• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.

    До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день - 6 января и назывался этот праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению - святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

    Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом - сочиво .

    Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

    Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

    В сочельник, после Литургии в храмах совершается великое освящение воды . Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза - и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

    Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры “дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога”.

    При этом читается молитва: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”. При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

    Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

    Нельзя забывать, что освященная вода - это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.




    Крещенский сочельник православные верующие праздную вечером 18 января. У этого святого вечера существуют свои традиции и обряды, о которых обязательно стоит знать, чтобы правильно встретить великий праздник.

    Еще у наших бабушек и прабабушек в крещенский сочельник было принято вымывать весь дом. Традиции на Крещенский сочельник гласят, что настала пора снять все рождественские украшения, убрать елку. На столе в этот вечер должны быть традиционные обрядовые блюда. Но самый важный символ Крещения – это, конечно, вода. Она символ новой жизни и очищения, крепкого здоровья. Освящать воду в церквях также начинают 18 января, в период сочельника. Крещенский сочельник 18 января включает в себя освящение дома святой водой. Важно окропить крестом из воды каждый угол жилища, а также входные двери и окна: чтобы защитить дом от нечисти.




    Это интересно! Считалось, что в ночь с 18 на 19 января нечистые силы обретали силу и могли причинить людям несчастье. Поэтому, еще до того, как принести домой святую воду, чтобы защитить себя от злых духов, люди рисовали на рамах и на дверях кресты мелом.
    Традиции предписывают в этот день соблюдать пост и не кушать до появления на небе первой звезды. Лучше всего воздержаться от еды вообще, а пить совсем немного. На праздничный стол традиционно подавали бедные блюда. Ведь предки верили, что в эту ночь, несмотря на всю защиту, в дом обязательно проникнуть нечистые силы. На стол ставили бедные блюда, чтобы нечисть осталась голодной. Традиционным ритуальным блюдом была Бедная или Голодная кутья.




    Блюда, которые обязательно ставили на стол, это не только кутья, но и узвар. Конечно, трапезу начинали со святой воды. Все блюда в сочельник должны быть постными, а их количество на столе должно ровнять 7, 9 или 12. В принципе, праздничный стол на Крещенский сочельник может повторять праздничный стол Рождественского сочельника. Только блюда, которые будут подаваться на стол в Крещение, должны быть еще более скромными.




    Итак, трапеза в святой сочельник начиналась со святой воды. Затем каждый человек, находящийся за столом, должен был съесть ложку кутьи и запить кашу глотком узвара. После этого можно приступать к остальным блюдам. Часто это были печенья в виде крестов, разнообразные постные пироги, вареники, голубцы. Иногда подавали .

    Это интересно! В западных регионах Украины в Крещенский сочельник пекли специальные ритуальные караваи – карачуны. Этой едой угощали домашних животных и скот. Также некоторые хозяева готовили кутью для животных. Они оставляли понемногу ритуальной каши с Рождества, Нового года и Крещения и из этой смеси готовили кутью.

    С кутьей в Крещение был связан еще один интересный обычай. Когда каша заканчивалась, то дети начинали стучать ложками по столу и по пустой тарелке, приговаривая, что ушла кутья из покутья. Также с шумом и постукивания выходили на улицу, чтобы прогнать кутью. Этот обычай считался логическим завершение и шумным прощанием с веселыми Святками и рождественскими праздниками до следующего года. На Западной Украине в Крещенский сочельник было принято колядовать.

    В день самого Крещения необходимо было умывать святой водой и окроплять ей друг друга. Позже многие выходили к близлежащим водоемам и рекам, чтобы окунуться в проруби. Наши предки пили святую воду натощак, потому что она считалась лекарством, которое лечит не только болезни тела, но и болезни души. Хранить крещенскую воду надо на протяжении всего года. Она имеет целебную силу, а хранить ее лучше всего рядом с иконами. Ни в коем случае нельзя хранить освященную воду в сосудах, которые стоят на полу.




    Приметы на крещенский сочельник

    Ночью надо поставить на стол чашу с водой. Если в полночь вода в чаше колыхнется, то необходимо бежать на улице. Это значит, что небеса открылись и можно помолиться о том, чего сильно хочется. Загаданное обязательно сбудется;

    В деревнях старушки в сочельник на Крещение собирали снег со стогов. Они делали это для того, потому что считалось, что этот снег способен сделать холстину белоснежной;

    Девушки также собирали снег со стогов, но делали это по другой причине. Они хотели отбелить кожу и стать еще красивее;

    Крещенский снег, если верить старым поверьям, способен даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год;




    Снег, который собирали в крещенский сочельник, считался целебным. Им можно было лечить различные болезни;

    Если на Крещение метель и снег, то год будет урожайным;

    Если снег погнет ветки деревьев к земле, то год будет урожайным, и пчелы будут отлично роиться;

    Если на деревья мало снега, то летом можно не искать в лесу грибы и ягоды: их не будет;

    Если в сочельник звезды на небе ярко горят, то в году будет плодородие ягнят;

    Если в Крещение будет метель, такую же погоду следует ожидать на Масленицу;

    Если в Крещение дуют южные ветра, значит, летом будет с дождями и грозами.

