• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Современные и первобытные религии являются верой человечества в то, что какие-то высшие силы управляют не только людьми, но и различными процессами во Вселенной. В особенности это касается древних культов, поскольку в то время развитие науки было слабым. Человек не мог объяснить то или иное явление как-то по-другому, кроме божественного вмешательства. Зачастую такой подход к пониманию мира приводил к трагическим последствиям (инквизиция, сожжение ученых на кострах и так далее).

    Был также период принуждения. Если верование не принималось человеком, то его истязали и мучили до тех пор, пока он не изменит свою точку зрения. Сегодня же выбор религии является свободным, люди вправе самостоятельно выбирать мировоззрение.

    Возникновение первобытных религий датируется давним периодом, примерно 40-30 тысяч лет назад. Но какое из верований было первым? На этот счет у ученых есть разные точки зрения. Одни полагают, что это произошло, когда люди начали воспринимать души друг друга, другие — при появлении колдовства, третьи брали за основу поклонение животным или предметам. Но само непосредственно возникновение религии представляет собой большой комплекс верований. Сложно отдать какому-то из них первенство, поскольку нет нужных данных. Той информации, которую получают археологи, исследователи и историки, недостаточно.

    Нельзя не учитывать распределение первых верований по всей планете, что заставляет сделать вывод о неправомерности попыток искать древнюю религию. Каждое существующее тогда племя имело свой объект для поклонения.

    Однозначно можно сказать только то, что первой и последующей основой каждой религии является вера в сверхъестественное. Однако она везде выражается по-разному. Христиане, например, поклоняются своему Богу, у которого нет плоти, но он вездесущ. Это сверхъестественно. Африканские племена, в свою очередь, стругают себе Богов из дерева. Если им что-то не нравится, то они могут разрезать или проткнуть иглой своего покровителя. Это тоже сверхъестественное. Поэтому у каждой современной религии есть свой древнейший «предок».

    Когда появилась первая религия?

    Первоначально первобытные религии и мифы тесно переплетаются между собой. В современности нельзя найти толкование некоторым событиям. Дело в том, что их первобытные люди пытались рассказать потомкам при помощи мифологии, приукрашивая и/или выражаясь слишком образно.

    Однако и сегодня актуален вопрос о том, когда возникают верования. Археологи утверждают, что первые религии появились после homo sapiens. Раскопки, захоронения которых датируются временем 80 тыс. лет назад, определенно указывают на то, что древний человек вообще не задумывался об иных мирах. Людей просто закапывали и все. Нет никаких доказательств, что этот процесс сопровождался ритуалами.

    В более поздних могилах обнаруживаются оружие, еда и некоторые бытовые предметы (захоронения, сделанные 30-10 тысяч лет назад). Это означает, что люди начали задумываться о смерти как о продолжительном сне. Когда человек проснется, а это обязательно должно произойти, необходимо, чтобы рядом с ним оказались вещи первой необходимости. Люди, захороненные или сожженные, приобретали невидимую призрачную форму. Они становились своеобразными хранителями рода.

    Был также и период без религий, но о нем современным ученым известно очень мало.

    Причины возникновения первых и последующих религий

    Первобытные религии и их особенности очень схожи с современными верованиями. Различные религиозные культы на протяжении тысячелетий действовали в собственных и государственных интересах, оказывая психологическое воздействие на паству.

    Просматривается 4 основных причины появления древних верований, и они ничем не отличаются от современных:

    1. Интеллект. Человеку нужно объяснение любого события, которое происходит в его жизни. И если он не может его получить благодаря своим знаниям, то непременно получит обоснование наблюдаемого посредством сверхъестественного вмешательства.
    2. Психология. Земная жизнь конечна, и нет возможности противостоять смерти, по крайней мере на данный момент. Поэтому человека нужно избавлять от страха умирать. Благодаря религии сделать это удается довольно-таки удачно.
    3. Мораль. Нет такого общества, которое существовало бы без правил и запретов. Карать каждого, кто их нарушит, сложно. Гораздо проще напугать и предупредить эти действия. Если человек будет бояться делать что-то плохое, из-за того что сверхъестественные силы его накажут, то количество нарушителей существенно снизится.
    4. Политика. Чтобы сохранить стабильность любого государства, требуется идеологическая поддержка. А оказать ее способно лишь то или иное верование.

