Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно
Тема: « Запись сложения и вычитания двузначных чисел в столбик».
Тип урока: урок открытия новых знаний .
Цель:
1) Формировать умение выполнять письменное сложение и вычитание двузначных чисел «в столбик».
2) Тренировать умение применять известные способы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд, решать задачи, выполнять действия с величинами.
Задачи:
- образовательные:
формировать у учащихся умение записывать выражение на сложение и вычитание столбиком.
- развивающие:
развивать мыслительные операции посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений.
развивать творческое мышление.
формировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения.
- воспитательные:
воспитывать у учащихся навыки учебного труда.
формировать ответственность, чувство дружбы и уважения друг к другу.
Демонстрационный материал:
1) изображение гнома
2) таймер;
3) опорная схема сложения и вычитания двузначных чисел в столбик:
4) эталон «Построй свою математику». Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел столбиком»
Раздаточный материал:
1) карточки с известными способами сложения:
Ход урока:
Содержание урокаСлайд электронной презентации
1.Организационный момент.
Цель этапа: настроить детей на предстоящую деятельность, создать положительный психологический настрой.
Учитель: Добрый день! Я рада вас видеть на уроке! Я очень хочу, что бы урок получился интересным, познавательным, что бы мы все вместе, повторили, закрепили и открыли новые секреты.
Готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
2. Мотивация к учебной деятельности:
Цель: создать условия для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность посредством создания ситуации удивления, при появлении на уроке математики героя гнома
– Сегодня на уроке у нас необычный гость. Отгадайте загадку:
Загадка
Он пришел из сказки к нам,
Постучал тихонько в дом,
В ярком красном колпачке -
ну, конечно, это …
– Как вы думаете, почему он решил прийти на урок математики? (…)
– Да, он очень любит общаться с детьми, помогать им в учёбе, любит, когда дети учатся, сам любит учиться. Гномик – мудрый человечек. И он, как и вы, знает, что значит учиться. Вы согласны принять его как гостя на уроке математики?
– Гномик знает, что ходить в гости с пустыми руками не принято, поэтому он принёс для вас несколько интересных заданий. Вот одно их них.
– Посмотрите внимательно на все эти числа. Как называются эти числа? (Двузначные.)
– Что вы умеете делать с двузначными числами? (Складывать, вычитать, сравнивать.)
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
3. Актуализация и пробное учебное действие.
Цель: актуализировать способы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд: с помощью моделей, по общему правилу, по частям, с помощью числовой прямой.
– Давайте порадуем нашего гостя своими знаниями. С чего начнём? (С повторения необходимых знаний.)
Устный счёт.
1) Способы сложения двузначных чисел без перехода через разряд.
– Посмотрите на второй ряд чисел и назовите самое большое число. (36.)
– Задуманное число больше 36 на 12. Какое число задумали? (48.)
– Как вы это узнали? (К 36 прибавили 12.)
– Какими способами можно сложить числа 36 и 12?
Дети указывают способы, которые вспомнят.
– Вы уверены, что вспомнили все способы сложения? Может, спросим у гномика? Ведь он, математик.
Возьмите карточки со способами сложения.
– Посмотрите, оказывается, у гномика есть карточки, на которых написаны все известные вам способы сложения двузначных чисел. Проверьте по карточке, все ли способы вы перечислили.
– Объясните решение примера 36 + 12 всеми известными вам способами. Работаем на карточках гномика.
Работа в группах .
По одному аналитику с каждой группы с места с объяснением.
1.(По графическим моделям : к 3 (десяткам) прибавляем 1 (десяток), получаем 4 десятка. Рисуем 4 . К 6 точкам (единицам) прибавляем 2 точки (единицы), получаем 8 единиц. Рисуем 8 точек. Ответ: 4 десятка 8 единиц.)
(2.По общему правилу : раскладываем 36, как 30 и 6; а 12, как 10 и 2. Сначала к 30 прибавляем 10, получаем 40. Затем к 6 прибавляем 2, получаем 8. 40 и 8 – 48.)
3.(По частям : раскладываем второе слагаемое 12, как 10 и 2. Сначала к 36 прибавляем 10, получаем 46, затем к 46 прибавляем 2, получаем 48.)
