• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Конспект ООД

    «Экология- что это?»

    в подготовительной группе.

    Цель: дать детям представление об экологии как науке.

    Задачи:

    1. Учить детей любить и беречь природу, экономно расходовать ее богатства.

    2. Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.

    3. Уточнить и закрепить название животных и растений, их своеобразные особенности.

    4. Развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность.

    5. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание ухаживать за ней, защищать ее.

    Активизация словаря: прогноз, экология, катастрофа.

    Предшествующая работа: ознакомление с жизнь диких и домашних животных, наблюдения за птицами, животными, людьми, живой и неживой природой, установление взаимосвязей

    Ход ООД.

    Воспитатель:

    Дети, я расскажу вам одну историю. В одном городе Франции было очень много воробьев, они уничтожали много зерна на полях, своими испражнениями засоряли окна, дома, улицы города. И тогда, люди решили от них избавиться. Они уничтожили воробьев, но тогда развелось много комаров, которых раннее уничтожали воробьи, они стали кусать людей, что доставляло много неудобств людям. Вскоре пришлось воробьев покупать за границей, а это очень дорого. О чем можно сделать вывод, прослушав эту историю? (ответы детей). Все в природе связанно. Человек сначала должен подумать, а потом что-то делать. Конечно, всех этих неудобств можно было избежать. Просто руководителям города нужно было посоветоваться с учеными, которые занимались проблемами экологии. Их так и называют (ученые) -экологи.

    Как называются ученые, занимающиеся проблемами экологии?

    Ответы детей.

    Воспитатель:

    Мы уже не раз рассматривали примеры взаимосвязи живой и неживой природы, связи человека с природой. Сейчас мы посоревнуемся, какой ряд приведет больше примеров взаимосвязи или взаимозависимости природы и человека. За каждый правильный ответ вы получите фишку.

    Дети приводят примеры и получают фишки. (провожу подсчет фишек)

    Рассмотрев все эти примеры, мы еще раз убедились, что в природе все взаимосвязано. Наука, которая изучает каким способом растения и животные связаны между собой, и как они приспосабливаются к жизни в природе, и как они сами влияют на эту природу. Эта наука называется экология. Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит, как её сберечь.

    Слово «экология» - греческое слово, оно получилось из двух слов «экос» -дом и слова «логос» - наука. Значит экология – это наука о доме. Но здесь имеется ввиду не дом, квартира, где мы живем, а природный дом, который есть у каждого живого существа: животного, растения, человека, все, что их окружает в природе. Наука «экология» изучает связи живых существ с тем, что их окружает, например, как животные связаны с растениями, другими животными, человеком, воздухом, водой, как одни представители живых существ зависят от других., неживой природы, как они влияют друг на друга, как зависят от природы.

    Как называется эта наука?

    Ответы детей.

    Вспомните тех животных, которые спят зимой?

    Дети называют:

    Они зависят от неживой природы, т. е. времени года. Мы с вами спим по ночам, ни животные, ни растения, ни люди не могут обходиться без питья, то есть воды.

    Как вы думаете, кого больше птиц или насекомых, которыми они питаются?

    Ответы детей.

    Конечно насекомых больше, если их будет меньше, то птицы просто погибнут с голоду. Ведь не зря осенью, птицы, питающиеся насекомыми улетают в теплые страны. Запомните, хищников всегда меньше, чем тех, кем они питаются. (можно привести пример: ежики. Совы, лисы и мыши, которыми они питаются. рысь. лев и т. д. и парнокопытные, на которых они нападают.

    Вы уже знаете. Что многие животные, растения в природе так приспособились к тому, чтобы защищаться от врагов. Приведите примеры этих приспособлений.

    Дети приводят примеры (крапива жжется, некоторые сорняки похожи на настоящие растения, скунс выбрасывает едкий запах, кошки, рысь, лев -крепкие зубы, сильные лапы, когти; парнокопытные животные имеют копыта, страус –сильные и быстрые ноги; растения в жарких странах имеют толстые листья, где собирают воду, длинный корень и т. д.)

    (дети за каждый правильный ответ получают фишки. Подводится итог) .

    Физкультминутка.

    Пойдем мы садом, полем или лугом - (дети шагают на месте).