    Таким образом, появление религий можно воспринимать как само собой разумеющееся, поскольку причин для этого более чем достаточно.

    Тотемизм

    Виды религий первобытного человека и их описание следует начать с тотемизма. Люди древности существовали в группах. Чаще всего это были семьи или их объединение. В одиночку человек не смог бы себя обеспечить всем необходимым. Так появился культ поклонения животным. Общества охотились на зверей, получая пищу, без которой они не смогли бы прожить. И вполне логично появление тотемизма. Так человечество отдавало дань средствам к существованию.

    Итак, тотемизм представляет собой верование в то, что одна семья имеет кровное родство с каким-то определенным животным или природным явлением. В них люди видели покровителей, которые помогали, карали при необходимости, разрешали конфликты и так далее.

    Есть две особенности тотемизма. Во-первых, у каждого члена племени появлялось желание внешне походить на своего животного. Например, некоторые жители Африки, чтобы быть похожими на зебру или антилопу, выбивали себе нижние зубы. Во-вторых, тотемное животное нельзя было употреблять в пищу, если не соблюдать ритуала.

    Современным потомком тотемизма является индуизм. Здесь некоторые животные, чаще всего корова, являются священными.

    Фетишизм

    Рассматривать первобытные религии нельзя, если не учитывать фетишизм. Он представлял собой верование в то, что некоторые вещи имеют сверхъестественные свойства. Различным предметам поклонялись, передавали от родителей к детям, всегда держали под рукой и так далее.

    Нередко фетишизм сравнивают с магией. Однако если она и присутствует, то в более сложной форме. Магия помогала оказать дополнительное воздействие на какое-то явление, но никак не влияла на его возникновение.

    Еще одной особенностью фетишизма является то, что предметам не поклонялись. Их почитали, относились к ним уважительно.

    Магия и религия

    Первобытные религии не обошлись и без участия магии. Она представляет собой набор обрядов и ритуалов, после проведения которых, как считалось, появлялась возможность управлять какими-то событиями, всячески влиять на них. Многие охотники проводили различные обрядные танцы, которые делали процесс нахождения и убийства зверя более удачным.

    Несмотря на кажущуюся невозможность магии, именно она легла в основу большинства современных религий в качестве общего элемента. Например, существует вера в то, что обряд или ритуал (таинство крещения, отпевание и так далее) имеет сверхъестественную силу. Но она рассматривается также и в отдельной, отличной от всех верований, форме. Люди гадают на картах, призывают духов или делают все, чтобы увидеть умерших предков.

    Анимизм

    Первобытные религии не обошлись без участия человеческой души. Древние люди думали над такими понятиями, как смерть, сон, переживание и так далее. Вследствие подобных размышлений и появилось верование в то, что у всех есть душа. Позже оно дополнилось тем, что умирают только тела. Душа переходит в другую оболочку или самостоятельно существует в отдельном потустороннем мире. Именно так появляется анимизм, представляющий собой веру в духов, причем неважно, относятся ли они к человеку, животному или растению.

    Особенностью данной религии являлось то, что душа могла жить бесконечно долго. После того как тело погибало, она вырывалась наружу и спокойно продолжала свое существование, только уже в другой форме.

    Анимизм тоже является предком большинства современных религий. Представления о бессмертных душах, богах и демонах — все это является его основой. Но анимизм существует и отдельно, в спиритизмах, вере в приведения, сущности и так далее.

