• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Система оценивания на уроке в условиях ФГОС

    В системеоценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС, можно выделить следующее:

    Система оценки ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебного предмета и формирование у них универсальных учебных действий.

    По требованиям ФГОС имеют место быть три группы результатов образования:

    Личностные,

    Метапредметные

    Предметные, которые подлежат оценке.

    Личностные результаты в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

    Объектом оценки метапредметных результатов служат УУД.

    Оценка же предметных результатов- это оценка планируемых результатов по предмету. Поэтому объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

    Новая система оценивания снимает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности.

    Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка должны фиксировать достижения ученика.

    Принципы оценочной деятельности:

    1.Оценивание является постоянным процессом.

    2.Оценивание может быть только критериальным. Эти критерии прописаны в программе школы. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Критерии должны быть однозначными и четкими.

    3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.

    4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

    5. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.

    Виды оценивания:

    Стартовая диагностика. Осуществляется в начале года или перед изучением новых крупных разделов;

    Текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;

    Итоговое оценивание. Предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебной четверти и учебного года.

    В текущем оценивании используются следующие методы:

    Наблюдение, самооценка, самоанализ и методы, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся:

    Устная диалогическая /монологическая речь, письменная самостоятельная работа, словарный диктант, тестовые задания, доклад, творческая работа,проект.

    Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

    Формирование учебного действия оценки - необходимое условие становления полноценной учебной деятельности школьника. Сформированное действие оценки- это способность ученика точно знать о своем знании и незнании, умении отличать то, что известно, от того, что неизвестно, умение спросить о недостающем знании не в форме призыва «я не знаю, что делать, помогите!», а в форме «что еще нужно узнать, чтобы решить эту задачу?»

    Учебное действие оценки неразрывно связано с учебным действием контроля. Ученик не только выполняет определенные действия, которые приводят к конечной цели, но и оценивает, насколько эти действия были верны.

    В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года могут быть приготовлены оценочные листы. В нем отражаются уровни овладения ключевыми умениями по предмету. Здесь ребенок может оценить себя сам.

    Итоговое оценивание на конец учебного года проводится с помощью итоговых проверочных работ по предметам и комплексной работы на межпредметной основе.

    Еще одним средством предъявления собственных достижений ученика для их оценки является «Портфель достижений ученика» или«Портфолио». Он представляет собой подборку личных работ ученика, в которую могут входить творческие работы, доклады, сообщения, листы достижений и т.д.Умелое использование «Портфеля достижений ученика» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке работы.

    Оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Ведь незнание - это не порок, а стимул к познанию, поэтому важно стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание ситуации успеха. Ведь ребёнок стремится учиться не только потому, что узнает новое, но и потому, что учитель тоже радуется его успехам и огорчается в случае неудачи.

    Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.

    Система оценивания включает в себя как внешнюю оценку, так и внутреннюю, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.

    Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.

    Внутренняя оценка — это оценка, осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, школьным психологом, администрацией и т.д.).Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения..

    Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат!

    Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, презентаций, выставок т.п. используются дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов), например сформированности умения слушать товарища, умение выделять главное, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т.д., а также самоанализ и самооценка обучающихся.

    Раздельной оценки требует достижения базового и повышенных уровней освоения.

    Оценивания удобно проводить методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом превышение опорного уровня дает дополнительные баллы)

    При этом важным является признание права учащегося на ошибку и возможность ее исправления.

    Признания права учащегося на ликвидацию имеющихся пробелов, более высокого уровня учебных достижений.

    На уроках и внеурочной деятельности эффективно использование активной самостоятельной деятельности учащихся. Это способствует формированию умений самоконтроля и самооценки учащихся.

    ШМО учителей социально-гуманитарного цикла.

    Руководитель: Тимошенко Н.М.

    Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы?

    Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
    Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

    Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
    анализировать свои действия;
    самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
    отличаться мобильностью;

    быть способными к сотрудничеству;

    обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

    В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
    Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

    Какие требования предъявляются к современному уроку :
    хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

    учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

    вывод делают сами учащиеся;

    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

    времясбережение и здоровьесбережение;

    в центре внимания урока - дети;

    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
    умение демонстрировать методическое искусство учителя;
    планирование обратной связи;
    урок должен быть добрым.

    При планировании урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической техники:
    свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

    открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

    деятельности (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

    идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

    обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

    Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
    Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

    Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
    Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ещё до недавнего времени больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями стандартов упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
    Множество плюсов имеет групповая форма работы: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и декламировать.

    «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

    При планировании уроков, также необходимо обращать внимание на дидактические требования к современному уроку: четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
    требований к результатам освоения основной образовательной программы;

    требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

    требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
    Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
    1. Урок изучения нового.
    Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
    2. Урок закрепления знаний.

    Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
    3. Урок комплексного применения знаний.

    Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
    4. Урок обобщения и систематизации знаний.
    Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
    5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
    Это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

    Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

    В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

    Традиционные задания

    Перечислите отличия растений от животных.

    Задания в учебниках ФГОС

    Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?

    Традиционные задания

    Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. Задания в учебниках ФГОС

    Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?

    Традиционные задания

    Определите площадь прямоугольника.

    Задания в учебниках ФГОС

    Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

    ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
    Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
    возраста ребенка;
    специфики учебного предмета;
    меры сформированности УУД учащихся.
    Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
    предъявить противоречивые факты, теории;
    обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
    использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

    При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.
    Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

    Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
    проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
    если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
    таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
    Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
    Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
    Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.


    Список литературы:
    1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
    2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

    3. Современные технологии в проведении урока в начальной школе с учетом ФГОС.

    4. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии.

    Цель: определить основные особенности современного урока и условия его успешного проведения.

    Форма проведения: технология деятельностного метода.

    Для проведения педсовета участники делятся на 4 группы так, чтобы в группе были учителя, преподающие разные предметы.

