• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА В ЕГЭ

    Сечин Михаил Александрович

    Малая академия наук учащейся молодежи РК «Искатель»

    МБОУ « Советская СШ №1», 11 класс, пгт. Советский Советского района

    Гунько Людмила Дмитриевна, учитель МБОУ « Советская СШ №1»

    Советского района

    Цель работы: исследование механизма решения логарифмических неравенств С3 при помощи нестандартных методов, выявление интересных фактов логарифма.

    Предмет исследования:

    3)Научиться решать конкретные логарифмические неравенства С3 с помощью нестандартных методов.

    Результаты:

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………….4

    Глава 1. История вопроса……………………………………………………...5

    Глава 2. Сборник логарифмических неравенств ………………………… 7

    2.1. Равносильные переходы и обобщенный метод интервалов…………… 7

    2.2. Метод рационализации ………………………………………………… 15

    2.3. Нестандартная подстановка………………............................................... 22

    2.4. Задания с ловушками…………………………………………………… 27

    Заключение…………………………………………………………………… 30

    Литература……………………………………………………………………. 31

    Введение

    Я учусь в 11 классе и планирую поступить в ВУЗ, где профильным предметом является математика. А поэтому много работаю с задачами части С. В задании С3 нужно решить нестандартное неравенство или систему неравенств, как правило, связанное с логарифмами. При подготовке к экзамену я столкнулся с проблемой дефицита методов и приёмов решения экзаменационных логарифмических неравенств, предлагаемых в С3. Методы, которые изучаются в школьной программе по этой теме, не дают базу для решения заданий С3. Учитель по математике предложила мне поработать с заданиями С3 самостоятельно под её руководством. Кроме этого, меня заинтересовал вопрос: а в жизни нашей встречаются логарифмы?

    С учетом этого и была выбрана тема:

    «Логарифмические неравенства в ЕГЭ»

    Цель работы: исследование механизма решения задач С3 при помощи нестандартных методов, выявление интересных фактов логарифма.

    Предмет исследования:

    1)Найти необходимые сведения о нестандартных методах решения логарифмических неравенств.

    2)Найти дополнительные сведения о логарифмах.

    3)Научиться решать конкретные задачи С3 с помощью нестандартных методов.

    Результаты:

    Практическая значимость заключается в расширении аппарата для решения задач С3. Данный материал можно будет использовать на некоторых уроках, для проведения кружков, факультативных занятий по математике.

    Проектным продуктом станет сборник «Логарифмические неравенства С3 с решениями».

    Глава 1. История вопроса

    На протяжении 16 века быстро возрастало количество приближённых вычислений, прежде всего, в астрономии. Совершенствование инструментов, исследование планетных движений и другие работы потребовали колоссальных, иногда многолетних, расчетов. Астрономии грозила реальная опасность утонуть в невыполненных расчётах. Трудности возникали и в других областях, например, в страховом деле нужны были таблицы сложных процентов для различных значений процента. Главную трудность представляли умножение, деление многозначных чисел, особенно тригонометрических величин.

    Открытие логарифмов опиралось на хорошо известные к концу 16 века свойства прогрессий. О связи между членами геометрической прогрессии q, q2, q3, ... и арифметической прогрессией их показателей 1, 2, 3,... говорил еще в "Псалмите" Архимед. Другой предпосылкой было распространение понятия степени на отрицательные и дробные показатели. Многие авторы указывали, что умножению, делению, возведению в степень и извлечению корня в геометрической прогрессии соответствуют в арифметической - в том же порядке - сложение, вычитание, умножение и деление.

    Здесь скрывалась идея логарифма как показателя степени.

    В истории развития учения о логарифмах прошло несколько этапов.

    1 этап

    Логарифмы были изобретены не позднее 1594 года независимо друг от друга шотландским бароном Непером (1550-1617) и через десять лет швейцарским механиком Бюрги (1552-1632). Оба хотели дать новое удобное средство арифметических вычислений, хотя подошли они к этой задаче по-разному. Непер кинематически выразил логарифмическую функцию и, тем самым, вступил в новую область теории функции. Бюрги остался на почве рассмотрения дискретных прогрессий. Впрочем, определение логарифма у обоих не похоже на современное. Термин "логарифм" (logarithmus) принадлежит Неперу. Он возник из сочетания греческих слов: logos - "отношение" и ariqmo - "число", которое означало "число отношений". Первоначально Непер пользовался другим термином: numeri artificiales- "искусственные числа", в противоположность numeri naturalts -"числам естественным".

