• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    10

    03.03.2018

    Дорогие читатели, у всех у нас бывают моменты сомнений, страхов, затруднений. Иногда мы справляемся с ними сами, иногда ищем поддержки у друзей, психологов, применяем специальные техники. Метафорические ассоциативные карты это относительно новый психологический инструмент, который только начинает приобретать популярность. Но техники работы с метафорическими картами тоже служат этой цели – помогают разобраться в себе и снова найти точку внутренней опоры. О том, как это работает, и пойдет сегодня речь в рубрике . Ее ведущая – Хуторная Елена, писатель, автор интуитивных и метафорических карт, и я передаю Лене слово.

    Приветствую вас, дорогие читатели блога Ирины. В продолжении темы о метафорических ассоциативных картах, о которых была статья на блоге , будет уместно рассказать о некоторых техниках их использования. Как мы уже говорили, ассоциативные карты вызывают у нас ассоциации, которые напрямую связаны с нашими глубинными установками и желаниями. Именно поэтому с помощью них достаточно легко и эффективно можно понять себя и найти оптимальное решение для стоящей перед нами задачи.

    Расшифровка метафорических карт

    У метафорических карт, как мы знаем, нет фиксированных значений – важно только то, что мы сами видим в рисунке, какие у нас самих возникают мысли и ощущения. Именно поэтому в работе с ними можно пользоваться поддержкой психолога, который направляет нас в этой работе над собой, а можно делать это самостоятельно, просто осознавая тот новый взгляд на происходящее, иное видение, которое открывают для нас карты. И то значение метафорических карт, которое мы видим в них сами, и есть самое верное.

    Также метафорические карты можно использовать для групповой работы. Например, они очень хорошо помогают познакомиться участникам в группе, и именно с такого применения метафорических карт мы и начнем.

    Метафорические карты для знакомства в группе

    Рассказ о себе

    Напомню, что карты можно доставать в открытую или вслепую. Для знакомства каждый участник достает из колоды 5 карт вслепую, держат их при этом закрытыми. Далее все по очереди начинают открывать карты по одной и рассказывать, что они видят в своих картах, почему они о них, как они связаны с их жизнью. Постепенно ассоциации, связанные с картами, складываются в рассказ о себе, в котором каждый успевает сказать о себе самое важное.

    Именно так это и работает – когда мы рассказываем о себе сами, мы часто выдаем шаблоны, описываем внешнюю сторону себя. Но карты всегда затрагивают все самое важное, действительно значимое для нас. И так за короткое время карты позволяют узнать о человеке больше, чем он сам рассказал бы о себе в гораздо более продолжительном рассказе.

    Игра подходит для небольших групп. Если группа большая, можно убавить количество карт на каждого участника либо разбить группу на более мелкие.

    Я – не я

    Для такого знакомства участники вытягивают вслепую по две карты. Далее каждый участник рассказывает, какая из этих карт это он, а какая – не он, и объясняет, почему он думает именно так.

    Хитрость этой игры заключается в том, что и та, и другая карта, конечно, будет о нас. Но, скорее, они будут олицетворять то, что мы принимаем в себе, то, что нам нравится, и то, что мы не принимаем и не слишком приветствуем в себе.

    Поиск решения поставленной задачи

    Метафорические ассоциативные карты подсказывают нам пути выхода из сложившихся ситуаций, способы решения актуальных для нас вопросов. И для этого тоже существуют простые и эффективные упражнения с метафорическими картами.

    Путь к цели

    Для реализации этой техники нужно в открытую выбрать две карты. Одна из них будет выражать для нас существующую на данный момент ситуацию в отношении поставленного вопроса. Вторая карта – это то состояние, та цель, которой мы хотели бы достичь.

    После этого уже взакрытую вытягиваем три карты и кладем их, не открывая, между картой настоящего и картой, выражающей нашу цель. Эти три карты и покажут нам путь, который поможет нам достигнуть нашей цели.

