• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Похоже, Китай все больше недоволен поведением Северной Кореи, и такое недовольство может дойти до того, что он откажется от своей многолетней поддержки Пхеньяна. Будучи крупнейшим экономическим спонсором Северной Кореи, Пекин на протяжении многих лет предоставляет этому режиму экономическую помощь и обеспечивает дипломатическую защиту от Соединенных Штатов и прочих государств. Людям посторонним китайский альянс с Северной Кореей может показаться реликтом холодной войны, не имеющим особого права на существование в 21-м веке. Однако та поддержка, которую Пекин продолжает оказывать Пхеньяну, основана в большей степени не на общей идеологии и не на истории сотрудничества прошлых лет, а на расчетах Китая по поводу собственной безопасности.

    Пожалуй, нынешние отношения между двумя странами можно лучше всего охарактеризовать часто повторяемой фразой о том, что две страны «близки как губы и зубы». Это отнюдь не заявление о крепкой дружбе, а вторая половина китайского афоризма «когда губы исчезнут, зубам будет холодно». Этим и объясняется китайская заинтересованность в поддержании северокорейского режима. Северная Корея играет роль буферного государства на северо-востоке Китая, и хотя Пхеньян может использовать такую потребность Пекина в буфере в своих интересах, северокорейское руководство не питает иллюзий и прекрасно понимает, что Китай заинтересован в выживании его режима лишь в той мере, в какой он продолжает играть роль буфера.

    Думает Китай или нет о серьезных изменениях в отношениях с Северной Кореей, связи между двумя странами определяются в равной степени географией, историей и выбором. Корейский полуостров примыкает к северо-востоку Китая, который называется Маньчжурия. Северную Корею от Китая отделяет река Ялу, и район на западной оконечности границы, проходящей по горной местности, играет роль пропускного пункта между двумя странами. География Северной Кореи не дает возможности оказывать серьезное сопротивление противнику в случае стремительных перемещений войск как в северном, так и в южном направлении, в чем две страны неоднократно могли убедиться в прошлом.

    Иногда приграничные районы доставляли неприятности китайским империям, которым приходилось сражаться с различными захватчиками и противостоять растущей военной мощи Кореи. А иногда полуостров служил проводником для проникновения китайской культуры в Японию, и периодически становился главной площадкой военной конфронтации между Пекином и Токио. В 19-м веке, когда Европа и Америка расширяли свою деятельность в Азии, национальная безопасность Китая могла оказаться под еще более серьезной угрозой, если бы иностранные державы заняли в Корее господствующее положение. А во времена холодной войны Северная Корея обеспечивала стратегический буфер, защищавший КНР от американских войск, дислоцировавшихся в Японии и Южной Корее. Эту функцию она выполняет до сих пор.

    История вражды

    Оценивая собственное стратегическое положение и стратегические позиции друг друга, Китай и Северная Корея очень многое черпают из истории. Китай видит в Северной Корее весьма полезный буфер, который, однако, может втянуть его в войну, а также ослабить либо сдержать попытки Пекина добиться своих стратегических целей. Для Северной Кореи Китай является партнером, без которого ей не обойтись, и который посредством тщательных манипуляций будет и впредь финансировать и защищать Пхеньян. При этом КНДР постоянно рискует утратить контроль над собственным будущим, отдав его в руки китайцев. Данные идеи не отличаются особой новизной - они основаны на многовековом опыте взаимодействия и взаимовлияния, но Китай и Северная Корея извлекают разные уроки из этой истории.

    Северные корейцы ведут свое происхождение и отчасти свою национальную философию от царства Когурё, которое существовало с 37 года до н.э. до 668 года н.э. Его центр находился на территории сегодняшней Северной Кореи, а само царство простиралось вглубь нынешнего северо-востока Китая. В седьмом веке одна китайская династия изнурила себя попытками захватить Когурё, а преемник той династии добился успеха лишь после того, как заключил непродолжительный союз с доминирующим царством, расположенными на территории нынешней Южной Кореи. То, что китайские династии посягали на царство Когурё, свидетельствовало о их обеспокоенности по поводу сильной державы на китайской границе. Такая обеспокоенность сохраняется по сей день. Китай и обе Кореи и сегодня периодически вступают в научную перебранку по вопросу исторической принадлежности царства Когурё. Отчасти это делается для того, чтобы оправдать сохраняющийся контроль Пекина над Северной Кореей, а также в случае объединения Севера и Юга подвергнуть сомнению любые возможные правопритязания Кореи на корейское население, живущее на китайской стороне реки Ялу,

    Корейский полуостров также использовался в качестве маршрута для вторжения как Китаем, так и Японией. В 13-м веке, после более чем двадцатилетнего конфликта, династия Юань наконец разгромила правящее корейское царство, подчинила его себе и при помощи корейских корабелов, солдат и припасов провела два наступления на Японию, которые в итоге закончились неудачей. После объединения Японии при Тоётоми Хидэёси, произошедшего спустя три века, японцы начали крупномасштабное вторжение в Корею на пути в Китай, которым правила династия Минь. Шестилетняя война показала один из важных недостатков в корейской обороне - японцы стремительно продвинулись на север полуострова, захватив по пути Сеул, Кэсон и Пхеньян. Войска династии Минь были спешно переброшены в Корею, чтобы остановить быстро наступавших японцев, которые практически лениво отмахивались от совершенно неподготовленной корейской армии.