4.(По числовой прямой : находим на числовой прямой 36, вправо присчитываем 12, получаем 48.)
2) Способы вычитания двузначных чисел без перехода через разряд.
– Пользуясь удобным для вас способом, выполните следующее задание.
– Задуманное число меньше 36 на 12. Какое число задумали? (24.)
– Как вы узнали? (Из 36 вычли 12.)
– Какими способами можно вычесть из 36 12? (По графическим моделям; по общему правилу: из 3 десятков вычитаем 1 десяток, получаем 2 десятка, а из 6 единиц вычитаем 2 единицы, получаем 4 единицы. Ответ 24. По частям: сначала из 36 вычитаем 10, получаем 26, а потом еще 2, получаем 24. По числовому лучу.)
– Молодцы! А я знаю, что многим из вас и вычитать помогли волшебные карточки гномика. В чём же заключается их волшебство? Почему, посмотрев на них, можно вспомнить и способы вычитания? (Потому что способы вычитания такие же, как способы сложения.)
– Зачем надо знать так много способов сложения и вычитания двузначных чисел? (Чтобы выбрать удобный.)
– Подумайте, какой способ наиболее удобен для вас.
– Что важно помнить, складывая или вычитая двузначные числа? (Десятки прибавляем к десяткам, единицы к единицам. Из десятков вычитаем десятки, из единиц – единицы.)
3) Индивидуальное задание для пробного действия на подробную запись решения примеров.
– Верно. Гномик знает, что должно быть такое задание, поэтому подготовил его для вас.
Решите примеры в тетради с подробной записью за 1 минуту:
23 + 14 37 – 5
58 – 4 36 + 42
– Вы такие примеры решали? (Да.)
– А подробную запись составлять умеете? (Умеем.)
– Что же в этом задании для вас ново? (Мы никогда не решали так много примеров с подробной записью за такое короткое время.)
– Но поскольку задание дано, значит, его можно выполнить за такое короткое время? (Можно.)
– Попробуете выполнить это задание? (Попробуем.)
Откройте тетради, запишите дату.
Стихотворение, предворяющее работу в тетради, содержит элементы здоровьесберегающих технологий.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Я тоже буду решать эти примеры с подробной записью вместе с вами за то же время.
– Внимание! Начали!
Я завожу таймер на 1 минуту.
Я на «крыле» доски решаю эти примеры, записывая их в столбик. Очень важно, чтобы дети видели, что заранее ничего не было записано, и учитель успеет за 1 минуту решить все эти примеры.
– Вы успели выполнить задание до конца? (Нет.)
– А я успела.
(Пока не показываю детям решённые примеры).
– Чего же вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить примеры с подробной записью быстро.)
4. Выявление места и причины затруднения.
Цель: организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения.
– Расскажите, как вы действовали, выполняя это задание? (…)
– Почему же вы не успели? (Мало времени на подробную запись решения).
5.Физкультминутка:
Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения.
Потрудились, отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот,
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Слайд 10-16
6. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: выбрать способ и средства для построения нового знания.
– Значит, подходят ли известные вам способы письменного объяснения? (Нет.)
– Что же делать? (Может быть, есть короткий способ письменного объяснения?)
– Да, – это запись примеров в столбик. Вы знаете, как записать и решить примеры в столбик? (Нет.)
– Сформулируйте цель урока. (Узнать способ записи и решения примеров в столбик)
– Зачем вам необходим этот способ? (Чтобы экономить время)
– Какова тема урока?
«Запись и решение примеров в столбик»
7. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) зафиксировать новые способы действий в речи, в виде алгоритма и опорного сигнала;
2) зафиксировать преодоление возникшего затруднения.
– Что значит запись в столбик? (Число под числом.)
Давайте запишем пример: 35+23
– Так как же записать числа в столбик? (Единицы под единицами, десятки под десятками.)
(Демонстрация эталона и раздаю детям урок №5: «Сложение двузначных чисел столбиком» из пособия «Построй свою математику»)
1 ученик у доски.
– Проверим ваши записи по эталону.
