• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Новичок, пытающийся понять правила игры в нарды, часто не осознает, что у этой игры есть две разновидности: длинные и короткие нарды. Но начинающему игроку будет сложно изучать правила игры в нарды сразу на примере обеих игр, потому что игрок станет путать правила одной игры с правилами другой. Поэтому лучше сначала научиться играть в одну игру, а потом уже переходить к изучению другой. И для новичка проще начать с игры в длинные нарды, потому что эта игра немного легче для понимания, чем игра в короткие нарды.

    Чтобы начать играть в длинные нарды, нужно правильно расставить шашки. Каждый игрок расставляет по пятнадцать шашек. Тот игрок, который играет белыми шашками, помещает свои шашки в лунку номер двадцать четыре. Она должна находиться в правом верхнем углу доски от игрока. Игрок, играющий черными шашками, помещает их в лунку номер двенадцать. По отношению ко второму игроку, лунка номер двенадцать расположена тоже в правом верхнем углу доски.

    Затем игроки по очереди бросают игральные кости и перемещают свои шашки по лункам доски против часовой стрелки. Смысл игры в длинные нарды для игрока белыми шашками заключается в том, чтобы привести все свои шашки в поле с диапазоном лунок один-шесть, а потом снять их с доски. А для игрока черными шашками смысл игры в том, чтобы проделать то же самое, но его шашки должны очутиться в диапазоне лунок с номерами тринадцать-восемнадцать перед тем, как будут сняты с доски.

    В первый ход разрешается походить двумя шашками из начальной лунки, но и то при условии полного отсутствия возможности хода второй раз одной шашкой. Такой случай бывает нечасто. При всех последующих ходах можно из начальной лунки за ход использовать только одну шашку, а второй ход делать ею же или какой-нибудь другой шашкой. При переходе по кругу от начальной лунки до конечного диапазона лунок можно размещать шашки в лунках, в которых уже находятся свои шашки, но нельзя помещать их туда, где стоят шашки или шашка противника.

    При отсутствии возможных вариантов игрок пропускает ход. Когда шашки перешли в конечный диапазон лунок, нужно снимать их с доски. То есть бросать кубики и убирать шашки с такими номерами лунок. Если в лунках с этими номерами шашек нет, можно переводить их на выпавшее количество лунок вперед. Если перевести некуда, то снимаются с доски шашки из лунок с меньшими порядковыми значениями. Выигрывает игрок, первый снявший все свои шашки с игровой доски. Инструкция "нарды правила игры для начинающих" пригодится всем желающим освоить эту интересную игру.

    5. Пока игрок не снимет все шашки с бара в игру, он не может играть в нарды – ходы. Выход с бара производится заходом шашки на не занятый пункт дома оппонента или на пункт, на котором стоит одна шашка партнера.

    6. Когда игрок заводит все пятнадцать своих шашек в дом, он может снимать свои шашки с доски, в соответствии с установленными правилами.

    Так же перемещением дом а всего позаботиться об его укреплении, в целях еще больше обезопасить его при перемещении одним из способов указанных выше. Проводить перемещение дом а лучше всего при таких погодных условиях, когда будет наиболее плотен. Это обеспечит лучший упор для используемой . К примеру, дом а перевозить легче и проще за счет промерзания земли и, следовательно, ее уплотнения.

    Источники:

    • как передвигают дома

    Настольные игры уже много лет помогают людям интересно провести свое свободное время. Одна из наиболее популярных - . Это развлечение изначально считалось привилегией королей, а сегодня поиграть в них может любой желающий. Правила нард довольно простые и зависят от типа игры.

    Инструкция

    Различают длинные и короткие нарды . Перед началом игры каждый из участников выстраивает вдоль левого борта доски столбик из 15 шашек, вставленных в одну лунку. Такое положение «голова», а делать ход шашкой из лунки, значит «брать с головы». За один ход с головы можно брать не больше одной шашки. Но если при первом ходе у игрока выпадает дубль, он имеет возможность сходить двумя шашками с головы.

    Для того чтобы определить, кому из игроков принадлежит право первого хода, участники кидают по одному кубику (зару). Тот, у кого выпало большее число, ходит первым, а если совпали, то делается еще по одному броску.

    В процессе игры каждый игрок кидает по два зара, и имеет право передвинуть одну шашку на число лунок, равное сумме выпавших чисел, или две шашки: одну на столько клеток, сколько выпало на первом кубике, а другую – на втором. То есть, к примеру, если выпало шесть – четыре, то игрок либо передвигает одну фишку на 10 клеток, либо две: первую на 6, а вторую на 4.

    Правилами запрещается передвигать две фишки на число клеток, равное количеству очков, выпавших только на одном кубике. К примеру, если вы выбросили два – три, нельзя передвигать обе фишки на три клетки.

