• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    С какого возраста учить ребёнка чтению? Как понять, что малыш готов к достаточно трудному, требующему мобилизациимногих качеств, процессу? Мнений по этому поводу много. Скорее всего, всё здесь индивидуально. Всегда были бегло читающие четырёхлетки и с трудом складывающие слоги в слова девятиклассники. Малыш сам подскажет, когда уже пора.

    Что думают специалисты

    В общем случае считается, что кроха «созрел» если:

    • он уже достаточно хорошо говорит предложениями, связно и доступно излагает свои мысли; при невыполнении этого условия у детей могут возникнуть проблемы с развитием речи - при обучении чтению (особенно настойчивом) искусственно активизируются совсем другие участки головного мозга, чем те, что должны в соответствующем возрасте способствовать появлению речи, навыкам общения; есть и печальные примеры - малыши, обучавшиеся по кубикам Зайцева до того, как начали говорить, и в результате получившие задержку речевого развития;
    • у ребёнка хорошо развит фонематический слух: он легко определяет, из каких звуков состоит слово, может выделить общий звук в нескольких словах (например, шоколадка, кошка, камыш), умеет находить на картинке изображения предметов, названия которых начинаются на определённую букву;
    • у малыша отсутствуют логопедические проблемы, которые мешают правильному чтению и формированию фонематического слуха;
    • ребёнок уверено ориентируется в пространстве: знает, где право\лево, верх\низ: это необходимо для того, чтобы малыш не читал слова наоборот, справа налево.

    Некоторые дети достигают таких «высот» уже к 3-4 годам, другие же дозревают только к школе. В любом случае, обучать ещё неготового ребёнка - значит, напрасно тратить время и нервы. Так можно только навредить малышу, отбить у него интерес к чтению на всю жизнь, затормозить развитие других навыков и способностей. Лучший вариант в некоторых случаях - заняться не самим чтением, а подготовкой к погружению в этот процесс: развитием речи и фонематического слуха, устранением логопедических проблем.

    Сигналы для родителей

    Мой старший сын в три года знал буквы и звуки. Сегодня это уже не редкость, многие дети и в более раннем возрасте уверенно называют каждую единицу алфавита. Но когда он вдруг начал спрашивать, что написано на встречающихся нам по дороге вывесках и просить найти в интернете мультики про слоги (для общего развития иногда включали ему такие ролики ненадолго), стало понятно: время пробовать учить его чтению настало. Начинали осторожно, потихоньку, но процесс пошёл очень быстро и легко. Интерес не ослабевал - наоборот, только увеличивался. В результате к 3,5 годам он уже по слогам читал имена детей на бейджах своих одногруппников в секции фигурного катания. Ну, и, конечно, мимо уличных вывесок сын тоже спокойно не мог пройти.

    К слову, у младшего такого интереса не возникло до сих пор (ему 4 года). Буквы знает, слоги простые складывает, слова-слоги читать научился, но на вывески не заглядывается, помочь прочитать сложное слово не просит, к занятиям (очень коротким и редким) относится без особого энтузиазма. Все дети действительно очень и очень разные, у каждого свой «талант». События форсировать не стоит.

    Мои дети - смышлёные и любознательные, но всё-таки разные.

    Малыши часто сами дают родителям знать, когда они готовы учиться чтению. Эти сигналы важно распознать и не оставить без внимания, тогда все объяснения лягут на благодатную почву. Итак, скорее всего, ребёнок уже созрел, если:

    • периодически сам берёт книгу и подолгу рассматривает её, возможно, делая вид, что «читает»: пересказывает знакомую сказку или сочиняет что-то своё, методично водит пальчиком по строчкам;
    • создаёт собственные «книги»: имитируя взрослый почерк «пишет» на листочке первые произведения, делает к ним рисунки или наклеивает вырезанные из журналов картинки;
    • наизусть знает много стихов и может спеть несколько песен;
    • с лёгкостью выучил все буквы и звуки;
    • обладает богатым словарным запасом;
    • с удовольствием слушает сказки и рассказы в родительском исполнении, может ответить после прослушивания на вопросы о содержании произведения;
    • легко подбирает несколько слов на определённую букву;
    • с интересом занимается с родителями чтением: уроки доставляют ему удовольствие, малыш сам задаёт вопросы, пытается прочесть вывески на улице.

