• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Игра «Нанизывание».

    Цель : развивать мелкую моторику.

    макароны разной формы, раскрашенные детьми, леска, ягоды, пуговицы, бумажные колечки.

    Описание: воспитатель предлагает ребенку поучаствовать в ярмарке. Для этого необходимо сделать бусы, браслеты, рамочки для фотографии при помощи игрового материала.

    Игра «Раскрась правильно».

    Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.

    : карандаши, контурные изображения различных предметов.

    Описание: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).

    Игра «Бумажные поделки».

    Цели: развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях.

    Игровой материал и наглядные пособия: бумага.

    Описание : предложить игру «Магазин бумажных игрушек». Затем показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети (пилотка, галка, кораблик, голубь).

    Игра «Театр теней».

    Цель : развивать мелкую моторику.

    Игровой материал и наглядные пособия: экран (светлая стена), настольная лампа, фонарь.

    Описание: перед игрой необходимо затемнить комнату, источник света должен освещать экран на расстоянии 4—5 м. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран падает тень. Размещения рук между стеной и источником света зависит от силы последнего, в среднем это 1-2 м от экрана. Детям предлагается при помощи рук создать теневые фигуры (птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц, кошка). «Актеры» теневого театра могут сопровождать свои действия короткими диалогами, разыгрывая сценки.

    Игра «Чем не Золушка?».

    Цель: развивать мелкую моторику.

    Игровой материал и наглядные пособия : крупа (рис, гречка).

    Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.

    Игра «Буква растет».

    Цель: развивать мелкую моторику.

    Игровой материал и наглядные пособия : лист бумаги, карандаш.

    Описание : ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы - одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.

    Игры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников старшей группы

    Игра «Путешествие по городу».

    Цель : развивать внимание, наблюдательность.

    Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображениями жителей города (мамы с детьми, школьники, бабушка с корзинкой, студенты), людей разных профессий (водители, почтальоны, строители, маляры), видов транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, велосипед), зданий, украшений города (почта, магазин (посудный, книжный), фонтан, сквер, скульптура).

    Описание : картинки раскладываются в разных местах комнаты. При помощи считалочки дети делятся на 4 группы по 2-3 человека. Это «путешественники». Каждой группе дается задание: одной - посмотреть, кто живет в городе, собрать картинки с изображением людей; другой - на чем люди ездят, собрать картинки с изображением транспортных средств; третьей - картинки, на которых воспроизведен разнообразный труд людей; четвертой - рассмотреть и отобрать картинки с рисунками красивых зданий города, его украшений. По сигналу водящего «путешественники» идут по комнате и отбирают нужные им картинки, остальные ждут возвращения, наблюдая за ними. Возвратившись на свои места, «путешественники» ставят на подставки картинки. Участники каждой группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись и поставили свои картинки правильно.

    Игра «Что изменилось?».

    Цель : развивать внимание.

    Игровой материал и наглядные пособия: от 3 до 7 игрушек.

    Описание: воспитатель ставит перед детьми игрушки, дает сигнал, чтобы они закрыли глаза, и убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

    Игра «Будь внимателен!».

    Цель : развивать активное внимание.

    Описание : дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-либо слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «заичик» — прыгать, на слове «лошадки» - ударять «копытом» (ногой) об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

    Игра «Слушай хлопок!»

    Цель: развивать активное внимание.

    Описание : дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки - в стороны), на два хлопка — позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка - возобновить ходьбу.

    Игра «Четыре стихии».

    Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

    Описание : играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и лучевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

    Игра «Нарисуй фигуру».

    Цель : развивать память.

    Игровой материал и наглядные пособия : бумага, цветные карандаши, 5-6 геометрических фигур.

    Описание : детям показывают 5-6 геометрических фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые они запомнили. Более сложный вариант - попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее воспроизведет все фигуры.

    Игра «Лес, море».

    Цель: развивать внимание.

    Игровой материал и наглядные пособия : мяч.

    Описание : бросить мяч ребенку, называя какую-либо область обитания животных (лес, пустыня, море и т. п.). Возвращая мяч, ребенок должен назвать животное данной местности.

    Игра «Раскрась правильно».

    Цель: развивать внимание.

    Игровой материал и наглядные пособия : бумага, красный, синий и зеленый карандаши.

    Описание : написать буквы и цифры крупным шрифтом, чередуя их друг с другом. Предложить ребенку обвести все буквы красным карандашом, а все цифры - синим. Усложняя задание, предложить все гласные буквы обвести красным карандашом, все согласные - синим, цифры - зеленым.

    Игра «Я покажу, а ты отгадай».

    Цель : развивать внимание.

    Игровой материал и наглядные пособия : игрушки.

    Описание: предложить ребенку поочередно изображать какие-либо действия, по которым можно узнать одну из этих игрушек. Например, загадали медвежонка. Нужно пройти по комнате, имитируя косолапую походку медведя, показать, как зверь спит и «сосет» лапу.

    Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы

    Игра «Найди варианты».

    Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.

    Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

    Игра «Волшебники».

    Цель : развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

    Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

    Игра «Собери цветок».

    Цель : развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

    Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

    Описание : каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

    Игра «Логические концовки».

    Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

    Описание : детям предлагается закончить предложения:

    Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

    Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

    Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

    Если два больше одного, то один... (меньше двух).

    Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

    Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

    Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

    Если правая рука справа, то левая... (слева).

    Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

    Игра «Орнамент».

    Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

    Игровой материал и наглядные пособия : 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

    Описание : предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

    Игра «Полезно - вредно».

    Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

    Описание : рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

    Игра «Что я загадала?».

    Цель: развивать мышление.

    Игровой материал и наглядные пособия : 10 кругов разного цвета и размера.

    Описание : разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:

    Это круг больше красного? (Да.)

    Он больше синего? (Да.)

    Больше желтого? (Нет.)

    Это зеленый круг? (Да.)

    Игра «Посади цветы».

    Цель: развивать мышление.

    Игровой материал и наглядные пособия : 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.

    Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все большие цветы.

    Вопросы : какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?

    Игра «Группируем по признакам».

    Цель : закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

    Описание : разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.

    Игра «Вспомни быстрее».

    Цель

    Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

    Игра «Все, что летает».

    Цель : развивать логическое мышление.

    Игровой материал и наглядные пособия : несколько картинок с различными предметами.

    Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

    Игра «Из чего сделано».

    Цели : развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

    Описание : воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

    Игра «Что бывает...».

    Цель : развивать логическое мышление.

    Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:

    Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)

    Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)

    Что бывает низким (высоким)?

    Что бывает красным (белым, желтым)?

    Что бывает длинным (коротким)?

    Игры, направленные на развитие речи у дошкольников старшей группы

    Игра «Закончи предложение».

    Цель : развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.

    Описание: детям предложить закончить предложения:

    Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)

    Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)

    Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)

    Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу.)

    Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).

    Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).

    Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).

    Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).

    Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).

    Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).

    Игра «Режим дня».

    Цели: активизировать речь детей; обогащать словарный запас.