    Благодаря китайским пушкам и маневренным войскам с юга Китая, а также корейском флоту, который умело перерезал пути снабжения японцев, ситуацию удалось переломить. Но на всем протяжении вторжения китайцы и корейцы мало в чем соглашались. Правившая в Корее династия Чосон считала, что защищает династию Минь от японских агрессоров, и требовала, чтобы китайцы полностью разгромили японцев, а если возможно, то и поработили их. Корейцы также боялись, что Китай воспользуется возникшей возможностью и оставит свои войска на полуострове надолго. Китайцы же были готовы согласиться на сохранение корейского государства в качестве буферной зоны, а также на японскую оккупацию южной части Кореи. Во время войны они часто объявляли о прекращении огня, а корейцы считали, что это слишком выгодно для японских и китайских интересов, но не для корейских. Интервенция во время японского вторжения, как и интервенция периода Корейской войны, длившейся с 1950 по 1953 годы, была основана не на корейских интересах, а в значительной мере на интересах китайцев.

    Хотя корейцев беспокоило возможное владычество китайцев, с седьмого столетия различным корейским царствам удавалось сохранять свою независимость и самостоятельность за счет того, что они номинально соглашались с имперскими замыслами Китая и на особые взаимоотношения с китайскими династиями. Это позволяло Китаю сохранять уверенность в лояльности Кореи на границе, а Корея получала определенные гарантии того, что Китай не будет на нее нападать. Для обеих стран это был брак по расчету и по необходимости, и этим принципом они руководствовались в своих отношениях.

    Такая ситуация с недолгими перерывами сохранилась и в 19-м веке, в то время как европейские колониальные державы изматывали Китай войнами. Китай ревностно отстаивал право Кореи на самоизоляцию от внешнего мира. Пекин был недостаточно силен, чтобы военными средствами обеспечивать сохранение стратегического буфера, каким являлась Корея. Поэтому он использовали свои особые отношения с Кореей, действуя методами дипломатии. Пекин время от времени заявлял свои права на сюзеренитет над Кореей, превращая это в условие для продолжения диалога с государством-отшельником, а также утверждал, что несмотря на особые взаимоотношения, корейцы сами формируют и проводят внешнюю политику, а поэтому Китай не отвечает за их действия. Главная цель Китая заключалась в том, чтобы не дать иноземцам взять Корею под свой контроль.

    В конечном итоге Китай потерпел неудачу. Совершая в начале 20-го века сложные маневры между китайцами, русскими, корейцами и прочими, Япония взяла власть над Корейским полуостровом в свои руки. Эффективно удерживая Корею под своим контролем, японцы практически лишили Китай и прочие державы любых шансов на использование этой территории в качестве плацдарма для вторжения на японские острова. Владея Кореей, японцы сумели захватить новые территории в Маньчжурии, и тем самым лишний раз показали Китаю, насколько важна Корея для его интересов национальной безопасности.

    Корея как стратегическое преимущество

    В конце Второй мировой войны Китай занимался своей гражданской войной и был не готов к восстановлению особых отношений с Кореей. Но к 1949 году китайские коммунисты в основном одержали верх у себя дома, и оккупационные советские войска ушли из Северной Кореи. Новое коммунистическое правительство этой страны, сформированное после ухода японцев и раздела полуострова на две части в 1945 году, консультировалось с Москвой и Пекином и, пожалуй, манипулировало ими, добившись в результате военной поддержки своему вторжению на Юг.

    Пока Пхеньян готовился к нападению на Южную Корею, в Китае шли приготовления к высадке через пролив на Тайвань. Но китайцам пришлось отложить свои планы. Через несколько дней после начала боевых действий между Северной и Южной Кореей в июне 1950 года Соединенные Штаты направили свои корабли в Тайваньский пролив для защиты националистического правительства в Тайбэе. Когда спустя несколько месяцев войска Севера были остановлены и отброшены обратно к реке Ялу, у Китая не осталось иного выбора, и он был вынужден переключить свое внимание с Тайваня на Корейский полуостров, вступить в Корейскую войну и заняться гораздо более насущной угрозой, возникшей у него на границе.