    4-летний кроха может прямо попросить маму или папу научить его читать. Но даже в этом случае, чтобы не отбить его стремление, действовать надо осторожно: учить малыша в игре, используя интересные яркие пособия, не перегружать его информацией, не делать первые занятия долгими (максимум 5-15 минут). Ну а как быть, если школа уже не за горами, а ребёнок так и не горит желанием браться за освоение важного навыка? Его можно заинтересовать, но это тема уже для совсем другой статьи.

    Завтра? На следующей неделе? Через полгода? А может быть, прямо сейчас? Мы перебираем в уме вопросы и обсуждаем их с партнером, надеясь, что это внесет ясность. Родные подливают масла в огонь советами: «У вас все есть, так чего вы ждете?» С другой стороны, «вы еще молодые, зачем торопиться».

    Существует ли то самое «подходящее» время, когда ваша жизнь движется по часам, вы полны сил, любимы и готовы к пополнению? Для кого-то это означает просто прислушаться к себе. Кто-то, напротив, не доверяет ощущениям и стремится продумать каждую мелочь. А что говорят специалисты?

    Почему сейчас? Я делаю это из «разумных» побуждений?

    Семейный психотерапевт Элен Лефковиц предлагает отталкиваться от главного вопроса: хорошо ли вам сейчас? Устраивает ли вас то, чем вы занимаетесь? Можете ли вы сказать, что ваша жизнь вам (в целом) нравится?

    «Помните о том, что родительство − испытание, и все тлеющие в вашей душе сожаления и сомнения могут разгореться с новой силой, − предупреждает она. − Хуже, когда женщина стремится завести ребенка по каким-то посторонним причинам. Например, она не смогла сделать карьеру, ей скучно жить. Хуже того, некоторые женщины прибегают к беременности как к последней возможности спасти неудачный брак».

    Так или иначе, вам будет легче подготовиться к тому, чтобы посвятить себя другому человеку, когда вы сами довольны собой, своей жизнью и своим партнером. «Как выразилась одна моя клиентка, «я хочу видеть себя и того, кого больше всего люблю, в нашем ребенке, − как сочетание нас обоих», − говорит семейный консультант Кэрол Либер Уилкинс.

    Важно, чтобы партнер, который чувствует себя увереннее, умел слушать другого и с пониманием относился к его опасениям и замечаниям

    Готовы ли вы к компромиссам, которые неизбежно придут вместе с родительством и даже раньше? «Готовы ли вы променять независимость и спонтанность на планирование и структуру? Если раньше вы были легки на подъем, согласны ли вы освоиться с ролью домоседа? − уточняет Кэрол Уилкинс. − Хотя планирование ребенка часто сопряжено с фантазиями о собственном далеком детстве, помните, что это также и новый этап для вас как для взрослого».

    Готов ли к этому мой партнер?

    Иногда, когда один из двоих немного нажимает на газ, а другой слегка тормозит, они могут достичь темпа, который подходит для обоих. «Важно, чтобы партнер, который чувствует себя увереннее, умел слушать другого и с пониманием относился к его опасениям и замечаниям, − говорит психотерапевт Розалин Блогьер. − Иногда полезно поговорить с близкими друзьями, у которых уже есть дети, чтобы узнать, как они улаживали проблемы − например, согласовывали свои расписания».

    «Пары, о которых я действительно беспокоюсь, − это те, кто не заговаривали всерьез о рождении детей, прежде чем жениться, а потом внезапно обнаружили, что один хочет быть родителем, а другой − нет», − отмечает Блогьер. Если вы знаете, что ваш партнер хочет ребенка, но не вполне готов к этому, стоит выяснить, что его сдерживает. Возможно, он боится не справиться с грузом ответственности: если вы планируете взять отпуск по уходу за ребенком, на него может лечь вся тяжесть содержания семьи. А может, у него были непростые отношения с собственным отцом и он повторит его ошибки.

