• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Начнем мы наш интернет — урок со сказки…

    «Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и маленьким хвостиком. И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался. Вот тут-то и начались чудеса…. Зверек вдруг заговорил!…

    Бе – бе — безобразие! — сказал он.

    Почему безобразие?
    -Ко – ко — конечно! — рассердился зверек.
    Мальчик удивился:
    -В чем дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь…
    -Му – му – му — читель ты, вот кто! — замычал зверек. – Что ты со мной сделал?
    -Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал?
    -Нет, узнать можно.
    -Так в чем же дело?
    -З – зачем меня за – за –заикой сделал? Я не заика.

    Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве И. И зверек перестал заикаться.
    -Cпасибо, — сказал он. – Теперь каждый знает, что я — ….

    — Догадались, кого нарисовал мальчик? Какие буквы перепутал мальчик?

    Вот и мы сегодня познакомимся с этими звуками и буквами. Звуки-то разные. Сравните: иголка и йогурт.

    Какой первый звук в слове «иголка»? Какой это звук?… Да, звук [и] — гласный звук

    Какой первый звук в слове «йогурт»? Каковы особенности звука [й’] ? (согласный, мягкий, звонкий).

    Запомни! Звук [й’] ВСЕГДА МЯГКИЙ и звонкий!

    1. Придумайте слова со звуком [й’] в начале (йод, йог, йота), в середине (майка, лейка, змейка), в конце слова (май, чай, край).

    2. Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание, побуждение к действию: стоит (стой ), моет (мой ), строит (строй ), поёт (пой ), решает (решай ), играет (играй ), повторяет (повторяй ), плавает (плавай ), думает (думай ).

    3. Послушайте слова , скажите, где, в какой позиции стоит звук [й’] : сильный, жокей, шайба, йод, линейка.

    4. Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [й’] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.

    Как странно, звуки разные, а вот буквы почти по написанию очень — очень похожи. Не перепутай! Очень важно правильно читать слова, замена одной буквы повлечёт за собой изменение смысла слова. Чтобы зай ка не превратился в заи ку….

    5. Доскажи словечко

    Дом на рельсах тут как тут,

    Всех умчит он в пять минут.
    Ты садись и не зевай.
    Отправляется… (трамвай).

    Врач живет в стеклянной банке.
    Лечит он болячки, ранки.
    «Ай, как щиплет!»,
    «Ой, как жжет!».
    Узнаете? Это… (йод)

    Зимой уснули комары,
    Спит медведь в берлоге,
    А где-то в джунглях от жары
    Изнывают… (йоги)

    Что мы пели, угадай?
    «Кара…» (вай).
    Что нам пели, угадай?
    «Баю…» (бай).
    Что за месяц, угадай?

    Месяц… (май).
    Что в стакане, угадай?
    Сладкий… (чай)
    Знакомьтесь, буква И и буква Й !

    1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

    2. Найди спрятанные буквы И и Й . Обведи их.

    3. Определи букву в неправильном положении.

    4

    5 . Выдели знакомую букву.

    6. Раскрась только те кубики, на которых написана буква Й .

    7. Раскрась обе буквы И красным цветом с правой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди и раскрась букву И с правой стороны рисунка.

    8. Раскрась обе буквы зелёным цветом. Заштрихуй. Найди и раскрась букву Й .

    9 . Соедини с буквой И только те предметы, названия которых начинаются со звука [и] .


    10 . Соедини с буквой Й только те предметы, названия которых начинаются со звука [й’] .

    11. Подчеркни такую же букву, как внизу на рисунке слева. Обведи в кружок все буквы И на рисунке справа.

    12.

    Букву Й зовут «И кратким»
    Й как И в твоей тетрадке.
    Чтобы Й не путать с И,
    Сверху галочку пиши.

    Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Й .


    13. Пишем…

    14.

