• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Нелли Михайловна Храмова
    Конспект занятия «Осень золотая» для детей подготовительной группы

    Государственное казённое образовательное учреждение

    Саратовской области,

    для детей – сирот и детей , оставшихся без попечения родителей,

    .

    Открытое занятие

    по экологическому воспитанию

    в дошкольной группе

    на тему : «Золотая осень »

    Выполнила воспитатель

    5 группы

    ГКОУ Саратовской области

    для детей – сирот и детей ,

    оставшихся без попечения родителей,

    «Детский дом №3 г. Хвалынска» .

    Храмова Нелли Михайловна

    г. Хвалынск

    Открытое занятие на тему : «Золотая осень »

    Цель : закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях .

    Задачи :

    1. Учить детей называть приметы осени , изменения в природе, использую образные слова и выражения.

    2. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

    3. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

    4. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

    5. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе, учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь.

    Предварительная работа.

    – Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

    – Заучивание стихов об осени .

    – Рассматривание пейзажных картин художников.

    – Составление гербария из осенних листьев и др .

    Оснащение : мультимидийный проектор, листья осенние , ваза сделанная руками детей из природного материала и семян.

    Форма проведения : Открытое занятие .

    Ход занятия

    1. Организационный момент :

    Добрый день! Сядьте по удобнее : спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Мы отправляемся в путешествие.

    2. Сообщение темы :

    Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? Что необычного вы увидели в нашей группе ?

    Да наша группа украшена листьями . А где мы взяли эти листья?

    Утром мы во двор идём, листья сыплются дождём,

    Под ногами шелестят и летят… летят… летят…

    Пролетают паутинки, с паучками в серединке,

    И высоко от земли пролетают журавли.

    Всё летит! Должно быть, это улетает наше лето.

    А лето, это что?

    Да конечно – это время года.

    А какие времена года вы знаете?

    А если у нас улетело, прошло лето, то какое время года наступило?

    А как мы узнаем, что наступила осень ? (Ответы детей )

    Да, конечно мы увидим изменения в природе.

    Мы украсили нашу группу листочками , потому, что на улице осень и

    наше занятие об осени и называется : «Золотая Осень » .

    3. Актуализация опорных знаний :

    Ребята, а сейчас я хочу узнать у вас знаете ли вы, какая погода бывает осенью .

    Игра "Погода осенью "

    Дети, а какая бывает погода осенью :

    Когда идет дождь - дождливая.

    Когда дует ветер - ветреная

    Холодно - холодная

    Пасмурно - пасмурная

    Сыро - сырая

    Хмуро - хмурая

    Ясно - ясная

    Воспитатель : Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

    Игра : «Осенью » . (с мячом)

    Ребята, я предлагаю вам игру с мячом, которая называется «Осенью » .

    Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист .

    Листья осенью (что делают) - Листья осенью желтеют , опадают и т. д.

    Дождь осенью - Дождь осенью моросит , идет и т. д.

    Урожай осенью - Урожай осенью убирают .

    Птицы осенью - Птицы осенью улетают .

    Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья .

    Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме , меняют шубки.

    Молодцы, правильно ответили на вопросы, а теперь мы будем играть с нашими листочками.

    Физминутка : «Осенние листочки » .

    Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

    Мы, листики осенние , на веточках сидел, ветер дунул, полетели.

    Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.

    Ветер снова набежал и листочки все поднял.

    Повертел их, покружил и на землю опустил.

    (Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения : садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся).

    Молодцы! А теперь давайте соберём наши красивые листочки в букет и поставим в нашу вазу, которую мы сделали из семян и ракушек.

    4. Приобретение новых знаний

    Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени .

    Дети : Сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Воспитатель : Молодцы! Вы правильно назвали месяцы.

    Ребята, давным - давно люди стали примечать, что всё в природе происходит не зря, а о чём то нас предупреждает и что то значит. И это всё стали называть приметами. Например, если птицы низко летают, значит будет дождь.

    Послушайте, я расскажу вам о приметах осени .

    Приметы осени

    Осень подойдет неслышно , тихо встанет у ворот.

    В огороде листик вишни, на дорогу упадет.

    Это первая примета, что от нас уходит лето.

    А вторая куст малины, в нитях белой паутины.

    Чуть короче станет день, потемнеют облака,

    Словно их накроет тень, станет пасмурной река -

    Третья верная примета : осень бродит близко где-то

    Ранним утром на поляны, лягут белые туманы.

    А потом уж жди, не жди пойдут сильные дожди.

    Значит, наступила осень .

    – Какие приметы осени перечислены в стихотворении?

    – А какой сегодня день? (Ясный, солнечный, ветреный)

    Воспитатель : Умницы. Я предлагаю вам посмотреть фильм.

    Презентация : «Осень золотая »

    С давних времен люди складывали стихи, песни, пишут музыку.

    Ребята, а как называют людей, которые пишут стихи, …. рисуют картины… музыку?

    Не знаете? Тогда слушайте. Стихи пишут – поэты. Картины рисуют художники, а музыку – композиторы.

    Слайды (портрет П. И. Чайковского и картины русских художников)

    Сегодня, я хочу познакомить вас с композитором П. И. Чайковский. (портрет) .

    Он создал музыкальный альбом о каждом времени года, который так и называется «Времена года» . А, как вы думаете, сколько произведений в этом альбоме? Да, 12. А сколько произведений об осени ? Да три. А как вы считаете, как они называются?

    Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. А сейчас у нас какой осенний месяц .

    Правильно – октябрь.

    И я вам предлагаю посмотреть картины русских художников под музыку П. И. Чайковского, которая называется Октябрь «Осенняя песня » .

    Слушание произведения П. И. Чайковкого «Осеняя песня » .

    Какие ощущения у вас возникли, когда вы слушали музыку? Как называется произведение? Кто его написал? (Ответы детей ) .

    Сюрпризный момент.

    Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться .

    Воспитатель : - Да, осень бывает прекрасна . (Стук в дверь, заходит Осень )

    Здравствуй, Осень золотая !

    Осень : Здравствуйте, мои друзья! Веселья вам и радости!

    Все кругом я нарядила, тёмный лес озолотила !

    Стало в нем светло, как днем, Листья там горят огнём!

    Осень : Ребята,а вы знаете игру : «Осень спросим » .

    Давайте поиграем.

    Дети : - Здравствуй осень , здравствуй осень ! Хорошо, что ты пришла.

    У тебя мы осень спросим : Что в подарок принесла?

    Осень : - Принесла, я вам муки

    Дети : - Значить будут пирожки.

    Осень : - Принесла, я гречки.

    Дети : - Каша будет в печке.

    Осень : - Принесла вам овощей.

    Дети : - И для каши и для щей.

    Осень : Яблоки и мёд.

    Дети : - На варенье и компот. Ты и яблок, ты и мёду нам в подарок принесла.

    А хорошую погоду нам в подарок припасла?

    Осень : - Дождику вы рады?

    Дети : Не хотим - не надо.

    Воспитатель : А ребята знают стихи про тебя. Ты наверное устала, сядь, отдохни и послушай стихотворения.

    Ребёнок : 1-й : Осень , твой красив убор!

    Золотой на нем узор .

    Сарафан с цветной каймой,

    Разноцветной бахромой.

    2-й : Разукрашен листьями

    И рябины кистями

    А из ягод алых

    Бусы, как кораллы!

    3-й : Осенью бывают ясные деньки ,

    Листики порхают, словно мотыльки.

    4-й : Нити паутинки на кустах блестят,

    Льется на тропинку жёлтый листопад.

    Если день прозрачный, ясный

    Осень , осень – ты прекрасна !

    Осень : Какие вы ребята молодцы! Мне у вас очень понравилось, но мне пора в лес.