    Шаманизм

    Нельзя рассматривать первобытные религии и при этом не выделить служителей культа. Наиболее остро это просматривается в шаманизме. Как самостоятельная религия он появляется намного позже, чем рассмотренные выше, и представляет собой веру в то, что посредник (шаман) может связываться с духами. Иногда эти духи были злыми, но чаще всего — добрыми, дающими советы. Шаманы зачастую и становились предводителями племен или общин, поскольку люди понимали, что они связываются со сверхъестественными силами. Следовательно, в случае чего смогут их защитить лучше, чем какой-то король или хан, которому под силу только естественные движения (оружие, войска и так далее).

    Элементы шаманизма присутствуют фактически во всех современных религиях. Верующие люди особенно относятся к священникам, мулле или другому служителю культа, считая, что они находятся под прямым влиянием высших сил.

    Непопулярные первобытные религиозные верования

    Виды первобытных религий нужно дополнить некоторыми верованиями, которые не настолько популярны, как тотемизм или, например, магия. К ним относится земледельческий культ. Первобытные люди, которые вели сельское хозяйство, поклонялись богам различных культур, равно как и самой земле. Были, например, покровители кукурузы, бобов и так далее.

    Земледельческий культ хорошо представлен в нынешнем христианстве. Здесь Богородица представлена в виде покровительницы хлебов, Георгий — земледелия, пророк Илья — дождя и грома и так далее.

    Таким образом, первобытные формы религии кратко рассмотреть не получится. Каждое древнее верование существует до сегодняшнего дня, пусть оно фактически потеряло свое лицо. Обряды и таинства, ритуалы и обереги — все это части веры первобытного человека. И невозможно в современности найти такую религию, которая бы не имела прочной прямой связи с древнейшими культами.

    Традиционно вопросы веры вызывают больше всего споров и диспутов. Сколько копий сломано в выяснениях, какая религия самая правильная, какая глубже отражает суть человека и мира, какая лучше всех остальных.

    И крайне редко такие дебаты проходят мирно. Чаще всего, исчерпывая все аргументы, участники хватаются за дубины (в древние времена), мечи (ближе к нам) или бомбы и ракеты (сегодняшние дни).

    В результате может показаться, что такие споры велись вечно, и так же вечно религия окружала человека. Но это далеко не так. И даже самые древние религии мира появились во вполне обозримом прошлом, что только подтверждает это. Итак, давайте разберемся, во что на самом деле верили наши далекие предки и как именно они это делали.

    Предтечи религии

    Иногда считают, что любая вера в надприродные силы – это уже религия. Но ученые четко перечисляют её основные характеристики, отделяя от мифологии и примитивных верований. Каждая из этих форм мировоззрения основывалась на предыдущей, логически из неё вытекая. Поэтому, чтобы разобраться в древних религиях, нужно в двух словах описать их предтеч.

    Древние верования

    С древними верованиями все относительно просто. Человек не различал особой разницы между собой, деревом, камнем, ручьем и волком. Подумаешь, один лежит на земле и никуда не бегает, а другой регулярно воет в ближайшем лесу, все равно каждый из них по-своему живой.

    Так появились:

    • Анимизм – вера в живую, в прямом смысле слова, природу.
    • Тотемизм – вера в то, что волк, сова или олень может быть ближайшим родственником, если не по крови, то точно по духу.
    • Фетишизм – но не в современном понимании, а как вера в возможность мыслительного процесса у неодушевлённых предметов.
    • Шаманизм и магия – вера в то, что некоторые люди могут взаимодействовать не только со своими соплеменникам, но и духами всего, что их окружает.

    В определенном смысле, эти верования – самые древние религии. Но в них человек не отделял себя от окружающего мира, он жил с ним рядом, и всем было легко и комфортно.