    Вступление

    Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, привычным, каждый элемент которого регламентирован, с точным объёмом учебного материала, постоянными ритуалами и правилами Современный урок - это урок свободный, характеристики которого рождаются по велению времени и благодаря усилиям педагога.

    Сегодня этот урок малоизучен, его технологии только апробируются.

    Почему же появилась необходимость нового урока, новых технологий, нового подхода к ученику и содержанию обучения?

    Тема сегодняшнего педсовета “Критерии эффективности современного урока”. Тема эта стоит всё острее, т.к. меняются требования общества к жизни, к себе, к учителю, смещаются приоритетные ценности, т.е. всё то, от чего зависит будущее этого самого общества.

    Сегодняшний педсовет мне хочется начать словами человека, который считается ярым реакционером и консерватором, человека, которого ненавидели вольнодумцы всех времён – словами обер-прокурора Синода Константина Петровича Победоносцева. В самом конце XIX века он написал, на мой взгляд, блестящую работу о школе, работу, которая никогда не была опубликована, работу, которая вскрывает многие проблемы школы современной, и саму её суть.

    “Учитель есть самая сущность школы и без учителя никакая школа немыслима, учитель должен быть создан для школы.

    Учитель и его инструмент – урок – вот основа старой и новой концепции школы. Именно в наши руки отдан великий инструмент обучения – урок.

    Учитель должен помнить “…что он делает великое дело, которое нельзя делать с небрежением”.

    Сегодня современный урок имеет несколько иные приоритеты в своих признаках, целях и задачах, потому что у общества иные требования к ученику.

    Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы.

    Надобно приобрести задатки действительного знания и вынести из школы и желание и способность дальше воспитывать его в себе,- написал ещё в XIX веке К.П. Победоносцев

    В связи с этим во главу угла на уроке встаёт индивидуальность ученика, осмысленность и осознанность его действия на уроке, наличие равенства учителя и ученика. И даже больше - главным на уроке стал ученик, а учитель только организатор его процесса познания. Сегодня наша задача не вложить любыми способами учебный материал в голову ученика, а научить его находить знания, выработать у него устойчивую мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений.

    В конце XIX века Константин Петрович Победоносцев сказал: Обычно у нас, к сожалению, только внешнее: “ум ученика представляется как бы комодом со множеством ящиков и уголков, которые требуется все наполнить фактами, предполагается, что они останутся в уме навсегда и что каждое помещение служит их хранилищем, из которого можно извлечь когда угодно нужное знание. Но пройдёт немного времени и все эти знания пропадут бесследно, потому что знание было механическое, а не жизненное”.

    И всё-таки - урок – это такая форма организации процесса обучения, в которой получение информации является главным. Практически все наши методики нацелены на усвоение содержания обучения. Но усваивается только то, чем ученик овладевает как субъект (делатель) учебной деятельности, действуя осмысленно и осознанно.

    А значит, ученик должен каждый урок понимать, что он будет делать и зачем ему это надо.

    И опять обратимся к словам обер-прокурора: “Мы склонны приписывать действенную силу методике обучения. Но применение той или другой методики может иметь лишь одно механическое действие, если ученик не понимает, зачем ему тот или другой урок”.

    Заставить ученика учиться можно лишь тогда, когда он начинает понимать, для чего он учится: в этом смысле настоящее учение состоит в том, что ученик приводится к знанию. Для этого добрый учитель обращается к двум душевным качествам, на которых утверждается любое знание: к любознательности и к наблюдательности.

    Повторюсь, поскольку сейчас ученик стал субъектом урока крайне важна осознанность его действий.

    Осознанность действий начинается на уроке с этапа выбора целей.

    А поэтому ученику лучше проявить инициативу уже при определении целей и задач урока, плана действий на уроке.

    К сожалению, сейчас ценности в содержании образования уходят на дальний план и очень часто оказываются оторваны от системы жизненных ценностей. А ученик в нашем понимании просто обязан их усваивать и считать важным то, что таковым для него не является.

    Очень часто мы на уроке говорим “вы должны”, “вы обязаны”. Вам необходимо,… а это воспринимается как посягательство на личность и вызывает сопротивление.

    Учителям предлагается определить причины нежелания учиться и пути преодоления их (на работу дается 10 минут, а затем каждая группа предлагает итоги своей работы).

    Отсюда же и другая беда… Желающих учиться с каждым годом становится всё меньше. По данным психологов, среди поступающих в школу только 50% хотят учиться, а к новому году мы теряем ещё 20% желающих. Почему не хотят? Мы скажем:

    Неинтересно… Можно допустить ещё одно предположение: не хотят учиться так, как мы предлагаем…

    Что же делать?

    Сделать учебную ситуацию мотивированной, т.е. надо минимизировать основные причины нежелания учиться и активизировать желание учиться.

    Почему современный ученик не хочет учиться?

    Перегрузка – одна из самых важных причин нежелания учиться: и действительно объем информации всё возрастает.

    Парадокс в том, что никто и никогда не подсчитывал: а достаточно ли отведённого по учебному плану времени для усвоения заданного в учебнике материала?

    Последние расчёты показали чудовищную перегрузку почти по всем предметам.

    И ученику остается только защищаться и он защищается как может: списывает, обманывает, быстро забывает, просто не учит – это всё формы защиты. Да мы ещё по нескольку параграфов задаем от старания… Важную роль в желании учиться играет:

    1. Физиологическая безопасность:

    • проветренный класс,
    • хорошее освещение,
    • достаточная кубатура,
    • сытость,
    • выспавшиеся,
    • здоровые.

    2. Психологическая безопасность:

    • потребность в принятии,
    • уменьшение страха и стресса.