    Если на зарах выпал дубль, игрок должен сделать четыре хода и передвинуть фишки на количество очков, выпавших на одном из кубиков.

    В случае, когда перед шашкой противника выстраивается непрерывный горизонтальный ряд из шести ваших шашек, она называется запертой, и не может участвовать в игре, пока ваш ряд не нарушится. Построение таких рядов является одним из тактических приемов, направленных на то, чтобы помешать сопернику. При этом запрещается запирать все шашки противника – хотя бы одна из них должна быть в игре. Также запрещено ставить свою фишку на лунку, занятую соперником.

    Если на зарах выпадают числа, на которое в данной игровой ситуации невозможно передвинуть ни одну из фишек игрока, все очки сгорают, и право хода переходит к противнику.

    Если же игрок может сделать ход на число клеток, выпавшее только на одном из заров, и не может использовать очки второго, то он обязан сделать возможный ход, даже если он не выгодный. Отказаться от полного хода запрещается.

    Победителем в партии считается тот, кто сумеет быстрее пройти полный круг, довести все свои шашки до дома и, после того как они все соберутся в этой позиции, выбросит их из игры.

    Основные правила коротких нард такие же, что и для длинных. Некоторые различия делают эту игру несколько динамичнее и более захватывающей.

    В коротких нардах есть возможность бить шашку соперника, если рассчитать ход так, чтобы ваша фишка прошла через его. В таком случае шашка соперника выставляется за пределы поля, а ваша занимает ее место. Возможность ставить свои фишки в одной лунке друг на друга позволяет защитить их от боя. Запрещается бить шашку соперника, а затем ставить свою фишку поверх другой, и тем самым прятаться от удара. Можно бить и идти дальше либо бить, а затем ставить вторую фишку поверх бившей.

    Запертой в коротких нардах считается фишка, перед которой стоят шесть пар сдвоенных шашек противника.

    Противник не имеет право ходить ни одной из фишек, пока не зарядится битой. Этот термин , что для начала игры он должен ввести в поле свою битую фишку с начальной позицией в доме соперника так, чтобы для входа в свой дом ей нужно было пройти 19 клеток. Зарядиться двумя фишками можно при помощи камня (комбинация очков на двух зарах), а если выпал дубль, то можно ввести в игру и четыре фишки, если ему не помешают сдвоенные шашки противника.

    В коротких и длинных нардах существует также несколько подвидов игр, правила которых могут несколько меняться.

    Нарды – игра, безусловно, интеллектуальная, но выигрыш в ней зависит и от некой доли удачи. Впрочем, как уверяют профессионалы, победить можно лишь при наличии верной стратегии.

    Инструкция

    Уже в самом начале игры необходимо выбрать стратегию. Как только вы сделали первые три броска, решите, что вы будете делать: отдавать или принимать.

    Существует несколько базовых стратегий этой игры, но у каждой есть свои недостатки и преимущества. Первая тактика - скоростная игра. Она удачна, если в самом начале вам выпали 6х6 или 4х4. Суть метода - быстро завести в свой первый дом шашки, не обращая внимание на расположение блоков на второй доске. Начните с самых дальних фигур. Постепенно их переносите, при этом не укрепляйте первый блок, а только передвигайте дальние шашки.

    Эта стратегия применима и с другими выпавшими числами. И все же, прежде чем ее использовать, убедитесь, сможете ли вы продвинуть все фигуры и выдержать удар. Рекомендуется оставлять не больше двух уязвимых шашек.

    Этот способ выгоден тем, что вы перепрыгиваете через шашки соперника, пока он строит второй блок, не оставляя ему шансов на перехват. Но если вашу шашку смогут побить, то в блоке противника она застрянет. К тому же у вас могут обнаружиться уязвимые места, не исключен захват фигурами противника.

    Вторая стратегия - блокировка. Суть этой тактики состоит в том, чтобы усилить первый блок или создать их последовательность с целью выполнения перехвата и возведения препятствий соперника. Этот маневр даст свободу для действий на другой части доски. Если вы сможете выстроить последовательность из шести блоков подряд, ваш противник будет побежден.

    Комбинации 1х3, 1х6 и 1х1 считаются классическими для данной тактики игры. Идеальный путь - это закрыть шесть первых мест в первом блоке. Если у вашего соперника есть за ним шашки, тогда ваши шансы обездвижить фигуры противника возрастают.

    Недостаток методики в следующем: если вы не сможете побить шашку соперника, потеряете время, процесс создания блоков затянется, и от соперника вы можете сильно отстать. Ситуация может поменяться и на противоположную: вы сами окажетесь зажатыми в первом блоке. Чтобы избежать такой западни, тщательно проанализируйте возможность подставиться в завершающей стадии данной игры. Подумайте, сможете ли вы передвигать шашки сразу же после расформирования.

