• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Осень - время, когда у детей не только начинается учеба в школе, но и возобновляются занятия в любимых . Как распределить время ребенка так, чтобы дополнительные занятия ему были на пользу? Как и когда выбирать с малышом увлечение по душе? Об этом портал «НН-мама» побеседовал со специалистом по профориентации, нейропсихологом, гештальт-терапевтом, логопедом-дефектологом Центра психологической помощи "Отражение" Аленой Сердюк.

    Возраст имеет значение

    По словам Алены Сердюк, до трехлетнего возраста лучшее времяпровождение для малыша - быть с мамой. «Ребенок должен быть ею «накормлен». А вот после этого возраста, пожалуйста, можно осваивать и новые обстановки, и новых людей, - говорит нейропсихолог, - Старайтесь в выборе кружка или секции поддерживать сильные стороны ребенка, чтобы малыш рос в «ситуации успеха», но и, видя слабые моменты, - стремитесь их подкорректировать. Например, у ребенка плохо развита речь - выберите секцию конструирования. Развитие мелкой моторики и пространственного мышления «подтянет» речь. Слышите, что малыш останавливается у телевизора или магнитофона и слушает песни, пританцовывает, возможно, у него есть тяга к музыке. Проверить эту версию вам всегда помогут специалисты, занимающиеся профориентацией и преподаватели в музыкальной школе».

    Ваш ребенок – какой он?

    Профориентация ребенка сегодня возможна с трехлетнего возраста, но нужно понимать, что лучше родителей его никто не знает. Поэтому важно трезво оценить темперамент малыша, его активность и любознательность. Часто спокойным домашним детям достаточно одной секции, но гиперактивных, подвижных ребят можно «нагрузить» сверх этого.

    «Понаблюдайте, как малыш себя ощущает: веселый ли он, с радостью ли идет в садик или школу, спит спокойно, не склонен к раздражительности? Если на эти вопросы вы даете утвердительные ответы, значит, режим отдыха и загруженности ребенка найден, - считает Алена Сердюк, - Если он с легкостью посещает одну секцию и остается еще время и желание ходить куда-то еще - это прекрасно! Значит, у вашего ребенка много энергии и сил. Пусть будет еще один кружок».

    При этом нейропсихолог предупреждает, что посещение трех и более кружков в любом возрасте - это много. Дети не успевают глубоко понять и прочувствовать дело, которым они занимаются, и получить удовольствие от процесса. Во взрослом состоянии обычно такие люди часто меняют работу, увлечения, никак не могут остановиться на чем-то одном.

    «Не «расплескивайте» желания ребенка, помогите ему выбрать что-то одно, - говорит Алена Сердюк, - Нет единого рецепта, которым можно было бы воспользоваться, чтобы «накормить» детей знаниями и умениями, и еще удовлетворить наши родительские амбиции. Если малыш доволен, бодр и весел, значит, все с нагрузками рассчитано правильно!»

    Обозначьте свои цели


    При начале посещения кружка важно проговаривать с ребенком любого возраста, что у этого процесса, этих занятий, есть начало и конец. И без веской причины (состояние здоровья, переезд в другой район) желательно не бросать начатое. Пусть вы побольше времени потратите на выбор секции, но не будете пропускать и завершите ее.

    «Если уж вы видите, что ребенку совсем разонравилось, сменились увлечения, педагог - не настаивайте, меняйте. Этим вы учите его гибкости, - говорит нейропсихолог, - Но обязательно завершите отношения: вместе с сыном или дочерью попрощайтесь с ребятами из секции, с руководителем, скажите теплые слова. Так у ребенка приобретается опыт «ставить точку», после которой можно начинать новое».

    Родителям чемпионов


    Иногда мамы и папы хотят вырастить из своего чада чемпиона любой ценой. Хорошо, если ребенку понравится их выбор, и он готов воплотить в жизнь родительские амбиции. Но часто дети начинают жаловаться и плакать, выражают нежелание ходить на ненавистную секцию. Это свидетельствует о том, что они устали от непомерной нагрузки или просто не имеют тяги к выбранному для них занятию.