    Советы, обеспокоенные тем, что в результате успешных действий по разгрому националистов на Тайване Пекин обретет свободу действий и сможет предпринять попытку политического примирения с США, в ходе Корейской войны обеспечили сохранение враждебности между Соединенными Штатами и Китаем. Действия северных корейцев в случае их успеха могли быть выгодны КНР, но вместо этого они помешали Пекину восстановить свою власть над Тайванем, на два десятилетия испортили его отношения с Вашингтоном, и в итоге Китай оказался ответственным за поддержку слабого государства, находящегося на важной границе с ним. Северные корейцы были благодарны китайцам за вмешательство, но при этом, как и во время предыдущих интервенций, китайцев опять устраивал раздел Кореи, поскольку это позволяло им сохранить свой буфер.

    Хотя после войны северные корейцы сумели воспользоваться усиливавшимся в то время советско-китайским расколом, добиваясь экономических уступок от соперничавших между собой коммунистических держав, после распада Советского Союза и окончания холодной войны северокорейский режим встал перед незавидным выбором: либо пойти на риск утраты контроля над страной, попытавшись ее реформировать и открыть навстречу внешнему миру (пример Советского Союза и многих стран Восточной Европы не способствовал выбору такого пути), либо согласиться на другой риск, оставив для себя лишь одного спонсора в лице Китая. Но Пхеньян выбрал свой путь: он решил создать мощные силы ядерного сдерживания любых военных акций и угрожать применением этих сил, выбивая экономические уступки из американцев, японцев, южных корейцев и всех тех, кому дороги мир и стабильность. Пхеньян также решил использовать страх Китая перед утратой своего стратегического буфера.

    Корейский кризис уже грозит России. Как заявил сенатор Виктор Озеров , системы ПВО на Дальнем Востоке приведены в состояние повышенной боеготовности в связи с ситуацией вокруг КНДР. Эта информация позже была опровергнута, но судя по заявлениям президента США: «Военное решение полностью готово (locked and loaded) на случай, если Северная Корея поведет себя недостаточно мудро. Надеюсь, Ким Чен Ын найдет иной путь!». Об этом Дональд Трамп написал Twitter .

    А все началось с того, что 5 августа Совет безопасности ООН принял резолюцию, вводящую убийственные санкции против Северной Кореи за то, что она продолжает испытания межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в нарушение ранее принятых резолюций ООН.

    Эта резолюция бьет по главным статьям экспорта Северной Кореи, включая уголь, железо, железную руду, свинец, свинцовые руды и морепродукты. Мишенями также становятся иные источники доходов — такие, как банки и совместные предприятия с иностранными компаниями.

    Резолюция 2371 была навязана (ну кем же еще?) Соединенными Штатами Америки — Верховным Агрессором всей Вселенной. Верховный орган глобального мира, Совет безопасности ООН, никогда не наказывал эту исключительную страну-изгой и никогда не накладывал на нее санкций. А наказать было и есть за что — на протяжении последних 70 лет эта страна в боевых действиях и в результате бомбардировок беспилотниками в незаконных войнах за свою гегемонию убила миллионы людей по всему земному шару.

    Резолюция против Северной Кореи была принята единогласно всеми 15 членами Совета безопасности ООН, включая союзников Северной Кореи Китай и Россию. У них могли быть свои собственные стратегические и эгоистические причины не проявить солидарность с Северной Кореей, не наложить вето на резолюцию и не предложить вместо нее меры дипломатического воздействия. Эти дипломатические меры могли бы призвать к разуму ястребов в Вашингтоне и Пентагоне и остановить зверскую кровожадность Трампа, выкрикивающего ядерные угрозы из своего гольф-клуба в Бедминстере, штат Нью-Джерси: «Их встретит такой огонь и такая ярость, каких мир еще никогда не видывал». Россия и Китай могли бы предложить альтернативную резолюцию, которая предлагала бы заняться поисками диалога и заставила бы Вашингтон прекратить разжигать войну.

    Но Россия и Китай этого не сделали. Что весьма печально.

    Полным позором является то, до какой степени прогнулся весь мир ради того, чтобы ублажить Вашингтон и хозяев его темного «глубинного государства», которые дергают за ниточки марионеток в Белом доме! Неужели же мы стали миром вассалов умирающей империи?

    Те же самые агрессоры, возглавляемые Вашингтоном, более 60 лет назад уже разрушили Северную Корею, убив треть ее 10-миллионного населения. США не позволили подписать мирный договор. Вместо этого, Корейской народно-демократической республике, живущей по шаткому пакту о перемирии, постоянно угрожают из многочисленных военных баз США в Южной Корее и Японии, укомплектованных флотилиями самолетов и кораблей. Воздушное пространство КНДР постоянно нарушается американскими бомбардировщиками; военные маневры вооруженных сил США, Южной Кореи и Японии являются постоянным устрашением для народа Северной Кореи, ведущего нормальную мирную жизнь. А военно-демаркационная линия, проходящая по 38-й параллели, уже на протяжении жизни трех поколений или более поддерживает разделение обычных корейских семей.