    • Иллюзия — вымысел, фантазия
    • Иллюзионист — фокусник
    • Имидж — «образ» товара, услуги, предприятия, человека
    • Иммунитет — защитная реакция организма
    • Империя — могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство
    • Интеллект — ум
    • Ипподром — спортивный комплекс для соревнований по конному спорту.
    • Исследование — действие, при котором учёные изучают какое-либо явление.
    • Йод — химический элемент.
    • Йога — физический упражнений для поддержания формы. Это особый стиль жизни и образ мысли.

    Крылатые выражения или фразеологизмы

    • Играть первую скрипку — играть ведущую роль в каком-либо деле; являться руководителем, заводилой.
    • Играть с огнём — рисковать.
    • Идти по чьим-либо стопам — подражать кому-либо; следовать чьему-либо примеру.
    • Идти против течения — делать что-либо наперекор окружающим.
    • Излить душу — рассказать кому-либо о чём-то самом сокровенном, личном.
    • Искать иголку в стоге сена — искать среди большого объёма; искать то, что найти заведомо невозможно.
    • Искры из глаз посыпались — о последствии сильного удара.

    Урок обучения грамоте

    Тема: Обозначение звука [й] в позиции после согласного перед гласным.

    Цели: обучающая:

    Создать условия для изучения способа обозначения звука [й"] в позиции после согласного перед гласным;

    Формировать у обучающихся умение находить орфограмму разделительных знаков в словах на слух;

    Учить видеть возможные варианты обозначения звука [й"] в позиции после согласного перед гласным;

    развивающая:

    Учить обосновывать свой выбор для обозначения звука [й"] в разных позициях;

    - Учить составлять модель содержания изучаемого материала;

    - Учить логически выстраивать действия;

    Развивать умение сравнивать, анализировать.

    Оборудование: карточки звуков, таблицы – модели «Способы обозначения звука [й"]»,буквы Ь и Ъ, учебники, тетради для печатания, проектор

    Ход урока

    I. Оргмомент

    Продолжаем работать дружно, и мы сможем подняться на ступеньку выше в освоении новых знаний.

    Как будем работать на уроке? (Внимательно, уметь слушать друг друга, учителя, уметь исправлять и дополнять ответы товарища…)

    II. Актуализация знаний.

    Проведем небольшую разминку.

    1. На какие группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные)

    2. Какие бывают гласные? (Ударные и безударные)

    3. Какие бывают согласные? (Звонкие, глухие, мягкие, твердые)

    4. Какие согласные всегда мягкие? (Ч, Щ, Й)

    5. Какие согласные всегда твердые? (Ж, Ш, Ц)

    6. Какие гласные обозначают два звука? (Е, Ё, Ю, Я)

    7. В каком случае они обозначают два звука? (В начале слова и после буквы гласного)

    8. Какая буква не обозначает звука? (Ь)

    9. Какую работу он выполняет? (Делает согласные мягкими, разделяет согласный от гласного)

    Над чем работали на прошлом уроке? (Наблюдали как буква разделительный Ь не обозначает мягкость, а помогает гласной букве обозначить звук [й’] в словах, в позиции после согласного перед гласным).

    III. Создание учебной ситуации

    Ребята, сегодня мы продолжим изучение нового способа обозначения звука [й"] в позиции. Какой? (В позиции после согласного перед гласным)

    Какие цели мы перед собой поставим? Попробуем их сформулировать (На доске запись: познакомиться…, узнать…, научиться… )

    Верно, нам нужно познакомиться с буквой разделительным Ь в словах, в позиции после согласного перед гласным.

    Отгадайте такую загадку:

    У лошадки скакуна

    Вьется грива на ветру,

    Силу всю свою собрав,

    Препятствия он берет.

    Что значит – препятствия он берет? (Перепрыгнула).

    Что за препятствие лошадь берет? (Барьер)

    А как вы понимаете значение этого слова? (Выслушать объяснение детей)

    Объяснение лексического значения слова.

    По словарю: Барьер – слово, заимствованное с французского языка. Забор, перегородка , поставленная в качестве препятствия на скаковой дорожке (спорт .).

    2. Невысокая стена , ограждение, забор .

