• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Взаимоотношения личности и государства определяются во многом отношениями личности и гражданского общества. Структура гражданского общества включает в себя: общественные объединения, политические партии и организации, семью, церковь, социально-экономические институты и др. Гражданское общество возникает в результате отделения государства от социальных структур. Гражданское общество сложилось в результате ликвидации сословных структур, разгосударствления общественных отношений. Основным препятствием для развития гражданского общества является доминирование государства над обществом. Постепенное становление гражданского общества связано с установлением общенациональных представительных учреждений парламентского типа. Формально-юридическое равноправие является основой для становления гражданского общества как горизонтальной системы связей и отношений граждан и их объединений.

    Личность приобрела устойчивые права с появлением категории прав человека. Личность - это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества. Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития. Устойчивая связь личности и государства выражается в институте гражданства. Эта связь выражает юридическую принадлежность конкретного лица государству, наличие взаимных прав и обязанностей личности и государства. Государство не может искусственно завышать или занижать объем прав и свобод: завышение делает права фикцией, а ограничение ведет к размыванию основ ее правового статуса. Отношения личности и государства, прежде всего, опосредуются институтом гражданства. Всеобщие права, как правило, подразделяются на права человека и права гражданина, что является во многом итогом компромисса юридического позитивизма и естественно-правовой теории. Государства, которые признают это деление, исходят из посылки, что неотъемлемые права должны быть признаны и закреплены на уровне законодательства. Отношения личности и государства отражают права гражданина, которые нуждаются в гарантиях их осуществления со стороны государства.



    Проблема прав личности и ее отношений в государстве с различными его институтами и другими субъектами политической системы является центральной в науке теории государства и права. В содержание политико-правового состояния личности входят следующие элементы: правосубъектность, правовой статус личности, юридические гарантии. Взаимная ответственность государства и личности является основным принципом взаимоотношений в правовом государстве. Положение личности находит выражение, прежде всего, в ее правовом статусе или в совокупности прав, свобод, обязанностей, законных интересов. Любое физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин, апатрид) свои субъективные права реализует в правоотношениях, в связи с возникновением или прекращением гражданства. Итак, гражданское состояние личности проявляется в следующих формах или состояниях: гражданин, иностранный гражданин, апатрид, лицо, получившее политическое убежище. Гражданство выступает как разновидность субъективного права. Правовой статус конкретных личностей определяется, прежде всего, отношениями гражданства.

    Социальный тип личности и типология политического поведения

    Социальный тип личности можно определить как продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности.

    Выделяются типы личности в зависимости от их ценностных ориентаций :

    · традиционалистский (личность ориентирована на ценности долга, дисциплины, законопослушания, с низким уровнем самостоятельности, способности к самореализации);

    · идеалистический (личность критически относится к традиционным нормам, с установкой на саморазвитие);

    · фрустрированный (личность с низкой самооценкой, угнетенным самочувствием);

    · реалистический (личность сочетает стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем);

    · потребительский (личность ориентирована на удовлетворение потребительских желаний)

    Политическое поведение - субъективно мотивированный процесс осуществления политическим актором того или иного вида политической деятельности, обусловленный потребностями реализации его статусной политической позиции, ориентациями и установками.

    Наиболее распространенной является следующая типология форм политического участия:

    I. Конвенциональные формы:

    2. Чтение о политике в газетах

    3. Обсуждение политических сюжетов с друзьями и знакомыми

    5. Работа по продвижению имиджа политической партии или кандидата

    7. Участие в митингах и собраниях

    8. Обращение во властные структуры или к их представителям

    9. Активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, работа представителя руководящего звена партии или другой организации, работа депутата, министра и т.д.)

    II. Неконвенциональные формы.

    1. Подписание петиций

    2. Участие в неразрешенных демонстрациях

    3. Участие в бойкотах

    4. Отказ от уплаты налогов

    5. Участие в захвате зданий, предприятий и сидячих забастовках в их стенах

    6. Блокирование дорожного движения

    7. Участие в стихийных забастовках

    Политическая культура

    Политическая культура - часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

    К функциям политической культуры относят:

    · интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии;

    · сохранение и развитие основ политической деятельности;

    · проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права;

    · проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов;

    · профетическая, прогностическая в отношении развития;

    · апробации и верификации политических кадров;

    · синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др.

    Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков - рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.

    Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба:

    Приходская культура

    Зависимая культура

    Культура участия

    Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

    Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».

    Культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия - это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех

    СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

    ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ

    И.П. КУЙБЫШЕВА, к.биол.н., кафедра права

    Взаимоотношения индивида и государства - одна из ведущих проблем политикоправовой мысли, имеющая многовековую историю. Каким бы ни было государство по своей природе, какой бы режим в нем ни господствовал, взаимоотношения человека и государства всегда представляли интерес не только теоретический, религиозный, философский, но и практически-прикладной, поскольку без учета взаимодействия государства и человека невозможно было установить в обществе порядок, необходимый для господствующей элиты или для демократически избранных правителей.

    Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития.

    Соотношение личности и государства может быть весьма различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы и призвано представлять государство. Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и свободы рассматривается как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно является пределом такого вмешательства.

    Идея гармонизации отношений личности и государства находит выражение в теории и практике правовой государственности. Для правового государства характерно не только безусловная связанность всех социальных субъектов, включая государство, законом, но и идейное, законодательное и организационное признание государством

    незыблемости основных прав и свобод человека, их преимущества перед иными общественными и государственными установлениями. Другой общепризнанной чертой правовой государственности является установление и строгое следование принципу взаимной ответственности государства и личности. Этот принцип проявляется, прежде всего, в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности и обществу, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальных мер ответственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

    В свою очередь, свобода личности в правовом государстве не является абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована интересами и правами других лиц. От человека требуется соблюдение всех правовых установлений и исполнение своих обязанностей перед государством и обществом.

    Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные потребности и их удовлетворение. Это собирательная категория. Законодательно установленные государством и взятые в единстве права, свободы и обязанности личности Составляют ее правовой статус. Правовой статус личности, который является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством, включает в себя права, свободы и обязанности, закрепленные в

    Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности и участие в государственных делах. Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества.

    Современный юридический статус личности в Российской Федерации характеризуется крайней неустойчивостью, слабой социально-правовой защищенностью, отсутствием надежных гарантирующих механизмов, неспособностью государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность. Правовой статус личности несет на себе печать того глубокого кризиса (социально-экономического, политического, духовного), который переживает сегодня Россия. Изменилась и материальная основа статуса (многообразие форм собственности, включая частную, имущественное расслоение, появление рынка труда, безработицы, падение жизненного уровня). Единство и стабильность правового статуса подорвано процессами суверенизации, межнациональными и региональными конфликтами. В ряде бывших советских республик приняты дискриминационные законы, нарушающие основные права человека, проводятся этнические чистки. Правовой статус индивида существенно дестабилизируется в результате тех неурядиц, которые происходят сегодня в обществе: социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминальная обстановка, рост преступности, экологические и технологические катастрофы, шоковые методы проведения реформ и т. д. На правовое состояние личности оказывают свое воздействие и нравственнопсихологические факторы - потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры, неадаптированность к новым условиям. Личность испытывает глубо-

    кий социальный дискомфорт и неуверенность в завтрашнем дне.

    Есть и позитивные тенденции. В настоящее время под правовой статус личности подводится современная законодательная база (новая российская Конституция, Декларация прав и свобод человека, Закон о гражданстве и другие важнейшие акты). При этом нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области. Закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности; патерналистские начала этих отношений уступают место свободному партнерству и сотрудничеству в соответствии с принципами гражданского общества. Правовой статус, как и многие другие юридические институты, очищается от идеологического и классового догматизма, апологетики, тоталитарного сознания и мышления индивида как носителя этого статуса; он стал более адекватно отражать современные реалии. Осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-раздражительным, от сковывающего любую инициативу и предприимчивость бюрократического централизма к разумной автономии и самостоятельности. Меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план в нем выходят такие приоритеты как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократия, справедливость. Сняты многие ограничения личной свободы индивида, провозглашен принцип «не запрещенное законом дозволено», усилена судебная защита прав граждан, действует презумпция невиновности.

    При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности, составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности. Он - средство доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, законным

    формам волеизъявления, реализации своих интересов. В то же время это непременное условие совершенствования самого индивида, упрочение его статуса, достоинства.

    Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры и других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими классами, т.е. субъективными факторами.

    Главная трудность заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), а с другой стороны, признавались бы и почитались общегосударственные цели - то, что объединяет всех. Подобный баланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека.

    Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности.

    Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила указанные ценности как приоритетные и наиболее значимые, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950). Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая органичной частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности. Оба

    этих документа фиксируют широкий спектр основополагающих идей, принцйпов, прав и свобод, а также обязанностей. Исходные их положения гласят, что права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства.

    Каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мысли й слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно.

    Закрепляется право граждан на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в государственные органы, получать и распространять информацию, направлять властям личные и коллективные обращения (петиции), свободно определять свою национальность, объединяться в общественные организации. Предусматриваются соответствующие права в социальной и культурной областях (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, интеллектуальное творчество).

    Утверждается равенство всех перед законом и судом. Никто не обязан свидетельствовать против себя или близких родственников. Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке (презумпция невиновности).

    Многие из вышеперечисленных прав являются новыми в нашем законодательстве, их не было раньше ни в бывшей советской Конституции, ни в Конституции РСФСР. Также впервые юридически закрепляется прямая обязанность государства - защищать права человека (ст. 2 Конституции РФ). При этом подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов,

    Деятельность представительной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием (ст. 18).

    Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого государства. Там, где эти права нарушаются, возникают серьезные конфликты, очаги напряженности, создающие угрозу миру и требующие нередко (с санкции ООН) постороннего вмешательства. Конституция предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 45). Данное положение также закреплено впервые, и оно не нарушает суверенитета страны. Сегодня -это безусловная норма.

    В итоге можно сказать, что в области прав и свобод человека наблюдается пусть небольшой, но все же прогресс, особенно в смысле законодательного их оформления, общественного внимания, политического и философского осмысления научных заделов и т.д. Вместе с тем, реальность такова, что эти права грубо и повсеместно нарушаются, не соблюдаются, игнорируются, слабо защищены, не обеспечены материально.

    Известно, что мало провозгласить определенные права и свободы- главное материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. В условиях возникшего в стране глубокого экономического, политического и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество наконец-то осознало необходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, присущих ему от рождения, с другой, - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление.

    Данное трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает одним из сильнейших социальных раздражителей, источником не-

    довольства и протестов людей. Это значит, что следует различать теорию и практику прав человека. Права и свободы человека легко постулируются на бумаге, но очень трудно реализуются в жизни. В президентском Послании Федеральному Собранию 1995 г. отмечается: «Нам удалось провозгласить многие права и свободы граждан. С гарантиями этих прав дела обстоят значительно хуже».

    Сегодня словам, написанным на бумаге, мало кто верит, т. к. высокие идеи и суровая действительность расходятся. «Не секрет, что Россия в настоящее время находится далеко не на первом месте по уровню жизни, и ряд социально-экономических прав человека, входящих в международный стандарт, государство физически не может обеспечить». В этом особенности сложившейся ситуации.

    Именно поэтому принятая Россией Декларация прав и свобод человека и гражданина, несмотря на ее огромное моральное и общественное значение, воспринимается многими как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ. Это не юридический, а скорее политический акт, символ, знак перемен. В нем права в основном лишь декларированы, но не гарантированы. Поэтому неотложная задача заключается в том, чтобы в ходе демократических преобразований наполнить перечисленные в Декларации и Конституции права необходимым жизненным содержанием. Сделать это чрезвычайно трудно, ибо, как указывается в том же Послании, «государство наше не настолько богато, чтобы все без исключения права и свободы человека и гражданина материально обеспечить на самом высоком уровне. Минимальные стандарты жизни пока не сформулированы законодательно». Государство сегодня по сути само является «банкротом», «должником», неспособным даже своевременно расплачиваться со своими гражданами за их труд.

    Раздел в Основном Законе РФ о правах и свободах человека и гражданина, явля-

    ется в известной мере украшением правовой системы современной России, самым полным нормативным выражением её демократических устремлений.

    В целом необходимо отметить, что главное в рассматриваемой проблеме в данный момент- это не теоретическая разработка прав и свобод человека, а создание необходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации, т.е. практическая сфера.

    По своей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение интересов человека. Их основной функцией является исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере реализации прав личности. Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных интересов граждан. Новая Конституция РФ обусловила систему гарантий прав и свобод человека и гражданина. Термин «гарантий» используется в Основном Законе России не менее, чем в 18 статьях. Конституция подчеркивает, что обеспечение прав личности не является исключительной прерогативой федеральных органов. Сегодня ответственность за выполнение обязательств в сфере прав человека и гражданина в значительной мере ложится на республики и иные субъекты, входящие в состав России.

    Главный принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина - всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.

    Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ. Президент России вправе приостанавливать действий актов исполнительной власти субъектов РФ в случае нарушения ими прав свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

    Важную роль в вопросах охраны и защиты прав человека играет Конституцибнный Суд РФ, который по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона,

    примененного юти подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4, ст. 125).