    По одной открываем закрытые карты и описываем, что мы видим в них. Они могут стать ответами на вопросы: что поможет нам преодолеть этот путь? Что мы еще должны понять, принять, чтобы продвигаться к своей цели? Что нам мешает и что даст ресурс, чтобы пройти этот путь?

    Реализация в профессии

    В открытую выбираем три карты. Первая – это вы в начале своей профессиональной деятельности. Вторая – это вы в своей профессии на текущий момент. Третья – то, каким профессионалом вам хотелось бы стать.

    Еще одну карту вытягиваем вслепую. Эта карта покажет, что поможет вам стать тем профессионалом, каким вы хотели бы видеть себя в будущем.

    Для обретения внутреннего спокойствия

    С помощью метафорических карт можно менять свое душевное состояние, они помогают восстанавливать внутреннее равновесие. К примеру, нас что-то тревожит, беспокоит. Иногда это бывает какая-то вполне конкретная проблема, иногда что-то неосознанное, иррациональное, но в любом случае чтобы нормально чувствовать себя и здраво мыслить, нужно в первую очередь успокоиться.

    Однако сделать это без сторонней поддержки бывает достаточно сложно. Иногда мы обращаемся к друзьям, близким за этой поддержкой, но не всегда они бывают доступны, не всегда способны уделить нам внимание. И в такие моменты очень хорошо бывает использовать карты. Более того, они также и более эффективны в таких случаях, потому что найти поддержку, по сути, мы всегда можем только в себе, в своих внутренних ресурсах. И именно этому как раз служат метафорические карты и техники работы с ними.

    Нужно сформулировать запрос, проблему, которая нас волнует. И после этого задать себе вопрос:

    • что мне поможет успокоиться?
    • что мне нужно понять и принять, чтобы обрести внутреннее равновесие?
    • какой мой внутренний ресурс поможет мне вернуть спокойствие?
    • чему должна научить меня эта ситуация?

    После этого вытягиваем вслепую от одной до пяти карт, по одной открываем их для себя и смотрим, о чем нам говорят карты, какой они дают нам ресурс, какое видение, которое помогает нам справиться с волнением.

    Получить ресурс

    Использование метафорических карт не только позволяет выявить существующую проблему, не только показать путь решения этой проблемы, но и дать ресурс, который поможет этот путь пройти. Собственно, об этом речь шла и выше, ведь мало просто понять, в чем заключается сложность, но нужно иметь силы, чтобы с этим справиться. И, конечно, эти силы тоже в нас есть, и нужно только открыть их в себе. И этому тоже может послужить работа с метафорическими картами.

    Для этого можно в минуты затруднений просто вытянуть для себя карту, обратиться к своей внутренней мудрости: что может стать моим ресурсом в данной ситуации? И посмотреть, о чем нам эта карта скажет. А можно также использовать специальные техники.

    Мои скрытые ресурсы

    Вытягиваем взакрытую три карты. Первая – это то, как мы видим себя. Вторая – то, как видят нас окружающие, судя по тому, как они о нас говорят, какими нас представляют. Третья – это то, что мы не замечаем или не признаем в себе, но это тоже есть в нас и является тем самый ресурсом, использование которого может открыть перед нами гораздо большие возможности.

    Препятствия и возможности

    Работа с метафорическими картами в группе также дает нам прекрасную поддержку. Эту игру-упражнение хорошо выполнять в группе из 4-6 человек. Каждый участник вытягивает из колоды карты по числу присутствующих. Сами свои карты видим, но остальным участникам не показываем.

    После этого участники среди своих карт выбирают карту, которая означает их препятствие. По очереди каждый выкладывает в центр карту со своим препятствием, рассказывает кратко, в чем оно заключается, что он видит в этой карте. Остальные же участники выбирают карту среди своего набора и добавляют ее к карте-препятствию в качестве возможности, которая поможет справиться с ситуацией, решит проблему, даст ресурс, и так же кратко описывают, в чем они видят этот ресурс, что его могло бы дать в ситуации с таким препятствием на пути.

