• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Как известно, вопрос — это просьба о получении информации или выполнении действия. Каждый день мы задаем себе и другим множество самых разнообразных типов вопросов (Кто я? Зачем я пришел в этот мир? Кто на свете всех милее? Как выучить английский за месяц?..). Вопросы разные, но формально их объединяет одна общая черта (а, вернее, знак): в конце каждого вопросительного предложения всегда стоит знак вопроса.

    Итак, давайте разберемся, какие бывают типы вопросов в английском языке.

    Закрытые вопросы

    Закрытыми называются такие типы вопросов, которые требуют ответа вида «да/нет», «верно/неверно».

    Для этого типа вопросов в английском языке используются вспомогательные глаголы (do/does, am/is/are, have/has ). Вспомогательный глагол при этом ставится в начало предложения. Таким образом, сказуемое и подлежащее меняются местами.

    Утверждение Вопрос
    He is from London. — Он из Лондона. Is he from London? — Он из Лондона?

    Образование вопросов в Present Continuous

    42585

    Добавить в избранное

    В английском языке вопросы в косвенной речи передают только содержание вопроса прямой речи, поэтому представляют собой не вопросы как таковые, а утвердительные предложения. В конце косвенных вопросов ставится точка.

    Запомните: в косвенных вопросах прямой порядок слов!!!

    Основные правила передачи вопросительных предложений в косвенной речи

    Чтобы передать вопрос в косвенной речи, необходимо знать следующее:

    • в косвенных вопросах прямой порядок слов;
    • личные и притяжательные местоимения заменяются по смыслу;
    • указательные местоимения и наречия времени / места при необходимости также заменяются по смыслу;
      Об особенностях замены указательных местоимений и наречий читайте ниже.
    • общие вопросы вводятся союзами if или whether , означающих «ли»; вспомогательные глаголы do / did опускаются, таким образом порядок слов становится прямым. Другие вспомогательные глаголы меняются местами с подлежащим:
    • специальные вопросы вводятся с помощью вопросительного слова, которое использовалось в вопросе прямой речи: what / who / where / when / why / which / whose / how . Таким образом, косвенный специальный вопрос имеет структуру:
      вопросительное слово + подлежащее + сказуемое
    • соблюдается закон согласования времен:
      “Are you busy?” (вопрос прямой речи в Present Simple)

    Примеры перевода вопросов прямой речи в косвенную

    Рассмотрим на примерах, как происходит сдвиг времен при передачи вопросов в косвенной речи, если глагол в главном предложении (ask) употреблен в прошедшем времени.

    Прямая речь Косвенная речь
    Present Simple
    Do you speak English?”
    «Ты говоришь по-английски»?
    Past Simple
    He asked me if I spoke English.
    Он спросил меня, говорю ли я по-английски.
    Present Continuous
    Are you reading ?”
    «Ты читаешь»?
    Past Continuous
    He asked me if I was reading .
    Он спросил меня, читаю ли я.
    Present Perfect
    Have you written the article?”
    «Ты написала статью»?
    Past Perfect
    He asked me if I had written the article.
    Он спросил меня, написала ли я статью.
    Past Simple
    Did you go to the theatre?”
    «Ты ходила в театр»?
    Past Perfect
    He asked me if I had gone to the theatre.
    Он спросил меня, ходила ли я в театр.
    Past Continuous
    Were you reading ?”
    «Ты читала»?
    Past Perfect Continuous
    He asked me if I had been reading .
    Он спросил меня, читала ли я.
    Future Simple
    Will you go to the theatre?”
    «Ты пойдешь в театр»?
    Future-in-the-Past
    He asked me if I would go to the theatre.
    Он спросил меня, пойду ли я в театр.
    can
    Can you swim?”
    «Ты умеешь плавать»?
    could
    He asked me if I could swim.
    Он спросил меня, умею ли я плавать.
    *Если в прямой речи был Past Perfect, то в косвенной также остается Past Perfect.
    *Модальные глаголы should, ought to, must также остаются без изменений.
    Подробнее о согласовании времен и замене указательных местоимений и наречий времени / места рассказано в справочном материале .

    Еще несколько примеров в качестве образца:

    Прямая речь Косвенная речь

    She said to Nick, “What are you going to do at the weekend?” She asked Nick what he was going to do at the weekend.
    Она сказала Нику: «Что ты собираешься делать на выходных»? — Она спросила Ника, что он собирается делать на выходных.

    He said to her, “How often do you go to the cinema?” He asked her how often she went to the cinema.
    Он сказал ей: «Как часто ты ходишь в кино»? — Он спросил ее, как часто она ходит в кино.

    She asked me, “Did he arrive on time?” She asked me if he had arrived on time.
    Она спросила меня: «Он приехал вовремя»? — Она спросила меня, приехал ли он вовремя.