    Также больше интересной информации о вы можете узнать на нашем сайте.
    Обряды накануне этого праздника уже редко соблюдают. Но, никогда не поздно воспользоваться мудростью предков, чтобы сделать все по правилам. Некоторые люди возлагают большие надежды на освященную воду, забывая о том, что это не единственная традиция, которую накануне Крещения необходимо чтить.

    Завтра Крещенский Сочельник, хотелось бы всем напомнить...И хотя я эту памятку публикую каждый год, могу сказать, что польза от нее не уменьшается. Увы, предрассудки и язычество быстро приходят и медленно изгоняются. Так будем же от них избавляться всем миром...

    Христос посреди нас!

    Поздравляю всех с наступающим Крещенским Сочельником!
    И хотелось бы напомнить несколько простых, но очень важных вещей, которые помогут нам в борьбе с собственным язычеством. И хотя памятке этой уже не первый год, мне думается, что пока не рассеется запредельное скаженное понимание у людей не воцерковленных (а порой, увы, и воцерковленных) об этой святыне, напоминать эти прописные истины надо каждый год. Господи, помоги нам всем вырасти из постоянного нашего язычества и хотя бы начинать становиться православными!

    1. Вода, которая будет освящаться завтра в Крещенский Сочельник и которая будет освящаться послезавтра, одинаковая и ничем не отличается одна от другой. Не надо ждать послезавтра, потому что "это особенная вода, не такая как в Сочельник " или наоборот "Вода, освященная в Сочельник особенная, более сильная "...или еще какие байки - просто надо запомнить - вода и та и другая совершенно одинаковая!

    2. Вода, набранная в одном храме ничем не отличается от набранной в другом, разве что по вкусу из-за особенностей системы водопровода. И если кто-то вам станет говорить, что "в этом храме вода мощнее заряжена, тут священник с сильной энергией освящал ", то не прибегая к ругани, а очень мягко и деликатно напомните о том, чем отличается православие от оккультизма и магии и вообще от язычества.

    Воду освящает Сам Бог:

    «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа… » (ектиния великого освящения воды).

    3. Купаетесь ли вы в Крещенских водах или нет - это не суть важно. Важно понимать, что если вы не живете в ограде Церкви, то толку от купания нет никакого. Хотя купание в освященной воде обычай благочестивый, старый и не только Русской Православной Церкви - купаются в Крещенских водах и в Греции и в Сербии и в Болгарии и на Афоне (некоторые обители совершают это всей братией), и на Святой Земле, на Иордане.

    4. Купание в Крещенской воде не исцеляет мгновенно всех от всякой болезни и не омывает грехи.
    Кто-то и правда может получить исцеление, а кто-то и умереть в проруби - это зависит и от веры и от состояния здоровья и Бог еще знает от чего еще. Важно понимать, что если вы серьезно больны, то подвергать себя таким серьезным испытаниям сродни искушению Господа... Ну и уж если решились, то сделайте это с благословения священника, который вас достаточно хорошо знает и обязательно с верой. Тогда никакие напасти с вами не приключатся и такое купание будет только на пользу и духу (как преодоление страхов и как укрепление веры во всемогущество Божье) и телу (как кратковременная стрессовая нагрузка на организм, перезапускающая и разбуждающая поникший иммунитет). И уж разумеется, купаться следует трезвым. Пьяным, находящимся под действием одурманивающих веществ и относящихся к действию как к магии следует держаться подальше от Крещенской воды, чтобы не согрешить осквернением святыни и богохульством.

    Возвращаясь к грехам...омывает их не Крещенская вода, а покаяние в Таинстве Исповеди. Больше никак. Даже если вы километра два проплывете в проруби туда-сюда, а на исповедь не придете, то грехов меньше не станет.