    В 1615 году в беседе с профессором математики Грешем Колледжа в Лондоне Генри Бригсом (1561-1631) Непер предложил принять за логарифм единицы нуль, а за логарифм десяти - 100, или, что сводится к тому же, просто 1. Так появились десятичные логарифмы и были напечатаны первые логарифмические таблицы. Позже таблицы Бригса дополнил голландский книготорговец и любитель математики Андриан Флакк (1600-1667). Непер и Бригс, хотя пришли к логарифмам раньше всех, опубликовали свои таблицы позже других - в 1620 году. Знаки log и Log были введены в 1624 году И. Кеплером. Термин "натуральный логарифм" ввели Менголи в 1659 г. и вслед за ним Н. Меркатор в 1668 г., а издал таблицы натуральных логарифмов чисел от 1 до 1000 под названием "Новые логарифмы" лондонский учитель Джон Спейдел.

    На русском языке первые логарифмические таблицы были изданы в 1703 году. Но во всех логарифмических таблицах были допущены ошибки при вычислении. Первые безошибочные таблицы вышли в 1857 году в Берлине в обработке немецкого математика К. Бремикера (1804-1877).

    2 этап

    Дальнейшее развитие теории логарифмов связано с более широким применением аналитической геометрии и исчисления бесконечно малых. К тому времени относится установление связи между квадратурой равносторонней гиперболы и натуральным логарифмом. Теория логарифмов этого периода связана с именами целого ряда математиков.

    Немецкий математик, астроном и инженер Николаус Меркатор в сочинении

    "Логарифмотехника" (1668) приводит ряд, дающий разложение ln(x+1) по

    степеням х:

    Это выражение в точности соответствует ходу его мысли, хотя он, конечно, пользовался не знаками d, ... , а более громоздкой символикой. С открытием логарифмического ряда изменилась техника вычисления логарифмов: они стали определяться с помощью бесконечных рядов. В своих лекциях "Элементарная математика с высшей точки зрения", прочитанных в 1907-1908 годах, Ф. Клейн предложил использовать формулу в качестве исходного пункта построения теории логарифмов.

    3 этап

    Определение логарифмической функции как функции обратной

    показательной, логарифма как показателя степени данного основания

    было сформулировано не сразу. Сочинение Леонарда Эйлера (1707-1783)

    "Введение в анализ бесконечно малых" (1748 г.) послужило дальнейшему

    развитию теории логарифмической функции. Таким образом,

    прошло 134 года с тех пор, как логарифмы впервые были введены

    (считая с 1614 г.), прежде чем математики пришли к определению

    понятия логарифма, которое положено теперь в основу школьного курса.

    Глава 2. Сборник логарифмических неравенств

    2.1. Равносильные переходы и обобщенный метод интервалов.

    Равносильные переходы

    , если а > 1

    , если 0 < а < 1

    Обобщённый метод интервалов

    Данный способ наиболее универсален при решении неравенств практически любого типа. Схема решения выглядит следующим образом:

    1. Привести неравенство к такому виду, где в левой части находится функция
    , а в правой 0.

    2. Найти область определения функции
    .

    3. Найти нули функции
    , то есть – решить уравнение
    (а решать уравнение обычно проще, чем решать неравенство).

    4. Изобразить на числовой прямой область определения и нули функции.

    5. Определить знаки функции
    на полученных интервалах.

    6. Выбрать интервалы, где функция принимает необходимые значения, и записать ответ.

    Пример 1.

    Решение:

    Применим метод интервалов

    откуда

    При этих значениях все выражения, стоящие под знаками логарифмов, положительны.

    Ответ:

    Пример 2.

    Решение:

    1-й способ . ОДЗ определяется неравенством x > 3. Логарифмируя при таких x по основанию 10, получаем

    Последнее неравенство можно было бы решать, применяя правила разложения, т.е. сравнивая с нулём сомножители. Однако в данном случае легко определить интервалы знакопостоянства функции

    поэтому можно применить метод интервалов.

    Функция f (x ) = 2x (x - 3,5)lgǀ x - 3ǀ непрерывна при x > 3 и обращается в ноль в точках x 1 = 0, x 2 = 3,5, x 3 = 2, x 4 = 4. Таким образом, определяем интервалы знакопостоянства функции f (x ):

    Ответ:

    2-й способ . Применим непосредственно к исходному неравенству идеи метода интервалов.