    Игровой материал и наглядные пособия : 8-10 сюжетных (схематических) картинок с изображением режимных моментов.

    Описание: предложить рассмотреть картинки, а затем расположить их в определённой последовательности и объяснить.

    Игра «Кому угощение?».

    Цель : развивать умение употреблять трудные формы существительных в речи.

    Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображением медведя, птиц, лошади, лисы, рыси, жирафа, слона.

    Описание : воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать, кому что. Просит помочь. Предложить картинки с изображением медведя, птиц (гусей, кур, лебедей), лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.

    Вопросы: Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

    Игра «Назови три слова».

    Цель : активизировать словарь.

    Описание: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

    Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.)

    Игра «Кто кем хочет стать?».

    Цель : развивать умение употреблять трудные формы глагола в речи.

    Игровой материал и наглядные пособия : сюжетные картинки с изображением трудовых действий.

    Описание: детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта.) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками.) Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».

    Игра «Зоопарк».

    Цель : развивать связную речь.

    Игровой материал и наглядные пособия : картинки с животными, игровые часы.

    Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

    1. Внешний вид.

    2. Чем питается.

    Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

    Игра «Сравни предметы».

    Цели : развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.

    Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.

    Описание : воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди».

    Например:

    У меня нарядный фартук.

    У меня рабочий фартук.

    Он белого цвета в красный горошек.

    А мой - темно-синего цвета.

    Мой украшен кружевными оборками.

    А мой - красной лентой.

    У этого фартука по бокам два кармана.

    А у этого - один большой на груди.

    На этих карманах - узор из цветов.

    А на этом нарисованы инструменты.

    В этом фартуке накрывают на стол.

    А этот надевают для работы в мастерской.

    Игра «Кто кем был или что чем было».

    Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.

    Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

    Игра «Назови как можно больше предметов».

    Цели : активизировать словарь; развивать внимание.

    Описание : дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.

    Игра «Подбери рифму».

    Цель : развивать фонематический слух.

    Описание : воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

    По дороге шел жучок,

    Песню пел в траве... (сверчок).

    Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

    Игра «Назови части предмета».

    Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.

    Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.

    Описание: воспитатель показывает картинки:

    1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.

    2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

    Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

    Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

    Цель : развивать слуховое восприятие.

    Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

    Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.

    Цель: развивать слуховое восприятие.

    Описание : водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

    Примерный материал:

    Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.

    Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)

    К нам кукушка в огород залетела и поет.

    А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!

    Сел петух на забор, закричал на весь двор.

    Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!

    Ку-ка-реку!

    Игра «Угадай звук».

    Цель: отрабатывать четкость артикуляции.

    Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

    Игра «У кого хороший слух?».

    Цель : развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.

    Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок.

    Описание : воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.

    Игра «Кто в домике живет?».

    Цель : развивать умение определять наличие звука в слове.

    Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.

    Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л"]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

    Примерный материал : еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

    Игра «Кто больше?».

    Цель : развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

    Игровой материал и наглядные пособия : набор известных уже детям букв, предметные картинки.

    Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

    Игра «Вертолина».

    Цель : развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.

    Игровой материал и наглядные пособия : два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.

    Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.

    Игра «Лого».

    Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.

    Игровой материал и наглядные пособия : большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.

    Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

    Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

    Игра «Цепочка».

    Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

    Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

    Игра «Где спрятался звук?».

    Цель : развивать умение устанавливать место звука в слове.

    Игровой материал и наглядные пособия : у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).

    Описание : педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

    Игра «Где наш дом?».

    Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

    Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).

    Описание : дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.

    Примерный материал : ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

    Игра «Чудесный мешочек».

    Цель

    Игровой материал и наглядные пособия : мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

    Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.

    Игра «Телеграф».

    Цель : развивать умение делить слова на слоги.

    Описание : педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

    Игры по математике для детей старшей группы

    Игра «Будь внимателен».

    Цель : закреплять умение различать предметы по цвету.

    Игровой материал и наглядные пособия: плоские изображения предметов разного цвета: красный помидор, оранжевая морковь, зеленая елка, синий шар, фиолетовое платье.

    Описание : дети стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские предметы. Педагог, называя предмет и его цвет, поднимает руки вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, дети не должны поднимать руки вверх. Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько красных предметов, сказать, какого цвета предметы на верхней полке шкафа, и т. д.

    Игра «Сравни и заполни».

    Цели: развивать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ; закреплять представления о геометрических фигурах.

    Игровой материал и наглядные пособия : набор геометрических фигур.

    Описание : играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображениями геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаком вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

    Игра «Заполни пустые клетки».

    Цели : закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

    Игровой материал и наглядные пособия : геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

    Описание : играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

    Игра «Чудесный стаканчик».

    Цель: учить определять место заданного предмета в числовом ряду.

    Игровой материал и наглядные пособия: 10 стаканчиков из-под йогуртов, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.

    Описание : на каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает. Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».

    Игра «Праздник в зоопарке».

    Цель: учить сопоставлять число и количество предметов.

    Игровой материал и наглядные пособия : мягкие игрушки, счетные палочки (пуговицы).

    Описание : поставить перед ребенком игрушки животных. Предложить их «покормить». Воспитатель называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц).

    Игра «Длинномер».

    Цель : закреплять понятия «длина», «ширина», «высота».

    Игровой материал и наглядные пособия : полоски бумаги.

    Описание : педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.

    Игра «Пройди в ворота».

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки, «ворота» с изображением чисел.

    Описание: детям раздаются карточки с разным числом кругов. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, то есть ребенка, число кругов которого в сумме с кругами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».

    Игра «Разговор чисел».

    Цель : закреплять прямой и обратный счет.

    Игровой материал и наглядные пособия : карточки с числами.

    Описание : дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?

    Игра «Не зевай!».

    Цели: закреплять знание счета от 1 до 10, умение читать и записывать числа.

    Игровой материал и наглядные пособия : числовые карточки, фанты.

    Описание : детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Педагог рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять. Кто не успел быстро выполнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу-шут- ку, отгадать загадку и др.).

    Игры рассчитаны на детей от 4 лет. В играх преобладают ходьба, бег, равновесие.

    Кто быстрее опустит обруч?

    Детей поделить на 4 группы. Каждая группа встает перед определенной линией на расстоянии вытянутых рук в стороны. Перед каждой группой положить обруч диаметром 60 см. По сигналу "раз" первые из колон наклоняют туловище вперед, берут обруч по бокам и поднимают его вверх. Затем опускают на плечи, через туловище и опускают на пол, быстро переступают и спешат в конец колоны. Воспитатель фиксирует внимание детей на то, кто правильно пропускал обруч и раньше встал в конец колоны, и отмечает их флажком. Затем по сигналу "раз" это делают другие дети из колон и т. д. Каждый раз воспитатель награждает первого из четырех колон флажком, а в конце подсчитывается количество флажков в каждой колоне. Выигрывает та колона, в которой больше флажков. Игра повторяется.