    Мифология

    Но потом появилась мифология – немного усложненный предыдущий вариант. В ней также животные с легкостью превращались в людей, люди становились растениями, оживали скалы или наоборот каменели люди. Но уже появились сущности, превосходящие этот странный круговорот – боги (пока – во множественном числе). Хотя между ними и людьми грань тоже была достаточно хрупкой. Боги с удовольствием пакостили или помогали людям, те, в меру своих сил им мстили или выпрашивали различные пряники, но, в целом, это была единая замкнутая система. Примеры также знает любой:

    • Греческие мифы – многосерийный любовно-трагикомический фильм о взаимоотношении дюжины богов-олимпийцев, несметного количества более мелки богов и богинь, множества непонятных существ вроде сатиров, нимф и прочих кентавров-минотавров и людей.
    • Древнеримская мифология – тот же многосерийный фильм, адаптированный под римские условия.
    • Египетские мифы – страсти вокруг солнечного цикла, его рождения, гибели, очередного рождения – и дальше по кругу при участии гибридных богов.
    • Индийская мифология – абсолютно непонятная чужестранцу смесь верований нескольких сотен племен и народностей, населявших сегодняшнюю Индию.
    • Славянская мифология – основа многих знакомых нам с детства сказок. Как правило, в первоначальном варианте читать их детям не рекомендуется во избежание стрессов.

    Продолжать в таком духе можно очень долго, потому что каждый народ имел свою мифологию, а иногда даже несколько.

    Религии

    Вот таким долгим и сложным путем мы, наконец, подошли к религиям. Так чем же даже самая древняя религия мира отличается от самой свежей мифологии? Двойственностью мира. Раньше для человека все было просто и понятно: вот я, вот боги, вот природа, все живут вместе и не мешают друг другу.

    Но люди не ищут простых путей, и чтобы все окончательно усложнить и запутать, они создали религии. В них бог (или боги – не принципиально) выделяются за пределы этого мира, помещаются над ним, имея возможность задавать и создавать обстоятельства для живущих в нем.

    Человек также получает двойную природу: с одной стороны, он живет в этом мире, с другой стороны, потом уйдет из него и перейдет в лучший (или худший, смотря как будет себя вести). Такие принципы имеет и самая старая религия и самая молодая.

    Примеры древних религий

    Чтобы было немного проще ориентироваться, приведем несколько примеров самых древних религий:

    • Иудаизм . Первая из серии авраамических религий, куда также входит христианство (весьма распространенная религия), ислам (тоже популярная) и множество их ответвлений.
    • Даосизм . Поиск и следование «пути», который имеет каждый предмет, явление и человек.
    • Индуизм . Основана на мифологии этого народа, только ещё сложнее и запутаннее. База для множества других религий: синтоизм, кришнаизм, буддизм, шиваизм, шактизм и много других интересных слов.
    • Зороастризм . Поклонение огню во всех возможных формах.

    Из этих религий как грибы после дождя развились ещё несколько сотен, а то и тысяч новых. И они продолжают появляться каждый день. Как вы видите, самые распространенные на сегодняшний день религии не только не самые древние, но ещё и вторичные, по отношению к другим.

    А это делает абсолютно бессмысленным поиск ответа на вопрос, какая религия самая древняя, самая правильная или самая лучшая. Все они имеют право не существование, пока приносят людям пользу, радость и стимул к самосовершенствованию, а не наоборот.

    Самые новые религии

    Но и сегодня появляются все новые и новые религии, и не только как ответвления от существующих, но и полностью уникальные:

    • Пастафарианство . Приверженцы веруют в Летающего Макаронного Монстра и даже отстояли право фотографироваться на паспорт в дуршлаге – их священном элементе одежды.
    • Копимизм . Священными символами для них являются сочетания клавиш Сtrl+C и Ctrl+V, а обряд копирования и распространения информации – религиозным обрядом. Так изящно обошли запрет на торрент-трекеры.
    • Гуглизм . Эта самая молодая религия признает Священный Гугл существом вечным, бессмертным и всеведущим.

    Так что, даже такие странные не первый взгляд (и на второй тоже) верования тоже признаются религиями. Забавно, не правда ли?

    70 тысяч лет назад

    Сегодня довольно затруднительно ответить на вопрос, какой была самая древняя религия. Известно, что до зарождения современных мировых религий, в мире господствовало язычество. Прежде было принято считать, что самые древние религиозные ритуалы совершались примерно 30-40 тысяч лет назад в Европе.