    Для этого напомним, что выражения a b - a c и (a - 1)(b - 1) имеют один знак. Тогда наше неравенство при x > 3 равносильно неравенству

    или

    Поcледнее неравенство решается методом интервалов

    Ответ:

    Пример 3.

    Решение:

    Применим метод интервалов

    Ответ:

    Пример 4.

    Решение:

    Так как 2x 2 - 3x + 3 > 0 при всех действительных x , то

    Для решения второго неравенства воспользуемся методом интервалов

    В первом неравенстве сделаем замену

    тогда приходим к неравенству 2y 2 - y - 1 < 0 и, применив метод интервалов, получаем, что решениями будут те y , которые удовлетворяют неравенству -0,5 < y < 1.

    Откуда, так как

    получаем неравенство

    которое выполняется при тех x , для которых 2x 2 - 3x - 5 < 0. Вновь применим метод интервалов

    Теперь с учетом решения второго неравенства системы окончательно получаем

    Ответ:

    Пример 5.

    Решение:

    Неравенство равносильно совокупности систем

    или

    Применим метод интервалов или

    Ответ :

    Пример 6.

    Решение:

    Неравенство равносильно системе

    Пусть

    тогда y > 0,

    и первое неравенство

    системы принимает вид

    или, раскладывая

    квадратный трехчлен на множители,

    Применяя к последнему неравенству метод интервалов,

    видим, что его решениями, удовлетворяющими условию y > 0 будут все y > 4.

    Таким образом исходное неравенство эквивалентно системе:

    Итак, решениями неравенства являются все

    2.2. Метод рационализации.

    Раньше методом рационализации неравенства не решали, его не знали. Это "новый современный эффективный метод решения показательных и логарифмических неравенств" (цитата из книжки Колесниковой С.И.)
    И даже, если педагог его знал, была опаска - а знает ли его эксперт ЕГЭ, а почему в школе его не дают? Были ситуации, когда учитель говорил ученику: "Где взял? Садись - 2."
    Сейчас метод повсеместно продвигается. И для экспертов есть методические указания, связанные с этим методом, и в "Самых полных изданиях типовых вариантов..." в решении С3 используется этот метод.
    МЕТОД ЧУДЕСНЫЙ!

    «Волшебная таблица»


    В других источниках

    если a >1 и b >1, то log a b >0 и (a -1)(b -1)>0;

    если a >1 и 0

    если 0<a <1 и b >1, то log a b <0 и (a -1)(b -1)<0;

    если 0<a <1 и 00 и (a -1)(b -1)>0.

    Проведенные рассуждения несложные, но заметно упрощающие решение логарифмических неравенств.

    Пример 4.

    log x (x 2 -3)<0

    Решение:

    Пример 5.

    log 2 x (2x 2 -4x +6)≤log 2 x (x 2 +x )

    Решение:

    Ответ . (0; 0,5)U .

    Пример 6.

    Для решения этого неравенства вместо знаменателя запишем (х-1-1)(х-1), а вместо числителя - произведение (х-1)(х-3-9+х).


    Ответ: (3;6)

    Пример 7.

    Пример 8.

    2.3. Нестандартная подстановка.

    Пример 1.

    Пример 2.

    Пример 3.

    Пример 4.

    Пример 5.

    Пример 6.

    Пример 7.

    log 4 (3 x -1)log 0,25

    Сделаем замену у=3 х -1; тогда данное неравенство примет вид

    Log 4 log 0,25
    .

    Так как log 0,25 = -log 4 = -(log 4 y -log 4 16)=2-log 4 y , то перепишем последнее неравенство в виде 2log 4 y -log 4 2 y ≤.

    Сделаем замену t =log 4 y и получим неравенство t 2 -2t +≥0, решением которого являются промежутки -.

    Таким образом, для нахождения значений у имеем совокупность двух простейших неравенств
    Решение этой совокупности есть промежутки 0<у≤2 и 8≤у<+.

    Следовательно, исходное неравенство равносильно совокупности двух показательных неравенств,
    то есть совокупности

    Решением первого неравенства этой совокупности является промежуток 0<х≤1, решением второго – промежуток 2≤х<+. Таким образом, исходное неравенство выполняется для всех значений х из промежутков 0<х≤1 и 2≤х<+.

    Пример 8.

    Решение:

    Неравенство равносильно системе

    Решением второго неравенства, определяющего ОДЗ, будет множество тех x ,

    для которых x > 0.