    Что же делать, если вы из тех родителей, которые точно знают, в какой области ваш ребенок станет лучшим? Алена Сердюк советует: «Если вы ставите серьезные цели, обсудите их с ребенком. Проговорите, чего вы ожидаете от его посещений данной секции с самого начала, чтобы он был готов морально к серьезным нагрузкам и для него это не стало неожиданностью. Честно признайтесь, что хотите, чтобы он стал хоккеистом, как папа, или художницей, как мама. Объясните, что готовы прилагать все усилия, тратить деньги и силы, пропускать школу, чтобы ребенок добился успеха на выбранном вами поприще!»

    Многие родители задаются вопросом: чем занять ребенка после школы, чтобы он проводил меньше времени без дела, сидя в интернете? Мы уже упоминали, что выбирать для ребенка следует исходя из его личностных качеств и интересов. Не стоит записывать его в ту секцию, где вы сами хотели заниматься или занимались, но не достигли успехов. Воплощать свои амбиции за счет ребенка – неблагодарное дело, лучше позвольте ему выбрать собственный путь.

    Не записывайте ребенка в кружок, когда он еще слишком мал, чтобы проявлять определенные интересы. Детям до трех лет лучше всего подойдут занятия дома, с родителями. Возраст от трех до пяти лет – это то время, когда ребенок начинает демонстрировать предрасположенно сть к определенным занятиям. И вам стоит внимательно присмотреться к нему.

    Выбираем занятие на основе склонностей ребенка

      Музыкальная школа, или , кружок изобразительного искусства. Ваш ребенок охотно чертит карандашом по бумаге и оставляет везде пятна краски? Может быть, он любит петь, рассказывать стихи и выступать на публике? Тогда ему определенно подойдет кружок творческой направленности. Обратите внимание, что в музыкальной и художественной школе более строгая система оценок, разделение на классы, по окончании обучения выдается диплом. Студии более либеральны, дети чувствуют себя в них свободнее и охотно ходят на занятия. Однако профессиональные навыки, получаемые в студии, не уступают школьным.

      Секция моделирования, программирования, математический кружок. У вашего ребенка явно технический склад ума? Он любит собирать конструктор и чертить несложные схемы? Тогда смело выбирайте один из трех вышеперечисленны х кружков. Обратите внимание, что кружок программирования больше подойдет детям постарше. Зато занятия математикой или моделированием в дошкольном возрасте пойдут только на пользу. Математика развивает логическое и абстрактное мышление, память. Моделирование улучшает мелкую моторику и внимательность.

      Спортивная секция. В вашем ребенке бурлит энергия? Он проявляет лидерские качества, упорство, целеустремленность? Тогда ему подойдет спортивный кружок. Вид спорта вы можете выбрать сами, здесь нет строгих канонов. Хотя традиционно считается, что высокие ребята годятся для баскетбола, поджарые и быстрые – для легкой атлетики, крепко сложенные – для борьбы или тяжелой атлетики. В конце концов, вы можете спросить у своего ребенка, каким спортом он хотел бы заниматься – возможно, у него уже есть пожелания. Если нет, понаблюдайте, к каким играм больше всего склонен ребенок. Может быть, это игры с мячом или догонялки?

    От юного яхтсмена до создателя роботов

    Позади остались утомительные хлопоты по подготовке детей к новому учебному году. Правда, расслабляться еще рано, традиционные осенние заботы родителей только начинаются. Сентябрь - самое время окончательно определиться с выбором кружков и развивающих занятий для своего чада. Юные яхтсмены, исследователи космоса и создатели роботов - в сегодняшнем многообразии дополнительных активностей для школьников можно просто потеряться. Хочется успеть все и сразу, при этом без ущерба для основной учебы малыша. Как правильно выбрать дополнительные занятия для ребенка, мы выяснили у специалистов.