    Работа с метафорическими ассоциативными картами позволяет нам разобраться в себе, лучше понять свои желания, устремления, свои сильные и слабые стороны. Помогает справиться с проблемами, найти пути решения волнующих нас вопросов, создать нужный для достижения цели настрой. Именно поэтому психологи, да и не только психологи, а те, кто использует эти техники для себя, просто влюбляются в такой простой и эффективный инструмент, как метафорические карты. Возможно, это случится и с вами.

    План:

    Введение

      Классификация учебных карт.

      Формирование умений работы с картами.

    Введение

    Среди средств обучения географии ведущее место принадлежит географической карте. Карта позволяет ориентироваться в пространстве, извлекать разнообразную информацию. В школьной географии существуют только учебные карты, к которым предъявляются определенные требования: генерализация, информационная емкость изображаемого материала, обозримость, наглядность. По функциональным свойствам карта: объект изучения, источник знаний, средство наглядности.

      Классификация учебных карт.

    Школьные карты делятся в соответствии с учебными целями по способам их применения на настольные и настенные.

    Карты классифицируются по территориальному охвату: мировые, океанов и морей, материков, государств, областей, районов; по специализации: общегеографические и специальные.

    Общегеографические карты делятся на крупномасштабные 1:200000, среднемасштабные 1:200000-1:1000000 и мелкомасштабные 1:1000000 и мельче.

    Специальные карты делятся на карты природных явлений (физико-географические) и карты общественных явлений (социально-экономические).

    Специальные так же делятся на общие и частные (отраслей).

    Общегеографические: карта полушарий, политическая карта мира и отдельных материков, физические карты мира и отдельных материков и их частей, физическая карта России.

    Специальные: климатическая, карта природных зон, карта растительности, почвенная карта, карта сельского хозяйства, карта населения, карта машиностроения, карта транспорта.

    В преподавании используются типы картографических произведений :

    географические глобусы, профили, рельефные карты (объемное изображение),блок-диаграммы (особенности внутреннего строения).

    2.Содержание картографических знаний в школьной географии.

    Необходимо выделить: 1) знание об особенностях карт (карта как объект изучения); 2) знание географического содержания, заложенного в карте, т.е. карта как источник знаний и как средство наглядности.

    Обучаемость школьников в работе с картой определяется тремя позициями: понимать, читать, знать карту.

    Понимать карту – значит, усвоить главные свойства карты, знакомство с языком карты, пониманием сущности и свойств географической карты. Понимание карты включает знания геодезической основы (параллели и меридианы), знания математической основы (проекции, масштаб, картографические искажения).

    Читать карту – значит, распознавать географическую действительность по ее изображению на карте. Простое чтение предполагает грамотное прочтение условных знаков карты. Сложное чтение - установление связей между отображенными на карте явлениями, обобщение сведений, полученных из карты.

    Знать карту - понимать, представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов. Хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание, а затем многократное упражнение в чтение карт.

    Требования к учащимся в знание карты и умении ее читать.

      Знание программной географической номенклатуры.

      Знание условных знаков карты и понимание ее построения.

    Обучение чтению карты слагается из двух последовательных стадий:

    1)Школьники учатся давать описание объектов и территорий на основе сочетания условных обозначений и надписей.

    2)Учащиеся учатся истолковывать карту, и вскрывать взаимосвязи и зависимости, признаки, которые на карте непосредственно не показаны.

    Например, в отношении пустыни Каракумы: на первой стадии учащиеся должны уметь на основе физической карты охарактеризовать рельеф и отметить слабую гидрографическую сеть.

    На второй стадии, школьники должны уметь сделать логические умозаключения: о свойстве озер (соленые, бессточные), о климате (жаркий, сухой), о характере заселения (низкая плотность, размещение вдоль больших рек) и т.д.