    My sister said to me, “Will you take me to the cinema with you tomorrow *?” My sister asked me if I would take her to the cinema with me the next day *.
    Моя сестра сказала мне: «Ты возьмешь меня в кино с собой завтра»? — Моя сестра спросила меня, возьму ли я её с собой в кино завтра.

    She asked me, “Have you been here * before?” She asked me if I had been there * before.
    Она спросила меня: «Ты бывала здесь раньше»? — Она спросила меня, бывала ли я там раньше.

    Обратите внимание на замену указательных местоимений и наречий места / времени при передаче вопросительных предложений в косвенной речи. Такая замена должна быть обязательно выполнена со смыслом. В большинстве случаев это зависит от того, когда передается чужое высказывание. Например, возьмем последнее предложение “Have you been here* before? ” и представим такую ситуацию: три подруги ужинают в ресторане. Одна спрашивает другую “Have you been here (здесь)* before?” . Третья отвлеклась и не расслышала вопрос, переспросила и получила такой ответ:

    She asked me if I had been here (здесь)* before. В этой ситуации заменять here на there не нужно, так как они находятся все еще в этом ресторане, то есть here — здесь. Если бы они уже ушли из ресторана, а похожая ситуация повторилась, то в данном случае необходимо было бы заменить here на there, так как они уже не в ресторане (то есть не здесь).

    Таблица замены основных наречий места / времени дана в материале «Косвенная речь в английском языке».

    Не секрет, что у многих студентов косвенные вопросы в английском языке вызывают определенную сложность. Но, как говорит народная мудрость: It"s as easy as ABC. В этой статье попробуем разобраться, что такое косвенный вопрос, чем он отличается от прямого вопроса и как его построить.

    Надеюсь, Вы уже ознакомились с правилами построения прямых вопросов (direct questions ) разного типа: общих, альтернативных, специальных и разделительных (или, как их еще принято называть – аж мурашки по коже - расчлененными). Если нет, то перейдите по ссылке на страничку и изучите данную тему. Это очень важно, ведь Вам предстоит сдавать ЕГЭ по английскому языку! На экзамене в разделе Письмо Задание 39 Вам будет предложено написать письмо личного характера условному другу по переписке и задать ему три вопроса. Также вопросы Вам придется формулировать в Устной части экзамена, в Задании 2 . В условии строго оговаривается, что это должны быть прямые вопросы.

    Представьте себе следующую ситуацию: Салли очень понравился новый ученик из 10 класса, но она ничего о нем пока не знает. Давайте рассмотрим следующие пары вопросов:

    1. What is his name? – Как его зовут? (это прямой вопрос специального типа, начинается с вопросительного слова “what”, за которым следует глагол, а затем подлежащее, то есть порядок слов обратный )
    2. I wonder what his name is. Интересно, как его зовут? (это косвенный вопрос , в котором после слова “what” следует подлежащее, а затем глагол, то есть порядок слов прямой )

    Еще пример:

    1. Where does he live ? – Где он живет? (это прямой вопрос , порядок слов обратный : вспомогательный глагол does, подлежащее he). «Голый вопрос»
    2. Could you tell me where he lives ? – Скажите, пожалуйста, где он живет? (это косвенный вопрос, который вводится вежливой фразой “could you tell me”, а поэтому порядок слов прямой : where he lives) «Вопрос в вопросе»

    К сожалению, никто из одноклассников Салли ничего не знал о новом студенте. И вдруг она увидела его в саду своего соседа Ника, страстного поклонника Курта Кобейна и группы Nirvana. Они сидели под кленовым деревом и играли на гитарах. Вечером Салли набросилась на Ника с вопросами:

    1. Does he like rock music? – Ему нравится рок музыка? (прямой вопрос , порядок слов обратный: вспомогательный глагол does, подлежащее he) «Голый вопрос»
    2. Nick, would you mind telling me if he likes rock music? – Ник, не мог бы ты рассказать мне, нравится ли ему рок музыка? (косвенный вопрос, порядок слов прямой : he likes. Обратите внимание на значение слова if . В косвенном вопросе оно переводится как «ЛИ», а не «если».) «Вопрос в вопросе»
    3. How long has he been playing the guitar? (прямой вопрос)
    4. Do you know how long he has been playing the guitar? (косвенный вопрос)

    Удовлетворив свое любопытство и получив ответы на все интересующие ее вопросы, Салли отправилась домой. Ник предложил ей провести выходные в компании любителей рока, где будет присутствовать Greg (так, оказывается, звали понравившегося Салли мальчика).

    Итак, подведем итог:

    1) В прямых вопросах («голый вопрос») – порядок слов обратный:

    How long have you been studying French?

    2) В косвенных вопросах («вопрос в вопросе») – порядок слов прямой:

    Could you tell me how long you have been studying French?