    Составим звуковую модель слова БАРЬЕР. (Дети работают тетрадях для печатания, один ученик работает у доски)

    Проверяем работу. Есть ошибки?

    - Как люди договорились обозначать звук [й"] в этой позиции ? (Буквой разделитель. Ь).

    Найдите и покажите этот способ в таблице – модели:

    [й"]

    ья, ьё, ью, ье, ьи

    Какую новую работу выполняет буква разделительный Ь в этом слове? (Буква разделит. Ь помогает гласной букве обозначать звук [й"])

    Проверьте работу, справились? (Хорошо)

    Составление звуковой записи слова: [бар"й"эр]

    (Один ученик работает у доски, остальные в тетради)

    3) Составление буквенной записи слова: барьер

    Проверка записи (Дети сверяют свои записи)

    Итак, какую букву выбрали для обозначения звука [й"]? (Букву разделительный Ь)

    Просмотр записи, как автомобиль въехал во двор)

    Что автомобиль сделал? (Он въехал во двор)

    1). Составление звуковой модели.

    А теперь составим звуковую модель слова ВЪЕХАЛ.

    (Дети работают тетрадях для печатания, один ученик работает у доски)

    Давайте проверим работу, как справились.

    В какой позиции находится звук [й"]? (После согласного перед гласным)

    2). Составление звуковой записи.

    А теперь запишем слово звуками, составим звуковую запись слова.

    (Один ученик работает у доски, остальные в тетради) ([в"й"эхал] .

    Что заметили? (Чем похожи, что общего?) (В этом слове есть также звук [й"]).

    В какой позиции находится звук [й"] в этом слове? (В той же позиции, что и в слове БАРЬЕР; в позиции после согласного перед гласным)

    И вы знаете, что в этой ситуации употребляется разделительный Ь? (Да)

    Попробуем записать слово буквами? А не боимся ошибиться?!

    IV. Постановка учебной задачи.

    Наш сказочный герой дедушка Ус – самый опытный самоучка – передал вам очень нужную информацию.

    (Дети обнаруживают модели и вешают их на доску)

    БАРЬЕР ВЪЕХАЛ

    [й"э] = [й"э]

    Ье ≠ ъе

    Анализируйте запись

    Прочитайте слово ВЪЕХАЛ .

    Какой знак используется? Такой же как в слове БАРЬЕР? (Другой! Разделительный Ъ)

    На что похож Ъ? (Показ картинок)

    Найдём место букве на «Ленте букв».

    В какой домик поселим Ъ?

    Показ буквы.

    3) Составление буквенной записи слова

    Запишите слово ВЪЕХАЛ буквами (въехал) правильно.

    Какой вывод можете сделать о буквах разделительных Ь, Ъ? (Звук [й"] в позиции после согласного перед гласным обозначается буквами Ь и Ъ).

    Какой таблицей покажем? (Выбрать и показать)

    Почему в одном слове –Ь, а в другом–Ъ? Например, в словах барьер и въехал. Сможете дать ответ? (Нет)

    Почему не сможете? (Буквы Ь и Ъ знаки выполняют одну и ту же работу).

    Можно ли на слух определить, какую букву выбрать? (Нет)

    Почему? (Может писаться и Ь, и Ъ знаки).

    Чем является данное место в буквенной записи? (Орфограммой).

    Ребята, способа, который объяснил бы, написание этих букв, у нас нет в запасе знаний. Поэтому есть у нас другой выход:

    1. Уметь находить эту орфограмму разделительных знаков (Ь, Ъ) в словах.

    2. Какой знак, букву выбрать спроси у взрослого (это учитель, родители).

    Итак, какую задачу поставим на уроке? (Будем учиться находить орфограмму разделительных знаков в словах).

    Как будем обозначать это место в буквенной записи? (?).

    Физкультминутка

    V. Анализ условий решения задачи. (На доске записаны слова)

    Задание 1. Сделать буквенную запись и найти орфограмму разделительных Ь и Ъ знаков.