    5.
    Если вы приходите в храм пару раз в году - весной, освятить куличи с яйцами и зимой, за Крещенской водой, то толку от набранной воды для вас практически не будет никакого. Это обычное язычество, вера в магию, в то, что "вода заряжена ". Надо становиться православным христианином, тогда и вода будет в пользу. И куличи с яйцами. А для этого надо начать ходить на богослужения (хотя бы для начала на Воскресную Литургию) и прибегать к Таинствам, главные из которых Исповедь и Причастие. Надо начать перестраивать свою жизнь на Евангельский лад, научиться не просто верить в Бога но и верить Богу. Ну и уж окончательно изгнать из себя самого страшного беса наших дней - "бога в душе"! Помоги нам всем в этом Господь!


    6.
    Крещенскую воду принято потреблять каждый день утром натощак вместе с просфорой или артосом, прочитав наперед молитву:

    Господи Боже мой, да будет дар Твой святый святая Твоя просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

    И осенив себя Крестным знамением.

    Поэтому наберите себе в эти два дня воды столько, чтобы хватило для всех членов семьи, кому это потребно. Но и цистерна вам скорее всего не потребуется - Крещенскую воду можно разбавлять простой и от этого она не станет "менее сильная " или "слабее заряженная " - гоните от себя язычество и подальше!

    По нашей практике скажу (у нас воду потребляют три человека, не считая эпизодических приездов духовника или кого-то из родственников, кто сподобился) - нам на год хватает 20 литров с запасом.

    Не забудьте набрать водички для тех, кто сам не в силах - бабушкам, больным, кормящим и т.п. - они помянут вас в своих молитвах и Господь их непременно услышит.

    7. Если человек серьезно заболел или какая-то надобность важная, то потреблять воду можно не только утром и не обязательно натощак.
    Кроме того, этой водой можно (и нужно!) иногда кропить с молитвой квартиру или дом. Хорошо, когда это действие совершит священник во время молебна, но может это творить и мирянин. Не смущайтесь при окроплении "царских комнат", т.е. туалетов, скотных дворов и прочих не самых чистых мест - святыню таким образом вы не оскверните. Оскверните вы ее (да не случится такого!) только если будете не благоговейно к ней относиться не по назначению (например, использовать ее для заваривания кофе или разбавления спирта) или как к магической жидкости.

    8. Если Крещенская вода у вас испортилась, такое редко, но бывает, не стоит тяжко скорбеть, а вот укорить себя следует. Нам не всегда известны причины подобного, но часто это бывает при ненадлежащем, без благоговения, хранении.
    В этом случае, воду нельзя выливать в унитаз или в раковину или из окошка. Воду надо вылить в не попираемое место. Например, полить ей цветы на даче.

    9. " по вере вашей да будет вам " (Мф. 9: 29). Хотя освящение происходит естества всех вод, не надо думать, что можно вместо того, чтобы пойти в храм на богослужение и водосвятный молебен просто открыть дома кран и набрать Крещенской воды. Если вы в силах, не скованы неразрешимыми обстоятельствами и по лени не пошли в храм, то для вас вода из водопровода потечет обычная, а не Крещенская.
    Иное дело, если человек тяжко болен и не имеет тех, кто мог бы принести ему Крещенской воды или отвести в храм - по вере его, вода, которую он с молитвой к Богу наберет из того же крана может стать настоящей Крещенской в том же самом доме в то же самое время.

    10. Случается, хотя, Слава Богу и крайне редко, что священник по неразумию, лени или еще каким причинам (крайнему дерзновению, ничем не обоснованному), будет "освящать" воду для того совершенно не пригодную - в каком-то грязном болоте, глубокой луже, сточной реке или пруду - надо помнить слова прп. Паисия Святогорца:

    "Освящается только то, что принимает освящение. Например, вода принимает освящение и становится Агиасмой (святой водой). Моча не принимает освящения. Камень чудом становится хлебом. Нечистоты не принимают освящения " (прп. Паисий Святогорец. Знамения времен, 666).

    Потому, если вы столкнулись с подобным, не набирайте себе в бутыли того, что даже при видимом освящении не стало освященной водой. Не поленитесь и сходите за святыней туда, где она на самом деле освящена.

    Если я что-то важное упустил в этой памятке, то буду вам признателен за замечания и непременно добавлю.

    Еще раз с наступающим вас Крещенским Сочельником!

    С любовью,
    рБ Дмитрий

    О празднике Крещения Господня и о том, что с ним связано, нам любезно рассказал Благочинный приходов Донецкого округа, иерей Владимир Татаркин.

    Крещение мы начинаем праздновать с 18 числа. Тогда же совершается и первое освящение воды. То есть вода, которая освящена утром, уже считается крещенской. Затем вода освящается ещё и 19 числа, непосредственно в сам праздник Богоявления. И она тоже является крещенской. Вообще, это одна и та же вода.