    У меня ещё много дел в лесу. Обещаю всем вам я, что чудесные подарки ожидают вас, друзья! Спелых яблок вам даю и за все благодарю!

    Воспитатель : Спасибо! До свидания Осень .

    5. Заключительная часть

    Наше занятие подходить к концу . Давайте вспомним, как называется наше занятие .

    Что нового вы узнали сегодня на занятии ? С каким композитором познакомились?

    Какое произведение слушали? Что вам понравилось больше всего?

    Вот и закончилось наше занятие . Но мы ещё не раз будем возвращаться к временам год.

    Будем наблюдать изменения в природе на экскурсиях. Будем слушать музыку П. И. Чайковского из альбома «Времена года» , рисовать картины.

    Ой, ребята, а я ведь забыла про гостинцы от Осени ! Да как много, на всех хватит. (Раздаёт яблоки детям)

    Конспект игры - путешествия «В гости к осени». Сценарий для подготовительной группы

    Автор: Дощечникова Юлия Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №9 «Журавушка», городского округа г. Урюпинск, Волгоградская область
    Конспект игры- путешествия «В гости к осени»»
    Материал предназначен для детей подготовительной к школе группы и начальных классов.
    Цель и задачи: закрепить знания детей о природе родного края, развить познавательный интерес, умение работать в команде, воспитывать любовь к родному краю.
    - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие в царство осени. Осень бывает такой разной: то теплой, как летом, когда летают паутинки, то зо¬лотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно. Хотите отправиться в гос¬ти к такой разной осени? (ответ детей)
    - Наше занятие пройдет в виде путешествия - соревнования. Для этого нам надо разделиться на 2 команды. На столе лежат карточки, по очереди выберите одну карточку и узнайте в какой вы команде. (Проведение жеребьевки). Присаживаемся за свои столики. Мы отправляемся в путешествие. Представьте, что мы едем на поезде, и как вы знаете, поезд прибывает на станции. У нас их 9.
    - После прохождения каждой станции вы получаете букву, из которых в конце путешествия вам необходимо будет собрать контрольное слово, которое имеет непосредственное отношение к осени. З А М О Р О З К И. А так же за каждое правильно выполненное задание вы получаете 1 балл в виде «алмазика». Побеждает та команда, чье сокровище будет больше.
    - Итак, наш поезд отправляется.
    - С давних времен люди, наблюдая за погодой, замечали изменения в природе, складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Так появились народные приметы. Первая станция, куда мы прибыли называется
    1. Станция Народная
    - Вам необходимо из разрезанных кусочков составить народные пословицы и поговорки об осени.
    Птицы хохлятся – перед строгой зимой.
    Осенью холодно, да сытно.
    Лето со снопами, а осень – с пирогами.
    Осень – запасиха, а зима – подбериха.
    Появились комары поздней осенью – к мягкой зиме.
    Цыплят по осени считают.
    За одну верно собранную пословицу – 1 балл
    Команды получают букву О.
    - Внимание, поезд отправляется.
    - Самое начало осени, которое часто называется бабьим летом. Тепло, солнышко греет, и все радуются. Между ветками натянута паутина, которую свил паучок. Она даже летает в воздухе. В эту пору осени в деревнях, селах, на дачах собирают урожай. А что такое урожай? Что вы понимаете под этим словом? (ответы детей) да верно. Вторая станция
    2. Станция Урожайная (Игра «Овощи в мешке» )
    - На этой станции мы будим с вами соберем урожай.
    - Ваша задача не глядя в мешок взять один фрукт или овощ и определить на ощупь что это. Если вы угадываете, то забираете овощ себе. Начнем с команды клен.
    В конце подсчет урожая – за каждый угаданный фрукт или овощ 1 балл.
    - Какой урожай большой собрали! Молодцы.
    Команды получают букву З
    - Ребята, а из чего появляются деревья, овощи и фрукты? (Семена) Верно. СЕМЯ – это из чего растение начинается, и то чем оно заканчивается.
    - А наш поезд тем временем прибыл на станцию
    3. Станция Семенная
    - Каждая команда получает по 4 мешочка с семенами ваша задача на ощупь определить, что это за семена. 1 балл=1 правильный ответ. На листочках напишите, свои варианты ответа
    - Итак, настало время проверить, как вы разобрались в семенах. Первая команда вам слово
    1. пшеница
    2. пшено
    3. горох
    4. подсолнух

    Вторая команда, ваша очередь
    5. фасоль
    6. рис
    7. гречка
    8. кукуруза
    Команды получают букву О

    Поезд движется дальше.
    - Удивителен и загадочен мир деревьев. Задумывались ли вы, ребята, над тем, что деревья очень похожи на людей. Давайте сравним дерево с человеком. Ствол – это …(туловище) ветки – это … (руки), листья – это …(пальцы) сок – это…(кровь). А какие деревья вы знаете? Те деревья, у которых есть листья – это лиственные, те у которых иголки или хвоя – хвойные. Наша следующая станция

    4. Станция Хвойная – физкультминутка
    - Давайте проведем небольшую физкультминутку. Когда я называю хвойное дерево вы присядете, если лиственное поднимаете руки вверх.
    - Липа, ольха, ель, береза, осина, сосна, клен, дуб, яблоня, лиственница, ясень, вяз, туя, каштан, пихта.
    - Молодцы! А сейчас вопрос, за который можно получить 1 балл. Скажете, как называется хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает свои мягкие иголки. (Лиственница)
    - Но вот закончилось бабье лето, и пришла золотая осень. В какие цвета окрасила осень листья деревьев, кустарников? (Листья стали желтыми, оранжевыми, красными.) Со многих деревьев листья начинают опадать. Как называется это явление? (Листопад) Мы подъехали на станцию листопадная
    5. Станция Листопадная
    - Итак, в лесу опало очень много листьев, а с каких именно деревьев не могу разобрать. Надеюсь, что вы поможете мне разобраться в них. Каждая команда получает игровое поле и карточки с листья. Вам необходимо правильно их распределить. За каждый правильно угаданный лист вы получаете 1 балл.
    В конце подсчет правильно разложенных карточек.
    Команды получают букву И
    6. Станция Садово-Огородная
    - Каждый овощ и фрукт имеет свой запах. Перед каждой командой находится по 5 контейнеров с соком овощей и фруктов. Необходимо по запаху определить, что это за овощ или фрукт. Вы можете открыть контейнеры. На листочке напишите что это за овощ или фрукт.
    1. Лук
    2. Чеснок
    3. клубника
    4. Мандарин
    5. Лимон
    Молодцы. Вы справились с заданием.
    Команды получают букву А
    - Ребята, а что происходит с птицами осенью? Одни из них улетают, другие прилетают к нам зимовать, некоторые остаются у нас. Как называются птицы, которые улетающие зимовать в теплые края? (Перелетные) А те птицы, которые зимой остаются с нами? (Зимующие). На перроне станция
    7. Станция Птичья
    - Ваша задача следующая – я буду включать по очереди для каждой команды запись голосов птиц. Каждой команде необходимо отгадать, что это за птица, а так же ответить зимующая она или перелетная.