    [май "ак]– [шй"от] –

    [с"эл] – [й"ул"а]-

    [сй"эл] – [кол"й"а] –

    (Дети по одному выходят к доске, объясняют свой выбор буквы, орфограммы.

    Задание2. Работа в парах.

    - Запишите самостоятельно слова (Дана звуковая запись) : [сй"эхал] –

    [уй"эхал] –

    А проверку проведем друг друга в паре.

    В каком слове орфограмма? (Съехал)

    Как обозначили орфограмму? (?)

    Почему? (Не знаем, какую букву выбрать – Ь или Ъ).

    Найдите это в таблице.

    [ й" ] = [ й" ]

    ья, ьё, ью, ье, ьи? ъя, ъё, ъю, ъе

    VI. Работа по учебнику. Чтение пословиц

    Прочитайте записи под рубрикой «В народе говорят»

    Как вы думаете, почему эти высказывания поместили здесь?

    Найдите и прочитайте слова с разделительным Ь. Где она стоит в слове? (После согл., перед гласным)

    Найдите и прочитайте слова с Ъ. Где она стоит в слове? (После согл., перед гласным)

    Что это за высказывания? (Пословицы)

    Прочитайте 1 пословицу. О чем она? (Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел (иноск.) не за дурной вид, а за дурные дела).

    Прочитайте 2 пословицу. О чем она? (ОТОЛЬЮТСЯ (отзовутся) ВОЛКУ ОВЕЧЬИ СЛЕЗКИ (слезы). За обиды, причиненные слабому, обидчик поплатится. Говорится как угроза, предостережение обидчику или утешение обиженному

    Д/З –Расскажите дома родителям, что вы узнали на уроке, с.65 букваря.

    VII. Итоговая рефлексия.

    - Какое открытие мы сделали сегодня? (Звук [й"] в позиции после согласного перед гласным обозначается буквой Ъ как и разделительный Ь ).

    Мы поднялись на новую ступеньку Лесенки знаний. А что мы напишем на этой ступеньке?

    Как же узнать какую букву писать в слове Ь или Ъ?

    Спасибо за урок! (Награждение активных участников смайликами)

    Молодцы. Старались.


    Фонологические позиции - это условия употребления, реализации фонемы в речи: в разных позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах. Позиции могут быть сильные и слабые. В сильной позиции фонема наилучшим образом выполняет свои функции. В слабой позиции возможности выполнения фонемой своих функций ограничены. У фонемы две основные функции - перцептивная и сигнификативная: способствовать отождествлению и различению значимых единиц языка - морфем и слов. В связи с этим разграничиваются позиции перцептивно сильные и слабые и сигнификативно сильные и слабые.

    В перцептивно сильной позиции фонема выступает в своем основном звуковом облике: звук не испытывает редукции и воздействия соседних звуков, он максимально независим от позиции. В перцептивно слабой позиции фонема представлена другими звуками. Они связаны именно с данной позицией и являются результатом редукции или воздействия соседних звуков. Так, в словах чай , печь , печник фонема /ч"/ реализована звуком [ч"] - своим основным представителем. Глухость этого звука, выступающего в начале и на конце слова, перед гласным и сонорным согласным (как и другие качества этого звука), - признак, проявляющийся в данных позициях, но не обусловленный ими. Для /ч"/ эти позиции перцептивно сильные. Перед звонким шумным согласным позиция для /ч"/ перцептивно слабая: здесь происходит обязательная замена глухого [ч"] звонким [д"ж"]: пе[ д"ж"] горит. Звук [д"ж"] обусловлен этой позицией и употребляется только в ней. Если записать на магнитную ленту произнесение слова со звуком [ч"], а затем стереть часть записи, оставив только [ч"], и прослушать этот звук, то всеми говорящими по-русски он будет легко опознан. Если то же проделать со звуком [д"ж"], то многие его не узнают, не смогут определить, в каких словах он произносится: он не встречается вне своей позиции перед звонким согласным.