    Данные стратегии можно сочетать. В начале игры проанализируйте ситуацию, постарайтесь понять, какую стратегию выбрал соперник. Отвечайте ему соответствующим способом. Если противник пытается «пробежаться», постарайтесь при первой же возможности перехватить его шашки, закройте пути отхода. Если он попытается вас остановить блоками, убедитесь, что у ваших фигур нет риска оказаться побитыми, когда будете продвигаться к дому. Одновременно попытайтесь поймать шашки соперника собственными блоками.

    Чтобы научиться игре в нарды, не обязательно нанимать профессионала или же записываться на курсы. Достаточно просто вникнуть в правила игры, а опыт придет со временем. На сегодняшний день есть множество разновидностей нард, но все они подчиняются основным правилам.

    Игре с многовековой историей, родившейся в Персии и ставшей популярной во всем мире - нардам, дети в исламском мире учатся с детства. А все дело в том, что в трактатах, дошедших едва ли не со времен пророка Мухаммеда, игра названа лучшей зарядкой для ума. Нарды действительно развивают логику и память, способствуют концентрации внимания.

    Тонкости правильной игры в нарды

    Для того чтобы приступить к игре, потребуется по 15 шашек для каждого из игроков. Специальная доска, которая используется в этой игре, имеет две одинаковые части по 6 лунок на короткой стороне. Эта сторона состоит из «пунктов», представленных в виде вытянутых узких треугольников. Этих треугольников у каждого игрока по 24 штуки с определенной нумерацией. Основная и главная задача в этой игре - переставить шашки в свой дом, после чего они убираются или «снимаются» с игральной доски.

    Для определения первоочередности хода игрокам нужно будет бросить кости, и у которого из них выпадет большее число, начинает игру первым.

    Движение шашек в нардах

    Игроки имеют фиксированное направление передвижения шашек, но при этом они всегда должны двигаться только по кругу. Перед тем как любой из игроков сделает ход, нужно бросить кости (кубики с пронумерованными от 1 до 6 сторонами) на доску таким образом, чтобы они не из нее и не зацепили шашки. Иначе бросок нужно будет повторить. Стоит также отметить, что за один ход шашки могут передвигаться не один раз, а целых четыре раза, но необходимо двигать шашки строго по количеству выпавших очков на кубиках.

    При игре в разные виды нард шашки могут двигаться по-разному, но всегда их нужно передвигать согласно количеству, выпавшему на двух кубиках. При этом количество очков на костях не суммируется: сначала по очкам одной кости передвигается шашка, а затем по другой. Если же выпадает дубль, тогда количество шагов удваивается.

    Дублем называют одинаковую комбинацию цифр на обеих костях (кубиках).

    Играть до победы

    Все ходы обязательны, и игрок не может отказать даже от невыгодного ему передвижения. Но бывают такие случаи, когда шашки передвинуть невозможно, в этом случае ход пропускается. В этой игре не может быть ничьих, обязательно один из игроков выигрывает, тот, кто сумел быстрее противника переместить все шашки на поле из одной части в другую, а затем снять с доски. В случае победы игрок получает 1 очко или же 2 очка, когда второй игрок еще не успел вынести за игровую доску ни одной из своих шашек.

    Если же количество очков сравнивается, то нужно произвести еще одну попытку. В случае продолжения игры (второй партии) начинает ходить тот игрок, который в прошлый раз выиграл.

    Старинная восточная игра нарды и в наши дни по-прежнему остается очень популярной. На первый взгляд нарды кажутся совсем простой игрой, не требующей никакой особой стратегии. Достаточно просто бросать кости и передвигать фишки в соответствии с полученными очками, а выигрыш полностью зависит от случайного везения. На самом деле это совершенно не так и даже при меньшем количестве выпавших очков можно одержать блестящую победу, если действовать продуманно.

    Инструкция

    С самого начала партии помните, что суть игры состоит в том, чтобы раньше соперника снять все свои фишки с доски. Для этого вы выбрасываете случайное количество очков на кубиках и в соответствии с ними передвигаете свои фишки. Однако прежде чем сделать каждый новый ход, нужно определить, будет ли он полезен для вашей позиции.

    Имейте в виду, что завоевывать стратегическое превосходство необходимо уже с самых первых ходов игры. Чтобы добиться здесь наибольшего успеха, придерживайтесь старого правила: одной фишкой идут вперед, а вторую берут с «головы», то есть с изначальной позиции, когда все фишки расположены на одной первой линии. Такой прием позволит быстро ввести в игру все фишки и занять наиболее выгодные позиции.

    В начале партии не позволяйте противнику занимать более трех смежных позиций у вашей «головы». Иначе это создаст ему большое преимущество и значительно осложнит вам вывод собственных фишек со стартовой позиции. Соответственно, если позволяют количество выпавших очков и игровая ситуация, постарайтесь занять аналогичные позиции на стороне противника.

