• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    На знаменитом афинском Акрополе находится известный древнегреческий храм Парфенон. Этот главный храм в Древних Афинах является великолепнейшим памятником античной архитектуры. Сооружен он был в честь покровительницы Афин и всей Аттики - богини Афины.

    Датой начала строительства Парфенона считается 447 год до н.э. Её установили благодаря найденным фрагментам мраморных дощечек, на них городская власть представляла постановления и финансовые отчёты. Строительство длилось 10 лет. Храм был освящён в 438 году до н.э. на празднике Панафиней (что в переводе с греческого означает «для всех афинян»), хотя работы по украшению и отделке храма велись до 431 года до н.э.

    Инициатором сооружения был Перикл – афинский государственный деятель, знаменитый полководец и реформатор. Проект и строительство Парфенона осуществили известные древнегреческие архитекторы Иктин и Калликрат. Художественное оформление храма было выполнено величайшим скульптором тех времён - Фидием. Для постройки использовали пентелийский мрамор высокого качества.

    Здание построено в виде периптера (прямоугольное сооружение окруженное колоннами). Общее количество колонн 50 (по 8 колонн на фасадах и по 17 колонн по бокам). Древние греки учли, что прямые линии на расстоянии искажаются, поэтому прибегли к некоторым оптическим приёмам. Например, колонны имеют не одинаковый диаметр по всей длине, они несколько сужаются к верху, а угловые колонны ещё и наклонены к центру. Благодаря этому, сооружение кажется идеальным.

    Ранее в центре храма стояла статуя Афины Парфенос. Монумент был около 12 м в высоту и сделан из золота и слоновой кости на деревянной основе. В одной руке богиня держала статую Ники, а другой опиралась на щит, возле которого свернулся змей Эрихтоний. На голове Афины размещался шлем с тремя большими гребнями (средний с изображением сфинкса, боковые - с грифонами). На постаменте статуи было вырезана сцена рождения Пандоры. К сожалению, статуя не сохранилась до наших дней и известна по описаниям, изображениям на монетах и немногочисленным копиям.

    За много веков храм не раз подвергался нападениям, значительная часть храма была разрушена, а исторические реликвии разграблены. Сегодня некоторые части шедевров античного скульптурного искусства можно увидеть в знаменитых музеях мира. Основная же часть великолепных работ Фидия была уничтожена людьми и временем.

    В настоящее время ведутся реставрационные работы, в планах реконструкции максимальное воссоздание храма в его первозданном виде в античные времена.

    Парфенон в составе Афинского Акрополя включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Храм, который сегодня называется Русской посольской церковью, имеет богатую историю. В глубокой древности на месте храма располагались римские бани, которые со временем были разрушены. Именно на фундаменте бывших бань возникла ранняя христианская церковь, которая была освящена в честь Пресвятой Троицы. С 1202-го года храм являлся женским монастырём. Впоследствии он стал бенедиктинский, а после и мужским.

    Храм не единожды становился жертвой трагических обстоятельств - в разные периоды истории, храм страдал от землетрясений и нападений чужеземцев. Русским храм стал в 1847-ом году, когда его приобрело правительство Российской Империи. После этого храм длительное время реставрировался.

    Освящение храма состоялось в 1855-ом году. Он является действующим и по сей день.

    Храм святого Элефтерия

    Церковь святого Элефтерия, или старая Митрополия находится в самом центре Афин, рядом с современным Кафедральным собором Афинской митрополии.

    Церковь святого Элефтерия является одной из самых оригинальных церквей византийской эпохи, сохранившихся до наших дней. Церковь была построена в 12 веке. Она имеет крестообразную форму и купол. От всех традиционных построек церковь отличается своим материалом. Архитектор церкви собрал обломки памятников и использовал их в строительстве. В результате получилось гармоничное строение.

    Изначально церковь называлась «Малой митрополией» и была освящена в честь Богородицы Скоропослушницы. В 17 веке какое-то время церковь даже служила митрополией.

    Позже в церкви находилась библиотека, но она погибла в ходе Греческого восстания 1821 года.

    Церковь является живым олицетворением единства греческой культуры.

    Храм святого Пантелеймона

    Храм святого Пантелеймона, основанный 12 сентября 1910 года королем Георгиосом I, является одним из величайших храмов на Балканах и самым большим храмом святого Пантелеймона. Он находится почти в центре Афин.

    Огромный, впечатляющий размерами храм был построен Номикосом Георгиосом по проекту архитектора Джона Пападхакиса и был освящен 22 июня 1930 года Архиепископ Афинским и всей Греции Хризостом I. Большинство икон храма написаны известным греческим художником Джоном Кароузосом.

    Придя сюда, не стоит удивляться, что собор заставлен рядами кресел - в греческих храмах есть свои особенность, которые нужно помнить: в течение службы прихожанам разрешается сидеть. Кроме того, ни в одном храме ничего нельзя трогать, кроме свечей.

    Храм Гефеста

    Гефест - древнегреческий бог огня и металлообработки. Среди обитателей Олимпа он был единственным богом, имевшим физический недостаток - он был хромым. Кроме того, Гефест был единственным богом, который занимался тяжелым физическим трудом, он работал кузнецом и в его обязанности входил ремонт поврежденных доспехов Ахиллеса. Кроме того, храм был посвящен богине-воительнице Афине, которая являлась символом города, покровительствовала гончарному ремеслу, а также некоторым другим.

    Строительство храма осуществлялось в 449-415 годах до н.э. Имя архитектора, к сожалению, неизвестно, но многие исследователи считают, что это был тот же мастер, который возводил храм Ареса на Агоре и некоторые другие постройки.

    Храм Эрехтейон

    Храм Эрехтейон, построенный в 421-406 годах до нашей эры, является священным центром Афин и по праву считается жемчужиной древнегреческой архитектуры. Он находится недалеко от храма Парфенона в Акрополе.

    Храм, не имеющий аналогов в древнегреческой архитектуре, был построен в ионическом стиле по инициативе Перикла на месте спора между Афиной и Посейдоном за власть над Аттикой. Из-за многообразия святилищ, объединенных в храме, и неровностей земли он имеет асимметричную планировку.

    С южной стороны вы увидите знаменитый портик Пандросейон, названый именем дочери царя Кекропа Пандросы. У западного фасада расположен Кекропейон - могила и святилище легендарного Кекропа, первого царя Аттики. Над ним возвышается известный во всем мире портик кариатид - шести мраморных статуй девушек, которые поддерживают перекрытие.

    Храм Парфенон

    Храм Парфенон - это известнейший памятник древнегреческой цивилизации, построенный в 432 году до нашей эры. Он является международным символом Греции и находится в Афинах, на территории акрополя.

