• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Продолжаю комментировать «Евгений Онегин»
    ГДЕ НАХОЖУСЬ: Двадцатая строфа первой главы. Продолжение описания одного дня из жизни героя. Отступление «о театре»
    ТЕКСТ:
    Театр уж полон; ложи блещут;
    Партер и кресла, все кипит;
    В райке нетерпеливо плещут,
    И, взвившись, занавес шумит.
    Блистательна, полувоздушна,
    Смычку волшебному послушна,
    Толпою нимф окружена,
    Стоит Истомина; она,
    Одной ногой касаясь пола,
    Другою медленно кружит,

    Летит, как пух от уст Эола;
    То стан совьет, то разовьет,
    И быстрой ножкой ножку бьет.
    ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:
    «В райке… - Раёк, «маленький рай» - галлицизм, жаргонное название последнего яруса в театре… несомненно, это всего лишь позаимствованное у парижан paradis (где блаженствует плебс и царит адская духота)».
    «Эта строфа была, несомненно, продиктована желанием Пушкина поблагодарить танцовщицу за предстоящее появление в роли Людмилы».
    «Истомина вышла замуж за второсортного актера Павла Якунина и в 1848 году умерла от холеры».
    Сообщает подробности знаменитой «четвертной дуэли», на которой, граф Завадовский убил графа Шереметьева, приревновавшего его к Истоминой. «В яростной агонии бедняга метался и бился в снегу, словно огромная рыбина. «Вот тебе и репка», - грустно и по-свойски сказал ему Каверин». Годом позже в продолжение дуэли дрались секунданты: Якубович с Грибоедовым. У последнего был поврежден выстрелом мизинец. («10 лет спустя лишь этот скрюченный мизинец помог опознать его тело, до неузнаваемости изуродованное толпой персов во время антироссийского бунта в Тегеране, где Грибоедов служил посланником»).
    БРОДСКИЕ:
    Бродский обращает внимание на то, что среди зрителей наверняка были «владельцы крепостных театров», Писарев бредит.
    Придется обратиться к самым ополоскам пушкинистики – книге Андрея Синявского «Прогулки с Пушкиным» (изданной под псевдонимом Абрам Терц на Западе). Вот цитата:
    «Умение гарцевать, галопировать, брать препятствия, делать шпагат и то стягивать, то растягивать стих по требованию, по примеру курбетов, о которых он рассказывает с таким вхождением в роль, что строфа-балерина становится рекомендацией автора заодно с танцевальным искусством Истоминой:
    …она,
    Одной ногой касаясь пола,
    Другою медленно кружит,
    И вдруг прыжок, и вдруг летит,
    Летит, как пух от уст Эола;
    То стан совьет, то разовьет,
    И быстрой ножкой ножку бьет.
    Но прежде чем так плясать, Пушкин должен был пройти лицейскую подготовку – приучиться к развязности, развить гибкость в речах заведомо несерьезных, ни к чему не обязывающих и занимательных главным образом непринужденностью тона, с какою ведется беседа вокруг предметов ничтожных, бессодержательных.»
    Прямо по Бродскому, с заменой марксьсизьма фрейдизмом. «Богатая» идея, что все возвышенное рождается из гадкого, смутила ум молодого кандидата наук…
    Хорошо еще, что в кругах образованщины той поры был неизвестен дискурс – скрести Синявский Бродского с ним … ох, не ту бы меру наказания избрал ему советский суд. На таком кентавре был бы один путь – в психушку.
    ЛОТМАН:
    Театр уж полон; ложи блещут: / Партер и кресла, все кипит; / В райке нетерпеливо плещут... - Спектакли в петербургских театрах начинались в 6 часов вечера. Ложи посещались семейной публикой (дамы могли появляться только в ложах) и часто абонировались на целый сезон.
    Партер - пространство за креслами; здесь смотрели спектакль стоя. Билеты в партер были относительно дешевы, и он посещался смешанной публикой, в том числе завзятыми театралами.
    Кресла - несколько рядов кресел устанавливалось в передней части зрительного зала, перед сценой. Кресла обычно абонировались вельможной публикой.
    Частое появление П «в креслах» сердило его сурового друга Пущина: «...Пушкин, либеральный по своим воззрениям, имел какую-то жалкую привычку изменять благородному своему характеру и очень часто сердил меня и вообще всех нас тем, что любил, например, вертеться у оркестра около Орлова, Чернышева, Киселева и других. <...> Случалось из кресел сделать ему знак, он тотчас прибежит»
    ложи блещут орденами и звездами мундиров, бриллиантами дам; партер и кресла - в движении (театральный хороший тон предписывал входить в зал в последнюю минуту, а появление людей света требовало выполнения этикета: обмена приветствиями, ритуала поклонов и бесед).
    МОИ ИНСИНУАЦИИ:
    Это не строфа – это прямо гегелевская триада: толпа, гений, гениальное.
    Сначала толпа: огромный, набитый многоярусным людом зал.
    Занятое собой тщеславие.
    А вот гений. Истомина. Она другая. Но ничего еще не сделано. Она лишь «медленно кружит».
    Занимается творчеством.
    Все при деле. И вдруг…
    И вдруг прыжок, и вдруг летит,
    …То стан совьет, то разовьет,
    И быстрой ножкой ножку бьет.
    Обморок, в котором ничего телесного, своего – все осталось за этим «вдруг».
    Прыжок из царства свободы «кружить» в царство необходимости «лететь». Счастье без свободы – экстаз.

