• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    1.Показательная функция – это функция вида у(х) =а х, зависящая от показателя степени х, при постоянном значении основания степени a , где а > 0, a ≠ 0, xϵR (R – множество действительных чисел).

    Рассмотрим график функции, если основание не будет удовлетворять условию: а>0
    a) a < 0
    Если a < 0 – возможно возведение в целую степень или в рациональную степень с нечетным показателем.
    а = -2

    Если а = 0 – функция у = определена и имеет постоянное значение 0


    в) а =1
    Если а = 1 – функция у = определена и имеет постоянное значение 1



    2. Рассмотрим подробнее показательную функцию:

    0


    Область определения функции (ООФ)

    Область допустимых значений функции (ОДЗ)

    3. Нули функции (у = 0)

    4. Точки пересечения с осью ординат oy (x = 0)

    5. Возрастания, убывания функции

    Если , то функция f(x) возрастает
    Если , то функция f(x) убывает
    Функция y= , при 0 Функция у =, при a> 1 монотонно возрастает
    Это следует из свойств монотонности степени с действительным показателем.

    6. Чётность, нечётность функции

    Функция у = не симметрична относительно оси 0у и относительно началу координат, следовательно не является ни чётной, ни нечётной. (Функция общего вида)

    7. Функция у = экстремумов не имеет

    8. Свойства степени с действительным показателем:

    Пусть а > 0; a≠1
    b> 0; b≠1

    Тогда для xϵR; yϵR:


    Свойства монотонности степени:

    если , то
    Например:




    Если a> 0, , то .
    Показательная функция непрерывна в любой точке ϵ R.

    9. Относительное расположение фунцкции

    Чем больше основание а, тем ближе к осям ох и оу

    a > 1, a = 20




    Если а0, то показательная функция принимает вид близкий к y = 0.
    Если а1, то дальше от осей ох и оу и график принимает вид близкий к функции у = 1.

    Пример 1.
    Построить график у =

    Решение большинства математических задач так или иначе связано с преобразованием числовых, алгебраических или функциональных выражений. Сказанное в особенности относится к решению . В вариантах ЕГЭ по математике к такому типу задач относится, в частности, задача C3. Научиться решать задания C3 важно не только с целью успешной сдачи ЕГЭ, но и по той причине, что это умение пригодится при изучении курса математики в высшей школе.

    Выполняя задания C3, приходится решать различные виды уравнений и неравенств. Среди них — рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические, содержащие модули (абсолютные величины), а также комбинированные. В этой статье рассмотрены основные типы показательных уравнений и неравенств, а также различные методы их решений. О решении остальных видов уравнений и неравенств читайте в рубрике « » в статьях, посвященных методам решения задач C3 из вариантов ЕГЭ по математике.

    Прежде чем приступить к разбору конкретных показательных уравнений и неравенств , как репетитор по математике, предлагаю вам освежить в памяти некоторый теоретический материал, который нам понадобится.

    Показательная функция

    Что такое показательная функция?

    Функцию вида y = a x , где a > 0 и a ≠ 1, называют показательной функцией .

    Основные свойства показательной функции y = a x :

    График показательной функции

    Графиком показательной функции является экспонента :

    Графики показательных функций (экспоненты)

    Решение показательных уравнений

    Показательными называются уравнения, в которых неизвестная переменная находится только в показателях каких-либо степеней.

    Для решения показательных уравнений требуется знать и уметь использовать следующую несложную теорему:

    Теорема 1. Показательное уравнение a f (x ) = a g (x ) (где a > 0, a ≠ 1) равносильно уравнению f (x ) = g (x ).