    Он был построен в дорическом стиле под руководством архитекторов Иктина и Калликрата в честь покровительницы города - Афины Парфенос.

    В центре храма, окруженного 50 колоннами, можно увидеть статую Афины, исполненную Фидием из золота и слоновой кости.

    Фриз фасада украшен изображениями кентавромахии, амазономахии и гигантомахии, а целла - барельефной лентой, на которой изображен главный праздник древних Афин - Панафинейская процессия. Фронтоны святилища украшают великолепные скульптурные композиции.

    Храм Тессейон

    Храм Гефеста (Гефестейон), или Тессейон породил множество легенд, связанных с его названием. По одной из версий храм был посвящён сыну Зевса и богу огня Гефесту - покровителю кузнечного дела. По другой версии, храм носил имя Тессейон - в честь Тесея, знаменитого героя древнегреческой мифологии.

    Храм был сооружен за четыреста лет до нашей эры, и представляет собой отличный образец здания дорического ордера. Имя архитектора стёрлось на страницах истории, но по мнению большинства исследователей, этот же человек создавал храм на мысе Сунион и храм Ареса на Агоре.

    Удивительно, но с начала шестнадцатого века храм использовался как православная церковь. Впоследствии храм был превращён в музей, коим и является по сей день.

    Храм Ники Аптерос

    Храм Ники Аптерос, или бескрылой победы, был самой первой постройкой в знаменитом Акрополе, который возвышается над греческой столицей. Строительство храма относится к 427 г. до н.э. (в это время шла Пелопоннесская война). Стены храма сложены из мраморных блоков, внутри стояла живописная статуя Афины, в одной руке держащей шлем, а во второй гранат, символ победы и плодородия.

    За свою историю храм неоднократно подвергался разрушению. Наиболее крупные перестройки происходили два раза: после того, как в 1686 году его разобрали турки, а также в 1936 году, когда разрушилась платформа. Миниатюрный храм Ники Аптерос - это один из немногих дошедших до нас памятников ионийского ордера.

    Храм Зевса Олимпийского

    Когда-то в центре храма стояла огромных размеров хризоэлефантинная (покрытая золотом и слоновой костью) статуя Зевса. Она в точности копировала знаменитую статую Зевса Олимпийского, созданную великим мастером Фидием.

    Около статуи Зевса возвышалась выполненная в такой же технике статуя императора Адриана, при котором храм был освящен. Рядом с храмом в 130 году н.э. греческие зодчие возвели арку Адриана, которая играла роль ворот в новые городские кварталы, выстроенные императором.

    Находиться здесь всегда приятно, ведь место было выбрано с очень тонким художественным замыслом: если смотреть в сторону Акрополя от храма Зевса, то вашему взору предстает еще одна древнегреческая святыня - Парфенон, который словно обрамлен этой аркой. А если смотреть в нее со стороны Акрополя, то вас наверняка поразят мощные формы огромного храма Зевса Олимпийского.

    Руины храма Зевса Немейского

    Юго-западнее Коринфа, в нескольких километрах от дороги к Микенам расположен древний город - знаменитая Немея. Здесь разворачивалось место действия мифов о героическом подвиге Геракла, одолевшего Немейского льва. В античные времена Немея была знаменита еще и тем, что с VI века до н. э., как и в Олимпии, здесь проводились спортивные состязания, которые в 270 году до н. э. были перенесены в Аргос. Центром игр был храмовый комплекс, который детально исследован археологами. Главная постройка комплекса - храм Зевса Немейского. До наших дней сравнительно неплохо сохранились только три стройные дорические колонны, возвышающиеся над руинами. Помимо храма Зевса в городе сохранилось еще несколько атичных построек, а также прекрасный музей археологии и один из древнейших в Греции стадионов вместимостью 40 тысяч зрителей, на стенах которого нанесены имена знаменитых атлетов античности.

    Опубликовано: Июнь 8, 2015

    Парфенон (древ.-греч.: Παρθενών; совр. греч.: Παρθενώνας) - древний храм в , посвящённый богине Афине, которую афиняне считали своей покровительницей. Строительство началось в 447 году до н. э., когда Афинская империя была на пике своей власти. Закончилось оно в 438 году до н. э., хотя отделка здания продолжалась до 432 года до н. э. Это наиболее важное сохранившееся здание классической Греции, зенитом которого, как правило, считается дорический ордер. Декоративные скульптуры Парфенона считаются одними из наиболее успешных в греческом искусстве. А сам Парфенон - символом Древней Греции, афинской демократии и западной цивилизации, и одним из величайших культурных памятников в мире. В настоящее время Министерство культуры Греции осуществляет программу выборочного восстановления и реконструкции для обеспечения стабильности частично разрушенного сооружения.

    Парфенон, заменил , который историки называют Pre-Parthenon, он был разрушен во время персидского вторжения 480 года до н. э. Храм построен археоастрономически, по звёздному скоплению Гиады. Несмотря на то, что священное здание было посвящено богине, покровительствующей городу, фактически его использовали как казначейство. В своё время он служил сокровищницей Делосского союза, который позднее стал Афинской империей. В последние десятилетия шестого века нашей эры, Парфенон, который преобразовали в христианскую церковь, был посвящён Деве Марии.

    После османского завоевания в начале 60-х годов XV века его превратили в мечеть. 26 сентября 1687 года из-за венецианской бомбардировки произошло возгорание боеприпасов Османской империи, которые хранились в здании. В результате взрыва серьёзно пострадал Парфенон и его скульптуры. В 1806 году Томас Брюс, 7-й граф Элджин, вывез некоторые сохранившиеся скульптуры, якобы с разрешения Османской империи. Теперь они известны как мраморы Элгина или Парфенона. В 1816 году их продали в Британский музей в Лондоне, где на сегодняшний день и выставлены. С 1983 года (по инициативе министра культуры Мелины Меркури) греческое правительство приняло решение о возвращении скульптур в Грецию.