    Проблема полноты и гарантированности прав и свобод человека приобрела в современном мире глобальное значение. Мировое сообщество стремиться выработать единое правило в вопросах социальной и правовой защищенности граждан, пытается унифицировать, принять единые стандарты и процедуры, способствующие признанию достоинства, присущие всем членам человеческой семьи.

    В этой связи принципиально важным с точки зрения понимания общих гарантий является содержание преамбулы Международного пакта об экономических, социальных и политических правах, о том, что идеал свободной личности, свободной от страха и нужды, может быть достигнут, если только будут созданы такие условия, при которых любой человек может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами.

    Следовательно, социальное государство и его законодательство призваны целенаправленно улучшать и защищать материальное благосостояние, служить задачам по обеспечению человеку достойной жизни, утверждать в обществе принципы гуманизма и справедливости.

    Литература

    1. Конституция Российской Федерации.

    2. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. - М., 1994. - С. 15.

    3. Лукашева Е.А. Правовое государство, личность, законность. - М., 1997.

    4. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. - Саратов, 1972.

    5. Матузов Н.И. Правовая система и личность. - Саратов, 1987.

    6. Общая теория прав человека / Отв. ред. Лукашева Е.А.-М., 1996.

    7. Правовое государство, личность, законность. - М., 1997.

    8. Теория государства и права / Под ред. Марченко М.Н. - М., 1996. - Лекция 11.

    9. Теория государства и права / Под ред. Малько А.В. - М., 1997. Глава 11.

    Проблемы, которые касаются не какого-то отдельного континента или государства, а всей планеты, называются глобальными. По мере своего развития цивилизация накапливает их все больше. Сегодня основных проблем насчитывается восемь. Рассмотрим глобальные проблемы человечества и пути их решения.

    Экологическая проблема

    На сегодняшний день именно она считается основной. Люди долго использовали данные им природой ресурсы нерационально, загрязняли среду вокруг себя, отравляли Землю разнообразными отходами – от твердых до радиоактивных. Результат не заставил себя ждать – по мнению большинства компетентных исследователей, экологические проблемы в ближайшие сто лет приведут к необратимым последствиям для планеты, а значит, и для человечества.

    Уже сейчас есть страны, где этот вопрос достиг очень высокого уровня, порождая понятие кризисного экологического района. Но угроза нависла и над всем миром: озоновый слой, защищающий планету от радиации, разрушается, климат земли меняется – и человек не в силах контролировать эти изменения.

    Решить проблему в одиночку не может даже самая развитая страна, так что государства объединяются, чтобы сообща решать важные экологические задачи. Основным путем решения считается разумное природопользование и переорганизация быта и промышленного производства так, чтобы экосистема развивалась естественным путем.

    Рис. 1. Угрожающие масштабы экологической проблемы.

    Демографическая проблема

    В 20 веке, когда население Земли превысило отметку в шесть миллиардов, о ней слышали все. Однако в 21 веке вектор сместился. Если кратко, то сейчас суть проблемы такова: людей становится все меньше. Решить этот вопрос поможет грамотная политика планирования семьи и улучшения условий жизни каждого отдельного человека.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    Продовольственная проблема

    Данная проблема тесно связана с демографической и состоит в том, что больше половины человечества испытывает острую нехватку продовольствия. Чтобы ее решить, нужно рациональнее использовать имеющиеся ресурсы для производства пищи. Специалисты видят два пути развития – интенсивный, когда биологическая продуктивность уже существующих полей и других угодий увеличивается, и экстенсивный – когда увеличивается их количество.

    Все глобальные проблемы человечества должны решаться сообща, и эта – не исключение. Вопрос с продовольствием возник из-за того, что большая часть людей проживает на непригодных для этого территориях. Объединение усилий ученых из разных стран значительно ускорит процесс решения.

    Энергетическая и сырьевая проблема

    Неконтролируемое использование сырья привело к истощению запасов полезных ископаемых, которые копились сотни миллионов лет. Очень скоро топливо и другие ресурсы могут вообще исчезнуть, поэтому на всех стадиях производства внедряется НТП.

    Проблема мира и разоружения

    Некоторые ученые считают, что в самом скором времени может случиться так, что искать возможные пути решения глобальных проблем человечества не придется: люди производят такое количество наступательного вооружения (в том числе ядерного), что в какой-то момент могут сами себя уничтожить. Чтобы этого не произошло, разрабатываются мировые договоры о сокращении вооружения и демилитаризации экономик.