    Умение читать карты включает в свой состав: умение читать условные знаки, умение пользоваться картами любой проекции и любого масштаба, различного содержания, умение элементарно разобраться в картографической сетке карты, в масштабе, контурах, надписях, уметь определять географические координаты, расстояния, направления, размеры, формы и положение географических объектов, умение устанавливать взаимосвязи географических объектов.

    Метафорические карты – новое, но уже зарекомендовавшее себя направление в психологии, относящееся к проективным методикам. Психологи, использующие в своей работе ассоциативные карты, подтверждают их эффективность. Плюс этого метода в том, что с картами можно работать и самостоятельно для развития творческого потенциала, .

    Что такое метафорические карты?

    Метафорические ассоциативные карты (МАК) – набор карт или открыток, на которых изображены разного рода события, фигуры, лица, природа, предметы, животные, абстракции. Для чего нужны метафорические карты, кажущиеся иногда незамысловатыми и примитивными картинками? Психологи утверждают, что такая примитивность обманчива, а работа с картами многослойна и дает прекрасный исцеляющий, терапевтический эффект в короткие сроки.

    Метафорические карты в психологии

    Метафорические карты в работе психолога мощный и эффективный инструмент, позволяющий исследовать ассоциации и образы человеческого подсознательного. Известный факт, что подсознание сопротивляется быть проявленным, а такая проективная методика как МАК помогает обойти это сопротивление и раскрыть субъективные причины неэффективных паттернов поведения, реагирования.

    Цель работы с метафорическими картами

    Психосоматика и метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе психологов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния, болезни. Любая область психологии будь то семейная, индивидуальная и групповая может использовать ассоциативные карты в качестве серьезного помогающего инструмента. Цели работы с МАК:

    • обход рационального мышления;
    • осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
    • реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение , невроза, психотравмы;
    • прояснение актуальных переживаний и потребностей;
    • завершение «неоконченных» событий, забирающих энергию;
    • моделирование линии времени от прошлого к будущему.

    Метафорические карты – виды

    Такие разные метафорические карты – значение каждой колоды зависит от тематики. Есть более узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные. Самые популярные среди психологов МАК:

    • «Персона / Persona » – набор карт с лицами людей, отражающим разные эмоции и состояния;
    • «Танду / Tandu » – ассоциативные карты для проработки отношений в паре;
    • «Экко / Ecco » – раскрытие творческого потенциала;
    • «Коуп / Cope » – работа с душевными травмами;
    • «Сага / Saga » –развитие воображения и творческого потенциала;
    • «Морена / Morena » помогает увидеть ресурс;
    • «Она » – женская, очень ресурсная колода;
    • «Окна и двери » – работа с состояниями, поиск ресурсов, новых решений;
    • «Из сундука прошлого » – проработка детских травм, неврозов, установок.

    Как выбрать для себя метафорические карты?

    Лучшие метафорические карты те, которые отвечают целям, предпочтениям и вкусам человека. Связь с колодой формируется интуитивно, для некоторых достаточным является бросить один взгляд на колоду, чтобы почувствовать связь с теми образами, что запечатлены в ней. Доверится своим чувствам, подержать в руках. В кабинете психолога принцип выбора колоды точно такой же: позволить взгляду «выцепить» ту колоду, которая отзовется, если их несколько (обычно это так и есть). Многие существующие колоды МАК многоаспектны и позволяют прорабатывать разные сферы жизни.

    Метафорические карты – как работать?

    Работа с метафорическими картами начинается с существующего запроса клиента, то с чем он приходит к психологу. В самостоятельной работе также действует принцип наличия проблемы и связанной с ней запросом. Метафорические карты упражнения и способы в каждой конкретной колоде могут отличаться, но в целом, в работе с метафорическими картами существуют две стратегии:

    1. Открытая . Перед человеком колода лежит изображениями вверх. Психолог задает вопрос и клиент подбирает карты для своего состояния, как он чувствует. Техника считается безопасной, полностью контролируемой, что вызывает доверие и расслабленность, тревога снижается.
    2. Закрытая , или по-другому можно назвать – гадание, это метод выбора карт вслепую, как в традиционных предсказаниях, например на Таро. Такая техника выбора случайных карт предполагает более глубинную работу и воспринимается интуитивно человеком как послание свыше, «перст судьбы», что делает методику более привлекательной, интригующей, может повышать тревожность, поэтому применяется психотерапевтом после работ в открытой технике.