    Режим Ким Чен Ына показывает всему миру всего лишь свою готовность защищать достижения КНДР по изумительному восстановлению страны и отстаивать всеобъемлющие социальные гарантии по бесплатному образованию и медицинскому обеспечению всего народа, численность которого сейчас превышает 25 миллионов человек. Северокорейские средства ядерного сдерживания ни для кого не представляют угрозы — ни для Японии, ни для ее Южного брата, ни, тем более, для Соединенных Штатов. И Трамп чертовски точно знает это. Его похвальба об «огне и ярости» — ни что иное, как бряцание оружием, шоу мультимиллиардера-психопата, гоняющего гольф-мячики и упивающегося властью над, слава Богу, разваливающейся империей. Он не посмеет тронуть Северную Корею, потому что тогда он познает «огонь и ярость» союзников КНДР — России и Китая — несмотря на их неудачное голосование в СБ ООН.

    Считается, что санкции ООН — если они будут соблюдаться — сократят ежегодные экспортные поступления Северной Кореи на 1 миллиард долларов. Это может повергнуть страну, благодаря предыдущим западным санкциям уже изолированную, в крайнюю нищету и голод. И хотя маловероятно, чтобы Китай, на долю которого приходится 90% внешней торговли Северной Кореи, будет придерживаться этих санкций, они, все равно, являются бесчестной угрозой.

    Посмотрим на законность санкций ООН в более широком контексте — таком, которое народы мира либо не знают, либо забыли.

    Глава VII Устава ООН описывает Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии.

    Эти действия конкретно излагаются в статьях 39, 40, 41 и 42 Главы VII:

    Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

    Чтобы предотвратить ухудшение ситуации, Совет Безопасности уполномочивается, прежде чем сделать рекомендации или решить о принятии мер, предусмотренных статьей 39, потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Совет Безопасности должным образом учитывает невыполнение этих временных мер.

    Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

    Если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в статье 41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации.

    Односторонние санкции в отношении другой страны — главный инструмент, который Соединенные Штаты своевольно применяют в отношении любой страны, которая не лижет их сапоги, совершенно незаконны и являются нарушением международного права.

    Законность санкций ООН крайне сомнительна в большинстве случаев и, в частности, в случае с Северной Кореей, поскольку эти санкции воздействуют на права человека, а именно на экономические, социальные и культурные права гражданского населения. Совокупный негативный эффект от этих санкций может привести к гуманитарной катастрофе, выражающейся в нехватке определенных товаров и услуг, существенно необходимых для того, чтобы гарантировать базовые условия жизни (Gebs, Robin. «Humanitarian Safeguards in Economic Sanctions Regimes: A Call for Automatic Suspension Clauses, Periodic Monitoring, and Follow-Up Assessment of Long-Term Effects». The Harvard Human Rights Journal 18 (2005), p. 173).

    В случае с Северной Кореей эти санкции являются полным фарсом, поскольку главным агрессором не является и никогда не была Северная Корея. Агрессором являются и всегда были Соединенные Штаты.

    Однако, никакому государству на этой прекрасной планете не приходит в голову ввести санкционный режим против США через Верховный орган Мира и Безопасности ООН. Но почему же? Да потому что все они боятся ответных мер со стороны США. Хотя, Россия и Китай вместе с блоком «Шанхайская организация сотрудничества» (ШОС), который уже объединяет половину населения мира, контролируют треть глобального экономического продукта и находится на пути к отказу от гегемонии американского доллара, вроде бы, не должны больше бояться ответных мер. Но, все равно, боятся?

    Просто нелепо, как весь мир, эта Лига Наций, как ее раньше называли, живет с мозгами, до основания промытыми, чтобы практически безо всяких исключений и вопросов, не моргнув глазом, мириться со зверствами Вашингтона, с его преступлениями против человечества, с беспорядочными убийствами десятков миллионов человек по всему миру. Но в то же самое время, эта «Лига Наций» в едином порыве проявляет «солидарность», чтобы с готовностью задушить маленькое смелое государство Северную Корею, которая лишь проводит испытания своих возможностей на самооборону перед лицом незаконных угроз верховного агрессора всего мира — Соединенных Штатов Америки.

    Автор (Peter Koenig ) — экономист и геополитический аналитик, ранее работал во Всемирном банке. Читает лекции в университетах США, Европы и Южной Америки. Его статьи публикуются в таких изданиях, как Global Research, ICH, RT, Sputnik, PressTV, The 4th Media (China), TeleSUR, The Vineyard of The Saker Blog и других ресурсах.

    Copyright Peter Koenig, Global Research, 2017

    Перевод Сергея Духанова.

    Мир за конфликтом Вашингтона и Пхеньяна следил с тревогой. Россия и Китай . А Штаты рассчитывают, что Пекин может выступить негласным посредником — и за это Трамп пообещал забыть о торговых разногласиях с Китаем. Япония спешно устанавливает самые современные ракетоперехватчики "Пэтриот". Глава немецкой дипломатии настаивает, чтобы главную роль по предупреждению военной конфронтации взяли на себя Москва и Пекин. Министр иностранных дел Британии Джонсон считает, что раз Северная Корея накалила ситуацию, то за ней должна быть инициатива по нормализации.