    Однако, последние археологические раскопки, проведенные в южно-африканской стране Ботсвана, дают повод полагать, что 70 тысяч лет назад, еще до того как сформировался homo sapiens, предшественники человека разумного совершали ритуальные поклонения.

    Летом 2006 года Шейла Коулсон, профессор университета Осло, обнаружила на северной стороне холмов Цодило (пустыня Калахари) небольшую пещеру, внутри которой находилось каменное изваяние питона высотой в два метра и шириной в 6 метров. Ученые полагают, что это изваяние могло служить предметом поклонения.

    Шумерские религии

    Также в этом месте, в результате проведения раскопок было обнаружено около 13 тысяч орудий для работы по камню. Следует заметить, что до 90-х годов доступ в пещеру был затруднен, и потому ее не удавалось найти ранее. В случае, если ученые не ошиблись с датировкой, то эта находка вынудит пересмотреть современные представления об эволюции и миграции человека.

    Безусловно, очень интересна религия одной из древнейших цивилизаций – цивилизации шумеров . Пантеон богов шумеров был очень сложен: выделяли семь главных богов и богов, называемых ануннаками, которые считались посредниками между людьми и главными богами. Именами ануннаков скреплялись клятвы.

    Согласно мифу о сотворении людей «Энки и Нинмах» боги вылепили человека из глины, участь человека заключалась в служении богам. У каждого было личное божество, которое охраняло человека (прототип ангела-хранителя в христианстве).

    Загробная жизнь и религия инков

    Представления шумеров о загробной жизни были довольно специфичными. Считалось, что умершие, пройдя через семь ворот загробного мира, переправлялись через реку, которая служила границей между миром живых и миром мертвых. Представления у суде мертвых у шумеров отсутствуют. Считалось, что участь каждого умершего в загробном мире нелегка, только павшие в бою, многодетные и те, по ком был исполнен погребальный обряд, удостаивались сносной жизни.

    Религия инков - одна из наиболее необычных. Пантеон богов очень многообразен, что объясняется их толерантной политикой по отношению к завоеванным народам: они великодушно включали в свой пантеон чужих богов, а не пытались запретить другие верования, потому обязанности многих богов повторяются.

    Святые места инков назывались «уака», ими могли быть скалы, холмы, утесы, ручьи, горы, пещеры, дома и даже мумии. Многие из них до сих пор почитаются народами Перу. Из Доклада королю Испании известно, что у индейцев Перу насчитывалось 10422 идола, из них 1365 мумий. Примечательно, что некоторые уаки из числа мумий являлись основателями инкских родов, племен и селений.

    Древний буддизм

    На сегодняшний день достоверно известно, что буддизм - самая древняя из трех современных мировых религий. Буддизм возник примерно 2500 лет назад на основе древних учений Индии. Основателем буддизма был Будда Шакьямуни (623-544 г.г. до н.э.).

    В буддистском учении земная жизнь, равно как рай и ад, представляется всего лишь одной из ступеней, которую человек должен преодолеть на пути к божественному, посредством освобождения от цепи перерождения. Освобождение от цепи перерождения достигается путем строгого соблюдения всех правил таких как: не причинять страдания ни человеку, ни животному, не употреблять животной пищи, медитация и др.

    Основу буддийского вероучения составляет стремление человека к божественному началу, просветлению и нирване, достигнуть которое возможно путем возвышения над земными привязанностями, духовного самосовершенствования и медитации.

    Религия Армении очень разнообразна. Она включает в себя христианство, ислам, езидизм и френги. Большинство жителей Армении верующие люди. Считается, что самой распространенной религией является христианство.

    Христианство в Армении

    Около 94% всего населения проповедуют христианство и относятся к Армянской Апостольской Церкви. Эта является одной из древнейших в мире. Мало кто знает, что Армения – это первое христианское государство в мире: в 301 году вера в Царя Небесного и сына его Христа стала государственной религией страны. Первыми проповедниками здесь считаются Варфоломей и Фаддей.

    В 404 году был создан армянский алфавит, и в этом же году Библия была переведена на армянский язык, а в 506 году Армянская церковь официально отделилась от византийской, что существенно повлияло на дальнейшую историю государства, его политическую и общественную деятельность.

