах, и в пощениях, преподобне отче Германе но яко имея дерзновение к Богу, моли избавить нас от врагов и спасти души наши».

    Соловецкий Зосимо-Савватиевский ставропигиальный 1-го класса (с 1764 года) монастырь находится в двухстах пятидесяти верстах к северо-западу от Архангельска, в шестидесяти верстах к востоку от Кеми и в сорока верстах к северо-западу от Онеги, на западной оконечности острова Соловецкого. Как крепость, монастырь этот неоднократно подвергался осадам, служил местом заточения государственных преступников и давал из себя великих святителей. Так, здесь святой Филипп митрополит принял иночество в 1537 году и игуменствовал до возведения своего в сан митрополита всея России. В числе иноков был также и патриарх Никон здесь принял иночество и погребен Аврамий Палицин, сподвижник князя Димитрия Пожарского тут же скончался и погребен сосланный знаменитый Сильвестр, протоиерей Благовещенского собора в Москве и руководитель Грозного.

    Преподобный Зосима, игумен Соловецкий.

    Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в Новгородской епархии, в селе Толвуе близ Онежского озера. С юных лет он воспитывался в благочестии, и после смерти родителей Гавриила и Варвары раздал имущество и принял постриг.

    В поисках уединенного места преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом (память 30 июля), который поведал ему о пустынном морском острове, где он с преподобным Савватием (память 27 сентября) прожил 6 лет.

    Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Преподобные своими руками построили келью и ограду, начали возделывать и засевать землю. Однажды поздней осенью преподобный Герман отправился на материк за необходимыми припасами. Из-за осенней непогоды он не смог вернуться. Преподобный Зосима провел всю зиму один на острове. Много искушений он претерпел в борьбе с бесами. Ему угрожала голодная смерть, однако чудесно появившиеся два незнакомца оставили ему запас хлеба, муки и масла. Весной возвратился на Соловки преподобный Герман с рыбаком Марком и привез запас пищи и снасти для рыбной ловли.

    Когда на острове собралось несколько отшельников, преподобный Зосима устроил для них небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня с трапезной. По просьбе преподобного Зосимы из Новгорода был прислан в новосозданную обитель игумен с антиминсом для соборного храма. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. Но настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братия избрали игуменом преподобного Зосиму.

    Преподобный Зосима занялся устроением внутреннего быта обители, ввел строгое общежитие. В 1465 году он перенес на Соловки с реки Выг мощи преподобного Савватия. Обитель терпела притеснения от новгородских бояр, которые отнимали у иноков уловы рыбы. Преподобный вынужден был отправиться в Новгород и искать защиты у архиепископа. По совету архиепископа он обходил дома бояр и просил их не допускать обитель до разорения. Влиятельная и богатая боярыня Марфа Борецкая приказала с бесчестьем выгнать преподобного Зосиму, но потом раскаялась и пригласила его на обед, во время которого он вдруг увидел, что шесть знатнейших бояр сидят без голов.

    Преподобный Зосима поведал видение своему ученику Даниилу и предсказал боярам скорую смерть. Это предсказание исполнилось в 1478 году, когда при взятии Новгорода Иоанном III (1462 - 1505) бояре были казнены.

    Незадолго до кончины преподобный сам приготовил себе гроб, в котором был погребен за алтарем Преображенского храма (+ 17 апреля 1478). Впоследствии над его могилой была устроена часовня. Мощи его совместно с мощами преподобного Савватия 8 августа 1566 года были перенесены в придел, освященный в их честь в Преображенском соборе.

    Много чудес было засвидетельствовано, когда преподобный Зосима с преподобным Савватием являлись гибнувшим в морской пучине рыбакам. Преподобный Зосима также покровитель пчеловодства и хранитель пчел, ему усвоено даже именование "пчельник". К преподобному Зосиме часто прибегают и в болезнях. Множество больничных храмов, посвященных ему, свидетельствует о великой целительной силе его молитв пред Богом.

    Преподобные Зосима, Савватий и Соловецкие.

    Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь искали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел на Валаам, потом, узнав о пустынных островах, находившихся в двух днях плавания от берега Белого моря, отплыл туда с преподобным Германом. Подвижники поселились около Секирной горы Соловецкого острова, где водрузили крест и поставили келью. Подвижники прожили вместе шесть лет. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий отошел в вечность.

    21 августа Русская Православная Церковь вспоминает преподобных Савватия, Зосиму и Германа, Соловецких чудотворцев, точнее - двойное перенесение их мощей. События эти напрямую связаны с историей Соловецкой обители.

    Преподобные Савватий, Зосима и Герман Соловецкие никогда бы не встретились, если б Господу было не угодно, чтобы в Белом море вырос прекрасный и уединенный монастырь, в который стремятся по сей день паломники со всего света. Кстати сказать, святые Савватий и Зосима в земной жизни знакомы не были, однако имя одного подвижника неотделимо теперь от имени другого - в небесной истории.

    Преподобный Савватий (†1435)

    Итак, началось все со стремления насельника Кирилло-Белозерского монастыря Савватия к пустынножительству. Инок, добродетельный и строгий, которого уважали братия, ушел от них, испросив благословения, на Валаам. Прожив там несколько лет, он, по житию, «начал искать еще более уединенного места. Возвеселилась пустыннолюбивая душа его, когда он узнал, что на далеком севере, в море, есть необитаемый Соловецкий остров». Удалился инок и из Валаамского монастыря, хотя валаамские монахи очень просили преподобного Савватия не оставлять их, - путь его лежал к берегам Белого моря.