    Помимо этого, полезно помнить об основных формулах и действиях со степенями:

    Title="Rendered by QuickLaTeX.com">

    Пример 1. Решите уравнение:

    Решение: используем приведенные выше формулы и подстановку:

    Уравнение тогда принимает вид:

    Дискриминант полученного квадратного уравнения положителен:

    Title="Rendered by QuickLaTeX.com">

    Это означает, что данное уравнение имеет два корня. Находим их:

    Переходя к обратной подстановке, получаем:

    Второе уравнение корней не имеет, поскольку показательная функция строго положительна на всей области определения. Решаем второе:

    С учетом сказанного в теореме 1 переходим к эквивалентному уравнению: x = 3. Это и будет являться ответом к заданию.

    Ответ: x = 3.

    Пример 2. Решите уравнение:

    Решение: ограничений на область допустимых значений у уравнения нет, так как подкоренное выражение имеет смысл при любом значении x (показательная функция y = 9 4 -x положительна и не равна нулю).

    Решаем уравнение путем равносильных преобразований с использованием правил умножения и деления степеней:

    Последний переход был осуществлен в соответствии с теоремой 1.

    Ответ: x = 6.

    Пример 3. Решите уравнение:

    Решение: обе части исходного уравнения можно поделить на 0,2 x . Данный переход будет являться равносильным, поскольку это выражение больше нуля при любом значении x (показательная функция строго положительна на своей области определения). Тогда уравнение принимает вид:

    Ответ: x = 0.

    Пример 4. Решите уравнение:

    Решение: упрощаем уравнение до элементарного путем равносильных преобразований с использованием приведенных в начале статьи правил деления и умножения степеней:

    Деление обеих частей уравнения на 4 x , как и в предыдущем примере, является равносильным преобразованием, поскольку данное выражение не равно нулю ни при каких значениях x .

    Ответ: x = 0.

    Пример 5. Решите уравнение:

    Решение: функция y = 3 x , стоящая в левой части уравнения, является возрастающей. Функция y = —x -2/3, стоящая в правой части уравнения, является убывающей. Это означает, что если графики этих функций пересекаются, то не более чем в одной точке. В данном случае нетрудно догадаться, что графики пересекаются в точке x = -1. Других корней не будет.

    Ответ: x = -1.

    Пример 6. Решите уравнение:

    Решение: упрощаем уравнение путем равносильных преобразований, имея в виду везде, что показательная функция строго больше нуля при любом значении x и используя правила вычисления произведения и частного степеней, приведенные в начале статьи:

    Ответ: x = 2.

    Решение показательных неравенств

    Показательными называются неравенства, в которых неизвестная переменная содержится только в показателях каких-либо степеней.

    Для решения показательных неравенств требуется знание следующей теоремы:

    Теорема 2. Если a > 1, то неравенство a f (x ) > a g (x ) равносильно неравенству того же смысла: f (x ) > g (x ). Если 0 < a < 1, то показательное неравенство a f (x ) > a g (x ) равносильно неравенству противоположного смысла: f (x ) < g (x ).

    Пример 7. Решите неравенство:

    Решение: представим исходное неравенство в виде:

    Разделим обе части этого неравенства на 3 2x , при этом (в силу положительности функции y = 3 2x ) знак неравенства не изменится:

    Воспользуемся подстановкой:

    Тогда неравенство примет вид:

    Итак, решением неравенства является промежуток:

    переходя к обратной подстановке, получаем:

    Левое неравенства в силу положительности показательной функции выполняется автоматически. Воспользовавшись известным свойством логарифма, переходим к эквивалентному неравенству:

    Поскольку в основании степени стоит число, большее единицы, эквивалентным (по теореме 2) будет переход к следующему неравенству:

    Итак, окончательно получаем ответ:

    Пример 8. Решите неравенство:

    Решение: используя свойства умножения и деления степеней, перепишем неравенство в виде:

    Введем новую переменную:

    С учетом этой подстановки неравенство принимает вид:

    Умножим числитель и знаменатель дроби на 7, получаем следующее равносильное неравенство:

    Итак, неравенству удовлетворяют следующие значения переменной t :