    Молодцы, отлично справились с заданием.
    Команды получают букву Р
    8. Станция Грибная
    - Настало время немного отдохнуть, мы прибыли на станцию Грибная. Подойдите, пожалуйста, ко мне. Всем известна игра «Съедобное, не съедобное». Если я называю съедобный гриб - вы ловите мяч, если не съедобный, то должны быстро бросить его назад.
    1. Подосиновик
    2. Масленок
    3. Рядовка
    4. Мухомор
    5. Подберезовик
    6. Зеленушка
    7. Лисичка
    8. Поганка
    9. Рыжик
    10. Волнушка
    11. Дождевик
    12. Сморчок
    13. Строчок
    14. Боровик
    15. Ложный опенок
    16. Груздь белый
    17. Груздь черный
    18. Моховик
    19. Опенок
    20. Сыроежка
    21. Вёшинка
    22. Шампиньон
    - С приходом осени много забот появилось у животных, кому то надо шубку сменить на более теплую и не заметную, кому то нужно запасти побольше корма, чтобы хватило на всю семью, а кому то надо наесться до отвала и жира побольше накопить, чтобы проспать до конца зимы. Следующая станция
    9. Станция Подготовительная
    - Сейчас на экране появляются животные ваша задача распределить их по трем домикам. Первый – делают запасы, второй – впадающие в спячку, третий – те которые могут себя прокормить зимой.
    Команды получают букву М
    - Молодцы. В команде вы работаете очень хорошо, а давайте посмотрим, как каждый из вас сможет справиться с лично своим заданием. Наш поезд прибыл на станцию
    10. Станция Знайкина
    На этой станции каждому члену команды предстоит самостоятельно ответить на вопросы. Игра называется «Ты знаешь 5…». Я буду по очереди задавать вопрос каждому игроку. Необходимо быстро ответить, за ответ – 1 балл.
    1. изменений в природе осенью
    2. грибов
    3. перелетных птиц
    4. зимующих птиц
    5.животных впадающих в спячку
    6. животных делающих запасы
    7. лиственных деревьев
    8. овощей
    9. фруктов
    10. домашних животных
    11.цветов
    12. ягод
    13. хвойных деревьев: ель, сосна, туя, лиственница, пихта

    Команды получают букву К
    Наш поезд прибывает на конечную станцию Загадочная. На этой станции команды попадают в осенний марафон.

    11. Станция Загадочная (Викторина Осенний марафон.)
    Внимание на экран. Перед вами 3 раздела, и в них по 6 вопросов в каждом. Каждая команда по очереди выбирает раздел и номер вопроса. За правильный от веет команды получают 1 балл
    Команды получают букву З
    Итак, у вас есть все буквы для контрольного слова. Кто быстрее соберет слово получает 5 баллов.
    Собрать слово! З А М О Р О З К И
    Подсчет баллов, объявление выигравшей команды .

    Внесите разнообразие в Ваши осенние утренники, развлечения, досуги и прочие мероприятия с детьми. Используйте при подготовке к ним интересный опыт педагогов, изложенный в полезных публикациях этого раздела. Из них можно почерпнуть великое множество идей и готовых решений по организации спортивных и интеллектуальных состязаний на осеннюю тему, развивающих игр и забав-приключений для дошкольников. Некоторые педагоги пошли по пути проведения викторин об осени, созданных в формате популярных телешоу «Что? Где? Когда?», «КВН» и других. И этот расчёт вполне оправдал себя, как оправдывал и ранее.

    Полистайте эти страницы, выберите то, что Вам более по вкусу! Обратите также внимание на полезные советы, как изготовить дидактические материалы и наглядные пособия об осени своими руками.

    Всё для успешной организации осенних игр и весёлых затей.

    Содержится в разделах:

    Показаны публикации 1-10 из 275 .
    Все разделы | Осень. Игры, викторины, дидактические пособия на осеннюю тему

    Изготовленный мною лэпбук "Осень " поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание лэпбука в дальнейшей работе позволит быстро вспомнить пройденные темы. Цель : закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях . Задачи : -...


    Интерактивное дидактическое пособие лэпбук «Какого цвета осень ? Осень разноцветна я !» Старший дошкольный возраст. ЦЕЛЬ : Создать условия для применения интерактивной технологии (лэпбук) ; обобщить и систематизировать знания детей о разных периодах осени . ЗАДАЧИ : Обучающие : -...

    Осень. Игры, викторины, дидактические пособия на осеннюю тему - Лэпбук «Осень»

    Публикация «Лэпбук...»
    Дорогие Коллеги!Представляю Вам Лэпбук на тему "Осень".Вместе с детьми мы решили сделать эту работу по осени.Ребята с удовольствием помогали оформлять лэпбук. Мы захватили многие разделы,которые чаще проходим осенью.Птицы: сделали кармашек в который поместили картинки...

    Библиотека изображений «МААМ-картинки»


    Паспорт Лэпбука « Времена года – ОСЕН Ь» Выполнили воспитатели подготовительной группы № 9 Фоменко А.Ю. Досаева Р.П. Можайск 2018г. Цель: - создать условия для применения интерактивной технологии (лэпбук); - обобщить и систематизировать знания детей о временах года в общем и...


    Лепбук предназначен для детей трех- пяти лет. Данное пособие расширяет знание детей о явлениях природы, которые характерны осеннему периоду, запоминают осенние месяцы, и благодаря картинкам, могут легко запомнить и безошибочно называть, что сентябрь это ранняя осень,...

    Лэпбук «Осень» рассчитан на детей 2 младшей группы. В лэпбуке следующие задания и кармашки: Какая осень/прилагательные Игра «Четвертый лишний» Загадки – Отгадки Собери картинку Игра «Чей хвостик?» Зашумлённые картинки Осень Раскраски «Какая осень/прилагательные»...

    Осень. Игры, викторины, дидактические пособия на осеннюю тему - Дидактическое пособие лэпбук «Осень»


    Пособие помогает детям лучше запомнить, закрепить материал по изучаемой теме, усвоить пройденный материал, самостоятельно по своему желанию собирать, закреплять информацию об осени.Знания, полученные на занятиях,мы закрепляем и систематизируем в игре с лэпбуком в свободной...

    Игра - викторина «Секреты осени!» Образовательная область «познавательное развитие» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Тальменский детский сад №9» структурное подразделение пер. Банковский 1 Тальменского района Алтайского края. Игра - викторина «Секреты осени!» Образовательная область «познавательное развитие». Воспитатель:...

    Марина Зопелис
    Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе «Разноцветная игра»

    «Разноцветная игра »

    Осенний праздник для подготовительной к школе группы № 11

    Под веселую музыку заходят в зал.

    Дети читают стих

    1. Снова праздник к нам приходит в детский сад,

    Чтоб порадовать и взрослых, и ребят.

    2. Снова музыка веселая звенит,

    В танце радостном смеется и кружит.

    3. Мы так ждали, волновались,

    Собирались, наряжались…

    4. Осень в гости позовем ,

    Дружно песенку споем.

    Песня «Осень постучалась к нам »

    Дети читают стихи

    5. Снова с самого утра

    Ветер гонит со двора.

    Дождь осенний слезы льет ,

    Погулять нам не дает.

    6. Очень холодно и сыро.

    Как же летом классно было!

    Мы купались, загорали.

    Во дворе весь день играли .

    7. А теперь…Настала осень ,

    И тоскливо стало очень.

    Грязно, сыро… Под дождем

    На прогулку мы, как летом, не пойдем.

    8. Не нужна нам эта Осень-

    Мы ее уйти попросим :

    Скажем дружно… (все вместе)

    Уходи! Надоели нам дожди!

    Вед : Осень у дверей стояла

    И тихонечко вздыхала

    А потом она ушла

    И все краски забрала.

    Красный, желтый, синий цвет –

    Их теперь в природе нет.

    Звучит грустная музыка. Выходят двое детей, в руках у них серые бесцветные листья.

    9. Что же мы наделали? Листья золотые.

    Стали вдруг бесцветными, овощи - плохими.

    Все вокруг унылое, красок нет на свете

    Осень мы прогнали , пожалев о лете.

    10. Сами все исправим – ведь взрослеть пора!

    Осень нам вернуть поможет «Разноцветная игра »

    Танцевальная композиция «Разноцветная игра »

    По окончании танца выходит ребенок с желтым «стеклышком»

    Вот возьму я желтое волшебное стекло,

    И раскрасит ярким золотом оно

    Солнышко осеннее , маленьких цыплят,

    И листья золотые на землю полетят

    Танцевальная композиция с листочками

    Ребенок с зеленым стеклышком

    А теперь добавим мы зеленый цвет –

    Без него и осенью настроенья нет

    Прикатился радостный пузатенький арбуз.