    По данным исследований, у 60% учащихся ведущим мотивом прихода в школу является мотив страха. Ребята учатся не потому, что хотят учиться, а во избежание множества неприятностей. Много страхов из-за неудовлетворительной оценки. И здесь поможет технология положительной обратной связи. При оценке знаний + - - -+.

    Другой наш бич – инфантильность детей.

    Эрозия внимания, хроническая рассеянность и гиперактивность – всё это проявление определённой инфантильности сегодняшних детей.

    Циклы внимания представляют последовательность: 90-110 минут активной деятельности, 10-20 минут снижение внимания. Бесполезно нагружать класс, если большинство учащихся на минимуме внимания, особенно на уроках повторения, обобщения, закрепления.

    Задания учителям: определить основные особенности урока, которые необходимо учитывать при его подготовке (на работу дается 10 минут, а затем каждая группа предлагает итоги своей работы).

    Что же делать? Всеми доступными способами поддерживать внимание ученика.

    Для поддержания внимания мотивированными должны быть все действия учащихся на уроке, соблюдение принципа контрастности… в звуках, движениях, эмоциях…

    Отсутствие мотивов учения приводит к равнодушию ученика на уроке, полному отсутствию внимания…

    Охотнее всего мы делаем то, к чему чувствуем свою готовность, это нормальное человеческое чувство – проявить себя в том, к чему мы чувствуем себя готовыми. Утверждают, что есть такие виды деятельности, которые учащийся вообще никогда не сможет усвоить (творческие, спортивные действия.)

    Учёные считают, в ходе учебного процесса в мозгу учащегося происходит интуитивное сопоставление его возможностей и требований учебного предмета. В случае положительного для себя сигнала возникает потребность учения и работает учебная мотивация. В случае отрицательного сигнала учащийся стремится избежать изучения данного предмета, предвосхищая возможность неприятных ощущений. Таким образом на уроке материал должен быть построен так, чтобы удовлетворять разные виды восприятия:

    • кинестетики,
    • визуалы,

    разным видам способностей:

    • рациональные,
    • эмоциональные,
    • интуитивные,
    • деятельностные.

    Главной задачей обновляющейся современной школы является не столько приобретение прочных базовых знаний, сколько обучение механизмам самоорганизации собственной деятельности, поиску и добыванию знаний. Без мотивации действий мы не сможем добиться нужного результата, а психологи всё чаще говорят о Мотивационном кризисе.

    Почему? Колоссальная избыточность материала.

    Отсутствие уверенности в собственной психологической безопасности.

    Есть “кнут”, мало “пряников”.

    В классе сидят дети с разными способностями.

    Сегодня учитель вынужден значительное время уделять пробуждению желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, нам необходимо научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного материала. Как это сделать?

    Задание: определить способы убеждения актуальности знаний по предмету.

    При подготовке к уроку необходимо понимать, что показать актуальность и важность знаний можно следующими способами:

    • возбудить интерес,
    • пробудить желание,
    • побудить к действию,
    • придумать изюминку урока,
    • урок должен удивлять.

    Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход.

    Инициативная активность

    Сегодня обычно грустно шутят, что у учащихся есть один выбор: быть или не быть… физически на уроке. Прийти в школу, донести своё бренное тело до парты, порадовать коллектив своим присутствием или остаться дома и порадовать самого себя.

    Главное здесь – создание условий для свободных, самостоятельных, ответственных и инициативных действий учащихся: Надо давать возможность проявлять:

    Быстроту, гибкость переключения с одного способа действий на другой,

    Способность действовать с полной затратой усилий,

    Способность доводить начатое до конца,

    Способность удерживать отдаленную цель.

    Вопрос учителям.

    Как это сделать?:

    Соревнование,

    Проблемность,

    Смена деятельности,

    Парадоксальность заданий,

    Физминутки.

    Соблюдение принципа контрастности.

    Поощрение.

    Обращение к личному жизненному опыту.)

    Дифференциация материала и способов действия в соответствии со способностями учащихся.

    Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы, быть автором своей жизни. И способствовать этому должен урок… А вот тут масса возможностей для творчества учителя…

    Что же является основой, базой проектирования современного учебного процесса и как его составляющей – урока?

    Основные компоненты урока:

    2. Организационно-практический Как?

    3. Контрольно-оценочный Что в итоге?

    Цель – это результат, к которому надо прийти, усвоение знаний, умений, навыков. Если учитель ставит перед собой цель урока, не посвящая в неё учеников, он превращает их в материал. Средство достижения своих целей, а они не всегда совпадают с целями учеников.

    Методов и форм работы очень много и мы их используем. Важно другое… Необходимо максимальное разнообразие заданий, видов деятельности, средств, источников, даже языка представления (научный, графический, символический, образный и т.д.)

    Необходимо, чтобы каждый имел возможность высказаться, используя разные формы предъявления наработанного: озвучивание, афиширование, акцентирование, репортаж, информация о сделанной работе… Использовать надо всё, что помогает не упустить главное, интересное на уроке.

    Вопрос учителям.

    Как победить негативное отношение ученика перед отметкой?

    Что в итоге? 60% учеников испытывают страх перед отметкой.

    Отметка – количественное выражение оценки усилий и результата деятельности человека в балл, в которых зафиксирован достигнутый им уровень по отношению к стандарту. Оценка – качественная словесная характеристика, комментарий о том, что удалось, а что – нет.

    Оценка…для чего? Не только ведь для наказания или поощрения… А для:

    • диагностики,
    • констатации,
    • стимулирования а также функция,
    • регулятивная (воспитательный процесс со стороны родителей).

    Нужно отметить, что молчаливая цифра мало что может сказать родителям, однако может вызвать гневную реакцию, если не соответствует их ожиданиям.