    Будем мы природе верным другом!

    Если лесом будем мы идти, (ходьба на носках)

    Везде посеем зерна доброты. (дети приседают, имитируют посадку зерен)

    Эти зерна будут прорастать (дети медленно поднимаются)

    Песню петь душе моей (прижимают руки к груди),

    Природу будем охранять,

    И никогда не обижать! (опускают руки)

    Вы, я думаю, не раз слышали или видели по телевизору, как в результате аварии на судне, перевозящем нефть, случается так, что нефть выливается в море. Она покрывает поверхность воды и не пропускает воздух. В результате чего погибают животные, например, киты, дельфины, морские котики, чайки, рыба, водоросли, молюски и другие обитатели моря. Погибнут и обитатели берегов, так, как нечем питаться. Люди уже не смогут здесь отдыхать, удить рыбу. Только через много лет эти места очистятся от нефти, здесь смогут опять жить птицы, животные, растения. Такие случаи называются экологической катастрофой.

    Ежедневно и даже по нескольку раз в день мы слушаем по радио и смотрим по телевизору прогноз погоды. Что же означает слово «прогноз» (ответы детей). «Прогноз», ребята, это предсказание, то есть нам предсказывают или прогнозируют погоду на день или даже на неделю вперед. Существуют и экологические прогнозы, это когда ученые экологи предсказывают какие будут последствия в результате вмешательства человека в природу. Для этого они используют свои знания, которые они получают исследуя природу.

    Экологи, например, могут предсказать, что будет, если:

    В реку сбрасывать отходы с химических заводов;

    Уничтожить всех грызунов;

    Ядовитые грибы уничтожить;

    Истребить хищных птиц и животных.

    Я предлагаю вам поиграть в ученых экологов. Вы должны будете назвать какую – либо ситуацию, а остальные дети расскажут, что произойдет в результате.

    - (дети предлагают проблему)

    Вот видите, сколько можно избежать катастроф, если знать заранее экологический прогноз. от многих бед человек может уберечь себя и всю природу. А многие из них получаются из-за плохого, необдуманного отношения к природе.

    Рефлексия: о чем сегодня разговаривали?

    В чем же значение науки экологии?

    Ответы детей.

    Правильно, эта наука помогает человеку поступать правильно, не навредить себе, сохранить природу.

    Чтение стихотворения Д.Зевина.

    Взрослому человеку проще ориентироваться в цифрах и показателях. Поэтому, если он узнает, что с 1980 загрязнённость мирового океана пластиком выросла в 10 раз, то ему будет понятно: экология родной планеты находится в опасности.

    Отделять и выбрасывать

    Один из главных и полезных навыков для детей - научиться сортировать отходы. Сегодня, это очень актуально: в городах уже стали привычным контейнеры для сбора пластика, стекла, макулатуры. Дома можно организовать упрощённую модель этого процесса. Для этого нужно сделать несколько видов коробок или корзинок, куда ребёнок будет складывать мусор по видам отходов: отдельная коробка для бумаги, отдельная - для пищевых отходов, ещё несколько - для батареек, пластика и железа. Так дети научатся быть ответственными за производимые отходы и правильно распределять их, а не выкидывать в общую корзину.

    Многоразовый предмет

    Чтобы не покупать каждый раз целлофановые пакеты и пластиковые бутылки, а, соответственно не увеличивать их количество среди всех отходов планеты, можно приобрести многоразовые сумки и бутылки. Сегодня авоськи снова входят в моду, да и любая тряпичная сумка с интересным рисунком, любимым цветом порадует ребёнка. Кроме того, он почувствует себя ответственным и взрослым, ведь будет знать, что у него есть своя сумка для походов по магазинам. С бутылками - та же история: можно приобрести стеклянную или алюминиевую, чтобы у маленького человека была своя личная ёмкость для прогулок. При этом необходимо напоминать ребёнку, что такой выбор вещей помогает уменьшить количество мусора, а, соответственно - сохранить окружающую природу.