    Вы только попробуйте, как хорош на вкус!

    Выскочил мальчишка – зеленый огурец :

    Посмотрите на меня, какой я молодец!

    Выросла петрушка, прибежал горох,

    И устроили нам здесь такой переполох!

    Под музыку Баха «Шутка» выходят дети в костюмах овощей и усаживаются за стол.

    Сценка «Собрание»

    Арбуз (открывая собрание стучит карандашом о стакан) :

    Тише, тише, овощи! Минуточку внимания!

    Открываю наше огородное собрание.

    На повестке дня у нас

    Стоит один вопрос (читает)

    «Осудить решение детского совета

    Выгнать Осень и заменить на Лето »

    Кто желает выступить?

    Петрушка :

    Можно я скажу?

    Ситуацию без осени ужасной нахожу :

    Без нее упали все наши показатели.

    Овощи созрели, а тут эти приятели :

    «Не нужна нам Осень ! Лето нам верните!»

    А переехать в Африку жить вы не хотите?

    Огурец :

    Может, где-то лето длится круглый год,

    А у нас все по порядку :

    у каждого времени свой черед!

    Горох :

    Что же вы наделали? Не стыдно? Ай-ай-ай!

    Когда же собираетесь убрать наш урожай?

    Арбуз :

    Мы вам заявляем : без Осени ужасно !

    Вы ее обидели ну совсем напрасно

    Обещайте все исправить – никак нельзя иначе.

    Берем вас на поруки. Желаем вам удачи!

    Огурец :

    Все ж, друзья, не унывайте,

    Вместе с нами поиграйте !

    Проводится игра «Собери урожай»

    Строятся в две колонны. Перед каждой колонной ложится обруч, в котором лежат овощи. В конце каждой колонны ставится ведерко. Задача игроков – переложить овощи из обруча в ведерко, передавая их из рук в руки по цепочке.

    Песня «Осень золотая »

    Слова и музыка Л. Старченко

    Дети с синими стеклышками :

    Обещаем все исправить и прощенья просим.

    Что обидели мы зря золотую Осень .

    А пока посмотрим вместе в это синее стекло –

    Пусть оно раскрасит наше небо в ярко – синий цвет.

    В зал входит Баклажан (взрослый)

    Баклажан : Ох, устал и запыхался,

    Пока до вас добрался!

    Здрасьте, здрасьте! Посижу

    Да на деток погляжу.

    Ну, кто из вас, из сорванцов

    Выгнал Осень из сенцов ?

    А она – то и ушла, да и краски забрала,

    Думал – все, не быть мне синим.

    Спелым, сочным и красивым.

    А икра из меня желанная,

    Заморская баклажанная!

    Ребенок :

    Баклажан, Вы извините,

    За поступок наш простите!

    Баклажан :

    Ничего, с кем не бывает –

    Друзья ошибки исправляют.

    А где же друг мой – Помидор?

    Не появился до сих пор!

    Ну да, Помидора здесь нет –

    Исчез ведь красный осенний цвет !

    Ребенок :

    Вот красное волшебное стекло –

    Сейчас поможет нам оно.

    В него мы глянем : раз, два, три!

    А вот и Помидор, смотри!

    Под марш входит Помидор (взрослый)

    Помидор : Здравствуйте, мои друзья!

    Баклажан, а вот и я!

    Вам от осени привет .

    Всех детей она простила

    И скорее попросила

    В дружный хоровод вставать.

    Чтобы урожай собрать.

    Песня «Огородная-хороводная»

    Помидор :

    А сейчас желанная

    Осень долгожданная !

    Входит Осень , приветствует гостей и детей.

    Все дети :

    Здравствуй, золотая Осень !

    У тебя прощенья просим.

    Танцевальная композиция «Осень-раскрасавица »

    Ребенок : Мы ждали тебя и, конечно, скучали,

    Тебя, долгожданную, мы рисовали.

    Вот твой портрет, вот осенний пейзаж .

    Тебя приглашаем на наш вернисаж!

    Дети по очереди представляют свои рисунки

    1. Я нарисовала Осень –

    Золотую, яркую.

    Вот березки, ежик в листьях

    И грибок с подарками.

    Осень теплой получилась –

    Помогала мне гуашь.

    И зимой меня согреет

    Этот золотой пейзаж.

    2. А я, посмотрите, писал натюрморт!

    Вот ваза с водой…

    Где – то был еще торт…

    А! Торт на другом натюрморте остался.

    Здесь – ветки рябины!

    Как я испугался…

    3. Осень , я дарю тебе портрет –

    У тебя такого нет!

    В шляпке листья и цветы.

    Узнаешь? Ведь это ты!

    Песня «Осенний вальс »

    Осень угощает детей фруктами и прощается.

    Публикации по теме:

    Сценарий игровой конкурсной программы «Разноцветная игра» для детей младшего и среднего школьного возраста Сценарий игровой конкурсной программы «Разноцветная игра» для детей младшего и среднего школьного возраста Описание работы: Данная разработка.

    Сценарий осеннего праздника Сценарий осеннего праздника для старшей группы. (Звучит музыка «Дворик» Резникова). 1 ребенок. Пролетают паутинки С паучками в серединке.

    Сценарий осеннего праздника Осеннее развлечение для младшей группы. Чьи башмачки? (По мотивам одноименной сказки Н. Павловой). Цель. Создать условия для побуждения.

    Сценарий осеннего праздника «Праздник зонтика» Сценарий осеннего праздника. Средняя группа. Праздник зонтика. Дети парами входят в зал под музыку. Останавливаются в центре зала. Ведущий:.

    Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.

    1. «Бездомный заяц».

    Цель: развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве.

    Ход игры. Выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах – домиках.

    «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» его догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», находившийся там, должен убежать. Когда «охотник» поймает «зайца», он сам становится им, а «заяц» – «охотником».

    2. «Зайцы и волк».

    Цель: учить детей правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

    Ход игры. Одного из играющих выбирают «волком». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, «волк» находится на противоположной стороне.

    Воспитатель. Зайцы скачут, скок, скок, скок,

    На зеленый на лужок, на лужок,

    Травку щиплют, кушают,

    Осторожно слушают –

    Не идет ли волк.

    Под эти слова дети прыгают, выполняют движения. После того, как произносится слово волк , он бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит в сторону.

    3 «Красочки».

    Цели: учить различать цвета; развивать ловкость.

    Ход игры. Играет 5 человек и более. Выбирается ведущий («монах»), который уходит в сторону, пока игроки («краски») выбирают себе цвет.

    «Краски» садятся на скамейку. Приходит «монах» и стучит в дверь.

    – Кто там? – спрашивает ведущий.

    – Это я, монах в синих штанах, на лбу шишка, в кармане мышка!

    – За чем пришел?

    – За краской.

    – За какой?

    – За… (называет цвет).

    Если нет «краски», «монах» уходит. Если есть, он ее догоняет. Дети меняются ролями.

    4 «Казаки-разбойники».

    Цели: познакомить с народной игрой; развивать ловкость.

    Ход игры. «Казаки» находят место – «темницу», «разбойники» тем временем прячутся. «Разбойник» считается пойманным, если «казак» до него дотронулся прутиком («нагайкой»). «Разбойник», которого взяли в плен, не имеет права убегать. Всех пленных приводят в «темницу», охраняемую «казаком». Разбойники могут освободить своих товарищей, дотронувшись до них. Но если в этот момент они сами будут пойманы «казаком-сторожем», то также попадают в «темницу».

    Игра считается законченной, когда все «разбойники» окажутся в «темнице».

    5 «Картошка».

    Цели: познакомить с народной игрой; учить перебрасывать мяч.