    Поэтому - самое важное сейчас - самооценка учащихся…

    Как её организовать:

    • взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка,
    • самостоятельный выбор заданий по уровню сложности,
    • сопоставление индивидуальных ответов,
    • работа под копирку,
    • работа без ошибок, но с отметкой,
    • работа без отметки, но с ошибками,
    • работа без отметки и без ошибок, только с пометами учителя

    ЛИСТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

    1

    Критерии и показатели

    Степень выраженности

    Комментарии

    Критерий 1. Качество целей

    1.1

    Соответствие целей образовательным результатами темы, зафиксированным в рабочей программе

    1.2

    Соответствие целей трем группам образовательных результатов (личностным, метапредметным, предметным)

    1.3

    Соответствие целей возрастным особенностям обучающихся

    1.4

    Соответствие целей индивидуальным особенностям обучающихся

    2

    2.1

    Соответствие содержания урока ФГОС НОО, ООО, СОО

    2.2

    Соответствие содержания урока его целям

    3

    Критерий 3. Качество форм, методов и технологий обучения

    3.1

    Соответствие методов обучения целям урока

    3.2

    Соответствие используемых педагогических технологий целям урока

    3.3

    3.4

    Доля самостоятельной работы обучающихся на уроке

    4

    4.1

    Достаточность информационно-образовательной среды для достижения целей урока

    5

    5.1

    Степень достижения личностных результатов

    5.2

    Степень достижения метапредметных результатов

    5.3

    Степень достижения предметных результатов

    ИТОГО :

    Примечания.

    1. В графе «Степень выраженности» целесообразно использовать балльную оценку, например, 0-3, 0-5 или 0-10. При этом чем меньше балл - тем меньше выражен оцениваемый показатель, и, наоборот, чем больше балл - тем в большей степени выражен оцениваемый показатель.

    2. На данном этапе перехода на ФГОС общего образования нецелесообразно подсчитывать количество баллов в целом за урок с тем, чтобы сделать вывод о его качестве. Это объясняется тем, что можно формально получить достаточное количество баллов (более 80%) и при этом напрочь забыть про какую-либо группу образовательных результатов.

    Выставленные Вами баллы по выбранной Вами шкале должны стать ориентиром для педагога для приведения урока в эффективный инструмент достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиям ФГОС начального общего, основного общего или среднего общего образования.

    КОММЕНТАРИИ К ТАБЛИЦЕ

    (ЛИСТУ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО УРОКА)

    Целевой компонент - системообразующая часть урока, под которую подбираются все необходимые для ее достижения содержание, формы, методы, ресурсы и пр.

    Целевой компонент - это планируемый результат конкретного этапа урока.

    Критерий 1. Качество целей

    Показатель 1.1. Соответствие целей образовательным результатам темы, зафиксированным в рабочей программе

    При планировании целей урока нужно помнить, что они формулируются в строгом соответствии с образовательными результатами темы , предусмотренными в рабочей программе. При этом очевидно, что рабочая программа должна быть составлена в соответствии с требованиями ФГОС как по содержанию, так и по структуре.

    Показатель 1.2. Соответствие целей трем группам образовательных результатов (личностным, метапредметным, предметным)

    Целевой компонент должен отражать три группы образовательных результатов - личностные, метапредметные, предметные.

    При формулировке триединой дидактической цели урока (ТДЦ), несмотря на созвучность обучающей, воспитательной и развивающей целей с предметными, личностными и метапредметными результатами, следует помнить, что однозначного соответствия между ними нет:

    обучающая цель ≠ предметные результаты

    воспитательная цель ≠ личностные результаты

    развивающая цель ≠ метапредметные результаты

    Например, достижение такого метапредметного результата, как «умение аргументировать» на этапе его формирования может быть отнесено к обучающей цели, а его дальнейшее развитие осуществляется в рамках развивающей цели.

    Вместе с тем в условиях введения ФГОС общего образования в целевом блоке вполне разумно формулировать не традиционную триединую дидактическую цель, а цели, связанные с достижением трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

    Показатель 1.3. Соответствие целей возрастным особенностям обучающихся

    Очевидно, что урок должен соответствовать возрастным особенностям детей младшего школьного, подросткового или старшего школьного возраста, т.е. при проектировании и оценке современного урока нужно учитывать требования ФГОС начального общего, ФГОС основного общего или ФГОС среднего общего образования в целом и возраст учащихся (класс) в частности.

    В связи с этим педагогам важно знать психолого-педагогические особенности детей конкретного возраста.

    Показатель 1.4. Соответствие целей индивидуальным особенностям обучающихся

    ФГОС общего образования предполагают максимальную индивидуализацию образовательного процесса вплоть до проектирования индивидуальных образовательных программ обучающихся (подробно об этом можно прочитать во ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СПО).

    В связи с этим нужно помнить об уровнях образовательных результатов и учитывать их при проектировании целей урока.

    При этом образовательные результаты могут быть запланированы на различных уровнях (по Б. Блуму) (см. таблицу).

    Таблица. Уровни образовательных результатов

    Воспроизведение

    воспроизводит конкретные факты

    воспроизводит абстрактные понятия, закономерности, теории, концепции

    воспроизводит методы, процедуры, способы действий, техники

    воспроизводит технологии

    воспроизводит знания об общем и отличном в процессах и явлениях, о причинах и следствиях, о взаимной обусловленности, о влиянии определенного фактора на систему и процесс и т.п.

    воспроизводит обобщенные характеристики предмета или явления, информацию о связях элементов системы и о самих элементов

    воспроизводит оценки событий, явлений, персоналий и т.п. и основания для этих оценок

    Понимание

    Выполняя задание, обучающийся:

    воспроизводит объяснение, перефразируя, используя реперные точки, останавливаясь на отдельных фрагментах.

    приводит объяснение с изменением формы представления (графический, аналитический и т.п.)