    Мышеловка

    Дети делятся на две равные группы. Одна группа - "мышки". Они стоят в колоне один за другим. Со второй группы детей сделать 3 круга - это 3 "мышеловки". Дети, которые образуют мышеловки, берутся за руки и на слова воспитателя: "Мышеловка открыта" дети в кругу поднимают руки. Мышки пробегают сначала через одну мышеловку, а затем через вторую и т. д. На слово воспитателя: "хлоп" мышеловка закрывается (дети в кругу опускают руки). Мышки, которые остались в кругу считаются поймаными и становятся в круг. Игра заканчивается, когда все мыши будут пойманы. Выигрывает та мышеловка, где будет больше пойманых мышей. Игра повторяется. Дети меняются ролями.

    Шоферы

    С одной стороны площадки два "гаража" (начертить две параллельные линии на расстоянии 5 - 6 шагов одна от другой). На линиях сделать места для "автомобилей"; поставить кубики. В одном гараже стоят машины с красными рулями (на кубиках лежат красные кружки), а в другом - машины с зелеными рулями (на кубиках лежат зеленые кружочки). Дети - "шоферы", поделены на две равные группы, становятся лицом к своим машинам каждый возле своего руля, которые лежат на кубиках. Воспитатель, который выполняет роль милиционера, стоит на одинаковом расстоянии от двух гаражей и руководит движением машин. Когда он отводит левую руку в бок, дети - шоферы с гаража, стоящий с левой стороны, нагибаются, берут обеими руками руль и готовятся к выезду (колонкой). На поднятый вверх зеленый флажок дети выезжают из гаража и разьезжаются по всей площадки. На красный флажок останавливаются, на зеленый едут дальше. На слова воспитателя: "В гараж" машины возвращаются на свои места. Воспитатель отмечает внимательного шофера, который раньше всех вернулся в гараж. Затем воспитатель отводит руку в сторону и дети - шоферы, которые стоят с правой стороны, делают тоже самое.

    Сова

    С одной стороны площадки место для "бабочек" и "жучков". В стороне начертан круг - "гнездо совы". Выделенный ребенок - "сова" встает в гнездо. Остальные дети - "бабочки" и "жучки" встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" бабочки и жучки летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" бабочки и жучки быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелилися (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, а бабочки и жучки начинают летать.Игра заканчивается, когда у совы будет 2 - 3 бабочки или жучка. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.

    Стоп!

    С одной стороны площадки за линией дети стоят в шеренге. На расстоянии 10 - 15 шагов от детей чертят круг (диаметром 2 - 3 м). Из детей выбирают одного ведущего, который становится в круг спиной к ним. Ведущий закрывает глаза и говорит: "Быстро иди, не отставай, стоп!" В то время, когда он говорит эти слова, дети большими шагами быстро идут вперед по направлению к ведущему. На слово "стоп!" все замирают на местах, ведущий быстро смотрит. Если ребенок не успел остановиться и встать ровно, ведущий снова ведет его к линии и он при повторении игры начинает двигаться снова от линии. Ведущий снова закрывает глаза и говорит те же слова, а дети дальше двигаются к ведущему в круг, и так до тех пор, пока кто - нибудь из детей не дойдет к ведущему в круг раньше, чем тот скажет "стоп!" Этот ребенок меняется местами с ведущим, и игра повторяется.

    Пастух и волк

    Из детей выбирают "пастуха" и "волка", остальные дети - "овцы". На одном конце площадки чертят "дом" для овец, на противоположной стороне площадки - поле, где будут пастись овцы. С боку стоит волк. Пастух ведет овец в поле. В поле овцы бегают, пасутся. На сигнал воспитателя: "волк!" овцы разбегаются по площадке и убегают в свой домик. Волк ловит овец. Пастух их защищает. Пойманную овцу волк отводит к себе. При повторении игры пастух, возвращаясь домой, освобождает пойманную волком овечку. Волк старается не допустить пастуха к овце и в то же время ловит остальных. Игра заканчивается, когда у волка будет несколько овечек (по договоренности).

    Смени флажок

    Дети делятся на 2 или на 4 одинаковые группы и встают перед линией в параллельные колоны, лицом в одну сторону. С противоположной стороны площадки перед каждой колонной лежит по одному обручу, в обручах флажки (например, зеленые). Каждому первому игроку в колоне дается флажок определенного цвета (например, синего). На сигнал воспитателя "раз" первые дети из колон (по одному ребенку с каждой) с синими флажками быстро бегут к обручам, Меняют синие флажки на зеленые, возвращаются на свои места и поднимают вверх зеленые флажки. Зеленые флажки передают вторым в своей колоне, сами встают в конце колоны. Колона подходит к линии. Воспитатель снова дает сигнал, бегут вторые, затем третьи и т. д. Воспитатель каждый раз отмечает того, кто первый сменил флажок и правильно его положил. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок с колоны не сменит флажок. Выигрывает та колона, которая качественно и быстро выполняла задание воспитателя. Игру можно повторить.

    Палочка - стукалочка

    С одной стороны площадки посадить детей, поделив их на одинаковые колоны. На расстоянии 1 - 2 шагов от них начертить линию, от которой дети будут бегать на противоположный конец площадки, где стоит стул. Под стулом лежит палочка. На линию выходят по одному из каждой колоны и на слово "раз" или "беги" бугут. Кто быстрее вытянит палочку, тот стучит и говорит: "Раз, два, три, палочка - стукалочка, стучи!", кладет палочку на место и садится на свое место. Колона, в которой ребенок выиграл, получает флажок. Затем выходит вторая, третья пара и т. д. В конце игры подсчитываются флажки. Выигрывает та колона, которая имеет больше флажков.

    Смелее вперед!

    Дети делятся на две группы. Строятся в шеренгу и встают лицом к середине площадки. На первый сигнал одна группа поворачивается лицом в противоположный бок и марширует на месте, а вторая шеренгой идет вперед. На второй сигнал дети, которые маршировали на месте, поворачиваются и ловят тех, которые шеренгой шли вперед. Последние быстро убегают на свои места (за линию). Игра повторяется. Дети меняются ролями. Выигрывает та группа детей, в шеренге которой меньше пойманых детей.

    Где кто живет?

    Дети стоят в две шеренге на расстоянии 8 - 10 шагов одна от другой. Посередине между шеренгами начертить два круга, каждое 80 - 100 см диаметром; один круг - "двор", другой - "лес". В каждой шеренге есть одинаковые "птицы" и "животные". Каждый ребенок с первой шеренги выбирает себе название любой птицы или животного, которые живут в лесу, или названия домашних животных и птиц, которые ходят по двору. Такие же названия выбирает себе и вторая шеренга. Например, первые два ребенка в двух шеренгах - зайцы, вторые - кошки и т. д. Когда воспитатель называет домашних животных, дети, которые имеют названия этих животных, быстро бегут в лес. Например, на сигнал воспитателя "кукушки!" дети - "кукушки" из двух шеренг спешат в круг, которое является лесом; на сигнал "кошки" дети - "кошки" из двух шеренг спешат в круг, которое является двором. Воспитатель отмечает того ребенка из пары, который быстрее добежит до круга. Когда все дети будут в кругу, игра заканчивается.