    3) В двух временах (Present Simple и Past Simple) в прямых вопросах есть вспомогательные глаголы Why do you like studying French? и When did you start learning it?, а в косвенных вопросах do, does, did не употребляются: I wonder why you like studying French./Can you tell me when you started learning it?

    4) Если на вопрос можно ответить да или нет (то есть прямой вопрос – это вопрос общего типа), то в косвенном вопросе нужно использовать слово if = ли: Would you mind telling me if you like studying French?

    5) Косвенные вопросы вводятся фразами:

    • Could you tell me... /Can you tell me...
    • Would you mind telling me...
    • I wonder...
    • I wonder if you could tell me...
    • Do you know...
    • Do you happen to know...
    • I want to know...
    • I don"t know
    • I can"t remember...
    • I have no idea...

    Для того, чтобы лучше запомнить структуру косвенных вопросов, выполните следующее упражнение:

    Make a new sentence from a question in brackets.

    1. (Where has Tom gone?) — Do you know where Tom has gone?

    2. (Where is the post office?) — Could you tel me where...

    3. (What"s the time?) — I wonder what...

    4. (What does this word mean?) — I want to know what...

    5. (When did they leave?) — Do you know when...

    6. (Is Sue going out tonight?) - I don"t know if...

    7. (Where does Caroline live?) — Do you have any idea where...

    8. (Where did I park the car?) — I can"t remember where...

    9. (How far is it to the airport?) — Can you tell me how...

    10. (Who is that girl?) — I have no idea who...

    Direct questions in English
    Прямые вопросы на английском

    Местоимение This (Это)

    It – This

    В прошлом уроке мы рассмотрели вопрос What is it? и в качестве примера дали на него ответ It’ s a dog .

    В продолжение этой же темы можно добавить, что слово it (оно, это) можно заменить на указательное местоимение this (это), что будет означать то же самое:

    What is it? = What is this?
    It is a book = This is a book

    What is this? – This is a dog
    What is this? – This is a chair
    What is this? – This is a car

    Данные конструкции абсолютно аналогичны друг другу. Они позволяют строить простые предложения двумя способами, что так часто встречается в английской речи. К какому из двух вариантов относиться с бóльшим предпочтением, решать тебе.

    It is или it’s = This is

    Обрати внимание на то, что конструкция this is не сокращается как it’s . Не говорят: This’s

    Direct questions and answers

    Прямые вопросы и ответы

    Is it? – Yes, it is

    Мы уже научились задавать по–английски вопрос What is it? (Что это?) . Отвечая на этот вопрос, мы должны назвать какой–то предмет.

    What is it? – Что это?

    – It ’ s a table – Это стол.

    Однако, существуют вопросы, которые требуют ответ Да или Нет . Согласись, на вопрос What is it? не очень правильно ответить Yes (Да) – это нелогично. Вот подходящий вопрос:

    Is it a table? – Это стол?

    – Yes, it is a table – Да, это стол.

    Такой вопрос (Is it a table?) называется прямым, так как на него мы должны дать прямой ответ Yes или No . А задаём мы такой вопрос, когда хотим спросить, тот ли это предмет, о котором думаем. Может это не стол, а, например, стул?

    Рассмотрим более детально построение прямого вопроса.

    Чтобы задать прямой вопрос, прежде всего, мы должны вспомнить обычное утвердительное предложение It is a table . При переводе в вопросительную форму мы должны произвести перестановку глагола is и местоимения it . Глагол is в вопросе всегда должен стоять на первом месте: Is it a table? При этом интонация, конечно же, должна быть вопросительной.

    Взгляни на различные примеры с другими словами:

    It is a book – Is it a book?

    It is a chair – Is it a chair?

    It ’ s a pen – Is it a pen?

    Попробуй самостоятельно построить прямые вопросы из следующих предложений:

    It is a cat
    It is a computer
    It is a window
    It is a house
    It is a pencil

    Attention: Если в обычном предложении мы можем сократить it is – it’s , то в вопросительном предложении мы никогда этого сделать не сможем.

    Is it a book? – Yes, it is a book = Yes, it’s a book

    Is it a bed? – Yes, it is a bed = Yes, it’s a bed

    Скажи самостоятельно по-английски:

    Это книга? – Да, это книга
    Это машина? – Да, это машина
    Это дверь? – Да, это дверь
    Это стена? – Да, это стена
    Это кровать? – Да, это кровать

    Проверь себя, подведя курсор мышки к каждому предложению.

    Exercises
    Упражнения

    1. Замени в предложениях It на This

    What is it? – It"s a pencil;

    What is it? – it"s photo;

    What is it? – It"s a wall;

    What is it? – It"s a house;

    What is it? – it"s bicycle;

    What is it? – It"s a bed.