    Учить беречь природу с детства - задача взрослых. Фото: Пресс-служба Правительства Оренбургской области

    Пластиковый домик

    Учиться правильно утилизировать отходы - тоже необходимо! К примеру, бумагу можно сжечь и использовать как удобрение на дачном участке. Пластиковые пакеты и бутылки вполне подойдут для многократного использования: с одним и тем же уже купленным пакетом можно ходить в магазин, а в бутылку можно налить воду или сок и отправиться на прогулку или в школу. Но самый увлекательный способ утилизации мусора - это создание из отходов чего-то полезного. К примеру, из пластиковой упаковки или пакетов «тетрапак» можно сделать кормушку для птиц. Опасный для окружающей среды материал не придётся выкидывать, а птицы получат свой собственный «пункт питания» - всё на пользу природе!

    Кроме всех перечисленных способов можно проводить с детьми субботники, собирать макулатуру, сажать деревья, кормить рыбок и птиц. Главное - научить ребёнка общаться с природой и наглядно показать ему, как правильно о ней заботиться. Для наглядности родителям и учителям пригодятся комиксы «Экоуроки АиФ», которые также содержатся в проекте и видеоуроки, который можно найти на сайте «АиФ Оренбург». Разговаривать с детьми об экологии - это очень просто!

    Прежде, чем рассказать детям обэкологии, надо сначала поговорить с ними о природе.Природа - это солнце, звёзды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери, бабочки... И человек - это тоже часть природы.

    Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений.

    Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

    А экология - это наука о законах жизни природы.

    В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме.

    Главный закон экологии - всё связано со всем.

    Природе нужны зайчики и волки,ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары.

    А ещё дождь, снег, и чистый воздух.

    Но человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба.

    Много-много лет люди брали у природы всё, что хотели, не задумываясь о последствиях.

    Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания.

    Вместо лесов появились пустыни, высохли озёра и реки, и даже целое море - Аральское.

    Природе плохо и ей надо помочь.

    Леса, луга, реки, озёра - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля.

    Надо жить в мире и согласии со своими соседями.

    Ко всему, что движется, и растёт нужно относится бережно.

    Помни простые правила поведения в природе:

    • Не лови и не приноси домой здоровых детёнышей лесных зверей и птиц.
    • Береги лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.
    • Не убивай никаких змей - они тоже нужны природе. (Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность).
    • Не лови бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.
    • Не разоряй в лесу муравейники, муравьи - санитары леса.
    • Не ломай веток на деревьях.
    • Не оставляй за собой мусор на природе.

    Если все люди будут относится хорошо к окружающему их миру природы, то Земля будет кормить человека ещё много-много веков.

    Расскажите своим детям об экологии и сами не забывайте об этом, если хотите пить чистую воду, купаться в озёрах и реках, дышать чистым воздухом, питаться здоровой пищей.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО

    Самые редкие животные в мире.

    Рыжий волк (Canis rufus) сильно пострадал от предрассудков фермеров восточной части США, где он обитает. По мнению фермеров, волк – причина абсолютно всей порчи скота. На самом же деле эти выводы были многократно преувеличены. Такое интенсивное истребление привело к практически полному исчезновению рыжих волков. Из трех подвидов этого вида два уже вымерли, остался лишь Critically endangered. Этот подвид занесён в Международную Красную книгу. К началу 21 века численность рыжего волка ограничивалась 270 особями.

    Флоридская пума (Puma concolor coryi) – единственная пума, занесенная в Красную книгу. Основная причина вымирания, конечно же, - человек и его деятельность. Этот подвид обитает в США (штат Флорида).

    Дальневосточный леопард (Panthera pardus orientalis ) – еще одно редкое животное. Как у большинства исчезающих видов, причиной упадка численности этих прекрасных зверей стала деятельность человека. Люди, поселившиеся на землях дальневосточных леопардов, вытеснили их, а зверей, не пожелавших уйти, истребили. Вот и результат: численность дальневосточных леопардов сократилась до 30 особей в России и около 10 в Китае.

    Яванский носорог (Rhinoceros sondaicus) встречается только в природе. Содержать этих животных в неволе ещё никому не удалось. Да и, вероятно, уже никому не удастся, ведь яванских носорогов осталось меньше 60-ти особей, а нелегальная охота на них продолжается…

    Золотистый лемур (Hapalemur aureus), долгое время не встречался исследователям, пока в 70-х годах учёные не наткнулись на одну популяцию этих животных. Впоследствии было обнаружено ещё несколько популяций, но общее число всех золотистых лемуров, эндемиков Мадагаскара, не превышает 130 особей. Эти лемуры зависят от бамбука, поэтому его вырубка наносит большой вред этим зверькам.