    Глава российского МИД Сергей Лавров выразился иначе: "Риски очень высокие. Особенно учитывая риторику. Звучат прямые угрозы применить силу, при этом министр обороны США Джеймс Мэттис заявил, что это будет сопряжено с огромным количеством человеческих жертв. Разговоры о том, что нужно нанести превентивный удар по Северной Корее, разговоры из Пхеньяна, что нужно ударить по острову Гуам, по американской военной базе, не прекращаются. Поэтому нас, конечно, это очень тревожит. Я считаю, что когда доходит фактически до драки, то первым должен сделать шаг от опасной черты тот, кто сильнее и умнее".

    "Северная Корея планирует запустить баллистические ракеты в направлении острова Гуам". На русский заголовок этой новости можно было бы перевести как "перебранка". Буквально иероглифы под флагами значат "словесный спор".

    Что конфликт США и КНДР так и останется на словах, надеется сейчас весь мир, а Китай призывает перевести их в диалог. Это Си Цзиньпин сказал Трампу по телефону лично. Председателя КНР цитирует центральное телевидение Китая.

    "Мы настаиваем на решении ядерной проблемы через диалог, переговоры и политические меры. Китай — на основе принципа взаимного уважения — готов поддерживать контакты с США и работать вместе с ними для надлежащего урегулирования ситуации", - говорят дикторы на китайском телевидении.

    Трамп заверил, что услышал. Но, несмотря на совет Китая выбирать выражения, риторику не меняет. В эфире CCTV цитируют его уже ставшее крылатым "огонь и ярость". И звучащие неожиданным диссонансом слова министра обороны Меттиса — про ужасы войны. Уберечь мир от них может российско-китайский план "двойной заморозки", который призван остудить пыл обеих сторон.

    "Эта инициатива поможет разорвать этот порочный круг, а также совершить прорыв для возобновления мирного диалога. Мы ощущаем, что все большее число стран стали понимать и поддерживать наше предложение и подчеркивать важность дорожной карты, предложенной Китаем и Россией, по мирному решению ядерной проблемы на Корейском полуострове", - заявил 8 августа Ван И, министр иностранных дел Китая.

    О совместной инициативе Ван И говорил на саммите министров иностранных дел стран АСЕАН в Маниле. Тему обсудили и на двусторонней встрече с Сергеем Лавровым. План предусматривает немедленное прекращение запусков и испытаний ракет со стороны КНДР и отказ от военных учений со стороны США и Южной Кореи.

    "Было бы здорово, если бы Китай, Россия и США — три великих ядерных державы — приложили совместные усилия, чтобы превратить полуостров в безъядерную зону. Или даже пять стран выработали единую позицию. Во-первых, снизить напряженность, во-вторых, возобновить переговоры. В-третьих, любые успешные переговоры основываются на дорожной карте — Россия первой внесла в ее разработку свою лепту. И проблема не в том, что этот план кому-то не нравится, а в том, что они отвергают его и не предлагают ничего взамен", - говорит Йан Сью, старший научный сотрудник Китайского института международных исследований.

    Два возможных сценария на случай военных действий на неделе опубликовала одна из государственных газет Китая. Нейтралитет — если первой ударит КНДР. И вмешательство, если начнут американцы.

    Резолюция от 5 августа, принятая единогласно, это запрет на инвестиции, создание совместных предприятий и на экспорт из КНДР, в частности, железа, железной руды, свинца, угля и морепродуктов.

    КНР — главный торговый партнер Северной Кореи. И с точки зрения традиционных экономических отношений двух стран Китаю новые санкции обойдутся дороже, чем остальным. Но за сохранение мира Китай готов заплатить высокую цену и будет, как всегда, строго и в полной мере выполнять соответствующие резолюции, официально заявил МИД страны.

    Согласно опросам, большинство китайцев вероятность войны считают низкой. А вот соседи в панике. Япония поставила ПРО прямо в центре столицы, за два дня перебросила комплексы ПВО "Пэтриот" в западные префектуры и направит в акваторию Тихого океана военные корабли, оснащенные системами слежения и наведения. Но реакцию Токио можно понять: во время последних испытаний 29 июля ракета "Хвасон-14", запущенная КНДР, упала, как сообщалось, с большой вероятностью в пределах особой экономической зоны Японии.

    Премьер Синдзо Абэ сейчас слово в слово повторил то же, что и тогда: "Я сделаю все возможное, приложу все усилия, чтобы обеспечить безопасность и защитить собственность граждан Японии".

    Южная Корея готовится к худшему: жители сметают сухие пайки, а правительство планирует расширить общенациональные учения по гражданской обороне, запланированные на этот месяц.