    объясняет, детализируя или обобщая (на примере известной последовательности)

    объясняет с заданной точки зрения (объяснение этого явления или процесса с заданной точки зрения не должны быть заранее известны ученику)

    Применение

    Выполняя задание, обучающийся:

    применяет знания, опираясь на заданный алгоритм деятельности

    демонстрирует или описывает явления (или процессы) в заданных условиях; приводит примеры (аналогичные, разъясняющие)

    объясняет или совершает действия, комбинируя известные факты, понятия, технологии и т.п.

    восстанавливает известный алгоритм на основе конкретных действий, совершенных по нему

    перебирает алгоритмы из числа известных (опробованных на своем опыте) и выбирает подходящий

    Анализ

    Выполняя задание, обучающийся:

    вычленяет главные и второстепенные признаки или характеристики

    находит соответствия или несоответствия; указывает и исправляет ошибки, связанные с нарушением алгоритма, в рассуждениях, действиях

    проверяет гипотезу с помощью эксперимента, наблюдения

    выделяет признаки по заданным критериям

    относит аргументы к тезисам

    сопоставляет объекты по заданным критериям и делает вывод о сходствах и различиях; проводит сравнительный анализ объектов (явлений)

    структурирует признаки объектов (явлений) по заданным основаниям

    выявляет причинно-следственные связи

    отбирает по заданным критериям алгоритм из числа известных для применения в конкретной ситуации

    выделяет параметры для проведения оценки объекта на основе анализа этого объекта или группы схожих объектов

    Синтез

    Выполняя задание, обучающийся:

    делает вывод на основе явных посылок, делает вывод на основе неявных посылок

    аргументирует высказывание; доказывает (разрабатывает систему аргументов)

    делает вывод по заданному критерию на основе сравнительного анализа

    выявляет и называет причины события, явления и т.п. (возможные причины \ наиболее вероятные причины)

    создает структуру, модель по заданным условиям

    строит схему, алгоритм действия

    исправляет или восстанавливает неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм

    делает прогноз изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора

    выявляет и называет возможные последствия заданной причины (совокупности причин)

    Оценка

    Выполняя задание, обучающийся:

    выбирает подходящую оценку из представленных ему

    оценивает по заданным критериям

    оценивает по критериям, самостоятельно сформулированным в соответствии с заданием

    делает вероятностное заключение на основе анализа

    дает оценку системы

    Названные уровни принято объединять в следующие группы:

    I уровень - репродуктивный (воспроизведение знаний);

    II уровень - конструктивный (понимание и применение знаний в знакомой ситуации);

    III уровень - творческий (применение знаний в измененной ситуации (анализ, синтез, оценка).

    Кроме того, при планировании целей нужно учитывать наличие (отсутствие) в классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Критерий 2. Качество содержания

    Показатель 2.1. Соответствие содержания урока ФГОС НОО, ООО, СОО

    Содержание учебного материала - содержательная основа каждого этапа урока.

    Содержание учебного материала должно обязательно соответствовать содержанию соответствующего стандарта.

    Точнее, все содержание, заложенное во ФГОС начального общего, основного общего или среднего общего образования должно быть изучено на уроках.

    Но при этом педагог вправе включать в содержание урока дополнительный материал на углубление, расширение содержания материала стандарта в соответствии с рабочей программой.

    Показатель 2.2. Соответствие содержания урока его целям

    Содержание учебного материала конкретного урока должно находиться в соответствии с планируемыми результатами, сформулированными в его целевом компоненте.

    Критерий 3. Качество форм, методов и технологий обучения

    Показатель 3.1. Соответствие методов обучения целям урока

    Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных образовательных задач.

    Методы обучения должны находиться в соответствии с целями (планируемыми образовательными результатами) урока.

    При выборе методов обучения нужно помнить о том, что современный урок предполагает его нацеленность на формирование и развитие у обучающихся не только когнитивных (знаниевых) образовательных результатов, но и деятельностных (умения, навыки, компетенции).

    Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

    По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, C.И. Перовский):

    Словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);

    Наглядные (показ, демонстрация и пр.);

    Практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).

    По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я. Лернера - М.Н. Скаткина:

    Объяснительно-иллюстративный метод,

    Репродуктивный метод,

    Метод проблемного изложения,

    Частично-поисковый,

    Эвристический, метод,

    Исследовательский метод.

    Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

    Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

    Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.).

    Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.

    Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет - решают сходные задачи, составляют планы и т.д. От того, насколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу. Установлено, что усвоение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы эти слова встретились около 20 раз на протяжении определенного срока. Словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода.

    Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами.

    Продуктивные методы обучения. Важнейшее требование к высшей школе - формирование качеств продуктивной личности. Анализ основных видов продуктивной деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т.п., т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и несомненно будет возрастать в будущем.

    Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. В разрешении проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии):

    Создание проблемной ситуации;

    Анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;

    Решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;

    Проверка решения проблемы.

    Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

    Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоятельной познавательной деятельности. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному, известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач (или одной задачи).

    Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить. Правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Недаром говорят: "Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить".

    Далее необходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.

    Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого.

    Обучение с помощью продуктивных методов принято называть проблемным обучением.

    В свете сказанного выше о продуктивных методах можно отметить следующие достоинства проблемного обучения:

    Проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески;

    Проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

    Проблемное обучение учит преодолевать встречающиеся затруднения;

    Проблемное обучение делает учебный материал более доказательным;

    Проблемное обучение делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

    Проблемное обучение способствует превращению знаний в убеждения;

    Проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

    Проблемное обучение формирует и развивает познавательные интересы;

    Проблемное обучение формирует творческую личность.

    Уточним, что продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными методами. Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, необходимо чтобы они уже имели некоторый «стартовый» запас знаний. Создать этот запас можно только с помощью репродуктивных методов.

    По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:

    а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

    б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

    в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

    По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

    Показатель 3.2. Соответствие используемых педагогических технологий целям урока

    Педагогические технологии, используемые на уроке, должны быть направлены на достижение соответствующих уровню образования (начального, основного, среднего общего) образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных).