    У реки Выг преподобный встретил жившего при часовне в селении Сорока инока Германа, который прежде бывал на Соловецких островах, но один не решался там поселиться. В 1429 году они вдвоем на утлой лодочке достигли Большого Соловецкого острова. Место, где иноки поселились, позднее было названо Савватиево; оно находится недалеко от Секирной горы.

    Через шесть лет непрестанных трудов и молитвы, Савватий отошел ко Господу. Вот как это случилось. Инок Герман отлучился на материк по хозяйственной надобности, и его брат остался один. Он уже предчувствовал, что скоро уйдет в обители Отца Небесного и хотел причаститься Святых Христовых Таин. Один он отправился туда, где встретил Германа - в селение Сорока, к часовне. Тут он встретил священника, игумена Нафанаила. Игумен исповедал и причастил соловецкого пустынника, после чего 27 сентября 1435 года преподобный Савватий мирно отошел ко Господу. Погребен он был у стен часовни. Только через 30 лет его святые мощи были перенесены на Соловки и положены за алтарем церкви Успения Преcвятой Богородицы.

    Преподобный Зосима (†1478)

    Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, познакомился с преподобным Германом Соловецким, когда жил в одном из северных поморских монастырей. Был он юн, но душа его жаждала пустынножительства, поэтому после рассказов инока Германа о суровом Соловецком острове, где тот несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием, Зосима отправился еще дальше на север.

    В 1436 году иноки Зосима и Герман поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель. Однажды Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение пустынники восприняли как благословение на основание монастыря. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставили кельи и ограду.

    Немало испытаний претерпели преподобные прежде, чем обитель расцвела.

    Однажды Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволяла Герману вернуться к зиме с материка. Все запасы инока Зосимы истощились, но чудо помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок не спросил, откуда они. Вскоре преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который принял монашеский постриг. Другие жители Поморья также стали приходить в обитель.

    Умножалось число братии, строилась обитель. Выросла деревянная церковь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Несколько игуменов приезжали на остров, чтобы возглавить монастырь, однако никто не мог выдержать здешних суровых условий жизни. Тогда соловецкие иноки выбрали себе игуменом Зосиму. Он был рукоположен во священника и совершил в Соловецкой обители первую Литургию. По преданию, во время молитвы во время того богослужения лицо его светилось, как лицо ангела.

    Через некоторое время в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери, сюда перенесли мощи преподобного Савватия. Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.

    Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения. Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.

    Преподобный Герман (†1479)

    Подвиг преподобного Германа, сподвижника преподобных Савватия и Зосимы, заключался в повседневном труде во славу Божию. Шесть лет он помогал святому Савватию, более 40 лет трудился в обители при игумене Зосиме. Не оставляя подвига молитвенного, он совершал морские переходы, преодолевал в трудах тяготы северного края, вместе с братией возводил храмы. Устные повествования старца Германа о соловецких подвижниках Савватии и Зосиме, записанные по его просьбе, были позднее использованы при составлении их жития.

    В 1479 году преподобный Герман, исполняя поручение игумена Арсения, преемника преподобного Зосимы, поехал в Новгород. Болезнь не позволила ему вернуться на острова. В обители святого Антония Римлянина подвижник причастился Святых Христовых Таин и предал душу свою Богу. Соловецкие иноки не смогли отвезти его тело в монастырь из-за распутицы на дорогах. Только через пять лет мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель - их положили рядом с мощами преподобного Савватия. Позднее над местом погребения преподобного Германа была поставлена часовня, а в 1860 году построена каменная церковь, освященная в его честь.

    Перенесение мощей подвижников

    Святые мощи первоначальников Соловецких, преподобных Зосимы и Савватия, ко времени их церковного прославления, которое произошло в 1547 году, находились в монастыре. В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе и находились там до закрытия монастыря в 1920 году.

    До 1939 года мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа оставались на Соловках в краеведческом музее, состоявшем в подчинении начальства лагеря, который был открыт на месте славной обители. После ликвидации лагеря мощи Соловецких первооснователей были вывезены с острова и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в Ленинградский музей истории религии и атеизма.

    В июне 1990 года Соловецкие святыни были переданы Русской Православной Церкви и 16 августа 1990 года перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. В августе 1992 года состоялось торжественное перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа в Соловецкий монастырь.

    В настоящее время мощи Соловецких первооснователей покоятся в надвратной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

    Молитвы Зосиме, Савватию и Герману Соловецким

    О Преподобнии и богоноснии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе, земнии ангели и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего православнаго отечетва нашего необоримая стено и великое заступление! Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию ко святым мощем вашим припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вас: молите непрестанно благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощеньми, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и моленьми начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да непрестанно на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится Пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущие Его. О преблаженнии отцы наши, Зосимо, Савватие и Германе! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующыя, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашым грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше православное Отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.

    О преподобнии отцы, велицыи заступницы и скории услишателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо, Савватие и Германе! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отыдосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вы, о преподобнии: избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров, и от напрасныя смерти, и от всех прилогов бесовских, находящих на ны. Услышите нас, грешных, и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодну, и души наша, злыми делы, и советы, и помыслы умерщвленныя, оживите и, якоже умершую отроковицу востависте, якоже неисцельны раны многих исцелисте, от духов нечистых зле мучимых избависте, тако и нас, содержимых во узах вражиих, измите и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите и милостивым вашим посещением и ходатайством от врагов видимых и невидимых оградите ны благодатию и силою Всесвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.