    "Поскольку станции метро в Южной Корее достаточно глубокие и укрепленные, мы сможем выжить даже в случае ядерной атаки. Но плохо, что об этом мало рассказывают людям и что в укрытиях недостаточно аварийных источников питания", - говорит Йанг Юк, старший научный сотрудник Корейского форума по обороне и безопасности.

    "Я только что поняла, что эта станция метро — бомбоубежище, и теперь, если мне нужно будет укрыться, я постараюсь добраться сюда", - рассказывает Парк Йонг, жительница Сеула.

    Сеул заявляет, что находится в постоянном контакте с Америкой. 21 августа США и Южная Корея намерены начать совместные учения. Но несмотря на обостренную, если не сказать, накаленную обстановку в регионе, переносить маневры никто не намерен.

    Ланьков

    И сейчас отношения между Китаем и КНДР неоднозначны. С одной стороны, существование северокорейского государства выгодно Китаю, так как Северная Корея образует геостратегический буфер у китайских границ. Вдобавок кризис в Северной Корее будет иметь негативные последствия для Китая, которому совсем не хочется иметь дело с потоками беженцев, и уж тем более с проблемами, которые могут быть вызваны потерей контроля над северокорейским химическим или ядерным оружием. Кроме того, объединение Кореи противоречит интересам Пекина – чтобы там ни говорили по этому поводу китайские дипломаты. Таким образом, у Китая есть причины, для того чтобы поддерживать Северную Корею на плаву.

    С другой стороны, у Китая есть основания быть недовольным многими аспектами северокорейской политики. Особое раздражение в Пекине вызывают ядерные амбиции Пхеньяна. Похоже, в последние полгода недовольство это усилилось. Целый ряд событий последнего времени заставляет подозревать, что отношения Пекина и Пхеньяна вступили в полосу очередного кризиса.

    Первым признаком проблем стал скандал вокруг неудачных инвестиций крупной китайской компании "Сиян". Она вложила около 50 миллионов долларов в постройку шахты в Северной Корее, после чего шахта была захвачена северокорейской стороной. Подобные ситуации возникали и раньше, но на этот раз о конфликте пострадавшая китайская сторона заявила открыто.

    В августе 2012 года в Китай прибыл Чан Сон-тхэк, ближайший советник Ким Чен Ына. Он надеялся получить дополнительную экономическую помощь, но вернулся с пустыми руками.

    В январе 2013 года Китай поддержал резолюции Совета Безопасности ООН с осуждением запуска северокорейской ракеты. Это решение Китая оказалось неожиданным для большинства наблюдателей.

    Наконец, в конце января китайская газета "Хуаньцю шибао" заявила, что в случае проведения Северной Кореей ядерного испытания Китай сократит масштабы помощи КНДР. Это заявление трудно проигнорировать, потому что эта газета входит в холдинг "Жэньминь жибао", то есть подчиняется официальному органу ЦК Компартии Китая.

    Конечно, правительство КНДР не слишком прислушивается к мнению своих союзников, в том числе и Китая. Однако сейчас игнорировать недвусмысленные предупреждения из Пекина становится всё сложнее – слишком уж велика экономическая зависимость КНДР от китайской помощи и от торговли с Китаем. Поэтому нельзя исключать, что китайское давление отчасти достигло своей цели и заставило правительство Северной Кореи то ли отложить, то ли отменить ядерные испытания.

    Это, безусловно, хорошие новости. Однако следует помнить: Пекин вовсе не собирается загонять Северную Корею в угол и тем более не стремится к тому, чтобы спровоцировать там серьезный кризис. Поэтому, вероятнее всего, Китай и впредь будет поддерживать КНДР на плаву, лишь изредка выражая свое недовольство по поводу тех или иных акций Пхеньяна.

    Во-вторых, Китаю необходимо получить от Северной Кореи некие экономические гарантии дееспособности, что возможно только на пути системного усвоения КНДР опыта китайских реформ. В этом случае КНР гипотетически могла бы закрыть глаза на северокорейскую ядерную программу, органично встроив ее в собственную политику "сдерживания" США.

    Складывающиеся реалии совершенно иные. КНДР не торопится применять у себя китайский опыт, сосредоточив все силы и ресурсы нации на развитии ядерной программы. Корейская атомная бомба для многих северокорейцев, возможно, является и некоей "национальной идеей", и единственным защитным оружием от Америки и других врагов, и одновременно понятным миллионам объяснением: "почему мы живем так бедно".

    При этом Пхеньян требует от Пекина расширения кредитной, продовольственной, энергетической и иной помощи. Китай всегда поддерживал идеологически близкий ему режим, иногда спасая его от смертельной угрозы (Корейская война 1950-1953 гг.). Не оставил он КНДР и после установления дипломатических отношений с Южной Кореей (24 августа 1992 г.), хотя это и вызвало на севере Корейского полуострова бурю негодований и обвинений в предательстве.