    Тогда, переходя к обратной подстановке, получаем:

    Поскольку основание степени здесь больше единицы, равносильным (по теореме 2) будет переход к неравенству:

    Окончательно получаем ответ:

    Пример 9. Решите неравенство:

    Решение:

    Делим обе части неравенства на выражение:

    Оно всегда больше нуля (из-за положительности показательной функции), поэтому знак неравенства изменять не нужно. Получаем:

    t , находящиеся в промежутке:

    Переходя к обратной подстановке получаем, что исходное неравенство распадается на два случая:

    Первое неравенство решений не имеет в силу положительности показательной функции. Решаем второе:

    Пример 10. Решите неравенство:

    Решение:

    Ветви параболы y = 2x +2-x 2 направлены вниз, следовательно она ограничена сверху значением, которое она достигает в своей вершине:

    Ветви параболы y = x 2 -2x +2, стоящей в показателе, направлены вверх, значит она ограничена снизу значением, которое она достигает в своей вершине:

    Вместе с этим ограниченной снизу оказывается и функция y = 3 x 2 -2x +2 , стоящая в правой части уравнения. Она достигает своего наименьшего значения в той же точке, что и парабола, стоящая в показателе, и это значение равно 3 1 = 3. Итак, исходное неравенство может оказаться верным только в том случае, если функция слева и функция справа принимают в одной точке значение, равное 3 (пересечением областей значений этих функций является только это число). Это условие выполняется в единственной точке x = 1.

    Ответ: x = 1.

    Для того, чтобы научиться решать показательные уравнения и неравенства, необходимо постоянно тренироваться в их решении. В этом нелегком деле вам могут помочь различные методические пособия, задачники по элементарной математике, сборники конкурсных задач, занятия по математике в школе, а также индивидуальные занятия с профессиональным репетитором. Искренне желаю вам успехов в подготовке и блестящих результатов на экзамене.


    Сергей Валерьевич

    P. S. Уважаемые гости! Пожалуйста, не пишите в комментариях заявки на решение ваших уравнений. К сожалению, на это у меня совершенно нет времени. Такие сообщения будут удалены. Пожалуйста, ознакомьтесь со статьёй. Возможно, в ней вы найдёте ответы на вопросы, которые не позволили вам решить своё задание самостоятельно.

    Концентрация внимания:

    Определение. Функция вида называется показательной функцией .

    Замечание. Исключение из числа значений основания a чисел 0; 1 и отрицательных значений a объясняется следующими обстоятельствами:

    Само аналитическое выражение a x в указанных случаях сохраняет смысл и может встречаться в решении задач. Например, для выражения x y точка x = 1; y = 1 входит в область допустимых значений.

    Построить графики функций: и .

    График показательной функции
    y = a x , a > 1 y = a x , 0< a < 1

    Свойства показательной функции

    Свойства показательной функции y = a x , a > 1 y = a x , 0< a < 1
    1. Область определения функции
    2. Область значений функции
    3.Промежутки сравнения с единицей при x > 0, a x > 1 при x > 0, 0< a x < 1
    при x < 0, 0< a x < 1 при x < 0, a x > 1
    4. Чётность, нечётность. Функция не является ни чётной, ни нечётной (функция общего вида).
    5.Монотонность. монотонно возрастает на R монотонно убывает на R
    6. Экстремумы. Показательная функция экстремумов не имеет.
    7.Асимптота Ось O x является горизонтальной асимптотой.
    8. При любых действительных значениях x и y ;

    Когда заполняется таблица, то параллельно с заполнением решаются задания.

    Задание № 1. (Для нахождения области определения функции).

    Какие значения аргумента являются допустимыми для функций:

    Задание № 2. (Для нахождения области значений функции).

    На рисунке изображен график функции. Укажите область определения и область значений функции:

    Задание № 3. (Для указания промежутков сравнения с единицей).