    Не стремитесь занимать свою 6 позицию с «головы», поскольку она не дает никаких тактических преимуществ. С нее невозможно перейти на столь важную 3 четверть доски (на сторону противника) и крайне неудобно продвигать свои шашки. Лучше постарайтесь встать либо немного раньше (на 4-5 позиции первой четверти доски), либо уже посередине 2 четверти с тем, чтобы с этой позиции можно было сразу шагнуть на половину соперника.

    С самого начала игры особое внимание уделяйте выпавшему кушу (дублированным очкам на игровых кубиках – 2х2, 4х4, 6х6 и т.п.). Куш позволяет при необходимости сделать четыре хода, вместо двух, и это очень важный момент. Поэтому изначально старайтесь расставлять свои фишки с учетом возможности выпадения дубля. Удачная расстановка и своевременно выпавший куш могут в корне изменить весь результат игры.

    Если вы видите, что соперник подходит к вашим 1 и 2 четвертям, постарайтесь создать препятствия для его фишек, последовательно заняв от 3 до 5 позиций подряд. Шесть очков выпадает не так часто и сплошная линия из 5 шашек может значительно замедлить продвижение соперника.

    Когда вы уже близко подошли к «дому» (последней четверти доски, откуда можно начинать сброс шашек), старайтесь занимать его кучно с середины, занимая наиболее выгодные позиции, на которые легко провести свои шашки. Во время движения старайтесь защищать все свои шашки, чтобы ни одна из них не оказалась заблокированной фишками соперника. Иначе из-за неудачной позиции одной шашки вы можете надолго застрять на месте и про

    Часть 1

    Подготовка к игре

      Ознакомьтесь с игровой доской. В нарды играют на специальной доске, состоящей из 24 узких треугольников, также называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и сгруппированы в четыре квадранта (четверти) по 6 треугольников каждый. Квадранты делятся на 4 вида: дом игрока, двор игрока, дом противника и двор противника. На пересечении квадрантов, посередине доски находится бар.

      • Игроки садятся по противоположные стороны доски лицом друг к другу. Дом каждого игрока расположен в ближнем к нему правом квадранте. Дома находятся друг напротив друга, так же как и дворы, расположенные в левом квадранте.
      • Игрок перемещает свои шашки от дома противника против часовой стрелки так, что траектория их движения напоминает подкову.
      • Треугольники пронумерованы от 1 до 24 (для каждого игрока своя нумерация), причем пункт с номером 24 расположен дальше всего, а пункт под номером 1 находится в ближнем правом углу дома. Игроки перемещают свои шашки из противоположных концов доски, так что пункт 1 одного игрока для его противника имеет номер 24, пункт 2 – номер 23, и так далее.
    1. Помните, в любой момент игры можно удвоить ставку. В нардах не победитель выигрывает очки, а проигравший теряет их. Так что если вы выиграли, то противник проиграет по номинальному, двойному или тройному значению, в зависимости от ставок на кубике удвоения. Этот кубик – не кость, а просто отметка. В начале игры он кладется вверх гранью с единицей, но в ходе игры можно удвоить ставку: это делается в начале своего хода перед тем, как бросить кости.

      • Если вы предлагаете удвоение и противник его принимает, кубик поворачивается новым числом вверх и помещается во двор противника. Теперь только он сможет предложить удвоение на одном из своих последующих ходов.
      • Если противник не принимает удвоение, то он проигрывает игру по начальной ставке на кубике.
      • Можно удваивать ставку, переудваивать ее и так далее, но обычно удвоение происходит не более трех или четырех раз за игру.
    2. Старайтесь доминировать на доске. Прежде, чем двигать шашки в дом, постарайтесь занять как можно больше пунктов двумя шашками, не нагромождайте по 5-6 шашек в нескольких пунктах. Это не только даст вам больше вариантов при передвижении на открытые пункты, но и затруднит передвижение шашек противника, уменьшив для них количество открытых пунктов.

    Часть 3

    Взятие шашек и их повторный ввод в игру
    1. Побейте блот, и шашка противника отправится на бар. Если вы бьете блот , то есть ставите свою шашку на пункт, занятый лишь одной шашкой противника, его шашка отправляется на бар. Старайтесь по возможности бить блоты, особенно если это помогает вам передвигать собственные шашки ближе к дому. Этим вы также сильно замедляете продвижение шашек противника.

      • Если шашка игрока находится на баре, он не имеет права двигать другие шашки, пока не выведет ее с бара в дом противника.
    2. Вводите побитые шашки обратно в игру. Если противник побил ваш блот, то ваша шашка ставится на бар. Теперь ваша задача – вернуть эту шашку обратно на поле, в дом противника. Для этого вы бросаете кости, и если у вас выпал номер, соответствующий открытому пункту в доме противника, вы ставите свою шашку на этот пункт. Если пункты с выпавшими номерами закрыты, вы пропускаете ход и повторяете попытку на следующем своем ходу.