    Этимология

    Изначально название «Парфенон» происходило от греческого слова παρθενών (парфенон), и упоминалось в значении «комнат незамужних женщин» в доме, а в случае Парфенона, возможно, сначала использовалась только отдельная комната храма. Ведутся дебаты, какая это была комната, и как она получила своё название. Согласно труду Лидла, Скотта, Джонса «Греческо-английский лексикон» ею была западная целла Парфенона. Джамари Грин считает, что Парфенон был комнатой, в которой на Панафинейский играх преподносили пеплум Афине. Его ткали аррефоры, четыре девушки, которых выбирали каждый год для служения Афине. Кристофер Пеллинг утверждает, что Афина Парфенос, возможно, представляет собой отдельный культ Афины, тесно связанный, но не идентичный, с культом Афины Полиас. Согласно этой теории, название Парфенон означает «храм девственной богини» и относится к культу Афины Парфенос, который ассоциировался с этим храмом. Эпитет «парфенос» (παρθένος), происхождение которого неизвестно, значит «дева, девушка», но также и «девственница, незамужняя женщина», и в основном использовался в отношении Артемиды, богини диких животных, охоты и растительности, и Афины, богини стратегии и тактики, ремесла и практического разума. Также существует предположение, что название храма ссылается на дев (парфено), чья наивысшая жертва гарантирует безопасность города.

    © сайт, на фото: Парфенон в наши дни, июль 2014 года

    Первый случай, в котором название Парфенон, безусловно, относится ко всему зданию, был найден в трудах оратора Демосфена датированных 4 веком до нашей эры. В 5 веке здание рассматривали как сооружение, которое называли просто ho naos («храм»). Считается, что архитекторы Мнесикл и Калликрат, назвали его Гекатомподос («стофутовый») в их утраченном трактате о афинской архитектуре, а в 4 веке и позднее, оно было известно под названием Гекатомпедос или Гекатомпедон, как и Парфенон; в 1 веке н. э. писатель Плутарх именовал здание Гекатомпедон Парфенон.

    В связи с тем, что Парфенон был посвящён греческой богине Афине, его иногда называли храмом Минервы, римское имя Афины, особенно в XIX веке.

    Назначение

    Хотя архитектурно Парфенон представляет собой храм и обычно так называется, однако в общепринятом смысле этого слова это не совсем верно. Внутри здания был найден небольшой храм, на месте старого, вероятно, посвящённого Афине, как способ стать ближе к богине, но сам Парфенон никогда не принимал культ Афины Полис, покровительницы Афин; культовым изображением, которое омывали в море и которому преподносили пеплос, был оливковый ксоан, расположенный на старом алтаре в северной части Акрополя.

    Великолепная статуя Афины, работы Фидия, не была связана не с каким культом и не известно разожгла ли какой-либо религиозный пыл. Она, вероятно, не имела жрицу, алтарь или названия культа. По словам Фукидида, Перикл однажды назвал статую золотым запасом, подчеркнув, что она «состояла из сорока талантов чистого золота, и их можно было вынуть». Афинский государственный деятель, таким образом, предполагал, что металл, полученный от современной чеканки, можно было бы использовать снова без какой-либо непочтительности. Парфенон тогда рассматривался скорее как большое оформление для вотивной статуи Фидия, а не место культа. Говорят, что многие греческие авторы в своих произведениях описали несметные сокровища, хранящиеся внутри храма, как например персидские мечи и небольшие статуи, сделанные из драгоценных металлов.

    Археолог Джоан Бретон Коннелли недавно отстаивала связь скульптурного плана Парфенона в представлении ряда генеалогических описаний, которые отслеживают афинские особенности обратно через века: от рождения Афины, через космические и эпические сражения, до большого финального события афинского бронзового века, войны Эрехтея и Эвмолпа. Она утверждает, что педагогическая функция скульптурного украшения Парфенона, устанавливает и закрепляет афинские основы мифа, памяти, ценностей и самобытности. Тезис Коннелли спорен и некоторые известные классики как Мэри Бирд, Питер Грин и Гэрри Уилс либо подвергли его сомнению, либо просто отвергли.

    Ранняя история

    Старый Парфенон

    Первоначальное стремление построить святилище Афины Парфенос на месте нынешнего Парфенона реализовалось вскоре после битвы при Марафоне (прибл. 490-488 гг. до н. э.) на фундаменте из твердого известняка, который располагался в южной части вершины Акрополя. Это здание заменило Гекатомпедон (т.е. «стофутовый») и стояло рядом с архаическим храмом, посвященным Афине Полиас. Старый Парфенон или Pre-Parthenon, как его часто называют, находился ещё на стадии строительства, когда в 480 году до н. э. персы разграбили город и разрушили Акрополь.

    О существование прото-Парфенона и его разрушении известно от Геродота. Барабаны его колонн были видны как на ладони и построены после несущей стены к северу от Эрехтейона. Дальнейшие вещественные доказательства этого сооружения выявили в ходе раскопок Панагиса Кавадиаса в 1885-1890 годах. Их результаты позволили Вильгельму Дёрпфельду, тогда директору Немецкого археологического института, утверждать, что в оригинальном Парфеноне существовало подземное сооружение, под названием Парфенон I, которое располагалось не точно ниже текущего здания, как это предполагалось ранее. Наблюдение Дёрпфельда заключалось в том, что три ступени первого Парфенона состояли из известняка, две из пористого, как и основания, а верхняя ступень из кархаского известняка, которые был накрыт самой низкой ступенью Парфенона Перикла. Эта платформа была меньше и находилась чуть севернее окончательного Парфенона, указывая на то, что её построили для совершенно другого здания, в настоящее время полностью закрыта. Картина несколько осложнилась публикацией заключительного доклада о раскопках в 1885-1890 годах, в котором указывалось, что это подземное сооружение было одного возраста со стенами, построенными Кимоном, и подразумевало более поздний срок первого храма.


    План здания Парфенона, фото: общественное достояние

    Если оригинальный Парфенон действительно разрушили в 480 году, это вызывает вопрос, почему на протяжении тридцати трёх лет место оставалось в руинах. Один довод предполагает клятву, которую дали греческие союзники перед Битвой при Платеях в 479 году до н. э., согласно которой святилища разрушенные персами не будут восстанавливаться. Только в 450 году при заключении Каллиевого мира афиняне освободились от этой клятвы. Обыденный факт о стоимости реконструкции Афин после персидского разграбления не является столь правдоподобным как его причина. Однако раскопки Берта Ходж Хилла привели его к предложению о существовании второго Парфенона, созданного в период правления Кимона после 468 года до н. э. Хилл утверждал, что ступень из кархаского известняка, которая как думал Дёрпфельд была самой высокой в Парфеноне I, на самом деле была самой нижней из трёх ступеней Парфенона II, размеры стилобата которого, по расчетам Хилла, составляли 23,51 на 66,888 метров (77.13 × 219.45 футов).