    Поскольку в родительстве мы во многом руководствуемся интуицией, полезно и даже необходимо чувствовать, что у отношений есть прочная основа

    Будьте внимательны к тому, что вашему партнеру может быть непривычно делиться своей любовью, лаской и вниманием с ребенком. Каждая из этих проблем может стать поводом для откровенного разговора. Если чувствуете, что это необходимо, обратитесь к знакомому терапевту или к групповой терапии пар. Не стоит стыдиться своих сомнений, но и преувеличивать их тоже не нужно. Помните: когда будущее обретает контуры, становится осязаемым и обозримым, уходит страх. А на смену ему приходит ожидание.

    Есть ли основания повременить?

    Некоторые пары могут быть обеспокоены финансовой или карьерной безопасностью. Возможно, вы задаете такие вопросы, как «Должны ли мы ждать, пока мы не сможем купить дом и устроиться там?» Или вам может показаться странным: «Может быть, нам стоит подождать, пока я не стану преподавать, поэтому у меня будет больше времени и сил, чтобы посвятить ребенку». Или: «Может быть, нам стоит подождать, пока мы не накопим достаточно денег, чтобы у меня было больше времени и сил».

    С другой стороны, многие пары по понятным причинам обеспокоены своей фертильностью. Возможно, вы были свидетелями того, как ваши друзья или знакомые годами пытались зачать ребенка, проходя через бесконечные процедуры лечения бесплодия, и сокрушались, почему они не озаботились этим раньше.

    Попробуйте представить, каково это будет − делить свое личное время не только с партнером, но и с кем-то третьим. И не просто с кем-то − с тем, кто требует вашего внимания круглые сутки

    К сожалению, некоторые упускают из виду основной вопрос, на который стоит обратить внимание: готовы ли к этому наши отношения?г Оптимальный вариант, когда пара посвящает некоторое время жизни вдвоем, чтобы проверить свои чувства, чтобы они могли переключиться на родительство, не чувствуя, что какая-то важная часть их отношений приносится в жертву». Поскольку в родительстве мы во многом руководствуемся интуицией, полезно и даже необходимо чувствовать, что у отношений есть прочная основа».

    Попробуйте представить, каково это будет − делить свое личное время не только с партнером, но и с кем-то третьим. И не просто с кем-то − с тем, кто требует вашего внимания круглые сутки.

    Если ваши отношения увязают в спорах о «справедливости» и «распределении обязанностей», вам еще нужно немного поработать над ними. Подумайте вот о чем: если вы спорите, чья очередь развешивать белье из стиральной машины или относить мусор на свалку, сможете ли вы быть «командой», когда вы не спали ночь, у вас кончаются подгузники, а няня отменилась, а по дороге к родителям вы обнаружили, что у вас закончились подгузники.

    Как понять, что вы будете хорошим родителем?

    Мы живем в обществе, которое идеализирует родительство и предъявляет парам порой непомерные требования − быть одновременно любящими и требовательными, прогрессивными и осторожными, организованными и открытыми к экспериментам.

    Зайдите в любой книжный магазин, и вы увидите целые полки, заставленные руководствами по воспитанию детей − начиная от «как воспитать гения» до «что делать с бунтующим подростком». Неудивительно, что партнеры заранее могут чувствовать себя «профнепригодными» для такой серьезной задачи.

    Никто из нас не рождается идеально приспособленным для родительства. Как и в любых других жизненных начинаниях, здесь у нас есть сильные и слабые стороны

    Никто из нас не рождается идеально приспособленным для родительства. Как и в любых других жизненных начинаниях, здесь у нас есть сильные и слабые стороны. Важно то, чтобы быть честным и принимать множество чувств, от амбивалентности, гнева и разочарования до радости, гордости и удовлетворения.

    Как приготовить себя к изменениям, с которыми вам предстоит столкнуться?

    Беременность и рождение ребенка − это всегда «разведка боем». И значит, в каком-то смысле вы никогда не сможете быть готовы к этому. Однако, если у вас есть сомнения в чем-то, вам стоит обсудить их с партнером. Вместе вы должны решить, как будет работать ваш тандем с учетом разного развития событий. Беременность может быть нелегким делом, но вы можете продумать, как облегчить себе жизнь.

    Вам стоит обсудить, хотите ли вы сообщить друзьям и семье, что пытаетесь завести ребенка, или подождать с новостями, например, до конца первого триместра. В долгосрочной перспективе вам стоит обговорить, можете ли вы позволить себе, чтобы кто-то оставался дома с ребенком, или стоит воспользоваться услугами няни.