    К своему флажку

    По середине площадки чертят 5 маленьких кругов один возле другого; В каждом кругу встает ведущий с флажком определенного цвета в руках. Дети делятся на 5 групп. Каждая группа имеет свой цвет, такой же самый, как у ведущего. На сигнал воспитателя ведущие по очереди ведут свои колоны на край площадки, маршируют в большом кругу, который был начерчен раньше. На слова воспитателя: "Ведущие на места!" Ведущие возвращаются в свои круги и незаметно меняются флажками, а дети продолжают ходить по большому кругу. На слова воспитателя: "К своим флажкам!" ведущие поднимают флажки вверх, а дети бегут к ним. Выигрывает та группа детей, которая быстрее найдет флажок своего цвета и встанет в колону за ведущим. С каждой группы выбирают нового ведущего. Игра повторяется.

    Хитрая лиса

    Дети стоят в кругу плечо к плечу, заложив руки за спину. Воспитатель проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся воспитатель, становится "хитрой лисой". Воспитатель предлагает кому - нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребенок сразу не найдет, то все дети спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов лиса отвечает: "Я тут!" и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2 - 3 ребенка, игра заканчивается. При повторении выбирают другую лисичку.

    Караси и щука

    Половина детей образует круг (ставок). Дети стоят на расстоянии вытянутых рук в стороны один от другого. Воспитатель выбирает одного ребенка "щукой". Щука встает вне круга. Остальные дети - "караси" плавают (бегают) в середине круга - "ставка". На слово воспитателя: "щука!" ребенок быстро вбегает в круг (ставок) и старается словить карасей, которые спешат сесть или встать за товарища, который стоит в кругу. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманных забирает с круга. Игра заканчивается, когда щука словит определенное количество карасей. Затем воспитатель выбирает новую щуку. Игра повторяется.

    Выручай!

    Дети стоят в кругу лицом в центр. Два ребенка, которых перед этим выбрали, выходят из круга и бегут: один ребенок убегает, другой - догоняет. Ребенок, который убегает, может спастись, встав сзади у кого - нибудь из детей, которые стоят в кругу, и сказать: "Выручай!" Тот ребенок, к которому обратились, должен убегать из круга и тоже встать сзади другого. Если ребенок не успеет встать, ее поймают. При повторении игры выбирают другую пару детей.

    Квач, бери ленточку!

    Дети стоят в кругу. Каждый ребенок получает ленточку, привязывает ее на пояс. В центр круга встает "квач", У него ленточки нет. На слова воспитателя: "Лови!" дети разбегаются по всей площадке, а "квач" догоняет детей и старается снять ленточки у детей. Ребенок, который остается без ленточки, не надолго выходит из игры. На слова воспитателя: "Раз, два, три, в круг вставайте!" дети становятся в круг, а "квач" подсчитывает количество снятых ленточек и возвращает их детям. Игра повторяется с новым "квачом" 3 - 4 раза. В конце игры воспитатель отмечает самого ловкого "квача".

    Квач парами

    Дети бегают по площадке, а ребенок - "квач" ловит их. Если кто - нибудь из детей подаст руку другому ребенку, которого догоняет "квач", и встанет с ним в пару, "квач" перестает его ловить.

    Ловля бабочек

    Из детей выбирается 4 "ловца". Они встают в пары и отходят к краю площадки в одно место. Остальные дети - "бабочки". На слова воспитателя: "Бабочки, бабочки в сад полетели" дети - "бабочки" летают - бегают по всей площадке. На слово воспитателя "ловцы!" два ребенка, держась за руки, стараются словить бабочку: окружить его, соединив свободные руки. Когда ловцы поймают бабочку, они его отводят на край площадки и садят на скамейку. В это время остальные бабочки присаживаются на корточки. На слова: "Бабочки, бабочки в поле полетели" дети - "бабочки" прыгают по всей площадке. Их ловит другая пара ловцов. Когда будет поймано 4 - 6 бабочек, подсчитывают, сколько поймала каждая пара. Затем выбираются другие ловцы. Игра повторяется.

    Ищи ведущего!

    Выбирают 4 - 5 ведущих, между которыми распределяют всех игроков. Дети становятся в круг, ведущий в центре круга (сколько ведущих столько кругов). Каждый должен хорошо знать своего ведущего. Взявшись за руки, дети маршируют вокруг своего ведущего. "На прогулку!" говорит воспитатель. Ведущие остаются на своих местах, а дети гуляют по всей площадке. На команду "стоп!" все останавливаются и закрывают глаза. В это время за указаниями воспитателя ведущие меняются местами, причем так тихо, чтобы дети не могли догадаться, куда перешел их ведущий. "Ищи ведущего!" и каждая группа детей спешит построится в круг возле своего ведущего. Воспитатель отмечает, какая группа детей это сделала быстрей. Игра повторяется.

    Не ошибись!

    Дети, поделены на две одинаковые колоны, стоят на одном конце площадки пред линией. На противоположном конце площадки напротив каждой колоны на линии лежат по 3 разноцветных кубика, а на расстоянии 2 - 3 шагов от кубиков (справа и слева) лежат такие же разноцветные кубики. На слово воспитателя "раз" первые дети в колонах бегут по прямой к кубикам, берут один из них, отбегают в сторону (один вправо, другой - влево) и берут кубик такого же цвета, как и в руке, с двумя кубиками одного цвета, возвращаются на место и поднимают вверх. Выигрывает тот ребенок, который первый поднял кубики одного цвета вверх, вернувшись на место. Затем дети возвращаются, кладут кубики на места и идут в конец своей колоны. Воспитатель отмечает, кто лучше выполнил задание. Потом на линию выходят вторые, третьи и т. д. В конце игры воспитатель определяет победителей.

    Кто позвал?

    Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Один ребенок сидит в центре круга. На голове у него бумажный колпак, который прикрывает глаза, а в руке цветок. Дети тихо ходят, Прыгают на носочках вокруг ребенка в колпаке, который сидит в центре круга. На сигнал воспитателя дети ровно встают. Ребенок встает со стула, поднимает цветок вперед, поворачивается вокруг себя и останавливается. Тот, напротив кого остановился цветок, называет имя ребенка в колпаке, а он должен отгадать, кто его позвал. Если угадает, Дети меняются ролями.

    Так можно, так не можно

    Дети стоят в кругу. Воспитатель, стоя на видном месте вместе с детьми, обьясняет им, что на его слова: ?Делай так!" все должны смотреть на него и делать движения, им показанные, а на слова: "Не делай так!" стоять с опущенными руками и движения не повторять. Те, что ошибаются, проигрывают и отходят на один шаг назад. Игра продолжается. Если они дальше покажут движения правильно, снова вернуться в круг.

