• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Москва. 5 октября. сайт - В пятницу Россия и Индия по результатам многолетних переговоров на поставку Дели новейшей зенитной ракетной системы дальнего действия С-400, сообщил "Интерфаксу" пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

    Соглашение было подписано в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Индию.

    Как ранее сообщали в Кремле, речь идет о поставке пяти полков ЗРС С-400 "Триумф", сумма сделки превышает $5 млрд.

    Генеральный директор "Рособоронэкспорта" Александр Михеев сообщил, что Россия с сегодняшнего дня приступает к реализации данного контракта. Производством систем занимается концерн ВКО "Алмаз Антей".

    Михеев отметил, что данный контракт стал самым крупным за весь период военно-технического сотрудничества России и Индии и крупнейшим в истории "Рособоронэкспорта".

    В свою очередь глава "Ростеха" Сергей Чемезов считает, что заключенная сделка - "это новая веха в истории военно-технического сотрудничества двух стран". "Достижение договоренности свидетельствует о высочайшем уровне доверия и понимания между Индией и Россией. Я уверен, что это соглашение также станет новым импульсом к укреплению и углублению сотрудничества в гражданских отраслях промышленности", - сказал С.Чемезов в пятницу журналистам.

    Стороны пока не раскрыли сроки исполнения контракта, валюту, в которой будут производиться расчеты, и другие параметры сделки.

    ЗРС дальнего действия С-400 "Триумф" (АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей") предназначена для поражения самолетов стратегической и тактической авиации, баллистических ракет, гиперзвуковых целей и других средств воздушного нападения в условиях радиоэлектронного и других видов противодействия.

    Система способна на дальности до 400 км поражать аэродинамические цели, а также на дальности до 60 км - баллистические цели, летящие со скоростями до 4,8 км/с на высотах от нескольких метров до нескольких десятков километров.

    История переговоров

    Предметно о твердом контракте на поставку С-400 в Индию начали говорить в 2016 году. В октябре этого года было о поставке Дели систем ПВО, оно было заключено в индийском штате Гоа по итогам встречи президента РФ Путина и премьера Индии Нарендры Моди.

    На протяжении двух лет индийские и российские СМИ постоянно называли различные параметры будущей сделки. По некоторым данным, Индия хотела приобрести у России до 12 зенитных ракетных систем С-400. Об этом говорилось на официальном стенде программы Make in India ("Сделайте в Индии") на международной промышленной выставке "Иннопром" в Екатеринбурге (июль 2016 года).

    Стороны заявляли о возможности подписания сделки в 2017-ом году, однако это не произошло.

    В январе американское издание Defense News со ссылкой на Минобороны Индии сообщало, что на переговорах Индии с Россией о приобретении С-400 "Триумф" . "Россия запрашивает $5,5 млрд за пять комплектов (С-400 - ИФ) , а также высокую цену за обучение, и отказывается предоставлять технологии трех типов управляемых ракет", - сказал изданию неназванный источник в Минобороны Индии.

    Другой представитель индийского оборонного ведомства, согласно публикации, заявил изданию, что окончательный контракт не будет подписан в ближайшее время, а Дели не заплатит за эти системы более $4,5 млрд.

    В апреле этого года замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Владимир Дрожжов заявил, что Индия высказала пожелание снизить цену на поставку систем С-400. "Вопрос возможности снижения стоимости С-400 обсуждался на встрече с министром обороны Индии во время её визита в Москву в начале апреля", - отметил он.

    Позднее глава службы Дмитрий Шугаев подтвердил, что цена на С-400 для Индии была снижена

    Сделка "под дулом" санкций

    США могут ввести против Индии за приобретение у России систем противовоздушной обороны С-400, но это не помешает реализации контракта, сообщил "Интерфаксу" в пятницу член комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франц Клинцевич.

    США непредсказуемы и могут ввести санкции против Индии за покупку систем ПВО С-400, хотя такой шаг был бы нелогичным, также считает военный эксперт, глава Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН академик Алексей Арбатов.

    "Президент США Трамп, будучи непредсказуемым человеком, может ввести санкции в отношении Индии, имея в качестве цели шаги против России. Но это был бы не очень логичный шаг, он противоречил бы американским же интересам", - сказал "Интерфаксу" в пятницу Арбатов.