    Ход игры. Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Тот, кто уронит мяч, садится в круг, становясь «картошкой». Когда «картошки» набирается много (более 5 игроков) она начинает расти: игроки в кругу берутся за руки и постепенно поднимаются. Мяч перебрасывать через них становится трудно, и тогда «картошку» выбивают: один игрок бросает мяч другому, тот отбивает и должен попасть в «картошку». Если попадает, игрок выходит, если нет, он сам становится «картошкой».

    6 «Садовник».

    Цели: разучить названия цветов; развивать ловкость.

    Ход игры. Участники игры садятся в ряд. Каждый выбирает себе имя (название любого цветка). Считалкой выбираются ведущий и «садовник». Ведущий называет «садовнику» имена цветов, выбранных игроками. «Садовник» говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» (Называет любой цветок.) Тот, кто назвался этим цветком, убегает. «Садовник» догоняет. Если догонит, то убегающий занимает его место, то есть становится «садовником».

    7 «Жмурки» вариант 1.

    Цели: познакомить с русской игрой; учить внимательности.

    Ход игры. Жмурка выбирает при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят на середину комнаты и поворачивают несколько раз вокруг себя, разговаривая с ним:

    – Кот, кот, на чем стоишь?

    – На квашне * .

    – Что в квашне?

    – Лови мышей, а не нас!

    Игроки разбегаются, жмурка их ловит. Пойманного игрока он должен узнать, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.

    8 «Пустое место».

    Цель: развивать физические качества: ловкость, быстроту.

    Ход игры. Выбирается водящий, остальные дети становятся в круг, положив руки на пояс. Водящий идет за кругом и говорит:

    Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу,

    К одному я подойду и тихонько постучу.

    После этих слов водящий останавливается и заглядывает в круг. Происходит разговор со стоящим в кругу ребенком:

    – Тук-тук-тук.

    – Кто пришел?

    – Это… (водящий называет свое имя).

    – Зачем пришел?

    – Бежим наперегонки!

    9 «Гуси-лебеди».

    Цель: развивать ловкость, гибкость.

    Ход игры.Выбираются «волк» и «пастух», остальные – «гуси». На одной стороне площадки стоят «гуси», сбоку – логово «волка». «Пастух» выгоняет «гусей» пастись на луг, затем говорит:

    – Гуси-гуси!

    «Гуси» останавливаются и отвечают хором:

    – Га-га-га!

    – Есть хотите?

    – Да-да-да!

    – Так летите, как хотите, только крылья берегите!

    «Гуси» летят через луг домой, а «волк», услышав их, выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать. Пойманных «гусей» он уводит к себе.

    10 «Хитрая лиса».

    Цель: развивать умение быстро реагировать после сигнала.

    Ход игры. Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Воспитатель проходит и дотрагивается до кого-либо. Дети открывают глаза и три раза произносят: «Хитрая лиса, где ты?» После этого «лиса» выбегает в центр и говорит: «Я здесь!» Все разбегаются, а она их ловит. Пойманные отходят в сторону.

    11 «Медведь и пчелы».

    Цель: развивать умение действовать по сигналу, правильно залазить на лесенку, имитировать действия персонажей.

    Ход игры. Играющие делятся на две группы – «пчелы» и «медведи».

    По сигналу «пчелы» летят на луг за медом и жужжат. Как только «пчелы» улетели, «медведи» лезут в улей (обручи) и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» «пчелы» летят и жалят не успевших убежать в лес. Ужаленный «медведь» не выходит за медом.

    12 «Горелки».

    Цель: развивать быстроту, ловкость, реакцию.

    Ход игры. Играющие становятся парами. Впереди колонны, на расстоянии 2–3 шагов, проводится линия. Один из играющих – ловящий – становится на эту линию. Дети, стоящие в колонне, говорят:

    Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

    Глянь на небо – птички летят,

    Колокольчики звенят!

    Раз, два, три – беги!

    После команды «Беги!» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь встретиться, и берутся за руки. Ловящий старается поймать одного, если поймал, образует пару и встает впереди колонны.

    13 «Караси и щука».

    Ход игры. Один ребенок выбирается «щукой». Остальные играющие делятся на две группки: одна из них – «камешки» – образует круг, другая – «караси», которые плавают внутри круга. «Щука» находится за кругом.

    По сигналу воспитателя «Щука!» она быстро вбегает в круг, стараясь поймать «карасей». «Караси» спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камушки). «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг. Затем выбирают новую «щуку». Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.

    14 «Волк во рву».

    Цель: развивать ловкость, внимание.

    Ход игры. Посреди площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80–100 см. Это ров. На одной стороне стоят «козы». «Волк» становится в ров. По сигналу: «Волк во рву!» – «козы» бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а «волк» старается их поймать.

    15 «Не попадись!».

    Цели: учить правильно прыгать на двух ногах, развивать ловкость.

    Ход игры. Кладется шнур в виде круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Водящий становится внутри круга. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри круга. Через 30–40 секунд воспитатель прекращает игру.

    16 «Не намочи ног».

    Цели: развивать у ребят координацию движений; учить выполнять двигательные задания, стремиться к достижению цели.

    Ход игры. Две команды, в руках у первых дощечки. По команде воспитателя «Вперед!» каждый должен, наступая только на дощечки, перейти «болото» и отдать дощечку второй части команды, находящейся на другой половине «болота». Выигрывает тот, кто первым перейдет «болото».

    17 «Угадай, что поймал».

    Цель: развивать фантазию, гибкость, пластику.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти в воображаемый лес и понаблюдать за его обитателями (белками, зайцами, муравьями, пчелками, и т. д.), вернувшись с прогулки, рассказать жестами, без слов, за кем они наблюдали.

    18 Подвижная игра «Лягушки».

    Цель: учить сопоставлять движения со словами.

    Ход игры. Дети делятся на две группы. Одна из них – «кочки на болоте», другая – «лягушки». «Кочки» стоят большим кругом. За каждой «кочкой» спряталась «лягушка».

    Одна «лягушка» (водящий) стоит в середине круга, у нее нет своего домика. Воспитатель говорит: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки». Все дети скачут внутри круга и говорят: «Ква-ква-ква». Дети («кочки») говорят: «Вот из лужицы на кочку да за мошкою вприскочку». После этих слов все «лягушки» и водящий прячутся за «кочки». Тот, кому не хватило «кочки», становится водящим. Он говорит: «Есть им больше неохота, прыг опять в свое болото». «Лягушки» снова прыгают внутрь круга, и игра начинается сначала, только дети меняются местами.

    19 Подвижная игра «Замри».

    Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.

    Ход игры. Ведущий объясняет детям правила, согласно которым все должны передвигаться по площадке, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри!» остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Ребята должны замереть в той же позе. Тот, кто примет неправильную позу, выбывает из игры.

    20 «К названному дереву беги».

    Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.

    Ход игры. Водящий называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводится на скамейку штрафников.

    21 «Пробеги тихо».

    Цель: учить бесшумно двигаться.

    Ход игры. Дети делятся на группы 4–5 человек. Водящий становится в середине зала. По сигналу одна группа бежит мимо водящего бесшумно, если он услышит шум шагов, то говорит: «Стой!», и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, где слышит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону, если ошибся, они возвращаются на свои места и бегут снова. Так бегут поочередно все группы.

    Выигрывает та группа, которую не услышал водящий.

    22 «Космонавты».

    Цель: развивать ловкость, воображение детей.

    Ход игры. По залу разложены обручи. Их на один меньше, чем игроков. Посредине «космонавты», взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

    Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам.

    На какую захотим, на такую полетим!

    Но в игре один секрет: опоздавшим места нет.

    С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в «ракетах», те, кто не успел, остаются на «космодроме», а те, кто сидит в «ракетах», поочередно рассказывают, где пролетают и что видят.