    Спустя три дня, понимая,что совершила ошибку,не дав ответы сразу, прошу прощение у читателей. Сейчас я помещаю ответы на все вопросы. Но прежде всего я хочу поблагодарить
    тех читателей,кто отозвался,не постеснявшись и ответил. Одними из самых точных ответов
    оказались ответы Сергея Булыгина.Если бы я могла наградить этого знатока, вручила бы ему хрустальную сову. Итак, ответы:

    ВОПРОС ПЕРВЫЙ.

    Театр уж полон; ложи блещут;
    Партер и кресла, всё кипит;
    В райке нетерпеливо плещут,
    И, взвившись, занавес шумит.
    Блистательна, полувоздушна,
    Смычку волшебному послушна,
    Толпою нимф окружена,
    Стоит Истомина; она,
    Одной ногой касаясь пола,
    Другою медленно кружит,
    И вдруг прыжок, и вдруг летит,
    Летит, как пух от уст Эола;
    То стан совьет, то разовьет,
    И быстрой ножкой ножку бьет.

    1-ая глава А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
    Театр-Одесский

    ВОПРОС ВТОРОЙ.

    Французская мудрость гласит: завтракай как король, обедай, как Х и ужинай, как Y.

    Какие слова заменены на Х и Y.
    Принц и нищий.

    ВОПРОС ТРЕТИЙ.

    Что смягчает боль?

    Мягкий знак.

    ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ.

    Простужено небо и море простужено.
    Вздыхает натужно гортанью натруженной.
    Хрипит и сипит, укрывается тучами,
    Исходит дождями и брызгами жгучими.

    Закатные зори, как зори рассветные,
    Cлегка оживляют безжизненно бледные
    Короткие дни краснотой лихорадочной –
    Высокие скулы алеют загадочно.

    Длиннющие ночи - безлико-беззвёздные,
    Ветра - беспризорные, злые, морозные:
    Стихии старухе-зиме повинуются.
    Бесстрастно лишь Cолнце. A море волнуется…

    ВОПРОС ПЯТЫЙ.

    Несколько дней назад услышала на российском телевидение программу "Власть факта». Ведущий процитировал строки известной песни и заявил, что автор песни Александр Галич.

    «Вчера мы хоронили двух марксистов,
    Тела одели ярким кумачом.
    Один из них был правым уклонистом,
    Другой, как оказалось, ни при чем.»

    Исправьте,пожалуйста, ошибку ведущего, назвав автора.
    Автор песни-Юз Алешковский.