    Но даже самые тщательно продуманные планы могут поменяться. Главное здесь − понимать, где кончаются предложения и предпочтения и начинаются жесткие правила. В конце концов, вы планируете связать свою жизнь с абсолютно незнакомым человеком. Вот что такое родительство: гигантский «прыжок веры». Но многие люди совершают его с радостью.


    В общей сложности, большинство детей начинают
    учиться использовать горшок примерно с 1,5 лет, но
    каждый ребенок индивидуален и к этому вопросу
    стоит подходить, только учитывая характер и
    поведение вашего малыша. Важно помнить, что ребенок
    должен быть сам готов как физически, так и
    эмоционально. Не стоит приучать малыша насильно,
    т.к. это ни к чему хорошему не приведет, а на оборот,
    вы можете нанести ему психологическую травму.
    Возраст ребенка играет в приучении к горшку
    большое значение. Большинство педиатров убеждены,
    что дети младше 12 месяцев не имеют контроля над
    мочевым пузырем или кишечником. Между 18 и 24
    месяцами дети часто начинают проявлять признаки
    готовности.
    Как узнать, что ребенок готов?
    Иногда родители чувствую давление со стороны
    благонамеренных друзей и знакомых, чтобы начать
    приучение ребенка к горшку с раннего возраста. Это
    обосновывается еще и тем, что подгузники стоят
    дорого, и в один прекрасный день медицинские
    учреждения не будет принимать детей, пока они не
    научатся пользоваться горшком. Многие наши бабушки
    и прабабушки считали, что дети должны быть
    подготовлены ходить на горшок очень рано, еще до
    своего первого дня рождения. Но сегодня мы понимаем,
    что лучше подождать, пока дети начнут проявлять
    признаки того, что они готовы.
    К готовности малыша ходить на горшок относят
    следующие признаки:
    Ваш ребенок остается сухим не менее двух часов в
    течение дня или после сна.
    Испражнения становятся регулярными и
    предсказуемыми.
    Мимика, позы или слова показывают, что ваш
    ребенок совершает мочеиспускание или дефекацию.
    Ваш ребенок может следовать простым инструкциям.
    Ваш ребенок показывает на грязный подгузник и
    хочет, чтобы его поменяли
    Ваш ребенок просится в туалет или на горшок.
    Ваш ребенок просит, чтобы ему надели нижнее белье.
    Не все эти признаки должны присутствовать у
    ребенка на момент приучения. Общая тенденция даст
    вам знать, что пришло время начать.
    Подготовка к приучению ребенка к горшку
    Во-первых, решите, хотите ли вы приучить ребенка к
    горшку или туалету. Есть некоторые преимущества в
    использовании горшка - это мобильность, и это
    легкость. Некоторые дети считают его менее сложным,
    чем туалет. Постарайтесь выяснить предпочтения
    вашего ребенка и исходить из его потребностей.
    Некоторые родители поощряют своих детей пльзоваться
    как туалетом, так и горшком.
    Во-вторых, убедитесь, что у вас есть все необходимые
    приспособления. Если ваш ребенок выбрал пользование
    туалетом, то вам иметь небольшие ступеньки для
    подъема, а так же специальное сидение для унитаза.
    В начале, возможно, вы с вашим ребенком захотите
    почитать книгу или посмотреть видео или DVD о
    приучении к туалету. Есть книги, некоторые забавные
    детские мультфильмы для вашего малыша, о том как
    правильно пользоваться горшком или туалетом.
    Несколько советов для начала работы:
    Наблюдайте за признаками того, что ваш ребенок
    готов начать приучение к горшку (см. выше).
    Позвольте вашему ребенку попробовать горшок на
    размер и ознакомиться с ним.
    Позвольте вашему ребенкусмотреть, как другие
    ходят в туалет, и говорить о том, что они делают.
    Начните использоватьподгузники-трусики для
    вашего ребенка - это помогает ему понять ощущение
    сырости.
    Вы можете заметить, что ваш ребенок опорожняется в
    определенное время суток, поэтому постарайтесь
    посадить его на горшок в это время. Это не работает
    для всех детей - истинная подготовка к туалету
    начинается, когда ребенок осознает ощущения
    опорожнения и заинтересован в изучении процесса.
    Научите своего ребенка некоторым словам,
    связанным с походом на горшок - например, вы
    можете научить ее слова, как «какать», «пу» и
    «Мне нужно идти».
    Основные шаги для приучения к туалету
    Выберите день начала обучения. Это может быть
    день, когда вы проведете его дома.
    Прекратите использовать подгузники (за
    исключением ночи и дневного сна). Начните
    использования трусики или тренировочные подгузники.
    Вы даже можете позволить вашему ребенку выбрать