    Для решения первого неравенства сделаем замену

    Тогда получаем неравенство

    или

    Множество решений последнего неравенства находится методом

    интервалов: -1 < t < 2. Откуда, возвращаясь к переменной x , получаем

    или

    Множество тех x , которые удовлетворяют последнему неравенству

    принадлежит ОДЗ (x > 0), следовательно, является решением системы,

    а значит, и исходного неравенства.

    Ответ:

    2.4. Задания с ловушками.

    Пример 1.

    .

    Решение. ОДЗ неравенства есть все х, удовлетворяющие условию 0. Следовательно, все х из промежутка 0

    Пример 2.

    log 2 (2 x +1-x 2)>log 2 (2 x-1 +1-x)+1. . ? Дело в том, что второе число с очевидностью больше чем

    Заключение

    Было не просто найти из большого обилия разных учебных источников особые методы решения задач С3. В ходе проделанной работы мне удалось изучить нестандартные методы решения сложных логарифмических неравенств. Это: равносильные переходы и обобщённый метод интервалов, метод рационализации, нестандартная подстановка, задания с ловушками на ОДЗ. В школьной программе эти методы отсутствуют.

    Разными методами я решил 27 неравенств, предлагаемых на ЕГЭ в части С, а именно С3. Эти неравенства с решениями по методам легли в основу сборника «Логарифмические неравенства С3 с решениями», который стал проектным продуктом моей деятельности. Гипотеза, поставленная мною вначале проекта, подтвердилась: задачи С3 можно эффективно решать, зная эти методы.

    Кроме этого, я выявил интересные факты логарифмов. Мне это было интересно делать. Мои проектные продукты будут полезны как для учащихся, так и для учителей.

    Выводы:

    Таким образом, поставленная цель проекта достигнута, проблема решена. А я получил наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы. В ходе работы над проектом у меня основное развивающее воздействие было оказано на мыслительную компетентность, деятельность, связанную с логическими мыслительными операциями, развитие творческой компетентности, личной инициативы, ответственности, настойчивости, активности.

    Гарантией успеха при создании исследовательского проекта для меня стали: значительный школьный опыт, умение добывать информацию из различных источников, проверять ее достоверность, ранжировать ее по значимости.

    Кроме непосредственно предметных знаний по математике, расширил свои практические навыки в области информатики, получил новые знания и опыт в области психологии, наладил контакты с одноклассниками, научился сотрудничать с взрослыми людьми. В ходе проектной деятельности развивались организационные, интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения и навыки.

    Литература

    1. Корянов А. Г. ,Прокофьев А. А. Системы неравенств с одной переменной (типовые задания С3).

    2. Малкова А. Г. Подготовка к ЕГЭ по математике.

    3. Самарова С. С. Решение логарифмических неравенств.

    4. Математика. Сборник тренировочных работ под редакцией А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. -М.: МЦНМО, 2009. - 72 с.-

    Среди всего многообразия логарифмических неравенств отдельно изучают неравенства с переменным основанием. Они решаются по специальной формуле, которую почему-то редко рассказывают в школе:

    log k (x ) f (x ) ∨ log k (x ) g (x ) ⇒ (f (x ) − g (x )) · (k (x ) − 1) ∨ 0

    Вместо галки «∨» можно поставить любой знак неравенства: больше или меньше. Главное, чтобы в обоих неравенствах знаки были одинаковыми.

    Так мы избавляемся от логарифмов и сводим задачу к рациональному неравенству. Последнее решается намного проще, но при отбрасывании логарифмов могут возникнуть лишние корни. Чтобы их отсечь, достаточно найти область допустимых значений. Если вы забыли ОДЗ логарифма, настоятельно рекомендую повторить - см. «Что такое логарифм ».

    Все, что связано с областью допустимых значений, надо выписать и решить отдельно:

    f (x ) > 0; g (x ) > 0; k (x ) > 0; k (x ) ≠ 1.

    Эти четыре неравенства составляют систему и должны выполняться одновременно. Когда область допустимых значений найдена, остается пересечь ее с решением рационального неравенства - и ответ готов.

    Задача. Решите неравенство:

    Для начала выпишем ОДЗ логарифма:

    Первые два неравенства выполняются автоматически, а последнее придется расписать. Поскольку квадрат числа равен нулю тогда и только тогда, когда само число равно нулю, имеем:

    x 2 + 1 ≠ 1;
    x 2 ≠ 0;
    x ≠ 0.