    Одним из основополагающих принципов реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является принцип открытости.

    Глобальной целью открытого образования является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества. По мнению Т.М. Ковалевой, под открытым образованием в настоящее время понимается такой взгляд и такой тип рассуждения, при котором не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз) имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим образом.

    Открытое образование обеспечивает доступность образовательных услуг любому желающему без анализа его исходного уровня знаний, а также свободу выбора места, времени и темпа обучения в ритме, удобном для обучающегося.

    В условиях открытого образования существует серьезная опасность, связанная с тем, что взрослые могут стать диктаторами по отношению к детям при выборе образовательных услуг (взрослым всегда кажется, что они знают точно, что нужно детям). В связи с этим педагогам и родителям важно уметь принимать точку зрения детей как заказчиков образовательных услуг, которые понимают, зачем они получают образование: « non scholae , sed vitae discimus » (не для школы, а для жизни мы учимся).

    В условиях открытого образования целесообразно использовать группу специальных технологий, которые имеют общее название - технологии открытого образования.

    Педагогические технологии открытого образования предписывают:

    Изменение процедур взаимодействия педагога и ученика;

    Отказ педагогов от приоритетного применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения;

    Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся;

    Наличие учебно-методических материалов, помогающих им в процессе самостоятельной деятельности;

    Освоение педагогами роли тьютора.

    Таблица. Деятельность учащегося и педагога в условиях традиционного и открытого образования

    Традиционное образование

    Открытое образование

    1. Цели и содержание деятельности определяются педагогическими работниками

    1. Обучающийся после консультации с тьютором (преподавателем-консультантом) самостоятельно определяет цели и содержание деятельности в соответствии со своими потребностями и интересами

    2. Сроки реализации программ, выполнения различных видов деятельности устанавливаются без участия в этом обучающихся

    2. Обучающийся сам определяет временные рамки выбранной деятельности (в рамках возможных)

    3. Место занятий строго регламентировано, указывается в расписании занятий

    3. Обучающийся сам определяет базу для выбранной деятельности с учетом возможных вариантов

    4. Последовательность обучения определяется программой или преподавателем

    4. Обучающийся совместно с тьютором разрабатывает рабочий план и график занятий

    5. Скорость обучения диктуется программой, преподавателем и группой

    5. Обучающийся и тьютор договариваются о темпе обучения, удобном для конкретного обучающегося

    6. Преподаватель обеспечивает поддержку преимущественно с помощью фронтальных лекционных занятий

    6. Тьюторы и обучающиеся договариваются о форме поддержки (в т.ч. очные занятия, дистанционные занятия, индивидуальные и групповые консультации)

    7. Обучающийся занимается, посещая лекционные и практические занятия или изучая необходимую литературу

    7. Обучение осуществляется с помощью специальных материалов, которые обязательно включают цели, собственно содержание деятельности, способы самооценки и другую информацию для самостоятельной работы

    Наиболее представленными в научно-методической литературе педагогическими технологиями открытого образования являются метод проектов (в некоторых источниках ее название - технология проектной деятельности), технология учебно-исследовательской деятельности, образовательное путешествие, дебаты и др.

    В рамках образовательной деятельности использование технологий открытого образования выдвигает на первый план самостоятельную деятельность учащихся , которые в ходе дискуссий, с учетом собственного опыта учатся принимать решения. В результате такого обучения происходит «присвоение знаний» - проживание и переживание образовательных событий, соотнесение с имеющимся личностным опытом и, как результат, принятие в систему ценностей.

    При использовании технологий открытого образования обучение ведется на основе индивидуальных траекторий, при этом образовательное единство класса не нарушается.

    Для организации индивидуальных траекторий обучения проектируется особая среда отношений «учитель-ученик» . При этом функция педагога изменяется с ведущей на консультирующую, сопровождающую (тьюторскую).

    Используя технологии открытого образования, педагог создает такие условия, при которых учащийся самостоятельно определяет маршрут, выбирает формы организации учебной деятельности, самостоятельно конструирует свои знания в соответствии с целью обучения .

    Показатель 3.3. Соответствие форм организации образовательного процесса целям урока

    Формы организации познавательной деятельности - система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и общеклассной (фронтальной) работы.

    В последнее время все более популярными становятся сетевые формы организации образовательного процесса

    Формы организации познавательной деятельности должны находиться в соответствии с планируемыми личностными и метапредметными результатами урока.

    Показатель 3.4. Доля самостоятельной работы обучающихся на уроке

    В основе Стандартов лежит системно-деятельностный подход.

    В соответствии с системно-деятельностным подходом должна измениться деятельность участников образовательного процесса. Если при традиционном («зуновском») подходе учитель транслирует информацию ученику, то при реализации системно-деятельностного подхода роль учителя заключается в организации деятельности учащихся в инновационной образовательной среде, а роль учащегося - в поиске, выборе, анализе, систематизации и презентации информации.

    Организация образовательного процесса на основе системно-деятельностнoго подхода будет способствовать переходу от «информационно-трансляционной» школы к «деятельностной» школе . При этом у выпускников начальной школы должны быть сформированы первичные навыки самостоятельного поиска знаний, у выпускников основной школы - навыки самостоятельной навигации учащихся по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач, у учащихся старшей школы - навыки применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

    Реализация системно-деятельностного подхода должна обеспечивать постепенное формирование «самости» обучающихся.

    Деятельность педагога

    Деятельность

    обучающегося (воспитанника)

    Анализ

    Самоанализ

    Планирование

    Самопланирование

    Организация

    Самоорганизация

    Контроль

    Самоконтроль

    Оценка

    Самооценка

    В этой ситуации уместно говорить о самоменеджменте обучающихся как их компетентности разрешения проблем.