    Техники с метафорическими картами

    Гадание на метафорических картах можно осуществить в следующих техниках:

    1. Смена точки восприятия (М. Эгетмейер). Вслепую вытягиваются 2 карты. Одна символизирует проблему, вторая – решение. Человек кратко рассказывает как он видит это - проблема-решение через образы, идущие от карты. Затем карты переименовываются: та, что была проблемой, становится решением и наоборот. Для перехода из одного состояния в другое, можно вытягивать еще одну карту из другой колоды.
    2. Рисунок . Вытянуть карту из стопки и расположить ее на чистом листе, так как чувствуется из состояния. Задача дорисовать картину, продолжая ее на листе. Описать то, что получилось.
    3. Анализ существующих отношений . Вытянуть вслепую 5 карт, для каждой из которых есть вопрос, а карты и будут ответами на эти вопросы:
    • «Что перестало работать в этих отношениях?»;
    • «Моя ответственность в этих отношениях?»;
    • «Ответственность партнера?»;
    • «Что работает в отношениях?»;
    • «Что такого должно произойти, чтобы взаимоотношения изменились?».

    Метафорические ассоциативные карты – обучение

    Метафорические карты обучение лучше проходить у сертифицированных специалистов или авторов тех колод, которые хотелось бы использовать в работе. Курсов по метафорическим картам много и можно пройти их дистанционно онлайн если нет возможности присутствовать лично на обучении. Популярные на сегодняшний день различные курсы по арт-терапии включают в себя и раздел работы с МАК. Но самым действенным обучением считается практика, наработка опыта в работе с картами и чтение профессиональной литературы, обмен опытом на форумах посвященных работе с ассоциативными колодами.


    Метафорические карты – книги

    Ассоциативные карты относятся к проективным методикам, которые считаются очень эффективным инструментом психолога. У каждого специалиста есть свои любимые колоды, не ко всем есть пособия, потому что метафорические ассоциативные карты больше интуитивный инструмент. В целом, в работе с картами есть стандартные общие правила. Некоторые популярные колоды настолько полюбились психологами, и весь полученный опыт нашел отражение в следующих книгах:

    1. «Метафорические карты » Г. Кац, Е. Мухаматулина. Применение ассоциативных карт в консультировании, бизнес-коучинге, индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Обзор разных колод.
    2. «Ассоциативные карты в работе с трудным случаем » Н. Дмитриева, Н. Буравцева. Данное руководство будет полезно в работе с девиантными подростками, при терапии кризисных состояний. Книга интересна для студентов и уже практикующих специалистов.
    3. «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании » С. Толстая. В пособии описаны эффективные техники и методики работы с разными колодами, показаны аспекты работы в следующих семейных системах: супружеских, детско-родительских и сиблинговых.
    4. «50 техник МАК на все случаи жизни » Т. Демешко. Полезный материал изложенный в книге рассматривает аспекты работы со здоровьем, карьерой, сферой семейных отношений, финансов.
    5. «Из жизни каждого » Метафорические карты в групповой работе. Т. Павленко. Руководство изобилует разными техниками работы с колодами и затрагивает тему пищевых расстройств поведения – как можно этим работать посредством МАК.

    Научные исследования на тему метафорических ассоциативных карт

    Метафорические ассоциативные карты – на эту тему написано немало диссертаций, разработано много авторских техник и колод. В ходе исследования подтверждалось, что человеческое подсознание «мыслит» символами и образами, это самый простой язык для выражения вовне того, что есть в , но результат всегда впечатляющий. То, что не может быть сказано и выражено напрямую в ходе обычной консультации, более легко достигается при работе с ассоциативными картами – в этом огромный терапевтический эффект.