    23 «Песенка стрекозы».

    Цель: развивать ритмичную, выразительную речь и координацию движений.

    Ход игры. Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

    Я летала, я летала, устали не знала.

    Плавно взмахивают руками.

    Села посидела опять полетела.

    Опускаются на одно колено.

    Я подруг себе нашла, весело нам было.

    Делают летательные движения руками.

    Хоровод кругом вела, солнышко светило.

    Берутся за руки и водят хоровод.

    24 «Пузырь».

    Цель: учить правильно делать длительный плавный выдох.

    Ход игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Повторяют слова за воспитателем: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой и не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося: «С-С-С», подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит).

    25 «Стайка».

    Цель: развивать ритмическую и выразительную речь; активизировать словарь по теме «Птицы»; воспитывать спортивную сноровку.

    Ход игры: Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку И. Токмаковой:

    Пой-ка, подпевай-ка,

    Десять птичек – стайка:

    Эта птичка – соловей, Эта птичка – свиристель,

    Эта птичка – воробей, Эта птичка – коростель,

    Эта птичка – совушка, Эта птичка – скворушка,

    Сонная головушка, Серенькое перышко,

    Эта – зяблик, эта – стриж,

    Эта – развеселый чиж,

    Ну а эта – злой орлан.

    Птички, птички, по домам!

    Дети после этих слов разбегаются, а водящий (злой «орлан»), старается кого-нибудь поймать.

    26 «Совушка».

    Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

    Ход игры. Играющие свободно располагаются в зале или на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются на площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полёт бабочек, стрекоз и т. д. Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

    27 «Стоп!».

    Цель: приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с ним.

    Ход игры. На одной стороне стоят дети в одну линию, на другой, в обруче, водящий. Стоя спиной к играющим, говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» При этих словах дети шагают к водящему. Как только он произнес: «Стоп!», поворачивается. Кто не успел остановиться, тот возвращается на линию. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из играющих не встанет в обруч.

    28 «Жмурки» вариант 2.

    Цель: развивать внимание.

    Ход игры. Водящему закрывают глаза. Затем игроки поочередно легко ударяют по ладони его вытянутых рук. При этом они шепотом спрашивают: «Кто я?» Водящий должен угадать, кто из играющих его ударил. Если он угадает, то тот, кто ударил, становится водящим.

    Правила игры. Ладоней водящего не должны касаться одновременно несколько участников.

    29 «Кто сделает меньше шагов».

    Цель: развивать ловкость движения.

    Ход игры. Дети становятся за линию и по сигналу взрослого бегут на противоположную сторону площадки до обозначенного чертой места. Каждый из играющих старается делать шаги как можно длиннее и считает их. По окончании бега дети говорят, кто сколько сделал шагов, и определяют, у кого их меньше.

    Правила игры. Вначале воспитатель предлагает пробежать установленное расстояние по очереди и считает шаги каждого ребенка, а затем дети делают это сами.

    30 «Ловишки на одной ноге».

    Ход игры. С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре зала. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают, а ловишка ловит. Ловишка не может ловить ребенка, который остановился на одной ноге, обхватив колено другой ноги двумя руками. В конце игры определяют, какой ловишка самый ловкий.

    31 «Шоферы».

    Цели: учить придумывать различные действия и изображать их; рассказывать о воображаемых событиях.

    Ход игры. Воспитатель просит детей представить, что они шоферы автомашин. Каждый выбирает себе дорогу: в деревню, на море, в магазин. Воспитатель просит детей рассказать о том, что они видят из окна.

    32 «Кот на крыше».

    Цели: развивать ритмичную, выразительную речь; автоматизировать произношение звука «Ш» в связном тексте; координировать движения.

    На стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он «кот».

    Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:

    Тише, мыши, тише, мыши…

    Кот сидит на нашей крыше.

    Мышка, мышка, берегись

    И коту не попадись…

    После этих слов «кот» «просыпается», мяукает, вскакивает и гонится за «мышками». «Мышки» убегают.

    Правила игры. Нужно отметить чертой «мышкин» дом – «норку», куда «кот» не имеет права забегать.

    33 «Лягушки и цапля».

    Цели: упражнять в быстром беге и прыжках в длину; развивать физические качества – ловкость, быстроту.

    Ход игры.В середине площадки рисуется болото, в котором живут лягушки. По сторонам площадки нарисован ручей, в стороне – гнездо цапли. По сигналу ведущего «Лягушки прыгают в болоте!» играющие бегают и прыгают по площадке, изображая лягушек. По сигналу «Цапля идет!» «цапля», перешагнув ручей, прыгает и ищет «лягушек». «Лягушки», спасаясь от «цапли», перепрыгивают «ручеек», стараясь спрятаться. «Цапля» пытается поймать «лягушек».

    34 «Ловушка».

    Цели: закреплять в активном словаре существительные по темам: «Дикие животные», «Птицы»; развивать быстроту, гибкость.

    Ход игры. Дети делятся на группы (4–5 человек). Они берутся за руки и образуют круг – ловушку. 1-й ребенок – «охотник». Остальные дети – «обитатели леса». Они бегают и прыгают через ловушку и вокруг нее (изображающие ловушку стоят неподвижно, взявшись за руки и подняв их на уровне плеч). «Хлоп», – неожиданно говорит «охотник». Дети быстро опускают руки и приседают. «Посмотрю, кто попал в мою ловушку», – говорит «охотник». Дети, попавшие в ловушку, движением и голосами подражают разным зверям и птицам. «Охотник» отгадывает. Если угадал, то ребенок уходит на скамейку, а если нет, то теперь он изображает ловушку.

    35 «Ловишка, бери ленту».

    Цели: развивать ловкость; воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре.

    Ход игры. Все играющие закладывают за пояс сзади ленточки. По сигналу воспитателя «Беги!» разбегаются по площадке, а ловишка бегает за ними, стараясь вытянуть больше ленточек. По сигналу «Раз-два-три – в круг быстрей беги!» дети становятся в круг. Подсчитывается число взятых лент, после чего они возвращаются детям. Лишившись ленты, ребенок временно покидает игру.

    36 «Два Мороза».

    Цель: развивать ловкость, быстроту.

    Ход игры. На противоположных сторонах площадки отмечаются два дома. Играющие располагаются на одной стороне. Выбираются Мороз, Красный нос и Мороз, Синий нос, которые стоят в середине зала. По сигналу: «Начинайте!» – оба Мороза говорят:

    – Мы два брата молодые, два Мороза удалые:

    Я Мороз, Красный нос, я Мороз, Синий нос.

    Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?

    Все играющие хором отвечают:

    После сигнала «Мороз» все играющие перебегают на другую сторону, а Морозы стараются их «заморозить», то есть коснуться рукой. «Замороженные» останавливаются и не двигаются, пока все не перебегут. В конце подсчитывают, какая пара Морозов «заморозила» большее число играющих.

    37 «Лиса в курятнике».

    Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

    Ход игры. На одной стороне площадки очерчивается место под «курятник». В «курятнике на насесте» (на скамейках) сидят «куры». На противоположной стороне площадки готовится «нора лисы». Все остальное – двор.

    Один из играющих называется лисой, остальные – курами. По сигналу воспитателя «куры» спрыгивают с «насеста», ходят и бегают по двору, «клюют» зерна, хлопают «крыльями». По сигналу воспитателя «Лиса!» «куры» убегают в «курятник» и взбираются на «насест», а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит её в свою «нору». Остальные «куры» снова выбегают, и игра возобновляется.

    Игра кончается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».

    38 «Мороз, Красный нос».

    Ход игры. На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посредине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз, Красный нос. Он произносит:

    – Я Мороз, Красный нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?

    Играющие хором отвечают:

    – Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз.