    Высокие достижения и поиск себя

    Перед выбором дополнительных занятий для ребенка прежде всего нужно определиться - для каких целей они нужны школьнику. Детям, которые сами не проявляют сильной заинтересованности в том или ином направлении, взрослые обычно выбирают секции для общего развития. Как правило, при таком подходе ребенок посещает несколько кружков или чередует их в зависимости от своих текущих увлечений. В конечном итоге большинству школьников удается понять, чем они действительно хотят заниматься помимо основной учебы.

    Однако в наше время многие родители выбирают дополнительные занятия для ребенка также с целью «высоких достижений», - объясняет психолог Наталья Каневская . - Нередко таким образом взрослые пытаются реализовать какие-то собственные несбывшиеся мечты. Например, если папа в детстве мечтал о карьере футболиста, он может усиленно тащить в этот спорт сына. Но у ребенка просто-напросто может не быть данных для выбранного направления. При этом истинные способности школьника останутся нереализованными.

    Третьей основной целью занятий детей в кружках считается преодоление тех или иных проблем со здоровьем или трудностей с учебой. Например, детей, которые имеют заболевания позвоночника, отдают в бассейн. И часто занятия, выбранные по необходимости, впоследствии становятся серьезным увлечением.

    Однако, по мнению педагогов, не стоит излишне перегружать ребенка кружками в младшем возрасте. У дошкольников и младших школьников главным типом деятельности выступает игра. Именно благодаря играм ребенок в этот момент развивается и познает новое, кроме того, малышам нужно как можно больше времени проводить на свежем воздухе.

    Я бы не советовала родителям занятия в новых кружках начинать в 1-м классе, - говорит педагог дополнительного образования Любовь Кожина . - Для малыша адаптация к школе - это достаточно сложный период, ему приходится подстраиваться под новые правила, учиться воспринимать большой объем новой информации. И чрезмерные нагрузки в виде многочисленных кружков могут вообще отбить ему охоту к учебе. Для первоклассников оптимально оставить 1–2 кружка, которыми они занимались еще в детском саду, а выбор новых дополнительных занятий отложить. К тому же результатов от дополнительных занятий можно добиться только за счет регулярности. Если ребенок будет постоянно менять кружки или посещать занятия через раз, толку от таких «развивашек» будет мало. В начальной школе выбирать секции стоит поближе к дому, это позволит ребенку не тратить лишние силы на дорогу.

    Кружок по темпераменту

    Психологи советуют родителям также обращать внимание на темперамент и характер ребенка. Так, холерику с его неуемной энергией хорошо подойдут спортивные секции, в том числе плавание. Правильное дыхание в воде научит его расслабляться и управлять своими эмоциями. Дополнительные занятия для такого ребенка нужно планировать на середину дня, чтобы к вечеру нервная система пришла в спокойное состояние. Подвижным и общительным сангвиникам имеет смысл выбирать командные спортивные игры типа футбола, волейбола и хоккея. Также таким детям, скорее всего, понравятся занятия в театральном кружке, хоре или танцевальной студии.

    Задумчивых и медлительных флегматиков наверняка порадуют занятия, которые требуют кропотливой работы и усидчивости. Подобным ребятам можно предложить кружки по робототехнике, моделированию и конструированию. А девочкам имеет смысл заняться бисероплетением, лепкой, вышиванием или вязанием. Добродушные, но очень чувствительные и застенчивые меланхолики будут хорошо себя чувствовать на курсах иностранных языков, на занятиях музыкой или рисованием. Оптимальные спортивные кружки для них - лыжи и йога.