    Вот отрывок из этого рассказа:

    «…Егерь шел, кулаком горла давя слезы, глотая абразив забившегося вовнутрь камня…..
    Чего терзаться… И – сколько можно. И что такое этот лебедь? 15 килограмм мяса и пуха – мяса жесткого как плоть застарелого гуся, и пуха нежного как губы любимой… Пух пухом, но оставалась шипучая глотка и удары клювом в его, Матвея, руки, – наразмах удары, с ревностью и звериным отчаянием, когда Матвей пытался поднять из воды неостывшее тело лебедки, пробороздив мелководье двумя крепкими ручьями сапог.
    Лебедь ярился и лупил в него обухом клюва, шипел, раздувал крылья, обнажал веера маховых перьев, наскакивал на Матвея резко, лягушачьи. Его черные ласты неуклюже и глянцево шлепали, пупырились натяжным рельефом на перепонках. Он пах тиной, острым теплом и был бел как хлорный порошок.
    Ужасно крупный, с кавказского пса.»

    ВОПРОС СЕДЬМОЙ.

    Ужаленный уж.

    "Бывают в жизни чудеса-
    Ужа ужалила Оса.
    Ужалила его в живот.
    Ужу ужасно больно.
    Вот.
    А доктор Еж сказал Ужу:
    «Я ничего не нахожу,
    Но все же, думается мне,
    Вам лучше ползать на спине,
    Пока живот не заживет.
    Вот."

    ВОПРОС ВОСЬМОЙ.

    На пороге наших дней
    Неизбежно мы встречаем,
    Узнаём и обнимаём
    Наших истинных друзей.

    Здравствуй время гордых планов,
    Пылких клятв и долгих встреч!
    Свято дружеское пламя,
    Да не просто уберечь.
    Всё бы жить, как в оны дни -
    Всё бы жить легко и смело,
    Не высчитывать предела
    Для бесстрашья и любви.

    И, подобно лицеистам,
    Собираться у огня
    В октябре багрянолистном
    Девятнадцатого дня.
    Но судьба своё возмёт,
    По-ямщицки лихо свистнет,
    Всё по-своему расчислит, -
    Не узнаешь наперёд.

    Грянет бешеная вьюга,
    Захохочет серый мрак.
    И спасти захочешь друга,
    Да не выдумаешь как.
    На дорогах наших дней,
    В перепутьях общежитий,
    Ты наш друг, ты наш учитель -
    Славный пушкинский лицей.

    Под твоей бессмертной сенью
    Научиться бы вполне
    Безоглядному веселью,
    Бескорыстному доверью,
    Вольнодумной глубине.

    Знаете ли Вы, кому и принадлежат эти строки?
    Это стихотворение Юлия Кима.

    ВОПРОС ДЕВЯТЫЙ.

    Одно - столица одного из государств Северной Африки, другое - улица в Москве. Несмотря на то, что они так далеки друг от друга, происхождение их названий совершенно одинаково, да и написание различается крайне мало. А теперь вопрос: назовите эту улицу и эту столицу.
    Рабат

    ВОПРОС ДЕСЯТЫЙ.

    Как-то утром, солдат, который перед этим был в ночном карауле, подошел к центуриону и сказал, что этой ночью он видел во сне как варвары сегодня вечером будут атаковать крепость с севера. Центурион не очень поверил в этот сон, но меры все-таки принял. Тем же вечером варвары действительно напали на крепость, но благодаря принятым мерам их атака была отбита. После боя центурион поблагодарил солдата за предупреждение, а затем приказал взять его под стражу.
    Почему?
    Заснул на посту.

    ВОПРОС ОДИННАДЦАТЫЙ.

    Совсем недавно японские ученые научили ЕЕ требовать деньги. Если ЕЕ владелец вдруг проявит скупость, то ОНА начнет трястись, мигать и издавать ужасные звуки, после чего ОНА с треском раскрывается и выбрасывает наружу все свое содержимое.

    Назовите ЕЕ.
    Копилка.

    ВОПРОС ДВЕНАДЦАТЫЙ.

    Цель любого кинорежиссера - найти путь к сердцу зрителя и вызвать эмоциональный отклик. Видимо, в связи с этим Луис Бунюэль говорил: "Если ты хочешь понять, чего ты стоишь как режиссер, попробуй снять фильм без..." Без чего?

    Без музыки.

    ВОПРОС ТРИНАДЦАТЫЙ.

    Когда они появились, их носили гораздо больше, чем нужно, ведь чем знатнее и богаче был человек, тем их должно было быть больше. Многие выступали в то время против них, считая их непозволительной роскошью. У короля Франции Франциска I их бывало по 13600 штук. О чем идет речь?