    несколько трусиков, которые могут для него быть
    захватывающим шагом.
    Оденьте ребенка в одежду, которую легко снять
    Сажайте вашегоребенка на горшок каждый день в
    примерное время его дефекации, а также за 30 минут
    до и после еды.
    Давайте вашему ребенку больше клетчатки, чтобы
    избежать появление запоров, которые могут
    затруднить походы в туалет. правильное питание для
    вашего ребенка лучший способ справиться ним, а не
    покупать добавки.
    Если ваш ребенок не идет на контакт или кажется
    не заинтересованным, просто подождите, пока он будет
    готов, чтобы попробовать еще раз.
    Хвалите вашего ребенка за его усилия (даже если
    прогресс идет медленно), и больше похвал, когда он
    успешен. Вы могли бы сказать: «Молодец, Вероника!
    Ты сегодня сама села на горшок. Когда малыш
    достигает полного успеха на каждом этапе,
    уменьшайте количество похвал.
    Обращайте внимание на признаки того, что ваш
    ребенок должен ходить в туалет - некоторые
    сигналы включают в себя изменения в позе или
    мимике.
    На разных этапах в течение дня (но не слишком
    часто), вы можете спросить своего ребенка, хочет ли
    он пойти в туалет. Нежного напоминания достаточно
    - лучше, если ваш ребенок не чувствует давление.
    Пять минут достаточно долго, чтобы ребенок сидел
    на горшке или в туалете. Лучше не давать вашему
    ребенку сидеть на унитазе в течение длительных
    периодов времени, потому что он будет чувствовать
    себя наказанным.
    Вам нужно будет самим вытирать попу вашего
    ребенка, пока он не научится это делать сам. Не
    забывайте, вытирать нужно от переда к заду, особенно
    маленьким девочкам.
    Научите вашего мальчикастряхивать пенис после
    того, как он испражнился, чтобы избавиться от капель.
    Иногда на ранней стадии приучения к туалету
    полезно бросать плавать мяч для пинг-понга в унитаз,
    чтобы мальчик стремился в него попасть. Так вы
    приучите его мочиться правильно, оставляя унитаз
    чистым.
    Научите ребенка мыть руки после посещения
    туалета. Это может быть забавным, но это придаст вам
    уверенности, что ребенок защищен от инфекции.
    Если он не попадает в унитаз, не комментируйте.
    Просто вытрите его молча.
    Сколько повремени ребенок приучиться к горшку
    Приучение ребенка к горшку может занять от
    нескольких дней до нескольких месяцев. Это не гонка
    (не важно, что другие родители рассказать вам о
    своих «замечательных» детях!).
    Особенность приучения к горшку состоит в том, чтобы
    не подталкивать вашего ребенка. Расслабьтесь и
    позвольте ему учиться в своем собственном темпе -
    он получит от этого процесса массу удовольствий,
    когда будет к нему готов. Поощряйте его мягким
    напоминанием и рассказами. Что ваш ребенок хочет
    больше всего, чтобы понравиться вам, и похвалив его
    вы достигнете большего успеха горазда быстрее
    Неудачные попытки и несчастные случаи
    Ваш ребенок только что разработал удивительные
    физические способности управлять процессами в
    своем теле. Как взрослый, вы не всегда можете
    понять, что для ребенка это является важным шагом.
    Несчастные случаи и неудачи - все это лишь часть
    процесса.
    Если ваш ребенок расстраивается из-за мокрых
    штанов, заверьте его, что он молодец, что это
    действительно не имеет значения, и нет
    необходимости беспокоиться.
    Чтобы избежать несчастных случаев:
    Обратите внимание на своего ребенка, если он
    говорит, что хочет в туалет, не отказывайте ему.
    Если вы уверены, что ваш ребенок не какал,
    напомните ему, что он, возможно, хочет пойти на
    горшок. Ребенок может быть настолько был увлечен
    своей деятельностью, что просто забыл, что ему нужно
    на горшок.
    Убедитесь, что ваш ребенок не хочет идти в туалет в
    течение длительной игры или до прогулки. Если он не
    хочет идти, это нормально.
    Постарайтесь убедиться, что к горшку или туалету
    всегда есть легкий и быстрый доступ.
    Попросите ребенка испражняться перед сном, и
    старайтесь избегать в это время напитков.
    Постарайтесь сохранять спокойствие, если приучения
    к туалету, кажется, занимает больше времени, чем вы
    ожидаете. Остановитесь на положительных о
    достижениях вашего ребенка, потому что в конечном
    счете он придет к долгожданному результату.
    Слишком большое напряжение или стресс может
    привести к негативным последствиям, благодаря
    которым ребенок вообще может отказаться ходить в
    туалет.
    Сосредоточьтесь на своем малыше и у вас обязательно
    все получиться.

