• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Старшая сестра одного из самых знаменитых русских монархов Петра Первого Софья, осуществив коварную затею, фактически заполучила царский трон. Но как только братец повзрослел, он ей это припомнил и «уважать себя заставил».

    Некрасива, но умна

    У российских царевен была, в общем-то, незавидная судьба. Читать и писать их не учили, потому как незачем – замужество таким девицам не светило (за придворных отдавать не полагалось, а браки с отпрысками европейских именитых фамилий воспрещались потому что надо было принимать католичество). Как только царевна подрастала, ее отправляли на постриг в монастырь: по сложившейся традиции российский престол наследовался по мужской линии.

    Софье Алексеевне удалось эту традицию переломить. Во-первых, к своим 10 годам девочка научилась грамоте и освоила иностранные языки, чему отец, царь Алексей Михайлович, не противился. Напротив, он даже поощрил такую тягу к образованию. Софью интересовали науки, она неплохо знала историю.

    Судя по воспоминаниям современников, красавицей Софья не была – низкорослая и толстая, с непропорционально огромной головой и усами под носом. Зато сызмальства ее отличал тонкий, острый и «политичный» ум. Кода батюшка Алексей Михайлович почил и на трон взошел хворый телом брат Софьи 15-летний Федор, сестра, присматривая за братцем, параллельно завязывала отношения с боярами, смекала, как и на чем строятся придворные интриги.

    7 лет в роли регентши

    Царство Федора III Алексеевича закончилось через 5 лет. Двадцатилетний монарх умер, не оставив наследника. Возник династический кризис – с одной стороны за воцарение 16-летнего Ивана хлопотал клан Милославских (его мать, покойная царица Мария Ильинична, в девичестве была Милославской), с другой на трон 10-летнего Петра хотели поставить Нарышкины (вдова Алексея Михайловича, мать Петра, до замужества носила эту фамилию). Перевесили Нарышкины, поддерживаемые протопопом Иоакимом, именно он во всеуслышание объявил, что будущий правитель России – Петр I.

    Не желая мириться с подобным раскладом, сестра Петра Софья, использовав в своих целях как нельзя кстати назревшие на тот момент недовольства стрельцов (тем якобы задерживали жалованье), замутила бунт. Царицу поддержали Милославские и часть видных бояр, среди которых были Василий Голицын и Иван Хованский (тот стрелецкий бунт, очевидно, именно поэтому стали называть Хованщиной).

    В результате Софья добилась положения регентши при Иване и Петре. Ее царствование, при котором Милославские получили при дворе неограниченное влияние, продолжалось 7 лет. Все это время Петр с матерью жили в летней царской резиденции. Когда в 1689 году он по наущению матушки женился на Евдокии Лопухиной, у Софьи де-юре закончился срок опекунства – престолонаследник получал все права на то, чтобы занять царский трон.

    Была власть, да не натешила всласть

    Софья ни при каких обстоятельствах не хотела сдавать власть. Стрельцы поначалу были на ее стороне, ближайшее боярское окружение, получившее бразды правления из рук регентши, тоже стояло за Софью. Обстановка накалялась, поскольку обе стороны затянувшегося противостояния подозревали друг друга в намерениях развязать для разрешения спора кровавую разборку.

    В начале августа 1689 года Петру донесли, что на него готовится покушение. Перепуганный Петр скрылся с несколькими телохранителями в Троице-Сергиевом монастыре. Наутро в обитель прибыли и матушка царевича вместе с его супругой Евдокией Лопухиной. Их сопровождал потешный полк, довольно внушительная по тем временам военная сила. Тут уж действительно запахло кровавой междоусобицей. Софья послала было для переговоров в монастырь патриарха Иоакима, да он по прибытии в обитель вопреки воле регентши взял да и опять объявил Петра царем.

    Вскоре Петр издал указ и уже в качестве царя призывал всех стрелецких полковников предстать перед ним, иначе угрожал казнью. Софья в свою очередь пообещала порешить каждого, кто на такое решится. Некоторые все же ослушались, и поехали на аудиенцию к Петру. Видя, что дело не выгорает, Софья попыталась было сама переговорить с братцем, но ее к нему не пустили верные Петру стрельцы. Постепенно на сторону нового царя перешли все военно-политические силы, кроме начальника стрелецкого приказа Федора Шакловитого, остававшегося верным Софье и удерживавшего стрельцов в Москве. Но Петр с помощью верных людей устранил и его. Шакловского арестовали, допросили с пристрастием и после пыток обезглавили.