    Одна из трудностей в датировании прото-Парфенона заключается в том, что во время раскопок в 1885 году археологический метод сериации не был полностью развит; небрежное рытьё и обратная засыпка места привели к потери большого количества ценной информации. Попытки обсудить и осмыслить глиняные черепки, найденные в Акрополе, реализовались в двухтомной работе Графа и Ланглотца, опубликованной в 1925-1933 годах. Это вдохновило американского археолога Уильяма Белла Динсмура попытаться установить крайние даты для платформы храма и пяти его стен, скрытых под повторным террасированием Акрополя. Динсмур сделал вывод, что последняя возможная дата для Парфенона I, была не ранее 495 года до н. э., что противоречит более ранней дате установленной Дёрпфильдом. Кроме того, Динсмур отрицал наличие двух прото-Парфенонов и установил, что единственным храмом до храма Перикла был тот, который Дёрпфельд назвал Парфенон II. В 1935 году Динсмур и Дёрпфильд обменялись мнениями в «Американском журнале по археологии».

    Современное строительство

    В середине 5 века до н. э., когда афинский Акрополь стал резиденцией Делосского союза, а Афины были величайшим культурным центром своего времени, Перикл инициировал амбициозный строительный проект, который продолжался всю вторую половину века. В этот период построили наиболее важные здания, которые можно увидеть в Акрополе сегодня: Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и храм Афины-Ники. Парфенон строился под общим руководством Фидия, который также отвечал за скульптурное украшение. Архитекторы Иктин и Калликрат начали свою работу в 447 году до н. э., а к 432 году здание было завершено, но работы по украшению продолжались, по крайней мере, до 431 года. Сохранились некоторые финансовые отчёты по Парфенону, которые показывают, что крупнейшим расходом была перевозка камней от горы Пентеликон, около 16 км (9,9 миль) от Афин, до Акрополя. Эти средства частично взяли из казны Делосского союза, перенесенной из панэллинского святилища в Делосе в Акрополь в 454 году до н. э.

    Архитектура

    Парфенон представляет собой октастильный дорический храм окружённый колоннами с ионическими архитектурными особенностями. Он стоит на платформе или на стилобате из трёх ступеней. Как и другие греческие храмы, он имеет притолоку и окружён колоннами несущими антаблемент. На каждом конце находится восемь колонн («октастиль»), а по бокам семнадцать. Также на каждом конце колонны установлены в два ряда. Колоннада окружает внутреннюю каменную конструкцию - целлу, разделённую на два помещения. На обоих концах здания крыша заканчивается треугольным фронтоном, первоначально заполненным скульптурами. Колонны представляют дорический ордер с простым капителем, рифленным стволом и не имеют основания. Выше архитрава находится фриз из иллюстрированных резных панелей (метоп), разделенных триглифом, что типично для дорического ордера. Вокруг целлы и по перемычкам внутренних колонн проходит непрерывный скульптурный фриз в виде барельефа. Этот элемент архитектуры является скорее ионическим, чем дорическим.

    Измеренные на стилобате, размеры основания Парфенона составляют 69,5 на 30,9 метров (228 на 101 футов). Целла была 29,8 метров в длину и 19,2 метров в ширину (97,8 x 63,0 футов) с внутренней колоннадой в два ряда, структурно необходимой для поддержки крыши. Снаружи размеры дорических колонн составляли 1,9 метров (6,2 фута) в диаметре и 10,4 метров (34 фута) в высоту. Диаметр угловых колонн был немного больше. В общей сложности Парфенон имел 23 внутренние и 46 внешних колонн, каждая из которых содержала 20 каннелюр. (Каннелюрой является вогнутый желобок, высеченный в форме столбца). Стилобат имел кривизну, которая увеличивалась к центру на 60 мм (2,4 дюймов) на восточном и западном концах и на 110 мм (4,3 дюймов) по бокам. Крыша была покрыта большими мраморными плитками, идущими внахлест, известными как желобчатая черепица и тегула.

    © сайт, на фото: Парфенон в наши дни, июль 2014 года

    Парфенон считается лучшим примером греческой архитектуры. Джон Джулиус Купер написал, что храм «пользуется репутацией наиболее совершенного дорического храма когда-либо построенного. Даже в древности, его архитектурные усовершенствования были легендарными, особенно тонкое соотношение между кривизной стилобаты, наклоном стен целлы и энтазисом колонн». Энтазисом называют небольшое уменьшение диаметра колонн, по мере возвышения, хотя наблюдаемый эффект в Парфеноне является значительно более тонким, чем в ранних храмах. Стилобат - платформа, на которой стоят колонны. Как и многие другие классические греческие храмы, он имеет небольшое параболическое увеличение кривизны, для стекания дождевой воды и укрепления здания от землетрясения. Возможно поэтому колонны предполагались наклонёнными наружу, но фактически они склонялись слегка внутрь так, чтобы если они продолжались, то встретились бы почти точно в миле над центром Парфенона; так как они все одной высоты, кривизна внешнего края стилобата передается архитраву и крыше: «Весь последующий принцип создания строится на незначительной кривизне», Горэм Стивенс заметил это, когда указывал на то, что западный фасад был построен несколько выше, чем южный. Универсально не установлено каким предполагался эффект энтазиса; не исключено, что он служил своего рода «обратной оптической иллюзией». Поскольку греки, возможно, знали, что две параллельные линии клонятся, или изгибаются наружу при пересечении сходящихся линий. В этом случае, создается впечатление, что потолок и пол храма, склоняются к углам здания. Стремясь к совершенству, проектировщики, возможно, добавили эти кривые, восполняя иллюзию созданием собственных кривых, таким образом отрицая этот эффект и позволяя храму быть таким каким он задумывался. Также предполагалось, что его использовали для «оживления», в случае если здание без кривых, возможно, будет иметь вид инертной массы, но сравнивать нужно с более очевидными искривлёнными предшественниками Парфенона, а не с условно прямолинейным храмом.

    Некоторые исследования Акрополя, включая Парфенон, привели к выводу, что многие из его пропорций приближены к золотому сечению. Фасад Парфенона, а также элементы можно описать золотым прямоугольником. Эту точку зрения опровергли в более поздних исследованиях.

    Скульптура

    В целле Парфенона размещалась хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос работы Фидия, созданная в 439 или 438 году до н. э.

    Изначально декоративная каменная кладка была очень красочной. В то время храм посвящался Афине, хотя строительство продолжалось почти до начала Пелопоннесской войны в 432 году. К 438 году завершили скульптурное украшения дорических метоп на фризе над наружной колоннадой и украшение ионического фриза вокруг верхней части стены целлы.

    Богатство фриза и метоп согласуется с предназначением храма в качестве сокровищницы. В опистодоме (задняя комната целлы) хранились денежные взносы Делосского союза, в котором Афины были ведущим членом. Сегодня уцелевшие скульптуры хранятся в афинском музее Акрополя и Британском музее в Лондоне, и несколько предметов в Париже, Риме, Вене и Палермо.