    "По логике, США не должны вводить санкции против Индии из-за С-400. Это оборонительное оружие. Оно нужно Индии для защиты от Пакистана и Китая. США сейчас обостряют отношения с Китаем - с геополитической и стратегической точек зрения. Для США должно быть выгодно, что мы укрепляем оборону Индии", - сказал Арбатов.

    В сентябре США ввели санкции в отношении Китая за приобретение российских зенитных систем С-400 и истребителей Су-35. Ограничительные меры были введены в рамках закона о санкциях CAATSA ("Акт о противодействии противникам Америки посредством санкций"), направленного на сдерживание торговли Россией вооружением.

    Перспективы ВТС России и Индии

    Россия и Индия готовят новые крупные контракты на поставки вооружений, они могут быть подписаны в ближайшее время, заявил в пятницу глава "Рособоронэкспорта" Александр Михеев.

    "Рособоронэкспорт готов к сотрудничеству с Индией по любым направлениям. В высокой степени готовности находится ряд других крупных контрактов на поставку российских вооружений в Индию, и мы надеемся подписать их в ближайшее время", - сказал Михеев, чьи слова в пятницу привели в пресс-службе компании.

    В 2015 году между Россией и Индией было подписано соглашение о сотрудничестве в области вертолетостроения. Согласно документу, холдинг "Вертолеты России" организует поставки в Индию и локализацию производства в этой стране российского вертолета Ка-226Т и его модификаций в количестве 200 единиц, при этом из них не менее 140 машин будут произведены на мощностях совместного предприятия в Индии. Соглашение также предусматривает обслуживание, эксплуатацию, ремонт вертолетов и обеспечение их технического сопровождения.

    Кроме того, сторонами обсуждается поставка 48 вертолетов Ми-17-В5. Твердые контракты по вертолетной тематике заключены пока не были.

    В апреле сообщалось, что Объединенная авиастроительная корпорация формирует предложение для участия МиГ-35 в индийском тендере на 110 истребителей на замену МиГ-21. Об этом сообщил "Интерфаксу" директор по военно-техническому сотрудничеству ОАК Виктор Чернов.

    Кроме того, правительство Индии намерено подписать соглашение о приобретении у России четырех новых фрегатов проекта 11356 для ВМС страны. По данным индийских СМИ, общая стоимость проекта оценивается в 2,2 млрд долларов.

    На территории Индии может появиться завод про производству автоматов Калашникова. Стороны уже несколько лет обсуждают подобный проект, в настоящий момент Индия выбирает местную компанию, которая построит завод.

    В прошлогоднем публичном годовом отчете "Уралвагонзавода" говорилось, что Россия заключила контракт на модернизацию одной тысячи танковТ-72 для Индии.

    3 октября индийские СМИ сообщили, что армия Индии собирается закупить 1770 современных танков взаимен устаревших Т-72. Новейший российский танк Т-14 является ключевым кандидатом для этой сделки, оцениваемой в 4,5 млрд долларов.

    Президент России Владимир Путин в пятницу проведет переговоры с премьером Индии Нарендрой Моди, по итогам которых будет подписан пакет документов. Россия и Индия намерены договори ться о расширении и углублении экономического и стратегического партнерства посредством укрепления связ ей в таких областях, как энергетика, цифровая экономика, космические технологии, стартапы , инфраструктура и, конечно же, военная сфера. Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди обсуд я т и возможность перехода на расчет ы в национальной валюте: рублях и рупиях.

    Особое внимание приковано к сотрудничеству в сфере обороны . Ожидается подписание крупного контракта на покупку индийской стороной за 5,43 млрд долларов пяти зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф». Заключение сделки проходит в обстановке усиления давления Вашингтона на союзников, требующего отказаться от покупок военной техники у России под страхом применения экономических санкций.

    За неделю до визита президента Путина Комитет по безопасности правительства Индии под председательством Моди окончательно одобрил покупку российских ракет . Дели неоднократно говорил , что во внешней политике строго придерживается национальных интересов, но давление США все же не может не сказываться.

    Тема санкций тем более актуальна, что как стало известно буквально в день открытия российско-индийского саммита Индонезия, опасаясь американских санкций, отказалась от покупки у России военных самолетов.