    Получается, что ОДЗ логарифма - все числа, кроме нуля: x ∈ (−∞ 0)∪(0; +∞). Теперь решаем основное неравенство:

    Выполняем переход от логарифмического неравенства к рациональному. В исходном неравенстве стоит знак «меньше», значит полученное неравенство тоже должно быть со знаком «меньше». Имеем:

    (10 − (x 2 + 1)) · (x 2 + 1 − 1) < 0;
    (9 − x 2) · x 2 < 0;
    (3 − x ) · (3 + x ) · x 2 < 0.

    Нули этого выражения: x = 3; x = −3; x = 0. Причем x = 0 - корень второй кратности, значит при переходе через него знак функции не меняется. Имеем:

    Получаем x ∈ (−∞ −3)∪(3; +∞). Данное множество полностью содержится в ОДЗ логарифма, значит это и есть ответ.

    Преобразование логарифмических неравенств

    Часто исходное неравенство отличается от приведенного выше. Это легко исправить по стандартным правилам работы с логарифмами - см. «Основные свойства логарифмов ». А именно:

    1. Любое число представимо в виде логарифма с заданным основанием;
    2. Сумму и разность логарифмов с одинаковыми основаниями можно заменить одним логарифмом.

    Отдельно хочу напомнить про область допустимых значений. Поскольку в исходном неравенстве может быть несколько логарифмов, требуется найти ОДЗ каждого из них. Таким образом, общая схема решения логарифмических неравенств следующая:

    1. Найти ОДЗ каждого логарифма, входящего в неравенство;
    2. Свести неравенство к стандартному по формулам сложения и вычитания логарифмов;
    3. Решить полученное неравенство по схеме, приведенной выше.

    Задача. Решите неравенство:

    Найдем область определения (ОДЗ) первого логарифма:

    Решаем методом интервалов. Находим нули числителя:

    3x − 2 = 0;
    x = 2/3.

    Затем - нули знаменателя:

    x − 1 = 0;
    x = 1.

    Отмечаем нули и знаки на координатной стреле:

    Получаем x ∈ (−∞ 2/3)∪(1; +∞). У второго логарифма ОДЗ будет таким же. Не верите - можете проверить. Теперь преобразуем второй логарифм так, чтобы в основании стояла двойка:

    Как видите, тройки в основании и перед логарифмом сократились. Получили два логарифма с одинаковым основанием. Складываем их:

    log 2 (x − 1) 2 < 2;
    log 2 (x − 1) 2 < log 2 2 2 .

    Получили стандартное логарифмическое неравенство. Избавляемся от логарифмов по формуле. Поскольку в исходном неравенстве стоит знак «меньше», полученное рациональное выражение тоже должно быть меньше нуля. Имеем:

    (f (x ) − g (x )) · (k (x ) − 1) < 0;
    ((x − 1) 2 − 2 2)(2 − 1) < 0;
    x 2 − 2x + 1 − 4 < 0;
    x 2 − 2x − 3 < 0;
    (x − 3)(x + 1) < 0;
    x ∈ (−1; 3).

    Получили два множества:

    1. ОДЗ: x ∈ (−∞ 2/3)∪(1; +∞);
    2. Кандидат на ответ: x ∈ (−1; 3).

    Осталось пересечь эти множества - получим настоящий ответ:

    Нас интересует пересечение множеств, поэтому выбираем интервалы, закрашенные на обоих стрелах. Получаем x ∈ (−1; 2/3)∪(1; 3) - все точки выколоты.

    Неравенство называется логарифмическим, если в нём содержится логарифмическая функция.

    Методы решения логарифмических неравенств не отличаются от , за исключением двух вещей.

    Во-первых, при переходе от логарифмического неравенства к неравенству подлогарифмических функций следует следить за знаком получающегося неравенства . Он подчиняется следующему правилу.

    Если основание логарифмической функции больше $1$, то при переходе от логарифмического неравенства к неравенству подлогарифмических функций знак неравенства сохраняется, а если же меньше $1$, то меняется на противоположный.

    Во-вторых, решение любого неравенства – промежуток, а, значит, в конце решения неравенства подлогарифмических функций необходимо составить систему из двух неравенств: первым неравенством этой системы будет неравенство подлогарифмических функций, а вторым – промежуток области определения логарифмических функций, входящих в логарифмическое неравенство.

    Практика.

    Решим неравенства:

    1. $\log_{2}{(x+3)} \geq 3.$

    $D(y): \ x+3>0.$

    $x \in (-3;+\infty)$

    Основание логарифма равно $2>1$, поэтому знак не меняется. Пользуясь определением логарифма, получим:

    $x+3 \geq 2^{3},$

    $x \in }