    На заводе

    Все дети договариваются, что они будут изображать движения какой - нибудь машины. Один ребенок - "инженер".Он должен быстро заметить, где произошли поломки. Инженер выходит из комнаты. Остальные дети, кроме одной, договариваются, какое движение машины они будут выполнять. Затем входит инженер, смотрит кто как работает. Подходит к ребенку, который не правильно выполняет движение, показывает, как надо делать. Выбирается новый инженер, и игра продолжается.

    Жмурка

    Все дети сидят в кругу на расстоянии вытянутых рук в стороны. В середину круга выбирают двух детей: одному ребенку завязывают глаза, другой дают колокольчик в руки. Ребенок с колокольчиком бежит, "жмурка" ее ловит. Когда жмурка словит ребенка с колокольчиком, то выбирают других детей в середину круга, и игра продолжается.

    Найди и промолчи

    Дети сидят на стульчиках вдоль комнаты. Воспитатель предлагает детям встать и повернуться лицом к стене, закрыв глаза. Сам отходит на несколько шагов назад и прячет несколько разноцветных флажков в разные места. На слова воспитателя: "Ищите флажки!" дети идут искать. Тот, кто увидел флажок не поднимает его, а идет и говорит воспитателю на ухо, где он лежит и садится на место.

    Береги предмет!

    Дети сидят в кругу, ноги у них слегка расставлены в стороны, руки за спиной. Возле ног каждого ребенка - кубик или другой какой - нибудь предмет. Ребенок, который стоит в середине круга - ведущий, ходит с одного места в другое и старается взять предмет. Дети защищают свой предмет руками. Когда ведущему удается взять предмет у 2 - 3 детей, назначается новый ведущий в середину круга и игра продолжается.

    Дуй сильнее!

    Детей поделить на две группы и посадить на противоположных концах площадки. По середине поставить стояки и протянуть между ними параллельно две нитки (одну - выше, другую - ниже), каждая длиной в 1 м. На нити нанизить кусочки бумаги. С каждой группы воспитатель зовет по одному ребенку с группы. Они подходят к нитям с бумагам и дуют на них с такой силой, чтобы каждый кусочек бумаги продвигался в конец по нити.

    Отгадай!

    Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель спрашивает их, хотят ли они пойти к речке и искупаться там, погреться на солнце и что нужно с собой взять. Воспитатель обьясняет им, что когда он будет называть нужную для купания вещь, то все, поднимая руки вверх, скажут "нужно!" Когда будет называть не нужную вещь, то все должны сидеть тихо, не подымая рук.

    Будь внимательным!

    Дети сидят на стульчиках в кругу. В центре ведущий. Он обращается к кому - нибудь из детей с вопросом. Отвечает не тот, кому был задан вопрос, а тот, кто сидит с правой стороны от него. Если ребенок правильно отвечает то он становится ведущим. Вопросы можно задавать разные. Кто ошибется, тот проиграл.

    Смешилка

    Дети сидят на стульчиках, а воспитатель или ребенок становится перед ними и показывает любое движение или рассказывает стих, стараясь рассмешить детей. Все должны быть серьеозными. Ребенок, который засмеялся, платит штраф: закрывает глаза и отгадывает, что ей положили в руку или сам идет смешить, а тот кто рассмешил, садится на место.

    В соответствии с требованиями ФГОС дошкольное образование должно обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, которое охватывает такие направления, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. В зависимости от детей можно использовать следующие дидактические игры.

    Игры для социально-коммуникативного развития

    Игры этого типа помогают ребенку научиться общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать собственное поведение, сопереживать. Способствуют формированию готовности к совместной деятельности, позитивного отношения к труду.

    Игра «Волшебная палочка»

    Цель: учить общению со сверстниками.

    Дети садятся в круг. Воспитатель сообщает, что у него в руках находится волшебная палочка, которая любого человека может превратить в вежливого, дружелюбного и доброжелательного. Он предлагает ребятам по очереди брать в руки эту волшебную палочку, а затем назвать своего соседа справа ласковым именем и сказать ему приятное пожелание. После такого приветствия волшебная палочка передается соседу. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание волшебной палочки.

    Игра «Большой секрет для дружной компании»

    Цель: учить детей взаимопониманию, формировать навыки взаимодействия друг с другом, установления контакта со сверстниками.

    Данная игра проводится с группой детей (5 - 6 участников). Необходимо подготовить красивую шкатулку и положить в нее мелкие предметы (мячик, кубик, фигурку животного, машинку и т.п.). Можно заменить эти вещи картинками с их изображением.

    Дети собираются в комнате и садятся в отдалении друг от друга. Педагог подходит к каждому ребенку и предлагает ему, не заглядывая в шкатулку, взять из нее наугад любой предмет.

    Когда каждый получил свою вещицу, воспитатель сообщает, что ее название нужно держать в строгом секрете. После этого он предлагает детям попытаться разузнать секреты друг у друга. Для этого они могут:

    • уговорить своего товарища рассказать свою тайну;
    • предложить в обмен на раскрытие секрета какой-то приз;
    • договориться о взаимном раскрытии секрета друг другу;
    • задавать наводящие вопросы, чтобы угадать название предмета.

    Воспитатель должен следить, чтобы все дети включились в игру и никто не пытался обмануть каким-то образом других. При необходимости нужно помочь самым робким и нерешительным.

    Игра заканчивается, когда все секреты будут раскрыты. Не стоит слишком затягивать игру. Если кто-то из детей слишком увлечется сохранением своего секрета, нужно уговорить его изменить поведение, проявить дружелюбие.

    Игра «Магазин вежливости»

    Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.

    Для проведения игры рекомендуется создать яркие декорации магазина, оборудовать кассовый аппарат, раздать всем участникам игровые деньги. Воспитатель объясняет детям, что у него в магазине продаются вежливые слова (нужно их распечатать крупным шрифтом на карточках и разложить на полках).

    Педагог описывает детям различные ситуации, которые могут случиться в их жизни, и предлагает с помощью вежливых слов найти нужный выход. Например, ребенок разбил какую-то вещь и хочет избежать наказания. Ему нужно купить такие вежливые слова, которые помогут извиниться перед мамой. Если дети не умеют читать, то они просто называют слова, а воспитатель подбирает нужную карточку сам.

    Дидактические игры для речевого развития детей

    Такие разновидности игр направлены на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения строить грамматически правильные высказывания, использовать речь для общения с окружающими, развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

    Игра «Разговор животных»

    Цель: расширение словарного запаса детей, развитие артикуляционных умений.

    Для проведения игры достаточно подготовить детский мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, а воспитатель становится напротив их и сообщает детям правила игры: он будет называть животных и бросать мяч первому игроку. Ребенок должен поймать мяч, назвать, какие звуки произносит это животное, и вернуть мяч ведущему. Далее мяч бросают следующему игроку.

    Игра заканчивается, когда мяч получит последний в шеренге игрок и выполнит задание. Можно использовать второй вариант игры: ведущий называет звуки, а дети должны угадать животное, которое его произносит.