    При этом компетентность разрешения проблем (самоменеджмент) «нарастает» по мере «продвижения» обучающихся по ступеням обучения.

    В нижеприведенной таблице показано развитие самоменеджмента обучающихся в разрезе c ледующих аспектов:

    1. Идентификация (определение) проблем,

    2. Целеполагание и планирование деятельности,

    3. Применение технологий (способов деятельности),

    4. Планирование ресурсов,

    5. Оценка деятельности,

    6. Оценка результата (продукта деятельности),

    7. Оценка собственного продвижения (рефлексия).

    Аспект

    1 ступень

    (начальное общее образование)

    2 ступень

    (основное

    общее образование)

    3 ступень

    (среднее

    общее образование)

    1. Идентификация (определение) проблем

    Видит заданную учителем проблемную ситуацию как новую, для разрешения которой необходим поиск новых способов действия

    Обосновывает желаемую ситуацию;

    Анализирует реальную ситуацию и указывает противоречия между желаемой и реальной ситуацией;

    Указывает некоторые вероятные причины существования проблемы

    Определяет и формулирует проблему;

    Проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования)

    2. Целеполагание и планирование деятельности

    Определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи

    Ставит задачи, адекватные заданной цели;

    Самостоятельно планирует характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки

    Указывает риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обосновывает достижимость поставленной цели;

    Ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы

    3. Применение технологий (способов деятельности)

    Корректно воспроизводит технологию по инструкции (действует по инструкции)

    Выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности

    Применяет известную или описанную в инструкции технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно) и составляет план действий

    4. Планирование ресурсов

    Называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности

    Планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи

    Проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи

    5. Оценка деятельности

    Выполняет по заданному алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности

    Самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль и оценку своей деятельности

    Обоснованно предлагает или отвергает внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля

    6. Оценка результата (продукта деятельности)

    Сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта. Делает вывод о соответствии полученного продукта замыслу;

    Оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом

    Оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям

    Предлагает способ убедиться достижении поставленной цели и показателей достижения цели

    7. Оценка собственного продвижения (рефлексия)

    Указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности

    Указывает причины успехов и неудач в деятельности. Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задач, и предлагает пути их преодоления или избегания в дальнейшей деятельности

    Аргументирует возможность использовать полученные при решении задачи ресурсы (знания, умения и опыт) в других видах деятельности

    Критерий 4. Качество ресурсного обеспечения

    Показатель 4.1. Достаточность информационно-образовательной среды для достижения целей урока

    При оценке по данному показателю важно не оценивать все многообразие используемых ресурсов (или имеющихся в школе или в кабинете), а именно оценить их на предмет достаточности для достижения целей этого конкретного урока.

    Критерий 5. Качество образовательных результатов

    Реальные результаты - это образовательные результаты (предметные знания, умения, навыки; опыт, y ниверсальные учебные действия), которые должны находиться в соответствии с планируемыми результатами урока, зафиксированными в целевом компоненте.

    Образовательные результаты в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования представлены тремя основными группами (блоками):

    а) личностные результаты , включающие ценностные ориентации, мировоззренческие установки, отношения, личностные качества, во многом определяющие направленность личности;

    б) метапредметные результаты , объединяющие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), составляющие инструментальную основу учебной деятельности школьника;

    в) предметные результаты , отражающие специфику освоения учебного содержания конкретной дисциплины, предмета в деятельностной форме (преобладание предметных умений, сочетание различных видов деятельности ученика).

    В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) говорится следующее.

    Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

    Таким образом, в Законе указаны следующие виды образовательных результатов:

    Знания;

    Умения;

    Навыки;

    Опыт;

    Ценностные установки;

    Компетенции.

    К перечисленным результатам следует добавить новый образовательный результат «универсальные учебные действия».

    Прочтение названий этих видов образовательных результатов наводит на естественную мысль о том, что некоторые из них (знания, умения, навыки) педагогам хорошо известны, а также понятны способы их достижения и способы измерения.

    Другие результаты (деятельностные) - универсальные учебные действия, компетенции - как раз и являются теми новыми видами образовательных результатов, обязательное достижение которых предусмотрено федеральными государственными стандартами общего образования.

    Рассмотрим более подробно все виды образовательных результатов и дадим определение соответствующих понятий.

    Таблица. Виды и сущность образовательных результатов

    п / п

    Вид

    образовательного результата

    Сущность

    Знания

    Наиболее поверхностный уровень усвоения информации, который предполагает усвоения определенной суммы фактов, правил, формул, дат, определений и пр.

    По своей сути, знания - это информированность .

    Умения

    Более глубокий уровень усвоения информации, сочетание информации и действия .

    Навыки

    Умения, доведенные до автоматизма . Достигается путем многократного повторения действий.

    Опыт

    Итог взаимодействия человека с объективным миром.

    Ценностные

    установки

    Включают информированность и практический опыт.

    Универсальные учебные действия

    Освоенные компоненты учебной деятельности , которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

    Повышение уровня освоения универсальных учебных действий связано с усложнением учебной задачи, переносом.

    Компетенции

    Актуализированная в образовательной деятельности система ценностей, знаний, умений и навыков, способные адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем .

    Повышение уровня освоения компетенций связано с усложнением деятельности по составу, с повышением уровня субъектности.

    Напомним, что в случае классификации по психологическому уровню выделяют следующие образовательные результаты: знание - узнавание, знание - воспроизведение, знание - понимание, знание - применение (близко к умениям, знание - автоматические действия (близко к навыкам), знания - отношение и знание - потребность (близко к ценностным установкам).

    Общими требованиями к формулировке образовательных результатов являются:

    - однозначность: формулировка планируемого образовательного результата не может содержать фраз, имеющих двоякое толкование.