    Устранение и заточение

    Лишившаяся власти Софья по приказу Петра I удалилась сначала в Святодуховский, а потом в более дальний от Москвы Новодевичий монастырь, там она находилась под стражей. Есть версия, что Софья имела отношение к стрелецкому восстанию 1698 года. Однако маловероятно, что она могла руководить им из монастырских застенков. Царь в момент назревания бунта стрельцов находился за границей. Его гвардия жаловалась на неуплату жалованья, часть воинства дезертировала с северо-западных границ России, где несла службу и направилась в Москву «за правдой». Появились письма, якобы переданные Софьей стрельцам из монастыря и взывающие к восстанию.

    Бунт был подавлен правительственными войсками, а с мятежниками вернувшийся из заграницы царь жестоко расправился. Допрашивал он и свое окружение, родственников на предмет причастности к заговору. В том числе, и Софью. Та от обвинений открестилась.
    Более Софья Алексеевна ничем о себе не заявила. Скончалась она в 1704 году. Есть легенда, что мятежная сестра Петра I сбежала из монастырского заточения с двенадцатью стрельцами. Но достоверных доказательств этой красивой гипотезы так никто и не привел.

    Рождение: 17 (27) сентября (1657-09-27 )
    Москва Смерть: 3 (14) июля (1704-07-14 ) (46 лет)
    Москва Род: Романовы Отец: Алексей Михайлович Мать: Мария Ильинична Милославская

    Царевна Софья Алексеевна родилась в семье Алексея Михайловича и его первой жены - Марии Ильиничны Милославской .

    Биография

    Личные качества

    Софья была умной, властной, честолюбивой, знала польский язык , латынь и даже сочиняла стихи. Вольтер говорил о ней: «Правительница имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов; все они были омрачены громадным её честолюбием» . Не имея законной возможности взойти на престол, царевна тем не менее чрезмерно жаждала власти, что приводило к частым конфликтам, в том числе и с людьми, её поддерживавшими.

    Достижения

    Примечания

    Литература

    На русском языке
    • Беляевский летописец // Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей / Сост. и ред. А. П. Богданов . - М .: Современник , 1990. - С. 27 - 44. - 448 с. - ISBN 5-270-00708-8 (в пер.)
    • Костомаров Н. И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Гл. 13. Царевна Софья
    • Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 14, гл. I, II.
    • Лавров А. С. Регентство царевны Софьи Алексеевны. Служилое общество и борьба за власть в верхах Русского государства в 1682-1689 гг. - М .: Археографический центр, 1999. - 304 с. - 1 000 экз. - ISBN 5-88253-035-0 (в пер.)
    • Седов П. В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII в. - СПб., 2006.
    • Богданов А. П. Гравюра как источник по истории политической борьбы в России в период регентства Софьи Алексеевны (вопросы происхождения) // Материалы XV Всесоюзной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Серия «История». - Новосибирск, 1977. - С. 39–48.
    • Описание бунта бывшего в 1682 году. С рукописи // Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях государя императора Петра Великого. Изданное трудами и иждивением Фёдора Туманского. – Ч. 1. - СПб.: Шнор, 1787. - С. 111 - 229.
    • Хьюз Л. Царевна Софья / Линдси Хьюз / Пер. с англ. и науч. редактирование: к.и.н. С. В. Лобачёв; Рецензенты: д.и.н., проф. С. А. Козлов, д.и.н., с.н.с. А. П. Павлов. - СПб. : Гранд, 2001. - 416 с. - 4 000 экз. - ISBN 5-9204-0003-X (в пер.)
    На иностранных языках
    • Hughes, L. Sophia, Regent of Russia 1657-1704. New Haven and London, 1990.
    • Boskovska, N. Die russische Frau im 17. Jahrhundert. Köln, 1998.

    Ссылки

    Категории:

    • Персоналии по алфавиту
    • Родившиеся 27 сентября
    • Родившиеся в 1657 году
    • Родившиеся в Москве
    • Умершие 14 июля
    • Умершие в 1704 году
    • Умершие в Москве
    • Похороненные на Новодевичьем кладбище
    • Русские царевны из дома Романовых
    • Насильно пострижённые в монахи
    • Регенты России
    • Монахини Русской православной церкви

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Софья Алексеевна" в других словарях:

      - (1657 1704), царевна, правительница Русского государства в 1682 89 при двух царях её малолетних братьях Иване V и Петре I. К власти пришла с помощью В. В. Голицына, Мило славских, Шакловитых и стрельцов. Правительство Софьи Алексеевны заключило… … Русская история


    10.Петр I ввел ассамблею,которая представляла собой
    11.Квакие новшества были использованы во время Полтавской битвы
    12.Знаменитое морское сражение в период Северной войны
    IIонятие «бироновщина» воспринималась как
    Продолжите словами.Дворцовый переворот –это…
    5..Борьба за престол в 1725г. началась между двумя группировками
    ...
    Полное содержание Подобный материал:
    • Курс «История России с конца XVII в до конца Х1Х в.» (доцент Юсупова Л. Н.) , 49.94kb.
    • Atutory acts the problem of legal regulation of activity of higher educational institutions , 763.82kb.
    • 1. билингвистическая ситуация в русском обществе XVIII , 264.2kb.
    • Охрана труда в россии до октября 1917 года труд в Российской Империи и его охрана , 100.96kb.
    • «Россия в эпоху Александра I и Николая , 77.08kb.
    • Контрольная работа Тема: Россия в эпоху Петра , 53.74kb.
    • Россия в эпоху александра , 313.23kb.
    • , 24.96kb.
    • Программа конгресса ассоциации кардиологов стран СНГ (18-20 сентября 2003 года, Санкт-Петербург, , 609.91kb.
    • Атман трансперсональный взгляд на человеческое развитие Издательство act издательство , 4520.68kb.

    Россия в Петровскую эпоху

    Вариант 1
    1. Первую половину 18в. называют:
    А) .Елизаветинское время

    Б) .Петровская эпоха

    В). Екатерининская эпоха

    Г). эпоха дворцовых переворотов

    2.Большая часть историков считает Петра I

    а).реформатором:

    б). «губителем русской культуры»

    в). антихристом

    г.) «проповедником западной культуры»

    3. В области экономики Пётр I осуществлял:

    а.)Развитие мануфактурного производства

    б.) Выпуск ценных бумаг на российском рынке

    в).Монопольное право на внутреннюю и внешнюю торговлю

    г.) политику протекционизма

    4 К нововведениям Петровской эпохи можно отнести:

    а) учреждение орденов и медалей

    б).Празднование Нового года

    в). введение начального образования для низших сословий

    г.) создание русской писменности

    5.Причины поражения русских войск под Нарвой:

    а) Предательство иностранцев, командовавших русской армией

    б) Небоеспособность русской армии

    в)Количественное превосходство шведов

    6.В чём было преимущество коллегий перед приказами

    а)Ведали определёнными участками государственного управления

    б)Деятельность была основана на инициативе и самостоятельности

    в).Присутствовал принцип коллегиальности

    г)Наличие огромного бюрократического аппарата

    7.Знаменитая Полтавская битва произошла

    8.Отставание России от европейских держав объяснялось:

    а)Отсутствием у России открытого выхода в море,что мешало развитию внешней торговли

    б)Наличием крепостнической системы

    в) Наличием огромнейшей территории

    г) Многонациональностью

    9 .На Красной площади Пётр I распорядился построить

    а.) «Комедиальную храмину»

    б.) Спасскую башню

    в.) «Придворный театр»

    г.) Лобное место

    10 . Царевна Софья, добиваясь престола, опиралась на

    а) гвардию

    б) .стрельцов

    в). даточных людей

    г). Казачество

    11. Особенности развития русской промышленности и торговли в первой половине 18в.

    а.) применение крепостного труда рабочих на мануфактурах

    б.)Освоение нолвых торговых путей в европейские страны

    в). интенсивное развитие крестьянских промыслов

    г.) развитие мануфактурного дела в боярских вотчинах

    12.Даже после взятия Азова Россия не смогла решить вопрос Чёрного моря,т. к.:

    а.)Турция продолжала господствовать на Чёрном море

    б).Не смогла отвоевать Керченский пролив

    в). Англия и Франция были категорически против

    г).Помешали шведы\

    Вариант 2

    1.Цель «Великого посольства»:

    а).найти союзников в предстоящей войне против Швеции

    б).заключить мирный договор с Польшей

    в). познакомиться с государственным устройством западных стран

    г).найти союзников в предстоящей войне против Турции

    2.Северная война приходится на период

    а).1700 -1721гг.

    б).1709 -1721гг.

    в).1699 -1720гг.

    г).1701 -1721гг.

    3..Пётр I начал реформаторскую деятельность с преобразования:

    а).мануфактуры

    б).армии и флота

    в). промышленности

    г).приказной системы

    4.Соотнесите название органов правления и их определение:

    А).Главный магистрат 1).высший орган,управляющий русской Церковью

    Б).Земский собор 2).высший законодательный,административный и судеб-

    Ный орган

    В).Синод 3).центральное учреждение управляющее городами

    Г).Сенат 4).сословно-представительное учреждение

    5.В результате Северной войны Россия

    а).отвоевалла выход в Балтийское море

    б).лишилась части своей территории

    в). укрепила свое международное положение

    г).потеряла свою независимость

    6.Новое в русском быте

    а)в оджде появился Европейский покрой;

    б)бритьё бород;

    в)русские люди стали грамотными и образованными;

    г)стали выпускаться книги и появились библиотеки.

    7.Ухудшение положения крестьян в начале 18 в. объясняетс я:

    а)увеличением государственных повинностей;

    б)припиской крестьян к мануфактуре;

    в)насильственным переселением в Сибирь.

    Г)использованием крестьянского труда при строительстве флота.

    8.. Новое летоисчисление в России было введено в:

    г)1702 г

    9.Ношение бород разрешалось :

    а)крестьянам и ремесленникам;

    б)священнослужителям и дворянам;

    в) священнослужителям и крестьянам;

    г)рекрутам и горожанам.

    10.Петр I ввел ассамблею,которая представляла собой:

    а)игровое заведение;

    б)общественное собрание;

    в)увеселительное заведение;

    г)театральное представление.

    11.Квакие новшества были использованы во время Полтавской битвы:

    а)фаланги и каторги;

    б)земляные укрепления)редуты)

    в)боевой клич «ура»

    г)конная артиллерия.

    12.Знаменитое морское сражение в период Северной войны:

    А)Гангутское;

    Б) Азовское;

    В)Балтийское;

    Г)Полтавское.

    Россия в эпоху дворцовых переворотов.

    Вариант 1

    1..Крупная,решающая сила при определении политики:

    А)гвардия;

    б)даточные люди

    в)Семеновский и Преображенский полки;

    г)стрелецкое войско

    1. .IIонятие «бироновщина» воспринималась как:
    а).господство Тайной канцелярии

    б).активная борьба против русского дворянства

    в).олицетворение засилья иноземцев в управлении государством

    г).упрочение позиций высших сановников

    1. .Продолжите словами.Дворцовый переворот –это…
    1. .Пётр I I I подготовил указ,который решал один из важнейших вопросов России:
    а).об отмене крепостного права

    б).о введении конституциив

    в).о создании парламента в России

    г). о расширении прав купечества

    5..Борьба за престол в 1725г. началась между двумя группировками:

    а).высшщих сановников во главе с А.Меньшиковым

    б).родовитых аристократов во главе с князем Д.Голицыным

    в). гвардейцев во главе с Г. Орловым

    г). иностранцев во главе с вельможей петровского времени А.Остерманом

    6.При Елизавете Петровне государственными делами занимались:

    а).Б.К.Миних

    б).А.И.Остерман

    в).П.И.Шувалов

    г).К.Г.Разумовский

    7..Целью своего царствования Елизавета Петровна провозгласила:

    а).возвращение к порядкам своего отца

    б).отмену смертной казни

    в).расширение прав и привилегий дворянства

    г).ограничение прав и привилегий дворянства

    8..В ходе Северной войны русская армия применила новое артиллерийское оружие.Какое?

    а).редуты

    б). «единороги»

    в).гаубицы

    г).пищаль

    9.Причины выдвижения на престол кандидатуры Анны Ивановны, дочери царя Ивана 5:

    а). Других кандидатур просто не было

    б).отсутствие связей с русским дворянством у Анны

    в).было оказано сильное давление со стороны Пруссии

    г).её «бедное» существование в Курляндии

    10.В интересах дворянства и купечества было осуществлено:

    а). Создание Дворянского земельного банка

    б).создание Коммерческого банка

    в).установление норм приписки крестьян к мануфактурам

    г).запрещение недворянам покупать крепостных

    11.Кондиции,выработанные Верховным тайным советом, содержали требования:

    а).не назначать наследников

    б).расширять полномочия Верховного тайного совета

    в).важнейшие государственные дела должны решаться только при участии верховников:

    г).не приглашать иностранцев в Россию

    12.В период правления Елизаветы Петровны в области экономики:

    а).отменили внутренние таможенные пошлины

    б).отменили начало разведок и добычи золота

    в).работа комиссии по созданию нового Уложения –свода законов

    г).секуляризация монастырских и церковных земель

    Вариант 2

    1. Период правления Анны Ивановны вошел в историю как:
    а). «правление верховников»

    б). «бироновщина»

    в). «правление временщиков»

    г). «орловщина»

    1. .Гвардия использовалась:
    а).для личной охраны императора

    б).для организации контроля за деятельностью различных учреждений

    в).для охраны пограничных рубежей

    г).для организации военных экспедиций в другие страны

    1. .Выражение «словом и делом» связано :
    а).с деятельностью Тайной канцелярии

    б).с Разбойным приказом

    в).с осуществлением реформ государственного аппарата

    г).с деятельностью кабинета министров

    1. .В области церковной жизни Пётр I I I
    а).запроетил какие –либо другие вероисповедания

    б).прекратил преследование старообрядцев

    в).разрешил Церкви покупать дворянские земли

    г).объявил о секуляризации земель

    1. Престол после кончины Анны Ивановны унаследовал:
    а). Иван Антонович-сын племянницы Анны Ивановны

    б).Пётр Алексеевич-внук Петра I

    в).Карл Пётр Ульрих-племянник Елизаветы Петровны

    1. Соотнесите имя правителя государства и время его правления :
    1)Екатерина I а) 1727-1730 г.

    2) Петр I I б) 1730-1740 г

    3)Анна Ивановна. в) 1741-1761 г

    4)Елизавета Петровна г) 1725-1727 г.

    1. Верховный тайный совет был создан для:
    а).лучшего управления государством

    б).ограничения власти Сената

    в).продолжения реформ Петра

    г).тайного контроля за деятельностью высших сановников

    1. . В период правления Елизаветы Петровны были восстановлены:
    а).Сенат

    в).Главный магистрат

    г).Тайная канцелярия

    1. .Права и привелегии дворянства при Елизавете расширились.Это доказывает :
    а).дворянство закрепило за собой право владеть землёй и крестьянами

    б).дворянство освобождалось от государственной службы

    в).помещики получили право ссылать неугодных крестьян в Сибирь без суда и следствия

    г).всё налоговое бремя было снято с дворян

    1. .Указ Петра I о престолонаследии-1722г. утверждал право государя :
    а).передавать престол по наследству

    б).самому выбирать и назначать наследника

    в).передавать престол по наследству как по мужской,так и по женской линии

    г).вместе с Сенатом выбирать и назначать наследника

    1. Своим наследником Елизавета Петровна назначила
    а).Петра Фёдоровича

    б).Ивана Антоновича

    в).Петра Алесеевича

    1. Продолжите своими словами. Кондиции-это

    Екатерининская эпоха

    Вариант 1

    1.Екатерина Петровна пришла к власти в результате:

    а).назначения её престолонаследницей Елизаветой Петровной

    б). Дворцового переворота

    в).выбора её на престол Земским собором

    г).смерти её супруга, Петра I I I

    2..Освоение новых плодородных земель позволило России

    а).начать экспорт зерна за границу

    б).решить проблему малоземелья крестьян

    в).начать раздачу земель дворянам

    г).совершенствовать сельскохозяйственную технику

    3..При Екатерине I I в россии впервые появились:

    а).бумажные деньги;

    в)ассигнации;

    г)единая денежная валюта;

    д)крестьянская война Е. Пугачева.

    4.Наиболее важными солбытиями в период правления Екатерины I I являются:

    1) «Манифест о вольности дворянства»;

    2) Разделы Польши;

    3) Отмена крепостного права;

    4)Крестьянская война Е. Пугачева.

    5. Продолжите своими словами. Просвещенный абсолютизм-это….

    6..Соотнесите исторические события и даты:

    1)Русско-турецкая война а)1767-1768 гг.;

    2)Крестьянская война Е.Пугачева в)1772-1795гг.;

    3)Разделы Польши(I- I I I) г)1768-1774гг.;

    Работа «Уложенной комиссии» д)1773-1775гг.

    7.. Основные лозунги восставших под руководством Пугачева:

    А)волю крестьянам;

    Б) «доброго царя на престол»

    В) уничтожение помещиков и дворян;

    Г) «немку вон спрестола»

    8..В результате сенатской реформы:

    А)улучшилось управление страной из центра;

    Б)укреплялась единоличная власть императрицы;

    В)вводились ограничения монаршеской власти;

    Г)расширились полномочия государственного аппарата.

    9..Одна из причин ликвидации Запорожской Сечи:

    А)опасность казачества для правительствакак организованной силы;

    Б)казачество было правительству больше не нужно;

    В)участие казаков в восстании Е. Пугачева;

    Г)казаки претендовали на власть на территории Украины.

    10,.Указ 1775 г.,разрешивший крестьянскую промышленность, послужил толчком к:

    А)расслоению крестьянства;

    Б)росту числа заводчиков из купцов и крестьян;

    В)развитию крестьянского промысла;

    Г)вкладыванию капиталов в промышленность.

    11..Результаты второй русско-турецкой войны:

    А)Россия получила весь Крым,который стала осваивать;

    Б)началось строительство Черноморского флота;

    В)Россия оказала помощь Балканским странам;

    Г)Россия потеряла Азов и часть земель между Бугом и Днепром.

    12..К кому относятся слова Екатерины I I «Бунтовщик хуже Пугачева»:

    А) к Радищеву;

    Б)к С.В. Суворову;

    В)к Г. Потемкину;

    Г)к Г. Орлову.

    Вариант 2

    1..Ведушей отраслью экономики России было:

    А)сельское хозяйство;

    Б)мануфактурное производство;

    В)промысловое хозяйство;

    Г)заводское производство.

    2..Эпоха Екатерины I Iвошла в историю как:

    А)эпоха просвещенного абсолютизма;

    Б)имперская эпоха;

    В) «бироновщина»;

    Г)эпоха великих перемен.

    3.Основные феодальные повинности крестьян данного периола:

    А)десятина и отхродничество;

    Б)барщина и оброк;

    В)месячина и отработки;

    Г)подушная подать и барщина.

    4.Продолжите своими слровами. Месячина –это….

    5. « Жалованная грамота дворяству» объявляла:

    А)дворян привилигированным сословием;

    Б)свободу дворян от государственной и военной службы;

    В)введение дворянского суда;

    Г)разрешала дворянам совершать куплю-продажу земли.

    6.Екатерина I Iодна из немногих монархов,кто находился в переписке:

    А)с Вольтером;

    Б)с Монтескье;

    В)с Робеспьером;

    Г)с Руссо.

    7.В сельском хозяйстве стали использоваться такие культуры,как:

    А). Подсолнечник

    Б).кукуруза

    8.Пугачёв выступил под именем:

    А).царевича Дмитрия

    Б).императора Петра I I

    В).царевича Фёдора

    Г).императора Петра I I I

    9.В Екатерининский период в России преобладали мануфактцуры:

    А).с использованием крепостного труда

    Б).сиспользованиемнаёмного труда

    В). с использованием труда отходников

    Г).с использованием труда отходников

    10.Губернаторская реформа имела положительные стороны:

    А)облегчала задачи управления на местах;

    Б)развивала самостоятельность и инициативу на местах;

    В)давала центральной власти возможность полного контроля;

    Г)систему управления делала более гибкой и компромиссной.

    11. В стране продолжалось господство:

    А)крепостничества;

    Б)капиталистических отношений;

    В)барщинного хозяйства;

    Г)мануфактурного производства.

    12.Заслуга русского просветителя Н.И. Новикова:

    а)сделал доступным для широкого круга читателей произведения французских философов-

    просветителей;

    б)начал издавать детские, женские,экономические журналы;

    в)критиковал русскую действительность;

    г)пропагандировал европейский образ жизни.


    В допетровскую эпоху участь девочек, рожденных в царских покоях, была незавидной. Жизнь каждой из них развивалась по одинаковому сценарию: детство, юность, монастырь. Царевен даже не обучали грамоте. С подобным положением дел наотрез отказалась мириться дочь царя Алексея Михайловича и сестра Петра I царевна Софья . Благодаря острому уму и хитрости, эта женщина стала фактической правительницей на Руси на целых семь лет.


    Вплоть до XVIII века судьба царевен была предопределена. По статусу им запрещалось выходить замуж за придворных, а мысль о браках с европейскими монархами не допускалась, т. к. для дочерей русских правителей переход в католицизм был невозможен. Именно поэтому никто особо не обременял себя обучением царевен грамоте. В основном их образование ограничивалось основами рукоделия. После того, как девушкам исполнялось 20-25 лет, их отправляли в монастыри. Исключением стала дочь царя Алексея Михайловича Софья.


    Софья Алексеевна была одной из 16 детей царя Алексея Михайловича. Маленькая царевна отличалась от своих сестер: она проявляла любознательность, отказывалась проводить время в бесконечных молитвах, не слушалась мамок-нянек. К удивлению придворных, ее отец не только не рассердился на дочь за такое неповиновение, а, напротив, нанял ей учителя.

    Уже в 10-летнем возрасте царевна Софья научилась читать и писать, освоила несколько иностранных языков, интересовалась историей и науками. По мере взросления царевны слухи о ней расползались далеко за пределы страны. Прижизненных изображений царевны не сохранилось, но по мнению современников, Софью нельзя было назвать красавицей. Француз Фуа де ла Нёвилля описывал ее так: «Она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и насколько её стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остёр и политичен» .


    После кончины Алексея Михайловича русский трон занял его сын Федор Алексеевич. Он был очень болезненным, поэтому царевна вызвалась присматривать за братом. В перерывах между уходом за царем, Софья заводила полезную дружбу с боярами и разбиралась в придворных интригах. Именно тогда произошло ее знакомство с князем Василием Голицыным.

    Голицын имел прекрасное образование, слыл талантливым дипломатом, был хорошо воспитан. Царевна, сама того не желая, влюбилась в князя, который еще и был на 14 лет старше ее. Однако Голицын считался примерным семьянином. У царевны с князем завязались доверительные отношения.


    Когда в 1682 году царь Федор Алексеевич скончался, на трон возвели малолетнего Петра, а регентом назначили его мать Наталью Нарышкину. Царевна Софья не захотела мириться с подобным положением дел, и при поддержке князя Голицына она устроила стрелецкий бунт, после которого новоиспеченного царя и его мать свергли. Буквально через пару недель на царствование посадили двух братьев Петра и Ивана, а Софью назначили регентшей.


    Начало правления Софьи ознаменовалось рядом положительных реформ. В Россию привлекались иностранные торговцы, учителя, мастера. Была открыта Славяно-греко-латинская академия. При царевне немного смягчили наказания. Теперь обвиненных в воровстве не казнили, а ограничивались отрубанием руки. Женщин-мужеубийц не оставляли умирать в страданиях, закопанных по грудь, а сразу отсекали им головы.

    Время шло, и Петр повзрослел. Теперь он уже не во всем слушался сестру. Мать Наталья Нарышкина постоянно нашептывала юному Петру историю о том, каким образом его сестра сумела стать фактической главой государства. К тому же все знали, что регентство Софьи должно закончиться по достижению Петром совершеннолетия или же после его женитьбы. По настоянию матери царь женился в 17 лет, но Софья и не думала складывать с себя полномочия.



    Ситуация обострилась в начале августа 1689 года. К Петру в село Преображенское прибыло несколько стрельцов, сообщивших ему о возможном покушении. Наследник скрылся в Троице-Сергиевой лавре. Постепенно все бояре и стрелецкие войска перешли на его сторону.

    Василий Голицын предусмотрительно уехал в свое имение. Единственным, кто поддерживал Софью, был ее фаворит – начальник стрелецкого приказа Федор Шалковитый. Позже его обезглавили, и Софья Алексеевна осталась совсем одна.



    Петр I сослал ее в Новодевичий монастырь и приставил охрану. Женщине продолжали оказывать почет и даже кормили с царской кухни. В 1698 году стрельцы, недовольные реформами «подмененного немцами» Петра, пребывавшего в тот момент заграницей, снова попытались возвести Софью на престол. Дело закончилось тем, что царь приказал насильно подстричь сестру в монахини.

    Петр I, занявший трон, прославился своими кардинальными реформами. Но во время правления

    Вариант № 1
    А1.В 1682-1696 гг. существовало двоевластие Петра I и ……

    а) Ивана Алексеевича в) царицы Натальи Кирилловны

    б) царевны Софьи Алексеевны г) Екатерины I

    А2. Кого называли стрельцами? Выберите правильный ответ.

    а) княжеских управителей

    б) служилых людей, составляющих постоянное войско

    в) торговцев

    А3. Назовите годы Северной войны.

    а) 1550-1583гг в) 1700-1721гг

    б) 1622-1634гг г) 1756-1763гг

    А4. В результате Северной войны Россия….

    а) завоевала выход в Балтийское море

    б) лишилась части своей северной территории

    в) укрепила своё международное положение

    г) потеряла свою независимость

    А5. А. Меньшиков, Ф. Апраскин, Ф. Лефорт известны в истории как….

    а) птенцы гнезда Петрова

    б) организаторы стрелецкого бунта в конце 17 века

    в) деятели, участвовавшие в проведении церковной реформы

    А6. Знаменитое морское сражение в период Северной войны:

    а) Гангутское в) Балтийское

    б) Азовское г) Полтавское

    А7. Первая русская газета, которая нерегулярно выпускалась для высшего

    придворного круга называлась…….

    а) «Ведомости»

    б) «Куранты»

    в) «Новости»

    г) «Вести»
    А8. Коренной перелом в ходе Северной войны внесла знаменитая битва,

    состоявшаяся ….

    а) под Полтавой

    б) под Нарвой

    в) у деревни Лесной

    г) у острова Гренгам
    А9.Петербург был основан и стал столицей России в ….

    а) в 1703 году в) в 1725 году

    б) в 1712 году г) в 1700 году

    А10. В битве у деревни Лесной, где был разгромлен 16-тысячный корпус шведов

    русскими войсками командовал…..

    а) Ф. Лефорт в) А.Меньшиков

    б) Пётр I г) Ф.Апраскин
    В1. Расположите в хронологическом порядке их появления следующие термины.


    А) коллегии В) приказы

    Б) министерства Г) земства

    В2.

    А) Адмиралтейская 1) внешняя политика

    Б) Военная 2) управление морским флотом

    В) Иностранных дел 3) армия

    В3 Кто из названных лиц относится к современникам Петра I?

    А) М. Сперанский Г) А.Меншиков

    Б) А.Аракчеев Д) Ф. Лефорт

    В) И. Мазепа Е) Б.Хмельницкий


    1) АБВ 2) БВГ 3) ВГД 4) ГДЕ
    С1.

    Тест для 7-ых классов по истории «Эпоха Петра I. Северная война»

    Вариант № 2
    А1. Царевна Софья добиваясь престола, опиралась на …..

    а) гвардию в) даточных людей

    б) стрельцов г) казачество

    А2. Славяно-греко-латинская академия в России 18 века - это….

    а) орган высшей сословной власти

    б) первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве и в России.

    в) совещательный орган при царском дворе

    г) ведомство руководившее школьным образованием
    А3. Кем был Симеон Полоцкий?

    а) патриархом России

    б) организатором стрелецкого бунта в конце 17 века

    в) крупный мастер стихосложения в 17 веке

    А4. В результате какой войны Россия получила выход в Балтийское море?

    а) Ливонской в) Северной

    б) Смоленской г) Семилетней
    А5. Какое их названных событий произошло раньше всех остальных?

    а) Азовские походы Петра I

    б) окончание Северной войны

    в) Полтавская битва

    г) поражение русских под Нарвой

    А6. Знаменитая Полтавская битва произошла……

    а) в 1705 году в) в 1707 году

    б) в 1709 году г) в 1708 году

    А7. К итогам Северной войны для России не относилось….

    а) завоевание побережья Балтики

    в) присоединение Дагестана

    А8. Между какими странами шла Северная война

    а) Россией и Англией в) Россией и Швецией

    б) Россией и Данией г) Россией и Польшей
    А9. Россия стала империей……

    а) в 1613г, когда на троне утвердилась династия Романовых

    б) с 1654г, после воссоединения Украины и России

    в) после заключения Ништадтского мира 1721 года, когда Пётр I был провозглашён императором.


    А10. Цель «Великого посольства»:

    а) найти союзников в предстоящей войне против Швеции

    б) найти союзников в предстоящей войне против Турции

    в) закупить военное и корабельное снаряжение, книги и т.д.

    г) познакомиться с государственным устройством западных государств.

    В1. Расположите в хронологической последовательности крупнейшие морские сражения, ознаменованные победами русского флота.

    Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу.
    А) Гангутское В) Гренгамское

    Б) Чесменское Г) Синопское

    В2. Установите соответствие между названиями коллегий и их функциями.

    А) Камер-коллегия 1) лёгкая промышленность

    Б) Ревизион коллегия 2) финансы

    В) Мануфактур –коллегия 3) сбор налогов

    В3 . Какие события относятся к правлению Петра I?

    А) Северная война Г) взятие крепости Измаил

    Б) Взятие Казани Д) создание стрелецкого войска

    В) Учреждение Сената Е) Полтавская битва


    1) АВЕ 2) БВГ 3) ВГД 4) ГДЕ
    С1. Охарактеризуйте государственные реформы Петра I. К чему они привели?

    ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ

    для 7-ых классов по истории «Эпоха Петра I. Северная война»

    Вариант № 1
    А1 – а; А2 – б; А3 – в; А4 – а, в; А5 – а, А6 – а; А7 – а; А8 – а; А9 – а; А10 – б;

    В1 – ВАБГ;


    В2 - А2; Б3; В1;
    В3 – 3 (ВГД);

    1. создание Сената- высшего государственного органа подчинённого императору по делам законодательства и государственного Управления;




    2. магистраты;

    3. табель о рангах.
    Реформы привели к неограниченной абсолютной царской власти. В России оформился абсолютизм.

    Вариант № 2
    А1 – б; А2 – б; А3 – в; А4 – в; А5 – а; А6 – б; А7 – в; А8 – в; А9 – в; А10 – б,в;
    В1 – АВБГ;
    В2 - А3; Б2; В1;
    В3 - 1 (АВЕ);
    С1. Реформы государственного управления:

    1)создание Сената- высшего государственного органа подчинённого императору по делам законодательства и государственного Управления;


    1. организации коллегии, подчинены Сенату;

    2. подчинение церкви государству, образование Синода;

    3. деление государства на губернии;

    4. магистраты;

    5. табель о рангах.
    Реформы привели к неограниченной абсолютной царской власти. В России оформился абсолютизм.