    Проблема здоровья людей

    Человечество продолжает страдать от смертельных болезней. Успехи науки велики, но болезни, не поддающиеся лечению, все еще существуют. Единственный путь решения – продолжать научные исследования в поисках лекарств.

    Проблема использования Мирового океана

    Истощение ресурсов суши привело к повышению интереса к Мировому океану – все страны, которые имеют к нему доступ, используют его не только как биологический ресурс. Активно развивается и добывающая сфера, и химическая. Что порождает сразу две проблемы: загрязнение и неравномерность освоения. Но как решаются эти вопросы? В настоящий момент ими занимаются ученые со всего мира, которые разрабатывают принципы рационального океанического природопользования.

    Рис. 2. Промышленная станция в океане.

    Проблема освоения Космоса

    Чтобы освоить космическое пространство, важно объединить усилия в мировом масштабе. Последние исследования – результат консолидации работы многих стран. Именно это является основой решения проблемы.

    Ученые уже разработали макет первой станции для поселенцев на Луне, а Илон Маск заявляет, что не за горами день, когда люди отправятся осваивать Марс.

    Рис. 3. Макет лунной базы.

    Что мы узнали?

    У человечества множество глобальных проблем, которые могут в итоге привести к его гибели. Решить эти проблемы можно только в том случае, если консолидировать усилия – в противном случае усилия одной или нескольких стран будут сведены к нулю. Таким образом цивилизационное развитие и решение проблем всеобщего масштаба возможны только в том случае, если выживание человека как вида станет выше экономических и государственных интересов.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 1485.

    Термин «общество» используется в широком и узком смыслах. К примеру, в бытовой лексике обществом часто называют любой человеческий коллектив независимо от его занятий и размеров. Среди научных значений термина выделяются два: широкое и узкое. В наиболее широком понимании обществом называют ту часть мира, которая выделена из природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» обозначает «социальность вообще», «выступающую как антитеза природы и природного» , то есть системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям как коллективной, так и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они встраиваются в особый мир, отличный от природы и выделенный из нее. В этом значении понятие «общество» синонимично понятиям «социокультурная реальность», «надорганический мир», «социум», «социальная форма движения материи», с помощью которых различные социально-философские школы передают субстанциальную специфику неприродных реалий нашего мира.

    Второе значение является существенно более узким и представляется более актуальным и применимым для настоящего исследования. Общество в таком понимании - это особый человеческий коллектив, обладающий самодостаточностью и способный создавать все необходимые условия для своей жизни, в том числе формировать людей как социальных существ. В этом контексте общество выступает как «совместная форма деятельности людей по производству материальных и духовных ценностей» . Именно в таком значении термин «общество» используется для обозначения автономных очагов социальности, реальных или типизированных сообществ людей.

    Переходя к значениям термина «государство», мы должны отметить их множественность. Обобщая все возможные определения, мы можем выделить две наиболее популярные трактовки. В первом случае (широкая трактовка) государство понимается как страна, то есть реальная группа людей, имеющая конкретные координаты в пространстве и истории, существующая на политической карте мира и «находящаяся под властью одной определенной государственной машины» . Именно такое значение этого термина имеют в виду, когда называют число государств в Европе, Азии или Африке. Такое словоупотребление не является точным. Исторический опыт человечества свидетельствует о том, что были общества без государства и существовали общества, которые утрачивали собственную государственность. Хорошей иллюстрацией сказанному является индийское общество времен британской колониальной империи. В этот период своей истории индийское общество полностью утратило свою государственность, но продолжало существовать как самовоспроизводящийся социальный коллектив.

    Государство в узком значении этого термина, которое мы будем использовать в этой статье, выступает как определенный социальный институт, как особая организация, обладающая уникальной публичной властью и специализированным функциональным механизмом управления обществом. Будучи частью общества, в течение уже многих тысячелетий государство призвано «следить за сохранением жизнеспособности общества» , «обеспечивать политическую и административную целостность, координировать различные сферы его жизни» , выполнять всеобщие регулятивные функции по отношению к нему, являясь своего рода инструментом для решения общественных задач (хотя нередко в статусе общественных выступают задачи и интересы господствующего класса).

    Государство является изначально чисто функциональным институтом, который в отличие от общества как самоцельной системы создается зачем-то, с какой-то целью. Государство, как писал Ф. Энгельс, «изобретается» людьми. Люди не могут уснуть в обществе, в котором не существует этот институт, и пробудиться при неизвестно откуда взявшейся системе государственного управления. С возникновением государства общество и государство начинают существовать в неразрывном единстве.

    Итак, от определения основных понятий перейдем к анализу интеракций, в которые вступают государство и общество в процессе своего существования.

    Общество первично по отношению к государству. Никто не оспаривает факт, вполне подтвержденный различными научными исследованиями и социальным опытом, что в любой части земного шара вначале появлялось и существовало, принимая самые различные догосударственные формы (фратрия, племя, род и т. д.), человеческое общество, а затем на его фундаменте и из его среды вырастало государство. Из накопленного богатого этнографического материала нам известны общества, которые не обладают своей собственной государственностью и между тем реально существуют.

    Такая хронологическая первоочередность общества по отношению к государству в теоретическом плане означает то, что общество обладает определенным приоритетом перед государством уже в силу факторов его генезиса.

    Государство есть продукт развития общества и главная управляющая им система. Государство как определенный институт создается на основе общества, рождается из него и во многом изначально обусловливается его характером. Возникнув на определенном этапе развития человеческого общества вследствие социальных, экономических и других закономерностей, государство стало его основной политической системой. В своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс дает этому следующую характеристику: «…государство никоим образом не представляет из себя силы, извне навязанной обществу... Государство есть продукт общества на известной ступени развития... эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство» .

    Государственно-организованное общество получило принципиально новые возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, науки, нравственных устоев.

    Существует корреляция между уровнем развития государства и уровнем породившего его общества. Чтобы обосновать это, необходимо ответить на вопрос: могло ли современное капиталистическое государство возникнуть и успешно развиваться, скажем, на фундаменте рабовладельческого общества или наоборот? Ясно, что ответ на этот вопрос будет отрицательным, хотя в истории можно найти примеры рассогласования, свидетельствующие о возможности симбиоза буржуазных отношений с докапиталистическими укладами или капиталистического общества с полуфеодальным государством. Примером тому - система рабства в южных штатах США в XIX в., Российская империя XIX - начала XX в.

    Другой, еще более актуальный на сегодняшний день вопрос: можно ли представить себе современную форму демократического политического устройства в обществе, где подавляющая часть населения с экономической точки зрения не относится к среднему классу и в большей своей массе является носителем политарной ментальности?

    Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен. Однако если иметь в виду проблему в целом, ответ будет отрицательным, поскольку в основе функционирования каждого из указанных выше типов общества находятся совершенно разные социально-политические предпосылки, отличающиеся друг от друга социальная и экономическая база, разные ментальности, адаптированные к определенной государственной специфике.

    Также следует заметить, что связь общества с государством вовсе не означает строгой детерминированности государственного механизма общественной средой. Общество по степени своего развития, по своим нормам может стоять значительно выше того государственного строя, в рамки которого его укладывает или в которых его держит власть. Яркий пример этого состояния - Испанские Нидерланды середины XVI в., Франция времен реставрации монархии Бурбонов и т. д.

    Также возможна и обратная ситуация, которая тоже часто случается в истории, когда власть направляет общество в государственные формы, к которым оно пока не подготовлено. Хороший пример такой ситуации - радикальные и стремительные реформы в России 90-х гг. XX в. или современный Ирак и Афганистан, в которых Соединенные Штаты пытаются выстроить современную модель демократического государства на общественном субстрате, совершенно не готовом к этому.

    Резюмируя вышесказанное, мы можем заметить явное наличие прямых и обратных связей между государством и обществом. Являясь относительно самостоятельным институтом, обладающим большими по сравнению с отдельным индивидом материальными, организационными и иными ресурсами, государство оказывает сильное воздействие на общество, подвергаясь в свою очередь обратному влиянию со стороны общества.

    Существует еще одна крупная проблема в линии отношений «государство - общество». Речь идет о том, что в процессе взаиморазвития происходит отчуждение государства от общества. Имея своим материнским субстратом общество, возникнув на его основе, государство начинает играть в нем особую роль, постепенно от-чуждаясь от него, приобретая собственное бытие и тенденции развития. С точки зрения марксизма «буржуазное государство» представляет собой власть эксплуататорского меньшинства. Сторонники этого направления полагают, что создание государства, учрежденного на социалистических принципах, ликвидирует социальные основы отчуждения. Хотя особо отмечается, что полностью отчуждение ликвидировано быть не может. Из этого делается вывод, что проблема отчуждения может быть снята только с отмиранием самого государства - в условиях созданного безгосударственного коммунистического управления. В этот момент общество, по словам Энгельса, «отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором» .

    Существуют и альтернативные марксистскому взгляды на проблему отчуждения. К ним можно отнести и анархизм с его неприятием государства как такового, и различные либеральные теории, согласно которым современное государство, выстроенное на принципах демократии, широком осуществлении прав и свобод личности и обладающее сильным гражданским обществом, в целом объективно воспринимает и выражает интересы общественного большинства, в силу чего проблема отчуждения государства от общества преодолевается и теряет свою былую остроту.

    Историю взаимоотношений государства и общества можно представить как поиск оптимальных форм взаимосоответствия. В таком контексте вся история человечества может быть фактически представлена не только как стремление человека совершенствовать самого себя и окружающую социальную среду - человеческое сообщество, но и как постоянные попытки найти более эффективную форму организации своей жизни - более совершенную форму государства. В настоящее время в условиях глобализации мира и мирового финансового кризиса идет поиск новых форм организации человеческого сообщества в виде межгосударственных и наднациональных институтов. Причем важно отметить, что поиск новых форм организации общественной жизни, независимый от того, идет ли речь о государственной или надгосударственной форме, на протяжении всей истории существования человеческой цивилизации происходил не самопроизвольно, а в тесном взаимодействии с процессом развития их социального содержания, то есть с учетом характера и уровня развития общества.

    Рассматривая характер соотношения государства и общества с точки зрения формы и содержания, нельзя, конечно, чрезмерно преуменьшать или наоборот - преувеличивать, абсолютизировать силы и роль государства по отношению к обществу, с одной стороны, и общества по отношению к государству - с другой.

    Подводя итоги, скажем, что как государство, так и общество являются многоплановыми и исторически изменяющимися явлениями, которые существуют в неразрывном единстве, но тем не менее обладают относительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Понятие «государство» есть политическое понятие, оно представляет собой ядро политической философии. Понятие «общество» имеет более широкое значение и включает в себя все сферы жизни, в том числе и политическую.

    Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. - М., 1978. - С. 190.

    Человек и государство. На чем держится власть?

    Раз уж мы заговорили о том, что и как происходит на нашей земле, то необходимо правильно понимать, как строятся взаимодействия между людьми в этом месте и сформировать адекватное к этому делу отношение.

    Итак, что мы имеем, в качестве предмета рассмотрения. А мы имеем планету, с прекрасным и всеми нами любимым названием Земля, где находятся самые разные континенты с различными природными условиями.

    Существуют довольно много теорий о том, откуда и как произошло распределение людей по всему пространству нашей планеты. Кто-то придерживается теории Дарвина, и согласны с тем, что наши предки, эволюционировав от обезьян, со временем разбрелись по всей территории. Другие утверждают, что наши предки прилетели с других планет, причем разных, и размещение по всей планете представителей разных цивилизаций было частью тщательно продуманного плана.

    Не будем, пока склоняться ни в ту ни в другую сторону, мы, пока говорим не об этом.

    Если в одном месте собирается группа людей, то между ними, обязательно, происходит определённое взаимодействие. Это разные бытовые вопросы, это вопросы о хлебе насущном, это вопросы о поступках, это вопросы о совместном противостоянии различным внешним опасностям.

    А так как, люди, по своим проявлениям неодинаковые, то обязательно, в любом коллективе, появляется человек, желающий и умеющий управлять развитием этой группы, так называемый «лидер» , а вокруг него собираются люди, которым понятны его призывы, и они готовы следовать его руководящим указаниям.

    Сколько бы людей не собиралось, три, десять или сто, то обязательно кто-то будет лидером, а кто-то будет исполнителем. Так уж устроено в природе. В любой стае - вожак, в любой компании - предводитель, вождь.

    Мелкие компании постепенно объединяются с другими, для того, чтобы, в случае опасности, можно было бы совместно противостоять внешнему врагу, а их лидеры выбирают из своего числа наиболее сильного, который и возглавляет это объединение.

    Чем больше такое объединение, тем больше вопросов приходится решать, и, поэтому лидер уже не в состоянии заниматься добыванием пищи, и ведением хозяйства. И для того, чтобы он имел возможность решать общие вопросы, каждый участник объединения отдавал часть своей добычи в общий котёл, что и позволяло лидеру всё своё время заниматься управленческой деятельностью.

    Количество участников в объединении продолжает расти, для их нормальной жизни нужна большая территория, вопросов возникает всё больше, нужны люди для защиты территории, нужны люди для сбора и учёта средств, нужны люди для создания и поддержания законов, нужны люди для поддержания отношений с другими объединениями, и так далее.

    Как вы уже догадались, мы с вами рассмотрели самую простую схему возникновения государственной машины . Она, по своей сути, необходима для поддержания нормальной жизни каждому участнику этого объединения. Но это лишь по сути.

    В реальной жизни ситуация несколько иная. Когда количество населения в государствах перевалило за определённую величину, то государственный аппарат настолько увеличился в размерах, что им становится просто невозможно управлять эффективно . Любое, даже самое благое начинание, которое исходит сверху, трансформируется до неузнаваемости, дойдя до нижних этажей. Это с одной стороны.

    С другой стороны, посмотрите, на чём держится власть? В первую очередь - на страхе. К сожалению это так. Основным мотивом для того, чтобы не совершать неблаговидных поступков, является не осознание их неправильности, а боязнь наказания . Плюс, никто из чиновников любого уровня, не будет пытаться внедрять что-то новое, опять же, из страха быть отлучённым от кормушки, от места, где можно получить дополнительные блага и дополнительные возможности.

    Опять же хочу сказать. Я ни в коем случае не говорю о том, что государственное устройство неправильное или порочное. Совсем нет, этот механизм является, в первую очередь, отражением того, что происходит в обществе. И наша задача понимать происходящее, и, исходя из этого понимания, не питать иллюзий, а изначально выстраивать правильные взаимоотношения с этим процессом.

    Возьмём, к примеру, ту же ситуацию с налогами . Каждый гражданин обязан платить эти самые налоги. Несоблюдение этого закона, во многих странах считается самым тяжелым преступлением.

    Чем объясняется такой подход. Тем, что нужны деньги на содержание армии, полиции, социальные программы и так далее. Вроде бы всё правильно.

    Но, с другой стороны, каждое государство владеет немалым количеством предприятий, собственностью, финансовыми средствами, плюс к этому, облагает налогом действующие предприятия и ввозимые товары.

    Почему все эти активы не приносят прибыль? Почему размещение этих средств настолько неэффективно, что государства, как субъекты коммерческой деятельности не в состоянии получить такой прибыли, чтобы хватило на все необходимые социальные позиции? Где эффективное управление средствами?

    По идее, каждое крупное государство, должно само себя кормить, и не за счёт сбора налогов с не очень-то состоятельного слоя населения, а за счёт собственной деятельности . Если деятельность неэффективна, то надо искать необходимые решения, а не сваливать на неблагоприятные внешние обстоятельства.

    Но, это всё в теории. На практике всегда найдутся веские аргументы, чтобы доказать необходимость выбранного подхода.

    И смотрите, что мы на сегодняшний день имеем. Государство, в первую очередь, заинтересовано в собственном выживании . Акцент ставится не на отдельного участника, гражданина, а на целостность всей машины. Интересы государства превыше всего. А изначально, вся система формировалась, прежде всего, для человека. Вот такое небольшое смещение, которое меняет саму суть взаимодействия гражданина и государства. Не государство для гражданина, а гражданин для государства.

    Вот вам ответ, почему не имеют широкого распространения программы для роста сознания и развития способностей человека. Это государствам не выгодно . Может получиться большая масса людей, которыми будет сложно управлять, которые будут независимы, и не будут участвовать в «жизни государства».

    Вот почему никто не будет заниматься правильным отношением к здоровью. Зачем, когда есть фармацевтическая промышленность, которая поддержит гражданина в рабочем состоянии до пенсионного возраста, а дальше его содержание становится просто не выгодным, обременительным для бюджета.

    Вот почему невыгодно заниматься правильной реформой образования. Те люди, которые будут иметь системные и рабочие знания будут настолько отличаться от тех, кто допущен к кормушке, что легко найдут способы их подвинуть, и уже не будет возможности им вешать лапшу на уши и заставлять участвовать в различных политических играх.

    Так что, рекомендую, при создании своих процессов, учитывать то, что со стороны государства заботы не будет. Наоборот, это один из тех инструментов, который будет оказывать на вас максимальное давление и ставить различные палки в колёса. Но, если вы найдёте способ заложить правильный фундамент и создать правильную юридическую базу, то вы будете в состоянии без проблем преодолеть этот рубеж, и получить из этого максимальную для себя пользу.

    P.S. Вы можете получать информацию о новых статьях на электронную почту:

    Обнаружили опечатку или ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите это слово и нажмите Ctrl+Enter

    Если вы хотите выразить свою БЛАГОДАРНОСТЬ Автору в материальной форме, укажите сумму, выберите способ оплаты и нажмите на кнопочку ПЕРЕВЕСТИ :