• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Многие читатели привыкли, что Вера Камша пишет исключительно многотомные саги, которые длятся бесконечно, радуют поклонников обилием красивых сцен, интересных персонажей и отсутствием концовки. Поэтому попытка Веры выступить на поле одиночных книг вызвала разнообразную реакцию: от неприятия, до восторга. Я отнёсся к такому положению дел спокойно - давно известно, что Вера пишет по велению души, может не закончить один цикл, чтобы полностью раскрыться в другом, написать отдельный роман, потому что идеи и чувства не выразить в основной эпопее. «К вящей славе человеческой» стал таким глотком свободы для автора - когда можно забыть о многомерной конструкции «Отблесков» и высказать то, что на сердце.

    Не рассказывая сюжета, можно выделить основные достоинства книги, которые делают её просто отличной. Помимо живых героев, детективной интриги, войны и шпаг, хочется упомянуть, что Вере удалось создать в романе образ человека, который одновременно принадлежит Системе и противостоит ей. Святая Импарция - аналог испанской инквизиции; главный герой романа является её представителем. Но мы видим не безумного фанатика (а именно так принято изображать инквизиторов в современной фэнтези), а человека, который многое пережил и старается служить в этой организации во благо общества. Подобный ход напомнил мне «Небеса ликуют» Андрея Валентинова, но если там сюжет ушёл в сторону от взаимоотношений организации и человека, то в «К вящей славе человеческой» тема раскрыта полностью. Современная литература предлагает нам целый ряд бунтарей, но возможно ли остаться человеком и менять Систему изнутри? Вера верит, что да и оголтелый фанатизм - не единственный выход для тех, кто работает в Импарции и подобных ей организациях. Эта борьба со злом изнутри, а не извне, эволюция, а не революция, очень ценны для меня. Книга пронизана осознанием этого, и финал показателен, как и должен быть в любой хорошей истории.

    Однако, это не единственный тематический пласт романа. Книга предлагает достаточно разнообразной пищи для размышления. Затронула Камша привычные темы, снова подчеркнув, что есть хорошие люди, а есть мерзавцы, и напомнив, что «рыцарь – это не звучный девиз и не родословная длиной в лигу».

    Огромный интерес и эстетический восторг вызвала история с «войной памятников». Когда оба участника конфликта мертвы, борьба идей продолжается - Вера взяла это социальное явление на вооружение, и как хороший фантаст создала яркий и зримый образ, который вы можете видеть на обложке - две статуи, сошедшиеся в схватке. Спустя полгода после прочтения, художественные образы, созданные талантом автора, до сих пор будоражат воображение. Возможно, мои рассуждения о затронутых в книге проблемах для стороннего читателя выглядят повисшими в воздухе - не могу же я пересказывать сюжет? - но поверьте, чтение доставит вам огромное наслаждение, в том числе и веером идей, над которыми полезно подумать и мнение автора относительно которых не лишено ума и изящества.

    Не раскрывая интриги, могу сказать, что финал книги немного открыт, история выходит за границы книги - кому-то это может показаться странным, Веру обвиняли в том, что ей «тесно» в одиночном романе, а продолжение напрашивается. Мне же хочется домыслить что-то самому - и разве не в этом ценность истории?

    Издан роман в составе сборника «Кесари и боги», и издан замечательно: белая мелованная бумага, отличные иллюстрации на обложке и форзацах, чёткая печать и небольшие картинки в начале каждой части - издательство постаралось сделать новую книгу Веры приятной со всех сторон - и текст этого действительно достоин.

    Оценка: 9

    Книга написана в уже привычных для Камши декорациях позднесредневековой Европы, ведь действие обоих ее больших циклов происходит на подобном же фоне. Небольшая разница в том, что, будучи ограниченной рамками одного романа, причем довольно-таки небольшого, автор не стала детально прописывать этот мир и происходящие в нем глобальные события. Наоборот, это получилась довольно-таки частная история небольшой группы людей, высокопоставленных, конечно, и ввиду этого заметных, но все же ничего подобного грядущему вторжению раттонов в Этерну или атаке Ройгу на Арцию здесь нет и не предвидится, так что мир в любом случае никаких потрясений не испытает, как бы эта история ни закончилась.

    Однако история эта поднимает далеко не частные вопросы. Например, столкновение двух правд - Карлоса де Ригаско, вставшего на заведомо гибельную защиту монастыря от наступающих врагов, и Гонсало де Хенильи, способного на подлость и готового пожертвовать тем самым монастырем (и самим де Ригаско, кстати), если это приведет в итоге к победе. В данном конкретном случае вполне очевидно, на чью сторону становится автор, однако если не методы, то некоторые мысли Хенильи как минимум заслуживают обдумывания. А ведь это лишь одна из нескольких сюжетных линий, хотя и самая яркая и проработанная пожалуй. Интересно, кстати, в ней получился новый вариант истории о сошедшем с пьедестала каменном Командоре...

    Мир книги, как тут уже не раз говорилось, очень похож на наш. Собственно, это и был бы наш мир, в котором разве что кое-какие события пошли немного иначе, чем в известной нам истории, если б не папские голуби - бессмертные спутники служителей святой Импарции, соглядатаи и доносчики, а также коршуны Альконьи, в которых переселяются души умерших. Последние, кстати, в этом мире не одиноки - можно вспомнить и волков Миттельрайха из повести «Данник Небельринга».

    Соглашусь с мнением, что книгу эту вполне можно рекомендовать для первого знакомства с творчеством Камши. В таком списке, если б я захотел его составить, она, наверное, стояла бы на втором месте - всё-таки после «Красного на красном», как ни крути, но впереди всех остальных произведений.

    Итог: уже традиционно отличное произведение. Поклонники автора, безусловно, будут рады.

    Оценка: 9

    Не воспринимаю многотомные циклы Веры Викторовны, но читать её сравнительно небольшие книги – настоящее удовольствие. Оказывается, на 300 страницах можно воссоздать очень интересный мир. Магия, вернее, мистика в этом мире присутствует в очень умеренных дозах. В четвёртой главе её становится больше, но и здесь мистическая составляющая не заслоняет основную тему, а помогает её лучше понять. География этого мира очень легко отождествляется с земной. История – тут самое интересное.

    История Миттельрайха сильно отличается от германской, но в итоге получается явная Германия эпохи постсредневековья. История Онсии тоже не совпадает с испанской (в частности, знать возводит свой род к Газдрубалам), но в книге мы видим самую настоящую Испанию, какой она, вероятно, была в конце XVI века. В Лоасе-Франции гугеноты устроили Варфоломеевскую ночь католикам. В принципе, такое можно вообразить, если совместить неудачный Амбуазский заговор и резню, которую устроил Кромвель в Ирландии спустя 80 лет. Вот сделать Францию протестантской гугеноты никогда бы не смогли, да в реальности и не ставили таких целей. Так и в Лоасе спустя 10-15 лет следует контрпереворот мундиалитов-католиков (или начало вялотекущего переворота). Словом, всё возвращается на круги своя.

    История действительно вещь очень инертная. Однако люди снова и снова пытаются повернуть её течение, даже если сами при этом многое теряют. Герцог Ригаско заслоняет путь армии хаммериан. Хайме создаёт аналог ордена иезуитов. Бенеро берёт на себя переговоры о переселении своего народа. Даже безусловно подлый поступок Хенильи продиктован не только и не столько карьерными соображениями. Если таких антиэнтропийных поступков накапливается достаточно много, история может и повернуть в новое русло. К лучшему или к худшему, это другой вопрос.

    В целом книга получилась умной, непростой, с неоднозначными героями и захватывающим сюжетом. Интересно, что хорошо держат затянутые боевые сцены. Ведь даже Дюма старался покончить с этим делом за две-три страницы. Пунктирный стиль автора может иногда раздражать, но заставляет вдумываться в текст. Второстепенные персонажи проскакивают мимо, но главные герои получились интересными. Мне больше всех интересен Хайме, самый неоднозначный из всех героев книги.

    Оценка: 8

    Начинать читать многотомный цикл, который неизвестно когда будет закончен, мне не очень хочется, поэтому узнав о самостоятельном романе в коллекции Веры Камши, я решил его прочитать, чтобы составить хоть какое-то мнение о творчестве автора.

    С первых страниц Камша обрушивает на читателя множество длинных имен и титулов, кучу главных героев с прекрасными родословными и блистательными предками, плюс ко всему этому у всех есть родственники близкие и не очень, которые тоже будут участвовать в происходящем. На самом деле все это воспринимать довольно сложно и для представления картины происходящего, мне постоянно было нужно возвращаться на страницу или несколько назад, чтобы выяснить кем является новый персонаж.

    Чем же автор привлекла меня в своей книге? В первую очередь - четко показанные герои, таких персонажей редко встретишь на страницах книг, скорее их можно вспомнить в старых легендах и балладах. Благородство и честь для них не просто слова, это единственный смысл жизни, своя жизнь не играет никакой роли, если есть возможность умереть для спасения других, то они непременно это сделают и заберут с собой сотни врагов. Автору необходимо правильно описать таких людей, потому что в наше циничное время никто не верит в подобные порывы и если не сделать нужного оформления, то получится просто горстка глупцов и позеров, но Камша смогла найти подходящие слова и в ее героев не просто веришь, а переживаешь происходящее вместе с ними.