    Католицизм в Армении

    Но христианство не единственная , приверженцы которой проживают в Армении. Существуют Армянской католической (всего насчитывается около 36 приходов), которые называются «франками». Франки (или френги) проживают в Северной Армении. Первоначально они появилось вместе с крестоносцами, но позднее, в 16-19 веках, франками стали называть - . Армяне-франки делятся на три группы:
    - гбо-франки,
    - хас-франки,
    - мшеци-франки.

    Разделение католиков связано не с особенностями религиозных воззрений, оно связано с местом жительства приверженцев данной веры.

    Ислам в Армении

    Сейчас в Ереване в Хранилище древних рукописей имени Маштоц хранятся более 20 тысяч рукописных текстов, собирать которые начал сам Маштоц. Это собрание рукописей представляет большую историческую и культурную ценность для народов всего мира.

    Распространение армянской Церкви

    В Земле Обетованной, то есть на территории современного Израиля уже с шестого века было построено свыше семидесяти армянских церквей, а в 638 году была основана армянская Патриархия, которая объединила и стала во главе всех восточноправославных епархий. Это и Эфиопская, Сирийская и Коптская епархии.

    Почти две тысячи лет ежегодно происходит чудо – схождение Благодатного Огня, что совершается накануне Пасхи в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Из числа епископов Армяно-Григорианской святой Апостольской церкви ежегодно избирается священнослужитель, которому будет доверено принять Благодатный Огонь.

    Кафедра философии, политологии и социологии

    Дисциплина: философия

    Религиозное сознание и его структура

    Выполнила: студент группы 8-Э-1

    А.С. Стрелкова

    Проверил: доцент

    А.В. Воецкий

    Санкт-Петербург

    Введение………………………………………………………………….3

    Глава 1. История возникновения религии……………………………..5

    Глава 2.Определение религиозного сознания………………………...12

    Глава 3. Структура религиозного сознания…………………………...14

    Заключение……………………………………………………………....17

    Список используемой литературы…………………………………….18

    Введение

    Индивидуум ощущает ничтожность человеческих желаний и целей, с одной стороны, и возвышенность и чудесный порядок, проявляющийся в природе и в мире идей, – с другой. Он начинает рассматривать свое существование как своего рода тюремное заключение и лишь всю Вселенную в целом воспринимает как нечто единое и осмысленное. Зачатки космического религиозного чувства можно обнаружить на более ранних ступенях развития, например, в некоторых псалмах Давида и книгах пророков Ветхого завета. Гораздо более сильный элемент космического религиозного чувства, как учат нас работы Шопенгауэра, имеется в буддизме.

    Религиозные гении всех времен были отмечены этим космическим религиозным чувством, не ведающим ни догм, ни бога, сотворенного по образу и подобию человека. Поэтому не может быть церкви, чье основное учение строилось бы на космическом религиозном чувстве. Отсюда следует, что во все времена именно среди еретиков находились люди в весьма значительной степени подверженные этому чувству, которые своим современникам часто казались атеистами, а иногда и святыми. С этой точки зрения люди, подобные Демокриту, Франциску Ассизскому и Спинозе, имеют много общего.

    Как же может космическое религиозное чувство передаваться от человека к человеку, если оно не приводит ни к сколько-нибудь завершенной концепции бога, ни к теологии? Мне кажется, что в пробуждении и поддержании этого чувства у тех, кто способен его переживать, и состоит важнейшая функция искусства и науки.