    В сигнификативно сильной позиции фонема отличается от других фонем, реализуется особым звуком. Сигнификативно слабая позиция - это позиция неразличения фонем. В сигнификативно слабых позициях фонемы ограничены в возможности различать слова и морфемы. Так, фонемы /о/ и /а/ под ударением после твердого согласного реализуются звуками [о] и [а]: б[о]к, б[а]к. Это сигнификативно сильная позиция для гласных фонем. В первом предударном слоге /о/ и /а/ нс различаются, реализуясь одним и тем же звуком [а 0 ]: б[г д ]чбк {бочок и бачок). Это сигнификативно слабая позиция для /о/ и /а/.

    Одна и та же позиция для одних фонем может быть сильной, для других - слабой. Так, конец слова - позиция сигнификативно сильная для твердых и мягких согласных и слабая для глухих и звонких. Например, пло/ т/ и пло/т"/ различаются, а пло/т/ и пло/ д/ - совпадают: плот].

    Перцептивно и сигнификативно сильная позиция называется абсолютно с и л ь н о й. В этой позиции фонема реализуется своим основным представителем - д о м и н а н т о й. По этому звуку фонема и называется: фонема /а/ по звуку [а], фонема/6"/ по звуку [б"].

    В сигнификативно сильных, но перцептивно слабых позициях фонема представлена своими вариациями. Так, в слове сон фонема /с/ представлена вариацией [с°], в слове пять фонема /а/ представлена вариацией [а].

    В сигнификативно слабых позициях фонема представлена своими вариантами. Так, звук [с] в слове нос - вариант фонемы /с/, а в слове мороз - вариант фонемы /з/.

    Все звуки, реализующие фонему (и ее доминанту, и ее варианты и вариации), называют и обобщенно - вариантами ф о н е м ы или аллофона м и.


    Звук Й обозначается:

    а) с помощью гласных букв Я, Ё, Ю, Е в начале слова или перед гласным (яблоко, маяк, Юра, каюта, ель, дует, ёж, поёшь);

    б) с помощью буквы Й на конце слова или перед согласным (май, майка);

    в) с помощью разделительных мягкого и твёрдого знака и букв буквЯ, Ё, Ю, Е между согласным и гласным звуками (вьюга, съедобный). Правописание разделительного Ь и Ъ знаков изучается на морфемном уровне после изучения темы «Состав слова» во 2 классе.

    Таким образом, данным правилам письма уделяется большее внимание в основном в 1 классе. В последующих классах правописание закрепляются и совершенствуются.

    В большинстве случаев система русского письма обеспечивает однозначное соответствие между звуками и буквами, однако существует несколько исключений, которые и являются причиной графических орфограмм.

    Графические орфограммы решаются с помощью определённых правил. Рассмотрим орфограммы, изучаемые в 1-3 классах.

    1. Графические орфограммы или офограммы, обозначающие фонему в сильной позиции. 1-2 класс

    Причиной графических орфограмм является то, что один и тот же звук, не требующий проверки, можно обозначить двумя различными буквами. Например, после всегда твёрдых Ж, Ш и после всегда мягких Ч, Щ гласный звук может быть обозначен любой из парных гласных букв. Буквы Э, Ю, Я практически не употребляются после шипящих.

    Следует обратить внимание графической орфограмме, связанной с чередованием мягких и твёрдых согласных. Орфограмма относится к группе зубных согласных и решается по правилу. В учебных пособиях начальной школы практически не делается акцент на данную орфограмму, что приводит к частым ошибкам.

    Причина орфограммы: некоторые звуки произносятся всегда одинаково (твёрдо или мягко): В этом случае первый мягкий звук имеет несобственную мягкость. Обозначение мягкости согласных также изучается в 1 классе 3 и 4 четверти.