    Параллельно с визитом Владимира Путина в Дели в Москве сейчас находится военная делегация Индии во главе с начальник ом Генерального штаба индийской армии генерал-лейтенант ом Бипин ом Рават ом . Индийские военные обсуждают с российскими коллегами вопросы дальнейшего сотрудничества в военной сфере.

    На Россию приходится почти две трети (62%) индийского импорта оружия и военной техники. Н а заключительной стадии находятся переговоры между о покупке индийской стороной 48 российских многоцелевых вертолетов Ми-17-в5. М ожет быть подписано и соглашение о покупке Индией у России четырех фрегатов. Дели к тому же хочет взять у Министерства обороны России в аренду атомную подводную лодку.

    А мериканскому руководству уже на следующей неделе придется принимать непростое решение относительно Индии. Американским с анкциям подвергаются все государства, покупающие российскую военную технику, согласно принятому в августе прошлого года закону «О противодействии неприятелям Америки через санкции» (CAATSA). Совсем недавно Вашингтон ввел санкции против Управления материально-технического снабжения Народно-освободительной армии Китая (НОАК) как раз за то же самое – покупку у Москвы ЗРК С-400 и истребителей Су-35.

    Американский закон предусм атривает исключения , но с одн им важн ым условие м : исключение из черного списка той или иной страны или компании не должно угрожать национальным интересам и безопасности США.

    Высокопоставленные сотрудники администрации Дональда Трампа, включая министра обороны США Джеймса Мэттиса и Госсекретаря Майка Помпео неоднократно высказывались о важности отношений с Индией и намекали на поблажки по CAATSA, однако твердых гарантий не давали. Это значит, что, покупая российские ракеты и другую военную технику, Дели все же рискует.

    Однако, как стало известно в пятницу, России и Индии удалось найти пути урегулирования проблемы, связанной с задержкой платежей по оружейным контрактам из-за санкций США. Об этом сообщил вице-премьер Юрий Борисов на российско-индийском бизнес-саммите в Дели. Как именно будет решен вопрос, он не уточнил.

    «Естественно учитывается и санкционное воздействие, обсуждаются вопросы задержки с платежами, принимаются меры. И российская и индийская стороны будет вести курс на расчеты в национальных валютах»,- цитирует Борисова «Интерфакс».

    Напомним, Индия с апреля не платит по оружейным контрактам с «Рособоронэкспортом». Это связано с тем, что индийские банки боятся подпасть под вторичные санкции США. Введенные США ограничения могут угрожать российско-индийским оборонным контрактам на общую сумму $12 млрд.

    Индия покупает оружие не только у России , но и, в частности, у Америки . По мпео и Мэттис , конечно, пытались у говорить индий цев заменить российски е ракет ы американскими ЗРК Patriot , но успеха не добились , потому что С-400 лучше . Последнюю попытку они предприняли совсем недавно, на переговорах в формате «2+2» в сентябре.

    «Стороны будут договариваться об ускорении роста взаимной торговли между двумя странами и инвестиционных потоков,- приводит индийское издание BusinessLine слова чиновника из правительства Нарендры Моди ,- но Индия все же примет меры по более сбалансированному росту торговли, поскольку сейчас в ней имеется ярко выраженный перевес в сторону России».

    Объем двусторонней торговли вырос в 2017-18 гг. на 42% и достиг 10,68 млрд долларов. В прошлом году Дели и Москва наторговали на 7,48 млрд долларов. Однако у индийской стороны существенный дефицит: она продает России товаров и услуг на два с небольшим миллиарда долларов, а покупает – на 8,5 млрд.

    Двусторонние инвестиции уже превысили 30 млрд долларов. На 2025 год по инвестициям поставлена новая цель – 50 млрд долларов.

    В пятницу ожидается подписание свыше двадцати соглашений в таких областях, как энергетика, космические технологии, оборона, инфраструктур а и стартапы . В Дели придают большое значение подписанию соглашения между российским «Газпромом» и индийской нефтегазовой компанией Videsh . В июне Газпром начал поставлять в Индию сжиженный газ (LNG ) по очень конкурентоспособной цене в рамках долгосрочного контракта. Индийцы также надеются договориться о переходе в расчетах на рубли и рупии. Первые обсуждения уже состоялись и прошли успешно .

    Механизм расчетов в своих валютах поможет сторонам уменьшить риски торговли в иностранной валюте и обойти американские санкции. Кроме того, они повысят конкурентоспособность индийских и российских товаров на российском и индийском рынках.