    Условно всех детей можно разделить на три типа по их отношению к дополнительным занятиям, - объясняет психолог. - Проще всего с ребятами, которые с самого начала четко знают, что им нравится. Родителям достаточно просто подобрать хорошую студию по выбранному направлению, и дело в шляпе. Дети второго типа хотели бы чем-нибудь заниматься, но не могут сами без посторонней помощи определиться, что это все-таки должно быть. В этом случае взрослым имеет смысл поводить ребенка на пробные занятия в различные секции, посещать тематические фестивали и мастер-классы, это поможет малышу быстрее найти себе занятие по душе. Сложнее всего в вопросе дополнительного образования с детьми, которые категорически ничем не хотят заниматься. Здесь нужно разбираться, в чем кроется истинная причина этого нежелания.

    По мнению специалистов, очень часто дети не интересуются кружками просто потому, что очень сильно устают в школе. Основная учеба всем дается по-разному, для многих это действительно тяжелая работа и большой стресс. В этом случае стоит проверить здоровье ребенка, в некоторых случаях стоит задуматься о смене школы, возможно, в данном учебном заведении слишком сложная программа.

    Правда, иногда настрой ребенка на лень и протест против дополнительных занятий задают сами родители. Приходя домой с работы, взрослые жалуются, как они устали, и укладываются на диван перед телевизором, нередко и выходные проходят в том же формате. В результате ребенок начинает копировать поведение взрослых и отстаивать свое право на законный отдых после учебы.

    В данном случае родителям нужно решать проблему, начиная с самих себя, - говорит Наталья Каневская. - Достаточно начать с малого, например, установить традицию всей семьей кататься на велосипедах летом или на лыжах зимой, регулярно играть в бадминтон или настольный теннис. В общем, найти интересное занятие, в котором можно участвовать всей семьей. Со временем школьник поймет, что дополнительные занятия - это не работа, а удовольствие. Стремление к познанию нового, желание вести спортивный образ жизни и развиваться закладываются в детстве, поэтому очень важно вовремя научить этому собственных детей. Именно в этом и есть главная цель дополнительного образования.

    Топ-6 интересных бесплатных кружков для школьников в столице

    Астрономический кружок Планетария - отличный выбор для детей, которых интересует все, что связано с космосом. На занятиях дети самостоятельно наблюдают за луной и звездами, ездят в обсерватории и знакомятся с космонавтами, а лекции ребятам читают преподаватели МГУ.

    Основы морского дела - кружок при Московском городском детском морском центре им. Петра Великого. В одном из старейших морских клубов столицы ребят научат разбираться в устройстве кораблей и в азбуке Морзе, вязать узлы и управлять штурвалом. Кроме того, его слушатели пройдут подробный курс по истории морского флота и военно-морской подготовке. У клуба есть собственная береговая база в Химках и учебная флотилия, где со школьниками в теплую погоду проводят практические занятия.

    Кружок «Юные исследователи природы» при МГУ работает на базе биофака Московского университета. Помимо занятий на биофаке студийцы проводят время на Звенигородской биостанции МГУ, отправляются в многодневные полевые экологические практики.

    Центр проектного творчества «Старт Про» - центр также называют «детским Сколково», тут собрана одна из лучших научных баз для школьников в стране. В центре работают шесть лабораторий, которые предлагают обучение по 60 программам. В том числе по занимательной математике, созданию роботов, работе с инструментами, природными материалами и металлами.

    Центр дополнительного образования «Юный автомобилист». Погонять на мотоциклах на занятиях могут даже восьмилетки, а за руль автомобиля здесь сажают с 12 лет. Также в кружке можно научиться ремонтировать технику, оказывать первую помощь при ДТП, выучить Правила дорожного движения и даже сдать экзамен.

    Палеонтологический кружок в Музее имени Тимирязева. На занятиях ребят знакомят с геологическими дисциплинами, учат вести полевой дневник. На выходных члены кружка выезжают на геологические разрезы в Подмосковье, а на каникулах отправляются в длительные поездки для исследования ископаемых других регионов.