    правописание «опасное место» примеры
    Мягкий знак пишется 1)для обозначения мягкости [ Л‘], [ Т‘], [Р‘],[ П‘], в случае одного зубного[С‘], [З‘] перед твёрдым 1.апельсин, стальной, учить, мать, тетрадь, топь, выпь,борьба, зорька, лось, письмо, резьба, просьба октябрьский (но: январский!)
    Мягкий знак не пишется 1)для обозначения мягких согласных Ч и Щ, в сочетаниях с шипящими: ЧК-ЧН-ЧТ-ЩН, НЧ-НЩ-РЩ. 2)в сочетания двух мягких зубных согласных Т, Д, З, С, Н (НТ, СТ, СН, ЗД, ЗН) 1.ручка, срочный, почта, пончик, мощный, барабанщик, фонарщик 2. зонтик, Настя, Костя, песня,
    Разделительный мягкий знак (не обозначает мягкость согласных) служит для обозначения звука Й между согласным и гласным и пишется перед гласными Я, Ю, Е, Ё, И. 1. пишется в исконно русских словах: деревья, лисья, волчья, льёт, пьёт, шьёт 2. в словах иноязычного происхождения: пьеса, обезьяна 3. в словах на -ЬОН: медальон, почтальон, бульон.

    Мягкий знак (как отмечалось выше) не всегда является орфограммой и может писаться по слуху: конь, альбом . Здесь нет выбора написания, так как без мягкого знака слово не прочитаешь.Орфограммой считается только тот вариант, когда оба зубных согласных являются мягкими.

    1. Буквенные орфограммы, связанные с фонетическим чередованием.

    Слабая позиция гласной фонемы.

    Безударные гласные в корне слова являются орфограммами, то есть они не пишутся по слуху, а требуют предварительной проверки. Причиной орфограммы является фонетическое чередование звуков, обозначаемых буквами А-О и Е-Я-И при смене ударной (сильной) и безударной (слабой) позиции гласного. Сильной позицией для гласных является ударная позиция.

    Орфографическая задача

    Общее решение орфографической задачи Способы или пути решения орфографической задачи (2 класс)
    Внимание опасность: звуки [a], [и, э] в слабой позиции! 1.В какой части слова? 2.Если в корне, ищу проверочное слово: · изменю слово «один-много», «много-один» · подберу однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом · подберу однокоренное слово по вопросам (что? – какой?, какой – что?) · подберу однокоренное слово по вопросам (что делать? – что? что делает?что сделает?что делал? что сделал?) · посмотрю значение слова(горькушка-горький) Ритмическое правило для первоклассников: Если буква гласная вызвала сомнение, Ставь немедленно её ты под ударение . 1.изменение формы слова: слова-слово 2. «скажу слово ласково»: скворец-скворушка 3.слова-предметы, слова-признаки и слова –действия помогают друг другу искать однокоренное проверочное слово; вопросы-помощники: - кто? что? - какой? старик - старый, морской –море - что? - что делать? пляска- плясать 4. слова-действия помогают друг другу искать однокоренное проверочное слово; вопросы-помощники - что делать? - что делает? тянуть - тянет - что делал? что сделал? везёт -вёз, вынесёт-принёс 5.слова с буквой Е в корне, которая проверяется буквой Ё: сестра-сёстры 6.слова с двумя безударными гласными проверяют двумя проверочными словами: золотой-золото-позолоченный 7.установление этимологии слова(например, происхождение слова чернила) 8. наблюдение корней-омофонов:примирить, примерять, слизал, слезал

    Слабая позиция согласной фонемы.

    Правописание согласных связано с их фонетическим чередованием в сильных и слабых позициях. Сильной позицией для большинства согласных является позиция перед гласным(зубо к) или перед звонким согласным (зубн ой).

    Причиной орфограммы является изменение согласных звуков в слабых позициях

    • озвончаются или оглушаются перед шумным согласным или на конце слова (круЖки, проСьба);
    • при стечении трёх и более согласных некоторые согласные не произносятся (праЗДНик)

    Согласные звуки в слабых позициях являются орфограммами и требуют предварительного контроля на письме. Для парных звонких и глухих и непроизносимых согласных орфограмма решается путем изменения слабой позиции звука на сильную.