    Правильное кормление новорожденного – важная и ответственная задача. Необходимо четко понимать, чем можно кормить малыша на той или иной стадии роста, для обеспечения его организма всеми необходимыми веществами. Переломным моментом в системе кормления считается время, когда малышу начинает не хватать материнского молока, и наступает пора вводить в его рацион другие продукты. Как понять, что ваш ребенок готов к прикорму, и каким образом лучше приучать малыша к новой пище, мы узнаем далее.

    Первым признаком, на который стоит ориентироваться каждой маме, показывающим готовность ребенка к расширению его рациона питания, является возраст. Раньше считалось, что ребенка можно начинать прикармливать уже в 3 месяца, приучая его к новой пище. Такой системы придерживались наши мамы и бабушки, определяя наступление зрелости ребенка этими временными рамками.

    Медицина не стоит на месте, в том числе особенно активно ведутся исследования в плане развития и формирования детского организма. Ученым, ведущим свою деятельность в данной области, опытным путем удалось доказать, что наиболее приемлемым для введения прикорма считается возраст малыша равный 5-6 месяцам. В это время организм прошел первую стадию роста, и он полностью готов к освоению новых продуктов.

    Кроме того, считается, что кормление грудным молоком дает малышу максимальную пользу и перебивать такое питание посторонними примесями в 3-4 месяца нецелесообразно.

    Признаки готовности малыша к прикорму

    Помимо возраста ребенка, существует еще масса других признаков, показывающих маме, что пора уже вводить прикорм. Их необходимо знать, ведь организм каждого человека развивается своими темпами, и ввод дополнительного питания по возрасту ребенка, не всегда является верным решением.

    Врачи выделяют следующие признаки, которыми следует руководствоваться новоиспеченными мамам:

    • Возраст. Этот признак мы подробно разобрали выше, и единственное уточнение, которое необходимо донести до читателей, касается недоношенных деток. В их случае прикормка начинается позднее, чем у других детей. Так, например, если ребенок появился на свет раньше положенного на 3 недели, введение прикорма нужно отложить на 3 недели позже от положенных сроков.
    • Способность уверенно держать голову и сидеть. Это необходимо для того, чтобы новорожденный мог четко выразить свою заинтересованность в приеме пищи или отказе от нее, наклонами корпуса и головы. Таким образом, вы не будете перегружать его организм лишней пищей.
    • Вес. Считается, что оптимальный вес новорожденного, который располагает к введению в рацион дополнительной пищи, должен превышать первоначальный в два раза.
    • Отсутствие рефлексов, связанных с выталкиванием пищи. Они выражаются движениями языка, которые не дают попасть в рот малыша посторонним предметам. Для проверки наличия подобных рефлексов покормите новорожденного водой с ложечки. Если он не выталкивает ее, значит, можно постепенно приучать малыша к прикорму.
    • Ребенок постоянно голодный, и ему не хватает молока, выделяемого материнской грудью.

    Обратите внимание! Малыши, появившиеся на свет раньше положенного, должны набрать массу, в 2,5 раза превышающую исходную, после чего их также можно прикармливать.

    Родителям не стоит дожидаться появления всех вышеперечисленных признаков. При появлении первых из них можно обратиться к педиатру, который даст точное заключение о готовности ребенка к освоению новых продуктов.