    8.3.1. Назначение и краткая характеристика топографических карт

    Топографическая карта - основной графический документ о местности, содержащий точное, подробное и наглядное изображение местных предметов и рельефа. На топографических картах местные предметы изображаются условными общепринятыми знаками, а рельеф - горизонталями.

    Топографические карты предназначены для работы командиров и штабов всех степеней при подготовке и ведении боевых действий. По ним изучают и оценивают местность, решают различные расчетные задачи, связанные с определением расстояний, углов и площадей, высот, превышений и взаимной видимости точек местности, крутизны и видов скатов и т. п. По топографическим картам планируют марш и готовят данные для движения по азимутам.

    Карты позволяют точно определять свое местоположение, координаты ориентиров и целей.

    На топографических картах с помощью графических, буквенных и цифровых обозначений показывается местоположение объектов местности и передаются их качественные характеристики. Условные знаки подразделяются на масштабные, внемасштабные и пояснительные. Масштабные (контурные) условные знаки состоят из контура (внешнего очертания объекта), изображаемого сплошной линией или пунктиром, внутри которого значками, цветом или штриховкой обозначается характер объекта.

    Условные линейные знаки применяются при изображении объектов линейного характера: дорог, линий электропередач, границ и т.п. Местоположение и плановое очертание оси линейного объекта изображаются на карте точно, но их ширина значительно преувеличивается. Например, условный знак шоссе на картах масштаба 1:100 000 преувеличивает ее ширину в 8-10 раз.

    Внемасштабные условные знаки используются при изображении объектов, плановое очертание которых не может быть предано в масштабе карты. Местоположение таких объектов определяется: геометрическим центром, вершиной прямого угла у основания знака, серединой основания знака или геометрическим центром нижней фигуры.

    Условные пояснительные знаки применяются для дополнительной характеристики объектов местности. Например, стрелка на реке обозначает направление течения и т.п.

    Кроме условных знаков, на карте применяются полные и сокращенные надписи , а также цифровые характеристики некоторых объектов. Полностью подписываются собственные названия населенных пунктов, рек, гор и т.п. Сокращенные пояснительные подписи, сопровождающие условные знаки, стандартны, как и сами знаки, для всех топографических карт. Они применяются для дополнительной характеристики изображаемых на карте предметов.

    Сокращенными подписями поясняются также некоторые местные предметы и ориентиры, не имеющие своих условных знаков, но выделяющиеся по своему значению. Например, у здания школы ставится подпись шк., у казармы – каз., у сарая – cap. и т.п.


    Цифровые обозначения применяются для указания числа жителей в населенных пунктах, высот, наиболее характерных точек рельефа и т.п.

    Топографическая карта, содержащая подробные сведения о местности и позволяющая точно определять координаты точек местности и расположенных на ней объектов, является секретным документом. Поэтому в любой обстановке все военнослужащие обязаны бережно обращаться с полученными картами, хранить их как важные документы. При совершении прыжка с парашютом карта укладывается во внутренний карман куртки (комбинезона).

    Полнота, подробность и точность изображения местности на карте зависят, прежде всего, от ее масштаба.

    Масштаб карты показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности. Он выражается в виде отношения двух чисел. Например, масштаб 1: 50 000 означает, что все линии местности изображены на карте с уменьшением в 50 000 раз, т. е. 1 см на карте соответствует 50000 см (или 500 м) на местности.

    Масштаб указывается под нижней стороной рамки карты в цифровом выражении (численный масштаб) и в виде прямой линии (линейный масштаб), на отрезках которого подписаны соответствующие им расстояния на местности. Здесь же ниже линейного масштаба указывается величина масштаба - расстояние в метрах (километрах) на местности, соответствующее одному сантиметру на карте. Полезно запомнить правило: если в правой части численного масштаба зачеркнуть два последних нуля, то оставшееся число покажет величину масштаба карты.

    Пример. Масштаб карты 1:50 000, получаем в 1 сантиметре 500 метров.