    Пуговицы.

    ВОПРОС ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ.

    Кому принадлежат слова?

    «Чтобы смешной не быть фигурой
    среди людской душевной стужи,
    мы все припудрены культурой,
    но кто – внутри, а кто – снаружи.»

    Игорь Губерман.

    Всего доброго! До новых встреч!

    Влечение к женским ступням. Футфетиш. Встречали такое слово? Герой «F65.0» знает о нем все. Сын состоятельных погибших родителей, скрупулезно описывает свое «отклонение», пытаясь устроиться в жизни – найти любимую женщину, найти работу и примириться с надвигающейся смертью тети. Как и все, наш герой хочет быть счастливым, но его сексуальные наклонности, происходящие вокруг события в современной стране и феминизирующийся мир сводят с ума, заставляя надрезать актуальные лицемерные темы циничным скальпелем. В книге полно жестких сцен и размышлений.Читайте, если у вас хватит смелости.Содержит нецензурную брань.

    Издательство: "ЛитРес: Самиздат" (2019)

    электронная книга

    На Litres

    См. также в других словарях:

      F65 - For the Nikon camera, see Nikon F65, for Farman F.65 aircraft, see .F65, pronounced eff sixty five or eff six five, is an occasionally used term to describe a person who suffers from a paraphilia or disorder of sexual preference.The expression… … Wikipedia

      "F65.2" Эксгибиционизм - Периодическая или постоянная наклонность к демонстрации собственных половых органов незнакомым людям (обычно лицам противоположного пола) или в общественных местах, без предложения или намерений более близкого контакта. Обычно, но не всегда, во… …

      F65.0 Фетишизм. - А. Должны выполняться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Фетиш (какой нибудь неживой предмет) является самым важным источником сексуальной стимуляции или необходим для удовлетворительной сексуальной реакции … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

      F65.1 Фетишистский трансвестизм. - А. Должны выявляться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Ношение предметов туалета противоположного пола или одежды противоположного пола для воссоздания соответствующей этому полу внешности и ощущения принадлежности к нему … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

      F65.2 Эксгибиционизм. - А. Должны выполняться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Периодически возникающая или постоянная тенденция неожиданно показывать свои половые органы незнакомым людям (обычно противоположного пола), что обычно… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

      F65.3 Вуайеризм. - А. Должны выполняться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Периодически возникающая или постоянная тенденция подглядывать за людьми во время сексуальных или интимных занятий, таких как переодевание, что сочетается с половым… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

      F65.4 Педофилия. - А. Должны выявляться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Постоянное или преобладающее предпочтение половой активности с ребенком или детьми пубертатного возраста. В. Индивидууму по меньшей мере 16 лет и он минимум на 5 лет… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

      F65.5 Садомазохизм. - А. Должны выявляться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Предпочтение половой активности в качестве реципиента (мазохизм) или наоборот (садизм), или того и другого, что включает минимум одно из следующих: 1) боль; 2)… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

      "F65" Расстройства сексуального предпочтения - Включаются: сексуальные девиации; парафилии. Исключаются: проблемы, связанные с ориентацией по полу (F66.) … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

      F65.0 Фетишизм - Использование какого либо неодушевленного предмета в качестве стимула для сексуального возбуждения и сексуального удовлетворения. Многие фетиши являются дополнениями к человеческому телу, такие как предметы одежды или обуви. Другая часть… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

      F65.1 Фетишистский трансвестизм - Надевание одежды противоположного пола главным образом для достижения сексуального возбуждения. Диагностические указания: Это расстройство необходимо дифференцировать от простого фетишизма на основании того, что фетишистские предметы или одежда… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    Здравствуйте уважаемые.
    Продолжим нашу с Вами тему про великое стихотворное произведение. И будем жечь как и в прошлый раз: :-)
    Итак…

    Еще бокалов жажда просит
    Залить горячий жир котлет,
    Но звон брегета им доносит,
    Что новый начался балет.
    Театра злой законодатель,
    Непостоянный обожатель
    Очаровательных актрис,
    Почетный гражданин кулис,
    Онегин полетел к театру,
    Где каждый, вольностью дыша,
    Готов охлопать entrechat,
    Обшикать Федру, Клеопатру,
    Моину вызвать (для того,
    Чтоб только слышали его).