    В настоящее время в Чжуннаньхае (так называется "китайский Кремль") с растущим раздражением констатируют стойкое нежелание Пхеньяна строить социализм по китайской модели. Причем, если в конце 1990-х начале 2000-х годов многие ученые КНР писали о "легкости и быстроте" реализации данного проекта, указывая на уже апробированный опыт открытых зон КНР, возможности использования китайского финансового и кадрового ресурса, то сегодня тон публикаций резко изменился. Многие эксперты вообще не верят в корейскую модернизацию по китайскому варианту, считают, что Северная Корея "превращается в обузу" на пути Китая "в великую региональную и мировую державу".

    Возможно, что одной из причин неудачного визита в КНР 13 августа 2012 г. заместителя председателя Государственного комитета обороны КНДР, ближайшего советника молодого вождя Ким Чен Ына - Чан Сон Тхэка - как раз и стало недовольство китайских руководителей, вызванное подобной "упертостью" северокорейцев. Посланник не смог убедить Ху Цзиньтао в необходимости визита молодого руководителя в КНР до XVIII съезда. Судя по всему, не удалось Чан Сон Тхэку и получить новый льготный кредит в несколько миллиардов долларов.

    По сообщениям южнокорейских СМИ, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао предъявил корейскому представителю некие китайские претензии, связанные с фактами ущемления Пхеньяном китайского бизнеса, в частности горнодобывающей компании "Сиян групп". Как уверяют источники в Сеуле, северным корейцам было изложено пять условий, без выполнения которых не может идти речи о дальнейшем сотрудничестве, – принятие соответствующих законов о регулировании иностранного бизнеса, борьба с коррупцией, отмена практики введения новых налогов для инвесторов, оказание помощи со стороны властей, реорганизация таможни.

    Очевидно, что новому руководству Китая придется встречаться с Ким Чен Ыном и "забыть" временные разногласия. Этого требуют протокол и более общие проблемы региональной и глобальной безопасности. Если бы Си Цзиньпину в итоге удалось каким-то образом вернуть КНДР за стол шестисторонних переговоров и возобновить работу "шестерки", это стало бы сильным "козырем" нового китайского руководителя в его дальнейшей региональной и глобальной "игре" с США и их союзниками.

    И до кучи еще немного Ланькова
    http://rus.ruvr.ru/_print/103637102.html
    Пора признать очевидное: санкции не оказывают на Северную Корею особого влияния. Проблема в том, что за пределами узкого круга экспертов это обстоятельство понимают очень немногие. Зато введение очередных санкций позволяет и дипломатам, и парламентариям демонстрировать избирателям, что они реагируют на угрозу, исходящую от КНДР.

    Впервые режим международных санкций в отношении КНДР был введен после первого ядерного испытания, которое состоялось в 2006 году. За семь лет действия этого режима Пхеньян трижды пытался запустить искусственный спутник Земли, причем последняя попытка оказалась удачной, а также провел еще одно ядерное испытание. При этом нельзя сказать, что КНДР достигла этих успехов ценой затягивания поясов. Напротив, период 2006-2012 годов, то есть период санкций, был также временем умеренного, но вполне ощутимого роста экономики КНДР.

    Анализ этих обстоятельств вынудил экспертов сделать вывод, что санкции не оказывают заметного воздействия на Северную Корею. Тому есть несколько причин.

    Во-первых, в случае с Северной Кореей не работает обычный для всего остального мира механизм действия санкций. От них страдает, как правило, не высшее руководство, а население в целом, в том числе и значительная часть элиты. В результате и население и элита начинают требовать от правительства, чтобы оно отказалось от политических решений, которые вызвали введение санкций.

    Такая модель сработала в Югославии и ЮАР. Она может сработать и в Иране, при всем своеобразии его политического режима. Однако в Северной Корее эта политика имеет мало шансов на успех. Население Северной Кореи не имеет никаких возможностей оказывать давление на политику своего правительства. Северокорейцы не голосуют – точнее, голосуют раз в пять лет на официальных выборах, на которых единственный кандидат всегда получает 100% всех голосов. Вероятность мятежа или переворота в Корее также ничтожно мала.

    Введение санкций может привести к тому, что значительная часть населения КНДР окажется в действительно бедственном положении – возможно, даже будет голодать, но вот на северокорейское правительство эта ситуация не окажет никакого влияния. Как показал опыт последних 20 лет, никакие страдания населения не могут заставить Пхеньян идти на уступки в вопросах, которые там считают приоритетными.

    Во-вторых, режим финансовых санкций, скорее всего, не получит реальной поддержки от Китая, являющегося главным торговым партнером Северной Кореи. Китайские банки найдут способы обходить ограничения. Объёмы северокорейской внешней торговли весьма невелики, поэтому во многих случаях расчёты могут производиться наличной валютой. Вполне можно представить себе северокорейских чиновников, которые будут ездить в Китай с чемоданами, набитыми стодолларовыми купюрами.