    Квинслендский вомбат (Lasiorhinus krefftii) – ночное растительноядное млекопитающее. Уничтожение естественной среды обитания привело к тому, что квинслендские вомбаты остались только в охраняемой зоне – Национальном парке Квинсленда – в количестве около 113 особей.

    Голубой ара (Cyanopsitta spixii) больше не встречается в дикой природе. Все оставшиеся представители этого вида содержатся в неволе у частных коллекционеров. Последний дикий самец исчез не так давно – в 2000 г. Попытки восстановить численность голубых ара в их естественной среде не удалась во многом из-за того, что причина уменьшения численности птиц не устранена - браконьеры, вырубка лесов и африканские пчёлы, занявшие дупла для гнездования голубых ара. Тем не менее, работы по спасению вида продолжаются. В 2007 г в неволе содержалось 90 птиц, а в 2010 уже 105.

    Нелетающий попугай какапо (Strigops habroptilus) – представитель ночных токовых птиц, обитающий в Новой Зеландии (её эндемик). Эти птицы становятся крайне редкими в основном из-за завезённых хищников (крыс, кошек и других) и копытных, а также деятельности человека. Несмотря на то, что вольерное содержание какапо переносят хорошо, разводить их в неволе трудно, так как эти птицы не образуют пар. На сегодняшний день существует около 62 какапо.

    Японский, или красноногий ибис (Nipponia nippon). Эти птицы настолько редкие, что даже определить их численность и природоохранный статус очень сложно. Известно, что в начале 20 века их было около 100. Дальнейшие сведения (ближе к 50-м годам) говорили о резком снижении численности (примерно 27 птиц). Данные 60-х годов свидетельствуют о продолжающейся тенденции к снижению числа особей. Новых данных о японских ибисах нет, поэтому принято считать, что сегодня в мире существуют от 6 до 20 особей этих птиц.

    Деятельность человека и его неосторожное вмешательство в природные экосистемы стали причиной гибели тысяч видов животных по всему миру. Тенденция такова: в год исчезают значительно большее количествовидов животных, чем открываются учёными.