    Важность российско-индийского саммита не только в самих соглашениях и контрактах. Она заключается еще и в том, чтобы показать друг другу, что стратегическое партнерство не потеряло актуальности несмотря на последние изменения в геополитической обстановке.

    Кроме переговоров на высшем уровне, в Дели состоятся два бизнес-форума . Один организован российским « Экспортцентром » и будет посвящен сотрудничеству между Россией и Индией в экономической сфере.

    Второй форум, на котором ожидается выступление Путина и Моди , пройдет в пятницу. Он будет посвящен сотрудничеству в конкретных областях: энергетике, цифровой экономике и стартапах . В нем примут участие министры двух стран, руководители крупных корпораций, включая «Газпром», Reliance Industries , ONGC , АФК «Система», Wipro , Tech Mahindra .

    Как и бывает в подобных случаях, для каждой аудитории в этом новостном сообщении есть своя изюминка, создающая нужный эффект восприятия. Для западной аудитории это демонстрация превосходства над «агрессивной», но отсталой Россией.

    Для российской публики, в первую очередь скептически настроенной по отношению к властям, это очередной повод заявить о несостоятельности нынешних руководителей государства. Для их оппонентов из пропрезидентского лагеря и консервативных, национально ориентированных сил это весомый удар по самолюбию.

    Кроме того, есть еще граждане других стран, сотрудничающих либо подумывающих о сотрудничестве с Россией в военно-технической сфере. Для них основной посыл очевиден. Если столь крупный импортер оружия, как Индия, посчитал бесперспективными разработки ведущих авиастроителей России, то что же говорить об этих и других менее технологичных и, судя по выводам журналистов, безоговорочно устаревших вооружениях с лейблом «Made in Russia»?

    Конечно, нельзя не признать, что по целому ряду технологических направлений, в том числе и в ВПК, Россия испытывает определенные трудности. Этот секрет Полишинеля особо не замалчивается даже на высшем уровне российского руководства.

    Однако безапелляционность подобных новостей наводит на мысль о несколько иной подоплеке, нежели простое информирование о срыве военного контракта.

    Что-то не так

    Изначально данная новость появилась 21 октября на страницах американского издания Defense News. В статье сообщается, что командование индийских ВВС выразило претензии министерству обороны страны в отношении перспектив совместной с Россией разработки истребителя пятого поколения.

    По данным не названного Defense News источника, индийские военные считают, что проект FGFA заведомо уступает американскому самолету F-35. В частности, претензии предъявлены к конструкции двигателя, низким показателям стелс-технологий и неоптимальности профиля самолета.

    На основании этой негативной оценки представители ВВС якобы рекомендуют индийскому руководству выйти из совместного проекта с Россией.

    А теперь рассмотрим ситуацию шире.

    Во-первых, западные, индийские и российские СМИ, опубликовавшие данную новость, ссылаются исключительно на Defense News. Ссылок на какие-либо другие источники и тем более на официальные индийские власти не приводится.

    Во-вторых, американское издание ссылается на анонимных представителей ВВС Индии, недовольных российским проектом. Единственным названным лицом является отставной офицер, а ныне эксперт В. Такур (Vijainder K Thakur), который как раз и не поддержал основную мысль статьи, а, напротив, упомянул о положительных аспектах российско-индийского проекта и, в частности, о перспективах установки на будущих самолетах более совершенного двигателя.

    В-третьих, незамеченным осталось мнение главы индийской компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) Суварны Раджу (T. Suvarna Raju), изложенное на страницах другого издания – индийского Business Standard. HAL является основным партнером с индийской стороны и рассматривает разработку нового истребителя как прекрасную возможность для Индии получить самые современные технологические решения в сфере производства военных самолетов.

    Ищи, кому выгодно

    Для того, чтобы развеять зарождающиеся сомнения в соответствии изложенной Defense News информации реальной ситуации, обратимся к более ранним сообщениям того же издания на эту тему.

    9 августа этого года, то есть всего два месяца назад, Defense News публиковал статью, в которой указывалось, что Индия склоняется продолжить совместный с Россией проект разработки истребителя пятого поколения. В материале приводились слова индийских военных и экспертов, поддерживающих разработку FGFA.

    Кстати, среди них был и уже упоминавшийся В. Такур.