    После этого они перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается «заморозить» (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, стольких он «заморозил». После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце нескольких перебежек подводится итог, сравнивают, какой Мороз «заморозил» больше играющих.

    39 «Не оставайся на полу».

    Цель: развивать умение правильно спрыгивать с возвышения двумя ногами, мягко приземляясь, сгибая колени.

    Ход игры. В различных местах зала находятся разные предметы высотой 25–30 см. Выбирается ловишка. Ему надевают на руку повязку. Под удары бубна дети спрыгивают с предметов и бегают или прыгают по залу. Ловишка принимает участие в беге. По сигналу «Лови!» все дети снова взбираются на предметы. Ловишка ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение, и те садятся в стороне.

    40 «Мяч водящему».

    Цель: развивать умение бросать и ловить мяч.

    Ход игры. Участники делятся на равные команды. На расстоянии 3 м от команд проводится линия. Выбираются два водящих, которые становятся за этой линией против колонн. По сигналу оба водящих бросают мячи стоящим впереди в своих командах. Поймав мяч, играющий кидает его обратно водящему, а сам становится в конец колонны и т. д. Выигрывает та команда, в которой последний играющий раньше вернет мяч водящему.

    41 «Рыбак и рыбки».

    Цель: развивать ловкость.

    Ход игры. Играющие стоят. Очерчивается «пруд» – площадка, за пределы которой выходить нельзя. Дети плавно разводят руками – «рыбки плавают». Двое «рыбаков» растягивают скакалку («сети») и пытаются окружить и поймать «рыбок». Те, кого коснулась скакалка, выходят из игры. Когда будут пойманы все «рыбки», игра повторяется и дети меняются ролями.

    42 «Голубь».

    Цель: упражнять в произношении звуков «Л» и «Р».

    Ход игры. Дети выбирают «ястреба» и «хозяйку». Остальные дети – «голуби». «Ястреб» становится в стороне, а «хозяйка» гонит «голубей»: «Кыш, кыш!» Они разлетаются, а «ястреб» их ловит. Затем «хозяйка» зовет: «Гули-гули-гули», и «голуби» слетаются к ней. Тот, кого «ястреб» поймал, выполняет его роль, а прежний «ястреб» становится «хозяйкой».

    43 «Дети и волк».

    Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

    Ход игры. Выбирается «волк». Остальные дети «собирают в лесу землянику и грибы» и приговаривают:

    Дети по лесу гуляли,

    Землянику собирали.

    Много ягодок везде:

    И на кочках, и в траве.

    Но вот сучья затрещали…

    Дети, дети, не зевайте,

    Волк за елью – убегайте!

    Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.

    44 «Зайцы и медведи».

    Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться.

    Ход игры. Ребенок («медведь») сидит на корточках и «дремлет». Дети («зайцы») прыгают вокруг и дразнят его:

    Мишка бурый, мишка бурый,

    Отчего такой ты хмурый?

    «Медведь» встает со стула, отвечает:

    Я медком не угостился,

    Вот на всех и рассердился.

    1, 2, 3, 4, 5, начинаю всех гонять!

    На последнем слове «медведь» ловит «зайцев» и отводит их к стульчику («берлоге»).

    45 «Повар».

    Ход игры. Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

    Будем в повара играть, никому нельзя зевать,

    Если повар будешь ты, то скорей кругом иди.

    После слов «Скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать) круг, тот выигрывает и становится водящим.

    46 «Ловишки с приседанием».

    Цель: развивать ловкость, быстроту.

    Ход игры. С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре площадки. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают, а ловишка ловит. В этой игре нельзя ловить того ребенка, который успел присесть. В конце говорят, какой ловишка самый ловкий.

    47 «Мышеловка».

    Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать после сигнала.

    Ход игры. Делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг («мышеловку»). Остальные – «мыши». Они находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и, начиная ходить по кругу, говорят:

    Ах, как мыши надоели,

    Развелось их просто страсть.

    Все погрызли, все поели,

    Всюду лезут – вот напасть.

    Берегитесь же, плутовки,

    Доберемся мы до вас.

    Вот поставим мышеловки,

    Переловим всех за раз!Затем дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. «Мыши» вбегают в «мышеловку» и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя «Хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и садятся. Пойманные становятся в круг. Когда большая часть «мышей» поймана, дети меняются ролями.

    48 «Сделай фигуру».

    Цель: развивать воображение.

    Ход игры. Ходьба в колонне по одному, по сигналу «Стоп!» дети останавливаются и выполняют какую-либо фигуру. Отмечаются самые быстрые и интересные.

    49 «Удочка».

    Цель: учить детей правильно подпрыгивать: оттолкнуться и подобрать ноги.

    Ход игры. Дети стоят по кругу. В центре – воспитатель. В руках веревка, на конце которой привязан мешочек. Воспитатель крутит веревку, а дети должны через нее перепрыгнуть.

    50 «Быстро возьми».

    Цель: развивать ловкость, быстроту движений.

    Ход игры. Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки), которых должно быть на один или два меньше. По сигналу «Быстро возьми» каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел это сделать, считается проигравшим.

    Правила игры. Предметы постепенно убираются.

    51 «Кот Васька».

    Цель: развитие двигательной активности.

    Ход игры. «Мыши» сидят на стульчиках. «Кот» идет на носочках, смотрит по сторонам, мяукает.

    Педагог и дети.

    Ходит Васька беленький,

    Хвост у Васьки серенький,

    А летит стрелой, а летит стрелой.

    «Кот» бежит в конец площадки, садится и «засыпает».

    Дети. Глазки закрываются –

    Спит иль притворяется?

    Зубы у кота – острая игла.

    Одна из «мышек», подойдя к «коту», смотрит, спит ли он. Машет руками, приглашая к себе других.

    Педагог. Только мышки заскребут,

    Серый Васька тут как тут,

    Всех поймает он!

    «Кот» вскакивает и бежит за «мышками».

    52 «Ловишки парами».

    Цель: развивать быстроту движений.

    Ход игры. Дети выстраиваются в две шеренги на расстоянии 3–4 шагов друг от друга. По сигналу воспитателя «Беги!» дети первой шеренги убегают, а дети второй догоняют каждый свою пару и стараются поймать, прежде чем первые пересекут обозначенную линию финиша. После двух перебежек дети меняются местами.

    53 «Птички и кошка».

    Цели: учить двигаться по сигналу; развивать ловкость.

    Ход игры. В большом кругу сидит «кошка», за кругом – «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить их, а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

    54 «Солнечные зайчики».

    Цель: упражнять в произношении стихотворения в соответствии с движениями.

    Ход игры. Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:

    Солнечные зайчики играют на стене,

    Помани их пальчиком, пусть бегут ко мне.

    Ну лови, лови скорей, вот он, светленький кружок,

    Вот-вот-вот – левей, левей!

    Убежал на потолок.

    Дети ловят зайчика на стене.

    55 «Охотники и утки».

    Цель: развитие меткости.

    Ход игры. Играющие делятся на две группы – «охотники» и «утки». «Утки» становятся в середину круга, а «охотники» располагаются снаружи, перебрасывают мяч и стараются попасть в «уток», те увертываются. Когда треть игроков поймана, игра останавливается и дети меняются местами.

    56 «Не дай мяч водящему».

    Цель: развивать ловкость, меткость.

    Ход игры. В центре круга находятся 2–3 водящих. Стоящие вне круга перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются до него дотронутся. Если кому-нибудь это удается, то он выходит из круга, а водящим становится тот, при броске которого был пойман мяч.

    57 «Где мы были, не скажем».

    Цель: развивать логическое мышление, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

    Ход игры. Дети делятся на две команды. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, что будут показывать. Одна группа показывает, а другая должна отгадать, кого или что они изображают. Затем дети меняются местами.

    58 «С кочки на кочку».