    Ольга Балашова
    Экология и дети

    В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разными экологическими проблемами . Чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду, чтобы не делать экологических ошибок , не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями . Опыт показывает, что взрослого человека с уже сформировавшимися взглядами трудно переубедить и перевоспитать. Поколение, воспитанное на лозунгах “Победить природу, взять у неё богатства”, с трудом перестраивается на новый тип взаимоотношений “человек-природа”, осознаёт самоценность природы таковой. До сих пор природа часто оценивалась только сточки зрения пользы или вреда для человека. Сформировать человека с новым, экологическим типом мышления можно только с раннего детства. Поэтому крайне важным звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования является работа с дошкольниками. Именно в этот период у человека формируются представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе взаимосвязей, т. е. экологические знания . Элементы экологического воспитания сейчас включаются в программы многих детских садов, однако часто носят разрозненный, случайный характер. Необходимо, чтобы знания по экологической тематике были связаны между собой, составляли единую систему, в которой начальные, более простые этапы обучения являются базой для последующих, более сложных, обобщающих. Экологическое образование и воспитание не могут ограничиться отдельными занятиями, праздниками, работой на приусадебном участке. Должен существовать “стержень” – комплекс экологических занятий , которые получит дошкольник. А все игры, наблюдения, экскурсии и т. п. носят прикладной характер, служат для усвоения этого комплекса знаний. Экологическое воспитание не равнозначно воспитанию природоохранному, оно включает в себя последнее, но не ограничивается им. Природоохранное воспитание, несомненно, необходимо в дошкольном возрасте. Его целью является выработка у детей бережного отношения к природе, обучение правилам поведения в лесу, на реке. Экологическое воспитание предполагает формирование у ребёнка соответствующего мировоззрения, получение элементарных экологических знаний . На наш взгляд, цель и задачи экологического образования дошкольников можно определить, исходя из классического понимания самого термина “экология” . Впервые этот термин был выведен немецким зоологом Э. Геннелем в веке. В то время экология рассматривалась как часть биологии. Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно, задачей экологического образования должно быть формирование у человека (в том числе и у дошкольника) понимания существующих связей между живыми организмами (например, приспособленность от экологических факторов к определённым условиям, зависимость от экологических факторов ) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото) . Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы, т. е. с точки зрения существующих взаимосвязей, позволяет логически подвести детей пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно дело, если ребёнку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу “плохо”. И совсем другое, когда ребёнок знает, сколько животных и растений связано с этим деревом, и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костёр, а можно объяснить, что почва – живая земля, в которой обитает множество живых организмов, корни растений, и многие из них гибнут из-за разведения костров. В последние годы слово “экология” , “экологическое воспитание” стали настолько модными, что их часто употребляют совершенно не по назначению, забывая об их смысле. Нельзя употреблять такие выражения как “хорошая” или “плохая” экология . Сама экология как наука не может быть хорошей или плохой. А вот экологическая обстановка в городе , посёлке может быть благоприятной или неблагоприятной для человека. Экология давно уже вышла за рамки биологии. Она тесно связана со множеством других наук : географией, историей, экономикой. Поэтому экологическое образование подразумевает и ознакомление детей (в рамках проведения социальных занятий) с элементами других наук. Опыт показывает, что даже при обучении детей более старшего возраста в основном делается акцент на изучение живой природы. Гораздо меньше внимания уделяется неживой. На занятиях по экологической тематике необходимо давать и элементарные географические знания, обращать внимание на разнообразие не только живой, но и неживой природы. Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть “хороших” зайцев, поросят и т. д. Как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждены в том , что хищный зверь – плохой, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. Даже в некоторых учебных пособиях для работы с дошкольниками можно обнаружить деление живых организмов на вредных и полезных. Такой подход является антиэкологичным , он искажает представление о разнообразии ролей животных в природе, о зависимости животных друг от друга. С точки зрения экологии в природе нет плохих или хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все : и волки, и зайцы. Лес без хищников уже не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым существам, независимо от того, нравятся они вам или нет. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных, как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта особенность младшего возраста должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания . Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Важно использовать и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсий, составление сказок, рассказов, наблюдения в природе и в живых уголках, зимних садах – все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями . Очень важно рационально использовать земельные участки. Здесь можно создать экологическую тропу , альпийскую горку, “живую Красную книгу”, клумбу с растениями – часами, растениями – барометрами, фрагменты местных ландшафтов. Те же традиционные грядки с растениями можно использовать, обращая внимание на приспособление выращиваемых растений к окружающей среде, следя за их ростом, влиянием экологических факторов на развитие растений, рассказывая о родине культурных растений. Все эти и другие формы работы могут использоваться для объяснения материала по самым разным разделам экологии . Одним из главных принципов составления программ занятий по экологической тематике должен быть интегрированный подход. Экологическое образование дошкольников необходимо проводить на специальных занятиях. Однако элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, музыке, развитию речи, трудовому обучению, изобразительному искусству. Но не всякая литература о природе может быть использована для целей экологического образования . Например, существует много стихотворений о лесе, в которых авторы призывают беречь лес только потому, что он даёт людям ягоды, грибы, орехи. Это чисто потребительский подход, когда человек рассматривает природу через призму своей выгоды, забывая о своей самоценности. Их можно рассматривать только при одном условии : После прочтения стихотворения воспитатель объясняет, к чему привело впоследствии такое покорение. Для экологического воспитания можно привлечь не только рассказы, стихи о природе, но и обычные сказки, известные детские произведения. Прекрасными иллюстрациями для объяснения материала могут служить стихи и сказки Б. Заходера. Для учебных целей можно использовать отдельные разделы книги “Почемучка” (Дитрих, Юрин, Комурникова, 1992, атласы “Мир и человек”, “Мир вокруг нас”. В дошкольном возрасте у детей существует совершенно естественное желание не только всё видеть, но и потрогать руками. Это желание необходимо использовать и для подачи материала по экологии . Детям можно давать потрогать руками коллекции камней, мех животных, кору разных деревьев, научить определять на ощупь глину и песок, дать возможность провести разнообразные опыты. Кроме того, необходимо соединить экологическое воспитание с эстетическим. Например, можно использовать лепку, рисование, вырезание из бумаги. По ходу объяснения материала воспитателем дети могут вместе с ним лепить из пластилина изучаемые объекты (например, земной шар, различных животных) . Большое внимание отводится и рисованию : дети могут получать специальные задания, помогающие им освоить материал. На таких комплексных занятиях они усваивают дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектов. На занятиях по развитию речи используются картины о природе, причём обсуждение картины должно вписываться в программу экологических занятий . Во многих детских садах для различных поделок используется природный материал. Работая с детьми над созданием мозаики, картин из природного материала, преподаватель может объяснить, семена каких растений они используют, почему они такой формы и цвета, какие животные помогают растениям распространять эти семена и т. п. Для занятий нужны разнообразные наглядные пособия. Это могут быть как специальные картины о природе, так и произведения живописи, коллекции камней, ракушек, семян растений, гербарий, игровой материал. Не следует, однако собирать с детьми коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания . Элементы экологического образования , воспитания должны присутствовать даже при обучении детей младшего дошкольного возраста, когда дети знакомятся с отдельными животными и растениями. Очень часто эти животные, растения изображаются на картинках отдельно друг от друга, на белом фоне, и у ребёнка создаётся впечатление, будто бы они существуют в пустоте и не связаны друг с другом. Получив первые знания о живой и неживой природе, о частях растений, животных, дети подготовительно группы уже могут обучаться на занятиях по специальным экологическим программам . Такие занятия должны служить обобщающим этапом полученных ранее знаний, а сами знания обретают новое качество : подаются уже на более высоком экологическом уровне . Тематика занятий должна охватывать такие крупные разделы экологии , как экологические факторы и живые организмы, взаимоотношения живых организмов друг с другом, экосистемы. Кроме того, дети должны получить первые представления о свойствах экологических факторов (воды, света, температурного режима, земном шаре, географических картах. Экологически грамотное поведение в природе предполагает изучение соответствующих правил, элементов ориентирования, знакомство с источниками экологической , с тем как вести себя во время экологических аварий . Поскольку экологическое образование дошкольников – лишь начальный этап в системе непрерывного образования и воспитания, программа экологических знаний в детском саду должна быть увязана с соответствующими программами для младших школьников. В младшем школьном возрасте дети продолжают изучение основ экологии , но уже на более высоком уровне, с привлечением нового фактического материала и расширением тематики, причём часть занятий в детском саду и уроков в школе может совпадать по тематике. Это будет способствовать более качественному закреплению материала и создаёт хорошую базу для изучения в дальнейшем предметов естественнонаучной направленности. Важным аспектом экологического воспитания детей является работа с родителями : беседы, лекции по экологии и здоровье экологической ситуации в данной местности, экскурсии по экологической тропе , помощь в оборудовании участка, совместное участие в экологических праздниках , объяснение родителям цели принципов экологического воспитания детей . Связь со школой может выражаться в том, что учащиеся младших классов на уроках труда могут сделать несложные пособия для занятий по экологии в детском саду , провести с дошкольниками совместные выставки рисунков. Помощь воспитателям могут оказать и студенты педагогических училищ, институтов, станции юннатов, комитеты по охране природы, экологические центры , общества по охране природы, краеведческие музеи, библиотеки. Для проведения занятий по экологической тематике воспитатель должен получить соответствующую подготовку в училище, вузе, либо переподготовку в институте повышения квалификации работников народного образования. В пособии по экологическому образованию “Воздух-невидимка” Рыжовой Н. А. есть материалы по ознакомлению детей с таким компонентом природы, как воздух. Блок “Воздух”, как и другие блоки программы, включает в себя несколько тем, связанных друг с другом. Для каждой темы предлагаются разные варианты занятий, включая музыкальные, занятия по изобразительному искусству, наблюдения на прогулках, дома и в помещениях детского сада, игры и т. п. Если в детском саду есть эколог , работа по программе организуется следующим образом : эколог ведёт основные занятия по теме и координирует свою работу с воспитателями. Воспитатели проводят игры, наблюдения в группах, на прогулках, дают задания детям и родителям, читают и сочиняют сказки, рассказы по теме. По мере необходимости и возможности к работе подключается преподаватель изобразительного искусства, физкультуры, музыки.

    Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами. Такую работу хорошо проводить в специально выделенном (пусть и небольшом) помещении-лаборатории. Необходимо, чтобы на занятиях каждый из детей, имел всё необходимое для проведения работы. Исследовательская работа помогает развить позитивный интерес ребёнка, его умение, творчество, умение мыслить логически, обобщать. Поэтому в начале проведения опытов надо предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсудить их. Многие детские сады сейчас выделяют для проведения экологических занятий специальные комнаты, классы. Это очень хорошо, только не следует забывать о том, что занятия должны соответствовать уровню развития дошкольников и не превращаться в имитацию школьных уроков. Надо стараться проводить с ребятами свободные беседы, в которых они будут активно участвовать. При этом не нужно требовать, чтобы они принимали “школьную” позу и поднимали руку для ответа. Необходимо также помнить, что на занятиях дети обязательно должны что-то делать, ведь дошкольники слабо воспринимают информацию на слух. К тому же необязательно всегда сидеть за столами. Многие занятия предполагают свободную обстановку. Одно дело – проведение опытов и рисование, конструирование, и совсем другое – чтение книг, сочинение сказок. Последнее лучше делать на ковре или уютном диване. Надо стараться для обучения задействовать все органы чувств ребёнка. Для этого можно использовать “ящик ощущений”, с помощью которого угадываются детьми находящиеся в нём предметы. Также необходимо помнить о необходимости постоянного контакта ребёнка с природой. Именно он формирует его эмоциональное отношение к окружающему миру, без которого невозможно экологическое воспитание . Известный педагог Ян Амос Каменский писал : “…Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”. От экологической ситуации в регионе , в стране в целом и даже в конкретном доме во многом зависит наше здоровье. Важно также показать, что состояние атмосферы в чём-то зависит от действий каждого из нас, даже ребёнка, а не только руководителей заводов и фабрик. Важно помнить и о том, что нельзя перегружать дошкольников негативной информацией. Очень важно привлекать к проблемам экологии и экологическому воспитанию детей и их родителей. Со взрослыми сложнее работать, чем с дошкольниками. У родителей столько своих сиюминутных проблем, что наше-то, на их взгляд, отвлечённые экологические проблемы не вызывают особого интереса. Поэтому нужно, в первую очередь, показать им, насколько тесна вся наша жизнь, здоровье детей связаны с экологической культурой . В рамках программы “Наш дом - природа” дошкольники вместе с родителями, бабушками, дедушками получают задания исследовать свою квартиру.