    название орфограммы название изучаемой темы примеры орфограммы и способы решения (проверка) ознакомление с орфограммой
    Парные согласные на конце и в середине слова (сомнительные согласные). Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. 1.зуб-зубы (способ проверки «один-много»); прыжки – прыжок(«много-один») 2. ложка-ложечка (способ «скажи слово ласково»); 3. друг – нет друга (способ «слово-помощник») 1 класс 3-4 четверть
    Парные (сомнительные) согласные в корне слова. Корень слова. 1. сладкий – сладок (способ проверки «однокоренное слово – предмет»); 2.дуб – дубовый (способ проверки «однокоренное слово – признак предмета»), робкий –робок («каков»); 3.скользкий –скользить (однокоренное слово –действие предмета); 2 класс 2-3 четверть
    Непроизносимые согласные. Корень слова. 1.опасные стечения согласных[сн] и [с`н`] вестник – вести, грустный –грусть; 2.опасные стечения согласных[зн] [з`н`] звездный –звёзды, серьёзный -серьёзен 3.слова, где непроизносимый заблудился в сочетаниях [нц] [рц]. счастье – счастливый, солнышко – солнце, сердечко – сердце 2 класс 3 четверть

    Обобщим орфограммы и правила письма, изучаемые в 1 классе и закрепляемые на последующих уровнях. В соответствие с принципами традиционной методики русского языка в начальной школе логика изучения данных орфограмм и правил следующая:

    1.Согласные звуки и буквы. Мягкие и твёрдые согласные звуки буквы. Согласный звук и буква Й.

    2.Шипящие согласные звуки Ж, Ш, Ч, Щ. Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.

    3.Слова с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

    4.Слова с сочетаниями ЧК-ЧН-НЧ-ЩН, НЧ-НЩ-РЩ.

    5.Обозначение твердости и мягкости согласных буквами Я, Ю, Ё (Е, И)

    6.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком.

    7.Ударение. Ударные и безударные гласные. Слабая и сильная позиция звука. Проверочное слово.

    8.Согласные парные звонкие и глухие. Слабая и сильная позиция звука. Проверочное слово.

    При изучении орфограммы безударные гласные обращается внимание на правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, когда гласный находится в слабой позиции, без ударения: часы, живот.

    Орфография, изучаемая во 2 классе , базируется на морфемном составе слова. Методическая логика изучения орфограмм следующая:

    1. Состав слова.
    2. Правописание безударных гласных в корне слова.
    3. Правописание парных согласных в корне слова.
    4. Правописание непроизносимых согласных.
    5. Гласные и согласные в приставках.
    6. Приставки и предлоги.
    7. Разделительный твёрдый знак

    Подробный материал по формированию данных орфографических навыков находится в разделе Методическая копилка блога «Педагогическая мастерская». (Русский язык. Состав слова. 2 класс)

    3.Орфограммы, не связанные с обозначением фонем

    1. Орфограмма «Заглавная буква».

    орфограмма примеры начало ознакомления
    Начало предложения. Н аступила осень. С тало холодно. период обучения грамоте
    имя, фамилия, отчество: Анна Ивановна Петрова 1 класс 3-4 четверть
    Правописание имён собственных клички животных: конь Рыжка, корова Зорька, кот Васька 1 класс 3-4 четверть
    Правописание имён собственных географические названия: город Таллинн, река Пирита 1 класс 3-4 четверть
    Правописание имён собственных. Помимо большой буквы добавляются кавычки. название произведений: рассказ «Бишка», название фирм, изделий: магазин «Призма», конфеты «Русалочка» 2 класс

    2. Орфограмма «Перенос слова»

    правило переноса образец знакомство с правилом
    1.Слова переносятся по слогам трав-ка, сум-ка, ма-шина, маши-на, неверно: гро-здь (здь – не слог, в нем нет гласной) 1 класс 3 четверть
    2.Одну букву нельзя переносить или оставлять на одной строке неверно: Ю-лия, Юли-я, у-лей 1 класс 3 четверть
    3.Буква Й не переносится, остаётся на строке линей-ка, строй-ка 1 класс 3 четверть
    4.Буква Ь и Ъ не переносятся на другую строку малень-кий, се-мья, Уль-яна, ру-чьи, подъ-езд 1 класс 3-4четверть
    5.В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится клас-сный, суб-бота, осен-ний 2 класс
    6. Морфемный перенос или перенос на основе знания состава слова приставка и корень: пере-шёл, разо-грел корень и суффикс: перебеж-чик, эстон-ский 2 – 3 класс