    Двойное толкование индийской позиции трудно допустить,

    ведь материал содержал прямую цитату официального представителя минобороны Индии, сообщившего, что специальный комитет под руководством отставного маршала ВВС Индии Симхакутти Вартхамана (Simhakutty Varthaman) рекомендовал МО продолжить проект.

    И вот по прошествии столь малого времени оказалось, что мнение индийских военных полностью поменялось. Учитывая, что власти Индии известны достаточной медлительностью в принятии масштабных решений, сложно предположить, что судьба проекта стоимостью в несколько миллиардов долларов меняется столь быстро.

    Так что же могло стать причиной появления подобного материала? Осмелюсь предположить, что причина нынешнего ажиотажа вокруг российско-индийского сотрудничества в авиационной сфере не связана с реальными разногласиями партнеров, которые, стоит признать, имели место на протяжении всех 10 лет реализации проекта FGFA. Реальная причина в другом.

    Это банальная конкурентная борьба за одного из крупнейших импортеров оружия.

    Подобные попытки дискредитации России со стороны США наблюдаются все чаще. Если в Европе основной упор Вашингтон делает на «защиту» европейского рынка от энергетической, газовой зависимости от Москвы, а под шумок продвигает свой сланцевый газ, то в Индии помимо поставок энергоресурсов (куда тоже хотят вклиниться США) цель – подмять под себя многомиллиардный рынок оружия.

    И, надо сказать, в последние несколько лет американцы в этом сильно преуспели. Они уже занимают второе место по поставкам вооружений в Индию.

    Но на кону еще большие контракты. Например, полным ходом идет обсуждение поставок американских беспилотников MQ-9 Reaper (или Predator B) более чем на 2 млрд долларов, а за ними, возможно, и более мощных Predator C Avenger уже на 8 млрд.

    После недавнего значительного сокращения контракта на поставку Индии французских истребителей Rafale борьба за потенциальный контракт на поставку около 100 самолетов вновь разгорелась не на шутку. Помимо французов активность проявляют шведы, русские и американцы.

    Одним из главных требований индийской стороны к будущим поставщикам истребителей является передача технологий производства.

    Программа индийского премьера Нарендры Моди «Делай в Индии» вынуждает зарубежных производителей делиться секретами.

    В этой связи у определенное преимущество есть как раз у России, ведь на территории Индии уже производятся танки Т-90 и начинается сборка вертолетов Ка-226Т.

    Америка решила ответить симметрично.

    Сначала Обама, а теперь и Трамп продвигают индийцам F-16 от Lockheed Martin и F/A-18E/F Super Hornet от Boeing. Причем F-16 должны потеснить российские «МиГ» и «Су» на земле, а Super Hornet стать основным палубным самолетом для будущего индийского авианосца, проект постройки которого обсуждается в индийском руководстве.

    Надо отдать должное предпринимательской жилке заокеанских производителей. Чтобы потрафить индийскому премьеру и вписаться в программу передачи технологий, американцы предлагают полностью перенести один из заводов по производству F-16 в Индию.

    Правда, они не акцентируют особо внимание на том, что завод работал в основном на экспорт и после завершения контракта на поставку самолетов Ираку будет вынужден снизить производство. Вместо того, чтобы решать вопрос с загрузкой предприятия, его владельцы посчитали, что выгоднее его просто продать Индии и получать взамен немалые лицензионные отчисления.

    При чем тут FGFA? Конечно, F-16 и F/A-18 не дотягивают до требований самолетов пятого поколения. Но у Штатов в рукаве есть еще один козырь. Это F-35, активно продвигаемый союзникам в Европе и Азии. Понятно, что, несмотря на пафосные заявления о привилегированном партнерстве, о передаче этой технологии Индии речь идти не будет. Однако уже упомянутое развертывание производства F-16 и F/A-18 могло бы скрасить индийское недовольство.

    Если ответ на вопрос, кому выгодна подобная статья в Defense News, становится ясен, то стоит подумать, а почему об этом заговорили именно сейчас. Но и тут особых проблем не возникает. 25 октября Дели посетил госсекретарь Тиллерсон.

    Понятно, что в преддверии его визита создать определенный негатив в отношении конкурентов – заманчивая идея. То, что в ходе переговоров будут обсуждаться перспективы военно-технического сотрудничества, едва ли для кого-то стало неожиданностью.