    Можно предложить родителям исследовательский проект “Экологически безопасный дом” . В рамках этого проекта они могут изучить своё жилище, узнать о необходимости выбирать мебель, ковры, обои не только с точки зрения красоты, но и безопасности для здоровья, о создании благоприятного микроклимата. Также можно организовать совместный поход детей с родителями в ближайший парк или сквер, пусть папа или мама подготовят мини-экскурсию, игру для ребят, снимут видеофильм о деревьях, подснежниках, тему можно выбрать по желанию. По программе “Наш дом - природа” в настоящее время работает много дошкольных учреждений в разных регионах России. Существуют так же некоторые формы работы по экологическому воспитанию старших дошкольников. Возможность чувственного познания, накопление конкретных сведений о растениях, животных, явления неживой природы выдвигает наблюдение в ряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение и прочее, но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы : занятия, экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение важно ещё тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изобразительная деятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и прочее). Поэтому составлению циклов, подбору приёмов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры зиждется в первую очередь на наблюдении. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми (рассказы, стихи и т. д.) . Особое внимание следует уделить такой форме работы, как знания комплексного, обобщающего и углубляюще-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми – чёткая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Новой формой экологического воспитания можно считать природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акции – это общественно значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Их поведение может быть связано с известными датами, всеобщими праздниками (“день Земли” – 22 апреля) . Акции – это комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми. Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико : участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.

    Морские выдры во сне держатся лапками друг за друга, чтобы их не разделило течением.