    Крещенская вода - это вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам Праздник на Великом водосвятии. Часто крещенской называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют богоявленской. На самом деле, вода в эти два дня освящается одним и тем же чином, обладает одними и теми же свойствами и иначе называется Великая Агиасма. «Агиасма» переводится с греческого языка как святыня.

    Крещение и Богоявление - названия одного и того же праздника. Церковь вспоминает, как Христос принял Крещение от Иоанна Предтечи, и в этот момент была явлена Святая Троица: Сын Божий стоял в водах Иордана, Голос Бога Отца зазвучал с Небес, а Святой Дух сошел в виде голубя.

    Как великую святыню верующие приносят из храма домой воду, освященную в дни празднования этих Евангельских событий, и хранят ее весь год, до следующего праздника Богоявления.

    Крещенская вода не превращается в нечто иное, она не становится каким-то «магическим веществом», которая в момент изменит жизнь человека, очистит его от всех грехов. Нет, это не так.

    У нас есть важные таинства Церкви, такие, как покаяние и Причащение Святых Христовых Тайн, про которые не стоит забывать.

    Не то важно, когда набирать крещенскую воду, а с какими намерениями, с каким сердцем вы подходите в храм и совершаете те или иные действия. Ведь если не прикладывать никаких усилий, хотя бы даже стремления познать смысл, то можно обесценить таким образом всё, что угодно, даже Великую Агиасму.

    Что же касается частоты употребления Крещенской воды, святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил: «Пейте святую воду как можно чаще».

    Можно окропить квартиру крещенской водой. Существует даже традиция после водоосвящения с пением тропаря праздника окроплять крещенской водой свой дом.

    Крещенская вода обладает особыми свойствами, не портится год и более и способна помогать в избавлении от физических и духовных недугов. Святитель Феофан Затворник утверждает: «…благодать <…> не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан». Поэтому Великую Агиасму нужно пить не как «церковное лекарство», а с верой, молитвой, благоговением, стремлением самому меняться и идти к Христу.

    Прошлогоднюю крещенскую воду можно продолжать употреблять как и положено - натощак с молитвой. Известны случаи, когда крещенская вода хранится десятилетиями и сохраняет свежесть.

    Если же вас смущает ее сохранность, то можно вылить старую крещенскую воду в так называемое непопираемое место (т.е. чистое, закрытое от хождения по нему ногами). Надо помнить, что Агиасма - это святыня, и нельзя ее просто выплеснуть в раковину или где угодно на землю. Вылить прошлогоднюю крещенскую воду можно в водоем с проточной водой или же в горшки с домашними цветами.

    Но если святая вода испортилась, то нужно взять её и вылить в какое-то чистое место под деревце, в цветок, в реку. А бутылкой можно пользоваться дальше».

    Молитва на принятие Крещенской воды.

    “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.

    Можно ли купаться в Крещенской воде?

    Конечно можно, но очень важно с какой мотивацией и каким настроем мы это делаем. Понятно, что если мы возьмём эту воду и начнём как-то осквернять её, именно своим поведением, то это будет нехорошо, если это используется для готовки, или для омовения больных органов нашего тела, или купания, то это замечательно. В этом случае вода должна стать неким символом очищения внутреннего. То есть она очищает тело, но символизирует очищение души.

    Очень важно, какое отношение мы вкладываем в наши действия, будь то купание в крещенской воде или что-то иное.

    И для того, чтобы приобщиться к этой великой радости раздника, совершенно не обязательно насильно заставлять себя и своих родных нырять в ледяные проруби. Главное - сохранить в своём сердце веру и благой настрой. Ведь почему нам так необходимо до мелочей всё соблюсти, обложиться всем материальным (бутылками с водой, к примеру) - оттого, что нет веры.

    А может, я выпью воды или окунусь, и она (вера) появится, вдруг я прозрею. Но само по себе это не произойдёт. Откуда взяться благим чувствам, если мы для этого не приложили никаких усилий?

    Всех в праздником, дорогие друзья!

    Фото: редакция Н. и из открытых источников

    Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом - сочиво.

    Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно.
    В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды.

    Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах...» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

    Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

    Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист).

    В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV-V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма (См.: Определение Московского Собора 1667г.).

    Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

    Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? – От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

    Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 г. постановил совершать двукратное водоосвящение - в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение.
    Великая Агиасма

    Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится:

    «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…»

    «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов..., и на всяку пользу изрядну (сильную)...».

    В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

    Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

    Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

    В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (См.: Типикон, 6 января, 1-е "зри". Но в Русской Церкви в народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д. И этот благочестивый обычай ни в коем случае нельзя искоренять в народе, потому что это может повести к ослаблению благоговения к этой Святыне).