    2. Переведи предложения на английский язык с помощью местоимения This

    Что это? – Это окно;

    Что это? – Это стена;

    Что это? – Это ручка;

    Что это? – Это машина;

    Что это? – Это компьютер;

    Что это? – Это книга.

    3. Ответь утвердительно на вопросы

    Example:

    Is it a car? – Yes, it is a car

    1. Is it a cat? – ______________________;

    2. Is it a girl? – ______________________;

    3. Is it a sofa? – ______________________;

    4. Is it a pencil? – ______________________;

    5. Is it a house? – ______________________;

    6. Is it a bed? – ______________________;

    7. Is it a window? – ______________________;

    8. Is it a door? – ______________________;

    9. Is it a tree? – ______________________;

    10. Is it a chair? – ______________________.

    4. Задай прямые вопросы к предложениям

    Example:

    It is a phone – Is it a phone?

    1. It is a boy – ______________________;

    2. It is a wall – ______________________;

    3. It is a tree – ______________________;

    4. It is a guitar – ______________________;

    5. It is a lamp – ______________________;

    6. It is a table – ______________________;

    7. It is a chair – ______________________;

    8. It is a pencil – ______________________;

    9. It is a pen – ______________________;

    10. It is a book – ______________________;

    5.

    A. Переведи на английский язык предложения с помощью местоимения it

    Это стол? – Да, это стол;

    Это стул? – Да, это стул;

    Это дом? – Да, это дом;

    Это компьютер? – Да, это компьютер;

    Это кровать? – Да, это кровать;

    Это машина? – Да, это машина;

    Это велосипед? – Да, это велосипед.

    B. Переведи на английский язык предложения с помощью местоимения this

    Это дерево? – Да, это дерево;

    Это собака? – Да, это собака;

    Это девочка? – Да, это девочка;

    Это лампа? – Да, это лампа;

    Это карандаш? – Да, это карандаш;

    Это книга? – Да, это книга;

    Это дверь? – Да, это дверь.

    Позитивные прямые вопросы сигнализируют о прямой открытой коммуникации, при которой выяснение фактов и положения вещей сознательно ставится на первое место, при этом спрашивающий учитывает личные особенности собеседника и тему разговора. Конечно, собеседник, анализируя заданные ему вопросы, понимает, к чему именно клонит тот, кто их задает. Таким образом, он сам может принять принципиальное решение о том, отвечать ли ему прямо, уклониться от ответа или дождаться настолько откровенного вопроса, чтобы можно было и не отвечать.

    Примеры позитивных прямых вопросов

    «Какую цель вы преследуете вашим официальным объ-явлением о посещении филиала компании в Бонне?»

    «Фактически вы потратили пять часов на то, чтобы

    добраться до нашего филиала?»

    «Итак, вы тоже находитесь в подобной ситуации?»

    Негативные прямые вопросы затрагивают те или иные запрещенные темы и оказывают давление на собеседника.

    Примеры негативных прямых вопросов

    «Этот трюк помог вам привлечь много клиентов?»

    Косвенные вопросы носят негативный характер, если с их помощью пытаются замаскировать или скрыть истинную цель вопроса, либо, задавая, например, провокационные вопросы, используют негативные ложные утверждения. В ход идут предрассудки, негативные оценки, провоцирующие намеки, ставящие под сомнение открыто высказанные мнения и ясные оценки, данные собеседником.

    Примеры косвенных провокационных вопросов

    «Вы - агрессивный водитель, которого совершенно не волнуют знаки ограничения скорости?!» - Модель вопроса «Это правда, что...»

    «А что, заботящиеся об окружающей среде или связанные обязательствами люди не признают знаков ограничения скорости?!»

    «Итак, вы распространяетесь о том, что вас на деле совершенно не интересует?!»

    Понятно, что такие косвенные вопросы не всегда формулируются в вопросительной форме, иногда они приобретают вид утверждения. Вопросительная форма косвенного провокационного высказывания свидетельствует о том, что, хотя прямой вопрос и не задается, это высказывание можно использовать как вопрос. Вопросы-уловки часто двухуровневые: собеседнику задают вопрос по какой-то тематике, но второй уровень или подтекст до поры до времени остается скрытым.

    Пример подобной беседы

    «Вы считаетесь внимательным водителем?»

    «Да, конечно».

    «Тот, кто проезжает за год столько километров без единой аварии,

    несомненно, ездит очень внимательно, вы согласны?»

    «Да, и притом развивается способность предвидеть критические

    ситуации».

    «Вероятно, вы проезжаете больше 50 000 км?»

    «В среднем даже больше: от 80 000 до 90 000 км!»

    «А то, что вы с каждым новым километром все больше загрязняете

    окружающую среду, вас, видимо, совершенно не волнует?»