    Основные правила прикормов

    При приучении грудничка к прикорму мамам следует руководствоваться следующими правилами:

    • каждый новый продукт должен вводиться в рацион не чаще, чем 1 раз в 10 дней;
    • кормление необходимо осуществлять лишь по просьбе самого малыша. Если он не хочет есть, не заставляйте его принимать новую пищу;
    • каждый продукт следует вводить раздельно; комбинировать различные ингредиенты можно после того, как он уже попробовал их отдельно;
    • прикорм не является заменителем грудного кормления. Главная цель прикорма – разнообразить рацион и приучить к новым продуктам.

    Малышам до года не стоит давать в пищу следующие продукты:

    • лимон, апельсин, грейпфрут и другие цитрусовые;
    • коровье или козье молоко;
    • манную кашу в больших количествах;
    • рыбу;
    • сахар.

    При возникновении аллергической реакции продукт исключается из рациона. Стоит отметить тот факт, что если у ребенка выявилась аллергическая реакция на коровье молоко, то она, скорее всего, проявится и при употреблении в пищу говядины. Для уточнения ситуации и выработки оптимального рациона питания лучше всего обращаться к педиатру.

    Родители, озабоченные готовностью детей к школе, делятся на две группы. Одни под подготовкой к школе имеют в виду умение читать, считать, писать (говорить по-английски, решать дифференциальные уравнения) – то есть интеллектуальное развитие. Других волнует психологическая готовность и созревание головного мозга.

    Есть еще две группы родителей. Одни считают, что ребенку в 8 лет в первом классе скучно, другие – что в 6,5 трудно.

    Кто прав? Ответ простой. Правы родители – именно они несут ответственность за своих детей. Какое бы решение вы ни приняли, оно будет верным. Главное, принимать его осознанно.

    Кратко о созревании мозга

    Мотивацией для малышей является интерес. Произвольная мотивация (делаю, потому что надо) появляется с созреванием лобных долей головного мозга. Лобные доли созревают примерно в 6-8 лет. До появления произвольной мотивации ребенок к школе не готов – мозг еще не созрел. Но решать все равно родителям.

    Есть и другие моменты, которые стоит учитывать при принятии решения, отдавать ли ребенка в школу в этом году.

    Организационные вопросы

    Дети, которые ходят в муниципальный или в частный сад с группами по возрастам, а не смешанными, как правило, идут в школу после выпуска из садика. Если вы считаете, что ребенок еще мал для школы, где он будет находиться еще один год? Дома с кем-то из родителей, бабушками-дедушками, няней? Это вариант. Вот только дети в садике в подготовительной группе действительно готовятся к школе, их морально настраивают на школу, на выпускных провожают детей именно в школу. Подумайте, как вы объясните ребенку, что он не идет в первый класс, когда все идут? Особенно если ему самому хочется?

    Кто будет забирать ребенка

    Когда вы подаете документы в школу (прием начинается в феврале), нужно планировать - кто и как будет отводить первоклашку на учебу и забирать. Занятия начинаются обычно в 8:00-8:30. В первой четверти в первых классах всего 3 урока, они заканчиваются около 11:00. Продленка платная, есть не везде, и детям часто тяжело там находиться. Этот вопрос бывает настолько сложен, что многим мамам выгоднее не работать в первый школьный год.

    Дорога до школы

    Прекрасная школа во дворе – редкое везение. Выбор обычно такой: обычная или плохая школа в двух шагах или хорошая в часе езды Подумайте, что для вас важнее – чтобы ребенок смог подольше спать утром или высокий академический уровень (подсказка: здоровье дороже).

    Кружки и секции

    Если до школы ребенок ходил на несколько дополнительных занятий, возможно, в первый школьный год придется оставить только самые любимые. Имеет смысл за несколько месяцев до 1 сентября решить вместе - от каких кружков он готов отказаться (подсказка: спорт повышает адаптационный ресурс).

    В 6,5 или в 7,5?

    Если у вас сын, наверняка вы думаете про армию. Желание отдать мальчика в школу пораньше, чтобы у него был запасной год, можно понять. Увы – если ребенок не готов, спешка может испортить отношение к учебе.