    В книге много сражений, как между противоборствующими армиями, так и одиночных схваток, все описано подробно и тщательно, трудно поверить, что автор-женщина может так мастерски и правдоподобно рассказывать о кровопролитных битвах. Много внимания уделяется интригам и заговорам, это еще одна грань таланта автора, церковные тайны и борьба за влияние на королеву становятся украшением романа.

    Теперь я понимаю армию поклонников творчества Веры Камши, так как талант автора завораживает, с нетерпением буду ждать окончания хоть какого-то из циклов.

    Оценка: 9

    Роман идеален для тех, кто хочет познакомиться с творчеством Камши, но не хочет читать ее большие циклы. В этом романе все стандартно для автора: интриги в высших государственных сферах, большое количество драк и сражений, сверхестественные свойства природы и различных мест на земле. Но и традиционный минус: с самого начала на читателя обрушивается град новых имен и названий, половина из которых упомянаются единожды. Из-за этого очень тяжело вчитаться и осознанно представлять о ком идет речь. Очень сильна тема религии в этом произведении, а также автор задается вопросом о цене победы. Пожертвовать сотнями, чтобы спасти тысячи, но спасти для чего? Чувствуется, что формат одного романа маловат для Камши, но что-то подсказывает, что он (роман) может стать началом нового цикла.

    Оценка: 8

    Новый роман, выход которого оказался для меня некоторой неожиданностью. Своеобразный дебют автора в большой форме. До этого из под ее пера выходили лишь сериалы, да малая толика рассказов-повестей. И вот, первый роман.

    Камша осталась верна себе. Благородные, романтичные герои которые ставят честь и долг выше собственной жизни. Интриги, предательства, месть... Да и как же иначе, ведь место действия - средневековая Испания, подернутая магической дымкой параллельного мира. И судьбы мира здесь вершат не могущественные маги, не темные властители, а простые люди, которые могут и ошибаться, причем из самых лучших побуждений.

    Неожиданный, непредсказуемый сюжет. Легкий привкус детективной интриги. Яркие, запоминающиеся герои. Это все в плюсах. Теперь немного о грустном. Многословность, образность языка автора никуда не исчезла, но здесь она не совсем к месту, все-таки небольшой объем произведения предполагает динамику, а в итоге через некоторые страницы буквально продираешься, пытаясь не упустить сюжетную нить. Как следствие - смятая и размытая концовка, вроде бы все точки над i расставлены, но осталось еще много недосказанности, неразрешенных проблем, а ведь продолжения напрямую не обещается. И еще, маленькая ложка дегтя, которую, впрочем, можно адресовать большинству авторов работающих в декорациях параллельного мира. Параллели со средневековой Испанией настолько ясные, что после упоминания о предательстве Иуды, войне за веру, кресте и т. п. Хайме может служить только в священной инквизиции. Именно инквизиции. Любое другое слово в названии этой организации кажется уже притянутым за уши.

    Итог. Хороший роман «о вечном», способный доставить массу удовольствия как поклонникам автора, так и тем, кто слышит о ней впервые. Теперь я знаю с какой книги можно начинать знакомство с творчеством В. Камши.

    Оценка: 8

    Меня очень порадовал этот роман. Компактный по объему, написанный вкусным и сочным языком, текст с интересным и загадочным сюжетом. Камша все-таки, прежде всего, великолепный тактик. После прочтения «К вящей славе человеческой» я в этом уверился окончательно. Небольшие, по количеству страниц, произведения ей удаются на славу. Это не монструозно разросшийся нескончаемый сериал под вывеской «Отблески Этерны», где начальные тома весьма и весьма хороши, но теряют смысл на фоне бесконечных продолжений с постоянно множащимися персонажами, брошенными сюжетными линиями и нескончаемыми разговорами. Камша не вытягивает на поприще стратега, ткущего интересное эпическое полотно. А вот на трехстах страницах отдельного произведения у автора получается и героев убедительных изобразить, и интригу занимательную сплести, и темы для размышления не самые простые поднять, и все это гармонично свести в единое целое. У Камши потрясающее чувство языка и на этих страницах любитель хорошего литературного русского языка найдет, чем насладиться. У меня стойкое ощущение, что Камша из всех исторических эпох предпочитает эпоху XVI-XVIII веков, настолько реалистично у нее описываются любые мелочи, связанные будь-то с бытом горожан, искусством врачевания, религиозными конфессиями или военным делом тех времен. Даже при небольших познаниях в истории западной Европы с легкостью находишь реально существовавшие явления и события, на основе которых Камша построила свой авторский мир. По итогу: на мой взгляд, «К вящей славе человеческой» - одно из лучших произведений автора и очень жаль, что Камша мало пишет однотомных романов, они ей однозначно удаются лучше сомнительных сериалов.

    Оценка: 9

    Камша – это один из тех редчайших авторов, которым весьма аккуратно и достойно, не впадая в сводящую зубы назидательность, удается писать о максимально пафосных материях, тех самых, которые с большой буквы. О долге и чести, доблести и благородстве, предательстве и мести, о предельно красивых романтических героях – сильных мужчинах и мудрых женщинах. Для меня эта история оказалась коротковатой – я люблю у Камши ее бесконечные масштабные сериалы. Впрочем, думаю, что поклонников автора очередная новая книга, скорее всего, порадует, так как все упомянутые компоненты – как обычно, на своих местах.

    Оценка: 8

    Как однажды заметил Дмитрий Пучков (он же – Гоблин), все хорошие книги и фильмы рассказывают про оперуполномоченных. Если это так, то роман «К вящей славе человеческой» относится как раз к числу хороших, так как рассказывает нам историю оперуполномоченного из параллельного нам мира. Мир, как и следует параллельному, в чём то похож на наш (страны и почти все исторические деятели угадываются на раз), а в чём то является полной противоположностью. Чего только стоит Варфоломеевская ночь устроенная гугенотами и Генрих Наварский – протестант на французском троне. А ещё там есть магия и есть место чудесам. Вот как раз в водоворот какой-то чертовщины и попадает герой романа, служащий в аналоге испанской инквизиции. В ходе расследования одного дела ему приходится столкнуться с тайнами собственного прошлого и в поисках истины призвать к ответу не только живых, но и мёртвых... В общем, история лишний раз доказывает, что толковый следователь даже покойника разговорит.

    Чем особенно хорошо это произведение – так это отсутствием однозначного ответа кто прав. И обвиняемая сторона и обвинители привели достаточно веские доказательства в своей правоте. Ни одна из сторон не раскаялась и стояла на своём до конца. И совершенно не понятно, к добру или к худу для тамошней Испании произошли события Муэнской охоты.

    Итог: только со второго раза удалось в полной мере удалось получить удовольствие от романа. В первый раз мне было достаточно тяжело продраться через первую часть истории, так что впечатление от книги оказалось смазанным. Зато, взявшись повторно за книгу через год, я получил истинное наслаждение от чтения. Когда-нибудь я ещё несколько раз вернусь к этой книге. Она этого стоит.

    Оценка: 9

    Очень хорошая, сильная работа. Сильная со многих сторон, - яркая прорисовка описываемого мира, замечательные психологические портреты персонажей, интересный динамичный сюжет, образность описаний, удачные батальные сцены... Замечательная идея - эти папские голуби. И коршуны... А главное, что привлекло меня в этом романе: это книга - умная. Она гораздо глубже, чем просто приключенческая история с мистическими элементами.

    Высший балл я не поставила только из-за того, что ловила себя порой на желании пробежать глазами страницу (вернее, экран) по диагонали. Встречались неоправданные (имхо) длинноты, сбивавшие динамику и усложнявшие восприятие текста. Хотя в целом стиль повествования безусловно хорош.

    Оценка: 8

    Сериалы-это прекрасно.Мы успеваем вжиться в реалии мира,сродниться с героями,заговорить на выдуманном наречии...Тем более было интересно посмотреть на традиционно сериального автора,пишущего внецикловой роман.

    Главный недостаток книги,на мой взгляд,-длина.За 300 с чем-то там страниц с героям физически не успеваешь привыкнуть,а сделать их яркими и человечными у автора не совсем получилось.Так уж принято,читая книгу,мы сравниваем. До «К вящей славе человеческой» я ознакомилась с дебютом Аберкромби.Сравнение линий калек-инквизиторов явно не в пользу российского автора.

    Но герои-только часть проблемы.Минусы сериалов внезапно оборачиваются достоинствами недлинных книг. Небольшая военная кампания в прологе совершенно не утомляет,хотя,как и в «Отблесках»,её исход предрешен заранее.Сцены поединков на шпагах тоже прекрасны,а из-за своего количества привлекают вдвойне.

    К миру одиночного романа привыкать сложнее,поэтому Камша лишь чуть-чуть изменила реалии нашего с вами XVII века. Мне кажется,это несомненный плюс для внециклового произведения.

    Объем играет на руку автору и в другом:завяка,кульминация,развязка,очень четко выраженная мысль произведения-все разложено по полочкам. Иногда даже возникало ощущение,что автор сверялся со специальным списком «Компоненты идеального недлинного романа».

    В принципе,это довольно увлекательная книга с замечательной концовкой,но блеклыми героями. Она прежде всего понравится уже состоявшимя поклонникам автора-скрасит ожидание новых томов,позволит расслабиться.В принципе,роман ничем не хуже «Красного на красном»-за одним исключением-здесь нет Рокэ Алвы.

    Оценка: 6

    То что хорошо смотрелось в сериале, в романе выглядит уже не очень. В сериалах Камши динамику давала смена сюжетных линий, здесь же действия сильно не хватает. Особенно это заметно в «боевых» эпизодах. Мало того что они сильно растянуты, так ещё и полностью предсказуемы, что полностью губит возможное удовольствие от их прочтения.

    Глобальная интрига смотрится неплохо, хотя с моральными акцентами расставленными автором не совсем согласен, но за ней хотя бы интересно следить. «Игры спецслужб» описаны достаточно увлекательно.

    Из героев зацепили внимание «инквизитор» Хайме и Хенилья, особенно первый, остальные на мой вкус слишком внутренне «просты» и «однозначны»

    Стиль написания? К авторским стилям я обычно привыкаю за 1-2 книги, потом требуется что-то другое, чтобы удержать моё внимание. Этот роман я отдельными кусками откровенно проглядывал. «Короткие» (короче сериала:smile:) формы в исполнении Камши мне стабильно не слишком симпатичны.

    Оценка: 8

    Отдельный роман для Камши вещь необычная, всё-таки она больше известна по своим циклам. Но эксперимент удался, роман получился цельным, завершенным, интригующим и не без хороших, пускай и грустных, мыслей. Ведь помимо явных параллелей со средневековой Испанией, можно провести параллели и с нашими современными российскими реалиями. «Мы не можем себе позволить унижать свои победы» - меня сильно затронула эта фраза, подходящая как для Онсии, так и для России, пытающейся пересмотреть своё советское прошлое...

    На исходе лета

    Умирают звезды

    На груди рассвета.

    (Кровь на черных крыльях…

    Утирает небо

    Слезы звездопада,

    Смотрят камни слепо…

    (Кровь на мертвых ивах…

    На исходе лет

    Все слышней в таверне

    Смерти кастаньеты.

    (Кровь на черных крыльях…

    Кто напомнит песню, что ветра забыли?)

    В кронах рыжих сосен

    Задохнулся вечер.

    Так приходит осень.

    (Кровь на мертвых ивах…

    О, как низко кружит коршун торопливый.)

    На исходе лета

    Заблудилось сердце

    Между тьмой и светом.

    (Кровь на черных крыльях…

    Кто напомнит песню, что ветра забыли?)

    Александру Бурдакову, Даниилу Мелинцу,

    Ирине Погребецкой и Михаилу Черниховскому

    Часть первая

    Муэнская охота

    Муэна

    – На праздник, мой сеньор, – белые зубы, коралловые губки, – в Сургос.

    – И много там ваших?

    – Много, мой сеньор. – Быстрый взгляд и улыбка, лукавая и мимолетная, вроде и видел, а вроде и нет.

    – Не знаешь ли ты женщины по имени Ампаро? Она из ваших, ей должно быть… – Сколько же плясунье теперь? Не меньше тридцати, а скорее больше. Сын у нее или дочь? Неважно… Хитаны, любившие чужаков, отдают сыновей братьям, а дочерей – матерям. – Ей около тридцати, – твердо произнес герцог, – она повыше тебя. На левой щеке у нее родинка, и еще одна над верхней губой.

    – В нашем адуаре две Ампаро, мой сеньор, но одна старше, а другая младше. И родинок у них нет.

    – А в других адуарах? – потянул нить разговора Карлос. Девушка покачала головой. Она больше не улыбалась.

    – Мы здесь чужие, мой сеньор. Мы пришли из-за гор, те, кто уцелел… В Виорне больше не пляшут, а поет лишь та, что вечно косит. Нас принял адуар Муэны, мы не знаем других.

    – Здесь вам ничего не грозит. – Рука Карлоса сама рванулась к эфесу. Война не вино, она остается в крови надолго. Навсегда.

    – Мигелито так и сказал. – Девушка шагнула назад, она хотела уйти. Герцог оглянулся – карета с белыми занавесками спокойно катилась вперед. Две женщины – навеки твоя и чужая…

    – Как тебя зовут?

    – Лола, мой сеньор.

    – Мы еще увидимся, Лола! – Кольцо с рубином жарким угольком взмыло вверх и упало в раскрытую ладошку. Зачем он обещает встречу? Почему вспомнил ушедшее? Двенадцать лет – это почти треть жизни, за двенадцать лет можно забыть. И он забыл, а потом встретил белокурую Инес. Они счастливы, они ждут сына, так почему?!

    – Да благословит вас Пречистая! – Алый цветок возникает из пыльного омута, рука сама его подхватывает. – Вас и вашу сеньору, если она у вас есть…

    Белые недотроги клонятся под теплым ветром, целое море белых недотрог. Топтать цветы нестерпимо жаль, но надо идти… Она не должна, не может опоздать к мессе. Инес сделала шаг и замерла на краю долины, глядя на вырастающий из душистых волн храм. Колокол настойчиво звал вперед, но недотроги хотели жить, им и так отпущен лишь день, и день этот перевалил за полдень.

    – Иньита. – Цветы ее знают, знают и зовут… Какой знакомый голос, веселый, насмешливый. – Иньита, проснись. Приехали!

    – Хайме, ты?

    – Я, – ответили недотроги ломким юношеским тенорком и исчезли. Стало жарко и тревожно. Почему небо обили алым шелком? Это не к добру.

    – Инья, – не отставал братец, – просыпайся!

    С 29 ноября по 2 декабря 2017 года в храме Христа Спасителя в Москве прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Заседания Собора возглавил Святейший Патриарх Кирилл. На первое заседание Собора прибыло 347 архипастырей Московского Патриархата из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также стран дальнего зарубежья, в которых существуют епархии Русской Православной Церкви. В числе архипастырей в работе Собора принимал участие митрополит Вятский и Слободской Марк.

    В своем основном докладе, зачитанном в первый день Собора, Святейший Патриарх Кирилл затронул такие темы, как социальная и благотворительная деятельность, миссия среди молодежи, духовное образование, богословская наука и теологическое образование, религиозное образование и воспитание, развитие воскресных школ и детских садов, работа с подростками, монастыри и монашество, миссионерское служение, информационная работа, епархиальное управление и взаимодействие в митрополиях, первые итоги введения должности помощника благочинного, Церковь и культура, церковно-государственные взаимоотношения в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви и другие.

    В докладе были приведены статистические данные о церковной жизни и деятельности Святейшего Патриарха в межсоборный период. Так, на сегодняшний день Русская Православная Церковь объединяет 303 епархии, то есть на 10 больше, чем в 2016 году и на 144 больше, чем в 2009 году. В межсоборный период были созданы три митрополии ― теперь их число достигло шестидесяти. В настоящее время в Русской Православной Церкви 39 414 штатных клириков, включая 34 774 пресвитера и 4 640 диаконов. С учетом данных по дальнему зарубежью в Русской Православной Церкви насчитывается 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия, что на 1 340 храмов больше, чем в минувшем году, 462 мужских монастыря, то есть на 7 больше, чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше, чем в 2016 году. В дальнем зарубежье действуют более 900 приходов и монастырей Русской Православной Церкви, включая приходы Русской Зарубежной Церкви.

    Доклад святейшего патриарха Кирилла на архиерейском соборе (сокращенно).

    О служении епископов

    Среди важных замыслов Поместного Собора, которые удалось воплотить в недавнее время, можно назвать значительное увеличение численности епископата. В связи с этим предлагаю поразмыслить о сути епископского служения.

    Никогда епископы не были в Русской Церкви так многочисленны, как сегодня. Это открывает в нашей церковной жизни невиданную прежде возможность для сближения епископа с духовенством и народом. Епископ, как служащий клиру и народу Божию, как образ пастыря, который ведет паству за собой, - это тот, кто близок, достижим, кто находится не только в священном пространстве алтаря или в недоступной тиши кабинета, но кого можно увидеть, к кому можно лично обратиться, кто открыт для общения и кто не теоретически, а практически подает пример духовенству и мирянам своей жизнью во Христе, точно так же, как это делали апостолы.

    Епископ как преемник апостолов - это также совершитель богослужения, возглавляющий молитву церковной общины за Божественной Евхаристией. Через совершение литургии мы призваны свидетельствовать, что нет и до Второго Пришествия Христова не будет ничего актуальнее Господней заповеди совершать таинственное воспоминание Его смерти и Воскресения. И нет ничего более открывающего для нас блаженную вечность, чем Божественная Трапеза Святой Евхаристии. Нам также следует прилагать усилия, чтобы участие народа в богослужении было в полной мере осмысленным, чтобы никто не воспринимал службу Божию как устаревшую, хотя бы даже и величественную, традицию или, еще хуже, как некую тягостную повинность, оставленную нам двухтысячелетней историей.

    В XXI веке, так же, как и во все века, служение епископов, чтобы быть подлинно соборным, должно сочетать хранение определенных преданием институций с неусыпным вниманием к соборному голосу Церкви и «содержать то, чему верили повсюду, всегда, все» по слову преподобного Викентия Леринского.

    При этом мы видим, что Церкви непрестанно пытаются навязать жизнь по правилам мира сего, чтобы сделать земной институт Церкви равным себе противником и расправляться с ним на своем поле. Горько видеть, когда отдельные служители Церкви способствуют этому, безрассудно обращая то священное, к хранению которого их призвал Господь, на служение сиюминутным, суетным и в конечном счете тленным вещам. Это, в том числе, происходит тогда, когда в священнике совершитель Таинств и проповедник слова Божия уступает администратору или медиаперсоне, претендующей на популярность модератора общественных процессов . В таком клирике блекнет образ священнослужителя как живой иконы Христа, как свидетеля иной жизни, устроенной по иным, отличным от обычного мира законам. На примере такого священника люди могут, в конечном итоге, перестать видеть сакральный характер Церкви, поставив ее в один ряд с общественными организациями.

    Мир людей тоскует о единстве и всегда ищет единства. Формы организации человеческого общежития на протяжении истории многократно изменялись, проходя самые различные стадии, начиная от примитивного общественного уклада древности, заканчивая многоцветьем национальных государств и многонациональных империй. Сегодня и эти привычные для нас способы организации общества изнемогают от бушующих повсеместно кризисов. Границы между людьми пролегают там, где ранее их никто не ожидал и не мог даже заподозрить, в то время как прежние границы между народами и государствами делаются прозрачными. Актуализируются центры силы, во главе которых стоят малоизвестные и никем не избранные люди, а могущество некоторых корпораций уже сегодня превосходит власть и возможности отдельных государств.

    Единство же, являемое Церковью, пролегает поверх преходящих барьеров и разделений. Это единство вечное и вневременное, нетленное, всегда актуальное и никогда не устаревающее - единство, о котором сам Богочеловек Христос Иисус молился Своему Небесному Отцу. В свете этого в публичном служении архиерея на второй план с неизбежностью отступает все то, что может стать для тех или иных препятствием на пути к вере в Единую Церковь, а именно: личные интересы епископа, его частные мнения и предпочтения.

    Епископское служение - это зримое средство осуществления церковного единства. Только единая община с епископом во главе, а не разделенные и обособленные группы, есть подлинная Церковь. Будем с особым трепетом и ответственностью нести возложенное на нас Богом служение, своими делами и жизнью являя веру в Основателя Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

    Социальная и благотворительная деятельность

    Один из главных двигателей социальной деятельности - это добровольчество. При епархиях и приходах Русской Православной Церкви, включая дальнее зарубежье, сегодня действуют 566 групп милосердия, 328 добровольческих объединения и 453 сестричества. С 2011 года проводится бесплатное дистанционное обучение социальному служению через Интернет. Ежегодно более 1000 человек участвуют в обучающих интернет-семинарах и дистанционных курсах обучения. Благодаря этому ежегодно в епархиях появляются в среднем 150-200 новых социальных проектов.

    Церковь активно занимается помощью бездомным. Только в России работают 95 приютов для бездомных, 10 автобусов милосердия и 460 благотворительных столовых, не говоря уже о том, что при множестве храмов осуществляется постоянная целевая помощь людям, лишенным крова.

    Важнейшим направлением социальной работы стало создание приютов и центров гуманитарной помощи для беременных женщин, находящихся в трудном материальном положении. В 2011 году действовал один такой приют, а сегодня их уже 52. Открыты 115 центров гуманитарной помощи, в том числе благодаря целевому сбору во всех храмах на территории России.

    Церковь также заботится о людях, зависимых от алкоголя и наркотиков. Каждый год появляются от 5 до 10 новых церковных реабилитационных центров и других структур помощи. К примеру, в России действуют 75 центров, проводящих основной этап реабилитации, 12 центров ресоциализации, 9 дневных стационаров, 40 консультационных пунктов, 7 подготовительных мотивационных центров, 62 группы поддержки зависимых и созависимых лиц, более 300 обществ, братств и групп трезвости.

    Все достижения в этой области едва ли возможно перечислить в рамках настоящего выступления

    Миссия среди молодежи

    За прошедшие годы сделано немало. Во многих епархиях организованы епархиальные молодежные советы, проводятся многочисленные молодежные мероприятия. Получило развитие молодежное добровольчество, о котором я подробно говорил в своем прошлогоднем соборном докладе

    Следует трезво оценивать ситуацию. Результат проведенной работы - это, пока что, малая часть того, что нужно совершить. Наше слово достигает в первую очередь тех, кто сами приходят в храмы. Для множества юношей и девушек Церковь остается чем-то незнакомым, лежащим вне пределов их жизни и опыта.

    Церковные молодежные организации, молодежные акции не должны превращаться в нечто шаблонное, официозное, морализаторское и скучное. Для молодежи, более чем для какой-либо другой возрастной группы, важна идея о том, что христианство - религия свободы, а не религия запретов, кроме запрета греха, и что те или иные предлагаемые христианину самоограничения нужны лишь потому, что помогают нам обрести полноту жизни и осознать, что есть подлинная любовь, которая не пресекается окончанием физической жизни, но переходит в вечность.

    Заботясь о молодежи, мы должны помнить, в том числе, о тех, кто с детства в Церкви. Многие молодые люди выросли в семьях родителей, активно приобщавшихся к церковной жизни, и с раннего возраста испытали аскетическую практику строгих постов и длительных богослужений, молитвенных и паломнических подвигов. Стали ли дети церковных родителей православной молодежью? Помогали ли приходы таким детям и подросткам найти свое место в Церкви? Человеку, религиозный выбор за которого сделали родители, рано или поздно придется повзрослеть. Перед ним встанет необходимость принятия самостоятельного мировоззренческого решения. И нам надо подобрать правильные слова для обращения к таким юношам и девушкам.

    В связи с миссией среди молодежи особенным образом возникает перед нами вопрос о границах открытости Церкви. Каким образом, приглашая молодежь к диалогу, используя ее язык, не утратить церковную самобытность и не поддаться соблазну слепого подражательства модным привычкам? Часто говорят, что храмы должны стать домом для молодых людей, что при приходах следует обустраивать помещения, в которых они проводили бы свой досуг. Все это, действительно, уместно. Молодежь подвижна и активна, ей интересны спортивные и интеллектуальные игры, флешмобы и квесты, ее сплачивают испытания сил и воли. Но, организуя подобную деятельность, важно помнить, что не это является главным в нашем служении. Храм станет домом для человека тогда, когда этот человек сроднится с жителями этого дома. В чем сроднится? В вере и любви к Богу. Церковь - это не штаб по организации культурно-массовых мероприятий. Эти мероприятия могут, а в приходах с большим числом молодежи - даже должны быть частью приходской жизни. Но в центре жизни христианина любого возраста, молодого или пожилого непременно должны быть Евхаристия и следование Евангельскому слову.

    В 2013 году Архиерейский Собор инициировал создание молодежных советов в митрополиях и в епархиях , не входящих в состав митрополий. Задача советов в том, чтобы объединять все православные молодежные движения епархии или митрополии, а также выстраивать отношения со светскими молодежными движениями. Полагаю, что в митрополиях и в тех епархиях, где молодежи много, и молодежная работа требует усиленной координации, молодежные советы действительно оправдывают свое существование, если только не воспринимаются как самоцель, как очередная формальная надстройка или, Боже упаси, как место реализации амбиций отдельных личных. Нужны ли подобные органы в епархиях, охватывающих такие районы, которые молодежь покидает в пользу региональных центров? Возможно, в некоторых епархиях молодежные советы были созданы, но бездействуют по объективным причинам. Рассказ о таких примерах помог бы нам принять правильные решения.

    Наконец, рассуждая о практических методах работы, следует осознавать, что, какие бы ни использовались инструменты, будь то съезды, летние лагеря или походы, первостепенной является живая пастырская забота о молодежи. Не каждому священнику дан от Бога талант общения с молодыми людьми. Но, наверное, в каждой епархии найдутся один или несколько пастырей, которые сумеют стать для юношей и девушек открытыми собеседниками, будут способны искренне участвовать в их экскурсиях, в посещениях кино или в неформальных встречах, не забывая при этом, что главное - не досуговое времяпрепровождение, а проповедь Христа словом и, более всего, примером.

    Религиозное образование и воспитание

    Основная задача Церкви не в том, чтобы наполнить разум детей суммой знаний, а в том, чтобы помочь им войти в жизнь Церкви, найти в ней свое место, приобщить их к Священному Писанию и Преданию, к литургической жизни. Между тем, до последнего времени работа воскресных школ ориентировалась в первую очередь на практику дореволюционных церковно-приходских школ и на современную общеобразовательную систему. По этой причине в воскресных школах предлагались узкая линейка учебных дисциплин, жесткие требования к организационным формам, академический подход к наполнению учебных занятий. Некоторым учащимся школьный подход может быть близок, но для многих из них - обременителен. Такие учащиеся теряют мотивацию для посещения воскресной школы, поскольку видят в ней лишь копию обычной школы, с поправкой на то, что здесь преподается не алгебра с физикой и биологией, а церковнославянский язык и церковная история.

    По итогам состоявшегося обсуждения Высший Церковный Совет определил, что наряду с привычным школьным подходом к организации воскресной школы, приходам следует предложить иные методики, способствующие приобщению детей к основам веры.

    Обсуждая тему духовно-нравственного воспитания детей, Высший Церковный Совет также поднял вопрос о возможном увеличении числа православных детских садов. Синодальным отделом была разработана образовательная программа и методическая база для включения духовно-нравственного компонента в программу детских садов. Эти документы составлены применительно к законодательству России, которое предусматривает соответствующую возможность, но они могут быть адаптированы и к законодательству других стран. Было бы также полезным развивать сеть православных детских садов, каковых в настоящее время единицы. Синодальный отдел религиозного образования готов оказать необходимую методическую поддержку тем митрополиям и епархиям, которые были бы готовы учреждать детские сады.


    В своем прошлогоднем докладе я упоминал о необходимости найти новые подходы к обучению в воскресных школах детей старше 12 лет. Полученная с тех пор статистика подтверждает актуальность этой задачи. В российских воскресных школах, прошедших упомянутую выше аттестацию, 74% обучающихся - это дети до 11 лет включительно. Можно предположить, что в возрастной группе от 12 до 16 лет, к которой относятся оставшиеся 26% детей, большинство находится ближе к нижней возрастной планке. Найти правильные формы обращения к детям старшего школьного возраста со словами о Боге - это важная и непростая задача, находящаяся на стыке работы воскресных школ и миссии среди молодежи.

    Завершая тему религиозного образования, хотел бы пожелать, чтобы акцент в его развитии был в дальнейшем сделан не столько на создании нормативных документов, которые необходимы, но являются порой избыточно громоздкими, сколько на практической реализации поставленных задач в епархиях и на приходах при поддержке центральных церковных учреждений.

    Миссионерская деятельность

    Архиерейский Собор 2013 года определил несколько основных векторов миссионерской деятельности. Это так называемая внутренняя миссия, противосектантская работа и миссия среди коренных малочисленных народов.

    Что касается решения последней задачи, то усилиями Синодального миссионерского отдела, начиная с 2013 года, в епархии Дальнего Востока Крайнего Севера и Восточной Сибири был командирован в общей сложности 141 миссионер, а именно 92 священника и 49 мирян из числа студентов миссионерских учебных заведений. Опираясь на полученный опыт, можно сказать, что миссия среди коренных малочисленных народов наиболее успешна там, где в нее активно включается местная епархия, не дожидаясь призывов из синодальной структуры.

    Относительно других векторов миссионерской деятельности прошлогодний Собор выразил озабоченность, а именно, счел «необходимым переосмысление и совершенствование миссионерской деятельности». Это касается, в первую очередь, «внутренней миссии», то есть просвещения тех, кто уже крещены, но не в полной мере приобщились к жизни Церкви , а также тех, кто, не будучи крещены, принадлежат к народам, исторически исповедующим Православие. Необходимо ясно определить, что такое миссионерская деятельность, также как она должна осуществляться на общецерковном уровне и на уровне отдельных епархий или приходов.

    Особое место в церковной жизни принадлежит старообрядным приходам Русской Православной Церкви, количество которых постепенно растет, как и частота архиерейских служений в них древним чином. Продолжается развитие Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, способствующего улучшению подготовки священно- и церковнослужителей старообрядных приходов: в нем действуют кружки по изучению знаменного пения и устава, проходят стажировку клирики, с участием других крупных приходов издается учебная и научная литература, а также молитвословы для практического употребления. Создан уже и первый епархиальный центр древнерусской богослужебной традиции в Симбирске. Все это способствует лучшему усвоению богатого наследия русского многовекового церковного предания.

    Традиционно к миссии также относится противодействие сектам. Это еще одно направление деятельности, требующее более системной работы на общецерковном уровне, чтобы епархии и приходы, встречаясь с активностью тех или иных сектантских групп, получали своевременные и исчерпывающие практические консультации.

    Актуальной является проблема неоязычества. Необходимо предпринять усилия, чтобы преодолеть эту угрозу умам и душам людей.

    Информационная работа

    Распространять благую весть - это неотъемлемая задача Церкви с апостольских времен. При этом сегодня мы сталкиваемся с такими технологиями работы со словом, которые не имеют аналогов в прошлом. В новых условиях общество все более стремится к информационной открытости и к распространению максимального объема информации.

    В межсоборный период удалось достичь немалого в использовании технических возможностей для проповеди Евангелия. Все больше епархий и приходов активно наполняют свои сайты, развивают их мобильные версии и страницы в социальных сетях . Значительно изменился в лучшую сторону телеканал «Спас». Большим прорывом можно назвать географическое расширение вещания радио «Вера».

    «Информационное пространство» - это не только технологии. Это также совокупность идей и смыслов. Когда епархиальные пресс-службы добиваются многочисленных репостов в региональной прессе послания епархиального архиерея к тому или иному празднику - это важный результат, но на нем нельзя останавливаться и считать, что работа выполнена. Недостаточно и того, что местные СМИ распространяют информацию о богослужениях или церковных мероприятиях.

    Диалог с представителями СМИ, в том числе районными, должен выходить за рамки официоза, причем, по возможности, при живом участии архиереев и духовенства. Распространенный сегодня медийный жанр - это рассказы о конкретных людях, об их быте и увлечениях. В связи с такими рассказами порой затрагиваются глубокие социальные или нравственные проблемы. А ведь в жизни приходов найдется много интересных историй о том, как живут и активно действуют в обществе современные христиане. Наконец, было бы важно, чтобы жизнь епархий и приходов более активно отражалась на общецерковном уровне.

    Особого внимания требует миссия в социальных сетях. В 2015 году Синодальный информационный отдел рекомендовал всем епархиям открывать в популярных социальных сетях официальные страницы, что и было сделано. Однако в большинстве случаев такие страницы дублируют епархиальные сайты, нет реального диалога между администраторами страниц и читателями. Подобное присутствие в социальных сетях почти не имеет эффекта. Пользователи социальных сетей увлекаются чтением тех страниц, за которыми видят живого человека, который говорит с ними обычным языком и отвечает на возникающие у них вопросы. Это вызывает симпатию и заставляет установить личный контакт, вступить в сообщество читателей такого человека.

    Дорогие владыки, следует ясно понимать особенности текущей информационной ситуации. Сегодня очевидно, что часть общества будет негативно реагировать на происходящее в Церкви. И это будет отражаться в том числе и в СМИ. Дело в том, что Церковь не нейтральна к явлениям общественной жизни. Когда таковые явления расходятся с Евангелием, Церковь напоминает о том, что выбираемый людьми путь не благословлен Богом. И это вызывает раздражение со стороны той или иной части общества. Конечно, негативная реакция усиливается в связи с объективными проступками, недостатками, неосторожными словами или действиями тех или иных священнослужителей.

    Каков должен быть наш ответ на недоброжелательность в адрес Церкви? Участвуя в общественной деятельности, мы должны свидетельствовать об Истине. Печально, когда это свидетельство порицаемо только потому, что мы выбрали неправильный тон или неподходящую форму. Поэтому возвещая или отстаивая евангельские истины, нам следует быть аккуратными в выборе слов. Следует обличать грех, но не унижать человека. Напоминая о бедственных последствиях отхода от Божией воли, мы не должны своей неосторожностью подталкивать людей к краю пропасти. Пусть наше слово, обращенное к обществу, в том числе через СМИ, будет искренним, а не напыщенным или лицемерным, содержательным, а не декларативным и пустым, ободряющим, а не менторским и осуждающим. Чтобы даже напоминая о запретах, мы в первую очередь заботились о направлении людей к Божественной любви.

    Церковь и культура

    Культура в узком понимании, а именно то, что связано с искусством и творчеством, - это одна из тех сфер жизни общества, которая вызывает много пререканий и споров, поскольку в искусстве и творчестве открываются громадные возможности для влияния на умы людей. Важно, руководствуясь христианской осмотрительностью и заботливым отношением к ближнему, не поддаваться соблазну жесткой сортировки творческих явлений на «приемлемые» и «неприемлемые». Приятие или неприятие того или иного произведения искусства или явления культуры зачастую обусловлено вкусовыми предпочтениями или даже определенной специальной подготовкой человека. Здесь невозможно установить формальные незыблемые нормы, обязывающие, скажем, всех верующих только одним, определенным образом относиться к конкретной книге , спектаклю или фильму. Исключения составляют лишь случаи очевидного кощунства и богохульства, намеренно допускаемого художником в своем произведении. Такие произведения неприемлемы для верующего человека.

    Специфика искусства, особенно современного, такова, что порой внешне далекие от гармонии формы скрывают поиск истины и серьезные мировоззренческие раздумья. Это тем более верно в отношении молодежных субкультур , при оценке которых нужно быть особо внимательными, дабы не отвергнуть искренние устремления.

    Задачи Церкви стоят выше задач искусства и творчества. Поэтому создание проектов в сфере культуры не относится к непосредственным обязанностям епархий или приходов. Вместе с тем, такие проекты могут стать средством проповеди о Христе. Соборным постановлением 2013 года епархиям, «где это возможно», было предложено «создавать культурно-просветительские и духовно-образовательные центры» и «разрабатывать программы епархиальных мероприятий, способствующих развитию отечественной культуры». Согласно поступившим из епархий отчетам на сегодняшний день создано 103 таких центра. Вместе с тем, их деятельность весьма различна, а участие в культурной жизни региона во многом зависит от степени внимания епархиального архиерея к культурным проектам.

    Церковно-государственные взаимоотношения

    Деятельность Русской Православной Церкви имеет ярко выраженный наднациональный характер. Это проявляется, в частности, в том, что она осуществляет свое служение не в одном государстве и окормляет не один народ или этнос, но включает в сферу своего канонического попечения более полутора десятка разных стран.

    В каждом государстве архипастыри, клирики и миряне, независимо от личного гражданства, молятся о мире и благополучии той страны, где они живут, и трудятся на ее благо. Нередко, наряду с исторически принятым церковнославянским языком, богослужебные тексты произносятся и поются на местных языках, а где-то, как в Японии, национальный язык является основным для богослужений.

    Успешно ведется работа по замещению штатных должностей военных священников в Вооруженных силах Российской Федерации, что соответствует пожеланиям Архиерейского Собора 2013 года. За межсоборный период число назначенных штатных военных священнослужителей увеличилось на 148 человек, и составляет сегодня 176 человека. К этому можно еще добавить 45 кандидатуры, которые в настоящее время проходят согласование в Министерстве обороны или оформление в епархиях. Таким образом 84% штатных должностей уже замещены или будут вскоре замещены. На внештатной основе окормляют разные силовые структуры 773 священнослужителя.

    Среди пожеланий Собора 2013 года было введение института штатного тюремного духовенства. В межсоборный период достигнуто соглашение со светскими властями о введении в каждом субъекте Российской Федерации должности помощника начальника территориального управления Федеральной службы исполнения наказаний по организации работы с верующими заключенными.

    В соответствии с указаниями Архиерейского Собора 2013 года, в межсоборный период Синодальный отдел религиозного образования и российские епархии стали более активно участвовать в переподготовке педагогов для преподавания «Основ православной культуры».

    Синодальный отдел предлагает развивать участие представителей Русской Православной Церкви в подготовке учителей. Собор 2013 года также призвал епархии «продолжить работу с родителями школьников для разъяснения им значения» модуля «Основы православной культуры». Многие епархии активно взаимодействуют с этой целью со светскими родительскими объединениями. Однако приблизительно в трети епархий взаимодействие с родителями ограничивается участием духовенства в родительских собраниях по выбору модулей в рамках курса Основы религиозных культур и светской этики. Это необходимо, но недостаточно.

    В соборном документе 2013 года «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции», в частности, говорилось о важности развития диалога с государством с целью присутствия «представителей духовенства от епархий и благочиний на постоянной основе как наблюдателей, консультантов или экспертов в государственных органах опеки на всех региональных уровнях». Существенного прогресса здесь достичь пока не удалось при том, что Церковь заботится о множестве обездоленных детей, живущих в церковных приютах.

    Оценка документов Критского собора

    Остановлюсь на двух важных событиях, которые требуют нашего общего осмысления: это Собор, прошедший на Крите весной 2016 года, и моя встреча с предстоятелем Римско-Католической Церкви в феврале того же года.

    На июнь 2016 года было запланировано проведение Всеправославного Соборана острове Крит. Подготовка к нему, как вы знаете, велась многие десятилетия. Вопросы, связанные с участием во Всеправославном Соборе, составляли основную повестку дня Архиерейского Собора в феврале минувшего года.

    Представители Московского Патриархата принимали активное участие во всех последовавших подготовительных к Собору мероприятиях. Священным Синодом была сформирована делегация нашей Церкви. Однако, развитие событий вынудило нас незадолго до намеченной даты открытия Собора отказаться от участия в нём. Необходимое условие проведения Всеправославного Собора, о котором заявил наш Архиерейский Собор 2016 года, оказалось невыполненным.

    1 июня 2016 года Болгарская Православная Церковь призвала отложить проведение Собора и заявила о своём неучастии в нём в случае его проведения в объявленные сроки. Через несколько дней с подобными заявлениями выступили Антиохийская и Грузинская Церкви, а также Сербская Православная Церковь, позднее изменившая своё решение и участвовавшая в Соборе. Причинами, побудившими эти Церкви к такому решению, было возникновение в ряде Поместных Церквей критических замечаний к проектам соборных документов, которые были опубликованы по завершении работы Собрания Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези в январе 2016 года, а также продолжающееся отсутствие общения между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами, которое так и не удалось преодолеть в предсоборный период, не удаётся и доныне.

    В этих непростых условиях дважды проводились внеочередные заседания Священного Синода нашей Церкви. На заседании 3 июня было принято решение направить Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею и Предстоятелям всех Поместных Церквей предложение провести в ближайшее время экстренное Всеправославное предсоборное совещание, на котором можно было бы постараться прийти к согласию по принципиальным вопросам. На том же заседании Синод отметил, что неучастие в Соборе хотя бы одной из общепризнанных автокефальных Православных Церквей «составляет непреодолимое препятствие для проведения Святого и Великого Собора».

    К сожалению, предложение Русской Церкви о созыве экстренного Всеправославного совещания не было принято. 13 июня - менее чем за неделю до намеченной даты открытия Собора - члены Синода вновь собрались на внеочередное заседание в Москве и, внимательным образом изучив сложившуюся ситуацию, приняли специальное заявление «О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви».

    В этом заявлении Синод с глубоким сожалением признал невозможным участие в Соборе делегации Русской Церкви в том случае, если он всё же будет созван в ранее намеченные сроки. Как мы знаем, Собор на Крите тем не менее был проведён, в нём приняли участие десять из четырнадцати общепризнанных Поместных автокефальных.

    Решение не участвовать в Соборе было непростым, но, убеждён, единственно возможным в сложившейся ситуации. С самого начала многолетней подготовки Святой и Великий Собор мыслился как Собор всей Православной Церкви, как Собор, в котором примут участие представители всех общепризнанных Поместных Церквей, как Собор, призванный видимым образом явить миру единство Православия. Очевидно, что вследствие неучастия в Соборе на Крите целого ряда Церквей таковая задача осталась невыполненной.

    Результаты состоявшегося на Крите Собора обсуждались на заседании Священного Синода нашей Церкви 15 июля прошлого года. Синод констатировал, что «проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Церквей нарушает принцип соборности, вследствие чего состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы - как выражающие общеправославный консенсус».

    Полученные нами копии документов Критского Собора Комиссия сравнила с теми предсоборными текстами, которые уже были рассмотрены нашим Архиерейским Собором в феврале 2016 года. Документы «Важность поста и его соблюдение сегодня» и «Автономия и способ её провозглашения» и были приняты Критским Собором без внесения существенных содержательных поправок.

    Анализ документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» показал, что в целом он претерпел изменения в лучшую сторону с учётом высказывавшейся в его адрес критики. Так, в документ было внесено важное упоминание об отвержении униатства. Тем не менее, многие формулировки остаются не вполне ясными и удовлетворительными, они могут быть поняты в том смысле, что речь идёт о восстановлении единства христиан, а не о восстановлении единства с Церковью отделённых от неё христианских сообществ. Некоторыми критиками документа именно так и был прочитан этот соборный текст. К сожалению, наши поправки не были учтены.

    Терминология документа «Таинство брака и препятствия к нему» также требует прояснения. В частности, представляется неясным, что означает термин «гражданский союз» в отношении лиц разных полов , который, как отмечено в документе, Церковь не признаёт возможным для своих членов.

    Документ «Миссия Православной Церкви в современном мире» по-прежнему содержит ряд неоднозначных формулировок, без доработки которых документ не может быть признан вполне удовлетворительным.

    Неопределенность, требующая разъяснения, присутствует и в новой формулировке, включенной на Соборе в документ «Православная диаспора».

    В подготовленных и принятых непосредственно на Соборе «Послании Собора» и «Окружном послании Собора» также содержится ряд не вполне ясных выражений. С некоторыми из них наша Церковь, по моему убеждению, не сможет согласиться. Вместе с тем, понимание социальных вопросов, выраженное в посланиях Собора, в целом не противоречит социальному учению Русской Православной Церкви.

    Встреча с Папой Римским Франциском

    Последние годы охарактеризовались развитием сотрудничества между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в сфере общественной проблематики. Высокая степень взаимопонимания была явлена в ходе моей встречи с Папой Римским Франциском 12 февраля в Гаване. В России и мире это событие имело очень широкий положительный резонанс. Уверен, что встреча на Кубе стала важным шагом на пути к решению наиболее актуальных вопросов современности совместными усилиями двух крупнейших Церквей христианского мира.

    Главной причиной организации встречи на Кубе стала трагическая ситуация, в которой оказались христиане на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Архиерейский Собор в феврале 2016 года постановил «сделать все возможное, чтобы геноцид, развязанный против христиан экстремистами, кощунственно прикрывающими свои злодеяния религиозными лозунгами, прекратился», и призвал к тому, чтобы 2016 год стал годом особых усилий, предпринимаемых в данном направлении». Встреча в Гаване стала конкретным и действенным шагом во исполнение этого решения. В Совместном заявлении, которое мы с Папой Франциском подписали по итогам встречи, содержится призыв к мировому сообществу сделать все возможное для прекращения насилия в ближневосточном регионе, чего невозможно добиться без скоординированных действий всех сил, противостоящих экстремизму. Хотел бы особо подчеркнуть, что вскоре после нашего совместного обращения трагедию христиан в Сирии на Западе стали открыто называть геноцидом, соответствующие заявления сделали Государственный департамент и Конгресс США. Теперь настало время всерьез задуматься о разрешении проблем, с которыми Сирия столкнется после установления мира в этой стране. Важнейшим вопросом является создание условий для безопасного проживания христиан и возвращения беженцев. Необходимо восстановление разрушенных храмов, инфраструктуры и жилья. Русская Православная Церковь будет всемерно содействовать этому процессу.