    Антраша (он же скрещенный) - это такой прыжок в балетных танцах, при котором танцующий ударяет несколько раз ногою об ногу. Думаю, все это видали хоть раз.
    Дальнейшие имена - это герои произведений, крайне модных в те года. Клеопатра - это понятно, а Федра - это Расин, была у него такая трагедия.Или вот Моина - это уже отечественный производитель - героиня трагедии В. А. Озерова «Фингал». В общем, еще раз показывается, что Евгений заядлые театрал, но не из-за того, что ему это очень нравится - просто это…модно:-) такой он модник. Какой театр, спросите Вы? Ну что за вопрос…конечно Александринский:-)

    Главное в театре тех лет - это актрисы. Самые вольные и самые смелые нравы там присутствовали, а иметь любовницей, хотя бы временной, какую-нибудь известную певицу или балерину - это было не просто дело престижа, почти что дело чести:-))) Кстати, стойкую подобную «любовь» к балету можно проследить даже у императорской семьи (об этом поговорим особо) :-)))

    Волшебный край! там в стары годы,
    Сатиры смелый властелин,
    Блистал Фонвизин, друг свободы,
    И переимчивый Княжнин;
    Там Озеров невольны дани
    Народных слез, рукоплесканий
    С младой Семеновой делил;
    Там наш Катенин воскресил
    Корнеля гений величавый;
    Там вывел колкий Шаховской
    Своих комедий шумный рой,
    Там и Дидло венчался славой,
    Там, там под сению кулис
    Младые дни мои неслись.

    Д.И. Фонвизин

    Ну в общем, тут идет продолжение темы. Думаю, из всех фамилий Вы наверняка знакомы с Денисом Фонвизиным. Как-никак его «Недоросль» в школьной программе:-)
    Драматург и поэт Владислав Александрович Озеров ныне почти забыт. Однако в Александровские годы он был фигурой и очень заметной. Кроме уже упоминавшегося «Фингала» (кстати, это не то, о чем Вы подумали - это кельтское имя. Был такой легендарный герой кельтских мифов III в. н. э. , которого звали Финн МакКулл или Фингал) у него еще на виду были такие работы, как «Димитрий Донской» и «Поликсена» и особенно «Эдип в Афинах», в которой автор легко потроллил самого императора, а тот не понял это:-)

    В.А. Озеров

    Пушкин, кстати, не разделял восторгов по отношению к автору и намекает, что не столь его произведения были прекрасны, сколь виртуозна игра Екатерины Семеновой - примы Александринского театра, игравшую роли первых любовниц и причем виртуозно. Сам Пушкин был ее преданный, но только платонически, воздыхатель. Дама не его полета была в молодые годы - ее любовником был сам князь Гагарин - сенатор, генерал и знатный масон.

    князь Гагарин
    Потом и вовсе женился н ней. Так что не Пушкину, не, тем более, Онегину, Семенова была не недостижима:-) Говорят, была чудо как хороша внешне (по тем параметрам), чудесно пела и была действительно очень талантливой актрисой. Кстати, насчет молодости. Ко времени событий Семеновой около 40 - по тем временам дама почти преклонных лет.

    Е. Семенова

    Павел Александрович Катенин - это наиболее известный переводчик, а главное, если можно так выразится, адаптор иностранных пьес для русской сцены. Блистательное перо, отличный вкус и виртуозное знание языка позволяло этому бывшему офицеру очень ударно работать с театрами. И венцом его работ можно признать адаптацию работ французского драматурга 17 столетия Пьера Корнеля, главной из которых, пожалуй, можно признать «Ариадну» в 1811 году, в которой блистала все та же Семенова.