    Более того, США активно демонстрируют, против кого они хотят дружить с Индией.

    Выступление Тиллерсона за несколько дней до турне по странам Азии не оставляет сомнений в том, что Вашингтон хочет привлечь Индию в сколачиваемый им в Азии антикитайский блок.

    Наступая на больную для Дели мозоль индийско-китайских противоречий, Тиллерсон, фактически отказавшись от дипломатического этикета, открыто озвучил задачу американско-индийского партнерства как противодействие китайской экспансии.

    Чего ждать дальше?

    В этой связи наряду с попытками дискредитировать российское оружие стоит ожидать активизации кампании против России как надежного партнера Индии.

    Логика тут проста. Россия в последние годы активно сближалась с Китаем, а тот, в свою очередь, укрепляет союз с Пакистаном. Следовательно, необходимо убедить Индию, что Россия играет на стороне двух главных противников Дели.

    И как после этого можно покупать оружие и расширять партнерство с такой страной? В этой связи Вашингтон готов предложить себя в качестве наиболее удачной альтернативы, благо что в отношениях с Пекином, Москвой и Исламабадом у американцев достаточно проблем, чтобы Индия могла оттолкнуться от формулы «враг моего врага – мой друг».

    Подводя итог вышеизложенному, можно с уверенностью сказать, что на наших глазах разворачивается очередная сцена из уже ставшего привычным спектакля под названием «Продвижение американских интересов» всеми доступными средствами.

    Появление статьи в Defense News не случайно и носит явно заказной характер. Заявление о резком изменении позиции в отношении российско-индийского проекта разработки истребителя пятого поколения, скорее всего, связано не с душевными колебаниями руководства индийских ВВС, а с банальным заказом.

    Косвенным подтверждением этого, может служить и тот факт, что обе статьи с диаметрально противоположными выводами написал один и тот же автор, использовавший одни и те же слова индийских экспертов сначала со знаком плюс, а через два месяца со знаком минус.

    В очередной раз цель оправдывает средства, и для победы в конкурентной борьбе используется искусственно раздуваемый скандал. И что же это, если не элемент информационной войны?

    Индия и Россия подписали многомилионные контракты на поставку военной техники. Индия - одна из стран, которая не поддержала санкции против России

    Машины с пусковой установкой зенитной ракетной системы комплекса С-400 «Триумф». Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

    Россия отправит в Индию ракеты, фрегаты и вертолеты. Страны подписали несколько военных контрактов. В их числе — о поставках зенитных ракетных систем С-400 «Триумф» и о производстве для Индии фрегатов проекта 11-356. По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, два корабля будут построены в России, еще два — в Индии. Также подписаны документы о создании индийско-российской компании по сборке вертолетов Ка-226Т. Ранее индийские СМИ оценивали сумму сделки примерно в 5,8 млрд долларов. Российские журналисты писали о цифре в 2,5 млрд. Рогозин пояснил, что после производства первых 200 вертолетов можно говорить о следующей аналогичной партии. Все документы были подписаны по итогам переговоров Владимира Путина с индийским премьером Нарендрой Моди в Гоа в присутствии обоих лидеров. Зачем России понадобились масштабные контракты с Индией?

    Руслан Пухов директор Центра анализа стратегий и технологий, член общественного совета при Минобороны «Помимо хороших денег, которые получат наши предприятия, производящие системы, необходимо помнить, что следующая программа вооружений, которая будет утверждена в конце 2017 года и будет реализовываться до 2018 года, она не будет уже такой объемной, как действующая. Поэтому многие мощности, которые предприятия ВПК разогнали, нечем будет загружать. И в этом смысле, конечно же, заказ от иностранных партнеров, тем более от такой страны, как Индия, которая традиционно контрактует вооружения крупными партиями, является для нас чрезвычайно важной. Еще существует геополитический и внешнеполитический момент — Индия — одна из тех стран, которая не присоединилась к западным санкциям против России, причем сделала это оперативно».

    Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов сообщил, что поставки ракетных систем С-400 в Индию могут начаться в 20-м году. А вице-премьер Дмитрий Рогозин сказал, что Россия поставляет самые современные вооружения, в том числе С-400, только тем странам, которым она доверяет. Почему Индии выгодно военное сотрудничество с Россией?

    заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал» «В Индии происходит смена поколений вооружений. Индия — государство, которое имеет постоянного противника и постоянно готовится к войне. Сначала СССР, а потом Россия долгое время были практически монополистами продажи Индии вооружения. С прекращением санкций индийский рынок стал весьма конкурентным. Россия, скажем, несколько тендеров проиграла. Сейчас, как видим, позиции восстанавливаются, но при этом надо иметь в виду, что, видимо, в России тоже большие проблемы уже другого рода, уже с необходимостью получать средства, и поэтому Россия, как мы видим, продает сначала Китаю, а теперь вот и Индии комплексы С-400, которыми пока что не полностью перевооружены российские вооруженные силы. Много раз провозглашалась российская политика, которая, предполагалось, что она будет заключаться в том, что сначала мы вооружаем себя, а потом продаем кому-то еще. По-видимому, так не получается. Нужны деньги. Что касается производства вертолетов, то тут немножко другая история. Это ответ на призыв нынешнего индийского руководства о том, что производим в Индии. Россия фактически переносит вот это производство в Индию, дает технологии, и поэтому это будет не столь выгодно, как продавать готовые изделия».

    Помимо военно-технических соглашений, Россия и Индия заключили контракты в финансовой сфере. Так, страны договорились создать совместный инвестфонд на 1 млрд долларов. Документы подписали Российский фонд прямых инвестиций и Национальный инвестфонд Индии. Кроме того, ВТБ предоставит индийской нефтяной компании Essar Oil Limited 3,9 млрд долларов на реструктуризацию долга. «Это крупнейшая инвестиция в истории Индии», — заявил глава госбанка Андрей Костин.

    Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сегодня завершает шестидневный визит в Индию - первый для главы еврейского государства за последние 15 лет. Поездка продемонстрировала, что ключевым для двух стран становится военно-техническое сотрудничество. В частности, стороны договорились возобновить переговоры о заключении контракта на поставку Дели противотанковых ракет Spike на $500 млн. Сближение двух стран происходит на фоне нового «медового месяца» в отношениях США и Израиля, а также превращения Индии в главного партнера Вашингтона в Азии.


    Финальным пунктом завершающегося сегодня визита Биньямина Нетаньяху в Индию стала деловая столица страны - Мумбай. Посещению города, где находится старейшая в Азии Бомбейская фондовая биржа, предшествовала поездка в Гуджарат - родной штат премьер-министра Нарендры Моди, считающийся витриной индийских экономических реформ. Решение Биньямина Нетаньяху отправиться в регионы было обусловлено той ролью, которую они играют в реализации госпрограммы для иностранных инвесторов «Make in India» («Делай в Индии»).

    Деловая программа визита завершилась подписанием пакета из девяти соглашений о развитии сотрудничества в сферах обороны, энергетики, кибербезопасности, кинопроизводства, а также нефтегазовой отрасли. В поездке господина Нетаньяху сопровождала делегация из 130 ведущих израильских бизнесменов. Индия занимает девятое место в списке торговых партнеров Израиля. При этом израильтяне надеются, что в ближайшие три года смогут увеличить экспорт в Индию на 25% (товарооборот двух стран в 2016 году составил около $4,5 млрд). Способствовать развитию двусторонних отношений должно и принятое недавно израильскими властями решение упростить визовый режим для индийских бизнесменов.

    Ключевым же направлением израильско-индийских отношений становится военно-техническое сотрудничество. По итогам визита достигнута договоренность возобновить переговоры о заключении контракта на поставку Дели израильских противотанковых ракет Spike на $500 млн. Будущее сделки до последнего момента оставалось неясным. В начале января Минобороны Индии неожиданно объявило о решении не заключать контракт в связи с разработкой собственных ракет аналогичного класса. Однако, как выяснилось, индийские ракеты смогут быть приняты на вооружение не ранее 2022 года и, по словам начальника штаба сухопутных войск Индии Бипина Равата, это может негативно отразиться на ходе антитеррористических операций и ослабить оборонный потенциал страны. В итоге индийское правительство решило вернуться к переговорам - к нескрываемому удовлетворению израильской делегации.