    Метопы

    Западные метопы, - иллюстрируют текущее положение храма после 2,500 лет войн, загрязнений, разрушений, грабежа и вандализма, фото: Thermos,

    Фриз антаблемента содержит девяносто две метопы, по четырнадцать с восточной и западной стороны, и по тридцать две с северной и южной. Они высечены барельефом, такую практику применяли только для сокровищниц (здание использовали для хранения даров, которые по обету преподносили богам). Согласно строительной документации, скульптуры метоп относятся к 446-440 годам до н. э. Метопы Парфенона, над главным входом, на восточной стороне изображают гигантомахия (мифическую битву между олимпийскими богами и гигантами). Метопы на западной стороне показывают амазономахия (мифическая битва афинян против амазонок), а на южной - фессалийскую кентавромахию (битву лапифов, при помощи Тесея, против полулюдей, полулошадей кентавров). Метопы с 13-ой по 21-ю отсутствуют, но рисунки, приписываемые Жаку Керри, указывают на группы людей; их по-разному интерпретировали, как сцены из свадьбы лапифа, сцены из ранней истории Афин и различные мифы. На северной стороне Парфенона, метопы плохо сохранились, но сюжет напоминает разрушение Трои.

    Метопы представлены в качестве примера строгого стиля в анатомии голов фигур, в ограничение физических движений до контуров, но не до мышц, и в выраженных венах в фигурах кентавромахии. Некоторые из них по-прежнему остаются на здании, за исключением тех, которые находятся на северной стороне, так как имеют сильные повреждения. Несколько метоп находятся в музее Акрополя, другие представлены в Британском музее, и одна в Лувре.

    В марте 2011 года археологи объявили о том, что они обнаружили пять метоп Парфенона на южной стене Акрополя, которую продлили когда Акрополь использовали в качестве крепости. Согласно ежедневной газете «Элефтеротипия», археологи утверждали, что метопы поместили туда в XVIII веке, когда проходило восстановление стены. Эксперты обнаружили метопы при обработке 2250 фотографий современными фотографическими методами. Их сделали из белого пентелийского мрамора, который отличается от другого камня стены. Ранее предполагалось, что недостающие метопы уничтожили во время взрыва Парфенона в 1687 году.

    © сайт, на фото: Парфенон в наши дни, июль 2014 года

    Фриз

    Наиболее отличительной чертой в архитектуре и украшении храма является ионический фриз вокруг наружных стен целлы (внутреняя часть Парфенона). Барельефный фриз высекли на месте строительства; он датируется 442-438 годами до н. э. Одно из толкований заключается в том, что он изображает идеализированный вариант процессии Панафинейских игр от ворот Дипилон в Керамейкосе до Акрополя. В этой процессии, проходящей каждый год, участвовали афиняне и иностранцы для почитания богини Афины, принося жертвы и новый пеплос (ткань, сотканную специально выбранными благородными афинскими девушками).

    Джоан Бретон Коннелли предлагает мифологическое толкование фриза, который находится в гармонии с остальным скульптурным планом храма, и показывает афинскую генеалогию через ряд мифов из далёкого прошлого. Она определяет центральную панель над дверью Парфенона как жертву, которую до битвы принесла дочь царя Эрехтея, и обеспечила победу над Евмолплом и его фракийской армией. Большая процессия двигалась к восточной части Парфенона, показывая послебоевую благодарственную жертву рогатого скота и овец, мёда и воды, следуя за триумфальной армией Эрехтея, которая возвращалась с победой. В мифические времена это были самые первые Панафинеи, модель, на которой основывалась исторические процессии Панафинейских игр.

    Фронтоны

    Когда в конце 2 века нашей эры путешественник Павсаний посетил Акрополь, он лишь вкратце упомнил скульптуры фронтонов храма (концы габеля), оставив основное место для описания статуи богини из золота и слоновой кости, которая располагалась внутри храма.

    Восточный фронтон

    Восточный фронтон повествует о рождении Афины из головы своего отца Зевса. Согласно греческой мифологии Зевс дал жизнь Афине после того, как страшная головная боль побудила его вызвать Гефеста (бог огня и кузнечного ремесла) для оказания помощи. Чтобы облегчить боль, он приказал Гефесту ударить его молотом, и когда он это сделал, голова Зевса раскололась и из неё вышла богиня Афина вся облачённая в доспехи. Скульптурная композиция изображает момент рождения Афины.

    К сожалению, центральную часть фронтона уничтожили ещё до Жака Керри, который в 1674 году создал полезные документальные рисунки, следовательно, все восстановительные работы являются объектом предположений и гипотез. Главные олимпийские боги должны стоять вокруг Зевса и Афины, наблюдая за чудесным событием, вероятно с Гефестом и Герой возле них. Рисунки Керри сыграли важную роль в восстановлении скульптурной композиции с северной и южной стороны.

    Западный фронтон

    Западный фронтон выходил на Пропилеи и изображал борьбу между Афиной и Посейдоном во время их состязания за честь стать покровителем города. Они появляются в центре композиции, и расходятся друг от друга в строгих диагональных формах, богиня держит оливковое дерево, а бог моря поднимает вверх свой трезубец, чтобы ударить в землю. По бокам, они обрамлены двумя группами лошадей, тянущих колесницы, в то время как пространство в острых углах фронтона заполняют легендарные персонажи из афинской мифологии.

    Работа над фронтонами продолжалась с 438 до 432 года до н. э., а скульптуры на них считаются одними из лучших образцов классического греческого искусства. Фигуры созданы в естественных движениях, а тела полны жизненной энергии, которая прорывается через их плоть, а последняя в свою очередь, вырывается через их тонкую одежду. Тонкие хитоны показывают нижнюю часть тела как центр композиции. Поместив скульптуры в камень, скульпторы стёрли различия между богами и людьми, концептуальную взаимосвязь между идеализмом и натурализмом. Фронтоны больше не существуют.

    Прорисовка статуи «Афины Парфенос», установленной внутри Парфенона

    Афина Парфенос

    Известно только об одной скульптуре из Парфенона принадлежащей руке Фидия, статуе Афины, которая располагалась в наосе. Эта массивная скульптура из золота и слоновой кости ныне утеряна. О ней известно только из копий, вазовой живописи, ювелирных украшениях, литературных описаниях и монет.