    Каждую из следующих степеней сравните с единицей:

    Задание № 4. (Для исследования функции на монотонность).

    Сравнить по величине действительные числа m и n если:

    Задание № 5. (Для исследования функции на монотонность).

    Сделайте заключение относительно основания a , если:

    y(x) = 10 x ; f(x) = 6 x ; z(x) - 4 x

    Как располагаются графики показательных функций относительно друг друга при x > 0, x = 0, x < 0?

    В одной координатной плоскости построены графики функций:

    y(x) = (0,1) x ; f(x) = (0,5) x ; z(x) = (0,8) x .

    Как располагаются графики показательных функций относительно друг друга при x > 0, x = 0, x < 0?

    Число одна из важнейших постоянных в математике. По определению, оно равно пределу последовательности при неограниченном возрастании n . Обозначение e ввёл Леонард Эйлер в 1736 г. Он вычислил первые 23 знака этого числа в десятичной записи, а само число назвали в честь Непера «неперовым числом».

    Число e играет особую роль в математическом анализе. Показательная функция с основанием e , называется экспонентой и обозначается y = e x .

    Первые знаки числа e запомнить несложно: два, запятая, семь, год рождения Льва Толстого - два раза, сорок пять, девяносто, сорок пять.

    Домашнее задание:

    Колмогоров п. 35; № 445-447; 451; 453.

    Повторить алгоритм построения графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля.

    Введем сначала определение показательной функции.

    Показательная функция $f\left(x\right)=a^x$, где $a >1$.

    Введем свойства показательной функции, при $a >1$.

      \ \[корней\ нет.\] \

      Пересечение с осями координат. Функция не пересекает ось $Ox$, но пересекает ось $Oy$ в точке $(0,1)$.

      $f""\left(x\right)={\left(a^xlna\right)}"=a^x{ln}^2a$

      \ \[корней\ нет.\] \

      График (рис. 1).

    Рисунок 1. График функции $f\left(x\right)=a^x,\ при\ a >1$.

    Показательная функция $f\left(x\right)=a^x$, где $0

    Введем свойства показательной функции, при $0

      Область определения -- все действительные числа.

      $f\left(-x\right)=a^{-x}=\frac{1}{a^x}$ -- функция ни четна, ни нечетна.

      $f(x)$ - непрерывна на всей области определения.

      Область значения -- интервал $(0,+\infty)$.

      $f"(x)=\left(a^x\right)"=a^xlna$

      \ \[корней\ нет.\] \ \[корней\ нет.\] \

      Функция выпукла на всей области определения.

      Поведение на концах области определения:

      \[{\mathop{lim}_{x\to -\infty } a^x\ }=+\infty \] \[{\mathop{lim}_{x\to +\infty } a^x\ }=0\]

      График (рис. 2).

    Пример задачи на построение показательной функции

    Исследовать и построить график функции $y=2^x+3$.

    Решение.

    Проведем исследование по примеру схемы выше:

      Область определения -- все действительные числа.

      $f\left(-x\right)=2^{-x}+3$ -- функция ни четна, ни нечетна.

      $f(x)$ - непрерывна на всей области определения.

      Область значения -- интервал $(3,+\infty)$.

      $f"\left(x\right)={\left(2^x+3\right)}"=2^xln2>0$

      Функция возрастает на всей области определения.

      $f(x)\ge 0$ на всей области определения.

      Пересечение с осями координат. Функция не пересекает ось $Ox$, но пересекает ось $Oy$ в точке ($0,4)$

      $f""\left(x\right)={\left(2^xln2\right)}"=2^x{ln}^22>0$

      Функция выпукла на всей области определения.

      Поведение на концах области определения:

      \[{\mathop{lim}_{x\to -\infty } a^x\ }=0\] \[{\mathop{lim}_{x\to +\infty } a^x\ }=+\infty \]

      График (рис. 3).

    Рисунок 3. График функции $f\left(x\right)=2^x+3$