    П.А. Катенин

    Яков Борисович Княжнин вообще очень интересный персонаж Екатерининской эпохи с яркой и необычной судьбой. Как-то за растрату его даже казнить хотели, но императрица спасла. Неплохой драматург, самым известной работой которого стала патриотическая пьеса «Вадим Новгородский». Почему Пушкин назвал его предприимчивым - вопрос. Оснований полно, но вот я думаю, из-за чего это могло произойти. То ли из-за того, что Княжнин очень тонко чувствовал конъектуру - женился на дочери самого Сумарокова, (кстати, Екатерина Александровна официально чуть ли первая русская писательница), то становится правой рукой потенциального отца Екатерины II Ивана Бецкого (об этом мы с Вами говорили недавно:), то добивается внимания и покровительства Дашковой. То ли потому, что один из первых копипастеров страны - не просто подражал, а напрямую копировал в свои произведения целые куски из книг других. Не знаю точно:-)

    Я. Б. Княжнин

    Князь Александр Александрович Шаховской (Рюрикович, кстати) де-факто руководитель городских театров, сам писал комедии и водевили. Насколько удачно - говорить не берусь. Возможно под колкостью Пушкин чуток потролил, причем тонко, князя - он жил в гражданском браке с актрисой Екатериной Ежовой, а та не хотела за него выходить официально. Он был очень своеобразен по внешности - очень тучен, лыс, со странным и писклявым голосом, но пишут, что человек был хороший.

    А. А. Шаховской

    Ну и, наконец, Карл Людовик Дидло. Француз, родившейся в Стокгольме и сделавший имя в России - это один из китов нашего отечественного балета. Можно сказать, Великий.

    К. Л. Дидло

    Но пойдем дальше.
    Мои богини! что вы? где вы?
    Внемлите мой печальный глас:
    Всё те же ль вы? другие ль девы,
    Сменив, не заменили вас?
    Услышу ль вновь я ваши хоры?
    Узрю ли русской Терпсихоры
    Душой исполненный полет?
    Иль взор унылый не найдет
    Знакомых лиц на сцене скучной,
    И, устремив на чуждый свет
    Разочарованный лорнет,
    Веселья зритель равнодушный,
    Безмолвно буду я зевать
    И о былом воспоминать?

    Терпсихора - это муза танца (сам их путаю постоянно), а лорнет в те года - этакая модная приблуда для театра в виде очков на рукоятке. Я бы его назвал театральный iphone. Без него было не комильфо в театре. И дело было вовсе не в плохом зрении. Во-первых, это был аксессуар модный, причем унисекс, а во-вторых, его главную функцию автор описал чуть ниже

    Театр уж полон; ложи блещут;
    Партер и кресла — все кипит;
    В райке нетерпеливо плещут,
    И, взвившись, занавес шумит.
    Блистательна, полувоздушна,
    Смычку волшебному послушна,
    Толпою нимф окружена,
    Стоит Истомина; она,
    Одной ногой касаясь пола,
    Другою медленно кружит,
    И вдруг прыжок, и вдруг летит,
    Летит, как пух от уст Эола;
    То стан совьет, то разовьет
    И быстрой ножкой ножку бьет.

    Все хлопает. Онегин входит,
    Идет меж кресел по ногам,
    Двойной лорнет скосясь наводит
    На ложи незнакомых дам;
    Все ярусы окинул взором,
    Всё видел: лицами, убором
    Ужасно недоволен он;
    С мужчинами со всех сторон
    Раскланялся, потом на сцену
    В большом рассеянье взглянул,
    Отворотился — и зевнул,
    И молвил: «Всех пора на смену;
    Балеты долго я терпел,
    Но и Дидло мне надоел.

    Авдотья Истомина

    Эол - полубог из древнегреческой мифологии, ответственный за определенный ветер. Ну а Авдотья Истомина - это самая блестящая ученица Дидло, окруженная кучей поклонников и обожателей. Одна из первых настоящих прим. При этом неграмотная была и читала с трудом:-) Но ее не просто любили - ее боготворили, и она постоянно попадала в скандальные истории. Веселая мадемуазель была. Из-за нее стрелялся даже Грибоедов и чуть не погиб. Причем, насколько я понимаю, ее любовником он не был, просто дал ввязать себя в поединок чести, зачем то занявшись сводничеством. Эт дуэль закончилась одним убитым и простреленной кистью Александра Сергеевича Грибоедова. А могло быть и хуже.

    Еще амуры, черти, змеи
    На сцене скачут и шумят;
    Еще усталые лакеи
    На шубах у подъезда спят;
    Еще не перестали топать,
    Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
    Еще снаружи и внутри
    Везде блистают фонари;
    Еще, прозябнув, бьются кони,
    Наскуча упряжью своей,
    И кучера, вокруг огней,
    Бранят господ и бьют в ладони —
    А уж Онегин вышел вон;
    Домой одеться едет он.