    Цель: развивать ловкость, быстроту.

    Ход игры. Воспитатель выкладывает на участке обручи (6–8 штук) в две линии. Играющие выстраиваются в две колонны. По сигналу воспитателя первые игроки начинают перепрыгивать на двух ногах из обруча в обруч. Как только первый игрок прыгнет из последнего обруча, прыжки начинает второй игрок колонны и т. д. Побеждает команда, быстро и правильно (не оступившись ни разу) перебравшаяся на другой берег.

    Игра повторяется 2–3 раза.

    59 «Волшебное зеркало».

    Цель: развивать ритмичность, выразительность речи и координацию движений.

    Ход игры. Дети стоят в кругу. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

    Ну-ка, зеркальце, смотри!

    Все нам верно повтори!

    Встану я перед тобой,

    Повторяй-ка все за мной!

    Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее каким-либо движением. Тот, к кому он обращается, должен точно повторить и фразу, и движение. Если он допустил ошибки, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнил все без единой ошибки.

    60 «Мяч передавай – слово называй».

    Цель: развивать фонематические представления, быстроту реакции.

    Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У первых игроков по мячу, диаметр которых 25–30 см. Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

    61 «Взрослому мяч бросай и животных называй».

    Цели: расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов; развивать внимание и память.

    Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Например: фрукты – яблоко, груша, лимон, апельсин.

    Можно использовать другие темы: овощи, деревья, домашние и дикие животные, птицы, мебель, посуда, одежда, транспорт.

    62«Карусель».

    Цель: учить одновременно двигаться и говорить, быстро действовать после сигнала.

    Ход игры. Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:

    Еле-еле, еле-еле

    Завертелись карусели.

    А потом кругом, кругом,

    Все бегом, бегом, бегом.

    В соответствии с текстом дети идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее, а под конец бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли».

    После того как дети пробегут два раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой, и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми:

    Тише-тише, не спешите!

    Карусель остановите!

    Раз-два, раз-два!

    Вот и кончилась игра!

    Движение карусели становится постепенно все медленнее. При произнесении слов «Вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке.

    После того как дети немного отдохнули, воспитатель дает три звонка или три раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять места на карусели, то есть становятся в круг, берут шнур.

    Игра возобновляется. Не успевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка.

    63 «Ручейки и озера».

    Цель: развивать ловкость.

    Ход игры. Дети строятся друг за другом по 4–6 человек, руки кладут на пояс или плечи стоящему впереди – это ручейки. По сигналу «Ручейки бегут!» дети бегут каждый в своей колонне за ведущим. По сигналу «Озеро» каждая команда, взявшись за руки, образует круг. Выигрывает команда, которая быстрее построила круг. При повторении игры дети бегут с высоким подниманием колен, в полуприседе.

    64«Пятнашки».

    Цель: развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

    Ход игры. Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки. После сигнала «Лови» все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-либо из играющих. Тот, кого коснулся водящий, отходит в сторону. Через некоторое время воспитатель подает команду «Стой!», игра останавливается, подсчитывают количество пойманных и выбирают нового водящего.

    65 «Сороконожка идет по детсадовской дорожке».

    Цель: развивать двигательную активность.

    Ход игры. Дети встают друг за другом, берут впереди стоящего за пояс, садятся на корточки и двигаются по кругу. Задача – не упасть.

    66 «Маргаритки».

    Цели: закрепить знания о растениях цветника; упражнять в беге с увертыванием.

    Ход игры. С помощью считалки выбирают ведущего. Он в игре будет исполнять роль девочки Маргариты. Все остальные дети будут представлять цветы маргаритки. «Цветы» становятся в круг, а Маргарита находится в его центре. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:

    Собирала Маргарита маргаритки на горе,

    Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

    Хочет снова все собрать,

    Только надо нас догнать.

    Дети разбегаются по всей площадке, а Маргарита пытается их догнать и запятнать. Ведущий, догоняя ребенка, произносит: «Цветник». По этому сигналу запятнанный игрок должен пойти в «цветник». Когда там будет 5–6 детей, игра останавливается. Маргарита считает, сколько собрала «маргариток», и называет других соседей маргариток в «цветнике». Воспитатель отмечает, кто из детей был ловким в игре, кто назвал больше растений цветника.

    Правила игры. «Маргаритки» начинают убегать только после команды «Догнать!». Названные растения второй раз повторять

    67 «Передал – садись».

    Цель: развивать ловкость, быстроту движения.

    Ход игры. Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны, одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встает напротив своей команды на расстоянии 3–4 м. У капитанов в руках по мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (любым или заранее установленным способом – от груди, от плеча, снизу, двумя руками из-за головы и т. п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу приседает. Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальными игроками команды. Каждый игрок, вернув мяч капитану, приседает. Когда последний в колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает. Чья команда быстрее и точнее выполнит передачи мяча от капитана к игрокам и обратно, та команда будет считается победительницей.

    68 «Догони свою тень».

    Цель: познакомить понятием света и тени.

    Воспитатель. Кто отгадает загадку?

    Я иду, она идет; я стою, она стоит; побегу, она бежит.

    (Тень.)

    В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение. Оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. (Где еще есть? На что похожа?)

    69 «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем».

    Цель: развивать сообразительность и наблюдательность детей.

    Ход игры. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Оставшиеся дети договариваются, какие движения они будут делать. Потом приглашают водящего.

    Ведущий. Здравствуйте, дети!

    Где вы были,

    Что вы делали?

    Дети. Где мы были, мы не скажем,

    А что делали – покажем.

    Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.

    70 «Огурцы».

    Цели: развивать быстроту реакции, внимание; закрепить знания об употреблении огурцов в пищу.

    Ход игры. Игру проводят на игровой площадке, которая в данном случае будет «огородом». Дети ходят в колонне друг за другом по всему «огороду», произносят слова и выполняют соответствующие движения:

    Вырастали на грядке Дети ходят в колонне.

    Зеленые прядки, Переход в полуприсед.

    Прятались в них огурцы. Приседают.

    А солнце пригрело, Встают, поднимают руки вверх.

    Вмиг пожелтели. Руки опустили.

    Но в бочке они хороши!

    После слова хороши дети бегут и занимают место в «бочке» (нарисованном круге или обруче) по пять человек. Кто остался вне «бочки», тот называет блюдо, приготовленное из огурцов. В конце игры воспитатель привлекает детей к оценке выполнения движений, отмечает, как быстро ребята действовали по сигналу, что узнали они об огурцах в этой иг

    71 «Вратарь».

    Цели: закрепить умение ориентироваться в пространстве; развивать быстроту реакции, точность движения.

    Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

    Ребенок. Вратарем зовусь не зря:

    Мяч всегда поймаю я.

    Взрослый: Раз, два, три,

    Справа (слева, прямо) мяч смотри!

    72 «Напои лошадку».

    Цель: развивать ловкость движений.

    Ход игры. Ребенок становится на расстоянии 4–5 метров от игрушки лошадки. Ему дают в руки ведерки и завязывают глаза. Надо подойти к лошадке и «напоить» ее из ведра (поднести ведерко к морде лошади

    73 «Бабочки, лягушки и цапли».

    Цель: развивать подражательные движения.

    Ход игры. Дети свободно бегают по площадке. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут руками), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только воспитатель произносит: «Снова побежали», дети начинают бегать по лугу в произвольном направлении.

    74 «Угадай, какой наш дом?».

    Цель: описать деревья и найти их по описанию.

    Ход игры. Из группы детей выбирается водящий, остальные дети делятся на две группы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение и назвать «дом», в котором «живут» дети.

    Например, дети говорят хором: «Угадай, какой наш дом, все расскажем мы о нем». Затем один из детей дает описание: называет цвет ствола, вспоминает о высоте дерева, форме, величине листьев, плодах и семенах.