    Игра «Живые слова»

    Цель: учить детей составлять грамматически правильные предложения.

    Воспитатель сообщает детям, что они должны будут с помощью мимики и жестов изобразить одно слово, которое он будет называть. Затем он предлагает выйти к доске того, кто сможет показать слово (например, «зайчик»). После этого воспитатель называет следующее слово (например, «любит») и вызывает еще одного участника.

    Оба дошкольника становятся перед детьми и по очереди «показывают» свои слова, а все хором называют их: «Зайчик любит». Далее воспитатель просит закончить предложение, назвав третье слово. Дети предлагают разные варианты, а педагог выбирает слово и приглашает к доске третьего участника, который будет его изображать.

    Потом педагог просит участников поменяться местами, а дети должны сказать, что получится от такой перестановки. Нужно проиграть все комбинации. Таким образом составляются несколько новых предложений.

    Игра «Найти место картинке»

    Цель: учить детей составлять связное высказывание, соблюдать последовательность событий.

    Для игры нужно подготовить серию сюжетных картинок и разложить их на столе перед ребенком. Одну картинку кладут отдельно. Ребенку предлагают рассмотреть картинку найти ее место среди тех, которые уже разложены по порядку, а затем составить по ним рассказ.

    Игры для художественно-эстетического развития

    Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.

    Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.

    Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.

    Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.

    Игра «Подбери по цвету»

    Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.

    Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.

    1 вариант . Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.

    2 вариант . На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы - бабочки», «Гномик - домик» и т.д.

    Игра «Разрисуй тарелку»

    Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.

    Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.

    В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.

    Познавательные игры для детей старшей группы

    Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.

    Игра «Сгруппируй по признаку»

    Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.

    Для игры понадобится 15 - 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:

    • металлические;
    • деревянные;
    • круглые;
    • съедобные;
    • красные;
    • маленькие;
    • которые нужны для школы и т.д.

    Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.

    Игра «Что напутал Незнайка?»

    Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.

    Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».

    Игра «Собери гусеницу»

    Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.

    Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.

    Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.

    Образовательные игры

    Одним из главных заданий образовательного процесса в старшей группе детского сада является подготовка к школе. Поэтому дошкольникам обязательно предлагают поучаствовать в играх, которые способствуют , знакомят с буквами, учат выполнять несложные математические действия с предметами.

    Игра «Веселые скрепки»

    Цель: подготовка к обучению счету, знакомство с цифрами.

    Вариантов игры несколько. Нужно подготовить карточки с написанными цифрами (от 1 до 5). С двух боков у карточек сделать отверстия.

    1 вариант . Детям предлагается с помощью скрепок соединить все картинки вместе, расположив их по порядку.

    2 вариант . К каждой картинке с цифрой нужно прикрепить соответствующее количество скрепок.

    Игра «Найди звук в слове»

    Цель: развивать фонематический слух, учить находить нужный звук в слове, определять, где он находится.

    Для игры нужно подготовить карточки с изображениями отдельных предметов. Возле каждой картинки находится строка таблицы, у которой количество ячеек соответствует количеству звуков в слове.

    Детям предлагается найти в словах нужный звук (например [т]). Они должны произнести название предмета так, чтобы указанный звук слышался четко. Затем определить, какое место занимает звук в слове и закрасить соответствующую ячейку в таблице.

    Игра «Геометрическая дорожка»

    Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами, научить различать их.

    Для игры нужно изготовить крупные шаблоны нескольких основных геометрических фигур и разложить их на полу комнаты в хаотическом порядке. Далее детям дается задание перейти с одной стороны комнаты на другую, наступая только на указанную фигуру.

    Игру можно усложнить, сделав фигуры разных цветов и указывая несколько заданий. Например, наступать только на треугольники красного цвета и т.п.

    Разнообразие дидактических игр позволяет сделать образовательную деятельность в детском саду увлекательной и эффективной.

    Продолжаем тему про подвижные игры в детском саду! Сегодня мы рассмотрим сборник «Подвижные игры в старшей группе». Напоминаю, что до этого я писала « » и « ».

    К старшей группе в детском саду относятся дети от 5 до 6 лет.

    Итак, предлагаю вашему вниманию игры для детей 5-6 лет, которые развивают навыки прыгания, беганья, умение действовать по сигналу, быстро ориентироваться, двигаться в ритм, различать цвета, развивать речь и память.

    Подвижные игры в старшей группе.

    Быстрей по местам.

    Дети образуют собой круг и встают друг от друга на расстоянии вытянутой руки. Рядом с каждым ребенком на пол кладется какой-нибудь предмет, например, кубик или флажок.

    Дается сигнал «Бегите». Дети отходят от своих мест и разбредаются по всему помещению. Они могут просто ходить, бегать или прыгать. Пока дети игарют воспитатель убирает один предмет с пола. В результате, одному игроку не куда будет вставать. Звучит сигнал «по местам». Играющие дети возвращаются в круг и тот, кто остался без предмета, т. е. без кубика или флажка остается вне круга. Ему дети говорят:

    Ваня, Ваня, не зевай (говорится имя не успевшего ребенка)
    Быстро место занимай.


    Под конец игры воспитатель кладет предмет назад, чтобы все дети смогли встать в круг. Эту игру можно повторять не более 5-6 раз.

    • Чтобы усложнить игру, воспитатель, пока дети бегают по помещению, может играть в бубен, задавая разный ритм: медленный и быстрый.
    • После нескольких таких игр воспитатель убирает не один кубик, а два и даже три.
    • Во время этой игры нужно обязательно следить, чтобы дети как можно дальше отходили от своего круга.

    Птички и кошка.

    На полу обозначается небольшой круг. Его можно начертить мелом или выложить связанной веревкой. В центре круга встает один из играющих детей. Он будет играть роль «кошки». Остальные дети — «птички».

    «Кошка» садится на корточки и спит. «Птички» запрыгивают в круг и начинают клевать зернышки. Внезапно «кошка» просыпается и ловит «птичек». Те, в свою очередь, стараются выбежать из круга, чтобы не стать добычей «кошки». До кого «кошка» успела дотронуться, считаются пойманными и садятся в центр круга. После того, как «кошка» поймает две-три птички, она считается победителем, и меняется местами с одной из птичек, т. е. «птичка» становится «кошкой», а «кошка» «птичкой». Все пойманные дети выходят из круга ик остальным, чтобы начать игру заново. Так, игра продолжается до 5 раз.

    • Если у «кошки» никак не получается поймать хотя бы одну из птичек, то ей в помощь дается еще одна «кошка».

    Карусель.

    Дети встают в круг и держат каждый в правой руке связанную на концах веревку. Веревка одна на всех! Затем они произносят следующие слова, сопровождая их соответствующими движениями (идут медленно по кругу и постепенно набирают темп, доходя до бега)::

    Еле, еле, еле, еле
    Завертелись карусели,
    А потом кру-гом, кру-гом
    Все бегом, бегом, бегом.