    - конкретность: формулировка планируемого образовательного результата не может содержать фраз, требующих детализации или конкретизации,

    - завершенность: формулировка планируемого образовательного результата должна описывать сам результат, а не процесс (недопустимы формулировки «углубление знаний», «совершенствование умений» и т.п.),

    - диагностичность: формулировка планируемого образовательного результата должна позволять однозначно представлять деятельность/ситуацию, которая будет задана для проверки достижения обучающимися указанного результата,

    - прозрачность: образовательный результат должен быть сформулирован с расчетом на одинаковое понимание всеми участниками образовательного процесса.

    Кроме того, образовательные результаты должны поддаваться измерению педагогическими средствами.

    Названные требования относятся ко всем группам образовательных результатов - личностных, метапредметных и предметных.

    Показатель 5.1. Степень достижения личностных результатов

    Оценивается в соответствии с целевым блоком в части личностных результатов.

    Показатель 5.2. Степень достижения метапредметных результатов

    Оценивается в соответствии с целевым блоком в части метапредметных результатов.

    Показатель 5.3. Степень достижения предметных результатов

    Оценивается в соответствии с целевым блоком в части предметных результатов.

    Ботагоз Байданова
    Критерии урока в соответствии с требованиями ФГОС

    Муниципальное бюджетное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №2»

    Выполнила :

    учитель начальных классов

    Байданова Б. Р.

    г. Ханты – Мансийск

    1 СЛ. КРИТЕРИИ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО .

    2 СЛ. «Урок – это зеркало общей и

    педагогической культуры учителя,

    мерило его интеллектуального богатства,

    показатель его кругозора, эрудиции».

    В. А. Сухомлинский.

    3 СЛ. Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления . Сегодня уже всем ясно : в «новое» время со старыми стандартами «войти» просто не возможно. Как показывает практика, задача формирования новой личности не осуществима традиционными подходами к образованию школьников.

    Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.

    С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта меняются цели и содержание образования. Появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования , предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым , современным!

    Исходя из требований времени , меняется подход к современному уроку .

    4 СЛ. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. На данный момент современному обществу нужны нравственные, образованные, предприимчивые люди, которые способны : анализировать свои поступки, действия; самостоятельно принимать решения, понимая их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; иметь чувство ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

    5 СЛ. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке . Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

    6, 7 СЛ. Выделяют три постулата современного урока :

    Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

    Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

    Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

    Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим , характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным , характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок .

    К современному уроку выдвигается ряд общих требований , выполнение которых повышает эффективность уроков , а значит и качество образования.

    Как проходил обычный урок ? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

    Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

    Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

    ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

    Параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока .

    Объём написанного учениками в тетрадях.

    Количество выставленных ученикам отметок.

    Количество упражнений, выполненных за урок .

    Устная или письменная форма выполняемых заданий.

    Однотипность или разнотипность содержания урока .

    Наличие традиционных этапов урока .

    Распределение времени по различным этапам.

    Использование большого (малого) количества наглядных пособий.

    Использование для работы на уроке учебника .

    8 СЛ. Характерная особенность современного урока - активная , самостоятельная учебная деятельность учащихся.

    9 СЛ. КРИТЕРИИ Результативности УРОКА

    Оценка качества и результативности даже одного урока является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В опыте передовых учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного урока :

    создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

    объем и прочность познавательной информации, полученной школьниками;

    формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

    вклад в формирование личностных качеств школьника и, в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;

    высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

    Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходованием времени урока , применением разнообразного арсенала методов и средств обучения. Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, главными из которых, по мнению Л. Н. Толстого, являются «любовь к делу и любовь к ученикам» .

    10 СЛ. Методы и формы современного урока

    1. Метод проектов - это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта. Классификация проектов по продолжительности. Мини - проекты могут укладываться в один урок или менее . Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков . Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

    2. Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет :

    Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; развивать умение, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

    Активизировать познавательную деятельность учащихся;

    Овладевать практическими способами работы с информацией;

    Проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

    3. Здоровьесберегающие технологии (интеграция)

    Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.

    Опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации) .

    Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека) ; создание благоприятного психологического фона на уроке ; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

    Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

    4. Портфолио

    Основными задачами применения портфолио являются :

    Повышение качества образования в школе;

    Поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;

    Систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;

    Формирование адекватной самооценки у обучающихся;

    Формирование умение учиться - ставить цели, организовывать и планировать собственную учебную деятельность;

    Создание ситуации успеха для каждого ученика, содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

    11 СЛ. В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках я использую групповую форму работы. Групповое обучение способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь, и оценивать свои действия.

    Дети, работая группами :

    Решают, составляют задачи,

    Ищут наиболее рациональный способ решения;

    Составляют план произведения, инсценируют; готовят коллективный пересказ,

    Пишут продолжение рассказа;

    Разгадывают кроссворды, головоломки.

    Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы : групповую, парную, индивидуальную.

    Работу в парах начинаю вводить с первого класса. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик» . В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения : как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.

    Использование мной метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":

    Полное внимание к однокласснику;

    Серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

    терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").

    Групповая форма работы имеет множество плюсов : ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок , на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока . Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами .

    Конечно, я не исключаю в своей практике и другие формы и приемы активизации познавательного интереса и познавательной деятельности :

    Урок – игра ,

    урок – экскурсия ,

    урок – исследования и др .

    12 СЛ. Методика преподавания исключительно индивидуальна у каждого учителя. Современный учитель в свою очередь является изобретателем новых идей и технологий. Урок проводит учитель и от его мастерства зависит качество урока , его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк всех или большинства учителей, а, следовательно, и общий облик урока . Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения.

    Таким образом, мастерство учителя на уроке заключается в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта.

    Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать постоянно новые, нестандартные проблемы. Признаком времени также является регулярное повышение профессионализма и мобильности учителя. В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности.