Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно
Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.
Задачи: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.
Материалы к уроку: Учебное пособие: Обществознание, 7 класс, под редакцией БоголюбоваЛ.Н., Ивановой Л.Ф. .– Просвещение, 2009; Рабочая тетрадь Котова О А., Лискова Т.Е. . Рабочие листы на каждого.
На доске: Дата, Тема урока, Схема с пропусками:
Дисциплина
2.специальная
3.________
4. моральная
5. военная
7.______
План урока:
Опрос домашнего задания:
Дисциплина общеобязательная и специальная.
Изучения нового материала:
1. Внешняя и внутренняя дисциплина.
Ход урока
Объяснение цели урока:
В начале урока мы с вами определим, что знаем о дисциплине, а затем определим ее особенности и значение для жизни человека. Работать будем по §9, который называется “Что такое дисциплина?”. Выполнять задания будете на Рабочих листах , которые я вам раздам.
Напишите на них дату и свою фамилию и имя, в конце урока вы мне их сдадите, и у каждого за работу на уроке будет оценка. Начнем работу.
1. Проверка домашнего задания.
Дисциплина общеобязательная и специальная .
Ответьте на вопросы : 1.Что такое дисциплина? Зачем она нужна? (Ответы на вопросы работа с понятием.)
У вас на столе Рабочий лист. Выполните Задание 1.
Задание 1. Заполните пропуски. (Такая же таблица на доске.) Ученик работает у доски.
Дисциплина
2.специальная
3.________
4. моральная
5. военная
7.______
Задание 2. Определите, к какой ячейке относятся данные примеры, запишите ответ цифрами в нужной ячейке.
ПРИМЕРЫ: 1. Переходить дорогу на зеленый свет светофора, 2. Помогать старшим, 3. Заботиться о младших, 4. Принимать участие в выборах президента страны, 5. Выполнять устав школы, 6. При посещении больных надевать сменную обувь, 7. Добросовестно учиться, бережно относиться к школьному имуществу.
Придумайте свои примеры . Несколько примеров.
Работа с учащимися:
Видов специальной дисциплины много: военная, трудовая, учебная, профессиональная, санитарная.
Сейчас я назову вид специальной дисциплины, а вы определите ее значение:
Платежная дисциплина что это?
– Это порядок платежей, предусматривающий своевременные выплаты. Коммунальные выплаты – работа электростанций, газовых станций – зарплата рабочим. Обеспечивает порядок.
Исполнительная дисциплина– что это?
Это выполнение принятых в организации решений и распоряжений. Обеспечивается работа предприятия.
Ответьте на вопросы:
Какую дисциплину называют общеобязательной?
Почему воинскую, трудовую, школьную дисциплину считают специальной дисциплиной?
Что такое воинская дисциплина? Чем она отличается от трудовой? Почему приказ командира не обсуждается, а сразу выполняется?
Кого называют нарушителями трудовой дисциплины?
Почему важна учебная дисциплина?
Приведите примеры о том, к каким последствиям может привести несоблюдение специальной дисциплины?
Нарушение дисциплины может привести к непоправимым последствиям! И нужно каждому научиться соблюдать дисциплину.
Изучение нового материала:
1. Внешняя и внутренняя дисциплина.
Учитель .
Что побуждает людей быть дисциплинированными?
Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет?
Дети должны сами сказать:
Соблюдение правовой общеобязательной дисциплины контролируется государством.
Соблюдение специальной дисциплины обеспечивается соответствующей организацией.
Соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека.
Обратимся за подсказкой к учебнику, как он отвечает на вопрос о том, что побуждает людей быть дисциплинированными?
Работа по учебнику с понятиями внешняя и внутренняя дисциплина.
Затем работа по вопросам:
Почему философ Кант назвал внешнюю дисциплину принуждением?
В чем различие внешней и внутренней дисциплины?
Физкультминутка .
Вернемся к работе с рабочим листом, закрепим знания о внешней и внутренней дисциплине.
Задание 3. Заполни таблицу, используя приведенные ниже примеры (записывай в таблицу номера).
Средства поддержания дисциплины
внешней
внутренней
Примеры:
Контроль со стороны других людей.
Совесть.
Желание выиграть приз.
Боязнь получить выговор.
Чувство вины.
Увольнение с работы.
Требование к самому себе.
Обсуждение выполнения задания.
2. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Почему внутреннюю дисциплину называют сознательной дисциплиной и самодисциплиной? (Ответы детей.)
Выполним Задание в рабочем листе.
Задание 4. Выберите из перечня то правило, которое может стать вашим требованием к самому себе и поставьте рядом V , в пустую ячейку допишите какое свое правило, вы хотели бы выполнять.
Отметка
Делать каждое утро зарядку.
Убирать за собой постель
Помогать дома родителям без напоминаний и просьб.
Складывать школьную сумку с вечера
Не смотреть телевизор пока не сделаешь все домашнее Задание.
Беседа с учащимися:
Что нужно для того чтобы намеченное дело реализовалось? Чтобы оно не стало делом на несколько дней, а стало постоянным?
Рассмотрим пример в Рабочей тетради Задание 4 стр. 32–33. Беседа по тексту.
Для закрепления полученных знаний организуется практическая работа.
Рабочий лист Задание 5. Выбери верный ответ:
1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:
а. Право.
б. Дисциплина.
в. Мораль.
2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.
а. Трудовая.
б. Специальная.
в. Общеобязательная.
3. О какой дисциплине идет речь в следующем примере: “Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом.”
а. Военная.
б. Моральная.
в. Учебная.
4. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:
а. Внешняя.
б. Внутренняя.
5. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:
а. Внешней дисциплине.
б. Внутренней дисциплине.
6. Внутренняя дисциплина основывается:
а. На моральных нормах.
б. На самоконтроле.
в. Специальных правилах.
7. Залог успешного самовоспитания:
а. Совесть.
б. Воля.
в. Желание.
Несколько тестов ответить вместе, остальные самостоятельно. Можно организовать совместную проверку тестов после самостоятельной работы по заданию.
Сдать рабочие листы.
Домашнее Задание.
§9, вопросы на стр. 107–108, Задания в Рабочей Тетради стр. 31–35.
Подготовить сообщение о роли дисциплины в различных профессиях (пожарник, бухгалтер, учитель, охранник, ветеринар и др.).
Цели и задачи: познакомить учащихся с видами дисциплины; обсудить проблему ответственности и дисциплинированности; сформировать стремление к самовоспитанию и развитию силы воли.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться объяснять значение понятий дисциплина, воля, привычки, самовоспитание и принять их; выявлять факторы, помогающие соблюдать дисциплину; понимать побудительную роль совести, долга в деятельности человека; моделировать последствия нарушения дисциплины; устанавливать причинно-следственные связи;
Метапредметные – 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; 2) регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию- выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использование различных информационных ресурсов; анализировать, сравнивать, классифицировать;
Личностные: формирование ответственности за свои решения; осознание социального и личностного значения дисциплины, ее роли в жизни человека; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок в 7 кл.
Тема: Для чего нужна Дисциплина
Подготовила Токарева В.А.
Цели и задачи: познакомить учащихся с видами дисциплины; обсудить проблему ответственности и дисциплинированности; сформировать стремление к самовоспитанию и развитию силы воли.
Планируемые результаты:
- предметные: научиться объяснять значение понятий дисциплина, воля, привычки, самовоспитание и принять их; выявлять факторы, помогающие соблюдать дисциплину; понимать побудительную роль совести, долга в деятельности человека; моделировать последствия нарушения дисциплины; устанавливать причинно-следственные связи;
- метапредметные – 1) коммуникативные : развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; 2) регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию- выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использование различных информационных ресурсов ; анализировать, сравнивать, классифицировать;
- личностные: формирование ответственности за свои решения; осознание социального и личностного значения дисциплины, ее роли в жизни человека; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока : открытия нового знания.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка Д/з. (5 человек работают с тестами)
Тема прошлого урока была Защита Отечества. Мы с вами говорили о героях нашего Отечества.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать военный человек?
(Ответы учеников)
А государство как-либо благодарит Героев? Т.е присваивает Государственные награды, звания, денежные вознаграждения. Обратите внимание на слайд, перед вами портреты российских генералиссимусов. Скажите, какой из них вам более знаком и почему?
(Ответы учеников)
В прошлом году наша школа боролась за присвоение звания, школы им. А.В. Суворова. На уроках истории и классных часах вы многое узнали о жизни Суворова.
Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним фактом из жизни Суворова.
У вас на столах лежит небольшой текс, ознакомьтесь с ним.(Приложение 1).
Скажите, все эти привычки, как охарактеризуют А.В. Суворова? Почему он это делал? Разве он не хотел поспать? Отдохнуть?
Перечислите качества характера Суворова?
(Ответы учеников)
Формулируются тема и цель урока.
Давайте с вами продумаем, маршрут нашего урока?
Маршрут урока
- Что такое дисциплина.
- Виды дисциплины.
III.Введение в новый материал
Человек, общество, семья- все придерживаются определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, принятых государством, другие (их называют нравственными) живут в обычаях, традициях народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность.
- Дисциплина общеобязательная и специальная
Работа в парах:
Обсудите с соседом по парте, как вы понимаете понятие «дисциплина»? Что это? (правила поведения, порядок)
Работа со словарем учащихся:
А теперь давайте прочитаем определение этого термина.
На экране несколько определений термина «дисциплина», вам надо самостоятельно определить, какое определении выписано из учебника.
Мы выяснили, что дисциплина- необходимое условие нормальной жизни общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, они привыкают контролировать свои поступки и чувствовать ту грань, которая отделяет их от правонарушений. Дисциплина всегда направлена на соблюдение определенных правил.
А теперь подумайте и скажите. Может ли вы назвать себя дисциплинированным человеком? А ваш сосед по парте дисциплинирован?
Нередко слова «дисциплина» и «общественный порядок» стоят рядом.
Вопрос к классу
Что объединяет эти два понятия?
(Ответы учеников)
В этом случае под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. Все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Это дисциплина общеобязательная.
Задание: работая с п.1 и 2 параграф 5 учебника, заполните схему и ответьте на вопросы.
(Составляется логическая схема, Общеобязательная и специальная дисциплины).
Вопросы к классу
Какую дисциплину называют общеобязательной?
Почему воинскую, трудовую, школьную дисциплину считают специальной?
Задание: изучите плакаты, представленные в рубрике «Картинная галерея» на с.42,43, и ответьте на вопросы на с.44 учебника.
(Проверка выполнения задания)
- Внешняя и внутренняя дисциплина
Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет? Соблюдения правовой общеобязательной дисциплины контролируется государством, специальной дисциплины- организацией, в которой состоит человек. На общественном мнении и совести каждого человека основывается исполнение моральных норм.
Задание: работая с п.2 параграф 5 учебника, графически отобразите различия между внешней и внутренней дисциплиной.
(Составляется логическая схема)
(Проверка выполнения задания.)
В коллективе дисциплину характеризуют следующие компоненты:
- наличие правил;
- наличие санкций, определенные наказания и высказывания;
- доведения информации о правилах и санкциях до всех членов коллектива;
- личное согласие каждого члена коллектива с установленными правилами и санкциями;
- система контроля за выполнением правил и применением санкций (справедливость, неотвратимость и преемственность);
- периодический инструктаж- напоминание о существующих мерах дисциплинарных взысканий.
IV.Физминутка. (мнемотехника)
В 6 классе мы говорили о самовоспитании. Оно помогает развить определенные качества, сформировать привычки.
Задание: заполните таблицу, используя следующие данные (устно).
Слова для справок: контроль со стороны других людей; совесть; желание выиграть приз; боязнь получить выговор; стремление получить новую работу; чувство вины.
V. Рефлексия:
Проанализируйте свой «План -маршрут урока». Как вы справились с заданиями?
VI. Подведение итога урока
Проверим, насколько хорошо вы усволи новые знания.
Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
Для закрепления изученного давайте выполним небольшой тест:
1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:
а. Право. б. Дисциплина . в. Мораль.
2 . В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.
а. Трудовая . б. Специальная. в. Общеобязательная.
3. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:
а. Внешняя. б. Внутренняя.
4. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:
а. Внешней дисциплине. б. Внутренней дисциплине.
5. Внутренняя дисциплина основывается:
а. На моральных нормах . б. На самоконтроле . в. Специальных правилах.
Проверим.
К чему может привести несоблюдение дисциплины?
VII. Домашние задание.
- Прочитать параграф 5 учебника.
- Выполнить одно из трех заданий на выбор:
Найти с помощью различных информационных источников и выписать пословицы и поговорки о дисциплине;
Подготовить эссе на тему «Качества, которыми должен обладать дисциплинированный человек»;
Подготовить сообщение о человеке, который обладает большой внутренней дисциплиной.
Стихотворение в подарок.
Двойку выгнали из класса.
Здесь не место ей теперь.
Двойка встала в коридоре и заглядывала в дверь.
Будто ждет еще чего-то…
И по правде говоря,
Двойка хитрая…
У двери караулила не зря.
Заигрался Коля Мокин.
И не стал учить уроки:
«Поучу их при огне.
Так удобно будет мне!»
А когда огонь зажегся.
Коля наш в постель улёгся:
«Я устал и спать хочу.
Завтра утром поучу».
Мама утром еле-еле разбудила сына.
Прибежал он в школу живо.
За минуту до звонка.
Только сели все за парты,
Двойка встала на порог
И сейчас же увидала,
Кто не выучил урок.
Сразу выпрямилась двойка,
На ребят взглянула бойко.
И с порога прямо прыг Работа с терминами, схемы.
Для чего нужна дисциплина
Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.
Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.
Воспитательные: учить уважать право, закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.
Ход урока
I. Орг. момент. У вас на парте лежат листы самооценки, которые вы должны будете заполнить в конце урока, ознакомьтесь пожалуйста с критериями оценивания.
II. Изучение нового материала:
1. Вводная беседа:
Какие сегодня существуют правила жизни людей в обществе? (ПДД, ПП на уроках, ПП в театре, ПП в транспорте,..)
Почему важно соблюдать эти привила? (они регулируют отношения между людьми, служат образцом поведения, помогают охранять порядок, ...)
Мы продолжаем изучать правила жизни людей в обществе и тема нашего урока: «Для чего нужна дисциплина». Сл. 1
Какова цель нашего урока сегодня?
Узнать, что такое дисциплина и нужно ли её соблюдать.
2. Дискуссия по термину:
1. Начнём с первого вопроса – что такое дисциплина.
Работа в парах:
Обсудите с соседом по парте, как вы понимаете понятие «дисциплина» ? Что это? (правила поведения, порядок) Сл. 2
Значение слова Дисциплина по словарю Ефремовой:
1. Дисциплина - Подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива.
2. Отрасль научных знаний.
Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
1. Дисциплина - Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам.
2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.
Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
1. Дисциплина - (лат. disciplina) - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.
2. Отрасль научного знания, учебный предмет.
Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:
1. Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку. Воинская дисциплина. Трудовая дисциплина. Партийная дисциплина. Железная дисциплина. Профсоюзная дисциплина. Палочная дисциплина. 2. Выдержанность, привычка к строгому порядку (книжн.). Дисциплина ума.
- Найдите общее во всех определениях.
Давайте сформулируем о пределение.
1. Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Сл. 3
Что такое нормы морали? Чем они отличаются от норм права?
Приведите примеры правовых и моральных норм.
Как вы понимаете фразу: «…также требованиям той или иной организации»? Приведите примеры. (школьная форма, прически,..)
Запись определения в тетрадь.
2. Дисциплина общеобязательная и специальная.
Существует два основных вида дисциплины. Работая с учебником на стр. 39 – 40 мы начнем заполнять схему. Читаем текст, выделяем виды дисциплин. Сл. 4
Дисциплина
Общеобязательная Специальная
Что такое общеобязательная дисциплина? Приведите примеры.
Что такое специальная дисциплина?
Предлагаю вам сейчас поработать в группах и выполнить задание. У каждой группы свой вид специальной дисциплины, вам нужно назвать его особенности и определить какие последствия влечёт её несоблюдение.
Приложение.
Давайте проверим.
К каким последствиям может привести несоблюдение специальной дисциплины? ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ Сл. 5
3. Внешняя и внутренняя дисциплина.
Что побуждает людей быть дисциплинированными?
Сейчас на доске вы увидите список правил. Их необходимо будет распределить в две группы. Подумайте как, и распределите. Сл. 6
А) делать утром зарядку.
Б) соблюдать учебную дисциплину
В) чистить зубы каждый день
Г) соблюдать трудовую дисциплину
Д) помогать старшим
Е) соблюдать технику безопасности
Проверим, какие группы у вас получились. Сл. 7
Почему эти правила вы разделили именно так?
Работа с учебником. Стр. 44.
Что такое внешняя дисциплина? Приведите примеры.
Что такое внутренняя дисциплина? Приведите примеры.
Давайте подпишем столбики правил:
Внешняя Внутренняя
Что помогает человеку соблюдать внутреннюю дисциплину? воля и самовоспитание
Мы с вами уже знаем о возможностях самовоспитания. Знаем что необходимо воспитывать в себе те или иные качества, которые вам помогут добиться успехов в жизни.
А какую роль играет воля в становлении дисциплины?
Сл. 8 Воля помогает преодолеть слабость, привычку не доводить до конца трудные дела. Благодаря ей можно победить унизительную зависимость от желания ничего не делать или заниматься только чем-нибудь приятным, делать только то, что хочется. Французский писатель О. де Бальзак (1799-1850) об этом сказал так: «Твёрдая воля - это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Воля помогает в случае неудачи не опускать руки, а опять «собирать» себя и идти к цели.
Внутренняя дисциплина, основанная на волевых усилиях, - и залог, и результат успешного самовоспитания. Ведь и сознательную дисциплину тоже надо в себе воспитывать. Это надо делать с детства, добиваясь целесообразной организации своей учёбы, свободного времени, взаимопонимания с родными и друзьями. А путь один - ставить перед собой и решать конкретные задачи, исполнение которых зависит не от внешних обстоятельств, а от твоих собственных усилий.
Я вам предлагаю ещё одно групповое задание – составить рекомендации по соблюдению режима дня и организации труда и отдыха (записываем их на листах).
III. Подведение итогов.
Вспомните, какая у нас была цель урока? Достигли мы её?
Заполните листы самооценки.
IV. Д/З. Сл. 9
§5, повторить §4 (будет практическая работа). Подготовить сообщение о роли дисциплины в различных профессиях (пожарник, бухгалтер, учитель, охранник, ветеринар и др.). По желанию.
Приложение
Группа № 1.
Учебник стр. 40. – Воинская дисциплина.
Назовите вид дисциплины.
Выделите особенности.
Группа № 2.
Учебник стр. 41 – 43. – Трудовая дисциплина.
Назовите вид дисциплины.
Выделите особенности.
Какие последствия влечёт несоблюдение дисциплины?
Группа № 3.
Школьная дисциплина – приведите пример из жизни.
Назовите вид дисциплины.
Выделите особенности.
Какие последствия влечёт несоблюдение дисциплины?
Группа № 4.
Платёжная дисциплина - это порядок платежей, предусматривающий своевременные выплаты. Если своевременно не вносить плату за коммунальные услуги, то не на что будет закупать топливо для ТЭЦ и платить зарплату ее работникам. Значит, от этого вида дисциплины зависит порядок. Подберите свой пример.
Назовите вид дисциплины.
Выделите особенности.
Какие последствия влечёт несоблюдение дисциплины?
Группа № 5.
Исполнительская дисциплина – это выполнение принятых в организации решений и распоряжений. Подберите свой пример.
Назовите вид дисциплины.
Выделите особенности.
Какие последствия влечёт несоблюдение дисциплины?
ФИ___________________ | ФИ___________________ | ФИ___________________ | ФИ___________________ |
||||||||||||
Критерии оценивания | Критерии оценивания | Критерии оценивания | Критерии оценивания | ||||||||||||
Сделал все записи в тетради | Сделал все записи в тетради | Сделал все записи в тетради | Сделал все записи в тетради | ||||||||||||
Помогал соседу по парте в работе | Помогал соседу по парте в работе | Помогал соседу по парте в работе | |||||||||||||
Помогал работе группы | Помогал работе группы | Помогал работе группы | Помогал работе группы | ||||||||||||
Отвечал с места | Отвечал с места | Отвечал с места | Отвечал с места | ||||||||||||
Соблюдал учебную дисциплину | Соблюдал учебную дисциплину | Соблюдал учебную дисциплину | Соблюдал учебную дисциплину | ||||||||||||
ФИ___________________ | ФИ___________________ | ФИ___________________ | ФИ___________________ |
||||||||||||
Критерии оценивания | Критерии оценивания | Критерии оценивания | Критерии оценивания | ||||||||||||
Сделал все записи в тетради | Сделал все записи в тетради | Сделал все записи в тетради | Сделал все записи в тетради | ||||||||||||
Помогал соседу по парте в работе | Помогал соседу по парте в работе | Помогал соседу по парте в работе | Помогал соседу по парте в работе | ||||||||||||
Помогал работе группы | Помогал работе группы | Помогал работе группы | Помогал работе группы | ||||||||||||
Отвечал с места | Отвечал с места | Отвечал с места | Отвечал с места | ||||||||||||
Соблюдал учебную дисциплину | Соблюдал учебную дисциплину | Соблюдал учебную дисциплину | Соблюдал учебную дисциплину | ||||||||||||
ФИ___________________ | ФИ___________________ | ФИ___________________ | ФИ___________________ |
||||||||||||
Критерии оценивания | Критерии оценивания | Критерии оценивания | Критерии оценивания | ||||||||||||
Сделал все записи в тетради | Сделал все записи в тетради | Сделал все записи в тетради | Сделал все записи в тетради | ||||||||||||
Помогал соседу по парте в работе | Помогал соседу по парте в работе | Помогал соседу по парте в работе | Помогал соседу по парте в работе | ||||||||||||
Помогал работе группы | Помогал работе группы | Помогал работе группы | Помогал работе группы | ||||||||||||
Отвечал с места | Отвечал с места | Отвечал с места | Отвечал с места | ||||||||||||
Соблюдал учебную дисциплину | Соблюдал учебную дисциплину | Соблюдал учебную дисциплину | Соблюдал учебную дисциплину | ||||||||||||
ФИ___________________ | ФИ___________________ | ФИ___________________ | ФИ___________________ |
||||||||||||
Критерии оценивания | Критерии оценивания | Критерии оценивания | Критерии оценивания | ||||||||||||
Сделал все записи в тетради | Сделал все записи в тетради | Сделал все записи в тетради | Сделал все записи в тетради | ||||||||||||
Помогал соседу по парте в работе | Помогал соседу по парте в работе | Помогал соседу по парте в работе | Помогал соседу по парте в работе | ||||||||||||
Помогал работе группы | Помогал работе группы | Помогал работе группы | Помогал работе группы | ||||||||||||
Отвечал с места | Отвечал с места | Отвечал с места | Отвечал с места | ||||||||||||
Соблюдал учебную дисциплину | Соблюдал учебную дисциплину | Соблюдал учебную дисциплину | Соблюдал учебную дисциплину |
Для чего нужна дисциплина?
(учебник «Обществознание» под ред. А. Боголюбова, 7 класс)
Деятельностная цель: развивать навыки чтения и письма, поиска необходимой информации, умение обобщать и делать выводы.
Образовательная цель: дать определение слову "дисциплина", изучить виды специальной дисциплины, объяснить различие между внешней и внутренней дисциплиной.
Дидактическое и техническое обеспечение: видеопроектор, презентация с заданиями
Здравствуйте. Проверьте все ли у вас на партах… Сегодня на уроке у нас гости, давайте посмотрим на них, поприветствуем наших гостей. Присаживайтесь.
Слайд 1.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Защита Отечества..
Внимание на доску. Перед вами результаты онлайн-тестов в системе Дневник.ру. За 7 минут вы должны были ответить на 5 вопросов по домашнему параграфу. Свои баллы вы уже знаете и вам известна оценка за проделанную работу, 5 правильных ответов – 5 баллов, 4 балла – оценка «4» и т.д.
Слайд 2
Наша с вами задача, выполняя подобную работу дома научиться внимательно читать параграф для того, чтобы закрепить, услышанное на уроке. Итак, разберем часто повторяющиеся ошибки. ( на слайде показан вопрос и количество человек допустивших эту ошибку).
Итак, мы снова проработали домашний параграф, поработали над ошибками. Оценки я выставлю в журнал. Дети, которые получили оценку «2» могут исправить положение тем, что повышают баллы своей работой на уроке, либо берете дополнительное задание по пройденной теме. Слайд 3
- А теперь внимание на доску - определяем тему нашего урока сегодня.
(фрагмент фильма «Добро пожаловать или вход воспрещен»)
Предположите, о чем мы будем говорить сегодня?
О порядке, о дисциплине…
Совершенно верно. Мы будем говорить о дисциплине. Слайд 4
Какую проблему мы должны сегодня решить?
Для чего нужна дисциплина?
Правильно (записываю на доску). Этот вопрос и станет нашей новой темой. Я запишу её на доску, а вы к себе в рабочие листы.
Что нам нужно выяснить, чтобы решить проблему урока?
- выяснить, что такое дисциплина?
- определить виды или типы дисциплины…
- что бывает за несоблюдение дисциплины…
Молодцы! Практически все задачи урока вы определили (план урока на интерактивной доске: Слайд 5
1. Что такое дисциплина?
2. Виды дисциплины
3. Последствия нарушения дисциплины
4. Зачем нужна дисциплина?
Для того, чтобы мы могли ответить на первый пункт нашего плана я проведу с вами мозговой штурм (пишу на доске) Возникли вопросы, а что такое мозговой штурм? Это прием, когда вы предлагаете мне своё понимание термина «дисциплина». Посмотрите вокруг, вспомните жизненные ситуации и предложите гипотезу в отношении понятия «дисциплина». Что такое дисциплина? (пишу на доску) очень кратко, ключевым словом. Слайд 6 А вот теперь наша задача проверить, кто же близко приблизился к научному определению дисциплины. Вот сейчас - то мы и заглянем в философскую энциклопедию (вывожу термин на доску ), Прочитайте про себя определение термина «дисциплина» и подумайте, чья гипотеза приблизилась к ответу.
Итак, с помощью дополнительного источника информации мы расширили понятие дисциплина.
Предлагаю записать определение в свои рабочие листы.
Получили ли мы ответ на первый пункт нашего плана?
Да. Слайд 7.
Следующее, что вы предложили, определить «Виды дисциплины». Дисциплина бывает общеобязательная и специальная. (слайд на доске). Работаем с учебником дстр.39-40 и фиксируем информацию в таблицу на рабочих листах.
(Таблица дублируется на интерактивную доску). Даем определение каждому виду дисциплины. На выполнение работы 2 минуты.
Уч.: Заканчиваем работу. Итак, дисциплина бывает общеобязательной и специальной (слайд на доске) Дайте определение общеобязательной дисциплине – это определенный порядок людей в обществе, которому подчиняются все граждане или организации.
Хорошо, следующая - специальная дисциплина. Дайте определение этому виду дисциплины.
Слайд 8
Специальная дисциплина подразделяется еще на ряд подвидов дисциплин . Рассмотрим трудовую, воинскую дисциплины с помощью информации учебника на стр. 40-41. Ребята, у которых карие глаза дают характеристику воинской дисциплине, ребята со светлыми глазами рассматривают трудовую дисциплину.
На выполнение работы отводится 5 минут.
Полученную информацию зафиксируйте в таблице «Специальная дисциплина» на рабочих листочках.
Итак, дайте развернутый ответ воинской дисциплине…
Теперь поговорим о трудовой дисциплине….
Почему требования воинской дисциплины строже учебной и трудовой?
- От неё зависит боеспособность войск, четкость управления ими, а главное – жизнь людей.
Слайд 9
4. Обратимся к истории. Внимание на доску. Фрагмент документального фильма «Крупнейшая ЖД катастрофа СССР на перегоне Аша – Улу – Теляк, Башкортостан, 4 июня 1989 г.» Ответьте на вопросы.
Вопросы на интерактивной доске
А) Что стало причиной этой катастрофы?
Б) Как можно избежать таких трагических событий?
В) Какие требования должны быть к дисциплине людей, работающих с газопроводом?
Вижу немного устали, проведем физминутку.
Дисциплина тесно связана с силой воли. Приведите примеры проявления силы воли у людей
- диета у девушек, спорт всегда требует силу воли, так как требует постоянных тренировок.
- зависимость от наркомании, алкоголизма и т.п. есть люди, которым помогли и специалисты и сила воли.
О том, как сила воли способствует достижению высоких положительных результатов расскажет …(сообщение о Сергее Истомине – лауреат Международной премии им. А.П. Маресьева «За волю к жизни») Слайд 12
Согласны ли вы ребята, что силу воли нужно воспитывать?
Каким образом?
Необходимо соблюдение определенных правил не от случая к случаю, а регулярно, где- то даже через «не хочу».
Совершенно верно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Как вы думаете, трудно ли воспитывать самого себя?
Да трудно, потому, что задуманное не сразу увидишь.
Какое же правило мы выработаем сегодня, чтобы путь воспитания самих себя привел к реальным результатам.
- Не опускать руки, а продолжать идти к цели.
-Выполнять данное себе обещание. Слайд 12
Совершенно верно. И тогда в жизни вы добьетесь успехов, ни смотря на трудности.
Итак,вернемся к нашему вопросу: Для чего же необходима дисциплина сначала для вас?
Для воспитания самого себя, для достижения положительных результатов в учебе, в труде и т.д.
Для чего нужна дисциплина обществу?
Для правильного формирования поведения людей, которое должно соответствовать нормам морали и права.
Совершенно верно. Достигли мы цели урока?
Да.
Все ли поставленные задачи решили?
Слай д
Пришло время обобщению. Сделать нам это позволит прием- «синквейн». Работаем по слову «Дисциплина».
Рефлексии.
У вас на столах имеются смайлики. Если вы выбираете красный смайлик – урок вы поняли, вопросов нет, если желтого – остались вопросы, надо подойти к учителю, спросить. И зеленый смайлик означает – ничего не понял. Закрепляем выбранный смайл к себе на обложку тетради, и показываем мне. Я хочу посмотреть, как вы оценили свое понимание урока. Слайд 13
А теперь обязательное домашнее задание по таблице в рабочих листах составить характеристику внешней и внутренне дисиплинам (§5)
Домашнее задание по выбору:
Приготовить проект-презентацию на тему «Подвиды специальной дисциплины», которые вы хотели бы рассмотреть дополнительно (учебная, санитарная и т.д.)
Микроисследование в виде таблицы. Оцените свой отрезок жизни с 3 до 30 лет, загляните в будущее и прошлое и определите те виды дисциплины, с которыми вы уже встречали или еще предстоит встретиться.
Написать стихотворение на тему «Для чего нужна дисциплина?»
В рабочие листы запишите д/з. ну и последнее: откройте свои дневники и поставьте ту оценку, которую, как вы считаете заслужили своей работой на уроке карандашом.
Обсуждение оценок.
Кто на ваш взгляд сегодня заслуживает положительную оценку за работу на уроке?