      • Например, если вы выбросили 2, то можете вывести шашку на 23 пункт в доме противника, если, конечно, он открыт, поскольку в этом случае шашка с бара ходит на два пункта.
      • При выводе с бара нельзя суммировать два выпавших числа. К примеру, если у вас выпало 6-2, вы не можете походить одной шашкой на 8 пунктов. В этом случае вы можете вывести свою шашку на шестой либо второй пункт, если они свободны.
    3. Выведя все свои шашки с бара, вы можете продолжить ходить другими шашками. После того, как на баре не осталось ваших шашек, вы вновь можете ходить шашками на доске. Если вы вывели с бара последнюю шашку, и при этом у вас осталось неиспользованным второе выпавшее число, вы можете походить другой шашкой на доске на соответствующее ему количество пунктов.

      • Если у вас на баре две шашки, то необходимо ввести в игру обе. Если после броска костей вы смогли ввести только одну, второй ход теряется, и вы пытаетесь ввести оставшуюся на баре шашку на следующем ходу.
      • Если у вас на баре более двух шашек, то все остальные вы сможете двигать только после того, как выведете все свои шашки с бара.

    Часть 4

    Выбрасывание шашек из игры
    1. Понимайте условия, необходимые для выигрыша. Чтобы выиграть партию, нужно раньше противника вывести все свои шашки с доски, то есть выбросить их из игры. Для этого вы бросаете обе кости, после чего убираете соответствующие шашки с доски. Выпавшие номера должны равняться или превышать количество пунктов, необходимое для того, чтобы выбрасываемые шашки оказались за пределами доски.

      • Например, если у вас выпало 6-2, вы можете выбросить шашки, стоящие на пунктах 6 и 2. Однако если у вас нет шашки на пункте 6, вы можете выбросить шашку с пункта с меньшим номером, например, пункта 5 или 4.
    2. Сначала передвиньте все свои шашки в дом. Выбрасывать шашки из игры можно только после того, как все ваши шашки окажутся в вашем доме. Надо благополучно перевести все свои шашки на пункты 1-6. На этих пунктах шашки могут быть расположены как угодно. Но не забывайте, что и в доме ваши шашки по-прежнему уязвимы.

      • Если у противника на баре шашка, он может вывести ее на блот в вашем доме, если он у вас есть, и вам придется вновь вводить побитую шашку в игру и возвращать ее из дома противника, а пока она не достигнет вашего дома вы не имеете права выбрасывать из игры другие шашки. Старайтесь обеспечивать безопасность своих шашек как можно дольше.
    3. Начните выбрасывать шашки из игры. При этом вы выбрасываете шашки с пункта, соответствующего числу, выпавшему на кости. Например, если у вас выпало 4-1, и у вас по шашке на 4 и 1 пунктах, то вы можете их выкинуть. Если выпал дубль 6-6, и у вас 4 шашки на 6 пункте, то выкинуть можно все 4.

      • Если вам надо бросать кости и при этом вы не можете выбросить какую-либо шашку, двигайте одну из шашек. Например, если у вас осталось 2 шашки на пунктах 6 и 5 и выпало 2-1, передвиньте шашку с пункта 6 на пункт 4 и с пункта 5 тоже на 4.
      • Можно использовать большее значение на кости, чтобы выкинуть из игры шашку с меньшего пункта. Если выпало 5-4, а у вас осталось только несколько шашек на пунктах 2 и 3, то можно выкинуть две из них.
      • Вы должны сначала использовать кость с меньшим значением, даже если это означает, что вы не сможете полностью использовать выпавшие числа. Например, если у вас шашка на пункте 5 и выпадает 5-1, то сначала вы передвигаете шашку на один пункт, ставя ее на точку 4, а потом выбрасываете ее из игры, используя 5.
    4. Выбросите из игры все 15 шашек. Если вы сделаете это раньше противника, то выиграете партию. Однако не все победы равнозначны. Противник может проиграть одним из трех способов:

      • Обычное поражение. Происходит в том случае, если вы выкинули все свои шашки из игры раньше противника. Противник проигрывает по значению на кубике удвоения.
      • Марс (гаммон). Если вы выбросили все свои шашки из игры до того, как противник успел выкинуть хотя бы одну, то противник проигрывает с Марсом, то есть с удвоением значения на кубике удвоения.
      • Кокс (бэкгаммон). Если вы выкинули все свои шашки игры до того, как противник успел выбросить хотя бы одну, и при этом одна или более шашек противника все еще находятся на баре или в вашем доме, то противник проигрывает с Коксом, то есть с утроением значения на кубике удвоения.