    Важное место в подписанной нами с Папой Совместной декларации занимает призыв к деятельному миротворчеству и общественной солидарности на Украине. И Священноначалие Русской Православной Церкви, и Святой Престол не раз подчеркивали, что единственным способом решить украинский конфликт является претворение в жизнь Минских соглашений. Важной предпосылкой для достижения межконфессионального согласия на Украине стало заявление о том, что уния не является средством для достижения единства между Церквами и что в православно-католических отношениях недопустим прозелитизм в любых видах. Впервые в истории такая оценка унии и прозелитизма была сделана не только с православной стороны, но и со стороны главы римско-Католической Церкви.

    Мы благодарны Святому Престолу за поддержку Украинской Православной Церкви, выразившуюся в осуждении дискриминационных по отношению к крупнейшей на Украине христианской общине законов № 4128 и № 4511, проекты которых были вынесены на обсуждение Верховной рады.

    Завершение доклада

    Сегодня, в реалиях современной общественной жизни, перед лицом новых вызовов секулярного мира все мы - и Патриарх, и архипастыри, и пастыри, и монашествующие и миряне, - составляющие церковную Полноту, призваны являть пример веры, действующей любовью, утверждать высокие нравственные нормы человеческого бытия, созидать мир и гражданское согласие.

    Ныне, как и прежде, Церковь спасает души своих чад, стоит на страже Евангельских истин, апостольского предания и святоотеческого учения, православных догматов и канонов. Она открыта к диалогу и сотрудничеству со всеми людьми доброй воли.

    Немало накопилось важных вопросов, требующих соборного обсуждения и взвешенных решений. Призываю всех вас в духе братской любви усердно потрудиться к вящей славе Божией. Да споспешествует нам в этом Основатель и Глава Церкви - Христос Спаситель.

    Миссия «К вящей славе» это предпоследнее поручение Арчибальда в кампании перед финальной битвой. В принципе его можно и миновать, выполнив сценарий « ». Однако после прохождения десятого задания у игрока появляется альтернативный вариант начала последнего похода против Роланда. Все войска сохранившееся после штурма города Миддлгейт, переносятся в заключительную битву, захват опорного пункта необходимо осуществить в течение 8 недель.

    Перед началом квеста, геймер может выбрать один из трёх артефактов:

    • Чёрная жемчужина
    • Драконий меч
    • Доспехи

    В квесте «К вящей славе» Арчибальд снова делает ставку на опытного и проверенного союзника в войне за престол, лорда Карлагона. На старте этот герой «прокачен» до 5 уровня.
    Навык/ступень:

    • Баллиста - 2
    • Лидерство - 2
    • Некромантия - 2
    • Казначей - 1
    • Мудрость - 1
    • Логистика - 1

    Присутствуют войска, достаточные для зачистки пути.
    Армия:

    • Орки вожди - 20
    • Скелеты - 50
    • Грифоны - 24
    • Горгульи - 24
    • Могущественный личи - 20

    Как бонус в инвентаре Карлагона присутствует артефакт «Сапоги кочевника», позволяющий резко увеличить дальность перемещения по карте.

    1. Для успешного прохождения задания текущих войск Карлагона может не хватить. Поэтому необходимо найти крепость для создания армии. В начале миссии у игрока есть в наличии город (он в самом углу карты). Однако развивать его до замка нельзя, в нём полезными окажутся только постройки Статуя, Подвал и Магическая гильдия. То же самое касается и остальных городов Варваров , Некромантов и Чернокнижников , встречающихся на пути лорда (некоторые серьёзно охраняются). Лишь одно поселение можно отстроить до замка и полноценно развивать. Этот город Чернокнижников, находящийся вплотную к цели, через пролив. Это первичная цель.

    Двигаться относительно начала, надо по узкому проходу ведущему на север (подсказка откроется в дороге). По пути требуется обязательно собирать праздно валяющиеся ресурсы, сундуки с сокровищами и охраняемые артефакты с шахтами.

    2. После захвата поселения Чернокнижников , нужно срочно отстраивать чёрных драконов, которые станут основной ударной силой. Это вторичная цель. В оставшееся время, можно исследовать карту, изучив мощные заклинания в нейтральных городах, игрок получит известие о 30 днях до окончания срока выполнения. К последней неделе в армии должны скопиться 12–15 чёрных драконов.

    3. Заветный Миддлгейт охраняет герой расы Варваров Грэг Хак (знаковый персонаж для серии HoMM и M&M).

    Показатели навыков:

    • Атака - 5
    • Защита - 5
    • Сила магии - 1
    • Знания - 2

    Армия защитника:

    • Зелёные драконы - 12
    • Минотавры - 39
    • Грифоны - 65
    • Горгульи - 35
    • Кентавры - 50

    После сообщения о взятие города, игроку открывается награда «Перенос войск» и апофеоз тёмной кампании HoMM 2 - сценарий № 11 «Апокалипсис», где Арчибальд просит окончательно сокрушить армию брата, а самого Роланда привести ему в цепях.

    Путешествие, в которое пустился дон Франциско де Борха в 1550-ом году, имело те же цели, что и паломничество Игнатия Лойолы в Святую Землю - духовное самосоувершенствование. Но 4-й герцог Гандии, иезуит тайный, а для всех прочих по-прежнему остававшийся в миру дон Франциско, испанский гранд 1-ого ранга, не мог путешествовавать, собирая милостыню по дороге. Так что он не шел пешком, как когда-то сделал Лойола, а ехал на коне, и был он не один, как Лойола когда-то, а в сопровождении трех десятков слуг. И путь дона Франциско лежал не в Иерусалим, а в Рим. Но ехал он не к папе римскому, а к генералу своего ордена, Игнатию Лойоле, и намерен был испросить у него позволения присоeдиниться к ордену Иисуса, на этот раз открыто и на виду у всех.

    Дон Франциско очень изменился за те немногие годы, что прошли со времени его встречи с Лойолой. Он, например, очень похудел. Если в 1541-ом он не без юмора писал императору Карлу Пятому, что его погоне за разбойниками Каталонии сильно мешает то, что ему трудно втиснуть свое брюхо в латы, то сейчас, в 1550-ом, никаких проблем с латами у него не возникло бы. Дон Франциско занимался духовными упражнениями со всей серьезностью, а упражнения эти включали в себя долгие посты и умерщвление плоти. Каждый вечер, оставаясь один в своей комнате, он стегал себя плетью, и слуги говорили, что иной раз они слышали звуки сотни ударов, а наутро рубашки их хозяина на спине оказывались окрашены кровью.

    Кортеж дона Франциско передвигался без особой помпы, и сам герцог останавливался не во дворцах местных властителей, а на обычных постоялых дворах. Он всячески избегал всех обычных церемоний, подобающих его рангу, но в Ферраре ему пришлось сделать исключение из этого правила. Эрколе Второй, сын Лукреции Борджиа, не мог позволить своему "... дорогому кузену...", Франциско де Борха, проехать через его владения просто так - и он насотял на том, чтобы дон Франциско задержался в Ферраре на несколько дней, и устроил в его честь подобающие праздества.

    Похожая история случилась при вьезде в Рим - дона Франциско там дожидался посол императора Карла, Фабрицио Колонна, и несколько кардиналов, чье возвышение было так или иначе связано с родом Борджиа - и все они с нетерпением ожидали, когда же они смогут устроить ему самую торжественную встречу, какую они только смогут выдумать. Все это было настолько не по душе самому дону Франциско, что он специальным письмом испросил у Лойолы позволения вьехать в Рим ночью. В позволении ему было отказано. Oрден иезуитов предпочитал, чтобы дон Франциско вьехал в Рим, окруженный максимальным количеством земных почестей - и он подчинился.

    Но уже в Риме, получив приглашение папы Юлия Третьего остановиться в папском дворце, дон Франциско со всей возможной учтивостью это приглашение отклонил, сославшись на то, что его место - среди его собратьев по духу, иезуитов, и он поживет с ними, в их смиренной обители.

    Дело в том, что орден вырос уже настолько, что обзавелся в Риме собственной резиденцией - там-то Лойола и жил. И гордый испанский гранд, дон Франциско де Борха, 4-й герцог Гандии, переступил порог жилища Игнатия Лойолы, простерся перед ним ниц, и поцеловал его руку.

    Паломничество дона Франциско завершилось.

    Первая проповедь, которую отец Франциско читал публично, состоялась в городке Вергара, расположенном недалеко от родового замка семьи Лойола. Событие это оказалось столь значитальным, что сам папа римский обещал полное отпущение грехов всякому, кто прослушает ее лично, так что алтарь пришлось перенести на площадь - слишком уж много народу собралось в Вергаре, их и площадь-то не вмещала, и в задних рядах проповедника было слышно плохо. Это ничему не помешало - именно в задних-то рядах больше всего народу и плакало.