    На военном параде в Пхеньяне впервые были показаны баллистические ракеты для подводных лодок «Пуккуксонг». Фото Reuters

    Пхеньян еще не в состоянии нанести удар по Америке. Об этом говорит неудачное испытание ракеты, проведенное в воскресенье. Тем не менее Вашингтон усиливает политическое и военное давление на КНДР. Чтобы подбодрить союзника, в Сеул прибыл вице-президент США Майкл Пенс. Встречают его без восторга. Южнокорейцы боятся, как бы непредсказуемый Дональд Трамп не повторил сирийский вариант. Его результаты для страны были бы катастрофическими.

    В Пхеньяне в субботу состоялся парад, внушительная демонстрация военной мощи в честь дня рождения отца-основателя КНДР Ким Ир Сена. Причем все это в присутствии многочисленных иностранных репортеров. А на следующее утро случилась неудача с пуском баллистической ракеты с военно-морской базы на восточном побережье страны.

    Тихоокеанское командование ВМС США сообщило, что ракета взлетела около 6 утра по местному времени. Она взорвалась почти сразу после пуска. Это затрудняет опознание радиуса действия и размера ракеты. Как бы то ни было, эта неудача усиливает сомнения западных экспертов в заявлениях Пхеньяна о том, что он способен дать ответ ядерным оружием на нападение США.

    Эксперты были поражены числом новых ракет, показанных на параде в Пхеньяне. Раньше на таких парадах демонстрировались два типа межконтинентальных баллистических ракет - KN-08 и KN-14. В субботу машины, которые везли ракеты, были те же, что раньше. Но они двигали большие, невиданные прежде канистры. Там могли находиться старые ракеты, совершенно новые или внутри вообще ничего не было.

    Испытание ракеты прошло в тот момент, когда из Аляски в Сеул вылетел вице-президент США Майкл Пенс. Как пишет Washington Post, там он должен высказать серьезное предупреждение Северной Корее. Смысл его состоит в том, что КНДР дорого заплатит, если не прекратит провокации.

    В Южной Корее публика вряд ли будет бурно приветствовать американского гостя. Южнокорейцы боятся, как бы непредсказуемый хозяин Белого дома не повторил сирийский вариант с ракетной атакой на Корейском полуострове. Его результаты для страны были бы катастрофическими. Вот что пишет в газете Korea Herald священник Роберт Пак. Япония и Китай уже предприняли меры, чтобы обезопасить своих граждан на случай военной конфронтации. А гражданские лица в Южной Корее, которые понесут неисчислимый урон в случае американских превентивных ударов против Северной Кореи, совершенно не подготовлены к такому варианту событий.

    При этом сами американские войска в Южной Корее сильно не пострадают. А регион Сеула с его 25-миллионным населением находится в пределах дальности огня северокорейской артиллерии.

    И все же не собирается ли Китай вмешаться в потенциальный военный конфликт в Корее? В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин отметил: «Китайцы сомневаются в том, что кому-то в здравом уме может прийти идея нанести удар по Северной Корее. КНДР и Сирия – разные вселенные. Сирию год за годом бомбит Израиль, ничего за этим не следует. Потери от Израиля были сильнее, чем удары «Томагавками». Северная Корея – нечто другое».

    Ким Чен Ына в Пекине ненавидят. Они и рады бы изменить формат отношений с КНДР. Но Ким уничтожил всех людей, кто был китайцам знаком и симпатичен в Северной Корее; нет каналов коммуникации, Ким им непонятен и непредсказуем. По неподтвержденным слухам, есть группа северокорейцев, которые не были казнены, а удрали в Китай в расчете на перехват власти, если все пойдет в разнос; но это подтвердить трудно.

    С Северной Кореей ничего кардинального китайцы делать не будут с учетом того, что американцы тоже вряд ли что-либо радикальное предпримут. Маловероятно, что Китай будет защищать Северную Корею и следовать старым договорам, прогнозирует Кашин.

    Напомним, что между Китаем и КНДР в 1961 году был заключен договор, предусматривавший оказание помощи в случае нападения на одного из участников. Китайские публицисты сегодня нередко высказываются в том духе, что КНДР сама нарушила этот договор, проводя ядерные испытания вопреки решениям ООН. Потому КНР и не обязана выполнять этот договор.

    В то же время Пекин не отказался от идеи совместными с Россией усилиями возродить переговоры по Корее. В беседе по телефону с главой МИД РФ Сергеем Лавровым министр иностранных дел Китая Ван И сказал, что Пекин намерен тесно координировать свои действия с Москвой, способствовать скорейшей деэскалации напряженности и продвигать возобновление диалога между всеми сторонами.

    Однако в отчете китайской прессы о разговоре ни о каких совместных действиях по Сирии не говорится. Ван И, правда, упомянул необходимость соблюдать суверенитет и территориальную целостность Сирии. Но, как и прежде, Пекин не пожелал осудить американский удар по режиму президента Сирии Башара Асада, предпочтя занять нейтральную позицию.