    Настольные игры - это отличное времяпрепровождение в кругу друзей. Примером «зарядки для мозгов» являются нарды. Это одна из самых древних игр в мире.

    Кто придумал нарды?

    Считается, что в нее играют уже больше пяти тысяч лет. По свидетельствам археологов, первая доска для нардов была обнаружена в Иране, а нечто похожее на эту игру было найдено в гробнице фараона Тутанхамона. В третьем тысячелетии до нашей эры в Персии нарды считались крайне символичными и несли мистический характер. С их помощью предсказывалась судьба. Именно в этой стране мудрецом Вузург-Михр и были рождены нарды. В каждой стране название игры было разным, но суть не менялась.

    В средневековой Европе, по окончании крестовых походов, это развлечение тоже стало известно и популярно. Оно получило название «трик-трак» и было привилегией только высшей аристократии. Как играть в нарды, уже по правилам современного варианта, установил англичанин Эдмонд Хойл в 1743 году. Новый вид развлечения называется «короткие нарды» (к слову, прежний вид, придуманный на Востоке, считается «длинными»).

    В наши дни игра получила огромное распространение во всех странах. Проводятся чемпионаты по нардам. Самым известным, проводимым в Азербайджане, является «Золотые зары», в котором призом приходятся игральные кости из золота.

    Что нужно для развлечения?

    Как играть в нарды без инвентаря? Здесь обязательным будет наличие следующих предметов:

    • доска;
    • шашки;
    • кости.

    Доска прямоугольной формы с размеченными на ней 24 пунктами, которые представляют собой фигуры в виде равнобедренного вытянутого треугольника. Каждый пункт имеет свою нумерацию. В углу доски собраны шесть таких треугольников подряд - это «дом игрока». На середине есть вертикальная полоска, которая называется «бар». Количество шашек в основном равно 15 шт., а игральных костей (зар) - две. Иногда встречается набор из пяти костей со стаканчиком. В этом случае у каждого игрока свой зар, а один является запасным.

    Виды нард

    Распространены нарды «короткие» и «длинные». Их объединяет то, что игра начинается с бросание костей. В зависимости от выпавшего числа фишки переставляются. Заканчивается игра «длинные нарды», как и «короткие», когда победитель переведет все фишки с доски. Отличие между двумя видами в правилах и длительности.

    Общие нормы поведения

    Для ответа на вопрос «Как играть в нарды?» выпишем правила, которые являются едиными для всех:

    1. Очередность участников.
    2. Круговое и против часовой стрелки движение шашек.
    3. Для определения того, кто первый вступает в бой, бросают кости. У кого выпавшее число больше, тот и начинает.
    4. Зары бросаются только на своей половине.
    5. Перемещение фишки должно быть осуществлено, даже если это невыгодно. За исключением случаев, когда движение запрещено.
    6. Если очками костей не воспользоваться, то они сгорают.
    7. Шашки можно выводить за доску, если они попадают в дом, или количество очков на заре совпадает с номером пункта, где находится фишка.
    8. Как расположить шашки, определяется видом нард.
    9. «Ничьей» не существует.
    10. Правила начисления очков соответствуют типу развлечения. За победу обычно участник получает от одного до трех очков.

    Как играть в «короткие» нарды?

    Сначала поговорим о распространенных названиях в данной игре:

    1. «Дом» противника - 24-19 пункты.
    2. «Двор» противника - 18-13 пункты.
    3. «Двор» свой - 12-7 пункты.
    4. «Дом» свой - 6-1 пункты.

    Какие включают в себя «короткие» нарды правила? Начинается все с определения первенства среди участников. Он и двигает шашки в соответствии с выпавшими числами на костях. Фишки передвигаются в одном направлении - от пунктов с большими номерами к меньшим. Белые шашки движутся по часовой стрелке, а черные - против. Фишка перемещается только на открытый пункт, не занятый противником. Игрок вправе воспользоваться суммой выпавших чисел или может пойти каждой шашкой отдельно. То есть если выпали номера 2 и 3, то участник пойдет или одной фишкой пять ходов или двумя, два и три хода соответственно. Если выпадает два одинаковых числа, то необходимо обыграть ход столько раз, сколько показывают зары. Например, вышло 3 и 3, это значит, что нужно двигаться три раза на три пункта.

    Если на пункте расположилась одна шашка, то он называется «блот». В случае завершения хода противника именно на «блоте» он считается побитым и выходит в «бар». Чего нельзя делать, так это убить или спрятать фишку противника. А можно накрыть свою другой шашкой или побить и спрятаться на свободный пункт. Также разрешено побить и выбросить фишку. Когда все шашки находятся в «доме», участник может их выводить. Для этого необходимо воспользоваться числами на костях. Здесь соблюдается правило: если зары показали число пустого пункта, но есть шашки со значением пункта выше, то можно их перемещать внутри «дома». В случае когда противнику удается побить фишку в процессе выведения, то, прежде чем продолжить вывод, игрок должен привести свою потерянную шашку обратно в «дом».