    Воспитатель, подгоняя детей, повторяет «побежали, побежали». Как только дети пробегут два круга, воспитатель дает команду «поворот» дети разворачиваются и бегут в другую сторону.

    После этого играющие вместе с воспитателем говорят другие стихи:

    Тише, тише, не спешите!
    Карусель остановите
    Раз, два, раз, два!
    Вот и кончилась игра!

    Дети замедляют темп и в конце совсем останавливаются, опускают веревку на пол и расходятся по помещению. Они могут играть, бегать, прыгать и просто ходить, пока не раздастся новая команда (воспитатель три раза бьет в бубен) после которой все вновь возвращаются в круг и начинают эту игру заново. И так 3-4 раза.

    • Украсьте карусель. Прицепите к веревки колокольчики, бубенчики или красивые яркие ленточки.

    Найди себе пару.

    Дети устанавливаются вдоль стены, и каждому из них дается по флажку. Флажки должны быть всего двух цветов, например, красный и синий. Звучит сигнал (удар в бубен), разрешающий детям разойтись по комнате. Через некоторое время раздается новый сигнал (два удара в бубен), повествующий о том, что каждый должен найти свою пару. Игрок ищет другого игрока с таким же по цвету флажком, что и у него. Созданная пара образует собой любую фигуру.

    Нужно заметить, что для этой подвижной игры необходимо нечеткое количество детей, чтобы после второго сигнала один из игроков не смог найти свою пару.

    Тому, кто не успел найти себе партнера, дети говорят:

    Ваня, Ваня, не зевай! (имя проигравшего)
    Быстро пару выбирай!

    После этих слов воспитатель опять ударяет один раз в бубен, и дети разбредаются кто куда. Игра закончена. После небольшого перерыва ее можно повторить заново, но не больше 5 раз.

    • Во время игры необходимо, чтобы все дети держали свои флажки поднятыми вверх. Это уменьшит риск травматизма.

    Самолеты.

    Площадка делится на четыре части и помечается флажками. Позади флажков в колонну встают дети, разделенные тоже на 4 группы. Дети играют роль летчиков на самолетах. Раздается команда «к полету готовься» — дети сгибают в локтях руки и начинают жужжать. Идет новая команда «летите». Дети, жужжа и расправляя руки в стороны «разлетаются» по всему помещению. После того, как дети немного «полетали» воспитатель командует « на посадку», тем самым давая понять, что пора возвращаться на свои места. «Летчики» летят каждый на свое место и становятся на одно колено, т. е. «приземляются». В это время воспитатель обращает внимание, чья колонна построилась быстрее всех. Играть в эту подвижную игру в старшей группе можно не более 4-5 раз.

    Соберись быстрей.

    Воспитатель делит игроков на 3-4 группы. Каждому из них дается по флажку. У каждой группы свой цвет флажка! Так же, 4 флажка ставят на пол в разных местах. Группы должны выстроится в колонну у флажка своего цвета. Раздается сигнал, что пора погулять и дети расходятся по комнате. Они начинают бегать, прыгать и ходить. Затем звучит сигнал «по местам» и дети возвращаются каждый к своему флагу, вновь вставая в колонну. Воспитатель отмечает, чья группа быстрее всех построилась.

    После двух-трех игр воспитатель прибавляет новое правило – по сигналу «стоп» игроки должны резко остановиться и закрыть глаза и открыть их только после команды «по местам». Играть в игру можно не больше 6 минут.

    • Дети должны отходить от своего флажка подальше.

    Мы веселые ребята.

    Дети встают вдоль стены помещения. Перед ними мелом чертится разделительная черта. Такая же черта чертится на противоположной стороне от детей на расстоянии 10-12 см. Воспитатель выбирает одного ребенка и назначает его ловишкой. Ловишка встает посередине между двумя прочерченными линиями.

    Дети произносят:

    Мы, веселые ребята,
    Любим бегать и скакать.
    Ну, попробуй нас догнать.
    Раз, два, три – лови!

    После последнего слова «лови!» игроки должны перебежать за противоположную черту. Задача ловишки – поймать игроков, находящихся между линиями. Те до кого он дотронулся на своем поле, считаются пойманными и садятся рядом с ловишкой.

    Затем из пойманных детей выбирается новый ловишка и игра возобновляется с самого начала.

    • Если ловишка так и не сможет никого поймать, то его все равно заменяют на нового.

    Гуси-лебеди.

    На одной стороне площадки обозначается «дом» (проводится черта). Там будут жить «гуси». Сбоку от дома живет «волк». А на противоположной стороне от «дома» стоит «сторож». Все остальное – «луг».

    Один из детей играет роль пастуха, а другой роль волка. Остальные дети – гуси. Пастух выгуливает «гусей» попастись. «Гуси» ходят и летают по «лугу». Затем «пастух» произносит:

    Гуси, гуси!

    Дети в ответ:

    Га, га, га!

    Пастух: Есть хотите?
    Дети: Да, да, да
    Пастух : Так летите!
    Дети: Нам нельзя!
    Серый волк под горой
    Не пускает нас домой!
    Пастух: Так летите, как хотите,
    Только крылья берегите!

    Дети-гуси вытянув руки в стороны бегут через весь луг к своему «дому». В это время выбегает «волк» и старается поймать (дотронуться) «гусей», а кого поймал, забирает с собой. Так нужно сделать три-четыре перебежки через «луг» к «дому». После чего воспитатель пересчитывает пойманных «гусей» и назначает нового «волка». Игра продолжается 5 минут.

    • В самой первой игре пастухом должен быть воспитатель. Только после того, как дети привыкнут и выучат все правила игры, можно будет из них выбирать пастуха.

    У медведя во бору.

    На одной стороне помещения обозначается (проводится черта) «опушка леса». В 2-3 шага от черты намечается место для медведя. На противоположной стороне помещения рисуется черта, за которой символически расположен«дом детей».

    Один из игроков играет роль медведя. Все остальные остаются детьми и располагаются за своей линией, т. е. сидят в своих домиках. Воспитатель дает команду «идите гулять». Дети выходят на «опушку леса» и начинают собирать (наклоняются и выпрямляются) ягоды, грибы, цветочки. В совокупности со своими движениями дети говорят стихи:

    У медведя во бору
    Грибы, ягода беру!
    А медведь сидит
    И на нас рычит!

    После последнего слова «рычит», «медведь» выходит из своего места и пытается поймать (дотронуться) детишек. Те от него уклоняются и бегут «домой». Все кого «медведь» успел поймать уходят за черту и встают на его место. Игра продолжается. Через некоторое время «медведь» заменяется на нового и все повторяется до 8 минут.

    • Дети должны читать стихи одновременно. Для этого до начала игры воспитатель с ними заучивает все строчки.

    Лошадка.

    Воспитатель делит детей на две равные группы. Одна группа – лошадки, другая – конюхи. Конюхам раздаются веревки-вожжи. Помещение делится на три части. Одна часть – конюшня, другая часть – помещение для конюхов, а пространство между ними – луг.