    Детям об экологии

    «Нужны все на свете!
    Нужны все подряд –
    Кто делает мёд
    И кто делает яд»

    из сказки Бориса Заходера «Про все на свете».

    Экология – молодая наука. Хотя о жизни животных и условиях их обитания писали еще древние индийские трактаты.

    Эта наука развивается так быстро, что ученые затрудняются сказать, где ее границы.

    Эта наука такая нужная! Она рассказывает, как живут существа в своих «домах» – экосистемах.

    Эта наука говорит о том, что есть незыблемые законы, которым подчиняемся и мы, и наши соседи – животные, птицы, растения. Эти законы описывают и наши условия жизни – землю, воздух, воду и камни.

    Девочка в городском дворе.

    Все мы связаны, зависим друг от друга, нужны друг другу. Если меняется что-то вокруг нас, начинает меняться и все остальное. Например, в камнях жили одни звери, а люди убрали камни, распахали поля – и вот в полях стали жить другие животные и птицы; если поля пересохнут, станут жить новые виды живых существ.

    Нам здесь лучше, чем в каменных джунглях.

    Экология – точная наука. Благодаря ее формулам можно рассчитать, например, сколько километров леса нужно дикому волку, чтобы он не беспокоил фермерских животных, и многое другое.

    Cколько нам надо парков?

    Шмель на цветке

    Не только человек меняет пространство вокруг себя – это делают и муравьи, и термиты, и пчелы. Это делают птицы и рыбы, огромные медведи и маленькие дождевые червяки. Но только человек так меняет все вокруг себя, что на десятилетия на планете Земля остаются безжизненные места – там нет ни птиц, ни червяков, ни медведей. И люди селятся там неохотно.

    Асцидии - морские животные. Правда, очень красивые?

    Даже просто хозяйствуя на Земле, люди каждый день уничтожают живое, и не просто живое – целые виды живых существ. Навсегда.

    Подумаешь, пропадут микробы какие-нибудь, слизни, медузы, цветочки, червячки – да кому они нужны! – скажешь ты. Мало, что ли, их осталось? Каждый год новые виды находят – медуз, рыб, крабов там всяких или червячков.

    Но ведь даже самое крошечное существо на земле кормит кого-то покрупнее. И если мы забудем об этом, страшно подумать, что мы натворим в конце концов и к чему это приведет!

    Сегодня я все-таки хочу рассказать тебе о хорошем: о том, как мы, люди, используем богатства природной кладовой.

    Ученые-бионики – слышали о такой науке? – изучают, как устроены растения, животные, насекомые. Дело в том, что в живой природе все сделано удивительно экономично, красиво и удобно. Эти законы и секреты природы ученые открывают, а потом – применяют в технике.

    Ты, наверное, знаешь, что множество лекарств было создано благодаря растениям. Так и хочется сказать – нет бесполезных растений, есть неизученные!

    Розовый землекоп в своем доме

    Но больше всего меня поражают животные, которых изучают, чтобы узнать их тайны. Первым в моем списке идет, конечно, розовый землекоп. Живет он в жарких душных пещерах, где никто, кроме него, жить не может! А вот он – живет! Как? Почему? Почему он не болеет? Что позволяет розовому землекопу выжить?

    На нашей планете есть существа, которые прячут тайну бессмертия – аксолотли, кишечнополостная гидра, и другие. А морские звезды и асцидии – морские животные – пока не раскрыли нам секрет вечной молодости.

    Как же мы будем изучать тайны и секреты, находить лекарства и совершать удивительные открытия, если вокруг будет только изученный мир? Вернее – если все не изученное будет убито мусором, нефтяными пятнами, вырубками?

    Каждый год ученые открывают множество новых видов живых существ, а исчезает их в 2 раза больше! Мы сами, люди, позволяем засыпать мусором и убивать наши природные богатства, наших неведомых спасителей, наших неизвестных защитников.

    Чему могут научиться люди, глядя на эту красоту?

    В сказке Бориса Заходера написано об экологии – но так просто и понятно! И называется она просто – «Сказка про всех на свете». Родители могут помочь тебе найти мультик, который был снят по этой сказке.

    Фото Аллы Мутелики, Марины Лидис