    Возникновение споров

    Перечислим пути решения возможных спорных ситуаций:

    1. Кости перебрасываются, если они упали на две половинки доски, задели шашку и если не легли по горизонтали.
    2. Ход считается безвозвратным в тех случаях, когда противник бросил зары или объявил «даве» (удвоение ставок).
    3. Кидание зар является недействительным, если противник еще не закончил свой ход.

    Другой вид нард

    «Длинные» нарды правила имеют почти такие же, как и в первом виде игры. Но есть свои нюансы. Например, игра начинается с расстановки 15 шашек слева от себя. Фишки, расположенные в исходном положении, получили название «голова». Первый ход участника - «взятие с головы». Снять можно только одну шашку, кроме случаев выпадения дубля из 3, 4, 6, тогда уходят две. Нельзя ставить фишку на пункт, занятый соперником, закрывать его шашки, а также двигаться на то число пунктов, которое показала одна кость.

    Отличие от «коротких» нард в том, что здесь нет сбитых шашек, фишки можно запирать. При невозможности сделать ход все очки сгорают. Также один ход пропускается, если возможность сделать движение по числу выпавшей на одной кости есть, а на другой нет. Проигрыш однократной величины ставки устанавливается в том случае, когда участник в конце игры успевает снять одну шашку. Если соперник не может вывести ни одну фишку или перевести их в «дом», то проигрыш соответствует удвоенной ставке - «марс». Утроенная ставка, «домашний марс», появляется, когда у игрока все фишки в «доме», но с доски ни одна не выведена.

    Нарды-тавлеи

    Самого понятия «русские нарды» нет, но есть свидетельства о похожей игре, в которую соревновались наши предки. Много разговоров о принадлежности развлечения к какому-то определенному виду настольных игр. Но вот что можно подчеркнуть:

    1. Шашки для игры в тавлеи были найдены при раскопках земли вятичей в области Старой Рязани. Они были не безликие, а в виде фигур.
    2. Сохранились несколько древних источников, в которых описывался игровой процесс.
    3. Каждый игрок имел свой набор фигур, которые раскладывались на доске.

    Как играть в нарды такого вида? Точно сложно сказать. Основа правил лежит на сказаниях и былинах. По этим же источникам судят и о стране возникновения тавлеи. Так, в пользу Турции говорит название нард на турецком языке - «тавла». За Древнюю Русь выступают находки, в которых раскрыто описание игры, а также обнаружение на раскопках досок и плоских одинаковых фигур. Некоторые ученые считают, что тавлеи - русские шахматы, так как у каждого игрока свой набор позиций. Еще есть мнение о том, что игру на Русь привезли норманны, которые в нее любили развлекаться. В пользу этого мнения говорит перевод с латинского "тавл" - доска.

    Как играть в нарды? Правила состязания

    Многие помнят игру в уголки. Белые и чёрные фишки выстраиваются группами в диагональных противоположных углах поля, и цель игрока - как можно быстрее переместиться на территорию противника. Схожий принцип применяется и в нардах.Как играть в нарды?

    Правила игры, на первый взгляд, кажутся сложными. Однако это не так, разберёмся во всём по порядку.

    Из чего состоят нарды и правила игры

    В набор входят: игральная доска с ячейками по внутреннему периметру,тридцать фишек: по 15 штук чёрного или белого цвета на каждого игрока,два игральных кубика (игральные кости).

    Фишки выбранного цвета выставляются в верхнем правом от вас углу. Особых требований к тому, как они должны стоять, нету, чаще всего их просто выстраивают в вертикальный ряд. Главное, что все они находятся на старте, то есть в начальной угловой ячейке.

    Силы соперника, соответственно, окажутся у вас под левой рукой.

    Игра начинается с того, что игроки кидают по одному кубику. У кого выпадает большее количество точек, тот и ходит первым. Далее, на протяжении всей игры, игроки кидают пару кубиков и двигают свои фишки на столько ячеек, сколько точек выпало.

    Все фишки движутся по полю против часовой стрелки! Когда придёт ваш черёд кидать кости, вы получите две цифры, к примеру, у вас выпало 5 и 2. Можно суммировать эти результаты и сделать единственный ход на 7 шагов. Одна ячейка - один шаг.

    А можно не складывать эти результаты и передвинуть сразу две фигуры. Одну на 5, и другую на 2 хода вперёд.

    Двигаясь по полю, нужно придерживаться одного правила. Останавливаться можно либо на пустой ячейке, либо на собственном цвете. Это называется «поставить на голову».