    Орфограмма «Перенос слова» повторяется и совершенствуется на каждом уроке русского языка, так как является самой трудной для усвоения. Чаще это связано с проблемой слогораздела. Переход на чтение целыми словами приводит зачастую к проблеме забывания деления слов на слоги, сбивается дыхание, частые ошибки: уд-ачный, радо-сть, позиция, где скапливается несколько согласных, но нет слога. Ошибки переноса связаны и с неразличением открытого и закрытого слога (типичная ошибка су-мка, кра-сный, го-рка). Как дополнительный приём рекомендуется использование для деления слов на перeнос вертикальная черта: изу|ми|тел|ьный. Это позволяет экономить время урока, дифференцировать задания для отработки навыка перноса. Каждая новая тема 1 класса предполагает дополнение к правилам переноса слов, например, разделительный Ь, Ъ, или двойные согласные.

    3.Орфограмма «Пробел»

    4.Орфограмма «Знаки препинания».

    Знакомство с орфограммой начинается в 1 классе в период обучения грамоте. В конце повествовательного предложения ставится точка, в конце восклицательного –восклицательный знак, в конце вопросительного предложения – вопросительный знак. В 3 классе при изучении однородных членов предложения – знакомство с запятой.

    В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами слова распространяется неравномерно. Гласный в ударных слогах произносится чётко, ясно, он находится в сильной позиции . В безударных слогах гласные артикулируются менее чётко и изменяют своё звучание, они редуцируются. Безударная позиция гласных является слабой .

    В сильной и слабой позициях могут находиться и согласные звуки. Сильной позицией для согласных является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], слабой – в конце слова, перед глухими и звонкими согласными, в которой парные по глухости – звонкости согласные не различаются, а также позиция согласных перед гласным переднего ряда [э], в которой исключается возможность твердых согласных, парных с мягкими. Для согласного звука [ј ] сильная позиция – в начале слова и перед ударными гласными (юла – [ј ул ъ], райо н – [рај о н], слабая – остальные положения этого звука в слове. Слабый вариант йота – и неслоговое [i] (ма й – [ма i ], ми лый – [ми лыi ]).

    [ј] возникает на месте букв е, ё, ю, я, и , когда они обозначают два звука [јэ], [јо], [ју], [ја], [ји].

    1) в начале слова: е сть – [јэ ]сть, ё ж – [јо ]ж, ю нга – [ју ]нга, я блоко – [ја ]блоко;

    2) после гласных: ка ю та – ка[ју ]та, ма я к – ма[ја ]к, мо и – мо[ји ],

    3) после разделительных Ъ и Ь: съ е л с[јэ ]л, соловь и солов[ји ].

    ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

    Редукция (лат. reductio, от reducerе «приводить обратно», «возвращать»; «сокращать, уменьшать») – это ослабленная артикуляция звука и изменение его звучания.

    Редукция характерна для всех гласных звуков. Редукция бывает количественная и качественная.

    Редукция количественная – это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: [сын – сыны – сын вја ], [су днъ – суда – судΛ во i].

    Редукция качественная – это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.

    Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах, т.е. во втором предударном, третьем предударном, в первом заударном, втором заударном и т.д. (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

    Безударные гласные [а, о, э] произносятся короче и меняют своё качество:

    в слабой позиции первой степени, т.е в первом предударном они сокращаются в 1,5-2,5 раза;

    в слабой позиции второй степени гласные [а, о, э] сокращаются в 4-5 раз.

    Степень редукции зависит от стиля (манеры) произношения человека, от его территориальной принадлежности.