    Поздний период истории

    Поздняя античность

    В середине третьего века нашей эры в Парфеноне вспыхнул крупный пожар, который разрушил крышу и большую часть интерьера храма. В четвертом веке нашей эры были проведены восстановительные работы, вероятно, во время правления Флавия Клавдия Юлиана. Для накрытия святилища положили новую деревянную крышу, покрыв её глиняной черепицей. Она имела больший уклон, чем оригинальная крыша, а крылья здания оставили отрытыми.

    На протяжении почти тысячи лет Парфенон продолжал существовать как храм, посвященный Афине, пока в 435 году н. э. Феодосий II не решил закрыть все языческие храмы в Византии. В пятом веке, один из императоров украл великое культовое изображение Афины и доставил в Константинополь, где позже его разрушили, возможно, во время осады Константинополя в 1204 году н. э.

    Христианская церковь

    В последние десятилетия шестого века нашей эры Парфенон преобразовали в христианскую церковь, которая называлась церковь Марии Парфенос (Девы Марии), или церковь Теотокос (Божией матери). Ориентацию здания изменили, обратив фасад на восток; главный вход переместили в западный конец здания, а христианский алтарь и иконостас находились на восточной стороне здания рядом с апсидой, построенной на том месте, где ранее располагался пронаос храма.

    Большой центральный вход с прилегающими боковыми дверями сделали в стене, разделяющей целлу, которая стала церковным нефом, от задней комнаты, притвора церкви. Промежутки между колоннами опистодома и перистиля замуровали, тем не менее, количество входов в помещение было достаточным. На стенах написали иконы, а в колоннах высекли христианские надписи. Эти реновации неизбежно привели к удалению некоторых скульптур. Изображения богов были либо истолкованы в соответствии с христианской тематикой, либо изъяты и уничтожены.

    Парфенон стал четвертым самым важным местом христианского паломничества в восточной части Римской империи после Константинополя, Эфеса и Фессалоники. В 1018 году император Василий II совершил паломничество в Афины, непосредственно после его окончательной победы над болгарами ради единственной цели посетить церковь в Парфеноне. В средневековых греческих записях его называли храмом афинской Богородицы (Theotokos Atheniotissa) и часто косвенно упоминали как известный, без точного объяснения какой именно храм имеется в виду, таким образом, подтверждая, что он был действительно известным.

    Во времена латинской оккупации, приблизительно на 250 лет, он стал римско-католической церковью Девы Марии. В этот период на юго-западном углу целлы построили башню, которую использовали как сторожевую башню или как колокольню с винтовой лестницей, а также как сводчатые гробницы под полом Парфенона.

    Исламская мечеть

    В 1456 году османские силы вторглись в Афины и осадили флорентийскую армию, которая защищала Акрополь до июня 1458 году, когда город сдал турецким. Турки быстро восстановили Парфенон для дальнейшего использования греческими христианами в качестве церкви. На некоторое время, до закрытия в пятнадцатом веке, Парфенон стал мечетью.

    Точные обстоятельства, при которых турки завладели им для использования в виде мечети неясны; в одном источнике указано, что Мехмед II приказал реконструировать его в наказание за афинский заговор против Османской империи.

    Апсиду ставшую михраб (башня построенная ранее во время римско-католической оккупации Парфенона) продлили вверх, чтобы сделать минарет, установили минбар, и убрали христианский алтарь и иконостас, а стены побелили, чтобы закрыть иконы христианских святых и другие христианские изображения.

    Несмотря на изменения сопровождающие Парфенон, преобразование в церковь, а затем в мечеть, его структура остается в основном неизменной. В 1667 году турецкий путешественник Эвлия Челеби выразил восхищение скульптурами Парфенона и образно описал здание как «некую неприступную крепость созданную не человеком». Он сочинил поэтические молитвы: «труд менее значительных человеческих рук, нежели самих Небес, должен стоять долгие времена».

    Французский художник Жак Керри в 1674 году посетил Акрополь и сделал наброски скульптурного убранства Парфенона. В начале 1687 г. инженер по имени Плантье нарисовал Парфенон для француза Гравии Дортье. Эти изображения, особенно те, которые сделал Керри, стали важными доказательствами состояния Парфенона и его скульптур до разрушения в конце 1687 года и в последующем разграблении его произведений.

    Разрушение Парфенона в результате взрыва порохового склада во время веницианско-турецкой войны. 1687 год. Рисунок неизвестного художника.

    Разрушение

    В 1687 году Парфенон сильно пострадал в величайшей катастрофе, которая когда-либо случалась с ним за долгую историю. Для атаки и захвата Акрополя венецианцы послали экспедицию под руководством Франческо Морозини. Османские турки укрепили Акрополь и использовали Парфенон в качестве погреба для боеприпасов - несмотря на опасность такого использования после взрыва 1656 года, когда серьезно пострадали Пропилеи - и приюта членов местной турецкой общины. 26 сентября венецианский миномётный выстрел, сделанный с холма Филопаппа, взорвал погреб и частично разрушил здание. Взрыв вдребезги разнёс центральную часть здания и вызвал обвал целлы. Греческий архитектор и археолог Корнелия Хатзиаслани пишет, что «...три из четырех стен святилища почти обвалились и три пятых скульптур из фриза упали. Очевидно, что ни одна из частей крыши не осталась на месте. Упали шесть колонн с южной стороны и восемь с северной, а также ничего не осталось от восточного портика, за исключением одной колонны. Вместе с колоннами обрушился огромный мраморный архитрав, триглифы и менотопы». При взрыве погибло приблизительно триста человек, которых засыпало мраморными обломками возле турецких защитников. Он также вызвал несколько больших пожаров, которые горели до следующего дня и уничтожили много домов.

    Во время конфликта были сделаны записи, по поводу того, было ли это разрушение преднамеренным или случайным; одна из таких записей принадлежит немецкому офицеру Зобифольски, в которой говорится, что турецкий дезертир выдал Морозини информацию о том для чего турки использовали Парфенон, ожидая, что венецианцы не будут целиться в здание такой исторической важности. В ответ Морозини направил артиллерию на Парфенон. Впоследствии, он пытался награбить скульптуры из руин и вызвать дальнейшие повреждения здания. Когда солдаты попытались снять скульптуры Посейдона и лошадей Афины с западного фронтона здания они упали на землю и разбились.

    В следующем году венецианцы отказались от Афин во избежание конфронтации с большой армией турков, собранной в Халкиде; в то время венецианцы учли взрыв, после которого от Парфенона и остальной части Акрополя почти ничего не осталось, и откинули возможность его дальнейшего использования турками в качестве крепости, однако такая идея и не преследовалась.

    После того, как турки отбили Акрополь, они возвели в стенах разрушенного Парфенона небольшую мечеть, использовав руины от взрыва. За следующие полтора века разграбили оставшиеся части сооружения, на строительные материалы, и другие ценности.