Работа в парах . Взаимопроверка. Работа по эталону.
А теперь проверьте друг у друга запись и решение этого примера и расскажите алгоритм сложения друг другу.
– Как записывать примеры в столбик, вы выяснили. Какую цель вы еще поставили? (Надо научиться решать примеры, записанные в столбик.
– Как дополнить наш эталон, чтобы сразу было видно, откуда начинать считать?
– Поставим стрелку над разрядом единиц.
Добавляю в опорный сигнал стрелку.
Теперь скажите, как же я так быстро справилась с заданием? (Вы решали примеры в столбик.)
(Открываю решённые примеры.)
– Какую из поставленных целей вы достигли? (Мы научились записывать примеры в столбик.
7. Первичное закрепление.
Цель: создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование новых способов действий.
Задание:
Рассмотри разные способы записи примеров на сложение и вычитание. Чем удобна запись примеров столбиком?
) № 2, стр . 8. Слайд– Объясните, как записаны и решены примеры из № 2, стр. 8. (Запись примеров столбиком удобна тем, что соответствующие цифры при сложении и вычитании расположены рядом.)
Объяснение по одному ученику с места.
2) № 4, стр . 9.
– Молодцы! Теперь исправьте запись примеров из № 4, стр . 9, и решите их.
– Есть ли ошибки в записи примеров?
– Найдите эти ошибки и запишите примеры правильно.
По 1ученику у доски с комментированием записи, остальные – в учебнике.
– Как здорово у вас получается!
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Слайд 18
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на запись и решение примеров в столбик;
2) создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.:
Самостоятельно:
№ 5 (1, 2, 3 столбик), стр. 9.
Задание:
Реши примеры, записав их в тетрадь столбиком:
54 + 2 63 – 21 26 + 13
54 – 2 63 + 21 26 – 13
– Что общего у примеров каждого столбика и чем они отличаются? (Общее: одинаковые числа, а отличаются действиями.)
– Проверьте.
О
ткрыть на доске эталон для самопроверки:
Проговорить, как выполняли каждый пример.
– Что надо помнить, чтобы затруднений не было? (Пишем единицы под единицами, десятки под десятками, …)
– Гномик очень вами доволен и рад, что смог вам помочь.
Слайд 22-23
10. Гимнастика для глаз.
11. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать способность к анализу и решению задач, к выполнению действий с величинами.
Наш гномик решил в мебельном магазине купить кровать, только не знает какого размера нужно покупать кровать. Давайте поможем ему. Для этого нужно решить задачу №7,стр.9
Задание:
Рост гнома 43 см, а длина кровати 4 дм 8 см. Уместится ли гном на кровати?
Решение:
4 дм 8 см = 48 см
43 см < 48 см
Ответ: гном уместится на кровати.
– Прочтите задачу.
– О какой величине говорится в задаче? (О длине.)
– В каких единицах измерения выражена эта величина в тексте задачи? (В дециметрах и сантиметрах.)
– Что известно в задаче и что надо узнать? (Известен рост гнома – 43 см, и длина кровати – 4 дм 8 см. Надо узнать, уместится ли гном на кровати?)
– Продолжите анализ задачи. (Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сравнить рост гнома и длину кровати. Сравнение величин возможно, когда они выражены в одинаковых единицах измерения, поэтому надо 4 дм 8 см перевести в см, а потом сравнить.
– Переведите и запишите это в тетрадь. 4 дм 8 см =48 см.
– А теперь сравните. 43 см < 48 см. Ответ: гном уместится на кровати.
Слайд 25-26
12. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) организовать самооценку учащимися своей учебной деятельности на уроке.
2) обсудить и записать домашнее задание
– Сегодня на уроке вы учились ? Обоснуйте.
– Достигли вы цели? Докажите. (…
– С какими затруднениями вы столкнулись?
– Удалось ли их преодолеть?
– Над чем еще надо поработать?
Поработаете дома?
Домашнее задание:
сообщить учащимся домашнее задание, разъяснить методику выполнения.
Домашнее задание:
№ 5 (4–5 столбики), №6 (2 уравнения на выбор)
Спасибо за урок!