    При сравнении нескольких масштабов более крупным будет тот, у которого число в правой части отношения меньше. Так, при изображении одного и того же участка местности на картах масштабов 1: 25000, 1: 50000 и 1: 100000 масштаб 1: 25000 будет самым крупным, а масштаб 1: 100000 - самым мелким. Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее на ней изображена местность. С уменьшением масштаба карты уменьшается и количество наносимых на нее деталей местности.

    Подробность изображения местности на топографических картах зависит от ее характера: чем меньше деталей содержит местность, тем полнее они изображаются на картах более мелких масштабов.

    Для топографических карт России установлен масштабный ряд (табл. 8.3.).

    Карта масштаба 1:10 000 – в таком масштабе создаются планы городов (крупных поселков городского типа, железнодорожных узлов). Они применяются для детального изучения городов и подступов к ним, ориентирования в населенном пункте и целеуказания, управления подразделениями в ходе боя за город, выполнения точных измерений.

    Семенов-Тян-Шанский считал, что “карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста”.

    Топографическая карта – это особенная общегеографическая карта, она детальна и крупномасштабна, изображает местность практически приближенной к плоскости. Часто это что-то среднее между планом и картой. Используют знаки плана, но с географической сеткой. В школе эта тема изучается только в 6-м классе в разделе “План и карта”.

    К 11-му классу учащиеся забывают все азы этой темы, и на дополнительных занятиях я уделяю особенное внимание повторению изученного ранее. А подготовка к ЕГЭ часто напоминает изучение нового материала.

    Пользуясь этой картой, мы рассмотрим и решим несколько типов заданий.

    Во-первых, рассмотрим масштаб. Здесь представлены все 3 вида:

    – Численный 1:10.000 – это значит, что в 1 см на плане или карте 10.000 см в действительности. Для реальных вычислений этот масштаб неудобен.

    – Именованный в 1 см 100 м – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по прямой (по линейке).

    – Справа изображен линейный масштаб – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по кривой (с помощью циркуля с двумя иголками). Например длину изгиба р. Беличка по карте.

    Задача № 1. Найди расстояние от точки А до точки Б.

    1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

    2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

    Могут быть задания по переводу из одного масштаба в другой и наоборот. Например: численный масштаб 1: 50.000.000 переведите в именованный. Сколько нулей мы должны убрать? в 1 м 100 см – это 2 нуля + в 1 км 1000 м – это 3 нуля, итого надо убрать 5 нулей.

    Ответ: в 1 см 500 км.

    Во-вторых, задания по определению азимута, прямого и обратного. Для решения этих задач вам потребуется транспортир. Его тоже, как и линейку, можно брать на экзамен и на ЕГЭ.

    Главное запомнить – транспортир надо прикладывать не горизонтально, а вертикально: по направлению север – юг. А центр – это точка, от которой мы находим азимут.

    Задача № 2. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 32 м.

    Ответ: 42 градуса.

    Обратный азимут найдем так: 360 – 42 = 318* (т.е. от т.32 м до точки Б).

    Задача № 3. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 27 м.

    Ответ: Здесь надо помнить, что определяют по кругу по часовой стрелке от севера. Это значит, что 180 градусов уже есть. Плюс еще 100 градусов. Итого – 280*.

    В-третьих, задания по определению знаков плана.

    Например: Определить соответствие:

    Ответ: А-2, Б-4, В-1, Г-3. Почти все знаки плана и топографической карты можно найти в атласе 6 класса.

    Но есть ряд знаков, которых нет в атласе, но есть на экзамене:

    1. На зеленом цвете леса стоит знак сосна

    27 – средняя высота деревьев,

    0,35 – средняя толщина дерева,

    7 – среднее расстояние между деревьями.

    2. Около моста стоит знак

    Д – материал постройки,

    5 – высота над уровнем воды, м.

    121 – длина моста, м.

    6 – ширина моста, м.

    15 – грузоподъемность в тоннах.