    Как отметил в ходе визита Биньямин Нетаньяху, израильско-индийское сотрудничество в оборонной сфере не ограничивается ракетами Spike. В 2017 году правительство Индии, например, подписало с представителями израильской аэрокосмической отрасли сделку на $2 млрд. Она включает в себя поставки наземной версии системы противовоздушной обороны Barak 8, а также военно-морской версии, которая будет установлена на авианосце индийского военно-морского флота. Также обе страны проводят совместные учения и сотрудничают в сфере разведки.

    Визит израильского премьера в Индию подтвердил переход к качественно новому уровню отношений между двумя ключевыми игроками соседних регионов - Ближнего Востока и Южной Азии. Он начался в ходе прошлогоднего визита в Израиль индийского премьера Нарендры Моди. Став первым в истории индийским лидером, посетившим еврейское государство, господин Моди продемонстрировал смену акцентов в политике Дели на Ближнем Востоке, происшедшую после прихода к власти в стране в 2014 году правительства националистической «Бхаратия джаната парти».

    Ставка на максимально широкое привлечение в страну инвестиций и новейших зарубежных технологий (в том числе в области ВПК) перевела для Индии еврейское государство, с которым на протяжении десятилетий складывались весьма скованные отношения, в разряд приоритетных партнеров.

    «Для Индии Израиль представляет огромный интерес, прежде всего с точки зрения военно-технического сотрудничества, потенциал которого обозначился еще в 1990-е годы. Мы покупаем у Израиля то оружие, которое просто не можем найти у других поставщиков, в том числе у России, либо которое в большей степени устраивает нас по своему качеству и признано нами лучшим»,- заявил “Ъ” вице-президент Observer Research Foundation (Индия) Нандан Унникришнан.

    Напомним, что до недавнего времени военно-техническое сотрудничество было хорошо налажено между Москвой и Дели: последние пять лет Индия ни разу не выпадала из тройки крупнейших покупателей российского оружия. Однако в 2017 году ситуация изменилась: стороны не заключили ни одного нового контракта. Так, в подвешенном состоянии находятся переговоры по лизингу второй атомной субмарины проекта 971 «Щука-Б», которую индийские ВМС планировали взять у России; невысокими темпами налаживается проект по созданию истребителя пятого поколения (FGFA). Вопреки договоренностям, достигнутым на высшем уровне, Россия и Индия пока не смогли заключить два важных контракта. Первый подразумевает поставку 48 вертолетов Ми-17В-5, второй - передачу от четырех до шести дивизионов зенитных ракетных систем С-400. По данным “Ъ”, тема ВТС была одной из ключевых во время встречи вице-премьера Дмитрия Рогозина с Нарендрой Моди в декабре 2017 года. И если контракт на Ми-17В-5 уже практически согласован, то по С-400 возникли сложности: по словам источника “Ъ” в системе ВТС, индийские военные затребовали раскрыть детальную структуру цены.

    «Израиль заполняет ряд ниш на индийском рынке оружия, которые Россия не может занять из-за технологических ограничений, а США - из-за бюрократических причин и стремления увязать поставки оружия с общеполитическими вопросами,- отметил в разговоре с “Ъ” ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин.- Например, израильские противотанковые ракеты Spike с инфракрасной системой самонаведения не имеют полного аналога в России. Кроме того, Израиль опережает Россию в области беспилотной авиации и является крупным поставщиком соответствующих технологий в Индию». По словам эксперта, «в некоторых случаях индийцы отдают приоритет сотрудничеству с Израилем и при наличии российского аналога из стремления диверсифицировать источники поставок». «По сравнению, например, с американцами израильтяне действуют более гибко и проявляют большую готовность к передаче технологий»,- добавил господин Кашин.

    Беспрецедентное сближение Индии и Израиля происходит на фоне нового «медового месяца» в отношениях еврейского государства с США, а также превращения Дели в главного партнера Вашингтона в Азии. В связи с этим Нандан Унникришнан отмечает: резкая активизация израильско-индийских связей во многом стала возможной благодаря новому стратегическому партнерству Индии с США, о котором в октябре прошлого года в ходе визита в Дели объявил госсекретарь США Рекс Тиллерсон. «В то время как Израиль занимает место ключевого союзника Вашингтона на Ближнем Востоке, Индия становится ключевым партнером США в Индо-Азиатском регионе»,- резюмирует господин Унникришнан.

    Марианна Беленькая, Сергей Строкань, Александра Джорджевич