    Игра начинается со слов воспитателя: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей». «Конюхи» держа в руках «вожжи» подбегают к «лошадям» и запрягают их. Выбирать «лошадь» можно любую! Запряженные «лошади» и их «конюхи» встают в одну колонну и двигаются в зависимости от указания воспитателя: можно бежать или ходить.

    Раздается команда «приехали». Вся колонна сразу же останавливается. Воспитатель опять говорит «идите гулять». «Конюхи» снимают с «лошадей» вожжи и отпускают их погулять. Те расходятся по помещению и создают видимость, как будто щиплют травку.

    Звучит команда «конюхи, запрягайте своих лошадей». «Конюхи» пытаются поймать каждый свою лошадь, но это им плохо удается, так как «лошади» убегают от них. Игра продолжается до тех пор, пока все лошади не окажутся запряженными и не выстроятся в колонну. После чего воспитатель командует «отведите лошадей в конюшню». «Конюхи» отводят своих лошадей в конюшню, распрягают и «вожжи» отдают воспитателю. Затем группы детей меняются ролями.

    • В этой подвижной игре для детского сада рекомендуется чередовать бег с медленной ходьбой! Во время ходьбы дети должны поднимать высоко ноги, как лошадки. Покажите им это на своем примере.
    • Если «конюху» не получается поймать свою лошадку, ему на помощь приходят другие «конюхи» и воспитатель.

    Угадай, кого поймал.

    Вдоль стены комнаты устанавливаются стульчики и на них садятся дети. Воспитатель разрешает детям встать и погулять по помещению, например: «сходите в лес и поймайте там птичку, жучка, пчелку, муравья, ежика, кузнечика, стрекозу и т. д.». Дети изображают, как будто кого-то ловят. Они начинают прыгать и бегать за воображаемым животным или насекомым.

    Воспитатель говорит: «пора домой». Дети возвращаются и усаживаются все по своим местам. При этом они держат ладошки закрытыми, чтобы их пойманный зверек не смог убежать.

    Воспитатель вызывает одного из игроков и предлагает ему показать кого он поймал. Ребенок без слов изображает пойманного зверька. Например, бегает и жужжит, а потом падает на спину и болтает в воздухе руками и ногами, т. е. имитирует движения жучка. В это время дети внимательно наблюдают и затем отгадывают кто это. После верной отгадки вызывается другой игрок и все пытаются отгадать его «пленника». И так 5-6 раз.

    • До начала этой подвижной игры воспитатель должен показать детям картинки животных и рассказать им немного о них.

    Стадо и волк.

    С одной стороны площадки мелом помечаются кружки, т.е. сараи для стада. На противоположной стороне рисуется круг – «логово» волка. Все остальное – «луг». Воспитатель выбирают двух детей и назначает одного из них волком, другого, пастухом. Оставшиеся дети – стадо, например, овечки, телята, лошадки.

    «Стадо» сидит в своих «сараях», а «волк»» в логове.

    Начало игры: «Пастух» подходит к каждому сараю и изображает открывание дверей. «Стадо» выходит пастись на «луг». Дети изображают своим поведением животных, начинают блеять, мычать, ржать, прыгать и бегать.

    Внезапно воспитатель произносит «Волк!». Волк выходит из своего логова. Все «стадо» бежит к «пастуху» и встает сзади него. Те, кто не успел и до них дотронулся волк, считаются пойманными и уходят в логово вместе с волком. Затем «пастух» уводит все свое «стадо» по местам и игра продолжается.

    • В самой первой игре не рекомендуется выпускать сразу все стадо. Сначала овечек, в следующий раз телят, козочек и т. д.

    Пятнашки.

    Воспитатель выбирает одного из детей и назначает его «пятнашкой». Все другие дети разбредаются по разным местам комнаты. «Пятнашка» встает посередине комнаты и по сигналу «лови!» начинает ловить других детей. Все до кого он дотронулся, оказываются пойманными и отходят в сторонку. После того, как «пятнашка» поймает 3-4 детей его заменяют на нового.

    • Чтобы дети могли различать пятнашку, ему на руку повязывается яркая ленточка.
    • Если «пятнашки» не удается никого поймать в течении одной минуты, его все равно заменяют.

    Зайцы и волк.

    Один из детей – волк, все остальные – зайцы. Вдоль стены помещения или площадки «зайцы» обозначают каждый свое место, к примеру, выкладывают круги камешками или флажками. Начало игры: дети встают на свои места. На противоположной стороне площадки сидит «волк».

    Воспитатель произносит:

    Зайки скачут скок, скок, скок
    На зеленый на лужок, на лужок,
    Травку щиплют, слушают,
    Не идет ли волк.

    Под эти слова «зайки» выбегают из своих мест и начинают прыгать по помещению на двух ногах или в зависимости от текста присаживаются на корточки и имитируют щипание травки. Когда прозвучит последнее слово «волк». Волк выходит из своего укрытия и начинает ловить (дотрагиваться) зайцев. Зайцы, завидев волка, стремительно убегают на свои места. Те зайцы кого волк поймал, уходят на его место и там сидят вместе с волком. Воспитатель заново повторяет предыдущие слова, и зайцы опять прыгают и щиплют травку. Как только волк поймает нескольких зайцев, он меняется местами с другим ребенком и сам становится зайцем, а тот волком.

    • Дети не должны бегать рядом друг с дружкой.
    • После игры дети должны сами за собой убрать свои камешки и флажки.

    Охотник и зайцы.

    Из детей выбирается один «охотник». Все остальные назначаются зайцами. Охотник встает на свое обозначенное место на противоположной стороне от зайцев. А зайцы встают в нарисованные круги по 3-4 зайчонка на один круг.

    «Охотник» гуляет по площадке, как будто ищет добычу. Затем он возвращается на свое место. Воспитатель дает команду «зайцы выбежали на полянку». Дети выходят из своих кружков и прыгают вперед на двух ногах. Воспитатель произносит «охотник» и дети убегают на свои места. В это же время, «охотник» берет в руки небольшой мячик и бросает его в зайцев. В кого попал мячик, считается подстреленным и уходит к охотнику. Затем роль охотника играет другой ребенок.

    • Охотник должен бросать мяч поочередно сначала правой рукой, затем левой.
    • Чтобы усложнить игру, можно назначить двух охотников.
    • Для разнообразия детей можно поделить на несколько групп. Одна группа будут лисички, другая белочки и т. д. Здесь воспитатель называют поочередно сначала один вид зверей, потом другой.

    Ну вот, сегодня мы с вами рассмотрели подвижные игры в старшей группе для детей 5-6 лет . Надеюсь, они вам понравились. Нужно заметить, во избежание недоразумений, что эти игры даны для детских садов в помощь воспитателям, поэтому они для родителей могут показаться, немного сложными. Но если вы захотите ими воспользоваться, думаю, ничего страшного от этого не случится, а наоборот, будет только одна польза. Детки вместе повеселятся, а заодно и получат необходимые навыки. О навыках я писала в начале статьи. Можете почитать, если пропустили.