    Дело было не в тексте читаемой проповеди - отец Франциско, еще недавно бывший доном Франциско де Борха, грандом и герцогом Гандии, говорил на кастильском, которого большая частье его баскской аудитории не понимала.

    Но так велик был эмоциональный заряд толпы, пришедшей послушать "святого герцога", и столь заразительно искренней была его речь, что слушатели не могли придти в себя от восторга и умиления. Проповедь окончилась, и отец Франциско, не слушая никаких кликов восторга и благодарности, удалился к себе. Он жил очень уединенно, выполнял все предписанное ему со стороны его орденского начальства, и помянул свой прежний высокий сан только один раз. Когда его руководители отвергли кандидатуру новичка, желавшего вступить в орден, и которого сам отец Франциско считал достойным этой чести, он, по слухам, сказал, что до глубины сердца благодарен Господу за то, что родился герцогом - иначе и его бы не взяли.

    Ну, может быть, в такой форме проявился его юмор - если он, конечно, сумел сохранить его, несмотря на все с ним происшедшее. Ибо дон Франциско де Борха отрекся от всего земного, и принял рукоположение, и стал священником, и жил теперь неподалеку от того места, где родился Игнатий Лойола. Он даже как бы с ним породнился - один из сыновей дона Франциско не пожелал покинуть отца и посeлился с ним рядом, а в жены себе взял донью Лоренцу Оньез де Лойола, родственницу основателя ордена иезуитов.

    Отец Франциско Борха никуда не выезжал, повиновался только ордену, и не отвечал ни на какие призывы ни мира, ни Церкви. Когда папа римский предложил ему красную шляпу кардинала, он спросил, является ли это повелением Святого Отца, или его предложением? Когда же узнал, что это предложение, он его отверг, Конечно, слепое повиновение приказы папы - эдолг иезуита, но если ему позволено сохранить свободу воли, то в этом случае ранг Князя Церкви он отвергает, будучи недостойным столь высокой чести. Когда-то, за полвека до решения отца Франциско отвергнуть сан кардинала, дон Гонсальво де Кордоба заметил, что "... эти Борджиа ставят почести выше чести...". Он сказал это, поглядев на Чезаре.

    До встречи с отцом Франциско Борха дон Гонсальво не дожил.

    Выборы генерала ордена иезуитов, состоявшиеся 2-го июля 1565-го года, были чистой формальностью - избрание отца Франциско Борха было уже предрешено. Уже добрых четыре года, начиная с сентября 1561-го, он практически замещал преемника Лойолы, отца Диего Лайнеcа. Генерал ордена, отец Лайнес, был очень занят во Франции - ересь Реформации разрасталась там с каждым днем, и он пытался учредить иезуитские школы на французской почве. Увы, его усилия не увенчались успехом, хотя он лично и обнаружил большое понимание проблемы, и всячески стремился обнаружить умеренность. В итоге иезуитов все-таки допустили во Францию, хотя и на особых условиях. Государи Европы вообще с подозрением относились к Обществу Иисуса, и это на собственном опыте познал отец Франциско Борха.

    Он, вернейший из слуг императора Карла Пятого, одно время - воспитатель его наследника, принца Филиппа, попал в Испании под расследование инквизиции, и его бывший питомец не только ничего не сделал для его защиты, но еще и способствовал преследованиям.

    Началось все с совершенно невероятного инцидента - под запрет испанской инквизиции попала книга “Obras del Cristiano” – “Труды Христианина". Это была антология благочестивых текстов, написанных отцом Франциско Борха, и вроде бы ничего еретического в себе не содержала, но инквизиция цеплялась в то время даже к архиепископу Толедо за то, что тот написал катехизис, в котором следователи инквизиции усмотрели мистический уклон.

    Король Филипп мог остановить все это единым словом, но он не сделал ничего - и отцу Франциско пришлось бежать из Испании в Португалию, под защиту португальской Короны. В Лиссабоне ему были многим обязаны - он в качестве посланца ордена иезуитов много сделал для улаживания тамошних проблем, так что собратья-иезуиты в Португалии обеспечили ему удобное жилище и обеспечили всем необходимым.

    Что до короля Филиппа, то его многое раздражало в отце Франциско - и то, что его родные братья, отпрыски гордого рода де Борха, оказались замешаны в смуты в Каталонии, и то, что сам Франциско Борха вел себя так, как будто он больше и не подданный испанской Короны - когда папа Пий Четвертый вызвал его в Pим, он отправился туда, не испросив королевского дозволения. А когда его запросили из королевской канцелярии, почему он это сделал, ответил, что как иезуит он обязан папе рисмкому слепым повиновением. Ну, это не был ответ, который понравился бы дону Филиппу, королю Кастилии и Арагона. Так что с 1561-го года отец Франциско жил главным образом в Риме. Он быстро дорос до поста генерального викария, при необходимости замещавшего генерала ордена во всех делах.

    А с 1565-го года заместил его уже полностью и официально.
    Общество Иисуса развернуло при нем огромную работу. Упор был сделан на образование - в этом отец Франциско Борха полностью следовал линии своих предшественников.

    Иезуитские семинарии, которые к концу деятельности Лойолы обучали около тысячи студентов, теперь выросли вчетверо, появились у иезуитов и свои университеты. Это дало плоды - в Риме иезуиты стали считаться специалистами по очень многим дисциплинам, не входящим в программу обучения теологов. Скажем, из их училищ выходили лучшие лингвисты, и это сказалось на миссионерской программе - в Новый Свет стали посылать священников из Ордена Иисуса. С королем Филиппом у отца Франциско состоялось примирение, но уже не на основе подчинения подданного своему государю. Нет - теперь они были скорее союзниками.

    Иезуиты очень помогли испанской Короне в сокрушении восстания морисков в Гранаде. Правда, они это делали по-своему - если старые арабские обычаи беспощадно искоренялись, то на человеческом уровне иезуиты проповедовали политику терпимости и милосердия, что шло вразрез с политикой, проводимой королевской властью. Так что трения между иезуитами и инквизицией продолжались.

    Но особые усилия отец Франциско Борха приложил к борьбе за дело Веры во Франции.

    Tут он шел по стопам своего предшественника, отца Диего. В стране шла долгая, вязкая, бесконечная цепочка религиозных войн, в которой католики то сражались с протестантами, то примирялись с ними, а французский двор, официально соятщий на стороне католиков, на самом деле изо всех сил пытался лавировать между двумя партиями.

    Всеми делами при дворе управляла королева-мать, Екатерина Медичи, женщина умная и коварная, прошедшая политическую школу в лучших традициях Никколо Макиавелли. Oна хорошо знала, что конечная победа партии католиков пользу принесет только их вождям, семейству Гизов, а дня нее и ее детей станет гибелью - и всячески старалась найти какой-то компромиссный, средний путь, который помог бы ей остаться у власти.

    Никакие доводы отца Франциско тут не помогали, хотя он даже лично сьездил в Блуа, чтобы встретиться там с королевой и "... убедить ее в примате Веры...". Ехать ему пришлось из Испании, через Пиренеи, и делать это втайне. Так уж получилось, что его путь лежал через владения королевы Наварры, Жанны д’Альбре. Попадись отец Франциско к нeй в руки, ему бы не поздоровилось - королева Жанна была пламенной кальвинисткой.

    Но все обошлось - Франциско Борха добрался до Блуа благополучно, и долго убеждал Екатерину Медичи в необходимости и желательности брака ее дочери Маргариты с наследным принцем Португалии - но не убедил. Она уже решила, что отдаст руку дочери сыну Жанны д’Альбре, Генриху, заядлому протестанту и одному из вождей их партии.

    С разбитым сердцем Франциско Борха поехал обратно в Рим. Он тяжко заболеп по дороге, и умер в конце сентября 1572-го года. Но он еще успел узнать, что в августе этого года в Париже случилась резня, навеки вошедшая в историю под названием Варфоломеевской Ночи.
    Свадьба принца Генриха с Маргаритой Валуа обернулась ловушкой для протестантов. Tеперь по приказу короля их резали по всей Франции, счет жертв шел уже на тысячи. Так что Екатерина Медичи все-таки "... встала на сторону Веры...".

    Отец Франциско мог умереть спокойно.

    Примечания:

    1. Диего Лайнес (исп. Diego La;nez; 1512-1565) - один из основателей ордена иезуитов, составитель его статута и объяснений (declarationes) к статуту. После смерти Игнатия Лойолы (1556) - его преемник.
    2. Катехи;зис или катихи;зис (из лат. catech;sis от др.-греч. ;;;;;;;;;; (поучение, наставление) - официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения христианского (не обязательно) вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов.
    3. Мориски (маленькие мавры, мавританишки) в Испании и Португалии - мусульмане, официально принявшие христианство, а также их потомки. Мориски вместе с марранами (крещеными евреями) причислялись к низкостатусному сословию новых христиан.
    4. Семейство д’Альбре когда-то укрыло Чезаре Борджиа - его жена принадлежала к этому роду. Он был убит в Наварре, и там и похоронен.