    На что обратить внимание

    Умеет ли ребенок себя обслуживать

    Ответ на этот вопрос важнее, чем знание букв и цифр. Сможет ли ребенок сам переобуться в сменку? Сможет ли сам сложить в мешочек уличные ботинки, упаковать в пакет теплые штаны, кофту, шапку, шарф, варежки и все это разместить в раздевалке? Сможет ли найти нужное в портфеле и сложить после уроков обратно? Сможет ли сам отыскать кабинет, если замешкался в столовой? Найти дорогу до кабинета, если прозвенел звонок, а он еще в раздевалке? Сможет ли переодеться перед физкультурой? Сам найти спортзал? Справится ли девочка со школьным унитазом: сможет ли мочиться, сидя на корточках, или вы разрешите ей садиться на общий унитаз? Не забудет ли мальчик застегнуть ширинку после туалета? Это важные моменты.

    Умеет ли ребенок просить о помощи, если что-то случается

    Понятно, в классе обращаться надо к учительнице, подняв руку. А если ребенок потерял ботинок в раздевалке? Он точно не растеряется? Не пойдет ли домой из школы по лужам в туфлях? Он сообразит, что делать, если потерял телефон или портфель? Если его в коридоре хватает за рукав чужая учительница и говорит: “Пойдем-ка со мной, ты без сменки” – он знает, как себя вести? Ребенок знает номера телефонов родителей наизусть?

    Если вы решили, что ребенок пойдет в школу в этом году

    Есть несколько навыков, с которыми у детей чаще всего бывают проблемы в первом классе. Их вы еще успеете развить в ребенке.

    Умение концентрировать внимание на том, что говорит учитель.

    Способность понять и запомнить задание, которое дает учитель.

    Способность управлять своим телом: спокойно сидеть за партой и делать то, что нужно, в нужный момент (то есть открыть тетрадь, взять ручку и писать, например). Дети, плохо владеющие телом, тратят много сил на то, чтобы “держать” тело, писать, доставать из портфеля то, что нужно, и поэтому быстро устают и плохо усваивают материал.

    Говорит игровой педагог Женя Кац:

    Процесс обучения в школе построен так, что ребенку постоянно приходится следить за чужой мыслью и выполнять какие-то действия по заданию другого человека. На своих математических занятиях с детьми 6-7 лет я предлагаю детям игры, в которых надо внимательно слушать взрослого и реагировать на его слова.

    Три игры на концентрацию внимания и на умение слушать и слышать взрослого от Жени Кац:

    Кар, мяу, ква

    Взрослый говорит «кар-кар» – и надо 2 раза помахать руками, как крыльями.

    «Мяу, мяу, мяу, мяу» – надо 4 раза потереть носик «лапкой».

    «Ква, ква, ква» – 3 раза подпрыгнуть.

    А что надо сделать, когда взрослый говорит «кар, кар, кар, мяу, ква, ква»?

    Шаг вперед, два шага назад

    Развивать чувствование и понимание своего тела можно такими заданиями. Пройдите 12 шагов на пяточках, потом четыре шага на носочках. Подпрыгните два раза, потом пройдите пять шагов, потом подпрыгните ещё три раза. Пройдите четыре больших шага и шесть маленьких.

    Стоп - один, стоп - три

    Игра отлично тренирует способность “включать внимание” по команде взрослого и при этом слышать, что именно взрослый сказал, и выполнять нужное действие.

    Дети бегают до тех пор, пока взрослый не скажет «стоп». «Стоп, три!» – встаем на три ноги. То есть на две ноги и одну руку, на две руки и одну ногу. «Стоп, один» – встаем на одну ногу. «Стоп, четыре» - на обе руки и обе ноги.

    Самое главное. Хочет ли сам ребенок в школу?

    Если мечтает и просится, то, отказывая ребенку, вы уничтожаете его мотивацию.

    Если не хочет, попытайтесь разобраться, почему. Хочет еще ходить в детский сад или быть с мамой дома? Напуган старшими братьями и сестрами? Ему не нравится здание и двор школы рядом с домом? Просто боится нового? Разобрались? Тогда решайте – еще год с мамой или в садике, семейное обучение или работа с детским психологом.

    Окончательное решение принимаете вы, несете ответственность тоже вы; но желания ребенка учитывать важно – ему еще учиться целых 9 или 11 лет.