    Проще говоря, свои фишки при необходимости вы можете ставить друг на друга, а вот остановка на фишке противника запрещена.Это правило действует и в том случае, если вы складываете результаты выпавших точек. В этом случае двигаемся с остановкой.

    Пример: Если игральные кости показали 5 и 2, то сначала фишка шагает на 5 ячеек, оглядывается по сторонам, и только затем делает оставшиеся 2 шага. Можно и наоборот: сначала на 2, потом на 5. Главное, чтобы остановка не приходилась на вражескую голову: это ведь запрещено правилами. В противном случае, придётся искать другой вариант хода.

    Есть ещё одно правило. В начале игры все фишки выстроены в одной угловой ячейке. Любая фишка стартует именно из неё, это называется «снять с головы».

    Так вот снять с головы за один ход можно только 1 раз.

    Пример: кости показали 2 и 6. Вы снимаете с головы фишку и делаете ею 2 шага. Оставшиеся 6 шагов вы можете сделать либо ею же, либо любой другой фигурой на поле. Иначе говоря: не более одного снятия с головы за ход.

    Случается так, что вы не можете сделать ход на выпавшее вам количество шагов. Как не смотри, а любой ваш ход останавливается на вражьих позициях. Чаще всего такое случается к концу игры, когда почти вся территория поля занята.

    Увы, в этом случае вы пропускаете ход и надеетесь на милость игральных костей.

    Ещё его называют дублем. Это когда оба кубика показали одинаковое количество точек. В этом случае игрок получает право сделать 4 хода, каждый на столько шагов, сколько точек показал каждый из кубиков.

    Пример: при дубле 3:3 вы получаете 4 хода по 3 шага каждый. Всего у вас получается 12 ходов, и распоряжаетесь вы ими по своему усмотрению. Можно и одной фигурой куш сыграть, передвинув её на все 12 шагов.

    Главное, чтобы остановки не приходились на голову соперника.

    Если дубль 6:6 выпал в самый первый ваш ход в игре, то он даёт исключительное право единственный раз «снять с головы» сразу две фишки, ведь сделать единственный ход на 24 шага не удастся: окажемся на старте соперника.

    Бывает, что выпал удачный куш, а совершить все 4 хода вы не можете: расстановка сил соперника не позволяет. Действуем по вышеописанному правилу - грустно ждём следующего шанса.

    К чему стремиться

    Выучить правила и играть в нарды, как видите, совсем не сложно. Ваша цель - грамотно передвигаться по полю и выстроить всех своих одноцветных солдат на территории соперника. Это называется «привести домой». Домом считается 6 ячеек в нижней правой четверти доски.

    Как только последняя ваша фигура окажется на заветной территории, начинаем их «выгонять».

    В электронной игре нарды-онлайн нужные фишки автоматически удаляются с поля. В настоящих нардах вы их просто отодвигаете: к центру или на старт, кучкой или в ряд - не важно. Главное, что в игре они больше не участвуют.

    Как «выгонять»

    Пронумеровываем все домашние ячейки, начиная с крайней правой. Ей присваивается номер 1 и далее влево по нарастающей, до 6. В очередной свой ход вы кидаете кубики. Выпавшее на них количество точек - это номера ячеек, из которых можно удалить фишки.

    Пример: кубики показали 3 и 1. Вы либо убираете 2 фигуры из одноименных ячеек, либо складываете результат и убираете одну фигуру из ячейки номер 5.

    Случается, что кубики показывают номера пустых ячеек. В этом случае вы либо передвигаете фишки на указанное кубиками количество шагов на домашней территории, либо удаляете крайнюю левую фишку, если граница поля не позволяет выполнить ход полностью.

    Если вам выпал куш, то вы так же получаете право на удаление сразу четырёх фигур.

    Пример: куш 3:3. Удаляете четыре фигуры с 3-ей ячейки. Если она пустует, то делаете четыре хода из ячеек под номером 4, 5 или 6. Если и они пустуют, убираете четыре крайние левые фигуры из оставшихся.

    Кто победил?

    Выиграет тот, кто первым удалит все фишки с поля. Однако, даже проигрыш в нардах имеет свои нюансы. Самым обидным считается проигрыш-кокс.

    Это когда все ваши фигуры собраны в доме, но ни одной из них вы выгнать не успели. Все проигранные очки умножаются на 3.

    Как заправлять кальян, узнайте из нашей статьи.

    Если противник закончил игру, а у вас часть фишек не добрели до дома, то это проигрыш-марс, проигранные очки умножаются на 2. Если на момент окончания игры вы удалили с поля хоть одну фишку, проигрыш считается обычным, проигранные очки равняются количеству оставшихся на поле фигур. Счёт партии 0:1.Осветить некоторые нюансы и наглядно ответить на вопрос «как играть в нарды» видео с правилами поможет. Удачной игры!