    Продолжение следует….
    Приятного времени суток.

    24 ноября 1817 года - состоялась дуэль графа Александра Завадовского и Василия Шереметева из-за Авдотьи Истоминой...Четверная дуэль с участием будущего декабриста Якубовича и автора комедии «Горе от ума» стала в России самым известным поединком подобного рода. Как водится, причиной спора стала женщина – балерина Авдотья Истомина, которая сводила с ума многих современников. Авдотья Ильинична Истомина родилась в 1799 году. Где протекало ее детство и кто были родители, неизвестно. Училась она в Петербургской балетной школе, и еще будучи ученицей выступала на императорской сцене. Окончив школу в 1816-м, семнадцатилетняя танцовщица дебютировала в балете «Ацис и Галатея» и сразу же заняла первенствующее положение в труппе. Со временем ее амплуа становилось все разнообразнее: Лиза в «Тщетной предосторожности», Луиза в «Дезертире», Кора в «Коре и Алонзо»... «Мимический дар и техническая завершенность танца, эти идеальные для танцовщицы качества, естественно сочетались в ней», – пишет знаток балетного искусства Вера Красовская. Юная Истомина предпочла множеству воздыхателей штаб-ротмистра Шереметева, веселого, добродушного, слегка ветреного повесу, влюбленного в балерину. Она, как повествуют биографы, «сблизилась с ним и поселилась на его квартире, где прожила около двух лет. Шереметев был чрезвычайно ревнив, и как-то после очередного выяснения отношений Авдотья Ильинична решила на время поселиться у подруги. Грибоедов, провожая поздно вечером Истомину после спектакля, пригласил ее к себе на чашку чая, не предупредив, что жил на квартире у приятеля камер-юнкера А. П. Завадовского, некогда пытавшегося крутить «амуры» с Авдотьей». Граф Александр Завадовский, наследник огромного состояния, был занят проматыванием наследства. Холодный циник и эгоист, он в тот вечер, судя по признанию Истоминой следствию, «по прошествии некоторого времени предлагал ей о любви, но в шутку или в самом деле, того не знает...». Тогда Грибоедов отвез танцовщицу на квартиру актрисы Марии Азаревичевой. Когда Шереметев разыскал ее у подруги, то сначала попросил прощения и увез к себе. А уже дома стал допытываться, где и с кем была ветреная сильфида, обещая застрелиться на ее глазах или застрелить ее, если не признается. Ревнивец, выпытывая «правду», с негодованием узнал, что их ссорой так гнусно воспользовался Завадовский, и вызвал того на дуэль. Друг Шереметева, Александр Иванович Якубович, корнет лейб-гвардии уланского полка, согласился стать его секундантом и, в свою очередь, вызвал на дуэль Грибоедова. Двойной поединок, вошедший в историю как «дуэль четверых», состоялся на Волковом кладбище. Выстрел Завадовского оказался «удачным»: истекавшего кровью Шереметева увезли домой, где он скончался через сутки в страшных мучениях – от той же самой раны, от которой через двадцать лет погибнет Пушкин... Вторая дуэль была отложена (Якубович и Грибоедов продолжили ее на Кавказе спустя время). Шереметева жалели, в геройском свете представал Якубович. Единственным виновником случившегося называли Грибоедова... Завадовскому предложили покинуть Россию. А балерина долго оплакивала убитого возлюбленного. *** На двадцатом году службы отяжелевшей и потерявшей былую живость танцовщице в два раза снизили жалованье. Обиженная и ущемленная, Истомина не сдалась. Она продолжала выступать, только перешла на амплуа мимической актрисы. В прошении на имя дирекции она просила разрешения на поездку для поправки здоровья. Необходимость этого лечения подтвердил врач, тем более что травма произошла во время спектакля. Резолюцию на прошении написал сам Николай I, высочайше повелеть изволивший «Истомину уволить ныне совсем от службы». Произошло это в 1836-м. Последнее ее выступление состоялось 30 января этого года. В тот вечер даже не было балетного спектакля: Авдотья Истомина плясала русскую на сцене Александринского театра.