    XVIII век был периодом «больного человека Европы»; в результате многие европейцы смогли посетить Афины, а живописные руины Парфенона стали объектом множества картин и рисунков, подстёгивая рост филэллинов и помогая пробудить сочувствие Великобритании и Франции ради независимости Греции. Среди этих ранних путешественников и археологов были Джеймс Стюарт и Николас Реветт, которым «Общество дилетантов» поручило исследовать руины классических Афин.

    Они создали рисунки Парфенона, при этом производя замеры, которые в 1787 году опубликовали в двух томах Antiquities of Athens Measured and Delineated (Древности Афин: измеренные и изображённые). В 1801 году британский посол в Константинополе, граф Элджин, получил сомнительный фирман (указ) от султана, чьё существование или легитимность не доказаны до сегодняшнего дня, сделать слепки и рисунки древностей Акрополя, и снести последние здания, при необходимости рассмотреть древности, и убрать скульптуры.

    Независимая Греция

    Когда в 1832 году независимая Греция получила контроль над Афинами, видимая часть минарета была разрушена; остались нетронутыми только его основание и винтовая лестница до уровня архитрава. Вскоре все средневековые и османские здания, построенные поверх Акрополя, уничтожили. Тем не менее, сохранилась фотография Жоли де Лотбиньера с изображением небольшой мечети в целле Парфенона, которую опубликовали в альбоме Лербо Excursions Daguerriennes в 1842 году: первая фотография Акрополя. Эта территория стала историческим объектом, который контролировался правительством Греции. Сегодня он привлекает миллионы туристов каждый год. Они идут по дороге на западном конце Акрополя, через восстановленные Пропилеи вверх по Панафинейскому пути к Парфенону, который обнесён низким ограждением для предотвращения повреждений.

    Спор связанный с мраморными скульптурами

    Центром спора стали мраморные скульптуры вывезенные графом Элгином из Парфенона, которые находятся в Британском музее. Также несколько скульптур из Парфенона представлены в парижском Лувре, в Копенгагене, и в других местах, но более пятидесяти процентов находится в Музее Акрополя в Афинах. Некоторые до сих пор можно увидеть на самом здании. С 1983 года греческое правительство проводит кампанию по возвращению скульптур в Грецию из Британского музея.

    Британский музей упорно отказывался вернуть скульптуры, а сменявшие друг друга правительства Великобритании не желали заставлять музей сделать это (что потребовало бы законодательные основания). Тем не менее, переговоры между высокопоставленными представителями греческого и британского министерств культуры и их юридическими советниками состоялась в Лондоне 4 мая 2007 года. Это были первые серьезные переговоры в течение нескольких лет, на которые возлагались надежды, что обе стороны смогут сделать шаг к приближению резолюции.


    © сайт, на фото: колонны Парфенона в строительных лесах

    Восстановление

    В 1975 году греческое правительство начало скоординированные работы по восстановлению Парфенона и других сооружений Акрополя. После некоторой задержки, в 1983 году был создан Комитет по сохранению памятников Акрополя. Позже проект привлёк финансирование и техническую помощь Европейского союза. Археологический комитет тщательно документировал каждый артефакт, оставшийся там, и при помощи компьютерных моделей архитекторы определили их первоначальное расположение. Особенно важные и хрупкие скульптуры передали в музей Акрополя. Был установлен кран для перемещения мраморных блоков. В некоторых случаях предыдущие реконструкции оказывались неправильными. Производился демонтаж, и процесс реставрации начинали заново. Первоначально различные блоки удерживались вместе продолговатыми железными H-образными соединительными элементами, которые были полностью покрыты свинцом, чтобы защитить железо от коррозии. Стабилизирующие соединительные элементы, добавленные в XIX веке, были не столь покрыты свинцом и подвергались действию коррозии. Поскольку продукт коррозии (ржавчина) имеет тенденцию к расширению, она вызвала дальнейшие повреждения уже растресканного мрамора. Все новые металлоконструкции состояли из титана, сильного, лёгкого и устойчивого к коррозии материала.

    Парфенон не будут восстанавливать до состояния, в котором он находился до 1687 года, однако, насколько это возможно, устранят ущерб от взрыва. В интересах восстановления структурной целостности здания (важно в этой сейсмоопасной зоне) и эстетической целостности будут заполнены отбитые части барабанов колонн и перемычки, используя точно высеченный мрамор, укреплённый на месте. Используется новый пентелийский мрамор из оригинального карьера. В итоге, почти все крупные части мрамора будут помещены туда, где они первоначально находились, поддерживаясь, при необходимости, современными материалами. Со временем белые отремонтированные части станут менее заметными по сравнению с оригинальными поверхностями, которые подвергались атмосферным воздействиям.

    Икона западной цивилизации, является одним из самых известных зданий в мире. Храм был построен в пятом веке до нашей эры с видом на город Афины с его величественной позиции на вершине священной горы Акрополь. Парфенон был создан в честь богини Афины Парфенос (дева Афина), покровительницы города Афин. Первоначально храм был известен как Великий Храм (Мегас Наоса), но позже стал известен под названием Парфенон.

    Сегодняшний Парфенон был не первым храмом, построенным здесь в древности. Есть следы двух более ранних и немного меньше храмов: первый из камня, и второй из мрамора.

    Вскоре после того, как персы разрушили все здания на Акрополе в 480 году д.н.э, Перикл поручил на строительство нового большого храма и руководствовал проектом архитектор и скульптор Фидий. Дизайн Парфенона приписывается Калликрату и Иктину. Строительство началось в 447 г. до н.э., и храм был завершен всего девять лет спустя. Фидий продолжал работать над великолепными скульптурами, что украшали храм до 432 года д.н.э.

    После античности Парфенон был превращен в церковь и во время турецкой оккупации Афин он был использован в качестве арсенала. Он стал руиной только в 1687 году, во время осаждения турок, венецианцы обстреляли Акрополь из холма Филопаппоса. Боеприпасы, что хранились в Парфеноне, взорвались, уничтожив кровлю, внутреннюю часть и четырнадцать колонн.

    Парфенон был построен как периптер — храм окружен колоннами — в дорическом ордере. Храм имеет размеры 30.86 на 69.51 метров и содержал две целлы (внутренние главные части античного храма). В восточной целле хранилась большая статуя богини Афины. Западная — была исключительно для священников и содержала сокровищницу союза греческих городов-государств.

    Парфенон был украшен многочисленными скульптурами и рельефами. Только на фронтонах было пятьдесят скульптур. Большинство выживших скульптур хранятся на выставке в Британском музее в Лондоне, в то время как некоторые из них в соседнем музее Акрополя. Были два фризы: внутренний в целле и внешний, который состоял из триглифов (вертикальные полосы) и метопов (прямоугольные плиты) с рельефными скульптурами. Внутренний фриз был разработан Фидием и изображал Панафинеи, фестиваль в честь Афины. Многие метопы и внутренних частей фриза можно увидеть также в Британском музее.

    Для достижения визуального совершенства, создатели Парфенона использовали оптические приемы, казалось бы, бросая вызов законам перспективы. Колонки слегка наклонены внутрь и имеют изогнутую форму. В результате горизонтальные и вертикальные линии здания выглядят совершенно прямыми невооруженным глазом.

    Большинство людей думают, что древние храмы всегда имели простые мраморные цвета. Но здания и статуи в античности часто были очень красочными. Парфенон в Афинах не был исключением: скульптуры на фризах и фронтоне, а также крыша, были ярко окрашены в синий, красный и золотой цвета.

    Основная гордость храма — примерно двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос, создана Фидием. Статуя была создана из золота и слоновой кости на деревянном каркасе. Как и все другие скульптуры Парфенона, статуя была окрашена в яркие цвета, в основном синие и красные.

    Парфенон – главный храм и достопримечательность Акрополя в Афинах, располагается в археологической зоне Греции, на скале из известняка, возвышаясь среди других древних храмов и построек, таких как Эрехфейон, Пропилеи, Храм Ники Бескрылой.

    Удивительный храм обладает поразительной архитектурной композицией, что привлекает туристов со всего света, которые стремятся запечатлить красоту Парфенона на фото .

    Кто построил Парфенон?

    Возведение его началось еще до нашей эры в 488 году под влиянием Перикла. Он был построен специально на возвышении Афинского Акрополя. Храм был посвящен Афине Парфенос, таким образом, греки отблагодарили богиню за победу в Марафонской битве над сильным врагом – персами.

    Храм, построенный в это время, походил на нынешний Парфенон размерами. Однако в 480 году персы разрушили Акрополь, включая еще недостроенный Парфенон. После этого строительство приостановилось на целых 30 лет. Возобновились работы в 454 году, строительством руководили архитекторы: Иктин и Калликрат, а также скульптор Фидий, который вел наблюдение за строительством.

    Парфенон в Афинах строили из добытого здесь пентелийского мрамора, который изначально был чисто-белым, а со временем окислялся и обретал теплый желтоватый оттенок, как будто наполненный солнечным светом. Примечательно то, что прочие постройки до Парфенона возводились из известняка. При кладке не использовался никакой раствор, блоки старательно подгоняли друг под друга и скрепляли между собой железными штырями.

    После рождества Христова Парфенон в Греции был превращен в христианскую церковь, которая была освящена в честь Святой Софии. В помещении храма даже сделали колокольню.

    В 1460 году, во времена господства Османской империи, турки превратили Парфенон в мечеть, рядом с которым встал минарет. В 1687 году Афины были осаждены венецианцами, и храм использовался как склад для пороха. Это очень негативно отразилось на его состоянии, вся средняя часть храма была разрушена из-за влетевшего в него пушечного ядра и последующего взрыва. Кроме того, английский лорд увез часть скульптур Парфенона, поэтому часть уникального наследия оказалось во Франции и в Лондоне.

    Внешний облик великолепного Парфенона

    Место для этого великолепного сооружения в Греции выбрано неслучайно, архитекторы приложили немало усилий, чтобы разместить храм в наиболее выгодной с художественной точки зрения позиции. Парфенон должен был венчать Афинский Акрополь, возвышаясь над всеми остальными постройками.

    Размеры храма зависели от размера скалы, так как архитекторы древней Греции придерживались правила золотого сечения в строительстве. Чтобы войти в храм Парфенон нужно преодолеть всего три мраморных ступени, общая высота этой широкой лестницы всего полтора метра.

    Парфенон имеет форму прямоугольника, оформлен в дорическом ордере, благодаря чему обладает величественной колоннадой, которую видно издалека. Храм имеет 8 колонн на торцах и по 17 с боковых сторон (всего их 50), все они сужаются по направлению вверх и каждая оформлена декоративными желобами – каннелюрами. Колонны на углах стоят с небольшим уклоном по направлению к центру. Все эти особенности призваны сделать здание более утонченным и целостным на вид, особенно если смотреть на храм издалека.

    Как выглядел храм Афины Парфенон?

    В древности все внутреннее пространство Парфенона было поделено на две части.

    1. Помещение, которое восточнее, более длинное и имело название Гекатомпедон. В пространстве, скрытым за колоннами внутри храма, раньше стояла статуя богини Афины. Фигура была украшена золотом и слоновой костью, она имела деревянную основу и приличную высоту – 12 метров, работал над ней зодчий Фидий. В своей руке Афина держала более миниатюрную статую Ники. На голову ее был одет шлем, имеющий три гребня с изображениями сфинкса и грифонов.
    2. Западное помещение имело название Парфенон. В нем хранили казну и архив государства. Впоследствии Парфеноном стали именовать весь храм целиком.

    Парфенон украшали различные скульптурные композиции, барельефы и горельефы. Одна из них изображает рождение богини. По легенде Зевс проглотил свою беременную жену, чтобы родившийся наследник не смог его превзойти и убить. Но, несмотря на эту хитрость Зевса, божественный ребенок все-таки смог появиться на свет. Гефест, бог огня, разрубил голову Зевса, и новорожденная богиня Афина выпрыгнула наружу.

    Другой фронтон изображает спор за Аттику. Афина и бог морей Посейдон спорили, кто же из них будет покровителем города. Оливковое дерево, которое вырастила Афина, больше понравилось жителям, чем соленый источник, высеченный из скалы Посейдоном.

    На торце храма изображена торжественная процессия, идущая вдоль Парфенона в честь праздника Панафинеи и поклонения богине-покровительнице города. Участвовали в ней всадники, жрицы и жрецы. Афине преподносили новую одежду, которая называлась пеплос.

    Некоторые метопы Парфенона изображают различные сцены из битв и не только между людьми. На них греки борются с кентаврами, амазонками, боги борются с гигантами. Также они иллюстрируют сцены Троянской войны.

    Многие детали Парфенона раньше были раскрашены, в основном преобладали синие и красные цвета. Его красили особым способом: наносили тонким слоем воск с красителем, затем под влиянием температуры краска проникала в камень. Достигался великолепный эффект окрашивания мрамора, при этом была видна его структура. Также здание было украшено венками из бронзы.