    Итак, мы подошли к рассмотрению отношений между наукой и религией с точки зрения, весьма отличающейся от обычной. Если эти отношения рассматривать в историческом плане, то науку и религию по очевидной причине придется считать непримиримыми противоположностями. Для того, кто всецело убежден в универсальности действия закона причинности, идея о существе, способном вмешиваться в ход мировых событий, абсолютно невозможна. Разумеется, если принимать гипотезу причинности всерьез. Такой человек ничуть не нуждается в религии страха. Социальная, или моральная, религия также не нужна ему. Для него бог, вознаграждающий за заслуги и карающий за грехи, немыслим по той простой причине, что поступки людей определяются внешней и внутренней необходимостью, вследствие чего перед богом люди могут отвечать за свои деяния не более, чем неодушевленный предмет за то движение, в которое он оказывается вовлеченным. На этом основании науку обвиняют, хотя и несправедливо, в том, что она подорвала мораль. На самом же деле этическое поведение человека должно основываться на сочувствии, образовании и общественных связях. Никакой религиозной основы для этого не требуется. Было бы очень скверно для людей, если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам после смерти.

    Глава 1. История возникновение религии.

    Под временем возникновения религиозных верований следует подразумевать период очень большой временной протяженности, занявший десятки или, возможно, сотни тысяч лет. Это был процесс, происходивший в течение жизни сотен поколений. Можно утверждать, что первоначальные религиозные представления - весьма смутные и неопределенные - стали появляться в период среднего палеолита, а позднее уже существовали более или менее оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы.

    Само появление религиозных верований и культов, как отмечает И.А. Крывелев, имело объективные и субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в поведении и сознании общественного человека наряду с деятельностью, в основе которой лежат все более осознанные закономерности объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о сверхъестественных существах и явлениях. Религиозная практика сосуществует и переплетается с реальной практикой.

    На возникновение в сознании первобытного человека религиозных признаков должны были оказывать влияние, прежде всего отрицательные эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможные варианты развития событий, которые способны дать это утешение. Потребность человека, его желания укрывают и защищают иллюзорное представление, сулящее спасительный выход из кажущегося безвыходным положения или какое-то облегчение этого положения.

    Стимулом к возникновению религиозных представлений являлись и некоторые положительные эмоции. Радость и восторг, наполнившие человека при какой-нибудь удаче, чувство благодарности тому, что способствовало этой удаче, ощущение собственного физического здоровья и морального комфорта - все это требовало своего выражения.

    Итак, религия возникла тогда, когда это стало неизбежным и возможным. Неизбежность коренилась в тяжелых условиях жизни человека, и как следствие этих условий, постоянном нервно-эмоциональном напряжении, в стремлении к самообнадеживанию и самоутешению.

    Возможность появления религиозных идей и связанных с ними культов появилась тогда, когда человеческое сознание достигло такого уровня развития, при котором воображение было уже в состоянии создавать религиозно-фантастические конструкции.

    Религия давала человечеству иллюзию относительной безопасности, обеспечиваемой помощью дружественных сверхъестественных сил. И наоборот, религия порождала у него страх перед враждебными сверхъестественными силами.

    В первобытном обществе возникают:

    Тотемизм (представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений - тотемом)

    Магия (совокупность символических обрядовых действий, направленных на достижение какого-либо конкретного результата)

    Фетишизм (поклонение предмету, которому приписывались не присущие ему сверхъестественные свойства)

    Мифология

    Анимизм (вера в духовные существа).

    Вместе с появлением представлений о сверхъестественных существах появляются и люди, способные вступать с ними в контакт. Это - маги, колдуны, шаманы, которые еще не были жестко отделены от массы верующих.

    К существенным изменениям в характере религиозных верований привело разложение родоплеменных отношений и углубление социальной дифференциации внутри племен. Социальное расслоение внутри племен, формирование племенной аристократии, становление раннеклассового общества нашли также свое отражение и в содержании религиозных представлений. На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов.

    Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - богослужение, а вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации - не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальное сословие. Жречество становится наследственной профессией, появляются постоянные святилища и храмы, жертвоприношения, доходы с храмовых земель, материальная поддержка светской власти укрепляют влияние жречества.

    Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии о развитии и функционировании религиозных систем государственно-организованных народов.

    Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института.

    По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Постепенно происходит самоопределение религиозной системы. Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя - служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и сосредоточивают в своих руках деятельность по регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих.

    В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархичную систему - церковь.

    Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, она представляет собой автономную систему в политической надстройке общества. В политико-идеологической сфере складываются особые взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для упрочнения ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народу определенные стандарты поведения и мышления, стремясь затормозить возрастающее недовольство со стороны масс существующим общественным строем, поддерживаемым государством.

    Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Произошло столкновение двух различных идей: античной и христианской. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Христианство помогло миру избежать великой битвы за освобождение человека. Ведь оно смогло без смены государственной власти, через смену личности, ликвидировать один социальный строй (рабовладельческий) и создать совершенно другой по своей сути строй. Христианство возвышало человека. Исходя из христианского учения, человек в мире стал свободен и зависел он лишь от Бога. Люди, принимая христианство, освобождались от рабства, но тут же принимали на себя другую ношу - религиозную.

    Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении.

    Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство.

    Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет ни эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

    Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин, может быть, слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

    История становления христианства охватывает период с середины I в. до V в. включительно. В течение указанного периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые можно свести к следующим трем:

    Стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);

    Стадия приспособления (II в);

    Стадия борьбы за господство в империи (III-V вв.).

    На протяжении каждой из этих стадий переживали серьезные эволюционные изменения и вероучение, и культ, и религиозная организация. Менялся социальный состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, постоянно кипели внутренние столкновения, за вероисповедной и культовой формой которых скрывалась борьба социальных и национальных группировок по поводу общественных интересов. Так на первом этапе христианство было иудейской сектой людей, объединившихся в ожидании близкого конца света и возникновения новых мировых порядков, соответствовавших нормам царства небесного на земле, прихода мессии - Христа, который и осуществит грядущий переворот. Они решительно не приемлют существующего порядка вещей, преисполнены ненависти к нему и ждут его неминуемой гибели в ближайшее время. Понятно, что социальной базой такого движения могли быть порабощенные и угнетенные господством Римской империи люди.

    На второй стадии при переходе от актуальной эсхатологии к приспособлению социальный состав общин менялся. Теперь уже влиятельное положение в общинах стали занимать представители состоятельных слоев общества.

    Они брали на себя функцию идеологического и литературного оформления христианского учения. В рассматриваемый период приспособления христианства к окружающему миру возникла церковь как система учреждений и совокупность профессионалов - служителей этой церкви.

    В III - начале IV в. христианство вело борьбу за господство в Римской империи, завершившуюся победой.

    Христианство, по И.Н. Яблокову, обладало качествами чрезвычайно важными во всех отношениях. Его космополитическая направленность, выработавшаяся в предыдущем веке - “нет ни эллина, ни римлянина, ни иудея, ни богатого, ни бедного, перед богом все равны”, его демократичность по отношению к социальным низам, реально не угрожающая правящим слоям общества, создавали условия наилучшего распространения в многонациональной массе населения. Его верноподданническая позиция в отношении властей, связанная с проповедью непротивления и полного подчинения, как нельзя лучше подходила для государства, одной из главных забот которого было добиться безропотного подчинения со стороны всех слоев общества.

    Во второй половине III в. шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV в. из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Митрополии создавались в порядке своего рода естественного отбора - наиболее многочисленные, влиятельные и богатые епархии имели в этой борьбе особо прочные позиции.

    Полагается, что с этого времени церковь как орган управления приобретает относительную самостоятельность и становится обладательницей особых интересов по отношению к верующим. Одной из важнейших целей церковной организации становится поддержание и воспроизводство целостности и устойчивости самого института церкви. В ходе этого процесса активизируется деятельность органов управления по введению предписаний, требующих безусловного подчинения аппарату церкви, усиливается особый метод идеологический деятельности - нормативно-правовая регламентация, связанная с разработкой определенных идейных обоснований и созданием структур организационной деятельности, направленных на пропаганду этих идей, их реализацию.

    Таким образом, можно прийти к выводу, что религиозное мировоззрение имеет довольно долгую историю. Религия возникает практически вместе с появлением человека, она претерпела множество изменений, прежде чем стать такой, какой мы привыкли ее видеть сейчас.