    4. Крутизна ската (КС) – называют угол склона ската к горизонтальной плоскости, чем этот угол больше, тем скат круче. Рассчитывают по формуле:

    где h – высота ската в м., d – заложение ската (длина) в м.

    Например: h – 30м. d – 600м.

    =3градуса.

    5. Около туннеля

    8 – высота туннеля, 12 – ширина, 125 – длина в м.

    Напомню правила составления плана:

    1) Знать знаки и другие обозначения (например горизонтали и бергштрихи).

    2) Знаки суши, в том числе и названия населенных пунктов (их пишут горизонтально), рисуются черным цветом.

    3) Знаки водных объектов – синим цветом, в том числе и названия водоемов (названия рек – по течению, названия озер – горизонтально).

    4) Каждый объект имеет точечную границу.

    5) Одноэтажные, деревянные постройки тонируются желтым цветом, высотные – черным. Асфальтированные дороги – красным, лес – зеленым.

    6) Почти все знаки плана рисуются в шахматном порядке (сад – столбиками, болота и солончаки – хаотично параллельно, овраг – по границе склона).

    7) Самое главное – сориентировать план по отношению к северу.

    Север – верх плана, юг – низ, правая сторона – восток, левая – запад. Но могут быть и задачи на засыпку: определенную часть карты повернули в любом другом направлении и задание таково: определить стороны горизонта. Здесь надо ориентироваться по меридианам (все соединяются на северном полюсе), и параллелям (они направлены с запада на восток).

    В-четвертых, в ЕГЭ используют топографические карты для разнообразных логических задач. Приведу в пример некоторые задания из прошлых лет.

    Задача 1: Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

    Ответ: Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1 не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на ней есть овраги.

    Задача 2: Оцените, какую из площадок, обозначенных на карте цифрами 1 и 2 , лучше выбрать для сооружения ветровой энергетической установки, предназначенной для аварийного энергоснабжения школы в селе Верхнее. Свой выбор обоснуйте.

    Ответ: Для сооружения ветровой энергетической установки более подходит площадка № 2. Во-первых, потому что она находится на более высоком уровне (площадка № 2 на высоте 32 м, а №1 – 25 м. Во-вторых, от площадки № 1 надо тянуть линию электропередач (ЛЭП) через болото и реку. В-третьих, площадка №2 ближе к школе.

    Задача № 3. Для строительства колодца с ветряным двигателем, предназначенного для водоснабжения поселка Новый, предлагаются площадки, обозначенные на карте цифрами 1 и 2.

    Определите, какими преимуществами обладает площадка 2, если известно, что водоносные слои на обеих площадках залегают на одинаковой глубине.

    Ответ: Во-первых, ветряной двигатель надо ставить на значительной высоте – площадка 2 находится выше чем площадка 1. Во-вторых, площадка 1 находится на болоте. В-третьих, площадка 2 ближе чем площадка 1, значит длина труб для подачи воды меньше.

    Ответ: Для строительства новой базы отдыха подходит участок №1. Во-первых, здесь более ровная территория. Во-вторых, этот участок рядом с дорогой, а значит к нему будет удобный подъезд в течении всего года. И еще участок расположен рядом с озером. Это тоже очень важно для базы отдыха. Участок №2 хоть и находится рядом с рекой, но территория заболочена.

    Задача № 5.

    Ответ: Наиболее подходит для тренировок участок №3. Участок №1 слишком пологий, да и от дороги до него долго идти. Участок №2 овражист и находится около реки. А это опасно. Участок №3 имеет склон, находится рядом с дорогой.

    И наконец, самая трудная работа по топографической карте – построение профиля.

    Этой работе уделю максимум внимания, так как в программах по географии эту тему вообще не изучают. Даже иллюстрации профилей материков в атласах за 7 класс имеются, а в учебниках об этом – ни слова.

    Приложение 1. Задача № 1. Постройте профиль рельефа местности по линии А – Б.

    Приложение 2. Задача № 2. Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого